Окислительно восстановительные реакции 9 класс – Как?! Вы до сих пор не умеете писать ОВР?! Я вас научу! 9.1 Кто вы, господа окислители и восстановители? | Репетитор по химии и биологии

Презентация к уроку по химии (9 класс) на тему: Презентация по теме: «Окислительно-восстановительные реакции» в 9 классе

Слайд 1

« Кто-то теряет, а кто-то находит.» Тема урока: «Окислительно-восстановительные реакции»

Слайд 2

Повторение изученного ранее Что такое атом? Что такое ион? Чем отличается ион от атома? Какие типы реакций вам знакомы? Что такое степень окисления? Как определять степень окисления?

Слайд 3

Правила вычисления степени окисления (СО) элементов:

Слайд 4

Определите степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений: H 2 S, O 2 , NH 3 , HNO 3 , Fe, K 2 Cr 2 O 7 Задание № 1 Выполните работая в группе

Слайд 5

+1 -2 0 -3 +1 +1 +5 -2 H 2 S O 2 NH 3 HNO 3 0 +1 +7 -2 Fe K 2 Cr 2 O 7 Выполните проверку

Слайд 6

Расставьте степени окисления элементов в реакциях. Сравните, как ведут себя степени окисления в процессе реакции. HCl + NaOH = NaCl + H 2 O 2 HCl + Zn = ZnCl 2 + H 2 + 1 — 1 + 1 — 1 Реакции, в которых происходит изменение степеней окисления, называются окислительно-восстановительными Окислительно-восстановительная реакция +1 -2 +1 +1 -1 +1 -2 0 +2 -1 0

Слайд 7

« Кто-то теряет, а кто-то находит.» Тема урока: «Окислительно-восстановительные реакции»

Слайд 8

Цель урока: отработать умение записывать процессы изменения степеней окисления частиц с целью определения коэффициентов, необходимых для уравнивания окислительно – восстановительных реакций.

Слайд 9

План Повторение домашнего задания Актуализация знаний Изучение нового материала Закрепление Рефлексия Домашнее задание

Слайд 10

— 2 е — 2 H +1 Cl -1 + Zn 0 = Zn +2 Cl 2 -1 + H 2 0 Zn 0 2 H + Zn +2 H 2 0 + 2 е — окисление восстановление H + Zn 0 — окислитель — восстановитель

Слайд 11

Окисление – процесс отдачи электронов. Восстановление – процесс присоединения электронов. Окислитель – элемент, принимающий электроны. Восстановитель – элемент, отдающий электроны.

Слайд 12

Э +1 Э +2 Э -2 Э -1 Отдает или принимает? +5 Изначально атом не заряжен, т.к. число протонов равно числу электронов — — — — — — — Э 0 — 4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 + 4 +5 +6 Отдает электроны (- е — ) — — Принимает электроны (+ е — )

Слайд 13

Отдает или принимает? S +6  S 0 S +6  S -2 Cu 0  Cu +2 C 0  C +4 + 6 e — + 8 e — — 2 e — — 4 e — восстановление восстановление окисление окисление -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 отдает е- принимает е- Задание № 2 Выполните,работая в группе Определите число принятых или отданных электронов Установите,какой процесс вследствие этого протекает(окисление или восстановление)

Слайд 14

Какая польза от теории ОВР? Например, расстановка коэффициентов в сложных уравнениях – метод электронного баланса H Cl + K Mn O 4 = Mn Cl 2 + KCl + Cl 2 + H 2 O +1 -1 +1 +7 -2 +2 -1 +1 -1 0 +1 -2 Mn +7 Mn +2 2Cl -1 Cl 2 0 10 2 5 2 2 5 2 16 8 Восст-ие окисление Mn +7 – окислитель С l -1 – восстановитель +5е -2е

Слайд 15

План составления уравнений ОВР и электронного баланса к ним 1. Записать схему реакции. 2. Определить, атомы каких элементов изменяют степень окисления. 3. Составить электронные уравнения процессов окисления и восстановления. 4. Подобрать общее делимое для отданных и принятых электронов и коэффициенты для электронных уравнений. 5. Перенести эти коэффициенты в уравнение ОВР и подобрать коэффициенты перед формулами других веществ.

Слайд 16

Физкультминутка Стих Движения Окислитель электроны принимает на орбиту На вытянутых руках сжимаем и разжимаем пальцы в кулачки Но при этом электроны атом тоже отдает Потянулись влево и вправо Это наш восстановитель Поднимаем руку вверх и раскрываем ладонь Он реакцию дает Хлопаем в ладоши

Слайд 17

Вспомним правила техники безопасности При работе с кислотами необходимо помнить, что эти вещества опасны Оборудование должно быть чистым В пробирку не стоит помещать большое количество вещества Этикетку под ладонь Крышку от открытого сосуда необходимо переворачивать Пробирку держать тремя пальцами

Слайд 18

Опыт №2 Нитрат серебра + Медь= AgNO 3 + Cu → Cu(NO 3 ) 2 + Ag↓ Опыт №1 Карбонат кальция+соляная кислота= CaCO₃ + 2HCl( разб.) → CaCl₂ + CO₂↑ + H₂O Задание найти окислительно-восстановительную реакцию и уравнять ее методом электронного баланса

Слайд 19

Ag NO 3 + Cu → Cu (NO 3 ) 2 + Ag ↓ Ag +1 +1 e Ag 0 Cu 0 — 2 e Cu +2 Выполните проверку

Слайд 20

ОВР в быту

Слайд 21

Выяснить, как окислительно-восстановительные реакции применяются в быту . Цель работы:

Слайд 22

Газ метан горит бесцветным пламенем с образованием воды и углекислого газа СН 4 +2О 2 =СО 2 +2Н 2 О Горение газа на кухне

Слайд 23

При обработке персолью отбеливание происходит за счет окисления загрязнений 2H 2 O 2 = 2H 2 O+O 2 . Для того чтобы образующийся кислород не улетучивался из емкости, лучше держать ее закрытой. Отбеливание ткани

Слайд 24

При взаимодействии железа и кислорода образуется ржавчина. 4Fe+ 2O 2 = 2Fe 2 O 3 Коррозия металла

Слайд 25

Мы часто сталкиваемся с окислительно-восстановительными реакциями в быту: при горении газа; при коррозии металлов; при отбеливании ткани при промывания ран. Вывод:

Слайд 26

Задание №3 Выполните, работая в группе 1. Из приведенных схем уравнений реакций выпишите те, которые можно отнести к ОВР 2. найдите в реакциях ОВР восстановитель и укажите его степень окисления СаСО 3 => СаО + СО 2 KMnO 4 > K 2 Mn О 4 + Mn О 2 + О 2 CuS + О 2 => С u О + S О 2

Слайд 27

Выполните проверку KMnO 4 > K 2 Mn О 4 + Mn О 2 + О 2 О -2 Восстановитель CuS + О 2 => С u О + S О 2 S -2 Восстановитель

Слайд 30

Домашнее задание: Параграф 24, вопросы письменно 1,3 Подготовить сообщение на тему ОВР в природе

План-конспект урока по химии (9 класс) на тему: Окислительно- восстановительные реакции.

Окислительно- восстановительные реакции.

                                   

                                    План урока

1. Проверка Д/З

2.Самостоятельная работа:  «Генетические цепочки»(15 минут)

3.Вспомнить, что такое степень окисления и как определяется степень окисления Х Э в простых и сложных веществах.

4. Реакции окислительно- восстановительные и не окислительно- восстановительные.

                                     Ход урока.

2. Самостоятельная работа:  «Генетические цепочки»(15 минут)

    1. Вариант 

    2. Вариант 

 

3.а) Простые вещества  h3  Cl2  O2 имеют связь ковалентную неполярную и степень окисления  атомов химических элементов  равную нулю.

0H-H0     0Cl-Cl0      0O=O0  т.к. здесь 
не происходит смещения электронов от одного атома к другому.

Вывод: В простых веществах степень окисления  химических элементов равна нулю.

     б) В сложных веществах химическая связь ковалентная полярная или ионная. В обоих случаях происходит сдвиг электронов к наиболее электроотрицательному атому

+HCl-        + H-2OH+

или полное смещение электронов от атома одного химического элемента ( металла) к атому другого химического элемента( неметалла)

                                                        Na+Cl-      Cu+2 I2-

Труднее считать степени окисления Х.Э в более сложных веществах, например

 

                                                        +2 Сu +6S |O4-2    

                                                             +8        -8

 

Правило: Суммарный алгебраический заряд всех атомов в молекуле должен быть равен нулю, молекула электронейтральна.

 

Упражнение: Расставьте степени окисления  в формулах веществ

N2,  N2O3, HNO3

 

4. Реакции окислительно- восстановительные и не окислительно- восстановительные.

 

Химические реакции, в результате которых происходит изменение степеней окисления атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют окислительно-восстановительными реакциями.

 

Окисление- процесс отдачи электронов атомами, ионами или молекулами.Восстановление- процесс принятия электронов атомами, ионами или молекулами

 

Окислитель ( «плохой») – принимает электроны.  Восстановитель («хороший») – отдает электроны.            

 

 

Пример: Расставьте степени окисления и определи, какая из реакций окислительно- восстановительная. Укажите окислитель и восстановитель.

а) NaOH + HClNaCl+ h3O       б) Fe + HCl  FeCl3 + h3

Упражнения: Хомченко 10.40,10.41

Метод электронного баланса

                                                                    План урока.

1.Практическое решение уравнений ОВР  методом электронного баланса.

 

                                                                     Ход урока.

 

 Суть метода электронного баланса заключается в том, что количество электронов, отданных восстановителем должно быть равно количеству электронов, принятых окислителем.

 

Дано уравнение уравняйте его методом электронного баланса. Определите окислитель и восстановитель

 

                         h3S+ HNO3 → h3SO4+ NO+ h3O

1. Расставляем степени окисления

                         

         + h3S-2+ +H +5NO-23 → +h3 +6SO-2 4+ +2NO-2+ +h3O-2

 

2. Определим химические элементы, которые изменили свою степень окисления

 

         + h3S-2+ +H +5NO-23 → +h3 +6SO-2 4+ +2NO-2+ +h3O-2

3. Запишем уравнение электронного баланса

  восстановитель      S-2    -8е → +6S

  окислитель                      +5N   +3е  
→+2N

 

   Для определения окислителя т восстановителя используйте схему:      

               восстановитель (процесс окисления)

     ———————-

    -4…..-3…..-2…0…+1….+2….+3….+4

          ————————

                 окислитель ( процесс восстановления)

4.Количество отданных электронов равно количеству принятых, поэтому уравниваем число отданных и принятых электронов.

  восстановитель         S-2   -8е    =          +6S       |  3

  окислитель                      +5N   +3е  =   +2N    |  8

 

5.Подставим коэффициенты в уравнение

3h3S+8HNO3 → 3h3SO4+ 8NO+ h3O

6.Подравняем остальные коэффициенты

3h3S+8 HNO3 → 3h3SO4+ 8NO+ 4h3O

7. Проверяем, правильно ли расставили коэффициенты. Для этого складываем количество атомов кислорода в правой и левой части уравнения и оно должно сойтись

3h3S+8 HNO3 → 3h3SO4+ 8NO+4 h3O

                                                        24 атома         12+8+4=24атома  

Окислители и восстановители, окисление и восстановление. Химия, 8–9 класс: уроки, тесты, задания.

1. Выбери процесс

Сложность: лёгкое

1
2. Окисление или восстановление

Сложность: лёгкое

1
3. Окисление и восстановление

Сложность: лёгкое

1
4. Окислитель или восстановитель

Сложность: среднее

2
5. Окислитель и восстановитель

Сложность: среднее

2
6. Допиши схему окислительно-восстановительного процесса

Сложность: среднее

2
7. Является ли реакция окислительно-восстановительной?

Сложность: сложное

3
8. Определи окислитель

Сложность: сложное

4
9. Определи степень окисления

Сложность: сложное

4

Разработка урока по химии на тему «Окислительно-восстановительные реакции» 9 класс

Класс: 9

Автор УМК: Г.Е.Рудзитис

Тема: Окислительно-восстановительные реакции.

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД при изучении окислительно-восстановительных реакций.

Предметные результаты:

1. сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях, как химических реакциях по признаку изменения степени окисления элементов.

2. дать понятия «окислитель» и «восстановитель»;

3. охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления;

4. систематизировать знания о химических реакциях, о степенях окисления химических элементов;

5. научить записывать уравнения окислительно-восстановительных реакций, уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Метапредметные результаты:

Познавательные УД: уметь оперировать понятийным аппаратом химии; диалектически анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, находить и использовать нужную информацию;

Регулятивные УД: Уметь самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности уметь действовать по плану; контролировать процесс и результаты своей деятельности сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Уметь в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УД: уметь сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Уметь слушать и понимать речь других людей.

Личностные результаты: уметь выражать и аргументировать свою позицию, толерантность по отношению к другой точке зрения.

Технологическая карта урока

Приветствие. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности

включения в учебный процесс.

ПК , экран, мультимедийный проектор.

Включение в учебную деятельность

2. Мотивация и актуализация учебной деятельности

Урок начинается с повторения понятий «типы химических реакций», «степень окисления» в виде фронтальной беседы.

1. Какие типы химических реакций вам известны?

2. К какому из данных типов можно отнести указанные уравнения реакции?

3. В чем особенность, на ваш взгляд, уравнения реакций А),Б),Д)?

4. Что такое степень окисления элемента?

Известны следующие типы химических реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции замещения и реакции обмена.

А) 4Al + 3O2 = 2Al2O3

Б) 2h3O= 2h3+ O2

В) ZnO + 2 HCl = ZnCl2 + h3O

Г) СаСO3 = CaO + CO2

Д)) Zn + 2HCl = ZnCl2 + h3

Е) Na2O+ CO2=Nа2СO3

Подведем итоги, проверьте правильные ответы

А) 4Al + 3O2 = 2Al2O3 -р.соединения

Б) 2h3O= 2h3+ O2 -р. разложения

В) ZnO + 2 HCl = ZnCl2 + h3O -р.обмена

Г) СаСO3 = CaO + CO2 р.соединения

Д)) Zn + 2HCl = ZnCl2 + h3 р.замещения

Е) Na2O+ CO2=Nа2СO3 р. Соединения

А) 4Al + 3O2 = 2Al2O3 -р.соединения

Б) 2h3O= 2h3+ O2 -р. разложения

Д)) Zn + 2HCl = ZnCl2 + h3 р.замещения

(Особенности: в процессе данных реакций происходит изменение степеней окисления химических элементов).

Степень окисления — это условный заряд атома в молекуле, вычисленный в предположении, что все связи имеют ионный характер; либо – это заряд, который, возникает вследствие полного (действительного или условного) перехода электронов от одного атома к другому.

ПК , экран, мультимедийный проектор.

Личностные УД

Умение управлять своей познавательной деятельностью.

Познавательные УД

1. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. 2.Умение выявлять причины и следствия простых явлений.

Регулятивные УД

1. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий

2. Умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии самооценки.

Коммуникативные УД

Умение слушать и вступать в диалог.

3. Целеполагание

Попробуйте сформулировать тему урока. Какова цель урока? Какую проблему мы попытаемся решить?

(реакции, идущие с изменением степени окисления, как они протекают, в чем их особенности)

Одна из задач химии – предсказать, какие вещества получатся в той или иной реакции. Чтобы ответить на этот вопрос для ОВР, надо знать:

• Какие вещества называются окислителями, а какие – восстановителями;

• Как может меняться степень окисления окислителя и восстановителя в результате реакции.

• Какие процессы проходят с восстановителями и окислителями.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2104/main/

ПК , экран, мультимедийный проектор.

Познавательные УД

1.Умение видеть проблему

2.Умение ставить вопросы.

Регулятивные УД

— умение ставить цели, планировать свою работу.

Коммуникативные УД

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

4.Совместное открытие новых знаний.

Проблемные вопросы: Как протекают окислительно-восстановительные реакции? Почему изменяется степень окисления?

Можно ли предугадывать окислительно-восстановительную способность веществ?

Какие вещества проявляют только окислительные свойства, какие только восстановительные, или могут

быть и теми и другими?

Окислители – элементы в высших степенях окисления:

— Н2SО4, НNО3, KMnO4, K2Cr2O7

Восстановители – элементы в низших степенях окисления:

— Ме0

— НЭ (Н2S, NH3, HCl СН4)

— Все органические вещества

Окислители и восстановители – элементы в промежуточных степенях окисления.

Работа в парах.

Обсудите в паре, какие из приведённого ниже списка полуреакции относятся к окислению, какие к восстановлению и выпишите полуреакции:

1 вариант – окисления;

2 вариант – восстановления.

Дополните схемы этих полуреакций, показав число электронов.

1. Fe+2 → Fe+3

2. Fe+2 → Fe0

3. N+5 → N+2

4. N20 → 2N+2

5. O20 → 2O –2 7. Mn+7 → Mn+2

6. Mn+7 → Mn+4

Осуществление взаимопроверки. Комментарии учителя.

Алгоритм составления окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Подробный комментарий учителя.

ПК , экран, мультимедийный проектор.

Коммуникативные УД

1. Умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УД

1. Нахождение и использование нужной информации.

2. Умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

Регулятивные УД

Умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УД

1. Умение уважительно и доброжелательно относиться к окружающим людям.

2. Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам.

5. Формирование решения проблемы, самостоятельное применение знаний.

Закрепление знаний

Используя метод электронного баланса, допишите схемы и составьте уравнения,

расставив коэффициенты

HCl + Zn =

SO2 + O2

S + HNO3 = NO2 + h3SO4 + h3O

Mg + h3SO4 = h3S + MgSO4 + h3O

Выполненные задания сдаются на проверку

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2104/train/#194960

ПК , экран, мультимедийный проектор.

Регулятивные УД

1.Умение проявлять настойчивость и усилия для достижения цели.

Познавательные УД

1.Нахождение и использование нужной информации.

Личностные УД

1.Умение оценивать меру ответственного отношения к учению.

6. Рефлексия,

итоги урока

Рефлексия:

• Что нового вы узнали на уроке?

• Что больше всего понравилось?

• Что оказалось особенно трудным?

1. На уроке я работал (активно/пассивно)

2.Своей работой на уроке я (доволен/не доволен)

3. Урок для меня показался (коротким/длинным)

4.За урок я ( не устал/устал)

5. Мое настроение (стало лучше/стало хуже)

6. Материал урока мне был (понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен)

7.Домашнее задание мне кажется (легким/трудным, интересным/не интересным)

Домашнее задание: параграф 1,упр.4-5 стр.7

Выполнить тест стр 8.

ПК , экран, мультимедийный проектор.

Личностные УД

1. Умение оценивать меру ответственного отношения к учению.

2. Умение управлять своей познавательной деятельностью; открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам.

Презентация к уроку по химии (9 класс) на тему: Окислительно-восстановительные реакции

Слайд 1

Окислительно-восстановительные реакции Урок на базе 9 класса.

Слайд 2

Цель урока. Повторить: типы химических реакций; степени окисления. Изучить: особенности окислительно-восстановительных реакций; метод электронного баланса; окислители и восстановители.

Слайд 3

Какие типы химических реакций мы знаем? CaCO 3 → CaO + CO 2 ( разложение) 2Ca + O 2 →2 CaO (соединение) Zn +H 2 S O 4 →ZnS O 4 +H 2 ( замещение) С uO +H 2 S O 4 →CuS O 4 +H 2 O ( обмен)

Слайд 4

Расставьте степени окисления. Ca +2 C +4 O 3 -2 → Ca +2 O -2 + C +4 O -2 2Ca 0 + O 2 0 → 2 Ca +2 O -2 Zn 0 +H 2 +1 S + 6 O 4 -2 → Zn +2 S +6 O 4 -2 + H 2 0 Cu +2 O -2 + H 2 +1 S + 6 O 4 -2 → Cu +2 S +6 O 4 -2 + H 2 +1 O -2

Слайд 5

Реакции идущие без изменения степени окисления: Ca +2 C +4 O 3 -2 → Ca +2 O -2 + C +4 O -2 Cu +2 O -2 + H 2 +1 S + 6 O 4 -2 → Cu +2 S +6 O 4 -2 + H 2 +1 O -2 Реакции идущие с изменением степени окисления- называются окислительно-восстановительные: 2Ca 0 + O 2 0 → 2 Ca +2 O -2 Zn 0 +H 2 +1 S + 6 O 4 -2 → Zn +2 S +6 O 4 -2 + H 2 0

Слайд 6

Метод электронного баланса. Составить схему реакций и определить степени окисления. Zn 0 + H 2 +1 S + 6 O 4 -2 → Zn +2 S +6 O 4 -2 + H 2 0 Определить элементы изменившие степени окисления. Составьте электронные уравнения. Zn 0 +2= Zn +2 2 H +1 +2= H 2 0

Слайд 7

Метод электронного баланса. Определите окислитель и восстановитель. Составьте схему электронного баланса. Zn 0 -2= Zn +2 2 1 — окисление 2 2 H +1 +2= H 2 0 2 1 — восстановление Zn 0 — восстановитель H +1 — окислитель

Слайд 8

Процесс отдачи электронов атомом, ионом или молекулой называется окислением . Процесс присоединения электронов атомом, ионом или молекулой называется восстановлением . Вещество атомы, ионы или молекулы которого отдают электроны называются восстановителем . Вещество атомы, ионы или молекулы которого принимают электроны называются окислителем.

Слайд 9

Как определить окислитель и восстановитель. Атомы имеют минимальную и максимальную степени окисления: S -2 S 0 S + 4 S +6 минимальная промежуточная максимальная восстановители окислители

Слайд 10

Как определить окислитель и восстановитель. Восстановителями могут быть: атомы металлов Zn 0 -2= Zn +2 сложные вещества в составе которых есть элементы с минимальной степенью окисления: N -3 H 3 Окислителями могут быть: только окислителями атомы фтора и кислорода; сложные вещества в составе которых есть элементы с максимальной степенью окисления: H 2 +1 S + 6 O 4 -2

Слайд 11

Вывод. Повторили: типы химических реакций; степени окисления. Изучили: особенности окислительно-восстановительных реакций; метод электронного баланса; окислители и восстановители

Слайд 12

Домашнее задание. П. 1-3 Упр.1,2 стр. 8 Упр.1,2 стр. 12 Принести задачник.

Технологическая карта урока по химии на тему «ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ» (9 класс)

УРОК 7. ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ

ЗАДАЧИ Сформировать первоначальные представления об окислительно-восстановительных реакциях. Уточнить понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» с точки зрения изменения степеней окисления атомов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (впервые вводимое)

Окисление, восстановление, окислитель, восстановитель с точки зрения изменения степеней окисления атомов. Окислительно-восстановительные реакции.

ХИМИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Д Горение меди в хлоре; горение водорода в хлоре.

Л Лабораторный опыт № 3. Окислительно-восстановительные реакции. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Предметные: знать определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» с точки зрения атомно-молекулярного учения и с точки зрения изменения степеней окисления атомов. Уметь по данному уравнению определять принадлежность химической реакции к окислительновосстановительным реакциям; определять в уравнении окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления. Метапредметные: определять понятия «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель», «окислительновосстановительные реакции». Обосновывать невозможность существования только реакций окисления, реакций восстановления. Наблюдать и описывать с помощью химических уравнений химические реакции, проведённые в ходе выполнения лабораторных опытов № 3 и 4, опытов, демонстрируемых учителем. Личностные: делать собственные выводы о роли веществ в окислительно-восстановительных реакциях. Проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний, уметь осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. РЕСУРСЫ

Основные: учебник (с. 22-23, § 6), тетрадь-тренажёр (с. 20, № 1-5, с. 30, № 8, 9, с. 21, № 2), тетрадь-практикум (с. 18-19).

Дополнительные:

  • Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. — М.: Аванта+, 2007.

  • Я познаю мир: детская энциклопедия: химия / авт.-сост. Л.А. Савина. — М.: АСТ, 1996.

РЕКОМЕНДАЦИИ МЕТОДИСТА

  1. Начать урок можно с анализа контрольной работы, при этом повторить правила определения степеней окисления элементов в веществах (ЭП, рис. «Степени окисления водорода и кислорода в разных веществах») или в зависимости от уровня обученности учащихся в классе организовать работу в парах постоянного состава, предложив задания из тетради-тренажёра (с. 5, № 14, 15, с. 7, № 5) или на карточках:

А. Дополните фразы, вписав недостающие слова или словосочетания (выполняйте вместе с напарником).

  • В бинарных соединениях элемент с большей электроотрицательностью имеет С.О., с меньшей электроотрицательностью С.О.

  • В соединениях суммарное значение степеней окисления равно

Б. Расставьте степени окисления элементов в соединениях (выполняйте самостоятельно): CO, HBr, Br2, N2O3 , MgS, AlCl3, K2O, CuO, Cu2O, Fe, O2, NH3, N2O, H3PO4.

  1. Для перехода к изучению нового материала учитель актуализирует вопрос в начале § 6: «Почему для химиков важно понятие «степень окисления»?». Работа над текстом учебника (с. 22, пп. 1, 2), просмотр слайд-шоу ЭП «Окислительно-восстановительные реакции» могут подвести учащихся к формулированию темы урока.

  2. Используя рисунки и eD-модели ЭП, учитель вместе с учащимися выясняют, что не только кислород и водород могут быть соответственно окислителем и восстановителем. С помощью текста хрестоматии, слайд-шоу и материала справочника ЭП выводят определения понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление» «окислительно-восстановительные реакции».

  3. В ходе опытов, демонстрируемых учителем, учащиеся делают выводы о роли веществ в окислительно-восстановительных реакциях. Затем выполняют лабораторные опыты № 3 из тетрадипрактикума (с. 18-19).

  4. Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнении окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса приведён в тетради-тренажёре (с. 28). Отработав алгоритм, можно выполнить задание 1 (с. 29).

  5. Для закрепления материала можно выполнить тест-тренажёр ЭП с последующей фронтальной проверкой.

  6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учебник (с. 22-23, § 16), тетрадь-тренажёр (с. 20, № 1-5 — для всех обучающихся, с. 30, № 8, 9, с. 21, №2 — для учащихся, интересующихся химией).

  7. Переход к теме следующего урока: «Мы рассмотрели много химических реакций и заметили, что протекают они по-разному. Как можно рассчитать быстроту реакции? Об этом на следующем уроке».

Тест по химии (9 класс) на тему: Контроль знаний по теме Окислительно-восстановительные реакции 9 класс

Тест по теме: «ОВР»

Вариант 1.

1. Какая из реакций, схемы которых приведены ниже, является окислительно-восстановительной:

1) 2Na + 2h3O = 2 NaOH + h3;

2) Na2O + 2HCl = 2 NaCl + h3O;

3) ZnSO4 + Na2CO3 = ZnCO3 + Na2SO4;

4) CaO + 2HNO3 = Ca(NO3)2 + h3O.

2.Уравнение реакции                                   Изменение степени окисления                                                                                                                                                                                                                      окислителя

A)   2Nh4 + 2Na = 2NaNh3 + Н2                                     1)   -1 → 0

Б)    h3S + 2Na = Na2S + h3                                                 2)    0 → — 1

B)    4Nh4 + 6NO = 5N2 + 6Н20                         3)   +2→ 0

Г)    2h3S + 302 = 2S02 + 2Н20                           4)   + 1 → 0

                                                                             5)   +4 → +2

                                                                             6)    0→ -2

3.Установите соответствие между уравнением реакции и вещества, являющегося восстановителем в данной реакции

Уравнение реакции                                            Восстановитель

A)   NO + N02 + h30 = 2HN02                                           1)  N02

Б)   SO2 + 2h3S = 3S + 2h30                                2)   h3S

B)    Br2 + S02 + 2h30 = 2HBr + h3SO4                      3)   Br2

 Г)   2КI + Вr2 = 2КВг + I2                                   4)   S02

                                                                              5)  NO

                                                                              6)   KI

4.Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

S02 + Н20 + NаIO3 → Н2S04 + NаI

Коэффициент перед формулой восстановителя равен:

1) 3;

2) 4;

3) 2;

4) 5

5.Вещество проявляет окислительно — восстановительные свойства, если атом, входящий в его состав, может:

1) только отдавать электроны;

2) только присоединять электроны;

3) проявлять промежуточную степень окисления;

4) иметь только постоянную степень окисления.

6.В реакции 2NO2 + h3O = HNO2 + HNO3

изменение степени окисления восстановителя соответствует схеме

1)-2 → 0            2)+4 → +5                 3)+2 → +3              4)+4 → +3

 7.В реакции, схема которой h3S + HClO → S + HCl + h3O,

восстановителем является 1)H+1                2)O-2              3)S-2                  4)Cl+1

8.Элемент углерод является восстановителем в реакции

1)CO2 + CaO = CaCO3                       2)2CO + O2 = 2CO2

3)2C + Ca = CaC2                                  4)CO2 + Na2O = Na2CO3

Тест по теме: «ОВР»

Вариант 2.

1. Какая из реакций, схемы которых приведены ниже, является окислительно-восстановительной:

1) ZnCl2 + h3S = ZnS + 2HCl

2) СаО + СО2 = СаСО3

3) 4HCl + MnO2 = Cl2 + MnCl2 + 2h3O

4) К2O + 2HCl = 2 КCl + h3O

2.Уравнение реакции                                   Изменение степени окисления                                                                                                                                                                                                                      окислителя

A)   2Nh4 + 2Na = 2NaNh3 + Н2                                     1)   -1 → 0

Б)    h3S + 2Na = Na2S + h3                                                 2)    0 → — 1

B)    4Nh4 + 6NO = 5N2 + 6Н20                         3)   +2→ 0

Г)    2h3S + 302 = 2S02 + 2Н20                           4)   + 1 → 0

                                                                             5)   +4 → +2

                                                                             6)    0→ -2

3.Установите соответствие между уравнением реакции и вещества, являющегося восстановителем в данной реакции

Уравнение реакции                                            Восстановитель

A)   NO + N02 + h30 = 2HN02                                           1)  N02

Б)   SO2 + 2h3S = 3S + 2h30                                2)   h3S

B)    Br2 + S02 + 2h30 = 2HBr + h3SO4                      3)   Br2

 Г)   2КI + Вr2 = 2КВг + I2                                   4)   S02

                                                                              5)  NO

                                                                              6)   KI

4. Расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

S + НNО3 → Н2SО4 + NO2 + h3O

Коэффициент перед формулой восстановителя равен:
1) 6;           2) 3;            3) 1;              4) 5.

5. Вещество проявляет только восстановительные свойства, если атом, входящий в его состав, может:

1) только отдавать электроны

2) только присоединять электроны

3) проявлять промежуточную степень окисления

4) иметь только постоянную степень окисления.

6.В реакции Cl2 + 2NaOH = NaClO + NaCl + h3O

изменение степени окисления окислителя соответствует схеме

1) 0 → -1 2)-2 → -1 3) 0 → +1 4)+1 → -1

7.В реакции, схема которой KNO3 + Nh5Cl → KCl + N2O + h3O,

окислителем является              1)К+1                       2)N+5                       3)H+1                     4)N-3

8.Элемент азот является окислителем в реакции

1)2NO + C = N2 + CO2                               2)2Nh4 + 3h3O2 = N2 + 6h3O

3)2Nh4 + h3S = (Nh5)2S                 4)2HNO3 + СaO = Сa(NO3)2 + h3O

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *