Тело вещество явление таблица физика: Attention Required! | Cloudflare – Вещество, тело, явление

Таблица по физике тело вещество явление. Дидактический материал к уроку физики «Тело.Вещество.Явление» (7 класс). Какие физические явления происходят во время грозы

Приложение 3

Урок 1

Введение: физическое тело, вещество, физическое явление .

1. Что изучает физика?

Новый кабинет, новый урок… Чем мы будем заниматься на уроках физики?

Продолжите предложения:

Алгебра изучает…

Геометрия изучает…

Биология изучает…

География изучает…

Физика изучает…???

Давайте полистаем учебник…. Откройте его на стр. 5. Что здесь изображено? Планета Земля, как в учебнике географии. Посмотрите рисунок на странице 132 – рука держит шар, а на руке изображены мышцы и кости, как в учебнике биологии. А на странице 82 – графики, как в учебнике математики.

Знакомство с учебником, объект – рисунок, умение находить по указанному номеру страницы Указаны номера страниц учебника «Физика и астрономия, 7 класс» п.р. А.А.Пинского и В.Г.Разумовского

Может быть, посмотрев, какие задачи есть в задачнике, мы поймем, что же изучает физика? Найдите в задачнике №95 на стр.16:

Почему мел оставляет на поверхности доски меловой след, а кусок белого мрамора – царапину?

Это же про школу!

Найдите теперь задачу №247:

Заяц, спасаясь от преследующей его собаки, делает резкие прыжки в сторону. Почему собаке трудно поймать зайца, хотя она бегает быстрее?

Опять что-то из биологии!

А теперь найдите №525:

Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры специальными перчатками, особенно в дождливую погоду?

Может быть это задачник по физкультуре, а не по физике?

Объект – текст задачи, умение находить по указанному номеру и странице, а затем только по номеру.

Используется «Сборник задач по физике 7-9» авторов В.И. Лукашик и Е.В. Иванова

Вы убедили меня, что умеете быстро находить нужную информацию. Попробуйте сами найти в учебнике ответ на вопрос «Что изучает физика?»

Когда ученики находят ответ «Физика изучает физические явления и физические свойства тел», задаются вопросы:

Как вы узнали, в каком параграфе искать ответ? (Название параграфа)

Как смогли быстро найти ответ в тексте параграфа? (Выделение шрифтом наиболее важной информации)

А теперь давайте посмотрим, как в разные годы в энциклопедиях определялось слово «физика». (Раздаются листы с текстом №1 «Из жизни терминов»)

Вопросы для обсуждения прочитанного текста:

Из какого языка пришло слово «физика»?

Что оно означает?

Как менялось со временем место физики среди других наук?

Почему это происходило?

Работа с дополнительным текстом. Умение находить заданную информацию и отвечать на вопросы по тексту. Первые два вопроса носят репродуктивный характер, ответ на третий вопрос требует анализа всего текста, а четвертый вопрос носит развивающий характер, заставляет выйти за рамки приведенного текста.

Текст №1

Из жизни терминов

1781 год

Физика есть наука о существе, свойствах, силах, действиях и цели всех видимых в свете тел.

Как называются особенные части физики? Соматология, стихиология, метеорология, минералогия, химия, зоология и теология.

(Энциклопедия, или краткое начертание наук и всех частей учености. Переведена с немецкого на российский И.Шуваловым. М., 1781г.)

1806 год

Физика, греч. Природознание, естествознание; наука, составляющая часть филисофии, имеющая своим предметом природу вообще и всех естественных тел, их свойств, явлений и взаимного друг на друга действия.

(Новый словотолкователь. Составил Н.М. Яновский, СПБ, 1806г.)

1848 год

Физика происходит от греческого слова «природа» и, как показывает само название, вообще означает учение о природе. В настоящем времени употребляют слово «физика» в тесном значении и разумеют под ним науку, рассматривающую законы и причины явлений, не касающихся изменений внутреннего свойства материальных тел.

(Справочный энциклопедический словарь А. Старчевского – К.Крайя. СПБ, 1848г. )

1905 год

Физика (греч. слово), наука или учение о природе (греч physais), в настоящее время учение о законах явлений, происходящих в неодушевленной природе, помимо химических превращений, происходящих в телах.

(Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. Под ред. С.Н, Южакова. СПБ, 1905г.)

1983 год

Физика , наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы ее движения. Понятия физики и ее законы лежат в основе всего естествознания. Физика от

Дидактический материал к уроку физики «Тело.Вещество.Явление» (7 класс)

1.Укажите, что относится к понятию «физическое тело», а что к понятию «вещество»:

http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQKCP5f3yom42-ArqSWjBNVJZ16aPR_i0A5m1palkwAhUu08SwkTwhttp://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTg3FW33TeeI6GqF9iitmZZVaWJzUllRT3BDZvxNROAY7m9EE-K7g

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRbH9G7QOx67-ImojEm-eWu3kMf0kaF5qqlujyrMnsTUW07k6k

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRxNpYePVJZORaDGNMOJ-ZRwWta2pr96KCHJiCaIZUlBzDfxTZthttp://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTbHSN0Bn9cX75puaX4G45SpR-KlrdR1_i4ZkhbKNCcXJwUbrAyhttp://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcScncj9tuRyzJX_00cjpZDKVZMASbbPbeRAGfovWNvahwxQrx_X

http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTNwj7UvNkZQZRvQlcjsH6l4JIR3zDrlWJP343JDICVQXq9mGLn1A

http://t1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRMc-LD5b4qnOnpZCFF8t3OdlWjuBi9LgH0DKONuwZ_gbGwsUCOhttp://t2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRyze-rC-swE8-5DzlB304tf8rTqFpwtqpaS9eJQf0IGqkaaQfBXg

2. Укажите вещества, из которых состоят тела : ножницы, стакан, лопата, карандаш

1

1

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

По горизонтали: 1.

Изменение в природе. 2. Наука о природе. 3. Все, что существует во Вселенной независимо от сознания человека. 4.Древнегреческий ученый. 5. Источник знаний.

По вертикали:

  1. Специальное устройство для измерения физ. Величины. 2. Русский ученый. 3. Любой предмет, изучаемый в физике

  1. Назовите физические тела, которые могут быть сделаны из

фарфора, резины.

2. Заполните таблицу:

Физ.тело

Вещество

Явление

Свинец, гром, рельсы, пурга, алюминий, рассвет, Меркурий, ножницы, выстрел, землетрясение

3. Определите тип физического явления: Холодает, шар катится, слышны раскаты грома, наступает рассвет, горит лампа, вода кипит, тормозит автомобиль

1. Назовите физические тела, которые могут быть сделаны из стали, пластмассы

2. Заполните таблицу:

Физ.тело

Вещество

Явление

Ртуть, снегопад, стол, медь, вертолет, нефть, кипение, метель, Земля, наводнение

3. Определите тип физического явления:

Снег тает, облака движутся, звезды мерцают, плывет бревно, эхо, шелестит листва, сверкает молния

Презентация по физике на тему «Что изучает физика.Физическое тело, вещество, физические явления.»»

Урок 1

тема: «Что изучает физика. «

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с новым предметом.
  • Определить место физики как науки.
  • Ввести физические термины: физическое тело, вещество, физические явления.
  • Выявить источники физических знаний.
  • Заинтересовать ребят в изучении нового предмета.

Оборудование: шарик, желоб, электрическая спираль, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, компьютер, проектор, презентация “Что изучает физика”.

Эпиграф к уроку:

“Науку все глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой тянись.
Лишь первых познаний блеснет тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.”
Фирдоуси (Персидский и таджикский поэт 940–1030 г.г)

Методические приемы: лекция с элементами беседы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового теоретического материала (лекция учителя)

1. Из истории физики.

Учитель.Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета – физики. На сегодняшнем уроке вы узнаете, что изучает физика, как она возникла, какое большое значение она имеет для понимания явлений природы и трудовой деятельности человека.

С давних времен человек наблюдал за окружающим миром, от которого зависела его жизнь, пытался понять явления природы. Солнце давало людям тепло и приносило иссушающий зной, дожди поили живительной влагой поля и вызывали наводнения, неисчислимые бедствия несли ураганы и землетрясения. Не зная причин их возникновения, люди приписывали эти действия сверхъестественным силам, но постепенно они стали понимать действительные причины природных явлений и приводить их в определенную систему. Так зародились науки о природе.

Трудно было человеку миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса!
Он всего, всего боялся
И не знал, как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье,
Трудно было ему жить.
И решил он, что ж бояться,
Лучше просто всё узнать.
Самому во все вмешаться,
Людям правду рассказать.
Создал он Земли науку,
Кратко “физикой” назвал.
Под названьем тем коротким
Он природу распознал!

Физика как наука зародилась очень давно. Попытки объяснить явления природы были в Китае, в Древней Греции и Индии. Первоначально физикой занимались философы, богословы, астрономы, мореплаватели, врачи. В IV веке до н.э. Аристотель ввел понятие “ФИЗИКА” ( от греческого слова “фюзис” — природа).

В русском языке слово “физика” появилось в XVIII веке, благодаря Михаилу Васильевичу Ломоносову, ученому-энциклопедисту, основоположнику отечественной науки, философу-материалисту, поэту, заложившему основы современного русского языка, выдающемуся деятелю просвещения, который сделал перевод с немецкого первого учебника по физике. Именно тогда в России и стали серьезно заниматься этой наукой.

Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Главная задача физики – познать законы природы, свойства различных веществ и поставить их на службу человеку.

Согласитесь – любопытно:

  • Почему такой огромный и тяжелый океанский лайнер не тонет?
  • Почему такой же огромный и тяжелый самолет, летает по воздуху?
  • Почему на сотнях метров глубины в океане плавает подводная лодка?

Ответы на все эти вопросы дает именно физика.

Посмотрите вокруг:все, что нас окружает,находится в непрерывном движении, постоянно изменяется. Эти изменения называются «явлениями».

Явления – это изменения, происходящие с телами и веществами в окружающем мире.

Но ведь и другие науки изучают природу: биология, география, астрономия, химия.

Например, география изучает поведение ветров;химия- состав веществ, например, жидкостей,и их строение;астрономия- изменение положения звезд на небе.

Учитель.Чтобы рассказывать о физике, изучать ее, приходится использовать специальные слова – термины.

Физические термины – это специальные слова, которыми пользуются в физике для краткости, определенности и удобства.

Физическое тело – это каждый окружающий нас предмет. (Показ физических тел: ручка, книга, парта)

Вещество — это всё то, из чего состоят физические тела. (Показ физических тел, состоящих из разных веществ)

Физические явления – это изменения, происходящие с физическими телами. (Учитель показывает картинки природных явлений, а ученики отвечают – какое природное явление изображено на них). Учитель отпускает из поднятой руки спичечный коробок, дав ему упасть на стол. Какое явление здесь наблюдается? (Движение) Учитель зажигает спичку, свечу, зажигалку. Какое явление можно наблюдать? (Горение)

Среди большого разнообразия явлений в природе, физические явления занимают особое место. К ним относятся:

  • Механические явления
  • Электрические явления
  • Магнитные явления
  • Световые явления
  • Тепловые явления

Учитель приводит примеры и демонстрирует опыты, связанные с физическими явлениями: скатывание шарика по желобу, электрическая искра, действие магнитов на железо, получение изображения свечи на экране при помощи линзы, кипение воды.

IV. Итоговое повторение

Закрепление изученного учебного материала по вопросам:

  • Что такое физика?
  • Что изучает физика?
  • Почему физику считают одной из основных наук о природе?
  • Какие физические термины вам известны?
  • Какие методы и способы позволяют нам получить знания о явлениях природы?

По ходу ответов учащиеся зарисовывают в тетрадях схему.

V. Домашнее задание

§ 1 читать, ответить на вопросы в конце параграфов учебника В предлагаемые таблицы напишите по три примера.

1.

Тело

Вещество

Явление




2.

Механические явления

Тепловые явления

Звуковые явления

Электрические явления

Световые явления

Магнитные явления







VI. Рефлексия

физическое тело, вещество, физическое явление

Приложение 3


Урок 1

Введение: физическое тело, вещество, физическое явление.

1. Что изучает физика ?

-Новый кабинет, новый урок… Чем мы будем заниматься на уроках физики?

Продолжите предложения:

Алгебра изучает…

Геометрия изучает…

Биология изучает…

География изучает…

Физика изучает…???

-Давайте полистаем учебник…. Откройте его на стр. 5. Что здесь изображено? Планета Земля, как в учебнике географии. Посмотрите рисунок на странице 132 – рука держит шар, а на руке изображены мышцы и кости, как в учебнике биологии. А на странице 82 – графики, как в учебнике математики.

Знакомство с учебником, объект – рисунок, умение находить по указанному номеру страницы Указаны номера страниц учебника «Физика и астрономия, 7 класс» п.р. А.А.Пинского и В.Г.Разумовского

-Может быть, посмотрев, какие задачи есть в задачнике, мы поймем, что же изучает физика? Найдите в задачнике №95 на стр.16:

Почему мел оставляет на поверхности доски меловой след, а кусок белого мрамора – царапину?

-Это же про школу!

-Найдите теперь задачу №247:

Заяц, спасаясь от преследующей его собаки, делает резкие прыжки в сторону. Почему собаке трудно поймать зайца, хотя она бегает быстрее?

-Опять что-то из биологии!

-А теперь найдите №525:

Зачем вратарь футбольной команды пользуется во время игры специальными перчатками, особенно в дождливую погоду?


— Может быть это задачник по физкультуре, а не по физике?

Объект – текст задачи, умение находить по указанному номеру и странице, а затем только по номеру.

Используется «Сборник задач по физике 7-9» авторов В.И. Лукашик и Е.В. Иванова

-Вы убедили меня, что умеете быстро находить нужную информацию. Попробуйте сами найти в учебнике ответ на вопрос «Что изучает физика?»


Когда ученики находят ответ «Физика изучает физические явления и физические свойства тел», задаются вопросы:

Как вы узнали, в каком параграфе искать ответ? (Название параграфа)

Как смогли быстро найти ответ в тексте параграфа? ( Выделение шрифтом наиболее важной информации)

А теперь давайте посмотрим, как в разные годы в энциклопедиях определялось слово «физика». (Раздаются листы с текстом №1 «Из жизни терминов»)

Вопросы для обсуждения прочитанного текста:


Из какого языка пришло слово «физика»?

Что оно означает?

Как менялось со временем место физики среди других наук?

Почему это происходило?

Работа с дополнительным текстом. Умение находить заданную информацию и отвечать на вопросы по тексту. Первые два вопроса носят репродуктивный характер, ответ на третий вопрос требует анализа всего текста, а четвертый вопрос носит развивающий характер, заставляет выйти за рамки приведенного текста.

Текст №1


Из жизни терминов

1781 год

Физика есть наука о существе, свойствах, силах, действиях и цели всех видимых в свете тел.

Как называются особенные части физики? Соматология, стихиология, метеорология, минералогия, химия, зоология и теология.

( Энциклопедия, или краткое начертание наук и всех частей учености. Переведена с немецкого на российский И.Шуваловым. М., 1781г.)

1806 год

Физика, греч. Природознание, естествознание; наука, составляющая часть филисофии, имеющая своим предметом природу вообще и всех естественных тел, их свойств, явлений и взаимного друг на друга действия.

( Новый словотолкователь. Составил Н.М. Яновский, СПБ, 1806г.)

1848 год

Физика происходит от греческого слова «природа» и, как показывает само название, вообще означает учение о природе. В настоящем времени употребляют слово «физика» в тесном значении и разумеют под ним науку, рассматривающую законы и причины явлений, не касающихся изменений внутреннего свойства материальных тел.


(Справочный энциклопедический словарь А. Старчевского – К.Крайя. СПБ, 1848г.)

1905 год

Физика (греч. слово), наука или учение о природе (греч physais), в настоящее время учение о законах явлений, происходящих в неодушевленной природе, помимо химических превращений, происходящих в телах.

(Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. Под ред. С.Н, Южакова. СПБ, 1905г.)

1983 год

Физика, наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы ее движения. Понятия физики и ее законы лежат в основе всего естествознания. Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности явлений. Границы, отделяющие физике от других естественных наук, в значительной мере условны и меняются со временем.

( Физический энциклопедический словарь. М., «Советская энциклопедия», 1983г.)

-А теперь пришло время начать работу в тетрадях. (Поясняются требования к ведению рабочей тетради) Под руководством учителя ученики делают записи: дата, номер урока, тема, выписывают из учебника фразу «Физика изучает…»

Смена деятельности, работа с текстом учебника: выписывание заданной информации в тетрадь.

2. Понятия физическое тело, явление, вещество.

-Итак, мы знаем, что изучает физика, но что такое физические явления и тела? Давайте снова обратимся за помощью к учебнику! Откройте стр. 21 §1.6 , прочитайте п.I. (текст №2 «Явление свободного падения тел – пример опровержения ложной гипотезы»)

Какое физическое явление упоминается в тексте? (Тела падают на землю)

О каких телах говорится? (карандаш, линейка, мяч)

-А теперь заглянем на стр. 24, прочитай те второй абзац сверху (текст №3)

О каких телах и явлениях ведется речь в этом тексте? (Воздух выкачали из рубки, перо падает)


Объект – текст учебника, используется текст параграфа, который будет изучаться на следующем уроке, происходит предварительное знакомство с терминами «гипотеза», «эксперимент»

После прочтения текста остается без ответа вопрос: как же сейчас объясняют свободное падение? Это подстегивает любопытство, ученики ждут продолжения разговора на эту тему.

Текст №2 (ученики читают по учебнику)

§1.6 Явление свободного падения тел – пример опровержения ложной гипотезы

Нередко факты истолковываются ошибочно, и тогда возникают неверные гипотезы. К сожалению, многие ошибочные гипотезы в историческом процессе развития науки существовали иногда целые столетия. Именно так обстояло дело с явлением свободного падения тел.

Выпустите из рук какое-нибудь тело, например, карандаш, линейку или мяч. Тело обязательно упадет на землю. Вы, конечно, неоднократно наблюдали такое явление. Наблюдали его и в глубокой древности. Так, в Древней Греции, где начинались научные исследования природы, падение тела на землю считалось естественным движением, т.е. «стремлением тела к своему месту».

Текст №3(ученики читают по учебнику)

После того, как были созданы воздушные насосы, появилась возможность осуществить эксперимент со свободным падением тел в вакууме. Такой эксперимент осуществил гениальный физик Исаак Ньютон (1643-1727). Он выкачал воздух из длинной стеклянной трубки, расположил ее вертикально, давая возможность одновременно начать падение птичьему перу и золотой монете. Эти два тела, имеющие различные веса и площади поверхности, достигали дна трубки одновременно. Аналогичный опыт с разными предметами изображен на рисунке 1.23.

— Выпишем примеры тел и явлений, которые с ними происходят в таблицу.

В тетради чертится таблица:

Ученики заполняют таблицу примерами, найденными в тексте.

Смена деятельности, преобразование текстовой информации в таблицу

Физическое тело

Физическое явление

Карандаш

Мяч

Воздух

Перо


Карандаш падает

Мяч падает

Воздух выкачали из трубки

Перо падает


-Ребята, как вы думаете, почему в опытах Ньютона взяты два разных тела: перо и монета из золота? А на рисунке 1.23 изображены перо, свинцовая дробинка и кусочек пробки? (Ученики обращают внимание, что эти тела имеют разные свойства: вес и форму, потому что они сделаны из разного вещества). Из какого вещества изготовлена трубка, о которой говорится в опыте? (Стекло) Какое свойство стекла используется при этом? (Прозрачность)

Смена деятельности, объект – рисунок

-Продолжим работу в тетради:

Физические тела состоят из вещества.

Монета – из золота, карандаш – из дерева, трубка – из стекла.

3. Обобщение пройденного.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *