Литература искусство – Художественная литература — это… Что такое Художественная литература?

Содержание

Художественная литература — Википедия

Boocandles.jpg

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство). От прочих видов литературы художественную литературу отличает наличие художественного вымысла[1][неавторитетный источник?]. Хyдoжecтвeннaя литepaтypa oбъeдиняeт aвтopcкиe (включaя aнoнимныe) пpoизвeдeния в oтличиe oт пpинципиaльнo нe имeющиx aвтopa пpoизвeдeний фольклорa.

Эпос[править | править код]

Э́пос (др.-греч. ἔπος — «слово», «повествование») — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпические произведения описывают внешнюю по отношению к автору объективную действительность. Описание персонажей сконцентрировано на их поведении и поступках, а не на внутреннем мире, как в лирике. Романы-жизнеописания, очень популярные в 19 веке, относятся к эпическим произведениям. Примерами могут служить «Война и мир» Льва Толстого, «Красное и чёрное» Стендаля, «Сага о Форсайтах» Голсуорси и многие другие. Название этот род литературы получил от народных поэм-песен, сложенных в древности, также называемых эпосом.

Эпические жанры: басня, былина, баллада, поэма, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея, художественный очерк.

Анализ художественного произведения с точки зрения эпической формы

Лирика[править | править код]

Во глубине сибирских руд, Пушкин, 1827

Лирика — род литературы, который основывается на обращении к сфере внутреннего — к состояниям человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям, переживаниям[2]. Даже если в произведениях присутствует повествовательный элемент, лирическое произведение всегда субъективно и сконцентрировано на герое. Характеристиками лирического произведения являются «сжатость», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность» («точечность», «современность»)

[3]. Большинство лирических произведений относится к поэзии.

Лирические жанры: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма, мадригал, эклога, эпитафия.

Драма[править | править код]

Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму[4]. В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре.

Драматические жанры: драма, комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль, фарс, мелодрама.

Проза[править | править код]

Boocandles.jpg

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.

Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с глубокой подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).

В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.

Поэзия[править | править код]

В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.

Художественная литература по периодам[править | править код]

Древняя литература[править | править код]

Boocandles.jpg

Первым периодом появления художественной литературы как вида искусства считается античность — средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н. э. Античная литература — это литература древних греков и римлян, состоящая из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет своё базовое значение до сегодняшнего дня.

Литература Средневековья[править | править код]

Зарождение и развитие литературы Средневековья (с IV—V и до XV века) определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. Популярен был животный эпос.

Литература эпохи Возрождения[править | править код]

Если средневековая литература была преимущественно христианской, то в эпоху Возрождения на фоне общего интереса к античности возрождается также интерес к античной литературе, художественная литература всё больше ориентируется на светские сюжеты, проявляются гуманистические тенденции. Начальным этапом литературы Возрождения традиционно считается творчество Данте, его «Божественная комедия» сочетает в себе элементы как средневековой литературы (форма — загробное видение, аллегорическое содержание), так и не свойственные средневековой литературе элементы мистики, пантеизма, образ простой девушки Беатриче. В эпоху Возрождения расцветает драматическое искусство (Шекспир, школа Лопе де Вега), появляются гуманистические утопии (Томас Мор, Томазо Кампанелла), а также острая сатира, например «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. Изобретение Гутенбергом книгопечатания в 1455 году сделало художественную литературу в этот период гораздо более доступной.

Литература Просвещения[править | править код]

Литература эпохи Просвещения характеризуется поворотом к рационализму. Для этого периода характерна вера в прогресс и всемогущество человеческого разума. «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта и «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо — яркие примеры подобной литературы. Под влиянием идей просвещения сформировалась прежде всего литература Классицизма, однако позже ей на смену пришёл сентиментализм, направленный на нравственное воспитание и уделяющий большое внимание внутреннему миру человека(Руссо, Шодерло де Лакло).

Литература XIX века[править | править код]

Литература 19 века развивалась в двух основных направлениях, это литература романтизма и литература реализма. Романтизм как литературное направление развился из сентиментализма и характеризуется интересом к мистике (Майринк, М. Шелли, Гофман), фольклору (братья Гримм), простому человеку (Гюго), другим культурам (Байрон, Ф. Купер). В рамках романтизма сформировалась фантастика, детектив, приключенческая литература.

Реализм хорошо охарактеризовал Бальзак, который считается классиком реализма. Он говорил: «Я описываю мужчин, женщин и вещи»[5]. Произведения реализма не поучают, не идеализируют, не дают моральных оценок. Они описывают жизнь и позволяют читателю самому делать выводы. Важным элементом реализма является всестороннее беспристрастное описание внутреннего мира героев. Наиболее характерными писателями реализма являются Бальзак, Диккенс, Толстой, Достоевский и другие.

Литература модернизма[править | править код]

В начале XX века серьёзные изменения в обществе в целом коснулись также искусства и литературы.

«Мне представляется, что модернисты сознательно устремлены к тому, чтобы создать совершенно новую литературу. Это следствие их ощущения, что наша эпоха во многих отношениях беспрецедентна и стоит вне любых условностей прошлого искусства и литературы». (С. Спендер)[6]

Хронологически модернизм укладывается в рамки первой половины двадцатого века, тематически связан с индустриализацией, урбанизацией, ужасами Первой Мировой войны. Модернисты обращаются к описанию тонкостей человеческой психики (В. Вулф), теме сексуальности (Д. Г. Лоуренс), их характеризует аполитичность и пацифизм (Э. Хемингуэй).

Классическим примером модернистской литературы считается роман Дж. Джойса «Улисс», творчество Т. С. Элиота, М. Пруста.

Литература постмодернизма[править | править код]

Постмодернизм постепенно пришёл на смену модернизму в середине XX века. Его сложно однозначно охарактеризовать, так как в рамках постмодернизма существует множество различных подходов. Это гипертекст, когда порядок прочтения не диктуется автором, а выбирается читателем, интертекстуальность, характеризующаяся аллюзиями на другие произведения, а иногда и сознательным заимствованием, отсутствие развязки сюжета или наличие нескольких альтернативных развязок, смешение стилей, ирония, игра и чёрный юмор.

К постмодернизму можно также отнести магический реализм, жанр, зародившийся в Южной Америке и характеризующийся включением магических элементов в реалистическое повествование. Роман «Сто лет одиночества» Г. Г. Маркеса является ярким примером магического реализма. В России к этому направлению относят Чингиза Айтматова[7].

К постмодернизму относят также Бит-поколение.

Художественные методы и направления[править | править код]

Boocandles.jpg
  • Барокко — направление, характеризующееся сочетанием реалистических описаний с их аллегорическим изображением. Широко использовались символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
  • Классицизм — направление, основным предметом творчества которого был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер).
  • Сентиментализм — направление, делающее упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении, отличается склонностью к идеализации и морализаторству.
  • Романтизм — многоплановое направление, характеризующееся интересом к возвышенному, фольклору, мистике, путешествиям, стихиям, теме добра и зла.
  • Реализм — направление в литературе, наиболее правдиво и беспристрастно описывающее реальный мир, сосредоточенное на описании близких к реальным судеб, обстоятельств и событий.
  • Натурализм — поздняя стадия развития реализма в литературе конца XIX-начала XX века. Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в документ о состоянии общества в определённом месте и времени. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей — тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением.
  • Символизм — направление, в котором символ становится основным элементом. Символизм характеризует экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний. Символисты использовали недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
  • Авангардизм — многозначный термин, характеризующий антитрадиционный по форме способ выражения.
  • Модернизм — совокупность течений в литературе первой половины XX века. Связан с такими понятиями, как поток сознания, потерянное поколение.
  • Социалистический реализм — направление в литературе Советского Союза и стран Соцсодружества, носившее пропагандистский характер и поддерживавшееся властью с целью идеологического воспитания народа и построения коммунизма. Прекратил своё существование после падения Коммунистического режима и отмены цензуры.
  • Постмодернизм — направление в литературе, основанное на игре со смыслами, иронии, нестандартном построении текстов, смешении жанров и стилей, вовлечении читателя в процесс творчества.

Мейнстрим, интеллектуальная проза и жанровая литература[править | править код]

Для литературы мейнстрима самое главное — это развитие характера персонажей, философия и идеология. Такая литература пишется на стыке жанров. Её авторы настолько отличаются друг от друга, что их произведения сложно сортировать по какому-либо признаку.

Интеллектуальная проза ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность.

В жанровой литературе самое главное — это сюжет, который, как правило, строится в точном соответствии литературному жанру (детектив, приключения, любовный роман, фэнтази и т.п.) При этом в жертву приносятся другие элементы повествования, например, развитие характера персонажей[8].

Литературоведение — наука, занимающаяся изучением литературы. К области литературоведения относятся теория литературы, история литературы и литературная критика. Литературная критика занимается оценкой и анализом литературных произведений, определяет их достоинства и недостатки, принадлежность к различным жанрам и направлениям, взаимосвязи с другими литературными произведениями, анализирует влияние произведения на читателя.

Литературный журнал — журнал, посвящённый литературной критике и публикующий произведения художественной литературы. Бывают как общелитературные, так и представляющие какое-то одно литературное направление.

В России и СССР литературно-художественные журналы полноценного объёма (240—256 полос) получили название — «толстые журналы» (без кавычек).

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, редактор толстого художественного журнала и председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой Массолит, а молодой спутник его — поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Художественная литература по принадлежности авторов[править | править код]

Литература и искусство — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Литература и искусство
Специализация литературно-критический
Периодичность ежемесячный
Язык русский
Учредители ЛИЯ Комакадемии
Страна  СССР
Издатель ГИХЛ
Дата основания 1930

«Литература и искусство» (в 1932 переименован в «Марксистско-ленинское искусствознание») — журнал марксистской критики и методологии, орган Института литературы, искусства и языка Комакадемии. Выходил в Москве в 1930—1932 годах. Номинально ежемесячный, фактически же больше половины номеров вышло сдвоенными.

Создан взамен ликвидированного журнала «Печать и революция», от которого поначалу унаследовал широкую программу. В первом номере, вышедшем в сентябре 1930 года, обещалось освещать методологию искусствознания, языковедения и критики, вопросы художественной политики, художественный метод, современную литературу, театр, кино, пространственные искусства, музыку, искусство союзных республик, обзоры, библиографию, хронику искусств и литературы.

Основными авторами журнала были сотрудники и аспиранты ИЛЯ Комакадемии, находившиеся под воздействием идей Фриче — И. Нусинов, С. Динамов, И. Астахов, М. Храпченко, И. Маца и др. Методологической базой была «борьба за диалектико-материалистический метод». Журнал подвергал критике концепции Переверзева и Воронского, отдельные теории РАПП.

В 1931 (с № 4) состав редакции сменился, а позиция прежней редакции была охарактеризована как «враждебная пролетарскому литературному движению». Новый редактор Динамов приблизил журнал к РАПП. Ещё ближе к воинственной позиции РАПП журнал стал в 1932 году, после реорганизации и переименования, во главе всё с тем же Динамовым.

Закрыт после ликвидации РАПП, на № 5/6 за 1932 год.

  • Шевцова Л. К., Белая Г. А. Журналы «РАПП» и «Литература и искусство» // Очерки истории русской советской журналистики (1917—1932). — М.: Наука, 1966. — С. 436—440.

2. Литература как вид искусства

Художественная литература — искусство слова. Своеобразие ее «материала».

Эстетические свойства звучащего слова; его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. «Магия слов».

Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсут­ствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словес­ном изображении. Преодоление знаковости слова в художественной речи; ее обращенность к «внутреннему оку» (Н. Гоголь) читателя. Ассоциативность словесного образа. Трудности перевода литера­турных произведений на другие национальные языки.

Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Изобразительно-экспрессивные и познаватель­ные возможности речи. Ее способность воссоздавать как «внесловесную» действительность, так и речевую деятельность лю­дей, как внешние стороны жизни человека, так и его духовный мир (чувства, раздумья, переживания мировоззренческого характера в их смысловой конкретности). Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов — уникальное свойство искусства слова. Воссоздание словом вымышленной «художественной реальности», «внутреннего мира» (Д. Лихачев) произведения как сре­доточия образного его смысла.

Литература как отражение действительности, форма ее художе­ственного познания, осмысления, оценки, претворения. Аристотель о поэзии как искусстве «мимесиса», подражающем не тому, что было, но что «возможно». Универсальный охват жизни в ее динамике, об­щественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств в литературе. Своеобразие подхода писателя к действительности: рас­познавание общих свойств жизни в ее конкретно-чувственных, инди­видуальных проявлениях, интерес к реалиям человеческой жизни в их характерности. Отличие художественного обобщающе-целостного и ценностного осмысления жизни от научного, абстрактного знания. Соотношение понятий «прототип», «тип», «художественный харак­тер», «персонаж», «герой», «образ». Аналитичность и проблемность литературы, ценностный смысл ее образов. Интеллектуально-духовное богатство литературы.

Особенности творческого процесса в искусстве слова: «игра рас­судка и воображения» (И. Кант), «мышление образами» и создание «второго», вымышленного мира; «муки слова».

Отражение в творчестве писателя особенностей его личности, таланта и миросозерцания. Эстетические, религиозные, социологи­ческие, философские взгляды писателя, его нравственные искания как источник его произведений. Противоречия творческого процесса и их преодоление. Творческая рефлексия художника и замысел про­изведения.

Восприятие литературно-художественного произведения чита­телем посредством «эстетического созерцания» и сопереживания. Событие «встречи» читателя и автора (М. Бахтин) — способ освоения произведения как художественной ценности. Роль литературной критики в процессе восприятия художественного произведения.

Фольклор и литература — две самостоятельные области словес­ного творчества. Коллективное и индивидуальное авторство в фольклоре. Взаимовлияния фольклора и литературы. История литературы и фольклора в контексте истории культуры.

Литература как вид искусства, ее роды и жанры

Одной из задач, которую ставит общество перед современной системой образования, является воспитание культурной личности, формирование у нее не только материальных, но и духовных потребностей. Эта задача стала актуальной в связи с пересмотром системы ценностей в современном обществе. Формирование культурных потребностей у нового поколения осуществляется путем ознакомления с лучшими образцами, с художественными ценностями, накопленными человеческой цивилизацией на протяжении всего ее существования. Кроме этого, детей необходимо знакомить с историей культуры.

Ценность произведения искусства человек сможет осознать, только если овладеет системой категорий и понятий.

Искусство – это творческое воспроизведение окружающей действительности посредством художественных образов. Оно существует как система видов, связанных между собой. Бесконечное многообразие существующих видов искусства объясняется сложностью и разнообразием мира. Основные виды сложились исторически и имеют различные способы творческого воплощения. В музыке – звуки, в танце и балете – пластика, цвет в изобразительных искусствах, объем в скульптуре, слово в литературе и т.д.

Наиболее распространенной является классификация видов искусства путем деления его на три группы. Первая группа включает пространственно-пластические виды искусства: изобразительное, декоративно-прикладное, искусство архитектуры и фотографии. Ко второй группе относятся такие динамико-временные виды, как литература и музыка. А к третьей группе классификация искусства относит такие пространственно-временные виды, как хореографическое, театральное и киноискусство.

Картину нашей сложной, постоянно меняющейся реальности не может отобразить самостоятельно ни один из видов искусства, только все их разнообразие благодаря системе выразительных форм способно приблизиться к созданию более или менее полного и всеобъемлющего изображения мира.

Литература как вид искусства использует для создания художественных образов слово. Это универсальный инструмент создания, отображения и пересоздания реальности. Слова дают возможность воплощения целостного художественного образа или картины мира, получаемой при помощи воздействия на все человеческие органы восприятия: осязание, слух, обоняние, зрение и вкус. Слово является универсальным инструментом, литература как вид искусства приобретает свою специфику благодаря использованию именно этого средства создания художественного произведения.

Литературу интересуют явления природы и общества, социальные вопросы, психологические и духовные проблемы личности и многое другое, что существует в реальном мире. Система литературных родов и жанров отражает те или иные аспекты реальности путем драматизации, эпического повествования или лирического погружения.

Классификация литературы может быть проведена путем разделения на художественную, научную, учебную, историческую и справочную. Кроме перечисленных, существует еще много других видов литературы и постоянно возникают новые.

В свою очередь, художественная литература как вид искусства подразделяется на следующие роды: эпос, лирику и драму. Эпос включает такие жанры, как эпопея, роман, новелла, повесть, рассказ и т.д. Лирика включает поэму, балладу, стихотворение и т.д. Драма – трагедию, комедию и т.д.

Эпос – один из трех основных литературных родов, отражающий реальную жизнь через повествование, описание и рассуждение.

Лирика – основной род художественной литературы, отражающий реальность через разнообразные переживания личности. Основная форма лирики — поэтическая.

Драма, наряду с эпосом и лирикой, — основной род литературы, который представлен произведениями, созданными в форме диалогов и предназначенными, как правило, для постановки на сцене.

Литература как вид искусства — феномен исторический, все ее составляющие и отдельные элементы литературного процесса находятся в перманентном взаимодействии. Литература – живой и подвижный процесс, художественная система образов, которая чутко отзывается на все, даже малейшие изменения, происходящие в реальной жизни.

5 важных книг об искусстве, которые стоит прочитать

24 июля 2019Вересков Сергей

Если вы не представляете своей жизни без живописи, архитектуры и скульптуры, эта подборка вам точно пригодится

Мишель Пастуро

«Красный. История Цвета»

Книга знаменитого французского историка-медиевиста Мишеля Пастуро, чьи труды переведены на десятки языков, не является в полном смысле этого слова «книгой об искусстве». Как любит повторять автор, «история цветов не дублирует историю искусства, это нечто иное, нечто гораздо более масштабное». И все же глупо отрицать, что цвет для культуры — и особенно для изобразительного искусства — имеет огромное значение: как раз поэтому его изучение может быть интересно самому широкому кругу людей. Мишель Пастуро в свойственной ему увлекательной манере рассказывает о том, как формировалось в том или ином обществе отношение к красному цвету и к его применению в различных видах искусства. В интеллектуальном путешествии, в которое отправляется автор, самое главное — не отстать от мысли историка-медиевиста, что порой может потребовать определенных усилий со стороны читателя. Однако затраченное время будет оправдано с лихвой — поклонникам качественной интеллектуальной литературы книга точно придется по душе.

5 важных книг об искусстве, которые стоит прочитать (фото 4)

Витторио Згарби

«Сокровища Италии. От Караваджо до Тьеполо»

Имя писателя и историка Витторио Згарби хорошо знакомо всем, кто любит искусство и особенно итальянских художников. Автор множества статей и книг, посвященных Италии, на этот раз приглашает нас в очередное турне по Апеннинскому полуострову, рассказывая о барокко и его ключевых представителях. Во множестве итальянских городов он остановится, чтобы поведать о художниках, которые прославили ту или иную область или мегаполис — Рим, Венецию, Флоренцию… Згарби умеет увлекать читателя своими искусствоведческими изысканиями, делая это так ненавязчиво и ловко, что кажется, будто читаешь не нон-фикшн, а отличную художественную литературу.

5 важных книг об искусстве, которые стоит прочитать (фото 3)

Аркадий Ипполитов

«Просто Рим. Образы Италии XXI»

Каждый ценитель искусства отлично знает, что городов, равных Риму по значению для мировой культуры, на планете попросту не существует. В Вечном городе можно найти следы множества исторических эпох. Статуи и скульптуры, дворцы и библиотеки, построенные в разные времена, образуют уникальную городскую среду, которая всегда привлекала туристов и, конечно, знаменитостей: писателей, художников, спортсменов, политиков, актеров — многие из них также стали частью Рима, посвятив ему собственные произведения, например, фильмы, как это сделали режиссеры Федерико Феллини или Паоло Соррентино. Обо всех этих переплетениях времен и людей, причудливых дорогах культуры и искусства в XXI веке рассказывает Аркадий Ипполитов, хранитель кабинета итальянской гравюры в Государственном Эрмитаже.

5 важных книг об искусстве, которые стоит прочитать (фото 5)

Анастасия Постригай

«Влюбиться в искусство. От Рембрандта до Энди Уорхола»

Бывает, что начать тесное знакомство с искусством очень хочется, но сделать это никак не получается: книги искусствоведов пестрят специальными терминами, которые без подготовки не поймешь, ну а браться за учебник по МХК как-то неприлично. Как раз для такого случая Анастасия Постригай, профессиональный блогер, пишущий о культуре, и выпустила свою книгу. Имея за плечами 10-летний опыт работы арт-дилером, она отлично знает материал, о котором пишет, а опыт организации обучающих курсов помог ей лучше понять широкую аудиторию и найти с ней нужный язык общения. Книга «Влюбиться в искусство», которая вполне соответствует своему названию, похожа на гид по наиболее важным представителям мировой культурной жизни — она написана живым языком, понятным каждому. Кроме того, Постригай грамотно вплетает в рассказ о художественных методах того или иного автора занятные биографические сведения. Наконец, отличной идеей было дополнить текст различными справками о фильмах и книгах, которые помогут лучше погрузиться в исследуемую эпоху.

5 важных книг об искусстве, которые стоит прочитать (фото 7)

Жан Жене

«Рембрандт»

В России редко можно увидеть книги Жана Жене — одного из ключевых представителей французской литературы 1940-1960-х годов. Провокатор, писатель и активный политический деятель, он является автором культового романа «Чудо о розе» и таких знаменитых пьес, как «Служанки» и «Высокий надзор». Жан Жене был тонким ценителем искусства и мечтал написать книгу о Рембрандте, однако этому не суждено было сбыться: от масштабной задумки остались лишь несколько текстов, посвященных художнику. Они и вошли в книгу, опубликованную издательством Ad Marginem Press. Блестящие эссе Жана Жене интересны не только неожиданными и порой парадоксальными суждениями о Рембрандте, но и параллельной рефлексией самого автора. Рассуждая о творчестве художника, Жене задумывается и о себе — и этот самоанализ буквально завораживает. В конце концов, у французского писателя с Рембрандтом есть много общего. В начале книги он замечает, что голландский автор «с юности писал сирых и убогих — часто и их облачая в шикарные лохмотья, — и все-таки, думается, в нем жила мечта о роскоши, хотя душевное расположение влекло его к кротости лиц». Точно так же, к слову сказать, поступал в своем литературном творчестве и сам Жан Жене.

5 важных книг об искусстве, которые стоит прочитать (фото 9)

Художественная литература — это… Что такое Художественная литература?

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Художественная литература по родам

Структурные типы текста

Проза

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.

Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с достаточной подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).

В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.

Поэзия

В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.

Художественная литература по периодам

Первым периодом появления художественной литературы как вида искусства считается античность — средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н. э. Античная литература — это литература древних греков и римлян, состоящая из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.

Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.

Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.

В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение до сегодняшнего дня.

Зарождение и развитие литературы Средневековья (с IV—V и до XV века) определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.

Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. В средневековой литературе впервые появилась письменная проза.

Художественные методы и направления

Художественная литература по принадлежности авторов

  • Литература по странам
  • Литература по языкам
  • Женская литература

Персоналии

  • Категория:Писатели
  • Категория:Поэты

Литературные институции

  • Литературные премии
  • Литературные фестивали
  • Литературные журналы
  • Издательства
  • Литературные конкурсы
  • Литературные объединения и группы

См. также

  • Категория:Литература
  • История литературы

Источники

История всемирной литературы: В 8 томах. М.: Наука, 1983—1994

Глава II Литература как вид искусства. Теория литературы

1

Деление искусства на виды.

Изобразительные и экспрессивные искусства

Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений[249]. Еще Аристотель отмечал, что виды искусства различаются средствами подражания («Поэтика». Гл. 1). В подобном же духе высказались Лессинг и Гегель. Современный искусствовед справедливо утверждает, что границы между видами искусства определяются «формами, способами художественного выражения (в слове, в видимых изображениях, в звуках и т. п.) <…> С этих первичных «клеток» и следует начинать. Исходя из них, мы должны уяснить себе, какого рода перспективы познания в них заключены, какова главная сила того или иного искусства, которой оно не в праве поступаться»[250]. Говоря иначе, материальный носитель образности у каждого вида искусства свой, особый, специфический.

Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения, которые тоже фиксируются в некоторых теоретических работах XVIII–XIX вв.), а также активизировавшаяся в XX столетии постановочная режиссура — искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.

Наряду с охарактеризованным выше (наиболее ныне влиятельным и авторитетным) представлением о видах искусства, существует и иная, так называемая «категориальная» их трактовка (восходящая к эстетике романтизма), при которой различиям между материальными носителями образности большого значения не придается, а на первый план выдвигаются такие общебытийные и общехудожественные категории, как поэтичность, музыкальность, живописность (соответствующие начала мыслятся как доступные любой форме искусства)[251].

Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение (лат. littera — буква). Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей, «фигуративной» разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Последние принято называть экспрессивными, в них запечатлевается общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия посредством телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *