Местоимение по падежам: Падежи местоимений – таблица определения в русском языке

Содержание

Падежи местоимений – таблица определения в русском языке

Падежи Единственное число Множественное число
М. р. С. р. Ж. р.
И. п. твой,

чей,

какой,

всякий,

этот

твое,

чье,

какое,

всякое,

это

твоя,

чья,

какая,

всякая,

эта

твои,

чьи,

какие,

всякие,

эти

Р. п. (Какого? Чьего?) твоего,

чьего,

какого,

всякого,

этого

твоей,

чьей,

какой,

всякой,

этой

твоих,

чьих,

каких,

всяких,

этих

Д. п. (Какому? Чьему?)
твоему,

чьему,

какому,

всякому,

этому

твоей,

чьей,

какой,

всякой,

этой

твоим,

чьим,

каким,

всяким,

этим

В. п. (Какого? Чьего?) твоего,

чьего,

какого,

всякого,

этого

твое,

чье,

какое,

всякое,

это

твою,

чью,

какую,

всякую,

эту

твои/твоих,

чьи/чьих,

какие/каких,

всякие/всяких,

эти/этих

Т. п. (Каким? Чьим?) твоим,

чьим,

каким,

всяким,

этим

твоей,

чьей,

какой,

всякой,

этой

твоими,

чьими,

какими,

всякими,

этими

П. п. (О каком? О чьем?)
о твоем,

о чьем,

о каком,

о всяком,

об этом

о твоей,

о чьей,

о какой,

о всякой,

об этой

о твоих,

о чьих,

о каких,

о всяких,

об этих

Склонение возвратного местоимения себя — Идиомы на пяти языках с переводом и толкованием

Грамматика русского языка → Склонение возвратного местоимения «себя»

 

В русском языке возвратное местоимение «себя» (род. пад.) не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа. Возвратное местоимение «себя» изменяется по падежам следующим образом:

  • винительный падеж — себя,
  • дательный падеж — себе,
  • творительный падеж — собой,
  • предложный падеж  — о себе.

Возвратное местоимение «себя» указывает на отношение действия к самому лицу, которое совершает это действие (заменяет по смыслу личные местоимения любого лица и числа) [В англ. яз.: myself, yourself, himself;  во франц. яз.: me, moi, te, toi, se, soi, nous..;  в нем. яз.: mich, dich, sich, euch, uns].

В предложении местоимение «себя» обозначает объект действия, совпадающий с субъектом, и может относиться к любому лицу и к обоим числам: я (ты, он) купил себé книгу, мы (вы, они) вернулись к себé домой.

 

Примеры употребления:

Она купила себé платье.   Он доволен собой.  Я налью себé чаю.  Расскажите о себé.  Мы поставили перед собой большую задачу.

 

Фразеологические обороты с возвратным местоимением себя:

Вне себя — в сильном волнении. Он был вне себя от радости.

Брать (взять) на себя что-либо — обещать сделать, выполнить что-либо. Брать на себя обязательство. 

Брать себя в руки — преодолевать своё волнение . (Подробнее см. здесь)

Вестú себя как— иметь какое-либо поведение.  Пример:  Дети хорошо вели себя в театре.

Выводúть (вывести) из себя кого-либо — заставлять сердиться кого-либо. Пример: Не выводи меня из себя.

Выходить (выйти) из себя – очень сердиться. (Подробнее см. здесь)

Выдавать (выдать) себя (с головой)  —  обнаруживать то, что хотел бы скрыть (свои чувства, поступки и т. д.)

Заключать в себе — содержать (в себе).  Пример: Письмо заключало в себе важные сведения.

Держать себя в руках — не проявлять своего волнения, быть спокойным.

Приходúть (прийтú) в себя (или в сознание, в чувство) — снова начинать чувствовать, понимать окружающее.  Примеры: Раненый пришёл в себя и попросил воды. Больной умер, не приходя в сознание.

 


Склонение местоимений по падежам — презентация онлайн

Отгадайте загадку.
Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
земляника
Чистописание
Ответьте на вопросы.
Ответьте на вопросы.
Вместо какой части речи употребляются местоимения?
Вместо
существительного.
Ответьте на вопросы.
Какие местоимения относятся к первому лицу?
Я, мы.
Ответьте на вопросы.
Какие местоимения относятся ко второму лицу?
Ты, вы.
Ответьте на вопросы.
Какие местоимения относятся к третьему лицу?
Он, она, оно, они.
Ответьте на вопросы.
Местоимения какого лица могут изменяться по родам?
По родам изменяются
местоимения 3-го лица
единственного числа.
Ответьте на вопросы.
Что значит просклонять слово?
Просклонять, значит
изменить слово по падежам.
Просклоняйте местоимения 1 и 2 лица
единственного
и множественного числа.
Падежи
Падежные
вопросы
1 л., ед.ч.
1 л., мн.ч.
Именительный
кто?
я
мы
Родительный
кого?
меня
нас
Дательный
кому?
мне
нам
Винительный
кого?
меня
нас
Творительный
кем?
мной
нами
Предложный
о ком?
(обо) мне
(о) вас
Просклоняйте местоимения 1 и 2 лица
единственного
и множественного числа.
Падежи
Падежные
вопросы
2 л., ед.ч.
2 л., мн.ч.
Именительный
кто?
ты
вы
Родительный
кого?
тебя
вас
Дательный
кому?
тебе
вам
Винительный
кого?
тебя
вас
Творительный
кем?
тобой
вами
Предложный
о ком?
(о) тебе
(о) вас
В каких падежах формы изменения личных
местоимений
1-го и 2-го лица одинаковы?
Падежи
Падежные
вопросы
1 л. , ед.ч.
1 л., мн.ч.
2 л., ед.ч.
2 л., мн.ч.
Именительный
кто?
я
мы
ты
вы
Родительный
кого?
меня
нас
тебя
вас
Дательный
кому?
мне
нам
тебе
вам
Винительный
кого?
меня
нас
тебя
вас
Творительный
кем?
мной
нами
тобой
вами
Предложный
о ком?
(обо) мне
(о) вас
(о) тебе
(о) вас
Запомните правописание выделенных орфограмм.
Начальная форма местоимения —
это форма именительного падежа.
1 л., мн.ч
Разговаривать с нами.
Чтобы узнать лицо и число личных
местоимений, которые употреблены в
косвенных падежах, надо поставить
местоимение
в начальную форму.
(Нач. форма — мы)
Поставьте местоимение я в нужной форме.
был (кто?) …
Поставьте местоимение я в нужной форме.
был (кто?) я
спрятался (за кого?) …
Поставьте местоимение я в нужной форме.
был (кто?) я
спрятался (за кого?) за меня
ходи (с кем?) …
Поставьте местоимение я в нужной форме.
был (кто?) я
спрятался (за кого?) за меня
ходи (с кем?) со мной
Спишите текст, заменяя вопросы местоимением ты в
нужном падеже.
Самый светлый, самый дорогой (кому?) человек
— мама. Мама учит (кого?) добру, объясняет всё,
что (кому?) непонятно. Когда (кто?) болен, она
ночами сидит возле (кого?). Везде и всегда (с кем?)
мама.
Проверьте себя.
Д.п.
Самый светлый, самый дорогой тебе человек —
В.п.
Д.п.
мама. Мама учит тебя добру, объясняет всё, что
И.п.
Р.п.
тебе непонятно. Когда ты болен, она ночами сидит
Т.п.
возле тебя. Везде и всегда с тобой мама.
Послушайте текст.
В лесу
Однажды Коля пошёл в лес за грибами. Коли не было дома
целый день. Коле удалось насобирать целую корзинку грибов. В
лесу Колю застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала молния.
От дождя на Коле промокла вся одежда.
Что происходит с существительным Коля в тексте?
И.п.
В лесу
Р.п.
Однажды Коля пошёл в лес за грибами. Коли не было дома
В.п.
Д.п.
целый день. Коле удалось насобирать целую корзинку грибов. В
Т.п.
П.п.
лесу Колю застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала
молния. От дождя на Коле промокла вся одежда.
Употреблено ли это существительное с предлогами?
В лесу
Однажды Коля пошёл в лес за грибами. Коли не было дома
целый день. Коле удалось насобирать целую корзинку грибов. В
лесу Колю застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала молния.
От дождя на Коле промокла вся одежда.
Употреблено ли это существительное с предлогами?
В лесу
Однажды Коля пошёл в лес за грибами. Коли не было дома
целый день. Коле удалось насобирать целую корзинку грибов. В
лесу Колю застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала молния.
От дождя на Коле промокла вся одежда.
Как предлоги пишутся с существительными?
В лесу
Однажды Коля пошёл в лес за грибами. Коли не было дома
целый день. Коле удалось насобирать целую корзинку грибов. В
лесу Колю застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала молния.
От дождя на Коле промокла вся одежда.
Послушайте текст.
В лесу
Однажды Коля пошёл в лес за грибами. Коли не было дома
целый день. Коле удалось насобирать целую корзинку грибов. В
лесу Колю застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала молния.
От дождя на Коле промокла вся одежда.
Прочитайте рассказ от первого лица.
В лесу
Однажды Коля пошёл в лес за грибами. Коли не было дома
целый день. Коле удалось насобирать целую корзинку грибов. В
лесу Колю застала гроза. Над Колей гремел гром, сверкала
молния. От дождя на Коле промокла вся одежда.
Проверьте себя.
В лесу
Однажды я пошёл в лес за грибами. Меня не было дома целый
день. Мне удалось насобирать целую корзинку грибов. В лесу меня
застала гроза. Надо мной гремел гром, сверкала молния. От дождя
на мне промокла вся одежда.
Что можно сказать о правописании местоимений с
предлогами?
В лесу
Однажды я пошёл в лес за грибами. Меня не было дома целый
день. Мне удалось насобирать целую корзинку грибов. В лесу меня
застала гроза. Надо мной гремел гром, сверкала молния. От дождя
на мне промокла вся одежда.
Местоимения с предлогами
У меня, от нас, к
пишутся раздельно.
тебе, для вас
Прочитайте. Замените существительные местоимениями 1-го лица
множественного числа с предлогами. Запишите полученные
словосочетания.
к кому?
подошёл к ребятам
c кем?
возвратился с родителями
на кого?
посмотрел на артистов
о ком?
вспомнил о друзьях
у кого?
спросил у прохожих
Проверьте себя.
к кому?
к кому?
подошёл к ребятам
подошёл к нам
возвратился с родителями
возвратился с нами
посмотрел на артистов
посмотрел на нас
c кем?
на кого?
о ком?
вспомнил о друзьях
у кого?
спросил у прохожих
c кем?
на кого?
о ком?
вспомнил о нас
у кого?
спросил у нас
Таблица склонения местоимений 3 лица
Падеж
Падежные вопросы
И. п.
кто? что?
он/оно
она
они
Р.п.
кого? чего? (у) кого?
его
(у) него
её
(у) неё
их
(у) них
Д.п.
кому? чему? (к) кому?
ему
(к) нему
ей
(к) ней
им
(к) ним
В.п.
кого? что? (за) кого?
его
(за) него
её
(за) неё
их
(за) них
Т.п.
кем? чем? (с) кем?
им
(с) ним
ею
(с) нею
ими
(с) ними
П.п.
(о) ком? (о) чём?
(о) нём
(о) ней
(о) них
Местоимение
Если личное местоимение 3-го лица
употребляется с предлогом, то при произношении
К нему, к ней.
местоимение начинается со звука [н’], а на письме с
буквы н:
Не добавляется буква н к местоимению после
предлогов:
Вопреки ему, благодаря
ей,
навстречу им.
Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.
К нам снегирь торопится,
На урок к нам просится.
Птицам нужно помогать
И заданье выполнять.
Спишите, раскрывая скобки.
Подошёл к (он)
Возвратился с (она)
Защитил (он)
Посмотрел на (они)
Позвонил (она)
Отвечал (они)
Спросил про (он)
Проверьте себя.
Подошёл к нему
Возвратился с ней
Защитил его
Посмотрел на них
Позвонил ей
Отвечал им
Спросил про него
Местоимение Вы и его падежные
формы (Вас, Вам, Вами) при
письменном обращении к
незнакомому или старшему по
возрасту человеку пишутся с
большой буквы.
Составьте и запишите текст
поздравления с днём
рождения своего друга или
подруги.
Местоимения
с предлогами
пишутся
раздельно!
После
предлогов
в местоимениях
3-го лица
пишется буква
н!

Русский язык: местоимения, творительный падеж: ей, ею: ilyachalov — LiveJournal

Я не являюсь радикальным борцом за грамотность. Если человек в общении со мной по интернету или в своем посте в ЖЖ совершает ошибки, меня это не сильно напрягает. В первую очередь, конечно, важно обсуждение заявленной темы, а ошибки — это второстепенное.

Русский язык развивается. Лично я не считаю, что его нужно как-то защищать от других языков (ограничивать заимствования и тому подобное). Но наше государство Россия, конечно, должно заниматься продвижением русского языка в мире, его популяризацией и пропагандой, в том числе в интернете.

Иногда я подмечаю в нашем русском языке некие тренды, которые хочется обозначить. В этом посте я хочу обозначить один из таких трендов. Но, возможно, это вовсе и не тренд, а лишь то, что мне просто кажется.

В русском языке есть такая часть речи, как «местоимение». Местоимения делятся на разные типы. Здесь речь пойдет про «личные местоимения». Личные местоимения могут принимать различные формы в зависимости от лица, числа, падежа и рода.

Возьмем местоимение «она». Это личное местоимение третьего лица, единственного числа, женского рода в именительном падеже. Пока всё достаточно просто.

Однако, попробуем просклонять это местоимение по падежам. Тут нужно учесть, что это местоимение может писаться по-разному при склонении с предлогом и без предлога.

1. Пытаемся склонять без предлога (в случае предложного падежа не получается без предлога; в принципе, по названию этого падежа понятно, что в этом падеже без предлога не обойтись):

Именительный падеж (есть кто?): она
Родительный падеж (нет кого?): её
Дательный падеж (дать кому?): ей
Винительный падеж (винить кого?): её
Творительный падеж (доволен кем?): ей, ею
Предложный падеж (думать о ком?): о ней

2. Пытаемся склонять с предлогом (в случае именительного падежа с предлогом не получается):

Именительный падеж (есть кто?): она
Родительный падеж (снять с кого?): с неё
Дательный падеж (прийти к кому?): к ней
Винительный падеж (рассказать про кого?): про неё
Творительный падеж (погулять с кем?): с ней, с нею
Предложный падеж (думать о ком?): о ней

https://ru.wikipedia.org/wiki/Личные_местоимения

Можно заметить, что в творительном падеже местоимение «она» имеет, как сказано в википедии, дополнительные «удлинённые» формы (букв в этой форме столько же, но букв гласных звуков на одну больше, поэтому произноситься оно будет дольше):

Творительный падеж (доволен кем?): ей, ею
Творительный падеж (погулять с кем?): с ней, с нею

Я тут неспроста выделил красным цветом форму рассматриваемого местоимения в творительном падеже (без предлога). Именно ее я и хотел отметить этим постом.

Мне кажется, раньше (с советских времен) в данном случае употребляли только форму «ею». Почему-то я привык именно к ней, поэтому я делаю такой вывод. Однако, в наше время очень часто вижу в разных текстах в этом случае применение именно формы «ей». И это меня сильно напрягает, прямо коробит. Я вижу, что в современных справочниках и учебниках (не во всех, но вот примеры: википедия, www.yaklass.ru, gramota.ru (Литневская), izamorfix.ru, foxford.ru, blog.tutoronline.ru и так далее) по русскому языку в данном случае обе эти формы указываются, как верные. Значит, ошибки нет. Но сердцу не прикажешь. Всё равно это кажется неправильным (но, так как эта форма применяется всё чаще, может, это пример изменения русского языка в действии?).

Свежие примеры в СМИ (обсуждаемое применение выделено красным цветом):

1. Цитата (https://region29.ru/2021/12/06/61adb0b3472f10d7ff282fa2.html), декабрь 2021:

В Северодвинске девочка-подросток нашла в школе банковскую карту и оплатила ей свои покупки


2. Цитата (https://www.tulapressa.ru/2021/12/tulyachka-nashla-chuzhuyu-kartu-i-oplatila-ej-pokupki-v-magazinax-4612/), декабрь 2021:

Тулячка нашла чужую карту и оплатила ей покупки в магазинах


3. Цитата (https://www.kp.ru/daily/28362.5/4510227/), ноябрь 2021:

Сказали, что ей занимаются самые лучшие врачи – очень сильные медики.


4. Цитата (https://www.gazeta.ru/culture/2021/11/27/a_14253127.shtml), ноябрь 2021:

«Ей занимаются лучшие врачи». Что известно о состоянии Хлебниковой


5. Цитата (https://secretmag.ru/news/proizvoditel-sputnika-v-obyavil-ob-ispytaniyakh-nazalnoi-vakciny-ei-uzhe-privivayut-detei-27-11-2021.htm), ноябрь 2021:

Производитель «Спутника V» объявил об испытаниях назальной вакцины. Ей уже прививают детей


6. Цитата (https://www.gazeta.ru/social/news/2021/11/18/n_16877227.shtml), ноябрь 2021:

Канадская учительница обвинила совращенного ей подростка в принуждении к сексу


7. Цитата (https://vgtimes.ru/news/82870-na-golden-joystick-awards-2021-nazvali-luchshuyu-igru-vseh-vremen-ey-stala-actionrpg-kotoraya-vyshla-10-let-nazad. html), ноябрь 2021:

На Golden Joystick Awards 2021 назвали лучшую игру всех времен. Ей стала Action/RPG, которая вышла 10 лет назад


8. Цитата (https://www.rbc.ru/politics/28/08/2021/612a0ba59a7947d5d716b3e0), август 2021:

Накануне министр, комментируя возможное назначение Поклонской послом России в Кабо-Верде, о котором писал РБК, заявил о необходимости проверить, сохранилось ли у нее украинское гражданство. «Если она ей [гражданкой Украины] остается, то у нас есть возможности испортить ей жизнь», — сказал он в эфире канала «Украина 24».


9. Цитата (https://rg.ru/2021/09/13/predlozhivshij-ispolzovat-latinicu-sekretar-snbo-sam-ne-umeet-ej-polzovatsia.html), сентябрь 2021:

Предложивший использовать латиницу секретарь СНБО сам не умеет ей пользоваться


10. Цитата (https://www.championat.com/other/news-4435489-sinhronist-malcev-hudozhestvennaya-gimnastika-trebuet-chtoby-muzhchiny-ej-zanimalis.html), август 2021:

Синхронист Мальцев: художественная гимнастика требует, чтобы мужчины ей занимались


И так далее.

Изменение местоимений 1 и 2 лица по падежам. Правописание местоимений. 4-й класс. ФГОС

Цель: учиться изменять местоимения I и II лица по падежам, учиться определять падеж местоимения.

Планируемые результаты: учащиеся освоят способ определения падежа местоимения, продолжат работу над формированием умения анализировать, делать выводы, сравнивать.

Оборудование: презентация к уроку, мультимедийный проектор, карточки к уроку, сигнальные карточки.

1. Мотивация к учебной деятельности

Ребята, прочитайте отрывок.

Орешек знанья тверд,
Но все же, мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет,
Желание все знать.

— Дети, какие слова здесь являются ключевыми?

— Чтобы это желание осуществить, что надо делать?

-У вас есть это желание? Тогда, вперёд, к знаниям!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Прослушайте фрагмент песни «Я, ты, он, она».

— Какие слова указали на то, кто является дружной семьей?

— Почему эти слова я вам предложила? (Они являются местоимениями. Это тема прошлого урока)

Работа в парах.

Предлагаю вам поработать в парах. Возьмите карточку №1, прочитайте задание.

(Вставить в таблицу местоимения из песни).

Проверка у доски, выходит пара учеников и вставляет выбранные местоимения в таблицу, написанную на доске.

— Кто не согласен с ребятами?

— Всю ли таблицу мы заполнили(нет), дополните её недостающими местоимениями.

Дети заполняют у себя в паре, у доски заполняют таблицу отвечающие ученики.

— Что вы знаете о местоимениях? (правило о местоимении как части речи, имеет лицо, изменяется по числам).

— Ребята, возьмите карточку №2. Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно. Затем один ученик читает выполненную работу вслух.

— Кто не согласен?

Карточка №2

Прочитай предложения, вставляя недостающие местоимения в нужной форме.

Я весёлый человек. Со(мной) интересно. (Мне) везёт на друзей.

Ты …(тебе) весь вечер звонили. У(тебя) был занят номер.

— Что произошло с местоимениями? (они изменились)

— Почему они изменились? Как они изменились?

Почему не можете ответить на вопросы? (нет знаний)

3. Постановка учебной задачи

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

— Да, тема нашего урока «Изменение местоимений 1 и 2 лица по падежам» Правописание местоимений.

— Какие цели мы себе поставим?

Учиться изменять местоимения 1 и 2 лица по падежам, учиться определять падеж местоимений, правильно писать местоимения .

4. Открытие нового знания

Сейчас предлагаю вам работу в группах. Прочитайте задание в карточке №3.

(У каждой группы есть таблица и указаны местоимения, которые нужно изменить по падежам)

Проверка задания- группа выходит к доске, читает свою таблицу, на слайде всплывают их ответы)

— Что произошло с личными местоимениями? Они изменились по падежам.

— Какая часть речи изменяется по падежам с такими же вопросами (имя существительное).

— Почему в словах есть буквы, выделенные красным цветом? Это безударные гласные. Правописание этих слов нужно запомнить.

— Как определить падеж местоимения в предложении? Выведите алгоритм, работая в группе.

— Дети зачитывают свой алгоритм, учитель вывешивает его на доске.

5. Первичное закрепление во внешней речи

— Вернитесь к карточке №2 и проработайте вслух, определяя падеж местоимений по алгоритму.

Проверка работы-дети диктуют полученные ответы, учитель записывает на доске.

Динамическая пауза.

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Карточка №4.

Записать местоимения в нужной форме, определить падеж.

Прочитай текст. Запиши данные местоимения в нужной форме, определи падеж местоимений.

Я поздравляю (ты) с праздником. К (мы) в класс пришёл новый ученик. Он быстро подружился с (мы). Я хочу спеть вместе с (вы). У (мы) в саду есть беседка.

Самопроверка по эталону на экране.

— У кого все задание выполнено правильно?

— Кто допустил неточности?

— Кто правильно определил падеж местоимений?

7. Включение в систему знаний и повторение

— Для чего местоимения нужно изменять по падежам?

— Где мы можем это применить? (при написании сочинений, в речи, чтобы не допускать повторов слов)

Поработаем в парах с текстом.

Карточка №5.

Отредактируйте текст. Используйте вместо повторяющегося существительного «мама «личное местоимение «ты» в разных падежах.

Подчеркните личные местоимения, определите их падеж.

Мама! Мама ласковая и добрая. С мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Я буду внимателен к маме, буду заботиться о маме, беречь маму. Мама заслужила это!

8. Рефлексия деятельности

— Что нового мы узнали на уроке?

— Какие цели мы ставили?

— Как вы думаете, мы их достигли?

— Чему вы научились?

— Какие сложности у вас возникли?

— Какую цель мы поставим на следующий урок? (продолжить работу по отработке умений определять падеж местоимений)

— Спасибо, урок окончен.

Какой падеж у местоимения (этого и таков)?

Падежная форма характерна для имен существительных и прилагательных. Однако многие местоимения также имеют падежную форму. При сами падежи остаются неизменными. То есть, не существует отдельных падежей для местоимений и отдельных падежей для существительных. Всего, выделяют шесть падежей – именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Определить падеж в местоимениях

В качестве примера можно привести местоимения «этого» и «таков». Само себе определение их падежной принадлежности является весьма затруднительной. Поэтому, всегда следует рассматривать местоимения в сочетании с существительными. Именно падеж существительного будет означать падеж местоимения. Это можно продемонстрировать следующим образом:

  • местоимение «этого» задает четко определенную форму окончания у существительного. По форме окончания всегда удастся правильно определить его падеж. Например, «этого дерева» или «этого человека». Слово «дерева» отвечает на вопрос «чего», а слово «человека» отвечает на просо «кого». Следовательно, местоимение «этого» употреблено в родительном падеже;
  • местоимение «таков» также нужно соотнести в существительном. Поэтому, важен фрагмент текста, в котором имеется сочетание местоимения «таков» и соответствующего существительного. Например, «таков человек». Значит, нужно исходить из падежа слова «человек». Указанное слово отвечает на вопрос «кто». Следовательно, указанное слово употреблено в именительном падеже. Ведь именно для данной падежной форме характерны вопросы «кто, что»;
  • соответственно, падежи местоимений зависят от падежной формы имен существительных. Ведь местоимения часто употребляются вместе с существительными.

Таким образом, местоимение «этого» имеет родительную падежную форму. А слово «таков» тоже является местоимением, которое употреблено в именительном падеже.

Есть ли местоимения без падежной формы

Большинство местоимений изменяется по падежам. Исключением являются только местоимения неопределенной группы. Это местоимения «некто» и «нечто». Они не имеют падежной принадлежности.

Узнаем как правильно определить падеж местоимений. Изменение личных местоимений по падежам

Местоимение – одна из важнейших частей речи в русском языке. По своим свойствам оно очень близко к существительному, для замены которого в основном и используется, но вместе с тем, лимитировать задачи местоимения только этой функцией – действительно глупо. Местоимение указывает на какое-либо лицо, не называя его конкретно, оно служит для связи предложений в тексте, а в некоторых случаях даже для усиления определённых высказываний. Многогранно, не так ли? Именно поэтому так важен падеж местоимений в предложениях – нельзя же небрежно относиться к столь многофункциональному элементу.

Теоретическое введение

Конечно, падеж местоимений, вернее, их склонение, подчиняется практически тем же правилам, что и имена существительные (выше уже говорилось о том, что эти две части речи имеют очень много общего). Для местоимений характерно наличие тех же самых шести падежей (именительного, родительного, винительного, дательного, творительного и предложного), что и для существительного.

Кстати говоря, когда местоимения стоят во всех падежах, кроме именительного, можно говорить о том, что местоимения в косвенных падежах. Конечно, особенности склонения зависят и от разряда местоимения. Некоторые из них в принципе не изменяются, в определённых разрядах перемены касаются только каких-то отдельных местоимений. Вот именно с этим и будем разбираться. «Падежи местоимений» — таблица, с которой мы начинаем.

Имеют падежи

Не имеют падежей

Личные, возвратные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределённые, определительные, указательные

Отдельные вопросительные, относительные и указательные.

Личные местоимения

Начинаем с основы основ: изменение личных местоимений по падежам. К личным местоимениям относятся всем известные я, ты, он/она/оно, мы, вы, они. Все они склоняются по падежам – просто подставляем нужный вопрос и получаем форму, которая нам необходима.

«Падежи местоимений» — таблица, касающаяся только разряда личных местоимений.

И. п

Я

Ты

Он/она/оно

Мы

Вы

Они

Р. п.

Меня

Тебя

Его/её/его

Нас

Вас

Их

В. п.

Меня

Тебя

Его/её/его

Нас

Вас

Их

Д. п.

Мне

Тебе

Ему/ей/ему

Нам

Вам

Им

Т. п.

Мной

Тобой

Им/ей/им

Нами

Вами

Ими

П. п.

Обо мне

О тебе

О нём/ней/нём

О нас

О вас

О них

Как видно из таблицы, в упоминаемых ранее косвенных падежах местоимения третьего лица, независимо от числа, получают добавочный согласный «н». Больше, к счастью, никаких особенностей не наблюдается: падежи личных местоимений не представляют собой ничего сложного, правда?

Возвратное местоимение

Идём дальше. К данной категории относится одно-единственное местоимение себя, которое не имеет ни числа, ни рода, а ещё сохраняет одну и ту же форму во всех падежах. Вот попробуйте просклонять его – и вы в этом убедитесь.

Притяжательные местоимения

Следующий разряд связан с местоимениями, которые выражают принадлежность объекта к кому-либо. Сюда относятся мой, твой, его/её, наш, ваш, их. Формы местоимений этой категории представлены в следующей таблице:

И. п

Мой

Твой

Его/её

Наш

Ваш

Их

Р. п.

Моего

Твоего

Его/её

Нашего

Вашего

Их

В. п.

Моего

Твоего

Его/её

Нашего

Вашего

Их

Д. п.

Моему

Твоему

Его/её

Нашему

Вашему

Их

Т. п.

Моим

Твоим

Его/её

Нашим

Вашим

Их

П. п.

О моём

О твоём

Его/её

О нашем

О вашем

Их

Из таблицы видно, что в третьем лице притяжательные местоимения не изменяются вообще, тогда как в первом и втором просто нужно заменить пару букв в начале – окончания-то совпадают.

Кстати говоря, именно с этим разрядом связана одна из самых распространённых ошибок в современном русском языке. Некоторые изобретают такое местоимение как «ихний», а потом ещё и пытаются его склонять. Так вот, обязательно запомнить, что в третьем лице во множественном числе никогда не существовало такого местоимения! Их, их и только их!

Вопросительные и относительные местоимения

Этот разряд служит для того, чтобы задать какой-то вопрос. И вот здесь начинаются первые трудности. Местоимения какой?, чей?, который? имеют и род, и число, и падеж. Для местоимений кто?, что?, сколько? характерно наличие только падежа, остальные категории ему чужды. И единственное местоимение, которое совсем ломает систему, – каков?: оно не имеет падежа, зато изменяется по родам и числам.

И. п

Какой

Чей

Который

Кто

Что

Сколько

Р. п.

Какого

Чьего

которого

Кого

Чего

Скольких

В. п.

Какого

Чьего

Которого

Кого

Что

Скольких

Д. п.

Какому

Чьему

Которому

Кому

Чему

Скольким

Т. п.

Каким

Чьим

Которым

Кем

Чем

Сколькими

П. п.

О каком

О чьём

О котором

О ком

О чём

О скольких

Всё то же самое можно сказать и об относительных местоимениях. По большому счёту, относительные местоимения – это те же вопросительные, только без знака вопроса в конце предложения.

Ещё следовало бы отметить, что в местоимении сколько при склонении ударение сохраняется на первом, а не на последнем слоге, как думает большинство людей.

Отрицательные и неопределённые местоимения

Изменение местоимений по падежам продолжаем изучать с новым разрядом, где тоже есть определённые нюансы. Род, число и падеж имеют только никакой, ничей, тогда как никто, ничто, некого, нечего, нисколько изменяются исключительно по последнему признаку, не обладая остальными.

Формы местоимений отрицательных целиком и полностью совпадают с вопросительными-отрицательными, с единственным уточнением – добавлением приставки ни/не.

То же самое можно сказать и о неопределённых местоимениях. Берём местоимение относительное, добавляем к нему постфиксы —то, -либо, -нибудь и получаем новый вид местоимений: какой-то, что-нибудь. Формы при склонении остаются те же самые, что, бесспорно, существенно упрощает работу с этим типом местоимений. В определённых случаях можно добавлять и приставки не/ни: некоторый, нечто.

Определительные местоимения

Подбираемся всё ближе к концу. На очереди новый разряд, все местоимения которого имеют род, число и падеж. Сюда относятся сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, целый, всяческий. Объёмно, конечно, но совсем несложно. Склоняем дальше!

И. п

Сам

Самый

Весь

Всякий

Всяческий

Каждый

Любой

Другой

Иной

Целый

Р. п.

Самого

Самого

Всего

Всякого

Всяческого

Каждого

Любого

Другого

Иного

Целого

В. п.

Самого

Самого

Всего

Всякого

Всяческого

Каждого

Любого

Другого

Иного

Целого

Д. п.

Самому

Самому

Всему

Всякому

Всяческому

Каждому

Любому

Другому

Иному

Целому

Т. п.

Самим

Самым

Всем

Всяким

Всяческим

Каждым

Любым

Другим

Иным

Целым

П. п.

О самом

О самом

Обо всём

О всяком

О всяческом

О каждом

О любом

О другом

Об ином

О целом

Как видно из таблицы, спряжение местоимений сам, самый и всякий, всяческий практически совпадают, но не стоит сильно полагаться на заучивание форм местоимений в разных падежах, гораздо легче просто разобраться с правилом, а потом не испытывать никаких трудностей.

Указательные местоимения

Последний из разрядов снова радует нас нюансами. Местоимения этот, тот-(то), такой-(то) имеют число и падеж, столько-(то) – только падеж, а вот таков, по аналогии с каков, совершенно не желает изменяться по падежам, оставаясь в одной-единственной форме.

И. п

Этот

Тот

Такой

Столько

Р. п.

Этого

Того

Такого

Стольких

В. п.

Этого

Того

Такого

Стольких

Д. п.

Этому

Тому

Такому

Стольким

Т. п.

Этим

Тем

Таким

Столькими

П. п.

Об этом

О том

О таком

О стольких

И снова подобие форм местоимений тот, этот. Падеж местоимений указательных, как видно, тема совершенно элементарная, где даже запоминать толком нечего.

Нюансы, куда же без них

Конечно, существуют некоторые особенности склонения местоимений. Например, внимательные уже давно заметили, что падеж местоимений – тема очень и очень близкая падежу прилагательных: окончания ведь абсолютно одинаковые. Единственные исключения из этого правила – весь, сам: в данной ситуации придётся всё же немного подумать.

Продолжая тему местоимения весь, следует отметить, что оно единственное, где существует беглый гласный: весь-всего-всему и так далее – корневая «е» просто выпадает, не появляясь потом ни в одном из падежей.

Более того, некоторые из местоимений обладают так называемыми архаичными формами: всякий-всяк-всяко. Они считаются краткими. А ещё местоимение сам в женском роде в винительном падеже (саму) на самом деле считается разговорной формой, тогда как литературный язык желал бы использования варианта самоё (по аналогии говорят ещё о ту-туё – от местоимения та). Ещё исследователи определяют форму самую, с ударением на предпоследней букве, но она считается уже малоиспользуемой и почти забытой.

Примеры и использование местоимений падежа

Примеры местоимений падежа

Мы рассмотрим различные падежи местоимений в английском языке. У нас есть три основных падежа местоимений в английском языке; субъективные, объективные и притяжательные падежи. Прежде чем перейти к этим падежам, важно отметить, что большинство существительных, ряд неопределенных местоимений и местоимений «это» и «вы» обычно принимают совершенно другую форму, особенно в притяжательном падеже.

Притяжательная форма таких существительных и неопределенных местоимений обычно обозначается апострофом.

Например:

  • Peter CAT
  • Чем-то автомобиль
  • правил
  • Другие Love
  • для случая «it» добавление «s» изменяет его на притяжательную форму. Для «ты», чтобы сделать его в притяжательной форме, вам нужно добавить «р» или «рс» после слова.

    Обратите внимание, что вы никогда не должны включать апостроф при написании «it» в притяжательной форме.

    Теперь давайте рассмотрим три основных притяжательных падежа:

    Субъективные местоимения

    Субъективные местоимения, также известные как именительные местоимения, включают: я, ты, он, она, оно, мы, ты, они и кто. Субъективное местоимение выступает в качестве подлежащего в предложении.

    Примеры:

    • У меня есть новая рубашка в шкафу
    • У тебя красивое платье
    • У него большая чашка
    • Мы могли бы сбежать к ним
    • Они могли бы связаться с нами сегодня
    • Кому позвонить?

    Объективные местоимения

    Это также известно как местоимение винительного падежа. Ниже приведены некоторые объектные местоимения; я, ты, он, она, оно, мы, ты, они и кто.

    Обратите внимание, что «это» и «вы» также попадают в этот класс.

    Объективный падеж обычно применяется, когда кто-то или что-то получает действие.

    Поясним это на нескольких примерах:

    • Вы могли бы его послушать
    • Пожалуйста, купите нам всем манго
    • Пожалуйста, дайте мне этот конверт
    • Почему я должен считаться с вами?
    • Мы должны ждать их ?

    Притяжательные местоимения

    Эти местоимения используются, чтобы показать принадлежность.У нас есть два типа притяжательных местоимений; первый тип употребляется вместе с существительными мой, твой, его, ее, твой, его, их и наш. Второй тип притяжательных местоимений также называют независимыми притяжательными местоимениями, потому что они работают сами по себе. Они включают; мой, его, ее, наш, ваш и их.

    Назначение притяжательного местоимения — показать, что кто-то или что-то принадлежит чему-то или кому-то.

    Примеры в предложениях

    • Это моя машина
    • Эта машина моя
    • Лошадь принадлежит им
    • Это их забота
    • Кошка чешет ухо.

    Пройдясь по трем типам притяжательных местоимений, давайте теперь посмотрим на правила их употребления.

    Применение местоимений Case

    Мы познакомились с различными типами местоимений, теперь осталось только как их применять.

    Ниже приведены правила употребления местоимений.

    Правило 1

    Чтобы показать подлежащее глагола, используется именительный падеж. Напомню, подлежащее — это местоимение или существительное, которое получает действие.

    Например:

    1. Я не знаю другого ученика в школе, который был бы таким же гением, как он/он

    В этом предложении глагол «есть», а «он» является подлежащим глагола, поэтому у нас есть:

    Я не знаю ни одного другого ученика в школе, который был бы таким гением, как он

    1. Кого/кого вы считаете лучшим учеником?

    Глагол «есть» и подлежащее «кто», это означает, что предложение будет таким:

    Как вы думаете, кто лучший ученик?

    У этого правила есть одно исключение. Если местоимение используется в качестве подлежащего инфинитива, то оно должно брать объектный падеж.

    Например:

    Питер ожидает, что Мэри и (я/я) приготовят тушеную говядину.

    Из-за инфинитива to make в нашем предложении будет местоимение «me».

    Следовательно:

    Питер ожидает, что мы с Мэри приготовим тушеную говядину.

    Правило 2

    Если местоимение употребляется в форме именительного падежа сказуемого, то оно принимает именительный падеж.Номинатив сказуемого — это местоимение или существительное после чего-то, что будет, например. могло быть, есть и было. Номинативы сказуемых всегда вызывают много проблем, потому что многие люди склонны их игнорировать.

    То, что мы пытаемся сказать, что если в предложении используется именительный падеж сказуемого, то за ним должно строго следовать субъективное местоимение.

    Например:

    It was we

    «Was» — именительный падеж сказуемого, а «we» — именительный падеж.

    Другой пример:

    Это они придумали устроить вечеринку

    Здесь у нас есть именительный падеж сказуемого (был), и поэтому мы должны взять «они» в качестве нашего местоимения

    Это было они  кто придумал устроить вечеринку

    Правило 3

    Если местоимение получает действие в предложении, используется объектный падеж.

    Например:

    1. К кому/к кому вы можете обратиться за помощью?

    Из этого предложения ясно видно, что прямое дополнение к глаголу может относиться к  это кого. Это означает, что предложение должно выглядеть так:

    К кому вы можете обратиться за помощью?

    1. Механик обещал сообщить Питеру и мне о своих планах относительно автомобиля

    Питер и «я» являются прямым дополнением инфинитива сообщить , следовательно;

    Механик пообещал сообщить Питеру и мне  о своих планах относительно машины

    • Нам/нам, студентам, всегда трудно провести лекцию на целый день

    В этом предложении мы имеем ‘нас ‘ как прямое дополнение к «за» (предлог)

    Это означает, что предложение должно читаться:

    Это всегда борьба за нас  студентов, чтобы иметь лекцию на целый день

    1. Книга дала мне брат и я/мне некоторые замечательные мысли

    Мой брат и «я» являются косвенными объектами глагола «дал».

    Следовательно, предложение должно быть записано так:

    Книга натолкнула меня и моего брата на некоторые замечательные мысли.

    Легко проверить, является ли слово косвенным объектом. Это можно сделать, вставив for или to и проверив, является ли изменение , означающее  предложения. Если нет, то это косвенный объект.

    Например:

    Книга натолкнула на мою сестру и на меня на замечательные мысли.

    Правило 4

    Местоимение, используемое в предложении в качестве прилагательного, следует за падежом существительного. Аппозитив — это местоимение или существительное, используемое после другого местоимения или существительного с целью его идентификации, переименования или объяснения.

    Например:

    Два ученика, Петя и он/его, были признаны лучшими в классе

    Здесь существительное «студенты» стоит в именительном падеже, поэтому местоимение должно стоять в именительном падеже «он»

    Отсюда имеем :

    Два ученика, Питер и он  были объявлены лучшими в классе

    Правило 5

    Чтобы показать право собственности, применяется притяжательный падеж hers

    Hers в этом предложении показывает, что газета принадлежала ученице, а не кому-то другому.

    Проблема, которая обычно возникает в этом случае, состоит в том, чтобы спутать притяжательные местоимения и сокращения.

    Чтобы помочь вам не совершать подобных ошибок в будущем, ниже приведена небольшая таблица местоимений, показывающая различия между притяжательными местоимениями и сокращениями.

    .
    Притяжательные местоимения Скидка
    (принадлежит вам) Вы находитесь — это
    Это (принадлежит ему) Это — это
    принадлежит кому) Кто – кто
    Их (принадлежит им) Они – они

    Учитель не одобряет меня/мое предложение требует опоздания

    9000 случай, который является «мой».

    Отсюда:

    Учитель не одобряет мою позднюю сдачу заданий

    Правило 6

    После соединения глаголов следует применять субъектный падеж.

    Обратите внимание: когда вы связываете глагол, вы пытаетесь связать его с подлежащим, которое его заменяет. Так как местоимение, стоящее после связи глагола, заменяет подлежащее, то очевидно, что оно должно брать субъектный падеж.

    Например:

    1. Знаменосцем был я/я

    Здесь мы берем I, потому что он заменяет подлежащее, знаменосец

    1. Человек, который узнает из этого события, это они и я

    Мы также берем I в этом случае, потому что оно заменяет подлежащее, лицо.

    Правило 7

    В интенсивных и рефлексивных ситуациях мы используем местоимения, оканчивающиеся на –self/selves

    Лучший ученик смущается сам  на глазах у всех.

    К сожалению, чтобы выиграть соревнование, ученикам пришлось полагаться на самих себя .

    Обратите внимание, что рефлексивные местоимения ни в коем случае не должны использоваться для замены объектов и/или субъектов.

    Например:

    • Мы с учителем/я долго обсуждали
    • В данном случае мы берем I, следовательно, имеем:
    • Мы с учителем долго обсуждали.

    Мы все знаем, что интенсивные местоимения в предложении служат для акцентирования внимания, чтобы другое слово имело более сильное значение.

    Например:

    • Я носил эту сумку сам
    • Вы сами смогли решить эту проблему?
    • Лучший ученик чувствовал, что его успех сам по себе зависит от него.

    В этом руководстве разъяснены различные доступные местоимения и примеры.

    Падежи местоимений: правила и примеры местоимений

    Понимание падежей местоимений

    Подумайте, какое из этих предложений является точным выражением:
    • «Это было он » или «Это было ему »
    • «Должно быть им » или «Должно быть им »?

    Использование правильного местоимения зависит от ПАДЕЖА МЕСТОИМЕНИЯ.

    CASE относится к форме существительного или местоимения, которая указывает на его отношение к другим словам в предложении.

    Существует три формы падежа: именительный (субъективный) падеж, объектный падеж и притяжательный падеж.

    Обзор падежа с тремя местоимениями

    1. Именительный или субъектный падежОткрывается в новом окне