А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию.
Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Попробуйте ее использовать для объяснения причины их плохих отношений.
У Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского, казалось, было много общего: оба — русские помещики, вдовцы, постоянные жители деревенских усадеб. Один вырастил сына, другой — дочь, заботясь об их судьбах. Хлебосольны, особенно Иван Петрович, к которому постоянно съезжалось большое количество гостей. Они оба деятельны и предприимчивы. Хозяйственные нововведения Ивана Петровича, основанные на отечественной манере ведения дел, приводят его к успеху, чем он очень гордится и противопоставляет себя англоману Григорию Ивановичу. Хозяйственные новации Муромского, наоборот, приводят к росту долгов и закладу имения в Опекунский совет. В целом, как показывает развитие сюжета повести, они оба амбициозные, но весьма добродушные люди. Амбициозность и стала причиной их неприязненных отношений. Берестов, как уже было сказано, жестко критиковал Григория Ивановича, тот остро реагировал и сердился на своего зоила (критика). Однако простой случай на прогулке — падение Муромского с лошади — заставил их забыть прежние обиды, примириться, подружиться и даже почувствовать желание породниться. Конечно, мотивы каждого были весьма прагматичны. Муромский видел в Алексее Берестове богатого наследника, Иван Петрович ценил в Григории Ивановиче человека редкой оборотистости и имеющего большие связи, что может помочь Алексею в устройстве его служебной карьеры. Так что такой подход к жизни их тоже сближал.
Уездные барышни, среди которых была и Лиза Муромская, отличались сентиментальной и романтической настроенностью. Как правило, они воспитывались иностранными гувернантками. Пушкин с добродушным юмором описывает их («Что за прелесть эти уездные барышни!»). Они судят о жизни по произведениям, прочитанным на французском языке. Вспомним, что Лиза во время приема гостей разговаривает с Алексеем по-французски. Благодаря романтическим книгам они вырастают мечтательными, чувствительными и ожидают любовных приключений. Событием считаются звон колокольчика приближающегося экипажа, поездка в город, посещение гостя. Но несмотря на эти странности, по мнению Пушкина, они обладают рядом достоинств благодаря жизни на свободе, в уединении. Немаловажное замечание делает автор об их самобытности, которая порой выгодно отличает их от столичных барышень, где характер света сглаживает индивидуальность и делает души однообразными. С горничными светские дамы общались как с наперсницами, что нельзя сказать о Лизе, для которой «Настя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии».
Внимание уездных барышень к Алексею, все их домыслы о нем подчеркивают их мечтательность, любовь ко всему таинственному и романтическому. И, видимо, Алексей, зная эти качества, вел себя в их обществе совсем по-другому, чем среди крестьянских девушек. Вместе с тем уездные барышни, судя по Лизе, могут быть находчивыми, предприимчивыми, знающими особенности деревенской жизни.
Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию.
Завязка — принятие Лизой решения под видом крестьянской девушки познакомиться с Алексеем и начало осуществления этого плана. Кульминация — момент наивысшего напряжения, перелома, после которого действие движется к разрешению конфликта, к развязке. Таким моментом является сцена приезда Алексея в дом Муромского, «дабы откровенно с ним объясниться», встреча с Лизой и узнавание в ней любимой Акулины. С этой сцены, представляющей момент наивысшего напряжения действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.
Повесть заканчивается словами: «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку». Попробуйте рассказать в нескольких словах о том, как вы представляете себе эту развязку. Чувствуете ли вы подсказку автора?
Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать подробную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читателем самостоятельно. Каждый из вас представит ее по-своему. Но общее — это родительское благословение, начало которого положено восклицанием Муромского: «Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…» — и дальнейшая счастливая судьба молодых.
Попробуйте порассуждать о том, как эпиграф повести связан с ее сюжетом.
В любом произведении эпиграф обязательно связан либо с сюжетом, либо с идеей произведения, либо с характеристикой героев. Сюжет повести, в основе которого лежит переодевание, перекликается с эпиграфом. Взяв в качестве эпиграфа цитату из поэмы И. Ф. Богдановича «Душенька», Пушкин подчеркнул, что зародившаяся в душе Алексея Берестова любовь к крестьянской девушке сильнее всех социальных предрассудков. Лиза-Акулина привлекла Алексея своей душевной красотой, природным умом, чувством собственного достоинства, естественностью поведения. Она и сама почувствовала сердечное влечение к нему, хотя начала игру из чистого любопытства, наслушавшись о приехавшем молодом человеке много таинственного.
Пушкин определил жанр произведения как повесть. Можем ли мы, обсуждая это произведение, употреблять термин рассказ?
«Барышню-крестьянку» рассказом назвать нельзя, рассказ — произведение малого объема, его содержание основывается на одном событии, случае из жизни героя или героев. Для повести характерны изображение ряда событий на протяжении значительного временного периода и достаточная сложность и развитость сюжета.
А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию.
4.4 (88%) 55 votesНа этой странице искали :
- создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей
- найдите важнейшие элементы композиции завязку и кульминацию
- сравнительная характеристика Берестова и Муромского
- попробуйте порассуждать о том как эпиграф повести связан с её сюжетом
- нарисуйте групповой портрет уездных барышень
Сохрани к себе на стену!
А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию 👍
Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Попробуйте ее использовать для объяснения причины их плохих отношений. У Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского, казалось, было много общего: оба – русские помещики, вдовцы, постоянные жители деревенских усадеб.
Один вырастил сына, другой – дочь, заботясь об их судьбах. Хлебосольны, особенно Иван Петрович, к которому постоянно съезжалось большое количество гостей. Они оба деятельны
и предприимчивы. Хозяйственные нововведения Ивана Петровича, основанные на отечественной манере ведения дел, приводят его к успеху, чем он очень гордится и противопоставляет себя англоману Григорию Ивановичу.Хозяйственные новации Муромского, наоборот, приводят к росту долгов и закладу имения в Опекунский совет. В целом, как показывает развитие сюжета повести, они оба амбициозные, но весьма добродушные люди. Амбициозность и стала причиной их неприязненных отношений. Берестов, как уже было сказано, жестко критиковал Григория Ивановича, тот остро реагировал и сердился на своего зоила (критика).
Однако простой случай на прогулке – падение Муромского с лошади – заставил их забыть прежние обиды, примириться, подружиться и даже почувствовать желание породниться. Конечно, мотивы каждого были весьма прагматичны. Муромский видел в Алексее Берестове богатого наследника, Иван Петрович ценил в Григории Ивановиче человека редкой оборотистости и имеющего большие связи, что может помочь Алексею в устройстве его служебной карьеры.
Так что такой подход к жизни их тоже сближал.Нарисуйте групповой портрет уездных барышень. При его создании используйте то, что вы узнали в начале повести о Лизе Муромской.
Уездные барышни, среди которых была и Лиза Муромская, отличались сентиментальной и романтической настроенностью. Как правило, они воспитывались иностранными гувернантками. Пушкин с добродушным юмором описывает их (“Что за прелесть эти уездные барышни!”). Они судят о жизни по произведениям, прочитанным на французском языке.
Вспомним, что Лиза во время приема гостей разговаривает с Алексеем по-французски. Благодаря романтическим книгам они вырастают мечтательными, чувствительными и ожидают любовных приключений. Событием считаются звон колокольчика приближающегося экипажа, поездка в город, посещение гостя. Но несмотря на эти странности, по мнению Пушкина, они обладают рядом достоинств благодаря жизни на свободе, в уединении.
Немаловажное замечание делает автор об их самобытности, которая порой выгодно отличает их от столичных барышень, где характер света сглаживает индивидуальность и делает души однообразными. С горничными светские дамы общались как с наперсницами, что нельзя сказать о Лизе, для которой “Настя была в селе Прилучине лицом гораздо более значительным, нежели любая наперсница во французской трагедии”.
Внимание уездных барышень к Алексею, все их домыслы о нем подчеркивают их мечтательность, любовь ко всему таинственному и романтическому. И, видимо, Алексей, зная эти качества, вел себя в их обществе совсем по-другому, чем среди крестьянских девушек. Вместе с тем уездные барышни, судя по Лизе, могут быть находчивыми, предприимчивыми, знающими особенности деревенской жизни.
Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию. Завязка – принятие Лизой решения под видом крестьянской девушки познакомиться с Алексеем и начало осуществления этого плана. Кульминация – момент наивысшего напряжения, перелома, после которого действие движется к разрешению конфликта, к развязке. Таким моментом является сцена приезда Алексея в дом Муромского, “дабы откровенно с ним объясниться”, встреча с Лизой и узнавание в ней любимой Акулины.
С этой сцены, представляющей момент наивысшего напряжения действия, начинается и разрешение конфликта, переходящего в развязку.
Повесть заканчивается словами: “Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку”. Попробуйте рассказать в нескольких словах о том, как вы представляете себе эту развязку. Чувствуете ли вы подсказку автора?
Пушкин сюжетом повести утверждает, что не всегда обязательно давать подробную развязку. Она здесь очевидна и может быть хорошо представлена читателем самостоятельно. Каждый из вас представит ее по-своему.
Но общее – это родительское благословение, начало которого положено восклицанием Муромского: “Ага! да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…” – и дальнейшая счастливая судьба молодых.
Попробуйте порассуждать о том, как эпиграф повести связан с ее сюжетом. В любом произведении эпиграф обязательно связан либо с сюжетом, либо с идеей произведения, либо с характеристикой героев. Сюжет повести, в основе которого лежит переодевание, перекликается с эпиграфом. Взяв в качестве эпиграфа цитату из поэмы И. Ф. Богдановича “Душенька”, Пушкин подчеркнул, что зародившаяся в душе Алексея Берестова любовь к крестьянской девушке сильнее всех социальных предрассудков.
Лиза-Акулина привлекла Алексея своей душевной красотой, природным умом, чувством собственного достоинства, естественностью поведения. Она и сама почувствовала сердечное влечение к нему, хотя начала игру из чистого любопытства, наслушавшись о приехавшем молодом человеке много таинственного.
Пушкин определил жанр произведения как повесть. Можем ли мы, обсуждая это произведение, употреблять термин рассказ?
“Барышню-крестьянку” рассказом назвать нельзя, рассказ – произведение малого объема, его содержание основывается на одном событии, случае из жизни героя или героев. Для повести характерны изображение ряда событий на протяжении значительного временного периода и достаточная сложность и развитость сюжета.
А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию
Пушкин — очень талантливый и творческий человек, которому удавалось писать замечательные не только стихи, но и прозу. Свои рассказы, свои повести Белкина у него создавались быстро и при этом они явились неким творческим опытом. В каждой повести была использована своя манера повествования, свой тип и замысел, чем и отличались рассказы дуг от друга. И вот сегодня мы изучили несколько шутливую работу, с замысловатым сюжетом. Произведение имеет счастливый конец и это Барыня-крестьянка Пушкина. Оно знакомит нас с двумя семьями, причем сюжет немного схож с сюжетом Шекспира Ромео и Джульетта, ведь и здесь есть две враждующие семьи. Перед прочтением произведения, давайте сделаем сравнительную характеристику Берестова и Муромского. Это соседи-помещики, они же и являются враждующими героями.
Характеристика Берестова и Муромского
Сравнительная характеристика поможет лучше увидеть отношение к жизни и укладу Берестова и Муромского. Так Муромский приверженец нового, западного. Свое имение обустроил на английский манер. Дочь свою величает по-английски, коверкая русское имя. Так у него дочка не Лиза, а Бетси. Это помещик, что владеет имением в Прилучине. Он любит тратить доходы направо и налево, его привлекают нововведения и при этом он больше живет в кредит, нежели по своим средствам.
Берестов — консерватор, его уважают. Ему противны нововведения и тема англомании в целом ему противна, вот поэтому ему и ненавистен сосед. Муромскому же ненавистна критика Берестова, поэтому его отношение к соседу также не из лучших. Простыми словами — это были враждующие семьи. Но все изменил один случай. Когда Муромского сбросила лошадь, Берестов, несмотря на неприязнь к соседу, помог ему, выручил и поддержал. С того дня их отношения в корне изменились. Завершая свою сравнительную характеристику, скажу что помещики Берестов и Муромский стали хорошими друзьями, при этом у них было и общее.
Они вдовцы, с детьми на руках. У Муромского — дочь, у Берестова — сын. Причем мы видим, как в рассказе между детьми зарождается светлое чувство, несмотря на вражду отцов. Правда, Лиза, чтобы познакомиться с Алексеем, переодевается в крестьянку, как советовала служанка Настя. В этом и была завязка произведения. Лиза под именем Акулины познакомилась с Алексеем, от которого все барышни были в восторге. Молодые люди полюбили друг друга, при этом Алексей полюбил Лизу в образе простой девушки. Кульминацией же был приезд Алексея к Муромским, однако девушке удается выкрутиться. Герой не узнает Акулину в лице Лизы. Но, все оказалось намного проще. Родители решают женить своих детей. Для Алексея это была ужасная новость, ведь любит он другую. Но, вовремя раскрытый Лизин маскарад, все меняет. Как-то парень увидел, как Лиза читает письмо, адресованное Акулине и все становится на свои места. Все счастливы и в этом развязка произведения.
Интересная, светлая работа автора, которая легко и с удовольствием читается, поэтому советую с ней познакомиться всем без исключения.
А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию
5 (100%) 6 votesУрок по литературе 7 класс на тему «Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка» «
Тема урока: Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».
Цели:
Познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Барышня — крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести.
Формировать умение анализа художественного текста.
Воспитывать эмоциональное восприятие художественного текста, внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам человека.
Оборудование:
— текст повести «Барышня- крестьянка», проектор, экран.
Методические приёмы:
— рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное чтение; сравнительный анализ персонажей
Ход урока
Орг. момент.
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас открытый урок , поприветствуем наших гостей.
Слово учителя.
— Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830 года. (Сообщение о Болдинской осени в жизни А.С.Пушкина)
На сегодняшнем уроке мы с вами будем работать над повестью Пушкина «Барышня-крестьянка».
3.Беседа по тексту.
— Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили внимание на её заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок? Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка ?
— Что даёт совмещение этих слов?
— Объясните смысл эпиграфа.
— Как Пушкиным переосмыслена «романтическая» ситуация, описанная в повести «Барышня-крестьянка» ?
— Какие признаки романтизма вы можете назвать в повести?
4.Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ)
Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):
Иван Петрович Берестов
1.Ведет хозяйство на русский манер;
«В будни он ходил в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме «Сенатских Ведомостей ».
Из людей, осуждавших Г.И.Муромского, «Берестов отзывался строже всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера».
Григорий Иванович Муромский
Англоман:
«…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими жокеями. У дочери его — англичанка. Поля обрабатывал он по английской метод…»
Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из помещиков догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот, казавшийся в то время чрезвычайно смелым»
Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты».
Отмети иронию Пушкина в описании отношений Берестова — старшего и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы. Однако, несмотря на отличия, у них много общего:
Иван Петрович Берестов- русский дворянин, ведущий хозяйство по русскому образцу.
Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком.
Благодаря общности жизни Берестов — старший и Муромский смогли в конце концов найти общий язык и помириться.
Младшее поколение
Алексей Берестов
Характеристика персонажа, портрет:
«Он был воспитан в … университете и намеревался вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай (атрибут военного)»
Он был «в самом деле , молодец…Барышни поглядывали на него, а иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался , а они причиной его нечувствительности полагали любовную связь».
«Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу … барышень. Он первый пред ними явился мрачным и разочарованным, первым говорил им об утраченных радостях и об увядшей своей юности; сверх того носил он чёрное кольцо с изображением мертвой головы. Всё это было чрезвычайно ново в той губернии. Барышни сходили по нем с ума».
Лиза (Бетси)- Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина ).
1.Характеристика персонажа, портрет:
«Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс Жаксон…»
«За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня».
— Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла очаровать Алексея в своем истинном обличии?
— Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга?
5.Работа над композицией и сюжетом повести.
— Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы?
-А какова роль случая в повести? Давайте перечислим случайности, которые двигают повестью. Так ли они случайны? Рассмотрим композицию. Напомним, как строится композиция:
На доске:
Экспозиция – завязка- кульминация- развязка- эпилог (не обязателен)
Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика младшего поколения.
Завязка: Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и рассказывает об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с А.Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное» знакомство Лизы с Алексеем.
Кульминация: Случайная встреча с Лизой-Акулиной в ее доме. Кульминации предшествует еще одна случайность: падение Муромского с лошади и спасение его Берестовым- старшим.
Развязка: Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку…»
Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим вопросом дома.
6. Домашнее задание
Сочинение-миниатюра «Роль случая в повести А.С.Пушкина «Барышня- крестьянка».
Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский»