Литература развязка: Развязка (литература) — Википедия – Что такое развязка в литературе (определение кратко) 🤓 [Есть ответ]

Определение слова развязка в литературе. Что такое развязка

Экспозиция, завязка, кульминация, развязка, финал — в литературе это принято считать композиционными компонентами произведения. Известно, что композиция в литературном тексте — это расположение частей произведения в определенной последовательности. Это своего рода система, благодаря которой автору удается выразить свою идею.

Основные «кирпичики» композиции

Завязкой повествования называют ту точку в любой литературной форме, где зарождается сюжетная линия и конфликт, на котором строится сюжет. Кульминация — это часть, в которой конфликт достигает наивысшей точки. Сразу за ним следует развязка. В литературе это тот блок композиционного построения, в котором конфликт разрешается, а сюжетная линия завершается.

Значимая роль развязки

Если бы мы представили развитие сюжета в виде графика, то от начального пункта — завязки прямая двигалась бы вверх, к пику произведения — кульминации, а затем пошла бы на спад, где ее ждет развязка. В литературе это схематичное изображение, напоминающее каркас, превращается в полнокровное, насыщенное и интересное действие, призванное пробудить у читателя определенные мысли и чувства, побудить его к какому-то нравственному решению.

В этой связи развязку можно воспринимать не просто как заключительные «аккорды» сюжетной гармонии, но в качестве авторского художественного инструмента, при помощи которого он акцентирует свою позицию по отношению к героям и конфликту.

Чем развязка отличается от финала

Развязка в литературе — это не финал произведения. Также неправильно называть финалом конец, последние строки и слова. Автор в книге подает свой замысел в виде хитросплетенных узелков. Интрига нарастает, постепенно действие движется к финалу, где произойдет кульминация и развязка. Условно эти два и составляют финал, ради которого велось повествование.

Иногда окончательной развязки не происходит, и тогда литературоведы говорят об открытом финале. Такой художественный прием характерен для произведений, в которых автор побуждает читателя к размышлениям. Открытый финал мы наблюдаем в пьесе Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», в романе А. Пушкина «Евгений Онегин», в рассказе М. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

Бывает и так, что развязка в литературе — это одновременно и кульминация. В комедии Н. Гоголя «Ревизор» знаменитая немая сцена является высшей точкой нарастающего конфликта между ложью Хлестакова о том, что он важный чиновник из Петербурга, и истинным положением вещей.

Одновременно это и развязка, в которой зачитываются строки перехваченного у Хлестакова письма, провинциальное начальство узнает правду, и на фоне этого звучат слова о том, что из столицы прибыл проверяющий и требует городничего «сей же час» к себе.

РАЗВЯ́ЗКА, -и, ж.

2. Конец, завершение (обычно решительное, действенное) каких-н. сложных событий, ситуаций; заключительная часть драматического или иного литературного произведения.

Дело идёт к развязке. Счастливая, неожиданная, трагическая р.

3. Дорожное сооружение разветвление для распределения потоков транспорта (спец. ). Транспортная р.

Что такое РАЗВЯЗКА , РАЗВЯЗКА это, значение слова РАЗВЯЗКА , происхождение (этимология) РАЗВЯЗКА , синонимы к РАЗВЯЗКА , парадигма (формы слова) РАЗВЯЗКА в других словарях

Парадигма, формы слова РАЗВЯЗКА — Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

развязка

развя́зка,

развя́зки,

развя́зки,

развя́зок,

развя́зке,

развя́зкам,

развя́зку,

развя́зки,

развя́зкой,

развя́зкою,

развя́зками,

развя́зке,

развя́зках

+ РАЗВЯЗКА — Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

развязка

развя ́зка

1. ж.

1) Действие по знач. глаг.: развязать , развязаться.

2) перен. Завершение чего-л., заключительная часть чего-л.; конец, разрешающий или распутывающий предшествующие обстоятельства.

2. ж.

1) Конец драматического действия в драме.

2) Заключительная часть любого литературного произведения, содержащая разрешение сюжета и судьбы действующих лиц.

+ РАЗВЯЗКА — Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

РАЗВЯЗКА

компонент фабулы, завершение действия литературно-художественного, сценического и кинематографического

Развязка — это… Что такое Развязка?

  • Развязка — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу… …   Литературная энциклопедия

  • развязка — См …   Словарь синонимов

  • Развязка — (иноск.) конецъ, окончательное рѣшеніе. Завязка (въ событіи, въ романѣ) основаніе дѣйствій; развязка конецъ дѣйствій. Ср. Потомъ… но вамъ самимъ не трудно угадать Всѣхъ этихъ ужасовъ счастливую развязку… Надсонъ. Страничка прошлаго. Ср. Пока… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • РАЗВЯЗКА — РАЗВЯЗКА, развязки, жен. 1. Действие по гл. развязать в 1, 2 и 4 знач. развязывать (разг.). 2. В драме конец драматического действия (лит.). По Аристотелю, род. начинается с переворота в судьбе героя и завершается его победой или поражением. ||… …   Толковый словарь Ушакова

  • РАЗВЯЗКА — компонент фабулы, завершение действия литературно художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения (иногда в начале Гадюка А. Н. Толстого, или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РАЗВЯЗКА — РАЗВЯЗКА, и, жен. 1. см. развязать, ся. 2. Конец, завершение (обычно решительное, действенное) каких н. сложных событий, ситуаций; заключительная часть драматического или иного литературного произведения. Дело идёт к развязке. Счастливая,… …   Толковый словарь Ожегова

  • РАЗВЯЗКА — «РАЗВЯЗКА», СССР, Ленфильм, 1969, ч/б, 76 мин. Детектив. Без внешних эффектных приемов (драк, погонь и прочих атрибутов приключенческого жанра) фильм рассказывает о молодых чекистах, которые ведут сложное дело. Разоблачив шпионскую деятельность… …   Энциклопедия кино

  • развязка — наступила • существование / создание, субъект, начало, факт …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • развязка — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN isolation …   Справочник технического переводчика

  • РАЗВЯЗКА — веревка, ремень или цепь, предназначенные для фиксации л. в проходе конюшни для чистки, ковки и т. п., а также во время уборки денника. Длина Р. равна половине ширины прохода. Один ее конец закреплен на стене прохода, на др. имеется кольцо, в к …   Справочник по коневодству

  • развязка — 3.1.4 развязка: Отношение напряжения на входе коммутатора, к которому подключен передатчик (измерительный генератор), к напряжению на входе, к которому передатчик не подключен, при согласованных нагрузках на остальных входах и выходах. Источник:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Литерат. название развязки в романе 6 букв

    Похожие ответы в сканвордах

    Вопрос: Заключительная часть литературного, музыкального произведения

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Заключительная часть литературного произведения

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Заключительная часть повествования, литературного произведения, спектакля, кинофильма

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Заключительное обращение к зрителям, объяснявшее намерение автора или характер постановки (в древнегреческой драме)

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Последний альбом «Агаты Кристи», десятая студийная работа, впервые поступившая в продажу на фестивале «Нашествие» 10 июля в Большом Завидово. Официальный релиз состоялся 19 июля. Имеет в своём составе двенадцать композиций, которые исполнялись на концертах

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Заключительная часть литературного произведения, (обычно содержащая краткие сведения о дальнейшей судьбе его героев)

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Литерат. название развязки в романе

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Другое название послесловия

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Глава, противоположная прологу

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Заключительная глава книги

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Романтическая концовка

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Творческий финиш

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Финиш литературного романа

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Тут и книжке конец

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Завершение книги

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Заключительная часть книги.

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Конец эпопеи

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Заключительная часть повествования, литературного произведения

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Заключительная часть литературного, музыкального произведения

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Завершение, конец чего-либо

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Заключительная глава художественного произведения

    Ответ: Эпилог

    Вопрос: Послесловие

    Ответ: Эпилог

    Неожиданная развязка — РАЙТХАК — LiveJournal

    Большинство читателей очень любят, когда в финале произведения вдруг оказывается, что все не так, как им представлялось. Мастерами неожиданной развязки считаются Ги де Мопассан и О. Генри.
    Как же удивить читателя?
    Ниже я расскажу о различных способах построения неожиданной развязки, до которых додумались литературоведы. Пишу, используя Википедию и другие источники.


    Открытие / Узнавание, или Анагнорисис
    Это момент, когда главный герой вдруг узнает что-то неожиданное о самом себе или о другом персонаже.
    Аристотель пишет: «Узнавание же (anagnorisis), как ясно из названия, зо есть перемена от незнания к знанию, [а тем самым] или к дружбе, или к вражде [лиц], назначенных к счастью или к несчастью. Самое лучшее узнавание — такое, когда с ним вместе происходит и перелом, как в «Эдипе». Бывают, конечно, и другие узнавания: оно может, как сказано, происходить и над вещами неодушевленными, даже случайными, а можно узнать , сделал ли кто что-либо или не сделал. Но лучше всего [связано] со сказанием и лучше всего [связано] с действием [именно] первоназванное [узнавание], ибо такое узнавание с переломом будет производить или сострадание, или страх, а именно таким действиям, как предполагается, подражает трагедия; и счастье с несчастьем тоже будут сопутствовать таким [узнаваниям]».
    Наиболее раннее использование этого приема, как отмечено в англоязычной Википедии, — это средневековая сказка «Три яблока» из «1000 и 1 ночи». Протагонист Джафар случайно к финалу рассказа находит ключевой элемент, который позволяет ему вычислить убийцу.
    Примеры: фильмы «Шестое чувство» с Брюсом Уиллисом, «Другие» с Николь Кидман, «Сумеречная зона: Пять персонажей в поисках выхода», «Бойцовский клуб», «День шакала».
    Цитата: «Заметка на полях: в Википедии есть неплохая подборка эффектных приемов узнавания в кинематографе. Привожу сокращенную цитату:
    — Расследование убийства прерывается появлением предполагаемой жертвы («Лора», «Головокружение», «Третий человек»).
    — Совершивший преступление понимает, что стал его жертвой («Дьяволицы», «Марни», фильмы об аферах).
    — Ключевой герой повествования оказывается плодом чужого воображения («Психо», «Обычные подозреваемые», «Бойцовский клуб»).
    — Главный герой выясняет, что стал жертвой грандиозного заговора («Леди из Шанхая», «Ребёнок Розмари», «Контракт рисовальщика»).
    — Расследующий преступление выясняет, что сам его и совершил («Сердце ангела», «Мементо», «Остров проклятых»).
    — Главный герой осознаёт свою принадлежность к числу тех, с кем давно и упорно боролся («Бегущий по лезвию», «Конформист»).
    — Главный герой обнаруживает, что он не существует («Шестое чувство», «Ванильное небо»).
    — Весь реальный мир оказывается фантазией, а фантазия — реальностью («Матрица», «Экзистенция»).»
    Отсюда

    Флэшбек, или Аналепсис
    Так называется в литературоведении (др-греч. αναλεψιξ – восстановление) обращение к ранее описанным в тексте фактам, явлениям, событиям.
    Неожиданным для читателя может оказаться открытие ранее неизвестных фактов из прошлого героев, разгадка тайны, возможность увидеть героя в другом свете, докопаться до причин происходящего. Пример: фильм А.Хичкока «Марни».
    Возможно одновременное использование «узнавания» и «флэшбека» (герой Чарльза Бронсона в фильме «Однажды на диком западе» Серджио Леоне, герой Фредерика Форсайта в «Досье Одесса»).

    Ненадежный рассказчик
    Как правило, в финале мы узнаем, что рассказчик лгал, манипулировал фактами или сочинил все, что было до того. Этот прием нередко используется в фильмах и книгах жанра нуар, например, в фильме «Подозрительные лица», также в книге Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда».
    Рассказчик может врать ради собственной выгоды, заблуждаться («наивный рассказчик») или же просто быть безумцем (фильм «Бразилия» Терри Гиллиама, «Бойцовский клуб» Чака Паланика, «Книга нового солнца» Джин Вулф, вторая серия телешоу «Альфред Хичкок представляет» «Предчувствие», роман Йена Пирса «Перст указующий», «Остров проклятых» и «Автостопщик» Энтони Горовица.
    «Что если прием недостоверного рассказчика совместить с повествованием от разных лиц? Может получиться очень интересный эффект: когда читатель не может достоверно восстановить ход событий, так как истории противоречат друг-другу. Иногда это называют «эффект Расёмон» — по названию фильма Куросавы. Сам фильм основан на двух рассказах Акутагавы Рюноскэ: «Ворота Расёмон» и «В чаще». Описываемый прием был использован писателем во втором рассказе, где происходит убийство самурая, но показания свидетелей противоречат друг другу» (отсюда).

    Перипетия
    Перипетия — (греч. περιπέτεια) «внезапная перемена в жизни, неожиданное осложнение, труднопреодолимое обстоятельство». Один из существенных элементов драматургии, обозначающий неожиданный поворот в развитии сюжета и усложняющий фабулу. Термин применим к любым формам повествовательного искусства — от рассказов до телесериалов.
    Аристотель пишет: «Перелом (peripeteia), как сказано, есть перемена делаемого в свою противоположность, и при этом, как мы только что сказали, [перемена] вероятная или необходимая. Так, в «Эдипе» [вестник], пришедший объявить, кто был Эдип и тем обрадовать его и избавить от страха перед матерью, на самом деле достигает [лишь] обратного; так и в «Линкее» одного ведут на смерть, а другой, Данай, идет за ним, чтобы убить его, но по ходу событий выходит так, что последний погиб, а первый спасся».
    Перипетия отличается от следующего приема (deus ex machina) тем, что она полностью логически обоснована.
    Еще пример из англоязычной Википедии: неожиданное убийство Агамемнона женой Клитемнестрой («Орестея» Эсхила), безвыходное положение Кейт Хадсон в финале фильма «Ключ от всех дверей», «Сумеречная зона: Наконец-то времени достаточно» — перемены к худшему.
    Перипетии к лучшему: попытка самоубийства Николаса ван Ортона (фильм «Игра», 1997).

    Deus ex machina
    «Deus ex machina» (лат. «Бог из машины») — выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней, фактора. Словом mechane (греч. μηχανῆς) в древнегреческом театре назывался кран, который позволял поднимать актёра над сценой (позволял ему «летать»). В античном театре выражение обозначало бога, появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов (например, «спускающегося с небес») и решающего проблемы героев. Из античных трагиков приём особенно любил Еврипид, в сохранившихся его произведениях данный приём используется восемь раз. В Новое время он встречается, например, у Мольера («Амфитрион»). В современной литературе выражение употребляется для указания на неожиданное разрешение трудной ситуации, которое не вытекает из естественного хода событий, а является чем-то искусственным, вызванным вмешательством извне. (из Википедии)
    Пример из англоязычной Вики: «Всемирная история» Мела Брукса, часть 1.
    Цитирую дальше из нашей Вики: в подцензурном «ангарском» варианте «Сказки о Тройке» братьев Стругацких концовка сделана в виде совершенно откровенного deus ex machina, когда окончательно сдавшихся и потерявших волю к сопротивлению героев спасают явившиеся в последний момент высшие маги из ничего, разогнавшие Тройку, но божественное вмешательство может быть замаскировано под случайность или, в фантастике, оформлено в виде некоего всемогущего технического устройства или технологии, оказавшихся в руках героев и обеспечивших их конечную победу.
    Некоторые литераторы считают использование «бога из машины» признаком низкого качества, плохой проработки произведения. Так, Герберт Уэллс говорил о применении приёма deus ex machina в научной фантастике: «Когда всё возможно, ничто не интересно». Фрези Грант в «Словарике юного графомана» замечает, что «чудесное разрешение конфликта, словно сотканное из воздуха» обесценивает сам сюжет, делая всё ранее происходившее бессмысленным.
    С другой стороны, например, Джон Р. Р. Толкин в своём эссе «О волшебных сказках» отстаивает необходимость неожиданных хэппи-эндов в сказках и фэнтези, он считает их частью «Побега» (эскейпизма), который даёт эта литература. В своих произведениях Толкин часто реализовывал эту идею. Например, в финалах «Хоббита» и «Властелина Колец» героев неожиданно спасают орлы, а исход битвы при Хельмовой пади и Пелленорских полях решает приход подкреплений, на который герои уже не надеялись (хотя сами подкрепления обычно долго собирались одним из протагонистов или их союзников). Аналогичные примеры «чудесных спасений» есть в книгах многих классиков: У. Голдинга «Повелитель мух» (замечу, что некоторые исследователи считают финал «Повелителя мух» бредом главного героя и считают, что на самом деле никто не спасся. — Olga phontanka), Эдгара По «Колодец и маятник», и во многих пьесах Уильяма Шекспира («Зимняя сказка», «Как вам это понравится»). Михаил Булгаков в фантастической повести «Роковые яйца» сатирически обыгрывает данную тему, показательно назвав финальную главу своего произведения «Морозный бог на машине» (по сюжету, гигантских змей и крокодилов, наступающих стаями на обреченную Москву, в одну ночь уничтожает мороз, незнамо откуда взявшийся в августе).
    Чудесное спа

    Развязка — это… Что такое Развязка?

  • Развязка — одна из основных композиционных единиц драматического произведения. По определению Аристотеля, развязка начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего. Р. завершает собой борьбу… …   Литературная энциклопедия

  • развязка — См …   Словарь синонимов

  • Развязка — (иноск.) конецъ, окончательное рѣшеніе. Завязка (въ событіи, въ романѣ) основаніе дѣйствій; развязка конецъ дѣйствій. Ср. Потомъ… но вамъ самимъ не трудно угадать Всѣхъ этихъ ужасовъ счастливую развязку… Надсонъ. Страничка прошлаго. Ср. Пока… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • РАЗВЯЗКА — РАЗВЯЗКА, развязки, жен. 1. Действие по гл. развязать в 1, 2 и 4 знач. развязывать (разг.). 2. В драме конец драматического действия (лит.). По Аристотелю, род. начинается с переворота в судьбе героя и завершается его победой или поражением. ||… …   Толковый словарь Ушакова

  • РАЗВЯЗКА — компонент фабулы, завершение действия литературно художественного, сценического и кинематографического произведения; обычно знаменует разрешение конфликта художественного и дается в конце произведения (иногда в начале Гадюка А. Н. Толстого, или… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РАЗВЯЗКА — РАЗВЯЗКА, и, жен. 1. см. развязать, ся. 2. Конец, завершение (обычно решительное, действенное) каких н. сложных событий, ситуаций; заключительная часть драматического или иного литературного произведения. Дело идёт к развязке. Счастливая,… …   Толковый словарь Ожегова

  • РАЗВЯЗКА — «РАЗВЯЗКА», СССР, Ленфильм, 1969, ч/б, 76 мин. Детектив. Без внешних эффектных приемов (драк, погонь и прочих атрибутов приключенческого жанра) фильм рассказывает о молодых чекистах, которые ведут сложное дело. Разоблачив шпионскую деятельность… …   Энциклопедия кино

  • развязка — наступила • существование / создание, субъект, начало, факт …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • развязка — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN isolation …   Справочник технического переводчика

  • РАЗВЯЗКА — веревка, ремень или цепь, предназначенные для фиксации л. в проходе конюшни для чистки, ковки и т. п., а также во время уборки денника. Длина Р. равна половине ширины прохода. Один ее конец закреплен на стене прохода, на др. имеется кольцо, в к …   Справочник по коневодству

  • развязка — 3.1.4 развязка: Отношение напряжения на входе коммутатора, к которому подключен передатчик (измерительный генератор), к напряжению на входе, к которому передатчик не подключен, при согласованных нагрузках на остальных входах и выходах. Источник:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *