Как решать задачи по физике легко
Предмет «Физика» дается с легкостью не каждому ученику. Некоторые задачи вызывают изумления и трудности даже у преподавателей. Существует несложная система, придерживаясь которой решить любую задачу будет реально, сомневаться в ответе не придется, а у педагога отпадут поводы «придраться». И подготовка к ЕГЭ по физике будет даваться легче.
Решение задач по физике без затруднений
Перед тем как приступить к мозговому штурму, стоит успокоиться и вдумчиво прочитать задачу полностью. Иногда она может быть простой, однако непонятные слова могут создать впечатление безвыходности. Ознакомившись, стоит перечитать еще раз. Вникли? Записываем условия.
Записываем условия
- Пишем «дано». С этого шага начинается решение любой задачи. В этом блоке записываем все известные условия, чтобы с легкостью можно было к ним обратиться.
- Таблица «СИ». Сведения вписываются справа от «Дано», требуются, когда нужно перевести какое-то значение (например, сантиметры в метры).
Рисуем схему
Большинство задач подразумевает наличие схемы, даже если этот шаг необязателен, составление схемы облегчит их понимание. Рисунок должен содержать все известные величины, требующиеся для решения. Иногда за добровольное включение схемы начисляются дополнительные баллы к решению задачи.
Определяем неизвестные величины
- Вопрос задачи. Выписав все известные сведения, проводим черту, а затем вписываем, что еще неизвестно.
- Вопрос себе. Чтобы убедиться, что все вопросы заданы, стоит еще раз вчитаться, а затем спросить себя: «Что я ищу?»
Подбираем формулы
- Формулы. Выпишите все формулы, способствующие решению задачи.
- Преобразования. Здесь происходят сокращения, если им есть место.
- Уравнения. Из полученного результата составляется одно или система уравнений.
Решаем уравнения и ищем все неизвестные величины
Под получившееся уравнения нужно написать известные математические величины. Шаг повторяется под все величины под знаком «неизвестно». Стоит начать с переменных, значение которых определяется проще. Когда все неизвестные найдены, получается ответ. Он обводится прямоугольником. Готово!
Советы
- Некоторые задачи даются к решению непросто. Множество из них требуют повышенного внимания, однако некоторые ученики не питают любви к предмету. Изучать его все же придется. Придерживаясь советов по решению уравнений из курса физики, решение задач покажется несложной процедурой, а понимать программу станет интереснее.
- Внимательно читайте условия. Чтобы понимать способы решения, стоит несколько раз пройтись по условиям, обращая внимание на детали. Чтобы понимать, усвоились ли данные, стоит оторваться от учебника и воспроизвести ее в голове. Совпадает с написанным в учебнике? Нет? Перечитайте еще раз, представив ситуацию наглядно, словно в кино — так картинка станет реальнее!
- Решайте для себя. Чтобы развить интерес к ходу работы, следует погрузиться в нее, понимая, что вы делаете это прежде всего для себя, а не ради оценки, репетитора, преподавателя. Так вы избавляетесь Плот того, что приходится заставлять себя возвращаться к работе.
- Полюбите то, что делаете. Решать, чтобы решить — неправильный путь. Чтобы процесс работы был интересен, нужно полюбить физику. Как развить интерес к тому, что сложно понимать? Помните, что все неизведанное — повод к саморазвитию, а каждая новая решенная задача — новый опыт!
- Повторения. Чтобы каждый следующий раз давался проще, желательно хотя бы раз в день решать по одной задаче. Так выработается привычка, улучшится память и восприятие условий, что в дальнейшем поможет решать новые системы уравнений в считанные минуты!
- Задавайте вопросы. Важно задавать вопрос всякий раз, когда он возникает, не взирая на реакцию. Чем больше ответов вы получите, тем лучше будете ориентироваться в физике.
- Берите перерывы. Иногда на задачу нужен «новый взгляд». Если ответ не поддается вычислениям уже длительное время, следует переключить свое внимание, а затем снова приступить к работе. Свежие мысли нередко моментально выдают способ решения!
- Помните, что главное — подбор формул. Остальное — лишь подключение знаний математики. Выпишите все формулы, который на ваш взгляд могут подойти, а затем подробно разбирайте, что именно нужно в вашем случае!
unikum.rudn.ru
Задачки по физике не решаются
На встречах с одноклассниками друзья до сих пор подшучивают надо мной, вспоминая истошные крики учителя физики «Какое у лошади может быть ускорение!!!», далее следовали непечатные выражения, которые я здесь приводить не буду. Физика была моим любимым предметом в школе и решать задачки по ней успешно удавалось только паре учеников в классе, мне в том числе.Теперь уже ко мне приходят ученики, чтобы научиться решать задачи по физике. Подавляющее большинство формулирует свои проблемы так: «по физике я понимаю и знаю всю теорию, но задачи решать не получается».
Это первое заблуждение, от которого надо избавиться школьнику. Только глубокое понимание теории даст нам ключ к решению задач. С проблемой решения задач сталкиваются в первую очередь те, кто недостаточно понимает теоретический материал. Я обратила внимание на то, что школьники просто не открывают теоретическую часть учебника, которая находится всего в 1-2-х страницах от заданной задачи. Утверждение «я понимаю теоретическую часть» основано на том, что он слышал на уроке объяснения учителя и у него не возникло вопросов. Но объяснением учителя не исчерпывается необходимый для решения задач материал! Что я пытаюсь донести до школьников, это необходимость читать и искать ответы на вопросы, которые непременно возникнут в процессе чтения. Да здравствует прогресс, найти ответ на вопрос по физике сейчас не составляет труда — GOOGLE знает все.
Моей основной задачей, как репетитора по физике, является, в первую очередь, научить ребенка формулировать вопросы, а для этого, прежде всего, он должен научиться вдумчиво читать. Если у ученика не возникает вопросов в процессе учебы — это верный признак того, что он не понимает материал. Ну и как следствие — проблемы с решением задач.
Теперь более детально объясню, что значит не понимать теорию. Это, в первую очередь, не знать связей между формулами, которые приводятся в теоретической части учебника. Для этого необходимо самому провести все выкладки и доказательства. В процессе доказательства возникнет несколько вопросов, разобравшись с которыми, ученик усвоит теоретическую часть материала и, следовательно, облегчит себе решение задач по этой теме.
Вычислив g таким способом, не лишним было бы заметить, что эту же константу можно расчитать опытным путем, бросая шарик с высоты и засекая время падения, напомнив тем самым формулы, описывающие свободное падение. Вообще, всегда полезно делать замечания, основанные на пройденном материале настолько часто, насколько это возможно. Тогда ученики будут воспринимать каждую тему во взаимосвязи с предыдущими, и вероятность услышать от него вопросы по теме будет значительно выше. А правильно сформулированный вопрос это уже половина ответа.
Часто проблемы возникают и в процессе вычислений по формулам. Казалось бы — чего проще — подставить числа, данные в условии задачи, в готовую формулу и посчитать ответ с помощью калькулятора. Да не тут-то было — ответ не сходится. В чем может быть проблема? Чаще всего это несоответствие размерностей — например, длина дана в метрах, а скорость в километрах в секунду. Так что, первый вопрос, который должен задать себе ученик, это все ли в порядке в его задаче с размерностями и только после приведения размерностей можно приступать к подстановке данных в формулы.
Ну и вторая проблема, не менее распространенная это элементарное незнание математики и неумение применять математические навыки в жизни. 99,9% учащихся пытаются облегчить себе жизнь с завидным упорством вбивая бесконечные нули в окошко калькулятора. А ведь это тот самый случай, где лень является двигателем прогресса. Но нет, на занятии физикой все знания, приобретенные на уроке математики, испаряются бесследно. Здесь и сейчас самое время показать ученику для чего эти знания могут понадобиться.
Конечно, описанные проблемы — не единственные при решении задач по физике, но, решив хотя бы их, вы уже ощутите улучшение ситуации и поможете своим детям избавиться от страха перед задачами, а возможно, и привить интерес к решению незнакомых задач.
Какие рекомендации я могу дать родителям? Прежде чем звонить репетитору усадите ребенка прочитать последний, заданный ему параграф по физике, предшествующий тем задачам, с которыми у него возникли проблемы. Задайте ему вопросы, которые есть в конце каждого параграфа. Попробуйте рассуждать вместе с ребенком, отвечая на вопрос. Вы можете даже подискутировать. Для этого, конечно, вам придется тоже полистать учебник, в котором «многа букав». Опять же есть гугл, который все знает. Это тернистый путь, но он может принести прекрасные плоды. Если все же проблема остается, репетиторов более чем достаточно. Важно избегать ситуации, в которой репетитор просто решает на занятиях домашнюю работу за своего ученика. Я считаю, что моя задача научить решать самостоятельно, находить нужную информацию для решения в учебнике и в сети, а для этого правильно задавать и формулировать вопросы.
В следующих Заметках я расскажу, как проверить правильность решения задачи, если нет возможности подсмотреть ответ. Это может оказаться полезным на контрольных и, кроме того, помогает запоминать необходимые формулы.
С любезного разрешения администрации добавляю свои контактные данные:
Skype: olga.kalyakina
email: [email protected]
Tel. 8-9649559520
Студия дополнительного образования ЭΛΛАС. Греческий язык.Математика. Подготовка к ЕГЭ по математике. Берусь за безнадежные случаи.
www.ufamama.ru
Как надо решать задачи по физике?
Как надо решать задачи по физике?
Задачи по физике — это просто!
Смотрите: Силы в задачах по динамике. Примеры решения задач по динамике
Общие правила оформления задач по физике
(действительны для всех возрастов учащихся «от мала до велика», а также абитуриентов, при решении любых типов задач!)
Чтобы правильно решить любую задачу, не забудьте об обязательных правилах оформления решения этих задач.
Не раз учитель снижал вам оценку за работу только потому, что вы неграмотно записали решение.
Хорошо усвоенные правила помогут не запутаться в самых элементарных вещах, и, кроме того, она будет иметь достойный вид в глазах проверяющего!
Старт!
1. Итак, внимательно читаем условия задачи и разбираемся, на какую тему эта задача, т.е. о каких величинах идет речь, какие физические процессы рассматриваются в данной задаче.
Иногда, не обратив внимания на одно единственное слово в условиях, вы не сможете далее решить задачу!
2. Записываем краткие условия в левом столбике под словом «Дано», сначало буквенное обозначение физической величины, затем ее числовое значение.
Обратите внимание, иногда какие-то данные записываются в условии не числом, а словами. Например: вода при кипении… Вспомните температуру кипения воды при нормальных условиях и запишите ее числом +100 градусов по шкале Цельсия.
Всегда оставляйте свободное место в этой колонке, ведь в процессе решения могут понадобиться дополнительные справочные данные, о которых вы даже не подозревали вначале.
Записывайте числовые данные с единицами измерения. Это обязательное требование при решении задач по физике!
Если запись единицы измерения представляет собой дробь записывайте ее только с горизонтальной дробной чертой. Сколько раз такая правильная запись помогала уйти от ошибок!
Определитесь с тем, что же надо найти в задаче, и запишите буквенное обозначение этой физической величины под словом «Найти». Проверяющий не будет делать вам снисхождения, если вы рассчитаете другую величину! В этом случае задача не будет засчитана!
«Какие никому не нужные тонкости!»-думаете вы сейчас. Но придет час контрольной или экзамена, и они сослужат вам хорошую службу!
3. Обычно решение задачи проводят «в системе СИ».
Не забудьте рядом с краткими условиями выделить столбик для перевода единиц в систему СИ ( даже, если это и не требуется в данной задаче).
Ну,вот вы и готовы к решению задачи?
Стоп!!!
4. Существуют задачи, решение которых немыслимо без чертежа!
Например, задачи на движение: координатная ось, вектора скорости, ускорения, перемещения, действующих сил … Зачастую именно чертеж позволяет разобраться в такой задаче.
И даже, если задача не на движение, рисунок к задаче поможет вам.
5. А теперь непосредственно запись решения!
Помни!
В физике любому расчету должна предшествовать запись формулы, а все величины в решении должны записываться с единицами измерения.
Решать задачу можно двумя способами:
а)решать по действиям;
б)решать в общем виде, т.е. сделать вывод окончательной формулы, а затем один завершающий расчет. Подобное решение является «высшим пилотажем» для учеников 7-9 классов, а для старшеклассников — просто обязательно!
Но уж если не вышло решить задачу в общем виде, то хотя бы по действиям… Она ведь все-таки будет решена!
Иногда решение задачи вам очевидно, а иногда вы не знаете, «с какого конца» за нее взяться. Во втором случае помогает раскручивание решения с конца. Подумайте, что вам надо знать для расчета искомой величины? И решайте задачу как бы в обратную сторону.Она все-таки обязательно получится!
Ну, вот и все?
Не-а!
6. Обязательно проверьте ответ!
Сначала «на дурака»!
А вдруг ваша муха в задаче летит со скоростью ракеты?
А вдруг ваша подводная лодка весит всего несколько граммов?
И, наконец, запишите слово «Ответ» и рядом вычисленную величину, не забыв указать единицы измерения.
Ну, вот и все!
А ведь ничего нового!
Не так уж и сложно для тех, кто хочет научиться решать задачи без ошибок!
Финиш?!
Отнюдь!!!
А теперь приступаем к непосредственному решению задач!
class-fizika.ru
Обучение физики через решение задач
Чтобы научить решать задачи,
надо их решать.
Д.Пойа
После введения цикличности в школьном курсе физики, возникла серьезная проблема: на изучение механики отводился один год, в данный момент одна четверть. В первые два года приходилось тратить на этот раздел все первое полугодие, что приводило к проблемам с изучением материала в конце учебного года.
В итоге решение проблемы было найдено в следующем виде:
- единый подход к решению всех физических задач;
- алгоритмы на типовые задачи.
Решение любой физической задачи может быть разбито на четыре этапа:
- На основе анализа физического процесса составляется система уравнений.
- Математическое решение системы уравнений. (Предварительно решить вопрос о совместности уравнений).
- Анализ полученных результатов с точки зрения физики процесса.
- Вычисления и оценка реальности результатов.
С другой стороны все задачи можно разделить на задачи двух типов:
- Тренировочные задачи. Условие такой задачи содержит все необходимые величины и четко сформулированный вопрос. Проблема решения такой задачи – проблема выполнения определенного алгоритма действий.
- Задачи, требующие анализа, результатом которого является разбиение условия на конечное число подзадач 1 типа. Уровень сложности такой задачи определяется соотношением между объемами аналитической и алгоритмической части.
Особое положение занимают «эвристические» задачи, решение которых не может быть сведено к выполнению конечного числа алгоритмов.
В данном материале мы будем рассматривать базовые алгоритмы раздела «Механика».
Решение тренировочных задач темы «Равноускоренное движение»
В идеале задачи этой темы должны решаться на основе только двух формул:
- закона движения
- определения ускорения
- и вспомогательной формулы Sx = x — x0
которая используется, если скорость тела в интересующий нас промежуток времени не изменяла своего направления. Решение задачи начинаться с задания начальных условий (Н.У.) движения (r, v, a при t = 0) и с выбора системы отсчета (если она не задана в условии задачи).
Но это в идеале. За один, два урока при данном подходе с проблемой не справиться, тем более что задача отягощается математическими проблемами при выводе формул и заданием Н.У.
Решим проблему с начальными условиями:
Пример 1. Мячик бросили вертикально вверх с высоты h0 = 6 м со скоростью v0 = 20 м/с. Определите, через сколько секунд мячик окажется на высоте h = 1 м.
Опустим начало решения и запишем закон движения в проекции на ось Oy:
Зачеркиванием введем Н.У. и при необходимости К.У.
в итоге получаем частный случай закона движения для нашей задачи:
Разрешить проблему времени позволяет алгоритм, в основе которого лежат шесть формул:
Формула №1 используется в редких случаях, если в условии задачи задается положение тела.
Формулу № 6 необходимо пробовать в первую очередь если выполняется условие . Для случая v0 = 0 это очевидное следствие формулы №3. Для случая v = 0 требует вывода.
- Краткая запись условия.
- Рисунок
- Анализ краткой записи условия.
- Математическое решение.
- Анализ полученного результата.
- Вычисления.
- Ответ.
При краткой записи условия необходимо обратить особое внимание на скрытые условия, т.е. величины заданные вербально. На первых этапах достаточно при чтении условия делать остановки в трудных местах условия.
Рисунок необходим для определения знака ускорения через выбор системы координат и проекцию. Проще на этом этапе рисунок заменить комментарием: «разгон», «торможение» или «равноускоренное движение», «равнозамедленное движение». Но во многих методических источниках не рекомендуется использовать термин «равнозамедленное движение» т.к. он сужает границы применения термина «равноускоренное движение» и приводит к невозможности единого описания некоторых видов движения, например движения под действием силы тяжести. При дальнейшей работе возникают следующие проблемы: учащиеся делят движение под действием силы тяжести на два участка и не воспринимают его как единое целое, описываемое с точки зрения математики одним уравнением, т.е. данный подход не удается обобщить и тему приходится изучать с «нуля».
Анализ краткой записи условия проще объяснить на примере.
Пример 2. На пути 45 метров скорость тела изменилась от 10 м/с до 40 м/с. Определите ускорение тела.
Дано: S = 45 v = 10 м/с v0 = 40 м/с |
В условии не упоминается время, следовательно необходимо применить формулу |
а = ? |
Математическое решение. Не первоначальном этапе изучения физики много времени приходится уделять математической обработки результатов. В основном возникают следующие проблемы:
- Работа с тригонометрическими функциями.
- В основном мы используем два тригонометрических равенства: cos2α + sin2α = 1 и sin2α = 2 sinα cosα
- Основные тригонометрические функции:
- Работа с уравнениями.
Мы обычно ругаем математиков за недостаточную подготовку, но некоторые действия, допустимые при решении задач по физике, недопустимы в общей математической практике. Например, с уравнениями можно производить те же действия, что и с числами: сложение, вычитание, умножение и деление. Операция деления ограничена условием – делитель не может быть нулевым, но с точки зрения физического смысла мы уверены, что функция не может быть нулевой или нули функции нам не нужны.
Пример 3.
быстрее, чем выразить и подставить.
Те же проблемы возникают и при решении квадратных уравнений. Часто до квадратного уравнения можно не доводить, теряя, отрицательные корни, не имеющие физического смысла. Т.е. с учетом физического смысла можно сильно сузить ОДЗ и упростить решение.
Пример 4. Определите внутреннее сопротивление источника тока, если при сопротивлении R1 во внешней цепи выделяется такая же мощность, как и при сопротивлении R2.
т.к. P1 = P2, следовательно
Анализ полученного результата включает в себя:
- проверку размерности как проверку правильности полученной формулы;
- анализ зависимости искомой величины от данных особенно при их критических значениях;
- оценку реальности результата.
Вычисления значительно упрощаются при освоении инженерного калькулятора:
- набора чисел в форме x × 10n;
- вычисления прямых и обратных тригонометрических функций;
- вычисления на калькуляторе без дополнительных записей в тетради.
В профильном классе в обязательном порядке проводится зачет, основным вопросом которого является доказательство формул №1–№6.
Алгоритм решения задач на применение законов Ньютона
Алгоритм II.
- Краткая запись условия;
- первичный рисунок;
- Как движется тело? – рисуем скорость и ускорение;
- С какими телами взаимодействует? – рисуем силы;
- Если в условии задачи рассматривается вес тела:
Опора – «по 3 з. Ньютона Р = N»
Подвес – «по 3 з. Ньютона P = T»
Невесомость – «по 3 з. Ньютона P = 0 = T или Р = 0 = N»
- Есть ли ускорение?
Да – «по 2 з. Ньютона »
Нет – «по 1 з. Ньютона »
- Сколько на рисунке сил?
- Запись векторная 1 или 2 з. Ньютона (расширенная).
- Выбор СО (системы отсчета).
- Если есть силы не параллельные осям – рисунок их проекций
- Запись законов Ньютона в проекции на оси СК
F ↑↑ оси – знак не меняем
F ↑↓ оси – знак меняем
F оси – не пишем (проекция равна нулю)
Или смотри рисунок.
- При необходимости применение закона Гука, закона всемирного тяготения, частных формул для сил….
- Если в условии есть скорость путь время, применяем формулы кинематики.
- математическое решение.
- анализ полученного результата.
- вычисления.
- ответ.
Первичный рисунок – на этом этапе часто на рисунке изображаются детали, отсутствующие в условии задачи.
Пример 5. В первых задачах на применение второго закона Ньютона в условии часто написано «На тело массой mдействует сила F». Учащиеся рисуют опору и силу тяжести, хотя в условии их нет и происхождение силы не оговаривается.
Неверно |
Верно |
На рисунке желательно придать силе произвольное направление, что подчеркнет свободное условие задачи и даст повод обсудить связь между силой, ускорением и скоростью с точки зрения причинно – следственной связи.
Пример 6. Тело под действием силы F поднимается вверх с ускорением а.
Не верно |
Верно |
(очень распространенная ошибка).
Данные примеры подчеркивают необходимость выполнения рисунка в строгом соответствии с условием задачи и отступления не допустимы.
Рисунок должен занимать не менее трети тетрадного листа.
Сила – это величина, характеризующая взаимодействие тел. Здесь возможны следующие нюансы:
- Взаимодействие может осуществляется без непосредственного контакта (на первоначальном этапе только взаимодействие с Землей – сила тяжести). По сути это действие на тело гравитационного поля. На профильном уровне имеет смысл ввести понятие поля вместе с понятием силы, рассмотрев теории близкодействия и дальнодействия. Тогда вопрос, «С какими телами взаимодействует тело?» можно сразу разбить на два:
- С какими телами взаимодействует тело?
- В каких полях находится тело?
В 10 классе возможно рассмотреть гравитационное и электромагнитное поле и подчеркнуть, что взаимодействие при непосредственном контакте на макроуровне это на микроуровне так же действие поля на микрообъект (в случае сил упругости и сил трения – взаимодействия электромагнитного поля одной молекулы с другой молекулой как системой зарядов).
- Взаимодействие при непосредственном контакте тел.
Есть контакт – есть взаимодействие – есть сила.
Итоги
Описанные алгоритмы, при их активном использовании на уроках позволяют существенно сократить время на приобретения учащимися навыка решения задач. Алгоритмы универсальны и могут применяться в любой теме, что позволяет провести единую линию решения задач по всему школьному курсу физики. Позволяет один раз, затратив учебное время на обучение решению задач, в дальнейшем вводить только новые законы и закономерности подчеркивая единые способы и методы их применения в задачах.
В основе выше приведенного материала лежат следующие общеизвестные технологии:
- Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
- Проблемное обучение.
- Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
urok.1sept.ru
Знать физику — означает уметь решать задачи
Каждый человек сталкивается с физикой с самых первых мгновений своей жизни – он видит всевозможные окружающие его световые, механические, звуковые явления и даже не задумывается, что все они подчиняются жестким естественным законам. Большую часть из них понять и осознать самостоятельно практически невозможно. Но все-таки все они вполне объяснимы и происходят по определенным правилам, суть которых и раскрывает такой интересный и многогранный предмет школьного и высшего образования, как физика. Цель этой науки заключается не только в толковании окружающей всех нас природы с точки зрения правил, но и в обобщении физической информации, поиска объяснения для более широкого круга явлений – таинственных или обыденных, постоянно происходящих в жизни. Именно с помощью физики можно наиболее полно постигнуть тот факт, насколько велика и разнообразна вся наша планета, весь наш мир.
Знакомство каждого человека с основами науки физики происходит сначала в школе, затем продолжается в высших учебных заведениях. Излишне в очередной раз упоминать, что уровень современного образования в России многими экспертами (да и самими учителями) оценивается не слишком высоко. В старших и средних общеобразовательных классах урокам физики выделяется не более двух часов в неделю, в ходе которых уместить в головы учеников хотя бы минимум под силу только талантливейшим преподавателям. Во многом в этом кроется причина большого числа молодых и взрослых людей, которые испытывают к физике острую неприязнь. Чаще всего виноваты в этом не они, а неправильный способ подачи материала их преподавателями, которые, зачастую, просто не в состоянии воспринимать новые приемы педагогики. Но это вовсе не значит, что наука физика и неладящий с ней ученик останутся несовместимыми навсегда.
Задачи сайта
Учиться никогда не поздно, и именно для этого и был создан данный образовательный сайт. Здесь каждый школьник или студент сможет найти для себя огромный объем информации по предмету, который изложен максимально простым и доступным языком — базу физических законов, определений физических понятий и терминов, формул применяемых в решении задач, основных физических констант и др. Список охватывает абсолютно весь курс предмета школьной и вузовской программы. Ознакомление со всем перечнем представленной информации полностью бесплатное.
- Кратко основные функции нашего ресурса можно охарактеризовать следующим образом:
- просветительская, образовательная работа с посетителями – основная задача сайта. Каждый пользователь может бесплатно ознакомиться с интересным ему материалом;
- оказание помощи в решении сложных физических задач любого уровня;
- популяризация физики среди школьников и абитуриентов. Многие ученики несправедливо считают физику скучной наукой, занятия которой в принципе не могут быть занимательными. Мы пытаемся развеять данный миф;
- информирование преподавателей вузов и школ о новых теоретических и практических способах подачи материала;
- сокращение разрывов между средним и высшим образованиями. Зачастую материал, преподаваемый в средней школе, не соответствует по своему уровню и тематическому охвату тем требованиям, которые предъявляются техническими высшими учебными заведениями.
Преимущества использования сайта
Правильнее всего воспринимать посещение данного сайта как возможность пройти дополнительные дистанционные занятия по предмету физике. Дистанционный метод обучения обладает огромным числом весомых преимуществ перед стандартным очным. Главная из них – значительно большая свобода абитуриента или ученика, отсутствие необходимости посещать занятия и штудировать сложный материал в ограниченные сроки. Каждый посетитель вправе сам выбирать для себя время, удобное ему, и темп изучения.
Преподавателям
Наш сайт может оказаться весьма полезным и для школьных или вузовских преподавателей, которые столкнулись с трудностями, связанными с предметом. Одна из главных обязанностей преподавателя – не только быть знатоком в своем предмете, но и оставаться в курсе самых последних тенденций педагогики, знакомиться с новыми веяниями, а значит – самосовершенствоваться. Многие способы решений и подачи материала, представленных на сайте, можно назвать поистине новаторскими, которые, тем не менее, уже разделяются многими профессиональными учителями.
Мы надеемся, что сайт и размещенная на нем информация поможет посетителям разобраться в сложностях такой захватывающе интересной науки, как физика. Желаем успехов на этом нелегком поприще – образование.
zadachi-po-fizike.ru
Как решать любые задачи по физике?
Эта небольшая инструкция действует для задач любых разделов физики: динамики, кинематики, электродинамики и любых других. Кроме того, чтобы правильно решить задачу — нужно помнить о правилах оформления решения. Может случиться так, что преподаватель просто не поймет ваше решение. Нижеописанные правила помогут вам не запутаться в простых вещах при решении задач по физике.
1. Внимательно прочитайте условия вашей задачи по физике. Разберитесь, на какую тему задача, о чем, вообще, идет речь — о динамике изменения температуры, или о силе трения — в общем, какие физические явления и процессы рассматриваются в предложенном вам варианте. Помните, что каждое слово в условии играет важную роль!
2. Запишите краткие условия, это будет знакомое всем из школы «Дано». Его нужно записывать кратко: буква обозначения величины и ее значение из условия. Не забывайте про единицы измерения! Так же нужно помнить, что условие задачи по физике может содержать «скрытые» данные. Например, фраза «в котле кипит вода» означает, что нужно записать температуру кипения воды как исходные данные. То есть, в секции «Дано» написать tk = 100o C. Не забудьте и про то что надо найти. Эту неизвестную величину пишут в секции «Найти».
3. Помните про систему СИ! Часто бывает так, что в условии задачи указаны в других единицах измерения, нежели СИ. Это обычно приводит к ерунде в ответе, и мнении о неправильном решение — хотя оно то как раз оказывается верным!
4. Чертеж. Ряд задач невозможно решить без схематичного рисунка. К таким можно отнести задачи на движения — различные перемещения твердых тел, ускорения и наклонные плоскости с блоками и нитями. Вообще, рисунок помогает лучше понять суть задачи, физического процесса или явления. Часто они наталкивают на верное решение!
Таким образом, важный этап подготовки к решению завершен.
5. Пришло время для решения! Тут тоже есть несколько важных правил. Первое из них — перед любыми численными расчетами необходимо написать формулу. Кроме того, не забывайте писать все единицы измерения, чтобы не «потерять» что-нибудь в итоговом ответе.
6. Следует знать о подходах к решению. Первый вариант — решать задачу по действиям — вычисляя цифровой ответ для каждой формулы. Этот вариант не предпочтителен, и используется очень редко. Второй вариант — решение в общем виде — вывод окончательной формулы, а уже потом численный расчет.
7. Если нет совсем никаких идей, как подойти к решению — попробуйте начать с конца. Подумайте, как рассчитать величину, которую требуется найти, а затем посмотреть, чего не хватает для ее расчета. Часто этот подход помогает.
8. Не забудьте проверить ответ! Сначала исходя из простой логики — например, машина не может ехать с космической скоростью, а самолет весить пару граммов. Кроме того, обязательно укажите единицы измерения ответа.
На этом все, небольшая инструкция по решению физических задач завершена.
Конечно же, вам покажется, что это никак не поможет в решении — но спешим вас заверить, что только так можно научиться решать задачи по физике! Волшебной инструкции, по которой можно будет сходу и за 5 секунд решить любую задачу — увы — не существует.
taskhelp.ru
Алгоритм решения задач по физике
Научиться решать задачи по физике можно,…
только решая задачи по физике.
Итак, вы горите желанием научиться решать задачи, вы не боитесь трудностей, вы готовы быть усердным и внимательным, тогда начнём.
Все физические задачи, независимо от раздела, который вы сейчас изучаете, можно решить, выполняя определённые шаги, которые назовём «Алгоритм решения задач по физике».
Ознакомьтесь с ним.
Алгоритм решения задач по физике онлайн
1. Внимательно прочитайте задачу.
2. Запишите в «Дано» все данные и правильно запишите искомую величину.
3. Сделайте перевод единиц в СИ, если это необходимо.
4. Сделайте чертёж или схему, если это необходимо.
5. Напишите формулу или закон, по которым находится искомая величина.
6. Запишите дополнительные формулы, если это необходимо. Сделайте математические преобразования.
7. Подставьте цифровые значения в окончательную формулу. Вычислите ответ. Проанализируйте его.
8. Запишите ответ.
9. Похвалите себя.
Все пункты надо выполнять именно в этом порядке. Пункты 4 и 5, в зависимости от раздела физики, из которого решаем задачу, будем дополнять (эти дополнения покажу ниже).
Итак, решим следующую задачу с применением «Алгоритма решения задач онлайн».
Задача 1. Известно, что масса мраморной плиты равна 40,5 кг. Какую силу надо приложить, чтобы удержать эту плиту в воде?
Выполняем п.1 и 2 нашего алгоритма:
1. Внимательно прочитайте задачу.
2. Запишите в «Дано» все данные и правильно запишите искомую величину.
Пункт 3 нашего алгоритма здесь делать не надо, так как все величины даны в СИ.
Выполняем следующий пункт.
4. Сделайте чертёж или схему, если это необходимо. На чертеже рисуем все силы, действующие на тело (это необходимо по условию задачи). А также рисуем координатные оси.
(Предполагаем, что мы удерживаем плиту от падения, т. е. искомая сила будет направлена вверх).
Выполняем следующий пункт.
5. Напишите формулу или закон, по которым находится искомая величина. (В данном случае это II закон Ньютона. Напоминаю, что исходная его запись должна быть в векторном виде).
Выполняем следующий пункт.
6. Запишите дополнительные формулы, если это необходимо. (В данном случае нам надо записать II закон Ньютона в проекциях на оси ОХ и ОУ). Сделайте математические преобразования.
7. Подставьте цифровые значения в окончательную формулу. Вычислите ответ. Проанализируйте его. (В нашем случае, при решении мы получили положительное значение искомой величины. Это говорит о том, что направление искомой силы см п. 4 было выбрано верно).
8. Запишите ответ.
9. Похвалите себя. (Вы действительно сделали то, что удаётся немногим. Вы – молодец).
© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
blog.tutoronline.ru