Модернизм в литературе лекция – «Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.». Скачать бесплатно и без регистрации.

Цикл лекций «Модернизм и постмодернизм. Как читать литературу XX века, чтобы получать удовольствие»


Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Удивительно, что «Улисса» Д. Джойса нам читать труднее, чем Пушкина. Разве не странно – ведь Джойс на столетие ближе к нам, а мы к нему. Мы почти современники Пруста, Фолкнера, Маркеса, Эко, но понимаем ли мы их лучше, чем писателей прошлого? Современная литература, начавшаяся с эпохи модернизма, кажется торжеством плюрализма и литературной демократии, описать которую в общем и целом практически невозможно. Неужели у нее нет своих законов? На лекциях рассмотрим основные идеи, легшие в основу модернизма и постмодерна – ключи, с которыми читать написанное за последние 150 лет интереснее, проще и приятнее.

Модернизм. Форма – это всё — 31 марта в 15-00

Модернизм называют революцией. Классика, царившая не одно столетие, оказалась поверженной. Как начинался этот переворот, почему оказалась невозможна «реставрация», кто спровоцировал модернистский бум, стоял у руля, писал манифесты? Литература никогда не знала столько течений, как в эпоху модернизма – символизм и футуризм, экспрессионизм и акмеизм… Внутренние монологи Фолкнера и принцип айсберга Хемингуэя, знаменитая мадленка Пруста и русский Блок. Модернизм охватывает все страны и предлагает множество форм, что он ищет? Все деятели модернизма ищут по сути одно и то же, и даже пути их, на первый взгляд такие разные, это всего один общий путь. Исследуем этот путь на лекции.

Постмодернизм. Серьёзно? — 21 апреля в 15-00

Когда казалось, что разочароваться в человеке и приемах искусства больше невозможно, появился постмодернизм – и доказал, что можно. Он шутит над всем, всё высмеивает, со всем и со всеми играет, обманывает на каждом шагу. Постмодернизм – кот в мешке. Сколько бы страниц книги ты не прочитал, никогда нельзя хотя бы с небольшой уверенностью сказать, что будет на следующей. Современная литература отражает нашу жизнь – с ее непредсказуемостью, безверием, смешением всех координат. Как ее читать, что нужно знать, чтобы ее понять, можно ли как-то подготовиться, беря книгу в руки? На лекции подвергнем литературу постмодерна справедливому суду.

Кто?

Лектор — Елизавета Шевченко

Стоимость — 400р.
записаться и оплатить на месте


Перейти к заказу билетов

Лекция 1.

Модерн как ведущий стиль в искусстве и архитектуре и модернизм

Как формирующееся на рубеже веков литературное направление

План.

1. Модернизм — ведущая художественная идея столетия.

2. Модернизм — направление в искусстве и литературе XX века.

3. Модернистские течения в искусстве: абстракционизм, абстрактный экспрессионизм, дадаизм, импрессионизм, модерн, кубизм, постимпрессионизм, символизм, сюрреализм, фовизм, футуризм, экспрессионизм.

1. ХХ век подарил миру то, чего не знала вся история культуры: невиданное разнообразие школ и направлений, объединённых по необходимости широким термином «модернизм».

Модернизм — ведущая художественная идея столетия — выразил себя в творчестве равно великих и равно непохожих гениев. Среди них — Матисс, Пикассо, Томас Манн, Пруст, Джойс, Кафка, Гессе, Фолкнер, Лорка, Стивенс, Стриндберг, Пиранделло…

В России у модернизма — свой пантеон. Это и наш Серебряный век, это и дерзкий авангард, это и лучшая русская поэзия вплоть до завершившего отечественную эпоху модернизма Иосифа Бродского.

Мы видим, как на рубеже двух веков (19-го и 20-го) «прервалась связь времен», как резко оборвалась красная нить, проходящая сквозь тысячелетия западного искусства. Виной тому был прогресс. Технология ХХ века рождала новое восприятие. На протяжении жизни одного поколения совершилось столько перемен, сколько их — ни до, ни после — не знала история. Торжество телефона и телеграфа, изобретение грамзаписи и радио, рождение авиации и кино — все эти технические новшества меняли фундаментальные координаты бытия человека: скорость жизни, плотность среды обитания, интенсивность контактов, форму и направление мысли.

В ХХ веке мир стал другим. Тогда рождалось дерзкое искусство художников, сумевших добиться того, к чему их призывал апостол модернизма, великий американский поэт Эзра Паунд: «Сделать мир новым».

Так на сломе веков технический прогресс подготовил самый революционный в истории всего мирового искусства переворот. ХХ век родил свой стиль — модернизм.

2. Модернизм (от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Модернистская парадигма была одной из лидирующих в западной цивилизации первой половины XX века, во второй же половине века она была подвергнута развёрнутой критике. Термин «модернизм» присущ только отечественной искусствоведческой школе, в западных источниках — это термин «modern».

К предпосылкам формирования идей модернизма может быть отнесено: 1) построение комплекса идей о самодостаточности человеческого разума; 2) складывание комплекса представлений о творческой природе разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности — с другой; 3) позитивистские идеи (начиная от Канта), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность, и аналогичная этим идеям программа, предложенная в рамках марксизма, согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям.

3. Абстракционизм (лат. «abstractio» — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Абстракционизм считается крайним проявлением модернизма.

В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский (работавший в Германии, где и создал первые абстрактные композиции), Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, основавшие в 1910—1912 гг. «лучизм», и Казимир Малевич, создатель знаменитого «Чёрного квадрата», считавший себя основоположником нового типа творчества супрематизма.

Родственным абстракционизму течением является кубизм, стремящийся изобразить реальные объекты множеством пересекающихся плоскостей, создающих образ неких прямолинейных фигур, которые воспроизводят живую натуру. Одними из самых ярких примеров кубизма были ранние работы Пабло Пикассо.

Абстрактный экспрессионизм (лат. «abstract expressionism») — школа (движение) художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование.

Начальная фаза движения — абстрактный сюрреализм (abstract surrealism) — появилась в 1940-е, под влиянием идей Андре Бретона, её основными приверженцами были американские художники Ганс Хоффман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг.

Дадаизм, или дада. Основатель течения поэт Тристан Тзара обнаружил в словаре слово «дада». На языке негритянского племени Кру оно означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения».

Дадаизм — модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. Зародилось во время Первой мировой войны в Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г.

Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях (корни современного граффити), псевдочертежах, не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов. В 1920-е годы французский дадаизм слился с сюрреализмом, а в Германии — с экспрессионизмом.

Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве, зародившееся во Франции, во второй половине XIX века. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи нашли своё воплощение и в других видах искусства, например, в музыке.

Импрессионизм — двойная революция в живописи: в видении мира и в живописной технике. В живописи импрессионизма мир движущийся, эфемерный, ускользающий, поэтому акцент делается на это уходящее мгновение, на настоящее. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию.

Кубизм (фр. cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

Возникновение кубизма традиционно датируют 1906—1907 гг. и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Жоржа Брака. Термин «кубизм» появился в 1908 г., после того как художественный критик Луи Восель назвал новые картины Брака «кубическими причудами».

Начиная с 1912 г. в кубизме зарождается новое ответвление, которое искусствоведы назвали «синтетическим кубизмом».

Модерн (от фр. moderne — современный), или Арт-нуво (фр. art nouveau, буквально «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

Постимпрессионизм возникает в 80-х годах 19 века. Художники этого направления не придерживались только зрительных впечатлений, а стремились свободно и обобщённо передавать материальность мира, прибегали к декоративной стилизации. К выдающимся представителям постимпрессионизма в живописи относятся Ван Гог, Гоген, Сезанн, Тулуз-Лотрек.

Символизм (фр. symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России.

Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства.

Сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреализм) — направление в искусстве, философии и культуре, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается подчёркнуто концептуальным подходом к искусству, использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Основателем и идеологом сюрреализма считается писатель и поэт Андре Бретон. Подзаголовком «сюрреалистическая драма» обозначил в 1917 году одну из своих пьес Гийом Аполлинер. Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт. Наиболее яркими представителями сюрреализма в кинематографе считаются Луис Бунюэль, Жан Кокто, Ян Шванкмайер и Дэвид Линч. Сюрреализм в фотографии получил признание благодаря пионерским работам Филиппа Халсмана.

Хотя центром сюрреализма был Париж, с 1920-е по 60-е годы он распространился по всей Европе, Северной и Южной Америке (включая страны Карибского бассейна), по Африке, Азии, а в 80-х годах и по Австралии.

Фовизм (от фр. fauve — дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением.

Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема.

Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало ей выразительности и композиции. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин; я рисую картины».

Футуризм — направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале XX века. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и будущего. В изобразительном искусстве футуризм отталкивался от фовизма, заимствуя у него цветовые находки, и от кубизма, у которого перенял художественные формы, однако отвергал кубический анализ (разложение) как выражение сущности явления и стремился к непосредственному эмоциональному выражению динамики современного мира.

Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали, скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение — так называемый принцип симультанности.

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена.

Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, другие сгинули в ссылке. Выживших обрекли на забвение. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма. Только Кирсанову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил.

Футуризм — одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Эго-футуризм Северянина. Будетлянство Хлебникова. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. И, наконец, «ничевоков», так ничего и не создавших.

К неофутуристам критика причисляет метаметафористов А. Парщикова и К. Кедрова, а также Г. Айги, В. Соснору, А. Горнона, С. Бирюкова, Е. Кацюбу, А. Альчук, Н. Искренко.

В изобразительном искусстве следует отметить кубофутуризм — направление, в котором в разное время работали такие художники, как Малевич, Бурлюк, Гончарова, Розанова, Попова, Удальцова, Экстер, Богомазов и др.

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — авангардистское течение в европейском искусстве, получившее развитие в конце ХIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа(oв) (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

Считается, что экспрессионизм зародился в Германии, и важную роль в его становлении сыграл немецкий философ Фридрих Ницше, привлёкший внимание к незаслуженно забытым ранее течениям в античном искусстве.

Экспрессионизм пришел в кинематограф из Германии. Немецкий авангард начал с «оживления» абстрактных изображений. Все четверо его крупнейших представителей (В. Эггелинг, Х. Рихтер, О. Фишингер, В. Рутманн) были художниками-абстракционистами.

Экспрессионизм в музыке получил наиболее радикальное выражение у композиторов нововенской школы: прежде всего, у её основоположника — Арнольда Шёнберга и у его учеников — Альбана Берга и Антона Веберна. Мотивы беспокойства за судьбы мира, неприятие зла и бесчеловечности парадоксально соединялись в их искусстве с элитарной замкнутостью, сознательной изоляцией от широкой аудитории. Истоки экспрессионизма в музыке: опера Вагнера «Тристан и Изольда», поздние симфонии Малера, некоторые сочинения Рихарда Штрауса.

Из всех направлений нового искусства 20 в. экспрессионизм острее всего выразил конфликт человека с реальностью. В одних случаях он вёл к обострённому выражению трагического, в других — к художественной утопии, которая казалась спасением духовных ценностей. Этот конфликт вёл к радикальности художественных решений, к взрыву традиций.

Тенденции экспрессионизма:

1) конфликт с миром, бунт и бессилие, беспросветность;

2) сострадание к человеку, к человечеству и вместе с тем крайний эгоцентризм;

3) безудержная эмоциональность;

4) абстракционизм.

Как сигнал мирового неблагополучия, как «крик в ночи», мешающий привычному наслаждению искусством, экспрессионизм был актуален, неразрывно связан с историческими событиями. «Экспрессионизм родился на гребне большого исторического конфликта, но он — его гипертрофированное, болезненное и неистинное отражение» (Г.А. Недошивин).

периодизация, основные направления зл 20 века, становление модернизма как метода

План:

1.Периодизация литературы 20 века

2. Литература 1 половины 20 века. Становление модернизма как метода.

-предпосылки возникновения модернизма как направления

-худ особенности модернизма

-споры вокруг модернизма

Периодизация литературы 20 века – сложный, спорный вопрос, продолжался, пока век не закончился. Несколько вариантов, больше связаны с нижней границей 20 века.

1.Самый ранний вариант – 1870 год, такой подход был возможен только когда 20 век еще продолжался, протяженность не была такой значительной. 1870 – период самостоятельный, рубеж веков. Не актуальная дата.

2. Вторая версия перспективная, не вполне учитывается учебниками – начало 20 века как культурно-исторической эпохи, 1901 год. Было бы удобно запоминать границы. 1901 год – не случайная дата, имеет значение как культурно-историческая, маркированная дата, в Англии заканчивается викторианство, начинаются войны нового типа (коммуниальные войны). Но эта дата пока не так прочно утвердилась в литвед. Привыкли обозначать по новым художественным явлениям! Только перспективна

3.Связана с глобальным потрясением, в истории 20 века – 1914-1918 год, первая мировая война, находит отражение в литературе, даже если писатели не хотят изображать войны. Бегство от войны – доказательство потрясения от нее. В этот период с 14 до 18 года проходит значительный ряд революций, эту дату – 1914 год (18), одно событие – нижняя граница 20 века. Этот период, 10 годы 20 столетия – время формирования модернизма, новой художественной системы. Этот факт важен в связи с изучением истории литературы!

4.Начало 20 века – противоположная исходной т.з. Позиция как долго набиравшей обороты, начало 20 века – с 1945 года, окончание 2 МВ. Выбросить насыщенную половину неправильно, 45 год – важнейшая промежуточная граница. 1 мировая война – начало 20 века в целом, 2 – рубеж, середина столетий. 1 половина – период межвоенный, но это период двух войн, а не межвоенный (обе входят в период)

Активно спорили о конце века. Актуализировалось в последнее десятилетие 20 столетия, связано со спецификой культурного простраства, в районе 80 годов говорили о кризисе литературе как таковой, тезис «литература умерла, ее уже нет». Но литература выдержала кризис, заняла свою нишу. 80 – не конец века и литературы.

2 половина века – с 1845 до 1880 года.

3.Современная литература пока не получила своего окончательного определения, названия (90 годы,2000) – лит современная, эпоха рубежа цивилизаций? Не сформировано определение этим датам.

3 периода, не равные.

1 половина века – наиболее четкое расположение сил. Ведущие худ системы – модернизм и реализм. Реализм не исчезает, доказывает свою гибкость, будет продолжать развиваться. Полемика реализма и модернизма. Модернизм еще переживает свой очередной взлет, можно говорить о нескольких десятилетиях позднего модернизма

2 половина века – больше связано со сменой направлений. Основное событие – постмодернизм. Вызывал больше всего споров в этот период. В нашем литвед до сих пор вызывает споры, хотя уже не нов. Основные споры связаны с объемом понятия (характеристика эпохи в целом или направления). Глобальная данность- является спецификой 2 половины 20 века.

3 – современная литература, не обозначились окончательно термины, чаще используются – «пост-постмодернизм», вряд ли будет продолжать существовать (можно добавлять до бесконечности). Пока понятно, о чем идет речь.

-постколониальная литература (нередко используется)

-мультикультурализм – не разные явления

Термины взаимозаменяемы, одни тенденции, а спор только терминологический.

Литература 1 половины 20 века. Становление модернизма как метода.

-предпосылки возникновения модернизма как направления

-худ особенности модернизма

-споры вокруг модернизма

Понятие «модернизм» само по себе кажется достаточно подвижным, т.к. этимологически обозначает только новую литературу, новации в литературе можно исчислять до бесконечности, но термин «модерн» в качественном значении стал употребляться в 10 годы 20 века, подробно использует термин Вульф, за модернизмом стали закрепляться качественные характеристики (Джойс, кафка). Термин, который в западном литвед утвердился достаточно быстро, под ним стали понимать новаторское направление, который реальности предпочитает собственно художественную реальность, мир худ произведения богаче, интереснее и закономернее, чем реальность вокруг нас – хаос. Разработаны были четкие каноны модернизма, внятность требований модернизма. В отечественном литвед у термина оказалась более сложная судьба:

-утверждение «модернизм» в отеч литвед совпало с терминами, не интересное искусству молодого сов государства, воспринимался под идеологическим углублением. Это наложило отпечаток на читательскую политику, модернистов переводили мало ,плохо, печатали малыми тиражами. Литературоведам 30-х годов приходилось доказать, что и Кафка и Фолкнер – реалисты, самым прогрессивным методом считался реализма. Под такой рекламой можно было перевести. Аккуратно относиться к литвед предшествующих десятилетий. Когда в стране рухнули идеологические преграды для модернизма, когда перевели Джойса (в 90 годы), когда лит оказалась доступной читателю, в моде был постмодернизм. Отечественное литвед стало доказывать, что писатели – постмодернисты (модно – 1 течение). Задачи литвед – сходны, называют модернистами, чтобы похвалить. Элиот (каждую эпоху судил по ее законам, так и мы).

Надо рассматривать как сложившееся в 10 годы 20 века, развивавшееся долго до 1960 годов. Протяженность периода и направления не очень долгая. О модернизме как направлении сформировалось достаточно много школ, течений, измы – внутри худ системы: сюрреализм, экспрессионизм, дадаизм, футуризм, экзистенцианизм, театр абсурда, новый роман. Принадлежат модернизму в целом, выдвигают свои манифесты, шумно входят. Не обязательно модернисты входят в то или иное направления. Практически все крупные авторы – писатели модернисты, но к конкретным измам они отношения не имеют (кроме Сартра и Камю). Декаданс – явление рубежа веков, не метод. И авангард в чем-то схожи, но не синонимичны. Авангард- сдвигается, говорили в 10 годы, в 60, можно говорить и сейчас, менее закреплено за периодом.

Предпосылки возникновения модернизма (четкие)+основные черты метода, его концепции:

-социально-исторические: серия катоклизмов начала 20 века, 1 МВ 14-18 годов, те революции, которые прошли в России, Венгрии, Германии, потрясение Европы. Значение явления для будущей художественной системы проходит со знаком «-«, отталкивается от явлений, для модернизма смысл явлений не постигаем, формулируют установку, что постичь смысл войн и революций нельзя. Катоклизмы – доказательство алогизма истории, непостижимости исторического процесса. Можно рассматривать 1 МВ как фактор, повлиявший в отрицательном значении. Реальность – нагромождение реалий, между собой не связанных ,не радующих человека. Мировоззренческая концепция модернистской литературы – мир как хаос. Другой термин, который постепенно утвреждается – мир представляется абсурдным, сама терминология – на экзистенциалистском основании, камю – определение абсурда. Действительность абсурдна для модернистов. Практически не имеет значения исторический подход в литературе, время не может рассматриваться как последовательная цепочка, время не имеет значение как линейная, движующаяся в определенном направления. Каким образом модернисты ориентируются во времени, задается произвением. Если реальный мир – хаос, то космос – их художественная реальность, есть худ законы, по которым модернисты создают модернисты, эти законы каждый создает сам, космос Джойса не походит на космос Сартра и т.д. Установка на усложненность модернистского текста – элитарная литература. Писатели сознают, что произведение не для всех, для элитарных читателей.

философские: философской базой стали несколько школ конца 19-начала 20 веков. В этом ряду на 1 место нужно поставить Ф.Ницше, философия жизни. В качестве философской базы усваивается индивидуализм БергсОна, Сартр, Камю, Ясперс, психоанализ Фрейда, Юнг. Особое внимание к субъективности восприятия, то, что становится качественной особенностью модернизма, определяет взгляд и на художественный мир, и на человека.

Концепция личности в литературе модернизма. Субъективность подхода модернистов к миру будет выглядеть противоречиво, не склонны возвеличивать субъекта. Себя считают творцом, а герой- не романтический герой, это маленький человек, «герой» — меньше, не героическая личность, его отличает хаос и прежде всего чувство одинокости, заброшенности, часто не пытается понять, что происходит в мире абсурда, не пытается противопоставить себя миру абсурда. Герой, который не редко встречает со стороны писателя ироническое освещение, хотя это не означает, что литература модернизма стремится принизить этого человека. Отказать модернистам в изначальной тревоге за человека нельзя, им дорог герой, но увидеть его иначе, чем подавленного жизнью, они не могут. Герой не предполагает развития, может развиваться в столкновении с миром хауса.

эстетические: как правило, понимаем отношение модернизма к предшественникам по лит процессу, модернизм входил в литературу под лозунгом отказа от традиций – дада, сюрреализм, футуризм – отказ от традиций шумно, эпотажно, опровержение авторитетов, на деле эстетические предпосылки намного сложнее. Все не так однозначно. Наиболее активно полемику модернисты ведут с реалистами, 2 направления, которые существуют одновременно, полемика связана с идеологическими обстоятельствами. Модернизм видит реализм как копирование действительности, у них – критика Голсуорси, Франса, писатели, не соотв лит тенденциям 20 века. Но даже по отношению к реализму модернизм далеко не однозначен, не однолинеен. Как правило, отвергает реализм в современной литературе, в 20 веке ему нечего делать, но используется как интересная традиция, у Вульф – статьи об англ лит 20 века. Сокровищница – русская классическая литература, модернизм воспринимает наших классиков как предшественников. Фигура №1 – Достоевский, почти каждый воспринимает предшественников: Сартр и камю – как экзистенциалиста, это их индивидуальные установки, не обязательно воспринимают как реалиста.

Модернистская литература часто связана с аллюзиями, знания не ограничиваются Достоевским и Толстым, еще — Лесков, Гончаров, Гоголь, Тургенев. Принципиально важно из русской классич лит – заимствован типаж маленького человека, модифицируют его только. Гоголь – Кафка, соотношение этих творческих порывов. Если рассматривать других ближайших предшественников, то отношение покажется динамичным – натурализм, импрессионизм. Очень склонны менять свою методологическую установку, переходя на уровень стиля, натурализм – чаще. У многих – именно натурализм на уровне стиля, импрессионизм – реже, на уровне стиля. Другие лит направления, более отдаленные по времени ,привлекают других авторов (романтизм – модернизм, нередко – эпохи отдаленные – Возрождение, Средние века, особенно у сложных авторов – Элиот, Паунд. Чем дальше от 20 века эпоха, тем в большей степени может показаться модернисту, наиболее важной формой словесности оказывается миф, мифологическое мировидение – черта модернизма. Миф буквально возвращается как снежный ком, представляется иррациональной точкой зрения на мир, которая совпадает практически с иррационализмом. Миф как определенный язык отнюдь не примитивное вновь возвращается в литературу, модернисты воспринимают в мифе общий иррациональный подход к иррац мирозданию, много структурных черт в мифе, которые могут заимствоваться: дает возможность ориентироваться в мире, утратившем линейность – время там циклично, это усваивается в лит модернизма, усваивает пространственные схемы – принцип лабиринта.

Миф представляет определенный набор типажей, не типы, а рассматриваются как архетипы. Предполагается, что есть некий независящий от нас характер установки, который есть в каждом человеке. Формула позволяет выстроить вокруг мифологему, сюжет. Миф – бесконечная структура, наполненная аллюзиями, можно выстраивать ссылки к мифу без границ, НОВЫЕ жанровые формы: роман-миф, драма-миф.

3 возможности обращения к миф сюжету, по степени прозрачности:

1)Видим сюжет из мифа или Библии, германо-скандинавского эпоса, трактуется в модернизме, пьеса Сартра «Мухи», античный сюжет о царе Магамемноне, другая трактовка

2)Уровень аллюзий, «Улисс», задан имени Улисса – 1 из имен одиссея. Уже знаем, что соотносится с Одиссеей. Обнаруживаем вполне современных персонажей.

3)Неявные, скрытые аллюзии. В частности – новеллы Кафки.

философско-эстетические предпосылки возникновения, основные течения, концепция человека и мира.

Модернизм — направление в искусстве и литературе 20 века, характеризующееся:

— разрывом с историческим опытом художественного творчества;

— стремлением утвердить новые начала искусства;

— условностью стиля;

— непрерывным обновлением художественных форм.

Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных течений: экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт.

Модернизм — это обобщенное наименование целого ряда нереалистичных конструктивных литературно-художественных стилей, которые сложились в начале XX век. Свое название это литературное течение достало от французского слова, что в переводе означает новейший, современный. Это название будто подчеркивает разрыв с художественными традициями XIX века.

После войны и революции 1917 года мир раскололся на два лагеря. Наступило время социальных потрясений, с которыми человечество еще не сталкивалось: массовый геноцид, расправы ради утверждения политических идей (СССР, Германия, Италия).

Временем окончания эпохи модернизма считается 1945.г. Отчасти потому, что после Хиросимы и Нюрнбергского процесса человечество окончательно избавилось от иллюзий на свой счет; отчасти потому, что после Второй мировой войны литература действительно становится иной.

Модернизм воссоздавал мир как царство хаоса, абсурда, жестокости, несвободы человека даже в частной жизни, не говоря уже о его бессилии перед лицом истории, которая развивается катастрофически

В период первой мировой войны модернистские течения (кубизм, супрематизм, сюрреализм) в больших количествах появляются в литературе и искусстве. Модернизм как литературное течение, охватившее Европу в начале века, имел следующие национальные разновидности: 1.французский и чешский сюрреализм, 2.итальянский и русский футуризм, 3. английские имажинизм и школа «потока сознания», 4.немецкий экспрессионизм, 5.шведский примитивизм и др.

Как правило, все модернистские течения провозглашали «искусство для искусства», отвергая идейность и реализм.

В период стабилизации широкие слои интеллигенции находят удовлетворение в возрождении философских теорий субъективного идеализма. Им надоели разум и грубый реализм, им импонирует учение о подсознательных импульсах человека, о мире, не контролируемом разумом. Они жаждут полной свободы личности.

Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд на основании своего многолетнего опыта создает теорию психоанализа, которая оказала существенное влияние на концепцию личности в литературе ХХ века. Фрейд превратил теорию психоанализа из метода лечения неврозов в универсальный метод познания человеческой личности на глубинном уровне. Он утверждает, что в основе людских поступков кроются темные силы инстинкта — сексуальные влечения, ужас перед смертью, жажда разрушения. Человеку разумному Фрейд противопоставил Человека инстинктивного и бессознательного.

Модернизм взял у Фрейда психоанализ.

Модернизм помог обратить внимание на уникальность внутреннего мира человека, расковать фантазию творца как феномен окружающего человека реального мира. В английской литературе в области модернистского романа наиболее характерными фигурами являются Джемс Джойс, Олдос Хаксли и представители психологической школы Вирджиния Вульф, Мэй Синклер, Дороти Ричардсон.

Любимый персонаж модернистов-прозаиков — «маленький человек», чаще всего образ среднего служащего (типичными есть маклер Блум в «Улиссе» Джойса или Грегор в «Перевоплощении» Кафки), так как тот, кто страдает, незащищенная личность, игрушка высших сил. «Жить в полном осознании бесцельности жизни — вот ужасная судьба человека и вместе с тем основание ее величия» — пишет А. Камю в «Мифе о Сизифе». Эти слова могли бы стать эпиграфом почти к любому произведению модернистов. Их герои существуют в мире, где «нет указаний ни на земле, ни на небе» (Сартр), там, где человек создает личные моральные нормы, осуществляя акт свободного выбора. Герои модернистов живут будто вне реального времени; Камю ставит знак равенства, например, между жизнью и чумой. Вообще в изображении модернистов-прозаиков, зло по обыкновению окружает героев со всех сторон.

Большинство модернистов провозглашало принципиальный «антипсихологизм», так как, по их мнению, традиционные методы будто делают человека объектом исследования, но отдельные моменты психологии героев во многих произведениях раскрываются порой или не глубже, чем у писателей, которые подходили к изучению тайн человеческой души из рациональных позиций. Наверное, главной причиной этого являются сочувствия к «человеку без свойств», авторы часто переживают одинокость этих героев перед вражеским светом, как свою собственную. Отдельного внимания заслуживает открытие такого нового приема представления внутреннего монолога как «поток сознания», в котором смешанны и ощущение героя, и то, что он видит, и мысли с ассоциациями, вызванными образами, которые возникают, вместе с самым процессом их возникновения, будто в «неотредактированном» виде.

В плане мировоззренческом модернизм был настроен антибуржуазно; в то же время его явно настораживала негуманность революционной практической деятельности.

Тема 6. Модернизм и постмодернизм в культуре хх века План лекции

  1. Модернизм и принципы постмодернизма в культуре Западной Европы.

  2. Особенности модернизма и постмодернизма в России.

  3. Культура «стыка веков» – ХХ- нач. ХХI.

  4. Ценностные ориентиры современной мировой культуры.

Модернизм и принципы постмодернизма в культуре Западной Европы.

Значения термина «модерн»

Термин «модерн» (современный) происходит от латинского modo — «недавно» и используется для обозначения разных исторических эпох, которые схожи в одном отношении — они сознательно ориентированы на обновление. Впервые он появился в поздней античности, когда христиане того времени назвали себя moderni в отличие от язычников, носивших у них имя antigui (древние). Модерн отождествляется с эпохой Нового времени и является синонимом новоевропейской культуры. Именно тогда формируется индустриальный (современный) тип общества, и в дальнейшем мы будем использовать термин «модерн» в этом контексте.

Под модерном понимают не только историческую эпоху, но и сложившийся в то время желаемый образ общества и культуры, который воплотился в идеологии Просвещения. В этом смысле модерн является своеобразным мировоззренческим проектом развития культуры. Главное его содержание — это максимальное развитие рациональных способов мышления и социальной организации как путь к освобождению от иррациональности мифа, религии, предрассудков, произвола власти; идея прогресса; стремление к однозначной (правильной), универсальной интерпретации бытия; европоцентризм.

Таким образом, в дальнейшем изложении под модерном будем понимать,

во-первых, индустриальный (современный) тип общества и культуры, сложившийся к XVII-XVIII вв. и развивавшийся в XIX и первой половине XX в.;

во-вторых, свойственный этому периоду способ самосознания культуры, «проект модерна» (Ю. Хабермас).

Модернизация общества имела неоднозначные последствия для развития культуры. С одной стороны, были созданы небывалые возможности реализации индивидуальных жизненных проектов, с другой — это обернулось исторически беспрецедентным противостоянием человека и общества, вызванным ослаблением групповых ценностей (аномией, по определению французского социолога Э. Дюркгейма). Парадокс состоит в том, что по мере замены традиционных социальных общностей абстрактными мегаструктурами человек стал воспринимать себя в качестве сложной и уникальной личности, испытывающей огромную потребность в личном участии, которое вряд ли возможно в этих условиях. Суть парадокса исчерпывается простым вопросом : если человек живет в неизбежно технологизированном и бюрократизированном (абстрактном) мире, то где в нем отыщется место конкретному многообразию человеческой жизни?

Идеология модерна

Начнем с того, что возникло новое отношение человека к миру — отношение субъекта к объекту, когда сущее в целом интерпретируется и оценивается от человека и по человеку. Следствием такой мировоззренческой позиции стало появление нового способа интерпретации бытия — воссоздание картины мира. Картина мира, сущностно понятая, означает, таким образом, не картину, изображающую мир, а мир, понятый в смысле такой картины.

Новоевропейская картина мира включает в себя три основополагающие идеи: природу, личность, культуру

Под природой понимается все существующее, включая и человека, то, что определяется универсальным естественным законом и может быть изучено в опыте и рационально объяснено.

В понятии личности получает окончательное оформление образ человека, возникший в эпоху Возрождения. Личность, субъект – это человек, развивающийся на основе собственных дарований и инициативы.

И, наконец, культура, понятая как сфера самостоятельного творчества человека, в которой он может ставить себе цели по собственному усмотрению. Особо отметим, что понятие культуры, равно как и обозначаемая им проблематика, становится предметом теоретического исследования только с XVIII в., хотя термин «культура» античного происхождения и использовался Цицероном уже в I в. до н.э.

Таким образом, с XVIII в. человеческая деятельность понимается и осуществляется как культура. Культура есть в этой связи реализация верховных ценностей путем заботы о высших благах человека. основанная на определенном самосознании, идеологическом проекте культуры. Главным содержанием этого проекта является — стремление к максимальной рациональности всех сторон жизни. Светский и рационалистический характер культуры Нового времени выразился в дифференциации ценностных сфер науки, морали, искусства и их автономизации по отношению к повседневной практике (ранее их сущностное единство гарантировалось религией). Высокая культура все более превращается в культуру экспертов.

С другой стороны, увеличивается разрыв между культурами экспертов и широкой публикой. Прирост культуры за счет деятельности специалистов просто так не обогащает сферу повседневной практики. Более того, рационализация культуры содержит в себе угрозу обеднения жизненного мира, лишения его непосредственной связи с культурной традицией.

Надежды просветителей на то, что науки и искусства автоматически будут способствовать не только покорению природы, но и пониманию мира и человека, нравственному совершенствованию, справедливости общественных институтов и даже человеческому счастью, были чрезмерными.

Уже XIX век внес существенные коррективы в сложившийся ранее образ культуры. Начало положил романтизм с его культом воображения и страстей, интересом к средневековью, экзотическим культурам Востока, излюбленными образами мятежного художника и героя, «выпадающего» из реальности.

Вторую тенденцию можно обозначить как начинающийся кризис ценностных оснований классической европейской культуры, что нашло отражение в явлениях нигилизма и декаданса.

Символом надлома классических традиций в европейском искусстве на рубеже XIX — ХХ вв. стал декаданс (франц.decadence, от поздне лат. decadentia — упадок), у истоков которого стоял французский поэт Шарль Бодлер. Его роль в истории поэзии до известной степени сходна с ролью Э. Мане в истории живописи. Стоя на последнем рубеже классического искусства, оба расчистили дорогу для всех последующих новаторских движений.

Культура XIX века в целом развивалась ещё в границах рационалистической и универсалистской модели модерна. Вместе с тем, появился ряд новых тенденций, которым предстояло полностью реализоваться уже в XX столетии. К ним относятся:

демократизация культуры, выразившаяся, во-первых, во включении повседневности в число ценностей культуры, в процессах быстрого расширения сферы жизненного бытования искусства; во-вторых, в доступности результатов культурного творчества все большему кругу людей, благодаря развитию системы образования, появлению средств массовой коммуникации (газеты), публичных музеев, регулярных общедоступных выставок;

возникновение иррационалистических и мифологизаторских схем интерпретации культуры;

отход от европоцентристской модели культуры, открытие новых самоценных культурных миров (ориенталистские темы у романтиков, влияние японской живописи на импрессионистов).

Эволюция культуры, помноженная на социально-политические катаклизмы начала XX века (первая мировая война 1914-1918 гг., революции в России, Германии, Венгрии, распад великих империй и создание новых государств, фашистские перевороты в Италии и Германии), обусловила кризис новоевропейской картины мира. В связи с этим вновь актуализируются поиски новых образов культуры и человека.

Самосознание европейской культуры первой половины XX века

Первая треть нашего столетия отмечена появлением целого ряда культурологических концепций, отразивших, с одной стороны, ситуацию кризиса, неопределенности и неуверенности в будущем, а с другой — надолго определивших направление и характер интеллектуальных и художественных поисков. Теоретическая ситуация в области познания культуры радикально отличалась от аналогичной в XVIII в. отсутствием единой парадигмы исследования.

Модернизация общества, т.е. индустриальный путь развития, на который вступила Европа, а затем и остальные регионы мира, дав человеку, за счет развития науки и техники, небывалую власть над природой, обществом и самим собой, принципиально изменяет его отношение к миру и, соответственно, новоевропейскую картину мира. Напомним, что ее образовали три основополагающие ценностные идеи: природы как эталона естественности; человека как свободной индивидуальности и культуры как царства истины, добра и красоты. Трансформация этих идей и составляет трансформацию картины мира.

Прежде всего, меняется отношение к природе. Суть дела состоит не только и не столько в научной революции конца XIX — начала XX вв. (открытие электрона, электромагнитного поля, теории относительности, квантовой механики), кардинально изменившей научную картину природы, а в утрате последней — статуса культурной ценности, эталона «естественности». Особый тип власти, формирующийся в недрах общества модерна, вызывает к жизни тот тип человека, который перестает воспринимать природу как значимую норму или живое убежище. Он рассматривает её бесстрастно, по-деловому, как пространство и материал для работы.

Аналогичные изменения происходят и в отношении к человеку. Сложившийся тип «человека-массы» перестает воспринимать себя в качестве саморазвивающейся творческой личности или автономного субъекта. Применительно к этим людям нельзя больше говорить о личности и субъективности в прежнем смысле. Такой человек не устремляет свою волю на то, чтобы хранить самобытность и прожить жизнь так, чтобы она вполне соответствовала ему и, по возможности, ему одному. Скорее, напротив: он принимает и предметы обихода, и формы жизни такими, какими их навязывает ему рациональное планирование и нормированная машинная продукция, и делает это, как правило, с чувством, что это правильно и разумно.

Таким образом, если в новоевропейской картине мира природа, личность, культура обладали статусом абсолютных ценностей, то теперь они приобретают относительный характер. Ценностное единство культуры начинает распадаться, отсюда безудержное экспериментаторство в политике, науке, философии, искусстве.

Кризис ценностных оснований культуры модерна, сопровождаемый трагическими историческими событиями, в первой трети века воспринимается как культурная катастрофа, а после второй мировой войны становится поводом систематической критики этих самых оснований. Своеобразным завершением этой критики и одновременно началом нового этапа эволюции культуры стало возникновение в 60-е годы так называемой контркультуры (всем известное движение хиппи — одно из её проявлений).

Тот образ культуры, который сложился в первой половине нашего столетия, фиксирует ряд принципиальных изменений, трансформировавших социокультурную реальность:

— критическое отношение к современной культуре (цивилизации).

— превращение техники в силу, которая ограничивает всю культуру и проектирует всю историческую тотальность — «мир»

— утилитарное отношение к действительности с необходимостью предполагает соблюдение принципа рациональности, т.е. точного расчета, контроля и регуляции во всех сферах материальной и духовной культуры.

— рациональность — это не только знание о возможности овладеть окружающим миром посредством расчета, но и вера в возможность такого овладения.

— социоцентризм современной культуры (в отличие от антропоцентризма классического модерна).

— вытеснение человека из центра культурного процесса на периферию означает дегуманизацию культуры, проявляющуюся во всех её сферах, даже искусстве и философии;

— демократизация культуры и развитие технических средств тиражирования культурных ценностей, их коммерциализация привели к возникновению так называемой «индустрии культуры» или массовой культуры.

Культура постмодерна

Как уже отмечалось, цивилизационную основу культуры модерна составляли индустриальная экономика, национально-государственный тип международных отношений, демократия, индивидуализм, либеральная идеология. Эта модель, долгое время считавшаяся универсальной для эволюционного обустройства мира — его модернизации, начинает корректироваться во второй половине нашего столетия под влиянием изменений, вызванных внедрением современных информационных технологий. Нынешняя стадия цивилизационного процесса характеризуется как постиндустриальное общество (термин введен американским социологом Д. Беллом в 1973 г.). От предшествующей её отличает:

— переориентация экономики от товаропроизводства к сервису (развитие «цивилизации услуг»),

— доминирование наукоемких отраслей промышленности,

— превращение знания, информации в основной продукт производства,

— глобализация социального и информационного пространства.

Обобщенная версия переживаемых обществом изменений содержится в концепции американского футуролога О. Тоффлера. Понятие «постиндустриальное общество» он заменяет описательной метафорой «третья волна» цивилизации. Суть изменений, произошедших в различных социальных сферах, оценивается им как поворот к децентрации (как в промышленной и социально-политической, так и в бытовой области) — взамен прежней концентрации; к многообразию (от многообразия товаров и услуг до культурного плюрализма) — взамен прежней унификации; к пластичным структурам управления — взамен жестким противостояниям; к «мягким технологиям», способствующим решению экологических проблем.

Господствовавшие до недавнего времени прогнозы эволюции человеческого сообщества начинают пересматриваться в русле неклассических, радикальных, эсхатологических, фундаменталистских мировоззренческих позиций. Особое внимание обращается на следующие тенденции.

Во-первых, будущее информационное сообщество рискует обернуться достаточно нестабильной, в чем-то иллюзорной конструкцией. При этом резко увеличивается потенциал влияния традиционных и тем более качественно обновленных СМИ, формирующих собственный «субъективный мир».

Возникающий виртуальный мир в стратегической перспективе является не только информационной реальностью, но и полигоном оригинальной постсоциальной конструкции. Возникает мир без границ, но и без горизонта, постоянно балансирующий на грани хаоса.

Это в первую очередь сказывается на экономике. В децентрализованной, транснациональной экономической среде процветает «виртуальная» неоэкономика, близкая принципам казино-капитализма. В результате ряд видов финансовой деятельности все более превращаются в постэкономику, становясь откровенной пародией на хозяйственный механизм Нового времени. Они могут содержать в себе все и ничего: ничего не создается, однако растут капиталовложения, поступает прибыль.

Во-вторых, параллельно созиданию «виртуальных миров» открывается парадоксальная тенденция постиндустриализма — возвращение к архаическим формам жизнеустройства (неоархаика). Национальное самосознание, доходящее до этнических чисток, экстремистские формы религиозного фундаментализма, возрождение неоязычества и циклического восприятия времени — все это варианты неоархаики.

Таким образом, вырисовываются контуры нового, странного мира постмодерна, исподволь утрачивающего привычную перспективу прогрессивного развития. Вектор истории не застыл, но расщепился. Общая история, понимаемая как общность исторического сознания, как совместная судьба и устремленность людей, уходит в прошлое. На её месте начинает возникать пестрый коллаж культур и индивидуальных своеволий (жизненных проектов).

Посмотрим, как складывается постмодернистский образ культуры. Смена культурных эпох — это смена картин мира и находящихся в их основании метафор, моделирующих понимание реальности данной эпохой.

Органическая парадигма обнаружила себя, когда движение хиппи, идеология «зеленых», практика восточных религий, неоязыческих культов и психоделических опытов соединились в сложный духовный конгломерат, получивший в Америке название «контркультура».

Основным врагом поколения контркультуры стала не просто техническая цивилизация, а технократия, понимаемая как власть спецов над одураченным народом. Теоретик контркультуры, американский социолог Теодор Розак ввел даже термин «технократический тоталитаризм». Наиболее действенное средство противостояния ему он видел в возрождении древних практик экстатического общения с миром, органического слияния с ним.

Ушли в прошлое времена контркультурного движения, но его ценности (игра с различными образами реальности, стремление самореализоваться здесь и сейчас, интерес к наследию архаических культур, эгалитарное уравнивание всех культурных и религиозных форм) не исчезли и органично влились в современный культурный поток.

Необходимы были новые концептуальные схемы интерпретации культуры, которые по своей эксцентричности не уступали бы характеру переломной эпохи. Эти схемы начали складываться в 70-е годы на основе структурализма и постструктурализма, а также различных вариантов психоанализа. Развитие этих подходов потребовало «новой маркировки». Так возникло обозначение этой теоретической позиции как постмодернизма, хотя сами представители этого направления считают данный термин не вполне корректным.

Рассмотрим теоретические предпосылки постмодернистского взгляда на культуру.

Структурализм исходил из посылки, что человеком в мире управляют неосознаваемые им структуры, зашифрованные в языке. Сама культура тоже структурирована как язык, а процессы, происходящие в ней, можно истолковать как обмен сообщениями. Такой подход к первобытной культуре предложил К. Леви-Строс, а к современной — Р. Барт. Экономику и политику, города и жилище, одежду и вещи, ритуалы и мифы — все можно рассмотреть как текст, содержащий бесконечное множество сообщений. Свою задачу структуралисты видели в воссоздании механизма порождения текстов, заключенного в языке.

Работу с текстами культуры, начатую структуралистами, продолжил постструктурализм. Чтобы преодолеть противоречие между жизнью и культурой, постструктурализм предложил изучать «текст» в момент его становления, чтобы «заглянуть» под маску существующих форм культуры, в ту «преисподнюю», где еще нет ничего окончательного и все меняется. Подобный процесс исследования получил название «деконструкции» (Ж. Деррида). Интерес к структурам бессознательного обусловил привлечение идей психоанализа З. Фрейда, но в существенно трансформированном виде (Ж. Лакан, Ф. Гаттари, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар).

Особенностью постмодернистского подхода является также стремление к воссоединению научного и образно-художественного познания мира. Родившись вначале как феномен художественной культуры и осознав себя сперва как литературное течение, постмодернизм затем был отождествлен с одним из стилистических направлений архитектуры второй половины века, и уже на рубеже 70-80-х годов стал оцениваться как наиболее адекватное духу времени выражение и интеллектуального и эмоционального восприятия эпохи. Главным экспортером идей стало литературоведение, претендующее с тех пор на ведущие позиции в гуманитарном знании.

Своего пика постмодернистское мироощущение достигло на Западе в 80-е годы, причем оно (как и сейчас) было очень двойственным: с одной стороны, ощущалась исчерпанность постмодернистских представлений, с другой — ничего нового им на смену пока не пришло, более того, создавалось впечатление, что постмодернизм втягивал в поле своего воздействия все новые сферы культурного сознания.

Таким образом, приходится признать, что теоретическая рефлексия культуры конца XX столетия представлена, преимущественно, мифологемами постмодернизма.

Воспроизведенный в них лик постсовременности характеризуется следующими чертами:

— децентрацией, плюрализмом и фрагментарностью культуры;

— вытеснением реальности системой фантомов сознания, стирающих различие реального и воображаемого, замыкающихся на самих себе копий без оригиналов;

— театрализацией сегодняшней социально-политической и духовной жизни;

— поиском новых форм достижения социальной и культурной идентичности;

— неопределенностью, открытостью, незавершенностью, стиранием пространственных и временных границ.

Постмодерну (постсовременности) предшествовала цепь культурных трансформаций, вместе составивших культурный проект модерна (современности): просвещение — романтизм — декаданс — авангард.

В конце ХХ столетия исчезла, безусловно, футуристическая ориентация культуры, пафос новых времен и им на смену пришло чувство неопределенности перед лицом и прошлого, и настоящего, и будущего.

Таким образом, культура конца XX века возникает на основе экономических, социальных и политических реалий «сверхоткрытого» общества. Это «культура избытка», которая характеризуется перенасыщенностью значений, нехваткой оценочных суждений и ясного понимания своих перспектив.

Вместе с тем, можно увидеть и положительное содержание постмодерна, поскольку тот стремится преодолеть нетерпимость и монологизм модерна, внимателен к «другому», обращается к диалогу и полилогу, принципиально отвергает идеи господства над природой, обществом, личностью. С этой точки зрения, происходит не утрата ценностей, а их изменение, переориентация стиля жизни. Это выражается в повышенном интересе к самопознанию и самоосуществлению личности, заботе об окружающей среде (экологическое движение), исторически сложившейся среде (внимание к традициям), переосмыслении роли женщины в истории (феминизм), в растущей убежденности в необходимости общеобязательной этики в интересах выживания человечества, возвращении религиозной культуры.

Список литературы

  1. Головашин, В.А. Культурология : учебное пособие / В.А. Головашин. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 204 с

  2. Дедюлина М.А., Папченко Е.В., Помигуева Е.А.. Конспект лекций по культурологии. Учеб. пособие. Изд-во технол. ин-та ЮФУ. – Таганрог, 2009. – 121 с.

  3. Культура и культурология : словарь / сост. и ред. А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 709

  4. Культурология / Е. В. Головнёва, Н. В. Горюцкая, Н. П. Деменкова, Н. В. Рыбакова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 84 с.

  5. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. — 3-е изд., испр. и доп.— М.: Высш. шк., 2001. С. 38-41.

  6. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М.: Высшее образование, 2010. — 566 с.

  7. Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. — М.: Альфа-М, 2003. — 432 с.

  8. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304 с.

  9. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 1997. — 384 с.

Разработка урока «Модернизм в литературе»

Урок литературы в 9 классе на тему «Модернистские направления в литературе начала 20 века. Всеобщая тяга к культуре».

Тип урока: вводное занятие

Форма проведения: работа в творческих группах

Цели:

  • Дать учащимся представление о тенденциях русской литературы начала 20 века, познакомить с понятием «модернизм», направлениями модернизма (символизм, акмеизм, футуризм) и их художественными особенностями.

  • Развивать навыки смыслового чтения; понимание текста и создание его читательской интерпретации.

  • применение материала в различных ситуациях, включение его в другую, более масштабную деятельность.

  • Развивать у учащихся умение сравнивать, обобщать, воспитывать внимание к психологизму, художественной детали произведения.

  • Воспитывать у учащихся интерес к культуре и истории своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.

Оборудование:

  • репродукции картин художников-модернистов,

  • плакаты с высказываниями модернистов,

  • портреты поэтов,

  • задания для групп,

  • таблица-конструктор.

Ход урока

«Мятежный, богоищущий серебряный век».

С.Маковский

«Для нас дороже всего свобода исканий».

В.Брюсов

«Ведь это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда».

О.Мандельштам.

«И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл».

А.Ахматова.

«Есть одна только вечная заповедь – жить в красоте, несмотря ни на что».

Д.Мережковский.

«Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!..»

А.Блок

«Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!»

Ф.Ницше.

1. Мотивация учебной деятельности.

И всегда в темноте морозной,

Предвоенной, блудной и грозной,

Жил какой-то будущий гул,

Но тогда он был слышен глуше,

Он почти не тревожил души

И в сугробах невских тонул.

Словно в зеркале страшной ночи

И беснуется, и не хочет

Узнавать себя человек,

А по набережной легендарной

Приближался не календарный –

Настоящий Двадцатый Век.

Так в «Поэме без героя Анна Андреевна Ахматова описывает свое пророческое предчувствие грядущего.

— Как вы думаете, о каком периоде времени мы будем говорить сегодня на уроке?

На слайде слова-термины:

  • модернизм

  • символизм

  • акмеизм

  • футуризм

— Как вы думаете, что общего между этими терминами? (общее строение с т.з. русского языка, они обозначают направления в искусстве)

— Какое из направлений имеет более широкий смысл?

— Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

— А какова наша цель на сегодняшнем уроке?

(познакомиться с модернистскими направлениями в литературе в начале 20 века)

Для России начало 20 века это время, ознаменованное тремя революциями, двумя мировыми войнами, гражданской войной, целым рядом побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством трагедий, принесших народу неисчислимые страдания.

Главное на сегодняшнем уроке почувствовать дух времени, увидеть лицо грядущего века.

Это было время, когда менялись люди, менялись кумиры.

Кумиром новой эпохи стал немецкий философ Фридрих Ницше, который выдвинул идею сверхчеловека. (зачитать высказывание)

Ему противоречит русский философ Вл.Соловьев : «Истинная цель, чтобы каждый стал подобен Христу, т.е. стал Богочеловеком.»

«Поэт есть вселенная, да здравствует он, носящий в себе весь мир!» — восклицал М.Горький.

2. Работа в группах

Мы остановим свое внимание на 3х поэтических направлениях: символизме, акмеизме, футуризме. Каждая группа будет работать с текстом. Задание напечатано после текста о направлении.

1 группа: текст о символизме. Задание:

  1. Сформулировать определение понятия «символизм» на основе данного текста;

  2. Перечислить характерные черты символизма;

  3. Назвать поэтов-символистов.

2 группа: текст об акмеизме. Задание:

  1. Сформулировать определение понятия «акмеизм» на основе данного текста;

  2. Перечислить характерные черты акмеизма;

  3. Назвать поэтов-акмеистов.

3 группа: текст о футуризме. Задание:

  1. Сформулировать определение понятия «футуризм» на основе данного текста;

  2. Перечислить характерные черты футуризма;

  3. Назвать поэтов-футуристов.

3.Работа с конструктором

Группам предлагается заполнить таблицу. Все элементы таблицы находятся в разрезанном виде.

  1. Практикум «Определи направление по характерным признакам»

Ребята, а сейчас вы прослушаете стихотворения и попытаетесь определить его принадлежность к какому-либо направлению по тем характерным чертам, которые вы выявляли.

  1. Чтение стихотворения А.Блока «Девушка пела в церковном хоре».

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам,- плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

(Ребята высказывают предположения и определяют, к какому направлению оно относится, называют слова-символы)

Блок написал это стихотворение после расстрела у Зимнего дворца, после многочисленных баррикад и демонстраций. Написал его как памятник невинным жертвам, как молитву, как песню. Оно было очень дорого самому поэту. Каждое свое публичное выступление он заканчивал чтением именно этого стихотворения.

Поэт говорит здесь о великой силе искусства, о воздействии его на людей. Это прекрасное пение вселяет в душу надежду, веру в будущее, умиротворение. Также очень значим здесь мотив света и тьмы. Церковный мрак символизирует здесь мрак жизни. И мрак этот постепенно рассеивается под воздей­ствием прекрасной музыки. Тонкий луч сияет на ее белом плече, порождая в усталых душах веру в светлую жизнь. Вторая часть произведения — это четвертая строфа. Первая строчка ее является границей, разделяющей мечту, музыку, пес­ню и реальную жизнь. Образ плачущего ребенка, «Причастного Тайнам», возвращает нас к жестокой реальности. Здесь поэт раз­вертывает библейский фразеологизм: «Устами младенца глаголит истина». И говорит о том, что жизнь очень жестока, в ней есть место смерти и горю.

  1. Чтение стихотворение А.Ахматовой «Песня последней встречи»

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый —

И я тоже. Умру с тобой!»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

(Ребята высказывают предположения и определяют, к какому направлению оно относится, называют детали, через которые мы чувствуем состояние души лирического героя.)

Совсем еще молодая поэтесса А. Ахматова, обратившись к традиционной в поэзии теме, смогла развить ее своеобразно. Всего лишь описав недлинный путь героини, расставшейся с любовью и вышедшей из дома, в котором оставался, еще совсем недавно родной, человек, а вместе с ним и минуты счастья, Анна Ахматова сумела передать драматичность ситуации. Именно эта способность делать язык поэзии простым и воспринимаемым без усилий заставляет нас сегодня грустить, читая эти строки.

  1. Чтение стихотворения В.Маяковского «Послушайте!»

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

(Ребята высказывают предположения и определяют, к какому направлению оно относится, говорят о своеобразии ритмики стихотворения.)

Стихотворение публицистично по своей форме: оно построено как обращение, очень эмоциональное и сильное. По сути, это крик души лирического героя. К кому он обращен? Я думаю, ко всему миру – к людям, к самому Господу Богу. Так кричит человек в большом отчаянии, не находя ответы на свои вопросы, пытаясь найти помощь:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

В этом своеобразном вступлении поэт начинает раскрывать метафору, на которой построено все стихотворение. Маяковский обращается к «детскому» вопросу: «Кто зажигает звезды на небе?» и пытается понять – действительно, кто? И если этот кто-то их зажигает, значит, в этом есть смысл. Значит, есть смысл в существовании планеты, над которой горят звезды, и в существовании людей, населяющих эту планету.

И в противовес этому жизнеутверждающему стихотворению-призыву послушайте стихотворение Анатолия Мариенгофа

Пятнышко, как от раздавленной клюквы,

Тише. Не хлопайте дверью. Человек…

Простенькие четыре буквы:

– умер.

Поэзия всегда многолика, многогранна, поэтому каждый из нас видит в произведении что-то свое.

Итог работы учащихся по группам:

А теперь каждая группа подведет итоги своей работы, оцените себя сами. (выступает один представитель, зачитывает оценки, объясняет)

Рефлексия:

У каждого из вас есть специальные листочки, продолжите предложения.

Я узнал….

Я открыл для себя….

Домашнее задание (на слайде):

Творческое задание на выбор: написать письмо поэту серебряного века или составить 2 синквейна по теме нашего урока.

Всем спасибо за урок!!!

Конспект лекций по истории зарубежной литературы ХХ века

И вот это и есть тот единственный существенный критерий различения модернистских и постмодернистских произведений.

Два параллельно взаимодействующих, развивающихся литературных направления в литературе 20 века — модернизм и реализм. И там, и там есть и достижения, и провалы, и там, и там есть свои слабые и сильные стороны. Фундаментальное различие состоит в том, что направление модернизма строится на ином подходе к реальности. Что выводятся в качестве основного признака, свойства, качества, характеристики модернистской литературы Это неверно. Камю считают шедевром реализма, а это модернизм. Там нет никакою потока сознания, там простое четкое повествование, очень просто читать. А «Шум и ярость» Фолкнера, выстроенное на технике потока сознания — нем не менее реалистическое произведение. Внешние признаки ничего не значат. Если есть социально-историческая картина бытия — это реализм, какие бы технические приемы не использовались. Если ее нет, если есть система абсолютов — модернизм.

Разные философы разрабатывали разные концепции этих абсолютов. Первой продуктивной для литературы концепцией стала философская идея Анри Бергсона, философия, которая называется интуитивизм. Интуитивизм француза Анри Бергсона на рубеже веков произвел революцию в интеллектуальной жизни. «Народ штурмовал залы, где Бергсон читал лекции,»— писал Боткин, посетивший тогда Францию. Он состоит в том, что во главу угла этой философии ставится интуиция. А Бергсон: «Интуиция в сущности невыразима». Важно здесь то, что интуиция для Бергсона — это абсолютная альтернатива разума. Рациональное познание, осуществляемое разумом, ничего, с его точки зрения, познать не может. Интуиция — внелогическое, иррациональное познание — идет познание. Разум пытается познать окружающий мир, умерщвляя его. А мир живой, и вот этот иррациональный способ познания помогает проникнуть в истинную Вселенную, познать истинное мироздание. Очень четко Бергсон это показал в своих рассуждениях о времени. То, что мы называем временем — механическое время (минуты, секунды, дни, лета). А время — некий непрерывный поток. Бергсон, чтобы не путались, вводит свое слово duree — длительность; есть время, есть длительность, то есть «истинное» время — поток, который все время течет и осознается нами. Логически «Я сижу, стою». Познание абстрактное ничего не дает. У каждого есть свое ощущение пребывания в этой жизни. Длительность нашего субъективного существования эластична (когда сидишь на занудной лекции — она очень длинная, когда что-то интересное — — все очень коротко, а лекция стандартная — 1.30). Внутри может быть быстро, может быть медленно. У каждого из нас свое ощущение времени, время внутри нас.

Картина мира, человеческой личности иная, если мы применим эти категории. Категория бергсоновской философии — это подобный же анализ памяти. Есть то, что он называет памятью-привычкой, то есть способность оперировать фактами, которые мы воткнули себе в сознание. Память-привычка работает на экзамене, мертвая память. А есть другая, что называется спонтанной памятью. Это память переживания, как мы переживаем эту самую длительность. В рамках переживания этой длительности мы можем заново переживать то, что было с нами, не с нами — двигаться взад-вперед в этом субъективном времени, которое он называет длительностью. Когда мы говорим: «Как будто вчера это было!». А вспомнил 30 лет назад, заново пережил.

Как видите, в основе системы Бергсона лежат в общем-то тоже абсолюты: есть длительность,  есть  интуиция, есть спонтанная память.  Он же  выстраивает систему оппозиции: есть длительность и время, есть спонтанная память и память-привычка, есть интуиция и есть разум. Абсолюты не меняются по сути своей. Но и вот эти предложенные категории создают совершенно иную картину человеческой личности. Вот эти идеи оказывают очень большое влияние на литературу. Бергсоновская философия — одна из тех моделей, которые используются в новой литературе, реализующей новое мировоззрение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *