Материал для подготовки к устной части огэ по русскому языку – «Методические рекомендации к устной части ОГЭ по русскому языку»

Методическое пособие по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку

Вариант 4

Задание1. Чтение текста. Перед вами портрет Ивана Ивановича Шишкина (1873 — 1943).  Это великий русский художник-пейзажист.hello_html_285e0c7a.png

Выразительно прочитайте текст об Иване Ивановиче Шишкине вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. hello_html_m799068a4.jpg

Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Изображал ли он дубы или берёзы, они получали в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.hello_html_m2ac86e44.jpg

Его произведения столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места. Особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 году ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, что осталось в его мастерской. Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу», а также рисунки.

Шишкин одним из первых в русском искусстве сумел открыть своим современникам красоту и поэзию родного пейзажа во всей его величественной простоте. Ведь до передвижников, к которым принадлежал Шишкин, художники академической школы изображали преимущественно южную природу и писали главным образом живописные местности и уголки Италии. Передвижники же с их обостренным интересом к народному и национальному содержанию искусства оказали огромное влияние и на развитие пейзажного жанра.

Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.

Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова И.Н.Крамского:

Подумайте, где лучше в пересказе использовать слова И.Н.Крамского. Вы можете использовать любые способы цитирования.

hello_html_m799068a4.jpg

У Вас есть 1 минута на подготовку.

……………………………………………………………………………………………………hello_html_45fb90f5.jpg

Задание 3 Монологическое высказывание

Выберите одну из предложенных тем беседы.

ТЕМА 1

Мой младший брат (На основе описания фотографии)

hello_html_m62db4ea3.jpg

ТЕМА 2

Геройский поступок (Повествование на основе жизненного опыта)

hello_html_m478aeffd.jpg


ТЕМА 3

Нужно ли улучшать экология Вашего города? (Рассуждение по поставленному вопросу)

hello_html_m799068a4.jpg

У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не меньше 3 минут.

……………………………………………………………………………………………………hello_html_45fb90f5.jpg

Задание 4 Диалог

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

ТЕМА 1. Мой младший брат hello_html_302c09b1.jpg

…………………………………………………………………………………………………hello_html_m34a35a12.jpg

К заданию 3. Монологическое высказывание. КАРТОЧКА УЧАСТНИКА СОБЕСЕДОВАНИЯ

Опишите фотографию.

hello_html_24213f2f.jpg

Не забудьте описать,

  • кто изображен на фотографииhello_html_m769d98bf.png

  • место действия

  • интерьер помещения

  • настроение героев

  • чем они занятыhello_html_2df31a7a.jpg

…………………………………………………………………………………………………..

К заданию 4 Диалог КАРТОЧКА СОБЕСЕДНИКА-ЭКЗАМЕНАТОРА

  1. Есть ли у Вас братья или сестры?hello_html_m45933c8d.png

  2. О чем можно поговорить с братом (сестрой)?

  3. Объединяют ли вас дружеские отношения?

  4. Играли ли Вы с братом (сестрой)? В какие игры?

hello_html_1f67d34e.jpgТЕМА 2 Геройский поступок

……………………………………………………………………………………………………..hello_html_m13ff6dc7.jpg

К заданию 3. Монологическое высказывание. КАРТОЧКА УЧАСТНИКА СОБЕСЕДОВАНИЯ

Расскажите о чьем-либо геройском поступке. hello_html_m769d98bf.png

Не забудьте рассказать,

  • когда и где происходило событие;

  • с кем происходило событие;

  • были ли Вы очевидцем произошедшего или услышали рассказ от других;

  • о своих впечатлениях.

………………………………………………………………………………………………………hello_html_m13ff6dc7.jpg

К заданию 4 Диалог КАРТОЧКА СОБЕСЕДНИКА-ЭКЗАМЕНАТОРА

1. Приходилось ли Вам совершать геройский поступок? hello_html_m2494590a.jpg

2. Какими чертами характера должны обладать такой человек?

3. Почему люди бросаются спасать других, рискуя своей жизнью?

_____________________________________________________________________________

hello_html_m7fd88b7e.jpg

ТЕМА 3. Нужно ли улучшать экология Вашего города?

……………………………………………………………………………………………………..hello_html_m13ff6dc7.jpg

К заданию 3. Монологическое высказывание. КАРТОЧКА УЧАСТНИКА СОБЕСЕДОВАНИЯ

Дайте развернутый ответ на вопрос: «Нужно ли улучшать экология Вашего города?» hello_html_ma906ba7.jpg

Не забудьте дать ответ на вопросы:

  • Интересуетесь ли Вы экологическими вопросами?

  • Какие предприятия находятся в вашем городе?

  • Загрязняют ли они окружающую среду?

……………………………………………………………………………………………………..hello_html_m13ff6dc7.jpg

К заданию 4 Диалог КАРТОЧКА СОБЕСЕДНИКА-ЭКЗАМЕНАТОРА

1. Почему нужно улучшать экологию Вашего города?hello_html_m2494590a.jpg

2. Считаете ли Вы, что от Вас тоже зависит качество окружающей среды? 3. Участвовали ли Вы в каких-либо экологических акциях?

infourok.ru

Подготовка учащихся к устной части экзамена по русскому языку в 9 классе

В 2018 году в порядке эксперимента вводится новая форма мониторинга знаний по русскому языку – собеседование в устной форме. Эксперимент предполагает оценку «зачёт» / «незачёт», которая не влияет на допуск к ОГЭ.

Устная часть ОГЭ по русскому языку направлена на выявление коммуникативных навыков школьников. Она проверит способность читать тексты с интонацией и эмоциональной окраской, пересказывать прочитанное, с привлечением дополнительной информации, умение вести монолог и диалог. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Коммуникативные навыки важны для познавательной деятельности, культурного роста, будущей профессиональной деятельности и самовыражения, взаимодействия с окружающими людьми, миром.

Цель моей статьи: поделиться системой заданий для создания условий для формирования коммуникативной и языковой компетенции учащихся посредством работы с упражнениями для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
  2. Выявить наиболее оптимальные способы формирования коммуникативной и языковой компетенции. 3. Разработать, подобрать эффективные задания для подготовки учащихся к сдаче устной части по русскому языку.

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь предполагает наличие собеседника, поэтому она  зависит от ее восприятия. Реакция слушателей, их реплики – все это влияет на характер речи и может изменить ее в зависимости от этой реакции. Говорящий создает свою речь, одновременно работая над содержанием и формой текста, предложения и слова.

Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменную речь мы читаем и записываем. Пишущий может совершенствовать, изменять и исправлять написанный текст.

Устная и письменная речь

Задание 1 «Чтение текста вслух» предполагает работу с интонацией и темпом речи. Для этого необходимо прежде всего понимать текст.

Анализ текста – это нахождение авторского замысла, основной идеи произведения, проникновение в логику текста, «приближение к себе». Вся подготовительная работа от первого прочтения «про себя» до чтения вслух сводится к тому, что чтец стремится текст автора сделать своим, встать на место автора. Выразительное чтение во многом зависит от заинтересованности читающего информацией текста. Если содержание вызывает интерес, то все требования к выразительному чтению, как правило, соблюдаются.

При тренировке чтения текстов учащиеся отмечают трудности в ударении, прочтении иноязычных, сложных слов, фамилий, склонении числительных.

Готовясь к чтению, работаем над содержанием:

  1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
  2. Определите тему текста (о чем текст?).
  3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.

Способ сфокусировать внимание — это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация.

Готовясь с учениками к 1 части зачётной работы, говорим о неотъемлемых частях выразительного чтения:

  • логических ударениях;
  • темпе;
  • дикции;
  • дыхании;
  • ритме;
  • паузах;
  • эмоционально-образной выразительности (сопереживании).

Логическое ударение — это выделение в речи слова или фразы, которые являются наиболее важными в сообщении. Станиславский говорил об ударении: «Ударение — указательный палец, отмечающий самое главное слово во фразе или такте!» В обыденных разговорах люди используют смысловое ударение не задумываясь, потому что ясно осознают, что именно хотят сказать. Трудность возникает, когда надо прочитать вслух текст, написанный кем-то другим. Необходимо найти ключевые слова и фразы текста. Если нужно выделить важную мысль, то сделать это можно так: увеличить силу голоса, медленнее проговорить нужную фразу, сделать паузу до и/или после нее.

Нельзя при чтении текста выделять слишком большое количество слов: это рассеивает внимание. Также некоторые учащиеся используют прием периодического подчеркивания, то есть акцентируют слова через равные промежутки времени, не важно, несут эти слова смысловую нагрузку или нет. А некоторые без надобности выделяют предлоги и союзы, такие как «и», «но», «тоже», «за», «перед» и т. д. Это очень отвлекает и выглядит как плохая манера речи. Изменение силы голоса тоже надо использовать уместно, потому что если чрезмерно усилить голос, то слушателям покажется, что с ними говорят свысока.

Даю задания для тренировки:

  1. Прочитайте предложение, делая логическое ударение на разных словах, объясните смысл прочитанной фразы: Ты взял яблоко?
  2. Подчеркните слова, на которые падает логическое ударение: Собираясь уходить и пожимая Циолковскому руку, / Никита сказал : // «Если я завтра приду за вами, /поедете на вокзал / прочитать лекцию»

Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз. Плохая дикция затрудняет понимание сути произносимого. «Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб» (К. С. Станиславский).

Чёткости произношения способствует работа над скороговорками. Памятка ученикам:

  1. не нужно стремиться сразу быстро произносить скороговорки, сначала произносите ее медленно, выговаривая каждый отдельный звук, останавливаясь после каждого слова;
  2. при произнесении скороговорки следите за полнотой всех проговариваемых звуков, не допуская нечеткости и «смазанности»,
  3. поставьте разные исполнительские задачи, например: при речевом исполнении этого текста я хочу подшутить, хочу пожаловаться, хочу посплетничать, хочу похвастаться и т. д.

Примеры:

1. Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.

2. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

3.
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
про покупочки мои.

Правильно организованное дыхание играет в речи первостепенную роль. Отсутствие необходимого запаса выдыхаемого воздуха приводит к срывам голоса, неоправданным паузам, искажающим фразу. Следует помнить, что неравномерно расходуемый воздух зачастую не дает возможности до конца договорить фразу, заставляет «выжимать» из себя слова.

Упражнение: выбрать стихотворение со строкой небольшого размера, например, «Белеет парус одинокий» или «Люблю грозу в начале мая». Произнести на одном выдохе первую строку, добрать воздух и на одном выдохе произнести две следующие строки, снова добрать воздух и произнести сразу три строки и т. д. Добирать воздух нужно незаметно носом и ртом. Таким образом, выполняя упражнения дыхательной гимнастики, мы вовлекаем дыхание в голосообразование.

«Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты, или, иначе говоря, с расстановки логических пауз» (К. С. Станиславский, собр. соч., т. III). Логическая группировка слов влияет на верную трактовку произведения и на ясную и убедительную передачу его.

Логические паузы обязывают говорящего произносить слова, заключенные между ними, не разделяя, плавно, как одно слово. В зависимости от того, где будет сделана пауза, фраза приобретает разное значение.

Расставьте знаки, паузы, объясните смысл предложений (предложения даются без знаков):

1. Она / жеребенок — Она же / ребенок;

2. Простить нельзя — / сослать в Сибирь — Простить, / нельзя сослать в Сибирь;

3. «Этот человек, / — не раз говорил брату Антон, / — никогда не был учителем». — Этот человек не раз говорил брату: / «Антон никогда не был учителем».

4. И шла она легко, / назад Изгибы длинные чадры Откинув. — И шла она легко назад, / изгибы длинные чадры откинув.

5. Я занимался с братом, / который был болен английским языком. — Я занимался с братом, / который был болен, /  английским языком.

6.
Хватит! / Жевать давайте, / читать…

Хватит. / Жевать? / Давайте! / Читать?

Хватит жевать / – давайте читать.

7. По тропинке к дому шли дедушка, / Иван Петрович, / девочка, / Маша, / дядя, / Андрей, / тетя, / Анна Ильинична, / бабушка, / Даша. — По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович, / девочка Маша, / дядя Андрей, / тетя Анна Ильинична, / бабушка Даша

8. Поставлю статую, / золотую пику держащую. — Поставлю статую золотую, / пику держащую.

9. Нынче совсем ничего не мог писать утром / — заснул. (Л. Т.) — Нынче совсем ничего не мог писать / — утром заснул.

10. Приготовьтесь боксеры, / гимнасты,  борцы на выход. — Приготовьтесь боксеры, гимнасты,  / борцы на выход.

Знаки препинания являются теми условными обозначениями, которые помогают исполнителю раскрыть ход мыслей автора. Упражнения: прочитайте предложения, объясните их смысл. Обратите внимание на то, как изменяются смысловые оттенки, а иногда и смысл полностью при перемене знаков препинания.

1.
Жарко, солнце стоит над головой.
Жарко: солнце стоит над головой.

2.
Зима суровая, лето знойное.
Зима суровая – лето знойное.

3.
Жаворонки звенят! Воркуют зобастые голуби; реют ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки смирно повиливают хвостами.
Жаворонки звенят, воркуют зобастые голуби, реют ласточки, лошади фыркают и жуют, собаки смирно повиливают хвостами.

4.
Володя пришёл.
Володя пришёл?
Володя пришёл!

5.
Вернёшься домой, посидишь, отдохнёшь.
Вернёшься домой – посидишь, отдохнёшь.

6.
Я давно не видел брата друга и сестру.
Я давно не видел брата, друга и сестру.

7.
Письмо должно быть срочно доставлено адресату.
Письмо, должно быть, срочно доставлено адресату.

При чтении важно передать чувства, настроение, переживание. Проверяя себя, подумайте, что вы хотите передать слушателям, какую картину нарисовать, с какой целью. В стихотворных примерах не забывайте о паузе в конце каждого стиха (строки).

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
Судно весело бежит
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Следует помнить, что «интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателей» (Станиславский К.С. Работа актера над ролью // Собр. соч.: В 8 т. – Т. 4. – с.286).

Работая над темпом чтения (примерно 120 слов в минуту), выясняем, что ускоренный темп часто отрицательно влияет на качество интонации и произнесения слов. Если ученик говорит очень быстро и без остановок, то польза от такой речи сводится к нулю. Тренируясь, учащиеся понимают, что темп прочтения текста должен быть средним. При подготовке учащихся к выполнению 1 части устного экзамена по русскому языку даю тексты для прочтения из открытого банка заданий для подготовки к написанию сжатого изложения или литературные тексты. Вначале мы слушаем как образец аудиозапись профессионального чтеца, затем ученики читают данный текст.

Итоговые упражнения:

1.  Разбейте текст на речевые такты, расставьте паузы, ударения. Прочитайте текст.

«Хождение по мукам? Нет, так будет неправильно сказать. Были, были муки. И сомнения были, холодные, колючие. И, бывало, схватывало за горло отчаяние. Все было, но зато и минуты восторга, необыкновенного, полного счастья, когда вдруг где-нибудь на дороге, во мраке, встретишь незнакомого, но родного человека, и он распахнет перед тобой все богатства своей души, непокоренной, красивой русской души и спросит: «Как же быть, товарищ?» (Б. Горбатов, «Непокоренные»).

2. Прочитайте вслух следующий отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Певцы»:

«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль.

У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня… Я оглянулся– жена целовальника плакала, припав грудью к окну.

Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего, Николай Иванович потупился; Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно покатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…»

Способность умело пользоваться паузами, логическими и психологическими, — показатель выразительности звучания слова чтеца, свидетельство наполненности его жизненной воздействующей силой.

Готовясь ко 2 заданию устной части «Пересказ текста с включением приведённого высказывания», вспоминаем план работы над подробным изложением и записываем его в тетради (можно раздать готовый план после обсуждения).

Как готовиться к изложению (памятка учащимся)

  1. Прочитайте текст перед выполнением первого задания.
  2. Определите тему текста (о чем текст?).
  3. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Озаглавьте текст. (Помните, что в заглавии может быть выражена тема или идея текста.)
  4. Определите стиль текста и тип речи.
  5. Составьте вопросный или тезисный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  6. Запомните ключевые слова в каждой микротеме. Постарайтесь их использовать при пересказе.
  7. Запомните словосочетания, в которых есть яркие языковые особенности, тропы. Постарайтесь сохранить их при изложении.
  8. Читая текст вслух, старайтесь запомнить его содержание.
  9. Подумайте, в какое место по смыслу можно вставить данную цитату.

Для того чтобы правильно вставить цитату в текст (Задание 2. Работа с высказыванием), выполняем упражнение.

Передайте чужую речь разными способами.

«Стих Пушкина благороден, изящно прост, национально верен духу языка». (В. Г. Белинский)

  1. В виде предложения с прямой речью.
  2. В виде предложения с косвенной речью.
  3. В виде предложения с вводной конструкцией.
  4. В виде предложения с дополнением, выраженным существительным в предложном падеже с предлогом о.
  5. В виде части предложения.
  6. Введите цитату не полностью.

Обобщающие задания даю по упражнениям №6, 177, 226 учебника русского языка 9 класса Тростенцовой Л. А., Ладыженской Т. А. и др. Задание типа «Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова…» провожу с использованием упражнения №178: «Цитату №1 включите в текст упражнения №177, а цитату №3 в текст упражнения №6». С этими заданиями учащиеся работают вначале так, что один ученик пересказывает текст, включая цитату, затем идёт обсуждение выполненной работы. На следующем этапе, на других уроках, идёт работа  в парах, и ученики слушают, исправляют и дополняют друг друга.

Монологическая речь – вид речи, обращенный к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи монологическая речь характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

В 3 задании учащиеся должны показать степень владения одним из типов речи (описанием, повествованием или рассуждением), строить монологическое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Вспоминаем вначале, каковы основные признаки текста (законченность, смысловая цельность, тематическое и композиционное единство частей, грамматическая связь между предложениями), затем обсуждаем  назначение типов текстов.

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д. Языковые средства: при описании часто используются прилагательные, причастия, наречия, то есть такие части речи, которые помогают изобразить признаки предметов, действий и других признаков.

Задача при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом? Языковые средства – обилие глаголов и деепричастий.

При рассуждении задача автора — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит?

Повторяем особенности построения текстов различных типов речи. Обсуждаем возможный план ответа при описании картины или фотографии и записываем его:

  1. Что изображено на переднем и заднем плане.         
  2. Кто изображен? Что делают герои? Что для них важно в этот момент?
  3. Какие особенности пейзажа, времени года можно отметить?
  4. Какие цвета, оттенки использованы? Почему?
  5. Каково настроение?
  6. Какие впечатления у вас вызвала фотография, картина?

При обсуждении текста повествования вспоминаем элементы композиции и  составляем такой план:

  1. Экспозиция.
  2. Завязка.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация.
  5. Развязка.
  6. Эпилог. (В тексте небольшого объёма его может не быть.)

Если выбирается текст рассуждение, то план ответа может быть такой:

  1. Тезис (основная мыль, которая может быть спорной).
  2. Доказательства в защиту изложенной мысли.
  3. Аргументы из литературных источников, жизненного опыта.
  4. Вывод по теме.

Задания на этом этапе работы. Определите тип текста, докажите.

1. Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. (Описание, поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые душм»))

2. Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же. Портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку. Все это продолжалось около трех часов. (Повествование, роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

3. Выбор рассказчика продиктован стремлением А.С.Пушкина объективно представить развитие исторических событий.

Важную роль играет принадлежность Гринева к «старой» дворянской семье, где слова честь и дружба не разделяются. Соображения чести для отца Гринева стоят на перовом месте. Он напутствует сына: «Береги платье снову, а честь смолоду».

Имеет значение и возраст Гринева. Ему семнадцать лет. Он не испорчен обществом, руководствуется общечеловеческими соображениями больше, чем социальными оценками. Для него важен сам человек, а не его принадлежность к какому-либо сословию. Об этом свидетельствует, например, его уважение и отношение к Пугачеву.

И, наконец, Гринев – человек средних способностей, судит неглубоко, не делает далеко идущих выводов. Читатель порой видит дальше и подозревает о большем, чем сам Гринев.

Такой рассказчик не станет искажать факты, и его повествование будет максимально правдивым. (рассуждение)

Рассматриваем возможные темы к заданию и собираем в отдельных тетрадях материал: слова, словосочетания, предложения или тексты. Возможные темы высказывания:

  • природа родного края,
  • выходной день,
  • возможные конфликты между подростками и родителями,
  • современный город,
  • интересный урок в школе,
  • встреча с интересным человеком,
  • дружба в Интернете,
  • поход,
  • интересная профессия,
  • концерт,
  • мой лучший друг,
  • библиотека,
  • помощь родителям,
  • театр, кино,
  • любимое увлечение,
  • музыка в моей жизни,
  • школьное мероприятие,
  • спорт в моей жизни,
  • спортивное соревнование,  
  • правильное питание,
  • школьный спектакль,
  • летний лагерь,
  • любимое занятие в нашей семье,
  • мой домашний питомец,
  • интересная профессия,
  • любимая книга,
  • заимствованные слова,
  • весёлая вечеринка,
  • школьный кабинет,
  • любимая телепередача,
  • компьютерные игры,
  • прогулка в лесу,
  • на рыбалке,
  • игры детства,
  • домашние дела,
  • защита природы,
  • в гостях у близких,
  • в художественной галерее,
  • интересная поездка,
  • карнавал,
  • моя семья.

Работу с темами можно организовать блоками: искусство, семья, увлечения, природа, школьная жизнь др. Учащиеся готовят материал и на уроках читают, обсуждают его.

Памятка к речевому оформлению монологического высказывания:

  1. Определи основную мысль высказывания.
  2. Продумай план ответа.
  3. Определи ключевые слова-помощники.
  4. Помни об объёме высказывания (не менее 10 фраз).
  5. Используй разнообразные синтаксические конструкции.
  6. Постарайся использовать изобразительно-выразительные средства.
  7. Вырази собственное отношение к проблеме высказывания.

В учебниках русского языка даны упражнения, которые предлагают описать репродукцию картины на цветной вклейке. Работаем с ними по вопросам упражнений, когда готовимся к заданию 3 теме 1.

В качестве домашнего задания предлагаю учащимся подобрать картинку и составить тезисы для монолога.

Отрабатывая навыки составления текста-повествования, предлагаю поучаствовать в творческой мастерской, работая в группах.

  • 1 группа — расскажите о выходном дне, который запомнился вам больше всего,
  • 2 группа —   расскажите о своём лучшем друге,
  • 3 группа — расскажите о ваших занятиях спортом,
  • 4 группа — расскажите об экскурсии с классом,
  • 5 группа — расскажите о запомнившемся школьном мероприятии,
  • 6 группа — расскажите об одном из домашних праздников,
  • 7 группа — расскажите о посещении музея (картинной галереи, концерта).

В диалоге участвуют два человека. Для диалога характерен быстрый обмен репликами. Реплики участников диалога короче, если диалог тесно связан с ситуацией общения.

Для того чтобы диалог состоялся, составляем памятку для участников диалога.

  1. Выделите ключевые слова в вопросе. Определите тему беседы.
  2. Сохраняйте тему диалога.
  3. Дайте исчерпывающий ответ на заданный вопрос.
  4. Следите за речевым оформлением ответов.

Для подготовки к заданию 4 предлагаю вопросы для беседы вначале с учителем, после чего обсуждаем ответы.

Возможные вопросы к теме 1:

  1. Какие пейзажи Вам больше всего нравятся в Пензенском крае?
  2. Чем больше всего Вы любите заниматься на природе?
  3. Как Вы считаете, зачем люди выезжают на природу? 

Вопросы к теме 2:

  1. Нужно ли отдыхать от основного вида деятельности? Почему?
  2. Где и как Вы любите отдыхать?
  3. С кем Вы чаще всего отдыхаете и почему?

Вопросы к теме 3:

  1. Можно ли стать друзьями, общаясь в Интернете?
  2. Можно ли до конца узнать человека, общаясь в Интернете?
  3. Какие качества характера Вы больше всего цените в дружбе?

На дом задаю подготовить вопросы для диалога. Затем беседа ведётся в парах на следующем уроке.

 Подобные задания помогут лучше подготовить учащихся к новой форме экзамена по русскому языку.

В. М. Ситникова, учитель русского языка и литературы,
МБОУ ЛСТУ №2 г. Пенза

Литература: 

  1. Василенко Ю.С., сост. Постановка речевого голоса. Методические рекомендации. – М., 1973.
  2. Гвоздев А.Н. Станиславский о фонетических средствах языка. Лекции для учителей. – М.: АПН РСФСР, 1957.
  3. Гангстрем М.П., Кожевников В.А. Дыхание и речь. – В кн.: Физиология дыхания. – Л.: Наука, 1973.
  4. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1970.
  5. Никольская С.Т. Техника речи. – М.: Знание, 1978.
  6. Савкова З.В. Техника звучащего слова. – М., 1988.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1989.
  8. Щуртанов С.И. Как слово наше отзовется.– М., 1980.
  9. Учебное пособие: Правила выделения логических ударений методические указания для осмысления выразительной, логически правильной речи
  10. https://www.syl.ru/article/222818/new_logicheskoe-udarenie-sposob-vyidelit-myisli

www.uchportal.ru

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку

Прочитать, соблюдая орфоэпические нормы.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

БарельЕфом, рекогносцирОвка, ИндигИрка, КолЮчинская губа, навигациОнные, гидрографИческие, геомагнИтные, флотовОдец, облегчИть, тОтчас, отповолокОнная (связь), полупроводникИ, декОдер ярлыкОв, пешкОм, врач-кардиОлог, сердечно-сосУдистая хирургия, бег трусцОй.

infourok.ru

Презентация к мастер-классу по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку

Мастер-класс «Метапредметные задания как средство подготовки обучающихся к устной части ОГЭ по русскому языку»

Проводит: Троицкая Наталья Петровна (Учитель русского языка и литературы МОБУ Николаевской СОШ)

Дата: 30 октября 2017 года

Место: Ирбейская СОШ №1

Аудитория: РМО учителей русского языка и литературы

Участники:  учителя русского языка и литературы

  • ЦЕЛЬ: Показ отдельных методов работы с применением метапредметных заданий, направленных на подготовку обучающихся к устной части ОГЭ по русскому языку

Задачи:

— продемонстрировать коллегам приемы работы, обеспечивающие достижения метапердметных результатов: чтение текста вслух; пересказ с привлечением дополнительной информации; монологическое высказывание по одной из выбранных тем; диалог с собеседником. ,

— прокомментировать эффективность применения приемов;

— отработать приемы в деятельностно — имитационном режиме.

ОБОРУДОВАНИЕ:

—       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;

— тексты и фотографии.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

1. Постановка педагогической проблемы.

2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

3. Рефлексия.

I. ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

-Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с научной загадки. Подумайте, о каких важнейших умениях говорил Виктор Владимирович Виноградов: «Самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».

-Правильно, владение речью –это основа всех метапредметных умений: коммуникативных, регулятивных, познавательных.

— В рамках мастер — класса я хотела бы продемонстрировать Вам некоторые приемы формирования у обучающихся навыков, связанных с произносительной культурой, составлением спонтанной монологической и диалогической речи и поделиться своими соображениями, как подготовить учеников к устной части экзамена в 9 классе.

Комментарий: индукция (проблемная ситуация, научная загадка)

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ

  1. Целеполагание: Наше занятие я назвала так: «Я человек говорящий» и связано это прежде всего с тем, что перед нами поставлена цель: подготовиться к устной части экзамена в 9 классе, которая называется сейчас итоговое собеседование.

Внимательно прочитайте инструкцию к демонстрационному варианту, подумайте о том, что вам предстоит сделать на самом экзамене, а также определите, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке.

Комментарий: метапредметное задание: работа по инструкции, постановка задач урока, мотивация

  1. Самоконструкция. Первое, с чего мы начнём работу – это чтение вслух, чтобы подготовиться именно к выразительному чтению, выполните следующие задания:

  1. Вспомните, что такое интонация, как графически изображается интонация текста.

2. Подготовьтесь к выразительному чтению по плану

  • Прослушайте текст.

  • Следите за чтением диктора по тексту (см.Приложение1).

  • Во время прослушивания выполните необходимые пометы в тексте (паузы, логические ударения).

  • Поработайте с текстом: проставьте ударения в словах, выясните значение непонятных слов.

  • Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу (читаем про себя)

Комментарий: метапредметные задания действие по инструкции, аудирование, выразительное чтение про себя.

Итак, приступаем к выполнению 1 задания устной части экзамена.

1.Выразительно прочитайте текст вслух (см.Памятку работы в паре.)

Заполните маршрутный лист, занесите оценку напарника.

Приступайте к выполнению 2 задания, продолжайте работать в паре.

2.Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова А.П. Чехова: «Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника».

По окончании работы в паре заполните маршрутный лист.

Комментарий: взаимооценка, пересказ, логика работы с высказыванием.

3. Социоконструкция. Переходим к выполнению 3 задания. Как известно, в этом задании предлагается выбрать тему монологического высказывания и тип речи, в соответствии с которым оно должно быть построено. Я предлагаю выполнить эту работу в группах:

1 группа получит задание на тему «Поход» и построит текст-описание фотографии

2 группа построит текст-повествование на тему «Школьный проект»

3 группа порассуждает на тему «Нужна ли современному человеку дружба?»

Напоминаю вам правила работы в группе, время для подготовки задания я дам вам больше, чем на экзамене, так как мы пока ещё не волшебники, а только учимся. Через 7 минут группы будут предъявлять результат своей работы. На защиту выходит весь состав, так как этот этап работы мы назовём беседой (пусть не с экзаменатором, как на экзамене), а с аудиторией. Желательно, чтобы члены группы распределили между собой: кто озвучивает выполненное учебное задание, кто ответит на первый, кто на второй, кто на третий вопрос. Итак, приступайте к выполнению учебной задачи в группе. Время пошло.

3.Социализация. Уважаемые коллеги! Время для выполнения учебного задания закончилось. Предлагаю перейти к следующему этапу. Каждая группа сейчас получит вопросы для собеседования и критерии оценки выполнения заданий (монолог и диалог), а также критерии оценки речевой культуры. Распределите, пожалуйста, роли. Кто будет задавать вопросы, кто будет оценивать монологическое высказывание, кто оценит диалог, а кто речевое оформление. Во время выступления группы прошу внимательно слушать, лишних вопросов не задавать, чётко и слаженно выполнять задания в группе.

Итак, приглашаем первую группу на беседу, группа №2 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №3 внимательно слушает и следит за работой экспертов из второй группы.

Приглашаем вторую группу, группа №3 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №1следит за процессом.

Приглашаем третью группу, группа №1 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №2 внимательно слушает и следит за работой.

Спасибо! Вы успешно справились с задачей, попрошу секретарей каждой группы разнести результаты оценивания групп. Дорогие друзья! Пока мы просто готовимся, предлагаю результат работы всей группы записать и в свой личный зачёт. Заполните маршрутные листы.

Комментарий: метапредметные задания построение монологических высказываний разных типов речи, умение правильно выразить мысль во время диалога.

4. Разрыв. Пришло время подвести итоги. Посмотрите на ещё раз на задачи, которые мы ставили перед собой в начале занятия. Удалось ли нам решить все поставленные задачи? Подведите общий итог своей работы, посчитав в маршрутном листе количество набранных вами баллов. Если вы набрали 17 баллов, вы отлично потрудились сегодня. Если вы набрали от 8 до 14 баллов за все 4 задания устной части предстоящего экзамена, вы получили зачёт.

Отметьте, пожалуйста, на «лестнице успеха», произошли ли с вами какие –то изменения, продвинувшие вас в понимании того, что предстоит сделать на итоговом собеседовании.

5. Рефлексия. А теперь предлагаю сказать несколько слов вслух:

  • сегодня я узнал…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • мне захотелось

  • приеду домой…

Спасибо большое! Буду рада, если была Вам полезна.

-1-

Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с научной загадки. Подумайте, о каких важнейших умениях говорил Виктор Владимирович Виноградов: «Самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».

-Правильно, владение речью –это основа всех метапредметных умений: коммуникативных, регулятивных, познавательных.

— В рамках мастер — класса я хотела бы продемонстрировать Вам некоторые приемы формирования у обучающихся навыков, связанных с произносительной культурой, составлением спонтанной монологической и диалогической речи и поделиться своими соображениями, как подготовить учеников к устной части экзамена в 9 классе.

-2-

Наше занятие я назвала так: «Я человек говорящий» и связано это прежде всего с тем, что перед нами поставлена цель: подготовиться к устной части экзамена в 9 классе, которая называется сейчас итоговое собеседование.

Внимательно прочитайте инструкцию к демонстрационному варианту, подумайте о том, что вам предстоит сделать на самом экзамене, а также определите, какие задачи мы будем решать на сегодняшнем уроке.

-3-

Первое, с чего мы начнём работу – это чтение вслух, чтобы подготовиться именно к выразительному чтению, выполните следующие задания:

Вспомните, что такое интонация, как графически изображается интонация текста (слайд №4)

Возьмите текст (Приложение №1), приготовьте карандаш или ручку другого цвета, при прослушивании текста делайте необходимые пометы (паузы, логические ударения) (слайд №5). Поработайте с текстом: проставьте ударения в словах, выясните значение непонятных слов. Подготовьтесь к выразительному чтению и пересказу.

-4-

Итак, приступаем к выполнению 1 задания устной части экзамена. Работать будете в парах. См. Памятку работы в паре (слайд№6). Положите перед собой критерии оценки (Приложение 2 табл.1)

Действуйте по алгоритму. Заполните маршрутный лист занесите оценку напарника.

-5-

Приступайте к выполнению 2 задания, продолжайте работать в паре (слайд №7) Положите перед собой критерии оценки (Приложение 2, табл. 2 и 3)

Действуйте по алгоритму. По окончании работы в паре заполните маршрутный лист.

-6-

Переходим к выполнению 3 задания. Как известно, в этом задании предлагается выбрать тему монологического высказывания и тип речи, в соответствии с которым оно должно быть построено. Я предлагаю выполнить эту работу в группах:

1 группа получит задание на тему «Поход» и построит текст-описание фотографии

2 группа построит текст-повествование на тему «Школьный проект»

3 группа порассуждает на тему «Нужна ли современному человеку дружба?»

Напоминаю вам правила работы в группе (слайд №8), время для подготовки задания я дам вам больше, чем на экзамене, так как мы пока ещё не волшебники, а только учимся. Через 7 минут группы будут предъявлять результат своей работы. На защиту выходит весь состав, так как этот этап работы мы назовём беседой (пусть не с экзаменатором, как на экзамене), а с аудиторией. Желательно, чтобы члены группы распределили между собой: кто озвучивает выполненное учебное задание, кто ответит на первый, кто на второй, кто на третий вопрос. Итак, приступайте к выполнению учебной задачи в группе. Время пошло.

-7-

Уважаемые коллеги! Время для выполнения учебного задания закончилось. Предлагаю перейти к следующему этапу. Каждая группа сейчас получит вопросы для собеседования и критерии оценки выполнения заданий (монолог и диалог), а также критерии оценки речевой культуры. Распределите, пожалуйста, роли. Кто будет задавать вопросы, кто будет оценивать монологическое высказывание, кто оценит диалог, а кто речевое оформление. Во время выступления группы прошу внимательно слушать, лишних вопросов не задавать, чётко и слаженно выполнять задания в группе.

Итак, приглашаем первую группу на беседу, группа №2 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №3 внимательно слушает и следит за работой экспертов из второй группы.

Приглашаем вторую группу, группа №3 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №1следит за процессом.

Приглашаем третью группу, группа №1 задаёт вопросы и оценивает ответ группы, группа №2 внимательно слушает и следит за работой.

Спасибо! Вы успешно справились с задачей, попрошу секретарей каждой группы разнести результаты оценивания групп. Дорогие друзья! Пока мы просто готовимся, предлагаю результат работы всей группы записать и в свой личный зачёт. Заполните маршрутные листы.

-8-

Пришло время подвести итоги. Посмотрите на ещё раз на задачи, которые мы ставили перед собой в начале занятия. Удалось ли нам решить все поставленные задачи? Подведите общий итог своей работы, посчитав в маршрутном листе количество набранных вами баллов. Если вы набрали 17 баллов, вы отлично потрудились сегодня. Если вы набрали от 8 до 14 баллов за все 4 задания устной части предстоящего экзамена, вы получили зачёт.

Отметьте, пожалуйста, на «лестнице успеха», произошли ли с вами какие –то изменения, продвинувшие вас в понимании того, что предстоит сделать на итоговом собеседовании.

-9-

А теперь предлагаю сказать несколько слов вслух:

  • сегодня я узнал…

  • я понял, что…

  • я научился…

  • мне захотелось

  • приеду домой…

Спасибо большое! Буду рада, если была Вам полезна.

infourok.ru

Шаблон к монологу (устная часть ОГЭ по русскому языку)

Примеры ответов к заданию 3 итогового собеседования ОГЭ по русскому языку

Шаблоны монологического высказывания.

Рассказ на заданную тему

1. Я хочу рассказать об одном интересном событии — ….

2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).

4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).

5. И вот наступил долгожданный день.

6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..

7. Кроме того, мы увидели ….

8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….

9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……

10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

Рассуждение на заданную тему

1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.

2. (Произнести заданную для монолога тему).

3. Попробую изложить свою точку зрения.

4. Итак, (далее прочитать первый предложенный вопрос).

5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).

6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…

7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

8. Кроме того, (далее изложить информацию из последнего вопроса).

9. (Ответ на последний вопрос)

10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

В пунктах 5, 6, 7, 9 применять прием реконструирования вопросительного предложения в утвердительное.

Описание фотографии

1. Передо мной интересная фотография.

2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..

3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

5. На переднем плане мы видим….

6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).

7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)

9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

infourok.ru

Консультация по русскому языку (9 класс) на тему: Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку.

Ссылки для подготовки устной части ОГЭ по русскому языку

 http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

http://www.edustandart.ru/rosobrnadzor-kak-budet-prohodit-ustnyj-ekzamen-po-russkomu-yazyku-9-klass/

http://www.uchportal.ru/ustnoe-sobesedovanie-po-russkomu-yazyku-dopusk-k-osnovnomu-gosudarstvennomu-ehkzamenu-v-2018-godu

http://shcoolparallel.umi.ru/razminka_u_doski/ъ

http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/82072-podgotovka-k-ustnoy-chasti-oge-po-russkomu-yazyku-v-9-klasse.html

Пример задания

Задание 1.4. Чтение текста вслух

Выразительно прочитайте текст   вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

Чайковский проснулся рано и не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну.

Дом стоял на пригорке. Леса уходили вниз, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место — Рудой Яр.

Он окликнул слугу и заторопил его, чтобы поскорее идти на Рудой Яр. Он знал, что, побывав там, он вернется — и давно живущая где-то внутри любимая тема хлынет потоками звуков.

Так и случилось. Он долго простоял на обрыве Рудого Яра.

Больше всего в этот день Чайковского поразил свет. Знакомый край был весь обласкан светом, просвечен им до последней травинки. Разнообразие и сила освещения вызывали у Чайковского то состояние, когда кажется, что случится что-то необыкновенное, похожее на чудо. Его нельзя было терять. Надо было тотчас возвращаться домой, садиться за рояль. Чайковский быстро пошел к дому.

Дома он приказал слуге никого к себе не пускать и сел к роялю.

Он играл. Он добивался ясности мелодии. (По К.Г. Паустовскому.)


Критерии оценивания чтения вслух 
Баллы 
Самооценка/

взаимооценка

Интонация 
  ИЧ 
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. 

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. 

Темп чтения 
  ТЧ 
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче*. 

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 

Правильность речи 
 Р1 
Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют. 

Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов. 

Максимальное количество баллов за всё задание 

К основным группам коммуникативных задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение.

nsportal.ru

Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) на тему: ОГЭ русский язык (устно)

 Устная часть ОГЭ по русскому языку

Модель «Ученик — компьютер»

Задания будут представлены на экране монитора

Устная часть по русскому языку будет состоять из трех заданий. Каждый вариант состоит из трёх заданий базового уровня сложности, различающихся формой заданий. Задания представляют собой задания открытого типа с развёрнутым ответом. 

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку – 1,5 минуты.

В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов.

В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план. Время на подготовку – 1 минута.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудио- и видеозапись.

 Общее количество баллов за всю работу – 16 баллов.

Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 9 и более баллов.

 

Устная часть. Задание 1. Выразительное чтение текста вслух

Все материалы по теме «Устная часть ОГЭ по русскому языку»

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.

     Выразительное чтение — один из аспектов навыка чтения. Чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения или статьи.

Признаки выразительного чтения:

1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

    Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

     Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность  говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие».

     Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

      Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут.

 

     Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота.

     Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!

     Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок.

     Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами.

    Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я ему ответил, что что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание.

(По И. И. Пущину. Записки о Пушкине)

 

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Самооценка/

взаимооценка

Интонация

 

 

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

 

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

 

Темп чтения

 

 

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче*.

1

 

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

0

 

Правильность речи

 

 

Р1

Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

1

 

Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов.

0

 

Максимальное количество баллов за всё задание

3

 

 

*К основным группам коммуникативных задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение.

Устная часть. Задание 2. Условный диалог

Все материалы по теме «Устная часть ОГЭ по русскому языку»

В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов.

Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.

Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы. На ознакомление с вопросами – 1 минута. Ответ на каждый вопрос – 1 минута.

 

  1. Есть ли у Вас друг?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Почему Вы подружились? Что у вас общего?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Чем Ваш товарищ отличается от Вас?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, Вы хороший друг? Почему Вы так считаете?

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Посоветуйте своим сверстникам, как найти настоящего друга.

Ответ: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Выполнение коммуникативной задачи оценивается отдельно для каждого данного экзаменуемым ответа на вопрос.Речевое оформление оценивается в целом по пяти ответам.

 

Критерии оценивания диалога (Д).

Баллы

Самопроверка/

взаимопроверка

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей: дал полный ответ на вопрос.

1

Вопрос №

1

2

3

4

5

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

дан неточный или односложный ответ на вопрос,

или

экзаменуемый не дал ответ на вопрос.

0

Баллы

 

 

 

 

 

Общий балл

Максимальное количество баллов

1

 

 Максимальное количество баллов по критерию Д – 5.

Критерии оценивания речевого оформления

ответов на вопросы (Р2).

Баллы

Самопроверка/

взаимопроверка

Грамотность   речи

 

 

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют.

2

 

Допущено не более 3 ошибок.

1

 

Допущено более 3 ошибок.

0

 

Речевое оформление

 

 

Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции

1

 

Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции

0

 

Максимальное количество баллов

3

 

 

Итого

 

 Общее количество баллов за задание 2 – 8.

Устная часть. Задание 3. Монологическое высказывание

Все материалы по теме «Устная часть ОГЭ по русскому языку»

В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план.

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

 

  1. Опишите фотографию.
  2. Расскажите о своем хобби (увлечении).

Не забудьте рассказать,

  • почему Вы увлеклись именно этим занятием;
  • о незабываемом моменте, связанном с хобби;
  • разделяет ли Ваш друг Ваше увлечение;
  • есть ли польза для Вас (или окружающих) от данного рода увлечения.

 Обратите внимание, Ваше высказывание должно быть связным.

Критерии оценивания монологического высказывания (М).

Самооценка/

взаимооценка

Выполнение коммуникативной задачи — описание фотографии

Баллы

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

 

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы,

и/или

допущены фактические ошибки.

0

 

Выполнение коммуникативной задачи — повествование о личном жизненном опыте

 

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

 

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы.

0

 

Речевое оформление высказывания

 

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

 

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

0

 

Грамотность речи

 

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

2

 

Допущено не более 3 ошибок.

1

 

Допущено более 3 ошибок.

0

 

Максимальное количество баллов

5

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *