Народные колыбельные песни названия – Русские народные колыбельные песни

Древние секреты народных колыбельных песен, тайны

Народные колыбельные песни как традиционный и очень весомый фольклорный жанр – это то, что объединяет всю нацию в некотором едином “пра-океане”, едином потоке и ритме дыхания, в общих народных чаяниях. Эти песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства (бедные няньки пели колыбельные песни своим богатым воспитанникам) и темперамента.

У бедных крестьян не было возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере. И колыбельные песни в связи с этим обстоятельством приобретали весьма важное значение для детей. Именно та песня, которую человек чаще всего слышит в раннем детстве, определяет его дальнейший жизненный путь. Не удивительно, что очень скоро этот жанр вышел из народа. С XVIII в. народная колыбельная – получает широкое распространение в профессиональной вокальной музыке (Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Алябьев, М. Глинка, П. Чайковский и др.). С XIX в. этот жанр получил распространение и в музыке инструментальной (Ф. Шопен, И. Брамс, Э. Григ, К. Дебюсси, А. Рубинштейн, М. Равель, И. Стравинский, П. Чайковский и др.)

Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать» (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – «байки», которое произошло от древнерусского глагола – « байкать» (баюкать, качать, усыплять) или «баять» (говорить, сказывать, шептать). Взрослых (бабушек, дедушек, матерей, нянечек, детей-подростков), исполняющих эти песни в северных русских говорах назвали «баяльщик».


Примечателен тот факт, что мастерством исполнения народных колыбельных песен, вбирающих в себя мелодический «интонационный и эмоциональный словарь» весьма дорожили. Мать обучала дочерей, играющих куклами, правильно «байкать». В крестьянской семье девочки с 6-7- лет уже присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда и нанимались нянями в другие семьи. Пение колыбельных – это особое искусство, которым в старину овладевали с детства.

Если рассматривать «действие» колыбельных, то они, скорее всего это происходило у авторов подсознательно, дают установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. Отсюда светлые, радостные образы в колыбельных песнях (малинка, солнечный сад, рай, райское место, золотая (серебряная) колыбель (у славян), алая колыбель (у сибирских татар), Христос, Богородица, Бог (у русских), белая колыбель (у казахов), беленький жеребенок, алая колыбелька, соловушка, спелая земляника, зайчонок, передающие позитивное восприятие мира.

Мать, исполняя колыбельную, сначала создает у себя светлый внутренний образ прекрасного, а затем уже на этой волне поет колыбельную. Когда маленький человечек появляется на свет, его жизнь представляется достаточно сильной экстремальной ситуацией. Все мы, взрослые и дети, переживаем стрессовые ситуации каждый день и привыкаем к ним настолько, что даже не замечаем полученного мини сотрясения психики. Колыбельная песня с ее постоянным ритмом, четким мелодическим рисунком способствует максимальной релаксации и матери, и ребенка.

 

Тайны славянских колыбельных песен

Древние колыбельные песни возникли в эпоху языческого олицетворения отвлеченных понятий, окружающих предметов. Мать ‘заговаривала’ ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам, носителям сна – Сну, Дреме, Угомону. Эти персонажи представлялись живыми существами, которых можно приглашать в дом. По мнению русского исследователя фольклора А. Ветухова Сон в колыбельных песнях представлялся усталым путником, ищущим себе покоя и места для отдыха, но во всякой избе, а там, где есть малютка. Это друг и покровитель детей: своими чарами он убаюкивает их. Некоторые фольклористы-исследователи (В.П. Аникин, В.Е. Гусев, Н.И. Толстой) считают, что связь с магическими действиями явственнее всего проступает в обыкновении многократно повторять припев «баю, баю, баюшки», либо «люли, люлюшки» в самых разнообразных сочетаниях.

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. В учебниках для педагогических институтов отмечалось даже указание на то, что укачивание признается ненужным и вредным: «укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда, и пр.) порядком… Колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимость». Можно увидеть потрясающие душу примеры успешного внедрения в жизнь подобной установки. Самое «безобидное», к чему может привести замена колыбельных песен телевизором, компьютерными «стрелялками», а то и вовсе безразличное ‘запихивание в кровать’ — развитие у ребенка «синдрома дефицита внимания». Этот ‘диагноз’ знаком, к сожалению, родителям примерно 15–20 процентов детей. Синдром выражается в неспособности сосредотачиваться. Дети, страдающие СДВ, не могут нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Не стоит думать, что это страшилка. Синдром дефицита внимания поддается коррекции.

 

Требуется много внимания, много терпения и понимания, чтобы ‘расторможенный’ малыш стал спокойнее. И колыбельные, и ласка, и любовь — то самое, необходимое лекарство.
Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному – народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.
Богатейшая сокровищница материнского фольклора, народная культура и народная педагогика предлагают нам «творить» своего ребенка. Пойте ему колыбельные песни, которые помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым, вдохновляя его на творчество и радостное восприятие жизни.

В поющей книге «Колыбельные для всей семьи» собрано много русских народных песен  в исполнении профессиональной певицы Наталии Фаустовой. Красивые и нежные мелодии помогут вам уложить ребенка на ночь, расслабиться и настроиться на позитивный лад.

Сладких снов!

dreamsong.ru

Русские народные колыбельные

Удивительно поэтично описывается природа в народных колыбельных. Даже если зарисовка бесхитростна («солнце село, скрылось прочь, день угас, настала ночь»), то уточнение места, где это происходит – «во лазоревом краю» – создает лирический образ. А лазоревый край – это, между прочим, не что иное, как райское место, Ирий (Вырий).

Колыбельная – оберег детской души

Зачастую в сюжеты баюкающих песенок закладывались идеи защиты детской души, в них зашифровывался обережный смысл. Так, например, в следующих строчках, на первый взгляд, ведущей темой является ничем не нарушаемый покой и гармония мира:

Тишина в лугах, в лесах,

Звезды ходят в небесах,

И дудит им во рожок

Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет,

Складно песню напевает,

Да негромкая она,

Только звездам и слышна.

Однако, обратившись к древней славянской традиции, можно отметить: при описании небесного мира звезды уподоблялись душам, а луна и месяц устойчиво соотносились с загробным миром. С другой стороны, в более поздние времена звезды рассматривались как окна в небесном тереме, из которых ангелы смотрят на землю: «Смотрит ангел, а сам каждое дело земное в книгу небесную записывает. А людям-то кажется, что это все звезды сверкают!».

Поэтому и звучит в следующих куплетах тема предпочтительности домашней, семейной песенки вместо мелодии месяца-пастушка для засыпающего ребенка, которому рано отправляться в ангельский мир:

Только звездам, только ночке

В синей сини над селом…

А для нашего сыночка

Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем

Под припевочку свою:

В ней начало: «Баю-баю!»

А конец: «Баю-баю!».

Иногда картины природы соединяют в себе панораму и фрагмент, как общее и часть его, единство большого и малого, далекого и близкого. Например:

Ветер горы облетает, баю-бай,

Над горами солнце тает, баю-бай».

Листья шепчутся устало, баю-бай,

Гулко яблоко упало, баю-бай,

Подломился стебель мяты, баю-бай,

Желтым яблоком примятый, баю-бай.

Месяц солнце провожает, баю бай,

По цветам один гуляет, баю-бай.

Кажется, что в этом сюжете отдаленные пейзажи обрамляют, окутывая собой, сиюминутную сценку с падением яблока. Но насколько она мимолетна? Обратимся к символике образов этой колыбельной. Ветер в представлениях славян был существом одушевленным и могущественным, домом его считались недоступные места, например, высокие горы, и в ряде случаев он связывался с местонахождением душ. По одному из поверий, с ветром летают души грешников, а сильные продолжительные порывы могут знаменовать чью-то смерть. В нашей песенке ветер облетает собственную обитель, следовательно, не несет в себе угрозы жизни.

Солнце олицетворяло собой источник жизни, тепла и света. Лист выступал символом Древа жизни, а в многозначной символике яблока переклик смыслов с мятой-травой встречается лишь в ритуалах, связанных с культом мертвых, точнее, в обрядах поминовения предков, особенно, если речь идет о желтом яблоке, ибо желтый цвет издревле был у славян знаком смерти, и даже пасхальные яйца, предназначенные для поминок, окрашивали именно в него. О месяце уже говорилось, а цветы – символ земной жизни.

Соединив все значения, можем заключить: речь идет о том, что в ночную пору, когда персонажи небесного и земного мира тают и отдыхают, устав за день, для защиты души ребенка призываются ушедшие в мир иной предки. Иными словами, в зарисовке природы также присутствует обережный подтекст.

Колыбельная – звено в передаче традиционного мироощущения

Нередко отдыхающая природа описывается при помощи перечисления уснувших персонажей и мест их ночлега:

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Белочки на ёлочках,

Медвежатки в норочках.

Птички спят на веточках,

Лисоньки на горочках.

Заиньки на травушке,

Утки на муравушке.

Или:

На лужайке спит трава,

На деревьях спит листва,

Спит осока у реки,

Спят сомы и окуньки.

А также:

Птенчики по гнёздышкам,

Деточки по люлечкам.

Они спят, они спят,

Всему миру спать велят…

И это не простое перечисление зверей, птиц, рыб и растений «в привязке к конкретной местности». Здесь на самом деле доступным для ребенка образом сформулирована идея единства всех царств природы, присущая славянской традиции; мысль о том, что синхронность поведения с их обитателями – основа гармоничного сосуществования и поддержания цельности мира.

С другой стороны, в колыбельных изображаются позитивно окрашенные картины будущего дня, в котором пробудившаяся природа добросердечно одарит:

Скоро ноченька пройдет,

Красно солнышко взойдет.

Свежи росушки падут,

В поле цветушки взрастут,

Сад весенний расцветет,

Вольна пташка запоет.

Люли, люшеньки, люли,

Ты, сыночек, крепко спи.

Нетрудно заметить, что в подобных словах передаются чувства безопасности и радости жизни. Символика использованных здесь образов включает силы небесного мира (солнце, роса, пташка) и земного (поле, цветы, сад), причем они рисуются в исключительно светлых и беспечальных тонах.

Вот на этой оптимистической ноте можно было бы и закончить краткий обзор колыбельных о природе. Но трудно удержаться от восклицания: насколько же непростыми могут оказаться совершенно незатейливые песенки, если присмотреться к ним повнимательнее!

Да, мудрость народная редко заявляет о себе громогласно, но в жизни присутствует, тем не менее, неизменно и вековечно, и каждый, кто захочет, может черпать сокровища из ее кладези – горстями…

Читайте также: Русские народные колыбельные

Споем? Русские народные колыбельные

Баю, баюшки-баю… Споём колыбельную

Кошки, коты, принесите дремоты…

 

Источник: интернет-журнал «ШколаЖизни.ру»

www.u-mama.ru

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора.

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

laila50.livejournal.com

Русские народные колыбельные песни — Щи.ру

Русская колыбельная – тихий, с плавными рифмами мелодичный напев. Это древнейший жанр устного творчества, еще называемый в народе байками, который использовался с незапамятных времен для того чтобы укачать ребенка и подготовить его ко сну, также в нем сохранились элементы оберега-заговора, защищавшего малыша от таинственных злых сил. Наши предки верили, что если малышу приснится что-то плохое, то в реальной жизни это событие никогда уже не повторится.

Может поэтому в этих усыпляющих напевах и присутствовали различные «серые волчки» и прочие пугающие герои. Затем магический смысл в них был постепенно утерян, оставив доброе пожелание на будущее, материнскую любовь и заботу.

Колыбельные отличаются красивой стихотворной формой, мелодичным и размеренным мотивом, успокаивающим, монотонным ритмом под плавное качание детской колыбельки. В этом тихом и спокойном напеве сосредоточенны все думы матери о будущем её ребенка, любование им, упоминаются все понятные и приятные для него образы и герои: «серенький коток», «красненькая рубашечка», «журавлик». Центральный образ этой своеобразной материнской поэзии — её дитя, его жизнь и будущее, великая сила материнской любви и заботы, желание уберечь его от бед и ошибок, дать ему правильные наставления, которые помогут ему стать хорошим человеком.

Ой, люли-люлюшеньки,
Баиньки-баюшеньки…
Сладко спи по ночам,
Да расти по часам.

 

А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

 

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.

 

Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.

 

А вы зайцы-заюшки
А и где вы бегали
А и где вы прыгали
А и что вы делали
А мы бегали в лесу
Били волка по носу
Запрягали комара
Спи, сестренка, спать пора!

 

Люли, люли, люленьки,
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Начинайте ворковать.

 

Люли, люли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Сели в изголовьице —
Спи-ка на здоровьице.
Стали гули ворковать —
Стала доча (иль сыночек) засыпать.

 

Ходит Сон у окон,
Ходит Дрёма возле дома.
И глядят, и глядят,
Все ли, все ли дети спят.
Ходит Сон по лавочке
В шёлковой рубашечке.
А Сониха по другой,
Сарафанец голубой.

 

Баиньки, баиньки,
Спи, покуда маленький.
Будет время — подрастешь,
На работу пойдешь,
Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,
Дрова возить матушке,
Избу чинить батюшке.
Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать!

 

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.

schci.ru

Колыбельные песни для детей

 

Колыбельные песни для детей называют первым учебником жизни для ребенка. Почему? Можно ли заменить народные колыбельные песни для детей  современными колыбельными песнями из кинофильмов, мультфильмов или детскими песенками с аудиодисков? Неизвестное о хорошо известном – народные колыбельные песни как молитвы-заговоры, защита и оберег для малыша, как начало всех начал и всего человеческого в ребенке. О том, зачем нужны колыбельные, почему малышу нужны именно настоящие народные колыбельные, мы и поговорим в этой статье.

Пока я писала эту статью, я поняла, что раньше я видела колыбельные только как маленький кусочек жизни человека – весьма прозаический кусочек — существующий с целью облегчить засыпание ребенка. А на самом деле колыбельные песни для детей – это целый мир жизни Человека как Творения Вселенной. В колыбельных песнях отражена четкая целостная картина мира, жизни и предназначения Человека, которую малыш  усваивал с первых дней жизни. Уверена, что и Вы узнаете о таких знакомых нам колыбельных много нового и очень неожиданного! И захотите научиться петь настоящие колыбельные песни – лучшие «обереги» и лучшие «развивалки» для малыша!

Колыбельные песни для детей… Много ли мы их знаем? Колыбельные из фильмов и мультиков, песню из передачи «Спокойной ночи, малыши», колыбельную Моцарта вспомнят многие. А вот народные колыбельные – знаем ли мы их? А ведь они существовали веками, и, наверное, не зря? Значит, они были нужны? А нужны ли народные колыбельные нам в 21 веке или их вполне могут заменить современные песни или классические колыбельные известных композиторов? Озадачившись этим вопросом, я и взялась за подготовку этой статьи. И открыла для себя совсем другой мир колыбельных, который раньше был мне неизвестен.

Колыбельные (от слова «колыбель») по-другому называли «байками» (от древнерусского слова «баять» т.е. говорить, сказывать). Вот потому в них и пели «баю-бай». Когда именно они возникли, не знает, наверное, никто. Но всегда во все времена именно колыбельная была первым учебником жизни для ребенка, задающим ему ориентиры  жизни, нравственные ценности.

Представим, что мы перенеслись на несколько веков назад. Тогда, как и сейчас, мамы, бабушки, сестры и другие женщины баюкали младенцев. Но пели они колыбельные совсем по-другому. Чем же отличались старинные традиционные колыбельные песни для детей  от тех современных колыбельных, к которым мы так привыкли? Что мы услышим в их древней колыбельной песне? И что мы потеряли в современных песнях?

Первое отличие — слова старинных колыбельных для детей. Они резко отличаются от слов многих современных колыбельных.

Пока малыш засыпал, слушая колыбельные напевы, перед ним проходил целый мир разных образов его будущей жизни  –  счастье и радость, трудности и умение преодолевать препятствия, будущая семья и будущая профессия, взаимоотношения людей и их труд, нравственные устои и обычаи. Когда наши предки пели колыбельную для детей, они обязательно проговаривали  вслух в ее тексте счастливое будущее ребенка, «программируя» его радостную успешную жизнь и защищая этим его от невзгод. Фактически древняя колыбельная для детей может рассматриваться как заговор, как молитва матери, бабушки к силам природы, к Богу, к ангелам с просьбой защитить малыша. И только мама (голос которой ребенок слышал еще до рождения, дыхание которой он чувствовал) или бабушка младенца могли спеть истинную колыбельную-молитву, колыбельную-оберег, защищающую ребенка. Поскольку народные колыбельные песни для детей по сути были молитвой о благополучии малыша, в них часто встречались обращения к Богу, Богородице, ангелам, животным с просьбами уберечь ребенка от болезней и несчастий, помочь ему в жизни, послать сладкий крепкий сон.

Баю-баюшки-баю,
Баю крошечку мою,
Баю зореньку мою.
Ты, соловушка.
Сизая головушка.
Прилетай к нам в садок,
Под высокий теремок,
На сиреневый кусток –
По кусточку попорхать,
Спелых ягод поклевать.
Будешь песни свистать,

Будет моя крошка спать.

Очень важно, что колыбельные песни для детей поются малышам в состоянии полудремы, т.е. перехода от бодрствования к сну. С психологической точки зрения,  ребенок находится в это время в особом состоянии – его тело расслаблено, глаза закрываются, он сосредоточен на голосе взрослого. Удивительный факт, но народная колыбельная песня поется в особом ритме дыхания, соотнесенном с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. Это состояние подобно тому, которое возникает у человека при гипнотическом внушении. Это состояние открытости души миру. И именно в этом состоянии малыша ему поют о доброте и миролюбии; о том, что он защищен; о его замечательных качествах характера; о том, что у него хорошо сложится жизнь; что его оберегают и животные, и растения, и близкие люди, и природа и что все ему готовы помочь. И в открытом состоянии он впитывает эти представления о мире вокруг него.

Фактически малыш получает в колыбельных первый свод нравственных устоев и первое знание общечеловеческих ценностей. Рождается Человек с Человеческими ценностями. Вот чему учила народная «колыбельная педагогика», утерянная нами: «ближних бойся осуждать», «будем рано разбужать, на работку посылать, на работу на таку – на веселую страду» (обратите внимание – нет уныния по поводу «страды», а есть оптимизм и желание жить и не бояться трудностей!), «а еще, сынишка, знай – стыдно, коли ты лентяй, засыпай-ка, засыпай, баю-бай, баю-бай».

Вспоминает Миайлова Евдокия Петровна (р.1923 г. ) – Онежский район Архангельской области: «Дедушка часто сам внуков укачивал…: «Слушайся,  детонька, дедушку! Спи, глазки закрывай! Ляг на бочок и слушай. Будешь расти не по дням, а по часам. Вырастешь и будешь таланью — участью во Илью-то Муромца, храбростью-смелостью в Алешу Поповича, а мужеством в Святогора богатыря, а уж мудростью – в мудрого царя Владимира Красно Солнышко, а в поездочку – в Ивана богатыря. Спи, и всё сбудется. Не минуется тебя». Вот такие представления о будущем характере мальчика закладывались в колыбельные песни.

Вот что рассказывает о колыбельных песнях для детей и их тайнах удивительный человек, знаток  фольклора, профессор Наталья Николаевна Гилярова. Смотреть всем!!! Такие видеоролики – это уникальные сокровища, которые надо знать, беречь и использовать в своей жизни!!! Девизом этого ролика я бы назвала встречающиеся в нем слова святителя Николая Сербского «Слово – начало всего в человеческой жизни»! Почему колыбельная – это начало всего, вы и узнаете из этого видео.

Интересно, что для мальчиков и девочек пелись разные колыбельные песни. Да и как они могли быть одинаковыми? Ведь мальчиков в будущем хотели видеть физически крепкими, смелыми, честными, выносливыми. А девочку – доброй, скромной, трудолюбивой, красивой. В колыбельных для детей призывали – заклинали к ребенку богатство и счастье в его будущей жизни.

Баю-баюшки-бай-бай,

Путь тебе приснится рай.

Спи-ка, милая. Засни.

Сладкий сон к тебе приди.

Таня вырастет большой,

Будет очень хорошой,

Будет в золоте ходить,

Маму жемчугом дарить.

Баю-баюшки-бай-бай,

Глазки, Маша, закрывай.

Я тебя качаю, тебя величаю.

Будь счастлива, будь умна.

При народе будь скромна.

Колыбельная для девочки.

Спи да усни, золотиночка моя.

Золотиночка моя, жемчужиночка моя.

Вырастешь большая, будешь в гости ходить.

Тятя приедет, калачей привезет.

Мама приедет, конфетки даст.

Колыбельная  песня для девочки

Пошел котик на торжок,

Купил Наде пирожок.

На, Надюша, поиграй.

Назад котику отдай.

Пошел котик во лесок.

Принес Наде поясок.

На, Надюша, поноси,

Назад котику снеси.

Колыбельная для мальчика.

Баюшки-баю!

Спи по ночам, расти по часам!

Вырастешь велик, будешь в золоте ходить.

Нянюшкам, мамушкам обновки дарить.

Красным девушкам – по ленточке.

Колыбельная песня  для мальчика.

Баю-бай, баю-бай,

Рыбка-сёмга. Приплывай!

Рыбка-сёмга, приплывай,

Алексейку поджидай.

Алексейка подрастет.

С тятей (с папой) на море пойдет.

Станет рыбку он ловить,

Станет маму он кормить.

Колыбельная для мальчика.

Баю-баю-лЮли.

Прилетели гули.

Сели гули в кружок,

Дали Коле пирожок.

У нас Коля маленьки,

Пирожочку раденький.

Люльку, в которой качали младенца, старались сделать красивой. О люлечке тоже пели в колыбельной, стараясь как можно богаче ее описать и привлечь этим достаток в жизнь ребенка в будущем. Вспоминает Костромишина Мария Михайловна (р.1924 г.), г. Великий Устюг, Вологодская область:

 «У нас в семье детей много было. И люлька в доме старая была, красивая такая, переходила от одного к одному. Как сейчас помню эту люльку, на боках у ней размалёвано-разрисовано: и деревца райские, и птички царские, и всякие там цветочки лазоревые, а в головах-то – красно солнышко в лучах, а в ногах-то – ясен месяц в звёздах. Красивая люлька была, много лет ей было, хороший мастер делал и разукрашивал. И положок чудный, красивый на нее навешивали.

Я как своего внучка положу спать, так и байкаю ему про ту люлечку:

rodnaya-tropinka.ru

Колыбели и колыбельные песни в традиционной народной Культуре.

В соответствии с Ведическими Писаниями Славяно-Арии, для накопления своего эволюционного опыта, воплощаются среди своих правнуков и праправнуков. Получается, что каждый из нас приходит в мир Яви, примерно, один раз в 100 лет. Ведуны и Великие Витязи делают это осознанно и самостоятельно. Обычные Воины, Хозяева и Труженики приходят в этот мир и уходят из него в соответствии с волей Родных Богов и программой развития, составленной для них Богиней Макошью с учётом их кармы.

Так или иначе, все мы приходим в этот мир из Небесной Руси, находящейся в мире Слави. В соответствии с кармой мы попадаем в ту реальность Явного мира, которая наиболее соответствует нашему Року (предстоящим эволюционным Урокам). Не только по сравнению с Небесной Русью, но даже с земной Россией конца 19-го – начала 20-го веков, современный мир, при нисхождении в него с Небес, воспринимается добропорядочными душами наших воплощающихся родичей в лучшем случае, как чистилище, худшем – как ад.

Задумайтесь о том, что слышит новорожденный? Из-за окна на него наваливаются металлический скрежет трамваев, демонический вой троллейбусов, шипение и рык самолётов. Из включённого за стеной телевизора его терзают звуки секса, насилия и мольбы о помощи. В его Родовой Памяти тут же всплывают картины чистилища, ада и начинает мучать вопрос: «Что случилось? Я что, не туда попал»? Телепатические запросы к родителям приносят результатов не больше, чем запросы к пням или камням, а спросить словами не позволяет ещё непослушное маленькое тельце.  

У малыша остаётся одна надежда – понять, где находится мама? Если она тоже в аду или чистилище, тогда всё пропало! Но, если она на Земле, то, может быть, она ещё может чем-то помочь? Да, родители могут помочь новорожденному! Самая лучшая помощь его душе – воплотить его в Родовом Поместье или, хотя-бы, в собственном доме на окраине города. Если это пока невозможно, то отец должен заранее сделать надёжную звукоизоляцию квартиры и прикрепить к потолку детскую колыбель, а мама, качая дитя на руках и в колыбели, петь ему колыбельные песни и попевочки, создав пространство Любви, покоя и нежности. Это необходимо сделать и в собственном доме на окраине города и в Родовом Поместье.

Конечно, души Ведунов и Великих Витязей не страшатся ни чистилища, ни ада. Для них – это просто уроки повышенной сложности. Но рождаются они – один на миллион. Остальным этот страх может искалечить ум ещё в младенчестве и создать много комплексов неполноценности на всю оставшуюся жизнь. Ведь они после рождения отождествились со своими ложными Эго и чувствуют полную беззащитность в этом мире без ласковых причитаний мамы и крепких, надёжных рук отца.

Почему так важны подвесная колыбель и колыбельные песни? По мере созревания тела младенца в материнской утробе, его сознание, полноценно действовавшее в Небесной Руси, начинает постепенно омрачаться до состояния ложного Эго. И чем ниже варновая принадлежность души – тем быстрей. Поэтому, для основной массы новорожденных, чувство мерного покачивания в околоплодных водах мамы и её спокойный, любящий голос означает: «Всё будет хорошо»! За время внутриутробного развития они привыкают к такому мировосприятию, поэтому лишение малышей этого приводит к их безпокойствам и страхам. Восстановить привычную обстановку как раз и помогают подвесная колыбель для малыша и колыбельные песни мамы. Если их поёт ещё и отец, малыш возносится на 7-е Небеса от счастья и радости. Его Родовая Память, сформированная за полтора миллиарда лет жизни на Мидгард-Земле (нашей планете), сигнализирует ему: «Так было всегда. Всё идёт по плану. Всё будет хорошо»!

Важность колыбели и колыбельных песен ясно видна при рассмотрении этимологического значения этих слов. Их объединяет Древнеславянское слово Колыба. Рассмотрим его значение в соответствии с древними образами Буквицы: Кол – Коло (Круг, Окружение), Ы: сочетание Ь – Ерь (Cозданное, существующее, Природное, т.е. жизнь, Богом данная: при Роде) и I – Ижеи (Истинная Жизнь Бытия, гармоничного со Вселенной; вертикальная линия — связь Небесного и земного, Бога и человека), Б – Боги, А – Асъ (Азъ – Богочеловек). Совместим образы воедино: «Колыба – Божественное окружение, созданное теми, кто связывает воедино Прародителя, Природу, Богов и меня с Богочеловеками – отцом и матерью». Соответственно, слова колыбель, колебать – изначально означают: создавать со-настройку с Богом, Природой, Родовыми Богами и родителями.

На Украине до сих пор в почёте сооружения, которые так и называются – Колыбы. Они имеют круглые или шестигранные (как пчелиные соты) стены, очаги с открытым огнём, расположенные в центре и отверстия в круглой или шестигранной кровле над очагом. Колыбы – это дома-храмы, в которых можно и жить и Богу служить. Сделаны они из природного материала. В основном, из дуба – Древа Рода. Очаг в центре – Сварожичь, обеспечивающий через Семаргла-Огнебога связь с Богом Сварогомъ и Небесными Богами-Предками – Сварожичами. Отверстие в кровле – связь Небесного и земного. Круглые или шестигранные стены – окружение Матери-Природы. Колыбы, в отличие от вигвамов, чумов и юрт – огромны (по 15-30 м. в диаметре, двух-уровневые – со вторым этажом по окружности). Их никуда не переносят, как это делают индейцы и чукчи. Их стены толстые и тёплые, а атмосфера внутри – Божественна: пространство очищено живым огнём, тепло, уютно, пахнет костром, звучат родные голоса, потрескивание поленьев и блики огня настраивают душу на лад, да Любовь.

Именно в этом так нуждаются новорожденные младенцы и все дети до 9-ти лет. А найдёте ли вы хоть одного взрослого, независимо от его возраста, который не нуждался бы в этом? Если вы не живёте в Колыбе, так создайте, хотя-бы, в обычном жилье её внутреннюю Божественную атмосферу: живой огонь (свечи или лампады), Родовой Алтарь, подвесную колыбель и пойте колыбельные песни. В нашей Культуре и Традиции это было всегда! Вот почему на Руси до сих пор так любят колыбели и качели!

Для младенца очень важно и местоположение подвесной колыбели: между полом и потолком, что символизирует его пребывание между Небесами и землёй. Он уже не там, но ещё полностью не здесь. Он охраняется не только родичами, но и Родными Богами. Нечисти из подполья невозможно прикоснуться к ребёнку. Он находится слишком высоко для досягаемости.

Думаю, польза подвесных колыбелей достаточно разъяснена. Поговорим о пользе колыбельных песен.

Любящий, ласковый голос матери, надёжный, уверенный голос отца, древние Родные Архетипы и Образы, всплывающие в Родовой Памяти младенца при пении народных колыбельных песен, настраивают его на уверенность в своей защищённости, готовят в очередной раз привыкнуть к этому миру и начать активно развиваться в нём. Простые слова и содержание песен дают возможность младенцу понять, что всё в этой новой жизни ему будет «по плечу».

Вот, что говорят современные учёные и психологи о пользе колыбельных песен для детей:

1. Колыбельные песни дают возможность укрепить эмоциональную связь ребёнка с родителями. Ребёнок подсознательно чувствует, что в мелодию мама или папа вкладывают всю свою нежность, заботу и любовь к нему.

Кроме того, в простых словах колыбельных песен зашифрована первозданная информация об устройстве мира, и когда малыш слышит звуки песни, в нём просыпается генетическая память его Предков. Дети, которые были лишены в своём детстве такого «генетического обращения», гораздо сложнее переживают период адаптации к окружающему миру, его законам и морали.

2. Детские колыбельные являются позитивными установками. Если через колыбельную малышу дают понять: «Мой дорогой, я люблю тебя! Спи, успокаивайся, ни о чём не переживай! Родители о тебе позаботятся. Всё будет хорошо!», это откладывается у ребёнка на подсознательном уровне, позволяя сформироваться базовому доверию к миру.

3. Колыбельные следует обязательно петь, потому что они становятся частью ежедневного ритуала (купание, кормление, колыбельная песня), помогающего крохе настроиться на сон.

4. Учёные провели эксперимент, разделив новорожденных малышей на две группы. Дети из первой группы засыпали под спокойную музыку, записанную профессионально, а дети второй выборки отправлялись в кроватки под ласковые колыбельные песни матерей. Длительное наблюдение за малышами показало, что малыши второй группы были спокойнее, не болели, а также развивались более быстрыми темпами.

5. Маленьким детям особенное удовольствие приносят звуки низкого мужского голоса, поэтому учёные и психологи советуют приобщаться и отцам к пению колыбельных песен. Исследования подтверждают, что дети, которым родители напевали колыбельные песни, растут спокойными и уверенными в себе людьми, они лучше строят свои социальные отношения и впоследствии создают большие, крепкие семьи.

У исследователей Русской народной традиции есть такое понятие: «поэзия пестования», или материнская поэзия, которая представляет собой удивительно тонкий и гибкий инструмент народной педагогики. Основой для её создания послужило практическое знание особенностей детского возраста. Оно накапливалось в народной Культуре тысячелетиями и было закреплено в многообразных приёмах воспитания детей на разных этапах жизни. Период младенчества — наиболее важный период в развитии человека. В народе от века до века жило представление: то, что ребёнок «впитал с молоком матери», останется с ним на всю жизнь и внесёт неповторимый вклад в развитие его личности.

Значение колыбельной песни не ограничивается её ролью «снотворного» средства. Ежедневно и многократно повторяющиеся звуковые ряды колыбельных песен предопределяют возможность максимального восприятия младенцем слов, что ведёт к ускоренному освоению им языковой культуры. Вместе с тем, в колыбельной отражается и внутренний мир матери — её чувства, переживания, мечты о будущем своего ребёнка:

Спи, младенец мой прекрасный,

   Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

   В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

   Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

   Баюшки-баю.

 

По камням струится Терек,

   Плещет мутный вал;

Злой чечен ползёт на берег,

   Точит свой кинжал;

Но отец твой – старый воин,

   Закалён в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

   Баюшки-баю.

 

Сам узнаешь, будет время,

   Бранное житьё;

Смело вденешь ногу в стремя

   И возьмешь ружьё.

Я седельце боевое

   Шёлком разошью…

Спи, дитя мое родное,

   Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

   И казак душой.

Провожать тебя я выйду —

   Ты махнёшь рукой…

Сколько горьких слёз украдкой

   Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

   Баюшки-баю.

 

Стану я тоской томиться,

   Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

   По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

   Ты в чужом краю…

Спи ж, пока забот не знаешь,

   Баюшки-баю.

 

Дам тебе я на дорогу

   Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

   Ставь перед собой;

Да готовясь в бой опасный,

   Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

   Баюшки-баю.

М. Ю. Лермонтов.

«Казачья колыбельная».

 

Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром. Ведь, образы в колыбельных: он сам, мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок и пр.

Давно замечено, что малыш, которому поют колыбельные песни, раньше начинает «гукать», а, следовательно, и упражнять свои голосовые связки.

Удивительно, но колыбельные песни для первых дней и месяцев жизни ребёнка практически сплошь сотканы из существительных и глаголов — и это при всём богатстве, разнообразии и выразительности средств Русского языка! Почему? Случайность ли это? Оказывается, нет. Здесь кроется глубокий смысл; в песнях используется лишь то, что ребёнок может реально воспринять: предмет и его движение (предметное действие):

Я качаю колыбель

И к концу клонится день.

Наступает ноченька,

Засыпает доченька.

Моя доченька усни,

Люли, люшеньки, люли.

Скоро ноченька пройдёт,

Красно Солнышко взойдёт.

Свежи росушки падут,

В поле цветушки взрастут,

Сад весенний расцветёт,

Вольна пташка запоёт.

Люли, люшеньки, люли,

А пока, дочурка, спи.

Баю-баю, за рекой

Скрылось Солнце на покой.

У Алёшиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам – под осинку,

Алёше – на перинку.

Баю-баю, Лёшенька,

Засыпай скорёшенько!

Для малыша не имеет значения, есть ли у мамы слух и красивый голос. Ему важно видеть именно её доброе, любящее лицо, слышать её размеренную речь и плавную песню.

Учёные объясняют это тем, что во время внутриутробного развития будущий человечек запечатлевает единственно родной и близкий голос, который у него ассоциируется с безопасностью. Колыбельная, согретая маминым любящим сердцем, необходима младенцу, как грудное молоко, как воздух, она рождает в его сердце ответные чувства защищенности, любви и счастья.

Учёные доказали:

— дети, слушавшие колыбельные хоть изредка, меньше подвержены страхам и агрессии, вырастают добрыми и отзывчивыми, они меньше подвержены простудным заболеваниям; их психика более устойчива,

— дети, лишённые радости слушать песни матери перед сном, вырастают людьми эгоистичными и неуравновешенными, менее успешными в жизни.

На Востоке есть поговорка про злых людей: «Видимо, им мать в детстве не пела колыбельных».

Новорожденным колыбельная помогает сформировать фонетическую карту языка, что позволяет быстрее научиться разговаривать и воспринимать на слух речь. Плавное и медленное повторение слов откладывается в подсознании и составляет в дальнейшем основу для будущих первых звуков, произнесённых малышом.

Детям постарше колыбельная служит:

1. Источником успокоения: после утомительного дня, малыш бывает слишком переполнен эмоциями, ему сложно переключиться на состояние отдыха сразу. Ребёнку легче это делать, если в семье колыбельные песни стали постоянным ритуалом перед сном и у него уже выработан условный рефлекс, который является лучшим снотворным.

2. Источником информации: безсмысленных колыбельных не бывает. Эти песни содержат своеобразный код, призванный донести до малыша необходимую информацию.

Для годовалого ребёнка песня после купания и кормления нужна больше, чем сказка. Мелодичные истории он воспринимает легче. Кроха успокаивается, затихает и засыпает под колыбельную. Эта музыка, первая в его жизни, воспринимается с магической силой, ведь она исходит от самого дорогого и родного существа — матери.

Учёные рекомендуют петь убаюкивающие песни своим детям хотя бы до трёх лет. Это выработает устойчивый рефлекс, который принесёт хорошие плоды во взрослой жизни: при прослушивании колыбельных песен будут срабатывать механизмы расслабления, успокоения и засыпания.

Колыбельные полезны не только младенцам, но и мамам. Пение способствует улучшению их эмоциональной стабильности и психического состояния.

Учёными Российской Академии Медицинских Наук доказано:

— пение колыбельной — замечательная дыхательная гимнастика, как для беременной мамы, так и для будущего ребёнка,

— мамы, поющие песни детям ещё до рождения, меньше подвержены токсикозу, их беременность протекает легче,

— устанавливаются более нежные отношения с детьми в дальнейшем,

— недоношенные дети быстрее набирают вес и силы,

— во время пения у мам нормализуются ритм сердечной деятельности и кровяное давление,

— у мам, поющих новорожденным колыбельные, улучшается лактация.

Надеюсь, что в пользе пения колыбельных песен вы, уважаемые читатели, тоже убедились. Ниже приводятся тексты народных колыбельных песен:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Машу не буди.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он утащит во лесок,

Под малиновый кусток.

А малинка упадёт,

Прямо Катеньке в роток.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок

И ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

А там бабушка живёт

И калачики печёт,

И детишкам продаёт,

А Ванюше так даёт.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!

Прилетели журавли.

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота – скрип-скрип…

Не будите у нас Ваню —

У нас Ваня спит, спит.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю, баю, баю, бай,

Ты, собаченька, не лай,

Мою дочку не пугай!

И в дудочек не гуди,

До утра не разбуди!

А приди к нам ночевать,

В люльке Машеньку качать.

Баю, баю, баю-бай…

Ты, собаченька, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченька – не спится,

Моя Танечка боится…,

Ты, собаченька, не лай,

Мою Таню не пугай!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю-баю-баю-бай.

Васю, бука, не пугай.

Мы дадим тебе чайку,

Два кусочка сахарку

Ещё пышки да пирог.

Уйди, бука, за порог!

Куда хочешь, уходи,

Только Васю не буди.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Бай-бай, бай-бай,

Поди, бука, на сарай,

Поди, бука, на сарай,

Коням сена надавай.

Кони сена не едят,

Все на буку глядят,

Баю-баюшки, бай-бай!

Поди, бука, на сарай,

Поди, бука, на сарай

Мою детку не пугай!

Я за веником схожу,

Тебя, бука, прогоню,

Поди, бука, куда хошь,

Мою деточку не тревожь.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баюшки, баюшки,

Скакали горностаюшки,

Прискакали к колыбели —

На Серёжу поглядели.

Говорит горностай:

— Поскорее подрастай.

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И зайчонка, и волчонка,

И в болоте лягушонка,

И на ёлке кукушонка,

А под ёлками — лису!

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Люли-люли-люленьки!

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки!

Стали гули говорить:

«Чем нам Колю накормить?»

Один сказал: «Кашкою!»

Другой: «Простоквашкою!»

Третий сказал: «Молочком

Да румяным пирожком».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Люли-люли-люли,

Прилетели гули.

Сели на воротцах

В красных чеботцах.

Стали гули говорить,

Чем нам Машу накормить?

Сахарком и медком,

Сладким пряником.

Сладким пряником –

Коноплянником.

Коровку подоим –

Молочком напоим.

Стали гули ворковать –

Стала Маша засыпать.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю-баюшки-бай-бай —

Маша, Маша, засыпай.

Крепче глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Глазки-глазки закрывай —

Баю-баю-баю-бай.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю-баю-баюшок.

Кладу Мишу на пушок,

На пуховую кровать.

Будет Миша крепко спать.

Люли-люли, моя крошка.

Люли-люли, тонконожка.

Ты б скорее засыпал,

Поскорее б подрастал.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю, баю, баю-бай…

Ты, собаченька, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченька – не спится,

Моя Танечка боится…,

Ты, собаченька, не лай,

Мою Таню не пугай!

Баю-баю-баиньки,

Купим Маше валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожке не ложись!

Наша Машенька пойдёт,

Через киску упадёт.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю-баюшки-баю,

Живет мельник на краю.

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

Каша масленая,

Ложка крашеная.

Ложка гнётся,

Рот смеётся,

Душа радуется.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баиньки-баиньки,

Спи, мой зайчик маленький,

Серенькие ушки,

Беленькое брюшко.

Маленький зайчик,

Зайчик-попрыгайчик.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь.

Закрывай глаза, малыш.

Лунный лучик – озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

Баю-баю, баю-бай,

И у ночи будет край.

А покуда детвора

Спит в кроватках до утра.

Спит корова, спит бычок,

В огороде спит жучок,

И котёнок рядом с кошкой

Спит за печкою в лукошке.

На лужайке спит трава,

На деревьях спит листва,

Спит осока у реки,

Спят сомы и окуньки.

Баю-бай, крадется Дрёма,

Он разносит сны по дому

И к тебе пришёл, малыш —

Ты уже так сладко спишь.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Котя-котенька-коток,

Твой пушистенький хвосток

Приди, котик, ночевать —

Мою детоньку качать,

Прибаюкивать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу —

Дам кувшинчик молока

Да кусочек пирога.

Приди, котенька-коток,

Котя серенький хвосток,

Приди, котик, ночевать,

Приди с Костенькой играть.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Шубку новую сошью

И сапожки закажу.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю-баю-баиньки,

Прибежали заиньки:

Спит ли ваша девочка,

Девочка-припевочка?

Уходите, заиньки,

Не мешайте баиньки.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ходит сон близ окон,

С детушками дружит он.

Ходит Дрёма возле дома,

Дрёма – добрый нам знакомый.

Сон и Дрёма всё глядят,

Все ли детки сладко спят.

Ходит сон по горе,

Носит Дрёму в рукаве.

Всем детишкам продаёт —

Нашей Гале так даёт.

Ходит сон по хате

В сереньком халате.

А сониха под окном

В сарафане голубом.

Ходят вместе они,

А ты, доченька, усни.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю-баю-баюшок,

В огороде петушок.

Петя громко поёт,

Ване спать не даёт.

А ты, Ванечка, усни,

Крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать – не гулять,

Только глазки закрывать.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Люли-люли-люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон.

Несут Маше сон, сон.

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Баю-баю-баиньки,

Купим Ване валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет Ванечка ходить

Новы валенки носить.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ночь пришла, темно вокруг.

Рыбка спит и спит петух.

Спит коровка, спит щенок.

Засыпай и ты, сынок.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

.

.

Так что, пойте колыбельные на здоровье – и малыша и своё. Желаю вам в этом успеха.

Аоум Тат Сат.

В статье использованы выдержки из книги М.В. Осориной «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», а также, из иллюстрированной энциклопедии «Русские дети. Основы народной педагогики», С-Пб, 2006 г.

К статье прилагаются колыбельные известной исполнительницы народных колыбельных песен и попевочек Валентины Георгиевской. Они предложены вам в формате МР3 и МР4 с возможностью скачивания и прослушивания в любом месте на любом плеере.

rodobogie.org

Секреты и тайны русских колыбельных песен

Колыбельные песни исполняются мамами с незапамятных времен. Эта традиция сильна у всех народов, в том числе и у нашего. Это огромный пласт культурного наследия, важная составляющая фольклора.

Давно замечено, что именно народные колыбельные песни лучше всего успокаивают малышей, благоприятно воздействуя на общее состояние, плавно погружают в сон. Среди современных колыбельных так же много красивых мелодий с добрыми словами, они тоже рисуют чарующие картины. Детки с удовольствием их слушают, но вот уснуть под них удается далеко не всегда. В чем же секрет народных колыбельных?

Особенности исполнения народных колыбельных песен

Правильно спетая русская народная колыбельная оказывает легкий гипнотический эффект. Это вызывается мелодией и, в первую очередь, манерой исполнения. Звук в этом случае извлекается как бы «из живота». Он обволакивает пространство и накрывает малыша невидимым коконом. При этом все остальные окружающие звуки уходят на второй план, ребенок перестает их замечать.

Состояние покоя достигается и при помощи приходящих и уходящих образов, идущих по кругу. Они постоянно повторяются и успокаивают малыша. Поющий не просто повествует о различных событиях в будущей жизни крохи, но и рисует красочные картины, постепенно погружая в них ребенка. Такое создание образов оказывает благоприятное влияние на нервную систему, оздоравливает психику, влияет на физическое состояние.

События и впечатления прошедшего дня раскладываются по полочкам и уходят на второй план. Именно народные колыбельные помогают малышу оградиться от бешеных ритмов современной жизни и нескончаемых потоков информации. Наступает состояние покоя, переходящее в здоровый крепкий сон.

Формирование восприятия мира

Другим важным аспектом русских народных колыбельных является формирование особого мировоззрения. Картины и образы, рисуемые в них, учили детей с самого рождения тому, как преодолевать жизненные трудности, встречаться с препятствиями, воспринимать окружающий мир.

Важной особенностью русских колыбельных является присутствие в них интересных героев, помогающих малышу проводить уходящий день. Это Дрема и Угомон. Они тихо подкрадываются, ведя за собой Сон, который в песнях тоже оживает и становится одним из персонажей.

Таким образом, народные колыбельные – огромный и важный пласт фольклора, позволяющий родителям «творить» своего ребенка. Выполняя важнейшую эстетическую функцию, они погружают малыша в новый прекрасный мир ярких образов, учат справляться с невзгодами и выражать свои чувства. Вот почему они так любимы детками по всему миру.

Не лишайте своего малыша удовольствия познакомиться с тайнами народных колыбельных песен!

В поющей книге «Колыбельные для всей семьи» собраны прекрасные образцы русского народного творчества в исполнении профессиональной певицы Натальи Фаустовой. Песни, собранные в книге, помогут вам расширить свой репертуар колыбельных для детей, а также помогут расслабиться взрослым членам семьи.

Хороших  и добрых снов!

dreamsong.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *