Про лексическое и грамматическое значения слова. — K_to_K
У нас в школе со зданиями так устроено, что младшая школа — до шестого класса, а в здание старшей школы (и к другим учителям соответственно)дети переходят в седьмом. Вот встретились мы с учителем русского языка моих прошлогодних шестиклассников, и она мне рассказывает: «Помнят ребята тебя, вот спорили со мной, доказывали, что суффикс -л- глагола не входит в основу». Смогли, говорю, доказать-то? — Нет, но убежденно доказывали. Нам, говорят, Евгения Борисовна говорила.Это, безусловно, мой провал, что доказать они не смогли. Ну ладно, учту. Так вот, про основу слова.
Основа — это часть слова, в которой содержится лексическое значение слова (а никакая не «часть слова без окончания», как пишут в школьных учебниках). Но чтобы понять это определение, надо знать, что такое лексическое значение слова и какое ещё, кроме лексического, значение у слова бывает. А бывает ещё грамматическое значение.
Лексическое значение слова мы смотрим в словаре или просто знаем. Именно его мы выясняем, когда встречаем незнакомое слово. А вот объяснить, что такое грамматическое значение, несколько сложнее.Очень здорово это получается с помощью, например, лингвистической сказки Людмилы Петрушевской («Сяпала калуша по напушке»), или знаменитой фразы Льва Владимировича Щербы:
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Здесь совершенно непонятны лексические значения слов (совсем немного только, например, что бокрёнок — детёныш некоего бокра, а будланула — какое-то единичное действие), но запросто можно определить грамматические признаки каждого. Например, понятно, что «глокая» — это прилагательное в женском роде, единственном числе, именительном падеже. Куздра понятно, что существительное, причём первого склонения (нет куздры, рад куздре и т.п.), женского рода, ед.ч., И.п. Штеко — наречие, будланула — глагол в прошедшем времени, в единственном числе, женского рода и т.п. Вот, собственно, это и есть грамматическое значение слов.
Так вот. Если посмотреть на слово, то его лексическое значение (которое находим в толковом словаре) будет содержаться в основе, а грамматическое — за основой.За основой находится информация о том, как слово изменяется, какую грамматическую форму оно приняло сейчас. Существительное изменяется по числам и падежам, и за основой, в окончании, будет информация о том, в какой форме оно сейчас находится (например, окончание -ами за основой будет указывать на множественное число и творительный падеж, окончание -ов — на родительный падеж множественного числа).
Ну то есть вот лексическое значение у словоформ «столиками», «столиков», «столик», «столику» — будет одно и то же, потому что это одно слово в разных формах, а грамматическое значение у этих форм разное и определяется оно окончанием, тем, что стоит за основой.
А вот у глаголов ситуация сложнее: «говорить», «говорил», «говорю» — это тоже одно и то же слово в разных формах. Но ведь в форме прошедшего времени «говорил» на грамматическое значение времени указывает суффикс -л-. Этот суффикс не меняет лексического значения слова, а меняет только грамматическое. Значит он должен находиться за основой, в основу не входить. Такие суффиксы, не входящие в основу, не образующие новых слов, а выражающие только грамматические значения, называются «формообразующими» (в противопоставление остальным, словообразовательным, которые образуют новые слова, а не изменяют форму).
А эта фраза Щербы и лингвистическая сказка Петрушевской — просто великолепный учебный материал. Во-первых, там жутко интересно разбирать слова по составу, определять части речи, разбирать предложение по членам. У детей почему-то огромная потребность это всё «перевести» на понятный язык — так это тоже полезное развлечение: можно подбирать наиболее удачные слова, обсуждать варианты.
Ну и наконец можно создавать похожие тексты или даже словарики. Берём выдуманный корень и образуем от него новые слова с помощью существующих в русском языке суффиксов и приставок и объясняем их лексическое значение. Очень весело получается.
Можно прям словарик с иллюстрациями сделать.
Ну и вот напоследок текст лингвистической сказки Людмилы Петрушевской, если кто не знает:
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
— Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
— Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам:
— Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Лексика, лексическое значение слов
Слова русского языка,
поиск и разбор слов онлайн
Справочные материалы по лексике русского языка.
Содержание статьи «Лексика»:
Что такое лексика?
Основная значимая единица любого языка — слово. Совокупность всех слов составляет лексику языка. Раздел науки о языке по изучению словарного состава языка с точки зрения лексического значения слов, их употребления и происхождения называется лексикологией.
Лексическое значение слова
Слова в русском языке служат для обозначения предметов, признаков предметов, количества предметов, действий, признаков действий. То, что слово обозначает, является его лексическим значением. Слова в русском языке, в зависимости от лексического значения и в рамках школьной программы, можно разделить на группы:
- общеупотребительные и необщеупотребительные слова;
- однозначные и многозначные слова;
- слова с прямым и переносным значением;
- омонимы;
- синонимы;
- антонимы;
- паронимы.
Слова в русском языке помимо лексического значения имеют грамматическое значение. Рассмотрим подробнее каждую группу и дадим определение с точки зрения лексического значения.
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова
Слова, известные всем людям и употребляемые всеми, называются общеупотребительными. Лексические значения общеупотребительных слов понятны любому человеку. Слова, известные ограниченному кругу людей, называются необщеупотребительными. К ним можно отнести диалектные слова, профессиональные, сленговые. В школьной программе русского языка дают общее понимание и приводят примеры для следующих групп слов:
Выделяют и другие группы, изучение которых выходит за рамки школьной программы. На нашем сайте есть статья про интересные слова русского языка и подборки слов по разным тематикам.
Однозначные и многозначные слова
Одно и то же слов русского языка может называть разные предметы, признаки, действия. В таком случае слово имеет несколько лексических значений и называется многозначным. Слово, которое обозначает один предмет, признак, действие и, соответственно, имеет только одно лексическое, называется однозначным. Многозначные слова встречаются во всех самостоятельных частях речи, кроме числительных. Примеры многозначных слов: сковать цепь и сковать льдом пруд, лист дерева и лист бумаги, серебряный поднос и серебряный век.
Прямое и переносное значения слов
Слова в русском языке могут иметь прямое и переносное значения. Прямое значение слова служит для обозначения конкретного предмета, признака, действия или количества предмета. Переносное значение слова в дополнение к уже имеющемуся основному значению (прямому) обозначает новый предмет, признак, действие. Например: золотые слитки (прямое значение) и золотые руки/слова/волосы (переносное значение). Переносное значение иногда называют косвенным, оно является одним из значений многозначного слова. В русском языке есть слова, переносное значение которых стало основным. Например: нос человека (прямое значение) и нос лодки (переносное → прямое значение).
Омонимы
Слова русского языка одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами. Примеры омонимов: кран (подъёмный и водопроводный), среда (место обитания и день недели), бор (сосновый лес и химический элемент). Классификация, типы омонимов, а также примеры слов приведены в отдельной статье — омонимы.
Синонимы
Слова русского языка одной части речи, обозначающие одно и то же, но имеющие разные оттенки лексического значения и употребления в речи, называются синонимами. У многозначного слова синонимы могут относиться к разным лексическим значениям. Примеры слов, являющихся синонимами: большой и крупный (прилагательные), строить и сооружать (глаголы), земля и территория (существительные), смело и храбро (наречия). Хороший и понятный материал о синонимах и примеры различия их лексического значения даны на сайте словаря синонимов.
Антонимы
Слова русского языка одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются антонимами. У многозначных слов антонимы могут относиться к разным лексическим значениям. Примеры слов, являющихся антонимами: война — мир (существительные), белый — чёрный (прилагательные), высоко — низко (наречия), бежать — стоять (глаголы). Материалы с примерами и объяснениями есть на сайте словаря антонимов.
Паронимы
Слова русского языка, близкие по написанию и звучанию, но имеющее разное смысловое значение, называются паронимами. Паронимы имеют морфологические деление, лексико-семантическое деление. Примеры слов, являющихся паронимами: одеть — надеть (глаголы), невежа — невежда (существительные), экономический — экономичный (прилагательные). Определение, классификация и примеры даны в словаре паронимов.
Сравнение групп
Группа слов | Написание и звучание слов | Лексическое значение слов | Примеры |
---|---|---|---|
Синонимы | разное | одинаковое или схожее | маленький — крошечный, мелкий, крохотный |
Антонимы | разное | противоположное | маленький — большой |
Паронимы | схожее | различное* | абстрактность — абстракция |
Омонимы | одинаковое | различное | эфир (химические вещество) — эфир (трансляция) |
* Лексическое значение слов из паронимического ряда различное. Оно может быть схожим, противоположным и просто различным (ни схожим, ни противоположным).
wordsonline.ru — слова русского языка
Лексическое значение слова — это…
Лексическое значение слова — это его внутреннее содержание, то, что это слово обозначает.
Узнаем, что такое лексическое значение слова как минимальной единицы речи.
Слово как предмет изучения
Ежедневно мы пользуемся словами, чтобы оформить с их помощью свои мысли, желания, просьбы в связную речь. Слово неразрывно связано с мыслью. Оно является творцом всей мировой культуры, управителем человеческой деятельности отдельного человека, народа и всего человечества. Какая другая сила в мире может сравниться с безмерной силой слова?
Каждый из нас знает, что слово, устная или письменная речь, — это необходимое средство общения между людьми, средство взаимопонимания и связи.
Слово — это минимальная значимая часть языка, которая называет предметы (дом), лица (хозяин), понятия (доброта), признаки (хороший), количество (один, шестеро), действия (гулять), состояния (тоскливо)
Исходя из этого утверждения, теперь вполне понятно, почему слово является объектом пристального внимания ученых и предметом их серьезного изучения.
Все слова языка образуют его словарный состав, или лексику. Для изучения слова в языкознании существует специальная наука — лексикология.
Лексикология (греч. lexus-«слово, выражение, оборот» + logos -«понятие, учение») — раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка, или лексику.
Лексическое значение — внутреннее содержание слова
Чтобы понять, что такое лексическое значение слова, установим, что слово является центральной значимой единицей языка, которая оформляется в виде звуков в речи и записывается на бумаге буквами. У каждого слова имеется его внешняя звуковая оболочка, изучением которой занимается фонетика. Кроме звукового оформления, каждая лексема имеет своё внутреннее содержание — это его смысл. Слово соотносится с определённым понятием, предметом, признаком, действием и т.д.
С раннего детства ребенок, овладевая речью, знакомится со словами и понятиями, обозначенными ими, с помощью родителей. Так, например, слово «спичка» поначалу ничего для малыша не представляет опасного, пока он не узнает, что зажженная спичка может обжечь его и быть причиной пожара. Звуковая оболочка слова постепенно соотносится с его смыслом, или лексическим значением:
Спички — тонкие, обычно деревянные палочки, с головкой, покрытой воспламеняющимся веществом, служащим для добывания огня.
Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. М., Русский язык, 2000
У слова, кроме внешней звуковой оболочки, имеется внутреннее содержание, которое в лексикологии называется лексическим значением слова.
Без лексического значения трудно было бы отличить одно слово от другого, и тогда речь, как правило, состоящая из слов с определённым значением, потеряла бы свой смысл и свое предназначение быть, в первую очередь, средством общения между людьми. Лексическое значение каждого слова помогает отличать одно слово от другого, например:
- стол — это предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на нескольких ножках, на который кладут или ставят что-либо;
- стул — предмет мебели на ножках со спинкой, предназначенный для сиденья одного человека.
Лексическое значение слова трактуется по-разному. Начальное понятие о лексическом значении слова для младших школьников можно представить в виде следующей формулировки:
Лексическое значение слова — это то, что обозначает это слово.
Например, каждый с детства знает и представляет, что такое рука. Рука — это часть тела человека, его верхняя конечность, которая имеет пальцы. С помощью рук человек может выполнять различную работу (шить, мастерить, строить), играть на музыкальных инструментах, писать, рисовать и т. д. Как видим, в лексическое значение слова «рука», обозначенного сочетанием именно этих звуков речи, входят наиболее существенные признаки и свойства предмета, обозначенного этой лексемой.
Значит, лексическое значение слова — это единство его звукового оформления и внутреннего смысла, заключенного в нем. Тогда определение рассматриваемого понятия представим в таком виде:
Лексическое значение слова — это соотношение звуковой части слова с его предметным наполнением, обозначением конкретного предмета или явления.
Грамматическое и лексическое значение слова
Не забудем еще об одном аспекте слова. У каждой лексемы имеется грамматическое значение той части речи, к которой оно принадлежит.
Слово — лексическое значение + грамматическое значение
Например, некоторые слова обладают грамматическим значением предметности, называя реалии действительности (школа), лица (мальчик), понятия (нежность, белизна), процессы (бег, ходьба) и отвечают на вопросы кто? что?
Это грамматическое значение предметности объединяет эти слова в один лексико-грамматический класс — имя существительное.
Рассмотрим соотнесенность лексического и грамматического значения слова «стол». Его лексическое значение уже определено.
Грамматическое значение заключается в его форме, которая определяется по окончанию.
(сидеть) у стола — существительное, 2 склонения, мужского рода, в форме род. п., ед. ч.
Однозначные и многозначные слова
Лексическое значение слов фиксируют и объясняют специальные словари, которые называются толковыми. Богатство лексики русского языка отображает, например, «Словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, который включает более 200 тысяч слов, «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова — около 90 тысяч слов. «Словарь современного русского литературного языка» в 17 томах состоит из 120 тыс. слов.
В лексике русского языка есть слова, которые обозначают только один предмет, признак, действие, свойство и т. д.
Например, словом «фиолетовый» обозначается один из цветов спектра.
Слово, у которого имеется только одно лексическое значение, называется однозначным.
Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия.
Слово, у которого имеется несколько лексических значений, между которыми существует смысловая связь, называется многозначным.
Вот как определяет многозначность слова «земля» академик Д. С. Лихачев в предисловии к книге «Земля родная»:
Я назвал свою книгу «Земля родная». Слово «земля» в русском языке имеет множество значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в «Слове о полку Игореве»), и весь земной шар. В названии моей книги слово «земля» может быть понято во всех этих смыслах.
Прямое и переносное значение слова
У слова может быть прямое и переносное значение.
Прямое значение — это лексическое значение в собственном смысле, без дополнительных оттенков.
Переносное значение — это вторичное, производное, возникающее на основе сходства предметов по форме, цвету, характеру, выполняемой функции, ассоциации по смежности. Так возникают многозначные слова.
Например:
- светлые волосы — светлая комната — светлый ум — светлое будущее;
- холодный день — холодный прием — холодный взгляд.
Переносное значение слов — это основа появления художественных образных средств речи:
Видеоурок
Скачать статью: PDFГрамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория
Грамматическое значение – это — обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее своё регулярное (стандартное) выражение в грамматических формах.
В области морфологии — это общие значения слов как частей речи (напр., значения предметности у существительных, процессуальности у глаголов), а также частные значения словоформ и слов в целом. Грамматическое значение слова не определяется его лексическим значением.
В отличие от лексического значения, свойственного тому или иному слову, грамматическое значение не сосредоточивается в одном слове, а, напротив, характерно для многих слов языка. Кроме того, одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений, которые обнаруживаются, когда слово меняет свою грамматическую форму, сохраняя лексическое значение. Например, слово стол имеет ряд форм (стола, столу, столы и т. д.), которые выражают грамматические значения числа и падежа.
Если лексическое значение связано с обобщением свойств предметов и явлений объективной действительности, их названием и выражением понятий о них, то грамматическое значение возникает как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значений слов.
Например, слова корова и бык существуют для того, чтобы различить животных по биологическому полу. Формы рода группируют существительные по их грамматическим свойствам. Формы стол, стена, окно группируют слова (а не предметы, явления и понятия о них).
Грамматическая форма – это материальный вид существования грамматического значения, языковой знак, в котором грамматическое значение находит своё регулярное (стандартное) выражение. В пределах грам. формы. грамматические значения выражаются разными средствами: это аффиксы (в т. ч. нулевые), фонемные чередования («внутренняя флексия»), характер ударения, редупликация (повторы), служебные слова, порядок слов, интонация.
Под грам. формой. в морфологии в рус. языке понимаются регулярные видоизменения слов определённых частей речи, несущие комплекс морфологических значений или одно такое значение (напр., форма им. п. мн.ч. существительного, форма 1-го лица ед.ч. наст, времени глагола, форма сравнительной степени прилагательного).
Грамматическая категория – это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В этой системе определяющим является категоризующий признак, напр. обобщённое значение времени, лица, залога и т. п., объединяющее систему значений отдельных времён, лиц, залогов и т. п. и систему соответствующих форм.
Необходимым признаком грам. катгории является единство значения и его выражения в системе грамматических форм как двусторонних языковых единиц. Грам. категории подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических категорий выделяются, напр., категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа. Количество противопоставленных членов в рамках таких категорий может быть различным: напр., категория рода представлена в рус. языке системой трёх рядов форм, выражающих грамматические значения муж., жен. и ср. рода, а категория. числа — системой двух рядов форм — ед. и мн. ч.
«Слово. лексическое значение слова и отличие его от грамматического значения слова»
Урок разработала учитель русского языка и литературы Сарсенова Наталья Олеговна
Павлодарская область Качирский район Осьмерыжская ООШ 2015 год
5 класс _____________
Тема урока: Слово. Лексическое значение слова и отличие его от грамматического значения.
Цель урока:
1) познакомить с понятием лексическое и грамматическое значение;
2) закрепить знание о частях речи;
3) совершенствовать навык, давать определения языковым явлениям своими словами.
ХОД УРОКА
Орг. момент.
Опрос дом.задания.
1.Что такое фонетика? 2.Из чего состоят слова? 3.Какие звуки всегда твердые?(Ц,Ш, Ж)
4.Какие звуки всегда мягкие?(Й, Ч, Щ) 5.Сколько букв в алфавите?(33) 6.Сколько звуков в алфавите?(42) 7.Сколько гласных букв?(10) 8.Сколько гласных звуков?(6) 9.Сколько согласных букв? (21)10.Сколько согласных звуков? (36)
Вводная беседа. Изучение новой темы урока
Тема нашего урока «Слово. Лексическое значение слова и отличие его от грамматического значения».
Какую цель мы будем ставить перед изучением темы?
Часто главным объектом нашего изучения является слово. Мы наблюдали, как оно работает в предложении, словосочетании, строили из слов тексты.
Как назвать все слова языка? (Лексика.)
Рассмотрите таблицу и раскройте тему урока самостоятельно?
СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение
Слово
Лексическое значение
Грамматическое значение
Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.
Форма слова, которая определяется по его окончанию.
Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.
Часть суши, окружённая со всех сторон водой.
Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.
Река ЗАРОСЛА камышом.
Покрыться какой-либо растительностью.
Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.
Ответы учащихся.
Закрепление темы урока
Работа со словарем.
Задание.
На доске записаны слова:
колорит
номинироваться
черный
Знаете ли вы смысл этих слов?
Если значение слова непонятно, как можно узнать, какое оно? (Воспользоваться словарем.)
Любой ли словарь поможет нам выяснить смысл слов? Почему нам необходим толковый словарь? (Именно там дано определение, толкование слов.)
Прежде чем обратиться к словарю С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, подумайте, можно ли сказать что-то о каждом из приведенных слов. Рассмотрим их как части речи и запишем выводы.
колорит – сущ., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
номинироваться – глагол, несов. в., I спр.
черный – прил., м. р., ед. ч., им. п. / в. п.
Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря.
Формулирование понятий.
Итак, мы увидели, что у каждого из рассматриваемых нами слов есть два значения. Чем они различаются? (Одно подходит к множеству аналогичных, другое подходит только к конкретному слову.)
Если лексика рассматривает смысл слов, какое из двух значений назовем лексическим? Попытайтесь дать ему определение.
Лексическое значение – смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным.)
Теперь, зная, что грамматическое значение рассматривает слово с точки зрения части речи, попробуйте дать определение ему.
Грамматическое значение – значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов.
Физминутка
Задание
1в.) Запишите лексическое значение слов:
кафтан, базироваться, взыскательный.
2в.) Укажите грамматическое значение этих слов.
Обсуждение выполненного задания
Задание.
Образуйте существительные со значением:
– детеныш животного;
– житель какого-либо населенного пункта;
– человек по роду деятельности –
Послушайте небольшой текст
Суркалось. По норогу хряпал свутник. «Двидимо вунракаем?» – гидурил он у рвубатника, швудшему с ним. Рвубатник не отвечал. Свобло 230, и свутник повимил на бузень и намензил зантихнуть. Рвубатник зламеньзенье обслензил, и они квытко посюмали.
Дмитрий Леонкин
Что мы можем из него узнать? О чем идет речь?
Все ли нам понятно? Какие морфемы помогли нам узнать слова как части речи?
Рефлексия .
1) Расскажите, как вы поняли, что такое грамматическое и лексическое значение.
2) Чем они различаются?
3) Какая морфема показывает грамматическое значение?
4) Назовите слова по лексическому значению:
– требовательный, строгий…;
– старинная долгополая мужская одежда…
Домашнее задание.
1. Приготовьте рассказ, что такое лексическое и грамматическое значение.
2. Установите лексическое значение слов: комфортабельный, конвейер, нежиться, ополченец, ополчиться, перечить, реверанс, компьютер.
Табло оценивания:
Имя ученика
Домашнее задание
Изучение новой темы
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Итог урока
Изучение новой темы.
СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение
Слово
Лексическое значение
Грамматическое значение
Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.
Форма слова, которая определяется по его окончанию.
Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.
Часть суши, окружённая со всех сторон водой.
Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.
Река ЗАРОСЛА камышом.
Покрыться какой-либо растительностью.
Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.
Закрепление темы урока
Работа со словарем.
1.Задание.
На доске записаны слова:
колорит
номинироваться
черный
Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря.
2. Задание
1в.) Запишите лексическое значение слов:
кафтан, базироваться, взыскательный.
2в.) Укажите грамматическое значение этих слов.
Обсуждение выполненного задания
3.Задание.
Образуйте существительные со значением:
– детеныш животного;
– житель какого-либо населенного пункта;
– человек по роду деятельности –
Табло оценивания:
Имя ученика
Домашнее задание
Изучение новой темы
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Итог урока
Изучение новой темы.
СЛОВО = лексическое значение + грамматическое значение
Слово
Лексическое значение
Грамматическое значение
Наше представление о предмете (признаке, действии). Содержание слова.
Форма слова, которая определяется по его окончанию.
Из-за ОСТРОВА показался русский крейсер.
Часть суши, окружённая со всех сторон водой.
Имя существительное, 2-го склонения, мужского рода, в родительном падеже, единственном числе.
Река ЗАРОСЛА камышом.
Покрыться какой-либо растительностью.
Глагол, в прошедшем времени, женском роде, единственном числе.
Закрепление темы урока
Работа со словарем.
1.Задание.
На доске записаны слова:
колорит
номинироваться
черный
Ниже запишите определение данных слов из толкового словаря.
2. Задание
1в.) Запишите лексическое значение слов:
кафтан, базироваться, взыскательный.
2в.) Укажите грамматическое значение этих слов.
Обсуждение выполненного задания
3.Задание.
Образуйте существительные со значением:
– детеныш животного;
– житель какого-либо населенного пункта;
– человек по роду деятельности –
Табло оценивания:
Имя ученика
Домашнее задание
Изучение новой темы
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Задание №4
Итог урока
Грамматическое значение 👍 | Школьные сочинения
Грамматическое значение – часть значения слова или предложения, получающая обязательное формальное выражение в составе слова или предложения.
В языке есть два типа значений лингвистических единиц: лексическое и грамматическое. Лексическое значение слова – предмет лексики, а грамматическое значение – предмет грамматики. Лексическое значение является конкретным, предметным значением слова.
Несколько упрощая, можно сказать, что это – отражение фрагмента окружающего мира в слове.
Отличие лексического значения от грамматического
состоит в большей степени абстрактности последнего, в его обязательном и регулярном, достаточно стандартном формальном выражении в языке. Грамматическое значение более абстрактно: оно не называет предметы, признаки, действия и т. п., а классифицирует слова, объединяет их в группы по определенным признакам, связывает слова в синтаксических конструкциях. Грамматическая абстракция – это отвлечение от конкретного значения, вычленение грамматических признаков и отношений, характеризующих целый класс слов.Каждая часть речи характеризуется специфическим набором грамматических значений. Например,
у имени существительного есть значение рода, числа и падежа, у глагола – значение времени, наклонения и т. д.Грамматические значения являются обязательными в языке: это значит, что они выражаются в слове или предложении непременно, независимо от желания говорящего. Например, сообщая о каком-либо событии, говорящий по-русски обязательно должен отметить, происходит ли событие сейчас, произошло оно раньше или оно только может произойти в будущем, т. е. указать на время глагола. Имя существительное обязательно относится к мужскому, женскому или среднему роду, имеет форму числа и падежа и т. п.
Грамматическое значение всегда формально выражается в составе слова или предложения. Способы выражения грамматического значения могут быть различными.
В русском языке грамматические значения чаще всего выражаются при помощи окончания : кот – коты, кота – котом, иду – идешь и т. п. Иногда грамматическое значение может выражаться при помощи чередования звуков: называть – назвать, бежите – бегите. Грамматические значения могут выражаться также при помощи ударения: разрезать – разрезать. Грамматические значения могут выражаться объединением в одну парадигму форм от разных основ: человек – люди, я – меня. Грамматическое значение может выражаться при помощи повтора слова: добрый-добрый.
Грамматическое значение может быть выражено служебными словами: я буду читать, я читал бы. Грамматическое значение может выражаться при помощи порядка слов в предложении: мать любит дочь, стул царапает стол. Грамматическое значение может выражаться при помощи интонации: Он пришел.
Он пришел?
Грамматическое значение имеет стандартные и регулярные средства выражения, то есть в большинстве случаев однородные грамматические значения выражаются одинаковыми морфемами. Так, например, творительный падеж существительных 1-ого склонения представлен окончанием – ой : девочкой, птицей, папой, юношей и т. п., а творительный падеж существительных 2-ого склонения – окончанием – ом : мальчиком, молотком, полем и т. п. Грамматическое значение выражается, как правило, регулярно, т. е. образует парадигмы – образцы словоизменения, в которые можно подставить любое слово той же грамматической характеристики и получить правильную форму. Поэтому грамматическая система легко структурируется и может быть представлена в виде таблиц.
Об основных признаках грамматического значения
Примечания
1. Во избежание терминологической путаницыв настоящей статье избегается слово «форма» в грамматическом смысле.Дело в том, что слово это в грамматике многозначно. «Формой, или «грамматическойформой», называют то единство, которое образует грамматическое значениевместе со своим внешним выразителем (например, когда говорят: «Падежесть грамматическая форма», и т.п.). «Формой» может быть названи грамматический строй в целом. «Формой» называют в грамматике исам по себе внешний выразитель грамматического значения (например, когда говорят:»Форма и содержание в грамматике образуют неразрывное единство»,и т.п.).
2. Здесь, правда, можно было бы спросить,а что такое отдельное слово? Но от ответа на этот вопрос приходится уклонитьсяпри рассмотрении грамматического значения, поскольку нельзя определить, чтотакое отдельное слово, не определив раньше, что такое грамматическое значение.По-видимому, знаменательное слово и есть та минимальная единица, в которойимеет место сочетание лексического и грамматического значений. Отличие служебногослова от знаменательного опять-таки только в характере его значения, т.е.в том, что в нем нет такого сочетания лексического и грамматического значений,которое характерно для знаменательного слова.
3. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 29, с.246.
4. Там же, с. 249.
5. Очевидно, что было бы упрощением соотношенияграмматики и словарного состава считать, что отличие всякого грамматическогозначения от лексического значения заключается в том, что первое является более»общим» по своему содержанию и что, например, как утверждают некоторые,в любом предлоге то, что он выражает отношение, — его грамматическое значение,а то, что он выражает некоторое конкретное отношение, — его лексическое значение.Если продолжить это рассуждение, то предется сказать, что и в любом падежето, что он выражает отношение, — его грамматическое значение, а то, что онвыражает некоторое конкретное отношение, — его лексическое значение, т.е.придется сказать, что в любом значении есть и грамматическое и лексическое,поскольку всякое значение можно разложить на более общее и менее общее. Ноочевидно также, что такое разложение не имеет ничего общего с отграничениемграмматического значения от лексического и что оно неизбежно приводит к смешениюграмматического и лексического.
Определение и обсуждение
Лексическое значение относится к смыслу (или значению) слова (или лексемы) в том виде, в котором оно встречается в словаре. Также известен как семантическое значение , денотативное значение и центральное значение . Сравните с грамматическим значением (или структурным значением ).
Раздел лингвистики, занимающийся изучением лексического значения, называется лексической семантикой .
Примеры и наблюдения
«Нет необходимого соответствия между структурным и лексическим значениями слова. Мы можем наблюдать соответствие этих значений, например, в слове cat , где и структурное, и лексическое значение относятся к объекту. Но часто структурное и лексические значения слова действуют в разных или даже диаметрально противоположных направлениях. Например, структурное значение защиты относится к объекту, в то время как его лексическое значение относится к процессу; и, наоборот, структурное значение (к) cage относится к процессу, а его лексическое значение относится к объекту.
«Напряжение между структурным и лексическим значениями я называю антиномией между грамматикой и лексиконом …
«Существенный аспект взаимосвязи между структурными и лексическими значениями состоит в том, что лексические значения ограничивают грамматические правила. Тем не менее, при формулировании законов грамматики мы должны абстрагироваться от лексических ограничений правил грамматики отдельных языков. Законы грамматики не могут быть соблюдены. изложены в терминах лексических ограничений правил грамматики отдельных языков.Эти требования закреплены в следующем законе:
Закон автономии грамматики от лексикона
Значение структуры слова или предложения не зависит от значений лексических знаков, образующих эту структуру. »
(Себастьян Шаумян, Знаки, разум и реальность . Джон Бенджаминс, 2006)
Модель Sense Enumeration
«Наиболее ортодоксальной моделью лексического значения является мономорфная модель смыслового перечисления, согласно которой все различные возможные значения одного лексического элемента перечисляются в лексиконе как часть лексической статьи для этого элемента.Каждый смысл в лексической статье слова полностью определен. С такой точки зрения, большинство слов двусмысленно. Эта учетная запись является наиболее простой концептуально, и это стандартный способ составления словарей. С точки зрения типизированной теории, эта точка зрения постулирует множество типов для каждого слова, по одному для каждого смысла. . . .
«Хотя концептуально простой, этот подход не может объяснить, как некоторые чувства интуитивно связаны друг с другом, а некоторые — нет … Слова или, возможно, точнее, слова, которые имеют тесно связанные смыслы, логически многозначны , тогда как те, которые имеют не получают ярлык случайно многозначный или просто одноименный .. . . Банк — классический пример случайно многозначного слова. . .. С другой стороны, ланч, счет и city классифицируются как логически многозначные ». (Николас Ашер, Lexical Value in Context: A Web of Words . Cambridge University Press, 2011)
Энциклопедический взгляд
«Некоторые, но далеко не все, семантики предположили, что лексические значения носят энциклопедический характер (Haiman 1980; Langacker 1987).Энциклопедический взгляд на лексическое значение состоит в том, что нет четкой границы между той частью значения слова, которая является «строго лингвистической» (словарный взгляд на лексическое значение), и той частью, которая представляет собой «нелингвистическое знание о понятии». Хотя эту разделительную линию трудно поддерживать, ясно, что некоторые семантические свойства имеют более важное значение для значения слова, чем другие, особенно те свойства, которые применяются (почти) ко всем и только экземплярам этого типа, которые присущи этому виду. , и которые являются общепринятыми знаниями (почти) всего речевого сообщества (Langacker 1987: 158-161).« (Уильям Крофт,« Лексическое и грамматическое значение ». Morphologie / Morphology , ed. Geert Booij et al. Walter de Gruyter, 2000).
Более легкая сторона лексического значения
Специальный агент Сили Бут: Я рад, что вы извинились перед канадцем. Я горжусь тобой, Боунс.
Доктор Темперанс «Кости» Бреннан : Я не извинялся.
Специальный агент Сили Бут: Я подумал. . ..
Доктор Темперанс «Кости» Бреннан: Слово «извинение» происходит от древнегреческого «апология», что означает «речь в защиту». Когда я защищал то, что сказал ему, ты сказал мне, что это не было настоящим извинением.
Специальный агент Сили Бут: Почему вы не придумаете слова, которое означает, что вы чувствуете себя плохо из-за того, что заставили кого-то чувствовать себя плохо?
Доктор Темперанс «Кости» Бреннан : Сокрушительный.
Специальный агент Сили Бут : А!
Доктор.Умеренность «Кости» Бреннан : От латинского «contritus» означает «сокрушенный чувством греха».
Специальный агент Сили Бут: Вот. Вот и все. Сожалею. Хорошо, я рада, что ты пошел на пользу канадцу.
(Дэвид Бореаназ и Эмили Дешанель в «Ноги на пляже». Кости , 2011)
Что такое лексическое и грамматическое значение в лингвистике — примечания к прочтению
Лексическое и грамматическое значение — очень важные значения в лингвистическом исследовании.Эти значения играют разные роли в лингвистической семантике, и между ними очень большая разница.
Собака лаяла
Вышеупомянутое осмысленное предложение состоит из более мелких значимых частей. Одна из меньших частей — фраза собака, которая относится к определенному животному. Мы называем эту фразу отсылающим выражением. Ссылающееся выражение — это часть языка, которая используется КАК ЕСЛИ оно связано с чем-то вне языка, с какой-то живой или мертвой сущностью, концепцией или группой сущностей или концепций.Большая часть следующей главы посвящена ссылочным выражениям. Сущность, с которой связано ссылающееся выражение, является его референтом.
Другая значимая часть — это глагол лай, , который также связан с чем-то вне языка, с деятельностью, связанной здесь со ссылочным выражением собака . Мы называем эту значимую часть предикатом . Использование языка обычно включает в себя наименование или ссылку на некую сущность, а также высказывание или предсказание чего-либо об этой сущности.
Предложение также имеет несколько видов грамматических значений . Каждый язык имеет грамматическую систему, а разные языки имеют несколько разные грамматические системы. Мы можем лучше всего объяснить, что такое грамматические значения, показав, чем предложение Собака лай отличается от других предложений, которые имеют такое же или подобное относящееся выражение и тот же самый предикат.
Грамматическая система английского языка делает возможным выражение следующих значений:
Заявление против вопроса:
Лаяла собака.Собака лаяла?
Утвердительный ответ против отрицательного:
Лай собаки. Собака не лаяла. Ни одна собака не лаяла.
Прошлое и настоящее:
Лаяла собака. Собака лает.
Единственное и множественное число:
Лаяла собака. Лаяли собаки.
Неопределенное vs определенное:
Лаяла собака. Собака лаяла.
Грамматические значения, таким образом, выражаются различными способами: расположение слов (например, относящееся к выражению перед сказуемым), грамматическими аффиксами, такими как -s , прикрепленными к существительному dog и — ed. , присоединенный к глаголу лаять, и грамматическими словами, или функция слов, как показано в этих предложениях: до (в форме ), нет, а, некоторые, и Теперь вернемся к собаке и лаю .Их значения не грамматические, а лексические, с ассоциациями вне языка. Это лексем . Лексема — это минимальная единица, которая может принимать участие в отсылке или предсказании. Все лексемы языка составляют лексикон языка, а все известные вам лексемы составляют ваш личный лексикон.
Каков истинный смысл лексического и грамматического значения в лингвистике.
Термин «лексема» был предложен Лайонсом, чтобы избежать сложностей, связанных с расплывчатым словом «слово».’Рассмотрим эти формы:
ехать, ехать, ехать, ехать
мириться, пнуть ведро, собака на сене
Сколько слов в группе (а)? Четыре или один? Есть четыре формы, и формы имеют четыре разных значения, но они имеют общее значение, которое является лексическим, и другие значения грамматического характера, добавленные к лексическому значению. Мы говорим, что эти четыре формы составляют одну лексему, которая для удобства обозначается как go
Группа (b) представляет собой проблему другого рода.Выражение , сопоставленное с , объединяет формы , помещает и вместе с и с , но его значение не является комбинацией их отдельных значений. Следовательно, использует , , в смысле «терпеть», «терпеть» — это отдельная лексема. То же самое должно быть верно в отношении пнуть в ведро означает «умереть» и собака в сене , когда это относится к человеку, который не позволяет другим делиться тем, что у него есть, даже если он не использует это сам.
42 Покажите разницу между лексическим и грамматическим типами значения слова.
Значение — это внутренняя форма слово. Значение слова складывается из различных компонентов. Эти компоненты обычно описываются как типы значений. Они есть грамматические, лексические, речевые, денотативные, коннотационные, дифференциальный, распределительный.
1) Грамматическое значение может быть определен как компонент значения, повторяющийся в идентичных наборы индивидуальных форм разных слов, например, напряжение значение в словоформах глаголов (спрашивал, думал, ходил) или падежное значение в словоформах различных существительных (девочка, мальчик ночи). когда мы различаем функциональное значение, которое действует на разных уровнях как взаимосвязь различных языковых единиц и референциального значения как взаимосвязь языковых единицы и референты (или концепты).По грамматическому значению мы обозначать значение, присущее совокупности словоформ, общих для всех слова определенного класса.
2) Лексическое значение равно идентичны во всех формах слова. У них разные грамматические значения времени, лица и т. д., но в каждом из них форм мы находим один и тот же семантический компонент, обозначающий процесс движения. Лексическим значением мы обозначаем значение свойственно данной языковой единице во всех ее формах и дистрибутивы
44 Покажите разницу между свободными и связанными лексическими, грамматическими типами морфем.
Морфема самая маленькая значимая единица формы. Это также ассоциация с заданным значением с заданной звуковой формой, но в отличие от слова не автономна. М. делятся на два: лексические и грамматические. Форма называется бесплатно, если он может стоять отдельно, не меняя своего значения; если нет, то это это связанная форма, названная так потому, что она всегда связана с чем-то еще. Пример: если мы сравним только слова спортивный как высказывания, тогда как eleg- -ive, -ant — это связанные формы, потому что они никогда не встречаются в одиночку.Бесплатно лексические m — это корни слов, которые выражают лексическое значение слово, совпадающее с основой простых слов. Граница лексические m — это аффиксы (приставки, суффиксы). Свободные грамматические м. служебные слова (артикли, союзы, предлоги). Граница грамматические m — окончания (-ing, -ed, -s) — склонение.
46 Укажите функции парагигматических и синтагматических отношений.
Есть два интролингвистических отношения, которые существуют между словами. Они бывают: парадигматическими и синтагматические отношения.В парадигматических отношениях мы
определите значение слова с помощью помощь синонимов и лексико-семантических групп. отношения мы определяем значение слова
с помощью разных контексты
47 Говорите по английской словообразовательной системе
Слово образование — это система производных слов и процесс создания новых слов из материала, доступного на языке. после определенные структурно-смысловые формулы и закономерности. Word-building или формация процесс создания слов из материала, доступного в язык по определенным структурным и семантическим образцам.Есть продуктивных (основные или основные, основные) и непроизводственные (второстепенные или второстепенные) способы создания слов в английском языке. Основные и продуктивными видами словообразования в английском языке являются аффиксирование, словосочетание, преобразование, сокращение; второстепенные типы творчества слова — бэк-формирование, дублирование, смешение, звукообмен, стресс-обмен, имитация звука.
Major виды словообразования — Аффиксирование и типы аффиксации, Префикс, Преобразование ( — это характерная черта английской словообразовательной системы.это также называется безаффиксным производным или нулевым суффиксом. Глаголы и Существительные ), Сложные слова и их типы, Сокращение .
Незначительный типы — Смешивание ( Смешивание слова, образованные из группы слов или двух синонимов. В двухсторонних смесях словообразования сочетаются: аббревиатура и композиция. Сформировать бленд мы обрезаем конец первого компонента и начало второй компонент. В результате мы получаем сложное сокращенное слово.Одним из первых сочетаний английского языка было слово « smog ». от двух синонимов дым и туман который означает дым, смешанный с туманом. Cinemadict от киномана, канал от канала и канала, драма от драма и комедия, отрывки из фактов, фантастика, основанная на реальных факты, информация из рекламного ролика, медицинская помощь из медицинских забота, сленг из сленгового лингвиста ), Обратное формирование ( It это способ словообразования, когда слово образуется путем отбрасывания финальная морфема для образования нового слова (реверсия).Вместо существительного от глагола путем аффиксации, глагол образовался от существительного вычитание. Он противоположен суффиксу, поэтому его называют обратное формирование. Сначала это появилось в языке в результате непонимание структуры заимствованного слова. Ф: совмещать из коллокации, вычислять с компьютера, выражать эмоции от эмоций, до телевидения, от телевидения, от художника до рисования, до присмотр за детьми из няни. ), Редупликация ( Новое слова создаются путем удвоения основы либо без каких-либо фонетических изменений или с вариацией корня гласного или согласного, как в пинг-понг, болтовня, до свидания, стилистически говоря, большинство слов составлено путем дублирования и представляют неформальные группы разговорной речи и сленга.
Редупликация морфологический процесс, посредством которого морфема повторяется, тем самым создание нового слова с другим классом слов. Есть два типа дублирования: частичное, которое дублирует только часть морфема и полный, в котором вся морфема дублируется ), Звукообменник ( Некоторые звуки изменены, чтобы образовать новое слово. Это непродуктивно в современном Английский язык, это было продуктивно на старом английском языке, и его можно встретить на других языках. Индоевропейские языки.Во многих случаях есть гласные и согласные. обмен. В существительных у нас есть глухие согласные, а в глаголах — имеют соответствующие звонкие согласные, потому что в старом английском эти согласные в существительных стояли в конце слова, а в глаголах — в интервокальная позиция. Ф: жизнь — жить, кровь — кровоточить, горячо — жарить, петь-петь. ) , Звук имитация ( слов сделаны путем имитации различных звуков, которые могут издаваться животными, птицами, насекомыми, людьми и неодушевленными предметами.Это это способ словообразования, когда слово образуется путем имитации разные звуки. а) звуки, издаваемые людьми , шептать, хихикать, бормотать, чихать, свистеть; б) звуки, издаваемые животными, птицами, насекомыми , шипеть, гудеть, лаять, мычать; в) звуки, издаваемые природой и предметами, плескаться, шуршать, греметь, пузыриться, звенеть. ), Напряжение развязка ( Они чаще всего встречается в глаголах и существительных романского происхождения: существительные имеют ударение на первом слоге и глаголах на последнем слоге. Ф: «Ударение — на ударение, на конфликт — на конфликт, на экспорт -» ‘Экспорт.)
ELLO
СемантикаОдген и Ричардс (1923) выделили 22 различных значения слова означает или , означающее , взяв разные неторетические или теоретические отправные точки.
С лингвистической точки зрения нам нужно различать лексическое и грамматическое значение. Лексическое значение относится к значению слов, принадлежащих к одному из четырех классов лексических слов. Это аспект значения, который обычно приводится в словаре. Важными аспектами при описании лексического значения являются синтагматические отношения между отдельными лексическими элементами (птица: муха, светлый: волосы) , а также парадигматические отношения между словами, которые имеют аналогичное значение (красный: синий) . Напротив, грамматическое значение включает значение грамматических элементов (например,г. функциональные слова и флективные аффиксы), грамматические функции (например, субъект и объект) и различные типы предложений (например, декларативное и вопросительное).
Джеффри Лич (1981), принимая во внимание некоторые неязыковые аспекты значения, перечисляет семь различных типов значений. Ссылочное значение (также называемое денотативным значением, описательным значением, концептуальным значением или смыслом) относится к логическому, когнитивному или денотативному содержанию выражения. Напротив, коннотативное значение (ассоциативное значение) обозначает ассоциации и вторичные значения, которые вызывает выражение.Информация, которую лингвистическое выражение передает об определенных социальных характеристиках, называется социальным значением (стилистическое значение), в то время как эмоциональный или аффективный компонент выражения обозначается как его аффективное значение . Социальное значение и аффективное значение вместе иногда называют коннотацией . Термин отражает значение относится к определенным ассоциациям с другим смыслом того же выражения, тогда как коллокативное значение (словосочетание) передается с помощью характерных словосочетаний.Наконец, тематическое значение обозначает организацию сообщения с точки зрения информационной структуры.
Социальное значение: осень vs. осень
Базовый модуль — модули обучения английской лингвистике
Содержимое базового блока:
- Определение слова
- Значение слова и композиционность
- Лексическое против грамматического значения
- Проверьте себя: тест для модуля 2, базовый модуль
1. Определение слова
Вспомните пример из предыдущего модуля, включающий не слово vo , для которого я придумал значение, например: Limp Bizkit проголосовал за эту песню Джорджа Майкла; Я бы хотел, чтобы Дево дево это.
Devo it!Когда вы знаете слово vo , вы сможете понять родственное слово, Dev , на основе имеющихся у вас знаний морфологии английского языка.В частности, префикс «де» — что он означает и к чему обычно присоединяется.
Морфология — это исследование того, как звуки объединяются, чтобы нести значение. Говоря проще, это изучение словообразования. Но что такое «слово»? Давайте посмотрим, какие определения дает популярный словарь Merriam-Webster.
Определение слова Merriam-Webster
Определение 1а: «что-то сказанное» — вау, как вам неясно? И разве слово на странице, которое не произносится вслух, на самом деле не является словом?
Определение 2a немного точнее, но давайте рассмотрим его внимательнее.Верно ли, что большинство слов не «делятся на более мелкие единицы, которые можно использовать независимо»? А как насчет следующих слов?
чемодан рабочая лошадка в другом месте wordmith speakeasy backfire
Нельзя ли каждое из них «разделить на более мелкие единицы, способные к независимому использованию»? И разве каждый из них не слово? Это определение, кажется, не охватывает все вещи, которые мы считаем «словами»!
Для наших целей рассмотрим «слова» как соответствия между лингвистическими формами — последовательностями звуков — и значениями — тем, что эти звуки представляют.Когда один говорящий по-английски произносит последовательность звуков, как другой говорящий по-английски распознает лингвистическое значение, которое он несет? Как они вообще узнают, слышали ли они английское слово (вместо слова из другого языка или высказывание без лингвистического значения)? Носители английского языка делятся знаниями о звуко-смысловых отношениях.
2. Значение слова и композиционность
Не только говорящие обмениваются знаниями о словах, но и обмениваются знаниями о меньших единицах значения, которые могут объединяться в слова, и правилах, определяющих, какие единицы могут сочетаться, а какие нет.Конечно, большая часть этих знаний является неявной и подсознательной — это просто часть того, что кто-то знает, когда он «знает язык».
Однако, чтобы говорить об этом точно, нам нужно говорить о единице значения, которая несколько отличается от «слова». Учтите, что это все «слова»:
чемодан костюм рабочая лошадка лошадь speakeasy backfire
глупо глупо слово электрификация бесхитростно
Вы, вероятно, интуитивно почувствуете, что некоторые из этих слов «меньше» или «больше», чем другие — вы, вероятно, почувствуете, что некоторые из них состоят из нескольких внутренних единиц, а другие — нет.Фундаментальным свойством значения слова является композиционность. — значение слова происходит от композиции его частей. Фактически, именно так мы можем создавать новые слова из старых. Например, хэштег — это составное слово, образованное из хэша (со ссылкой на символ # ) и тега (со ссылкой на какую-то аннотацию). Хэштег — это использование символа # для аннотирования чего-либо. Значение слова , хэштег , следовательно, состоит из из значений двух его частей.Его значение композиционное . (Это также пример иерархии в языке — значение более крупной единицы зависит от значения более мелких единиц.)
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО
композиционность : значение слова определяется составом его частей (также верно и для предложения!)
Слова имеют внутреннюю композицию и в менее очевидных случаях. Рассмотрим слова vase и vases . У одного на конце есть цифры –s (что звучит как «z»), а у другого нет.(Обязательно произносите их вслух, чтобы услышать эту разницу, а не просто читать: помните, что речь, а не письмо, является основой английского языка.) Vase и vases — разные словоформы с немного разными значениями. Точно так же рассмотрим ходьбы и ходьбы . У одного на конце есть –ed , а у другого нет. Прогулка и Прогулка — разные словоформы с немного разными значениями. Вазы и ходили — более сложные слова, чем ваза и ходьба — они внутренне состоят из более чем одной значимой единицы.
Перед тем, как продолжить чтение, пройдите небольшой опрос ниже!
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПРОЙТИ ОПРОС. Обещаю, будет весело!ВЫ ПРОШЛИ ОПРОС ???
В том упражнении, которое вы только что выполнили, вы угадывали по одной форме слова, какими будут другие его формы.Как вы узнали, никогда раньше не видели этих слов, какая новая словоформа будет иметь смысл в каждом предложении? Вы использовали грамматические подсказки из окружающих слов, чтобы выяснить, какая форма естественным образом впишется в каждый пробел. Готов поспорить, что вы НЕ генерировали следующие предложения:
* Этой партии нужно еще гильпрет . Давайте позолочите !
* Пробовал jedi стекло но не получилось. Полагаю, стекло jediness .
Эти предложения отмечены звездочкой. В лингвистике звездочка указывает на то, что фраза или предложение неграмматичны, : они не могут быть произведены или поняты носителем языка, потому что они нарушают правила, лежащие в основе лингвистической системы. Эти словоформы не помещаются в эти слоты, потому что значения, которые они передают, каким-то образом не подходят для позиций их предложений.
Эти различия в словоформах — одна форма подходит для одной позиции предложения, а другие нет — морфологических различий.Примечательно, что вам даже не нужно знать значение нового слова, чтобы знать, в какой форме оно должно появиться! Определим гилпрет …
Как вы выполнили указанную выше задачу? Следуя абстрактным правилам , вы знаете морфологию английского языка. Вы понимаете, что одни и те же звуковые последовательности используются во множестве разных слов, чтобы обозначить одно и то же значение. Когда вам дается новое слово, вы можете сделать вывод, как изменится его форма с учетом того, где оно находится в предложении, или с учетом немного другого значения, которое оно должно выразить.Рассмотрим следующие наборы слов. Как вы думаете, какой компонент используется в каждом наборе?
девальвация светящаяся аморальная
deaccent анонимный атонал
отладка раковых бесполых
дефлеа фиброзный анаэробный
Слова состоят из более мелких единиц, называемых морфем . Морфема — это последовательность звуков, которые несут лингвистическое значение и не могут быть разбиты на более мелкие последовательности звуков, которые несут собственное значение.Каждое слово содержит по крайней мере одну морфему, и слово может состоять из одной морфемы. Примеры слов с одной морфемой:
word a you наш рыба полотенце
Однако большинство слов содержат более одной морфемы, и, следовательно, мы можем проанализировать, как они составлены внутри, из нескольких морфем.
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО
морфема : последовательность звука (ов), которая несет лингвистическое значение и не может быть разбита на более мелкие последовательности звуков, которые несут собственное значение
Различные формы одного и того же слова состоят из разных комбинаций морфем.Например, cat содержит одну морфему: {cat}. Напротив, кошек содержит две морфемы: {кошка} и {-s}. Обратите внимание, что когда мы пишем, мы можем использовать фигурные скобки для обозначения морфем. То, что мы называем «составными» словами, обычно имеет две морфемы, как в хэштеге : {hash} и {tag}; или рабочая лошадка : {работа} {лошадь}.
Морфема имеет три важных свойства:
- его нельзя разбить на более мелкие смысловые единицы,
- он несет в себе значение — хотя это значение может быть нелегко определить,
- он передает то же значение в разные слова или само по себе как слово.
Например: слово содержит только одну морфему. Его нельзя разбить на более мелкие единицы, имеющие собственное значение. Состав этого слова — просто {слово}.
Однако слов имеет две морфемы: {слово}, несущее основное значение, и {-s}, которое позволяет нам знать, что мы говорим более чем об одном слове. Это {-s} также встречается в другом слове в списке выше: wordmiths . Если я использую это слово в предложении, вы представите себе нескольких мастеров слова (по крайней мере, двух), а не одного.
Как вы думаете, сколько морфем имеет wordmiths ? Если вы сказали «три», вы поняли! {слово} {кузнец} и {-s}. В каких еще словах может встречаться морфема {кузнец}?
Прежде чем двигаться дальше, пройдите небольшую викторину, чтобы проверить свое понимание морфем:
3. Лексическое против грамматического значения
Не все морфемы несут одинаковое значение. Не все слова: хотя мы думаем о словах как о вещах, которые можно найти в словаре и, возможно, даже нарисовать картину, не все слова так легко определить! Как бы вы изобразили слово из ? Как насчет до ? Еще ? Следовательно?
Мы разделяем типы значений, которые морфемы несут на две категории: лексическое значение и грамматическое значение .
Лексическое значение также называется семантическим значением — это то, к чему относится слово, будь то конкретный объект, абстрактное понятие или отношение.
Вопрос о лексическом значении: «Что я имею в виду, когда говорю глупо против глупости ?» Эти два слова относятся к разным вещам. Глупо относится к состоянию («Она ужасно глупая сегодня!»), Тогда как глупость относится к сущности («Ее глупость меня действительно раздражает!»).{глупо} — это морфема, несущая лексическое значение. {-ness} также является морфемой, несущей лексическое значение, потому что она меняет понятие, на которое ссылается {глупо}.
Грамматическое значение относится к функции слова в предложении и типу значения, которое оно передает по отношению к другим словам во фразе или предложении. Это определение может показаться очень расплывчатым, но оно будет иметь все больше и больше смысла по мере того, как мы исследуем различные грамматические модели в течение этого семестра.
Вопрос о грамматическом значении: «Когда я могу сказать, что виляет против виляет ?» Эти два слова относятся к одному и тому же — к движению вперед и назад особым образом.Но они используются в разных синтаксических обстоятельствах. Wags используется, когда я говорю о том, что происходит в настоящее время или регулярно («Ее хвост виляет постоянно», но не «* Ее хвост виляет прошлой ночью»). Wagged используется, когда я говорю о том, что произошло в прошлом («Их хвосты виляли прошлой ночью», но не «* Их хвосты виляли прямо сейчас»). Обозначение wags и wagged не отличается, но их использование в предложении есть.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
лексическое значение : к чему относится слово / морфема
грамматическое значение : тип значения, которое слово / морфема передает относительно других слов во фразе или предложении
Один из способов подумать об этом различии состоит в том, что лексическое значение имеет четкое значение вне контекста конкретного предложения, тогда как грамматическое значение имеет отношение только к интерпретации конкретного предложения.
Оба слова wag s и wagged несут как лексическое, так и грамматическое значение. Лексическое значение выражается общим для них компонентом: {wag}. Независимо от того, говорю ли я виляет или виляет , вы, вероятно, представляете один и тот же образ: хвост, движущийся вперед и назад. Это лексическое значение — ссылка. Грамматическое значение выражается разными частями: {-s} или {-ed}. Если я говорю о движении хвоста вперед и назад, которое произошло вчера, я использую форму wagged .Если я говорю о движении хвоста вперед и назад, которое происходит в настоящее время, я использую форму wags . Окончание выражает отношение ко времени, которое необходимо только как часть интерпретации описания конкретного события.
В этом примере мы видим общую морфему, несущую лексическое значение: {wag}. Мы видим две морфемы, несущие грамматическое значение: {-s} и {-ed}. {wag} предоставляет ссылку, а {-s} и {-ed} изменяют синтаксические обстоятельства, в которых может использоваться слово.
Некоторые морфемы могут встречаться как слова; они называются свободными морфемами . Примеры: {car}, {word}, {fill} и {light}.
Морфемы, которые должны присоединяться к словам, чтобы выразить их значение, называются связанными морфемами . Примеры: {a-}, {-ness} и {cran-}. Речь пойдет конкретно о аффиксах . Аффиксы присоединяются к корневым морфемам , которые несут в слове основное значение. {слово} — это корневая морфема, как и {wag}.
English имеет как префиксы , прикрепляемые в начале корня, так и суффиксы , прикрепляемые в конце корня. В cats , {cat} — корневая морфема, а {-s} — суффикс. В undo {do} — корневая морфема, а {un-} — префикс. Рассмотрим следующие слова, состоящие из префикса, корня и суффикса.
префикс корневой суффикс
без деления
невероятно
без защиты — без защиты
отрегулировать -s
Мы делим аффиксы на два класса морфем в зависимости от того, несут ли они лексическое или грамматическое значение.Аффиксы, несущие лексическое значение, называются деривационными морфемами . Аффиксы, несущие грамматическое значение, называются флективными морфемами .
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
деривационных морфем : аффиксы с лексическим значением
флективных морфем : аффиксы с грамматическим значением
Английский язык имеет бесчисленное количество производных префиксов и суффиксов. Они изменяют референцию слова и часто также изменяют часть речи слова (например, от существительного к прилагательному).Хотя есть основное значение, которое остается неизменным, когда вы добавляете деривационную морфему к существующему слову, общая ссылка изменяется.
Например, word, wordy, и wordy все разделяют морфему {слово}. Ссылка, связанная с {словом}, присутствует во всех трех словах. Wordy — это комбинация {слово} и деривационного суффикса {-y}, который меняет его с существительного на прилагательное — с вещи на качество. Wordily — это также комбинация {word} {-y} и другой производной морфемы, {-ly}, которая меняет его с прилагательного на наречие — с качества на способ действия.Добавление словообразовательных морфем меняет то, как слово может использоваться в предложении. Они не взаимозаменяемы! Обратите внимание на звездочки, означающие «неграмотно» в приведенных ниже примерах.
3а) Читаю слово.
3б) * Прочитал многословие.
3c) * Прочитал вслух.
4a) Писатель был многословен.
4b) * Писателем было слово.
4c) * Писатель был многословен.
5а) Писатель говорил многословно.
5b) * Писатель произнес слово.
5c) * Писатель говорил многословно.
Можете ли вы объяснить, почему только первое предложение является грамматическим в каждом трио предложений?
Английский имеет всего 8 флективных морфем , и все они суффиксы. Каждый флективный суффикс присоединяется к существительным, глаголам, прилагательным или наречиям. Эти четыре типа слов составляют, не случайно, основные категории из слов , которые несут лексическое значение и составляют «основу» значения предложения.Чтобы быстро познакомиться с этими категориями, рассмотрите предложение ниже.
Прекрасные балерины красиво танцуют.
ПРИЛАДИТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ НАРЕЗАТЕЛЬНО
Мы будем исследовать в течение семестра эти категории слов и грамматические значения, которые несут словоизменительные морфемы. На данный момент вы должны уметь распознавать окончания как перегибов. И когда я говорю слово , склонение , вы должны знать, что я имею в виду изменение в окончании слова, которое несет грамматическое значение.Начните замечать, когда вы видите эти окончания на разных словах.
Морфема | Грамматическое значение / то, что мы будем называть перегибом | Присоединяется к | Пример |
{-s} или {-es} | множественное число | существительные | кошек; пианино; ящики |
{-’s} или {-s ’} | притяжательный | существительные | кошачьих; пианино; заводов |
{-s} | третье лицо единственного числа настоящее время | глаголы | ударов ногами; ест; хочет |
{-ed} | прошедшее время | глаголы | выгнан; смотрел; хотел |
{-ed} или {-en} | причастие прошедшего времени | глаголы | выгнан; съедено; хотел |
{-ing} | причастие настоящего | глаголы | пинками; принимать пищу; желающий |
{-er} | сравнительный | прилагательные / наречия | счастливее; печальнее; медленнее |
{-est} | превосходная степень | прилагательные / наречия | самых счастливых; самый грустный; самый медленный |
3.Проверьте себя: тест для модуля 2, базовый модуль
Завершите это, прежде чем переходить к следующему блоку!
linguistlaura: Функциональные и лексические слова
Слова делятся на два основных класса, которые мы можем назвать функциональными / грамматическими и лексическими / содержательными словами.Функциональные, или грамматические, слова — это слова, значение которых трудно определить, но они имеют некоторую грамматическую функцию в предложении. Например, . Что это означает? Что ж, сложно сказать.Но функция его проста: это определенный артикль. Он делает вещи определенными (говорит, что вы говорите о конкретном примере того, что следует за этим). Или может — трудно описать его значение, но его функция ясна. Предлоги, такие как на или на или , если также работают. Функциональные слова — это закрытый класс, а это значит, что мы не можем легко добавлять новые. Постарайтесь вспомнить, когда вы в последний раз слышали новый предлог или артикль.
Лексические слова, однако, имеют значение: кошка и кресло и туалетная щетка и велоцираптор все имеют четкие значения, которые вы могли бы кому-то описать.Все они также являются существительными, что является одним из типов лексических слов. Глаголы тоже могут быть лексическими, например fly , организовать и steal . Лексические слова — это открытый класс, и мы можем придумывать новые волей-неволей, используя все различные правила словообразования, которые мы можем использовать. Вы, наверное, можете сейчас придумать новое слово: просто дайте глаголу существительное или прибавьте к чему-нибудь -ify .
Вы уже все это знали? Может, да. Если вы думаете, что нет, что ж, я здесь, чтобы сказать вам, что ваше подсознательное знание языка включает это.
В серии The Jabberwocky Льюис Кэрролл изобретает целую кучу бессмысленных слов. Но каждое из них — лексическое слово. В противном случае вы не смогли бы понять стихотворение так, как вы можете.
Я придал смелости бессмысленным словам в первом стихе здесь, и все они легко интерпретируются читателем как существительные, прилагательные и глаголы (которые, как правило, являются лексическими). Все английские слова являются служебными.
Мы можем понять это, потому что, хотя мы не знаем, что означают незнакомые слова, мы можем распознать их для нужной части речи. Мы можем сказать, что slithy — прилагательное, а toves — существительное. Как? Ну, прямо перед этой фразой есть определенный артикль, и мы знаем, что в английском языке определенный артикль стоит в начале именной фразы. Мы ожидаем, что это произойдет с существительным, которое мы ожидаем найти в конце фразы, и если там есть другое слово, мы ожидаем, что оно будет прилагательным и будет стоять перед существительным.Мы также знаем, что существительные могут иметь окончание множественного числа -s , например tove-s , и что прилагательные могут иметь окончание -y , например slith-y .Twas brillig и slithy toves
На wabe и gimble были wabe :
Все mimsy были borogoves ,
и mome rathbe out .
Функциональные слова — это то, что дает нам структуру предложения, поэтому, если вы превратите их в бессмысленные слоги, вы ничего не поймете. У вас только что есть строка слов, лексическое значение некоторых из которых вам известно, но вы не знаете, как они сочетаются друг с другом.
Если вы все еще не уверены, что ваш мозг знает это, вот вам доказательство.На днях я смотрел эпизод слегка безвкусного игрового шоу 00-х «Победа, проигрыш или ничья поздно» (представленный Лизой Тарбак) (не судите меня, мне нравятся игровые шоу, хорошо?). Пол Тонкинсон, которому пришлось нарисовать название книги Жизнь Пи , начал с рисования линий, обозначающих слова в названии. Он нарисовал примерно так:
____ __ ____Теперь, если бы он представлял длину слов, он бы нарисовал последнее такой же длины, как и среднее. Но он этого не сделал; это явно намного дольше.Он не представляет длину слов, а скорее их статус как функциональных слов по сравнению с словами содержания.
Лексическое и грамматическое значение — [PPTX Powerpoint]
Сообщение от 18 августа 2015 г.
386 просмотров
Размер встраивания (px) 344 x 292429 x 357514 x 422599 x 487
TRANSCRIPT
- 1. Лексическое значение в сравнении с семантикой грамматического значения
- 2. Бинти Нурджанатул Мава Деви Вулан Сари Диана Сетьявати Элина Сари Мифтахур ЮнитауЛексическое значение — это значение слова без учета того, как оно используется, или слов, которые с ним встречаются. Определение лексического значения
- 4. Определение грамматического значения Грамматическое значение — это значение с точки зрения грамматики. Грамматическое значение относится к той части значения, которая указывает на грамматические отношения или функции, такие как временное значение, значение единственного числа и т. Д.
- 5. Содержимое грамматического значения Грамматическое значение состоит из: 1.Word-class Например: Модерн (прилагательное), модернизировать (глагол), модернизация (существительное). 2. Инфлекционная парадигма, например. грамматическое значение множественности (столы, данные)
- 6. Лексическое значение преобладает в содержательных словах, тогда как грамматическое значение преобладает в служебных словах, но ни в одном из них грамматическое не отсутствует. Разница между лексическим значением и грамматическим значением
- 7. Любите, смейтесь, принимайте, работайте; такие же или разные? Разное: лексическое значение То же: грамматическое значение (глаголы) Boyboys; такие же или разные? То же: лексическое значение Разное: грамматическое значение (число) Пример лексического и грамматического значения
- 8.Лексическое значение: значение лексики. Грамматическое значение: значение, изученное в грамматике. Грамматика и лексика взаимосвязаны: грамматика отражает способы, которыми лексика действует как средство коммуникации и как инструмент мысли.