Литература как вид искусства определение: Литература как вид искусства -Литературоведение и теория литературы – Литература — Википедия

Вопрос 5. Классификация видов искусств. Литература как вид искусства.

Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.Виды искусства — это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

В первую — входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа — Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция — Музыка, Литература.

Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами — Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ИСКУССТВ

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. «architecton» — «мастер, строитель») — монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ЖИВОПИСЬ

Живопись — плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

— монументальную — фреска (от итал. Fresco) — живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта — цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

— станковую (от слова «станок») — полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид) — художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

— Портрет — основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

— Пейзаж — воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

— Натюрморт — изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, ос-ваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ЛИТЕРАТУРА( как вид искусства 2в1)

Литература — вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

— Художественную — Учебную — Историческую — Научную — Справочную

Основными жанрами литературы являются:

— Лирика — один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

— Драма — один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

— Эпос — повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература — живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение (лат. littera -буква). Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей,»фигуративной» разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Последние принято называть экспрессивными, в них запечатлевается общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия посредством телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура.

МУЗЫКА

Музыка — (от греч. musike — букв. — искусство муз), вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.Принято разделение музыки на светскую и духовную.

— на роды и виды — театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.;

— на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.

Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, — такова природа музыкального образа.

Литература как вид искусства

Определение 1

Литература — это словесное искусство.

Специфические черты литературы как вида искусства

Своеобразие любого вида искусства в первую очередь определяется тем, какие материальные средства используются в нем для создания образов. Поэтому литература характеризуется как словесное искусство. Материальным носителем образности литературы является человеческая речь, а основой речи является какой-либо национальный язык.

Замечание 1

Язык – очень сложное явление, важнейшим назначением языка является коммуникация – общение между людьми. Посредством языка люди делятся друг с другом своими суждениями, сообщают о чем-либо, а также выражают чувства. И все эти аспекты языка применяются в художественном творчестве, открывают перед литературой уникальные и обширные познавательно-эстетические возможности.

Так же, как другие виды искусства, литература является способом преобразования и познания жизни.

В эпоху античности категории художественной литературы как вида искусства были обоснованы с философской точки зрения. Первое определение художественного творчества было предложено Платоном и исходило из представления о природе души. Согласно Платону, идея – это общее представление рассудка, которое не лишено конкретности чувственных определений. А предосновой его является идея как созерцание вечной истины. Платон говорит о том, что если философ прямо соприкасается мыслью с царством «эйдосов», а художник либо ремесленник создают вещные воплощения идей, то поэт порождает «подражания подражаний» и «тени теней», а потому польза поэта, приносимая государству, требует доказательств. Платон спрашивал, почему Гомер, убедительно изобразивший войну, сам никогда не возглавлял войско. По мнению Платона, поэт только рисовал тени подвигов и добродетелей. Кроме того, Платон считал, что трагиков, описывавших «дурные» примеры, следует изгнать из идеального государства. Философом было разработано понятие «мимесис».

Замечание 2

Мимесис – искусство подражает природе – предлагает первичную формулу художественного обобщения.

Именно предложенная Платоном формула в большой степени определяет понимание нравственных, познавательных и гражданско-эстетических функций искусства. Философ в произведениях искусства видит только эманацию духовной субстанции и не видит в них образа действительности. Таким образом, идеи Платона определили специфику проблемы отношения действительности и искусства.

Другой античный философ, Аристотель, определял искусство как подражание общественной жизни и человеческой природе. Важно заметить, что это именно подражание, в не зеркальное отображение. Целью этого подражания является не фиксация случившегося на самом деле, а воплощение того, что возможно.

Г. Э. Лессинг, Г. В. Гегель, И. В. Гете, Д. Дидро, основываясь на мысли о миметическом характере искусства, определили главные положения эстетики:

  • понятие «художественной правды»
  • соотношение реальности и литературы.

Особое значение для понимания литературы как искусства является определение литературы как специфического воспроизведения реальности. Соответствие образа единичному предмету является не единственной задачей литературы. Кроме этого, задача литературы заключается в рождении нового образа и его материализации в художественном произведении.

Литература – это воплощение типичного, закономерностей и сущностей через их идеализацию, обобщение, абстрагирование. Именно это является главным моментом в работе писателя над философско-эстетическим освоением реальности. Писатель должен познать, осмыслить, затем преобразить и художественно претворить эту реальность.

Литература как вид искусства носит творческий, преобразующий и моделирующий характер. Литература не отражает все стороны существующей реальности, а только воспроизводит соответствующие ее природе, возможностям и предназначению. То есть художественное творчество – это не исчерпывающее отражение действительности, не воспроизведение всех особенностей жизни в каком-либо художественном образе.

Главными чертами художественного изображения являются:

  • единичность
  • избирательность
  • индивидуализированность.

Художественное мышление

Такое понятие как «художественное мышление» имеет сравнительно недавнее происхождение и отделяется довольно значительной исторической дистанцией от явления, обозначаемого им. Чаще всего специфика художественной литературы рассматривается в связи с особенностями писательского мышления.

Определение 2

Литературное творчество – это воплощение уникального художественного опыта автора в произведении искусства, отражающего определенные закономерности и аспекты социального, индивидуально-духовного и общечеловеческого развития и отвечающего определенным эстетическим, а также философским потребностям читателя.

Художественное творчество позволяет переосмыслить действительность с точки зрения бескомпромиссных рекомендаций и высоких требований, писатель отражает действительность, исходя из собственных эстетических идеалов, и формирует в своем читателе определенную оценку реальности.

Литература как искусство является частью исторического процесса познания действительности, но это познание связано и с тем, что автор сознательно обособляется от злободневных проблем. Писатель пытается изобразить свойственные социуму закономерности. При этом иллюзия присутствия в описываемом в произведении мире не нарушится и будет чрезвычайно убедительна.

Определения литературного творчества многообразны:

  • Создание новых художественных ценностей, имеющих общественное значение;
  • Проявление человеческих способностей и сил, которое приводит к формированию гипотетических проектов или новых завершенных систем;
  • Преобразование социальной и природной действительности и создание новой реальности.

Литературное творчество познает и фиксирует динамику изменения общественной и природной действительности, раскрывает противоречивость явлений, мистифицирует их, в результате чего реальность становится проблемой, которая требует поиска совершенно новых решений. В результате представления человека о самом себе изменяются, расширяются. Писатель в процессе творчества выказывает личное отношение к окружающему – нравам, обычаям, людям. Он выражает взгляды какой-либо определенной среды, дает этические и философские оценки, также соотносит мораль своих персонажей с этическим нормами совей эпохи.

Особенности литературы как вида искусства. Понятие об искусстве как о творчестве по законам красоты — Литературные статьи — Литература — Каталог статей

Прежде чем говорить об особенностях литературы как вида искусства, следует разобраться в значении самого слова «литература». Слово это происходит от латинского Слова Litterа, что означает «буква». В буквальном переводе «литература» значит «то, что написано буквами, письменность». С появлением книгопечатания литературой стали называть не только то, что написано, но и то, что напечатано в книгах, журналах, газетах и т. д. Виды литературы разнообразны: учебная литература, техническая, медицинская, спортивная литература и т. д.

 

Особым видом литературы является художественная литература. Это область художественного» творчества, результат которого реализуется в виде словесных (литературных) произведений: романов, повестей, пьес, поэм, стихотворений. Предметом литературоведения является именно художественная литература. Значит, кроме своего общего значения, слово «литература» имеет и более узкое значение особого вида искусства. Термин этот не совсем точен, так как, помимо произведений, созданных на основе письменности, в художественную литературу входят также произведения устного народного творчества — сказки, былины, устные рассказы и т.д.

Наряду с4термином «литература» для обозначения произведений искусства слова существует термин «поэзия» в широком смысле. В более узком смысле к поэзии относят стихотворные произведения. В старых учебниках и научных работах наряду с терминами «литература», «поэзия» употребляется термин «изящная словесность».

 

В книгах и статьях нередко встречается выражение «литература и искусство», что может дать повод думать, будто литература есть нечто отличное от искусства. На самом деле это словосочетание обозначает лишь то, что литература является важнейшим видом искусства.

Слово «искусство» употребляется в двух основных ■ значениях. Искусством называют высокое умение, мастерство в овладении каким-либо сложным делом. В этом смысле говорят об искусстве ^рача, педагога, инженера, сталевара и т. д. Искусством называют также особую область человеческой деятельности — художественное творчество.

 

В процессе общественно-трудовой практики челове-, чество научилось не только извлекать практическую пользу из окружающих его явлений и созданных им предметов, но и ценить их к р а с о т у.

 

Красота есть мера целесообразности и совершенства предмета или существа. Красивым называется такой предмет, который совершенен как по назначению, так и по форме. В природе красота возникает стихийно как выражение биологического закона сохранения и развития видов: выживают наиболее совершенные виды растений и животных, а в пределах вида — наиболее совершенные экземпляры. В отличие от природы люди сознательно стремятся к тому, чтобы сделать красивыми и самих себя, и предметы своего труда. Это стремление к совершенству помогает людям соперничать с природой, творить новую красоту, более совершенную, чем красота стихийно-природных предметов и существ.

 

Восприятие и, еще более, творчество красоты доставляет людям особую радость, называемую эстетическим наслаждением. Это радость переживания людьми их творческих сил и замечательных способностей, радость осознания себя творцами, перед волей и трудом которых первобытный хаос превращается в стройную гармонию и красоту. В очерке «В. И. Ленин» М. Горький приводит такие слова Владимира Ильича о прекрасной музыке Бетховена: «Ничего не знаю лучше «Apassionata». Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!»

 

Потребности людей в красоте, в прекрасном называют эстетическими потребностями. А наука о проявлениях прекрасного в жизни и в искусстве называется эстетикой. Потребность’ в прекрасном заложена в самой природе человека, ибо человек в отличие от животных, по словам Маркса, «производит универсально», «воспроизводит всю природу», «умеет производить по меркам любого вида и всюду… умеет прилагать к предмету соответствующую-мерку; в силу этого человек формирует материю также и по законам красоты».

 

Наиболее полно возможность творить «по законам красоты» проявляется в художественном творчестве, в искусстве. Происходит это по следующим причинам.

 

В повседневной жизни, на производстве люди вынуждены пользоваться вещами, не всегда отвечающими их эстетическим потребностям и запросам. Это объясняется, во-первых, тем, что пока еще не все вещи и предметы удается делать удобными и красивыми, хотя в последнее время на фабриках и заводах все больше внимания уделяется технической эстетике. Во-вторых, в обычной жизни требования к эстетическим качествам вещей, как правило, отступают перед практическим назначением этих вещей. В большой мороз мы охотней наденем малопривлекательную на вид, но теплую шубу, чем модное, но плохо греющее пальто. Точно так же в дождь мы предпочтем грубую, однако прочную обувь изящным, но пропускающим воду туфлям.

 

Другое дело искусство. В его произведениях эстетический момент выступает как основной и определяющий. Художественное творчество прежде всего и существует для того, чтобы удовлетворять потребность людей в прекрасном, доставлять им эстетическое наслаждение. Искусство раскрывает людям глаза на красоту материального мира, показывает физическую и духовную красоту человека и творений его рук и ума. Творцы искусства вдохновляют своих современников эстетическими идеалами, т. е. живыми представлениями о высших и наиболее совершенных проявлениях прекрасного во всех сферах человеческой жизни. Так, идеал советского человека, активного борца за социализм и коммунизм, воплощен и в монументальной скульптуре В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», и в картине художника Б. В. Иогансона «Допрос коммунистов», и в. романе Н. А. Островского «Как закалялась сталь», и во . многих других замечательных произведениях советского искусства. Воспроизводя действительность во всем многообразии ее явлений, показывая становление прекрасного в человеке и в человеческих отношениях, искусство не только доставляет людям эстетическое наслаждение, но и выступает также могучим орудием познания жизни и ничем не заменимым средством воспитания. Искусство формирует идеалы людей, их убеждения, мысли и чувства, пробуждает в людях художников и творцов.

 

ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА 📕

Проходят годы и века, меняются люди и страны, исчезают одни и рождаются другие цивилизации. Мы вошли в стремительный XXI век, который удивляет техническими изобретениями и научными открытиями. Однако как бы не менялся мир, великим духовным достоянием человечества всегда остается искусство, не подвластное времени. Материальные вещи (дома, автомобили, одежда, обувь и др.) быстро “стареют” и уходят, а произведения искусства никогда не теряют своего значения. В них запечатлены вечные ценности человечества, важные для развития каждой личности.

Как справедливо отметил Й. В. Гете, “искусство помогает человеку стать человеком и обрести смысл своего существования”.
Искусство возникло в глубокой древности, когда древние люди начали рисовать в пещерах, вырезать на камне и костях сцены из своей жизни, танцевать, петь и поэтически рассказывать об окружающем мире и самих себе. Даже тогда, когда еще не было письменности, стремление к красоте уже было привлекательно людям. Оно стало основой искусства.
Искусство является процессом создания особого художественного мира, который подобный реальному миру, но одновременно отличается от действительности, так как построен на основании законов красоты и имеет собственные законы развития. Искусство – это еще и особый способ познания света и человека, форма общения, диалога (автора и того, кто воспринимает искусство, а также многих людей разных поколений, стран и культур между собой). Искусство обращено к человеческим чувствам, влияет на них и формирует внутренний мир личности и моральные качества, и что есть воспитывает. Оно помогает человеку сформировать эстетический вкус (умение различать красивое и безобразное, художественное и не художественное, отношение к произведению, ориентироваться в мире искусства) и получить большое наслаждение от произведений искусства.
Качества искусства является его образность – воплощение конкретных форм определенных представлений о мире, жизни, человеческих отношениях, идеалов, ценностей. Музыка, живопись, Литература, скульптура, архитектура, театр, кино и другие произведения человеческого мастерства – все это виды искусства, изделия и человеческая фантазия. Они родственны между собой. У них оказывается самый главный признак искусства – красота, которая не теряет своего значения за любых изменений в обществе. Красота служит не физическим, а духовным потребностям личности, поэтому искусство патриотично тем, кто ищет смысл жизни, свое место в мире, идеалов.
Вместе с тем, виды искусства отличаются между собой по способу восприятия, материалом и соотношением с временем и пространством. Виды искусства мы воспринимаем по-разному: музыку – слушаем, живопись и скульптуру – созерцаем, театральные спектакли и кино – смотрим и слушаем одновременно. Кроме того, виды искусства различаются тем материалом, которым пользуется художник. Например, писатель пользуется словом, композитор и музыкант – звуками, художник – красками. Разница между видами искусства чувствуется во временном и пространственном измерениях. Так литература и музыка способны раскрыть жизнь человека в течение длительного времени, а живопись, скульптура, архитектура и графика фиксируют только определенные моменты предмета, явления или состояния человека. В искусстве хореографии, театра и кино важным является пространство, и последовательность во времени.
Художественная литература – один из важнейших видов искусства. Поскольку основным материалом литературы является слово, то ее называют искусством слова, или словесным искусством. С помощью слова можно не только описать окружающий мир, но и построить воображаемый мир, создать художественный образ и новую художественную реальность. Благодаря многозначности художественного слова литературные произведения могут прочитываться по-разному в любые времена. Это обеспечивает бессмертную ценность литературы.
Искусство слова всегда скрывает тайну и вдохновляет людей на добро и красоту.

Искусство это:

– одна из видов форм общественного сознания, человеческой деятельности, которая отражает действительность в конкретных чувственных образах, воплощая духовные идеалы (художника, народа, эпохи человечества). В широком смысле – совершенное умение в каком-либо деле или отрасли, мастерство.

Литература (художественная) (с латинского littera – буква, литература):

– совокупность печатных и письменных произведений народа, человечества, эпохи, разновидность искусства, отражающие действительность в художественных образах, создает новую художественную реальность по средствам слова.

Функции художественной литературы как вида искусства:

Познавательная – дает возможность познать мир и человека;
Воспитательная – воспитывает моральные качества и эстетический вкус;
Эстетическая – строит мир по законам красоты, создает яркие художественных образы, в которых воплощено представление о жизни и духовных идеалов;
Гедонистическая – дает наслаждение от процесса чтения и осмысления прочитанного.

3. Литература как вид искусства

Литература — вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово.

В сферу литературы входят природные и общественные явления, различные социальные катаклизмы, духовная жизнь личности, ее чувства. В разных своих жанрах литература охватывает этот материал или через драматическое воспроизведение действия, или через эпическое повествование о событиях, или через лирическое самораскрытие внутреннего мира человека.

Литература подразделяется на:

— Художественную

— Учебную

— Историческую

— Научную

— Справочную

Основными жанрами литературы являются:

— Лирика — один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики стихотворная форма.

— Драма — один из трех основных родов художественной литературы, сюжетное произведение написанное в разговорной форме и без авторской речи.

— Эпос — повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы, включает в себя:

Специфика литературы есть явление историческое, все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература — живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни. Предшественником литературы является устное народное творчество.

Художественная литература способна наиболее широко отражать коренные явления и процессы развития деятельности, ведущие тенденции эпохи, наиболее активно вмешиваются в ход общественной жизни. Значение литературы как ведущего вида современного искусства сказываются:

1. Чутко улавливает пульс эпохи, откликается на влияние времени.

2. Многие искусства покоятся на литературной основе. Таков театр, кино, телевидение, эстрада. Развитие этих искусств зависит от развития литературы.

3. Литература «подсказывает» другим искусствам темы и сюжеты. Содержание литературных произведений пересказывается другими искусствами: произведения музыки, хореографии, живописи, театра создаются по литературным произведениям.

Так, в творчестве Чайковского раскрылись лирико-драматические стороны поэзии и прозы Пушкина. Остросоциальная трактовка «Мёртвых душ» Гоголя осуществлена в опере Щедрина и т.д.

Особо важное место литературы в художественном развитии обусловлено тем, что её главным изобразительно выразительным средством является слово. Слово – наиболее подвижная система выражения смысла. Литература свободно переносит действие в различные пространственно временные измерения, обладает возможностью развертывания в одном произведении нескольких сюжетных линий, способных сочетать описание повествование и диалог. В творчестве писателя имеет место в большей мере, чем в других искусствах, аналитическое, интеллектуальное начало.

Со словом связана и большая доступность литературы в сравнении с другими искусствами. Слово используется как изобразительное средство. Горький писал, что литератор не только пишет пером, он рисует словом.

Особую выразительную сферу литературы составляет стихосложение. В стихах речь обретает ритмическую организацию, которая достигается паузой и ударением в конце каждой строки, применением рифмы (звуковых повторов на концах строк) и соразмерностью строк по числу и расположению ударений.

Обширная сфера художественной литературы подразделяется на эпос, лирику и драму.

В эпосе действительность отражается наиболее развернуто, широко, многоохватно.

В лирике человеческий характер раскрывается через переживание. Через жизнь чувства.

Драма является особым родом литературы, предназначенным для театра.

Эпос, лирика, драма складывались на протяжении истории всей литературы.

Разные эпохи имеют разные жанровые доминанты. В античности получили более полное развитие драматические жанры, особенно трагедия; в эпоху буржуазной революции – драма и комедия. В наше время – роман. В романе как бы сфокусированы возможности современной литературы, способность её глубоко проникать в судьбы народные и человеческие. Роман — «многожанровый жанр», т.к. он может включать в себя разнообразные литературные формы.

05. Литература как вид искусства. Художественная литература

5. Литература как вид искусства. Художественная литература

Литература принадлежит к числу изобразительных искусств. В этом отношении она подобна живописи и скульптуре и отличается от искусств неизобразительных. Главный материал литературы как искусства — слово, которое является универсальным способом отображения мира. С его помощью можно создать целостный образ, описываемый при помощи всех органов чувств.

В разные эпохи предпочтение отдавалось различным видам искусства. В 18-19 веке на передний план выдвинулась литература. Ее лидерство было связано не с эстетическими свойствами, а познавательно-коммуникативными. 20 век ознаменовался серьезными сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации. Некоторые даже полагали, что кинематограф и телевидение вытеснят литературу как жанр.

Художественная литература занимает в культуре общества особое место как некое единство искусства и интеллектуальной деятельности. Как и другие виды искусства, она является способом познания и преобразования жизни.

Литература не регистрирует все стороны реальности, а лишь воспроизводит те, которые соответствуют ее возможностям и предназначению. Чаще всего специфичность литературы соотносится с особенностями писательского мышления. Автор моделирует реальность в соответствии со своими идеалами, представлениями о мире. Писатель ведет с читателем некий диалог, одним из условий успешности которого является свобода творчества.

Литературное творчество фиксирует и познает действительность, вскрывает ее сущность, способствует пониманию реальности и становится источником изменения этой реальности.

Художественная литература как духовно-практический процесс и динамическая структура изменения и объяснения мира, обладает множеством функций. Таких, как: познавательная, коммуникативная, оценочная, эстетическая, эмоциональная и воспитательная.

Литература как вид искусства

Природа, предмет і призначення художньої літератури

Художню літературу відносять до синтетичних видів мистецтва, оскільки вона апелює до пам’яті органів зору, нюху, слуху, дотику, смаку, як і до „шостого чуття» (інтуїції, ірреального, трансцендентного). Загалом, література – один з найуніверсальніших видів мистецтва, оскільки викликає більш сильні враження, переживання, мислительні процеси, ніж, наприклад, живопис, архітектура, скульптура тощо. А в розвитку творчої уяви реципієнта їй взагалі немає рівних.

Мета літературного твору схожа до цілі поезії (в інтерпретації Юрія Лотмана): це „пізнання світу і спілкування між людьми, самопізнання, самобудова людської особистості в процесі пізнання і суспільних комунікацій». Взагалі художній твір – унікальна за глибиною і потужністю духовнотворча система: „діалектичний механізм пошуку істини, витлумачення оточуючого світу і орієнтування в ньому»34.

Основним предметом зображення у літературі є людина та складна система її взаємовідносин із буттям (усім, що існує в реальності чи уяві).

Любомир Сеник дає таку дефініцію національній ідентичності у сфері художньої літератури: „Термін „національна ідентичність» стосовно літератури – це збереження найсуттєвіших національних ознак: мови, психології, мислення (свідомості), способу буття, звичаїв, релігії, осмислення сучасного і минулого у світлі національної ідеї, послідовне (або й стихійне) відстоювання політичних, культурно-духовних прав нації, державності як єдино можливої форми нормального існування національної спільноти для її самоствердження, життєдіяльності й розвитку»38.

Найголовніша (аксіальна) тотожність людини – національна,– котра визначає характер колективної свідомості та підсвідомості кожного її члена, формується внаслідок процесу національної ідентифікації (ототожнення індивідом себе із нацією, різними національними елеменатми). Причому цей процес може бути як свідомим, так і неусвідомленим. Процес національного ототожнення відбувається і під час спілкування з літературним твором. Оскільки література, мистецтво взагалі, відноситься до сфери культури – тобто до сфери людського духу,– а безнаціональної культури не існує, то говоримо про національно-духовну ідентифікацію (в іншій термінології – національну емпатію (вчування)). Під нею розуміємо підсвідомо-свідомий процес ототожнення індивідом себе із текстуальними суб’єктами та об’єктами як зразками, в результаті якого формується національна ідентичність цього індивіда. До текстуальних суб’єктів та об’єктів відносимо: образи людей як втілень певних національно-психічних констант (національного менталітету), історико-культурні персоналії (історичні діячі, митці, духовні батьки нації тощо), релігійні ідеї, церковні ритуали, топоси (місця) рідної землі, міфологічні символи, легенди, митецькі твори (артефакти), моральні принципи, історичні події, природні феномени, національні цінності (аксіси), фольклорну систему, характер родинних зв’язків, традиції народу, загальнонаціональну мову (усі її структурні елементи) тощо. Найосновнішим об’єктом національно-духовної ідентифікації виступає національна держава.

Отже, у центрі літературного твору стоїть людина, але людина як національна істота. Повноцінне пізнання літературного твору поза національним контекстом неможливе.

Художественной литературой является «всякий словесный текст, который в пределах данной культуры способен реализовать эстетическую функцию» (Ю.М. Лотман). Таким образом, главным качеством художественного произведения является его эстетическая составляющая. Конкретизируя это определение, обозначим 5 принципов (или законов – в терминологии В.И. Тюпы) художественности:

1. Принцип целостности, обусловливающий внутреннюю организацию и завершенность литературного произведения.

2. Принцип условности, предполагающий, что литература моделирует жизнь, но таковой не является, что отражается в специфике эстетического переживания как рефлексивного чувства, «игрового» по своей сути (ср. с определением понятия «эстетическое восприятие», приведенным выше).

3. Принцип творческого обобщения, означающий выявление в бесконечном разнообразии жизни неких универсальных констант бытия и сознания. художественный литература жанр

4. Принцип творческой новизны и уникальности, отличающий истинно художественное произведение от ремесленной поделки или эпигонского подражания.

5. Принцип адресованности, подразумевающий, что литературное произведение всегда рассчитано на определенную читательскую аудиторию. «Образ аудитории», степень «проявленности» адресата в произведении является важным структурообразующим фактором литературного текста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *