Лингвистика наука о языке урок в 5 классе – Методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме: Факультативный курс по русскому языку «Путешествие в страну Лингвистика» для учащихся 5 – 6 классов

Лингвистика – это увлекательная наука

1.Оформление тетради. Целеполагание.

2. Подготовка к восприятию материала.

— Назовите учебные предметы. Какие науки они изучают?

— По толковому словарю установите, что такое наука?

— Какие науки вам интересны?

— Какие доказательства вы можете привести, что лингвистика – это наука.

3. Систематизация материала.

А) Работа с таблицей.

Разделы науки о языке

Единицы изучения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Задание: вспомните разделы о языке и их единицы изучения и заполните таблицу. В случае затруднения обращайтесь к содержанию учебника. На данном материале постройте устное высказывание.

Б) Конкурс знатоков

Подумайте, как можно объяснить лингвистический смысл пословицы. Перед каким разделом языкознания вы бы поставили её эпиграфом? Почему?

1.Сначала аз да буки, а затем и науки. 2. Яблочко от яблони недалеко падает. 3. Что написано пером, то не вырубишь топором. 4. Красна птица пером, а человек – словом. 5. Грамматике учиться всегда пригодится.

В) Лингвистическая разминка

— Секреты фонетики.

Задание: проследите, как меняется смысл слова, если к исходному слову добавить один звук или несколько звуков. Запишите полученные слова в тетради. На основе наблюдений сделайте вывод о роли звуков в речи.

ЕСТЬ [В, Ж, Л, М, Т, Ш, Ч, ПОВ, СОВ… ]

— Загадки слов.

Задание: запишите транскрипцию слов. Какие новые слова получатся, если прочитать транскрипцию в обратном порядке?

  1. лён [ноль]

  2. люк [куль]

  3. лоб [пол]

  4. мог [ком]

Какие фонетические процессы встретились вам?

Г) Лексическая работа.

Задание: объясните лексическое значение слова КРАСНОРЕЧИЕ разными способами. Проверьте себя по толковому словарю. Расскажите, как строится словарная статья в этом словаре?

— Кто больше?

Приведите примеры словосочетаний с многозначным словом. Замените синонимами прилагательное в каждом словосочетании.

Холодный (-ая, -ое, -ые): вода, сердце, утро, взгляд, комната, глаза

Д) Работа с текстом.

(1) Языкознание имеет долгую историю развития. (2) Люди всегда думали, как при общении лучше выразить свою мысль, какими словами можно убедить собеседника.

(3) С появлением письма возникли новые трудности, которые связаны с обучением грамоте.

(4) Когда люди общались с другим племенем или осваивали чужой язык, они задумались об устройстве языка. (5) В языке постепенно подмечались закономерности и формулировались языковые правила.

Система заданий к тексту:

— озаглавьте текст, определите тип речи,

— найдите однокоренные слова, запишите их поморфемно,

— используя опорную таблицу, расскажите о морфемах русского языка.

— сгруппируйте слова по правописанию корня,

— в предложении 5 назовите самостоятельные части речи, укажите языковые признаки изученных частей речи,

— подберите синоним к слову ЯЗЫКОЗНАНИЕ (лингвистика), что вы знаете о происхождении данного слова?

— в предложении 3 объясните знаки препинания.

Е) Систематизация материала по орфографии и пунктуации.

— С какими орфографическими и пунктуационными правилами вы встретились в данном тексте?

— Какие правила у вас вызвали затруднение?

Ж) Лингвистический турнир

— Расскажите об учёном-лингвисте на основе подготовленной презентации.

— Составьте терминологический кроссворд, предварительно объясните значение этого слова.

— Расскажите об изобразительных возможностях языка. Отберите примеры, необходимые для иллюстрации.

— Подготовьте шутливые рисунки (2-3), в которых обыгрывается фразеологизм. Объясните их значение.

З) Творческая работа.

Сочинение-миниатюра на тему «Мой учебник русского языка»

Образцы ученических работ

Шестнадцать тайн русского языка

Учебник русского языка познакомил нас с шестнадцатью удивительными тайнами нашего языка.

Тайна первая – фонетика. Тайна звуков и букв. Секреты транскрипции. Семья гласных и согласных: звонких и глухих, твёрдых и мягких, ударных и безударных.

Тайна вторая — орфоэпия, правильная речь, произношение звуков.

Тайна третья – графика, начертание букв азбуки.

Тайна четвёртая – морфемика, значимые части слова, их языковые значения.

Пятая – лексикология. Словарный запас. Толковые словари. Синонимы, антонимы, омонимы.

Шестая тайна – орфография. Строгие правила правописания слов.

Седьмая тайна – морфология, наука о частях речи.

Одна из красивых тайн восьмая – культура речи. Правила литературного языка нашего времени.

Тайна девятая – синтаксис, наука о сочетании слов именных и глагольных в словосочетания и предложения, о жизни членов предложения: подлежащем, сказуемом, определении, дополнении, обстоятельствах места, времени. О предложении и его видах.

Тонкая десятая тайна – пунктуация, хороша знающая повадки знаков препинания. Важное семейство точки, запятой, двоеточия, многоточия, знаков вопроса и восклицания, тире, скобок, кавычек.

Одиннадцатая тайна – текстоведение.

Тайна двенадцатая – образование слов: имён существительных, прилагательных, глаголов.

Тринадцатая тайна – фразеология. Устойчивые выражения.

Тайны четырнадцатая, пятнадцатая, шестнадцатая связаны с именем существительным, прилагательным, его величеством глаголом, их морфологическими признаками и синтаксической ролью.

Все эти тайны из мира лингвистики, науки о языке. Теперь мы их знаем. Так приятно исследовать эти тайны на наших уроках. Как таинствен, мудр и красив наш язык. Слава ему и народу русскому! Волковский Никодим

Мой учебник русского языка

В пятом классе, изучая русский язык, я научился многому благодаря не только учительнице, но и учебнику.

В учебнике были представлены такие разделы, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексикология, морфология, текстоведение, синтаксис, пунктуация. Из этих разделов лингвистики я узнал много нового и интересного. С помощью этих знаний я могу помогать своей сестрёнке-первоклашке.

Самым интересным для меня был раздел «Текстоведение». Из него я узнал законы построения текста, его композицию. Знание этого раздела научило меня лучше понимать прочитанные тексты и писать сочинения.

Свой учебник я берегу, чтобы передать его младшей сестре. Кибалов Александр

  1. Подведение итогов и комментирование оценок.

  1. Домашнее задание.

Напишите рассуждение по данному началу:

«Заниматься русским языком – это увлекательно!» или «Я думаю, что лингвистика – это увлекательная наука, потому что…».

Используя материал урока, содержание учебника, отберите наиболее убедительные, с вашей точки зрения, аргументы и запишите их в форме плана.

Материал (5 класс) по теме: Разработка открытого урока в 5 классе по теме: «Урок-путешествие в страну Лингвинию»

Урок русского языка в 5 классе

    Тема: «Урок-путешествие в страну Лингвинию»            

Цели: 1. Повторить разделы науки о языке.                              

        2. Проверить знания учащихся по основным разделам грамматики.

Задачи: 1. Обобщить пройденный материал.

        2. Развивать навыки работы в парах, группах.

          3. Способствовать развитию любознательности и любви к      русскому языку.

        4. Развивать орфографическую зоркость.

        5. Развивать логическое мышление посредством загадок.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: карта страны Лингвинии, карточки с заданиями, перфокарты, таблицы, карточки с ь, тесты.

Ход урока

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну Лингвинию.

— Как вы думаете, что такое Лингвиния? ( Наука лингвистика, которая изучает язык.

Изучать язык очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстаёт перед тобой как страна весёлых и неожиданных приключений. Действуют в этом мире не пираты, не королевские мушкетёры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями удивительной страны Лингвинии. Сегодня на уроке мы должны повторить основные разделы науки о языке. Ваши знания, смекалка и находчивость помогут вам совершить небольшое путешествие. Представьте себе, что вы заняли места на воображаемом корабле, и мы отправляемся с вами в далёкое и трудное плавание.

Итак, мы подплываем к городу Звукинску.

Фронтальный опрос.

— Кто живёт в этом городе? ( Звуки)

— Какие звуки здесь живут: (Гласные и согласные)

— А каких звуков больше? ( Согласных)

— Сколько мы знаем гласных звуков? Перечислите их.(6)

— Согласных звуков? (21)

А сейчас мы должны выполнить небольшие задания.

Работа у доски.

Карточка №1

Поставьте ударение в словах:

Километр, свекла, звонит, столяр, алфавит, торты, красивее, баловать.

Карточка №2

Определите количество букв и звуков:

Яркий, голубь, июнь.

Двое работают с карточками.

Сделать транскрипцию.

Мороз, вторник, снег, яма, плод.

Поделить слова на слоги, поставить ударение: косьба, яростный, жестокий, обещать, сгрести.

Остальные работают в группах.

Даны слова: леса, чёрный, друг, деловой, вокзал, сбежал, футбол.

1 группа — выписать слова, в которых гласная буква передаётся другим звуком.

2 группа — выписать слова, в которых согласная буква передаётся другим звуком.

3 группа — выписать слова, в которых гласная и согласная буквы передаются другими звуками.

Вывод: какой раздел лингвистики мы повторили? Что изучает фонетика?

Молодцы! Все справились с заданиями хорошо.Из города Звукинска мы отправляемся в город Частисловск.

— Как вы думаете, кто живёт в этом городе? ( Части слова)

Они живут в разных районах. В каких? ( Приставок. Суффиксов.

Корней. Окончаний. Основ).

— Почему именно так названы районы?

Работа у доски

Разобрать слова по составу

Матросский, снежок, смолистый, придорожный, перевезёшь.

Найти «Третье лишнее»

Потолок, пот, потливый.

2. Море,  морщины, морской.

3. Боль, больница, большой.

4.Водить, вода, подводный.        

Разминка

1. Специалист по разведению садов (садовод)

2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз)

3. Канал для вывода дыма из трубы (дымоход)

4. Русская народная игра-пляска (хоровод)

5.Лес, поваленный бурей (бурелом)

6. Огнестрельное оружие (пулемёт)

7. Рабочий, занимающийся рубкой леса (лесоруб)

Вывод: какой раздел науки лингвистики изучает части слова?

(Морфемика)

Молодцы! Плывём дальше. Но мы, кажется, заблудились и попали в тупик Ошибок. Чтобы выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить следующее задание.

В каждой карточке со стихами есть ошибка. Как только вы исправите ошибки, путешествие продолжится.

        Закричал охотник: «Ой!»

        Двери гонятся за мной!        /Звери/

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.        /Грачей/

        Миша дров не напилил,

        Печку кепками топил.       /Щепками/

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.      /Чайки/

Забодал меня котёл,

На него я очень зол.         /Козёл/

На болоте нет дорог.

Я по кошкам – скок да скок.      /Кочкам/

Выбрались мы из тупика Ошибок и попали в город Лексиконск. Недалеко от Лексиконска находится город Фразеологинск. В этот город отправятся не все, а только трое. Они выполнят задание и вернутся к нам.

        Задание сильным учащимся.

Изучите внимательно таблицу с фразеологизмами «Что я люблю

(или не люблю)» В своих ответах используйте фразеологизмы из таблицы.

        Что я люблю (или не люблю)

Точить лясы (заниматься пустыми разговорами)

Бить баклуши (бездельничать)

Задирать нос (заважничать, загордиться)

Жить на широкую ногу (богато)

Ломать голову (думать)

Вставлять палки в колёса (мешать)

Работать засучив рукава (энергично, умело работать)

Держать язык за зубами  (молчать)

Индивидуальное задание.

Вспомнить и записать фразеологизмы на букву     К

Итак, мы находимся в Лексиконске.

На доске «завал»: ключ, добрый, коса, очаровательный, злой, восхитительный. (Учащиеся разбирают завал)

Омонимы: ключ, коса.

Синонимы: восхитительный, очаровательный.

Антонимы: злой, добрый.

        Отгадайте загадки.

Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем их …        /антракт/

        Я антоним к слову зной,

        Я в реке, в тени густой

        И в бутылке лимонада,

        А зовут меня …         /прохлада/

Ученики выразительно читают стихотворение Козловского «Вы откуда, молодцы?»

— О каком языковом явлении говорится в стихотворении?

        День вступил в свои права,

        Постучались в дверь слова.

        Я открыл им.

        Что за чудо?

        Предо мною близнецы.

        Я спросил их:

        — Вы откуда

        Появились, молодцы?

        Отвечали мне слова:

        -Заверяем, голова,

        Что и раньше с нами встречи

        Ты имел наверняка.

        Мы слова из русской речи,

        Из родного языка!

        Одинаково нас пишут,

        Одинаково нас слышат.

        Но важна не только внешность,

        Потому не торопись,

        Не всегда важна поспешность,

        Ты до смысла доберись.

        Наподобие начинки,

        Смысл запрятан в серединке.

        Схожим лицам вопреки

        Мы по смыслу далеки.   (Омонимы)

Продолжаем путешествие. Наш корабль плывёт в Морфобург.  

В этом городе живут части речи. Какие части речи вы знаете?

Работа у доски.

1. Определить род, склонение, число, падеж существительного

в тишине.

2. Определить время, спряжение, лицо, число глагола спешит.

Индивидуальное задание.

От существительных образовать прилагательные.

Хлеб, сахар, берёза, абрикос, малина, сирень, клён.

Остальные определяют части речи.

Книги, приготовили, три, справа, красивый, дружба, решает, бегут, добрый, они. (Взаимопроверка)

Проверяется работа у доски.

Отгадайте загадки и определите часть речи.

Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт.

/школа – существительное/

     2.Одной рукой всех встречаю, другой – провожаю.

        /дверь – существительное/

Молодцы! Плывём дальше. Нас встречает город Грамоград. Здесь живут орфограммы.

Найти и исправить ошибки.

Жалоба.

        Дядя, прошу тебя, помоги

        Твоей племяннице Оле,

        А то небудет её ноги в этой школе.

        Мне вчера за диктант

        Учитель паставил «два»,

        А сам сказал, что мою работу

        Даже несмок прочитать.

        Попраси его, дядя, исправить двойку

        И паставить мне «пять».

Индивидуальные карточки — перфокарты.(3)

Работа в парах. Игра «Учитель и ученик».            

Один ученик в роли учителя диктует слова, данные на карточке, другой – записывает их. Учащийся – «учитель» проверяет написанное.

Въезд, чудесный, поздний, брошюра, чаша, местный, соловьи.

Вспоминаем и повторяем написание ь после шипящих.

На партах лежат карточки с ь.

Я буду называть слова, а вы должны поднять карточку, если в слове нужно писать .

Врач, туч, кирпич, встреч, думаешь, мышь, глушь, увлекаешься, луч, рожь, брошь, мечтаешь.

Вот и подошло к завершению наше путешествие в страну Лингвинию. Давайте подведём итог урока.

— Что мы с вами на уроке повторили? Какие разделы науки о языке?

Выставление оценок.

Домашнее задание (сильным учащимся написать отзыв об уроке-путешествии, слабым – карточки с заданиями).

Конспект внеурочного занятия по русскому языку+ презентация «Лингвистика

Лингвистика-наука о языке.

(разработка внеурочного занятия в логике системно-деятельностного подхода)

Ф.И.О. педагога: Фархутдинова Гульшат Забировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» г.Ноябрьска

Предмет: внеурочное занятие в 5 классе

Тема: Лингвистика – наука о языке.

Основные цели:

— помочь детям усвоить языковедческие понятия «язык»,

«лингвистика», «языкознание»;

— формирование интереса к изучению курса.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;

  • учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

  • ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно, в том числе и во внутренней речи) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

  • использовать речь для регуляции своих действий;

  • оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Дидактические материалы:

  1. Основы языкознания для школьников: 5-8 классы: факультативный курс: учебное пособие для учащихся образовательных организаций / О.Е.Дроздова. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 320 с.

  2. Словари: 1. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М. : Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.

2. Шаповалова, О.А. Этимологический словарь русского языка: [более 4500 словарных статей] / О. А. Шаповалова. — Изд. 5-е. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 240 c. .

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, эталоны, проектор, Smart доска.

Ход занятия

I. Мотивация к учебной деятельности.

Истинное сокровище для людей –

умение трудиться.

Эзоп.

  1. Учитель читает эпиграф к уроку, предлагает поразмышлять над высказыванием, интерпретировать его.

  2. Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками. (В результате беседы получают необходимый настрой на плодотворный труд.)

  3. Знаете ли вы, ребята, кто такой Эзоп? (Баснописец, знают из начальной школы

    ). Какие басни, написанные им, вы знаете?

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1. Что, на ваш взгляд, объединяет эти картинки? (Язык)

hello_html_34eee3dc.jpghello_html_m133ca342.jpghello_html_m50923c37.jpghello_html_6f4b3cec.pnghello_html_1f3dba56.gifhello_html_1f3dba56.gif

hello_html_6655dbd2.jpg

2. Что обозначает слово «язык»? (Актуализация)

Обратимся к словарю.

Язык

  1. Орган в полости рта.

  2. Орган речи.

  3. Система словесного выражения мыслей, средство общения.

  4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.

  5. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения.

  6. Металлический стержень в колоколе или колокольчике, который, ударяясь о стенку, производит звон.

  7. Что-нибудь, имеющее удлиненную, вытянутую форму. (Языки пламени.)

  8. (о предметах и явлениях) то, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Пример: Я. фактов. Я. цветов.

  9. Устар.- Народ, народность.

  1. Ребята, а смогли бы вы, не обращаясь к словарю, объяснить, что такое «Лингвистика»? (Пробное действие)

  2. Ребята строят предположения, дают свои ответы. Фиксирование индивидуального затруднения.

III. Выявление места и причины затруднения.

  1. Почему это задание у вас вызвало затруднение? В чем причина ваших затруднений?

— Не получается объяснить..

— Не знаем, что такое лингвистика.

— Нельзя дать объяснение тому, чего не знаешь.

2. Дети формулируют тему занятия.

Мы будем изучать ЛИНГВИСТИКУ.

— Что такое ЛИНГВИСТИКА.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

  1. Что вам известно о такой науке, как лингвистика?

  2. Что вы хотите узнать? Сформулируйте цель нашей учебной деятельности.

  3. Как мы можем добиться своих целей? Что мы можем сделать для этого?

  4. Дети формулируют цель занятия: узнать, что изучает лингвистика.(Либо проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить )

  5. Проект выхода: — можно посмотреть в словаре

— прочитать в учебнике

— попробовать разобрать слово (морфемный разбор) и сделать вывод.

— подобрать синоним.

Учитель делит учащихся на группы, где они и будут реализовывать проект, опираясь на заготовку эталона.

V. Реализация построенного проекта.

1. Учащиеся работают в группах в соответствии с заданием.

Фиксируют новое знание по плану:

1) Морфемный разбор.

2) Определение. ЛИНГВИСТИКА – это…. (стр.4)

3) Лингвистика изучает…(стр.5-6) Схема-кластер.(Ромашка)

4) Синоним.

2. Вспоминаем правила работы в группах и парах:

1. Работай в паре с соседом дружно.
2. Не бойся высказывать своё мнение.
3. Работай тихо, не старайся перекричать.

4. Думай сам, не рассчитывай на соседа.
5. Отвечай громко, чётко, кратко.
6. В случае неправильного ответа не огорчайся, помни: каждый имеет право на ошибку.

3. После завершения работы одна группа представляет результаты своей работы.

4.Другие группы соотносят их со своими результатами. При необходимости учащиеся корректируют свои работы, дополняют друг друга.

5.Учитель напоминает учащимся об их затруднении при выполнении задания в пробном действии и предлагает вернуться к нему.

6. Учащиеся выполняют задание (дают определение термину ЛИНГВИСТИКА) и делают

вывод о преодолении затруднения.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

  1. Прочитайте легенду о древнегреческом баснописце Эзопе. (Стр.4)

hello_html_73d95191.jpg

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

2. — Как вы думаете, о каком значении слова «язык» идёт в ней речь?

— Почему язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете?

— Сделайте вывод о роли языка в жизни человека. Вспомните пословицы и поговорки о языке.

3. Представьте, что среди гостей Ксанфа был лингвист. Придумайте высказывание о языке от лица этого учёного, опираясь на содержание легенды.

4. Задание составить высказывание со словом «ЛИНГВИСТИКА».

VII. Самостоятельная работа. Применение нового знания в стандартной ситуации.

  1. Опираясь на схему, расскажите о том, что такое языкознание (лингвистика), что оно изучает и из каких разделов состоит?

  2. Как работать со схемой.

  • Внимательно рассмотрите схему.

  • Определите тему, которая раскрывается в схеме.

  • Выделите основную информацию; укажите, где она расположена на схеме.

  • Укажите на схеме, где расположена дополнительная информация (та, которая раскрывает основную).

  • Обращайте внимание на стрелки, которые связывают основную и дополнительную информации.

hello_html_752b6882.jpg

VIII. Перенос в новые условия.

Работа над рубрикой «Это интересно» (стр.6-7) организуется в парах:

  1. Происхождение слов ЧИЗБУРГЕР, ГАМБУРГЕР, АВТОБУС.

  2. Происхождение слов ТОМ, АТОМ, АНАТОМИЯ.

  3. Происхождение слова ОДЕССА.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Фиксация изученного на занятии с помощью вопросов:

— Какие новые знания вы приобрели сегодня? С какой наукой познакомились?

— Что изучает лингвистика?

— Какие знания и умения нам помогли в работе?

— Была ли решена поставленная в начале урока задача?

2. Учитель организует рефлексию и оценивание учащимися собственной учебной деятельности, предлагая написать SMS – сообщение другу о том, как прошло занятие, оценить, плодотворность работы.

3. Ученики пишут 1-2 предложения, не забывая о смайликах в конце (по закону жанра).

hello_html_m56c5487b.gif

Урок русского языка в 5 классе на тему «Язык и языкознание»

Русский язык. 5 класс. Урок № 1.

§ 1. Язык и языкознание.

Стр. 4: работа с рисунками, ответ на вопрос: «Можно ли общаться без помощи слов?»

Ответ: Без помощи слов общаться можно: в этом случае используются знаки:

— нотные;

— знаки, обозначающие правила дорожного движения;

— картинки в книге;

— мимика и жесты.

Чтение текста на стр. 4 («Язык в широком смысле…»).

Вопрос к тексту на стр. 4 (задается учителем; ученики пробуют самостоятельно сформулировать определение понятия «язык»):

Что такое язык?

Язык – это средство формирования и выражения мыслей, средство общения людей друг с другом и передачи информации от поколения к поколению.

Стр. 4 в рамке внизу (записать в к/з):

Языкознание – это раздел науки о языке, который изучает его строение и особенности функционирования.

Задание (выполнить дома): переписать схему со стр. 5 («Языкознание») в тетрадь для контрольных записей и выучить.

Упражнение № 3.

Ответ: в 5 классе изучаются следующие разделы языкознания: фонетика, графика, орфография, морфемика, словообразование, лексикология.

Сравним со схемой: остались незатронутыми следующие разделы: орфоэпия, морфология, синтаксис.

§ 2. Общение устное и письменное.

Чтение теоретического материала под знаком «!» на стр. 6.

Вывод: Язык существует в устной форме (говорение и слушание) и письменной (письмо и чтение).

Упражнение № 5: слева – устное общение, справа – письменное.

Тест:

Определить, о каком виде общения (устном или письменном) идет речь в следующих пословицах и поговорках: если об устном, то напротив цифры поставить букву «у», если о письменном, то напротив цифры поставить букву «п»:

Пословица (поговорка)

Вид общения

1

Что написано пером, того не вырубишь топором.

п

2

Хорошую речь хорошо и слушать.

у

3

Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь.

у

4

Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай.

у

5

С устным разговориться что меду напиться.

у

6

Хороша книга, да чтец плох.

п

7

От учтивых слов язык не отсохнет.

у

8

Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

п

Ключ:

Вид общения

1

п

2

у

3

у

4

у

5

у

6

п

7

у

8

п

8 = «5».

7 = «4».

5 – 6 = «3».

0 – 4 = «2».

Домашнее задание: в творческих тетрадях написать сочинение по одной из пословиц (спроецировать на экран, дети переписывают одну по выбору).

Возможное сочинение:

От учтивых слов язык не отсохнет.

На уроке русского языка мы узнали, что существует два вида общения: устное и письменное. В устной речи часто используются пословицы и поговорки. Об одной из них я сейчас расскажу.

Народная мудрость гласит: «От учтивых слов язык не отсохнет». Интересно, а что это значит? Попробуем объяснить. В повседневной речи мы обязательно должны использовать слова вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и другие. Если человек использует подобные слова, он показывает не только свою воспитанность, но и уважение к другому. Учтивые слова украшают нашу речь, делают ее более интеллигентной.

Слова этикета в своей речи должен использовать каждый культурный и уважающий себя и других человек. Верно гласит народная поговорка «От учтивых слов язык не отсохнет».

Урок в 5 классе на тему :» Занимательная лингвистика»

Урок-игра для учащихся 5 «А» класса «Час занимательного русского языка»

Учитель Чуграева Ю.А

Цели:1). Проверить знания и умения учащихся 5 класса по общим вопросам русского языка.

2) Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать познавательный интерес школьников.

3) Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.

Оборудование: презентация,

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью
»

А.И.Куприн

Ход игры

1)класс делится на 2 команды, выбирают капитанов.

Задание КОНКУРС КАПИТАНОВ

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

(нос)

  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

(уши)

  • Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут, им дергают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

(язык)

I. Разминка

Учитель

Ответьте, о ком или о чем говорится.

-«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)

-Что такое ручкохранилище? (Пенал.)

-Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)

-Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)

-Как называется школьный известняк? (Мел.)

-Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)

-Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)

-Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)

-Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)

-Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)

-В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)

-Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)

Слайд

— Сколько в круге существительных? Какие еще части речи?

ЯРМО, МОСТ, СТОЛ, ТОЛЬКО, КОТ, ТИК, КУСОК, УС, СОК, ОКОЛО, КОЛ, ЛОСЬ,

II. Основная часть.

Конкурс 1. Постижение народной мудрости

Учитель: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.

-Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)

-Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)

-У него глаза велики. (У страха.)

-Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)

-Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)

-Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)

-Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)

Конкурс 2. «Что это? Кто это?»

Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?

Этот автор спит в портфеле, (авторучка)
Этот пони – день недели. (понедельник)
Этот плот – из полотна, (полотенце)
Этот рак сильней слона, (трактор)
Эта марка ест бананы, (мартышка)
Этот сыр – с лесной поляны.

Понедельник.

Конкурс 3. Редактор.

Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

Ведущий раздает командам тексты:

Я одел пальто и пошел гулять. (На себя – надел.)

Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками. (Известен всей школе.)

У дороги стоял пожилой гриб. (Старый.)

Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов. (Из-за.)

Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками. (У чего четыре ножки?)

Она уверена в свои силы. (Уверена в своих силах.)

Конкурс 4.

Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой.

Не ударить в грязь лицом.

Держать себя в руках.

Мелькнуть, как молния.

Игра не стоит свеч.

Стрелять без промаха.

Во что бы то ни стало.

Не находить себе места.

Вешать голову.

А. Занятие, которое себя не оправдывает.
Б. Обязательно.
В. Очень быстро.
Г. Точно в цель.
Д. Сохранять самообладание.
Е. Показать себя с лучшей стороны.
Ж. Быть в состоянии большого волнения.
З. Огорчаться.

Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З

Конкурс 5. Найди ошибки.

Проверка

Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.

III. Подготовленные учащиеся разыгрывают сценку.

Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».

— Здравствуй!
— Привет!
— Что ты несешь?
— Несу разные вещи.
— Несуразные? Почему они несуразные-то?
— Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу мел…
— Что не сумел?
— Отстань.
— Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
— Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
— Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
— Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет». Понадобится, значит.
— Вот оно что…
— А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.
— Тамарка?
— Ага.

— И ничего, симпатичная?
— Красивая! Зеленая такая.
— То есть как?
— Зеленого цвета.
— Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
— У кого волосы?
— Да у Тамарки-то.
— Что-о?!
— Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
— Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.
— Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да? Так бы и говорил!
— Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
— Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
— А ну тебя…
— Да! Стой, стой!
— Ну, что еще?
— Привет передавай.
— Кому?
— Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.

IV. Подведение итогов урока.

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: язык и языкознание

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации учебной деятельности

Виды работ учащихся

Средства

1.

Организационный момент. Постановка учебной задачи

Здравствуйте, девочки и мальчики. Теперь вы пятиклассники и я вас поздравляю. Давайте знакомиться.

Давайте начнем с вами наш первый урок.

Чтение предисловия к учебнику. Знакомство с основными рубриками и специальными обозначениями, принятыми в учебнике

Запись эпиграфа к уроку в тетрадях:

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный , как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык. (К. Алтайский)

— Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?

— Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?

— Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?

— Почему же язык сравнивается с музыкой?

Выводы: благодаря языку мы можем описать движение, цвет, звук, объем; благодаря языку мы общаемся друг с другом.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Учащиеся работают в тетрадях

— Волга – река-кормилица, символ самой России. Ладога – олицетворение суровости, неприступности, величавости

Размышление учащихся

Учащиеся в тетрадях записывают выводы

Коллективная

Коллективная

Коллективная

Беседа

Беседа по материалу учебника  (с. 3)

Беседа

Учебник

Презентация №1

2.

Актуализация знаний и умений

Запись в тетради:

Язык – система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

Рассмотреть с учащимися Упражнение 2 (устно)

Упражнение 4 (устно)

Учащиеся ищут в материалах данного параграфа подтверждение записанной мысли

Коллективная

Беседа

Презентация №1

3.

Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах

Запись текста в тетради:

Прощальными раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но солнце еще щедро отдает свое тепло. В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. В полдень еще припекает солнце. Полиняли краски летней природы.

— Можно ли передать содержание текста в виде схемы?

— А в виде рисунка?

— Что будет изображено на рисунке?

Приложение 1

7.

Рефлексия

Была ли решена поставленная задача?

Коллективная

Беседа

8.

Домашнее задание

Подготовить рассказ о том, что такое языкознание

Раздел науки о языке. (5 класс)

Конспект урока по теме: Раздел науки о языке.

5-й класс

Нурыева Ирина Альтафовна, учитель русского языка и литературы.

Цели урока:

1.повторить разделы науки о языке;

2. способствовать формированию навыков учащихся по выполнению упражнений, требующих простой репродукции знаний по лексике, фонетике, словообразованию, морфемике, синтаксису;

3.способствовать развитию творческих и поисковых способностей, общей эрудиции, речи учащихся;

4.воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;

5. способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки для глаз, релаксацию.

Ход урока

I. Оргмомент: запись даты, темы урока.

— Здравствуйте, ребята. Я рада вас сегодня видеть. Тихо садитесь. Тема сегодняшнего урока: «Разделы науки о языке». Запишите тему.

II. Лингвистическая задача.

— Посмотрите, пожалуйста, на экран. Антон и Коля поспорили. Антон утверждает, что в предложении «Здорово то, что здорово» слова здОрово и здорОво обозначают одно и то же, а Коля ему противоречит, считает, что эти слова имеют разные значения и являются омографами. Кто же разрешит их спор? Ребята, а как вы считаете?

— Давайте сейчас каждый из вас останется при своём мнении. К этому вопросу мы вернёмся после работы со статьями из толкового словаря.

III. Повторение.

1. Работа со словарными статьями из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

— Что изучает лексика? (Лексика изучает словарный состав языка).

— Что такое лексическое значение слова? (Это то, что слово обозначает).

— Правильно, ребята. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях. Сейчас мы поработаем со словарными статьями и узнаем лексическое значение следующих слов: здоровый, здорово.

(У каждого ученика на столе – словарные статьи из «Толкового словаря» С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

ЗДОРОВО, нареч. (прост.).

1.Очень сильно устал. Здорово устал.

2.Очень хорошо, отлично. Здорово погуляли.

ЗДОРОВО (прост). Приветствие, то же, что здравствуй.

ЗДОРОВЫЙ1, -ая, -ое, -ов.

1.Обладающий здоровьем, не больной. Здоровый ребёнок. В здоровом теле здоровый дух. Долго болел, а теперь здоров.

2.полн.ф. Выражающий, обнаруживающий здоровье. Здоровый вид. Здоровый румянец.

3.Полезный для здоровья. Здоровая пища.

4.перен., полн.ф. Полезный, правильный. Здоровая идея. Здоровая критика. Здоровый быт.

ЗДОРОВЫЙ2, -ая, -ое, -ов, -ова (прост.).

1.Сильный, крепкого сложения. Здоровый парень.

2.полн.ф. Большой, сильный, громкий, крепкий (о предметах, явлениях). Здоровая палка.

— Ребята, прочитайте первую словарную статью. Что вы можете сказать о слове здорово? (Это многозначное слово, оно имеет два лексических значения. Это наречие, слово просторечное).

— Ребята, прочитайте вторую словарную статью. Что вы можете сказать о слове здорово?

— Ребята, прочитайте следующую словарную статью. Что мы можем сказать о слове здоровый? ( Это многозначное слово, имеет несколько лексических значений, это слово имеет прямое и переносное значение.)

— Ребята, прочитайте следующую словарную статью. Что вы можете сказать о слове здоровый?

— Ребята, скажите, почему слово здоровый помещается в двух разных словарных статьях с цифровыми показателями вверху справа? (Потому что это слова омонимы, слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению).

2. Решение лингвистической задачи.

3. Работа со словосочетанием «Здоровый человек».

— Запишите словосочетание здоровый человек. Назовите лексическое и грамматическое значение слова здоровый. (Лекс. значение – обладающий здоровьем, грамматическое значение прилаг., м.р., И.п, ед.ч.).

— А что значит быть «здоровым»?

— Вы сказали, что здоровый человек не болеет, он сильный, ловкий, выносливый, добрый, ему любая работа по плечу. Значит, человек здоров, когда он … (спортивный, закаленный, сильный). (Запись выделенных слов).

— Верно, человек бодрый, закаленный, спортивный – здоров, т.е. физически развит. Но это еще не все.

— Ребята, а как вы думаете можно ли назвать здоровым человека грустного, печального?

А каким вы себе представляете здорового человека? (Жизнерадостным).

Жизнерадостный – это какой человек? (Это человек, не знающий уныния, радостный, бодрый. У такого человека всё в жизни получается).

— Какой же вывод можно сделать? Здоровый человек – это еще и человек? (жизнерадостный).

— Разберите слово жизнерадостный по составу.

— Как же одним словом мы называем приставку, корень, суффикс, окончание? (Морфемы).

— В каком разделе науки о языке изучаются морфемы как части слова? (Морфемы как части слова изучаются в особом разделе науки о языке – морфемике).

Физминутка для глаз

4. Выразительное чтение рассказа Ю.Ермолаева «Силач» подготовленными учащимися.

Актуализация восприятия

— Ребята, сейчас Саша прочитает для вас рассказ. Слушайте внимательно и после чтения приготовьтесь ответить на вопрос: почему Павлик не считал Вовку силачом?

(Чтение рассказа)

— Почему же Павлик не считал Вовку силачом?

— Каким вы представляете себе Вовку Анфилова?

— Как вы думаете, хорошо ли мальчику живётся среди людей? А людям с ним?

— Ребята, можно ли назвать злого человека здоровым? (Нет. Злой человек – нездоров, потому что он огорчает не только окружающих людей, но и своих близких: родителей, братьев, сестер).

— Так какие же люди могут считаться здоровыми? (Общительные, добрые, дружелюбные).

— Да, только активные, общительные, добрые и дружелюбные люди могут считаться здоровыми. Здоровье тела определяется здоровьем души. Здоровый человек – это человек, который не вредит другим.

5. Составление словообразовательного гнезда или «семьи».

— Прочитайте слова: здороветь, здоровенький, здоровый, нездоровый, здоровье.

— Как можно назвать эти слова? (Однокоренные, родственные).

— Как вы думаете, от какого исходного слова образовались эти однокоренные слова? (Здоровый).

— Какой раздел науки о языке изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования? (Словообразование).

— Обратите внимание на слово здоровье, каким способом образовано данное слово?

— Какая же наука о языке помогла нам справиться с заданием? (Фонетика)

— Что же изучает фонетика? (Звуки речи).

— Посмотрите на следующий слайд. Прочитайте высказывание:

Здоровье — это единственная драгоценность.

(Мишель Монтень)

— Назовите слово(а), в котором(ых) все согласные твёрдые? (Это)

— Назовите слова, в которых совпадает количество букв и звуков? (Здоровье, это).

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

7. Работа со словом здоровье.

— Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд. Прочитайте словарную статью (из словаря Ожегова).

ЗДОРОВЬЕ, -я, ср.

Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. Состояние здоровья. Беречь здоровье.

То или иное состояние организма. Крепкое, слабое здоровье. Как здоровье?

— Что вы можете сказать о слове здоровье?

(Из словаря Даля)

ЗДОРОВЬЕ или црк. здравие ср. – состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни.

— Ребята, прочитав словарные статьи, узнав о значении слова «здоровый», давайте сами дадим определение здоровья. Однако ещё раз давайте вспомним, какого человека мы можем назвать здоровым.

Итак, здоровье — это состояние человека, который не только физически развит, но и не знает уныния, жизнерадостный, душевный. (Запись)

Резерв.

Этимологическая пятиминутка.

— Ребята, посмотрите на экран. (Учитель объясняет происхождение слов здоровый, здравствуй.)

Здоровый «обладающий здоровьем». Праслав. * sъdorvъ «здоров», давшее современное слово здоров, образовано из приставки * съ, равной по значению «хороший», и основы dorvъ «дерево», «твёрдое дерево», «дуб». Прил. здоров, здоровый первоначально, полагают, имело смысл «из хорошего (крепкого) дерева», «крепкий, как дуб» > «крепкий, сильный» > «невредимый».

Здравствуй(те) «приветствие при встрече». В русских словарях отмечается с начала 18 века. Возникло в результате того, что форма повелительного наклонения ед. или мн.ч. глагола здравствовати «быть здоровым» стала самостоятельным словом, выражающим пожелание «будь здоров».

IV. Релаксация.

— Примите позу покоя. Когда зазвучит музыка, начнётся игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но вы не будете открывать глаза, пока я вам не разрешу. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза, встать!» Внимание! Сейчас вы закроете глаза, вслушаетесь в звучание музыки и попадете в «Волшебный сон».

V. Итог урока.

— Итак, ребята, какие разделы науки о языке мы вспомнили?

— Ребята, спасибо вам большое за вашу активную работу на уроке. Активными сегодня были……

Показали свои хорошие знания и эрудицию……

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *