Местоимения в русском языке 3 класс правило – Указательные местоимения в русском языке, предложения с указательными местоимениями

Что такое местоимение. Видеоурок. Русский язык 2 Класс

На этом уроке мы узнаем, какая часть речи называется местоимением, на какие вопросы отвечает, какую роль играет в нашей речи. Узнаем правила употребления местоимений. Выполним задания.

Мы стремимся к тому, чтобы наша речь была правильной и выразительной, но иногда частое употребление одного и того же слова режет слух. Чтобы избежать повторов, на помощь придет новая для нас часть речи – местоимение. Для начала, рассмотрим пример. Прочитайте текст:

Ворона – городская птица.

Ворона знакома всем.

Перья у вороны серые или чёрные.

Сразу видно, что в этом тексте очень много повторов слова ворона. Подставьте вместо слова ворона слова она, у неё. Прочитайте получившийся текст:

Ворона – городская птица.

Она знакома всем.

Перья у неё серые или чёрные.

Ворона

 

Рис. 1. Ворона (Источник) 

Местоимения помогают избежать повторов.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет или его признак, не называя его. Своё название местоимение получило не случайно. Оно употребляется вместо имени существительного или имени прилагательного. В нашем языке очень много местоимений. Постепенно вы научитесь их различать, а пока назовём самые известные:

Я – мы. С помощью этих местоимений люди говорят о себе.

Ты – вы. С их помощью люди обращаются друг к другу.

Он, она, оно, они. С их помощью люди говорят о других людях или предметах.

Местоимения разнообразят нашу речь, создают речевое удобство, экономят время.

Местоимения я – мы, ты – вы, он, она, оно, они отвечают на вопросы кто?иличто? и указывают на предмет.  

При употреблении местоимений нужно соблюдать правила, которые мы выучим.

Прочитаем предложение:

Он вбежал на веранду.

Нам не понятно, о ком идет речь, потому что местоимение только указывает на предмет, но не называет его.

Отсюда следует первое правило: местоимение можно использовать только после того, как был назван предмет или признак в предыдущем предложении. Например:

Наш пёс погнался за кошкой. Он вбежал на веранду.

Теперь нам понятен смысл предложения, потому что местоимение он указывает, что действие выполнил пёс.

Пес и кот 

Рис. 2. Пес и кот (Источник)

При обращении к однокласснику или другу вы можете использовать местоимение ты. Например:

Ты сделал задачу?

К друзьям или одноклассникам нужно обращаться вы. Например:

Ребята, вы сделали задачу?

При обращении к взрослому человеку используется уважительная форма – Вы. Например:

Мария Васильевна, Вы приедете в гости?

Обратите внимание, что местоимение Вы нужно писать с заглавной буквы.

Закрепим полученные знания, выполнив задания, потренируемся в использовании местоимений.

Откорректируем текст, избегая повторов.

Маша встала рано утром. Маша умылась и позавтракала. Маша пошла в школу. Маша очень любит учиться.

Проверим.

Маша встала рано утром. Она умылась и позавтракала. Девочка пошла в школу. Маша очень любит учиться.

Девочка

 

Рис. 3. Девочка (Источник) 

Вставим подходящее по смыслу местоимение в телефонные разговоры.

– Привет, Дима. … меня слышишь?                                     Ты

– Здравствуйте. Мне нужна Оля. … дома?                           Она

– А где Слава и Женя? … будут играть?                              Они

– Ольга Николаевна, … придёте к нам сегодня?                  Вы

– Извините. … позвоню позже.                                           Я

Прочитаем стихотворение. Назовём местоимения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если он, и я, и ты

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты

Если мы сорвём цветы.

Цветок

Рис. 4. Цветок (Источник)                   

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это без сомнения

Все местоимения.

На этом уроке мы узнали, что местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет или признак, не называя его. Более подробно о местоимении вы узнаете на других уроках.

Знаете ли вы, что из местоимений можно составлять целые слова? Например:

Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила:

– Эти тарелки и чашки чистые?

Таня ответила маме четырьмя местоимениями.

– Они вымыты (вымы-ты).

Мама и дочка 

Рис. 5. Мама и дочка (Источник)

Какие два местоимения и предлог нужно сложить, чтобы получились самые крупные овощи?

Тыквы (ты-к-вы).

Тыквы 

Рис. 6. Тыквы (Источник)

Какое местоимение составлено из двух предлогов?

Она (о-на).

Девочка

 

Рис. 7. Девочка (Источник)

Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?

Оно.

Дерево

Рис. 8. Дерево (Источник) 

 

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

  1. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru (Источник).
  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  3. Pedsovet.su (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

  • Прочитайте текст, вставьте нужные местоимения.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так …..добрались до лужи.

  • Прочитайте текст. Какая ошибка в нём была допущена? Исправьте её.

Лиса – это хищное животное. Лиса обитает в лесу. Шёрстка у лисы рыжего цвета. Лиса, обычно, не подпускает к себе людей.

  • Посмотрите на картинки. Назовите животных, охарактеризуйте их, применяя местоимения.

Дерево Дерево

 Дерево

«Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цели и задачи:  

  • Дать представление о местоимении как о части речи;  познакомить учащихся с личными местоимениями единственного и множественного числа:
  • Развивать речь, восприятие, внимание, орфографическую зоркость, словарный запас учащихся.
  • Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • На партах у детей стоят конторки для работы стоя, поэтому один ученик сидит за партой и работает сидя, а другой рядом стоит и работает стоя. По команде учителя («Поменялись!») учащиеся меняются местами.
  • На боковой стене расположен офтальмотренажер «Цветик-семицветик» (с траекториями) <Рисунок 1>
  • На потолок нанесён офтальмотренажер «Восьмёрка» (с траекториями) <Рисунок 2>
  • На оконных стёклах закреплены снежинки и звёздочки для выполнения упражнений.
  • На стенде выставка фотографий цветов (с жёлтыми лепестками), редко встречающихся в природе.
  • На доске закрыт текст  про одуванчик, а в ходе урока на неё вывешивается другая информация по теме урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!

– Вспомните девиз наших последних уроков: Если есть желание, найдется и путь!

Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

II.  Чистописание

– Начинаем урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики:

1. Пальчиковая гимнастика

Меж еловых мягких лап (поглаживание пальчиками по столу)
Дождик: кап, кап, кап. (постукивание по столу)
Где сучок к сучку прилип (хлопки в ладоши)
Вырос гриб, гриб, гриб. (поднимают руки над столом)
Кто нашёл его, друзья, а?(разгибают пальчики из кулачков)
Это я, я, я, я! (загибают пальчики от мизинцев)

2.  Массаж кисти рук с помощью ручки

3.  Пальчики «на лесенке»

а)  Сегодня будем прописывать букву и ее элементы. Эта буква стоит первой в слове, с которым мы познакомились на уроке окружающего мира. Это слово означает науку о нашем общем доме; науку об охране и защите окружающей среды.
–  Правильно (Экология)
–  Буква состоит из правого полуовала.
–  Повторяем за мной: э Э с С  ээ ЭЭ сс СС 
–  Что напишите дальше?  (По 3 элемента: эээ  ЭЭЭ  ссс  ССС)

б)  Какое словарное слово помогло отгадать букву? (Экология).
–  Запишите это слово на новой строке:
экология,
–  Ребята, вы уже знаете, как важен порядок на парте, в классе, в школе, в доме. Так и для нашей планеты очень нужен порядок. А вот для наведения порядка в окружающей среде и ее поддержания нужны хорошо подготовленные специалисты. Как называется профессия такого специалиста?
эколог,
– Что они защищают? (Природу). Запишите рядом это слово:
природа.
– Внимание! Какое из этих слов может быть лишнее? (Ответы детей).

в)  Послушайте стихотворение. Запомните в нем первые три слова – мы запишем их в виде призыва:

Любите родную природу
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относиться добрей!

–  Что значит “относиться добрей”?
–  Кто запомнил первые 3 слова? Какое предложение запишем?
– Какой знак напишем на конце? (Любите родную природу!)

(Записывают под диктовку)

– Ручки положили, встали.

III.  Физкультминутка

–  Ручки положили. Встали и повернулись к “Цветику-семицветику” (офтальмотренажеру).

Работа по тренажеру <Рисунок 1>

–  Назовите цветы желтого цвета.
–  Я подготовила для вас подборку цветов, которые не часто или даже редко встречаются в природе. Познакомьтесь с ними (зачитываются названия). Запомните их название и если встретите их в природе – берегите!

Поменялись!

IV.  Знакомство с новой темой (актуализация знаний)

–  А сейчас отгадайте загадку про желтый цветок, который наоборот встречается в природе очень часто и собой украшает наш мир.

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)

– Эту работу резаными нитками выполнила Ильзира. (На доске закрепляется  изображение одуванчика , выполненное резаными нитками)
–  Прочитайте на доске текст об этом цветке. (Он пока был закрыт)
– Если заметите что-то особенное, то поднимите руку. Текст на доске читает… (1 ученик)

Это одуванчик желтый сарафанчик.
Одуванчик один из первых весной зацветает. Одуванчика цветок в дождик и в холод распускается. Красуется одуванчик с месяц, а потом вместо яркого цветочка появляется пушистый шар.
Так и хочется дунуть!

–  Что заметили?  (Неоправданный повтор)
–  Нужно отредактировать текст. Слушаю вас. (Подбор замены слов)
–  Прочитайте отредактированный текст.

–  К какой части речи относятся слова-заместители – он и его? Для этого вспомним известные нам части речи (ответы – определения частей речи).
–  Эти слова относятся к глаголам? (нет ––> почему?)
–  Это имена прилагательные? (нет ––> почему?)
–  Это имена существительные? (нет ––> почему?)
–  Значит это какая-то новая, неизвестная пока часть речи. Это для нас секрет, русского языка.
– Попробуем сделать открытие!
–  Место какой части речи заняли эти слова?

– Так как же их назвали? (Местоимения)
– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока): 

Местоимение. Понятие о местоимении

V.  Физкультминутка

– Встали! (Движения по содержанию)

1.  Спал цветок и вдруг проснулся – 
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел

2.  Повернулись к тренажеру, поднимает глазки вверх. Работаем глазками. (Движение глазами по офтальмотренажеру, изображенному на потолке. <Рисунок 2> (Слова произносит учитель или учащиеся по очереди)

Вверх и вниз ведем мы взгляд,
Каждый это делать рад,
Право, лево отмечаем
На качелях взгляд качаем.
По красной дорожке
Пройдемся немножко
Тепло и уютно
На этой дорожке.
Как чистая речка
С водицей живой
Навстречу течет
Поток голубой
Мы глазки свои
В него окунем,
И медленно-медленно
В нем поплывем.
Отправимся в лес по зеленой тропинке,
Петляет тропинка в лесу без запинки.
Куда же тропинка нас заведет?
Об этом узнаем, продолжив урок!

(Дети занимают свои места)

Поменялись!
–  Где в жизни встречали местоимения?
–  Какие местоимения знаете?
–  Давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей вывешиваются слова-опоры)
Итак, местоимение – это…

(почему?) – это отдельная группа слов.

–  Называет предметы? (нет)  Он ––> стол, шкаф, ученик. Значит

не называет предметы

–  Указывает на предметы? (да)  Укажите ––> я, он, она…

только указывает на предметы

– Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам)

Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них.

– Вы настоящие исследователи тайн русского языка. Молодцы! Давайте хором прочитаем это определение. (Читают полное определение, закрепляемое на доске, вместо опорных слов)

VI. Закрепление темы урока (Работа в парах на листочках )

–  Прочитайте предложения и вставьте подходящие по смыслу местоимения. Прочитайте предложения “по цепочке”. (8 пар предложений, в каждой паре одно местоимение и эти местоимения  не повторяются, предложения взяты из упражнения 290 учебника)
–  Выпишите только одно предложение с местоимением из пары номер 7 (под диктовку 1 ученика)

Пальчиковая гимнастика:

Две сороконожки бежали по дорожке,
Бежали, бежали, друг друга повстречали.
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Что едва мы их разняли!

VII.  Физкультминутка (Упражнения на укрепление глазных мышц)

– Встали!

1.  Повернулись к окну. Смотрим на снежинку, на дальние дома, на звёздочку, на кончик носа, на снежинку…( и т.д. – на каждый объект по 10-15 секунд)
2.  “Стреляем глазами”.Глазки вверх, вниз, влево, вправо (повторить движение 5-6 раз)
3.  “Карандаш  двоится”.(Отставить карандаш на расстояние вытянутой руки, медленно приближаем карандаш к носу .Как только изображение карандаша в глазах начинает двоиться – начинаем медленно удалять карандаш. Выполняется 5-6 раз)
4.  “Колесо”. (Вращение глазами по кругу: 3 раза в левую сторону, 3 раза в правую сторону. Повторить упражнение 3-4 раза).
5 . Активная гимнастика:
Сколько раз хлопну – столько раз присесть,
Сколько раз стукну ручкой по столу – столько раз подпрыгнуть.
– Поменялись!
– Продолжаем работу.
–  Прочитайте все 8 местоимений, которые заняли место имен существительных. Открою новый секрет русского языка: эти 8 местоимений называются личные местоимения. Запоминайте их!
–  Отгадайте, какие из личных местоимений скрываются за этой схемой (схемы личных местоимений). <Рисунок 3>
–  Назовите признаки имен существительных и прилагательных (род, числа, одушевление).
–  Какого признака не может быть у местоимений? (Одушевление).
– А у местоимений есть особый признак ––> лицо.
–  Послушайте диалог и постарайтесь заполнить в нем местоимение. (Учебник. стр. 196, упр. 292.)
– Кто был первым лицом в диалоге? (Тот кто звонил)

–  На сколько предметов могут указывать оставшиеся местоимения? (На 2 и более  (мн.ч.)
–  Распределим оставшиеся местоимения по лицам.

–  Мы с вами составили таблицу местоимений с делением по признакам лица и числа?

  ед.ч. мн.ч.
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он они

–  А есть ли у местоимения признак рода?
– Какого рода существительные и прилагательные вы знаете? (М.р., ср.р., ж.р.)
– Есть ли местоимения  мужского рода?  (Он)
– Среднего  рода?(Оно)
– Женского рода? (Она)
– Что их объединяет? (Они находятся в 3 лице ед.ч.)

Вывод: Род бывает только у личных местоимений 3-го лица!

– Поменялись!

VIII.  Закрепление

Стр. 198  упр. 293, 294 – устно, фронтально.

IX.  Итоги урока

–  С какой частью речи познакомились на уроке? (Местоимение).
–  Дайте определение местоимению.
–  С какой группой местоимений работали?(Личные).
–  С какими признаками местоимений встретились? (Лицо, род, число).
–  Назовите местоимения 1 лица (2 лица, 3 лица).
– Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще всего мы употребляем местоимения 3-го лица. Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).
– Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре. А это мнение самого местоимения:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена!

–  На уроке очень хорошо поработали…(имена учащихся, оценки за урок …)

X.  Домашнее задание

Стр. 206  упр. 2, (выборочное списывание)

Использованная литература:

1. Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Методические рекомендации для учителя. Русский язык . 4 класс» – Москва «Баласс», 2002.
2. Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык 4 класс»– Москва,  «Баллас», 2003.
3. В.В.Волина «Учимся, играя» – Москва, «Новая школа», 1994.

Указательные местоимения в русском языке, предложения с указательными местоимениями

Указательные местоимения — это группа местоимений, обозначающих, на какой объект указывает говорящий: тот, этот, такой, таков, столько. Устаревшие варианты: оный, сей, этакий, экий, таковой.

Указательные местоимения отвечают на вопросы какой? каков? сколько? Они имеют грамматические признаки рода, числа и падежа.

Местоимение — это часть речи, которая заменяет существительные, прилагательные, наречия и числительные. Оно указывает на определенный предмет, лицо, свойство или число, не называя его прямо. О том, какими они бывают, читайте в статье: Местоимения в русском языке: классы, разряды, морфологический разбор.

Иногда к указательным местоимениям также относят местоименные наречия: тут, там, так, сюда, отсюда, теперь, здесь, тогда, поэтому.

Формы указательных местоимений, их склонение по падежам. Таблица

Указательные местоимения склоняются по падежам, как прилагательные. В таблице ниже приведены их формы в единственном и множественном числе в именительном, родительном, дательном, винительном, творительном и предложном падежах.


Единственное число

Множественное число

Мужской род

Средний род

Женский род

Им. п.

этот,

тот,

такой,

таков

это,

то,

такое,

таково

эта,

та,

такая,

такова

эти,

те,

такие,

таковы

столько

Р. п.

этого,

того,

такого

этой,

той,

такой

этих,

тех,

таких

стольких

Д. п.

этому,

тому,

такому

этой,

той,

такой

этим,

тем,

таким

стольким

В. п.

этого (этот),

того (тот),

такого (такой)

это,

то,

такое

эту,

ту,

такую

этих (эти),

тех (те),

таких (такие)

стольких (столько)

Т. п.

этим,

тем,

таким

этой (этою),

той (тою),

такой (такою)

этими,

теми,

такими

столькими

П. п.

об этом,

о том,

о таком

об этой,

о той,

о такой

об этих,

о тех,

о таких

о стольких


Роль указательных местоимений в предложении

В предложении указательные местоимения могут выступать в роли подлежащего, части составного именного сказуемого, в роли определения или дополнения:

В сложных предложениях указательные (и определительные) местоимения могут связывать главную часть с придаточной. Например: Я думал о том, чтобы сходить в театр.

Найдите указательное местоимение — как это сделать?

Найти предложения с указательными местоимениями в тексте просто. Достаточно посмотреть, где используются перечисленные слова: тот, этот, такой, таков, столько.

Примеры предложений с указательными местоимениями из русской литературы

Барин, слышь, не поладил с Кирилом Петровичем, а тот и подал в суд — хотя почасту он сам себе судия. (А.С. Пушкин)

Позднышев же все курил и пил заваренный еще на той станции чай. (Л.Н. Толстой)

Почему, спрашиваю, у тебя синие ноги? Это, говорит, чулки линяют. (А.П. Чехов)

Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой.
(А.А. Ахматова)

Аэроплан графа разбился, но граф чудом остался жив и вновь стал летать, заявив, что его мечта — встретиться в воздушном бою с тем русским и отомстить ему.
(Ю.В. Трифонов)

Вспрыгнув на ствол, я заглянул по ту сторону поваленного дерева. (Ю.И. Коваль)

И сейчас вот солдатик тайно надеялся, что встретит ту девушку на перроне и уж непременно с нею заговорит… (В.П. Астафьев)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *