Урок математики на тему»Числовой луч» (2 класс)
Технологическая карта урока математики УМК «Начальная школа 21 века»
Тема занятия Числовой луч
Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся с понятием «числовой луч»; познакомить с понятием «единичный отрезок на числовом луче»; совершенствовать навыки составления и решения задач; способствовать развитию умения строить математические графы
Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению нового материала
Результаты:
Личностные: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.
Метапредметные :
Регулятивные: планировать необходимые действия, действовать по плану, осознавать возникшие трудности искать их причину и пути преодоления. Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; изложение своего мнения и аргументации своей точки и оценки событий.
Предметные: научатся: изображать луч с помощью линейки и обозначать луч латинскими буквами; анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения; готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения; получат возможность научиться: читать обозначения луча; различать луч и отрезок.
Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, мультимедийный проектор, презентация «Устный счёт», карточки для парной работы..
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Всё ль на месте, всё ль в порядке — Учебник, ручка и тетрадка?
— Сегодня у нас не совсем обычный урок. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.
Демонстрируют готовность к уроку.
УУД
Личностные : формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: контролируют свои действия.
Проверка домашнего задания
2 мин.
№18 с.23
Какую книгу прочитала Маша?
Взаимопроверка
Взаимооценка.
Коммуникативные — слушать одноклассника, с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Актуализация знаний учащихся
1..Презентация «Устный счет»
2. Найдите примеры с ответом 12.
Запись:
16 – 6 7 + 5 8 + 3
10 + 2 6 + 9 5 + 6
6 + 6 12 – 0 7 + 4
Сколько всего отрезков на чертеже?
Являются ли эти квадраты «магическими»?
Решите задачу.
Дети были на экскурсии в музее. На первом этаже они осмотрели 6 витрин, а на втором – на 5 витрин больше. Сколько витрин осмотрели дети на втором этаже
– Рассмотрите рисунок на доске.
– Как называются эти геометрические фигуры? Название какой фигуры вы не знаете?
– Прочитайте тему урока на доске.
– Определите цели урока, используя опорные слова
– Сегодня на уроке мы научимся строить эту фигуру и узнаем, как ее называют.
Считают устно
Работают устно, делают вывод, решение записывают в тетрадь
Отвечают на вопросы
Формулируют тему урока и цели.
Регулятивные: оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос.
Личностные: умение слушать учителя.
Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Изучение новых знаний и способов действия
На прошлых уроках вы познакомились с лучом, научились его изображать, обозначать буквами, читать обозначения. Посмотрите, какой луч изображен на доске, прочитайте его обозначение.
Возьмем линейку со шкалой. Представим себе, что наша линейка, как и луч, бесконечна. Наложим шкалу линейки на луч ОХ так, чтобы начало шкалы 0 (нуль) совместилось с началом луча – точкой О, а шкала с числами расположилась по лучу ОХ:
Получим луч, который называют числовым лучом. На числовом луче обычно рисуют стрелку (справа). Отрезок от 0 до 1 называют единичным отрезком. Единичный отрезок может быть любой длины.
Работа по учебнику. Рассмотрите числовой луч, изображенный в учебнике. Что вы видите? Где растет цветок? (В точке 0.)
– Точку 0 называют началом числового луча.
– Какой жук сидит дальше от цветка? (Красный жук сидит в точке 1, а синий – в точке 3, т. е. на расстоянии трех единичных отрезков от начала луча. Значит, синий жук сидит дальше от цветка.)
– Что находится в точке 5? (Большой камень.)Задание 1 (с. 26
Фронтальная работа
Познавательные : поиск и выделение информации
Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные : Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Личностные: умение слушать учителя, одноклассника.
Физкультминутка
2 мин
Если называю однозначное число вы поднимете руки вверх ,если двузначное приседаете.
1.Выполняют задания
Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке.
Закрепление новых знаний и способов действий
8 мин
Работа по учебнику.
1.Решение №2 -устно
2. Задание 3-устно Прочитайте определение, данное в учебнике (с27)
Работа с учебником.
2.Задание 10 (с. 29)
– Запишите выражения с помощью арифметических действий и вычислите их значения.
5 + 9 = 14 16 – 8 = 8
13 – 8 = 5 12 + 0 = 12
7 + 7 = 14 14 – 14 = 0
Задание 11(с. 29) Что означают выражения «на 5 больше»? «На 5 меньше»? Какие действия надо выполнить?– Устно ответьте на вопросы
Работают устно, делают вывод.
Работа в паре
Самооценка
Устно отвечают на вопросы.
Познавательные: сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный; воспроизводить письменные алгоритмы выполнения вычислений; прогнозировать результаты вычислений;
Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения
Физкультминутка
2 мин
Электронная
Выполняют движения
Регулятивные: самоорганизация отдыха на уроке
Обобщение новых знаний и способов действий
мин
Работа по учебнику
Задание 15
– На какие отрезки разбивает отрезок АВ точка М?
– На какие отрезки разбивает отрезок АВ точка С?
– Сколько всего отрезков на чертеже? (Всего шесть отрезков: АВ, АМ, АС, ВС, ВМ, МС.)
– Из суммы длин каких трех отрезков складывается длина отрезка АВ? Длины каких отрезков нам известны? Длину какого отрезка надо найти?
– Запишите решение этой задачи.
Решение:
I способ: II способ:
1) 6 + 3 = 9 (см) 1) 18 – 6 = 12 (см)
2) 18 – 9 = 9 (см) 2) 12 – 3 = 9 (см)
Ответ: МС = 9 см
Работа в печатной тетради № 1.
Задание 9
Что изображено на рисунке? (Граф отношений «меньше» и граф отношений «больше».)
– Какие правила помогут вам прочитать данные высказывания о числах?
– Прочитайте все высказывания о числах на первом графе.
Число 21 меньше числа 65.
Число 65 меньше числа 70.
– Каких стрелок не хватает? Изобразите их и прочитайте высказывания.
– Так как на графе точками отмечены три числа, то каждое из этих чисел должно соединяться синей стрелкой с каждым из двух других. Значит, появляется третье высказывание: число 21 меньше 70.
– Рассмотрите второй граф. Каких стрелок не хватает?
Фронтальная работа
Решение с объяснением
Работа в паре
Самооценка
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, контролировать свои действия и действия партнера.
Итог урока
1 мин.
– Что нового узнали на уроке?
– Что такое числовой луч? Как обозначают начало луча?
– Что называют единичным отрезком?
– Какие задания показались вам наиболее интересными?
– Что на уроке было самым интересным? Трудным?
– Довольны ли своей работой на уроке?
– Удалось ли достичь поставленной цели?
Оцените свою работу за урок.
Отвечают на вопрос учителя
Коммуникативные УУД: умение полно и грамотно выражать свои мысли.
Рефлексия деятельности.
2 мин.
Лесенка достижений.
-На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили?
Оценки
Дети оценивают свою деятельность
Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли.
Домашнее задание
1 мин.
№18с.30
Записывают домашнее задание в дневник.
Регулятивные: выбор вида деятельности, определение уровня предстоящей работы, анализ условий и возможностей
» Луч и его обозначение»
Султанова С.В., учитель начальных классов МБОУ Кактолгинской СОШ,
село Кактолга
Технологическая карта урока по учебному предмету « Математика» во 2 классе на тему «Луч и его обозначение».
Урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода)Авторы УМК:
Под руководством Н.Ф. Виноградовой, «Начальная школа 21 века»
Цели урока:
Создать условия для ознакомления учащихся с термином «луч »;
совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умения решать задачи; развивать логическое мышление и умение рассуждать.
Планируемые образовательные результаты
(личностные, метапредметные, предметные):
Предметные:
— уметь отличать луч от других геометрических фигур, обозначать латинскими буквами и читать названия лучей.
Личностные:
— готовность целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни;
— способность характеризовать собственные знания по предмету.
Метапредметные:
— уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по плану;
Оборудование:
В. Н. Рудницкая. «Математика 2 класс ч.1»
Е. Э. Кочурова. Рабочая тетрадь № 1 к учебнику.
Образовательные ресурсы:
Организационная структура урока
1.Самоопределение (мотивация) к учебной деятельностиЦели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
— Вижу, что вы готовы к уроку и настроились на позитивную работу.
Открыли тетради, посмотрели отметки. Соответствуют ли они ожидаемым результатам? Кто доволен? А как поступить тем, кто недоволен своими оценками?
« В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело!»
— Как вы думаете, почему сегодня у нас такой девиз?
— Да, у нас урок открытия
нового знания. Какие качества для урока математики мы должны взять?
Желаю успеха!
Просматривают полученные оценки, обсуждают их.
Обсуждение.
Внимание, память, дружбу, умение слушать, наблюдательность.
Коммуникативные УУД:
участвуют в учебном диалоге; формулируют и аргументируют собственное мнение;
строят понятные речевые высказывания.
II. Актуализация опорных знаний
Цели:
— организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;
— выявить знания детей по изученным ранее темам.
Предлагаю вам составить план урока с помощью карточек – помощниц (На доске карточки – помощницы)
План урока.
Устный счет.
Математическая разминка.
Узнаем новое.
Закрепляем.
Вспоминаем пройденное.
Работаем в паре.
Перед вами лежат полоски «Светофор», вы сами будете сегодня оценивать свою работу на уроке. Если вы считаете, что справились с заданием легко и без ошибок, раскрашиваете кружок красным цветом, если затруднялись и были ошибки – жёлтым цветом, если не справились с заданием – зелёным.
1.Устный счёт
1). Найдите закономерность записи чисел. Назовите три следующих числа.
20, 23, 26, 29, …, …, … .
18, 16, 14, …..
2). Прочитайте числа и назовите «лишнее» число в каждом ряду:
а) 60, 40, 30, 34, 90;
б) 77, 22, 44, 11, 59;
в) 35, 26, 8, 19, 78.
2.Математическая разминка. Игра «Быстро отвечай – ка!»
— Длина божьей коровки 5 …;
— Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, нужно …;
— У четырёхугольника четыре …;
— Назови число, в котором 5 десятков и 6 единиц;
— Назовите соседей числа 8;
-Назови числа меньше 10;
Дети выбирают карточки с этапами, характерными для урока математики.
Рассматривают полоски с кружками, слушают инструкции учителя.
Каждое число больше предыдущего на 3.
32, 35, 38.
34,11,8
Объясняют, почему лишнее.
Оценивают свой ответ на полоске «Светофор»
Дети быстро и дружно отвечают хором.
Оценивают ответ.
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
осмысливают учебный материал, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
III. Выявление места и причины затруднения
Цели:
— организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется
и фиксируется необходимость определения нового;
На доске вы видите геометрические фигуры, рассмотрите их. Я буду загадывать загадку, а вы должны показать ту фигуру, о какой идёт речь.
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.
Ты на меня внимательно смотри –
Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия.
Теперь быстрее дай ответ,
Кто же я?
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…
Растянули мы квадрат.
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат… (прямоугольник).
Часть от линии возьмем.
И фигуру назовем
Не куском – уж слишком резко,
А, наверное,…. (отрезком).
— Вас приятно было слушать, вы справились с заданием очень быстро.
Выходят к доске, показывают геометрические фигуры.
Познавательные УУД:
отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные: осмысливают учебный материал; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
IV. Открытие детьми нового знания
Цели:
— организовать постановку цели урока;
— организовать составление совместного плана действий;
Название, какой геометрической фигуры вы не знаете?
— Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
— Сформулируем цель нашего сегодняшнего урока?
— Слушаем загадку.
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
А что же есть у солнышка?
Он состоит из точки и прямой.
Ну, догадайтесь, кто же он такой?
Бывает, в дождик он пробьется из-за туч.
Теперь-то догадались? Это… (луч)
Показывают незнакомую геометрическую фигуру.
Формулируют цель урока.
— Познакомится с новой геометрической фигурой, учиться показывать и называть эту фигуру.
Регулятивные УУД:
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта;
V. Реализация построенного проекта
Цели:
— реализовать построенный проект в соответствии с планом;
— зафиксировать новое знание в речи и знаках;
— организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
— уточнить тему урока.
— Сформулируйте тему урока.
а) – Как вы понимаете слово «луч»? Лучом мы называем полоску яркого света, который идет от светящегося предмета. Это, например, луч фонарика, луч солнца.
Словом «луч» называют и геометрическую фигуру. Это очень интересная фигура. Посмотрите, пожалуйста, на неё, что вы о ней можете сказать?
(У нее есть начало и нет конца)
— Посмотрите, как изображают эту фигуру
Как вы считаете, можем ли мы изобразить весь луч?
На рисунке мы изобразили только часть луча, которая показывает его направление.
А в каком направлении можно начертить луч? Давайте попробуем! Какой вывод сделаем?
А как отличить один луч от другого?
Чтобы отличить один луч от другого, договоримся обозначать луч двумя латинскими буквами:
-первой пишется буква, обозначающая начало луча, вторая пишется над или под лучом.
Посмотрите, луч обозначается двумя буквами. Прочитайте название луча.
-Очень важно научиться правильно показывать луч. Мы будем это делать с помощью указки. Я показываю на доске, вы карандашом вместе со мной в воздухе.
Смотрите внимательно: указкой нахожу начало луча – точку А; веду вдоль луча, прохожу нарисованную часть луча; не останавливаясь, веду указкой дальше до конца доски, веду указкой дальше. Луч «идет» дальше в соседний класс, «выходит» во двор школы и «идет» дальше.
Формулируют тему урока.
Отвечают на вопросы учителя.
— У нее есть начало и нет конца
Обсуждение.
Делают вывод самостоятельно.
Луч можно начертить в любом направлении.
Высказывают предположения.
— Дать название лучу.
Читают название луча.
— Луч АВ.
С помощью карандаша в воздухе чертят луч
Познавательные УУД:
— уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные УУД:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Регулятивные УУД:
— уметь работать по коллективно составленному плану
VI. Первичное закрепление
Цель:
организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи,
формировать умения самостоятельно добывать информацию из учебника
Вспомните цель урока: не только узнавать луч и обозначать его, но и чертить луч. Предложите план действий при начертании луча.
Работа по учебнику. Задание №4 (с.18)
Задание №3.
Чем луч отличается от отрезка?
Проговаривают алгоритм действий при построении луча
Учащиеся чертят в тетради луч, обозначают его буквами.
Оценивают задание.
Регулятивные УУД:
уметь проговаривать последовательность действий на уроке
Коммуникативные УУД:
уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других
Физкультминутка
Физминутка для глаз
«Сова» На «раз» — широко открыть глаза. На «два» — сильно зажмуриться.(3 раза) « Муха» Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз 7).
Выполняют упражнения по команде учителя.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
— организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
— организовать самопроверку по эталону, самооценку;
— организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
С. 21 № 6 (устно)
— Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.
С. 21 №7
На доске вы видите правильно выполненное задание, сверьте со своим.
Выполняют самостоятельно.
Самопроверка по эталону.
Анализируют, выявляют ошибки, причины ошибок.
Оценивают задание на полоске «Светофор».
Регулятивные УУД:
уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Физкультминутка
Я дрозд и ты дрозд.
У меня нос и у тебя нос (показывают).
У меня щечки, глазки.
И у тебя щечки, глазки.
Я твой друг и ты мой друг,
Мы с тобой два друга,
И мы понимаем, друг друга (пожимают друг другу руки).
— Почему мы провели такую физминутку, как вы думаете, какое задание будет следующим?
Работа в паре
VIII. Включение в систему знаний
Цели:
организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.
Предлагаю поработать в парах. Карточки с заданиями. Задания двух уровней: уровень А – легче, уровень В – немного посложнее. Вы должны посоветоваться, какое задание будете выполнять. Не забудьте о правилах работы в паре и прислушивайтесь к мнению соседа.
Карточка А.
Каким точкам на луче соответствуют числа 3, 5, 8, 9. Запишите название этих точек.
Карточка В.
Решить только те примеры, которые находятся под лучом.
Поменяйтесь полосками «Светофор», пусть вашу работу оценит ваш сосед по парте.
Вспоминают правила работы в паре. Обсуждают.
Выполняют задание.
Меняются полосками, оценивают друг друга.
Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания; осмысливают учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, адекватно воспринимают оценку товарища.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
— зафиксировать новое содержание, изученное на уроке
— Какую цель ставили? Мы достигли ее? Задайте друг другу вопросы по изученной теме.
— Где вам могут пригодиться полученные знания?
Посмотрите каждый на полоску «Светофор», предлагаю оценить свою работу на уроке.
Спасибо за урок! Обязательно расскажите дома о том, что вы узнали на уроке.
Домашнее задание: в рабочей тетради по выбору 2 задания на с. 9-10
Обсуждают, задают друг другу вопросы по теме.
Оценивают свою работу.
Регулятивные УУД:
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Конспект урока по математике на тему «Числовой луч» (2 класс)
Конспект урока по математике
2 «б» класс
Студентка: гр. 741 Твилинева М.К.
Тема урока: Числовой луч
Оборудование: конспект, карточки-вагоны, картинка кузнечика, головы поезда, геометрических фигур, учебник по математике 2-го класса (часть 1), рабочая тетрадь к учебнику.
Цель и задачи урока:
Предметные:
познакомить учащихся с числовым лучом;
учить применять числовой луч для решения задач;
формировать умение решать текстовые задачи.
Метапредметные:
Регулятивные:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
определять правильность выполнения заданий;
самостоятельно оценивать свою работу на уроке.
Познавательные:
ориентироваться в учебнике, определять область своего незнания, планировать свою работу по изучению нового;
извлекать информацию, представленную в форме текста, иллюстрации и т.д.;
анализировать, делать выводы.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные:
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Организационный момент:
Здравствуйте.
Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте.
Меня зовут Маргарита Константиновна и сегодня я проведу у вас урок математики.
Проверьте готовность к уроку, посмотрите готово ли ваше рабочее место, сядьте за парту правильно, выпрямите спинки, ручки положите на парту, глазки поднимаем и смотрим на меня, ушки внимательно слушают.
Здороваются с учителем, проверяют готовность к уроку.
Актуализация
знаний:
Откройте свои тетради и запишите на полях сегодняшнее число. Сегодня 15 сентября. По середине строки пишем «Классная работа». Обратите внимание на удвоенную букву «с».
Чтобы на уроке вы были внимательны, я проведу для вас зарядку для ума.
Устный счет.
Ехал поезд в страну знаний и потерял свои вагоны. Помогите рабочим поезда расставить вагоны так, чтобы они шли в порядке возрастания, но для этого вам нужно решить примеры на вагонах, чтобы узнать их номера.
(на доске прикреплена голова поезда, карточки-вагоны развешаны на доске в хаотичном порядке).
— Какой первый вагон будет у нашего поезда?; второй?; третий? …
Повторение изученного по теме «Направления и луч».
2.1 (На доске висят листочки с пронумерованными геометрическими фигурами: луч, отрезок, прямая, треугольник, квадрат, круг).
Назовите номер фигуры и её имя.
2.2 (На доске нарисована точка, из которой выходят 4 луча).
Сколько лучей вы видите на рисунке?
2.3 Чем отличается луч от отрезка?
Молодцы, ребята, с разминкой для ума справились замечательно.
Что повторили в ходе разминки для ума?
Открывают рабочие тетради и записывают число и «Классная работа».
Устно решают примеры с карточек-вагонов и расставляют результаты примеров в порядке возрастания чисел.
Ответы: 1 — луч, 2 — отрезок, 3 — прямая, 4 — треугольник, 5 — квадрат, 6 – круг.
Ответ: 4 луча.
Ответ: у луча есть направление, а у отрезка нет, еще у луча есть только точка начала, а у отрезка есть точка начала и точка конца.
Ответ: провели устный счет, повторили тему «направления и луч»
Определение темы урока:
А теперь возьмите в руки карандаш, линейку, отступите от «Классной работы» две клеточки вниз и нарисуйте луч произвольной длины.
(Я рисую на доске).
Обозначим начало луча буквой О. Теперь отложим на луче 8 отрезков длинною в 1 см., а я на доске буду откладывать отрезки длинною в 1 дм., чтобы вам было видно. Посмотрите, как я это делаю. Отмечаю на числовом луче последовательно числа 1, 2, 3, и т.д.
Какая фигура была первоначально?
Теперь мы на луче отметили числа. Как теперь назовем фигуру?
На этом луче можно изобразить любое число в заданном направлении. Какое самое маленькое число можно изобразить на луче?
А можно узнать самое большое число? Почему?
Кто теперь может сформулировать тему нашего урока?
Рисуют луч, откладывают на нем отрезки длинною в 1 см.
Ответ: луч, числовой луч.
Ответ: 0 (нуль), самое большое число узнать нельзя, потому что точки моно отмечать бесконечно.
Ответ: тема «Числовой луч»
Постановка целей и задач урока:
Откройте учебники на странице 11,12 , рассмотрите задания и определите цель и задачи урока., т.е. чем сегодня будем заниматься.
Ответ: познакомимся с числовым лучом и научимся решать задачи с его помощью.
Практическая деятельность учащихся:
Обратите внимание на синюю рамочку в учебнике на странице 11. Прочитайте про себя. Кто прочитал, глазки подняли и смотрим на меня.
Теперь … прочитает текст рамочки вслух.
Ребята, так какое же самое маленькое число на числовом луче?
Какое самое большое число?
Сколько чисел можно отметить на числовом луче в указанном направлении?
Вы ответили правильно, значит, внимательно читали и слушали.
Читают текст рамочки про себя, потом 1 ученик читает вслух.
Ответы: самое маленькое число на числовом луче 0 (нуль). Самого большого числа нет. Числа на числовом луче можно отмечать бесконечно.
Физминутка
А сейчас встаем из-за парт и немного отдохнем.
Включаю видеофизминутку.
Выполняют физминутку.
Практическая деятельность учащихся:
Тихонечко сел за парты 1-й ряд, 2-й, 3-й.
А мы переходим к выполнению заданий по новой теме.
Повторим числовой ряд с помощью числового луча.
Откройте учебники на странице 12 и прочитайте про себя задание №1.
Теперь … прочитает задание вслух.
Это задание мы выполним устно. Можете написать аккуратно карандашиком в учебнике, чтобы не забыть. Кто готов ответить?
Кто считает, что … назвал пропущенные числа правильно, поднимите руку.
Кто не согласен? Почему?
Теперь повторим счет двойками.
Читаем про себя задание № 2.
… прочитает задание вслух.
Рассмотрите рисунок. Чтобы всем было легче работать. Я перенесла рисунок на доску. Это задание мы тое выполним устно.
Кто изображен на картинке? Верно. Вот он у меня на моем числовом луче.
Что он делает?
Сколько делений в его прыжке?
Прочитайте под рисунком в учебнике задание номер 1.
Подумайте, в каких же точках числового луча может оказаться кузнечик? В каких не может?
Прочитайте задание под номером 2.
Подумайте, в какой точке луча будет кузнечик через 3 прыжка? Через 4 прыжка? Через 7 прыжков?
Прочитайте задание под номером 3.
Подумайте, сколько прыжков нужно сделать кузнечику, чтобы оказаться в точке 4? 8? 10? 16? 20? Как узнали?
Молодцы, с устными заданиями справились.
Теперь перейдем к решению задачи.
Прочитайте про себя задание №4.
… прочитает вслух.
Отступите в тетради от предыдущей работы 2 клеточки вниз и посередине напишите №4.
Мы выполним этот номер только под цифрой 2, поэтому отступите еще 2 клеточки вниз и 2 клеточки от полей и поставьте цифру 2 и круглую скобочку.
Переходим к анализу текста задачи.
Прочитайте задачу под цифрой 2.
О чем говориться в задаче?
Что показывает первое число 2?
Что показывает число 5?
А что сказано о лучах, проведенных из второй точки?
Прочитайте вопрос задачи.
Поиск решения.
Чтобы решить задачу, сделаем рисунки. Для этого от номера 2 отступите 5 клеток вправо и 3 вниз и поставьте точку. Теперь от этой точки отступите вправо 6 клеток и поставьте еще одну точку. Возьмите линейку и проведите из первой точки 5 лучей. Теперь из второй точки нужно провести на 2 луча меньше.
Сколько же лучей мы должны провести?
Как узнали?
Изобразите это на рисунке. Из 2-й точки проведите 3 луча.
Ребята, а как мы нашли эти три луча? Каким действием?
Отступите от рисунка 2 клеточки вниз и запишите 1-е действие.
5-2=3(л.) – из 2-й точки.
Прочитайте еще раз вопрос.
Теперь мы можем ответить на вопрос задачи? Как? Сколько получится?
Запишите втрое действие в тетрадь.
5+3=8(л.)
Ребята, ответили мы на вопрос задачи?
Значит, пишем ниже: Ответ: 8 лучей провел мальчик.
Молодцы, с заданием справились.
Целью следующего задания является проверка ваших знаний сложения и вычитания в пределах 20
Отступите в тетради 2 клеточки от предыдущей работы и посередине сроки напишите №6.
Вам нужно сейчас каждому самостоятельно решить примеры в своих тетрадях. Никто никуда не торопится, вдумывайтесь, будьте внимательны. Каждый сделает столько, сколько успеет.
Приступайте к работе.
Проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями с соседом и сравните его ответы с ответами на доске. Оцените работу соседа:
5
4
3
2
Поменяйтесь обратно тетрадями и посмотрите, где вы допустили ошибки, если, конечно, они у вас есть. В следующий раз будьте по внимательнее.
Открывают учебники, читают задание №1 про себя, потом 1 ученик вслух.
Ответ: 2, 3, 5, 6, 8, 11, 13, 14.
Читают задание про себя, потом 1 ученик вслух.
Ответ: изображен кузнечик. Он прыгает по числовому лучу. В его прыжке 2 деления.
Ответ: кузнечик может оказаться в точках 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16. Не может в точках 1,3, 5, 7, 9, 11, 13, 15.
Ответ: через 3 прыжка кузнечик будет в точке 6; через 4 прыжка в точке 8; через 7 прыжков в точке 14.
Ответ: чтобы оказаться в точке 4 кузнечику нужно сделать 2 прыжка; в точке 8 – 4; в точке 10 – 5; в точке 16 – 8; в точке 20 – 10 прыжков.
Читают задание про себя, потом 1 ученик вслух.
Записывают в тетрадь номер задания.
Читают задачу.
Ответы: О лучах. Количество точек. Сколько лучей провел мальчик из 1-й точки. На сколько меньше лучей провел мальчик из 2-й точки, чем из 1-й.
Ответ: 3 луча. 5-2=3.
Ответ: вычитанием.
Записывают 1-е действие.
Читают вопрос задачи.
Ответ: можем. 5+3=8.
Записывают действие в тетрадь.
Ответ: да.
Записывают ответ.
Записывают №6.
Выполняют действия.
9+6=15
7+5=12
13-4=9
15-8=7
19-14=5
17-13=4
8+7-10=5
13-6+10=17
12+5-9=8
16+3-8=11
Подведение итогов урока:
Подводя итог, я задам вам несколько вопросов.
С какой новой геометрической фигурой познакомились? Чем отличается числовой луч от луча? Какое самое маленькое число на числовом луче? Самое большое? Чему сегодня учились? Все ли достигнуты задачи, которые ставили на урок?
Поднимите руку те, кто считает, что хорошо поработал на уроке. Умнички. Теперь поднимите те, кто не считает, что был активным на уроке. Я думаю, у вас еще все получится.
Выставляю отметки.
Ответ: числовой луч разделен точками на равные расстояния, которые обозначены числом. Само маленькое число – 0. Самого большого числа нет. Познакомились с числовым лучом. Учились работать с ним. Все задачи достигнуты.
Домашнее задание:
Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Дома закончить задание №6 и выполнить задание №8 на стр.13 в учебнике и номера 1-3 на стр. 12 в рабочей тетради.
Открывают дневники и записывают домашнее задание.
Учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему: Урок математики » Луч и его обозначение » 2 класс УМК 21 век
Конспект урока математики 2 класс
Тема: Луч и его обозначение
Тип урока: ОНЗ (открытие новых знаний), урок в технологии деятельностного метода
Цель урока:
- Познакомить учащихся с понятием луча как бесконечной фигуры.
- Учить показывать луч с помощью указки.
Задачи урока:
- Познакомить с геометрической фигурой луч.
- Обозначать луч.
- Научится отличать луч от других геометрических фигур.
- Чертить ( строить) луч.
Оборудование:
Учебник: Математика: 2 класс: часть 1, В.Н. Рудницкая, Е.Э. Кочурова, О.А. Рыдзе. М.: Вентана Граф, 2012, Начальная школа XXI века;
Рабочая тетрадь: 2 класс: часть 1, В.Н.Рудницкая, Т.В. Юдачева. М.: Вентана Граф, 2012, Начальная школа XXI века.
Ход урока:
I Орг .момент
-Ребята, как прошла у вас перемена ?
У нашей совы Веры тоже хорошо! (Вера веселилась, играла в подвижные игры)
Посмотрите , что она с клубком сделала?
А теперь стала спокойная , как вы думаете почему? ( начался урок математики)
Давайте сделаем так, пока я буду сматывать клубок , вы должны успеть перечислить , что нам понадобится на уроке? ( учебник)
А для чего нам нужен учебник ? ( в нем важная информация), тетрадь, линейка, ручка, карандаш, пенал .
И всё? Подумайте?( смекалка, трудолюбие, взаимопомощь, дружба).
Всё я клубок смотала.
Ну, что приступаем к работе. Вместе с Верой « Вперёд к знаниям».
II Освоение нового знания
1)Подведение к теме урока ( практическая работа)
-Итак, что у меня в руке? ( клубок)
-Хорошо
-На что он похож? Какую геометрическую фигуру напоминает? ( точку , ставлю на доске)
— Что я сделала?( чуть-чуть отмотала)
— Я могу это изобразить графически ? ( показать на доску)
Как? ( взять линейку и от точки провести прямую)
((Если скажут ,что это луч ( какое интересное слово Луч) )
— На что похоже? ( на луч солнца)
-Посмотрите была точка, а появилась новая геометрическая фигура.
Давайте дадим ей название? Предлагайте?
2) Формулирование темы урока и постановка задач
— Так, что мы сегодня будем изучать? ( новую геометрическую фигуру)
— Какую фигуру? (луч) на боковой доске, посередине креплю тему урока « Луч»
-Что бы вы хотели узнать о луче?
С 1 класса мы задаём вопросы Что? Как? Почему?
— Когда мы знакомимся с новой фигурой, то спрашиваем Что это такое ?
А сегодня работая с новой геометрической фигурой луч ?
Какой зададим вопрос ? ( Что такое луч?) Цепляю на боковую доску 1 вопрос
-Хорошо
-Что ещё мы можем узнать о луче?
-Как чертить? Цепляю на боковую доску 2 вопрос
Как обозначать? Цепляю на боковую доску 3 вопрос
3) Практическая работа
— Давайте попытаемся ответить на 1 вопрос, что такое луч? Ваше мнение? ( тишина)
— Прежде всего что это? Что такое овал, квадрат, прямоугольник?( это геометрические фигуры)
— Луч тоже геометрическая фигура.
-Давайте посмотрим, что в ней особенного( зову 2 детей Карину и Рому)
— Подойдите пожалуйста ко мне ( даю клубок одному ребёнку ) .
Что Карина держит в руке? ( начало клубка)
-Значит, начало есть. Продлеваем наш луч. Карина отматывает, Рома двигайся в сторону
-А как вы думаете, как долго может длиться наш луч ? ( пока клубок не закончится)
— Давайте представим, что наш клубок размером с планету или вселенную, тогда как будет длиться наш луч ( бесконечно).
А если там внутри паук бесконечно плетёт их или вечный двигатель ( механизм), который постоянно плетёт нити , то как будет длиться наш луч (бесконечно).
III Первичное закрепление
-В каком направлении может двигаться луч, сразу в две стороны или только в одну?
Правильно. От точки начала луч движется только в одном направлении.
В нашем случае в каком направлении? (вправо)
Хорошо. Ребята дайте мне клубок. А может в любом другом направлении? ( я показываю на клубке с ниткой вверх, вниз, влево и вправо.
Конечно может.
— Давайте сделаем вывод что же такое луч? ( Луч- это геометрическая фигура, которая имеет начало , но не имеет конца)
— Мы ответили на 1 наш вопрос? ( ставлю + на доске возле 1 вопроса)
4) Учебный диалог , обозначение луча ( работа с информацией)
Ребята работаем с учебником.
— Кто уже открыл?
-На какой странице?
— Почему? ( потому что тема урока «Луч и его обозначение»)
-Скажите ,а тема нашего урока относится к каким знаниям?
-Может быть к арифметике, алгебре или информатике, а может к геометрии?
-Хорошо
-Посмотрите на 2 рисунка, как видят авторы учебника луч?
-С чем его сравнивают?( с солнечными лучами)
— А мы с чем сравнивали? ( клубок и нитки)
-Значит мы думаем также , как и авторы учебника. Молодцы
-Найдите в учебнике значок важная информация .
-Все нашли? Кто не нашёл? Соседи покажите.
— Ребята поработайте с этой статьёй самостоятельно, прочтите про себя ( молча) и постарайтесь понять ( советую 2 раза) . Пожалуйста работайте ( даю 2-3 минуты)
— Сколько раз успели прочитать?
-На какой из этих вопросов отвечает статья учебника ? ( показываю на боковую доску ,2 вопрос)
— Хорошо.
-Что о луче вы для себя узнали? ( включаю интерактивную доску уч.с.19)
— Кто обозначит наш луч? Ещё что поняли? (Точка А- начало луча),
-Всё? ( Буква В- может обозначать любую точку на луче).
— Да , конечно, это очень важно, писать буквы надо строго в определённом порядке: первой пишется буква над точкой , которая обозначает начало луча, вторая буква пишется ближе к концу нарисованной части луча.
— Вся информация? ( читают так АВ)
— Как читается ? ( читается от начала луча)
— Давайте прочитаем хором ( АВ)
— Всё? ( Конца у луча нет)
— В этом мы с вами убедились.
Мы с вами ответили на 2 вопрос? Как обозначать? ( ставлю + на доске возле 2 вопроса)
5)Первичное закрепление
Найдите в учебнике задания, которые проверяют , как мы поняли что такое луч и его обозначение (№ 2)
Почему? ( т.к. в задании №2 сказано прочитай название луча)
Хорошо, работаем по заданию.
Чем являются лучи для богатыря? (дорогами) . а из текста задание возьмите нужное слово? ( направлением )
Кто прочитает и укажет первое направление?( луч АМ ). А почему не МА?
Найдите доказательство учебнике (рубрика обрати внимание).Вызываю 2 и 3 человека .
Сколько здесь направлений ? (3). Могло быть больше? (да)
Есть ещё задание, чтобы проверить наши полученные знания? (да) № 3
Полина прочитай задание ( ребёнок читает вслух)
Чем отличается это задание от предыдущего? ( найти только луч, а здесь и отрезки)
Тогда, что нам нужно учесть выполняя это задание?
Какие знания нам понадобятся( что такое отрезок и что такое луч)
Хорошо . Кто найдёт и назовёт лучи ( вызываю к доске детей ).
Кто хочет показать и назвать отрезки?
Если ребёнок ошибётся — Ты уверен? Подумай ещё? Поможем Паше?
Ты понял в чём ошибка?)
Так чем отличается луч от отрезка?
Физминутка ( рисуем фигуры – круг, овал и квадрат)
6) Составление алгоритма построения луча.
На какой вопрос нам осталось ответить? ( как чертить)
Хорошо. А как бы вы построили луч?
Давайте продумаем с вами все действия по порядку построения луча( Поставим точку-это начало луча ).
Дальше? ( возьмём линейку, приложим к началу луча и проведём прямую линию)
Все действия перечислили?( нет, надо ещё обозначить наш луч)
Хорошо. Всё? ( да)
Найдите, пожалуйста в учебнике № 4, который нас учит, как построить луч.
Давайте сверим. ( на интерактиве учебник с алгоритмом)
Какой первый шаг? ( прошу прочитать 3 детей).
Что вы можете сказать, наши предположения совпадают или отличаются ? ( совпадают)
7) Построение луча. Практическое задание.(№ 5)
Над какой темой мы работаем ? (луч)
Хорошо.
Давайте потренируемся, в № 5 нам предлагают начертить 2 луча.
Прочитайте название лучей, назовите начало первого луча? ( точка М )
Почему ? ( она стоит первая в названии луча)
Хорошо. А как вы думаете где мы будем чертить луч ? ( в тетради под сегодняшней датой).
А я изображу наш луч на доске.
Я выбираю направление луча вверх , а вы ?
Только давайте договоримся, если у вашего луча будет направление вниз- то, чтобы сэкономить место в тетради отступите одну клеточку от классной работы, у кого луч будет направлен в сторону влево или вправо – отступите небольшое расстояние , у кого вверх- давайте отступим 6 клеток, посмотрите в учебнике небольшие лучи изображены, чтобы не тратить много бумаги- в этом проявляется бережное отношение к природе и нашим лесам).
Давайте попробуем начертить наш луч МК (проговариваем алгоритм построения луча, я выполняю –на доске).
Попробуйте начертить самостоятельно второй луч.
Назовите его начало, почему вы так решили?
Кто хочет это сделать на доске? ( ребёнок выполняет задание на доске, я смотрю тетради у других детей )
( несколько работ показываю через документ-камеру, Маша выполнила так задание) .
Поднимите вверх и покажите друг другу , как вы справились с этим заданием.
IV Учебная рефлексия( самостоятельная работа на листах)
Сейчас мне бы очень хотелось посмотреть как вы усвоили этот материал.
У каждого из вас на парте лист приступайте к выполнению заданий , даю вам 5 минут.
8) Самопроверка.
Время выполнения работы закончилось.
Я надеюсь, что все справились.
Возьмите в руки красный карандаш.
Давайте проверять, обратите внимание на доску и исправляйте , если это нужно.
Кто полностью справился, поставьте на полях плюс. Кто нашёл у себя ошибку,
поделитесь ? ( показать на интерактивной доске)
V Итог урока.
А) рефлексия ( технология рюкзак знаний).
Передаю рюкзак каждому ребёнку , он должен ответить , что нового узнал?
Чему научился? Что понял?
Сдайте пожалуйста тетради на проверку.
Завтра на уроке математики мы узнаем ещё много интересного и важного о луче.
б) Д/З.
Ваше задание на дом будет таким — на индивидуальном листе ксерокопии выполнить
№ 1,2,3.
И задание от нашей Веры по желанию: нарисовать рисунок из нашей жизни,
где могут прятаться лучи в разных предметах или объектах.