Местоимение правило 3 класс – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Правописание местоимений с предлогами»

Разработка урока по русскому языку на тему «Части речи. Местоимение» ( 3 класс)

Тема: Части речи. Местоимение.

Цели:
— дать понятие новой части речи «Местоимение», систематизировать имеющиеся у детей знания о частях речи, умение их классифицировать;

— развивать орфографическую зоркость, речь и память учащихся;

— воспитывать внимание, аккуратность при письме.
УУД:
Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.

Регулятивные: выполнять учебные задания, используя правило, алгоритм.

Познавательные: раскрывать смысл правила о местоимениях и обосновывать своё мнение.

Коммуникативные: действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров.

Предметные: на основе наблюдений привести детей к определению личных местоимений.

Оборудование: мультимедиа – проектор, презентация «Местоимение»

Применяемые технологии:

— игровая

— проблемного обучения

— технология работы в парах, группах

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Введение в новый материал. Создание проблемной ситуации.

Хочу вам прочитать интересный рассказ о городе.

Давным-давно существовал город, где люди забыли свои имена, имена детей и родителей. И от этого очень страдали. Но однажды в этот город попал добрый мудрец. Люди бросились ему навстречу, поведав о своем горе.

— Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу. А пока я даю вам другие слова, вместо названий и имен, которые вы забыли.

(Работа в группах)

Каждый из вас о себе будет говорить – ; если вас много, скажите .

Обращаясь к своему товарищу, говорите .., а к взрослому человеку- …

Рассказывая о своем друге или подруге, говорите … или …; если их много – 

 

-Какие слова дал людям мудрец?

-Что это за слова?

Сообщение темы урока

Откройте в учебнике « Содержание». На странице 52 Найдите тему нашего урока. ( Местоимение)

Постановка учебной задачи

Какую цель поставим на сегодняшний урок (Познакомимся с новой частью речи, выделим признаки местоимения, узнаем о том, почему ученые назвали так эту часть речи)

3. Изучение нового материала.

Упр.47 с. 54

Понаблюдаем за предложением. (Он вбежал на веранду.)

Можем ли мы знать, кто вбежал на веранду? (врач, мальчик)

Сравните. (вторая часть предложения)

Теперь нам становится понятным, кто вбежал на веранду.

Какое слово заменили местоимением? Какой частью речи является это слово?

Местоимение он не называет предмет, а только указывает на него.

Местоимения – слова, которые занимают место имени существительного.

Вывод. Летучей мыши:

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Местоимения заменяют в речи имена существительные.

Записать два предложения, подчеркнуть местоимение и слово, которое заменили. Указать часть речи.

Работа в парах с текстом

Закончите предложение. 

Светлана зашла домой с улицы с грязными руками. Светлана вымыла руки и прошла в кухню. Мама Свету остановила и велела помыть руки. Мама не знала, что руки у Светы были …. (вымыты).

— Ребята, какие слова «спрятались» в этом слове? (Вы, мы, ты)

Вспомните группы слов, которые вы рассматривали в начале урока. К какой из групп вы отнесете эти слова — вы, мы, ты? (Высказывания и предположения учащихся).

— А как называются эти слова? (Местоимения)

— Почему их так назвали? Какие слова спрятались в этом слове? (место, имя)

— Зачем местоимение необходимо в нашей речи?

(Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Употреблять вместо имени.)

Измените текст: замените некоторые существительные на местоимения. Прочитайте полученный текст.

Исследовательска работа

Сейчас мы исследуем с вами местоимения и составим таблицу личных местоимений

Обыгрывание ситуации (на доске превешены личные местоимения):

— Ребята, вы сейчас будете моими помощниками.

— Подойди ко мне. Каким местоимением назовешь себя? (я) Каким ты вышел? (первым) Значит местоимение «я» какого лица? (первого) Ты один? В единственном числе? Значит, какого числа? (единственного). Что получается, назови форму своего местоимения (я – 1л., ед.ч.)

-Запишите местоимение в таблицу. (Я)

— Кто сейчас желает помочь мне? (второй человек)

— Какая ты вышел? (вторым) Ты, второй от (имя ученика), значит местоимение «ты» какого лица? (второго лица) Ты один? В единственном числе? Значит, какого числа? (единственного). Что получается, назови форму своего местоимения (ты – 2л., ед.ч.)

-Запишите местоимение в таблицу. (ТЫ)

— Кто сейчас желает помочь мне выбрать местоимения? (Выбираю мальчика.)

— Возьми себе местоимение (он) — Почему ты взял местоимение ОН? (я мальчик, м.р.). Выбери девочку. (Подходит девочка)

— Возьми себе местоимение (она) – А почему ты взяла местоимение ОНА? (я девочка, ж.р.)

— Ребята, а у нас еще одно местоимение осталось, кому его отдадим? (Тут входит непонятное существо (чудище) с яблоком, солнцем, полотенцем.)

— Ребята, я отдам ему. Как вы думаете, почему? Как мы на него будем указывать, не зная кто это или что это? (ОНО) Почему? (т.к. оно ср. рода существо, чудище, чудо, у него в руках яблоко, солнце, полотенце)

— Назовите эти три местоимения (он, она, оно). Какими они пришли после местоимения «ты»? Какого лица будут? (3 л.) Почему они вместе? (имеют род: м.р., ж.р., ср.р.)

— Итак, местоимения он, она, оно – 3л., ед.ч., имеют род. (каждый проговаривает)

-Запишите местоимения в таблицу. (он, она, оно)

— Итак, проверим, что же вы записали в таблицу? (я, ты, он, она, оно)

Вывод: Местоимения я, ты, он, она, оно каждое из них указывает на лицо.

— Посмотрите на таблицу, что же нам еще надо сделать? (Записать местоимения во множественном числе.)

— Оля и Кристина, каждый из вас и остальные назовите себя местоимением (я, я, я) А вместе? (мы). «Мы» какого числа? ( мн.ч.) Какого лица? (1 лица) Почему множественного числа? (их много, не одно лицо)

-Запишите местоимение в таблицу. (мы)

— На каждого из вас я укажу «ты», «ты», «ты»… А как сказыть вместе? (вы) какого лица и числа? (2л., мн.ч.) Почему множественного числа? (их много, не одно лицо)

— Запишите местоимение в таблицу. (вы)

— А теперь вспомните местоимения он, она, оно. А вместе это? (они) Какое лицо и число у местоимения «они»? (3л., мн.ч) Почему множественного числа? (их много, не одно лицо)

Сейчас вы разобрали местоимения. На что указывают местоимения? (Каждое местоимение личное, указывает на лицо, личность.)

— Как можно назвать эти местоимения? (личные)

Ребята, а у нас осталось еще одно местоимение – «Вы». Сравните: «вы» и «Вы». Что заметили? (С большой буквы) А когда мы пишем «Вы» с большой буквы? (С большой буквой «Вы» пишем тогда, когда обращаемся с уважением к взрослому человеку.)

5. Закрепление нового материала

—Переходим к «весёлой» страничке. Местоимения в загадках.

Хитрые вопросы.

Какое местоимение можно считать самым хвастливым? (Я)

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (ОНО)

Какое местоимение составлено из двух предлогов? она

Сколько личных местоимений в слове семья?

Какие два местоимения мешают движению на дорогах? ямы

Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. тыква

Первый слог – личное местоимение. Второй и третий– синоним к слову несчастье, горе. Вместе – доносчик, клеветник. ябеда

За какое местоимение нужно спрятать букву Ц чтобы получилось названия животного. заяц

Первый слог — личное местоимение. Второй — детская болезнь.

А вместе — тот предмет, который корабль выбрасывает, когда он нужен

И поднимают, когда он не нужен. (Я – корь)

Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).

 

Резерв: Хлопните в ладоши, если услышите в слове личное местоимение.

— Пион, сани, кони, яма, ёлка, вымыл, комар, тыква, корона, окно.

-Молодцы!

Выборочный диктант.

В свободную минуту исследователи любят читать художественную литературу. Но всегда и из всего извлекают пользу. Я предлагаю отрывки из произведений. Вы называете автора и название произведения, а в тетрадь выписываете местоимения.

«Чем вы гости торг ведете,

И куда теперь плывете?»

  А. Пушкин

«Не сумел ты взять выкупа с рыбки. . . »

  А. Пушкин

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица. . . »

 А. Пушкин

«Мы объехали весь свет:

За морем житье не худо. . . »

 А. Пушкин

Д/з Написать 3- 4 предложения используя личные местоимения; подчеркнуть главные члены предложения.

Творческое задание: придумать свои Местоимения в загадках

Рефлексия Ладошки- Взвесим свои знания

Итог

Урок русского языка в 3 классе «Местоимение»

Урок-исследование по русскому языку «Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Тема урока « Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Вид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся.

Цель методическая — создание условий для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Цели образования:

деятельностные — создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

содержательные — формирование навыка нахождения и распознавания личных местоимений в речи, умения правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте, развитие умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Задачи урока.

Предметные:

  • дать понятие о местоимении как части речи, его грамматическое значение, его роли в предложении;

  • развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), речь учащегося;

Метапредметные:

  • развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение
    ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую
    тему.

  • анализировать и классифицировать по определенному признаку
    при выделении признаков местоимения как части речи;
    воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.


1.Организационный момент.

Учитель. Мне бы хотелось, чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: » Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

2.Разминка

  • . Какой день недели идёт за четвергом? А сегодня?

  • Оно живёт в проводах.

  • Назовите имена трёх поросят.

  • У слонихи сын – … слоненок, а у коровы – … ?

  • Какое варенье получится из малины?

  • Что выпускает из себя чайник, когда кипит?

  • Тёмное время суток.

  • Что дольше длится год или 12 месяцев?

  • Сколько будет 3+4?

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

  • — Ребята, а вы любите тайны, приключения, древние истории о жизни наших предков в далёком прошлом, об истории возникновения нашего государства? А откуда мы можем узнать о прошлом? (Из книг, уроков истории, летописей, древних рукописей, энциклопедий, археологических раскопок.)

  • Сегодня на уроке мы обобщим наши знания

Учитель: Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете и назовете тему урока сами

Я тоже очень люблю раскрывать тайны прошлого. Сегодня на урок принесла вам фрагмент старинной рукописи, но, к сожалению, прочитать его невозможно, так как часть слов не сохранилась и есть неизвестные символы и знаки. Хотели бы вы раскрыть тайну старинной рукописи? Но вам придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.

Рассмотрите древнюю рукопись внимательно, какие предположения у вас появились, чтобы это могло быть? (Высказывания детей)

Тогда давайте проведем научное исследование, расшифруем тайну древней рукописи.

Запишем в тетради дату и место нашего исследования (дети записывают число, месяц, классная работа).

4.Чистописание .

Вопрос на засыпку. Какой был последний ответ из разминки?

Запишите транскрипцию этого слова.

В слове «семь» охарактеризуйте последний звук. Какой буквой он обозначается?

На доску выводится слайд «Написание букв «М,м». Почему мы пишем именно эту букву, вы догадаетесь попозже.

5. Постановка учебной задачи.

Словарная работа.

Кроме древних иероглифов, до наших дней дошли и берестяные грамоты (письмо на бересте, коре березы), которые тоже дают представления о жизни в прошлом.

Перед вами образцы таких грамот, но тоже утратившие часть букв, а некоторые слова и вовсе перепутали свои места. Как вы считаете, на какие группы можно разделить эти слова?

Археолог, мы, вы, л . пата, ты, кисточ.ка, она, я, рук . пись. Давайте запишем эти слова в два столбика.

Что общего между словами 1 столбика? ( Что обозначают? К какой части речи относятся?)

Давайте посмотрим на слова 2 столбика. Встречались мы с такими словами? Где? А знакомы ли мы с ними?

Сегодня мы попытаемся выяснить, к какой части речи относятся эти слова, что они обозначают, на какие группы делятся.

6. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

Знаете ли вы, где хранятся найденные археологами старинные вещи, рукописи, документы? Правильно, в музеях.

Какими словами, подходящими по смыслу, можно заменить слово музей? (Он, его.) Для чего заменили слово музей на эти слова?

Вместо какой части речи употребили мы эти слова? (Вместо имени существительного. Сейчас узнаем к какой части речи относятся слова-заместители имени существительного.

Эти слова относятся к глаголам? (нет ––> почему?)
–  Это имена прилагательные? (нет ––> почему?)
–  Это имена существительные? (нет ––> почему?)
–  Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас секрет, русского языка.
– Попробуем сделать открытие!

Существует много разных музеев . Слышали ли вы про музей в передаче «Поле чудес»? Давайте сделаем перерыв в нашем исследовании и побываем на этой передаче.

Перед вами зашифровано слово, это- часть речи, которая употребляется вместо имени существительного….

М Е С Т О И М Е Н И Е

Вернемся к нашему исследованию.

Значит, есть такая группа слов, такая часть речи, которая употребляется вместо имени существительного и она имеет название МЕСТОИМЕНИЕ.

Значит, это и есть та часть речи, о которой говорится в грамоте, и мы сегодня будем о ней говорить. Кто сформулирует тему сегодняшнего урока?

Местоимение – часть речи. Вы согласны с этим определением? Вот мы ответили на первую часть вопроса, который я задавала в начале урока.

Молодцы, мы с вами восстановили 1 часть грамоты!

  • Продолжим наше исследование, попробуем разгадать следующий символ рукописи. Проведем такую работу. Встали. Повернитесь друг к другу. Игра «Молчанка» Покажите жестами «Он», ТЫ, я, вы, они, мы.

Спасибо. Вы называли предметы? А что делали? (Указывали). Значит, М. не называет предметы, а указывают на них.

– Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)

Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

– Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! Давайте хором прочитаем это определение. (Читают полное определение, закрепляемое на доске, вместо опорных слов) продолжим наше исследование

Физминутка (сидя).
Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

«Четвёртое — лишнее».
Учитель. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему.
Я, они, на, ты (предлог)
Но, оно, она, они (союз)
Я, Яна, ты, вы (существительное, имя)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Мы, я, вы, они (ед.ч.)
Он, она, они, мы (1-е лицо)
Все эти местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

Итак, местоимения имеют лица:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множественного числа.

8.Первичное закрепление во внешней речи.

Самостоятельная работа.
«Вставь местоимение» (у уч-ся индивидуальные карточки, 1,2 варианты).
Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
1 вариант.
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?
2 вариант.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Самопроверка.

ТЕСТ

1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+».

Местоимение – это:

а) часть речи, которая служит для обозначения признака предмета;

б) часть речи, которая не называет предмет (его признак и количество), но указывает на него;

в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения.

Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня.

3. Выбери из указанных признаков тот, который относится к местоимению.

а) указывает количество предметов;

б) называет предмет;

в) указывает признак предмета;

г) указывает на предмет, не называя его.

^ 4. Подчеркни в предложении местоимение.

Когда дети в лесу нашли целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались.

5. Напишите, к какому числу и лицу относится каждое местоимение.

1) Я (________) совсем не люблю делать уроки. 

2)Скажите, вы (________) хотите мороженого? 

3) Ягоды крыжовника совсем спелые, кажется, что они (__________) вот-вот лопнут.

11. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали. Давайте ещё раз повторим всё, что мы узнали о местоимении. – С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).
–  Дайте определение местоимению.
–  С какой группой местоимений работали?(Личные).
–  С какими признаками местоимений встретились? (Лицо, число).
–  Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).
Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

12.Этап рефлексии.

— Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение -нарисуйте смайлик с большой улыбкой, а если что-то осталось непонятным- с маленькой улыбочкой.

Конспект урока по русскому языку на тему «Местоимение» 3 класс

План конспект урока русского языка в 3 классе.

Учитель: Руденко К.В.

Тема урока: «Местоимение»

Класс: 3

Цель урока:

  • создать условия для определения местоимения как части речи;

  • формировать умение распознавать местоимения среди других частей речи;

  • развивать умение правильно употреблять местоимения в речи .

Задачи урока:

Предметные результаты:

— Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

— Различать местоимения и имена существительные.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

— строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

— проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Регулятивные результаты:

— самостоятельно определять учебную задачу;

— планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

— адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

— ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи;

— осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме;

Коммуникативные результаты:

— применять правила делового сотрудничества;

— участвовать в продуктивном диалоге.

Ход урока:

I. Организационный момент 

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

2.Мотивация к учебной деятельности.

-Вспомните, какой раздел мы начали изучать? Части речи

— Наш урок пройдет под девизом, который мы прочитаем вместе. Улыбаются друг другу

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

3. Чистописание

hello_html_m50cac23a.jpg

Подберите к слову яблоко однокоренные слова

яблоко-

выделить корень

3. Постановка учебной задачи. Определение темы и целей урока.

Сегодня мы отправимся в путешествие в эту удивительную страну.

Какие жители-слова живут в этой стране? Назовите их. ( существительные, прилагательные, глагол, предлог…)

На доске домики с названием частей речи

Давайте заполним паспорта жителей по плану (работа в группах) План на доске:

Название :_______________

Что обозначает_______________

На какие вопросы отвечает_______________

Признаки_______________

Заполняем домики. Каждая группа свой домик

Остался не заполненным один домик.

2.Словарная работа Работа в парах

Карточки : п…года, гор…д, дев…чка, яг…да, б..гаж

Задание 1: продиктуйте друг другу слова

Задание 2: Договоритесь и выберите одно слово, составьте с этим словом предложение.

Задание 3: Составьте второе предложение про тот же предмет, называя его другим словом, но не именем существительным.

Проверка.

-Поднимите руки, у кого не получилось составить второе предложение. Почему?

Каких знаний не хватает?

-У кого получилось? Чтение предложений. Каким словом заменили?

Значит есть такие слова. Как они называются?

Кто догадался, какая тема урока? Местоимение

Подумайте, какая цель будет сегодня у нашего урока?

(познакомится с новой частью речи, узнать, как использовать местоимения)

Жители этого домика, как и остальные должны иметь паспорт. Надо им помочь.

Работа в парах

На столе у вас лежит бланк паспорта, давайте начнем заполнять по плану.

Какие задачи стоят перед нами. (определить признаки, на какие вопросы отвечает, что обозначает)

3. Работа по учебнику

Взаимопроверка

Какие слова вы вставили? На доске карточки Я,МЫ, ТЫ,ВЫ,ОН,ОНА,ОНИ

Какую часть речи заменили эти слова? (существительные)

-Какой вывод можем сделать о местоимении? Чтение правила в учебнике

-Продолжим заполнять паспорт.

то будут обозначать местоимения, если заменяют существительные? (предмет)

-На какие вопросы будут отвечать? (кто?что?)

Жители домика Местоимение очень похожи на имена существительные, но что-то их отличает. Давайте узнаем.

-Послушайте мой рассказ и ответьте на вопрос: Все ли вам в нем понравилось?

У меня есть кошка, кошку зовут Пушинка.У кошки серая шерсть. Кошка любит играть со мной.

-Все ли вам понравилось? (много раз повторяется слово кошка)

-Какой становится речь? (не очень красивой)

Поэтому понадобились слова другой части речи. Какие? (местоимения)

-Местоимения сам предмет называют? Нет, а что делают? (указывают на него)

Заполним паспорт жителей. Что мы еще можем узнать? (число, род)

3. Работа в тетради:

Возьмите карточку желтого цвета. Выпишите местоимения в тетрадь

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы.

. Проверка. Дети читают местоимения

4. Знакомство с личными местоимениями.

— Как  бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я) (слайд)

  — А про нас вместе? (мы)

— Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

— а к группе людей? (вы) – к кому ещё можно так обратиться? (к взрослому человеку)

— как бы вы сказали про друга ? ( он)

— Про подругу? ( она)

— Про детей ? ( они)

— а про солнышко? ( оно)

— прочитайте что говорят об этих местоимениях. ( слайд)

— как называются эти местоимения? (личные)

— как думаете, почему? ( указывают на лицо)

hello_html_m450e2bbc.jpg

— Проверим правильность нашего утверждения, прочитав правило в учебнике 

Закрепление

Работа в парах. Карточка розовая:

Выпишите местоимения. Определите лицо и число местоимений.

Да, ну, он, но, вы, взо, ух, я , ты, при, они, без, мы.

5. Работа по учебнику

Стр. 58 № 136 Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

6. Итог урока. Рефлексия

— Что нового узнали?

— Что такое местоимение?

— Каким членом предложения оно бывает чаще всего?

— Что вам понравилось на уроке?

— Что было трудным?

— На следующих уроках мы продолжим изучать местоимение.

Оценивание.

Д/з стр. 59 № 138

План-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему: Урок русского языка «Понятие о местоимении. Личные местоимения» в 3 классе

Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Цель:  знакомство с личными  местоимениями их   ролью в речи.

Задачи:

  • познакомить с личными местоимениями, формировать  умения распознавать их  в тексте и  правильно употреблять; обеспечить   усвоение учащимися личных местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа;
  • развивать мыслительную деятельность учащихся, речь, умение работать в паре, группах;
  • воспитывать интерес к  изучению родного языка, чувство товарищества и взаимопомощи, дружбу.

Формируемые УУД:

Личностные: формировать  умение чувствовать красоту и выразительность речи, развивать навык сотрудничества   при работе в парах, группах, чувство товарищества и взаимопомощи.

Регулятивные:  формулировать совместно с учителем цель и задачи урока, составлять план  решения проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.

Познавательные: развивать умения извлекать информацию, представленную в разных формах, обобщать и классифицировать по признакам, строить суждения.

Коммуникативные:  высказывать и обосновывать свою точку зрения, владеть монологической и диалогической речью, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

         

        Ход урока.

Слайд 1

  1. Орг. момент. Мотивационный  настрой.

— « Я желаю тебе удачи.  Если тебе будет трудно, то я помогу».

Я надеюсь, что эти слова вы будете использовать не только сегодня на уроке, а и в дальнейшей своей жизни.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

Урок начнем   как обычно, со словарной работы.

  1. Словарная работа.

Буквенный  диктант + минутка чистописания.

— Запишите   только  те буквы, которые нужно запомнить. (1 ученик у доски)

Иней, погода,  природа, мечта, синица, чемодан. Проверка.

Слайд 2  е о и е и е

— Кто написал так же? Молодцы.

Пропишите   эти буквы, повторяя  до конца строки, аккуратно и красиво.

  1. Введение в тему. Постановка проблемы.

Эти  гласные убежали   из одного слова, которое обозначает часть речи.

— Что за слово? (Щелчок на слайде)  (местоимение)

— Как вы думаете, почему именно это слово я выбрала? (Тема урока – местоимение)

Правильно.

— А что такое местоимение?   Знаем? Точно все знаем?

-Это часть речи? А что обозначает? БУДЕМ УЗНАВАТЬ…..

— Ребята, сегодняшний урок я предлагаю провести в форме исследования, и его тема:

Слайд  2 (щелчок)

Понятие о местоимении. Личные местоимения.

Если тема выбрана, что надо сделать дальше?  (определить цель)

— Какая  будет  цель  нашего урока — исследования? (ответы детей)

Слайд  3 (щелчок)

Цель: (щелчок)

Узнать, что такое местоимения и для чего они нужны  в речи.

-Что теперь определим?    (задачи)

 — Какие поставим задачи?

Слайд   3 (щелчок)

Задачи: (выслушиваю  версии ребят, потом  — щелчок)

  • познакомиться с  теоретическим  материалом: узнать,

узнать, что называют местоимением,   для чего они нужны, какими  признаками  обладают, какие  бывают;

—  (щелчок)

  • провести  наблюдение, эксперимент; (щелчок)
  • обобщить материалы, сделать вывод.

— Что следует сделать дальше?  (выдвинуть гипотезу)

Правильно, теперь  надо выдвинуть гипотезу.

Для этого  прочитайте текст.

Слайд 4

Жила — была сказочка. Родилась сказочка не в волшебном царстве, а на нашей земле. Ходили слухи о сказке, что сказочка (мудра и дарит людям хорошее  настроение.

— Что вы заметили?   (повторяется слово «сказка», это  делает текст некрасивым. Это — речевая ошибка)

— Что нужно сделать? (заменить другими словами)

— Какими?  (словом, местоимением «она»)

Щелчок – появляется слово «она».

Значит, гипотеза нашего исследования:

 «Предположим, что местоимения в речи  нужны для того, ….. (учащиеся договаривают фразу) …..чтобы  заменять слова, указывать на них». 

Слайд 5

  1. Открытие новых знаний. Поиск решения проблемы.

Любое исследование начинается с изучения теоретического материала.  

Слайд 6

Поэтому вы прочитаете текст в рамочках  на страницах  62, 63  и в парах друг другу расскажете, что узнали о местоимениях.

Работа в парах – продолжи предложение.

  • Местоимение – это ……часть речи.
  • Перечислите  местоимения – я, ты, ……
  • Местоимения отвечают  на те же  ……. (вопросы, что и имена существительные).
  • Называются местоимения так, потому …. (что занимают место имени существительного).

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС. ПЕРЕХОД К СУЩ-МУ — ПРИЗНАКАМ

– Почему же они получили такое название – местоимения?

– Какую часть речи заменяют местоимения? (имена существительные)

– Вспомните, имена существительные имеют постоянные признаки.

– Какие? (одушевленность и род)

– Имеют постоянные признаки и местоимения.  Это лицо.

Слайд  7 – «лицо»

Местоимения бывают 1лица, 2 и 3.

– Как вы думаете, какие местоимения, к какому лицу относятся?

Попробуйте сами распределить местоимения по группам 1 л., 2 и 3.

Слайд 8 Работа в группах.  (выдаются бланки – таблицы)

Заполненные листы вывешиваются на доску.– Определить кто прав, мы сможем чуть позже.

А СЕЙЧАС Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОСЛУШАТЬ ДИАЛОГ, который поможет нам разобраться  с лицами местоимений.  ЗАПОМИНАЙТЕ, какие местоимения встретятся.

Слайд  9 – видео (отрывок из м/ф + наложен текст)

–  Здравствуй, Илья! Я за вами приехал, нужно князя выручать. Ты не знаешь, где Добрыня?

– Добрыня дома был. Он с Настасьей на базар собирался, она шубу приглядела. Надо торопиться, пока они не уехали.

– Кого вы увидели, из какого мультфильма?

– Какие местоимения услышали?

Слайд  10  (я, ты, он, она, они)

– Кто был  первым  говорящим лицом в диалоге? (щелчок — появляется Алеша)

– Как он себя назвал?  (щелчок — «я» перемещается к Алеше)

Местоимения 1 ЛИЦА УКАЗЫВАЮТ НА ГОВОРЯЩЕГО ИЛИ ГРУППУ ЛЮДЕЙ, в которую входит говорящий. Это местоимения  – я, мы.

– Кто другой,  второй  участник диалога? (щелчок — появляется Илья)

– Как к нему обратился Алеша?  (щелчок — «ты» перемещается к Илье)

Местоимения  2 ЛИЦА  УКАЗЫВАЮТ НА СОБЕСЕДНИКА ИЛИ НА СОБЕСЕДНИКОВ. Это местоимения – ты или вы.

Местоимение «вы»  может указывать как на группу собеседников, так и на одного собеседника. – В каком случае указывает на одного? (Когда необходимо обратиться к человеку, который старше вас)

– О ком говорили Илья и Алеша? (щелчок — появляются  Настасья и Добрыня)  

– Как они их называли? (щелчок — «он», «она», «они» перемещаются к картинкам Настасьи и Добрыни)

–Это  местоимения  3 ЛИЦА, ОНИ УКАЗЫВАЮТ НА ТОГО,  О КОМ ГОВОРЯТ.

 

 – ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О МЕСТОИМЕНИЯХ 3 ЛИЦА?  (ОНИ ИМЕЮТ РОД, Т.Е.   ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ. ПОМОГАЮТ ОПРЕДЕЛИТЬ НАМ РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Слайд  11 – «лицо»

– Давайте еще раз повторим.

Местоимения 1 лица (щелчок) – я, мы. Вам поможет их запомнить шуточная «запоминалка»:  Мешают на дорогах местоимения 1 лица – «ямы».

Местоимения 2 лица (щелчок)  – ты, вы. Эти местоимения спрятались в «тыквы».

Местоимения 3 лица (щелчок)  – он, она, оно, они.

МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ НА ЛИЦА, ПОЭТОМУ ИХ НАЗВАЛИ ЛИЧНЫМИ.  

– ВОТ ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ, КТО ПРАВИЛЬНО РАСПРЕДЕЛИЛ МЕСТОИМЕНИЯ ПО ЛИЦАМ.

Проверьте свои записи,  если надо, исправьте. (Дети выходят по одному от группы, сверяют, исправляют)

Проверка. – Кто ошибся, не огорчайтесь. Мы ведь предполагали, не зная правильного ответа. А это сложно.

Итак, местоимения имеют постоянный  признак – лицо.

–  Какие  местоимения  относятся к 1, 2, 3  лицу?

Местоимения  имеют И  НЕПОСТОЯННЫЙ  признак. 

ПОСМОТРИТЕ ВНИМАТЕЛЬНО НА МЕСТОИМЕНИЯ И СКАЖИТЕ:

 –  КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ МЕСТОИМЕНИЯ?     (по числам)

Слайд 12

–  Назовите местоимения единственного  числа, ответы ребят….. (щелчок)

множественного числа (щелчок).

А сейчас обобщим нашу теоретическую часть исследования.   Беседа на выявление понимания.

Что называют местоимением?

 Какие узнали  местоимения?

 Для чего они нужны?

Какими   признаками  обладают?

– Вот сколько нового мы узнали   о местоимениях.

– Теперь  САМОСТОЯТЕЛЬНО прочитайте правило на странице 64 и  ответьте,  все ли мы  сказали о местоимении?

Работа с определением.  

– Все ли мы  сказали?  Какая ещё информация о местоимениях содержится в тексте? (Местоимения в предложениях изменяются и при этом появляются новые формы)

– Об этом более подробно мы будем говорить на следующих уроках.

ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ МЫ ЗАКОНЧИЛИ. МОЖНО ОТДОХНУТЬ.

  1.     Физминутка – флешмоб под отрывок из  песни «Я, ты, он, она…»         Слайд 14

– Почему я взяла отрывок именно из этой песни?

  1. Первичное закрепление, развитие умений.

Продолжаем наше исследование.

Теперь  мы выполняем практическую часть.  Проводим  наблюдение  и эксперимент.

– Давайте вспомним, какая   гипотеза нашего исследования?

(«Предположим, что местоимения в речи  нужны для того, чтобы  заменять слова, указывать на них»)

– Давайте    проверять   нашу гипотезу.

Слайд 15

Свойство (КАРТИНКА – зеркальце) имело. Говорить   …..  умело.

Добрый доктор  (КАРТИНКА –  Айболит).  …. под  деревом сидит

– Замените  картинку  словом и  вставьте пропущенное слово, а затем   запишите  1 любую пару  предложений.       (2 человека     выполняют у доски)

– Проверка. Определите лицо и число местоимения.

– ЧТО МЫ НАБЛЮДАЛИ? ( Местоимение заменяет имя существительное, указывает на него)

– Продолжаем исследование,  ПРОВОДИМ ЭКСПЕРИМЕНТ.  Закройте  первые предложения. Прочитайте, что получилось?

Слайд  15 (щелчок) 

Говорить   оно  умело.

Он  под  деревом сидит.

– Понятно о ком или о чем говорится в предложениях?  Почему?

– Значит, можно сделать вывод: МЕСТОИМЕНИЯ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УКАЗЫВАЮТ НА ПРЕДМЕТЫ, НЕ НАЗЫВАЯ ИХ.         

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О НЕОБХОДИМОСТИ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ.

В  нашей  речи невозможно не использовать местоимения, мы постоянно их употребляем – вот почему они, как часть речи, необходимы. Они стоят на третьем месте после имени существительного и глагола. Местоимения  разнообразят нашу повседневную не только разговорную, но и литературную речь.

Вернемся к нашим предложениям.

– Из каких произведений эти предложения?  Кто их автор?

Нужно  много читать, знать   произведения русских поэтов и писателей.  И тогда вы будете людьми грамотными,  знающими  культуру своего народа, с вами приятно будет общаться.

– МЫ  ГОВОРИЛИ, ЧТО МЕСТОИМЕНИЯ ИЗМЕНЯЮТСЯ,  а КАК? (ПО ЧИСЛАМ, В 3 ЛИЦЕ ПО РОДАМ)

– ДАВАЙТЕ    И ЭТО ПОНАБЛЮДАЕМ.  

 Слайд 16

Измените  в данных  предложениях   местоимения   по числам. Эту работу выполните самостоятельно.

С   1 предложением  работает  1 ряд,   со 2 – 2 ряд, с 3 – 3ряд.

1ряд –  «Эх, постою я за землю русскую!»            

2ряд –  «Ты где был так долго»?                                    

3ряд –  «Куда они отправились»?  

Проверка – устно.

Слайд 17

1ряд  –  «Эх, постоим мы  за землю   русскую!»                  

2ряд  –  «Вы где были так долго»?                                                                

3ряд – «Куда он  отправился»?  «Куда она отправилась»?  «Куда оно отправилось»?  

– Поднимите руки, у кого так выполнена работа? Ребята, у кого иначе, исправьте свою работу.

– Почему у ребят 3 ряда получилось несколько вариантов? (местоимения     3  лица изменяются ещё и по родам)

– Какой вывод можно сделать?(Личные  местоимения изменяются по числам, а местоимения 3 лица изменяются по родам)

– Подобное упражнение нужно будет выполнить дома. Вы продолжите наблюдение за местоимениями.

СДЕЛАЕМ ВЫВОД – ИТАК, В ХОДЕ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЫ  ПОЗНАКОМИЛИСЬ С ТЕОР. МАТЕРИАЛОМ, ПРОВЕЛИ НАБЛЮДЕНИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТ,  И   НАША ГИПОТЕЗА… (ДОКАЗАНА).

– Для чего нужны местоимения?  (Местоимения нужны того, чтобы  заменять  имена существительные, указывать на них).

  1. Домашнее задание. Слайд 18      

– Дома  вам нужно выучить 2 правила на стр. 63-64, выполнить упражнение стр.71 упр. 4.

Рефлексия.

–  А сейчас мы проверим, кто был настойчивым и внимательным исследователем.

В группах составьте   кластер и подготовьте по нему рассказ о местоимении.

Итог урока. Слайд 20

–  Молодцы! Я вижу, что вы настоящие увлеченные исследователи, любящие открывать новое.

Может,  вы тогда и  задачу решить сможете?

Слайд 21

Я+Я+Я+Я = ?  (МЫ)

Сегодня у нас все получилось,  потому что мы были единой командой,  работали все вместе.

 «Я, ты, он, она – вместе – дружная семья»! Не забывайте об этом!

Урок окончен.

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи; учить распознавать местоимения среди других частей речи; познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число.

Ход урока

I. Орг момент

1 марта.

Классная работа.

Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

— Что хотел сказать поэт? ( Нужно учить русский язык)

— Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

— Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

II. Актуализация знаний

  Словарь: коньки, аллея, ворона, билеты, агрономы, яблони, коллективы.

III. Самоопределение к деятельности

— Что объединяет эти слова? Назовите общие признаки. (имена сущ, нариц, И. п)

— Что обозначает имя существительное? (предмет)

— На какие вопросы отвечает? (кто? что?  и другие)

— Назовите постоянные и непостоянные грамматические признаки  имен существительных.

Существительное

Предмет

Кто? Что?

                      Постоянные  признаки               Непостоянные  признаки        

           Одушевленное – неодушевленное                      Число

             Собственное – нарицательное                           Падеж

                             Род

                         Склонение

В предложении: подлежащее, второстепенный член предложения  ————                    

— Внимательно прочитайте имена существительные  в словаре. Слова,  какой части в них спрятались?

— Запишите их в тетрадь.

Он, я, она, ты, оно, мы, они, вы.

— Какую часть речи записали?

 — Определите тему нашего урока (Личные местоимения •)

— Предположите, чему мы сегодня будем учиться, какие задачи ставим перед собой?

(- Задачи урока: вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения, повторить грамматические признаки личных местоимений)

— Как вы думаете, почему местоимения так называются?

сейчас я прочитаю вам сказку, которая называется «Достойная замена».

 

«В далёкие времена в одном царстве – государстве  жили добрые и весёлые люди. Они трудились не  покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

— Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

    И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

    Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

— Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты,  а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

    Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

    Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что  они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась,  и слова стали называться местоимениями.

— Почему местоимения так называются?

! Название из старославянского

-Какие местоимения вы услышали в сказке? (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

— В русском языке 69 местоимений.

— Сегодня мы повторяем личные местоимения. Посчитайте  в тетради сколько их (8) .

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете почему местоимения называются личными? (они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежащее кому – то лично)

— В сказке вместо какой части речи использовались местоимения? (сущ)

— Чем местоимение отличается от существительного? (Сущ обозначает предмет, мест указывает на предмет, но не называет его)

— На какие вопросы отвечают местоимения?

— Давайте подумаем, если местоимения могут заменять имена существительные, они могут иметь такие же грамматические признаки . Давайте вспомним какие.

На доске таблица

 Карточка № 2

— У вас в тетради записаны местоимения. На какие две группы можно разделить местоимения? (я, ты, он, она, оно    —    мы, вы, они)

— На какие три группы можно  разделить личные местоимения? (я, мы  —  ты, вы   — он, она, оно, они)

Вывод:  Местоимения бывают ед и мн числа и имеют лицо

Заполнение таблицы

Ед ч

Мн ч

1 лицо

2 лицо

3 лицо

— Откройте учебники на стр 54№ 112. Сравните, правильно ли вы заполнили таблицу?

— Расскажите по таблице «Личные местоимения» о грамматических признаках ? (Личные местоимения имеют категорию лица и числа)

— Какие личные местоимения и в каком числе  изменяются по родам? (личные местоимения 3 л в ед ч изменяются по родам)

— Какие личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (я, мы)

— Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (ты, вы)

— Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (он, она, оно, они)

— Когда в разговорной речи вы употребляете личное местоимение «Вы», а когда «ты».? (Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям принято употреблять в речи личное местоимение «Вы»)

V. Физкультминутка

— Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

— Чем может нам помочь это стихотворение?

VI Закрепление

Карточка № 2

— Отредактировать текст

Прочитайте этот текст. Найдите речевые ошибки.  

Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга  подняла в воздух легкие снежинки. Снежинки  закружились в хороводе.

— Какие слова помогут избежать повторов? (Мест). Местоимения помогают избежать речевых ошибок.

— Исправьте текст. На что указывают местоимения.

— Назовите главные члены в 1 и 2 предложениях. Какой частью речи выражено подлежащее.

— Какую роль выполняют в речи (помогают избежать повторов)

— Каким членом предложения может быть личное местоимение? (подлежащим в И.п)

— Подчеркнуть основу предложения

С 54 № 113

Прочитайте стихотворение В. Лифшица «Петя и слова».

Выпишите из предложения местоимения и укажите их грамматические признаки. (Он (3 л., ед. ч., м. р., вы (2 л., мн. ч., мы (1 л., мн. ч., ты (2 л., ед. ч.)

 С 54 № 114

Прочитайте. В скобках даны грамматические признаки местоимений. Назовите по ним местоимения.

Запишите предложения, вставляя пропущенные местоимения в соответствии с указанными грамматическими признаками. (Бабушка, ты тоже маленькой была. Вы со мной знакомы близко. Я – приветливая киска. Перемыли мы посуду, навели порядок всюду. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она.)

VII. Рефлексия

Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему

  1. я, они, на, ты (предлог)
  2. но, оно, она, они (союз)
  3. я, Яна, ты, вы (сущ)
  4. он, она, они, оно (мн ч)
  5. он, она, они, мы (1 лицо)

Выпишите из первой строчки местоимения, указав лицо и число. (Я – 1л, ед.ч., они – 3 л., мн.ч., ты – 2 л., ед.ч). (Устно?)

VII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание

Карточка № 2

Карточка № 3

— Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

Карточка № 4

Прочитайте текст. Найдите ошибки.

    Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга  подняла в воздух легкие снежинки. Снежинки  закружились в хороводе.

__________________________________________________________________________

Карточка № 2

Карточка № 3

— Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

Карточка № 4

Прочитайте текст. Найдите ошибки.

    Ночью выпал снег. Снег покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Вьюга  подняла в воздух легкие снежинки. Снежинки  закружились в хороводе.

Карточка № 1

 «Достойная замена»

«В далёкие времена в одном царстве – государстве  жили добрые и весёлые люди. Они трудились не  покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

— Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

    И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

    Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

— Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты,  а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

    Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

    Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что  они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась,  и слова стали называться местоимениями.

__________________________________________________________________________

Карточка № 1

«Достойная замена» 

«В далёкие времена в одном царстве – государстве  жили добрые и весёлые люди. Они трудились не  покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалёку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

— Пусть эти счастливчики забудут свои имена!

    И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей. Они не знали.

    Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди попросили его помочь вернуть им имена.

— Хорошо, я помогу вам, а пока я даю вам слова вместо названий и имён. Эти слова будут только указывать на лица и предметы. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому – либо, говорите ты,  а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком – то или о чём – то, говорите он, она оно, а если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами.

    Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался. Колдунья согласилась, но загадала мудрецу хитрые загадки. Он их разгадал.

    Всё встало на свои мета. Но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что  они оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имён и названий предметов, то их так и назвали «вместоимени», т.е. «вместо имён», но затем буква «в» затерялась,  и слова стали называться местоимениями.

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Урок русского языка в 3 классе «Местоимение. Употребление местоимений в речи.»

МБОУ «Нижнемактаминская СОШ №2»

   

Местоимение. Употребление местоимений в речи.

(Урок русского языка в 3 классе по УМК «Перспектива»).

                                                                            Подготовила:

                                Мульдиярова Наталья Николаевна,

учитель 1 квалификационной категории.

г.Альметьевск, 2017.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, ролью  местоимений в речи.

Задачи:

  1. Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся: распознавать местоимения среди других частей речи, заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст).

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

Ход урока:

I.Мотивирование к учебной деятельности.

— Встаньте, дети, не ленитесь!

Все мне дружно улыбнитесь!

Посмотрите друг на друга, пожелайте удачи

— Посмотрите, всё ли у вас есть для успешной работы на уроке?

— Сядьте ровненько и красиво. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, и Классная работа. Тот, кто закончил, покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик?

II.Актуализация знаний.

  1. Словарная работа.

— Какое слово пропущено в предложении?

Слайд 2.

                                   …- Родина моя.

-Что можете сказать об этом слове? (слово Россия- словарное слово. В его записи используется удвоенная буква с )

Запишите слово в тетрадь. Образуйте однокоренное прилагательное, запишите.

— Как называются люди, проживающие на территории России? (россияне). Запишите слово в тетрадь.

-Замените слово «Родина» синонимом. (Отчизна)

-Давайте вспомним, какие части речи вы уже знаете. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорите, о какой части идет в них речь.

Давно живу я в мире этом,

Даю название предметам.

(имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

(имя прилагательное)

Что без меня предметы?

Лишь названья

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят зданья.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет

(глагол)

III.Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

-Как вы думаете, все ли части речи мы уже знаем?

-Готовы ли вы изучать новые?

Слайд 3.

-Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на группы (работа в парах с последующей взаимопроверкой)

Тайга, прекрасная, он, пушистая, я, играет, бежит, оно, белка, добро, молния, снежное, учит, она, мирный, они, лесная, дождь, вы

-По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? Докажите.

-Обратимся ко второй группе слов. На какие вопросы отвечают эти слова? Дополните эту группу своими примерами. Что общего у всех этих слов?

-По какому признаку вы определили слова третьего столбика. Докажите.

-Как вы думаете, какие слова остались?

— Кто помнит, как называется эта часть речи?(Местоимения)

— Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете  сказать о ней?

— Значит, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

IV. «Открытие нового знания».

-Прочтите запись на доске (на доске записано предложение)

В лесу расцвели прекрасные ландыши. Ландыши  охраняются государством.

-Что записано на доске? (предложение)

-Что вы заметили? Какая речевая ошибка нам встретилась?

-Как можно избежать эту ошибку, т.е. избежать повтора? (заменить слово ландыши  местоимением они)

-Хорошо правильно!

-О чем говорится в первом предложении?

-А во втором?

-Как вы догадались? Какое слово нам помогло?

-Для чего мы заменили слово ландыши словом они?( чтобы не было повторов, т.е. для красоты речи)

-На кого указало нам слово «они»?

Какой частью речи является это слово?

-Где можно проверить наши предположения?

-Откройте учебник на странице 47.

-Как образовалось слово МЕСТОИМЕНИЕ?

-Из каких частей состоит это слово?

-Для чего мы обратились к учебнику? (чтобы прочитать правило)

IV. Физминутка на внимание.

-Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты —

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты —

Если мы сорвём цветы.

-О чем этот текст? Что будет, если мы сорвем все цветы?

Необходимо бережно относиться к природе!

V. Первичное закрепление.

-Местоимение-служебная часть речи или самостоятельная?

-Что это значит? (местоимение имеет грамматические признаки)

Слайд 4.

-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «Имя существительное»? (одушевлённость и неодушевлённость; бывают собственными или нарицательными; мужского, женского или среднего рода)

— Как изменяется имя существительное? ( по числам и падежам)

-Давайте понаблюдаем, какие  признаки  имеет местоимение.

Упражнение 83 страница 47(комментировано выполнить вместе)

-Какие грамматические признаки имеет местоимение? (род и число, выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого имени существительного)

-Для чего мы выполняли это упражнение? ( чтобы убедиться, что местоимение имеет грамматические признаки род и число)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Страница48 упражнение 84. Прочитайте текст.

-Что не понравилось вам в тексте?

-Какую роль играют местоимения?

Как бы вы изменили текст?

-Сделайте вывод.

Местоимение-это слова, которые заменяют в речи имена существительные. В тексте они занимают место имени существительного. Они не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.

Местоимение в речи могут заменять не только имена существительные, но и имена прилагательные. Самыми главными являются личные местоимения, без которых мы с вами не можем обойтись.

VII.Включение нового знания в систему знаний.

Слайд 5.

-Выполните творческое задание в группе. Вместо пропусков вставьте нужные местоимения

Россия- это страна, в которой …живу. …свободная и миролюбивая. В …люди работают и учатся. …занимаются любимым делом, воспитывают детей.

Наша страна занимает огромную территорию. Когда …ездили на Дальний Восток, то проезжали  через всю Россию. …видела много красивых мест.

Хочу, чтобы наша страна процветала. Если в России будет все хорошо, то будет хорошо и …, ведь … -малая частица своей страны. Все …люди, как цветы и  деревья, не можем жить без корней, то есть без Родины.

-Прочитайте. Какие слова вставили?

-Какой частью речи они являются?

-Для чего мы выполнили это задание?( учились  правильно и точно употреблять местоимение)

VIII. Итог урока.

Слайд 6.

Игра «Закончи предложение»

1.Местоимение- это …  (самостоятельная часть речи)

2.Местоимения отвечают на те же вопросы, …  (что и имена существительные)

3.Личные местоимения …  (я, ты, вы, он, она, оно, мы, вы, они)  не называют предметы, а … (только указывают на них).

IX.Рефлексия.

Слайд 7.

Оцените свою работу на уроке, выберите одно из предложений:

 Мне все понятно, я- молодец!

У меня не всё получалось, но я старался.

Мне надо быть внимательнее!


 Домашнее задание.

Слайд 8.

Страница 48 упражнение 85

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект урока-исследования «Понятие о местоимении. Личные местоимения». , 3 класс

Урок-исследование по русскому языку

«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Тема урока « Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Тип урока. Урок открытия новых знаний

Вид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся.

Цель методическая — создание условий для формирования умений и навыков, необходимых для усвоения общего понятия о местоимении, развивать логическое мышление, воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Цели образования:

деятельностные — создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

содержательные — формирование навыка нахождения и распознавания личных местоимений в речи, умения правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте, развитие умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Панируемые результаты:

Предметные:

— дать понятие о местоимении как части речи, его грамматическое значение, его роли в предложении;

— развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), речь учащегося;

Метапредметные:

— развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение
ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую
тему.

— анализировать и классифицировать по определенному признаку
при выделении признаков местоимения как части речи;
воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.

Оборудование и ресурсы: 

Для учителя: интерактивная доска MIMIO-STUDIO, заготовленные страницы блокнота  MIMIO-STUDIO документ-камера.

Для учащихся :  учебник «Русский язык.3 класс» Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина, многоразовые карточки с «волшебными» фломастерами фирмы «Спектра»


ХОД УРОКА

 1. Мотивация к учебной деятельности

 «Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте! Здоровья  вам, да радости!
Давно мы вас ждем — пождем, урока не начинаем! У нас для каждого найдется и местечко и словечко. Удобно ли вам гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?»

-Давайте улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную и активную работу.

2.Разминка

  • . Какой день недели идёт за четвергом? А сегодня?
  • Оно живёт в проводах.
  • Назовите имена трёх поросят.
  • У слонихи сын – … слоненок, а у коровы – … ?
  • Какое варенье получится из малины?
  • Что выпускает из себя чайник, когда кипит?
  • Тёмное время суток.
  • Что дольше длится год или 12 месяцев?
  • Сколько будет 3+4?

3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 

— Ребята, а вы любите тайны, приключения, древние истории о жизни наших предков в далёком прошлом, об истории возникновения нашего государства? А откуда мы можем узнать о прошлом? (Из книг, уроков  истории, летописей, древних рукописей, энциклопедий, археологических раскопок.)

Учитель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя, которая не хочет выводить саму тему.

— Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете и назовете тему урока сами.

На доске заготовленная страница Mimio-блокнота (слева — фотография старинной рукописи, справа – закрытые эффектом “шторка” три записи)

-Я тоже очень люблю раскрывать тайны прошлого. Сегодня на урок принесла вам  фрагмент старинной рукописи, но, к сожалению, прочитать его невозможно, так как часть слов не сохранилась и есть неизвестные символы и знаки. Хотели бы вы раскрыть тайну старинной рукописи? Но вам придется немало потрудиться, сосредоточиться, проявить смекалку и настойчивость в достижении результата.

-Рассмотрите древнюю рукопись внимательно, какие предположения у вас появились, чтобы это могло быть? (Высказывания детей). Давайте проведем научное исследование, расшифруем тайну древней рукописи.

-Запишем в тетради дату и место нашего исследования (дети записывают число, месяц, Классная работа).

4. Чистописание .

-Вопрос на засыпку. Какой был последний ответ из разминки?(семь).Запишите транскрипцию этого слова. В слове «семь» охарактеризуйте последний звук. Какой буквой он обозначается?

На доску выводится слайд «Написание букв «М,м». Почему мы пишем именно эту букву, вы догадаетесь попозже. Дети пишут заглавную букву М .

5.  Постановка учебной задачи.  

 Словарная работа.

На доске заготовленная страница Mimio-блокнота – фотография  берестяной грамоты со словами: Археолог, мы, вы, л . пата, ты, кисточ.ка, она, я, рук . пись.     С помощью стилуса слова «перетаскиваются» в любом направлении.

-Кроме древних иероглифов, до наших дней дошли и берестяные грамоты (письмо на бересте, коре березы), которые тоже дают представления о жизни в прошлом.

-Перед вами образцы таких грамот, но тоже утратившие часть букв, а некоторые слова и вовсе перепутали свои места. Как вы считаете, на какие группы  можно разделить эти слова?

Археолог, мы, вы, л . пата, ты, кисточ.ка, она, я, рук . пись. Запишем эти слова в два столбика.  (Один ученик выходит и работает на интерактивной доске). Работа с пропущенными буквами.

-Что общего между словами 1 столбика? ( Что обозначают?  К какой части речи относятся?) Посмотрим на слова второго  столбика. Встречались мы с такими словами? Где? А знакомы ли мы с ними?

Сегодня мы попытаемся выяснить, к какой части речи относятся эти слова, что они обозначают, на какие группы делятся.

6. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). 

-Знаете ли вы, где хранятся найденные археологами старинные вещи, рукописи, документы? Правильно, в музеях.  И мы с вами тоже отправимся в музей.

Работа в парах в многоразовых блокнотах. Под пленку подкладывается карточка, «волшебными» фломастерами дети исправляют текст.

Наш класс пригласили в музей. Музей находится на втором этаже школы. Музей посещают школьники и гости нашего лицея.

 -Не заметили ли вы в тексте какой-либо недостаток? Как можно его исправить? (Заменить слово музей.) Какими словами, подходящими по смыслу, можно заменить слово музей? (Он, его.) Давайте прочитаем отредактированный текст и запишем  его в тетради.

Наш класс пригласили в музей. Он находится на втором этаже школы. Его посещают школьники и гости нашего лицея.

-Для чего заменили слово музей на эти слова?  Вместо какой части речи употребили мы эти слова? (Вместо имени существительного. Сейчас узнаем,  к какой части речи относятся слова-заместители имени существительного.

Эти слова относятся к глаголам? (нет ––> почему?)
–  Это имена прилагательные? (нет ––> почему?)
–  Это имена существительные? (нет ––> почему?)
–  Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас секрет русского языка.
– Попробуем сделать открытие!
Существует много разных музеев . Слышали ли вы про музей в передаче «Поле чудес»? Давайте сделаем перерыв в нашем исследовании и побываем на этой передаче.

На интерактивной доске появляются клеточки ( использован эффект «Звездочка»),  при нажатии на которые открывается буква.Очередность открывания букв определяет «барабан» с цифрами, разделенный на сектора. (Дети по очереди выходят к доске, нажимают  стилусом  на кнопочку «барабана», стрелка крутится и указывает на цифру. Далее ученик нажимает на данную по счету звездочку, буква открывается. Дети работают до тех пор, пока не догадаются , какое слово спрятано под звездочками. Открывается слово: Местоимение.

-Вернемся к нашему исследованию. Значит, есть такая группа слов, такая часть речи, которая употребляется вместо имени существительного и она имеет название  Местоимение.

-Значит,  это и есть та часть речи, о которой говорится в грамоте, и мы сегодня будем о ней говорить. Кто сформулирует тему сегодняшнего урока? (Учащиеся называют тему урока)

Возвращаемся на первую страницу с рукописью. Учитель нажимает на первый текст, прикрытый «шторкой».»Шторка» опускается и появляется запись.

-Прочитаем фразу в рукописи, которая у нас получилась.

Местоимение – часть речи. Вы согласны с этим определением? Вот мы ответили на первую часть вопроса, который я задавала в начале урока.

-Молодцы, мы с вами восстановили 1-ю  часть грамоты!

-Продолжим наше исследование, попробуем разгадать следующий символ рукописи. Проведем такую работу. Встали. Повернитесь друг к другу.Игра «Молчанка» Покажите жестами он, ты, я, вы, они, мы.

Спасибо. Вы называли предметы?( нет) А что делали? (Указывали). Значит, М. не называет предметы, а указывают на них.

– Кто сможет сам дать определение местоимению? ( Ученики формулируют определение). Местоимение не называет предметы, а только указывает на них.

– Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! Давайте хором прочитаем это определение. (Читают полное определение, открывшееся в «рукописи» ) Продолжим наше исследование.

7.Физминутка  « В музее Древнего Египта»

-Давайте посмотрим, всю ли грамоту мы восстановили? ( Есть ещё одна неоткрытая  запись). Тогда продолжим наше исследование.Возьмем таблички ( я, мы; ты, вы; он, она, оно, они) на ваших столах и определим:

1. С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? (Я, мы) Определим эти местоимения, указывающие на себя в первую группу, запишем и запомним. Слайд 10.

2. С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (Ты, вы) Определим их во вторую группу. Слайд 10.

3. С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят? (Он, она, оно, они) Определим их в третью группу. Слайд 10.

-Все эти местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?

Итак, местоимения имеют лица:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

-Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают? (Высказывания учеников.) Аналогично второй столбик. Что нового узнали?

Местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного  и множественного числа.  Снимается последняя «шторка»

8.Первичное закрепление во внешней речи. 

-Итак, грамота расшифрована. Нет неопознанных знаков, символов, слов. О чем же сообщила нам древняя грамота? (Читают весь текст по грамоте.)

Местоимение – часть речи.

Местоимение не называет предметы, а только указывает на них.

Местоимения изменяются по лицам и числам.

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Игра « Четвёртое лишнее».с.86, упр.49
  • Используя полученные знания, выполним упражнение 87 на стр.50

-Давайте проверим, какие местоимения вы записали.

10. Включение в систему знаний и повторение. 

-Еще одна загадка:

»Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. »
Кто же это «он»?  Почему вы по-разному отвечаете?
(Местоимения не называют предмет.)

Далее следует продолжение текста: «Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: «Какой замечательный лен!».
Значит, при составлении текстов мы должны разумно воспользоваться употреблением местоимений.

11. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали. Давайте ещё раз повторим всё, что мы узнали о местоимении. – С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).
–  Дайте определение местоимению.
–  С какой группой местоимений работали?(Личные).
–  С какими признаками местоимений встретились? (Лицо, число).
–  Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).
Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

12.Этап рефлексии.

— Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение -нарисуйте смайлик с большой улыбкой, а если что-то осталось непонятным — с маленькой улыбочкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *