Литература как искусство слова презентация 6 класс – Презентация по литературе «Литература как искусство слова» (вводный урок 6 класс)

Литература как искусство слова — презентация на Slide-Share.ru

Литература как искусство слова

сформировать представление о литературе как искусстве слова

Лексическая работа И ск у сс тво – ср. 1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство музыки 2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством вязания 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство

Танец Живопись Театр Скульптура Телевиде — ние Литература Кино Фотография Музыка Виды искусства

Осень (живопись) Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г.)

Осень (живопись) Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г.) Какое настроение передаёт в этих картинах И.И. Левитан? «Золотая осень», 1895 «Октябрь», 1891

Осень (фотография) Неизвестный автор Какие мысли навевают эти фотографии?

Осень (музыка) Фредерик Шопен (1810-1849 г.г.) Какие образы возникают, когда слышите эту мелодию? «Мелодия осени»

Осень (литература) Жжет сентябрь листву сухую на осинах, Арбузом душистым пахнут зори, Кружевные нити паутины Серебром сверкают на заборе… Н.Лебедько Какие картины представляете после прочтения стихотворения? Какие краски взяли бы, чтобы нарисовать этот пейзаж?

Как перекликаются между собой представления об осени представителей разных видов искусств? Какими средствами пользуются художники, фотографы, поэты, композиторы, чтобы создать осеннюю картину природы?

С помощью цвета красок создает картину осенней природы. С помощью звуков мелодии создает картину осеннего пейзажа. Рисует картину осенней природы словами. Как музыкален и выразителен может быть язык! Сколько возможностей для изображения жизни таится в слове. Словами можно передать и настроение, которое навевала и музыка Шопена, и краски картины Левитана.

Л и т е рат у́ ра  — в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

Л и т е рат у ра Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная литература Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). Теория литературы Совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу. Политическая литература

Л и т е рат у ра Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке, заимствовано из латинского языка и происходит от латинского слова « litera », то есть «буква». Литература – искусство письменного слова.

Л и т е рат у ра Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке, заимствовано из латинского языка и происходит от латинского слова « litera », то есть «буква». Литература – искусство письменного слова.

Л и т е рат у ра – это …

Л и т е рат у ра – это … …это особенный вид искусства, который с помощью слов может передать и настроение, и краски, и звуки, изображая жизненные картины.

Рефлексия

slide-share.ru

Презентация «Литература как вид искусства и её роль в жизни человека».

Литература как вид искусства и её роль в жизни человека Подготовила презентацию Учитель МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада» Кокшарова Людмила Борисовна

Литература как вид искусства и её роль в жизни человека

Подготовила презентацию

Учитель МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»

Кокшарова Людмила Борисовна

Виды искусства

Виды искусства

Художественно-изобразительные средства литературы Эпитеты (весёлый ветер, добрый молодец) Метафоры (костёр рябины красной) Олицетворение (отговорила роща золотая) Сравнения (лес, точно терем расписной)

Художественно-изобразительные средства литературы

  • Эпитеты (весёлый ветер, добрый молодец)
  • Метафоры (костёр рябины красной)
  • Олицетворение (отговорила роща золотая)
  • Сравнения (лес, точно терем расписной)
Литература – это вид искусства, где жизнь отражается с помощью слова через художественный образ

Литература – это вид искусства, где жизнь отражается с помощью слова через художественный образ

Роль литературы в жизни человека «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным».  Д. Лихачев.  «Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией…»  М.Горький Д.С.Лихачев

Роль литературы в жизни человека

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным».

Д. Лихачев.

«Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией…»

М.Горький

Д.С.Лихачев

Роль литературы в жизни человека «Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным».  Д. Лихачев.  «Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами, как нацией…»  М.Горький Д.С.Лихачев Значение литературы Источник знаний Расширение кругозора Развитие речи Выправление личности Друг и учитель…

Значение литературы

  • Источник знаний
  • Расширение кругозора
  • Развитие речи
  • Выправление личности
  • Друг и учитель…
«Хорошая книга - точно беседа с умным человеком».  Л.Н.Толстой

«Хорошая книга — точно беседа с умным человеком».

Л.Н.Толстой

«Всем хорошим во мне я обязан книге…»  М.Горький

«Всем хорошим во мне я обязан книге…» М.Горький

«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги..»  К.Г.Паустовский
  • «Человек, любящий и умеющий читать, — счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги..»
  • К.Г.Паустовский
Интересные факты про чтение

Интересные факты про чтение

multiurok.ru

Презентация по литературе «Литература как вид искусства»

Литература как вид искусства Урок литературы в 5 классе Автор: учитель русского языка и литературы Митяев Андрей Николаевич БМКОУ СОШ № 21, г. Берёзовский, Свердловской обл.

Литература как вид искусства

Урок литературы в 5 классе

Автор: учитель русского языка и литературы

Митяев Андрей Николаевич

БМКОУ СОШ № 21,

г. Берёзовский, Свердловской обл.

Какие виды искусства вы знаете?

Какие виды искусства вы знаете?

изо театр Виды искусства скульптура музыка литература

изо

театр

Виды искусства

скульптура

музыка

литература

Какие средства использует каждый вид искусства для создания образов?

Какие средства использует каждый вид искусства для создания образов?

изо краски театр Виды искусства действие скульптура камень музыка звуки литература слово

изо

краски

театр

Виды искусства

действие

скульптура

камень

музыка

звуки

литература

слово

Литература использует слово Литературе нужно слово образное , яркое. Тропы – слова и выражения, употреблённые в переносном значении Дождик льёт как из ведра Щёки горят на морозе Золотые руки

Литература использует слово

Литературе нужно слово образное , яркое.

Тропы – слова и выражения, употреблённые в переносном значении

Дождик льёт как из ведра

Щёки горят на морозе

Золотые руки

Выразительные средства эпитет тропы сравнение метафора

Выразительные средства

эпитет

тропы

сравнение

метафора

Соотнесите названия тропов и их определения эпитет       – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность сравнение – красочное, образные определения, чаще всего выраженное прилагательным метафора         – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений

Соотнесите названия тропов и их определения

эпитет

      это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность

сравнение

красочное, образные определения, чаще всего выраженное прилагательным

метафора

      употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений

Выберите правильный пример тропа «Голубиные облака» (С.А. Есенин) эпитет «Ночевала тучка золотая» (М.Ю. Лермонтов) «Она…то заплачет, как дитя» (А.С. Пушкин)

Выберите правильный пример тропа

«Голубиные облака» (С.А. Есенин)

эпитет

«Ночевала тучка золотая» (М.Ю. Лермонтов)

«Она…то заплачет, как дитя» (А.С. Пушкин)

Выберите правильный пример тропа «Голубиные облака» (С.А. Есенин) сравнение «Ночевала тучка золотая» (М.Ю. Лермонтов ) «Она… заплачет, как дитя» (А.С. Пушкин)

Выберите правильный пример тропа

«Голубиные облака» (С.А. Есенин)

сравнение

«Ночевала тучка золотая» (М.Ю. Лермонтов )

«Она… заплачет, как дитя» (А.С. Пушкин)

Выберите правильный пример тропа «Голубиные облака» (С.А. Есенин) метафора «Ночевала тучка золотая» (М.Ю. Лермонтов) «Она…то заплачет, как дитя» (А.С. Пушкин)

Выберите правильный пример тропа

«Голубиные облака» (С.А. Есенин)

метафора

«Ночевала тучка золотая» (М.Ю. Лермонтов)

«Она…то заплачет, как дитя» (А.С. Пушкин)

Литература – это…  искусство слова

Литература – это…

искусство слова

Чем литература отличается от других видов искусства? Она включает в себя все другие виды искусства в своём образном мире

Чем литература отличается от других видов искусства?

Она включает в себя все другие виды искусства

в своём образном мире

Мир литературы очень широк и включает в себя… театр изо скульптура музыка архитектура

Мир литературы очень широк и включает в себя…

театр

изо

скульптура

музыка

архитектура

Читатель становится соавтором  писателя и своей фантазией создаёт… картины музыку здания скульптуры действия

Читатель становится соавтором писателя и своей фантазией создаёт…

картины

музыку

здания

скульптуры

действия

Домашнее задание Сочинить синквейн на тему «Литература как искусство слова»

Домашнее задание

Сочинить синквейн на тему «Литература как искусство слова»

Спасибо.  До свидания. Приходите ещё!

Спасибо. До свидания. Приходите ещё!

videouroki.net

Презентация «Литература как искусство слова»

Литература как искусство слова  Выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №32 города Братска Туголукова Елена Николаевна

Литература как искусство слова

Выполнила

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №32 города Братска

Туголукова Елена Николаевна

Цель урока сформировать представление о литературе как искусстве слова

Цель урока

сформировать представление о литературе как искусстве слова

Лексическая работа И ск у сс тво – ср.  1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство музыки 2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством вязания 3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство

Лексическая работа

И ск у сс тво – ср.

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Искусство музыки

2. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством вязания

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное искусство

Виды искусства Живопись Танец Музыка Фотография Театр Скульптура Телевиде- ние Литература Кино

Виды искусства

Живопись

Танец

Музыка

Фотография

Театр

Скульптура

Телевиде-

ние

Литература

Кино

С точки зрения разных видов искусства Осень (живопись) Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г.)

С точки зрения разных видов искусства

Осень (живопись)

Исаак Ильич Левитан

(1860-1900 г.г.)

С точки зрения разных видов искусства Осень (живопись) Какое настроение передаёт в этих картинах И.И. Левитан? «Октябрь», 1891 Исаак Ильич Левитан (1860-1900 г.г.) «Золотая осень», 1895

С точки зрения разных видов искусства

Осень (живопись)

Какое настроение

передаёт

в этих картинах

И.И. Левитан?

«Октябрь», 1891

Исаак Ильич Левитан

(1860-1900 г.г.)

«Золотая осень», 1895

С точки зрения разных видов искусства Осень (фотография) Какие мысли навевают эти фотографии? Неизвестный автор

С точки зрения разных видов искусства

Осень (фотография)

Какие мысли навевают эти фотографии?

Неизвестный автор

С точки зрения разных видов искусства Осень (музыка) «Мелодия осени» Какие образы возникают , когда слышите эту мелодию? Фредерик Шопен (1810-1849 г.г.)

С точки зрения разных видов искусства

Осень (музыка)

«Мелодия осени»

Какие образы возникают , когда слышите эту мелодию?

Фредерик Шопен

(1810-1849 г.г.)

С точки зрения разных видов искусства Осень (литература) Жжет сентябрь листву сухую на осинах, Арбузом душистым пахнут зори, Кружевные нити паутины Серебром сверкают на заборе…  Н.Лебедько

С точки зрения разных видов искусства

Осень (литература)

Жжет сентябрь листву сухую на осинах,

Арбузом душистым пахнут зори,

Кружевные нити паутины

Серебром сверкают на заборе…

Н.Лебедько

  • Какие картины представляете после прочтения стихотворения?
  • Какие краски взяли бы, чтобы нарисовать этот пейзаж?
С точки зрения разных видов искусства

С точки зрения разных видов искусства

  • Как перекликаются между собой представления об осени представителей разных видов искусств?
  • Какими средствами пользуются художники, фотографы, поэты, композиторы, чтобы создать осеннюю картину природы?
С точки зрения разных видов искусства С помощью цвета красок создает картину осенней природы. С помощью звуков мелодии создает картину осеннего пейзажа. Рисует картину осенней природы  словами . Как музыкален и выразителен может быть язык! Сколько возможностей для изображения жизни таится в слове. Словами можно передать и настроение, которое навевала и музыка Шопена, и краски картины Левитана.

С точки зрения разных видов искусства

С помощью цвета красок создает

картину осенней природы.

С помощью звуков мелодии создает картину осеннего пейзажа.

Рисует картину осенней природы словами . Как музыкален и выразителен может быть язык! Сколько возможностей для изображения жизни таится в слове. Словами можно передать и настроение, которое навевала и музыка Шопена, и краски

картины Левитана.

Лексическая работа Л и т е рат у́ ра  — в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

Лексическая работа

Л и т е рат у́ ра  — в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

Лексическая работа Л и т е рат у ра

Лексическая работа

Л и т е рат у ра

  • Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная литература
  • Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза, драма). Теория литературы
  • Совокупность произведений какой-нибудь отрасли знания, по какому-нибудь специальному вопросу. Политическая литература
Лексическая работа Л и т е рат у ра  Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке,  заимствовано из латинского языка  и происходит от латинского слова «litera», то есть «буква». Литература – искусство письменного слова.

Лексическая работа

Л и т е рат у ра

Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке,

заимствовано из латинского языка

и происходит от латинского слова «litera»,

то есть «буква».

Литература – искусство письменного слова.

Лексическая работа Л и т е рат у ра  Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке,  заимствовано из латинского языка  и происходит от латинского слова «litera», то есть «буква». Литература – искусство письменного слова.

Лексическая работа

Л и т е рат у ра

Слово это пришло к нам в язык в XVIII веке,

заимствовано из латинского языка

и происходит от латинского слова «litera»,

то есть «буква».

Литература – искусство письменного слова.

Подведение итогов Л и т е рат у ра – это …

Подведение итогов

Л и т е рат у ра – это …

Подведение итогов Л и т е рат у ра – это …  … это особенный вид искусства, который с помощью слов может передать и настроение, и краски, и звуки, изображая жизненные картины.

Подведение итогов

Л и т е рат у ра – это …

это особенный вид искусства, который с помощью слов может передать и настроение, и краски, и звуки, изображая жизненные картины.

Рефлексия

Рефлексия

Рефлексия

multiurok.ru

Из тайников искусства слова // Теория литературы на уроках литературы в 6 классе. Часть 1

Из тайников искусства слова Теория литературы на уроках литературы в 6 классе Часть 1

Из тайников искусства слова

Теория литературы на уроках литературы в 6 классе

Часть 1

Дорогие ребята!

Дорогие ребята!

  • Уроки литературы в 6 классе предлагают вам продолжить путешествие в увлекательный мир русской и мировой литературы, обсудить и понять прочитанное.
  • Для этого вам понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
  • Итак, давайте читать, думать, обсуждать…
Художественная литература – вид искусства, творчески отображающий жизнь в художественных картинах при помощи слова. Поэтому литературу называют искусством слова .
  • Художественная литература – вид искусства, творчески отображающий жизнь в художественных картинах при помощи слова.
  • Поэтому литературу называют искусством слова .

Развитие понятия о художественной литературе

Мифы – сказания, которые передавали представления древних людей о происхождении и устройстве мира, о богах и героях. Мифология ( от греческих «миф» и «логос» - знание ) –
  • Мифы – сказания, которые передавали представления древних людей о происхождении и устройстве мира, о богах и героях.
  • Мифология ( от греческих «миф» и «логос» — знание ) –

1. наука, изучающая мифы;

2 – совокупность мифов определённых народов.

Понятие о мифе

Древнегреческие мифы поражают силой своей фантазии и величием мысли.
  • Древнегреческие мифы поражают силой своей фантазии и величием мысли.

Греческая мифология

Представления древних славян нашли яркое отражение в их многокрасочной мифологии, с которой связано много обрядов Славянская мифология

Представления древних славян нашли яркое отражение в их многокрасочной мифологии, с которой связано много обрядов

Славянская мифология

Миф Сказка   Общие черты   Общие черты Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества. Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества.    Различия   Различия Повествует об обычных людях. Воспринимается как вымысел, фантастика, развлекает, поучает. В центре – деяния богов и героев. Передаёт представления людей об окружающем мире, объясняет его. Воспринимается как отражение окружающего мира. Общие и различные черты мифа и сказки

Миф

Сказка

Общие черты

Общие черты

  • Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества.
  • Возникли в глубокой древности и являются результатом коллективного творчества.

Различия

Различия

  • Повествует об обычных людях.
  • Воспринимается как вымысел, фантастика, развлекает, поучает.
  • В центре – деяния богов и героев.
  • Передаёт представления людей об окружающем мире, объясняет его.
  • Воспринимается как отражение окружающего мира.

Общие и различные черты мифа и сказки

Притча – небольшой поучительный рассказ, который на простых жизненных примерах раскрывает какую-либо сложную проблему общечеловеческого (морального) или религиозного содержания.
  • Притча – небольшой поучительный рассказ, который на простых жизненных примерах раскрывает какую-либо сложную проблему общечеловеческого (морального) или религиозного содержания.

Понятие о притче

Притча содержит поучение, высказанное в непрямой форме, без прямого наставления. Мораль из притчи каждый извлекает или не извлекает сам.
  • Притча содержит поучение, высказанное в непрямой форме, без прямого наставления. Мораль из притчи каждый извлекает или не извлекает сам.

Понятие о притче

Басня – это небольшое по объёму литературное произведение с поучительным смыслом, в котором в образах животных, предметов, разных природных явлений раскрываются человеческие отношения и характеры.
  • Басня – это небольшое по объёму литературное произведение с поучительным смыслом, в котором в образах животных, предметов, разных природных явлений раскрываются человеческие отношения и характеры.

Понятие о басне

Басня состоит из двух частей – повествования и нравоучительного вывода. Мораль басни – её нравоучительный вывод.
  • Басня состоит из двух частей – повествования и нравоучительного вывода.
  • Мораль басни – её нравоучительный вывод.

Понятие о басне

Басня – одно из самых давних произведений искусства слова.
  • Басня – одно из самых давних произведений искусства слова.

Понятие о басне

Эзопов язык – речь, насыщенная намёками, недомолвками, в которой позиция автора представлена в замаскированной форме.
  • Эзопов язык – речь, насыщенная намёками, недомолвками, в которой позиция автора представлена в замаскированной форме.

«Эзопов язык»

Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняком, притчами, аллегориями получило название эзопового языка . Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей.
  • Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняком, притчами, аллегориями получило название эзопового языка .
  • Выражение связано с именем легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI веке до н.э. Эзоп, будучи рабом, не мог о многом говорить свободно, открыто. Он был вынужден прибегать к иносказательной (аллегорической) басенной форме выражения своих мыслей.

«Эзопов язык»

Аллегория – иносказание, когда с помощью сравнения одного явления с другим создаётся конкретный образ, раскрывающий какое-то общее понятие.
  • Аллегория – иносказание, когда с помощью сравнения одного явления с другим создаётся конкретный образ, раскрывающий какое-то общее понятие.

Понятие об аллегории

Басня Притча    Отличие   Отличие Истолкование басни многозначно. Заставляет читателя самого решать, как можно поступить в данной ситуации. Заключена определённая идея. Показывает, как можно поступить в той или иной ситуации.   Сходство   Сходство Небольшое произведение, имеющее поучительный характер. Небольшое произведение, имеющее поучительный характер. Жанровые отличия и сходства басни и притчи

Басня

Притча

Отличие

Отличие

  • Истолкование басни многозначно.
  • Заставляет читателя самого решать, как можно поступить в данной ситуации.
  • Заключена определённая идея.
  • Показывает, как можно поступить в той или иной ситуации.

Сходство

Сходство

  • Небольшое произведение, имеющее поучительный характер.
  • Небольшое произведение, имеющее поучительный характер.

Жанровые отличия и сходства басни и притчи

Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме

Двусложные размеры стиха. Понятие о строфе. Развитие понятий о рифме и ритме

Ритм – это одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке. Рифма – звуковые совпадения, созвучия в конце строк. Еще в полях белеет сн ег , __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú  А воды уж весной шум ят — __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú  Бегут и будят сонный бр ег , __ Ú  Ú  Ú __ Ú __ Ú  Бегут и блещут и глас ят ... __ Ú  Ú  Ú __ Ú __ Ú  Ф. И. Тютчев «Весенние воды» Интонация – основное выразительное средство звучащей речи. Включает логическое ударение и паузы, повышение и понижение тона, выражение различных чувств.
  • Ритм – это одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.
  • Рифма – звуковые совпадения, созвучия в конце строк.
  • Еще в полях белеет сн ег , __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú

А воды уж весной шум ят __ Ú __ Ú __ Ú __ Ú

Бегут и будят сонный бр ег , __ Ú Ú Ú __ Ú __ Ú

Бегут и блещут и глас ят __ Ú Ú Ú __ Ú __ Ú

  • Ф. И. Тютчев «Весенние воды»
  • Интонация – основное выразительное средство звучащей речи. Включает логическое ударение и паузы, повышение и понижение тона, выражение различных чувств.

Развитие понятий о рифме и ритме

Строфа – группа строк (стихов) с определённым повторяющимся расположением рифм.  Мы вольные птицы; пора, брат, по ра !  Туда, где за тучей белеет го ра ,  Туда, где синеют морские кр ая ,  Туда, где гуляем лишь ветер... д а  я !...» А. С. Пушкин «Узник»  Под голубыми небес ами  Великолепными ковр ами ,  Блестя на солнце, снег леж ит ;  Прозрачный лес один черн еет ,  И ель сквозь иней зелен еет ,  И речка подо льдом блест ит . А. С. Пушкин «Зимнее утро»
  • Строфа – группа строк (стихов) с определённым повторяющимся расположением рифм.
  • Мы вольные птицы; пора, брат, по ра !

Туда, где за тучей белеет го ра ,

Туда, где синеют морские кр ая ,

Туда, где гуляем лишь ветер… д а я !…»

  • А. С. Пушкин «Узник»
  • Под голубыми небес ами

Великолепными ковр ами ,

Блестя на солнце, снег леж ит ;

Прозрачный лес один черн еет ,

И ель сквозь иней зелен еет ,

И речка подо льдом блест ит .

  • А. С. Пушкин «Зимнее утро»

Понятие о строфе

Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической строке. Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на второй слог и другие последующие чётные слоги, называется ямбом .  Мороз и солнце; день чудесный!
  • Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической строке.
  • Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на второй слог и другие последующие чётные слоги, называется ямбом .
  • Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный …

А. С. Пушкин «Зимнее утро»

__ Ú __ Ú __ Ú __ Ú __

__ Ú __ Ú __ Ú __ Ú __

Двусложные размеры стиха

Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической строке. Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечётные слоги, называется хореем .  Буря мглою небо кроет,  Ú __ Ú __ Ú __ Ú __  Вихри снежные крутя; Ú __ Ú __ __ __ Ú __  То, как зверь, она завоет,  Ú  Ú  Ú __ Ú __ Ú __  То заплачет, как дитя… Ú __ Ú __ Ú __ Ú __ А. С. Пушкин «Зимний вечер»
  • Стихотворный размер – порядок чередования слогов в поэтической строке.
  • Двусложный размер стиха , в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечётные слоги, называется хореем .
  • Буря мглою небо кроет, Ú __ Ú __ Ú __ Ú __

Вихри снежные крутя; Ú __ Ú __ __ __ Ú __

То, как зверь, она завоет, Ú Ú Ú __ Ú __ Ú __

То заплачет, как дитя… Ú __ Ú __ Ú __ Ú __

  • А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Двусложные размеры стиха

Эпитет – художественное определение, которое образно и эмоционально раскрывает свойства предмета или явления, подчёркивает характерную черту персонажа.
  • Эпитет – художественное определение, которое образно и эмоционально раскрывает свойства предмета или явления, подчёркивает характерную черту персонажа.

Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре

Сравнение - это художественное средство, которое заключается в сравнении одного предмета или явления с другим для того, чтобы более ярко изобразить его, глубже раскрыть.
  • Сравнение — это художественное средство, которое заключается в сравнении одного предмета или явления с другим для того, чтобы более ярко изобразить его, глубже раскрыть.

Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре

Метафора – это художественное средство, основанное на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по их сходству или противопоставлению.
  • Метафора – это художественное средство, основанное на перенесении свойств одного предмета или явления на другой по их сходству или противопоставлению.

Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре

Изобразительно-выразительные средства языка помогают передать чувства, настроения автора, создают образы яркие, запоминающиеся.
  • Изобразительно-выразительные средства языка помогают передать чувства, настроения автора, создают образы яркие, запоминающиеся.

Развитие понятий об эпитете, сравнении и метафоре

Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Самуил Маршак
  • Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели.
  • Самуил Маршак

kopilkaurokov.ru

Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Литература как искусство слова

Слайд 2

Кроме литературы, чем и дышать, Опускаясь на дно морское… М.Щербаков . Целое лето

Слайд 3

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

Слайд 4

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою … » В.Розанов .

Слайд 5

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев. Д.С.Лихачев

Слайд 6

Стихи русских поэтов о писательском труде, о роли писателей в обществе

Слайд 7

Иван Бунин Слово Молчат гробницы, мумии и кости,— Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь.

Слайд 8

А.Ахматова Творчество Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо… Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки,— Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь.

Слайд 9

Б.Пастрнак Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Всё время схватывая нить Судеб, событий, Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья. О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти. О беззаконьях, о грехах, Бегах, погонях, Нечаянностях впопыхах, Локтях, ладонях. Я вывел бы ее закон, Ее начало, И повторял ее имен Инициалы. Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок. В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты, Луга, осоку, сенокос, Грозы раскаты. Так некогда Шопен вложил Живое чудо Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды. Достигнутого торжества Игра и мука — Натянутая тетива Тугого лука.

Слайд 10

Вопросы Почему литературу называют искусством слова ? Покажите на примерах, что такое искусство слова ? Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература? Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека? Как литература помогла вашему собственному духовному развитию? — Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого ?

Слайд 11

Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

Слайд 12

Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Слайд 13

“ Ты хочешь знать, что видел я На воле? — Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. Я видел груды темных скал, Когда поток их разделял, И думы их я угадал: Мне было свыше то дано! Простерты в воздухе давно Объятья каменные их, И жаждут встречи каждый миг; Но дни бегут, бегут года — Им не сойтися никогда!

Слайд 14

М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Слайд 15

Ответить письменно на один из вопросов: Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина? Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках? Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» — древнерусский текст и его перевод на современный русский язык. Домашнее задание

Слайд 16

Спасибо за урок!!!

nsportal.ru

Презентация по литературе на тему «Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека»

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Вводный урок

Цель урока:

  • Определить роль литературы в духовной жизни общества,

  • Сформировать понимание учащихся литературы как искусства слова,

  • Выявить уровень литературного развития учащихся.

Кроме литературы, чем и дышать,

Опускаясь на дно морское…

М.Щербаков. Целое лето

1. Орг. Момент

2. Беседа над вопросом осмысления цитаты, вынесенной в эпиграф урока

(Михаил Щербаков, московский поэт, создатель авторской песни, наш современник).

3. Обсуждение высказываний русских писателей

— Как вы понимаете высказывания русских писателей о литературном труде и роли книг в духовной жизни человека, попытайтесь подтвердить или опровергнуть высказанные ими позиции.

Цитаты:

«Как человек, как личность писатель русский… стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни – литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России». М.Горький.

«Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… » В.Розанов.

«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни». Д. Лихачев.

4. Выразительное чтение стихов

— Сейчас прочитаем стихотворения, в которых поэты размышляют о тайнах писательского труда, о роли писателей в обществе.

Иван Бунин

Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
       Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
       Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
       Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
       Наш дар бессмертный — речь.

А.Ахматова

Творчество
Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.

Б.Пастрнак

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука —
Натянутая тетива
Тугого лука.

5. Беседа по вопросам

— Почему литературу называют искусством слова? Покажите на примерах, что такое искусство слова?

— Вспомните произведения, герои которых читают книги и дают им свои оценки. Чем важна для них литература?

— Что вы узнали из литературы о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли такие знания для человека?

— Как литература помогла вашему собственному духовному развитию?

— Что полезного может дать современному человеку чтение литературы прошлого?

6. Беседа, выявляющая уровень литературного развития учащихся

— Что из русского фольклора вы помните? Каково значение произведений устного народного творчества для современного читателя?

— Какие вечные вопросы поднимались русскими писателями? Как они их решали?

— Как в произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? Назовите произведения, в которых поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию.

— Каким представляли себе счастье герои произведений русской литературы? Согласны ли вы с ними?

— Как картины природы, описанные в литературе, помогают в понимании человеческих характеров?

Определите произведения по фрагменту:

  1. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный, бог знает откуда, колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!

  2. “Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел груды темных скал,

Когда поток их разделял,

И думы их я угадал:

Мне было свыше то дано!

Простерты в воздухе давно

Объятья каменные их,

И жаждут встречи каждый миг;

Но дни бегут, бегут года —

Им не сойтися никогда!

— Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, горечь, негодование и другие чувства?

— Какова роль антитезы в литературном произведении? Приведите примеры из русской прозы или поэзии.

— Какую роль играет в художественном произведении герой-повествователь? Приведите примеры из произведений, изученных в 8 классе.

8. Домашнее задание

Ответить письменно на один из вопросов:

  1. Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина?

  2. Какие нравственные ценности утверждает поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

  3. Что «дурное в России» высмеивают Н.В.Гоголь в пьесе «ревизор» и М.Е. Салтыков-Щедрин в сказках?

Принести на урок текст «Слова о полку Игореве» — древнерусский текст и его перевод на современный русский язык.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *