Понятие культуры
Понятие «культура» столь многозначно, что до сих пор не существует единого определения. Мы говорим «греческая культура», «культура труда», «художественная культура». Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.
Первоначально латинское слово « cultura » означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению « natura », т.е. природа. Термин «культура» может употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование .
Таким образом, понятие «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении добиться совершенства . Это одновременно и результат, и сам процесс творческой деятельности людей по преобразованию природы, основанный на высоко сознательной деятельности. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности . История человеческого общества – это и есть история мировой художественной культуры.
- Культура – исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей.
- Культура – совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека.
- Культура – общий объем творчества человечества.
- Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.
Рис. 1. Условное деление культуры по видам.
Национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве.
Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, от древних цивилизаций до наших дней.
Духовная культура – совокупность всех знаний человека и способов деятельности по созданию духовных ценностей. Основными видами духовного созидания являются наука, религия, искусство.
Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека.
Народная культура – это культура широких народных масс, которая формируется с момента образования национального государства, передаваемая из поколения в поколение в процессе непосредственного взаимодействия. Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. К ней можно отнести: сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи.
Массовая культура – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Она включает в себя такие явления , как средства массовой информации (ТВ и радио), спорт , кинематограф, музыка, массовая литература, изобразительное искусство и т.д.
Элитарная культура – это культура привилегированных
групп общества, характеризующаяся закрытостью,
аристократизмом и самодостаточностью.
Культура – это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа: культура есть процесс активной деятельности человека, направленный на освоение, познание и преображение мира. Степень развитости культуры всегда зависит от конкретного исторического этапа общества. Главная роль культуры в жизни общества состоит в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.
Отсюда основные функции культуры:
–
Помимо представленных видов культуры (рис.1) отдельно выделяют культуру художественную.
Художественная культура – один из видов культуры, решающий задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах .
Такое положение художественной культуры основано на присущей только человеку способности к художественному творчеству, отличающей его от других живых существ. Нельзя сводить художественную культуру только к искусству или отождествлять ее с культурной деятельностью вообще.
Рис. 2 Пример художественного произведения первобытного человека. Наскальный рисунок быка из пещеры Альтамира (Испания).
Центральное место в художественной культуре занимает искусство. Искусство– вид художественного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать мир и самого себя по законам красоты.
К искусству мы относим: литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, музыка, танец, художественная фотография, декоративно-прикладные искусства, театр, цирк, кино и др. В каждом из них создаются художественные произведения — книги, картины, скульптуры, спектакли, кинофильмы и др.
У каждого народа – своя культура, а вместе – все народы мира создали мировую культуру.
Мировая художественная культура – не простая сумма культур равных народов. Это постоянное взаимодействие культур. Каждый народ «говорит» с другими народами, с людьми, отделенными от него веками, языком своей культуры. И этот универсальный язык культуры должен быть понятен нам с вами, как и язык математики или физики, как иностранный язык, знание которого делает человека особенно образованным. Конечно, мы должны научиться понимать язык культуры.
Вопросы для повторения:
Подумайте, каким образом культура влияет на человека?
Подумайте, каким образом человек влияет на культуру?
Какие виды искусства вы знаете?
Используя дополнительные источники, выясните какое отношение к культуре имеет физическая культура?
cherenova.ru
Словарь основных терминов по курсу «Мировая художественная культура»
к курсу «Мировая художественная культура» 9 класс
Хореография – искусство композиции танцев и балета.
Балет – музыкально-хореографическое представление, в котором органично соединяются музыка, танец, драматическое действие и элементы изобразительного искусства.
Па—де-де – общий выход солистов, парная лирическая часть.
Па—де-труа – танец двух солисток и солиста.
Па—де-катр – танец четырех исполнителей.
Кордебалет — кроме солистов на сцене танцуют большие группы артистов, которые исполняют роль балетного «хора»
Пантомима – искусство выражать чувства и мысли средствами мимики и жестов; один из элементов балетного искусства.
Дивертисмент – вставные сцены, номера в виде отдельных танцев, которые не связаны с сюжетом.
Интермедия – небольшая комическая сцена, которая исполняется между действиями спектакля.
Театральное искусство – вид искусства, средством выразительности которого является сценическое действо, которое возникает в процессе игры актера перед зрителями.
Трагедия – жанр драматургии, в основе которого – трагические события, которые чаще всего заканчиваются гибелью героя.
Комедия – жанр драматургии, в котором действие и характеры представлены в смешном, комичном виде.
Трагикомедия – драматическое произведение, в котором соединены черты трагедии и комедии.
Мелодрама – жанр драматургии, в котором драматические события заканчиваются на оптимистической ноте.
Монодрама – произведение для одного актера.
Амплуа – определенный тип ролей, который выбрал себе актер (злодей, мудрец, простак и т. п.)
Декорации – оформление реального пространства сцены.
и люди.
Научно-популярное кино – вид кино, в котором основы разных наук излагаются в доступной широкому кругу зрителей форме, популяризация достижений во всех сферах знаний.
Музыкальное кино — сюжет фильма состоит из песенных номеров.
Анимационное кино – фильм, созданный путем последовательных фаз движения нарисованных или объемных объектов.
Видеоклип – небольшая по времени, художественно смонтированная последовательность кадров для рекламы товаров, услуг, сопровождения певцов, анонсирования программ, фильмов.
Клипмейкер – режиссер, который создает видеоклипы.
Искусство – специфическая форма духовного овладения мира человеком.
Субкультура – специфическая культура определенных групп, которая выражает стиль жизни, ценностные иерархии и менталитет ее носителей (социальное положение, этническое происхождение, образование, профессиональный статус, религия, возраст).
Народная культура – художественная коллективная деятельность народа, в которой отображена его жизнь, мировоззрение, идеалы.
Светская культура – тип культуры, который направлен на восприятие окружающего мира как среды, в которой живет и творит человек.
Религиозная культура – культура, отражающая религиозные потребности людей.
Элитарная культура – утонченная культура, которая направлена на восприятие подготовленными ценителями искусства.
Массовая культура – культура для восприятия широким кругом общества, которая отражает стремления, потребности и эстетические вкусы большинства населения.
Стиль – стойкое единство художественных принципов, приемов и способов, которые используются во время создания произведений искусства.
Большой стиль – исторический стиль определенной эпохи.
Индивидуальный стиль – стиль отдельного художника, соединение его личных черт, собственного мировосприятия, опыта общения.
infourok.ru
это… Мировая художественная культура. МХК: эпоха Возрождения
Сложно не согласиться с тем, насколько большую роль играет в истории любого периода искусство. Судите сами: на уроках истории в школе после каждой темы, посвященной изучению политической и экономической обстановки в мире в тот или иной временной промежуток, ученикам предлагается готовить доклады об искусстве данной эпохи.
Также в школьном курсе с относительно недавнего времени присутствует такой предмет, как МХК. Это абсолютно не случайно, ведь любое произведение искусства является одним из ярчайших отражений того времени, в которое оно было создано, и позволяет взглянуть на мировую историю глазами творца, давшего этому произведению жизнь.
Определение культуры
Мировая художественная культура, или сокращенно МХК, – это вид общественной культуры, в основе которой лежит образно-творческое воспроизведение общества и людей, а также живой и неживой природы через средства, используемые профессиональным искусством и народной художественной культурой. Также это явления и процессы духовной практической деятельности, создающей, распространяющей и осваивающей материальные предметы и произведения искусства, которые обладают эстетической ценностью. Мировая художественная культура включает в себя живописное, скульптурное, архитектурное наследие и памятники декоративно-прикладного искусства, а также все многообразие созданного народом и отдельными его представителями произведений.
Роль МХК как учебного предмета
В ходе изучения курса мировой художественной культуры предусмотрена как широкая интеграция, так и понимание связи культуры в первую очередь с историческими событиями любого временного отрезка, а также с социальными науками.
Как уже говорилось ранее, мировая художественная культура охватывает всю художественную деятельность, которой когда-либо занимался человек. Это литература, театр, музыка, изобразительное искусство. Изучаются все процессы, связанные как с созданием и хранением, так и с распространением, созиданием и оценкой культурного наследия. Не остаются в стороне и проблемы, связанные с обеспечением дальнейшей культурной жизни общества и подготовкой в вузах специалистов соответствующей квалификации.
Как учебный предмет МХК — это обращение ко всей художественной культуре, а не к отдельным ее видам.
Понятие культурной эпохи
Культурная эпоха, или культурная парадигма, является сложным многофакторным явлением, содержащим в себе образ как конкретного человека, живущего в конкретное время и осуществляющего свою деятельность, так и сообщества людей с одинаковым бытом, жизненным настроением и мышлением, системой ценностей.
Культурные парадигмы сменяют друг друга в результате своеобразного естественно-культурного отбора посредством взаимодействия традиционной и инновационной составляющих, которые несет в себе искусство. МХК как учебный курс ставит перед собой целью изучение и этих процессов.
Что такое эпоха Возрождения
Одним из самых значимых периодов развития культуры является Ренессанс, или Возрождение, господство которого пришлось на XIII-XVI вв. и ознаменовало собой наступление эпохи Нового времени. Наибольшему влиянию подверглась сфера художественного творчества.
После эпохи упадка в Средние века искусство расцветает, и возрождается античная художественная мудрость. Именно в это время и в значении «возрождение» употребляется итальянское слово rinascita, позднее появляются многочисленные аналоги в европейских языках, и в том числе французский Renaissance. Все художественное творчество, в первую очередь изобразительное искусство, становится универсальным «языком», который позволяет познать тайны природы и приблизиться к ней. Мастер воспроизводит природу не условно, а стремится к максимальной натуральности, пытаясь превзойти Всевышнего. Начинается развитие привычного нам чувства прекрасного, естественнонаучное и богопознание все время находят точки соприкосновения. В эпоху Ренессанса искусство становится и лабораторией, и храмом.
Периодизация
Возрождение делится на несколько временных отрезков. В Италии – на родине Ренессанса – были выделены несколько периодов, которые в течение долгого времени использовались во всем мире. Это Проторенессанс (1260-1320 гг.), частично входящий в период дученто (XIII в.). Кроме того, были периоды треченто (XIV в.), кватроченто (XV в.), чинквеченто (XVI в.).
Более общая периодизация делит эпоху на Раннее Возрождение (XIV-XV вв.). В это время происходит взаимодействие новых тенденций с готикой, которая творчески преобразуется. Далее идут периоды Среднего, или Высокого, и Позднего Возрождения, особое место в которых уделяется маньеризму, характеризуемого кризисом гуманистической культуры Ренессанса.
Также в таких странах, как Франция и Голландия, развивается так называемое Северное Возрождение, где огромную роль играет поздняя готика. Как говорит история МХК, Возрождение нашло свое отражение в Восточной Европе: Чехии, Польше, Венгрии, а также в скандинавских странах. Испания, Великобритания и Португалия стали странами со сложившейся в них самобытной ренессансной культурой.
Философская и религиозная составляющие Возрождения
Через размышления таких представителей философии этого периода, как Джордано Бруно, Николай Кузанский, Джованни Пико делла Мирандола и Парацельс, становятся актуальными в МХК темы духовного творчества, а также борьбы за право называть индивида «вторым богом» и ассоциировать человека с ним.
Актуальна, как и во все времена, проблема сознания и личности, веры в Бога и высшие силы. Имеют место как компромиссно-умеренные, так и еретические взгляды на этот вопрос.
Человек стоит перед выбором, и реформа церкви этого времени подразумевает Ренессанс не только в рамках МХК. Это также возрождение нравственности человека, пропагандируемое через выступления деятелей всех религиозных конфессий: от основоположников Реформации до иезуитов.
Главная задача эпохи. Несколько слов о гуманизме
Во главу угла в период Возрождения ставится воспитание нового человека. Латинское слово humanitas, от которого произошло слово «гуманизм», является эквивалентом греческого слова «воспитание».
В рамках Ренессанса гуманизм призывает человека к тому, чтобы овладеть важной для того времени античной премудростью и найти путь к самопознанию и самосовершенствованию. Здесь происходит слияние всего самого лучшего, что могли предложить другие периоды, оставившие свой след в МХК. Эпоха Возрождения взяла античное наследие древности, религиозность и светский кодекс чести Средневековья, творческую энергию и человеческий ум Нового Времени, создав абсолютно новый и, казалось бы, совершенный тип мировоззрения.
Ренессанс в различных сферах художественной деятельности человека
В этот период иллюзорно-натуроподобные картины вытесняют иконы, становясь центром инновации. Активно пишутся пейзажи, бытовая живопись, портрет. Распространяется печатная гравюра на металле и дереве. Рабочие эскизы художников становятся самостоятельным видом творчества. Картинная иллюзорность присутствует и в монументальной живописи.
В архитектуре под влиянием увлеченности зодчих идеей центрического популярными становятся пропорциональные храмы, дворцы и архитектурные ансамбли, делающие акцент на земных, центрически перспективно-организованных горизонталях.
Литература Ренессанса характеризуется любовью к латинскому как языку образованных людей, соседствующему с национальными и народными языками. Популярными становятся такие жанры, как плутовской роман и городская новелла, героические поэмы и романы средневековой авантюрно-рыцарской тематики, сатира, пастораль и любовная лирика. На пике популярности драмы театры ставят спектакли с обилием городских праздников и пышных придворных феерий, становящихся порождением для красочных синтезов различных видов искусств.
В музыке происходит расцвет строгой музыкальной полифонии. Усложнение композиционных приемов, появление первых форм сонат, опер, сюит, ораторий и увертюр. Светская музыка, близкая к фольклорной, становится наравне с религиозной. Происходит отделение инструментальной музыки в отдельный вид, а вершина эпохи — создание полноценных сольных песен, опер и ораторий. На смену храму приходит оперный театр, занявший место центра музыкальной культуры.
В целом главным прорывом становится то, что некогда средневековая анонимность сменяется индивидуальным, авторским творчеством. В связи с этим мировая художественная культура переходит на принципиально новый уровень.
Титаны Ренессанса
Не удивительно, что такое фундаментальное возрождение искусства фактически из пепла не могло состояться без тех людей, которые создавали своими творениями новую культуру. Позже их начали называть «титанами» за тот вклад, который они внесли.
Проторенессанс олицетворял Джотто, а в период кватроченто противостояли друг другу конструктивно строгий Мазаччо и задушевно-лирические работы Боттичелли и Анджелико.
Среднее, или Высокое, Возрождение представляли Рафаэль, Микеланджело и, конечно же, Леонардо да Винчи — художники, ставшие знаковыми на рубеже Нового времени.
Знаменитыми архитекторами Ренессанса стали Браманте, Брунеллески и Палладио. Брейгель Старший, Босх и Ван Эйк – живописцы голландского Ренессанса. Гольбейн Младший, Дюрер, Кранах Старший стали основоположниками немецкого Возрождения.
Литература этого периода помнит имена таких мастеров-«титанов», как Шекспир, Петрарка, Сервантес, Рабле, подаривших миру лирику, роман и драму, а также внесших свою лепту в формирование литературных языков своих стран.
Несомненно, эпоха Возрождения внесла свой вклад в развитие многих направлений в искусстве и дала толчок для создания новых. Неизвестно, какой была бы история мировой художественной культуры, если бы этого периода не было. Возможно, классическое искусство сегодня не вызывало бы такого восхищения, большинства направлений в литературе, музыке и живописи вообще бы не существовало. А может быть, все, с чем мы привыкли ассоциировать классическое искусство, появилось бы, но на много лет или даже столетий позднее. Каким бы ни был ход развития событий, история не терпит сослагательного наклонения. И очевидно лишь одно: даже сегодня мы восхищаемся произведениями этой эпохи, а это лишний раз доказывает ее значимость в культурной жизни общества.
fb.ru
Мировая художественная культура
Понятие художественной культуры
Определение 1
Художественная культура – это один из самых ярких видов культуры, который выступает в качестве ее устойчивого компонента, передающего с помощью образно-символического варианта ценности культуры, которые были созданы людьми в разные исторические периоды.
Являясь сферой культуры, художественная культура призвана решать задачи интеллектуального и чувственного отражения бытия посредством художественных образов, рождающихся в мышлении художника.
Художественную культуру изучали:
- Философия
- Эстетика
- Исторические науки
- Литературоведение
Структура художественной культуры:
- Художественное творчество
- Организационную инфраструктуру
- Материальную инфраструктуру
- Художественное образование
- Художественную критику
- Художественные образы
- Эстетические взгляды
- Техническую эстетику и дизайн
- Государственное урегулирование этой области
Замечание 1
В художественную культуру включены художественные ценности и идеалы, которые обладают эстетическими качествами. Для эстетической оценки и деятельности важное значение имеет лежащая в их основе понимание прекрасного, имеющее социальную и историческую определенность. Однако имеются художественные ценности, которые носят вневременной характер, это ценности – шедевры мировой культуры, к примеру, Монна Лиза, произведения Пушкина, Моцарта, Чайковского и др.
Являясь частью творческой деятельности, прекрасное имеет основные эстетические категории:
- Возвышенное
- Низменное
- Комическое
- Трагическое
Как правило, в большинстве случаев художественная культура является синонимом к искусству, но между ними имеются различая.
Художественная культура является сложным системным образованием и при ее анализе можно выделить сходство и различия в однопорядковых, но не однозначных феноменах – искусства и художественной культурой.
Подсистемы художественной культуры
Следует отметить, что художественная культура имеет в себе $2$ значительные подсистемы:
Первой подсистемой является искусство, которое выступает в качестве особого рода творческой деятельности, результатом которой становится преобразование мира согласно законам красоты.
В искусстве выделяют прикладное искусство, дизайн, в которое входит около ста его видов, например, декорирование, кулинария, а так же выделяют чистое искусство, в структуру которого входят:
- Архитектура
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Литература
- Танец
- Театр
- Кинематограф
Замечание 2
Для творческой деятельности чистого искусства характерным является произведение художественной и образной системы. Художественный образ является сутью искусства, который является ключевым для всех его жанров и видов.
Художественный образ представляется в виде образа человека и мира, который перерабатывается в сознании творца, музыканта, художника, писателя, скульптора, архитектора, актера и т.д. Художественный образ выражается через краску, звук, форму.
Искусство понимается в виде творческой, инновационной деятельности, которая направлена на поиск новых художественных форм. К важному понятию искусства относится категория прекрасного, а бытием искусства становится процесс творческого познания мира.
Ко второй подсистеме художественной культуры относятся общеобразовательные учреждения и организации, которые дают возможность окунуться в художественные традиции, приобщиться к художественным идеалам и ценностям.
Художественная культура имеет свою характерную логику развития, в которой объединяются традиции и новаторство.
spravochnick.ru
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Ц е л и:
Тип урока: вводный урок.
Прекрасное пробуждает доброе.
Д. Кабалевский
Ход урока
Организационный момент.
II. Введение
С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета — МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.
Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков — боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.
Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.
И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, — будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, — есть культура общества.
Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».
Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета
III. Изучение нового материала.
Уточним смысл понятия «культура»
— Что такое культура?
— Что такое культурный человек?
— Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?
— Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?
Альберт Швейцер — немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.
Итак, культура — неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.
Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.
Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это
понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.
Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.
Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).
Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» — преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.
Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально — улучшение, преобразование, затем — воспитание, развитие, совершенствование.
Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.
Культура — это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.
Поэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества — это и есть история мировой художественной культуры.
Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».
Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.
Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются — материальные или духовные.
Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.
Дискуссия на тему: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».
В ы в о д: культура — порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.
Какую цель мы можем поставить перед собой при изучении предмета МХК?
IV. Итог урока.
Анкетирование.
1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)
2.Что мне дает изучение МХК?
3.Нужен ли мне этот предмет?
Домашнее задание: чтение введения (стр.3-5)
infourok.ru
Тема 2. Мировая художественная культура как учебная дисциплина.
Мировая художественная культура, как было отмечено выше, является базовым школьным предметом культурологического цикла. Данная дисциплина появилась в школе относительно недавно, с чем связаны основные сложности его преподавания.
Первая проблема возникает при определении предмета изучения МХК в школе. Название курса – Мировая художественная культура – оказывается очень широким, так что ограничивать объем и глубину изучаемого материала необходимо самому педагогу по собственному усмотрению. Заостряет данную проблему и то, что отсутствуют единый государственный стандарт образования по предмету (см. ) и универсальная учебная программа.
Вторая сложность взаимосвязана с первой. Она заключается в резком несоответствии большого объема материала очень незначительному количеству учебного времени, выделяемому на его изучение. Одним из неблагоприятных условий решения этой проблемы является то, что в настоящее время Мировая художественная культура входит в региональный компонент среднего образования, то есть школы выбирают по своему усмотрению, в каких классах и в каком объеме будет преподаваться предмет. Это приводит к обострению несоответствия объемов материала и учебного времени.
Не менее значимой проблемой является отсутствие разработанной методической базы или обобщенного в публикациях опыта педагогов-культурологов.
Таким образом, преподаватель Мировой художественной культуры вынужден руководствоваться только собственными представлениями о предмете и вариантах реализации целей и задач его преподавания в средней школе.
Вместе с тем, Мировая художественная культура является необходимой для изучения в средней школе, так как усиливает гуманитарный цикл предметов (состоящий в старших классах из истории, литературы, основ права и основ современных цивилизаций – последние два преподаются обычно в течение полугода). Кроме того, в силу своей специфики позволяет школьнику создать более-менее целостную картину мира, объединяемую общим понятие «культура».
Исходя из этого, мы понимаем Мировую художественную культурув школьном изучении не только как историю искусства, хотя этот компонент очень важен, и тем более не как исключительно изобразительное искусство, как иногда представляется на практике. Предмет изучения задается через базовое понятие – художественную культуру как совокупный процесс и результат творческой деятельности человека. Такой подход наиболее точно выражает специфику предмета и одновременно значительно усложняет задачу учителя тем, что еще больше расширяет предмет изучения, под которым подразумевается художественная культура в целом. Тогда Мировая художественная культура – название учебного курса, главной особенностью которого является интегративность, то есть способность собрать в единую картину мира разнородные знания учеников по разным учебным предметам, что позволяет сформировать у них целостное сознание.
Курс Мировая художественная культура в средней школе направлен на развитие учеников средствами художественной культуры; приобщение их к миру художественных ценностей; осмысление учащимися значения художественной деятельности в развитии индивидуума и общества в целом.
Таким образом, можно сформулировать целькурса МХК: приобщить обучаемого к художественной культуре; сформировать в нем готовность, способность и потребность в самостоятельно восприятии художественных ценностей; способствовать разностороннему развитию личности обучающегося. Данное понимание цели курса предполагает формирование в процессе изучения курса МХК самостоятельно мыслящей и активно воспринимающей художественные явления личности, которая способна обращаться к произведениям искусства в повседневной жизни за пределами школы.
Этим определено содержаниекурса, которое складывается из нескольких компонентов:
– изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи и противоречиях;
– изучение мировоззренческих оснований творчества в разные эпохи у разных народов;
– изучение общих закономерностей художественного развития человечества.
Итогом изучениякурса должны быть следующие знания, умения и навыки учеников:
– осмысление связей художественной культуры с другими сферами деятельности людей, ее связи с материальным и духовным миром человека;
– усвоения навыков общения с художественными произведениями разных видов искусства и жанров;
– создание художественной картины мира;
– создание образных представлений о разных типах культур в разные эпохи;
– владение эмпирическим материалом, навыком анализа произведений различных видов искусства.
Последний пункт не является самоцелью, хотя на практике ему отводится наибольшее внимание. Однако следует учесть, что механическое заучивание специфических черт разных видов искусства не даст ученику возможности составить целостное представление о мире и месте художественной культуры в нем, а лишь добавит еще одну строчку в дневниковой расписание. Акцент в учебной деятельности должен ставиться не на механическое заучивание новых понятий, а на общениеиприобщениечерез материальную основу произведения (художественную форму) к его духовному смыслу и личностное развитие с помощью этого общения.
Структура школьного курса МХК. В настоящее время в большинстве школ на изучение Мировой художественной культуры отводится 3 года (8, 10 и 11 классы). В ряде школ ведется изучение предмета только в базовой средней школе (5–9 или 5–8 классы). Это обусловлено переводом МХК из обязательного (федерального) компонента образования в разряд предметов по выбору школы (региональный компонент образования), а также значительно возросшей в последние годы учебной нагрузкой детей в школе. В течение года на изучение МХК выделяется обычно 1 час в неделю, то есть всего 34 часа.
studfile.net
Конспект урока МХК_10 класс__ Введение в предмет МХК. Общее понятие о культуре
Составитель: Шарипова Екатерина Эдуардовна, учитель МАОУ СОШ№147, г. Екатеринбург
10 класс
Тема:
«Введение в предмет МХК. Общее понятие о культуре.
Виды культуры»
Цель: формирование осознания у обучающихся особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества.
расширение представлений о понятии «культура»;
рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте;
развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку;
развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.
Тип урока: вводный урок.
Содержание. Понятие культура. Структура культуры и виды человеческой деятельности, являющиеся частью культуры.
Прекрасное пробуждает доброе.
Д. Кабалевский
Ход урока
Организационный момент. (5- минут)
Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.
Тетрадь 48 листов;
Словарь терминов;
Таблица периодизация культур.
Введение темы урока.
С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета — МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.
Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков — боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.
Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.
И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, — будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, — есть культура общества.
Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».
Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.
Изучение нового материала.
Уточним смысл понятия «культура».
В о п р о с ы :
ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА?
ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК?
КАКИЕ ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫ МОЖЕТЕ ОТНЕСТИ К КУЛЬТУРЕ?
КАК КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ОТНОСИТЬСЯ К ПРИРОДЕ, К ЖИЗНИ?
Альберт Швейцер — немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.
Итак, культура — неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.
Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.
Известно, что чем сложнее и многогранное явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.
Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.
Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).
Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» — преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.
Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально — улучшение, преобразование, затем — воспитание, развитие, совершенствование.
Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.
ЗАДАНИЕ №1: Распределите на две группы следующие изображения (слайд…)
Натура (от латинского natura – природа) – часть мира, не затронутая человеческим влиянием.Культура (от латинского cultura возделывание) – часть мира, измененная человеком.
ЗАДАНИЕ №2: Что в этом изображении вы можете назвать натурой, а что культурой?
(слайд…)
ЗАДАНИЕ №3:
Просмотрите на эти фотографии.
Это все культура, но какая она разная!
В чем вы видите разницу?
(слайд…)
Культура — это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.
Поэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества — это и есть история мировой художественной культуры.
Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».
Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.
Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре.
Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации?
Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются — материальные или духовные.
Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.
ВИДЫ ИСКУССТВА:
Архитектура
Скульптура
Живопись
Графика
Музыка
Литература
Декоративно-прикладное искусство
Кино, театр, балет
Др.
ЗАДАНИЕ №4: Произведения, каких видов искусства вы сможете найти на фотографии?
Дискуссия на тему: «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?»
Учащимся выдаются таблички с утверждением, которое им необходимо доказать.
Культура сегодня. Нужна она современному человеку.
Культура сегодня. Не нужна ли она современному человеку?
Сформулировать 5 аргументов
В ы в о д:
Культура — порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт.
Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя.
Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.
Анкетирование обучающихся:
1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими, на мой взгляд, должны быть уроки МХК)
2.Что мне дает изучение МХК?
3.Нужен ли мне этот предмет?
Список используемой литературы:
Вальчьяц. А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.: ООО «Фирма МХК»,2000.
Гатенбринк. Р. Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000
Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000
Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999
elite-home.narod.ru Мультимедийное учебное пособие по курсу «Мировая художественная
infourok.ru