Литература и искусство – Литература как искусство слова

Литература и искусство

ХVIII в. был периодом зарождения и развития русской национальной литературы. Основоположником русской поэзии был В. К. Тредиаковский (1703- 1768 гг.), который сформулировал принципы силлабо-тонического стихосложения (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест). Основоположником русской драматургии был А. П. Сумароков (1717-1777 гг.) — поэт, автор первых русских комедий и трагедий, директор театра в Петербурге. Он творил в разных жанрах: лирические песни, оды, эпиграммы, сатиры, басни. Основным жанром творчества Г. Р. Державина (1743-1816 гг.) была ода. В известной оде «Фелица» показан образ идеального монарха. Русские нравы и обычаи нашли свое отражение в социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д. И. Фонвизина (1745-1792 гг.). Его комедии положили начало обличительно-реалистическому направлению в русской литературе.

Н. М. Карамзин (1766-1826 гг.) — был основоположником русского сентиментализма (повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»). Основное сочинение Н. М. Карамзина — «История Государства Российского» (в 12 томах).

Русская литература первой половины XIX в. — одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. Отечественная война 1812 г. и пробужденный ею подъем национального самосознания породили такое литературное течение, как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе был В. А. Жуковский (1783-1852 гг.).

Жемчужиной русской культуры первой половины XIX в. было творчество А. С. Пушкина (1799-1837 гг.), написавшего более трехсот стихотворений, роман в стихах («Евгений Онегин»), стихотворные сказки («Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке»), драматические («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), прозаические («Дубровский», «Повести Белкина»), исторические («Арап Петра Великого», «История пугачевского бунта») и другие произведения.

В 30-е годы XIX в. расцвел талант М. Ю. Лермонтова (1814-1841 гг.) — «Демон», «Мцыри», «Герой нашего времени», «Вадим» и др. С творчеством А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе.

Н. В. Гоголь (1809-1852 гг.) («Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ревизор», «Шинель» и др.) в своем творчестве сочетал романтизм и реализм.

Вторая половина XIX в. отмечена творчеством писателей-реалистов: Ф. М. Достоевского (1821-1881 гг.) — «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»; М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889 гг.) — «Господа Головлевы», «Сказки»; Н. А. Некрасова (1821-1877 гг.) — «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины»; И. С. Тургенева (1818-1883 гг.) — «Накануне», «Записки охотника», «Отцы и дети», «Рудин»; И. А. Гончарова (1812- 1891 гг.) — «Обрыв», «Обломов».

Основным художественным направлением второй половины ХIХ в. был критический реализм, для которого был характерен анализ жизненных обстоятельств героев и критическое отношение к существующей действительности.

Вершиной русской литературы XIX в. было творчество Л. Н. Толстого (1828- 1910 гг.). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»). К этому же периоду относится творчество А. П. Чехова (1860-1904 гг.).

В конце XIX — начале ХХ в. расцвел талант выдающихся русских писателей: А. М. Горького (1868-1936 гг.) — «На дне», «Дети солнца», «Варвары», «Враги»; И. А. Бунина (1870-1953 гг.) — «Деревня», «Суходол»; А. И. Куприна (1870-1938 гг.) — «Поединок», «Олеся»; В. В. Вересаева (1867-1945 гг.) — «Записки врача» и др.

Конец XIX — начало ХХ в. в истории русской культуры называют Серебряным веком, для которого характерно появление новых направлений в литературе и искусстве: модернизма, символизма, акмеизма, футуризма и др. Представителями этих направлений были писатель Д. С. Мережковский (1865-1941 гг.), поэты Ф. К. Сологуб (1863-1927 гг.), В. Я. Брюсов (1873-1924 гг.), К. Д. Бальмонт (1867-1942 гг.), А. А. Блок (1880-1921 гг.), А. А. Ахматова (1889-1966 гг.) и др.

Наибольшее развитие в изобразительном искусстве середины XVIII в. получил портрет. Крупнейшими портретистами того времени были И. Н. Никитин (ок. 1690-1742 гг.), Д. Г. Левицкий (1735-1822 гг.), В. Л. Боровиковский (1757-1825 гг.) Во второй половине XVIII — начале Х²Х вв. получили известность живописцы-классицисты: А. П. Лосенко (1737-1773 гг.) — «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»; Г. И. Угрюмов (1764- 1823 гг.) — «Испытание силы Яна Усмаря», «Торжественный въезд Александра Невского во Псков» и др.

В середине ХIХ в. в русском изобразительном искусстве преобладал социально-бытовой жанр, который с наибольшей полнотой отражен в творчестве В. Г. Перова (1833-1882 гг.) — «Сельский крестный ход на Пасху», «Тройка» и др.).

В 1871 г. по инициативе художника И. Н. Крамского (1837-1887 гг.) было организовано «Товарищество передвижных художественных выставок». Работая в разных жанрах, художники-передвижники внесли в каждый из них новые важные моменты: Н. А. Ярошенко (1846-1898 гг.) — «Курсистка», «Студент», «Кочегар»; А. К. Саврасов (1830-1897 гг.) — «Грачи прилетели»; И. Н. Крамской (1837-1887 гг.) — портреты литераторов И. А. Гончарова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Художником русской природы был И. И. Шишкин (1832-1898 гг.). Своей вершины русская пейзажная живопись XIX в. достигла в творчестве И. И. Левитана (1860-1900 гг.). Яркую страницу русского изобразительного искусства составило творчество И. Е. Репина (1844-1930 гг.) — «Бурлаки на Волге», портрет М. П. Мусоргского, «Иван Грозный и сын его Иван»

Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике: Н. Н. Ге (1831-1894 гг.) — «Петр I допрашивает царевича Алексея»; В. И. Суриков (1848-1916 гг.) — «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова».

Многие картины И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Левитана, В. А. Серова и других передвижников попали в собрание П. М. Третьякова (1832- 1898 гг.) — представителя старинного московского купеческого рода. В начале 90-х гг. XIX в. собрание достигло уровня музея. Третьяковская галерея стала всемирно известным музеем русской живописи, графики и скульптуры.

Развитие русского театра во второй половине XIX в. связано с именем драматурга А. Н. Островского (1823-1886 гг.) — «Гроза», «Не в свои сани не садись» и др. Наиболее выдающимися актерами ХIХ в. были М. С. Щепкин (1788- 1863 гг.), П. М. Садовский (1818-1872 гг.), П. А. Стрепетова (1850-1903 гг.), М. Н. Ермолова (1853-1928 гг.).

В 1898 г. возник Московский Художественный театр, который возглавили К. С. Станиславский (1863-1938) и В. И. Немирович-Данченко (1858-1943).

Во второй половине XIX в. значительную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое содружество российских композиторов «Могучая кучка», в которую вошли М. А. Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908). Члены «Могучей кучки» способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Псковитянка», «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова).

Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893) — балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.

Экономический подъем начала ХХ в. оказал влияние на культурное развитие страны. Классическая русская культура, сформировавшаяся в XIX в., переживала кризис. Начался поиск новых эстетических идеалов, художественных принципов, форм и методов. Одной из важнейших черт развития культуры начала ХХ в. было убеждение в свободе творчества и творческой индивидуальности. Свободный подход к религии, науке, искусству объединил между собой поэзию, музыку, изобразительное искусство, театр, балет и кинематограф.

istorikonline.ru

Литература: искусство слова — «первое среди равных»

Художественная литература – вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни. Основное понятие литературы – это образ; при помощи образов художественная литература воссоздает целые эпохи в многообразии их прошлого, настоящего и будущего: перипетии античности мы узнаем в трагедиях Софокла и Еврипида, эпохи Возрождения – у Шекспира и Лопе де Вега; в романах

Л. Толстого и И. Тургенева сталкиваемся с морально-нравственными исканиями дворян начала XIX в.

Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, «включить» его в действие, сделать его присутствие во времени и пространстве произведения «реальным». Такое «участие» необходимо для полного и более глубоко понимания написанного: так, читатель переживает за Татьяну в «Евгении Онегине», пытается понять причины поступков Катерины в «Грозе» и сложный духовный мир Наташи Ростовой в «Войне и мире», трагедию Григория Мелехова в «Тихом Доне». Именно наше («читательское») восприятие и глубокое переживание судеб героев свидетельствует о том, что литература – это искусство, искусство слова.

Особую эмоцЛитература 1иональную реакцию в душе человека вызывает поэзия. Поэзия объемна и многогранна в отношении тематического плана: поэзия не значит «стихи о любви», это произведения на разные темы – и

нтимные, философские, военные и др. Читателя не оставляют равнодушным искренние и исповедальные строки А. Ахматовой, М. Цветаевой, бессмертные слова А. Твардовского, философские размышления Б. Пастернака и О. Мандельштама и др.

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса и др. Во многих произведениях можно встретить отголоски «истоков» литературы – вспомните произведения Лескова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина и др.

Художественную литературу можно считать самым разносторонним видом искусства: например, замечательная картина В. Сурикова «Утро стрелецкой казни» нуждается в историческом комментарии, а роман А. Толстого «Петр I» – нет: он доносит дыхание эпохи в деталях быта и человеческих отношений.

Первоосновой драматического театра является именно художественная литература. Национальные театры создавались на основе произведений Шекспира, Островского, Гоголя, Чехова, Ибсена, Шоу и др. Литературный текст послужил созданию оперного искусства: величайшие гении Чайковский и Мусоргский при создании своих опер обращались пушкинским текстам («Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов»).

На основе текста – сценария – создаются фильмы. Многие из них являются экранизациями художественных произведений («Мастер и Маргарита» и «Идиот» В. Бортко, «Война и мир» С. Бондарчука).Литература 2

Художественная литература тесно связана с обществом, с его движением к гуманистическому идеалу. Литература является средоточием общественно-исторического опыта и опыта личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей.

Литература в обществе выполняет несколько функций: познавательную (изучение окружающего мира), эстетическую (воспитание чувства прекрасного), эвристическую («открытие мира»), коммуникативную (диалог «автор-читатель») и др.

Как видим, литература заслуженно названа лидером среди других видов искусства в силу своей значимости для развития как отдельного человека, так и всего человечества — и в конкретную эпоху, и в глобальном смысле.

Успешного изучения литературы!

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Литература и искусство

Развитие литературы и искусства в 1930-е гг.  определялось постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Все объединения творческой интеллигенции были ликвидированы, начался процесс создания единых «отраслевых» организаций республиканского и всесоюзного масштаба. В 1932 г. были созданы Союз советских архитекторов, Союз советских писателей, республиканские союзы советских композиторов и художников. Крупным событием в культурной жизни страны стал I съезд советских писателей, состоявшийся в августе 1934 г. и избравший председателем правления Союза писателей А.М.Горького. Горький, окончательно вернувшийся на родину в 1931 г., стал активным пропагандистом социалистического реализма, который провозглашался основным художественным методом. Соцреализм требовал сочетать историческую конкретность художественного изображения действительности с воспитанием трудящихся «в духе социализма».

В 1936-1937 гг. развернулась борьба с формализмом в литературе и искусстве. Новаторство в музыкальном и театральном искусстве осуждалось; современная драма, сатира, любовная лирика фактически запрещались; неполитические темы сворачивались. В книгах, фильмах, пьесах, музыке господствовала военная тема.

К числу важнейших достижений советской литературы 1930-х г.г. относятся романы «Жизнь Клима Самгина» A.M. Горького, «Поднятая целина» М.А.Шолохова, «Как закалялась сталь» Н.А.Островского, «Петр Первый» А.Н.Толстого, книги для детей А.П.Гайдара и др. Продолжалось поэтическое творчество А.А.Ахматовой, Б.Л.Пастернака, О.Э. Мандельштама. Следует отметить также драматургию Н.Погодина, Л.Леонова, Вс.Вишневского и др.

Крупнейшими явлениями в музыкальной жизни стали произведения С.С.Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А.И.Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д.Д.Шостаковича (опера «Леди Макбет Мценского уезда», запрещена в 1936 г. «за формализм»). Широкую популярность приобрели песни И.Дунаевского, А.Александрова, В.Соловьева-Седого.

Значительный шаг в своем развитии сделала кинематография (фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Александр Невский» С.Эйзенштейна, комедии Г.Александрова «Веселые ребята», «Цирк»).

В живописи активно разрабатывались историко-революционная тематика («Смерть комиссара» К. Петрова-Водкина, «Оборона Петрограда» А.Дейнеки, «Трубачи Первой конной армии» М.Грекова и др.), а также портретный жанр (произведения М.Нестерова, П.Корина и др.). Наиболее выдающимся скульптурным произведением 1930-х гг. стал монумент В.Мухиной «Рабочий и колхозница».

5. Внешняя политика Международное положение ссср в начале 1930-х г.

Основной целью внешней политики СССР было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей. Этих целей СССР смог в значительной степени достичь к середине 1930-х гг., однако в конце десятилетия Советский Союз оказался фактически в международной изоляции.

В обстановке мирового экономического кризиса (1929 -1933 гг.) для сохранения валютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 гг. резкий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного труда в СССР, и именно она привела к экономическому кризису на Западе. В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером. Одновременно Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»), то есть создания антисоветского блока европейских государств. Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР. В эти страны увеличились поставки французского оружия.

studfile.net

1.1. Художественная литература как искусство слова.

Готовимся к ЕГЭ по литературе.

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать и предать и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

1.2. Устное народное творчество и литература. Жанры унт.

ЛИРИКА

ЭПОС

ДРАМА

песни

сказочный (установка на вымысел): сказка волшебная, о животных, бытовая

игры

малые фольклорные формы (жанры):

колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки, песни (в том числе обрядовые, колядки), заклички, приговорки, дразнилки, страшилки, словесные игры, скороговорки, небылицы-перевёртыши, загадки, игры, считалки, пословицы поговорки

несказочный (установка на истинность): историческое предание, легенда, бывальщина, быличка

обряды

народные пьесы

1.3. Художественный образ. Художественное время и пространство.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека (образ Татьяны Лариной, Андрея Болконского, Раскольникова и т.д.) – он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.

Любой образ – это внутренний мир, попавший в фокус сознания. Вне образов нет ни отражения действительности, ни воображения, ни познания, ни творчества. Образ может принимать формы чувственные и рациональные. Образ может быть основан на вымысле человека, может быть фактографичным. Художественный образ объективирован в форме как целого, так и его отдельных частей.

Художественный образ может экспрессивно воздействовать на чувства и разум.

Он дает максимальную емкость содержания, способен выражать бесконечное через конечное,  он воспроизводится и оценивается как некое целостное, даже если создан с помощью нескольких деталей. Образ может быть эскизным, недоговоренным.

В качестве примера художественного образа можно привести образ помещицы Коробочки из романа Гоголя «Мертвые души». Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей всякий хлам. Коробочка на редкость тупа и туго соображает. Однако она умеет торговать и боится продешевить. Эта мелочная бережливость, торговая деловитость ставит Настасью Петровну выше Манилова, у которого нет никакого задора и который не ведает ни добра, ни зла. Помещица весьма добра и заботлива. Когда Чичиков гостил у нее, она угощала его блинами, пресным пирогом с яйцом, грибами, лепешками. Она даже предлагала почесать гостю на ночь пятки.

studfile.net

Литература и искусство.

К началу 1970х гг. культура начала работать в «новом режиме».
Ситуация была такова, что ничего, кроме разрешенного, прошедшего цензуру, в открытой печати появиться не могло. В художественной культуре начали существовать параллельно две культуры: официальная, опекаемая государством, и альтернативная, или «катакомбная» (Э. Неизвестный). Все чаще произведения делились на «наши» и «не наши». Однако назвать однозначно «застойными» 197080е гг. в отношении художественной культуры нельзя. «Оттепель» инициировала творческую активность многих писателей: В.С. Пикуля, Ч.Т. Айтматова, Ф.А. Искандера, Ю.В. Бондарева. Будоражили сознание такие произведения, как «Совесть» Адыла Якубова, «Змеелов» Л.В. Карелина. Создал свой «московский цикл» произведений Ю.В. Трифонов («Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание»). О сталинских преступлениях писала Л.К. Чуковская (повесть «Софья Петровна»). Вместе с тем следует признать, что массовое сознание неохотно приняло правду о преступлениях И.В. Сталина и легко соглашалось с его возможной реабилитацией. Очевидно поэтому наибольшей популярностью у читателей пользовались романыэпопеи М.Н. Алексеева, А.С. Иванова, Г.М. Маркова, П.Л. Проскурина. Их книги не только включались в рекомендательные списки литературы, но и подробно освещались критикой, экранизировались, превращались в телесериалы. Эти писатели были отмечены многочисленными премиями и наградами. Когда же появилась возможность сравнения (с В.Д. Дудинцевым, В.С. Гроссманом, Б.Л. Пастернаком), то популярная литература 70х гг. конкуренции не выдержала, так как художественное изображение реальной жизни признанными кумирами оказалось довольно поверхностным.
Достаточно драматически складывалась и судьба киноискусства в 197080е гг. Это время расцвета таланта таких мастеров, как А.А. Тарковский, В.М. Шукшин, Л.Е. Шепитько, СИ. Параджанов, Э.Г. Климов, К.Г. Муратова. Однако за многие фильмы приходилось бороться. Свыше 100 картин были запрещены к показу, например, кинофильмы А.Г. Германа «Седьмой спутник», «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах». Но самые большие для советского кинематографа потери заключались в том, что выпущенные на экран ленты предварительно редактировались, подгонялись под определенный стандарт. Многие сценарии В.Ф. Тендрякова, Г.Ф. Шпаликова, В.М. Шукшина, Л.М. Володина, Ф. Горенштейна были отвергнуты. Какие фильмы нужны советскому народу, что и как следует снимать — кинематографистов поучали со всех сторон, начиная от парторганов и вплоть до КГБ, МВД и Министерства обороны. Режиссеры буквально «пробивали» свои фильмы: «Историю Леи Клячкиной» и «Сибириаду» — А.С. МихалковКончаловский, «Зеркало» — А.А. Тарковский, «Пастораль» — О.Ш. Иоселиани, «В огне брода нет» — Г.А. Панфилов; боролись за свои фильмы Р.А. Быков, В.Я. Мотыль, А.А. Алов и В.Н. Наумов. Обвинения в очернительстве, ревизионизме, натурализме, «излишней иероглифичности и зашифрованности» (это о фильме СИ. Параджанова «Цвет граната») обосновывались отступлением от метода соцреализма. Государство пыталось создать такое киноискусство, которое обслуживало бы его интересы. Инакомыслие не прощалось. Сложной оказалась творческая судьба А.А. Тарковского. После блестящего дебюта (фильм «Иваново детство» был признан лучшим на Венецианском международном кинофестивале в 1962 г.), А.А. Тарковский создал одну из лучших своих работ — фильм «Андрей Рублев». Однако представители власти этот фильм признали творческой неудачей и фактически изъяли из кинопроката. Такие оценки были несправедливы, на Западе лента имела ошеломляющий успех. Вся мировая пресса дала самые высокие оценки, а советские ведомства рекомендовали мастеру «сократить и изменить» киноленту. Попытки А.А. Тарковского бороться за фильм обернулись организованной травлей. Во время вынужденного творческого простоя режиссер стал заниматься теорией, подготовил и опубликовал книгу «Запечатленное время». С 1970 г. начал вести дневник под названием «Мартиролог», где однажды записал: «Настанет ли в России когданибудь порядок, или ничего не будет происходить, пока окончательно все не развалится… Все лгут, обманывают, предают. Это же не жизнь». Спасаясь от такой жизни, А.А. Тарковский эмигрировал. Дар предчувствия, которым обладал мастер, выразился в его фильмах «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение». Однако преждевременная смерть не позволила полностью раскрыться таланту великого кинорежиссера.
В живописи шли активные поиски новых форм отражения действительности. Отказались от описательное™ и изображения второстепенных деталей реальной жизни художники «сурового стиля» Н.И. Андронов, Д.Д. Жилинский, В.Е. Попков, Т.Т. Салахов, братья А. и П. Смолины. Главной для них стала авторская позиция, которую они выражали через условность цвета, гиперболизацию образов, лапидарность. Это были первые попытки после помпезных произведений послевоенных лет заговорить в искусстве «человеческим языком». Высоким профессиональным мастерством и остросоциальным звучанием отличались работы рано погибшего художника В.Е. Попкова «Шинель отца», «Хороший человек была бабка Аксинья», триптих «Ой, как всех мужчин забрали на войну». Работы мастеров «сурового стиля» вызвали неподдельный интерес у отечественного зрителя и пользовались большим спросом у зарубежных коллекционеров. Наиболее полное собрание произведений этих художников составлено профессоромискусствоведом из Германии П. Людвигом. Он в конце 1980х гг. организовал выставку «Аспекты советского искусства современности», на которой были представлены более ста работ художников «сурового стиля».

Наряду с творческими находками попрежнему сохранялась конъюнктурная живопись, создавались «заказные» произведения. Крупным специалистом по увековечиванию вождей оставался художник Д.Д. Налбандян, создавший галерею портретов И.В. Сталина, Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева. «Стремление видеть в жизни только воскресные дни, красные числа…», по мнению А.Г. Твардовского, было присуще многим известным писателям и художникам.
В 1970е гг. творческого расцвета достиг коллектив московского театра «Современник» (режиссер — О.Н. Ефремов). Событиями в театральной жизни стали остросоциальные спектакли «Протокол одного заседания» и «Утиная охота» в МХАТе, «Человек со стороны» в Театре на Малой Бронной, «Гамлет» в Театре драмы и трагедии на Таганке (режиссер —
{О.П. Любимов). Долгие годы одним из ведущих актеров этого театра был В.С. Высоцкий, чья творческая судьба интересна для анализа состояния самой художественной культуры в СССР. Высоцкий был официально как бы несуществующим поэтом и вместе с тем феноменально популярным. Магнитофонные записи с его голосом можно было услышать от Москвы до Владивостока. Им увлекались и «элита», и неискушенные в высоком искусстве поклонники. «Феномен Высоцкого» да еще массовая любовь к анекдотам во всех формах — это очередное подтверждение существования в СССР двух культур, каждая из которых пыталась посвоему отразить суть происходящего.
Наиболее наглядно этот процесс получил выражение в живописи. С одной стороны, в стране регулярно при поддержке Министерства культуры проходили специализированные, передвижные и юбилейные выставки официально признанных художников, миллионы людей знакомились с отечественным и зарубежным изобразительным искусством. И.С. Глазунов, А.М. Шилов, Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестерова, Т.Т. Салахов и другие представляли на зрительский суд свои работы. Однако зрители были мало информированы о творческой деятельности художниковнонконформистов — представителей неофициального искусства.
Годы «оттепели» стали временем рождения «другого искусства». В 1954 г. в Москве начала работать Студия экспериментального искусства под руководством Э.М. Белютина. В конце 1950х гг. в Подмосковье возникла «лианозовская группа», в которую входили Е.Л. Кропивницкий, В.Н. Немухин, О.Я. Рабин, Б.А. Свешников и другие молодые художники. Часто наведывались в Лианозово молодые поэты — Г.В. Сапгир, И.И. Холин, Всеволод Некрасов. Обсуждали каждый рисунок и строчку, формировали цеховую общность и новые художественные принципы. В 1964 г. появилась группа «Движение» — Лев Наусберг, Франциско Инфантэ и другие — которая занималась кинетическими конструкциями. В 1967 г. в Ленинграде по инициативе М.М. Шемякина была создана группа «Метафизический синтетизм». Главное, чего добивались молодые художники — это право демонстрировать свои работы.
Несмотря на разгром в 1962 г. выставки в Манеже, посвященной 30летию деятельности МОСХа (Московского отделения Союза художников), процесс высвобождения искусства из тисков соцреализма остановить уже было нельзя. Через два года опять начали проводиться выставки официально непризнанных художников. Картины, нелегальными путями проникая на Запад, пользовались огромным спросом у коллекционеров.
В 1970е г. в частных коллекциях западных поклонников искусства оказалось свыше 3000 работ не признанных в СССР художников, на родине оставались только диапозитивы. Персональные выставки А.Т. Зверева, О.Я. Рабина, И.И. Кабакова, Э.В. Булатова проводились во многих городах мира, а в СССР очередная попытка художниковнонконформистов продемонстрировать свое искусство закончилась новым скандалом. В 1974 г. после непродолжительного показа бульдозеры буквально смешали с грязью работы О.Н. Целкова, О.Я. Рабина, А.Д. Меламида, В.А. Комара и других неугодных власти художников. Реакция мировой печати была довольно резкой, поэтому в СССР вынуждены были объявить, что неофициального искусства в стране больше не существует. Начали устраиваться выставки молодых экспериментаторов в Москве и Ленинграде, одна из них — под немыслимым прежде формалистическим названием «Цвет, форма, пространство». И. Кабаков создал свой «Мусорный роман» — целую эпопею из мятых оберток, окурков, горелых спичек, всяческой драни и рвани, которая аккуратно была расположена на поверхности больших листов и снабжена педантичными описаниями и комментариями, — что это такое, где найдено, кому принадлежало и прочее. Это целый музей обыденной жизни, но за ним — ощущение провала, какаято всемирная мусорная свалка. Г.Д. Брускин изображал красками на холсте свои «лексиконы» знаков, фигур, эпизодов из советской действительности: пионеры, рабочие, танки, вожди, транспоранты, глобусы, опять танки, пионеры и прочее — и так до бесконечности. За этой бесконечностью — пустота, «зияющие высоты» по выражению философареэмигранта А.А. Зиновьева. Таким образом художникинонконформисты стремились отобразить мир советского человека. Поколение «непризнанных художников» (Ю.И. Соостер, В. Сидур, Д.П. Плавинский, А.А. Мастеркова, Д.М. Краснопевцев и другие) называют сейчас вторым русским авангардом, а их работы находятся не только в собраниях престижных музеев Европы и США, но и в отечественных — ГМИИ имени А. Пушкина, Третьяковской галерее, Русском музее, в музеях многих городов России.

www.istmira.com

2. Литература как вид искусства

  1. Литература как вид искусства. Специфика литературы, её основные функции.

Существует два типа познания действительности: научное и художественное. Научное – достоверная картина, объективное существование, выявление законов управления миром, формулируются понятия. Наука претендует на объективность, точность, правильность.

Художественный тип познания – доброта, красота, истина.

Художественное восприятие всегда сугубо личное. Она всегда индивидуально и исключительно, никогда не претендует на окончательность.

«Искусство возникло не для проявления в нём человека, а чтобы защитить человека от собственных тревог». – Лихачёв.

Древние выделили пять видов искусств, в основе классификации лежит материальный носитель. Музыка – искусство звуков, живопись – красок, скульптура – камень, архитектура – пластические формы, литература – слово.

Основные параметры искусства:

  1. оно восприимчиво и бесконечно

  2. оно меняется вместе с читателями

М.Гаспаров:

  1. оно существует вне времени

  2. произведения искусства не мыслимы без красоты

  3. способно связать людей и дать возможность понять себя и других

  4. может родиться и существовать в разных условиях

  5. это осмысленный творческий процесс

Основные функции:

  1. познавательная

  2. развлекательная

  3. эстетическая

Виды:

  1. по материалам

  2. временные виды искусства и пространственные

Классификация Гегеля.

  1. Первый этап – символическое искусство (искусство Древнего Востока).

  2. классическое искусство, содержание и форма в гармонии.

  3. романтическое искусство – Средние века и время самого Гегеля, дух тяготеет над материей.

Ещё выделяют экспрессивное и изобразительное искусство. Экспрессивное выражает эмоции, передает настроение. Изобразительное – воплощает идею. Экспрессивное искусство – это музыка, архитектура, абстрактная живопись, лирика. Изобразительное – живопись, скульптура, драма и эпос.

Классификация Кожинова В.В.:

  1. статические и динамические

  2. односоставные и сложные

  3. изобразительные и выразительные

  4. пространственные и временные

До 19 века вся художественная литература называлась поэтическим искусством. В начале 19 века появляется термин «изящная словесность». В художественной литературе исследуются нравственные, этические и эстетические проблемы жизни. Литература всегда обращена к человеку.

Лит-ра как вид искусства — Эстетическое воздействие на читателя.

.Лит-ра – словесное искусство (материальный носитель – человеческая речь). Главное св-во поэзии –многозначность слова, его иносказательность. Многозначность — глав. источник образности. Влияние контекста. Речь воссоздает облик говорящего. Писатель эстетически воздействует на читателя. Худ. лит-ра – изобразительное искусство. Слова ассоциативно связаны с изображаемыми предметами. Важны детали и подробности. Ассоциации – сопоставление предметов и явлений. Читатель – соучастник создаваемых художественных образов. Читатель сам выбирает темп восприятия произведения. Словесное искусство воздействует на другие виды искусств (худ. образы живут второй жизнью: театр, радио, кино, хореограф.).

Функции: эпическая, эстетическая, религиозная, медицинская. Катарсис – трагическое очищение.

studfile.net

Художественная литература как искусство слова / Справочник

В Библии говорится: «В начале было Слово». Слова — неотъемлемая, но обыденная часть жизни, однако, только в творческих умах они становятся истинным произведением искусства, которое называется литературой.

Из глубин истории

Устное народное творчество возникло задолго до появления письменности. Фольклор возник как массовое творчество, выражая представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности. Литература зародилась, когда наука и искусство были тесно переплетены. Это единство прослеживается еще в мифологии древней Греции. Если у человека нет литературных знаний, ему будет трудно изучать другие науки. Ведь только тот, кто владеет словом, может знать неисчислимую информацию, которую человечество хранило на протяжении веков.

 

Литература как искусство

В широком смысле искусство доставляет потребителям эстетическое удовольствие. Искусство – это образное представление реальности, способ представления мира в художественном контексте. Как и наука, это один из способов познать мир во всех его аспектах. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что литература – это искусство. И она имеет безоговорочное право занимать одно из первых мест, наряду с музыкой и живописью.

 

Литература – дверь в другой мир

Слово в литературе – основной материал для создания произведений. С помощью сложных и удивительных словесных конструкций автор втягивает читателя в свой мир. Беспокойный, яростный, счастливый или грустный, текст произведения становится похожим на виртуальную реальность. Воображение рисует другой мир, созданный словесными образами. Человек попадает в другое измерение, из которого можно вырваться, только перевернув последнюю страницу книги.

 

Литература – родоначальник искусств

Помимо собственно эпического и лирического родов, художественная литература стала источником создания театра, благодаря ей была создана и опера. На основе текстовых сценариев (оригинальных и по мотивам художественных произведений) снимают кино.

Литература является важнейшей частью общества. Именно здесь сосредоточены социальный, исторический и личный опыт освоения мира. Благодаря литературе человек поддерживает связь с предыдущими поколениями, обладает способностью принимать их ценности. Она влияет не только на развитие отдельной личности, но и на человечество в целом.

bingoschool.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *