Местоимение на какие вопросы – Местоимения в русском языке ℹ️ на какие вопросы отвечает, что обозначает, виды, примеры притяжательных, личных, указательных, определительных местоимений

Содержание

На какие вопросы отвечает местоимение

Ни для кого не секрет, что все самостоятельные части речи отличаются от служебных способностью отвечать на какой-либо вопрос. Например, для существительных – это кто? (ребенок, мама) или что? (ручка, дорога), для глаголов – что делать? (писать, думать) или что сделать? (прочитать, построить). Но, как и в любом правиле, здесь есть исключения. Оно касается местоимений. Несмотря на то, что данная часть речи относится к разряду самостоятельных, у нее нет собственного вопроса. Ее основная роль – замещение. Поэтому для определения того, на какой вопрос отвечает местоимение, нужно просто найти вопрос, на который отвечает та часть речи, которую оно замещает при употреблении. Например, пришел (кто?) он (замещение существительного), человек (какой?) другой (замещает прилагательное), и так далее. При этом нужно учитывать падежи (он, его, такой, такому) и число (они, такие). Чаще всего при употреблении местоимения замещаются именные части речи, перенимая на себя не только их вопрос, но и значение, признаки и роль в предложении. На основе этого в русском языке выделяют местоименные существительные, прилагательные, числительные.

Первая группа местоимений отвечает на вопросы кто? (я, он, никто, некто), что? (это, что-то, нечто), кого? (спросить некого), чего? (нечего делать), а также другие вопросы косвенных падежей. Отсутствие самостоятельного вопроса свойственно и группе местоименных прилагательных. К ним следует задавать вопросы какой? (какой-нибудь дом, такой случай, какой-то прохожий, всякий ребенок, любой предмет) или чей? (свой дом, ничей котенок, чей-то чемодан, наш сад). Исключением являются те местоимения, которые в контексте своего употребления замещают краткие имена прилагательные. Например, таков (Он был таков), каков (Каков ваш план?). В обоих случаях местоимения отвечают на вопрос каков?. В некоторых случаях при определении вопроса у местоименных прилагательных нужно быть особенно внимательным. Их часто можно перепутать с группой местоименных существительных. Эта особенность встречается у притяжательных местоимений его, ее, их и в омонимичных им личных местоимениях он, она, они, употребленных в форме косвенных падежей. Например, в словосочетании его ручка к местоимению задается вопрос чья?, так как оно относится к разряду притяжательных. А в словосочетании увидеть его следует подставлять вопрос кого?, так как это личное местоимение он, употребленное в форме винительного падежа. Если в контексте местоимения заменяют имена числительные, то они также объединяются в особую группу и отвечают на вопрос сколько?. К ним можно отнести сколько, сколько-то, столько, несколько (Мы столько лет не общались).

Существует мнение, что местоимения могут замещать не только именные части речи, но и наречие. При таком употреблении они приобретают значения обстоятельств и могут указывать на место (приехать туда), время (когда-то думать, уйти тогда), образ действия (сделать так), цель (красить незачем) и другие. В связи со своим значением к ним могут задаваться вопросы наречий: где? когда? куда? каким образом? с какой целью? по какой причине? и другие. В любом случае, при определении вопроса у местоимений следует, в первую очередь, подумать, какую часть речи они замещают при употреблении. Отсюда будет вытекать и сам вопрос, а также значение слова, его признаки и роль в предложении.

 

 

 

На какие вопросы отвечает местоимение? Вопросы местоимения

Местоимение – часть речи русского языка, которой в школьном курсе обучения уделяется много времени. И это понятно, ведь эта тема довольно обширна, а замена имен не является единственной функцией местоимения. И по этому поводу еще в девятнадцатом веке говорил Г. Павский: «Местоимение не заменяет имени, а лишь намекает и указывает на него».

на какие вопросы отвечает местоимение

На данный момент в русском языке мнения ученых о самостоятельности данного субъекта русского языка разделяются. Одни считают его полноправной и самостоятельной, а другие распределяют, относя к другим частям речи.

И хотя вопрос остается спорным, в школе тема «Местоимение» открывает детям независимую часть речи, которая лишь соответствует некоторым признакам существительных, числительных и прилагательных.

Определение

В школе учеников знакомят с этой составляющей русского языка, дав ей такое определение: «Местоимение – самостоятельна часть речи, которая может употребляться вместо имени существительного, прилагательного, наречия и числительного, определяет характеристики предмета, указывает на предмет или явление, изменяется по падежам и родам. Другими словами, указывает на предмет, но не называет его имени. В предложении может выступать в роли любого члена».

Например:

  • Я (подлежащее) хочу танцевать.
  • Это он (сказуемое).
  • Никита – мой (определение) сын.
  • Учительница вызвала его (дополнение) к доске.
  • До каких пор (слово «каких» в составе обстоятельства) все это продолжится?

Итак, для начала следует разобраться, на какие вопросы отвечает местоимение. Ответ на этот вопрос достаточно прост: какую часть речи заменяет, на те вопросы и отвечает.

Замена существительных

Местоимения-существительные отвечают на вопросы имени существительного.

Также они имеют род, соответствующий предмету, на который они указывают. Причем этот предмет может быть как одушевленным, так и неодушевленным, иметь единственное или множественное число. Кроме того, такие местоимения, вопросы которых «кто?» и «что?», могут изменяться в зависимости от того, в каком падеже употребляются в предложении. И если идет указание на предмет без его определения, то оно отвечает на вопросы «кто?», «что?» В устных высказываниях и на письме употребляют следующие заменяющие слова: «ты», «вы», «он», «она», «они», «кто-то», «что-то», «некто» или «нечто».

Склонение местоимения с признаками существительного по падежам
Им.п.онаонтыкто-то
Р.п.еееготебякого-то
Д.п.ейемутебекому-то

В.п.

еееготебякого-то
Тв.п.еюимтобойкем-то
Пр.п.о нейо немо тебе

о ком-то

Замена прилагательных

Местоимения-прилагательные отвечают на вопросы указанной части речи, перенимая у нее все грамматические признаки. Как правило, в предложении при описании какого-либо явления или предмета используются такие заменяющие слова: «этакий», «чей-то», «самый», «ничей», «твой», «мой».

Например: «Мои (чьи?) цветы».

Так же как и местоимения с признаками существительного, прилагательные местоимения могут изменяться по родам, падежам и числам и описывать одушевленные и неодушевленные предметы и всевозможные явления.

Склонение местоимений с признаками прилагательного по падежам
Им.п.этакийсамыйтвоймой
Р.п.этакогосамоготвоегомоего
Д.п.этакомусамомутвоемумоему
В.п.этакогосамыйтвоймой
Тв.п.этакимсамымтвоиммоим
Пр.п.об этакомо самомо твоемо моем

Замена числительных

Достаточно часто в высказываниях местоимениями заменяют числительные. В этом случае эта часть речи отвечает на вопрос «сколько?» и указывает на неопределенное число: «много», «мало», «несколько».

Например: «Много (сколько?) ромашек и несколько (сколько?) роз».

Такие местоимения тоже изменяются по падежам, что в свою очередь увеличивает список вопросов, на которые оно может отвечать.

Склонение местоимений с признаками числительного по падежам
Им.п.стольконесколько
Р.п.столькихнескольких
Д.п.столькимнескольким
В.п.стольких, стольконескольких, несколько
Тв.п.столькиминесколькими
Пр.по столькихо нескольких

Личное местоимение

Первое знакомство детей с этой частью речи происходит примерно во втором классе, где отводится отдельная тема для частей речи, и по ней проводится урок русского языка. Местоимение, как правило, детям представляют словом «я», а в процессе обучения пополняют список.

Так как по грамматическим признакам местоимения не образуют единой группы, то относительно синтаксической роли и значению их делят на несколько разрядов. Одним из таких являются личные или, как их еще называют, указательные, это:

  • 1-е лицо – «я», «мы»;
  • 2-е лицо – «ты», «вы»;
  • 3-е лицо – «она», «они», «он», «оно».

Именно на этих местоимениях и заканчивается первое знакомство, а о других разрядах ученики узнают в старших классах.

У таких местоимений, как «я» и «ты», нет ни грамматического рода, ни множественного числа, а «мы» и «вы» употребляются в значении «я и еще кто-то» или «ты и еще кто-то». Для определения рода следует рассмотреть, на кого именно указывает автор высказывания.

В прошлые времена достаточно часто слово «мы» употреблялось в отношении одного человека для придания речи торжественности, сейчас же его применяют для ироничности. А вот слово «вы» до сих пор существует как форма вежливости.

Местоимения 3-го лица зачастую являются лично-указательными, а потому имеют категорию рода.

Возвратное местоимение

4 класс школьной программы русского языка предусматривает знакомство детей с таким разрядом местоимений, как возвратные, или дополняющие, местоимения. Они не имеют ни рода, ни числа, ни формы именительного падежа. Однако склоняется такое местоимение по типу слова «ты» и употребляется в предложении в качестве дополнения исключительно в косвенных падежах. Чтобы определить, на какие вопросы отвечает местоимение этого разряда, нужно разобраться с его падежом.

Притяжательное местоимение

Эта группа, так же как и личные местоимения, делится на три лица. Так, к первому относятся слова «мой», «наш», ко второму – «твой», «ваш», а третье лицо определяется словом «свой». Морфологические характеристики этой группы состоят в том, что они могут иметь и род, и число. Также они склоняются по падежам: «мой», «твой» и «свой» склоняются аналогично прилагательному «синий», а «наш», «ваш» — по типу слова «старший».

В винительном падеже во множественном числе такие местоимения, как правило, имеют двоякие формы. Для одушевленных существительных употребляют слова: «моих», «твоих», «ваших», «наших», «своих»; а для неодушевленных – «твои», «мои», «наши», «свои», «ваши».

Например: «Она увидела своих родственников. Он нашел свои книги».

Указательное местоимение

4 класс школьной программы предполагает знакомство детей и с этой группой местоимений: «тот», «этот», «такой», «таков», «столько», «сей», «эдакий», «оный». Все эти слова употребляются для указания на какой-то предмет, его признак или количество из числа однородных описаний. Многие из них могут внести в высказывание восклицание. Например: «Эдакий ты хитрец!»

Рассматривая указательные местоимения «тот» и «этот», легко определить, какой из них указывает на более близкий и далекий предмет или событие. Относительно морфологических особенностей эти слова могут употребляться в разной родовой форме и числе.

Местоимения «такой» или «таковой» чаще всего используются для указания на уже упомянутый предмет, его признак или действие. Эти слова также имеют формы рода и числа, а изменение по падежам производят по типу слова «тверской».

Вопросительно-относительные, отрицательные и неопределенные местоимения

Вопросы таких местоимений имеют много вариаций, и сами местоимения в предложении выступают в качестве вопросительных и относительных слов: «кто», «какой», «который», «что», «сколько», «чей». Например: «Кто там стучит? Что тебе надо?»

Морфологические особенности местоимений «кто» и «что» состоят в том, что они не имеют ни рода, ни числа. «Кто» в данном случае употребляется в отношении одушевленного предмета, а «что» — неодушевленного. Склонение слова «кто» производят по типу слов «это» и «этот», а «что» — по типу слова «весь». Исходя из изменения по падежам, можно понять, на какие вопросы отвечает местоимение.

От этой группы местоимений при помощи приставки «не-«, которая пишется слитно, префикса «кое-«, частиц «-то», «-либо», «-нибудь», которые пишутся через дефис, образуется другой ряд слов, которые относятся к неопределенному разряду. Это такие местоимения, как «некто», «нечто», «что-либо», «кто-либо», «что-то», «какой-то», «кто-нибудь», «кое-какой» и другие подобные сочетания. Некоторые из них могут указывать на одушевленность, другие имеют форму рода и числа. Местоимение «некто» всегда стоит только в именительном падеже и не склоняется.

От группы вопросительно-относительных местоимений при помощи частиц «ни» и «не» образуется еще одна группа, ее называют отрицательной. Какие вопросы у местоимения этого разряда? Ответ уже должен быть понятен: вопрос зависит от падежа. А вот правописанию здесь стоит уделить особое внимание. Итак, если отрицательная частица местоимения не разделена с ним предлогом, то слово пишется слитно. Например: «Некого винить. Никто не пришел. Делать было нечего».

Причем от поставленного ударения в этих местоимениях зависит не только смысл слова, но и частица, которую нужно употреблять.

В случае, если отрицательная частица отделена предлогом, то пишется она отдельно: «ни для кого», «не с кем» и так далее.

Определительные местоимения

Исходя из вышенаписанного, не трудно догадаться, на какие вопросы отвечает местоимение определительного характера. Это все те же вопросы падежей. Особенности склонения таких местоимений, как «сам», «самый», «весь», «всякий», «каждый» и «иной», заключаются лишь в разнице окончаний в винительном падеже относительно одушевленных и неодушевленных предметов.

На какие вопросы отвечает местоимение

Смотря чем является в предложении!!!!

Местоимение Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их и отвечает на вопросы кто? что? (я, он, мы) ; какой? чей? (этот, наш) ; как? где? когда? (так, там, тогда) и др.

смотря какого они разряда

Личные местоимения: я, он, она, оно, они, ты, вы, мы. (вопросы падежные) Возвратное местоимение себя; Возвратное местоимение отвечает на вопросы кого? кому? и др. Вопросительные местоимения: кто? что? какой? чей? каков? сколько? который? (соответствующие вопросы) Относительные местоимения: кто, что, какой, каков, сколько, чей, который. Неопределенные местоимения: некто, нечто, несколько, некоторый, кое-какой, что-либо, чей-нибудь. Отрицательные местоимения: никто, ничто, никого, ничего, некто, некого, нечего. Притяжательные местоимения: мой, твой, свой, ваш, наш, ее, его, их. отвечают на вопрос чей? (чья? чьё? чьи?) . Указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько, оттуда, так, сюда. Определительные местоимения: весь, каждый, всякий, сам, самый, любой, иной, другой. Это разряды местоимений — вопросы к ним подобрать несложно, местоимения перечислены.

Местоимение Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их и отвечает на вопросы кто? что? (я, он, мы) ; какой? чей? (этот, наш) ; как? где? когда? (так, там, тогда) и др.

чем кто что они ты вы я он она оно и др.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их и отвечает на вопросы кто? что? (я, он, мы) ; какой? чей? (этот, наш) ; как? где? когда? (так, там, тогда) и др.

На какой вопрос отвечает местоимение Почему?

ребят спасибо просто мне за двадцать я это всё забыла а ребёнок 4 класс переходит и вы наверно сами понимаете

благадорю всем спасибо

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их и отвечает на вопросы кто? что? (я, он, мы) ; какой? чей? (этот, наш) ; как? где? когда? (так, там, тогда) и др.

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их и отвечает на вопросы кто? что? (я, он, мы) ; какой? чей? (этот, наш) ; как? где? когда? (так, там, тогда) и др.

ВЫ конченые аахаххах тупые

Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их и отвечает на вопросы кто? что? (я, он, мы) ; какой? чей? (этот, наш) ; как? где? когда? (так, там, тогда) и др.

Местоимения делятся на разряды, соответственно у каждого разряда свои вопросы. Личные — на вопросы падежей. Возвратное- кого? Определительные- какой? Указательные-какой? Притяжательные-чей? Вопросительные- соответственно все вопросы кто? , что? , какой?. который? чей? , каков? сколько? Отрицательные-кто? что? неопределенные- как и вопросительные Относительные- как и вопрсительные

На какие вопросы отвечает местоимение? Вопросы местоимения

Местоимение – часть речи русского языка, которой в школьном курсе обучения уделяется много времени. И это понятно, ведь эта тема довольно обширна, а замена имен не является единственной функцией местоимения. И по этому поводу еще в девятнадцатом веке говорил Г. Павский: «Местоимение не заменяет имени, а лишь намекает и указывает на него».

на какие вопросы отвечает местоимение

На данный момент в русском языке мнения ученых о самостоятельности данного субъекта русского языка разделяются. Одни считают его полноправной и самостоятельной, а другие распределяют, относя к другим частям речи.

И хотя вопрос остается спорным, в школе тема «Местоимение» открывает детям независимую часть речи, которая лишь соответствует некоторым признакам существительных, числительных и прилагательных.

Определение

В школе учеников знакомят с этой составляющей русского языка, дав ей такое определение: «Местоимение – самостоятельна часть речи, которая может употребляться вместо имени существительного, прилагательного, наречия и числительного, определяет характеристики предмета, указывает на предмет или явление, изменяется по падежам и родам. Другими словами, указывает на предмет, но не называет его имени. В предложении может выступать в роли любого члена».

Например:

  • Я (подлежащее) хочу танцевать.
  • Это он (сказуемое).
  • Никита – мой (определение) сын.
  • Учительница вызвала его (дополнение) к доске.
  • До каких пор (слово «каких» в составе обстоятельства) все это продолжится?

Итак, для начала следует разобраться, на какие вопросы отвечает местоимение. Ответ на этот вопрос достаточно прост: какую часть речи заменяет, на те вопросы и отвечает.

Замена существительных

Местоимения-существительные отвечают на вопросы имени существительного.

Также они имеют род, соответствующий предмету, на который они указывают. Причем этот предмет может быть как одушевленным, так и неодушевленным, иметь единственное или множественное число. Кроме того, такие местоимения, вопросы которых «кто?» и «что?», могут изменяться в зависимости от того, в каком падеже употребляются в предложении. И если идет указание на предмет без его определения, то оно отвечает на вопросы «кто?», «что?» В устных высказываниях и на письме употребляют следующие заменяющие слова: «ты», «вы», «он», «она», «они», «кто-то», «что-то», «некто» или «нечто».

Склонение местоимения с признаками существительного по падежам
Им.п.онаонтыкто-то
Р.п.еееготебякого-то
Д.п.ейемутебекому-то

В.п.

еееготебякого-то
Тв.п.еюимтобойкем-то
Пр.п.о нейо немо тебе

о ком-то

Замена прилагательных

Местоимения-прилагательные отвечают на вопросы указанной части речи, перенимая у нее все грамматические признаки. Как правило, в предложении при описании какого-либо явления или предмета используются такие заменяющие слова: «этакий», «чей-то», «самый», «ничей», «твой», «мой».

Например: «Мои (чьи?) цветы».

Так же как и местоимения с признаками существительного, прилагательные местоимения могут изменяться по родам, падежам и числам и описывать одушевленные и неодушевленные предметы и всевозможные явления.

Склонение местоимений с признаками прилагательного по падежам
Им.п.этакийсамыйтвоймой
Р.п.этакогосамоготвоегомоего
Д.п.этакомусамомутвоемумоему
В.п.этакогосамыйтвоймой
Тв.п.этакимсамымтвоиммоим
Пр.п.об этакомо самомо твоемо моем

Замена числительных

Достаточно часто в высказываниях местоимениями заменяют числительные. В этом случае эта часть речи отвечает на вопрос «сколько?» и указывает на неопределенное число: «много», «мало», «несколько».

Например: «Много (сколько?) ромашек и несколько (сколько?) роз».

Такие местоимения тоже изменяются по падежам, что в свою очередь увеличивает список вопросов, на которые оно может отвечать.

Склонение местоимений с признаками числительного по падежам
Им.п.стольконесколько
Р.п.столькихнескольких
Д.п.столькимнескольким
В.п.стольких, стольконескольких, несколько
Тв.п.столькиминесколькими
Пр.по столькихо нескольких

Личное местоимение

Первое знакомство детей с этой частью речи происходит примерно во втором классе, где отводится отдельная тема для частей речи, и по ней проводится урок русского языка. Местоимение, как правило, детям представляют словом «я», а в процессе обучения пополняют список.

Так как по грамматическим признакам местоимения не образуют единой группы, то относительно синтаксической роли и значению их делят на несколько разрядов. Одним из таких являются личные или, как их еще называют, указательные, это:

  • 1-е лицо – «я», «мы»;
  • 2-е лицо – «ты», «вы»;
  • 3-е лицо – «она», «они», «он», «оно».

Именно на этих местоимениях и заканчивается первое знакомство, а о других разрядах ученики узнают в старших классах.

У таких местоимений, как «я» и «ты», нет ни грамматического рода, ни множественного числа, а «мы» и «вы» употребляются в значении «я и еще кто-то» или «ты и еще кто-то». Для определения рода следует рассмотреть, на кого именно указывает автор высказывания.

В прошлые времена достаточно часто слово «мы» употреблялось в отношении одного человека для придания речи торжественности, сейчас же его применяют для ироничности. А вот слово «вы» до сих пор существует как форма вежливости.

Местоимения 3-го лица зачастую являются лично-указательными, а потому имеют категорию рода.

Возвратное местоимение

4 класс школьной программы русского языка предусматривает знакомство детей с таким разрядом местоимений, как возвратные, или дополняющие, местоимения. Они не имеют ни рода, ни числа, ни формы именительного падежа. Однако склоняется такое местоимение по типу слова «ты» и употребляется в предложении в качестве дополнения исключительно в косвенных падежах. Чтобы определить, на какие вопросы отвечает местоимение этого разряда, нужно разобраться с его падежом.

Притяжательное местоимение

Эта группа, так же как и личные местоимения, делится на три лица. Так, к первому относятся слова «мой», «наш», ко второму – «твой», «ваш», а третье лицо определяется словом «свой». Морфологические характеристики этой группы состоят в том, что они могут иметь и род, и число. Также они склоняются по падежам: «мой», «твой» и «свой» склоняются аналогично прилагательному «синий», а «наш», «ваш» — по типу слова «старший».

В винительном падеже во множественном числе такие местоимения, как правило, имеют двоякие формы. Для одушевленных существительных уп

Вопросительное местоимение — Википедия

Вопроси́тельное местоиме́ние (лат. pronomina interrogativa, англ. interrogative pronouns, также interrogative words) — класс местоимений, которые означают, что говорящий не в состоянии идентифицировать объект или его свойства и побуждает слушающего помочь ему осуществить эту идентификацию («кто?», «что?», «какой?», «который?» и другие)[1]. Иногда вопросительные местоимения объединяют с относительными в разряд вопросительно-относительных местоимений. Это связано с тем, что одни и те же местоимения используются для выражения прямого и косвенного вопросов.

Основные категории вопросительных местоимений и их особенности[править | править код]

Вопросительные местоимения можно разбить на такие семантические категории, как Лицо, Предмет, Посессор, Инструмент, Место, Качество, Количество, Время, Образ действия, Причина и другие. Семантическая категория соответствует категории слова, к которому отсылает вопросительное местоимение. Не все категории обязательно представлены в любом языке. Часть может отсутствовать, часть объединяться в более крупную категорию, и тогда считается, что в языке более дробное противопоставление нерелевантно. Семантические категории в различных языках устроены по-разному, что связано с особенностями грамматики того или иного языка.

Категории Лицо и Предмет[править | править код]

К этому классу относятся такие местоимения русского языка, как кто? что?.

Выражение одушевлённости[править | править код]

Противопоставление лицо vs. предмет — это противопоставление по одушевлённости. Такая оппозиция встречается почти повсеместно, даже в языках со слабо выраженным противопоставлением по одушевлённости. Считается, что следующее утверждение близко к универсальному: «Вопросительные местоимения демонстрируют дихотомию человек vs. не-человек или, в более редких случаях, одушевлённое vs. неодушевлённое».[2] Однако существуют языки, в которых отсутствует данное противопоставление, например, в языках терена kuti ‘кто/что?’ и гуарекена iʃi ‘кто/что?’ [3]

С другой стороны, возможно представить категорию одушевленности более дробно, как, например в языке юте. В разных источниках приводится разный анализ системы вопросительных местоимений категории Лицо/Предмет этого языка:

  • Сепир: человек vs. животное vs предмет
  • Гивон: одушевлённое существо vs. нереферентный объект vs. предмет (< место).
Выражение числа[править | править код]

В некоторых языках возможно различение в местоимении кто? единственного и множественного числа. Примерами таких языков являются финский (kuka? — ketkä? ‘кто?’ и mikä? — mitkä? ‘что?’) и турецкий (kim?? — kimler? ‘кто?’ и ne? — neler? ‘что?’).

Выражение рода[править | править код]

Существуют языки, различающие мужской и женский род в вопросительных местоимениях, относящихся к категории лица. Такое явление обнаружено, например, в тамильском языке (eval — ‘кто? (о мужчинах)’ и evan — ‘кто? (о женщинах)’)[4] и хауса (wā̱nẹ̄  — ‘кто? (о мужчинах)’ и wā̱cẹ̄  — ‘кто? (о женщинах)’]).

Выражение вежливости[править | править код]

В некоторых языках возможно выразить вежливость с помощью вопросительного местоимения. Так, в тамильском наряду с местоимениями ‘кто?’ для женщин и мужчин существует местоимение evar, общее для обоих родов, выражающее почтение к лицу, которое потенциально является объектом вопроса[4]. В японском представлено несколько степеней вежливости: だれ дарэ ‘кто (нейтрально)?’ — どのかた доноката и どなた доната ‘кто (вежливо)?’ — どちらさま дотира-сама ‘кто (еще более вежливо)?’.

Категории Посессор и Инструмент[править | править код]

В категорию Посессор попадают местоимения, указывающие на то, что некое лицо является обладателем определённого предмета, и говорящий хочет идентифицировать это лицо. В русском языке это местоимения чей? и кого? в предложениях типа ‘Чья эта тетрадь?’.

В категорию Инструмент попадают местоимения, указывающие на то, что определённое действие было совершено с помощью неизвестного предмета, и говорящий хочет идентифицировать этот предмет. В русском языке это местоимение чем?.

В работе М. Сисоу по типологии вопросительных местоимений отмечается, что специальных форм для этих категорий не обнаружено: во всех рассмотренных языках они являются падежными формами от местоимений категорий Лицо и Предмет соответственно.[3] Однако такому представлению не соответствует русское местоимение чей?, очевидным образом не связанное с местоимением кто?.

Категория Место[править | править код]

Кроме местоимения ‘где?’ во многих языках обнаруживаются другие местоимения категории Место, но в большинстве своём это слова со значением ‘откуда?’ и ‘куда?’. Некоторые языки благодаря развитым системам локативных падежей различают несколько типов вопросительных местоимений места, например, лезгинский язык различает шесть таких местоимений:

МестоимениеЗначение(англ.)ЗначениеПадеж
гьинаг /hinag/‘where’‘где?’
гьиниз /hiniz/‘where to’‘куда?’(Датив)
гьинин /hinin/‘where of’‘относящийся к какому пространству?’(Генитив)
гьинай /hinaj/‘where from’‘откуда (изнутри)?’(Элатив)
гьина /hina/‘where at’‘где (в некоторой точке пространства)?’(Адессив)
гьинал /hinal/‘where on’‘где (на верхней поверхности)?’(Суперэссив)
гьинра /hinra/‘where in’‘где (внутри)?’(Инессив)

Категория Время[править | править код]

К местоимениям этой категории относится рус. когда.

В языке может быть несколько местоимений категории Время, однако это встречается довольно редко и число таких местоимений невелико. Например, язык тувалу:

 aafea  'когда'
 anafea 'когда (в прошлом)'
 maafea 'когда (в настоящем)'

Категория Количество[править | править код]

В русском языке к этому классу относится местоимение ‘сколько?’.

В рамках категории Количество в некоторых языках существует различие между конкретными и вещественными существительными, отражаемое в вопросительных местоимениях, как, например в английском how many и how much, образованных на базе местоимения how категории Образ действия. Однако есть и языки, в которых такие местоимения морфологически не связаны:

Категория Образ действия[править | править код]

В русском языке к данной категории относятся местоимение ‘как?’ и вопросительные обороты ‘в какой мере/степени?’, ‘каким образом?’.

Встречаются языки, в которых для выражения способа действия и меры/степени используются разные местоимения. Например, в тайском:

kin yaŋŋay
eat how
'Как ты ешь это?'
nàk   thâwrày
heavy how.much
'Насколько это тяжело?'

Данное противопоставление пока слабо изучено, однако представляется, что существует тесная связь между категориями Мера/Степень и Количество:

Категория Качество[править | править код]

Из местоимений русского языка в данный класс попадает вопросительный оборот ‘что [это] за?’ и вопросительное местоимение ‘какой?’ в определённых контекстах.

Местоимения данной категории традиционно образуются из других вопросительных слов (англ. what kind of, нем. was für ein). Исключение составляют латинский язык с местоимением qualis и язык ватаман с gungarrma, которое при переводе часто передаётся вопросительными местоимениями категорий Количество и Способ:

gungarrma madin
what.kind word.ABS
'Что это за слово?'

Глагольные вопросительные местоимения[править | править код]

Малоизвестным лингвистическим феноменом является способность вопросительных местоимений в некоторых языках выражаться глаголом. Например, в языке типай представлены различные вопросительные местоимения maayiich ‘что?’, mawi ‘что делать?’ и che*i ‘что говорить?’:

maayiich-pe-m  gaayiin aakatt-chu
what-DEM-INSTR chicken cut-Q
'Что он использовал для разрезания цыплёнка?'
me-ny-chaakeet-pu  ma<m>wi-a
2-ALIEN-jacket-DEM <2>do.what-Q
'Что ты сделал со своей курткой?'
puu      keyaw  che*<w>i    t*waaniw-a
that.one behalf <3>say.what be.together-Q
'Что они сказали от его имени?'

В языке лавукалеве различаются вопросительные местоимения ria ‘где?’ и vasia ‘быть где?’:

le  inu ria   ngoa me-m     inu
but 2SG where stay HAB-SG.M 2SG
'Но где ты живёшь?'
b. me-kalam vasia-m
2PL-father  be.where-SG.M
'Где [находится] ваш отец?'

В русском языке к данной категории можно отнести вопросительный предикатив каково́?: ‘Каково быть многодетной матерью?’.

Формальные особенности и словообразовательные типы[править | править код]

В вопросительных местоимениях часто обнаруживаются одинаковые формальные элементы, как, например, в английском: who, what, why. Однако это не является универсалией, и найти такие примеры за пределами индоевропейских языков сложно. В основном же вопросительные местоимения образуются от разных основ, как, например, в языке ватаман:

yinggiya    'кто?' 
ngamanda    'что?' 
guda        'где?' 
nyangurlang 'когда?' 
gungarrma   'что за?', 'как?', 'сколько?'
Схема возможных направлений деривации семантических типов вопросительных местоимений в языках мира [3]

Существуют определённые закономерности деривации вопросительных местоимений в языке. Так, местоимения категории Лицо почти никогда не образуются из местоимений другой категории (исключения: юте, гуарекена и др.). Также специальное местоимение почти всегда используется для категории Место (исключения: пирахан, макуши и др.). Местоимения категории Причина в большинстве случаев образуются от местоимений категории Предмет, но есть и случаи и образования от категорий Способ и Место. Возможности деривации вопросительных местоимений одной категории из вопросительных местоимений другой можно видеть на рисунке.[3]

По данным Всемирного атласа языковых структур, существует две распространённые модели того, как располагаются вопросительные обороты (вопросительное слово с предлогом и/или зависимыми) в предложении. В одних языках вопросительный оборот обязательно располагается в начале предложения. Таких языков в выборке Атласа насчитывается 264[5]. Например, англ. Where you are living? и рус. аналог ‘Где ты живёшь?’. В английском и русском возможно поместить вопросительное местоимение не в начало, но такой порядок слов будет маркированным. Он используется в двух случаях:

  1. в эхо-вопросах, когда говорящий выражает удивление или недоверие к чему-то, что он услышал:
      You are living where?!
     ‘Ты живешь где?!‘
    
  2. в вопросах учителей к ученикам:
       Napoleon died in what year?
      'Наполеон умер в каком году?'
    

В других языках вопросительные местоимения не обязательно стоят в начале предложения. Таких языков в выборке оказалось 615[5]. В этом случае они чаще всего встречаются in situ, то есть в той позиции, в которой они стояли бы в соответствующем невопросительном предложении, например, ланго (порядок слов SVO):

  òkélò ò-nɛ̀nò       ŋà
  Okelo 3sg-see.perf who 
  'Кого видел Окело?' 

Также существуют языки со смешанной системой, когда для некоторых вопросительных предложений вопросительное местоимение должно обязательно располагаться в начале, а для некоторых нет. Таких языков насчитывается 23[5].

Количество вопросительных местоимений[править | править код]

Вопросительные местоимения встречаются во всех языках мира[2]. Однако их количество заметно варьируется от языка к языку. Так, в языке может быть только одно слово, используемое для выражения вопросов всех типов. Такой структурой обладает язык апурукаяли: слово tsika (в некоторых работах tshika) является универсальным вопросительным словом, конкретное вопросительное значение определяется с помощью добавления лёгкого глагола.[6] Примеры:

tsika i-tim-i-ka     iri-_ta
WH    3MASC-be-TAM-Q 3MASC-there
‘Кто он?’
tsika o-pait-a-ka     h-a-ake-ri
WH    3FEM-name-TAM-Q 3MASC-take-TAM-REL
'Что он взял?’
tsika p-a-ake-ro-ka
WH    2-get-TAM-3FEM-Q
‘Где ты взял это (жен)?’

В то же время в языке может быть достаточно большое количество вопросительных местоимений. Это связано с морфологическими особенностями языка. Так, в немецком языке много вопросительных местоимений, образованных по схеме wo+предлог: wofür — ‘для чего’, womit — ‘с чем’, woraus — ‘из чего, откуда’. Как видно, на русский язык данные местоимения переводятся сочетанием вопросительного местоимения с предлогом. Однако не все сочетания wo+предлог разрешены в немецком *worohne, *worab, *wobis. Также могут быть более сложные схемы типа woher/ woraus + предлог: woherauf, wohinab.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *