Правописание НЕ с причастиями (таблица с примерами)
«Не» с причастиями пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от условий, в которые попадает слово в предложение (наличие зависимых слов, возможность синонимичной замены, противопоставление и т. д.).
Чтобы сделать правильный выбор, определим форму слова, полную или краткую, и обратимся к конкретному контексту.
Чтобы понять, как пишется «не» с причастиями, вначале выясним его грамматическую форму. Как известно, действительные причастия имеют только полную форму. Страдательные причастия прошедшего времени могут иметь как полную, так и краткую форму.
Понаблюдаем:
- летящий самолет;
- заржавевший гвоздь;
- посеянная трава — трава посеяна;
- рассыпанные листья — листья рассыпаны.
Слитное написание «не» с причастиями в полной форме
Правило
Слитно пишутся с «не» действительные причастия в полной форме, образованные от глаголов, не употребляющихся без не-.
Примеры:
- ненавидеть — ненавидящий ложь;
- недоумевать — недоумевающий пассажир;
- негодовать — негодовавший покупатель;
- невзлюбить — невзлюбивший с первого взгляда.
С помощью приставки не- образуются новые слова-антонимы:
- застроенный участок — незастроенный участок;
- заселенная квартира — незаселенная квартира;
- испорченный продукт — неиспорченный продукт.
Обратим внимание, что у этих причастий нет поясняющих их слов.
Если в морфемном составе причастия имеются приставки не-до-, слово пишется слитно:
- недолюбливающий соседа;
- недоговоривший о чём-то;
- недооценивший его старания.
«Не» с причастиями пишется раздельно
Если же у причастия имеются зависимые слова, то есть это уже причастный оборот, тогда отрицательная частица «не» пишется раздельно, например:
- не прочитанная дедушкой газета;
- ещё не погасший костёр;
- не боящийся высоты;
- не поднятый матросами флаг;
- давно не бритый подбородок.
В качестве зависимых слов могут выступать отрицательные местоимения и наречия:
- никем не замеченная публикация;
- нисколько не усвоенное правило;
- ничем не оправданный поступок;
- ничуть не замеченный жест.
В предложении может быть противопоставление. Это второе условие раздельного написания «не» с полным причастием:
На столе лежал не прочитанный, а лишь просмотренный журнал.
В гнезде пищали не оперившиеся, а слегка покрытые нежным пушком птенцы.
В-третьих, замечаем в предложении слова далеко, вовсе, отнюдь:
- далеко не предусмотренное обстоятельство;
- вовсе не исследованный район;
- отнюдь не решённая задача.
Наречия меры и степени, усиливающие степень признака, не влияют на слитное или раздельное написание причастий:
- совершенно неисследованный остров; совершенно не исследованный геологами остров;
- совсем непрошитая ткань; совсем не прошитая бабушкой ткань;
- чрезвычайно необдуманное решение; чрезвычайно не обдуманное нами решение;
- абсолютно неуставший спортсмен; абсолютно не уставший во время тренировки спортсмен;
- почти незасеянное поле; почти не засеянное с утра поле.
Правописание «не» с причастиями в краткой форме
Правило
Страдательные причастия в краткой форме всегда пишутся раздельно с частицей «не».
Сравним:
- вещи не уложены, вещи ещё не уложены, вещи не уложены с вечера, вещи не уложены нами;
- рассказ не завершён, рассказ автором не завершён, рассказ мной не завершён;
- зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.
Отдельно поговорим о причастиях и отглагольных прилагательных, оканчивающихся на -мый.
Все рассуждения о слитном и раздельном написании остаются в силе, сравним:
- невидимые слезы;
- не видимые мною слезы;
- никому не видимые слезы;
- вовсе не видимые слезы.
Учтем, что без приставки не- в русском языке не употребляются слова:
непобедимый, невообразимый, невозмутимый, невредимый, невыразимый, незыблемый, неизменимый, неизгладимый, неистощимый, неописуемый, неотъемлемый, непоколебимый, неотвратимый, неразделимый, нескончаемый, непререкаемый, несмолкаемый, нестерпимый, неугасимый, неустрашимый, неутолимый, неутомимый и пр.
Большей частью эти страдательные причастия настоящего времени потеряли признак действия и стали прилагательными.
Дополнительный материал
Не с причастиями пишутся слитно и раздельно.Таблица с примерами
Для наглядности укажем правила написания «не» с причастиями в следующей таблице с примерами.
Написание | Правила | Примеры |
Раздельное | Полное причастие имеет зависимые слова (существительные или местоимения) и образует причастный оборот | переулок, не мощённый камнями; ёлка, не украшенная игрушками; сообщение, не дописанное до конца; |
У полного причастия имеется противопоставление с союзом «а» | участок не загороженный, а обозначенный столбами; рыба не запеченная, а провяленная; ворот не застёгнутый, а открытый нараспашку; | |
Краткие причастия | миф не развеян; скорлупа ореха не расколота; ключ не потерян; тесто не замешено; | |
Слитное | Причастия, не употребляющиеся без приставки не- | ненавидящий ложь; несдобровавший; невзлюбивший; недомогающий; |
У полного причастия нет зависимых слов | нетающие льдины; нескрываемое обстоятельство; незастегнутое пальто; несобранный виноград; | |
Причастия со сложной приставкой не-до- | недоеденный обед; недосмотренный малыш; недовыполненное задание. |
Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»
russkiiyazyk.ru
Не с глаголами, причастиями, деепричастиями
Учитесь грамотно писать
Частица «Не» с глаголами пишется раздельно.— «Не жалею, не зову, не плачу»
— «Не верь, не бойся, не проси»
— Баснями сыт не будешь
Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без «Не»
— Негодовать
— Ненавидеть
— Недоумевать
Глаголом называется часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопрос «Что делает?»
— «Увы, он счастия не ищет и не от счастья он бежит»
Ищет, бежит — действие
— «Спят усталые игрушки»
Спят — состояние
Частица «Не» с причастиями пишется раздельно, если причастие имеет при себе пояснительное слово
— «К городу вела никем не чищенная дорога»
Частица «Не» с причастиями пишется слитно, если причастие не имеет при себе пояснительных слов
— «К городу вела нечищенная дорога»
Причастие — форма глагола, имеющая признаки как глагола, так и прилагательного
Признаки глагола у причастия
- бывает настоящего и прошедшего времени: работающий (человек), работавший
- бывает совершенного и несовершенного вида
работавший — совершенный вид
поработавший — несовершенный - бывает возвратным
моющийся - требует того же падежа, что и другие глагольные формы
читающий (что?) книгу: читать (что?) книгу, читаю (что?) книгуПризнаки прилагательного у причастия
- изменяется по родам и числам
работающий, работающая, работающее, работающие - склоняется как прилагательное
работающий, работающего, работающему…
Частица «Не» с деепричастиями пишется раздельно
«Море Чёрное шумит, не умолкая»
Деепричастием называется неизменяемая форма глагола, которая поясняет другой глагол (сказуемое), обозначая добавочное действие
Мальчик бежит и подпрыгивает: мальчик бежит, подпрыгивая
читая (что?) книгу, читать (что?) книгу, читай (что?) книгу
Частица «Не» с прилагательными пишется слитно, если
- прилагательное без «Не» не употребляется: неразлучный, неуклюжий
- прилагательное может быть заменено другим, сходным по смыслу, но без «Не»
нездоровый — больной, неумный — глупый
В остальных случаях «Не» с прилагательными пишется раздельно
Именем прилагательным называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? или чей?
Белый снег
Железная кровать
материнская ласка
chtooznachaet.ru
Конспект урока русского языка в 7 классе «НЕ с причастиями и деепричастиями»
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме » Не с причастиями и деепричастиями».
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 7
3. Тема урока: » Не с причастиями и деепричастиями».
4. Тип урока: повторение ранее изученного.
6. Цель урока: изучить орфограмму «Не с причастиями и деепричастиями».
7. Задачи урока:
отработать алгоритм применения правила, отработка орфографических навыков, совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении; совершенствовать навыки работы с текстом (тема, идея, тип речи, стиль и его признаки).
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать:
условия выбор н и нн в словах разных частей речи, графическое обозначение орфограммы;
должны уметь:
различать части речи; верно обозначать орфограмму в разных частях речи, применять правило принаписании слов с данной орфограммой.
10. Межпредметные связи: литература, живопись.
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с заданием.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
Деятельность учителя
1.Организацион
ный момент
1. Приветствие учащихся
Приветствие друг друга
Принцип психологической комфортности
1 мин
Приветствует учеников
2.Мотивация к учебной
деятельности
1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование презентации слайд 1) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается
— Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?
-Чем будут для нас эти слова?
Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.
I. Проверка домашнего задания.
1. У доски: н и нн в причастиях
2. Анализ предложения из дом упр.
3. Объяснительный диктант
Выкрашенный забор, тканная шёлком скатерть, глиняный кувшин, книга прочитана, скошенная трава, сервированный стол, кованое железо, воспитанный ребёнок, пустынная улица, временное жильё, крашеный забор.
4. Беседа
— На сколько частей и по какому признаку можно разделить записанные слова?
— Подчеркните прилагательные, объясните их написание.
— Объясните написание причастий.
4.Оценка ответов учащимися
Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют
грамматическую
основу
С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2)
У доски уч-ся готовят монологичное сообщение на лингв. тему, разбор пр-я, класс записывает словосоч-я.
Учащиеся отвечают на вопросы
Показывают знания предыдущей темы
2мин
5мин
Диктует
Выслушивает ответы
Корректирует
3.Актуализация знаний
4.Целеполагание
5.Осознание недостаточности имеющихся знаний, целеполагание
6.Коммуникация (поиск новых знаний)
7.Самостоятельная работа с закреплением по Эталону
8.Коммуникация
9.Самостоятельная работа с закреплением по Эталону
10.Включение в систему знаний и повторения.
11.Рефлексия учебной деятельносьти на уроке
12.Домашнее задание.
Работа с текстом
Осень полновластной хозяйкой (не)знающей запретов вошла в лес. 2) (Н..)кого (не)спросив она разноцветной кистью раскрасила листву на деревьях, а в (не)которых местах уже обнажила ветви. 3) На сердце (не)весело, а печально и зябко.
4) Идёшь по грустному осеннему лесу (не)разбирая дороги. 5) Весь лес – как (не)прочитанная книга. 6) (Н..)кого (не) встретишь в эту раннюю пору. 7) Лицо обвевает (не)ласкающий, а обжигающий утренним холодом ветерок. 8) (Не)высокая лесная трава шуршит под ногами, будто шепчет о чём-то (не)весёлом. 9) (Не)кто (не)видимый вдруг защёлкал в кустах. 10) Бросаешь туда (не)доумевающий взгляд и видишь серенькую (не)взрачную птичку. 11) Она (не)хотя вспархивает и скрывается в (не)проходимой чаще.
12) (Не)весело на душе. 13) Так (не)хочется прощаться с летним теплом и зелёным буйством леса.
Определите тему, идею текста.
К какому типу речи он относится?
Каков его стиль? Назовите его признаки.
— Все ли знаки препинания на месте? (Предложения 1, 2, 4) Подчиняются ли они одному правилу?
— Как же отличить причастие от деепричастия?
— Обратимся к орфограммам. Слова с какой орфограммой выделены в тексте?
— Можем ли мы пользоваться одним правилом при написании этих слов? (Нет, они относятся к разным частям речи: существительное, прилагательное, наречие, местоимения)
— Что же мы должны вспомнить?
Работа в группаах: раздать по группам карточки с дополнительными материалами.
I группа: вспомнить правило, в каких случаях не с разными частями пишется только слитно.
II группа: в каких случаях не с разными частями пишется только раздельно.
III группа: правописание не с именными частями речи (существительное, прилагательное, наречия на –о, -е).
IV группа: правописание не с отрицательными и неопределёнными местоимениями.
— Правописание не с какими частями речи ещё не было освещено? (деепричастия, причастия)
Как же мы определим тему нашего урока? (Правописание не с причастиями и деепричастиями)
Какие цели поставим?
— узнать правило написания не с прич. и дееприч.
— научиться правильно писать не с прич. и дееприч.
Слайд
— каким правилам подчиняется написание этих причастий?
Ненавидимый, негодующий
Вовсе не убранный класс
Далеко не завершённое исследование
Отнюдь не воспитанный рубёнок
Не прочитанная, а перелистанная книга
Не решённая, а списанная задача
Запись под диктовку:
Не связанный бабушкой свитер
Не сложенные в портфель учебники (есть завис. слова)
Непрочитанная книга
Несвязанный свите (нет ЗСл., противопост., спец. Слов))
Книга не прочитана
Задача не решена (краткие причастия)
Вывод о правописании не с причастием
Словарный диктант
Нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; не написанный, а отпечатанный текст; полы не покрашены; не покрашенные масляной краской; вовсе не продуманное решение; еще не заселенный дом; незаселенные дома на окраине; вода не пролита.
Проверка «по цепочке»
— А как же быть с деепричастием? Чем оно, кстати, отличается от причастия?
— С чего начнём формулировку правила? (С общих положений).
— А как быть в других случаях? Поскольку деепричастие, как и глагол, обозначает действие, хоть и добавочное, будем писать его с не раздельно, даже не ссылаясь на противопоставление и специальные слова.
— Однако: с недо- деепричастия, как и причастия, пишутся слитно: недосыпая, недовыполнив
Запись под диктовку:
Не зная броду, не суйся в воду.
Не подковав коня, далеко не уедешь.
Не замочив рук, не умоешься.
Не давши слова, крепись, а давши – держись.
Не учась, и лаптя не сплетёшь.
— Объясните написание деепричастий.
— Как вы понимаете смысл пословиц?
Составление таблицы (коллективная работа)
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи
Слайд
Вставить пропущенные буквы
Осень полновластной хозяйкой (не)знающей запретов вошла в лес. 2) (Н..)кого (не)спросив она разноцветной кистью раскрасила листву на деревьях, а в (не)которых местах уже обнажила ветви. 3) На сердце (не)весело, а печально и зябко.
4) Идёшь по грустному осеннему лесу (не)разбирая дороги. 5) Весь лес – как (не)прочитанная книга. 6) (Н..)кого (не) встретишь в эту раннюю пору. 7) Лицо обвевает (не)ласкающий, а обжигающий утренним холодом ветерок. 8) (Не)высокая лесная трава шуршит под ногами, будто шепчет о чём-то (не)весёлом. 9) (Не)кто (не)видимый вдруг защёлкал в кустах. 10) Бросаешь туда (не)доумевающий взгляд и видишь серенькую (не)взрачную птичку. 11) Она (не)хотя вспархивает и скрывается в (не)проходимой чаще.
12) (Не)весело на душе. 13) Так (не)хочется прощаться с летним теплом и зелёным буйством леса.
7. Подведение итогов урока.
— Какие цели мы ставили в начале урока?
— Что нового узнали?
Домашнее задание
Выучить правило (сводная таблица)
Упр. 256
Выразительное чтение текста
Отвечают на вопросы.
Работа в группах
Определение условий выбора написания не со словами разных частей речи
Формулируют тему, цели
Работа с учебником – чтение определения
Заполнение таблицы, сравнение с учебником
Формулируют правило
Записывают под диктовку
Объясняют орфограмму
Записывают
Объясняют смысл пословиц
В процессе беседы составляется таблица, отражающаяся последовательно на слайде.
Отвечают на вопросы
10 мин
Слушает
Задаёт вопросы, выслушивает, даёт оценку.
Контролирует работу в группах
Диктует
Выслушивает, корректирует
Диктует
Даёт образец ответа, лушает
Диктует
Выслушивает
Задаёт наводящие вопросы, корректирует ответы
Контролирует самостоятельную работу учащихся, выборочно проверяет работы.
Выслушивает
infourok.ru
Дидактический материал по русскому языку для 7 класса. Правописание НЕ с причастиями
Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________
Правописание НЕ с причастием
1 вариантУкажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
Слитно: _______________________
_______________________________
Раздельно: _____________________
_______________________________
(не) навидимый человек
(не) уловимый взгляд
(не) закрытая дверь
(не) закрытая мною дверь
(не) закрыта дверь
(не) связанная кофта
(не) связанная мамой кофта
(не) рушимый союз
(не) связанная, а сшитая кофта
(не) доумевающий вид
(не) убранный с поля хлеб
(не) уставшая, а отдохнувшая
письмо (не) отправлено
(не) отправленное мною письмо
(не) отправленное письмо
(не) допитое молоко
суп (не) сварен
(не) сваренный суп
(не) сваренный еще суп
(не) прожарены котлеты
(не) прожаренные котлеты
(не) испечённый пирог
пирог (не) испечен
(не) испечённый в духовке пирог
(не) додумавшийся до сути враг
2 вариант
Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
Слитно: _______________________
_______________________________
Раздельно: _____________________
_______________________________
(не) доумевающий вид
(не) пришедший вовремя
(не) высказанная просьба
(не) поверивший никому
(не) услышавший ни слова
(не) законченный разговор
(не) проверенные факты
(не) сказанное вслух слово
(не) спящий, а бодрствующий кот
(не) забытый мною ответ
(не) согласившийся с ним
(не) запертая дверь
(не) запертая на ключ дверь
(не) распустившиеся почки
стихотворение (не) выучено
(не) прочитанная книга
(не) указанный на карте город
(не) годующий голос
(не) отправленное письмо
(не) отправленное мною письмо
письмо (не) отправлено
(не) запертый, а открытый шкаф
(не) открытая комната
(не) любящий никого
(не) скошена трава
14 – 17 бал. – «3»
18 – 21 бал. – «4»
22 – 25 бал. – «5»
Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________
Правописание НЕ с причастием
3 вариантУкажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
Слитно: _______________________
_______________________________
Раздельно: _____________________
_______________________________
(не) забываемый подвиг
(не) пойманная птица
(не) выполненное поручение
поручение (не) выполнено
(не) забываемое впечатление
(не) забытая нами песня
(не) отремонтированный телефон
телефон (не) отремонтирован
(не) пришедший на урок
(не) вспаханное поле
(не) вспаханное осенью поле
(не) засеянное, а вспаханное поле
поле (не) вспахано
(не) выпитое молоко
(не) выпитое еще молоко
(не) допитое молоко
молоко (не) выпито
(не) выпитое, а пролитое молоко
(не) годующий человек
задание (не) выполнено
(не) сорванные цветы
(не) срезанные, а сорванные
цветы (не) сорваны
(не) читающий книг
(не) читающий ребенок
4 вариант
Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.
Слитно: _______________________
_______________________________
Раздельно: _____________________
_______________________________
(не) успокоившийся ребенок
(не) написанная песня
песня (не) написана
(не) скованный, а разорванный
(не) начатый разговор
(не) начатый, а законченный разговор
(не) просеянная мука
мука (не) просеяна
(не) освещенное солнцем окно
(не) освещенное окно
(не) годующий человек
дверь (не) заперта
(не) запертая на ключ дверь
(не) принесенные тетради
тетради (не) принесены
(не) отмеченная ошибка
(не) отмеченная мною ошибка
ошибка (не) отмечена
(не) записанная в дневник
(не) любящий всех
письмо (не) получено
(не) полученное письмо
(не) полученное, а отправленное
(не) воспитанный родителями
разговор (не) закончен
14 – 17 бал. – «3»
18 – 21 бал. – «4»
22 – 25 бал. – «5»
infourok.ru
Действительные причастия | Страдательные причастия | |||||
Полные формы | Краткие формы | |||||
правило | примеры | правило | примеры | правило | примеры | |
Настоящее время (образуется от основы глаголов настоящего времени) | -ущ-/-ющ- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения) | делающий, читающий, несущий | -ем-/-ом- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения) | изменяемый, называемый, ведомый | -ем/-ом | изменяем, называем, ведом |
-ащ-/-ящ- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 2-го спряжения) | звенящий, видящий, лежащий | -им- (пишется в причастиях, образованных от глаголов 2-го спряжения) | слышимый, хранимый, судимый | -им | слышим, храним, судим | |
Прошедшее время (образуется от основы глаголов прошедшего времени или инфинитива) | -вш- (пишется в причастиях, образованных от глаголов с основой на гласный) | сделавший, прочитавший, укусивший | -енн- (пишется в причастиях, образованных от глаголов на -и-) -нн- (пишется в причастиях, образованных от глаголов на – -ать/-ять/-еть) | укушенный, принесенный, убаюканный | -ен/-н | укушен, принесен, убаюкан |
-ш- (пишется в причастиях, образованных от глаголов с основой на согласный) | несший, прилегший, везший | -т- (пишется в причастиях, образованных от односложных глаголов) | разбитый, укрытый, выпитый | -т | разбит, укрыт, выпит |
obrazovaka.ru