Научная статья «Математика на железной дороге»
МАТЕМАТИКА НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ.
«Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным».
Блез Паскаль
Овладение практически любой профессией требует разнообразных знаний по математике. Особое значение имеет умение смоделировать реальные ситуации с помощью математики. Данное умение интегрирует в себе разнообразные специальные умения, адекватные отдельным элементам математических знаний, их системам, а также различные мыслительные приёмы, характеризующие культуру мышления, вырабатывает умение выделять главное, обобщать, сравнивать, анализировать.
Не каждый ученик уже с первого класса знает, какую профессию он приобретёт в будущем. Но, относясь ответственно к изучению математики, каждый учащийся обеспечивает себя необходимыми знаниями, умениями, навыками, качествами, которые необходимы в его дальнейшей профессиональной деятельности. Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретённые в школе. Иногда приходится услышать такие высказывания: «Зачем нужно изучать математику, решать задачи, уравнения и неравенства, доказывать теоремы. Научились считать, этого достаточно». Каждому человеку нужны навыки математического мышления, математика развивает умственные способности, умение обобщать, умение логически мыслить и рассуждать, даёт навык планирования вперёд, способность удерживать в голове несколько последовательных шагов.
Дороги были всегда. Даже у животных существуют тропы на водопой. Птицы летят по заданному маршруту. Развивалось человечество. А вместе с ним развивался и транспорт. В Древнем Египте, Греции и Риме были проделаны колейные дороги, предназначавшиеся для перевозки по ним тяжелых грузов. Устроены они были следующим образом: по выложенной камнем дороге проходили две параллельные глубокие борозды по которым катились колеса повозок. Потом были придуманы деревянные рельсы с деревянными вагонами. Отсюда пошло название трамвай (бревенчатая дорога).
Примерно в 1738 г. на рудниках быстро изнашивавшиеся деревянные дороги были заменены металлическими. А далее — расчеты, расчеты, расчеты…
Может показаться, что сооружения железной дороги дело простое: уложили шпалы, на них рельсы, дорога готова. Сооружению каждого километра железной дороги предшествует упорный труд людей — тех людей, которые должны рассчитать и спроектировать каждый шаг строительства. Вот тут и приходит черед математики. Строительство дороги начинается с экономических расчетов, целью которых является определение размеров и характера предстоящих перевозок, т.е. составляется техническое задание на проектирование железной дороги. Далее нужно ответить на вопрос, где нужно провести дорогу. Просчитываются технические и экономические варианты. Сооружая дорогу, строители стремятся сделать ее как можно дешевле, а значит, рассчитывается объем земельных работ, сколько кубов необходимо для насыпей, рассчитывают крутизну дороги. При строительстве железной дороги устанавливается наибольший уклон, который может преодолеть локомотив с составом заданной массы. Поэтому проводится большое количество расчетов, чтобы определить выгоду, полученную от увеличения массы поезда и уменьшения земельных работ.
Если посмотреть на состав грузового поезда, можно увидеть, что его вагоны отличаются не только внешним видом, но и размерами. Перед железнодорожниками встала задача как увеличить массу поезда, не увеличивая его длины. Для этого опять требуются математические расчеты.
Математика в различных профессиях, имея разную степень использования, лишь в одном может быть определяющей, когда она используется в профессиях, от которых зависит безопасность и жизнь других людей. Такой степенью ответственности обладает математика в профессии железнодорожника. Правильно высчитать расстояние между рельсами, определить и устранить их проседание с помощью подбивки шпал, рассчитать время прибытия следующего товарного или пассажирского состава, определить допустимый зазор в буксах колёсных пар – в этом и другом нужна математика железнодорожнику.
От точных математических расчётов, умения применять их на практике зависит жизнь многих людей. Если внимательно посмотреть на состав грузового поезда, можно увидеть, что его вагоны отличаются друг от друга не только внешним видом, но и размерами. Перед железнодорожниками встала задача, как увеличить массу поезда, не увеличивая его длины. Для этого опять требуются математические расчеты. Не обошла эта проблема и пассажирские вагоны. Они тоже требуют кропотливых расчетов. Ведь их необходимо сделать надежнее и долговечные, и при этом не израсходовать лишние материалы и не увеличить их стоимость.
Чтобы организовать движение поездов по железной дороге существует много компьютерных и информационных технологий. А сколько автоматов и полуавтоматов работает на железной дороге! Все они, прежде всего, были сосчитаны проектировщиками, а их аппарат расчетов – математика. Математические расчеты нужны и на сортировочных горках. Продолжительность торможения зависит не только от массы вагона, но и от скорости и направления ветра, длины пути, кривизны уклона, количества стрелок и кривых, по которым пролегает путь вагона. Для учёта всех этих факторов опять необходимы математические расчеты.
Стремление к быстрейшему преодолению расстояний – одна из естественных потребностей человека. Поэтому борьба за скорость на железных дорогах ведется с момента их возникновения. И в этом помогает математический анализ. Путейцы уложили рельсы. Работники локомотивного депо тщательно подготовили локомотивы в рейс, энергетики обеспечили надёжное снабжение их электроэнергией, вагонники позаботились о том, чтобы автотормоза работали безотказно, а связисты установили устойчивую радиосвязь между локомотивными бригадами. Состав трогается в путь. И вот – станция. Остановка. Но железнодорожный путь здесь с уклоном. Как сделать так, чтобы на станции во время стоянки поезд не сдвинулся с места? Для этого используют тормозные колодки. Как рассчитать их количество? И опять используются математические расчёты.
Наша Российская железная дорога ещё очень молодая. Ей всего 181 год. Математика, её расчёты, сопровождала всю историю развития ж/д транспорта.
Список литературы
Роль математики в современном мире [интернет ресурс: http://works.doklad.ru]
Роль математики в современном мире [интернет ресурс: http://posobie.-mii.narod.ru]
infourok.ru
Профессия машинист локомотива | Про профессии.ру
Профессия машинист локомотива
Профессия машиниста требует пунктуальности, ответственности, предельной концентрации, внимательности и стрессоустойчивости на максимальном уровне. Поездки на длительные дистанции требуют выносливости, а также хорошей реакции, отличного зрения и слуха. Физическая форма и темперамент играют одну из ключевых ролей при выборе данной профессии.
Профессия машинист локомотива — описание
Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются
- Устав железных дорог,
- Правила технической эксплуатации,
- Инструкция по сигнализации,
- Инструкция по маневровой работе и т.д.
Перед отправкой поезда машинист обязан лично убедиться в исправности локомотива, правильности крепления груза, провести полное или сокращенное опробование тормозов и ознакомиться с маршрутом следования.
Отличительной чертой профессии машиниста является постоянный мониторинг ситуации в пути следования, показания приборов локомотива и слежение за корректной работой всех узлов и механизмов локомотива.
Умение работать в команде является еще одним важным элементом в этой профессии. Машинист должен четко и беспрекословно выполнять команды дежурного или диспетчера, а также взаимодействовать с помощником или составителем при выполнении, например, маневровой работы.
Профессия машинист локомотива — плюсы и минусы
Положительными сторонами профессии машиниста локомотива являются достойная заработная плата, социальный пакет, наличие льгот, медицинского обслуживания. Ну и как же без романтики, которая заключается в поездках в различные места по территории всей страны.
К минусам стоит отнести то, что работа машиниста является сменной. Смены могут приходиться как на дневное и ночное время, так и на праздники, а иногда и выходные. Кроме того, длительность нахождения в поездке машиниста локомотива строго-настрого ограничена длительностью его смены, поэтому приходится оставаться на ночлег в домах отдыха локомотивных бригад, после чего ожидать возможности возврата на исходную станцию.
Машинист постоянно находится под воздействием вибрации, ускорений и магнитного поля. Например, работая на электровозе переменного тока, а это целых 25 тысяч вольт, тело машиниста постоянно находится под воздействием сильного магнитного поля. Электровозы постоянного тока работают под напряжением 3 тысячи вольт, что тоже негативно сказывается на здоровье машиниста с течением времени.
Также к минусам можно отнести, так называемые явки, которые могут быть назначены в любое время дня и ночи, например, в 2-3 часа ночи, что является очень неудобным.
Профессия машинист локомотива — востребованность
Машинисты локомотивов всегда являлись очень востребованными. Причем спрос на такого рода профессионалов высокий не только на железных дорогах нашей страны, но и на различного рода предприятиях горно-металлургического комплекса, обладающих железнодорожной инфраструктурой постоянно испытывают нехватку машинистов.
Профессия машинист локомотива — обучение
Для освоения профессии машиниста необходимо в течение двух лет отработать помощником машиниста, после чего пройти обучение и успешно сдать экзамены. Получить профессию машиниста можно в различных заведениях, начиная с железнодорожных колледжей, училищ, специализированных учебных центров, заканчивая средними и крупными предприятиями, обладающими лицензиями на обучение и выдачу удостоверений по профессии.
Профессия машинист локомотива — зарплата
Заработная плата машиниста зависит от многих факторов: стаж работы, количество отработанных часов, ночные, колесные и т.д. В среднем машинист зарабатывает в районе 700-1000 у.е.
Возможно Вас заинтересуют:
proprof.ru
Профессия Машинист локомотива
Специалист, управляющий товарными и пассажирскими поездами.
Профессия машиниста связана с управлением пассажирским и грузовым транспортом на различных видах железных дорог. Этот специалист управляет локомотивом, к которому прикреплен паровоз, тепловоз или электровоз, осуществляет контроль за техническим состоянием транспорта. Машинист должен четко следовать установленному графику отправления, остановки, стоянки, соблюдать основные правила движения, меры безопасности. Движение на огромной скорости часто связано с неожиданными событиями. Дорожная обстановка, дорожные знаки, показания приборов в кабине – всё это требует постоянного напряженного внимания. Поэтому машинист дальнего следования всегда работает с ассистентом (помощником машиниста, который также со временем может стать машинистом).
Профессия машиниста подходит тем, кто любит путешествовать и управлять транспортными средствами. Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Прежде чем стать машинистом, необходимо пройти курс специальной подготовки и иметь опыт работы в качестве помощника машиниста.
Управление поездом, как правило, осуществляет бригада, состоящая из машиниста и его помощника, но в современных поездах с этим вполне может справиться и один человек, так что зачастую опытные машинисты работают в одиночку.
На фоне расширения наземной и подземной транспортной сети востребованность машинистов электропоездов начала стремительно расти.
Области знания: Физика. Математика. География. Топография. Инженерия. Техника. Машиностроение. Основы безопасности жизнедеятельности.
Компетенции
- Управление разными видами поездов (пассажирские, грузовые) на различных маршрутах (пригородные или дальние), а также промышленными и маневровыми локомотивами
- Маневрирование на станциях и в депо
- Обеспечение стабильной работы всех узлов и механизмов для наиболее рационального движения поезда
- Приемка и проверка технического состояния поезда локомотива перед рейсом
- Мониторинг состояния контактной сети, сигналов светофоров, путей и показаний приборов
- Поддержание постоянной связи с работниками, ответственными за перемещение транспортных средств
- Соблюдение утвержденного графика движения
- Контроль посадки и высадки пассажиров
- Обеспечение безопасной доставки людей и грузов в пункт назначения
- Устранение неисправностей по ходу движения
- Руководство локомотивной бригадой
Важные качества
Личные качества: хорошее здоровье и физическая сила, выносливость, высокое чувство ответственности, быстрая реакция, способность концентрировать внимание, хорошее зрение (в том числе цветовое), острый слух, хорошая память
Soft skills: технический склад ума, саморазвитие, тайм-менеджмент, организованность, дисциплинированность
Профессиональные навыки: необходимо уметь управлять локомотивом, проводить небольшие слесарные работы, понимать принципы работы радиосвязи, уметь ею пользоваться, знать устройство локомотива, правила движения на железной дороге, уметь общаться с пассажирами в нестандартных ситуациях, контролировать действия толпы, владеть правилами поведения на железной дороге
Где работает
- Железные дороги
- Метрополитен
- Крупные заводы, шахты и прочие предприятия, использующие железнодорожные пути для внутреннего перемещения грузов
Потенциальные работодатели
- ОАО «РЖД» (г. Москва)
- Филиал Экспериментальное кольцо ОАО «ВНИИЖТ» (г. Москва)
- ООО «ПРОГРЕСС» (г. Москва)
- СМТ «Шарф» (г. Новокузнецк)
- «Желдорреммаш» (г. Ярославль)
- «Абаканский рудник» (г. Абаза)
- ОАО «РЖД» (г. Мичуринск)
- «Крафт Билдинг» (г. Новочеркасск)
- КФ АО «Апатит» (г. Кировск)
- «Эталон» (г. Мурманск)
- «ЕвразХолдинг» (г. Киселевск)
Более подробно познакомиться с вузами, осуществляющими подготовку по этой профессии, Вы можете на сайтах:
«Поступай правильно»
«Поступи онлайн»
Вузы, в которых готовят специалистов по профессии «Машинист локомотива»
- Российский университет транспорта (МИИТ)
- Дальневосточный государственный университет путей сообщения
- Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
- Курганский институт железнодорожного транспорта — филиал Уральского государственного университета путей сообщения в г. Кургане
- Оренбургский институт путей сообщения — филиал Самарского государственного университета путей сообщения
- Московский колледж железнодорожного транспорта Института прикладных технологий Российского университета транспорта (МИИТ)
- Отделение среднего профессионального образования филиала Самарского государственного университета путей сообщения в Нижнем Новгороде
- Колледж железнодорожного транспорта Уральского государственного университета путей сообщения
- Отделение среднего профессионального образования Челябинского института путей сообщения – филиала Уральского государственного университета путей сообщения
- Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в Казани
Компании-партнеры
Вузы-партнеры
old.proektoria.online
Рабочее досье: машинист локомотива
В его функции входит:
• управление локомотивом и ведение поезда;
• контроль в пути следования состояния локомотива;
• контроль в пути следования состояния пути, устройств СЦБ и связи, контактной сети, встречных поездов;
• устранение неисправностей на локомотиве или составе вагонов, возникших в пути следования;
• приемка и сдача локомотива, подготовка к работе и экипировка локомотива.
История профессии
Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос о его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера. В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/ч. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/ч потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.
Первоначально обозначение на железной дороге специальности по управлению локомотивом было «механик», в дальнейшем после распространения термина «машинист» термин «механик» оставался неофициальным и даже более распространенным термином для обозначения специальности машиниста локомотива. Позднее с усложнением техники и переходом на электрическую тягу появился термин «инженер» (в переводе с англ. «engineer» – машинист локомотива) по первоначальному значению иностранного слова.
Желающий получить профессию машиниста локомотива должен иметь:
• терпение;
• склонность к выполнению однообразных и монотонных действий;
• аккуратность;
• выносливость;
• ловкость;
• личную организованность и ответственность;
• методичность и последовательность при реализации работ.
К профессионально важным качествам машиниста локомотива относятся:
• физическая сила;
• отличное зрение и точный объемный глазомер;
• тонкая чувствительность пальцев рук, хорошая координация рук;
• умение переключать и концентрировать внимание;
высокая скорость принятия решений;
• хорошая зрительная память;
• хорошее пространственное воображение;
• умение различать цвета;
• развитая слуховая и логическая память;
• эмоциональная устойчивость, решительность, смелость;
• склонность к работе с техникой.
Профессия машиниста локомотива противопоказана людям, страдающим:
• заболеваниями сердечно-сосудистой системы с выраженной патологией;
• снижением остроты зрения;
• сужением полей зрения;
• нарушением бинокулярности и цветоощущения;
• хроническими болезнями уха;
• нарушениями в вестибулярном аппарате;
• ярко выраженной патологией опорно-двигательного аппарата; затрудняющей движение;
• бронхиальной астмой.
Профессиональные риски машиниста локомотива:
• Часто график предполагает работу в ночное время. Работа в целом требует повышенного внимания и концентрации, сопряжена со стрессом.
Плюсы профессии машиниста локомотива:
• престижность и востребованность;
• достойная заработная плата;
• социальный пакет;
• наличие льгот, улучшенного медицинского обслуживания.
Минусы профессии машиниста локомотива:
• сменная работа в любое время суток, в выходные и в праздники;
• ненормированный график;
• частые командировки или ночлег вне дома в комнатах отдыха на сменных станциях;
• частые стрессы;
• постоянное воздействие
– вибрации;
– ускорений;
– магнитного поля;
• риск получения тяжелых травм в результате аварий;
• высокая вероятность заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Машинист локомотива должен знать:
• устройство, принцип действия и конструктивные особенности оборудования подвижного состава;
• характерные виды повреждений подвижного состава и способы их предупреждения, определения и устранения;
• правила технической эксплуатации железных дорог и инструкции, регламентирующие безопасность движения, перевозок пассажиров и грузов;
• регламент действия работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях.
Машинист локомотива должен уметь:
• эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать подвижной состав в соответствии с требованиями нормативных документов и техники безопасности;
• выполнять работы, предусмотренные системами технического обслуживания и планово-предупредительными ремонтами;
• определять объемные и качественные показатели работы производственного участка;
• организовывать работу производственного коллектива с соблюдением безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
• работать с нормативными и правовыми документами, конструкторско-технологической документацией.
Основные обязанности машиниста локомотива:
• эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов;
• обеспечение безопасности движения при эксплуатации подвижного состава;
• обеспечение техники безопасности на производственном участке;
• оформление технической и технологической документации для изготовления отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог.
Знаки различия машинистов локомотивов:
лычка, обращенная углом от плеча, и звезды, число которых соответствует классу квалификации:
на железной дороге
* – 4-й или 3-й класс;
** – 2-й класс;
*** – 1-й класс;
**** – 1-й класс и должность машиниста-инструктора.
на метрополитенах
* – машинист без класса либо 3-й класс;
** – 1-й или 2-й класс;
*** – машинист-инструктор (ТЧМ).
www.kp.ru
Игра «Морской бой» по профессии «Машинист локомотива

«Морской бой»
Месячник по профессии «Машинист локомотива

Правила игры
Переход хода
1 балл и следующий ход
?
При правильном ответе – следующий ход, при неверном – переход хода.

1
А
2
Б
3
В
4
?
?
Г
Д
5
?
6
?
?
?
Е
7
?
?
?
Ж
?
?
?
?
8
?
З
?
9
И
?
?
?
?
?
?
?
10
?
К
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?

Переход хода

1 балл
Следующий ход

Назовите исполнителя этой песни?

Нарисуйте фигуру паровоза за одну минуту

Назовите исполнителя этой песни и её название

Как переходить ж.д. пути?
Под прямым углом

Отгадай загадку? Состав готов, звучит гудок, Тормози скорей, шофер! Можно врезаться в забор! Кто нам путь загородил, И дорогу перекрыл? Мимо рощи, мимо яра, Мчит без дыма, мчит без пара. Паровоза сестричка… Кто такая? Поехал поезд на восток. Мелькают шпалы и столбы, Березки, ели и дубы. И папа мой ведет состав, Совсем за сутки не устав.
Железнодорожный переезд, Электричка, Машинист

К месту работы и с работы проходить только через специальные указатели обозначенные?

Сколько прямоугольников изображено на рисунке?
17

Разгадай ребус
6 — И
Машинист

Запрещается протаскивать инструмент, приборы и пролезать под ?
Стоящими вагонами

В поезде дальнего следования ехали три китайца у одного из них в сумке лежало три пирожка. В первый день пути они съели один пирожок, на второй день — второй, на третий день открыли сумку — третьего пирожка нет… Куда делся пирожок?
Потеряли

Разгадай ребус?
4= В
Электровоз

Как в старину называли железную дорогу? а) Жестянка; б) Чугунка; в) Серебрянка; г) Стекляшка.
(Чугунка, жестянка.)

Как в давние времена называли паровоз? а) Пароход; б) Самоход; в) Дымоход; г) Пролётка.
Пароход

К ак в позапрошлом веке называли железнодорожников? а) Ямщиками; б) Возницами; в) Путейцами; г) Подорожниками.
Путейцами

Чем железнодорожники стопорят вагоны? а) Башмаками; б) Сапогами; в) Пятками; г) Каблуками.
Башмаками

Как называется единица подвижного состава, специально предназначенная для тяги поездов и не приспособленная сама по себе для перевозки пассажиров или грузов? а) Динамо; б) Локомотив; в) Дизель; г) Мотриса.
Локомотив

Какого вида локомотивов НЕ существует на российских железных дорогах? а) Пассажирский; б) Грузовой; в) Маневровый; г) Спортивный.
Спортивный

Как называется предприятие, осуществляющее техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог? а) Ангар; б) Гараж; в) Депо; г) Стойло.
Депо

В честь какой хищной птицы назван скоростной поезд, курсирующий в России?

Какими видами подвижного состава управляет машинист локомотива?
Электровоз, тепловоз

Какой двигатель был у самого первого локомотива?
Паровой

Как называется конец железнодорожного пути? а) Узел; б) Разъезд; в) Перегон; г) Тупик.
Тупик

Какое устройство позволяет подвижному составу (поездам) переходить с главного пути на примыкающие? а) Стрелка; б) Шлагбаум; в) Семафор; г) Башмак.
Стрелка

Разгадай ребус?
3 =В
Тепловоз

Разгадай ребус
3 = Ф
Светофор

Какие геометрические фигуры дружат с вагоном?
Прямоугольник, круг, цилиндр, конус

По железной дороге шел Кондрат в Ленинград, а навстречу ему шли пятеро ребят. У каждого из ребят было по 2 лукошка, в каждом лукошке — по 3 кошки. У каждой кошки в зубах по 2 мышки, а у каждой мышки — еще и по мышонку. Тут задумался дядя Кондрат: сколько всего ребят, котят и мышат шло в Ленинград?
Нисколько — они все шли ему навстречу

Двое слесарей пошли – три болта нашли. Следом четверо пойдут – много ли болтов найдут?
Скорее всего ни одного

Кто построил первый паровоз?
Отец и сын Черепановы

Назовите первого царя, начавшего строить железные дороги в России. а) Иван VI; б) Пётр I; в) Николай I; г) Александр II.
Николай I

Что служит для прикрепления рельсов к деревянным шпалам или брусьям? а) Трость; б) Костыль; в) Гриф; г) Копьё.
Путевой костыль

Как называется специалист, управляющий локомотивом?
Машинист

Без какой операции не изготовишь деталь?
Разметка

Какой предмет изучает металлы и сплавы?

Представь, что ты машинист и ведешь поезд. В нем 16 вагонов: 2 вагона с дровами, 3 – с нефтью, остальные с углем. Сколько лет машинисту?
Столько сколько тебе

Какая резка металла существует?
Ручная, механизированная

Для чего предназначена рубка металла?
Разделение металла на части

Разгадай ребус?
2 = П
1 = В
Опиливание

Типы насечек напильников?
Одинарная, двойная, рашпильная, дуговая

Без чего не изготовишь деталь?
Чертёж, инструмент

Какие инструменты применяются для рубки металла?
Слесарное зубило, крейцмейсель, канавочник, слесарные молотки

В каком слове можно найти целый метр букв О?
метро

Закончите пословицу? «Знак дорожный на пути: Путь железный впереди Но загадка в знаке есть: Чем опасен …………………..»
Переезд

Кто помогает «Машинисту локомотива»?
Помощник машиниста

Какой Закон по физике должен знать машинист локомотива?
Закон ОМА

Какая цифра всегда катается на электричке?
Цифра три — элекТРИчка

Для чего предназначен штангенциркуль?
Предназначен для измерения наружных и внутренних размеров, нанесения больших окружностей, дуг

Что обозначает круговое движение руки?
Стоп!
Движение запрещено!

Все стержневые режущие инструменты – сверла, зенкеры,, зенковки, развертки – соединяются с устройствами , придающими им вращательное движение с какими

Дайте определение правке металла
Правка — это операция по выпрямлению изогнутого или покоробленного металла

Выберите какие типы резьбы существуют: метрическая; дюймовая; трубная; треугольная; прямоугольная
метрическая; дюймовая; трубная;

Спасибо за игру
multiurok.ru
Презентация по профессии «Машинист локомотива» «Я выбрал профессию
План проведения классного часа
«Я выбрал профессию – машинист локомотива».
Цели:
Образовательная:
— ознакомить обучающихся с расширенным спектром профессий, необходимых для нормального функционирования железной дороги;
— понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
— организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
— подготовка локомотивной бригады к рейсу;
— стимулирование и привлечение интереса подростковк миру профессий, связанных с железной дорогой;
Развивающая:
— развивать познавательные процессы у подростков.
Воспитательная:
— привить любовь, чувство гордости за выбранную профессию;
— работатьв команде, эффективно общаться с коллегами;
— воспитать уважение к труду железнодорожников.
Оборудование и материалы:
- ноутбук, мультимедиа.
оформление доски: название мероприятия.
Ход классного часа:
Ведущий: Добрый день ребята, а также наши гости! Мы рады видеть вас всех на нашем классном часе. Мы хотели бы начать наш классный час со стихотворения.
Обучающийся зачитывает стихотворение.
Железную дорогу
Обслуживают много:
Помощник машиниста,
Кассир и замминистра,
А также машинист,
А также сам министр,
А также ревизор,
А также контролер,
Плюс путевой обходчик,
Диспетчер, проводник.
Состав пойти не сможет
Без каждого из них.
За то, что ходит поезд,
Им кланяемся в пояс!
Далее все обучающиеся формируют тему и цели классного часа.
Сейчас мы с вами просмотрим видеоролик об истории возникновения железной дороги в городе Балашове.
Мы с вами уже знаем о истории возникновения железнодорожного вокзала в городе Балашове, но всегда балашовцы задаются таким вопросом: «Япония в России?» и «Япония, какое она имеет отношение к городу Балашову». Мы предоставляем слово обучающемуся.
Япония в России.
Япония, какое она имеет отношениекгороду Балашову?
Итак, дело с этим экзотическим названием обстояло следующим образом. История этого посёлка имеет более чем 100 -летнюю историю и возникновение его связано с появлением в России железных дорог и развитием в связи с этим промышленности и торговли. Для строительства и обслуживания железнодорожной станции требовалось немало рабочей силы, главным притоком её стали демобилизованные солдаты после поражения в русско-японской войне. Их охотно приглашали на работу на железную дорогу. Они получали земельные наделы вблизи железнодорожных путей, жили в палатках, которые были разбиты лагерем (отсюда названия первых улиц – Лагерные), постепенно обустраивались. Отсюда и образовался целый посёлок, который вначале, видимо, всё – таки неофициально, назвали «Японией» в связи с тем, что первые его строители и поселенцы вернулись с японской войны. Стали появляться первые улицы. Так вблизи паровозного депо, в полосе отчуждения, стали разрешать строить дома только машинистам и служащим, и незамысловато назвали эту улицу Большое Отчуждение, появилась затем и Малое Отчуждение. В документах городской думы Балашова упоминание названия «Япония» впервые появляется в 1906 году, затем в течение нескольких лет постоянно в связи с настоятельной необходимостью присоединения посёлка к городу и распространения на него расходов на строительство школ, пожарной части, водопровода, электроосвещения. Но, к сожалению, этот вопрос так и не был решён. И только в 1927 году было проведено электричество, расширены водопроводные сети, открылся свой рынок, но в официальных документах ещё долго посёлок именовался Рабочим Городком (правописание такое) или посёлком «Япония». И только в 1928 году в документах Балашовского горсовета наконец появляются решения, посвящённые жизнедеятельности Японии. Пытались переименовать его в посёлок имени С.Кирова, но название не привилось. Так до сих пор и существует в России Япония.
Спасибо Михаилу за интересное сообщение, многие ли из вас знали этот исторический факт возникновения поселка «Япония» после русско-японскойвойны? Кто знал поднимет руку; от куда вы узнали данную информацию.
Сейчас мы с вами совершим путешествие между городами Балашов — Ртищево. И проследим работу людей, занятых в обслуживании железной дороги.
Давайте с вами посмотрим алгоритм работы железной дороги.
Ведущий: Прежде чем приступить к поездки локомотивная бригада должна получить допуск от фельдшера по определенным критериям. Сегодня мы пройдем весь путь, при котором локомотивная бригада проходит за свой рабочий день.
Ведущий: Локомотивная бригада начинает свою работу с медицинского обследования: измеряется давление и бригаду проверяют на наличие алкоголя на алкотестере.
Обуч-ся читает стихотворение.
1 этап. Сегодня мы пригласили нашего фельдшера С.С. и она проведет медицинское обследование нашей локомотивной бригады и допустит их к маршруту. В роли локомотивной бригады выступит наши обучающиеся: Машинист Авдонин; помощник машиниста Базаров.
Медицинский работник проводит обследование:мерит давление, проверяет наалкотестере. Говорит результат: «Бригада допущена к маршруту».
Обуч-ся читает стихотворение.
Нас в жизни ждет забот немало,
Порой не в силах превозмочь…
Доверьтесь профессионалу!
Психолог сможет вам помочь!
2 этап. Следующий кого надо пройти – это психолог. Мы пригласили А.Ю. – она проверит вас на реакцию. Даст допуск к маршруту.
Говорит результат: «Бригада допущена к маршруту».
Ведущий. Бригада направляется к дежурному по депо. Бригада проходит инструктаж по т/б движения на электровозе.
Дежурный: ВЛ-80 №9020, № пути – первый. Возьмите реверсивку и ключи. Прежде чем вам пойти по служебному маршруту для приемки электровоза следует надеть жилет для безопасного прохода. (Выдает жилет).
Бригада проходит вперед.
Помощник машиниста принимает инструмент, оборудование, тормозные башмаки – 13 штук, пожарное оборудование в локомотиве.
4 этап. Локомотивная бригада получает разрешение у дежурного по станции.
Ведущий: Машинист докладывает дежурному по станции о готовности:
Доклад машиниста:
Станция «Балашов» Авдонин ВЛ-80 №2090 готов. Стою за ЭМ19 из депо.
Дежурный: «Понятно». Вызываю машиниста Авдонина. Докладываю путь следования Балашов-Ртищево: «Маневровый светофор открыт. Разрешаю следовать на первый свободный путь, выходной сигнал с первого пути закрыт»
Дежурный: Локомотивная бригада обязана выполнить регламент «Минута готовности».
Слова машиниста: Помощник машиниста Базаров докладываю: «Поездные документы получены, сверены, тормоза опробованы, время стоянки не более 15 минут, радиостанция –автостоп включены, локомотивный светофор зеленый, выходной с первого пути зеленый Ч1, маршрут приготовлен правильно, скорость по стрелкам 40 км/ч, перегонная скорость 80 км/ч, проба тормозов 205 км с 50 км/ч. Локомотив отправляется в путь!
Балашов- Ртищево 150 км по железной дороге
Включаем видеоролик. Физминутка. Прошу вас представить себя в кабине локомотива и немного подвигаться.
Ведущий:Наши будущие машинисты прочитают стихотворение о машинистах.
Ведут машинисты по рельсам составы,
Ведут, разрезая пространство и время,
Мелькают за окнами рощи, дубравы,
Поля, где в огромных подсолнухах семя,
Мелькают дороги, мосты, переезды
И рек удивительно чистая синь,
Глухих полустанков пути и разъезды,
Мелькает Россия, куда взгляд ни кинь…
Ведут тепловозы свои машинисты,
Ведут электрички, «Сапсаны» ведут,
И днями, что светлы, ночами, что мглисты,
Ведь круглые сутки идёт у них труд…
Гудком поприветствовав поезд навстречу,
Слегка улыбнувшись и руку подняв,
Расправят тихонько усталые плечи
И кофе достанут в своих термосках,
В глазах машинистов в избытке вниманья —
Нельзя отвлекаться в пути ни на миг,
О том машинисты полны пониманья,
Их взгляд не пропустит ни стрелку, ни стык…
Подъёмы и спуски, прямые участки,
То дождь, то туман, то мороз, то метель,
То осени буйные радуют краски,
То град в лобовое стучит, как шрапнель.
Враскачку скрипучее старое кресло,
Болтает немного, но то ж — не беда,
Прибудут всегда к расписанью на место
Составы товарные и поезда.
Спокойно, уверенно, несуетливо
Легко машинисты их к цели ведут,
Чтоб рейсы любые кончались счастливо
И нужен их пользой наполненный труд!
Ведущий: Наш поезд прибыл на вокзал Ртищево. Машинист доложил дежурному о прибытии поезда.
Помимо локомотивной бригады на пути следования локомотив обслуживают: кондукторы; за безопасность отвечают полицейские или охранные службы; в депо- слесари подвижного состава; мойщики и много разных служб. Слава работникам железной дороги!!!
Рефлексия:
- 1. Сегодня я узнал…
- 2.Было интересно…
- 3. Я понял, что …
- 4. Теперь я могу…
Подведение итогов
Ребята, мы хотим спросить вас достигли ли мы поставленных целей?
На этом наш классный час подошел к концу, желаем всего наилучшего. Мы уверены, что вы сделали правильный выбор своей профессии.
infourok.ru
Внеклассное мероприятие «Машинист локомотива — профессия на все времена»
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека, древнеримский философ.
Воспитательный час «Машинист локомотива – профессия на все времена»
Цели:
Ознакомить обучающихся с особенностями профессий машинист локомотива и помощник машиниста, с историей этих профессий.
Расширить знания обучающихся о требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам машиниста и помощника машиниста.
Формировать у обучающихся умение работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами.
На примере опыта действующего машиниста локомотивного депо раскрыть такие черты характера, как трудолюбие, любознательность, настойчивость, смелость и содействовать воспитанию этих качеств у обучающихся.
Подготовка:
Сбор необходимого информационного материала.
Подготовка выступлений обучающихся.
Обсуждение с приглашённым участником хода мероприятия, возможных вопросов, фотоматериалов и документов, которые будут использованы в качестве иллюстраций его выступления.
Подготовка презентации «Машинист локомотива – профессия на все времена».
Подготовка видеоматериала (отрывки из видеофильмов, учебные видеофильмы, видеоролики РЖД ТВ, симулятор кабины электровоза ЭП1 – 181)
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово (преподаватель)
Сегодня мы проводим воспитательный час, посвященный вашей будущей профессии – машинист локомотива.
Долго рассуждать о нужности, важности и финансовой защищенности машинистов локомотивов — бессмысленно. Просто взгляните на карты железных дорог любой страны мира, и одного этого будет достаточно, чтобы понять – профессия машиниста была, есть и ближайшие столетия будет одной из самых востребованных на планете. Не говоря уже о России, где железные дороги зовут транспортными артериями страны – именно они связывают тысячи городов и сел нашего огромного по площади государства в единый организм.
Ни авиация, ни, тем более, морской транспорт не способны заменить железную дорогу по степени охвата и разветвленности, грузоподъемности и пропускной способности, и, наконец, по степени надежности. И, само собой, никто не сможет заменить людей, ведущих стремительно рассекающие необъятные пространства страны локомотивы, тянущие за собой сквозь тайгу и пустыни, горы и леса составы поездов. Профессия машиниста была почетной и высокооплачиваемой во все времена — с момента своего появления более двухсот лет назад и по сей день получить эту профессию, овладеть всеми ее премудростями и завоевать право вести локомотив, значит, купит билет в одну сторону — в надежное, стабильно обеспеченное будущее, локомотивом которого являешься только ты сам.
2. Преподаватель: А сейчас мы с вами посмотрим видеофильм корпоративного телевидения РЖД «Железнодорожные профессии. Помощник машиниста локомотива»
(Видеофильм РЖД ТВ)
3.Преподаватель: Железные дороги изменили отношение к расстояниям. То, что было далёким, стало близким. Вполне естественно, что главным направлением развития железнодорожного транспорта стало увеличение скорости движения, мощности локомотивов и грузоподъёмности подвижного состава. О высокоскоростном железнодорожном сообщении расскажет А.Саркисян.
(Сообщение А.Саркисяна)
4.Преподаватель: Есть несколько способов выбора профессии.
Первый — метод проб и ошибок, когда человек пробует себя и разных сферах деятельности, пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не только средства к существованию, но и радость. Но на это может уйти половина человеческой жизни…
Другой путь — изучение себя, своих интересов, склонностей, мышления, памяти и внимания. Познав себя, можно знакомиться с миром профессий, узнавать требования профессии к человеку и сопоставить их со своими возможностями, чтобы выбор был сознательным.
Есть еще третий путь — выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в семье, где профессию передают из поколения в поколение. Для этого нужны многие составляющие, но главное — это положительное отношение взрослых к своей профессии, любовь к своему делу.
Сегодня у нас в гостях САДАЕВ ОЛЕГ ИБРАГИМОВИЧ . Он – железнодорожник. А поподробнее о своей работе, я думаю, расскажет он сам.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашей профессии. Кем Вы сейчас работаете?
Примерные вопросы:
Где Вы учились?
Почему выбрали эту профессию?
Что, на Ваш взгляд, самое трудное в профессии помощника машиниста?
Какими качествами должен обладать машинист?
Где Вы бывали? Куда ездили? Что интересного видели из кабины машиниста? Или времени хватает только управлять локомотивом?
Были у Вас во время работы какие-то смешные, курьёзные случаи? Можете нам о них рассказать?
Случались ли у Вас во время поездки какие-то непредвиденные, сложные ситуации? Как Вы поступили?
Что Вам запомнилось больше всего из Вашей учебы в ГПТУ-16? Многое пригодилось в жизни, в работе?
Преподаватель: И последний вопрос: «Вы любите свою профессию?»
5.Преподаватель: А вот как представляет свою будущую профессию «Помощник машиниста» обучающийся группы М-10 М.Закатов
(Видеоролик)
Поговорим о двухэтажных вагонах. Двухэтажные вагоны для железной дороге были разработаны для увеличения вместимости пассажиров в них (вместимость вагона увеличивается на 40-60%). Также неоспоримым плюсом двухэтажных вагонов поездов является низкая посадка вагона, что позволяет обойтись без откидных ступенек и платформ. Более подробно об этих вагонах расскажет Н.Галицкий.
(Сообщение Н.Галицкого)
6.Преподаватель: Для лучших условий подготовки машинистов создан симулятор машиниста поезда, с помощью которого можно в учебном классе создать полную имитацию вождения поезда. Вот и давайте все вместе представим, что мы оказались в кабине машиниста. Сергея Николаевича я попрошу прокомментировать то, что мы увидим на экране.
(Учебный фильм «Электровоз ЭП1 – 181. Отправление со станции Кандалакша»)
7.Преподаватель: Профессия машинист локомотива выделяется из других. Машинист — последнее звено в цепочке, обеспечивающей выполнение основной функции транспорта — перемещение грузов и пассажиров. Это обстоятельство делает профессию машиниста особенно важной, ответственной и предъявляет высокие требования к человеку, решившему связать свою судьбу с работой на локомотиве. Однако иногда машинисты могут позволить себе и пошутить.
(«Весёлые картинки»)
Профессия машиниста локомотива нравится даже президенту РФ.
А Жириновский – тот вообще проводником подрабатывает!
Машинисты не прочь пошутить:
Например, в их локомотиве может не оказаться мест.
А могут позвонить из дома и попросить съездить за молоком.
Ведь не зря же предусмотрена 50% скидка на звонки внутри сети!
Или они вдруг решат поехать на Северный полюс.
И расставят вдоль дороги новые знаки, которые сами и придумали.
А если в пути станет страшно, то можно установить дополнительный тумблер.
И вообще, «то ли еще будет»!..
Еще машинисты, загадывают загадки. Одну из них предлагаю разгадать и вам:
— Представьте, что вы машинист электровоза. В поезде 66 колёсных пар, 66 бочек, в каждой бочке по 66 кг льда, там 66 бутылок «фанты». Машинист выпил и стал петь. Сколько лет машинисту?
Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман,
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.
8.Рефлексия:
Мы услышали сегодня много о профессии машинист локомотива. В заключении хочу задать вам несколько вопросов: Что нового вы узнали об истории профессии машинист? Какими профессиональными качествами должен обладать машинист локомотива? Какие медицинские противопоказания есть в вашей будущей профессии?
Почему наше мероприятие названо «Машинист локомотива – профессия на все времена»?
(Ответы обучающихся)
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Надеюсь, каждый из вас расширил свои знания об истории выбранной профессии, о профессиональных качествах машиниста и еще раз продумал правильность сделанного выбора.
Для железнодорожного транспорта — высокоразвитой, технически оснащённой отрасли, профессия «Машинист локомотива» останется востребованной ещё долгие годы — до тех пор, пока летательные аппараты будущего повсеместно не вытеснят тепловозы и электровозы. Благодарю всех! Успехов вам!
multiurok.ru