Мировая художественная культура это определение – Мировая художественная культура — это… Что такое Мировая художественная культура?

Всемирная живопись. Мировая художественная культура

Мировую художественную культуру можно представить через великих художников и великие шедевры.

Предлагаемый материал — не учебник по истории искусств, это скорее краткий вводный курс, своего рода приглашение прикоснуться к мировому изобразительному искусству в его становлении и развитии от первобытного искусства до XXI в.

Хронологический порядок изложения материала позволит проследить, хотя бы бегло и фрагментарно, историю искусств.

Человек всю жизнь «восходит» к искусству и идет к его пониманию разными путями. Мы предлагаем свой вариант приобщения детей к миру прекрасного: от созерцания живописных произведений к искусству их созерцания.

Ученикам, не знакомым с шедеврами живописи, эти публикации помогут приобрести начальные знания в этой сфере и, возможно, вызовут желание что-то еще узнать, и главное,-  посетить музеи, выставки, галереи, прикоснуться к богатству всемирного наследия посредством диалога культур, найти повод для новых размышлений.   

Краткий обзор эпох

Первобытный мир и древние цивилизации (до I тыс. до н.э.)

Возникновение искусства относится к глубокой древности. Зачатки его появились около 40 тыс.лет до н.э. Первобытный человек чувствовал потребность отобразить мир, который его окружает, природу, в которой он живет, и уже в верхнем палеолите рождается наскальное искусство: фигуры животных, людей и абстрактные знаки.на рубеже неолита и позднего каменного и бронзового веков около 4 тыс.лет до н.э. возникли древние великие цивилизации — Шумер в междуречье Тигра и Ефрата и Египет на берегах Нила. Искусство древних людей было тесно связано с магией, религией и мифологией.

С середины 3-его тысячелетия до н.э. в районе Средиземного моря, на острове Крит и Кикладском архипелаге появились центры нескольких культур — минойская, микенская и культура этрусков. широко распространившие свое влияние в регионе и создавшие оригинальные художественные образы. на которые опиралась в своем развитии культура материковой Греции. Эстетическое творчество древних цивилизаций, достигшее высокого уровня. составило основу нашей художественной культуры.

Античный мир. Греция и Рим (I тыс. до н.э. —  Vв.н.э.)

Рождение великих классических цивилизаций — Древняя Греция и Великая Римская Империя. Культура Западной Европы ведет свое происхождение от цивилизаций классической Греции. Стремление к натуралистическому изображению действительности определило стиль этого периода, и его влияние ощущается и в наши дни. Греческое искусство, фундамент и первый идеал художественной культуры Запада, передало нам свои формы красоты.

Будучи наследником греческой культуры, Рим культивировал более прагматическую концепцию искусства — его целью стало прославление власти и величие империи. Идея вечного мирового господства Рима воплощается в произведениях, созданных в традициях греческого искусства.

Художественная культура эпохи Византии (V —  XIVвв.)

Концом истории Древнего мира принято считать IVвек н.э. — дату разорения Рима. В 395 г. н.э. Римская империя разделилась на Западную и Восточную. На месте Западной, завоеванной племенами варваров, образовались королевства — прообразы современных европейских государств. На Востоке возникло первое христианское государство — Византия.

Мозаика, настенные росписи, миниатюра и другие виды искусства, связанные с цветом, прошли большой путь развития в процессе существования империи.

 

Настенные росписи, производившие ослепительный эффект, часто превосходили мозаику своей выразительностью и, кроме того, были более экономичны. В новом языке империи соединились римское эстетическое наследие, исконные азиатские формы, варварское влияние.

Художественная культура Америки и Востока (XII-XIX вв.)

Художественная культура Азии, Америки и Востока выработали свои эстетические концепции и внесли свой вклад в развитие мирового искусства в целом. Памятники древних цивилизаций, равно как и культура новых государств от Индии до Китая, представляют необычайный интерес.

В начале нашей эры изобразительное искусство в Индии достигло невиданных высот. Мастера из Кашмира создали фантастические по красоте росписи в пещерных храмах Аджанты и в других местах.

К началу второго тысячелетия относятся фрески, найденные в Южной Индии. Особое место в индийском изобразительном искусстве занимает миниатюра, толчок к развитию которой дало проникновение в Северную Индию персидской миниатюры вместе с мусульманскими завоевателями. Излюбленные сюжеты — батальные и охотничьи сценки из жизни правителей, любовные переживания и встречи литературных героев, сюжеты из индуистской мифологии. В миниатюрной живописи использовались растительные краски и природные вещества. Индийская живопись многолика. Большая ее часть замечательна своей сложной композицией. точностью деталей, яркими и насыщенными цветами. многообразием сюжетов — от портретов и событий придворной жизни до бесчисленных изображений богов и богинь. В XVIII-XIX вв. в индийской живописи все больше нарастает западное влияние.

Древняя цивилизация Китая пожалуй, одна из редких культур в истории человечества, имеющая свои самостоятельные истоки зарождения. Это единственная непрекращающаяся и непрерывно развивающаяся этнокультура. Истоки китайской живописи восходят к эпохе, которая отстоит от нас на 5-6 тысячелетий. Наиболее ранними живописными явлениями были наскальные рисунки, изображавшие растения, животных и человеческие фигуры. Эти рисунки были выполнены с помощью минеральных красящих веществ. По тематике древнекитайская живопись делится на несколько разделов: портретная живопись, пейзажная живопись (жанр «горы и воды»), жанр «цветы и птицы». В XVII в в Китае проникла европейская живопись, ее китайцы стали называть «сиянхуа» («картины. пришедшие с Запада») в отличие от отечественной живописи, которую стали называть «традиционной китайской живописью».

Китайская традиционная живопись — одно из магистральных направлений изобразительного искусства Востока. Она представляет собой самостоятельное явление в мировом искусстве, резко отличаясь от западной живописи как по тематике, так и по форме и изобразительным средствам. Обязательными атрибутами картин китайских художников являются сделанные автором название картины, стихотворное сопровождение и личная печать. удостоверяющая личность автора.

Пейзажная живопись Японии получила развитие уже в XIV в. В ней к этому времени выделились два основных направления: придворная живопись светского направления. основанная на сочетании четких, плоских силуэтов и декоративных цветовых пятен (ямато-э) и монохромная живопись тушью, зародившаяся в дзэнбуддийских монастырях, где проповедовались интуиция и созерцание как путь достижения истины (суйбокуга или сумиё-э).

Главное место в суйбокута заняла живопись «гор и вод». развивающая традиции классического китайского пейзажа XI-XIII вв. В ней нашло отражение представление о природе как выразительнице всеобщих законов мироздания. Художники прошлого в своих пейзажах стремились создать обобщенный образ природы, исполненной величия и внутренней гармонии. Но это был всегда вымышленный, опоэтизированный пейзаж. а не реальное изображение конкретных мест. В Японии постепенно наступает «золотой век», подаривший миру величайшие произведения, повлиявшие и на европейское искусство.

Религия оказала огромное влияние на искусство мусульманского мира. Запрещались изображения божества и живых существ, поэтому искусство Востока было в основном декоративным. Были распространены каллиграфия и рисунки вязью — арабески.

В сокровищницу мирового искусства произведения из Новейшего Света вошли последними, принеся с собой разнообразие стилей и образов, в которых отразилось свое миропонимание.

Готика (XII-XVвв)

Эпоха Средневековья принесла с собой новые идеалы в искусстве — преобладание духовного над телесным, рыцарского служения Богоматери и Прекрасной даме. Это было время грандиозных соборов. В истории Средневековья различаются три периода:

  • V-IX вв. — искусство варварских королевств;
  • X-XI вв. — романский стиль;
  • XII-XIV вв. — готика.

На Руси Средневековье длилось до конца XVII в. (до реформ Петра I).

В Средневековой живописи, имевшей прежде всего практическую значимость. поражает ее разнообразие: фрески, алтарные картины, книжные миниатюры, витражи. Их удивительная красота и в наши дни потрясает душу зрителя.

Разработанные средневековыми мастерами композиционные и колористические образы и формулы оказали большое влияние на другие виды искусства и успешно решили задачи прославления христианства.

Эпоха Возрождения (XV-XVI вв.)

Возрождение — величайшая историческая эпоха. пережитая человечеством, охватывает период с конца XIII в. по  XVIв. в Италии (родине Возрождения) и  XV-XVI вв. в других странах.

В XV — XVIвв. Европа переживала культурную революцию. Это было время возвращения к идеалам античности. Оно оказало влияние на все стороны жизни — от искусства до науки и философии. Гуманистическое искусство выдвинуло идею обновления, подразумевающую возврат к древнеримским источникам.

Произведения искусства приобрели самостоятельную ценность. а художники и их творения получили принципиально новый статус в обществе. Это время рождения станковой картины, изобретения прямой перспективы и живописи масляными красками. Античная символика переплетается с христианской.

В XVI в. в недрах итальянского Возрождения сформировалась художественная культура. не имеющая равных по своим эстетическим ценностям и идеалам, которую назвали — Высокое Возрождение.

Северное Возрождение (XV — XVI вв.)

Северное возрождение объединяет искусство стран Европы. расположенных к северу от Италии за Альпами: Нидерландов, Франции, Германии и Испании. Искусство Северного Возрождения рождается на рубеже XV — XVI вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии. Новый стиль отличался стремлением к объемности, к передачи трехмерного пространства посредством перспективы, когда ощущение глубины достигалось за счет ослабления цвета по мере удаления. Новое искусство, оставаясь глубоко религиозным, обращалось к сокровенной духовной жизни человека, его индивидуальными переживаниями и характеру, отдавая предпочтение таким качествам как смирение и благочестие. С особенной любовью изображалась каждодневная жизнь людей. окружающие их, тщательно выписанные, вещи и природа.

На перекрестке путей Южного и Северного Возрождения родилось современное европейское искусство.

Стили эпохи барокко (конец XVI —  XVIIIвв.)

К концу XVI в. (в Италии) формируется стиль, выражающий новую концепцию природы и мира, отношений между людьми и предназначения искусства. На протяжении XVII в. церковь использует искусство в своей деятельности по распространению новых идеалов и культурных ценностей. А монархи возлагают на художников задачу создания грандиозного. роскошного и убедительного образа королевской власти и государственного могущества. Процесс этот охватывает и частную жизнь человека, стремящегося отныне насладиться прекрасным. Этим объясняется подчеркнутая театральность. иллюзионизм, риторичность и пышность стиля барокко. Рождаются художественные приемы, нацеленные на усиление эмоционального воздействия искусства, призванного восхитить зрителя. 

Основы живописи барокко были заложены в Риме в конце XVI в.. и уже тогда в ней наметились две тенденции: классицистическая и реалистическая. Между этими двумя полюсами в XVIIв. и позже европейские художники искали место своим фантазиям и стилистическим новаторствам. Одним из наиболее успешно развивающихся жанров XVII в. был натюрморт.

На рубеже XVI — XVIIвв. барокко сменил утонченный декоративный стиль рококо, которому присущи маленькие безделушки, нежные, блеклые словно «гаснущие» цвета. Стремление к украшательству соответствовало вкусам правящего класса и аристократии. Отличаясь изысканными , нервными приятными глазу формами, язык рококо сочетает в себе элегантность, цинизм и нежность.  Век «игры чувствами» нашел выражение в наднациональном художественном языке Вены и Лондона, Парижа и Венеции, распространившись по всей Европе.

Неоклассицизм и романтизм (конец XVIIIв. — первая половина XIXв.)

Археологические раскопки в окрестностях Неаполя послужили стимулом к переосмыслению античности: сначала в Англии, Франции, Италии, а вскоре и в Новом Свете зарождается неоклассицизм. Неоклассицизм подчиняет себе литературу и музыку, вдохновляет художников по тканям, керамистов, декораторов. Со временем характер стиля меняется, приобретая в каждой стране свои черты: в Англии превращается в строгий «ридженси», во Франции — в монументальный ампир, В Америке — скромный федеральный.

Постепенно в неоклассицизме все заметнее проступают черты романтизма, который зародившись и развиваясь в его недрах. в конце концов окончательно его разрушает. Романтизм — это многообразное по формам течение , особое мироощущение. Художники-романтики создавали свое, субъективное, идущее изнутри описание действительности, в которой человек переживает ощущение трагичности жизни. Живописность, мистика, глубокие душевные чувства и неразрешимые жизненные противоречия соединяются в тоску по дальним экзотическим землям, в желание постичь пределы человеческого разума, устремиться в бесконечность. Эти особенности романтического направления нашли свое отражение в том, что в живописи цвет начинает доминировать над рисунком.

Академизм (XIX в.)

Направление, сложившееся в художественных академиях XVI — XIX вв., в первую очередь В Италии, суть которого заключается в догматическом следовании канонам, классическим образцам искусства античности и Возрождения, признанными идеальными и непревзойденными. Путь академизма в искусстве не отмечен какими-либо бурными всплесками. великими открытиями или достижениями. Этот стиль хорошо уживается в разные эпохи с разными режимами. К середине века музей становится новым официально утвержденным храмом искусства. В жизни художников серьезную роль начинают играть ежегодные выставки. В результате академический стиль стал широко известен, легко узнаваем, а работы, выполненные в академической манере, всячески поощрялись. Если для художников-романтиков было характерно изображение мифологического прошлого, экзотики, то в работах «академиков» за историческими сюжетами, античными, восточными аллегориями кроется современность: настоящее скрывается за сюжетами из иной жизни. Насколько романтизм в своих произведениях удалялся в таинственное, настолько академизм сокращает дистанцию между картиной и зрителем. Такой стиль обращен к тем, кто желает просто любоваться и избегает переживаний. 

Реализм (XIX в.)

В качестве исторического явления реализм XIX в. имел всеевропейский размах. Зародился он во Франции, быстро достиг пика и пошел на убыль в 1880-х годах.

Реализм рождается внутри кризиса романтизма. Художники постепенно отказываются от экзотических и исторических сюжетов, высокопарности и фантазий. Главным в их произведениях становится достоверное отображение действительности, стремление документально зафиксировать обычаи и нравы своей эпохи. К этому добавляется интерес к человеку со всеми его проблемами, живой и непосредственный интерес к окружающему миру. противопоставляемый прежним традициям и условностям. Аллегории. мифологические сюжеты вытесняются новыми темами. Сюжеты обычно заимствуются из будничной жизни. Расширяются пределы допустимого: на картинах появляются бедняки, бездомные. трудовой люд. Появляется новая тенденция — пристальное внимание к природе, индивидуальным особенностям человека, общества, родного края. В разных странах реализм принимает различные формы.

Импрессионизм (конец XIXв.)

Во второй половине XIX в. вслед за интересом к реалистическому воплощению жизненных сцен возникло новое направление в живописи. которое сильно отличается от академической живописи и тематикой, и техникой, и назначением. Группа художников в Париже ищет новый выразительный язык. Они отображают постоянно меняющуюся действительность путем передачи атмосферы и света. Они проводят грань между новым и новейшим искусством. Со временем их назовут импрессионистами. Изобразить неосязаемые явления, перенести на полотно непередаваемое — в этом вызов импрессионистов предшествующим поколениям. Сложный и многоликий импрессионизм воплощается в индивидуальных особенностях его представителей. Несмотря на общность, каждый художник сам решает поставленные задачи, полагаясь лишь на собственную интуицию. Но в 80-е годы XIX в. публике уже не нравились картины импрессионистов: они казались неаконченными эскизами. неприемлемым становится их обращение к образам, взятым из повседневной жизни и безразличие к теме как таковой. В начале 80-х годов XIXв. во Франции завершается эпоха импрессионизма. В других странах импрессионизм продолжил развитие и оказал большое влияние на художников последующих поколений. Сегодня картины импрессионистов пользуются наибольшей популярностью.

Неоимпрессионизм и постимпрессионизм (конец XIX — начало XXв.)

На рубеже XIX — XXвв. в европейском искусстве быстро зреют новые тенденции и формируются объединения художников, национальные и международные. Это и время появления выдвигающихся одиночек со своей оригинальной и ярко выраженной манерой письма. Одной из главных задач. которую отдельные художники ставят перед собой, — освободить предметы, пейзажи и фигуры от преходящего эмоционального восприятия (как это было у импрессионистов), чтобы вернуть им определенность формы и новую «классичность», овладевая натурой, например, через геометрию форм — цилиндр, сферу, конус, и все это — в перспективе. (Это направление в полной мере вскоре разовьется в авангардистских направлениях). Одновременно усиливается тенденция к еще большему отдалению от непосредственного восприятия явлений природы. Намерение исследовать глубину реальности, проникнув скорее в ее сущность, чем в переменчивые проявления, помогает художникам добиться перспективного синтеза формы и цвета через  анализ света и разложения тонов. Постимпрессионисты пошли дальше своих предшественников в смелом экспериментировании с цветом. Они также пересмотрели и концепцию искусства и его тематику: с одной стороны они обратились к отображению малопривлекательных сторон жизни, с другой — к изображению природы. Разнообразие и богатство этой эпохи мастерами, без которых невозможно представить себе все развитие искусства XX в.

Символизм и модерн (конец XIX- начало XXв.)

Корни символизма уходят в романтические тенденции начала XX в. и находятся в тесной связи с поэзией и музыкой аналогичного направления. Из Франции символизм быстро распространился по всей Европе, хотя и в довольно сильно отличных друг от друга вариантах. Общим для всех был не столько сам стиль, сколько отказ от тем, связанных со злободневным. преходящим, и желание наполнить свои произведения темами. заимствованными из поэзии и мифов. Любимой темой становится исследование человеческой психики. Чувственная и мистическая атмосфера в произведениях символистов, почти научная точность деталей приобретает  новый смысл благодаря их неудержимой фантазии. Почти всегда герои взяты из классической и библейской мифологии, средневековых легенд, басен Лафонтена; почти всегда создаются сложные композиции, полные таинственных символов и неожиданно сопоставленных образов, точность и отчетливость которых достигалась благодаря безупречной технике.

Стиль модерн в живописи с его характерной извилистой линией. вычерчивающей арабеск, с его интересом к экзотике, и в тоже время с прочными связями с религиозными традициями. становится настолько любимым, что проникает и в архитектуру, и скульптуру, но особое очарование приобретает в декоративном искусстве, в изделиях из драгоценных камней. Возникает особый красивый художественный язык, берущий природу за образец, насыщенный животными и растительными мотивами, линии которых динамичны и декоративны, гибки, подвижны и полны энергией жизни. Стиль модерн оказал огромное влияние на многих художников последующих поколений.

Модернизм (конец XIX — начало XXв.)

С начала XXв. начинается новаторский бум в искусстве. Художественная жизнь являет собой сложную и пеструю картину. Словно в калейдоскопе сменяются стили и направления, рождаются все новые школы, каждая из которых утверждает свое искусство в борьбе с другими. Художники, вдохновленные атмосферой современной жизни и новыми теориями искусства, стремятся отразить не реальную среду в ее узнаваемых формах, а создать свой собственный неповторимый мир. Представители этих течений отличались стремлением ко всяческой модернизации, то есть к разрыву с прошлым и созданию новой экспрессивной системы, основанной на собственных  принципах: фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм, поп-арт, постмодернизм и др. Многие течения и направления были недолговечны, но тем не менее повлияли на дальнейшее развитие искусства XX в.

В наши дни искусство удивительно многообразно. Современные художники работают с любыми материалами и техниками. И тем не менее. их произведения отражают те же темы и те же идеи, которые всегда присутствовали в живописи и волновали художников во все времена.

www.zvukrasok.ru

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Мировая Художественная культура — это

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Мировая Художественная культура — это множество культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации.

КУЛЬТУРА духовная материальная Н А У К А И С К У С С Т В О Н Р А В С Т В Е Н Н О С Т Ь

духовная Традиции, обычаи, знания о природе и самом себе

материальная Вещи, предметы, созданные практической деятельностью человека

КУЛЬТУРА

Художественная культура Интеллектуально — чувственное отображение бытия в художественных образах Художественная деятельность Процесс создания, сохранения, восприятия, оценки произведений искусства. «Зеркалом» этой деятельности являются произведения музыки и поэзии, зодчества и живописи, театра и скульптуры…

Искусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству. Т. Манн

ВИДЫ ИСКУССТВА

Искусство — специфический вид отражения и формирования действительности человеком в процессе художественного творчества в соответствии с определенными эстетическими идеалами. Искусство есть одновременно и сознание, и познание, и общение между людьми. Виды искусства разделяются на 3 основных вида: 1) пространственные (пластические), которые существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени, и воспринимающиеся зрением; 2) временные; 3) пространственно-временные. Внутри каждого вида искусств различают жанры.

1. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ пластические ВИДЫ ИСКУССТВА Пространственные искусства — виды искусства, произведения которых — существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; — имеют предметный характер; — выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально. Пространственные искусства подразделяются: — на изобразительные искусства: живопись, скульптура, графика, фотоискусство; неизобразительные искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование (дизайн).

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ Изобразительные искусства Изобразительное искусство — вид искусства, главной особенностью которого является отражение действительности в наглядных, зрительно воспринимаемых образах. К изобразительным искусствам относятся: живопись, графика, скульптура, фотография печать

ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости посредством цветных материалов. Живопись подразделяют на: станковую монументальную декоративную

Особыми видами живописи являются: иконопись, миниатюра, фреска, театрально-декорационная живопись, диорама и панорама.

ГРАФИКА — искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами. Иногда в графике допускается применение цветных пятен. К графике относятся рисунок и различные виды его печатных воспроизведений: гравюра, литография, монотипия, книжная иллюстрация, плакаты, а также компьютерная графика. Графику подразделяют на: станковую, подготовительную(эскиз,набросок), Прикладную и промышленную графику (грамоты, марки, этикетки, реклама)

СКУЛЬПТУРА — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф. скульптура подразделяется: — на монументальную; — на монументально-декоративную; — станковую; и — скульптуру малых форм.

ФОТОИСКУССТВО — пластическое искусство, произведения которого создаются средствами фотографии.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ Неизобразительные искусства дизайн (художественное конструирование) . архитектура декоративно- прикладное,

АРХИТЕКТУРА — искусство: — проектирования и строительства зданий; и — создания художественно выразительных ансамблей. Основная цель архитектуры состоит в формировании среды для труда, быта и отдыха населения.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО — область пластических искусств, произведения которой наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду. Декоративное искусство разделяется на : — монументально-декоративное искусство; — декоративно-прикладное искусство; и — оформительское искусство.

ДИЗАЙН — художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды. — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий

2. ВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА К временным видам искусства относят: 1) музыку; 2) художественную литературу.

Музыка — вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах. Музыка может передавать эмоции, чувства людей, что выражается в ритме, интонации, мелодии. По способу исполнения она делится на инструментальную и вокальную. Музыка характеризуется воздействием на эмоциональное состояние людей, соотношением частот (высот), громкостью, длительностью, тембром, переходными процессами. Музыка делится также на: народную и классическую современную джазовую военную духовную

Художественная литература — вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь. Ее именуют порой «изящной словесностью» или «искусством слова». Литература — письменная форма искусства слова. Различают художественную, научную, публицистическую, справочную, критическую, куртуазную, эпистолярную и др. литературу.

3. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ (зрелищные) ВИДЫ ИСКУССТВА К данным видам искусства относят: 1) танец; 2) театр; 3) киноискусство; 4) эстрадно-цирковое искусство.

КИНОИСКУССТВО — вид искусства, произведения которого (фильмы или кинокартины) создаются с помощью киносъемки реальных, или специально инсценированных, или с привлечением средств мультипликации событий, фактов, явлений действительности. Это синтетический вид искусства, соединяющий в себе литературу, театр, изобразительные искусства и музыку.

ТАНЕЦ — вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах Народный танец — танец определенной национальности, народности или региона. Сценический танец — один из основных видов танца: — предназначенный для зрителей; и предполагающий создание хореографического образа на сцене.

ТЕАТР- род искусства, отражающий действительность, характеры, события, конфликты, их трактовки и оценки посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актера перед публикой. В ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности: драматический, оперный и балетный театры.

ЦИРК — вид искусства: — предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости; — включающий: акробатику, эквилибристику, жонглирование, клоунаду, дрессировку животных и т.п.

4. Самые СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА ( вне классификации) К данным видам искусства относят: Боди арт – искусство росписи тела Автоарт – искусство росписи автомобилей Искусство инсталляции Компьютерная графика: 3D-графика Веб-графика Пинап (PinUp) — от англ. pin-up приколоть, крикрепить к стене. Фотография красотки, кинозвезды, эстрадной певицы, вырезанная из журнала и прикрепленная на стену. Почтовое искусство — изготовление почтовых открыток

Анимэ и манга Манга — это современные японские комиксы и мультипликационные фильмы. Обычно манга печатается в еженедельных и ежемесячных журналах, часто полностью посвященных манге. Манга совсем не похожа на известные нам американские и российские комиксы: 1.Она обычно черно-белая, с цветной обложкой и несколькими цветными разворотами. 2.В Японии мангу читают не только маленькие дети, но и подростки и взрослые. 3.Диапазон возможных тем и стилей графики варьируется очень широко, от детских сказок до сложных философских произведений. Аниме — это современная японская анимация.

Визуальная поэзия — это вид искусства, соединяющий в себе словесное и зрительное творчество стихотворения, чьи строки образуют декоративные или наделенные эмблематическим смыслом фигуры и знаки.

Храм искусств А теперь, зная различные виды искусства, их классификации, подумаем, как может выглядеть ХРАМ ИСКУССТВ. Каждый человек представляет его по-своему. Попробуй и ты вообразить свой ХРАМ ИСКУССТВ.

present5.com

мировая художественная культура — с русского на английский

См. также в других словарях:

  • Мировая художественная культура — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Шульгина, Дарья Павловна — Шульгина Дарья Павловна Портрет русский искусствовед, культуролог, историк, специалист по архитектуре эклектики. Дата рождения: 11 мая 1980(1980 05 11) (31 год) …   Википедия

  • Казанский государственный университет культуры и искусств — Казанский государственный университет культуры и искусств  ранее Казанская государственная академия культуры и искусств. Вуз основан в 1969 году как филиал Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской, в 1974 году… …   Википедия

  • Всероссийская олимпиада школьников — Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школь …   Википедия

  • Всероссийские предметные олимпиады школьников — Значок участника заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2008 года Всероссийская олимпиада школьников  система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных… …   Википедия

  • Гимназия № 1 (Кирово-Чепецк) — Гимназия № 1 Девиз Per aspera ad astra Через тернии к звёздам Основана 1967 год Директор Ходырев Александр Петрович Тип Гимназия Учеников 816 Адрес Кировская область …   Википедия

  • Скрябин, Александр Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скрябин. Александр Скрябин …   Википедия

  • Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж)» Год основания 1970 Тип музыкальная Дире …   Википедия

  • Skriabin — Александр Николаевич Скрябин Дата рождения 25 декабря 1871 (6 января 1872) Место рождения Москва Дата смерти 14 (27) апреля 1915 Место смерти …   Википедия

  • Орбисон, Рой — Рой Орбисон Roy Orbison …   Википедия

  • Гуманитарный институт Донецкого национального университета — Гуманитарный институт Донецкого национального университета  высшее учебное заведение государственной формы собственности в Донецке. Имеет III уровень аккредитации. Институт делится на два факультета: культурологический и музыкально… …   Википедия


translate.academic.ru

Мировая культура — это… Что такое Мировая культура?


Мировая культура
Мировая культура

синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.

Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003.

.

  • Миракль
  • Мировоззрение

Смотреть что такое «Мировая культура» в других словарях:

  • Культура Германии — включает в себя культуру как современной Федеративной Республики Германия, так и регионов, составляющих современную Германию до её объединения: Пруссия, Бавария, Саксония и других. Более широкая трактовка «немецкая культура» включает в себя также …   Википедия

  • МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА — система экономических взаимоотношений между странами мира. Мирохозяйственные связи развиваются с древнейших времен, их значение непрерывно возрастает. Они развиваются на основе разделения труда, связанного с различиями в природных условиях и в… …   Юридическая энциклопедия

  • Культура Винча — Распространение культуры Винча (фиолетовый) в 3500 году до н. э …   Википедия

  • Мировая художественная культура — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Мировая экономика — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • МИРОВАЯ ВОЛЯ — центральное понятие в метафизике преступления А. Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок лишен разумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Миром правит не благой и мудрый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная,… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • Старчево-Кришская культура —  История Сербии …   Википедия

  • Вторая мировая война — У этого термина существуют и другие значения, см. Вторая мировая война (значения). Вторая мировая война Мировые войны …   Википедия

  • Майкопская культура — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения …   Википедия

  • Финская культура — Содержание 1 Исторические аспекты 2 Литература 2.1 Зарождение 2.2 Реализм …   Википедия


dic.academic.ru

Раздел II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Лекция 15. Особенности древних культур

1. Первобытная культура

Период культурной древности (первобытной культуры) определяется следующими рамками: 40-4 тыс. лет до н. э. Внутри этого периода выделяются:

1)древнекаменный век (палеолит): 40–12 тыс. лет до н. э.;

2)среднекаменный век (мезолит): 12-7 тыс. лет до н. э.;

3)новокаменный век (неолит): 7–4 тыс. лет до н. э.

Общая черта всех первобытных культур – синкретизм (синкретичность) – нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого, первобытного состояния культуры.

Жизненные процессы представлялись как единое целое. Ритуал, предшествующий охоте, изображение убиваемых животных, сам процесс охоты – равнозначные звенья одного процесса.

С синкретизмом переплетается тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами (определенными животными, растениями).

Существовали тотемы конкретного человека, рода, племени. Тотемы были призваны защищать людей. Возникновение тотемизма связано с неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств справиться с непредсказуемым поведением животных.

Первобытная культура – это культура табу (запретов). Обычай табуирования появился вместе с тотемизмом. Табу выполняло роль важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной конкретному человеку.

Другие табу связаны с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями каждого из представителей племени.

Табу сформировалось как результат необходимости выживания (внедрение определенных обязательных для всех законов и порядков). Экзогамия возникла на основе системы табуирования.

Экзогамия – это такая система, при которой из брачных отношений исключаются ближайшие родственники (родители и дети, родные братья и сестры).

Экзогамия способствовала общественной регуляции брака, появлению рода и семьи. Ритуал в первобытную эпоху – основная форма общественного бытия человека, главное

воплощение человеческой способности к деятельности.

Ритуал стал основой производственно-экономической, духовно-религиозной и общественной деятельности.

Ритуал выступает в форме молитвы, песнопений, танцев. Внутри ритуала появляются знаковые системы, ставшие позднее основой для искусства и науки. Из ритуала зарождается миф.

М и ф – это некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе. Миф закрепляет и регламентирует представления человека об окружающем мире, затрагивает фундаментальные проблемы бытия.

В первобытную эпоху существовали многие формы искусства. Магическая концепция происхождения культуры заявляет, что истоком искусства являются магические обряды и верования.

Возникновение искусства в первобытную эпоху связано с трудовой деятельностью и развитием общения.

Общение стало возможным благодаря членораздельной звуковой речи, посредством рисунка, жеста, пения, танцев.

Древнейший вид изобразительного искусства – графика. Затем появляются живопись, первые образцы скульптуры, первые произведения архитектуры (мегалиты – культовые сооружения из огромных необработанных каменных глыб).

2. Особенности великих культур древности (Шумер и Древний Египет)

Культура Шумера. К периоду великих архаических культур (4–6 вв. до н. э.) относятся

впервую очередь:

1)образование первых очагов высокой культуры на территории Месопотамии: Шумер и Аккад – 4 тыс. лет до н. э.;

2)зарождение древнеегипетской цивилизации – конец IV тысячелетия до н. э. Следующий после первобытного этап истории мировой культуры связан с Междуречьем. Именно Шумер стал первым очагом государственности. Шумеры, неустанно трудясь, заложили основы для дальнейшего хозяйственного и культурного развития Междуречья (Месопотамии). Ими были изобретены колесо к повозке, гончарный круг, бронза. В области математики шумеры знали возведение в степень, могли извлекать корни, пользоваться дробью.

Для передачи важных моментов истории шумеры использовали изобразительное искусство. Благодаря созданию клинописи – древнейшего из известных видов письменности, разновидности идеографического письма – они смогли записывать устные сказания, став родоначальниками литературы. Одно из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров – «Сказание о Гильгамеше», мифическом шумерском царе.

Школы впервые появились у шумеров – «дома табличек». Ученики читали и писали по глиняным табличкам.

Параллельно с Древним Шумером развивался Древний Египет. В нем существенными были правила Маат, богини мирового порядка. Этим правилам людей обучали с раннего детства. Они содержали основы культуры поведения, приучали к дисциплине, сдержанности и скромности. Если человек сумеет приспособиться ко всем правилам Маат, то он будет счастлив. Счастье для древних египтян – великая ценность, на основе этого была выработана самая древняя система гедонизма (этики наслаждения). Жизнь, ее радостные моменты ценились так, что египтяне создали свою версию загробной жизни (в царстве Осириса их ожидает только самое лучшее, что было в их земной жизни).

Древнее царство – ранний период Древнего Египта. Сформировалась письменность, что было обусловлено наличием крупных хозяйств и необходимостью вести государственное делопроизводство.

Фигура писца занимает видное место, писцов специально готовили в школах при храмах.

Благодаря изобретению письменности стало возможным развитие древнеегипетской художественной словесности (древние мифы, сказки, басни, философские диалоги, дидактики, гимны, плачи, любовная лирика и т. д.).

Специфический институт Древнего Египта «Дом жизни». Он выполнял следующие функции:

1)в нем создавались гимны и священные песни, отражающие определенные философские концепции;

2)разрабатывалась дидактическая литература;

3)там систематизировались, хранились, делались доступными магические книги, содержавшие медицинские сведения;

4)разрабатывались теоретические и практические установки для деятельности художников, скульпторов и архитекторов;

5)шли занятия математикой и астрономией.

studfile.net

Культурология. Мировая культура и искусство

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»

МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано учебно-методической комиссией специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств» в качестве электронного учебного пособия

Кемерово 2011

2

Составители:

Белюков Анатолий Михайлович – к.и.н., доцент Бикметов Рашит Саитгараевич – к.и.н., доцент Борисова Галина Васильевна – старший преподаватель Евсеева Маргарита Александровна – к.и.н., доцент Гаврилова Наталья Петровна – к.и.н., доцент Евдокимова Лидия Николаевна – к.и.н., доцент Правда Вера Леонидовна – к.и.н., доцент

Мировая культура и искусство: учеб. пособие / сост.: А. М. Белюков, Р. С. Бикметов, Г. В. Борисова [и др.]; под ред. А. М. Белюкова, В. Л. Правды; ГУ КузГТУ. – Кемерово, 2011. – 232 с.

Рассматривает проблемы становления и развития мировой художественной культуры, ее высшие достижения и характерные особенности на важнейших этапах истории.

Предназначено для студентов, изучающих дисциплины «Мировая культура

иискусство», «Культурология» всех специальностей и направлений.

©Коллектив составителей, 2011

©ГУ КузГТУ, 2011

2

3

Предисловие

Данное учебное пособие является коллективным трудом кафедры отечественной истории, теории и истории культуры. Прежде всего, оно предназначено студентам специальности 280102 «Безопасность технологических процессов и производств», которые изучают дисциплину «История зарубежного искусства», и студентам направления подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность», профиль «Безопасность технологических процессов и производств», которые изучают дисциплину «Зарубежное искусство». Учебное пособие дает более обширный

инасыщенный материал, по сравнению с тем, который излагается преподавателями в ходе лекций. Оно освещает и те проблемы, которые выносятся на самостоятельное изучение. Вопросы и задания после каждой главы касаются наиболее важных, узловых проблем курса. Они дают возможность проверить степень усвоения теоретического и фактического материала. Таким образом, учебное пособие позволяет более фундаментально изучить проблемы курса и организовать самостоятельную работу студентов.

Данное учебное пособие предназначено и для студентов всех факультетов, изучающих дисциплину «Культурология». Содержащийся в нем материал поможет им при подготовке к семинарским занятиям, посвященным проблемам развития художественной культуры на разных этапах ее развития. На основе учебного пособия студенты могут подготовить устные сообщения и небольшие по объему рефераты, которые позволят более глубоко изучить вынесенные на семинар вопросы.

Учебное пособие соответствует новому государственному стандарту по мировой культуре и искусству. В нем даны основные понятия курса и теория происхождения искусства. В пособии выделены основные этапы развития мировой и отечественной художественной культуры, подчеркнуто своеобразие художественного процесса на важнейших отрезках истории, рассказано о выдающихся деятелях искусства, об их произведениях, о значении их творчества. Говорится о ведущих стилях

инаправлениях в культуре. Особое внимание уделено проблемам развития художественной культуры в ХХ веке: рассмотрены причины появления новых, авангардных течений и направлений в искусстве, определена их сущность, дан анализ сложнейших произведений живописи, графики, скульптуры и архитектуры. Учебное пособие дает целостное представление о путях развития мировой культуры и искусства. Оно

3

4

снабжено тестами, приложением, где даны отрывки из классических текстов по эстетике и яркие памятники художественной культуры.

Данное пособие является очередным в цикле учебников по культурологии, подготовленных коллективом кафедры отечественной истории, теории и истории культуры. В ранее написанных пособиях «Культурология» и «Культурология. Отечественная культура» рассматривался ряд проблем, указанных в государственном стандарте по дисциплине «Мировая культура и искусство»: основные концепции в культурологии, вопросы отечественной художественной культуры. Поэтому они не получили здесь освещения. Материалы, связанные с этими проблемами, можно найти в названных пособиях.

4

5

Глава 1.

Предмет и основные понятия курса

«Мировая культура и искусство»

1.Основные понятия курса: культура, художественная культура, искусство, виды и жанры в искусстве, стили.

2.Структура и состав курса.

3.Теории происхождения искусства.

1.1. Основные понятия курса: культура, художественная культура, искусство, виды и жанры в искусстве, стили

Со словом «искусство» связаны древние наскальные изображения, и прекрасные античные скульптуры, ажурные готические храмы и мадонны Леонардо да Винчи, яркие пейзажи К. Моне и дерзкие эксперименты В. Кандинского. На первый взгляд, кажется, легко отличить, что можно отнести к искусству, а что нет. Но на самом деле это не просто. Сразу же появляется много вопросов. Является ли искусством детский рисунок, хохломская ложка или выставленная в качестве постмодернистского музейного экспоната стеклянная колба? «Искусство» и «художественная культура» – одно и то же? И что значит «художественный»?

Чтобы ответить на все эти вопросы, надо понять, что такое «искусство», «художественная культура» и «культура» в целом.

Культура. Начнём с самого широкого понятия этого ряда – понятия «культура». Слово культура происходит от латинского слова «culturare», что означает «обрабатывать», «возделывать». В древнем Риме это понятие имело отношение в основном к сельскому хозяйству. В широкий оборот это слово вошло в 18 веке. Одно из первых научных определений слова культура дал английский учёный Э. Тайлор в 1871 г. в работе «Первобытная культура»: «Культура или цивилизация, понимаемая в широком этнографическом смысле – это сложное целое, которое включает в себя знания, верования искусства, мораль, законы, обычаи и любые иные привычки, приобретаемые человеком как членом общества». Сразу заметим: из этого определения ясно, что искусство является частью культуры. Кроме того, Тайлор подчеркнул, что культура свойственна именно человеческому обществу. В дальнейшем во всех определениях культуры подчёркивалось именно это её качество.

5

6

На сегодняшний день слово культура обросло многими смыслами и значениями, наука накопила огромное количество определений культуры. Большинство из них сводятся к следующему: культура

–это все то, что появилось в результате творческой деятельности человека, все, что создано человеком;

–это то, что существует в самом человеке и отделяет его от животного мира;

–это способ существования человека, его непрерывная творческая деятельность.

Художественная культура. Одним из важнейших структурных элементов культуры является художественная культура. В обыденной жизни мы соприкасаемся со многими ее проявлениями: музыка, театр, кино, живопись, фольклор, самодеятельное искусство, творчество профессиональных мастеров.

Художественная культура – это, прежде всего, процесс художественной деятельности и ее результат, ее продукт. В чем же заключается суть художественной деятельности? Художественная деятельность – это особое острое восприятие окружающего мира, его творческая переработка в сознании и воплощение в художественных образах. Художественный образ характеризуется сплавом эмоционального и рационального, реалистичности и вымысла, чувственного и отвлечённого, их безошибочной мерой. Лучше всего это показать на примере.

Обратимся к событию, которое получило широкое отражение и в исторической науке, и в искусстве: раскол в русской церкви в 17 веке. Историческая наука собирает факты об этом событии, исследует документы, она стремится дать точное, без всякого искажения, и бесстрастное изложение событий. Историк удерживает себя от эмоций, не высказывает своих человеческих симпатий. Иное дело в искусстве. В. Суриков в знаменитом живописном произведении «Боярыня Морозова», иллюстрирующем один из эпизодов церковного раскола, не скрывает своей симпатии к мужественной, стойкой боярыне, к людям, сочувствующим ей. Довольно несимпатично он изображает тех, кто злорадствует и посмеивается над боярыней Морозовой. Можно не сомневаться, что Суриков изучил и знал все подробности дела Морозовой, знал он и то, что её провезли по Москве для назидания и устрашения не в роскошной чёрной шубке, в которой он её изобразил, а в позорном рубище. Но ради художественной выразительности самого образа боярыни он отступает от этой реалистической детали, оставаясь при этом убедительным

6

7

вглавном. Едва ли в исторических документах указывалось на то, какая была погода в этот день в Москве, кто именно и как встречал боярыню на улицах. Всё это художнику надо было домыслить, вообразить. В итоге художник создал убедительную, выразительную и достоверную картину, яркий образ времени и его героев.

Понятие «художественная культура» помимо непосредственной художественной деятельности включает в себя также и образное мышление человека – его способность воспринимать и понимать художественные образы, созданные людьми. Без этого важного компонента сознания зрители не понимали бы художников. Творчество теряло бы всякий смысл. Художественное мышление авторов и зрителей, как правило, находятся на разных уровнях. Художник опережает время. Его образная система с трудом воспринимается обывателями. Однако проходит время и художественное сознание масс «подтягивается» к определенному уровню. Отвергаемые раннее художественные произведения становятся понятными, привычными и популярными. Так было с творчеством импрессионистов и постимпрессионистов, со многими направлениями авангарда.

Искусство. Это понятие очень близко к понятию «художественная культура», но не тождественно ему. По своему содержанию искусство уже художественной культуры. Слово «искусство» происходит от латинского слова «ars». Оно означает умения или знания, которые необходимы для того, чтобы сделать нечто. Уже в Древнем Риме оно обозначало так же и деятельность по созданию художественных произведений. Таким образом, искусство – это род творческой деятельности человека, целью и результатом которой является создание особых произведений. Их называют художественными произведениями или произведениями искусства. Они не имеют узко практического значения. Ценность их определяется тем художественным образом, который они

всебе заключают. Произведение искусства – это материальное воплощение художественного образа.

Аесли художник «выносил» художественный образ в своих мыслях, в своих фантазиях, но не сумел воплотить его в произведении? В данном случае мы говорим о наличии художественно-образного мышления, значит и о наличии художественной культуры. Однако художественного произведения нет. Значит, нет и факта искусства. Восприятие и понимание зрителями красивой картины говорит о наличии художественной культуры. Но их художественно-образное мышление не при-

7

8

водит к созданию художественного произведения. Следовательно, и в данном случае нет факта искусства.

При уточнении понятий «художественная культура» и «искусство» возникает еще один важный вопрос. Всякий ли продукт художественного творчества можно отнести к искусству? По мнению учёных, к искусству принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне. Всё остальное относится к народному творчеству, фольклору, самодеятельному и любительскому творчеству. И всё-таки грань между художественным творчеством в целом и искусством как его более профессиональной сферой не является жёсткой, бесспорной, она подвижна и не всегда определённа. В сферу искусства со временем включаются те образцы художественного творчества, которые раньше не воспринимались как произведения искусства. Например, только в начале ХХ века была открыта красота и выразительность первобытного искусства, примитивного искусства народов Африки и доколумбовой Америки. Ряд художников начинали свою деятельность как любители, не имея профессионального художественного образования. Но их творчество обрело художественную значимость для многих людей, и было признано зрителями и искусствоведами. К ним можно отнести Ван Гога, Анри Руссо, прокопчанина художникалюбителя Селиванова.

Важнейшей задачей искусства является отражение красоты окружающего мира, понимание его красоты. Понимание красоты в разные эпохи и у разных народов было очень различно, например, готика нам кажется прекрасным, возвышенным стилем, а эпоха Возрождения считала её варварской. Китаец, скорее всего, с презрением отвернулся бы от пышного, чрезмерно эффектного барочного храма, а европеец в позапрошлом веке не видел ничего красивого в примитивном искусстве первобытных народов. Красоту в античности и в эпоху Возрождения понимали как гармонию, симметрию, пропорциональность, целесообразность; в средние века – как отсвет Бога, который сам является красотой, благом и истиной. Произведения искусства, созданные разными народами, в разные времена позволяют нам увидеть разные лики красоты, удивиться ее неисчерпаемости.

Искусство помогает нам понять еще одну очень важную истину. Кроме красоты есть еще более важное и ценное свойство мира – проявления прекрасного. Красота – это лишь внешняя форма. Прекрасное – это гармония красоты внутренней и внешней. Огромное количество

8

9

произведений искусства посвящены тайне прекрасного, стремлению к нему людей, драматическому несоответствию внутреннего и внешнего.

Однако наша жизнь наполнена не только красотой. Наука эстетика говорит о том, что в мире существуют безобразное, ужасное, драматическое, трагическое, комическое и другие свойства. Н.Г. Чернышевский говорил о том, что искусство должно отражать действительность во всех ее проявлениях. И искусство выполняет эту задачу. Великие художники: А. Дюрер, П. Брейгель, И. Босх показывали комические и трагические стороны бытия, ничтожность людских стремлений, безобразие человеческих отношений. Ф. Гойя в серии фортов «Капричос» показал, в какой кошмар может превратиться действительность, когда люди перестают руководствоваться разумом. Искусство ХХ века очень часто сосредотачивало внимание на безобразном. Оно наполнило свои произведения абсурдом, беспредметностью, диспропорциями, дисгармонией. С одной стороны, искусство ХХ века в образной форме отразило мироощущение человека, лишенного Бога, нравственной опоры, снедаемого гордыней, стремящегося к холодному анализу, разложению. С другой стороны, эти произведения показали, что мир испытывает тоску по прекрасному, мучится его отсутствием, ищет новые его проявления.

Виды и жанры в искусстве. Основным видами искусства являются: графика, живопись, скульптура, архитектура, прикладное и декоративное искусство, литература, театр, цирк, художественная фотография, кино, телевидение. Существует несколько классификаций искусства по видам и жанрам. Одна из них делит все искусства по тем чувствам, на которые они воздействуют. Те искусства, которые мы воспринимаем органами зрения, называются визуальными видами искусства. К ним относятся живопись, скульптура, архитектура, дизайн. Виды искусства, которые воспринимаются слухом, относятся к аудиторным видам: музыка. Литературу, театр относят и к аудиторным, и визуальным видам.

Существуют классификации, разделяющие искусства на пространственные и временные виды. К пространственным относятся те виды, которые существуют в трёх измерениях: это архитектура, скульптура, графика, живопись. Их называют также изобразительным искусством. К временным относят виды искусства, исполнение которых имеет начало и конец: например, музыка. Кино, театр, балет относят к про- странственно-временным видам. И, наконец, видеографику, дизайн относят к синтетическим видам искусства. Каждый вид искусства имеет

9

10

свой особый язык, на котором он говорит о мире, о его красоте, сложности, о душевном мире человека. Музыка говорит на языке звуков, балет на языке жестов, пластики, литература – с помощью слова.

Внутри видов существует деление на жанры. В каждом из искусств это деление происходит на основе собственных принципов. Так, например, в живописи жанры отличаются друг от друга предметом и темой изображения: портрет (конкретный человек), пейзаж (окружающая среда), натюрморт (предметный мир и мир мертвой природы), историческая живопись (значительные события), бытовая живопись (обыденная жизнь). В кино жанровым критерием является характер событий: драма, мелодрама, комедия, детектив, триллер, вестерн, научная фантастика, мистика и ужасы. Каждый жанр развивается по своим собственным законам, пользуется особыми выразительными средствами. Иногда (особенно в современном искусстве) жанры смешиваются и создаются очень оригинальные художественные произведения.

Стили в искусстве. Слово стиль произошло от латинского слова «стилос». В древнем Риме так называлась заострённая палочка, которая служила для письма на покрытых тонким слоем воска табличках. У каждого пишущего вырабатывается свой почерк. И почерк тоже стали называть стилем. Затем стилем стали называть склад речи, слог, манеру. В дальнейшем это слово стало обозначать самобытные черты творчества художника, которые отличали его произведения от творения других авторов. Но произведения художников, творивших в одну эпоху, имеют много общих черт в силу сходных представлений о красоте, истине, сходной технологии изготовления художественных произведений. Поэтому слово стиль стали употреблять и для обозначения общих черт, свойственных художественным произведениям целой эпохи. В европейском искусстве стили последовательно сменяли друг друга: романский, готический, ренессансный, барокко, классицизм, романтизм, реализм, модерн, модернизм (авангард) и постмодернизм. Некоторые стили охватывали все виды искусства, их называют большими, например барокко, ренессансный стиль. Другие возникали только на базе нескольких или даже одного вида искусств. К ним относятся, например, маньеризм. В нашем курсе особое внимание будет уделено именно эстетическим стилям, их художественно-образной характеристике.

10

studfile.net

Предложения со словосочетанием МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Гимназия должна была оправдывать своё название, а значит, в ней должны быть такие предметы, как греческий, латинский, мировая художественная культура.

Неточные совпадения

Фикции выдаются за величественные достижения, духовный распад объявляется подъёмом к новым вершинам художественной культуры. Важнейшая часть художественной культуры — искусство. Деятели художественной культуры в этот период становились активными участниками, идеологами этой борьбы. Художественная культура находится в процессе сложных поисков собственного места и функций в стремительно меняющемся поле культуры. Уникальность художественной культуры требует и особого методологического подхода к изучению процессов, в ней протекающих. Эта множественность проявляется и в искусстве, художественной культуре. Китайская мифология оказывала заметное влияние на художественную культуру страны. Это был государственный и общественный деятель, меценат, много сделавший для развития русской художественной культуры. Художественная культура этого времени характеризуется несколькими ведущими тенденциями. Создателями сочинений выступали люди большой художественной культуры, искренне заботившиеся о судьбах своей родины. Вот только частью художественной культуры, искусства она становится далеко не всегда. Что касается горизонтальной линии накопления культурных ценностей, то она проявляется главным образом в художественной культуре. Однако если в науке заимствуются отдельные мысли и идеи, в художественной культуре наследуются целые художественные произведения. Материал справочника охватывает три основных пласта художественной культуры — изобразительное искусство, музыку и архитектуру. Огромное влияние на художественную культуру всегда оказывала религия. Принципы их разделения также различны для каждой из областей художественной культуры. Все эти следы художественной культуры могут быть отнесены к 2000 г. Итак, первое обиходное значение слова «культура» — это всё-таки художественная культура. Но всё изменится, если применить к русской художественной культуре её собственные, внутренние, критерии. Такая личность существует и развивается лишь в контексте актуальной художественной культуры и художественного наследия. Различные виды знания институциализируются в социокультурном пространстве в форме мифологии, религии, идеологии, науки, художественной культуры. Эстетика изучает художественную культуру, которая создаётся в рамках различных видов искусства. Конфессиональные традиции художественной культуры определены священством церковных атрибутов, выражающих идею божественности жизни. Структура и украшение книги говорят о художественной культуре, в которой переплелись латинский и греческий стили, стиль восточных христиан и даже исламский. Я не говорю о том, насколько политизация неорганична для художественной культуры. Недаром именно знакомство с художественной культурой и её сердцевиной — искусством является наилучшим способом знакомства с культурой, вхождения в неё. Особенно велика роль литературы в становлении и развитии российской художественной культуры и культуры в целом. Древнейшие китайские космологические, религиозные и натурфилософские представления и их отражение в национальной художественной культуре. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре. Кроме того, необходимо отметить значение памятника художественной культуры для современного человека. Художественному воспитанию посвящена вторая часть книги. Задачи художественного воспитания рассматриваются в контексте художественной культуры того времени. Художественная культура XVIII века в определённом отношении весьма парадоксальна. Почему художественная культура этого столетия так явственно дышит, поёт и улыбается?

kartaslov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *