Типы сжатия изложения – Способы сжатия текста — Русский язык: к успеху шаг за шагом

Учебно-методический материал (9 класс) по теме: Сжатое изложение. Приёмы компрессии текста

Сжатое изложение (приёмы компрессии текста)

Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

К приемам компрессии (сжатия) текста относятся:
1. Исключение

  • — вводных слов;
  • — однородных членов предложения;
  • — повторов;
  • — однотипных примеров;
  • — риторических вопросов и восклицаний;
  • — цитат;
  • — деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • — пояснений;
  • — рассуждений;
  • — описаний;
  • — слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

                                                            При исключении необходимо:
— Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
— Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Возможность сокращения текста чаще всего основана на явлении избыточности речи. 

Было: Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом. (Е.Кривченко) (22 слова) 

Избыточными являются однородные обстоятельства, конкретизирующие обобщающие слова везде, во всем. Уберем эти однородные обстоятельства. Смысл предложения не изменится:

Стало: Сказка живет везде, во во всем. (5 слов)

                                                      2. Обобщение или объединение 
— парцеллированных предложений;
— ряда предложений, связанных одной мыслью;
— частей предложений;
— конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

                                                               При объединении необходимо 
— Найти в тексте мелкие, единичные факты.
— Найти в них общее.
— Объединить эти факты на основе общего.
— Сформулировать получившееся предложение. 

Было: Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого. (30 слов)

Находим единичные факты, находим в них общее и объединяем.
Стало: Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды. (7 слов) 

                                                                        3. Упрощение

  • однородных членов обобщающим словом;
  • сложного предложения – простым;
  • части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
  •  прямой речи – косвенной;
  • части текста одним предложением;
  • части предложения местоимением и т.д.
  • разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
  • замена сложноподчинённого предложения простым.
  • перевод диалога или прямой речи в косвенную;
  • замена фрагмента текста синонимичным выражением.
  • формулирование мысли своими словами.

                                                                При упрощении необходимо

— Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.

-Сформулировать получившееся предложение.

Было: Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень. (12 слов)

Стало: Сказки любят все. (3 слова ) 

Сочетание нескольких приёмов сжатия текста

  1. Сочетание исключения и обобщения (объединения)

Было: Сказки… Как прекрасен и увлекателен ваш мир. Мир, в котором всегда торжествует добро, где умный всегда побеждает глупого, хороший — плохого, и в финале, как правило, все счастливы. Нет, конечно, и среди вас есть такие, после которых становится грустно и хочется плакать. Но это святая грусть и святые слезы. Они очищают. (50 слов) 

Стало: Мир сказок, где торжествует добро, прекрасен и увлекателен, даже если они вызывают святые грусть и слёзы, помогающие нам стать лучше.(20 слов) 

  1. Сочетание исключения и упрощения

Было: Бывают, правда, и злые сказки, в которых все наоборот. Но ведь и люди тоже бывают злые. А между прочим, даже среди вас, людей, злых значительно меньше, чем добрых, а уж про сказки-то и говорить не приходится. Да и злой-то сказка становится от того, что кто-то обидел ее, сломал, согнул грубыми руками. Ведь сказки не могут быть злыми от природы, такими их делаете вы, люди.(64слова)

Стало: Бывают и злые сказки, как и люди, которые их сделали. Но хороших людей, как и сказок, значительно больше. (18 слов)

  1. Сочетание упрощения, исключения и объединения

Было: Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки.(61 слово)

Стало: Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки.(29 слов) 

                                     

                                            Что нельзя удалять из текста?
— основные детали, помогающие понять авторскую идею;
— аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

                           

                               Памятка «Как работать над сжатым изложением»
При первом чтении:
— Внимательно прослушайте текст, чтобы понять его содержание.
— Определите тему текста (о чем текст?), идею (чему учит текст?).
— Определите стиль текста, тип речи (описание, рассуждение, повествование), а затем сохраняйте

особенности этого типа речи при написании изложения.
— Запомните последовательность событий, рассуждений.
— Определите количество абзацев, ключевые слова.
— Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
— Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

                                                               Как составить план.

1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.

3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.

После второго чтения: 

— Разделите текст на смысловые части.

— Начинайте работу по компрессии текста. Помните: сжимая текст, необходимо передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом, а для этого исключите второстепенную информацию, обобщите единичные факты, замените конкретное обобщающим. Сохраняйте особенности языка данного текста в изложении, используйте авторские ключевые слова и словосочетания.

— Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
— Следите, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений.

— Напишите черновик изложения, внимательно проверьте его.

nsportal.ru

Статья по теме: «Приёмы сжатия текста»

ПАМЯТКА

«Как написать сжатое изложение?»

Приёмы сжатия текста

Сжатие текста — компрессия

1. Исключение:

• исключение повторов;

• исключение одного или нескольких из синонимов;

• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным

местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:

• слияние нескольких предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена сложноподчинённого предложения простым;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

ИЛИ 

1. Объединение, слияние «Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до самозабвения» = «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».

 

2. Замена «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки» = «На лугу росли цветы».

 

3. Удаление, исключение «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник — то, что находится под окном; подушка — то, что кладется под ухо; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…» = «Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: например, подоконник — то, что находится под окном». Различные способы сокращения информации даются в упражнениях, поэтому важно не столько понять, сколько практически овладеть этими приемами.

Способы сжатия текста:

  • Выделите опорные слова в предложении.

  • Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.

  • Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

  • Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.

  • Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.

  • Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

  • Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

  • Проделайте следующую работу с текстом:

а) составьте к нему план;

б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.

Примеры сжатия теста.

1. Замены:

— замена однородных членов обобщающим наименованием:

hello_html_48d8c6e6.png

— замена фрагмента предложения синонимичным выражением:

hello_html_71edfcdf.png

— замена предложения или его части указательным местоимением:

hello_html_7a8e3a50.png

— замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением:

hello_html_me12c7bb.png

— замена сложноподчиненного предложения простым:

hello_html_5b1345ba.png

— замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:

— исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов:

hello_html_5527c7d8.png

— исключение повторов:

hello_html_5527c7d8.png

— исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение:

hello_html_6c6c38fd.png

— исключение одного или нескольких синонимов;

— исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко или полно.

3. Слияния:

— образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи:

hello_html_m26260f2b.png

Источники:

http://aleks-egena100.narod.ru/p32aa1.html

http://russoved.narod.ru

http://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_novoi_forme/Szhatie_teksta.ppt — Приёмы сжатия текста Перова И.Н.

http://festival.1september.ru/articles/578272/

http://oster.volsksh-3.edusite.ru/p6aa1.html — Готовимся к ГИА – Остер Н.Р.

infourok.ru

Приемы работы по сжатию изложения

Практическая работа «Способы сжатия текста»

  1. Исключение —

1. Исключите несколько синонимов

в ряду однородных членов, сохранив тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.  

1.У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

2. Удалите из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

2.Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

2. Обобщение Задание: Вычлените единичные факты и подберите языковые средства для их обобщённой передачи;

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков — спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

3.Упрощение

1. Замените придаточное определительное предложение синонимичным определением.

Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.

Как писать сжатое изложение

Приёмы сжатия текста

Сжатое изложение должно передавать содер­жание первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте дол­жны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логиче­ская последовательность событий. Кроме того, недопустимы ис­кажения при передаче характеров действующих лиц и обстановки.

Для того чтобы избежать недочётов такого рода, надо вычленить основные микротемы, записать их на черновик. Они помогут гра­мотно составить план прослушанного текста. И только после этого надо переходить к компрессии исходного текста.

Необходимо чётко следить за тем, чтобы в сжатом изло­жении сохранились все микротемыисходного текста. А вот количество абзацев в сжатом изложении может отличаться от количества абзацев в авторском тексте.

Наиболее распространены 3 способа сжатия текста:

исключение подробностей, деталей;

обобщениеоднородных явлений;

сочетание исключения и обобщения.

 

При исключениинеобходимо сначала выделить главное с точ­ки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

При обобщенииматериала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и состав­ляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от особенностей текста.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста от­носятся следующие.

1. Замены:

•   замена однородных членов обобщающим наименованием;

•   замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

•   замена предложения или его части указательным местоиме­нием;

•   замена предложения или его части определительным или от­рицательным местоимением с обобщающим значением;

•   замена сложноподчинённого предложения простым;

•   замена прямой речи косвенной.

2. Исключения:

•   исключение отдельных членов предложения, некоторых од­нородных членов;

•   исключение повторов;

•   исключение фрагмента предложения, имеющего менее су­щественное значение;

•   исключение одного или нескольких синонимов;

•   исключение предложений, содержащих описания или рассу­ждения, представленные слишком широко и полно.

3. Слияния:

•   образование сложного предложения путём слияния двух про­стых, повествующих об одном и том же предмете речи.

Текст изложения

Скрипучая дверь

В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу, вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод.

Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь.

— Вот вы как, — сказала она, — я покажу вам, как не замечать меня, — и стала коробиться, кривиться, скрипеть.

Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих.

Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности.

Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.

Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.        

Е. Пермяк

(198 слов)

Пример сжатого изложения текста

Скрипучая дверь

В новую избу навесили хорошую Дверь. ( Красивую Дверь. Ивсе ее хвалили, потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу), и её не в чем было упрекнуть.(Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)

Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, ( И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. ( Они с трудом открывались и закрывались.

Рамам уделялось много внимания.) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы её заметили.

(- Вот вы как, — сказала она, — я покажу вам, как не замечать меня, — и стала коробиться, кривиться, скрипеть.

Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней, сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением), что это стало невыносимым для окружающих.

Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили (другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) ее дверные обязанности.

Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. ( Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы.)

Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.)

infourok.ru

Таблица «Приемы сжатия текста»

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.  

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. 

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию. 

Обобщение

Замена

— вводных слов; 

— однородных членов предложения; 

— повторов; 

— однотипных примеров; 

— риторических вопросов и восклицаний; 

— цитат; 

— деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 

— пояснений; 

— рассуждений; 

— описаний; 

— слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

— парцеллированных предложений; 

— ряда предложений; 

— связанных одной мыслью, частей предложений; 

— конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

— однородных членов обобщающим словом; 

— сложного предложения —  простым; 

— части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 

— прямой речи — косвенной; 

— части текста — одним предложением; 

— части предложения местоимением и т.д. 

При исключении необходимо 

1.Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 

2.Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

При обобщении необходимо 

1.Найти в тексте мелкие, единичные факты. 

2.Найти в них общее. 

3.Объединить эти факты на основе общего. 

4.Сформулировать получившееся предложение. 

При замене необходимо 

1.Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 

2.Сформулировать получившееся предложение. 

Пример: 

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата.

(И. Соколов-Микитов) 

Пример: 

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись.

(Ю. Казаков) 

Пример: 

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков) 

infourok.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: Презентация «Способы сжатия текста»

Слайд 1

Способы сокращения текста Подготовка к экзамену в новой форме

Слайд 2

Сжатое изложение – задание №1 экзамена в новой форме В данной работе проверяются ваши умения: Уметь выделять микротемы Определять в них главное, отсекать второстепенное Этот вид работы сложнее, чем подробное изложение, так как вы не просто должны как можно больше записать, но отобрать главное и достаточно кратко передать полученную информацию.

Слайд 3

Критерии оценивания изложения Экзаменуемый правильно применил не менее двух разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста. или Экзаменуемый правильно применил один приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста 3 балла

Слайд 4

Экзаменуемый правильно применил не менее двух разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста. или Экзаменуемый правильно применил один приём сжатия, использовав его для сжатия 3 микротем текста 2 балла

Слайд 5

Экзаменуемый правильно применил не менее двух разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста. или Экзаменуемый правильно применил один приём сжатия, использовав его для сжатия 2 микротем текста 1 балл

Слайд 6

Экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста. или экзаменуемый не применил ни одного приём сжатия текста. или Экзаменуемый неправильно использовал приёмы сжатия текста и исказил авторский замысел. 0 баллов

Слайд 7

Существуют три способа сжатия текста: Исключение Обобщение Упрощение

Слайд 8

Исключение — исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. Исключение повторов. Исключение фрагмента предложения. Исключение одного или нескольких синонимов.

Слайд 9

Обобщение Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары. образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.

Слайд 10

Упрощение разбивка сложного предложения на сокращенные простые; замена сложноподчинённого предложения простым. перевод диалога или прямой речи в косвенную; Замена фрагмента текста синонимичным выражением. Переформулирование мысли своими словами.

Слайд 11

Способы сокращения текста Содержательные Языковые Разделение информации на главную и второстепенную Свёртывание информации за счёт обобщения Замена однородных членов предложения обобщающим словом Замена фрагмента предложения синонимом Замена предложения или его части указат. Местоимением Замена СПП простым Исключение повторов Исключение синонимов Исключение фрагмента предложения Слияние несколько предложений в одно

Слайд 12

Содержательные способы сокращения текста Здесь важно хорошо понять текст, определить: Проблему, содержащуюся в тексте Стиль текста Тип речи Строение абзацев Структуру предложений Необходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной Важная информация как правило содержится в главной части сложного предложения

Слайд 13

Упражнение №1. Прочитайте предложения и выпишите из них главную информацию А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Многие вещества биологического происхождения , основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. Проверь себя

Слайд 14

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям , подтверждением тому является устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве , так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются. Проверь себя Конечный вариант Чистый воздух нужен не только людям, но и машинам.

Слайд 15

Упражнение №2. Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряемы, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Слайд 16

1.1. Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Цель конкретна и достижима, мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения. В данном случае используется приём исключения информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, приёма слияния 2-ого и 4-ого предложений, упрощение структуры этого предложения 2.1. Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. 2. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта – это нечто другое. В данном варианте исключается информация 3-его предложения, фрагмент 1-ого предложения, подобран контекстуальный синоним (просчитать), слиты 2 предложения. 3.1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. 2. Цель конкретна, точна, достижима. 3. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения. Используется приём исключения факультативной информации (3-е предложение, второстепенные члены в 4-м предложении Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем нерациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряемы, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.

Слайд 17

Языковые способы сокращения текста Дать подтверждение – подтвердить; привести доказательство – доказать; проводить исследование — …; совершать превращение — …; проявлять интерес — …; выдвинуть предположения — …; Процесс реакции – реакция; свойство упругости — …; месяц март — … А) трансформация словосочетаний Упражнение 3. Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие, ёмкие, экономичные.

Слайд 18

Языковые способы сокращения текста Для того чтобы осуществить – для осуществления; для того чтобы получить – для получения; для того чтобы изменить — …; для того чтобы соединить — …; для того чтобы распределить — …; для того чтобы рассмотреть — … В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели) ( В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели) Энергии, выделяющейся для ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды) Б) трансформация предложений Упражнение 4. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Слайд 19

Языковые способы сокращения текста Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейронов приблизительно в 10000 раз) Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы) Упражнение 5. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом

Слайд 20

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. Попробуйте сжать текст, используя разные способы сжатия текста.

Слайд 21

Побывал я как-то на Бородинском поле вместе с реставратором Н.И.Ивановым. Мы оба обнажили головы перед памятниками, воздвигнутыми на этом месте благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван памятник на могиле Багратиона. Преступники запятнали одно из благородных чувств – признательность русских брату-грузину.

nsportal.ru

«Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста» (10 класс, коррекционная школа)

Урок русского языка в 10А классе

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста»

Цель урока: подготовка учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста.

Задачи урока:

1.Образовательные

а) учить верно определять тему и основную мысль исходного текста;

б) формировать умение выделять микротемы;

2.Развивающие:

а) развивать умение логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя разные способы;

б ) работать над развитием речи учащихся, развивая умение выдерживать стилевое и синтаксическое единство в работе;

в) развивать навыки построения высказывания с учетом отношения автора к проблеме;

г) развивать творческие и познавательные способности учащихся.

3.Воспитательные:

а) воспитывать уважение и любовь к русскому слову;

б) воспитывать нравственные представления учащихся;

в) способствовать развитию коммуникативных УУД.

Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Оборудование:

Ход урока:

  1. Организационный момент (слайд 1)

  2. Цели и задачи урока.

– Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа – слов М. Горького о роли и назначении языка. Обратите внимание на слайд.

Слайд 2. Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М.Горький.

– Хорошее владение языком – инструментом – необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку в новой форме. Сегодня на уроке мы будем анализировать текст, тренироваться в сжатии текста разными способами. Вся наша работа будет направлена на подготовку к ОГЭ. 

3. Актуализация знаний

Лингвистическая разминка

– Что такое изложение?

Ответ: Изложение — это письменный пересказ какого-либо текста своими словами.

Слайд 3. Изложение – это пересказ текста и передача его языковой формы, стиля автора.

– Какие виды изложения вам известны?

Ответ: подробное, сжатое

Подробное (содержание передается полностью и подробно) и сжатое (от глагола «сжать» — сократить, уменьшить в объеме).

— Какова цель сжатого изложения?

Слайд 4. Цель сжатого изложения передать содержание кратко, но сохранить то, что особенно важно для раскрытия главной мысли.

— Когда в жизни мы используем краткий пересказ?

Ответ: На уроках литературы кратко пересказываем повести, рассказы, эпизоды. Можно кратко пересказать фильм, спектакль, случай из жизни.

– Назовите главные задачи, которые стоят перед вами для успешного написания сжатого изложения.

Вспомним основные понятия.

 Что такое микрототема?

Слайд 6,7. Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.

 Какие приемы сжатия текста вы знаете?

Слайды 8,9.1. Исключение подробностей (необходимо сначала выделить главное, а затем убрать второстепенную информацию, повторы, уточняющие, поясняющие, вводные конструкции)

2. Обобщение (обобщение сходных эпизодов, явлений, действий – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи)

1. Исключение:

  • исключение повторов;

  • исключение одного или нескольких синонимов;

  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

  • исключение фрагмента предложения;

  • исключение одного или нескольких предложений.

2.Обощение:

  • замена однородных членов обобщающим словом;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением со значением обобщения.

3. Упрощение:

  • слияние нескольких предложений в одно;

  • замена СПП простым ;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

– Что должно остаться в тексте?

Слайд 10. Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.

IV. Отработка навыка применения приёмов сжатия.

1. Прочитайте предложение и подчеркните в нем главную информацию.

А) Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. (Многие вещества биологического происхождения, имеют жидкокристаллическую структуру.)

Б)  Поздно вечером накануне того дня, в который Карл Иваныч должен был навсегда уехать от нас, он стоял в своем ваточном халате и красной шапочке подле кровати и, нагнувшись над чемоданом, тщательно укладывал в него свои вещи. ( Поздно вечером того дня, в который Карл Иванович должен был уехать от нас, он тщательно укладывал в чемодан свои вещи)

2. Прочитайте текст, сократите его. 
 Любовь к родному краю, к родной культуре, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д. С. Лихачёв)

3. Перед вами первые два абзаца текста. Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

1. Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

2. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. 3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. 4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

V. Практическая работа. Написание сжатого изложения.

Вспомним, как мы готовимся к прослушиванию текста.

Слушаем текст, работаем с черновиком. Прослушивание аудиозаписи 2 раза.

Какой  бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика. В детстве счет времени ведется иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд.

В детстве посеяны семена.  Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Микротемы:

  1. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления.

  2. Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян.

  3. Жизнь сложна и многообразна, состоит из миллионов поступков.

Сложные слова:

  1. Обделить —  Лишить чего-нибудь при дележе, раздаче.

  2. Невосполнимый –такой, что нельзя восполнить (сделать).

Сжатый вариант:

Какой  бы интересной ни была жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг – он обделен. Такие утраты невосполнимы. Взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год. В детстве каждый день – открытия. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни.

В детстве посеяны семена.  Не все прорастут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души были посеяны в детстве.

Правка текста. Применение приёмов сжатия.

VI. Домашнее задание – закончить работу над сжатым изложением.

infourok.ru

Способы сжатия текста: примеры

Уроки русского языка и литературы в школе очень увлекательны, но встречаются и определенные сложности. Одна из них – это написание изложения. Нам в данном задании необходимо укоротить рассказ учителя или имеющуюся информацию без потери основной мысли. Именно поэтому мы сегодня рассмотрим возможные способы сжатия текста и закрепим полученные знания на конкретных примерах. Обязательно смотрите их, они вам помогут разобраться с методом. Мы возьмем элементарные примеры для ознакомления.

способы сжатия текста

Перед тем как мы рассмотрим способы сжатия текста, необходимо понимать, что бездумно удалять его части (предложения и абзацы) нельзя. Надо вникнуть, понять основную мысль. Лучше всего разделить весь текст на смысловые блоки, каждый озаглавить, опираясь на полученный план, продолжить работу.

Исключение

Способы сжатия текста очень разнообразны. Предложения можно объединять, укорачивать, упрощать, но первым делом мы хотим обратить внимание на такой способ, как исключение.

способы сжатия текста изложения

Это не говорит о том, что можно просто взять и выбросить слишком длинное предложение, нет, его можно заметно укоротить с помощью исключения некоторых слов. Что можно выбросить из исходного текста без потери смысла? Вот вам небольшой перечень:

  • синонимы;
  • повторы;
  • однородные члены предложения;
  • фрагмент, который не несет смысловой нагрузки;
  • предложения с описаниями и рассуждениями.

Внимательно перечитывайте исходное предложение и получившееся. Второе должно быть компактным, но без ущерба смыслу. Для того чтобы было более понятно, приводим пример.

«На елке висели невероятной красоты шары, гирлянды, конфеты, она переливалась различными цветами: желтым, красным, синим, зеленым». Мы привели специально очень простой пример для тренировки. Попробуйте самостоятельно применить способы сжатия текста, а точнее, исключение и обобщение. Мы получим: «На елке висело много игрушек, которые переливались разными цветами». Смысл не потеряли, но предложение в разы короче изначального.

Обобщение

Для того чтобы получить высокий балл на экзамене, просто необходимо знать способы сжатия текста изложения. Сейчас мы переходим ко второму – обобщению. Мы в прошлом примере уже прибегали к этому способу, когда заменили названия различных елочных украшений одним словом «игрушки». Мы обобщили несколько незначительных частей. Как нужно действовать? Мы находим подобные сложные предложения, вычленяем в них однородное и находим речевую форму, которой их можно заменить.

«На лугу росли одуванчики, лютики, ромашки, маки, тюльпаны и колокольчики». Каким одним словом можно заменить это бесконечное перечисление? Конечно, «цветы». Мы получаем компактное предложение: «На лугу росли разные цветы».

способы сжатия текста с примерами

Способы сжатия текста изложения многообразны, но чаще всего используют именно обобщение. Что мы еще можем объединить? Если в тексте несколько предложений подряд повествуют об одном и том же, то можно сделать одно сложное предложение.

Упрощение

Мы рассмотрели некоторые способы сжатия текста с примерами, но не уделили внимания упрощению. Это очень значимый инструмент в работе подобного рода. Приступим!

основные способы сжатия текста

Мы можем упростить сложное и длинное предложение, то есть разбить его на простые. Конечно, этот прием нужно использовать совместно с другими. Практически любое сложноподчиненное предложение можно заменить простым. Не забываем про эту особенность. Проверим?

«Я уже лег в постель, когда последние солнечные лучи медленно уходили за крыши домов». Получаем «Я лег в постель на закате». Еще пример: «Мама сегодня встала рано, чтобы успеть подготовить праздничный торт на мой день рождения». Получаем «Мама встала рано, чтобы испечь торт».

Еще можно использовать прием перевода прямой речи в косвенную или формулировку основной мысли текста своими словами.

Приемы

Для того чтобы укоротить текст, часто обращают внимание на некоторые приемы. Итак, выделим основные способы сжатия текста, чтобы было проще запомнить:

  • замена;
  • исключение;
  • слияние.

Что мы можем заменить: однородные члены, фрагменты текста, сложноподчиненные предложения простыми, диалог косвенной речью. Исключаем все то, что не несет смысловой нагрузки: повторы, синонимы, предложения с описанием или рассуждением. Слиянию подлежат однотипные предложения, если речь в них идет об одном и том же.

Техника сжатия

Сначала мы внимательно читаем текст и делим на смысловые блоки, так мы составляем план, на который и будем опираться при написании изложения.

техника сжатия текста изложения

Выделяем главную мысль. Ищем «бесполезные» фрагменты текста, которые можно сразу же убрать. Упрощаем сложные, большие фразы и предложения. Применяем все методы и инструменты для сжатия, которые были приведены в данной статье. Не забудьте прямую речь заменить на косвенную, так объем текста значительно уменьшится.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *