Не с причастием и деепричастием – Правописание НЕ с причастиями (таблица с примерами)

Правописание НЕ с причастиями (таблица с примерами)

«Не» с при­ча­сти­я­ми пишет­ся как слит­но, так и раз­дель­но в зави­си­мо­сти от усло­вий, в кото­рые попа­да­ет сло­во в пред­ло­же­ние (нали­чие зави­си­мых слов, воз­мож­ность сино­ни­мич­ной заме­ны, про­ти­во­по­став­ле­ние и т. д.).

Чтобы сде­лать пра­виль­ный выбор, опре­де­лим фор­му сло­ва, пол­ную или крат­кую, и обра­тим­ся к кон­крет­но­му кон­тек­сту.

Чтобы понять, как пишет­ся «не» с при­ча­сти­я­ми, вна­ча­ле выяс­ним его грам­ма­ти­че­скую фор­му. Как извест­но, дей­стви­тель­ные при­ча­стия име­ют толь­ко пол­ную фор­му. Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни могут иметь как пол­ную, так и крат­кую фор­му.

Понаблюдаем:

  • летя­щий само­лет;
  • заржа­вев­ший гвоздь;
  • посе­ян­ная тра­ва — тра­ва посе­я­на;
  • рас­сы­пан­ные листья — листья рас­сы­па­ны.

Слитное написание «не» с причастиями в полной форме

Правило

Слитно пишут­ся с «не» дей­стви­тель­ные при­ча­стия в пол­ной фор­ме, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, не упо­треб­ля­ю­щих­ся без не-.

Примеры:

  • нена­ви­деть — нена­ви­дя­щий ложь;
  • недо­уме­вать — недо­уме­ва­ю­щий пас­са­жир;
  • него­до­вать — него­до­вав­ший поку­па­тель;
  • невзлю­бить — невзлю­бив­ший с пер­во­го взгля­да.

С помо­щью при­став­ки не- обра­зу­ют­ся новые слова-антонимы:

  • застро­ен­ный уча­сток — неза­стро­ен­ный уча­сток;
  • засе­лен­ная квар­ти­ра — неза­се­лен­ная квар­ти­ра;
  • испор­чен­ный про­дукт — неис­пор­чен­ный про­дукт.

Обратим вни­ма­ние, что у этих при­ча­стий нет пояс­ня­ю­щих их слов.

Если в мор­фем­ном соста­ве при­ча­стия име­ют­ся при­став­ки не-до-, сло­во пишет­ся слит­но:

  • недолюб­ли­ва­ю­щий сосе­да;
  • недогово­рив­ший о чём-то;
  • недооце­нив­ший его ста­ра­ния.

«Не» с причастиями пишется раздельно

Если же у при­ча­стия име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, то есть это уже при­част­ный обо­рот, тогда отри­ца­тель­ная части­ца «не» пишет­ся раз­дель­но, напри­мер:

  • не про­чи­тан­ная дедуш­кой газе­та;
  • ещё не погас­ший костёр;
  • не боя­щий­ся высо­ты;
  • не под­ня­тый мат­ро­са­ми флаг;
  • дав­но не бри­тый под­бо­ро­док.

В каче­стве зави­си­мых слов могут высту­пать отри­ца­тель­ные место­име­ния и наре­чия:

  • никем не заме­чен­ная пуб­ли­ка­ция;
  • нисколь­ко не усво­ен­ное пра­ви­ло;
  • ничем не оправ­дан­ный посту­пок;
  • ничуть не заме­чен­ный жест.

В пред­ло­же­нии может быть про­ти­во­по­став­ле­ние. Это вто­рое усло­вие раз­дель­но­го напи­са­ния «не» с пол­ным при­ча­сти­ем:

На сто­ле лежал не про­чи­тан­ный, а лишь про­смот­рен­ный жур­нал.

В гнез­де пища­ли не опе­рив­ши­е­ся, а слег­ка покры­тые неж­ным пуш­ком птен­цы.

В-третьих, заме­ча­ем в пред­ло­же­нии сло­ва дале­ко, вовсе, отнюдь:

  • дале­ко не преду­смот­рен­ное обсто­я­тель­ство;
  • вовсе не иссле­до­ван­ный рай­он;
  • отнюдь не решён­ная зада­ча.

Наречия меры и сте­пе­ни, уси­ли­ва­ю­щие сте­пень при­зна­ка, не вли­я­ют на слит­ное или раз­дель­ное напи­са­ние при­ча­стий:

  • совер­шен­но неис­сле­до­ван­ный ост­ров; совер­шен­но не иссле­до­ван­ный гео­ло­га­ми ост­ров;
  • совсем непро­ши­тая ткань; совсем не про­ши­тая бабуш­кой ткань;
  • чрез­вы­чай­но необ­ду­ман­ное реше­ние; чрез­вы­чай­но не обду­ман­ное нами реше­ние;
  • абсо­лют­но неустав­ший спортс­мен; абсо­лют­но не устав­ший во вре­мя тре­ни­ров­ки спортс­мен;
  • почти неза­се­ян­ное поле; почти не засе­ян­ное с утра поле.

Правописание «не» с причастиями в краткой форме

Правило

Страдательные при­ча­стия в крат­кой фор­ме все­гда пишут­ся раз­дель­но с части­цей «не».

Сравним:

  • вещи не уло­же­ны, вещи ещё не уло­же­ны, вещи не уло­же­ны с вече­ра, вещи не уло­же­ны нами;
  • рас­сказ не завер­шён, рас­сказ авто­ром не завер­шён, рас­сказ мной не завер­шён;
  • зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.

Отдельно пого­во­рим о при­ча­сти­ях и отгла­голь­ных при­ла­га­тель­ных, окан­чи­ва­ю­щих­ся на -мый.

Все рас­суж­де­ния о слит­ном и раз­дель­ном напи­са­нии оста­ют­ся в силе, срав­ним:

  • неви­ди­мые сле­зы;
  • не види­мые мною сле­зы;
  • нико­му не види­мые сле­зы;
  • вовсе не види­мые сле­зы.

Учтем, что без при­став­ки не- в рус­ском язы­ке не упо­треб­ля­ют­ся сло­ва:

непо­бе­ди­мый, нево­об­ра­зи­мый, невоз­му­ти­мый, невре­ди­мый, невы­ра­зи­мый, незыб­ле­мый, неиз­ме­ни­мый, неиз­гла­ди­мый, неис­то­щи­мый, неопи­су­е­мый, неотъ­ем­ле­мый, непо­ко­ле­би­мый, неот­вра­ти­мый, нераз­де­ли­мый, нескон­ча­е­мый, непре­ре­ка­е­мый, несмол­ка­е­мый, нестер­пи­мый, неуга­си­мый, неустра­ши­мый, неуто­ли­мый, неуто­ми­мый и пр.

Большей частью эти стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни поте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли при­ла­га­тель­ны­ми.

Дополнительный мате­ри­ал

Не с при­ча­сти­я­ми пишут­ся слит­но и раз­дель­но.

Таблица с примерами

Для нагляд­но­сти ука­жем пра­ви­ла напи­са­ния «не» с при­ча­сти­я­ми в сле­ду­ю­щей таб­ли­це с при­ме­ра­ми.

НаписаниеПравилаПримеры
РаздельноеПолное при­ча­стие име­ет зави­си­мые сло­ва (суще­стви­тель­ные или место­име­ния) и обра­зу­ет при­част­ный обо­ротпере­улок, не мощён­ный кам­ня­ми;
ёлка, не укра­шен­ная игруш­ка­ми;
сооб­ще­ние, не допи­сан­ное до кон­ца;
У пол­но­го при­ча­стия  име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние с сою­зом «а»уча­сток не заго­ро­жен­ный, а обо­зна­чен­ный стол­ба­ми;
рыба не запе­чен­ная, а про­вя­лен­ная;
ворот не застёг­ну­тый, а откры­тый нарас­паш­ку;
Краткие при­ча­стиямиф не раз­ве­ян;
скор­лу­па оре­ха не рас­ко­ло­та;
ключ не  поте­рян;
тесто не заме­ше­но;
СлитноеПричастия, не упо­треб­ля­ю­щи­е­ся без при­став­ки не-нена­ви­дя­щий ложь;
несдоб­ро­вав­ший;
невзлю­бив­ший;
недо­мо­га­ю­щий;
 У пол­но­го при­ча­стия нет зави­си­мых словнета­ю­щие льди­ны;
нескры­ва­е­мое обсто­я­тель­ство;
неза­стег­ну­тое паль­то;
несо­бран­ный вино­град;
Причастия со слож­ной при­став­кой не-до-недо­еден­ный обед;
недо­смот­рен­ный малыш;
недо­вы­пол­нен­ное зада­ние.

Видеоурок «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»

russkiiyazyk.ru

Не с глаголами, причастиями, деепричастиями

Учитесь грамотно писать

Частица «Не» с глаголами пишется раздельно.
«Не жалею, не зову, не плачу»
«Не верь, не бойся, не проси»
Баснями сыт не будешь

Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без «Не»
Негодовать
Ненавидеть
Недоумевать

Глаголом называется часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопрос «Что делает?»

«Увы, он счастия не ищет и не от счастья он бежит»
Ищет, бежит — действие
«Спят усталые игрушки»
Спят — состояние

Частица «Не» с причастиями пишется раздельно, если причастие имеет при себе пояснительное слово
«К городу вела никем не чищенная дорога»
Частица «Не» с причастиями пишется слитно, если причастие не имеет при себе пояснительных слов


«К городу вела нечищенная дорога»

Причастие — форма глагола, имеющая признаки как глагола, так и прилагательного

Признаки глагола у причастия

  • бывает настоящего и прошедшего времени: работающий (человек), работавший
  • бывает совершенного и несовершенного вида
    работавший — совершенный вид
    поработавший — несовершенный
  • бывает возвратным
    моющийся
  • требует того же падежа, что и другие глагольные формы
    читающий (что?) книгу: читать (что?) книгу, читаю (что?) книгу
    Признаки прилагательного у причастия
  • изменяется по родам и числам
    работающий, работающая, работающее, работающие
  • склоняется как прилагательное
    работающий, работающего, работающему…

Частица «Не» с деепричастиями пишется раздельно
«Море Чёрное шумит, не умолкая»

Деепричастием называется неизменяемая форма глагола, которая поясняет другой глагол (сказуемое), обозначая добавочное действие

Мальчик бежит и подпрыгивает: мальчик бежит, подпрыгивая

  • деепричастие не изменяется по лицам и числам
  • может быть совершенного (работая) и несовершенного (поработав) вида
  • может быть возвратным: поднимая-поднимаясь
  • требует того же падежного вопроса, что и другие глагольные формы
    читая (что?) книгу, читать (что?) книгу, читай (что?) книгу
  • Частица «Не» с прилагательными пишется слитно, если

    • прилагательное без «Не» не употребляется: неразлучный, неуклюжий
    • прилагательное может быть заменено другим, сходным по смыслу, но без «Не»
      нездоровый — больной, неумный — глупый

    В остальных случаях «Не» с прилагательными пишется раздельно

    Именем прилагательным называется часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? или чей?


    Белый снег
    Железная кровать
    материнская ласка

    chtooznachaet.ru

    Конспект урока русского языка в 7 классе «НЕ с причастиями и деепричастиями»

    Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме » Не с причастиями и деепричастиями».

    1.Предмет: русский язык

    2.Класс: 7

    3. Тема урока: » Не с причастиями и деепричастиями».

    4. Тип урока: повторение ранее изученного.

    6. Цель урока: изучить орфограмму «Не с причастиями и деепричастиями».

    7. Задачи урока:

    отработать алгоритм применения правила, отработка орфографических навыков, совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в простом осложнённом предложении; совершенствовать навыки работы с текстом (тема, идея, тип речи, стиль и его признаки).

    Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

    8. УУД:

    личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

    регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

    познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

    коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

    9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать:

    условия выбор н и нн в словах разных частей речи, графическое обозначение орфограммы;

    должны уметь:

    различать части речи; верно обозначать орфограмму в разных частях речи, применять правило принаписании слов с данной орфограммой.

    10. Межпредметные связи: литература, живопись.

    11. Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с заданием.

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Время

    Деятельность учителя

    1.Организацион

    ный момент

    1. Приветствие учащихся

    Приветствие друг друга

    Принцип психологической комфортности

    1 мин

    Приветствует учеников

    2.Мотивация к учебной

    деятельности

    1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование презентации слайд 1) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается

    — Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?

    -Чем будут для нас эти слова?

    Вы все прекрасно знаете, какую роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.
    I. Проверка домашнего задания.

    1. У доски: н и нн в причастиях

    2. Анализ предложения из дом упр.

    3. Объяснительный диктант

    Выкрашенный забор, тканная шёлком скатерть, глиняный кувшин, книга прочитана, скошенная трава, сервированный стол, кованое железо, воспитанный ребёнок, пустынная улица, временное жильё, крашеный забор.

    4. Беседа

    — На сколько частей и по какому признаку можно разделить записанные слова?

    — Подчеркните прилагательные, объясните их написание.

    — Объясните написание причастий.

    4.Оценка ответов учащимися

    Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют

    грамматическую

    основу

    С малой удачи начинается большой успех (СЛАЙД 2)

    У доски уч-ся готовят монологичное сообщение на лингв. тему, разбор пр-я, класс записывает словосоч-я.

    Учащиеся отвечают на вопросы

    Показывают знания предыдущей темы

    2мин

    5мин

    Диктует

    Выслушивает ответы

    Корректирует

    3.Актуализация знаний

    4.Целеполагание

    5.Осознание недостаточности имеющихся знаний, целеполагание

    6.Коммуникация (поиск новых знаний)

    7.Самостоятельная работа с закреплением по Эталону

    8.Коммуникация

    9.Самостоятельная работа с закреплением по Эталону

    10.Включение в систему знаний и повторения.

    11.Рефлексия учебной деятельносьти на уроке

    12.Домашнее задание.

    Работа с текстом

    1. Осень полновластной хозяйкой (не)знающей запретов вошла в лес. 2) (Н..)кого (не)спросив она разноцветной кистью раскрасила листву на деревьях, а в (не)которых местах уже обнажила ветви. 3) На сердце (не)весело, а печально и зябко.

    4) Идёшь по грустному осеннему лесу (не)разбирая дороги. 5) Весь лес – как (не)прочитанная книга. 6) (Н..)кого (не) встретишь в эту раннюю пору. 7) Лицо обвевает (не)ласкающий, а обжигающий утренним холодом ветерок. 8) (Не)высокая лесная трава шуршит под ногами, будто шепчет о чём-то (не)весёлом. 9) (Не)кто (не)видимый вдруг защёлкал в кустах. 10) Бросаешь туда (не)доумевающий взгляд и видишь серенькую (не)взрачную птичку. 11) Она (не)хотя вспархивает и скрывается в (не)проходимой чаще.

    12) (Не)весело на душе. 13) Так (не)хочется прощаться с летним теплом и зелёным буйством леса.

    1. Определите тему, идею текста.

    2. К какому типу речи он относится?

    3. Каков его стиль? Назовите его признаки.

    — Все ли знаки препинания на месте? (Предложения 1, 2, 4) Подчиняются ли они одному правилу?

    — Как же отличить причастие от деепричастия?

    — Обратимся к орфограммам. Слова с какой орфограммой выделены в тексте?

    — Можем ли мы пользоваться одним правилом при написании этих слов? (Нет, они относятся к разным частям речи: существительное, прилагательное, наречие, местоимения)

    — Что же мы должны вспомнить?

    Работа в группаах: раздать по группам карточки с дополнительными материалами.

    I группа: вспомнить правило, в каких случаях не с разными частями пишется только слитно.

    II

    группа: в каких случаях не с разными частями пишется только раздельно.

    III группа: правописание не с именными частями речи (существительное, прилагательное, наречия на –о, -е).

    IV группа: правописание не с отрицательными и неопределёнными местоимениями.

    — Правописание не с какими частями речи ещё не было освещено? (деепричастия, причастия)

    Как же мы определим тему нашего урока? (Правописание не с причастиями и деепричастиями)

    Какие цели поставим?

    — узнать правило написания не с прич. и дееприч.

    — научиться правильно писать не с прич. и дееприч.

    Слайд

    — каким правилам подчиняется написание этих причастий?

    1. Ненавидимый, негодующий

    2. Вовсе не убранный класс

    Далеко не завершённое исследование

    Отнюдь не воспитанный рубёнок

    1. Не прочитанная, а перелистанная книга

    Не решённая, а списанная задача

    Запись под диктовку:

    1. Не связанный бабушкой свитер

    Не сложенные в портфель учебники (есть завис. слова)

    1. Непрочитанная книга

    Несвязанный свите (нет ЗСл., противопост., спец. Слов))

    1. Книга не прочитана

    Задача не решена (краткие причастия)

    Вывод о правописании не с причастием

    Словарный диктант

    Нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; не написанный, а отпечатанный текст; полы не покрашены; не покрашенные масляной краской; вовсе не продуманное решение; еще не заселенный дом; незаселенные дома на окраине; вода не пролита.

    Проверка «по цепочке»

    — А как же быть с деепричастием? Чем оно, кстати, отличается от причастия?

    С чего начнём формулировку правила? (С общих положений).

    — А как быть в других случаях? Поскольку деепричастие, как и глагол, обозначает действие, хоть и добавочное, будем писать его с не раздельно, даже не ссылаясь на противопоставление и специальные слова.

    — Однако: с недо- деепричастия, как и причастия, пишутся слитно: недосыпая, недовыполнив

    Запись под диктовку:

    Не зная броду, не суйся в воду.

    Не подковав коня, далеко не уедешь.

    Не замочив рук, не умоешься.

    Не давши слова, крепись, а давши – держись.

    Не учась, и лаптя не сплетёшь.

    — Объясните написание деепричастий.

    — Как вы понимаете смысл пословиц?

    Составление таблицы (коллективная работа)

    Слитное и раздельное написание не с разными частями речи

    Слайд

    Вставить пропущенные буквы

    1. Осень полновластной хозяйкой (не)знающей запретов вошла в лес. 2) (Н..)кого (не)спросив она разноцветной кистью раскрасила листву на деревьях, а в (не)которых местах уже обнажила ветви. 3) На сердце (не)весело, а печально и зябко.

    4) Идёшь по грустному осеннему лесу (не)разбирая дороги. 5) Весь лес – как (не)прочитанная книга. 6) (Н..)кого (не) встретишь в эту раннюю пору. 7) Лицо обвевает (не)ласкающий, а обжигающий утренним холодом ветерок. 8) (Не)высокая лесная трава шуршит под ногами, будто шепчет о чём-то (не)весёлом. 9) (Не)кто (не)видимый вдруг защёлкал в кустах. 10) Бросаешь туда (не)доумевающий взгляд и видишь серенькую (не)взрачную птичку. 11) Она (не)хотя вспархивает и скрывается в (не)проходимой чаще.

    12) (Не)весело на душе. 13) Так (не)хочется прощаться с летним теплом и зелёным буйством леса.

            7.   Подведение итогов урока.

                  — Какие цели мы ставили в начале урока?

                —  Что нового узнали?

    Домашнее задание

    Выучить правило (сводная таблица)

    Упр. 256

    Выразительное чтение текста

    Отвечают на вопросы.

    Работа в группах

    Определение условий выбора написания не со словами разных частей речи

    Формулируют тему, цели

    Работа с учебником – чтение определения

    Заполнение таблицы, сравнение с учебником

    Формулируют правило

    Записывают под диктовку

    Объясняют орфограмму

    Записывают

    Объясняют смысл пословиц

    В процессе беседы составляется таблица, отражающаяся последовательно на слайде.

    Отвечают на вопросы

    10 мин

    Слушает

    Задаёт вопросы, выслушивает, даёт оценку.

    Контролирует работу в группах

    Диктует

    Выслушивает, корректирует

    Диктует

    Даёт образец ответа, лушает

    Диктует

    Выслушивает

    Задаёт наводящие вопросы, корректирует ответы

    Контролирует самостоятельную работу учащихся, выборочно проверяет работы.

    Выслушивает

    infourok.ru

    Дидактический материал по русскому языку для 7 класса. Правописание НЕ с причастиями

    Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________

    Правописание НЕ с причастием

    1 вариант

    Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

    Слитно: _______________________

    _______________________________

    Раздельно: _____________________

    _______________________________

    1. (не) навидимый человек

    2. (не) уловимый взгляд

    3. (не) закрытая дверь

    4. (не) закрытая мною дверь

    5. (не) закрыта дверь

    6. (не) связанная кофта

    7. (не) связанная мамой кофта

    8. (не) рушимый союз

    9. (не) связанная, а сшитая кофта

    10. (не) доумевающий вид

    11. (не) убранный с поля хлеб

    12. (не) уставшая, а отдохнувшая

    13. письмо (не) отправлено

    14. (не) отправленное мною письмо

    15. (не) отправленное письмо

    16. (не) допитое молоко

    17. суп (не) сварен

    18. (не) сваренный суп

    19. (не) сваренный еще суп

    20. (не) прожарены котлеты

    21. (не) прожаренные котлеты

    22. (не) испечённый пирог

    23. пирог (не) испечен

    24. (не) испечённый в духовке пирог

    25. (не) додумавшийся до сути враг

    2 вариант

    Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

    Слитно: _______________________

    _______________________________

    Раздельно: _____________________

    _______________________________

    1. (не) доумевающий вид

    2. (не) пришедший вовремя

    3. (не) высказанная просьба

    4. (не) поверивший никому

    5. (не) услышавший ни слова

    6. (не) законченный разговор

    7. (не) проверенные факты

    8. (не) сказанное вслух слово

    9. (не) спящий, а бодрствующий кот

    10. (не) забытый мною ответ

    11. (не) согласившийся с ним

    12. (не) запертая дверь

    13. (не) запертая на ключ дверь

    14. (не) распустившиеся почки

    15. стихотворение (не) выучено

    16. (не) прочитанная книга

    17. (не) указанный на карте город

    18. (не) годующий голос

    19. (не) отправленное письмо

    20. (не) отправленное мною письмо

    21. письмо (не) отправлено

    22. (не) запертый, а открытый шкаф

    23. (не) открытая комната

    24. (не) любящий никого

    25. (не) скошена трава

    14 – 17 бал. – «3»

    18 – 21 бал. – «4»

    22 – 25 бал. – «5»

    Русский язык 7 класс Ф.И. ученика _____________________

    Правописание НЕ с причастием

    3 вариант

    Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

    Слитно: _______________________

    _______________________________

    Раздельно: _____________________

    _______________________________

    1. (не) забываемый подвиг

    2. (не) пойманная птица

    3. (не) выполненное поручение

    4. поручение (не) выполнено

    5. (не) забываемое впечатление

    6. (не) забытая нами песня

    7. (не) отремонтированный телефон

    8. телефон (не) отремонтирован

    9. (не) пришедший на урок

    10. (не) вспаханное поле

    11. (не) вспаханное осенью поле

    12. (не) засеянное, а вспаханное поле

    13. поле (не) вспахано

    14. (не) выпитое молоко

    15. (не) выпитое еще молоко

    16. (не) допитое молоко

    17. молоко (не) выпито

    18. (не) выпитое, а пролитое молоко

    19. (не) годующий человек

    20. задание (не) выполнено

    21. (не) сорванные цветы

    22. (не) срезанные, а сорванные

    23. цветы (не) сорваны

    24. (не) читающий книг

    25. (не) читающий ребенок

    4 вариант

    Укажите правильный вариант написания, записав номера примеров.

    Слитно: _______________________

    _______________________________

    Раздельно: _____________________

    _______________________________

    1. (не) успокоившийся ребенок

    2. (не) написанная песня

    3. песня (не) написана

    4. (не) скованный, а разорванный

    5. (не) начатый разговор

    6. (не) начатый, а законченный разговор

    7. (не) просеянная мука

    8. мука (не) просеяна

    9. (не) освещенное солнцем окно

    10. (не) освещенное окно

    11. (не) годующий человек

    12. дверь (не) заперта

    13. (не) запертая на ключ дверь

    14. (не) принесенные тетради

    15. тетради (не) принесены

    16. (не) отмеченная ошибка

    17. (не) отмеченная мною ошибка

    18. ошибка (не) отмечена

    19. (не) записанная в дневник

    20. (не) любящий всех

    21. письмо (не) получено

    22. (не) полученное письмо

    23. (не) полученное, а отправленное

    24. (не) воспитанный родителями

    25. разговор (не) закончен

    14 – 17 бал. – «3»

    18 – 21 бал. – «4»

    22 – 25 бал. – «5»

    infourok.ru

    Ошибки в причастиях, примеры грамматических ошибок в причастных оборотах

    Действительные причастияСтрадательные причастия
    Полные формыКраткие формы
    правилопримерыправилопримерыправилопримеры
    Настоящее время (образуется от основы глаголов настоящего времени)-ущ-/-ющ- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения)делающий, читающий, несущий-ем-/-ом- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 1-го спряжения)изменяемый, называемый, ведомый-ем/-омизменяем, называем, ведом
    -ащ-/-ящ- (пишутся в причастиях, образованных от глаголов 2-го спряжения)звенящий, видящий, лежащий-им- (пишется в причастиях, образованных от глаголов 2-го спряжения)слышимый, хранимый, судимый-имслышим, храним, судим
    Прошедшее время (образуется от основы глаголов прошедшего времени или инфинитива)-вш- (пишется в причастиях, образованных от глаголов с основой на гласный)сделавший, прочитавший, укусивший-енн- (пишется в причастиях, образованных от глаголов на -и-)

    -нн- (пишется в причастиях, образованных от глаголов на – -ать/-ять/-еть)

    укушенный, принесенный, убаюканный-ен/-н укушен, принесен, убаюкан
    -ш- (пишется в причастиях, образованных от глаголов с основой на согласный)несший, прилегший, везший-т- (пишется в причастиях, образованных от односложных глаголов)разбитый, укрытый, выпитыйразбит, укрыт, выпит

    obrazovaka.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *