Лингвистика наука о языке урок в 5 классе – Презентация по русскому языку на тему «Лингвистика

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок-путешествие «В стране Лингвистика»

Урок-путешествие по теме «В стране Лингвистика» 5 класс

Цели:

Обучающие:

  • Закрепление, обобщение, систематизация знаний учащихся, полученных в 5 классе.
  • проверка знаний и умений учащихся в условиях, сложных по сравнению с этапом обучения;
  • создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера:
  • развитие сообразительности, чувства слова;
  • формирование умения творческого применения знаний;

воспитание интереса к теории и практике языка, культуре речи

Развивающие:

  1. Развитие логического мышления, познавательного интереса, творческой активности учащихся.
  2. Развитие культуры речи учащихся.

Воспитывающие:

1. Воспитывать умение работать в группах.

2. Воспитывать любовь к родному языку

Ход урока:

  1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но путешествие это будет не по дальним странам, по морям и океанам, а по огромной планете, имя которой – Русский язык.

-Но перед отправлением в это путешествие нам надо создать  3 команды. Пожалуйста, пересядьте по группам.

-Хорошо. А сейчас ваша задача – выбрать командира и придумать название своей команде.

-Итак, командир первой команды – фамилия, имя. Представь свою команду.

-Вторая команда выбрала своим руководителем – фамилия, имя. Представь свою команду.

-И, наконец, третья команда представляет своего командира – фамилия, имя. Название команды.

2. Вводная часть

— Отправляемся в путешествие в страну, название которой вам нужно отгадать, для этого выполните задание “Собери слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А”

Ответ:

— Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)

3. Основная часть

— Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.

— Угадайте, что это за станция?

1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА

— Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции.

Загадки для каждой команды:

  1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)

  1. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.

А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)

  1. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,

И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)

-А теперь определите, одинаковое ли количество букв и звуков в каждом из этих слов.

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.

2. СТАНЦИЯ – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

— Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову “бежали ”, выиграет та команда, которая придумает большее количество слов.

Ответ: выбежали, побежали, подбежали, забежали, перебежали, оббежали, подбежали, отбежали

— Назовите способ образования слов.

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.

3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА

— Отгадайте шарады “Из волшебного короба”

Учитель читает шарады

К торжественному крику прибавь согласный звук, 
Чтоб протянулись горы с севера на юг.

(Ура+л)

Корень мой находится в «цене».
В «Очерке» найди приставку мне, 
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали.
Весь же — в дневнике или журнале.

(о+цен+к+а)

Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Кар+тина)

4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ

— Конкурс капитанов “ объясни значение фразеологизма” 

-В том конкурсе капитан каждой команды получает следующее задание: как можно подробнее объяснить значение фразеологизма и придумать 2 предложения с ним.

Капитан 1ой команды: сесть в калошу, вставлять палки в колеса Капитан 2ой команды: водить за нос, на воре и шапка горит

Капитан 3ей команды: как снег на голову, ни рыба ни мясо

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.

5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ

— Добро пожаловать на станцию «Орфография». Прошу капитанов команд подойти ко мне.

-Перед вами «черный» ящик, в котором находятся ваши задания. Первым вытаскивает задание капитан 2ой команды, далее 3ей, а затем 1ой.

Поставить, где нужно Ь, объясните его правописание.

Полноч…

Глуго…

Рощ…

Тысяч…

сжеч…

маж…те

знаеш…

испеч… ся

горяч…

товарищ…

 

 

О или Ё?

Ж…рдочка

Деш…вый

Ш… к

Ж…рнов

Ш… рты

беч…вка

чащ…ба

обж. ..ра

врач…

трущ… ба

Е или И?

Вн.мание

Отм.рать

Заж.галка

Предпр.ниматель

Изб.ратель

упом.нать

прим.рка

соч.тание

забл.стать

выж.мка

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.

6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ

Каждая команда должна написать синквейн, используя первым слово, которое выберет путем жеребьевки. Напоминаю:

Синквейн – это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

-Итак, слова для написания синквейнов следующие: орфоэпия, грамматика, графика.

-Вы хорошо поработали, а теперь давайте минутку отдохнем.

Физкультминутка.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке. Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь! Разогнитесь!

Встаньте прямо! Улыбнитесь!

Да, осмотром я доволен –

Из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров

И к заданиям готов!

— Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения

7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС

-Каждая команда получает карточку. Ваша задача —  Сравнить пары предложений и выяснить различия. Укажите, где подлежащее и где сказуемое в них.

1. Василий заинтересовал его судьбой своей знакомой.
Василий заинтересовал его судьбой свою знакомую.

2. Странная девушка была эта Варвара!
Эта Варвара была странная девушка.

3. Хозяйка Настасья Петровна была очень хорошая.
Хозяйкой Настасья Петровна была очень хорошей.

-Молодцы, вы хорошо поработали на той станции.

— Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.

8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ

Как вы думаете, почему в старых грамматиках были такие названия:

1 команда: пунктуация называлась «препинанием»,

2 команда: запятая – «отдохновением»,

3 команда: тире – «молчанкой»?

4. Заключительная часть

—  Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу. Удачных путешествий вам по стране Лингвистика.

Подведение итогов урока (учащиеся подсчитывают количество баллов), награждение команд.

nsportal.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Язык и языкознание» (5 класс)

Колеева Дарья Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Дятьковская СОШ № 1

Урок-1

Тема: Введение. Язык и языкознание.

Цели урокаосознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Планируемые образовательные результаты: понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа; положительно относиться к познавательной деятельности, приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся; осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Основные понятия: язык как система знаков и средства человеческого общения.

Оборудование для учителя: учебник, ПК, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник, ТСРЯ, презентация.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.

Ход урока

I. Организационный момент. Мобилизация: определение темы урока и постановка учебной задачи.

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Дарья Викторовна. Я буду вести у вас русский язык и литературу.

(Знакомство с учебником)

— Давайте начнем наш первый урок со смешных картинок (презентация, слайд №1).

Что, на ваш взгляд, объединяет эти картинки?

(язык)

Означает слово «язык»? (размышления учащихся  работа со словарём)

(1. подвижный мышечный орган в полости рта. 2. Орган животного как кушанье. 3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 4. о чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму. Пример: Языки пламени. 5. (о предметах и явлениях) то, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Пример: Я. фактов. Я. цветов. 6.Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Пример: Великий русский я. 7. речь, способность говорить.

 Пример: Лишиться языка. 8. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Пример: Я. животных. 9. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. Пример: Я. Пушкина. 10. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. Пример: Взять, привести языка).

-О каком значении этого слова мы будем говорить сегодня на уроке? (предположения учеников)

— Подберите к синоним к слову «знать» (ведать, быть знакомым, находиться в курсе чего-либо)

— Что оно означает?

— Какой частью речи является слово «знать»?

— Образуйте от него существительное. (знание)

— Что получится, если объединить слова «язык» и «знание»?

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О языке и языкознании)

II. Целеполагание

(прием «Знаю — хочу узнать – узнал — научился»)

«знаю» предполагает работу в парах: что я знаю о теме урока;

«хочу узнать» — формулирование цели;

«узнал» — соотношение новой и старой информации;

«научился» — осознание результативности деятельности.

— Знаете ли вы что-то о науке «Языкознание»?

— Что бы вы хотели узнать?

III. Актуализация знаний и умений.

  1. Работа с учебником (стр. 4-5)

Давайте заглянем в учебник (стр. 4): что же такое языкознание?

— Прочитайте вопросы, напечатанные вверху страницы, обсудите их в парах и дайте ответ.

Вопросы, данные в учебнике: Возможно ли общение без слов? Как вы себе это представляете?

Всем: Пользуясь учебником на стр. 4, запишите в тетрадях, что такое язык.

(ЗАДАНИЕ на «5»): Оформить запись в виде схемы, свернув информацию.

Запись в тетрадях:

Язык в широком смысле – система знаков и обозначений.

Язык в узком смысле – средство человеческого общения.

В языке отражены история народа, его культура, его обычаи.

Язык нужен, чтобы общаться, думать, выражать мысли, эмоции.

V. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

1. Беседа

— Попробуйте ответить на мои вопросы, не используя речь (мимика, жесты)

— Легко ли общаться без помощи слов так, чтобы вас поняли окружающие?

— Давайте проверим, легко ли выжить человеку, потерявшему умение общаться, разговаривать.

2. Чтение сказки

— Перед вами текст сказки (цель: прочитать сказку)

Приступим.

Это было давным–давно, так давно, что эту историю уже забыли. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три брата. Жили — не тужили, занимались охотой, рыбной ловлей. А по соседству, в другом государстве, жил злой и коварный волшебник. Вот как-то раз во время охоты, догоняя дичь, перешли братья границу своей земли и даже глазом не успели моргнуть, как были захвачены в плен чародеем, который в наказание одного из них лишил зрения, другого – слуха, а третьего – дара речи. И сказал им злой колдун: «Наказание будет длиться до тех пор, пока каждый и вас не отыщет дороги домой». Развели братьев в разные стороны, и побрели они своим путём…

Что дальше?

— Кто из братьев вернулся домой первым, кто – вторым, а кто не смог вернуться домой? Почему? Ваши размышления.

— А теперь послушайте продолжение сказки:

Первым возвратился домой слепой и тут же прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и сразу же стал слышать.

А тот, кто потерял способность говорить, совсем не вернулся.

 Почему же не смог вернуться домой немой брат? Аргументируйте свое мнение.

VI. Рефлексия: приём «Знаю — хочу узнать – узнал — научился»

  • Обратимся вновь к лесенке слов «Знаю — хочу узнать – узнал — научился»: что узнали на этом уроке?

  • Была ли решена поставленная в начале урока задача?

  • Оцените свою работу по критериям: готовность к уроку, активность на уроке, записав в тетрадях слово «самооценка и поставив себе оценку за устную работу на уроке. Письменную работу я проверю сама, поэтому сдайте мне свои тетради.

VII. Домашнее задание

Всем:

1) выучить, что такое языкознание (схема)

2) Письменно ответьте на вопрос: зачем человеку язык?

infourok.ru

Методическая разработка урока русского языка «Лингвистика – наука о языке. Выдающиеся лингвисты»

Методическая разработка урока русского языка «Лингвистика – наука о языке. Выдающиеся лингвисты»

Технологическая карта урока _

Преподаватель:

Ларченко Н.С.

Предмет:

Русский язык

Группа

К111

Тема урока:

Лингвистика – наука о языке. Выдающиеся лингвисты.

Образовательные ресурсы: Учебник А.Д.Дейкина Т.М.Пахнова Русский язык, компьютерная презентация урока, викторина, кроссворд

Задачи:

Образовательные:

Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление основных понятий, а также научных фактов лингвистики.

Воспитательные:

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений , навыков общения, чувства долга перед памятью великих учёных, которые посвятили свою жизнь изучению науки русский язык.

Развивающие:

Развивать у студентов умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли. Развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии.

Планируемые результаты:

Личностные:

Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Предметные:

Освоение обучающимися в ходе изучения темы систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Метапредметные:

 Освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регyлятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Межпредметные связи:

История, литература

Формы деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Формы обучения:,

Урок в форме соревнований, викторин, инсценировок

Тип урока:

Комбинированный урок»

Метод обучения

Интерактивный, эвристический, исследовательский методы. 

Цель:

Формировать и развивать ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и применению знаний о лингвистике и лингвистах.

Этап урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Личностные

УУД

Познавате

льные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап

2 мин.

Приветствие, рапорт старосты, преподаватель отмечает отсутствующих.

Настрой на урок:

Ребята, отгадайте загадку, которая подскажет вам тему нашего урока.

Русский, польский и английский,

Итальянский и бельгийский —

Разговорные друзья.

Так о чем же это я? (Язык)

самооп

ределение

формулирование познавательной цели

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

целеполагание

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности студентов

2 мин.

Запись эпиграфа к уроку в тетрадях студентов:

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины,

широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка,

русский язык.

К. Алтайский

4.Работа с эпиграфом.

Беседа.

Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?

(Волга — это река-кормилица, символ самой России, а Ладога — это Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе. Наши предки называли его Нево. С Ладогой у России связаны известные события Великой Отечественной войны, потому что по льду этого озера проходила героическая Дорога жизни, благодаря которой были спасены сотни детей, которых вывозили из осаждённого фашистами города Ленинграда.)

Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?

Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?

— Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова?

Выводы (записываем на доске и в тетрадях):

• благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук, объём;

• благодаря языку мы общаемся друг с другом.

самоопределение

формулирование познавательной цели

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

целеполагание

Актуализация опорных знаний

5 мин.

Проблемный диалог, актуализация знаний и умений, приобретённых ранее. «Интерес к языку и лингвистическая эрудиция – это врождённые качества или сформированные?»

-проблемный вопрос, на который ответите в конце урока.

Согласны ли вы с мнением:«Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен?» Своё мнение постарайтесь доказать.

Обращаю ваше внимание на словарь терминов, который прошу использовать в своей речи во время урока. Давайте вспомним толкование этих слов.

Лингвистика

Эрудиция

Компетенция

Лингвистическая компетенция

Лингвистическая эрудиция

Филолог

самоопределение

формулирова-

ние познавательной цели

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

коррекция

Первичное усвоение новых знаний

18 мин.

Знакомство с новым термином

Наука о языке, его природе, строении, закономерностях развития называется языкознанием (или языковедением, лингвистикой). На какие разделы её можно разделить?Запись в тетради

Инсценировка« В эфире телепрограмма «Русь».За столом Журналист и Лингвист. (Диалог о выдающихся лингвистах)

смысло-

образования

анализ с целью выделения признаков (существенныхнесущественных)

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Прогно-

зирование

Первичная проверка понимания

5 мин.

Лингвистическая викторина.

нравственно-этического оценивания

построение логической цепи рассуждений

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

планирование

Первичное закрепление

5 мин.

Решение кроссвордов

нравственно-этического оценивания

установление причинно-следственных связей

постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

поррекция

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

Задание: подготовить рассказ о том, что такое языкознание; каких учёных – лингвистов вы знаете.

Лингвистическая сказка – это сказка, которая объясняет нам законы языка, ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои. Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Она, как и обычная сказка, состоит из: присказки, зачина, сказочного действия, концовки. С помощью лингвистической сказки мы узнаем о процессах, правилах русского языка.

Алгоритм « Как написать лингвистическую сказку». Выбери лингвистический материал. Придумай сказочных героев .Подумай о сюжете и композиции сказки. Составь план, подготовь рисунок.

смысло-образова

ния

построение логической цепи рассуждений

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

планирование

Рефлексия (подведение итогов занятия)

5 мин.

Возвращаюсь к вопросу, который был поставлен в начале урока:

«Интерес к языку и лингвистическая эрудиция – это врождённые качества или сформированные?»

Напоминаю об использовании в речи словаря терминов. Он перед вами на доске

Была ли решена поставленная в начале урока учебная задача? — Какие материалы параграфа подтверждают мысль о том, что язык — система знаков и обозначений? — Какие примеры можно привести в качестве доказательства того, что язык, являясь средством человеческого общения, отражает историю народа?

Рефлексия.

нравст

венно-этического оценивания

построение логической цепи рассуждений

планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

 

Ход занятия:

1.Организационный этап

Приветствие, рапорт старосты, преподаватель отмечает отсутствующих.

Настрой на урок:

Ребята, отгадайте загадку, которая подскажет вам тему нашего урока.

Русский, польский и английский,

Итальянский и бельгийский —

Разговорные друзья.

Так о чем же это я? (Язык)

2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности студентов

Запись эпиграфа к уроку в тетрадях студентов:

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины,

широк и велик.

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка,

русский язык.

К. Алтайский

Беседа.

Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?

(Волга — это река-кормилица, символ самой России, а Ладога — это Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе. Наши предки называли его Нево. С Ладогой у России связаны известные события Великой Отечественной войны, потому что по льду этого озера проходила героическая Дорога жизни, благодаря которой были спасены сотни детей, которых вывозили).

Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?

— Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова?

Выводы (записываем в тетрадях)

• благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук, объём;

• благодаря языку мы общаемся друг с другом.

3.Актуализация опорных знаний

Проблемный диалог, актуализация знаний и умений, приобретённых ранее.

«Интерес к языку и лингвистическая эрудиция – это врождённые качества или сформированные?»

-проблемный вопрос, на который ответите в конце урока.

Согласны ли вы с мнением: «Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен?» Своё мнение постарайтесь доказать.

Ответ на вопрос:

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера полностью овладел языком!» Язык — неисчерпаем.Конструкции, которые могут стать опорой для составления текста, — предложения, которые можно использовать для выражения собственной позиции:

Я думаю, что язык прост (сложен), потому что…

Язык можно назвать простым (сложным), так как…

Привести примеры ситуаций общения, подтверждающих мысль о том, что язык прост или сложен.

Обращаю ваше внимание на словарь терминов, который прошу использовать в своей речи во время урока. Давайте вспомним толкование этих слов.

Лингвистика

Эрудиция

Компетенция

Лингвистическая компетенция

Лингвистическая эрудиция

Филолог

4. Первичное усвоение новых знаний

Знакомство с новым термином

Наука о языке, его природе, строении, закономерностях развития называется языкознанием (или языковедением, лингвистикой). На какие разделы её можно разделить? Запись в тетради.

Инсценировка« В эфире телепрограмма «Русь»

За столом Журналист и Лингвист.

-Здравствуйте, уважаемые телезрители! В эфире телепрограмма «Русь». Сегодня мы поговорим об истории русской лингвистической науки. У нас в гостях известный ученый-лингвист, знаток русского языка. Он был знаком и не раз встречался мо многими виднейшими языковедами ХХ столетия и расскажет о них в нашей передаче.

Лингвист:  Добрый день.

Журналист: (Лингвисту). Известно, что в ХХ веке языкознание в нашей стране непрерывно и всесторонне развивалось, и сегодня наука о русском языке достигла высокого уровня и признана во всем мире. О ком из лингвистов двадцатого века, ученых, которые обогатили русистику своими трудами, вы хотели бы нам рассказать?

Лингвист: Мой ответ будет далеко не полным, если я назову одного исследователя. Не могу ограничиться и двумя-тремя именами. Рубеж 19-20 столетий – это серебряный век русской лингвистический науки. Двадцатый век дал целую плеяду блистательных филологов. Это Алексей Александрович Шахматов, Александр Матвеевич Пешковский, Лев Владимирович Щерба, Дмитрий Николаевич Ушаков, Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Иванович Ожегов и десятки других талантливых русистов. Каждый из них внес огромный вклад в науку и просвещение. Они были не только выдающимися учеными, но и прекрасными педагогами.

Журналист: Какие труды создали эти ученые?

Лингвист (с показом презентации) Имена Дмитрия Николаевича Ушакова и Сергея Ивановича Ожегова, вероятно, всем известны. Кто не знает орфографического и толкового словарей, составленных в нашей стране в тридцатые годы под редакцией профессора Ушакова? Наверное, нет в нашей стране ни одного грамотного человека, который ни разу не обратился бы к ожеговскому однотомному «Словарю русского языка». Виктор Владимирович Виноградов исследовал грамматику и стилистику русского языка. Алесей Александрович Шахматов и Александр Матвеевич Пешковский разрабатывали вопросы русского синтаксиса и другие лингвистические проблемы. Яркий и самобытный языковед Лев Владимирович Щерба изучал вопросы морфологии, исследовал причины безграмотности школьников, составил школьный учебник по русскому языку.

Журналист: Кто из лингвистов ХХ века был самым одаренным ученым?

Лингвист: Каждый русист был по-своему талантлив. Например, в начале прошлого столетия жил и работал лингвист-полиглот Евгений Дмитриевич Поливанов. Он знал около 35 иностранных языков.

Журналист: Иногда врожденные, но чаще – сформированные. Интерес к языку, как правило, зарождается в детстве. Гимназистом Шахматов всерьез увлекся русской словесностью и историей, а в семнадцатилетнем возрасте стал автором первого печатного труда. Статья молодого исследователя была опубликована за рубежом в берлинском журнале «Архив славянской филологии». Так Шахматов стал известен как самый молодой филолог в России.

Лингвист: Это значит, чтобы стать исследователем языка, достаточно иметь лишь врожденную склонность, лингвистические способности? Врожденные способности, не подкрепленные трудолюбием и настойчивостью, постепенно угасают. Чтобы стать таким большим ученым, как Шахматов, нужно воспитать в себе волю, настойчивость, любовь к русскому языку, непрерывно читать и обогащать себя новыми знаниями, расширять кругозор, ценить каждую минуту. Шахматов не знал ни выходных, ни отпусков: ежедневно работал по 10-12, а летом в деревне и по 15 часов в сутки. Он всегда дорожил временем, и теперь оно хранит имя великого ученого.

Журналист: Кто из лингвистов известен как великий педагог?

Лингвист: Конечно, все ученые преподавали в гимназиях, школах, институтах, потому что ученый – это не только исследователь, но и наставник. Такова традиция российской науки. Дмитрий Николаевич Ушаков – истинный педагог, он преподавал в гимназии в течение 17 лет, причем не оставил любимую работу, даже будучи приват – доцентом университета. Прекрасными педагогами были и Шахматов, и Пешковский, и Виноградов. Но стоит сказать особо о Льве Владимировиче Щербе. Он умел увлечь студентов русским языком, доходчиво объяснить сложные языковые явления. Многие его ученики впоследствии стали лингвистами и педагогами, как, например, Сергей Иванович Ожегов.

Журналист: И последний вопрос. Недавно мы вступили в новое столетие. Хотелось бы узнать, каким будет 21 век для русской лингвистики?

Лингвист: Мне вспоминаются слова историка и этнографа Льва Николаевича Гумилева: «Было бы самонадеянностью рассуждать об эпохе, частью которой являемся мы сами. Но если сделанное допущение верно, а мы пока не знаем фактов, ему противоречащих, то это означает, что России еще предстоит пережить 300 лет золотой осени, эпохи собирания плодов, когда этнос создает неповторимую культуру, остающуюся грядущим поколениям!»

Наша страна обладает огромным, поистине неисчерпаемым научным потенциалом. Сейчас тысячи ученых продолжают исследования в области филологии и ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в будущем облегчат процесс изучения родного и иностранных языков. Думаю, что 21 век станет веком гуманитарных наук, периодом расцвета и стремительного развития филологии. Я уверен, что у нашей науки не только блистательное прошлое, но и большое будущее.

Журналист: Благодарю за интересный рассказ. Желаю вам успешной научной работы и новых лингвистических открытий.

Лингвист: Спасибо, до новых встреч.

5.Первичная проверка понимания материала

Лингвистическая викторина

Выбирают две команды «Знатоков»

На обдумывание ответа вам полагается 30 секунд.

Лингвистическую викторину открывает легкая лингвистическая разминка на тему «О частях речи в русском языке». Вы, вероятно, уже догадались, что она состоит из вопросов морфологии. В 1928 году была опубликована одноименная статья крупнейшего русиста ХХ века льва Владимировича Щербы, посвященная этой теме. Итак, послушайте вопросы разминки:

1.Какую часть речи впервые выявил Л.В. Щерба в русской морфологии?

2.Решен ли окончательно вопрос о классификации частей речи в современном русском языке?

3.Назовите части речи, с которыми вас познакомил школьный учебник.

4.Сколько знаков препинания в современном русском языке?

5.На какие два вида разделяются знаки препинания в русской пунктуации?

6.Назовите известных вам крупнейших ученых-синтаксистов ХХ века.

7.Кратко расскажите, что вам известно об авторе книги «Русский синтаксис в научном освещении».

8.Кратко расскажите о создателе научного труда «Синтаксис русского языка».

9.Можно ли назвать А.А. Шахматова и А.М. Пешковского современниками

6. Первичное закрепление

Переходим к новому конкурсу. Чтобы правильно ответить на вопросы кроссвордов, вспомните содержание биографических текстов о лингвистах ХХ века. Как вы уже догадались, этот кроссворд посвящен морфологии и ее исследователю – Л.В. Щербе.

По горизонтали:

  1. Учебное заведение, в котором преподавал Л.В. Щерба.

  2. Наука о русском языке.

  3. Гимназия, которую Л.В. Щерба окончил с отличием в 1899 году.

  4. Значимая часть слова.

  5. Человек, преданный своему делу.

  6. Синоним к словам «языковед», «исследователь языка».

  7. Общее название таких частей речи, как предлог, союз и частица.

  8. Кем был для Л.В. Щербы языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ?

  9. Раздел лингвистики, который исследовал и обогатил трудами Л.В. Щерба?

Подведение итогов и награждение победителей.

Ответы на вопросы лингвистической викторины

  1. Категория состояния.

  2. Нет

  3. 12 частей речи

  4. 12 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие, две запятые, два тире, кавычки, скобки.

  5. Выделяющие и отделяющие.

  6. А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, Виктор Владимирович Виноградов.

  7. А.М. Пешковский известен как автор большого и глубокого исследования «Русский синтаксис в научном освещении», «Наш язык», «Синтаксис в школе» и другие. Ученый создал более 60 научных трудов. А.М. Пешковский разработал учение о предложении как основной единице синтаксиса. Исследования ученого в области грамматики, правописания и стилистики не утратили своего значения и в наше время.

  8. Создатель научного труда «Синтаксис русского языка» А.А. Шахматов прославился как исследователь диалектологии, лексикологии и лексикографии. Синтаксиса русского языка. 23-летнему ученому было присвоено кандидатское звание. Через семь лет 29-летний Шахматов стал доктором русского языка и словесности, а в 35 лет – академиком. А.А. Шахматов успел очень много сделать для отечественной науки. Он редактировал «Словарь современного русского языка», разрабатывал проект реформы русского правописания, создал фундаментальный труд «Синтаксис русского языка».

  9. А.А. Шахматов (1864-1920) и А.М. Пешковский (1878-1933) были современниками. Вместе с ними в конце 19 — начале ХХ века в эпоху великих лингвистических открытий работал в области фонетики, диалектологии и сравнительно-исторического языкознания И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929).

6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

Сочинить лингвистическую сказку – это сказка, которая объясняет нам законы языка, ей присущи сказочные элементы, волшебные превращения, герои. Данная сказка родилась гораздо позже, чем фольклорная. Она, как и обычная сказка, состоит из: присказки, зачина, сказочного действия, концовки. С помощью лингвистической сказки мы узнаем о процессах, правилах русского языка.

Алгоритм «Как написать лингвистическую сказку»

1. Выбери лингвистический материал 2.Придумай сказочных героев 3.Подумай о сюжете и композиции сказки

4. Составь план, подготовь рисунок

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Возвращаюсь к вопросу, который был поставлен в начале урока:

«Интерес к языку и лингвистическая эрудиция – это врождённые качества или сформированные?»

Напоминаю об использовании в речи словаря терминов. Он перед вами на доске

Была ли решена поставленная в начале урока учебная задача?

— Какие материалы параграфа учебника подтверждают мысль о том, что язык — система знаков и обозначений?

-Какие примеры можно привести в качестве доказательства того, что язык, являясь средством человеческого общения, отражает историю народа?

Ответь на поставленный вопрос. Вопросы рефлексии в конце урока могут быть следующими: Что сегодня я узнал? Мне было тяжело или нет? Я понял материал или были затруднения? Я научился чему-то новому? Я смог добиться результата? –

Список использованных источников

1.Актуальные проблемы современной лингвистики. — Москва: СИНТЕГ, 2009. — 416 c.

2.Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках»//Обучение русскому языку в школе. — М.: Дрофа, 2004. — 229 с.

3.Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. — 2002. — №3. -С. 105

4.Журинский А.Н. Лингвистика в задачах. – М.: Индрик, 1995

5.Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. – М.: Илекса, 2006

6.Широков О. С. Языковедение. Введение в науку о языках. М.: Добросвет, 2003. — 734 с.

7..http://krugosvet.ru/cMenu/08_00.htm Лингвистика: энциклопедия

9

videouroki.net

Конспект урока по русскому языку «Язык и языкознание»

Дата «___»___________ Урок № _______

Тема урока. Язык и языкознание

Цель: осознание языка как системы знаков и обозначений и средства человеческого общения.

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС:

Предметные результаты

Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.

Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные результаты

Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа.

Структура урока:

1. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

2. Актуализация знаний и умений, приобретённых в начальной школе. Проблемный диалог.

3. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

4. Рефлексия. Домашнее задание.

Эпиграф

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.

(К. Алтайский)

Ход урока:

I. Организационный момент. Постановка учебной задачи.

1. Для учителя.

Важно с самого первого урока обучать пятиклассников умению ориентироваться в материале учебника; это позволяет создавать условия для развития устной и письменной речи, осмысленного восприятия материала.

2.Чтение предисловия к учебнику. Знакомство с основными рубриками и специальными обозначениями, принятыми в учебнике.

3. Беседа по материалу учебника (с. 3).

Запись эпиграфа к уроку в тетрадях учащихся:

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский язык.

(К. Алтайский)

4. Работа с эпиграфом.

Беседа.

— Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?

(Волга — это река-кормилица, символ самой России, а Ладога — это Ладожское озеро, самое большое озеро в Европе. Наши предки называли его Нево. С Ладогой у России связаны известные события Великой Отечественной войны, потому что по льду этого озера проходила героическая Дорога жизни, благодаря которой были спасены сотни детей, которых вывозили из осаждённого фашистами города Ленинграда.)

— Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?

— Мы привыкли считать, что только конкретные предметы имеют цвет. Почему же наш язык многоцветен?

— Почему язык сравнивается с музыкой? Можете ли вы привести примеры музыкальности, напевности русского слова?

Выводы (записываем на доске и в тетрадях):

• благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук, объём;

• благодаря языку мы общаемся друг с другом.

II. Проблемный диалог, актуализация знаний и умений, приобретённых учащимися в начальной школе.

1.Запись в тетради: Язык — система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

2. Постановка учебной задачи: найти в материалах данного параграфа подтверждение записанной выше мысли.

3. Знакомство с новым термином

Наука о языке, его природе, строении, закономерностях развития называется языкознанием (или языковедением, лингвистикой).

3. Работа с учебником

Для учителя.

При выполнении упражнения 2 важно подсказать учащимся, что данную схему можно дополнить примерами из разных разделов языкознания, обращаясь к материалу изучаемого параграфа (например, лексическое значение слова языкознание — см. определение в учебнике). Можно предложить решить, какие из записанных учителем на доске примеров относятся к определённым разделам языка.

Материал к упражнению 2 можно прокомментировать.

Язык — 4 б., 5 зв. (Пример к разделу «Фонетика — звуковой состав языка».)

В слове языкознание есть соединительная гласная о. (Состав и образование новых слов — словообразование.)

Языкознание — имя существительное 2-го скл., ср. р. (Пример к разделу «Морфология», изучающему слова как части речи.)

«Язык — средство человеческого общения». (Пример предложений, изучением которых занимается синтаксис.)

Упражнение 2 (стр.5)

Задание: опираясь на схему, расскажите о том, что такое языкознание, что оно изучает и из каких разделов состоит.

4. Для учителя.

Упражнение 4 позволяет учащимся вспомнить о словах, имеющих противоположное значение, — антонимах.

Упражнение 4.

Задание: внимательно прочитайте текст из «Эн­циклопедии для детей. Языкознание. Русский язык» и ответьте на вопрос: «Язык необыкновен­но прост или необыкновенно сложен?» Своё мне­ние постарайтесь доказать.

Язык необыкновенно прост. Ребёнок овладевает им в три-четыре года. Язык необыкновенно сложен, неисчислимо богат; предельно выразителен, многооб­разно связан с жизнью каждого чело­века и всего общества. И вряд ли кто может сказать: «Уф, я позавчера пол­ностью овладел языком!» Язык — неис­черпаем.

Задание: найти в тексте и выписать слова, характеризующие язык: прост, сложен. Также обращаем внимание учащихся на другую пару антонимов, встречающихся в тексте: каждый человек — всё общество.

Для учителя

Конструкции, которые могут стать опорой для составления текста, — предложения, которые можно использовать для выражения собственной позиции: Я думаю, что язык прост (сложен), потому что… Язык можно назвать простым (сложным), так как… Также можно попросить учащихся привести примеры ситуаций общения, подтверждающих мысль о том, что язык прост или сложен.

Обращение к материалу «Из истории языка» позволяет организовать работу по поиску однокоренных слов к слову здравствуйте, наблюдению за фонетическими процессами в этих словах: здоровье, здоров, здравствуйте, здравица. Выпишем эти слова, определим корни и подчеркнём в них полногласие / неполногласие.

Из истории языка.

Издавна самым распространённым русским приветствием было пожелание здоровья. Былинное «гой еси, добрый молодец» — будь здоров, хорошо живёшь! Форма «здравствуйте» сформировалась к концу XVII века. «Здравствуй» — те же «многа лета» — самое древнее дошедшее до нас пожелание нашего предка. Всё начиналось и кончалось пожеланием здоровья- и здравицы в застолье, и прощание при разлуках: «Будь здоров!»

(По В. Колесову)

III. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

1.Для учителя

Работа со схемой позволяет развивать такие универсальные учебные действия, как кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов) и декодирование (вычитывание информации, представленной в виде схемы, модели).

«Советы помощника» — «Как работать со схемой» (с. 5).

Можно вновь обратиться к рисунку, представляющему разные знаковые системы: систему дорожных знаков, систему музыкальных знаков, язык жестов. Смайлики, которые многие используют при передаче сообщений, тоже представляют собой систему знаков.

Как работать со схемой

  • Внимательно рассмотрите схему.

  • Определите тему, которая рас­крывается в схеме.

  • Выделите основную информацию; укажите, где она расположена на схеме.

  • Укажите на схеме, где располо­жена дополнительная информация (та, которая раскрывает основную).

  • Обратите внимание на стрелки, которые связывают основную информацию и дополнительную.

2. Для учителя

Адресуем учащихся к материалу «Введения» и условным обозначениям: особым знакам, обозначающим появление на страницах учебника теоретического материала, вопросов в конце темы, слов для орфографического практикума.

3. Задание: прочитать текст (он записан на доске или спроецирован на экран), переписать, не допуская ошибок, озаглавить.

Беседа

— Можно ли передать содержание текста в виде схемы? А в виде рисунка? Что будет изображено на рисунке?

1) Прощальными раскатами прогремели летние грозы. 2) Ливни пошли на убыль. 3) Но солнце ещё щедро отдаёт своё тепло. 4) В августе в природе улавливаешь приметы перехода лета в осень. 5) В полдень ещё припекает солнце. 6) Разнотравье превратилось в душистые скирды. 7) Полиняли краски летней поры. (А. Марин)

Дополнительные вопросы и задания

1. Какие приметы перехода лета в осень вы можете назвать?

2. Как вы понимаете выражение полиняли краски летней поры?

3. Есть ли в тексте примеры использования одного из средств художественной выразительности — олицетворения, когда признаки живого предмета переносятся на не-живой и предмет внешне уподобляется человеку?

4. Вы прочитали художественный текст, тема которого — состояние природы накануне осени, а главная мысль — изменения в погоде, красках и звуках окружающего нас мира. Просмотрите фрагмент учебно-научного текста на эту тему и ответьте на вопрос: какие различия между двумя текстами вы увидели? Объясните причину их появления.

Текст для работы

В конце августа происходит смена времён года. Заканчивается лето, солнце находится уже не так высоко над горизонтом, угол падения его лучей уменьшается, и поверхность земли получает меньше тепла. Приближается осень, признаками которой являются похолодание, заморозки, частые осадки в виде дождя или мокрого снега, увядание растений, изменения окраса листвы деревьев и травы, листопад, миграции перелётных птиц, созревание плодов и ягод.

Сделайте вывод, содержание какого текста вам легче передать в виде схемы, в виде рисунка. Почему? Можно ли утверждать, что русский язык позволяет нам говорить об одном и том же по-разному: в одном случае — с прощальной нежностью и грустью сожалеть о том, что уходит светлая и радостная пора лета, в другом — перечислять сезонные изменения в природе, используя язык науки, содержащий термины?

Для учителя

Это задание способствует формированию УУД, потому что побуждает пятиклассников к сравнению текстов разных стилей речи, требующих овладения стратегией смыслового чтения. Кроме того, задание с текстами предусматривает обучение умениям работать со знаково-символическими средствами, преобразовывать и интерпретировать информацию, содержащуюся в текстах, уметь делать правильный выбор наиболее удобной формы такого преобразования.

IV. Рефлексия. Домашнее задание.

Беседа

— Была ли решена поставленная в начале урока учебная задача?

— Какие материалы параграфа подтверждают мысль о том, что язык — система знаков и обозначений?

— Какие примеры можно привести в качестве доказательства того, что язык, являясь средством человеческого общения, отражает историю народа?

Домашнее задание: подготовить рассказ о том, что такое языкознание; привести примеры, помогающие дополнить материал схемы упражнения 2.

6

multiurok.ru

Урок в 5 классе «Язык и языкознание»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Язык и языкознание. Роль языка в жизни человека»

Класс: 5а. Дата проведения: 02.09. 2016 г.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель – осознание роли языка в жизни человека, важность умения общаться. Формирование представления о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке.

УУД:

Личностные: понимают связи развития языка с развитием культуры русского народа.

Регулятивные: выполняют самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполняют учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные: определяют значимость речи в общении и обосновывают своё суждение.

Коммуникативные: формулируют понятные высказывания; согласовывают позиции и находит общее решение.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка наличия учебника, дневника, тетради, ручки.

2. Работа с учебником

Чтение предисловия к учебнику. Знакомство с основными рубриками и специальными обозначениями, принятыми в учебнике.

Чтение рубрики «Из истории языка». Запись в тетрадь понятия «Языкознание».

3. Работа с учебником

Упражнение 2. Чтение советов помощника. Работа со схемой. Формирование высказывания о разделах языка.

При выполнении упражнения 2 схему дополняем примерами из разных разделов языкознания, обращаясь к материалу изучаемого параграфа (например, лексическое значение слова языкознание – см. определение в учебнике). Запись на доске слов, их разбор и соотнесение к соответствующему разделу языкознания.

Язык – 4 б., 5 зв. (Пример к разделу «Фонетика – звуковой состав языка».)

В слове языкознание есть соединительная гласная о. (Состав и образование новых слов – словообразование.)

Языкознание – имя существительное 2-го скл., ср. р.

(Пример к разделу «Морфология», изучающему слова как части речи.)

«Язык – средство человеческого общения». (Пример предложений, изучением которых занимается синтаксис.)

Рефлексия

Роль языка, речи в жизни человека?

О какой науке мы сегодня говорили?

Опираясь на схему (с.5) проговариваем разделы языкознания.

Домашнее задание

Выучить определение языкознания. Знать разделы о языке. Написать в тетрадь три пословицы о языке.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему «Язык и языкознание» 2ч. (5 класс)

Колеева Дарья Викторовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ ДСОШ № 1

Урок -1 (2-й час)

Тема: Язык и языкознание

Цели урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться, получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Планируемые образовательные результаты: понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа; положительно относиться к познавательной деятельности, приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся; осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Основные понятия: язык как система знаков и средства человеческого общения.

Оборудование для учителя: учебник, ПК, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник, презентация.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, дорогие ребята! На прошлом уроке мы начали рассматривать тему «Язык и языкознание». Сегодня мы продолжим изучение данной темы.

(На доске: число, классная работа, тема урока, которые дети записывают в тетради)

  1. Разминка.

  1. Голубиная стая, домашний обед, рогатый козёл, напоить крольчат, терпеть боль, далёкая деревня, поддержать друга, одолжить деньги, наколоть дров, приносить подарки, ветвистый дуб, восковая свеча.

(Самопроверка диктанта) — СЛАЙД 1.

  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

-Что такое язык? (система знаков и обозначений, средство человеческого общения; в нём отражены история народа, его культура, его обычаи; язык нужен, чтобы думать, выражать мысли, эмоции)

-Что такое языкознание (лингвистика)?(наука о языке, его природе, структуре, закономерностях развития)

-Какие разделы изучает языкознание? (лексикология, фонетика, орфоэпия, графика и орфография, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис).

— Что изучает лексикология? (словарный состав языка)

-Что изучает фонетика? (звуковой состав языка)

— Что изучает орфоэпия? (произношение слов)

-Что изучает графика и орфография (написание слов)

-Что изучает морфемика и словообразование (состав слов и образование новых слов)

-Что изучает морфология? (слова как части речи)

-Что изучает синтаксис? (словосочетания и предложения)

Проверка творческого домашнего задания на тему «Зачем человеку язык?»

  1. Совершенствование умений работать с информацией.

Вопросы на размышление:

  1. Кошка охотится за мышкой и, возможно, даже представляет, как она её схватит и начнёт с ней «играть». Думает ли она при этом, например, о том, что мышка совсем не хочет быть пойманной, что мышки как грызуны приносят вред и пр.?

(Предполагаемые выводы: способность думать не только о конкретном предмете, а обо всех предметах, действиях, качествах присуща только человеку. Животное «мыслит» инстинктами. Понимать мир, жизнь, самого себя можно только с помощью языка)

Запись в тетради:

Человек способен думать. Думать, мыслить можно только с помощью языка.

  1. Утка ведёт утят на пруд. «Крякря!» – сказала она. И все утята вслед за ней бегом в воду. Говорит ли утка на самом деле?

(Нет, её «крякря» – врождённое поведение. Утка не могла действовать подругому, не могла, например, предупредить утят, что в пруду их ждёт опасность – старая зубастая щука, что у правого берега есть быстрый водоворот и там опасно плавать и пр. Она не говорит, не пользуется языком).

  1. Во дворе дома встретились два приятеля.

– На! – сказал один и протянул другому яблоко.

– На! – сказал второй, откусив от яблока хороший кусок.

– Можно ли сказать, что они пользовались языком? А какой «язык» им помог?

– Продолжите диалог, чтобы в нём проявилось использование языка.

Запись в тетради:

Язык позволяет людям общаться, высказывать мысли.

  1. Физкультминутка.

  1. Закрепление изученного материала.

Упражнение № 4. Внимательно прочитайте текст из «Энциклопедии для детей. Языкознание. Русский язык» и ответьте на вопрос: «Язык необыкновенно прост или необыкновенно сложен?» Своё мнение постарайтесь доказать.

  1. Подведение итогов.

-Что нового вы узнали на уроке?

— Давайте сделаем вывод: животные общаться не могут, они обмениваются сигналами. Пользоваться языком – значит высказывать мысли, обмениваться ими. Язык позволяет людям общаться, сообщать мысли друг другу.

  1. Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

-Для чего нам нужен язык?

— Что больше всего понравилось на уроке?

— Какие впечатления остались у вас?

  1. Домашнее задание.

Выписать 5 пословиц о языке.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку 5 класс Урок-путешествие «Страна Языкознания

Конспект урока по русскому языку 5 класс

Урок-путешествие «Страна Языкознания»

Цель:

Обучающие:

1. Формировать умения применять полученные знания на практике.

2. Обобщить знания по пройденному материалу.

Развивающие:

1. Развивать культуру речи учащихся.

2. Развивать творческую активность и логическое мышление учащихся.

Воспитывающие:

1. Воспитать любовь к родине.

2. Воспитать любовь к родному языку

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход работы:

1. Основная часть. Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. И главная цель нашего путешествия обобщить наши знания по темам, которые сегодня встреться на нашем уроке. Но почтальон, который должен был принести нам билеты, забыл кодовое слово на сумке. Давайте ему поможем и начнем нашего путешествие.

Задание 1. На слайде разбросаны буквы. Учащиеся должны из этих букв составить слово.

Буквы: Я К О З Н А Н Ы З Е Н И (языкознание)

Слово учителя:

Молодцы ребята. Вы наверно уже догадались, по какой стране мы сегодня с вами будем путешествовать. (Примерный ответ детей: Да)

А отправляемся мы в страну «Языкознания» на воображаемом корабле. На нашем пути будут встречаться города: Звуков, Частисловий, Фразеологонск, Морфангельск и Синтаксград. Итак, мы начинаем.

Мы приближаемся к первому город под названием «Звуков». Как вы думаете, кто живет в этом городе? (Ответ учащихся: звуки). А какая наука изучает звуки? (Ответ учащихся: фонетика)

Правильно. Смотрите, ребята, перед нами ворота и они заперты. Давайте посмотри, что здесь написано. «Чтобы дальше вам проплыть, нужно ребус вам решить». И так, нам с вами для того чтобы проплыть дальше, нужно сделать задание.

Задание. Послушайте, из каких звуков состоит слово. Какое слово получится, если поставить те же звуки в обратном порядке?

Слова: шрам, рай, юг, код, ель, кожа, лоб, торг, краб, шёл, ноль, нёс, шил, куль. (Ответы учащихся: марш, яр, куй, ток, лей, ожог, пол, крот, ложь, лён, ряб, Сонь, лыж, люк.)

Молодцы, теперь мы с вами можем плыть дальше!

Смотрите на горизонте виднеется город! Давайте подплывем поближе и рассмотрим его. Как называется этот город? (Ответ учащихся: Частисловий)

Вы наверно догадались, что в сейчас мы с вами поговорим о частях слова. Давайте вспомним, какие части слова вам известны. Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы должны на них ответить:

1. Он бывает между корнем и окончанием в слове (суффикс.

2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

3. Часть слова без окончания (основа)

4. Изменяемая часть, с другим словом держит связь (окончание)

5. Какую часть слова называют головой? (приставка)

Вот мы с вами и вспомнили части слова. А сейчас жители города Частисловия приготовила вам задание.

Задание.

  1. Его корень в слове «писать»,

Приставка в слове «рассказать»,

Суффикс в слове «книжка»,

Окончание в слове «вода»

(Расписка)

  1. От глагола «побелели» взять корень,

От прилагательного «Маленький» — суффикс,

От прилагательного «синий» — окончание.

(беленький)

  1. Корень тот же, что и в слове «склоняться»,

Суффикс тот же, что и в слове «обращение»,

Окончание существительного среднего рода в именительном падеже,

А целое – грамматический термин.

(склонение)

  1. От глагола «понес» взять приставку,

От глагола «дарить» — корень,

От существительного «кружок» — суффикс.

(подарок)

Итак, мы справились с заданием и продолжаем наше путешествие по стране «Языкознания». Следующий город в котором мы побываем называется «Фразеологонск».

Жители этого города подготовили для нас несколько заданий и мы узнаем кто хорошо усвоил этот раздел, а кому нужно еще немного потрудиться. А что такое фразеологизмы? (Ответы учащихся: Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. )

Задание 1. Жители города хотят проверить как вы знаете фразеологизмы. Вам будут представлены фразеологизмы, а вы должны найти их объяснение.

1. Без задних ног (спать) А. Бездельничать.

2. Бить баклуши Б. Очень мало, немного

3. Вбить в голову В. Очень крепко, беспробудно.

4. Кот наплакал Г. Повторять одну и ту же ошибку

5. Курица лапой Д. Кривой, некрасивый почерк

6. На те же грабли (наступать) Е. Запомнить раз и навсегда;

(Ответы учащихся: 1-В, 2-А, 3-Е, 4-Б, 5-Д, 6-Г)

Задание 2. А теперь попробуйте с этими фразеологизмами составить предложения. (Примерные ответы учащихся: Спать без задних ног. Петя весь урок бил баклуши. Маша вбила в голову, что ничего не знает. Я налила себе суп, как кот наплакал. Вова пишет, как курица лапой. Коля наступил на те же грабли, когда выполнял домашнее задание.)

Мы с вами прощаемся с город «Фразеологонск» и держим путь к новому городу, который называется «Морфангельск». Здесь живет очень весёлый народ. Давайте с вами вспомним, как называется наука, которая изучает части речи? (Ответ учащихся: Морфология)

Вы совершенно правы. Давай с вами вспомним, а какие части речи нам известны? (Ответы учащихся: имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, предлог, союз, частицы).

Как хорошо вы знаете части речи. Но, чтобы нам попасть в последний город страны «Языкознания», нужно ответить на вопросы, которые для нас приготовили части речи. Итак, давайте начнем.

Задание. Вопросы:

  1. Существительное, обозначающее название единичного предмета? (Собственное)

  2. Часть речи, которая обозначает предмет? (существительное)

  3. Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числа? (спряжение).

  4. Какая служебная часть речи связывает однородные члены предложения? (союз)

  5. У какого глагола мы можем определить род? (у глагола прошедшего времени)

  6. На какие две группы делятся все части речи? (самостоятельные и служебные)

  7. какая часть речи не называет предмет, а указывает на него? (местоимение)

Молодцы, ребята! Мы отгадали ответили на все вопросы и теперь мы можем свободно приблизиться к последнему городу страны «Языкознания» к городу «Синтаксград».

Давайте вспомним, а что такое синтаксис? (Ответы учащихся: Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения и текст, а также правила их построения)

Правильно! А теперь давайте выполним задания.

Задание 1. Вам даны схемы, а вы должны придумать к ним предложения:

1. ___ и ___ ____ _____ ____ _____. (Примерный ответ учащихся: Ира и Маша купили в магазине красивую куклу)

2. ____ _____ ____: ____ ____. (Примерный ответ учащихся: В саду цветут кустарники: шиповника, малины)

3. ____ ____, и _____ ____. (Примерный ответ учащихся: Резкий поры ветра налетел на судно, и оно стремительно повалилось на правый бок)

4. _____ _____ _____ и _____. (Примерный ответ учащихся: С утра нудно покормить кошку и собаку)

5. _____ _____ ______, а ______. (Примерный ответ учащихся: В воскресенье мы не отдыхали, а работали)

Задание 2. Дополните предложение однородными второстепенными членами.

1. Как красиво ложится снег на поля, … (Примерный ответы учащихся: крыши, машины, скамейки)

2. Мама купила в магазине молоко, … (Примерный ответ учащихся: хлеб, конфеты, сыр, колбасу)

3. На уроках русского языка нас учатся правильно и … читать (Примерный ответ учащихся: красиво, чисто)

4. Сегодня я получил и четвёрку, и … (Примерный ответ учащихся: и тройку, и двойку, и пятерку)

5. В лесу мы собрали много грибов, (Примерный ответ учащихся: ягод, шишек)

2. Рефлексивно-оценочный этап.

3. Подведение итогов

Итак ребята. Вот мы с вами и завершили наше путешествие по стране «Языкознание». Давайте еще раз повторим тему нашего урока.

Как вы думаете, мы достигли целей, которые были поставлены в начале нашего урока? (Ответы учащихся)

Надеюсь, что вам понравилось путешествовать. Спасибо за урок!

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *