Найти грамматическую основу – Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи — Справочник по русскому языку — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Основа предложения — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2018; проверки требуют 6 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Основа.

Грамматическая основа (предикативная основа, предикативное ядро) предложения — структурная схема предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них.

Предикативная основа предложения — это его члены, связанные предикативной связью.

Любая синтаксическая работа с предложением начинается с нахождения грамматической основы предложения.[источник не указан 3512 дней].

Иногда рассматривают предложения с подразумеваемой, но не облечённой в словоформу, основой. Пример — ответ «На каникулы.» на вопрос «Петя приедет на каникулы?». И наоборот, предикативная основа может быть достаточно длинной: так, английское предложение

Old Jim seemed to manage to give his attention to work полностью состоит из основы.

  • Односоставное предложение состоит из одного главного члена (только подлежащее или только сказуемое или их части). Например без подлежащего бывают безличные, неопределённо-личные, определённо-личные и обобщённо-личные предложения. Без сказуемого — назывные.
  • Двусоставное предложение состоит из двух главных членов (есть и подлежащее, и сказуемое, хотя бы частично).
  • Простое предложение — с одной грамматической основой.
  • Сложное предложение — с двумя и более основами, полипредикативные. Такие предложения делятся дальше по виду связи между основами — например, сложносочинённые и сложноподчинённые.
  • Если предложение не содержит ничего, кроме основы, то оно называется
    нераспространённым
    , иначе — распространённым.

Иногда сложно определить, является ли грамматическая связь предикативной; тогда появляется понятие полупредикативности. Пример: Мальчик воровал яблоки.

Тестовые задания 8, 11 (Грамматическая основа) на ОГЭ

Грамматическая основа предложения. ОГЭ. Задание 8

Укажите количество грамматических основ в предложении.

1. Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

2. Когда я уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли.

3. Обречь кого-то на медленное и мучительное умирание!

4. Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки.

5. А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

6. Коров они успели вывести, а телёнок в самой дальней клети был закрыт – не подберёшься.

7. Спокойно, обыденно и публично, средь бела дня, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.

8. На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.

9. В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.

10. Вот что я тебе скажу: из-за чужого человека ты хорошую цену упускаешь, ежели ты его не выставишь, потом ты горько пожалеешь!

11. Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

12. Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые.

13. Приблизившись, я приостановился, а затем хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

14. Вам не надо – вы ухόдите, мне надо – я остаюсь.

15. Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву…

16. Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

17. Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым?

18. Лисапета, конечно, была неплохая девчонка, но, когда она появлялась, сразу хотелось съёжиться – так она суетилась и вращалась.

19. Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится.

20. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

21. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

22. Гоша накидывает ей на плечи курточку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках покрывается пупырышками.

23. Мать поругивала Пашку за то, что он нагородил у колодца всяких палок, однако всё обходилось.

24. Не знаю, чего я хотел.

25. 3десь, в Доме культуры, есть такая студия.

26. Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

27. Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же?

28. Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

29. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

30. Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

31. Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

32. Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

33. Как только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл.

34. Хотелось, чтобы появился друг.

35. Бабушка очень огорчилась, но потом сказала, что первый провал внука как раз говорит о его незаурядном даровании: Шаляпина в молодости тоже не приняли в хор.

36. А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке…

37. В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.

38. Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта.

39. Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает.

40. Мне самой от поклонников не приходилось обороняться – и я обороняла от них Лялю.

41. Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.

42. У Тимофея была сумасшедшая гордость, но он ел потому, что голод совсем одолел, а колбаса казалась необыкновенным, божественным наслаждением.

43. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.

44. В море переливались нефтяные разводы, будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и её обломки прибило к берегу.

45. Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

46. Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало.

47. Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

48. Говорили, будто в детстве он был похищен из зажиточной семьи бандой слепцов, с которыми бродил, пока известный профессор не обратил внимания на его замечательный музыкальный талант.

49. Все леса хороши, но особенно хороши горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.

50. Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку.

51. Когда минут через десять, не сразу отыскав машину и показав шофёру, как подъехать к землянке, я вернулся, мальчишка совсем преобразился.

52. И вдруг, как будто поняв, что дело сделано, и уже не поправишь, и что надо стоять на своём, Санька стал рвать деньги дальше, в мелкие клочья, приговаривая:

53. Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней.

54. Сарай мы почему-то называли амбаром, хотя тут хранились лопаты, грабли, пилы, трёхлитровые банки, заигранные пластинки и тут же лежали подшивки старых журналов и газет.

55. И всё-таки главное – артисты: балерины в юбочках из прозрачной ткани, танцоры, выскакивавшие, когда надо было поднять балерину.

56. Закатное солнце слепит меня, бордовое, зловещее, грозное, на его фоне раскачивается кепочка отца, горбатится вещевой мешок и торчит ствол ружья.

57. Мать писала, что немцев отогнали, канонады почти не слышно, открылся цирк…

58. Если, преодолевая себя, ты делаешь один шаг, то успех шагает тебе навстречу в десять раз быстрее, и жизнь показала, что вера – главная сила человека.

Тест по русскому языку «Грамматическая основа предложения» (9 класс. ОГЭ: Задание 8)

Задание ОГЭ № 8

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

1. Выпишите грамматическую основу предложения «Что, мальчик, болен?»

Ответ:_______________________________________________

2. Выпишите грамматическую основу предложения «На дворе светает»

Ответ:_______________________________________________

3. Выпишите грамматическую основу предложения «Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух»

Ответ:_______________________________________________

4. Выпишите грамматическую основу предложения «От батареи отопления тянуло теплом»

Ответ:_______________________________________________

5. Выпишите грамматическую основу предложения «Никто так не обидит старую, больную женщину…»

Ответ:_______________________________________________

6. Выпишите грамматическую основу предложения

«А ее никак не пересаживали»

Ответ:_______________________________________________

7. Выпишите грамматическую основу предложения «Кто тут полегче?»

Ответ:_______________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения «Весь луг был в цветах»

Ответ:_______________________________________________

9. Выпишите грамматическую основу предложения «Только через полгода мне удалось добиться назначения на Север»

Ответ:_______________________________________________

10. Выпишите грамматическую основу предложения «Мое решение было тайной для всех»

Ответ:_______________________________________________

11. Выпишите грамматическую основу предложения «Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь»

Ответ:_______________________________________________

12. Выпишите грамматическую основу предложения «Он у нас коновал»

Ответ:_______________________________________________

13. Выпишите грамматическую основу предложения «Мне стало страшно за дедушку»

Ответ:_______________________________________________

14. Выпишите грамматическую основу предложения «Матвеев приказал всем построиться»

Ответ:_______________________________________________

15. Выпишите грамматическую основу предложения «Автобуса опять нет»

Ответ:_______________________________________________

16. Выпишите грамматическую основу предложения «Книга – источник знаний»

Ответ:_______________________________________________

17. Выпишите грамматическую основу предложения «За окном быстро стемнело»

Ответ:_______________________________________________

18. Выпишите грамматическую основу предложения «Вчера на весь день отключили свет»

Ответ:_______________________________________________

19. Выпишите грамматическую основу предложения «Никто не хотел умирать»

Ответ:_______________________________________________

20. Выпишите грамматическую основу предложения «Лучший из учеников решил эту задачу»

Ответ:_______________________________________________

21. Выпишите грамматическую основу предложения «У князя собралось множество народа»

Ответ:_______________________________________________

22. Выпишите грамматическую основу предложения «Она показалась мне смешной»

Ответ:_______________________________________________

23. Выпишите грамматическую основу предложения «Учитель был строгим»

Ответ:_______________________________________________

24. Выпишите грамматическую основу предложения «Мне необходимо сойти на этой остановке»

Ответ:_______________________________________________

25. Выпишите грамматическую основу предложения «Им всем нужны были книги»

Ответ:_______________________________________________

26. Выпишите грамматическую основу предложения «Завтра утром встану, побегу в сад»

Ответ:_______________________________________________

27. Выпишите грамматическую основу предложения «С часу на час можно было и нам ожидать нападения Пугачева»

Ответ:_______________________________________________

28. Выпишите грамматическую основу предложения «Магнит находят в земле с железной рудой»

Ответ:_______________________________________________

29. Выпишите грамматическую основу предложения «На клумбе росли анютины глазки»

Ответ:_______________________________________________

30. Выпишите грамматическую основу предложения «Этому можно научиться»

Ответ:_______________________________________________

Ответы к заданию 8

  1. болен

  2. светает

  3. клапан был заткнут

  4. тянуло

  5. никто не обидит

  6. не пересаживали

  7. кто полегче

  8. луг был в цветах

  9. удалось добиться

  10. решение было тайной

  11. хотелось помочь

  12. он коновал

  13. стало страшно

  14. Матвеев приказал

  15. нет

16 книга источник

17 стемнело

18 отключили

19 никто не хотел умирать

20 лучший из учеников решил

21 собралось множество народа

22 она показалась смешной

23 учитель был строгим

24 необходимо сойти

25 нужны были книги

26 встану, побегу

27 можно было ожидать

28 находят

29 росли анютины глазки

30 можно научиться

Как найти грамматическую основу?

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. 

Сказуемое

Сказуемое — это главный член предложения, обозначающий действие и, чаще всего, выражен глаголом,отвечает на вопросы: что делает? что делают? и т.д. Подчёркивается двумя чертами.

Рассмотрим на примере, как найти грамматическую основу в предложении. Возьмем предложение «Катя поливает цветы». Первое, с чего нужно начать — это найти сказуемое в предложении. Как же это сделать?.

  1.  Нужно изменить грамматическое значение предложения и посмотреть, какое слово меняется, например: «Катя поливала цветы»Из примера мы видим, что изменяется слово «поливать». В нашем случае это и есть сказуемое.
  2.  Но что, если в предложении нет глагола? Что тогда будет являться сказуемым? В таком случае сказуемым будет являться краткое прилагательное.
  3. Так же сказуемым может являться существительное в Именительном падеже или полное прилагательное, стоящее после подлежащего.
  4. Существуют случаи, когда в предложении нет сказуемого, например:  «Тишина».

Подлежащее

Подлежащее — это главный член предложения, который, обозначает предмет или лицо, стоит в Именительном падеже и отвечает на вопросы: кто? что?. Подчёркивается одной чертой.

Есть несколько способов определения подлежащего в предложении, рассмотрим некоторые из них.

  1. Подлежащее обозначает предмет или лицо, которое выполняет определённое действие. Вернемся к нашему предложению. «Катя» обозначает лицо, которое выполняет действие, то есть поливает цветы. Значит, «Катя» будет являться подлежащим в данном предложении.
  2. Подлежащее можно определить, поставив вопрос от сказуемого.  Мы определили, что «поливает» — это сказуемое.Определяем падеж двух оставшихся существительных. Поливает (что?) цветы (В.п), поливает (кто?) Катя (И.п). Слово «Катя» стоит в Именительном падеже, оно и будет являться подлежащим.
  3. Подлежащим может являться числительное, неопределенная форма глагола, причастие, наречие, прилагательное, местоимение, а так же междометие.
  4. Так же бывают случаи, когда в предложении отсутствует подлежащее, например: «Светает».

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *