Мягкий знак функции – Разделительный Ъ и Ь знак ℹ️ правила написания твердого и мягкого знака в середине и конце слова, функции, примеры употребления, упражнения

Содержание

Функции и правописание Ъ и Ь

Твёрдый знак выполняет в русском языке разделительную функцию — указывает, что после согласного йотированная гласная буква обозначает не мягкость согласного, а два звука: я — [й’а], е — [й’э], ё — [й’о], ю — [й’у] (объять [абй’́ат’], съест [сй’эст], съёмка [сй’́омка]). 

Функции мягкого знака сложнее. Он имеет в русском языке три функции — разделительную, функцию обозначения самостоятельной мягкости парных согласных, грамматическую функцию:  

1. Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный) и в некоторых иноязычных словах перед о: (бульон, компаньон). 

2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше):конь, банька.

3. Мягкий знак после непарного по твёрдости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию — пишется по традиции в определённых грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср.: ключ — ночь, учится — учиться). При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твёрдых, но и у непарных мягких согласных. 

Позиционное уподобление согласных по иным признакам. Расподобление согласных 

Согласные могут уподобляться друг другу (подвергаться ассимиляции) не только по глухости / звонкости, твёрдости / мягкости, но и по другим признакам — месту образования преграды и её характеру. Так, подвергаются уподоблению согласные, например, в следующих сочетаниях: 

[с] + [ш] → [шш]: сшить [шшыт’] = [шыт’], 

[с] + [ч’] → [щ’] или [щ’ч’]: с чем-то [щ’́эмта] или [щ’ч’́эмта], 

[с] + [щ’] → [щ’]: расщепить [ращ’ип’́ит’], 

[з] + [ж] → [жж]: изжить [ижж́ыт’] = [иж́ыт’], 

[т] + [с] → [цц] или [цс]: мыться [м́ыцца] = [м́ыца], отсыпать [ацс́ыпат’], 

[т] + [ц] → [цц]: отцепить [аццып’́ит’] = [ацып’́ит’], 

[т] + [ч’] → [ч’ч’]: отчёт [ач’ч’́от] = [ач’́от], 

[т] + [щ’] → [ч’щ’]: отщепить [ач’щ’ип’́ит’]. 

Позиционному изменению могут подвергаться сразу несколько признаков согласных. Например, в слове подсчёт [пач’щ’́от] имеет место чередование [д] + [ш’] → [ч’ш’], т. е. представлено уподобление по глухости, мягкости и признакам места и характера преграды. 

В отдельных словах представлен процесс, обратный уподоблению, — расподобление (диссимиляция). Так, в словах лёгкий и мягкий вместо ожидаемой ассимиляции по глухости и образования долгого согласного ([г] + к’] → [к’к’]) представлено сочетание [к’к’] → [х’к’] (лёгкий [л́ох’к’ий’], мягкий [м́ах’к’ий’]), где отмечается расподобление звуков по характеру преграды (при произношении звука [к’] органы речи смыкаются, а при произношении [х’] сближаются). При этом диссимиляция по этому признаку совмещается с ассимиляцией по глухости и мягкости. 

Употребление ъ и ь знаков: правила, особенности и упражнения

Как бы ни пытались убедить учеников в том, что знания, полученные ими в школьные годы, будут нужны им в будущем, к сожалению, это не так. Однако некоторые вещи, которым обучают в школе, на самом деле пригодятся во взрослой жизни. К примеру, умение грамотно писать. Чтобы овладеть им, нужно знать основные грамматические законы русского языка. Среди них — правила, регулирующие употребление разделительных ъ и ь знаков.

Твердый знак: история и его роль в слове

Двадцать восьмая буква российского алфавита, несмотря на то, что не обозначает звуков, выполняют в словах важную функцию. Поэтому, прежде чем рассмотреть правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит немного узнать о ее истории и роли в слове.

употребление ъ и ь знаков

Твёрдый знак существовал в славянских языках почти с самого момента их формирования. Поначалу он был кратким гласным звуком, пока не превратился в непроизносимую букву, используемую для разделения слова на слоги, а также заменяющую пробелы.

В конце XIX в. было замечено, что частое использование ъ в текстах (4 % от всего объема) нецелесообразно, особенно в телеграфном деле, скорописи и книгопечатании. В связи с этим не раз пытались ограничить использование твердого знака.

После революции 1917 г. эта буква вообще была упразднена почти на десять лет. В качестве разделителя в те годы в словах использовался апостроф. Однако в 1928 г. он был исключен из русского языка (но сохранился в украинском и белорусском), а его разделительную функцию взял на себя твердый знак, которую он выполняет и по сей день.

В каких случаях в словах ставится ъ

Что касается употребления твердого знака, то есть несколько правил его постановки перед е, ю, ё, я:

  • После префиксов, которые заканчиваются на согласную букву: разъём, предъюбилейный.
  • В терминах, пришедших из других языков, с префиксами аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об- и суб- : адъювант, дизъюнкция.
  • После контр-, пан-, супер, транс- и фельд- : панъевропеизм, суперъяхта.
  • В сложносоставных словах, начинающихся на двух-, трех-, четырех- : двухъядерный, трехъярусный, четырехъязычный.

Существует несколько исключений, когда ъ стоит не на стыке приставки и корня, а внутри самого слова. К таким существительным относятся: фельдъегерь и изъян.

Когда ъ не ставят

Кроме правил, регулирующих употребление ъ и ь знаков, стоит помнить и случаи, когда их не нужно ставить:

  • Твердый знак не ставят в словах с приставкой, заканчивающейся на согласную букву, когда после нее следуют гласные а, о, и, у, э, ы: безоблачно, обузданный.
  • Не ставится данный знак в сложносокращенных терминах: иняз, главювелирторг.
  • Не ставится он и в лексемах, пишущихся с дефисом: пол-епархии, пол-яблока.

Рассматривая правила, регулирующие употребление ъ и ь знаков, выполняющих разделяющую функцию в слове, стоит запомнить, что лексемы «интерьер» и «подьячий» пишутся через мягкий знак. Подобное написание не является исключением, поскольку в слове «интерьер» интер – не приставка, а часть корня. А в «подьячем» приставка не под-, а по-, а –дьяч – это корень.

Какие функции выполняет мягкий знак

Что касается ь, то он в древние времена означал краткий гласный [и], но постепенно, как и ъ, утратил свое звучание.

 употребление ъ и ь знаков правило

При этом он сохранил способность [и] придавать мягкость предшествующему согласному звуку.

В отличие от твердого знака, мягкий в слове может выполнять 3 функции.

  • Разделительную.
  • Информирует о мягкости предшествующего звука.
  • Используется для обозначения некоторых грамматических форм.

Правила употребления мягкого знака

Изучая законы русского языка, регулирующие употребление ъ и ь знаков, стоит усвоить несколько правил:

  • Мягкий знак, выполняющий разделительную функцию, никогда не ставится после приставки (это удел твердого знака). Части слов, в которых пишется разделительный ь – это корень, суффикс и окончание до е, ё, ю, я: обезьяний, интерьерный. Это правило распространяется как на русскую лексику, так и на позаимствованные термины из других языков.
  • Разделяющий ь ставится в некоторых словах перед буквосочетанием он: шампиньон, медальон, бульон и мильон.

В случае, когда ь информирует о мягкости предшествующего звука, а не выполняет разделительную функцию, его постановку определяют следующие правила:

  • В средине слова ь указывает на мягкость буквы л, если она предшествует другой согласной, кроме л: пальчик, мольба. Также «не вклинивается» мягкий знак в буквосочетания: нч, нщ, нн, рщ, чк, чн, рч, щн (барабанщик, свечка).
  • В средине слова этот знак ставится между мягким и твердым согласными: просьба, весьма.
  • В средине слова ь может стоять между двух мягких согласных. При условии, что при изменении формы слова первый остается мягким, а второй — приобретает твердость: просьба — в просьбе, письмо – в письме.
  • В отдельных случаях данный символ располагается в конце слова после согласных. При этом он помогает установить значение лексемы: лен (растение) – лень (качество характера), кон (место для ставок в игре) – конь (животное).

В качестве маркера для отдельных форм грамматических этот знак используется в таких случаях:

  • В именах прилагательных, возникших из названий месяцев (кроме января): февральский, сентябрьский.
  • В конце числительных от 5 до 30, а также в их средине, если они обозначают десятки от 50 до 80 и сотни от 500 до 900: шесть, семьдесят, восемьсот.
  • В повелительном наклонении глаголов (кроме лечь — ляг): вынь – выньте, кинь – киньте.
  • В инфинитиве (начальная форма глагола): содержать, растить.
  • Во всех падежах слова «восемь» и в творительном падеже множ. числа отдельных числительных и существительных: шестью, плетьми.

Употребление ь и ъ знаков после шипящих ж, ч, щ, ш

Следование за этими буквами мягкого знака возможно при таких условиях:

  • На конце большинства наречий и частиц, за исключением: уж, аж, невтерпеж, замуж и в предлоге меж.
  • В инфинитиве: беречь, испечь.
  • В повелительном наклонении глаголов: намажь, утешь.
  • В окончаниях II лица глаголов единственного числа будущего и настоящего времен: продашь, разнесешь.
  • В конце именительного падежа существительных ж. рода, в III склонении: дочь, мощь. Для сравнения в м. роде – клич, палаш.

употребление разделительных ъ и ь знаков

В отдельных случаях ь не употребляется после этих букв:

  • В существительных II склонения: палач, муляж.
  • В кратких формах прилагательных: свеж, жгуч.
  • В родительном падеже существительных множественного числа: луж, туч.

Твердый знак после ж, ш, ч, щ в конце слова или корня не ставится, поскольку его «место» всегда после приставки перед е, ё, ю, я.

Употребление ь и ъ знаков: упражнения

Ознакомившись со всеми случаями постановки мягкого и твердого знаков, стоит перейти к упражнениям. Чтобы не путаться, мы собрали вместе большинство вышеперечисленных правил, регулирующие употребление ь и ъ знаков. Таблица, приведенная ниже, послужит подсказкой, для выполнения заданий.

употребление ь и ъ знаков упражнения

В данном упражнении необходимо выбрать, какую из букв следует поставить в словах.

употребление ь и ъ знаков таблица

Это задание касается употребления мягкого знака, следующего за шипящими буквами. В нем следует раскрыть скобки и где нужно – поставить мягкий знак.

употребление ь и ъ знаков после шипящих

В последнем упражнении нужно выписать предложенные слова в 2 столбика. В первом – те, которые употребляются с ь, во втором – те, которые без него.

употребление ъ и ь знаков

Несмотря на то что и твердый, и мягкий знаки являются «немыми» буквами, они выполняют важную роль в русской языке. Можно совершать много ошибок в своей письменной речи, если не знать законы грамматики, регулирующие употребление ъ и ь знаков. Правило не одно придется выучить, чтобы не путать, какой из знаков следует ставить в конкретной ситуации. Однако оно того стоит, особенно в случае с мягким знаком, поскольку часто лишь его наличие помогает определить лексическое значение слова.

Разделительный мягкий знак в функции смягчения и разделения

Цель: закреплять знания о функциях мягкого знака

Задачи:

Коррекционные:

  • закреплять знания учеников о мягком знаке и его роли в словах;
  • совершенствовать умение дифференцировать мягкий знак в функции смягчения и разделения;
  • закреплять умение изменять существительные единственного числа Именительного падежа в существительные единственного числа Родительного падежа.

Образовательные:

  • обогащать словарный запас и систематизировать знания детей по теме «Животные жарких (южных) стран;
  • совершенствовать умение отгадывать загадки;
  • закреплять умение работать со схемами слов.

Развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание, мышление, память;
  • совершенствовать языковой анализ и синтез;
  • развивать фонематические представления;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения;
  • воспитывать взаимопомощь;
  • воспитывать любовь к животным;
  • совершенствовать дисциплину на занятии.

Оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик», кораблик «Брызг-брызг» Ларчик», цветные флажки к кораблику с прикреплёнными словами (примерные слова: колье, оладьи, жердь, жильцы, зверьки, зимовье, грильяж, гусь, гостья, семья, свинья, серьги, февраль, фонарь, фильм, фасоль), пособие «Разноцветные квадраты», цифры из картона на липкой ленте, картинки с животными и птицами, обитающими в жарких странах (примерные картинки: попугай, носорог, тушканчик, крокодил, жираф, страус, зебра, антилопа, черепаха, обезьяна, лев, бегемот, тигр, слон), узкий скотч, ножницы.

Для каждого ученика: листы формата А-4 с изображённым кораблём (˂Приложение 1˃), пособие «Яблонька», рабочие тетради в клетку, простые карандаши и ручки, раздаточный материал (карточки из ˂Приложения 2˃, наборы букв, кружков и полосок для составления звуковой схемы слов), «Игровизор с маркером», листы-вкладыши (˂

Приложение 3˃).

Ход занятия

1. Организационный этап

Перед детьми на доске расположен «Коврограф Ларчик» (˂Рисунок 1˃), в верхней части посередине коврографа прикреплён кораблик «Брызг-брызг» без флажков, за каждой мачтой расположен цветной квадрат (за первой мачтой – красный квадрат, за второй мачтой – оранжевый квадрат, за третьей мачтой – жёлтый квадрат, за четвёртой мачтой – зелёный квадрат, за пятой мачтой – голубой квадрат, за шестой мачтой – синий квадрат, за седьмой мачтой – фиолетовый квадрат). Под корабликом размещены цифры, в нижней части коврографа расположены цветные флажки, к которым прикреплены полоски со словами. Остальные флажки расположены слева за пределами поля (˂Рисунок 1˃).

Рисунок 1

Логопед приветствует детей, просит занять свои места и проверить готовность к занятию.

Ученики приветствуют учителя-логопеда, занимают свои места в классе, проверяют готовность к занятию.

Логопед: Сегодня мы с вами будем путешествовать. На чём можно отправиться в путешествие?

Примерные ответы детей: на велосипеде, пешком, на автомобиле, на самолёте, на корабле, на поезде и т.д.

Логопед: Мы отправимся в путешествие на остров на кораблике с названием «Брызг-брызг». Но чтобы кораблик поплыл, необходимо на каждую мачту прикрепить флажки.

2. Актуализация опорных знаний, повторение  изученного. Развитие звукового анализа и синтеза, совершенствование навыка чтения, развитие зрительного внимания, мышления

Логопед: На нашем кораблике несколько мачт, определите их количество.

Ученик: На кораблике 7 мачт.

Логопед: Внимательно посмотрите на кораблик и цифры, подумайте и скажите, сколько будет флажков на каждой мачте и какими флажками мы их украсим.

Примерные ответы детей: на первой мачте будет 1 красный флажок, на второй мачте будут 2 флажка оранжевого цвета, на третьей – 3 флажка жёлтого цвета, на четвёртую мачту прикрепим 4 зелёных флажка, на пятую мачту – 5 голубых флажков, шестую мачту украсим 6 синими флажками, а на седьмой будет 7 фиолетовых флажков.

Логопед: А теперь соберите флажки для каждой мачты и сначала прикрепите флажки со словами.

Дети по очереди выходят к доске и под каждой цифрой собирают соответствующие флажки со словами (˂Рисунок 2˃ и ˂Рисунок 3˃).

Рисунок 2

Рисунок 3

Логопед: Как вы думаете, почему слова под каждой мачтой начинаются на определённую букву?

Примерные ответы детей: по первой букве названия цвета каждого квадрата.

3. Введение в  тему урока. Закрепление умения различать функции мягкого знака, совершенствование звукового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, памяти

Логопед: Внимательно прочитайте слова, подумайте и скажите, какая буква встречается во всех словах.

Примерный ответ детей: буква мягкий знак.

Логопед: Давайте вспомним, что мы знаем про мягкий знак.

Примерные ответы детей:

  • мягкий знак – это буква, которая не обозначает звука;
  • мягкий знак в русском языке служит для смягчения согласных, если находится в конце слова и между согласными буквами;
  • мягкий знак будет разделять слово, если после него стоит гласная буква.

Логопед: Чтобы доплыть до острова, нужно правильно записать эти слова (перед каждым ребёнком кладёт на парту лист с изображённым корабликом (˂Приложение 1˃) и ручку). Ещё раз внимательно посмотрите на них и запомните

(дети смотрят на слова и запоминают, затем логопед закрывает слова на коврографе). Сейчас я по порядку продиктую слова, а вы запишите их на мачтах своего кораблика.
Диктует слова, а дети записывают их на мачтах корабликов.

Логопед: Чтобы узнать, кто из вас доплыл на остров на кораблике, необходимо проверить написанные вами слова. 

Далее логопед открывает слова, дети сверяют записи со словами на коврографе. На месте допущенной ошибки на листе с корабликом карандашом делают отверстие.

Логопед: Доплыть до острова смогли только те ребята, которые допустили не более 4-х ошибок. А теперь найдите и прочтите слова, в которых мягкий знак выполняет только функцию смягчения.

Выслушиваются примерные ответы детей.

4. Применение теоретических положений при выполнении упражнений. Развитие языкового анализа и синтеза. Развитие фонематических представлений, звукового анализа и синтеза, мышления, мелкой моторики пальцев рук

Логопед: Мы с вами приплыли на остров, на котором растут необычные фруктовые деревья. Это яблоньки с буквами.
С помощью шнурков составьте по 2 слова с мягким знаком и назовите их.

Логопед раздаёт каждому ребёнку пособие «Яблонька» (˂Рисунок 4˃).

Рисунок 4

Дети продевают шнурок сквозь отверстия и закручивают его вокруг нужной буквы, затем из букв составляют слова с мягким знаком и называют слово (˂Рисунок 5˃).

Рисунок 5

5. Применение теоретических положений при выполнении упражнений. Развитие  зрительного внимания, мышления, словаря, звукового анализа и синтеза, закрепление умения отгадывать загадки. Совершенствование графомоторных навыков.

На доске прикреплены картинки с животными и птицами, обитающими в жарких странах. 

Логопед:

На острове живёт очень много животных и птиц. Посмотрите на картинки и назовите их (˂Рисунок 6˃).

Рисунок 6

Дети по очереди называют картинки.

Логопед: Кого мы увидели на острове?

Примерные ответы детей: мы увидели попугая, слона, зебру, носорога и т.д. (по картинкам).

Затем логопед на парту перед каждым ребёнком ставит коробку с буквами и полосками и предлагает отгадать загадки.  

Логопед: А теперь внимательно послушайте загадки про животных, которых мы ещё встретили на острове, но их изображений нет на доске.
Отгадайте загадки и составьте из букв слова-отгадки, а затем поделите слово на слоги для переноса. Подумайте и скажите, какую функцию выполняет мягкий знак в каждом отгаданном слове.

Загадки

С очень длинным языком,
Может быть, он вам знаком?
Муравьям наносит вред –
Он заморский……..муравьед

Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой –
На что она обижена?
Недаром часто злиться
На всех мамаша……львица

Она стройна и длиннонога,
Имеет два красивых рога,
В степях, пустынях обитает,
Травой, листвой себя питает
Машину все так называют…..газель

6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков. Развитие звукового анализа и синтеза, памяти, мышления.

На парте перед детьми лежат карточки и ручки.

Логопед: У  каждого животного и птицы есть детёныши. Давайте вспомним и запишем некоторых из них (˂Приложение 2˃).

Далее по очереди каждый ученик читает слово на карточке, называет и записывает детёныша животного или птицы.

Логопед: Подчеркните слова с мягким знаком, определите, какую функцию он выполняет в этих словах.

Выслушиваются ответы детей.

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД. Развитие звукобуквенного синтеза, зрительного внимания, мышления

Перед каждым ребёнком на парте лежит пособие «Игровизор» с листами-вкладышами и маркеры (˂Рисунок 7˃, ˂Рисунок 8˃, ˂Приложение 3˃).

Рисунок 7

Рисунок 8

Логопед: Ребята, наше путешествие на кораблике подходит к концу. Чтобы вернуться обратно домой, нам необходимо вспомнить и найти в таблицах с буквами 10 названий животных далёких стран. Прочитайте слова и подчеркните их.

Дети выполняют задание, поочерёдно находят в таблицах и называют слова (˂Рисунок 9˃).

Рисунок 9

8. Итог занятия. Рефлексия

Логопед: Вот и подошло к концу наше путешествие.

  • О какой букве мы сегодня с вами говорили?
  • Какие функции в русском языке выполняет эта буква?
  • Вспомните, какие слова — названия животных или птиц, обитающих в жарких странах – пишутся с мягким знаком.

Разделительный Ъ и Ь знак ℹ️ правила написания твердого и мягкого знака в середине и конце слова, функции, примеры употребления, упражнения

Разделительные ъ и ь: правила написания твердого и мягкого знаков

Первые знания

Изучение алфавита начинается со знакомства с буквами. Их всего 33. В таком варианте азбука существует с 1942 года. До этого времени букв было 32, так как отсутствовала ё. Некоторое время было более 40 букв.

Сейчас буквы ъ и ь звуков не обозначают, они необходимы для выполнения служебных функций. В древнерусском языке с их помощью указывали на краткость и нечёткое произношение других звуков (ъ — звук, близкий к [о], ь — звук, близкий к [е]). Например, вълкъ (волк).

Ъ — ер и ь — ерь

До XII века в русском языке название букв было таким: ъ — ер и ь — ерь. Позже их заменили на о и е, но в конце слова ъ писали до XX века. Отменили его в 1918 году. Утрата кратких гласных звуков привела к чередованию гласных о и е с нулём звука (сон — сна). В устной речи при произношении слов происходит оглушение звонких согласных (плодъ — пло [т]). Сейчас есть ъ и ь знаки, правила для которых изучают в начальной школе.

Буква ь как показатель грамматической формы слова употребляется в имени существительном и глаголе. Используемая часть речи находится в форме женского рода и имеет определенные характеристики — единственное число, именительный или винительный падеж. Например, рожь, печь, молодёжь. Есть исключения — туч, тысяч. Они стоят в форме множественного числа родительного падежа. Правила употребления грамматической формы:

  1. Инфинитив (лететь).
  2. Повелительное наклонение (сыпь, ешь).
  3. Глаголы второго лица (моешь и моешься).

Не ставится знак в глаголах третьего лица, когда они стоят в единственном числе, а действие происходит в настоящем времени (каша варится). Разные группы слов поддаются нескольким правилам. Некоторые им подчиняются, другие придётся запомнить.

Правила русского языка

Употребление букв отличается в зависимости от того, где они располагаются. В корне ставится разделительный мягкий знак, если после него стоят гласные буквы е, ё, ю, я. Твёрдый знак используется в сложных словах с несколькими корнями и после приставок русского и иноязычного происхождения. Употребление слов с разделительным мягким знаком происходит согласно правилам:

Правила русского языка
  1. Написание графического знака в середине (компьютер, обезьяна).
  2. Постановка между двумя морфемами: корнем и суффиксом или корнем и окончанием (ожерелье — окончание е, воробьиный — суффикс ин).
  3. Появление знака при склонении притяжательных прилагательных.
  4. Постановка перед буквой о в иноязычных словах (бульон).

Слова с разделительным твёрдым знаком встречаются реже. Правила употребления необходимо знать, чтобы использовать иноязычные выражения при построении предложений и передаче информации. Знак ставят после русских приставок, которые оканчиваются на твёрдый согласный, перед гласными е, ё, ю, я (съёжился). Однако нужно отличать выражения, в которых букву писать не нужно, так как корень в них начинается с простых гласных а, о, у (изукрашенный, сэкономить).

Употребление сложных выражений связано с правилом постановки графических знаков, которые не обозначают звука. Твёрдый знак покажет, сколько корней, которые начинаются с элементов двух-, трёх-. При этом вторая часть корня начинается с гласных букв, которые обозначают два звука при произношении. Правило не распространяется, если корень которых начинается с буквы а, о или у.

Разделительные ъ и ь: правила написания

В иноязычных выражениях можно встретить приставки аб-, контр-, транс-, суб-. Если корень начинается с е, ё, ю, я, то необходимо поставить твёрдый знак (абъюрация, субъект, трансъевропейский). Его пишут после приставки, которая заканчивается на согласную.

Правило не распространяется на сложносокращённые слова (детясли).

Хоть буквы не имеют звуков, они пишутся для правильного произношения. Это видно на примере пары слов «семя — семья». Мягкий знак, смягчающий предшествующий согласный, заставляет произносить дополнительный звук [й ‘]. Правила переноса простые: знаковая часть остаётся, другая — переносится. Нельзя совершить перенос, если слог представлен одной буквой.

В таблице представлены основные моменты постановки графического знака.

Правило Пример
Имя существительное женского рода, которое заканчивается на шипящий согласный Ночь, мощь
Существительные и числительные, которые употребляются в творительном падеже и имеют форму множественного числа Семью, людьми
На конце числительных от пяти до тридцати, в середине — от пятидесяти до восьмидесяти Двенадцать, тридцать пять
Глаголы в неопределённой форме, в окончаниях слов второго лица единственного числа, в повелительном наклонении Читать, гладь, моешься (исключение: ляг — лягте)
Написание наречий с окончанием на шипящий звук Сплошь, настежь (исключения: уж, замуж, невтерпёж)
Прилагательные, образование которых происходит от названий месяцев Ноябрьский (кроме январский)

Есть трудные случаи, когда правописание нельзя проверить. Главную роль отводят запоминанию. Например, в слове «изъян» пишется твёрдый знак, хотя произношение мягкое. В иноязычных словах приставки не выделяются.

«Подьячий» следует разобрать на морфемы. Здесь приставка по-, а не под-, и корень -дьяч-. Образование происходит от слова дьяк. «Арьергард» дословно обозначает тыловую охрану во время военных действий. Слово трудное, правилу не поддаётся. Нужно запомнить, что в корне будет писаться мягкий знак.

Упражнения на закрепление

Иногда трудно определить, где употребить ъ и ь знаки, поэтому правила нужно запомнить. Сначала определяют строение слова, то есть его морфемный состав. Например, если в корне находится мягкий знак, тогда подбирают однокоренные слова (веселье — весело, воробьи — воробышек). Это правило относится и к словам с твёрдым знаком, например, еду — съеду. Чтобы воспользоваться правилом, нужно придерживаться такого алгоритма:

У доски
  1. Произнести выражение.
  2. Определить, слышится ли перед гласным звук [й ‘].
  3. Выделить корень.
  4. Обозначить морфему, в которой нужно употребить графический знак.

В начальных классах правила изучают, а затем закрепляют с помощью упражнений. Например, нужно вставить на месте пропусков разделительный твёрдый или мягкий знак (ул…и, с… едобный). Объяснение простое: ульи — ставим ь, так как он относится к корню. В прилагательном съедобный употребляют ъ, так как он стоит между приставкой с-, которая оканчивается на согласный, и корнем перед буквой е.

Ещё одно задание — правильно записать выражения с корнем -ех-. Учащимся предлагают слова с…ехал, в… ехал, за… ехал. Для тренировки используют интересное задание, в котором необходимо записать слово буквами, а даётся оно в виде транскрипции. Например, обозначение звуковой схемы [с й’ э л] — съел. Сочетание второго и третьего звука указывает на необходимость употребления твёрдого знака.

Обозначить орфограмму предлагают в тексте, где нужно найти и подчеркнуть слова. После этого дети объясняют свой выбор по представленному алгоритму. Работают с прилагательными, которые отвечают на вопрос «чьи?». Пример предложений: «Заячьи лапы остались на белом снегу», «Рысьи когти очень острые». Здесь в корне пишется мягкий знак.

Разделительные ъ и ь

Чтобы провести игру «Эрудит», на помощь придут пословицы, в которых употребляется противоположный знак. В них много слов на изученную орфограмму. Учитель предлагает прослушать и дать объяснение: «Ученье — свет, а неученье — тьма».

Иноязычные слова нужно запомнить. Некоторые можно часто встретить в ежедневном словаре. С ь пишутся: бульон, павильон, почтальон, шампиньон.

Изучение проходит на протяжении всего обучения в школе. В список употребления твёрдого знака входят подъезд, съёмка, объединить, инъекция, объект. Обращают внимание на слова «то бишь» со значением «а именно». Короткое «туш» пишется без ь, если имеют в виду музыкальное приветствие, а краска — это «тушь».

Можно сделать вывод, что для грамотного построения предложений необходимо обращать внимание на правила. Сначала определяют часть речи, затем подбирают проверочные или однокоренные слова. После этого выделяют морфемы. Такой подход поможет определить, какой знак необходимо употребить.


Учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме: Таблица «Разделительный мягкий знак» (правило, примеры)

Разделительный мягкий знак.

Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и, которые в этом случае обозначают два звука: е — [j’э], ё — [j’о], ю — [j’у], я — [j’а], и — [j’и].  

е

ё

ю

я

и

варенье

чутьё

интервью

крылья

воробьи

ателье

жильё

вьючное, навьючить

семья

семьи

овечье

зверьё

вьюга, завьюжило

стулья

муравьи

уменье

копьё

компьютер

колья

ульи

собачье

бельё

скатертью

собачья

собачьи

выльется

льёт, прольётся, обольём, литьё

льют, полью, выльют

судья

судьи

перьевая, оперенье

пьёт, напьётся

пьют, выпью, напьюсь

перья

соловьи, соловьиная

ненастье

бьёт, добьёмся, разобьём

бьют, бьющийся, отобью

оленья

оленьи

тюленье

вьёт, совьём

вьют, вьюн, вьюнок, вьющийся

тюленья

тюленьи

заячье

Соловьёва

скатертью

заячья

заячьи

гулянье

сырьё

грязью

птичья

птичьи

лисье

нытьё

осенью

лисья

лисьи

волчье

бытьё

капелью

волчья

волчьи

беличье

серьёзно

ладонью

беличья

беличьи

веселье

житьё

цепью

сучья

сучьи

новоселье

курьёзный

елью

братья

оладьи

рыбье

мытьё

метелью

рыбья

рыбьи

чириканье

чьё

степью

друзья

павлиньи

здоровье

дурачьё

вещью

крестьянин

Ильич

кошачье

старьё

радостью

кошачья

кошачьи

кроличье

смелостью

кроличья

кроличьи

лукоморье

ночью

клочья

репьи

овечье

поверхностью

овечья

овечьи

козье

площадью

козья

козьи

премьера

! шьёт, сошьём

дочерью

гостья

ручьи

барьер

! ружьё

тетрадью

комья

охотничьи

платье

мелочью

платья

подземелье

прядью

поленья

! черепашьи

ущелье

сиренью

бурьян

Пьеро

ленью

полозья

Васильевич

медалью

свинья

Юрьевна

храбростью

соленья

Григорьевич

дичью

хлопья

Геннадьевна

печью

листья

Анатольевич

солью

колосья

Евгеньевна

свежестью

Софья

ученье

рысью

Марья

изголовье

пылью

Илья

вольер

жадностью

Наталья

повторенье

завистью

Дарья

терпенье

лошадью

Татьяна

безделье

пятью

Ульяна

колье

шестью

Марьяна

зимовье

семью

обезьяна

устье

девятью и т.д.

певунья

поднебесье

горстью

звенья

воскресенье

моделью

статья

прилежанье

гроздья

терьер

грильяж

раздолье

ладья

печенье

! шью

попрыгунья

оживленье

! рожью

бадья

крепленье

! брошью

ворчунья

фельетон

! мышью

бильярд

дарованье

! тишью

ничья

колье

хохотунья

сиденье

лохмотья

ожерелье

коренья

карканье

сыновья

прощенье

скамья

подворье

фортепьяно

засилье

деревья

застолье

пасьянс

заречье

шалунья

подполье

копья

раздумье

колдунья

безлюдье

загляденье

представленье

зелье

! мужья

угощенье

! верблюжья

пьеса

! божья

счастье

! медвежья

пьедестал

! говяжья

интерьер

кушанье

поместье

модельер

вдохновенье

! вышьет

! божье

! побережье

! верблюжье

! бездорожье

! зарубежье

! безденежье

! затишье

В словах иностранного происхождения встречается написание разделительного мягкого знака («ь») перед «о»: батальон, бульон, гильотина, компаньон, медальон, павильон, почтальон, синьор (итал.), синьора, синьорина, сеньор (испан.), сеньора, сеньорита,  шампиньон, лосьон, каньон, ботильоны.

! Бельэтаж (франц.)

Функции буквы ь и ъ , правила обозначения мягкости согласных

2. Деление на группы по матем.цифрам

Рассаживаются по группам

Чтение хором

Тетрадь правильно кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу,

С чистотою я дружу,

Без ошибок напишу.

Деление на группы

Пони ма

ние

5.Стадия осмысления. Работа по слайдам

В русском языке буква ь может употребляться для обозначения мягкости согласного. Приведите примеры.

Буква ь может употребляться между согласным и гласным, указывая, что их надо произносить раздельно (отсюда — название разделительный ь). Сравните: солю [л’у] — солью [л’й’у].

Ь пишется

Примеры

1. На конце слова.

Нить [н’и́т’], семь [с’э́м’].

2. В середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным.

Судьба [суд’ба́], тьма [т’ма́].

3. В середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость.

Кузьмич [Куз’м’и́ч’] – Кузьма [Куз’ма́], но: бантик [ба́н’т’ик] – бант [ба́нт].

4. После мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными.

Бальный [ба́л’ныj], сельдь [с’э́л’д’].

5. В формах творительного падежа множественного числа.

Людьми, детьми, лошадьми.

6. В середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот.

Пятьдесят, девятьсот.

7. На конце числительных, оканчивающихся на -дцать.

Одиннадцать, пятнадцать.

8. В прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск.

Сентябрьский, октябрьский (но: январский).

Твёрдый знак

В современном русском языке буква Ъ употребляется только в качестве разделительного знака.

Функцию разделительного знака буква Ъ получает в положении перед гласными е, ё, ю, я:


а) после русских и иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную:

подъезд, объединение, изъявить; адъютант, инъекция, конъюнктура;

 

б) после иноязычных морфем, близких к приставкам (контр-, пан-, транс-, фельд):

контръярус, панъевропейский, фельдъегерь;

 

в) в сложных словах после чисел двух-, трех-, четырёх-:

двухъярусный, трехъязычный, четырехъячеистый.

 

Обрати внимание!

Ъ не пишется:
 — после приставок, оканчивающихся на согласные, перед гласными а, о, у, э: безапелляционный, разохаться, контрудар, сэкономить; 
 — в сложносокращенных словах: иняз, главювелирторг и др.

Мягкий знак

Буква Ь в современном русском языке может употребляться:

 — в качестве разделительного знака;

 — для обозначения мягкости предшествующего согласного;

 — для обозначения грамматической формы.

 

Использов ИКТ, взаимообмен мнениями, ДО

План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему: «Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»

«Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»

(по курсу «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого )

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Форма урока: урок

Цель: показать роль мягкого знака в слове; научить различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного на конце и в середине слова мягким знаком, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речевые способности, аналитико–синтетическое мышление, внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, прилежание, интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник «Русский язык», 1 класс, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в паре.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверьте, ребята,

Готовы ли вы начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

— Давайте улыбнемся друг другу, улыбнитесь мне. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов.

II. Сообщение темы урока

— Посмотрите на буквы, записанные на доске: я, и, ь, е, ё

— Что их объединяет? (Эти буквы обозначают на письме мягкость согласного звука)

— Какую букву можно исключить из данного ряда и почему? («ь», т.к. он не обозначает звука, а остальные буквы означают звуки.)

— Исходя из наших рассуждений, скажите, о какой букве мы будем говорить сегодня? (О букве «ь», который обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука.)

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак,

Он не произносится ,

Но в слово часто просится.

Хочет всем нам показать,

Что согласную надо мягко читать.

III. Чистописание

— Раз сегодня у нас в гостях ь, то на минутке чистописания мы будем писать эту букву.

— Но сначала подготовим пальчики к письму.

Утро ясное пришло (поднять вверх правый кулачок)

Солнце красное пришло (поднять вверх левый кулачок)

Будут пальчики вставать (разжать кулачки)

Будут пальчики играть (пошевелить)

Поздоровались друзья

Им гулять давно пора (коснуться поочередно всеми пальчиками с большим)

Раз-два-три-четыре-пять (раскрывается кулачок поочередно, начиная с большого пальчика)

Вышли пальчики гулять (пошевелить)

Раз-два-три-четыре-пять (закрывается кулачок, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять (сжать и разжать все пальцы)

Потрясли кистями рук.

— Посмотрите на доску и скажите, почему написание буквы «ь» разное?

— Вспомним из каких элементов состоит буква «ь»

Напишите эти буквы в следующем порядке до конца строки.

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

Работа по теме урока.

  • Откройте учебник на стр. 12. Прочитайте слова вверху страницы. Какие из них обозначают один предмет, какие – много предметов?
  • Сколько месяцев в году? Перечислити зимние месяцы. Как вы понимаете выражение ударили морозы?
  • Прочитаем текст на стр. 12. Как его озаглавим? Найдите в тексте все слова с мягким знаком, подчеркните их. Откроем прописи и спишем предложение с печатного текста на письменный.

VI. Физминутка

Продолжение работы по теме урока.

— Прочитайте слова в верхней части стр. 13. Какой вопрос можно к ним поставить? Что имеют все ти слова на конце? Какой звук во всех этих словах на конце звучит мягко?

— Прочитайте и проговорите скороговорку. Что обозначают  слова галка галька? Сделаем анализ этих слов. Где стоит ь в слове галька? Попробуйте слова тюленье ожерелье произнести без ь. Сделайте вывод. (ь отделяет согласный звук от гласного). Прочитаем хором с доски.

Перед Е, Е, И, Ю, Я

Я в корнях стою, друзья.

Воробьи, семья, жилье –

Перед Я, Ю, И, Е, Е.

Воробьи, жилье, ручьи,

Листья, крылья, стулья, чьи,

Колья, перья и семья,

Вьюга, осенью, друзья.

-Произнесите слова с ь и без него. Сделайте вывод.

-Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто. Что они обозначают?

— Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что. Что они обозначают?

— Откройте прописи. Прочитаем первое слово. Кто это? Каких рыб вы еще знаете? Спишите слово и предложение. Распределите слова в рамочке по столбикам.

Дидактическая игра.

Я буду произносить слова.

Если звучит слово с «ь»на конце (хлопайте)

Если с мягким согласным в середине слова перед другими согласными (поднимайте руки вверх)

Если произносится слово, в котором не нужен «ь» (приседайте)

Слова: тень, школьник, палка, боль, пилка, мель, зверьки, пальма, уголки, мальчик, плыть, окунь, зорька, марка, роль, галка, камень, слон, заколка, лось, полька.

-Прочитайте пары слов в столбиках под картинкой на с. 13. Меняется ли значение слова, если на конце появляется мягкий знак? Докажите, что меняется.

— Прочитайте текст в нижней части страницы. Как вы озаглавите этот текст? Найдите в тексте слова с мягким знаком. Выпишите их. Какие слова написаны в тексте с заглавной буквы? Почему? Ответте письменно на вопрос в прописи.

VII. Итог

— Наш урок подходит к концу.

— С чем познакомились?

-Чему учились на уроке?

-Что узнали нового?

Продолжите мои предложения:

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Спасибо всем за урок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *