Слова с безударной гласной в корне слова 4 класс – План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Правописание слов с безударной гласной в корне слова» по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Содержание

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему: Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Правописание слов с безударной гласной в корне слова» по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

(конкретизиро

вать УУД, ориентироваться на планируемые результаты по теме)

Время

(в мин.)

Средства обучения

I.

Организа

ционный момент

Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Поприветствуйте наших гостей, которые пришли посмотреть, что вы знаете и умеете по предмету и как применяете полученные знания на практике. 

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Запишите число, классная работа.

Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнёмся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, уверенности в своих возможностях, знаниях!

Дети организуются для работы.

Запись даты: 6 октября

КоммуникативныеПроявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2

мин.

Алгоритм посадки во время письма.

Слайды №1,2

Слайды №3,4

2.

 Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся.

— Проверим домашнее задание: тетради ваши сданы на проверку, поэтому по памяти

-Какие слова вы подобрали к схемам?

— Что повторили? Для чего?

— Какие знания и умения нам необходимы на уроке?

-Какие правила и законы нам могут пригодиться на уроке?

-Кто испытал затруднения при выполнении задания?

-Где можно было получить нужную информацию?

-Ответы детей.

(разбор любых четырёх слов по составу)

-Можно было посмотреть таблицу на стр.52 в учебнике.

Предметные: понимают задание, как его надо выполнять.

Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3

мин.

3.

Актуализация знаний. 

На экране высвечивается слайд со словами

К.Г.Паустовского:

Для всего, что существует в природе,- воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

-посмотрите на экран и скажите, как вы понимаете высказывание известного вам писателя  К.Г.Паустовского?

-Правильно, ребята. Русский язык богат. Каждый человек должен стремиться к культуре речи, бережно относиться к языку, быть грамотным.

-Посмотрите ещё раз на высказывание К.Г.Паустовского и скажите какая орфограмма

« спряталась» в словах?

      -Выпишите слова  с безударной гласной в корне слова, выделите орфограмму и объясните  её написание.

Коррекция и помощь в формулировании ответов.

Мнения детей.

-Русский язык богатый. В нём много разных слов, которыми можно выразить свои чувства.

-Каждый человек должен быть грамотным.

-Я вижу слово с непроизносимой согласной, солнце.

-Есть слова с парной согласной, трав, слов, лесов.

-Больше слов на  правописание безударной гласной в корне слова, воды, дождей, лесов, полей, цветов.

-Да, есть слова с проверяемой гласной, а есть слова с безударной гласной в корне, которую нужно запомнить.

Взаимопроверка (слайд№7)

Предметные: понимают задание, как его надо выполнять.

Метапредметные :

Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

3 мин.

Слайд № 5

Слайд №6

4.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постанов

ка цели и задач урока.

  • Самоопределение деятельности

Кто догадался, какова же тема урока?

-Мы определили тему урока.

-Какие задачи ставим перед собой?

(Коррекция и помощь в формулировании ответов)

-Правильно, ребята. В течение урока мы будем отвечать на вопросы

                ЧТО

НАДО

ПРОВЕРЯТЬ?

ГДЕ

КАК

ЧЕМ

ДЛЯ ЧЕГО

Мы определили тему урока, поставили цель урока.

Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании слов с безударной гласной в корне слова. Попытайтесь доказать себе, что вы умеете и слышать, и видеть безударные гласные в словах.

Если удастся это сделать- тогда можно с уверенностью сказать, что у нас всё получится.

Чтение слайда.(Слайд «Правописание слов с безударной гласной в корне слова»)

-Будем проверять свои знания.

-Будем учиться подбирать проверочные слова.

-Посмотрим, чему научились и что знаем по этой теме.

-Будем учиться не делать ошибок, а то скоро контрольная работа.

Предметные: формулировать тему урока, учебную задачу.

Личностные: проявлять любознательность при получении знаний.

Метапредметные :

Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.

Регулятивные: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.

3

мин

Слайд №7

5.

Примене

ние знаний и умений в новой ситуации .

  • Алгоритм действий  при проверке безударных гласных в корне слова.

-Посмотрите на доску и скажите, какие буквы лишние?

-Правильно.

( На доске остались буквы: а, о, и,  е, я )

-Что объединяет эти буквы?

-Правильно, это гласные , которые могут стоять в слабой позиции.

-Ответим на первый вопрос: что надо проверять?

Почему?

Где надо проверять?

Раз у нас речь пойдёт об орфограмме в корне слова, значит надо вспомнить, что такое корень слова.

-Нужно ли проверять безударные гласные в суффиксах, приставках, окончаниях? Почему?

-Можно ли доверять гласной на слух? Почему?

-Как надо проверять?

-А ещё как?

Сколько существует способов проверки безударной гласной в корне слова?

Вывод: Как проверить безударную гласную в корне?

На экране высвечивается правило.

Чем надо проверять?

-Все ли гласные можно проверять применяя это правило?

— Как называют слова, в которых нельзя проверить безударную гласную?

-Как поступить в этом случае?

-Хотите попробовать выполнить работу с безударными гласными без ошибок?

— Буква ё, потому что она всегда стоит под ударением.

— Буква у , так как в слабой позиции её проверять не надо.

-Они обозначают гласные звуки, это гласные-мины, на которых можно взорваться.

— Гласные а, о, и,  е, я могут стоять в слабой позиции.

-Надо проверять в корне слова.

— Корень- это главная часть родственных или однокоренных слов.

— Безударные гласные в суффиксах, приставках, окончаниях нельзя проверять ударением. Для этого есть другие правила.

-Безударной гласной на слух доверять нельзя, её надо проверить.

-Надо подобрать проверочное слово.

Дети проговаривают правило хором.

-Если безударная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение.

-Нет, не все слова.

— Слова с непроверяемой безударной гласной в корне называют словарными.

-Написание таких слов  нужно запомнить или посмотреть в словаре.

-Попробуем.

Предметные: выстраивают модель алгоритма; формулируют правило.

Метапредметные :

Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характер;

уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; самостоятельное создание алгоритма деятельности о глаголе; уметь формулировать правило.

Регулятивные: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы.

Коммуникативные: участвовать в диалоге.

4

мин

Слайд №8

(а о и ё е у я)

Слайд№9

а, о, и,  е, я

Слайд№ 10

На экране высвечивается правило.

6.

Физминутка музыкаль

ная. 

Цель: Снять напря

жение с мышц шеи, лица, рук, ног, спины.

-Перед выполнением нелёгкого задания отдохнём. Наберёмся сил.

Выполняют упражнения вместе с героями слайда

Умение принимать и выполнять зрительную задачу, действовать по образцу

Формирование коммуникативных умений.

 2

мин.

Слайд  № 11

7.

Закрепле

ние

— Какую годовщину Победы отмечает наш народ в этом году?

— Сегодня мы вспомним об этом историческом событии в жизни нашего народа. Сегодняшний урок посвящаем победе Советского народа над фашистами.

Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего.

 А сейчас каждый сможет проверить свои знания по данной теме.

Упражнение «Закрой окошки» и выдели корень слова.

От смелого смерть б-жит, враг перед смелым др-жит.

      Б-яться смерти – поб-дителем не быть.

Одно нужно стр-не – быть храбрым на в-йне.

— Что повторили?

— Для чего вы выполняли это задание?

Оцените свою работу на этом этапе.

Являются  ли эти действия новыми для вас?

  • Самостоятельная работа по учебнику упр.90 стр. 57

Работа в парах. Взаимопроверка.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте соседа.

У кого нет ошибок, поставьте «+».

— У кого есть ошибки, руку поднимать не нужно, мысленно скажите себе: « Я должен повторить алгоритм проверки и написания безударной гласной в корне слова.»

— Поднимите руку те, кто может похвалить соседа.

— Что мы проверили?

— Какие слова вызвали затрудненния?

-Кто может помочь Саше проверить слова раскалилось и раскололось?

-Повторите, что мы закрепляем сегодня на уроке?

— Поднимите руку, кто считает, что хорошо усвоил тему правописания слов с безударной гласной в корне слова ?

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

-Слова раскалилось и раскололось.

-Раскалилось(железо)-стало очень горячим-накал, а полено раскололось- колет.

Предметные: применять знания в выполнении задачи.

Метапредметные :

Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: : уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

10

мин.

Слайд  № 12

Слайд  № 13

(Для взаимопроверки)

Слайд  № 14 (Для взаимопроверки)

8

Обобще

ние и системати

зация знаний 

Уровневая самостоятельная работа.

Сегодня мы с особым чувством вспоминаем о годах  великой Отечественной войны, трагическом историческом событии в жизни нашего народа.Эта страшная война длилась долгие четыре года и унесла жизни почти 27 миллионов человек. Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего.

-А теперь, ребята, я предлагаю потрудиться  самостоятельно каждому из вас. 

Сейчас вам предстоит справиться с трудным заданием.

— 1.Прежде чем начинать работу, вы должны выбрать задание по уровню сложности. (выбрать из трёх вариантов)

Красный– сложный уровень

        Зеленый– средний уровень

        Синий– слабый уровень.

2. Самостоятельная работа по карточкам.

Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно предложить выполнить  практическое задание (Компьютер, электронное приложение)

Самостоятельная работа учащихся

-70 лет Победы в Великой Отечественной войне.

-Мы и проект выполняли «Живи и помни».

Дети выбирают из трёх вариантов.(3 уровня)

Предметные:

Учащиеся отработают правило проверки безударной гласной в корне слова.

Познавательные:

выполняют задания творческого и поискового характера;

Регулятивные: определяют успехи и трудности.

Коммуникатив

ные:

-принятие решения;

5

мин

1.Индивидуальные карточки

Красный– сложный уровень

К выделенному слову подбери однокоренное с безударной гласной в корне слова

Если ты храбр – покажи свою храбрость на поле боя.

Один в поле не воин.

Смерть бежит от штыка

 храброго.

Дополни пословицу:

С р-дной _____ умри , а не _____.

Для Родины св-ей ни сил, ни жизни не____

Зеленый– средний уровень

Замените предложения одним словом.

Запишите эти слова, обозначьте в них орфограмму.

  • Человек, который выиграл сражение. (Победитель)
  • Антоним слова мир.(Война)
  • Награды за боевые заслуги

Во время войны.(Ордена и медали)

  • Смелый, отважный человек.

(храбрец)

  • Человек, принимающий учас

тие в военных действиях(Боец)

Синий– слабый уровень.

Вставь пропущенную букву, напиши

Проверочное слово.

. Г-рдится отец, что у него сын хр-брец.

      Б-яться смерти – поб-дителем не быть.

2.Компьютер, электронное приложе

ние

9

Итог урока

  1. Проверка.    

Какой темой объединены все слова в ваших карточках?    

  1. Рассказ о Тихвине.

 — Тихвину принадлежит большая роль в событиях первого периода войны, в битве за город Ленинград.

— Когда фашисты окружили г. Ленинград кольцом блокады, в город трудно было доставить продовольствие. Единственная ниточка, которая связывала город со всей страной, была железная дорога. Гитлеровцы хотели отрезать и эту связь, чтобы г. Ленинград сдался. Они бросили все силы на захват г. Тихвина. 8 ноября 1941 года, после ожесточённых боёв, фашисты овладели им.

Лишь 1 месяц находился Тихвин под властью гитлеровцев. Но и за этот срок они сожгли и уничтожили много жилых домов, учреждений, школ, все библиотеки, краеведческий музей. Тихвинский монастырь был превращён гитлеровцами в застенок, где они жестоко расправлялись с мирным населением.                                                                              

Захватив Тихвин, фашистские танковые колонны двинулись дальше вглубь нашей страны, но были остановлены у д. Астрача, где советские бойцы стояли насмерть. 9 декабря г. Тихвин был освобождён.

                                                                                             

Освобождение Тихвина позволило усилить подвоз продовольствия, и 25 декабря 1941 года хлебный паек, выдаваемый ленинградцам и бойцам Ленинградского фронта, был увеличен на 75 — 100 граммов.                                                                                                                          

Поэтому, ребята. г. Тихвину и д. Астрача принадлежит большая роль в событиях первого периода войны, в битве за город Ленинград.

Каждый приезжающий теперь в Тихвин обращает внимание на свидетельства героического прошлого города-воина.    

                                                                                         

Неподалеку от деревни Астрача, на стыке с Тихвинским районом, находится мемориал погибшим во время Великой Отечественной войны (мемориал «Воинам-освободителям). Там похоронено более 600 солдат.        

                                                                                               

И традиционно 9 мая каждый год здесь собираются ветераны, блокадники из Тихвина, Бокситогорска, Пикалева.

                                                                                       

– Проверяем!

 — Почему решили выбрать именно эту карточку?

Определите качество успеха.

Зелёный – хорошо усвоили материал;

Жёлтый– не хватает практических навыков, плохо знаю таблицу умножения.

Красный – еще нужно работать, много допускаю ошибок.

2 Кто хочет проверить своё умение определять на слух безударную гласную в корне слова?

-Пишем небольшой диктант?

.Война не обошла стороной ни один город, ни одно село, ни одну семью. Вот что написал Саша Шнуров (текст диктанта)

Мы живём в небольшом селе Анисимово. Более трёхсот моих односельчан погибли на фронтах войны. Каждая семья потеряла родного человека.

(самопрверка)

— Пришло время подвести итоги нашей работы.

— Чему был посвящен урок?

— Что повторили?

— Что нового узнали?

Какую цель ставили?

Достигли цели?

Какое задание было интересным?

При выполнении какого задания испытывали трудности?

Кто стал считает, что стал грамотнее?

Заполним лист самооценки.

— Какой праздник отмечала   вся наша страна?

—  Полезен ли для вас был сегодняшний урок?

— Сегодня мы повторили пройденный материал, а также вспомнили о том, что 9 мая наша страна отмечала  70 годовщину Великой Победы. Мы не должны забыть этот страшный урок истории.

ВЫВОД: Сегодня мы думали, рассуждали, слушали, считали, писали.

— Вы сегодня доказали, что совместный труд, стремление узнать что-то новое привело вас к победе.

-Тема войны и храбрости.

 Хотелось проверить себя.

Ученики показывают светофорики

-Конечно хотим проверить, скоро ведь диктант.

Запись предложений под диктовку.

— Мы повторяли правописание слов с безударной гласной в корне слова.

— Наша цель была:

Развивать умение проверять написание безударных гласных в корне  слова.

-Мне интересно было исправлять ошибки в тексте.

— Интересно было выполнять практическое задание на компьютере.

-Трудновато было найти проверочные слова к словам раскалилось(железо) и ракололось(полено)

Предметные: применять знания в выполнении задания.

Метапредметные :

Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников

Личностные: Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересован

ность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

8 мин

Слайд (Самопрверка)

10

Информа

ция о домашнем задании, инструктаж по его выполне

нию .

Домашнее задание для тех, кто не боится трудностей – стр.57, упр.91

для всех – Рабочей тетради  самостоятельно выбрать и выполнить упражнение по теме нашего урока.

Прочитайте задание про себя ,что будете дома делать? У кого есть вопросы?

Метапредметные :

Познавательные: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера.

Личностные: осознавать смысл изучения.

2

мин

11.

Рефлексия  учебной деятельности на уроке

  Цель: формировать у школьни

ков самооцен

ку.   

Цели:

  1. оценить собственную деятельность на уроке;
  2. зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

— Поднимите тот смайлик, который выражает ваше настроение после урока.

— Возьмите соответствующий смайлик и прикрепите на доску.

не испытывал трудности, было легко

были затруднения, с помощью учителя преодолел их.

             

не смог выполнить задание

Продолжите мои предложения:

-Было интересно…

-Было трудно…

-У меня получилось…

заполняем рефлексивные листы

Оправдались ваши желания об уроке? Прошу ответить в рефлексивных листах.

Рефлексивный лист

Мне было _______________          на уроке.

(интересно, скучно, легко, трудно)

 Я учился ____________________________

Я работал (а) с____________настроением.

Мне было сложно, когда ___________________.

Сегодня на уроке я заслужил (а) отметку______________

2.- Давайте оценим свою работу  (светофорик).  Определите качество успеха.

Зелёный – хорошо усвоили материал;

Жёлтый– не хватает практических навыков, плохо знаю таблицу умножения.

Красный – еще нужно работать, много допускаю ошибок.

Оценки за урок….  — Сколько «+» у вас?

2 мин

Презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему: Презентация по русскому языку «Безударный гласный в корне слова»

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

гора гористая горе горочка горка Буква – орфограмма в этих словах. Мягкий согласный из лишнего слова. Буква, которая обозначает два звука. оря

Слайд 3

лисица в о робей дев о чка з е мл я ника с о рока я зык

Слайд 4

м а лина

Слайд 5

л еса окно мосток доска

Слайд 6

« Безударные гласные в корне слова. Закрепление»

Слайд 7

ПРИВЕТ!

Слайд 8

Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово. Измени проверяемое слово: сущест — ое глагол прилага — ое ед. ч. мн. ч. что (с)делает? каков? кто? что? что (с)делал? (ед.ч. или мн.ч.) что (с)делаю? много кого? чего? Если надо, выполняй два действия. Как искать проверочные слова для корня слова?

Слайд 9

Прочитайте слова. Объясните, от какого корня образовано каждое слово. Назовите однокоренные слова. МОСТИК МОРОЗИТЬ МОРОЗНЫЙ МОСТИТЬ СТОРОЖЕВАЯ МОРОЗЕЦ СТОРОЖИТЬ СТОРОЖКА МОРОЗКО МОСТОВАЯ

Слайд 10

Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Поставьте знак ударения. Пышно цветёт луг. Он похож на пёстрый ковёр. Вот белые и красные цветы мака. Качаются синие колокольчики. На сырых местах красуются голубые незабудки. На цветочки садятся бабочки.

Слайд 11

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Цветёт, цветы, цветочки.

Слайд 12

Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты её немедленно Ставь под ударение!

Слайд 13

Объясните, в какой части слова пропущена буква и нужно ли проверять её правописание. Подберите к каждому слово проверочное. п ч … линый зв … зда ч… рнеть с … стра кол … са Запишите через тире сначала проверочное слово, потом проверяемое. Объясните, в какой части слова пропущена буква и нужно ли проверять её правописание. Подберите к каждому слово проверочное. ? звёздное, сёстры, пчёлки, колёса, чёрный

Слайд 14

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Звёздное — зв е зда, сёстры – с е стра, пчёлки — пч е линый, колёса — кол е со, чёрный – ч е рнеть.

Слайд 15

Проверьте безударный гласный в корне, изменяя число слов. к р … са сл…за гр…за б…бы бл … ны к… льцо Запишите проверочные и проверяемые слова парами через тире. Отметьте ударные и безударные гласные к корне слов.

Слайд 16

Пинёк , честюля , гребник , питёрка , канёк , осинь , каласок , литеть , трова . Запишите слова, исправляя ошибки.

Слайд 17

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ П е нёк, ч и стюля, гр и бник, п я тёрка, к о нёк, ос е нь, к о л о сок, л е теть, тр а ва.

Слайд 18

Объясните правописание пропущенных букв. Составьте и запишите предложения. пл..ток, т… пло , ш … рстяной , сохраняет л… сной , ш … рокая , прол … гла , опушке, дорога, по ж… лище , у, делают, своё, в… ды , б… бры

Слайд 19

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ Ш е рстяной пл а ток сохраняет т е пло. Б о бры у в о ды делают своё ж и лище. Ш и рокая дорога прол е гла по л е сной опушке.

Слайд 20

учебник стр. 31 упр. 68

Слайд 21

ДО СВИДАНИЯ!

Слайд 22

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ Я молодец! Могу и лучше ! Мало старался !

Конспект методической работы по русскому языку 3-4 классы «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением в корне слова»

МБОУ «Коммунарская СОШ №3»

Методическая работа по теме:

«Правописание безударных гласных,

проверяемых ударением в корне слова» (3-4 классы)

Выполнила: учитель первой квалификационной категории Самсонова Анастасия Афиногеновна

2015 год

Материалы к методической теме.

Введение.

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.

Это четверостишие стало эпиграфом к уроку русского языка при изучении темы «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слов»
За годы работы в школе (с 1980 года) с разными классами пришла к выводу, что на уроках русского языка наибольшее количество ошибок дети допускают по теме «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением, в корне слова», хотя работу по предупреждению этих ошибок веду на каждом уроке. Поэтому мною выбрана эта методическая работа, над которой я работаю несколько лет. Собран материал по этой теме, начиная с первого класса: методические приёмы, упражнения, направленные на тренировку в постановке ударения; определения ударных и безударных звуков, работа над словообразованием; упражнения и задания, направленные на развитие орфографической зоркости, самоконтроля.

Опираясь на методику обучения орфографии, стараюсь развивать словесно-логическое мышление учащихся, так как только в этом случае можно сформировать у них прочный орфографический навык.
Каждый из нас, учителей, отдаёт не мало сил формировать учащимся навык грамотного письма, но полной отдачи часто не получает. Почему? Вероятно, потому, что используем не все способы усвоения орфографии при изучении той или иной программой темы.
Часто ученик умеет определить вид орфограммы, знает правило, умеет подбирать проверочное слово. Боле того, выполняя подобные задания (на вставку пропущенных букв), он не делает а них ошибок. А вот диктант и творческие работы пишет безграмотно. Даже если ученику разрешить спрашивать о написании того или иного слова он не станет этого делать, потому, что считает, что ему всё ясно.
Почему встречаются ошибки в работах учащихся? Дело в том, что внимание ученика чаще всего направленно на решение орфографической задачи: выделить орфограмму. А это самый главный шаг в решении этой задачи, и делать его ученик обязан сам. Только тогда он сам обнаружит расхождение между правописанием и произношением, когда он ответит на вопрос, в какой части слова они находятся, тогда он сможет самостоятельно написать грамотно, без ошибок.
В основе правила правописания безударной гласной в корне слов, как и многих других орфографических правил, лежит фонематический принцип русской орфографии, в соответствии с которым «одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позиции». Опираясь на данный принцип, я постоянно на уроке подчеркиваю, что при написании нельзя доверять произношению. Учу детей определять сначала в какой морфеме слова содержится сомнительный звук, помогут отличительные признаки правила:
1) безударность, отсутствие ударения, неясность звучания
2) гласные [а], [о], [и], [е], [я], как наиболее опасные
3) место в слове-корень

Что надо проверять?

Проверять надо безударную гласную.

Где надо проверят?

Проверять надо безударную гласную в корне слова, так как написание безударных гласных в других частях слов не подчиняется правилу.

Как надо проверять?

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать к этому слову проверочное родственное слово.

Чем надо проверять?

Проверять надо ударением, так как в положении под ударением написание гласной соответствует произношению.


В ходе изучения данного правила ученики должны поставить в слове ударение, указать ударные и безударные гласные, найти корень слова, изменить форму слова или подобрать родственное слово (проверочное), выбрать нужное проверочное слово с ударной гласной в корне.

Проверяемая безударная гласная корня — одна из сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю лёгкость правила, регулирующего её написание. Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова — самые распространённые.
Поэтому, начиная с первого класса, в работе с детьми по формированию и развитию умения писать слова с безударными гласными в корне, я ставлю перед собой задачи:
1) Научить слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, соотносить звук и букву.
2) Формировать и развивать орфографическую зоркость, то есть учить видеть и узнавать изученные орфограммы в слове (этот навык, как и все другие формирую путём упражнений, то есть многократных действий).
3) Совершенствовать навык самоконтроля, то есть ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Работая в разных классах, убедилась в необходимости учёта знаний учащихся. Повседневный и планомерный контроль за качеством усвоения знаний, приобретения умений и навыков является одним из необходимых условий успешного обучения учащихся. Систематический контроль за знаниями учащихся даёт ответ на вопрос, кто из них не усвоил материал, помогает вскрыть причины выявленных пробелов, своевременно устранить эти пробелы, предупредить отставание детей в учёбе.

Я использую следующие виды контроля:
1) Исходный уровень:
входной диктант или проверочная работа — помогают усвоить то, над чем я должна работать
2) Текущий контроль:
проверка тетрадей, планирование работы над ошибками, индивидуальный опрос, срезовые работы
3) Тематический контроль:
контроль по темам: часто провожу по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» в виде устных словарных диктантов с обратной связью; самостоятельные предупредительные работы, во время которых оказываю незначительную помощь слабым, что помогает им обрести уверенность в своих силах; диктантов «Проверяю себя» и др.

4) Итоговый контроль:
контрольные работы, уроки — зачёты, тест — опросы по теме (итоги контрольных диктантов прилагаются).

Положительные результаты промежуточных и итоговых работ по русскому языку приводят меня к тому выводу, что проводимая мною работа в обучении детей родному языку интересна и целесообразна.

Изучение темы
Правописание безударных гласных в корне слова
в 3-4 классах.

Если во 2 классе правило правописания безударных гласных в корне слова мы изучили только на фонетическом уровне, т.е. я учила каждого ребёнка:
1) определять ударение в словах;
2) выделять ударные безударные гласные;
3) изменять слова, ставя безударную гласную под ударение,
То в 3 классе правило правописания безударных гласных в коре изучаем уже на морфологическом уровне: ведь мы узнали, вернее изучили состав слова.

К умениям, которые учащиеся приобрели во 2 классе, в 3 классе добавляются следующие:
1) умение находить корень;
2)умение подбирать проверочные слова путём подбора однокоренных слов;
3) умение выбирать среди проверочных слов слова с ударной гласной в корне.
Из вышесказанного следует, что предварительная работа по созданию базы для выработки навыка правописания проверяемых безударных гласных, проводимая в 1-2 классах, представляет собой как бы первичное ознакомление с материалом, а его осмысление, специальная работа по его закреплению падает на программу 3-4 классов и проводится на протяжении всего учебного года.
Эту работу я строю по следующему плану:
1) повторение и углубление изученного в 1-2 классах
2) усвоение правила правописания проверяемых безударных гласных и овладение разными способами проверки
3) последующая работа по выработке навыка морфемного анализа и подыскиванию опорных форм при ознакомлении с приставками, суффиксами и частями речи.
Отсюда вытекает и основная цель в моей работе детьми 3 класса над правилом правописания безударных гласных — это формирование новых умений по этой теме.
В 4 классе уровень, на котором ведётся работа над правилом остаётся тем же — морфологическим. Но если в 2-3 классах на эту тему по программе отведено достаточное количество часов, то в 4 классе число часов на данную достаточно сокращено (отведено время в первой четверти и в конце учебного года). А так как работа по этой теме должна проводиться систематически в течение всего года, на уроках закрепления отвожу по 5-7 минут на орфографические разминки, которые включают в себя различные виды упражнений (об этом в своей работе я говорю ниже).
Чтобы целенаправленнее и результативнее проходила эта работа, я уже несколько лет пользуюсь таблицей, которая помогает мне в её планировании.

Тема

Работа над безударными гласными

Предложение

Обнаружение проверяемых безударных гласных в указанных учителем словах; замена одной части речи другой с целью проверки безударной гласной (садить — садовый, сад; болеть — больной, боль)

Части речи

Нахождение безударной гласной в общей части родственных слов. Выделение проверочных слов в ряде родственных слов.

Звуки и буквы. Алфавит.

На примере гласных и согласных звуков корня закрепление практического знакомства с орфограммой сомнительного написания, нуждающейся в проверке.

Ударные и безударные гласные.

Тренировка в подборе проверочных слов.

Звонкие и глухие согласные.

Перемещение орфограммы (сад — сады, глаз — глаза и т.д.). Сходство в приёмах проверки (изменить слово так, чтобы сомнительный звук слышался ясно: один-много, много-один, назови ласково).

Твёрдые и мягкие согласные. Разделительный «ъ».

Обозначение мягкости согласных букв «е», «и», «ю», «я». Выбор правильной гласной, когда она безударная (питно [я] [и], мисной [е] [я] и др.

Правописание гласных после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Сравнение правописания ударных и безударных гласных после шипящих в корне 9жилка, живёт, жалеть; чайка, часы, чистота и др.)

Состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс)

Группа однокоренных слов, единообразное написание корня. Практическое знакомство с приставками и суффиксами. Установка на запоминание графического образа корня в словах с приставками и суффиксами.

Правописание звонких и глухих согласных.

Попутное закрепление правописания безударных гласных и графического образа суффиксов, встречающихся в проверочных словах (берёзка-берёзонька, площадь-площадочка и др.)

Правописание безударных гласных.

Полная формулировка правила. Овладение различными способами проверки. Сопоставление правописания безударной гласной в разных частях слова. Попутное закрепление графического образа суффиксов и приставок, написание которых нужно запомнить.

Приставки. Разделительный «ъ». Суффиксы

Безударные гласные и сомнительные согласные в корнях, суффиксах и приставках. Сопоставление написания безударных гласных в корнях, приставках, суффиксах. Проверка способом отбрасывания или прибавления приставок, замены суффиксов.

Части речи.

Повторение правописания безударных гласных на словах с приставками и суффиксами; закрепление графического образа приставок и суффиксов.

Упражнения, задания, диктанты, направленные на развитие орфографической зоркости, самоконтроля у учащихся 3-4 классов.

Познакомив детей с приёмами проверки безударных гласных, я постоянно учу их различать проверочное и проверяемое слово. Показываю, что не один приём не является универсальным. Так изменение числа существительного в одних случаях даёт проверочное слово, в других нет.

Пример:

КОСЫ — КОСА, но КОВРЫ — КОВЁР.

Поэтому я всегда заостряю внимание детей на том, что одно и тоже написание можно проверить, используя несколько разных приёмов, учу их системизировать изученные приёмы, сравнивать их по содержанию и форме, постоянно обращаясь к таблице. В дополнение к учебнику использую следующий материал:
Упражнения, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слов.

Слуховые упражнения.
1. Назовите в словах безударную гласную в корне, объясните, как проверили.

ЛОВИЛ ВАРИЛ ХВАЛИЛ

СТРЕЛЯЛ СВЕТИЛ

2. Послушайте загадку.

«Я над речкою лежу,
оба берега держу.
» (Мост).

Назовите слова с безударной гласной в корне.

3. Укажите безударную гласную в:

а) в корне и суффиксе: КРАСОТА, ТЕСНОТА
б) в корне и приставке: ЗАРЯДИЛ, ОТВЕЧАТЬ, ЗАВЯЖИ, ПОГАСИТЬ

4. Приведите пример с определённым корнем:

-ЛИС- -ЛИСТ- -МЁД- -МИГ-
с определённой приставкой, суффиксом.

5. Учитель читает предложение, учащиеся поднимают карточку с цифрой, указывающей количество слов с безударной гласной в корне.
Пример:
«Зимой в поле лежал,
весной в реку побежал» (Снег).
Ответ: 4 безударных гласных.

Упражнения творческого характера.
1. Выпишите из текста однокоренные слова, поставьте ударения. Подчеркните безударную гласную и ударную гласную, выделите корень.

«В нашем лесу живёт лесник. Он знает все лесные тропинки. Наш лесничий в школе создал лесничество. Теперь и мы будем охранять наш лесистый край.»

2. Выпишите из группы слов слова с ударной гласной в корне.

МАК, МАКОВЫЙ, МАКУШКА, МАКОВКА

МИГНУТЬ, ПРОМОКНУТЬ, РИСКНУТЬ, ПОНИКНУТЬ

3. От данного корня образуйте слова с безударной гласной в корне:

-НИЗ- (НИЗИНКА, НИЗОВЫЕ, НИЗОК)

-НОВ- ( НОВИНКА, НОВИЧЁК, ОБНОВЛЕНИЕ)

4. Пользуясь таблицей, подберите как можно больше проверочных слов к словам:

ГОРА СВЕТЛО ЗИМА

5. Запишите как можно больше проверочных слов:

Н…РА Л…СА СТР…НА

6. Прочитайте пары слов:

ЛЕСА-ЛЕС СЛЕДЫ-СЛЕД
ГРИБЫ-ГРИБ СНЕГА-СНЕГ
ЛИСТЫ-ЛИСТ СНЕЖОК-СНЕГА
Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему? Какая пара лишняя?
Запишите, ставя на первое место проверочное, на второе проверяемое слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

7. Какое из двух слов является проверочным? Спишите, вставьте пропущенные буквы. Через чёрточку пишите проверяемое слово.

К…ЛЬЦО — КОЛЬЦА, КОЛЕЧКО;
С…ДЫ — САД, САДИК;
Л…СА — ЛЕС, ЛЕСОК.
Поставьте ударение. Выделите корень. Подчеркните безударную гласную.

8. Игра «Скалолазы».
Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины, вставив, пропущенные буквы.

ЗЕМЛЯ
Н…ЧАМИ ПОДМ…РЗАЕТ
ВЫД…ЛСЯ СВ…ТИЛО
ДЕНЁК СТ…ЯЛА
ОСЕНЬ ПОГОДА

Дополнительные очки за правильные и полные ответы на вопросы:
Какие гласные проверяли?
Почему безударные гласные в корне надо проверять?
Как их можно проверить?
Напишите сочинение — миниатюру на тему «Осенний день», используя данные слова.
примерный текст:

«Вчера стояла чудесная погода. Ярко светило осеннее солнце. Небо было высокое и светлое. Воздух прозрачен и чист. Но по ночам земля уже подмерзает. А утром серебристый иней покрыл всё кругом. Чудесно было на улице!»
Эту игру я использую не только при подготовке к сочинению, урокам по развитию речи, но и в работе по устранению пробелов.
Слова, в которых дети допускают ошибки, выписываю и включаю в эту игру, пока ученики запомнят их.

Упражнения с выборочным ответом.

1. Выпишите сначала слова с безударными гласными в корне слова, проверяемые ударением. Затем безударные гласные, не проверяемые ударением.

ДЯТЕЛ ОСМОТРЕЛ КАЖДУЮ ЩЕЛЬ В КОРЕ.

СИНИЦЫ ЗВОНКО ПЕРЕКЛИКАЛИСЬ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ.

2. К следующим схемам запишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

3. От данных слов образуйте по 2-3 родственных слова. Запишите, подчеркните безударные гласные в корне.
4. Прочитайте слова, запишите их. Подчеркните слова с безударными гласными в корне.

ДОБРЫЙ, ДОБРЯК, ДОБРОТА

ГРЕЛКА, ГРЕЕТ, СОГРЕВАЛ

Как одним словом можно назвать эти группы слов.

5. Из ряда слов выберите слова с безударными гласными в корне, проверяемые ударением. Запишите.

РАССКАЗ, КОЛЮЧИЕ, КОРЗИНА, СУББОТА, СКОЛЬЗИТ, БЕДА, СУГРОБ, ПОМОГАЛ, МЕСЯЦ.

Подчеркните безударную гласную, поставьте ударение, выделите корень.

6. Индивидуальное задание на карточке.
1) подбери ряд однокоренных слов с корнем:

СКОЛЬЗ- , ПЛЯС- , СТОЛ-
2) Запиши, выдели значимые части слова.
3) С одним из слов составь предложение.

7. Выпишите только слова с безударной гласной в корне, подберите проверочные слова.

СНЕГ ПОТЕМНЕЛ, ПРОПИТАЛСЯ ВОДОЙ, ОТЯЖЕЛЕЛ И ОСЕЛ.

8. Спишите текст, подчеркните безударные гласные в корне.

ПО СЛЕДАМ НА СНЕГУ МОЖНО УЗНАТЬ МНОГОЕ. ВОТ НА ПОВОРОТЕ ЗАНЕСЛО В СУГРОБЫ ПРИЦЕП. ЭТО ПОТОРОПИЛСЯ ВОДИТЕЛЬ. ЧУТЬ ДАЛЬШЕ НОВЫЕ СЛЕДЫ: КТО-ТО СВЕРНУЛ В СТОРОНУ, ПРОПУСКАЯ ПО УЗКОЙ ДОРОГЕ ВСТРЕЧНУЮ МАШИНУ.

9. Выпишите из текста слова с безударной гласной в корне, припишите проверочное слово.

Пришла радостная весна. Весеннее солнышко ярко светит и греет землю. Весело бегут ручейки. Мальчишки пускают кораблики. Уже летят перелётные птицы. На деревьях зазеленели молодые листочки.

10. Спишите, вставляя пропущенные буквы, подчеркните эти орфограммы.

Из л…сной чащи вышла л…са. Пост…яла, прислушалась, осмотрелась. Разбежалась и на л…ту прыг! Проехалась и д…вай передними лапами барабанить! Ткнулась мордочкой в л…дяное зеркало и то присядет, то подскочит.

11. Выпишите из текста слова с безударными гласными в корне, припишите проверочное слово.
Наша столица.
Город на холмах. На одном из них стоит широкая стена, зубчатая с башнями. Большая неожиданность ждёт посетителей: ведь больше двух километров надо прошагать, чтобы обойти её кругом. Здесь в далёкие времена зародился город.

Упражнения, содействующие воспитанию внимания учащихся и предупреждению ошибок в подборе родственных слов.

1. К каждому из данных слов подобрать только родственные слова.

Лето, летать; лётчик, летний, полёт, летом, пролетать.

Вода, водичка, водитель; проводить, водяной, проводник, подводный, подводить.

Горе, горький; гористый, горчить, горевать, горка, пригорюнился, горчица, горюшко.

Пахнет, пахать; пахота, пахучий, вспахать, запахи, перепахать.

2.Какое слово не родственное? Почему? Записать только родственные, выделить корень.

Менять, сменить, заменить, мина.
Волны, вол, волнистый, волноваться.
Изба, избушка, избаловать, избёнка.
Польза, ползти, полезный, пользоваться.
Давка, давить, давно, придавать, сдавить, раздавить, отдавать.
Плата, платный, сплотить.
Линючий, полинять, линия.
Лепка, лепить, налепить, слепок, слепой, прилепить.

3. Можно проверить однокоренное слово другим? Если нет, то почему?

Силач-сила, кроить-край, пороть-пара, катать-кот, менять-мина, волна-вол, махать-мох, травить-травка.

Подобрать такое слово, которое было бы проверочным.

4. Подобрать родственные слова.

Дол-даль, мир-мера, лизать-лезть, менять-мина, сидеть-седеть, спешу-спишу.

5. Прочитать записанные на доске близкие по смыслу слова. Определить, родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные, проверить их.

Кидать, швырять, бросать.
Боялся, пугался, робел.
Упал, свалился.

6. К данным словам подобрать слова, близкие по смыслу. Родственные ли они?

Доктора (врачи), кони (лошади), рыть (копать), плакать (реветь).

7. Прочитать. Назвать пропущенные буквы, доказать (устно подобрать проверочное, родственное слово). Списать, вставляя эту безударную гласную в орфограмму.

Кр…евой, м…нёр, с…ло, м…нять, м…сной, к…тать, к…ты, к…ток, л…нивый, л…нючий, д…лина, д…лёкий, с…льный, л…сток, л…сник.

8. Записать под диктовку (или списать с доски) словосочетания, вставляя пропущенную букву. Устно подобрать проверочное слово.

Сп…шу в кино, св…ла гнездо, резиновые м…чи, сп…шу упражнение, св…ла в школу, стальные м…чи.

9. Составить предложение со словами:

Спешу-спишу, свела-свила, мячи-мечи.

10. Прочитать слова на доске, назвать пропущенную гласную. Устно подобрать слова для проверки. Списать, вставляя пропущенную букву.

1) Ж…ры, ж…лток, ж…ра, ж…вой, ж…леть.
2) Ч…сы, ч…рвяк, ч…тать, ч…ртить.
3) Ш…сты, ш…рина, ш…ры, ш…лить, ш…пот, ш…стой.

Эти и другие упражнения учат детей более вдумчивому подбору родственных слов, а следовательно, предупреждают ошибки в написании безударных гласных в корне.

Большое внимание в работе над безударными гласными я уделяю составлению гнёзд родственных слов. Для этого я использую следующие корни:

Близ-, брас-, вал-, верх-, вес-, вест-, вис-, воз-, волн-, вор-, гляд-, гнев-, гран-, дав-, даль-, дол-, дар-, дел-, дев-, держ-, див-, добр-, жал-, жар-, желт-, кал-, кат-, клад-, коп-, кол-, креп-, крош-, кро-(ить), леп-(ить), лиз-(ать), лез-(ть), лип-(нуть), лом-, маз-, мен-, мер-, мир-, молч-, мот-, низ-, нов-, пах-(нуть), позд-, по-(ить), полз-(ти), пол-(оть), пор-(оть), пляс-, прав-(ить), чел-, ред-(еть), род-, свист-, сел-, сед-, сид-, сказ-, скольз-, стол-, сторож-, стан-, сто-(ять), тесн-, топ-(ить), точ-(ить), тряс-, цеп-, част-, час-, черн-, черт-(ить), чист-, щит-, яв-, ясн-, борозд-, говор-, голов-, голод-, золот-, колос-, полос-.

При закреплении правописания безударных гласных всегда подчёркиваю детям, что при изменении формы слова и усложнении состава слова меняются места и количество орфограмм, например:

Глаз-глаза, час-часовой, число-начислять, белый-побелить, белизна.

Конечно, вышеуказанные упражнения и задания не исключат всех ошибок в подборе слов, но несомненно, уменьшают их количество.

Урок русского языка 4 класс «слова с безударной гласной»

Тема: Слова с безударной гласной.

Цель: 1.Формировать навык написания слов с безударной гласной.

2.Развивать речь, внимание, память, лог.мышление; совершен-

ствовать навык письма, навык разгадывания кроссвордов,

ребусов.

3.Воспитывать аккуратность.

Оборудование: перфокарты (3 варианта), ребусы, загадки, предметные картинки, кроссворды.

Ход урока:

1.Орг.момент.

2.Подготовительная работа.

а) Пальчиковая гимнастика «Дождик».

б) Записать в тетради число, «Классная работа».

Повторить правило о правописании безударных гласных.

в) Словарная работа – работа с перфокартами.

— Записать под картинками слова, поставить ударение.

1 вариант: Лиса, дерево, часы, пила, сова, ведро.

2 вариант: Лиса, пила, сова.

3 вариант: Списать в тетрадь слова (печатный текст).

Часы, пила, дерево, ведро.

(Оценить по одной работе с каждого варианта.)

3.Работа по теме урока.

а) Сообщение темы урока.

б) Работа на доске – карточки с окошками.

— В словах с окошками вставить пропущенные буквы, изменив слова по образцу «много-один». Слова записать в тетрадь.

М…сты — … , ш…ги — … ,

л…сты — … , гр…бы — … ,

м…чи — … , сн…га — … .

( Два человека работают у доски. Оценить.)

Физминутка.

Игра на внимание «Запрещенное движение».

4.Закрепление.

а) Работа по учебнику.

Стр. 86 Упр. 11

— К данным словам выбрать проверочные слова. Пары слов записать.

б) Разгадывание кроссворда. – предметные картинки, загадки, ребусы. На каждый ребус, загадку подсказка – картинка.

(Проговариваем написание каждого слова, подбираем проверочные слова.)

СЛОВА: грибы, коза, свеча, сова, перо, река.

  1. И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

(Грибы)

hello_html_me9ad328.jpg

  1. С З (Коза)

  1. Голова огнём пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет – я посвечу. (Свеча)

  1. Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

(Сова)

,,

hello_html_m6501caa6.jpg

  1. РО (Перо)

hello_html_m20361c1a.jpg

  1. У Е (Река)

1. 6.

4. 5. 2.

3.

в) Разбор домашнего задания. Стр.86 Упр.12

5.Итог урока.

— Над какой темой работали сегодня на уроке?

— Какое знаем правило о правописании безударных гласных?

— Оценки за работу на уроке.

План-конспект по русскому языку по теме: Конспект урока русского языка в 4 классе.»Безударные гласные в корне слова.Закрепление.»

Государственное казённое образовательное учреждение  для детей-сирот

и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная)

школа-интернат для детей  с ограниченными возможностями здоровья

с. Ковалёвского  Краснодарского края

Конспект урока русского языка

в  4 классе

«Безударные гласные в корне слова.

Закрепление.»

                                                                                                                       

подготовила

учитель — логопед

Селютина Елена Владимировна

с. Ковалёвское

 2012

Тема урока: Безударные гласные в корне слова. Закрепление.

Цель:1.Закрепить знания о безударных гласных в корне слова.

            2.Продолжать закреплять умения  у  учащихся по развитию

               орфографической зоркости:

                  а) обнаружить орфограммы;

                  б) определять, каким правилом регулируется написание;

                  в) применять правило;

                  г) осуществлять орфографический самоконтроль.

            3.Способствовать развитию высших психических процессов.

            4.Активизировать словарный запас учащихся.

Тип урока: закрепление знаний.

Оборудование: учебник А. К.Аксёнова, Н. Г. Галунчикова   Русский язык

  1. класс, памятки на каждого ребёнка, индивидуальные карточки с  

            заданием, разрезные карточки с алгоритмом проверки безударных

            гласных в корне слова.

               

                           

                                          План урока

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Введение в тему.

4.Алгоритм.

5.Игра «Ёлочка».

6.Игра «Отгадай-ка, кто это и что это».

7.Физкультминутка.

8.Однокоренные.

9. Самостоятельная работа.

10.Итог урока.

Ход урока

I этап. Организационный момент:

    -приветствие;

    -проверка школьно-письменных принадлежностей;

    -психологический настрой.

 II этап. Проверка домашнего задания.

   1) У  кого возникли трудности при выполнении домашней работы? (Ответы учащихся, совместный разбор домашнего задания.)

   2)Запись в тетрадях: число, классная работа, тема урока.

   3)Орфографическая минутка.

       Перед началом работы посмотрите в наши памятки — помощницы:

                                        ПАМЯТКА

      Выявление орфограммы.

                        Поиск проверочного слова.

                                                     Решение задач.                                        

Какими способами проверки вы можете воспользоваться?

(Учащиеся,  используя памятки, отвечают на вопросы учителя.)

                                 ПАМЯТКА

Подобрать однокоренное слово:

           — назвать предмет ласково,

           — как маленький или наоборот, как большой

Изменить проверяемое слово:

           -ед.ч.     мн.ч.

           -кто? что? (ед. или мн.ч.)

           -(много) кого? чего?

(Письмо под диктовку, отмечают орфограммы, ставят ударение, выделяют корень.)

Мост, земля, иней, белка, мех, трава дерево, солнце, стрелы.

III этап. Введение в тему.

Учитель: Какую тему мы изучали на последних уроках?

    (Ученики отвечают.)

   В первую очередь повторим определения, которые  мы изучали.  

   (Учитель задаёт вопросы.)

 1.Как называются слова с общей частью, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. (Однокоренные.)

2. Как называется слово, в котором есть буквы, требующие проверки. (Проверяемое.)

3. Как называется слово, которое помогает решить орфографические задачи в проверяемом слове. (Проверочное.)

4.Как называется общая часть родственных слов, которая хранит в себе одинаковое значение всех слов семьи. (Корень.)

5.Как называется собрание слов, обычно в алфавитном порядке, с пояснениями, толкованиями. (Словарь.)

6. Как называется каждое изменение слова. (Форма.)

(Ученики отвечают на поставленные вопросы учителя.)

IV этап. Алгоритм.

Учитель: Посмотрите на памятку «Как искать проверочные слова для безударной гласной». У вас на столе лежат карточки красного цвета, расположите их в нужном порядке. (Учащиеся  у себя на парте распределяют карточки в нужном порядке. Работают, следуя алгоритму.)

          /

морозная

                                                                           1.Поставь ударение.                                

                                                                             

         /

морозная

2.Найди безударные слова.                                                                                            

               /

     морозец

           /

  морозный

                                                                                                                3.Выдели корень (подбери                  

однокоренные слова).

                                                                       

            /

    морозы

4.Найди проверочные слова                  

(если возможно).

5.Смотри словарь.

6.Вставь букву.

7.Проверь.

V этап. Игра «Ёлочка».  

Учитель:  Молодцы все справились с заданием. Пришло время немного поиграть. Игра называется «Ёлочка». Посмотрите на экран, там изображена ёлочка. На ней висят игрушки, на игрушках  написаны буквы. Эти буквы будут ваши помощницы. Возьмите карточки  зелёного цвета. Запишите  слова из карточки в тетрадь, устно проговаривая проверочные слова, вставьте букву. Подчеркните безударную гласную, требующую проверки.

(Учащиеся выполняют задание.)

е

о

е

е

о

е

а

я

о

и

           

              з  ма                   гр  чи    

              уз  р                   з  мля

              сн  г                   цв  т

              зв  зда                г  ра

              пл  сун               ст  н

                          VI этап. Игра «Отгадай-ка, кто это и что это».

Учитель: Умнички!  Следующая игра «Отгадайте-ка, кто это или что это». Отгадки записывайте в тетради  вместе с проверочным словом. Приготовились, начинаем:

1.Зверь рыжего цвета с пушистым хвостом.(Лиса.)

2.Инструмент, которым пилят.(Пила.)

3.Плод ржи или пшеницы.(Колос.)

4.Капли воды на траве утром.(Роса)

5.Время года, которое наступит после осени.(Зима.)

6.Прибор показывающее время.(Часы.)    

VII этап. Физкультминутка.

Учитель: Молодцы! Вы немного устали. Объявляю физкультминутку. Поднимитесь со своих мест, представьте, что вы снежинки. Снежинки полетели, полетели. (Дети ходят  свободно по классу, выполняют маховые движения руками.) Летают  снежинки и потихоньку, медленно садятся на землю. (Дети начинают выполнять наклоны.) Снежинки превращаются в красивый пушистый снег. (Дети приседают.)

VIII этап. Однокоренные.

Учитель: Садитесь по местам. Посмотрите на экран,  в фигурах написаны родственные слова. Найдите общую часть этих слов — корень. Записать по образцу: Зима — зимний, зимушка, по-зимнему. (Образец написан на доске.)

    зимний

зимушка

    по-зимнему

льдинка

       ледяной

обледенеть

холодно

   холодный

захолодало

          снежок

               снежный

      снегопад

IX  этап. Самостоятельная работа учеников.

Учитель: Предлагаю вам взять карточки голубого цвета и поработать самостоятельно с ними. На карточках  записано упражнение,  связанное с нашей изученной темой. Внимательно прочитайте задание и выполняйте.  Можно использовать памятки. Напоминаю, если не знаете какую букву вставить лучше оставить место, т.е. «окошко». Всем всё понятно, приступайте к  выполнению самостоятельной работы.

(Ученики самостоятельно выполняют упражнения. Слабо успевающим ученикам учитель помогает.)

Спишите пословицы, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень. Поставьте ударения.

Рукой поб…дишь одного, а г…ловой – тысячи. В… сна кр…сна цв..тами, ос..нь – хл..бами, а з..ми – сн..гами. каждой птице свое гн… здо любо.

Пр…стота, ч…стота, пр..вота – вот лучшая кр..сота.

X этап. Итог урока.

Учитель: Дорогие ребята, наш урок подошёл к концу. Вы сегодня просто замечательно справились с  заданиями, поэтому домашнее задание я вам не задаю. Сдайте мне на проверку ваши тетради. Результаты самостоятельной работы вы узнаете завтра. Что запомнилось? Какие задания заставили серьёзно задуматься и вызвали трудности?  Вспомните поставленные задачи. Кто считает, что справился? Молодцы! Спасибо за урок. До свиданья. 

(Оценки учащимся, которые хорошо работали на уроке, выставляются сразу.)                          

                                 

Используемая   литература

1.Аксёнова А.К.    Галунчикова  Н.К.     Русский язык. Учебник для 4 класса

    специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

    Москва «Просвещение»,2002.

2.Соловейчик М.С.   Харченко  О.О.   Современные подходы к обучению

   орфографии в начальных классах. Лекции 1-4,5-8.  Педагогический  

   университет «Первое сентября». Москва, 2006.

3. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю.    Толковый словарь русского    языка. Москва,  

   2001.

Презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (3 класс) по теме: Русский язык 3-4 класс «Безударные гласные в корне слова». Интерактивное приложение к уроку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2классе «Безударная гласная в корне слова»

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа-2100». Тема: «Безударная гласная в корне слова»…

Презентация «Урок русского языка по теме «Безударные гласные в корне слова»

Фрагмент урока на изучение и проверку знаний по теме «Безударные гласные в корне слова»…

Урок – игра по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Обобщающий урок».

Обобщающий урок по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением» проводится в форме игры «Что? Где? Когда?». Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент…

конспект урока русского языка по теме «Безударные гласные в корне слова»

Урок проведён в коррекционном классе 7 вида. Основная задача  : развитие орфографической  зоркости у детей с задержкой психического развития….

Урок по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова»

Урок по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова» с использованием сюжетной линии, которая позволяет активизировать внимание детей младшего школьного возраста и повышает интерес к изуч…

Самоанализ к уроку русского языка по теме «Безударная гласная в корне слова». Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:»Безударная гласная в корне слова». Программа 2100, 2 класс. ФГОС….

Интерактивный урок русского языка по теме: «Безударная гласная в корне слова»

Урок обобщения знаний по русскому языку проводится в виде тренажёра различных заданий и упражнений по теме: «Безударная гласная в корне слова»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *