Не женская профессия – Неженские профессии женщин — 8 марта

Содержание

Все могут женщины! Представительницы самых неженских профессий о своей работе

Кузнец и пожарный, боец и марафонец, таксист и пилот вертолета – к 8 Марта портал Москва 24 решил рассказать о прекрасных девушках с далеко не самыми женскими профессиями и интересами.

Наталья Забелина. Кузнец

Фото: из личного архива

Наша мастерская состоит из двух человек: я и дизайнер Ольга. Мы изготавливаем коллекционное холодное оружие из дамасской стали, причем всегда подчеркиваем, что свои изделия представляем как картины – ни в коем случае не как оружие. Люди должны восхищаться и понимать то, что заложено в этом изделии. Это очень глубокий, философский материал.

Как правило, сперва мы делаем клинок, и от его энергетики уже отталкиваемся. Сначала идет cоздание дамасской стали путем ковки. Потом – слесарная обработка. Потом форма, заточка и воронение (это когда клинки цветные). У каждого клинка свой характер (дамасская сталь – вообще эгоист, требует к себе очень большого внимания). А в конце мы делаем рукоять.

Это и физически, и морально тяжелая работа. Художественная ковка [ковка на воротах – прим. ред.] очень сильно бьет по здоровью, потому что там большие объемы, плюс бьет по легким – это очень грязная работа, которая высасывает у нас всю энергию.

Фото из личного архива Натальи Забелиной

Одно изделие мы можем делать полгода, год. Поэтому делаем сразу несколько. Мы люди творческие – у нас может не пойти работа, тогда мы возвращаемся к более раннему изделию.

Я уже 24 года кузнечным делом занимаюсь. Когда мне было меньше 17 лет, я случайно попала к известному кузнецу Валерию Коптеву. Ну а когда оказалась в кузнице и поняла, что такое дамасская сталь, меня это просто затянуло и уже не отпускало.

Людмила Колобанова. Марафонец

Фото: портал Москва 24/Иван Носатов

Я родилась в 1944 году в Октябрьском районе Великолукской области. Кругом были снега, и мы с детства катались на лыжах. Я всю жизнь занималась спортом, а в 1974 году получила травму позвоночника. Полгода не ходила, и тогда врачи сказали, что мне всю жизнь нужно двигаться.

Первый марафон я пробежала в 1988 году, спустя месяц после очередной госпитализации. И вот увлеклась. Московский марафон я пробежала за 4 часа 22 минуты в сентябре 2017-го. Я была второй в группе от 65 лет до 122 (проиграла женщине, которой 65).

Я стараюсь бегать минимум четыре раза в неделю: за семь дней нужно набирать от 60 до 80 километров, чтобы пробежать марафон.

Летние марафоны у меня начинаются с мая. В этом году первый я побегу, вероятно, в Эстонии или в Москве. Потом в Германии будет 35 лет "Рейн-Рур-Марафону", меня пригласили как одного из старейших участников из России.

Берлинский марафон я бегала шесть раз, он проводится в последнее воскресенье сентября. Я Кельн бежала, Дюссельдорф, Эссен, Мюнхенский марафон и Дрезденский.

Зимой я бегаю марафоны на лыжах. Ну а всего в моей "копилке" уже 212 марафонов. В этом году я стала первой и единственной в мире женщиной – 15-кратным мастером Worldloppet по марафону [Worldloppet – международная федерация лыжных марафонов, основанная в 1978 году в городе Уппсала, Швеция – прим. ред].

Марина Егорова. Боец

Фото: из личного архива

Я занимаюсь грэпплингом – это такая борьба с удушающими и болевыми приемами. До этого три года занималась тайским боксом, решила разнообразить борьбой. Я не езжу на соревнования, занимаюсь для себя. А вообще прийти к единоборствам решила, потому что мне с детства как-то нравилось драться.

В группе у нас всего четыре девушки и человек 10 ребят. Причем девушки не всегда все четверо ходят – в основном две постоянно.

Тренировка у нас в "Lion" начинается с построения. Мы все встаем, здороваемся и начинается разминка. После разминки изучаем какой-то новый прием, отрабатываем его. Далее у нас свободная схватка, мы боремся друг с другом, каждый раз меняемся. Ну и в конце заминка и снова построение.

Разделения на мужскую и женскую группы у нас нет. Спарринги у женщин проходят с мужчинами тоже. Ставят с теми, кто ближе к моей весовой категории. А те, кто покрупнее, конечно, поддаются мне.

Мои знакомые спокойно относятся к моему увлечению борьбой, уже привыкли. Родителям, конечно, не нравится, потому что такой спорт не для девочки. А друзья спокойно воспринимают.

И да: на лице у меня не бывает синяков, только на ногах и на руках. Но я с ними ничего особо не делаю – сами проходят.

Наталья Король. Пожарный

Фото предоставлено департаментом ГОЧСиПБ

Я работаю в Пожарно-спасательном центре с 2005 года. Изначально была диспетчером, сейчас уже занимаю руководящую должность.

На пожары я выезжала, но не шла со стволом тушить: в России по закону женщина не имеет права тушить огонь, она не может быть допущена к работе в задымленной среде.

Но и в теплодымокамере я была, и боевую одежду надевала, являюсь аттестованным спасателем. В меру женского организма все, что можно, я попробовала.

С детства меня больше привлекали профессии, связанные с риском, с ответственностью. Одно время хотела работать в службе безопасности аэропорта, потому что это связано с формой и порядком. Вот такой у меня склад ума.

Сейчас я руковожу диспетчерской службой и отвечаю за прием и передачу информации с места пожара или происшествия. Работа у меня следующая: допустим, приезжает машина на большой пожар, горит квартира. Этот расчет связывается с нашей службой пожаротушения. Мы подключаемся, распределяем силы, можем выслать расчеты из разных отрядов.

В нашей семье, помимо меня, есть еще двое пожарных. Муж тоже работает в Пожарно-спасательном центре в ПСО 201. Мы познакомились еще во время работы в службе спасения: он работал спасателем, а я – оператором связи, принимала звонки о ЧС.

Старший сын, ему 19 лет, работает в нашей организации в отряде ПСО 207 в Москва-Сити. Он уже выезжает на пожары и тушит их, обученный и аттестованный пожарный. Не то чтобы я советовала ему эту профессию, но во всяком случае и не противилась.

Екатерина Орешникова. Пилот вертолета

Фото: портал Москва 24/Антон Великжанин

Я – единственная женщина-пилот в Московском авиационном центре (МАЦ) департамента ГОЧСиП. И единственная женщина-пилот, которая летает над Москвой. Командир воздушного судна BK-117C2 с общим налетом более 3500 тысяч часов. Помимо санитарного вертолета BK-117C2, я также летала на вертолетах Бо – 105, Ми-2 и Ми-8, R-44.

Я очень хорошо помню момент, когда решила стать пилотом. Ближе к старшим классам по телевизору показали старый военный фильм "В небе ночные ведьмы". Его снимала Евгения Жигуленко, участница всех этих событий. Этот фильм меня потряс. Это были реальные события, а не вымысел, и я поняла, что тоже хочу и буду летать.

Я перешла в Московский авиационный центр несколько лет назад. До этого я больше 15 лет проработала в МЧС. Моя работа очень похожа на ту, которой я занималась раньше. Вылеты на ДТП, на санитарные вызовы, на любые ЧС, перевозим пострадавших в больницы.

Отлаженная работа учреждения позволяет эвакуировать с места ДТП на вертолете пациента в любую больницу Москвы, включая ТиНАО, за 7-15 минут. От получения сигнала до вылета проходит обычно 5-7 минут.

Из запоминающихся случаев могу выделить поисковую спецоперацию на месте катастрофы самолета Superjet 100 в Индонезии в мае 2012 года. Горный рельеф был очень сложный, отвес скалы Салак – более 80 градусов. Обломки самолета находились на высоте 2086 метров посреди непроходимых джунглей. Индонезийские военные сумели вырубить на склоне горы небольшую площадку, куда и садились вертолеты.

Я не делю профессии на мужские и женские. Я считаю, что если человеку нравится, если это его призвание, он уже не замечает тех трудностей, которые со стороны кажутся непреодолимыми. Ведь есть же женщины-военнослужащие. Если человек состоялся в профессии как специалист, его пол отходит на второй план.

Конечно, мне, как и любому человеку, бывает страшно – это нормальное чувство. Другое дело, как страх влияет на решения и как человек с ним справляется. Страх может парализовать волю у одного, а другой в это время может трезво и адекватно оценивать риски и принимать правильные решения.

Елена. Таксист

Фото: из личного архива

Сейчас у меня собственная таксомоторная компания. Но три года я сама отработала таксистом в Москве. В нашей компании работали как мужчины, так и женщины, а требования ко всем предъявлялись одинаковые: стаж вождения должен был быть не менее семи лет, возраст – не моложе 25.

Женское такси – это специальная услуга. Но если заказ обычный, едут как мужчины, так и женщины. Если же вызывают именно водителя-женщину, то обычно это дамы, которые боятся ездить с мужчинами. 80% – это мусульманки. Или те, кто за мужем за мусульманином, в чьих традициях нельзя, чтобы женщина находилась наедине с другим.

Еще женское такси вызывают детям, потому что когда ребенка нужно одного отвезти, то женщинам больше доверяют. У нас даже были постоянные клиенты, так что мы были знакомы с некоторыми мамами и детьми.

Было забавно, когда постоянно возишь одного ребенка, потом мама звонит и "жалуется", почему ребенок на уроке любимого человека нарисовал не маму, а водителя.

www.m24.ru

«Неженские» профессии

Трудно представить представительниц прекрасного пола в роли машиниста метро, инженера-оружейника, пожарного, десантника, шахтера и тем более лесоруба. По закону, женщинам в РФ запрещено работать шахтерами, пожарными. Однако стереотипы рушатся. Женщина-хирург, геолог, банкир, инспектор ГИБДД сегодня не редкость.

Работодатели отдают предпочтение женщинам в таких вакансиях, как экономист, эколог, аудитор, менеджер по управлению, специалист по связям с общественностью. Вспомним, что еще пару лет назад в сфере аудита и управления лидировали мужчины. Также доминируют женщины и в области юриспруденции, журналистики, рекламы и туризма. Мало того, женщины активно осваивают сугубо мужские профессии.

Таксист

Женщина за рулем автомобиля, троллейбуса, трамвая не вызывает удивления, а вот дамы за рулем такси – в диковинку. Хотя женское такси явление отнюдь не новое. Первой секреты таксомоторного парка в 1908 году освоила немка Элизабет фон Папп на автомобиле Adler. Единственная к тому времени женщина-водитель такси окончила Берлинскую школу водителей. Однако в роли таксистов немки смогли окончательно утвердиться только во второй половине XX века.

Российский рынок женщин-водителей только формируется, хотя  первый наемный автомобиль со счетчиком-таксометром появился в Москве еще в 1906 году. Да и в годы Великой Отечественной Войны было много шоферов женского пола. Последние десять лет в России невероятную популярность приобрело женское, или как еще его называют семейное такси. Сама идея подобной службы родилась на востоке. В 2000 году в Дубаи появились автомобили, которые оказывали услуги исключительно пассажиркам. За рулем такого автомобиля также могут работать только представительницы слабого пола. И хотя существует мнение, что женщины невнимательны, исследования и практика говорит об обратном. Женщины намного осторожнее, в силу чего меньше попадают в аварийные ситуации.

Кузнец

Только представьте: горны для нагрева металлов, тяжелые кувалды, ковочные молоты, невыносимая жара. Еще на Руси считали, что работа кузнеца – дело не женское. Сегодня это возможно: вместо мехов, которые раздували вручную, появилась новая техника, изменились технологии обработки металлов. Мускулы – здесь уже не главное. Да, их единицы. Но они не обычные представители этой профессии, а одни из лучших. К примеру, в России это член гильдии мастеров-оружейников Наталья Забелина. В Европе ярко заявила о себе женщина-кузнец Кэл Лэйн. Работы этого автора часто называют металлическим кружевом.

Военный

Речь не идет о следователях, инспекторах ГИБДД и сотрудниках ПДН, а о самых настоящих женщинах военных. В рядах Вооруженных сил России служат около 40 тысяч женщин. Единственное – пока ни одна военнослужащая не смогла дослужиться до звания генерала. На сегодняшний день верхний предел воинских заслуг составляет звание полковника. В России – служить или не служить решает сама женщина, но есть страны, где обязательную военную службу наравне с мужчинами проходят и представительницы слабого пола. И это не только Израиль. Северная Корея, Малайзия, Перу, Ливия, Тайвань, Эритрея и даже Китай готовят женщин к защите страны. Правда, в Китайскую армию очень трудно попасть, невероятно большой конкурс.

Хоккеистка

Экипировка хоккеиста (хоккейные коньки, рукоятки, шлем, перчатки, нагрудник, налокотники, щитки) весит ни мало ни много 30 кг. По словам игроков к концу встречи форма вратаря прибавляет в весе еще 10 кг. А еще железная воля и кулаки, сильные ноги, беззубый рот. Парадокс, но женский хоккей (не только на траве, но и на льду) набирает обороты. В 1998 году женский хоккей вошел в программу зимних олимпийских игр, через два года была создана женская Национальная хоккейная лига, а ещё через два – Западная хоккейная лига. По информации Канадской ассоциации хоккея первые матч среди женщин, о котором существует достоверная информация, состоялся в далеком 1892 году.

Женщины предпочитают играть в женский хоккей, но существуют и смешанные команды. Например, известные в спортивных кругах женщины-вратари Манон Ром и Эрин Уиттен, хоккеистка Хэйли Викенхейзер.

 

Капитан морского судна

«Женщина на корабле – к беде, к несчастью» – едва ли не самое распространенное суеверие в морских кругах. Многие девушки просто не знают, что можно получить морское образование и наравне с мужчинами сделать карьеру в море, вплоть до капитана судна. Сегодня число женщин капитанов неуклонно растет. Так, в 2008 году крупнейшее судно для перевозки скота в мире возглавила женщина – Лаура Пинаско. Первой в мире женщиной-капитаном мегалайнера в 2007 году стала шведка Карин Стар-Йансон. Самое интересное, пальма первенства здесь принадлежит России. Первой в мире женщиной капитаном стала Анна Щетинина. В 27 лет она провела корабль «Чавыча» через полярные льды на Дальний Восток.

Президент

«Политика – не женское дело», «женщинам во власти не место», «с обязанностями главы государства могут справиться только мужчины» и т.д. и т.п. Однако история знает не мало противоположных примеров. Вспомним женщину-фараон Хатшепсут или царицу Египта Клеопатру, легендарную «железную леди» Маргарет Тэтчер. Сегодня должности президента, канцлера и премьер-министра всё чаще занимают женщины. Во главе многих государств стоят умные и расчетливые дамы. Согласно статистике, высший государственный пост в странах с президентской формой правления прекрасный пол занимал аж 23 раза. Причем многие из них продолжают свою карьеру в роли главы государства и сегодня: президент Бразилии, Коста-Рики, Либерии, Индии, Литвы, Финляндии, Ирландии.

Телохранитель

Как ни странно, телохранители на шпильках сегодня добиваются больших успехов, чем их коллеги мужчины. В силу своей незаметности они невероятно востребованы. Телохранитель-женщина свободно посещает места, куда мужчинам доступ затруднён. Они незаменимы в нестандартных ситуациях, например, при угрозе возникновения драки между женщинами. Как правило, женщины-телохранители (или как их еще называют бодигарты, секьюрити) играют роль секретаря-референта, переводчика, гувернантки, домохозяйки и даже подруги. Более того, присутствие в команде представительницы слабого пола является признаков значимости клиента. Маргарет Тэтчер, Раиса Горбачева и другие персоны власти еще в те времена отдавали предпочтение женщинам.   

Женщина-арбитр

Что может быть зрелищнее футбола, мужского футбола? Ревущие трибуны многотысячного стадиона,точные пасы, красивые голы, красные карточки, пенальти… Но факт остается фактом – прекрасный пол давно освоил этот мужской вид спорта, и не только в роли игроков, но и как рефери. В России попытка привлечь дам к судейству, была организована в 2000 году, когда в Академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта при кафедре футбола (хоккея) была открыта школа футбольных арбитров для девушек. Правда просуществовала она недолго, были только два выпуска. По статистике в Санкт-Петербургскую коллегию футбольных арбитров каждый год приходят одна-две девушки.  Женский футбол процветает, поэтому востребованность в женщинах-рефери будет только расти. Однако практика показывает, что все чаще женщина-арбитр обслуживает матчи мужского футбола, причем не только за рубежом, но и в России.

Можно еще долго перечислять и рассказывать о «сильных» профессиях для «слабого» пола. Границы между мужскими и женскими профессиями размываются. Сегодня человек выбирает себе род деятельности исходя из своих желаний, амбиций и возможностей, не обращая внимания на стереотипы и предрассудки.


Источник: www.moeobrazovanie.ru

moeobrazovanie.ru

Откуда взялся список профессий, запрещенных для женщин, и что с ним будет теперь

Еще недавно для женщин в России были недоступны 456 профессий. Среди них вполне обычные, на первый взгляд, работы: машинист электропоезда, дальнобойщик, водитель автобуса и т. д. В начале июля стало известно, что Минтруд предложил сократить его до 98 позиций. T&P разбираются, почему полное равенство в сфере труда настанет нескоро, зачем государству список запрещенных профессий и как вдохновлять школьниц становиться пилотами.

В 2012 году уроженка Самары Светлана Медведева попыталась устроиться мотористом-рулевым на маломерное судно, но получила отказ: профессия входила список из 456 работ и должностей, запрещенных для женщин. Несмотря на запрет, женщины в России тушат пожары, водят фуры и работают в машинном отделении судна — неофициально или в качестве волонтерок. Однако Медведева решила бороться с ограничением на самом высоком уровне. Получив формальный ответ от российских судов («закон есть закон»), она дошла до Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Российская Федерация в ответ на запрос ООН не смогла предоставить никаких научных данных о вредном влиянии этой работы на здоровье женщины. В своем постановлении Комитет выразил мнение, что само существование списка запрещенных для женщин профессий «отражает стойкие стереотипы, касающиеся роли и обязанностей женщин и мужчин в семье и обществе, которые консервируют традиционные представления о женщине как жене и матери и подрывают ее социальный статус и перспективы образовательного и карьерного роста», и рекомендовал России пересмотреть законы, регулирующие доступ женщин к различным профессиям. И вот спустя 3,5 года стало известно о проекте нового перечня запрещенных для женщин работ и должностей — теперь в нем всего 98 пунктов.

Почему некоторые профессии запрещены для женщин?

В своем обращении в ООН Светлана Медведева отмечала: в работе ей отказали из-за высокого уровня шума на рабочем месте, но при этом ни в одном законе или подзаконном акте не объясняется, чем же шум так вреден именно для женщин.

Государство защищает женщин не только от шума, но и от поднятия тяжестей. Так, согласно действующему постановлению правительства о нормах предельно допустимых нагрузок, женщина может поднимать вручную не более 7 кг постоянно в течение смены и не более 10 кг каждые 2 часа при чередовании с другими видами работы (все это с учетом тары). Примечательно, что труд некоторых представительниц традиционно «женских» профессий не укладывается в этот норматив: «Я работаю пять дней в неделю с 8 до 18. Пять раз в день я ношу еду из кухни, которая находится в подвале, на второй этаж. […] Завтрак на одну группу — это примерно 11 кг еды плюс посуда. Обед — это примерно 17 кг еды плюс посуда», — рассказывает в своем Дзен-канале младший воспитатель («нянечка») одного из государственных детских садов.

Условия труда на некоторых работах являются факторами риска развития заболеваний, которым женщины даже в нормальных условиях подвержены чаще, чем мужчины. Например, вибрация, электромагнитное излучение и воздействие вредных веществ связаны с повышенным риском остеопороза (после 55 лет женщины страдают им примерно в полтора раза чаще, чем мужчины).

Но главный мотив государства — защита репродуктивного здоровья женщин. Это не значит, что мужское репродуктивное здоровье не страдает из-за вредных профессий. «Например, профессия дальнобойщика, которая, вообще-то, мужская, для мужской репродукции очень сильно опасна. Однако никто ее не запрещает и не думает даже запрещать по этому основанию», — отмечала в интервью Business FM профессор кафедры управления трудовыми ресурсами Высшей школы экономики Елена Варшавская. А группа исследователей из Казанского государственного медицинского университета назвала вредными для мужского репродуктивного здоровья воздействие вибрации, контакт с химическими веществами и СОЖ, психоэмоциональное напряжение на работе — и все тот же шум, из-за которого отказали в работе Медведевой.

Однако если мужчина может участвовать только в зачатии ребенка, то женщина вынашивает и рожает, поэтому для нее закрыты работы, связанные с длительным воздействием эмбриотропных, тератогенных и т.п. факторов. Это, например, ионизирующее излучение в горнодобывающей промышленности или сопутствующие газы на литейном производстве.

А если женщина не собирается иметь детей?

Этот запрет установлен независимо от планов женщины на родительство — просто потому, что, как заявлено в определении Конституционного суда об отказе к принятию жалобы петербурженки Анны Клевец (в 2009 году она пыталась получить также запрещенную для женщин профессию помощника машиниста), «реализация принципа юридического равенства не может осуществляться без учета общепризнанной социальной роли женщины в продолжении рода». Именно на это определение ссылалась Российская Федерация, отвечая на вопросы ООН о ситуации со Светланой Медведевой, притом что сама Медведева на тот момент была уже матерью двоих детей и по закону могла бы, например, пройти через операцию стерилизации, полностью отказавшись от способности к деторождению.

В своем постановлении Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин рекомендовал Российской Федерации включить в Трудовой кодекс ограничения, необходимые для охраны материнства «в строгом смысле этого понятия», — создать особые условия для беременных женщин и кормящих матерей, но не ограничивать женщин в выборе профессии на основании гендерных стереотипов.

Однако пока что российское государство занимает в отношении женщин патерналистскую позицию. Кандидат юридических наук и заместитель председателя совета некоммерческого партнерства «Юристы за трудовые права» Сергей Саурин отмечает, что у нее есть законное обоснование: в Конституции прописано, что государство гарантирует защиту семьи, материнства и детства, а Конституционный суд также постановил, что руководство страны вправе устанавливать дополнительные гарантии для отдельных категорий граждан.

Почему тогда запрет решили пересмотреть?

Список из 456 запрещенных для женщин профессий был утвержден в 2000 году, но, как говорит адвокат и руководитель практики трудового права московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и Партнеры» Ксения Михайличенко, он практически без изменений повторяет аналогичный список 1974 года: «Еще руководство СССР решило, что рождаемость и демография в целом — очень важная повестка. Поэтому женщина — это в первую очередь мать, а факторы, которые могут негативно повлиять на ее репродуктивное здоровье, должны быть исключены».

Составленный больше 40 лет назад перечень не пересматривался многие годы. За это время большинство из 456 профессий стали гораздо безопаснее и технически совершеннее, а некоторые ушли в прошлое. Например, под номером 370 в списке значится «машинист паровоза» — массовая эксплуатация этого вида транспорта на территории СССР закончилась еще в конце 1970-х.

Выходит, что не государство стало более благосклонным к идеалам равноправия, а работы перешли из одного класса «вредности» в другой. Насколько опасен труд в том или ином месте, определяют специально аккредитованные организации, которые, опираясь на нормативные документы (например, СанПиНы), решают, к какой категории относятся условия работы — оптимальные, допустимые, вредные или опасные, рассказывает Саурин.

Теперь каждая женщина может стать машинисткой?

Как следует из п. 1 примечаний к пресловутому списку, работодатели уже сейчас могут использовать на запрещенных работах труд женщин «при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест».

С одной стороны, это значит, что даже в рамках патерналистской логики государства при дальнейшем развитии технологий список запрещенных для женщин профессий может быть сокращен или полностью упразднен: если все профессии станут безопасными (либо опасные просто уйдут в прошлое), необходимость «защищать» от них женщин отпадет.

С другой стороны, невозможность обеспечить безопасные условия труда может стать основанием для отказа женщинам в трудоустройстве. Так, Светлана Медведева, обратившись в суд, требовала, чтобы компания, отказавшая ей в приеме на работу из-за опасных условий труда, сделала эти условия безопасными. Однако суд посчитал, что компания, которая решила просто не принимать женщину, действовала правильно — и в интересах самой же Медведевой.

Это не слишком хорошая позиция, считает Михайличенко: выходит, что работа небезопасна и для женщин, и для мужчин, но самостоятельно выбирать, подвергать себя риску или нет, могут только последние. Вероятно, такая полумера связана с тем, что государство и общество пока не готовы признать за женщиной право самостоятельно распоряжаться своим телом.

Зачем женщинам быть трактористками и машинистками?

Некоторые считают, что список запрещенных профессий никак не дискриминирует женщин, которые и сами бы не захотели работать дробильщиками колчедана и корчевателями пней. Однако многие профессии из него обещают неплохие зарплаты (за работу на вредных производствах часто доплачивают, отмечает Саурин), и женщины, не имея к ним доступа, теряют немалую часть возможностей прокормить семью и стать независимыми. Эксперт антидискриминационного центра «Мемориал» Ольга Абраменко в интервью Deutsche Welle отмечает, что проблема особенно заметна в моногородах и шахтерских регионах, где большая часть доступных высокооплачиваемых профессий подпадает для женщин под запрет: «В угледобывающих регионах будет явный перекос с самого начала. Мужчинам достанется высокооплачиваемая работа, а женщина может стать разве что уборщицей или продавщицей».

В некоторых же отраслях ситуация доходит до абсурда. Здесь снова показателен пример Светланы Медведевой, которая, прежде чем пытаться устроиться на работу мотористом-рулевым, получила соответствующее образование. Из-за списка с проблемами также сталкиваются люди, совершившие трансгендерный переход. Так, трансгендерная женщина, несколько лет работавшая печатником, после смены документов была уволена с «мужской» должности.

Очевидно и противоречие в отраслях, где женщина может работать в санитарно-бытовом обслуживании или на руководящих должностях, но не в цеху. «Работодатели не берут в руководящий состав людей, которые не имеют представления о том, что происходит «в поле», — это нормально. Поэтому нормы, разрешающие присутствие женщин только на менеджерских должностях, на практике не работают», — отмечает Саурин.

Неформальные запреты

Список запрещенных профессий — не единственное свидетельство дискриминации женщин на рабочих местах. Даже в сферы, где присутствие женщин формально разрешено, специалисток пускают неохотно или скрывают их наличие в штате. Например, ведущий YouTube-канала «Редакция» и главный редактор телеканала RTVI Алексей Пивоваров рассказал, как хотел сделать видеоинтервью с летчицами гражданской авиации. Авиакомпании отказались согласовать участие своих сотрудниц в программе, хотя закон не запрещает нанимать женщин на такие позиции. «Полное ощущение, что есть какая-то неформальная история, что лучше лишний раз женщин-пилотов не светить, потому что пассажиры переживают, что их везет баба», — говорит Пивоваров.

Долгое время неформальные запреты действовали и в сфере престижного высшего образования. Женщин почти не принимали на факультеты международной журналистики в МГУ и МГИМО. «Иногда для очень одаренных девочек, которые блестяще владели иностранными языками и знали страноведение, делали исключение», — рассказывает в интервью ТАСС заведующий кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ Андрей Раскин. Хотя, согласно исследованию того же журфака МГУ 2016 года, подавляющее большинство российских журналистов (81%) — женщины.

Вероятно, похожая ситуация может сложиться с «неженскими профессиями», которые только-только вышли из списка запрещенных. Михайличенко полагает, что бороться с закрепившимися стереотипами стоит с помощью огласки: «С юридической точки зрения мы сделали почти все, что смогли. Оставшиеся 98 работ в ближайшее время вряд ли станут безопаснее, поэтому они остаются под запретом. Теперь нужно, чтобы женщины в принципе узнали, что могут стать машинистками и летчицами. Нужно информировать работодателей, говорить об этом в школах, университетах, активно писать в прессе. В некоторых странах предусмотрены гендерные квоты в университетах и на рабочих местах — это один из вариантов работы с проблемой, хотя многие считают такое решение спорным».

theoryandpractice.ru

Женские и неженские профессии ~ Предназначение быть Женщиной – Ольга Валяева и Алексей Валяев

Ольга Валяева -Женские и неженские профессииМы часто делим все на женское и неженское, причем достаточно поверхностно. Например, женские профессии. Говорят, они существуют. Что мы туда отнесём? Учителей, медсестёр, массажисток, маникюрных мастеров, швей, нянь и так далее. Вроде как, если женщина занимается женским трудом, то и профессия женская. А руководитель, например, — это уже не женское дело. Или милиционер.

Так вот. Хочу разочаровать вас. Вопрос не в профессии. Вопрос в состоянии ума, настроении, подходе к делу. Женщина, у которой нет внутри женской силы, даже женскую работу превратит в пахоту. Например, маникюрный мастер может пахать по 10-12 часов в день, каждый день. И работа вроде женская, и нравится, а сил нет. А откуда они возьмутся, если столько пахать и ещё без выходных?

Или учительница, которая таскает домой стопки тетрадей, ведёт кучу разных классов, участвует во всяких школьных мероприятиях, — женское ли это дело? Особенно когда дома есть свои дети, которые слышат только «не мешай», «я проверяю тетради» и «я устала». И когда ее дети растут непонятно как.

Исцеление женской души

Бухгалтер, который не спит ночами, сводя ведомости, дебет с кредитом. Модели, которые тратят на съёмки по 10 часов в день, а потом ещё морят себя голодом. Да даже блогер, который каждый день тратит на свой блог по 10 часов! Как типа-блогер вам говорю, есть те, кто реально пашет. Не просто трудится, а пашет. Это сложно — и фото создавать, и контент, и комментарии читать, и поддерживать контакт с аудиторией.

Даже если тебе это нравится, при слишком большой загруженности, можно из себя всю душу достать и принести на блюде чужим людям.

Или вот руководительница, которая никого кнутом не порет, с работы уходит раньше всех, приходит позже всех, на работе со всеми по душам общается, помощи просит там и сям, делегирует то и это. Которая с подчиненными дружит, атмосферу создаёт и поддерживает. И дело от этого не страдает, а выигрывает. И сотрудники довольны, и семья ухожена.

То же самое с женщинами в погонах — я знаю примеры очень женственных, заботливых. Они там пироги всем пекут, обо всех заботятся. К ним бабушки ходят плакать, мамы сложных подростков за советом заглядывают. Они работают там, где быть женщиной трудно. Но у них получается сохранить себя даже в таких условиях. Потому что внутри гармонично все.

Кто же тогда из них на женской работе, а кто на мужской? Согласитесь, не все так однозначно.

Любую работу можно прекратить пахоту. И в любом месте при желании можно женственность свою сохранить – особенно когда дело любимое, и ты на своем месте.

У меня в школе было две категории учителей. Первая — уставшие, замученные, чаще всего одинокие, с детьми, но без мужа. Они приходили раньше всех, уходили позже всех, тащили на себе все и всех. Их уроки были самыми неприятными — строгие рамки, дисциплина, если что не так — двойка или выйди вон. И их предметы мы особо не любили. Зато там задавали больше всех, в тетрадях красным чёркали больше всех, свято веря, что так заставят детей выучить их предмет.

Но были другие учительницы. К ним мы бежали, теряя тапки. Им не нужно было на нас орать, чтобы мы замолчали. Они говорили тихо, и весь класс замолкал, слушали, раскрыв рты. Они вели уроки лишь пару раз в неделю, занимались своим развитием, были терпеливы, красивы, ухожены. Уроки были самые интересные, необычные и познавательные. Как ни странно, все они были замужем, и каждая из них без колебаний уходила декрет — а мы потом по ним скучали. Их предметы мы обожали. Такой была моя учительница по математике, из-за которой я ее и полюбила. Такой была моя первая учительница по литературе, еще одна учительница по истории и моя любимая по английскому.

Одно и то же дело — в данном случае обучение детей — можно делать по-разному, и результат будет разный.

Химию я до сих пор не люблю, хотя в итоге разобралась самостоятельно. Как и физику, которую полюбила сперва (с учителем повезло), потом резко разлюбила. Да и к английскому охладела после 9 класса резко.

Вопрос не в том, что мы делаем. Вопрос в том, как. Насколько нам это в радость, насколько легко и приятно, умеем ли мы сохранять баланс и не уходить слишком глубоко, не начинать пахать, не взваливать на себя все, не становиться лошадью. Сколько времени и сил тратим, сколько энергии расплескиваем. Только это и важно. Только это и делает наше дело «женским» или «неженским». А точнее – дающим силы или силы забирающим.

Ольга Валяева — valyaeva.ru

valyaeva.ru

Не женская профессия. Интервью с девушкой-инженером

Будущее российской промышленности сегодня невозможно представить без композиционных материалов. Их разработка – дело ответственное и перспективное. Работа в этой отрасли требует высокого профессионализма.

Инженер-технолог  Межотраслевого инжинирингового центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» («Композиты России») при МГТУ им. Н.Э. Баумана Кристина Белокопытова –  один из таких профессионалов. О специфике своей работы и особенностях композиционных материалов она рассказала нашему интернет-изданию.  

Справка: Композитный материа́л (КМ), компози́т — искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов с чёткой границей раздела между ними (например, железобетон, стеклопластик, углепластик, карбон).

- Профессия инженера многим кажется исключительно мужской, но тем не менее ты выбрала именно ее. Чем привлекла тебя эта профессия? 
- Работа инженера  разноплановая. Как известно, это слово образовалось от лат. Ingenium, что значит «изобретательность», «изобретение». Инженер - это создатель чего-то нового, уникального и неповторимого. А мне нравится делать открытия, создавать новые изделия. Когда есть только идея, а в реальности еще ничего нет - и ты реализуешь свои мысли в реальные вещи - это здорово. Мне нравится воплощать свои мысли в реальные вещи.

Действительно, мужчин в этой профессии гораздо больше, чем женщин. И поначалу было сложно адаптироваться. Но в процессе работы эти рамки исчезают. Грубую и тяжелую работу, конечно, мне не доверяют, но на производстве без женского подхода иногда вообще не получается довести дело до конца. Да и всегда есть работа, которую мужчине сложно выполнить, а женщина с легкостью ее выполняет.  

- Какие изделия вы разрабатываете?
- Самым крупным проектом была разработка прецизионных антенных рефлекторов из полимерных композиционных материалов. Сейчас занимаемся разработкой лопаток турбины самолета. В основном наша деятельность направлена на авиационную и космическую отрасль. Мы изготавливаем изделия из полимерных композиционных материалов, карбона, так скажем, материала будущего.

- А почему композиционные материалы называют материалами будущего?
- Главные плюсы его в том, что он довольно прочный, легкий, у него прекрасные аэродинамические свойства. Он устойчив к агрессивным средам и окислению. Срок эксплуатации таких изделий достигает 50 лет.

Но главное то, что это очень легкий материал при достаточно высокой прочности. А легкость – это скорость. Болиды формулы 1 полностью перешли на изготовление из карбона. Но и минусов у этого материала достаточно. Основной - это стоимость.

- Где применяются композиционные материалы? В авиационной и космической отрасли?
- Да, в авиации этот материал широко применяют. К примеру, в суперсовременном авиалайнере МС 21 многие детали изготовлены из композиционных материалов. При создании крыла используется более 100 крупногабаритных элементов конструкций. Детали получаются на 5-10 процентов легче, чем аналогичные алюминиевые. Композитные крылья позволят самолету экономить: за счет того, что они легче, чем металл, расход топлива у воздушного судна уменьшается на шесть - восемь процентов.

А вообще композиты применяются во многих областях, к примеру, в судостроении, ветроэнергетике, строительстве, машиностроении, сельском хозяйстве.  Даже при изготовлении мебели, чехлов для телефонов, протезов используются композиты. К слову сказать, и в автомате Калашникова мы заменяем металлические детали на композитные.

- Мне известно, что сейчас вы работаете над конструкцией   беспилотника.
- Да, в частности, мы разработали систему внутреннего контроля, которую встроили в композитный материал. Благодаря этой системе мы можем наблюдать все воздействия, которые происходят, к примеру, в хвостовом оперенье самолета или в другой части, где необходим контроль.

В октябре мы организуем всемирный конкурс Composite Battle  по композиционным материалам. Возможно, в рамках конкурса мои коллеги будут изготавливать конструкцию беспилотника.

- Насколько сложна разработка этой конструкции?
- Она состоит из нескольких этапов. Первый – аналитический, когда  рассчитываются прочностные характеристики, строится 3D-модель изделия. На втором этапе подбирается расчетный вариант изготовления, материалы, оборудование, продумывается технология изготовления. Затем проводятся испытания материала (образцов), заказывается оснастка и, наконец, начинается сам процесс изготовления. Конечно, с первого раза изделие никогда не получается. Постоянно вносятся коррективы, и технология отрабатывается до идеального изготовления.

На самом деле процесс очень сложный. Это единый механизм.   Но однозначно, сначала все – на бумаге, а потом на практике отрабатывается.

- Учиться на инженера было очень сложно?
- Учиться, в принципе, сложно, но возможно. Главное – стараться! В группе, где я училась, вначале было 35 человек, а до выпуска дошли только 8!

- Тебе сразу удалось найти работу?
- Сразу, но очень сложно устроиться по специальности. От тебя на первых этапах требуют невозможного, хотят, чтобы был большой опыт за плечами. Первое время приходилось работать за небольшую зарплату и подрабатывать на второй работе по выходным.

Лучше на последних курсах института начинать задумываться о работе, если есть желание идти работать по специальности. Многие инжиниринговые компании берут на неполную ставку молодых и неопытных студентов. У нас в центре работает очень много студентов. Плюсом будет и нарабатывание опыта, и навыков. После окончания института можно сразу искать работу с нормальным окладом.

- На работе сильно  устаешь?
- У нас государственное учреждение, мы работаем 5/2 с 9.00 до 18.00. Усталости не ощущаешь, потому что весь день в работе. Да и когда занимаешься любимым делом, все в удовольствие.

- Как складываются отношения в коллективе?
- Коллектив у меня чисто мужской. Мы все очень хорошо общаемся, ходим вместе на обед. Чувствую себя очень комфортно. Мы всегда помогаем друг другу в сложной ситуации. Если что-то не получается, стараемся вникнуть в проблему и помочь. В центре у нас часто проводятся объединяющие мероприятия: экскурсии, корпоративы, спортивные соревнования. Стараемся жить дружно.

- Есть ли у тебя профессиональная мечта? Каковы планы на будущее?
- Сейчас кризис в инженерии.  Хотелось, чтобы была работа, перспектива в карьере и потребность в наших разработках. Если говорить о более глобальных планах, то, конечно, хочется оставить свой след в истории и принести пользу человечеству.

Источник: УралСтудент

intalent.pro

Какое дело женское? Кому нужен пересмотр перечня "запрещенных" профессий и зачем

Анонсирование изменений в перечень вызвало эмоциональную реакцию обществе. На форумах и в соцсетях люди писали о "катастрофе" и "не женском деле". Некоторые мужчины предлагали отправить всех женщин класть шпалы, на лесоповал, в армию, а также уравнять возраст выхода на пенсию и легализовать проституцию. Некоторые женщины отмечали, что действующий запрет им лично не мешает, но в случае отмены навредит: центры занятости смогут отправлять их и на такую — тяжелую и нежелательную — работу. Сторонники отмены перечня упирали на право женщины на выбор и конституционный запрет на дискриминацию по половому признаку.

Оказалось, что пересмотр списка, который, вроде бы, не должен всерьез на что-то повлиять, — больной вопрос, не только потревоживший укоренившиеся в обществе стереотипы, но и затронувший экономические и мировоззренческие аспекты. Так нужно ли пересматривать список и чем это грозит?

Достался по наследству

Прежний "Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" утвержден в 2000 году, хотя это фактически список еще советского периода. В нем — 456 видов работ, некоторые из которых уже не существуют. Например, машинист паровоза. В документе есть оговорка, что работодатель может нанять женщину, если созданы безопасные условия труда. Но фактически это ни на что не влияет.

Женщины, которых не брали на работы из списка, шли в суды, им отказывали. В 2016 году Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН рекомендовал России отменить перечень, рассмотрев жалобу Светланы Медведевой из Самары, которую не взяли на должность рулевого-моториста на судно. О недостатках ограничений публично высказывались в Российском профессиональном союзе моряков, в РЖД.

В итоге в Минтруде решили пересмотреть перечень: министр Максим Топилин объяснял это тем, что отдельные виды работ не применяются в современном производстве, а многие технологические процессы автоматизированы. В марте 2018 года ведомство представило проект нового списка. В нем содержалось 28 видов работ, без конкретного уточнения по специальностям. Были сняты ограничения на работы в хлебопекарном производстве, воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, а также на вождение большегрузов и спецтехники. Потом документ дорабатывался с учетом замечаний профсоюзов и работодателей. В июле 2019 года в Минтруде сообщали, что текущая версия содержит 100 производств, работ и должностей.

В августе министерство утвердило обновленный перечень. В нем, действительно, около 100 пунктов. В число запрещенных для женщин отраслей вошли химические производства, подземные и горные работы, металлообработка, бурение скважин, добыча нефти и газа, производство целлюлозы, бумаги, картона и изделий из них, цемента, обработка камня и производство камнелитейных, железобетонных изделий, теплоизоляционных материалов, полиграфическое производство. Кроме того, не допускаются женщины в такие сферы, как черная и цветная металлургия, радиотехническое и электронное производства, производство, ремонт и обслуживание летательных аппаратов, судостроение и судоремонт.

Обновленный список должен вступить в силу в 2021 году, но, кажется, само обсуждение уже немного изменило ситуацию. По крайней мере, некоторые ограничения женщинам удается преодолевать.

Елена Лысенко Личный архив Елены Лысенко

Елена Лысенко

© Личный архив Елены Лысенко

Машинистки и дальнобойщицы

Еще десять лет назад петербурженка Анна Клевец не смогла устроиться в метрополитен на должность помощника машиниста. Обращение в суд ничего не дало: все инстанции отказали ей в иске. А сегодня в Центральной пригородной пассажирской компании помощником машиниста электропоезда работает Елена Лысенко, которая повышает квалификацию, чтобы осуществить мечту и стать машинистом. Но устроиться на работу ей было непросто.

Спецпроект на тему

Любовь к поездам у Елены появилась после того, как девочка попала на детскую железную дорогу в Кратово и оказалась в кабине тепловоза. "Это было банальное любопытство, которое переросло в мечту освоить большую магистраль. Когда я узнала об ограничениях, была крайне удивлена, так как не считала эту работу тяжелой для девушек. И конечно, это меня не остановило", — говорит она. После школы Елена подала документы в колледж железнодорожного транспорта, но на поступление ушел год: были и письма в разные инстанции, и скандалы, и нежелание разговаривать, и предложения о помощи. Проблемы возникли и с поиском работы: депо отказывали. В итоге она устроилась бригадиром участка текущего ремонта тепловозов: меняла колодки, занималась замерами колесных пар, подшипников осей и узлов дизелей. А потом узнала, что Центральная ППК набирает помощников машиниста, рискнула и прошла по конкурсу.

Коллеги Елены спокойно относятся к тому, что среди них теперь работает женщина. С неприязнью Елена встречается лишь в соцсетях, в основном — со стороны мужчин, плохо знающих профессию, и женщин, убежденных, что нужно быть "мамой и женщиной".

Меняется ситуация и в сфере грузоперевозок. Евгения Маркова с детства мечтала о дороге и дальних рейсах, но, узнав о том, что вождение большегрузов входит в число работ, где труд женщин ограничивается, выбрала другую специальность. "Я долго работала сисадмином. Это мне никогда не нравилось, но ради денег можно было потерпеть. При этом я искала варианты и выучилась на водителя С-категории, когда это стало возможным", — говорит она. Сначала Евгению никуда не брали, ей пришлось купить свой грузовик, устраиваться к частникам, ее оформляли как просто водителя, а однажды сделали зарплатную карту на имя некоего "Евгения Маркова".

Евгения Маркова Личный архив Евгении Марковой

Евгения Маркова

© Личный архив Евгении Марковой

В 2014 году, рассказывает она, зарплаты в сфере грузоперевозок начали снижаться, людей не хватало, и крупные компании стали проще относиться к найму женщин. "То же происходит на Западе. Там жуткий отток кадров, и все кричат: "Давайте привлекать женщин". Так что — да, причины экономические", — объясняет она ситуацию. Когда год назад появился проект нового перечня, барьеры практически исчезли, и сейчас, говорит Евгения, женщин среди дальнобойщиков достаточно много. Но формальные ограничения остаются: например, ей отказали в приеме на работу в российский филиал иностранной компании со ссылкой на действующий список.

Профессия по стереотипу

В обществе пока отношение к пересмотру перечня неоднозначное. По данным опроса сервиса по поиску работы Superjob, только 47% респондентов поддерживают проект, а 29% — высказываются против, остальные — затрудняются с ответом. По мнению социолога Натальи Коростылевой, это может быть связано с существующими патриархальными стереотипами. "В крупных городах гендерный баланс еще более-менее существует, женщины получают хорошее образование, у них есть возможность реализоваться. А в средних и мелких городах, не говоря уж о сельской местности, все очень сложно, там сохраняется традиционное разделение ролей", — отмечает она.

Начинается все еще в детстве, когда девочкам общество ненавязчиво определяет некую роль, исходя из чего они и делают профессиональный выбор. По словам Коростылевой, "женскими" обычно считаются профессии низкооплачиваемые — в текстильной промышленности, в области воспитания и ухода; а из более доходных отраслей девушек вытесняют. "Данные Росстата свидетельствуют, что высокоплачиваемые отрасли — это нефтехимическая, добывающая промышленность, цветные металлы и т. д. Там преобладают мужчины, и не только из-за тяжелых условий труда. Среди офисных работников женщин тоже достаточно мало. Как и во власти: в Госдуме, например, только 14% женщин", — напоминает социолог.

Феминистка и журналистка Наталья Биттен тоже говорит о существовании профессиональной дискриминации и без всяких списков. "Мужчины идут туда, где есть деньги. А работодателям кажется, что мужчина как работник лучше, потому что он не занят в обслуживающем труде в своей семье и не будет отвлекаться на домашние дела. Ну и мужчины по-прежнему считаются кормильцами семьи, хотя мы понимаем, что это не так", — поясняет она.

Наталья Биттен Сергей Фадеичев/ТАСС

Наталья Биттен

© Сергей Фадеичев/ТАСС

И Коростылева, и Биттен приводят в пример банковскую сферу. В советское время тут были небольшие зарплаты, и работали в основном женщины. Но после распада Союза появились возможности хорошо заработать, и мужчин стало значительно больше.

Биттен считает, что перечень пересматривают "для галочки", тогда как логичнее было бы его совсем отменить, потому что он не соответствует заявленным целям — заботе о репродуктивном здоровье женщины. Во-первых, у женщины к моменту поступления на работу уже могут быть дети, нет планов рожать еще, или она вообще не может иметь детей. Во-вторых, менее оплачиваемые работы, на которых женщины вынуждены таскать тяжести или находиться в сложных условиях, почему-то не запрещены. Например, медсестры и санитарки перекладывают лежачих больных, нянечки в детсадах носят тяжелые кастрюли с едой. Да и некоторым работодателям запрет не мешает привлекать женщин к тяжелой работе. Биттен рассказывает о своей маме, которая была экономистом на военном предприятии и уволилась после того, как их стали заставлять таскать мешки с мокрым порохом, весившие по 20 килограммов. В-третьих, у мужчин тоже есть репродуктивные права. "Нужно сделать так, чтобы у всех работников независимо от пола были достойные безопасные условия труда. На опасных производствах вводить механизацию, на вредных — средства индивидуальной защиты. Я думаю, что пока решать эти проблемы не хотят, и поэтому пытаются такими странными мерами защитить женщин", — поясняет она. Само наличие такого перечня, считает она, поддерживает интересы мужчин и укрепляет сексистское мировоззрение.

Но шансы, что перечень отменят совсем, невелики. По мнению дальнобойщицы Евгении Марковой, в этом случае придется пересматривать систему предоставления декретного отпуска. "На пятом месяце начинает расти живот, он уже не помещается между баранкой и сиденьем. А на опасных производствах нужно будет вообще с первого месяца уходить в отпуск. Оплачивать столь длинный декрет никто не готов", — объясняет она.

Наталья Биттен Сергей Фадеичев/ТАСС© Личный архив Евгении Марковой

"Неженское" дело и склад характера

Пересмотр перечня вряд ли кардинально изменит рынок труда. По словам Натальи Коростылевой, когда есть выбор, люди всегда предпочитают нетяжелые условия труда. "Но это станет выходом для женщин, живущих в моногородах, где есть либо работа обслуживающего персонала, либо высокооплачиваемая работа, которая сейчас входит в перечень", — добавляет она. А в будущем, с развитием цифровой экономики, понятие мужской и женской профессии должно нивелироваться.

Наталья Биттен предлагает сначала отменить перечень и потом уже смотреть, пойдут ли женщины в эти профессии. "Если девочка, которая сто раз принцесса, понимает, что сейчас она либо совсем останется без денег, либо может пойти на какое-то не очень легкое производство, либо на панель, — пускай она сама решает. У человека должно быть право выбора", — говорит она.

Выбор "неженской" профессии может быть продиктован не только экономической необходимостью, уточняет психолог Александра Прилепская. "Это зависит от психофизических особенностей каждого конкретного человека. Бывают люди, которые без постоянной перемены мест и новых впечатлений скучают, заболевают, скатываются в зависимости. Женщины-дальнобойщицы так держатся за свою работу, потому что без нее будут несчастны. Как правило, это очень осознанный выбор", — отмечает она.

Прилепская напоминает, что женщинам, которые идут в "мужскую" сферу, приходится преодолевать серьезное сопротивление социума, поэтому, как правило, это фанатки профессии. В отсутствие запрета им будет намного проще.

Наталья Биттен Сергей Фадеичев/ТАСС© Сергей Мальгавко/ТАСС

Запрет не уникален

По данным Всемирного банка, законы, не позволяющие женщинам выполнять некоторые виды работ, действуют в 104 из 189 исследованных стран. Наиболее распространены отраслевые ограничения — в горнодобывающеий промышленности (65 стран), обрабатывающей (47 стран), строительстве (37 стран), энергетике (29 стран), сельском хозяйстве (27 стран), водоснабжении (26 стран) и транспорте (21 страна). Кроме того, в 29 странах женщины не могут работать в ночные часы так же, как и мужчины.

Все это, по мнению организации, сужает для женщин возможность устроиться на работу, которая им нравится, и увеличить потенциал получения заработка, а также влияет на размер пенсии.

В то же время исследователи считают, что устранение ограничений в некоторых странах может способствовать повышению производительности труда на 25% — только за счет повышения доли работающих женщин.

Ася Сафиуллина

tass.ru

Можно ли пускать женщин в «мужские» профессии: Общество: Россия: Lenta.ru

В Министерстве труда намерены пересмотреть список должностей, на которые нельзя привлекать женщин. Утвержденный в 2000 году правительственный перечень внушителен: в него входит более 450 специальностей, по большей части связанных с использованием физического труда и повышенной концентрацией внимания. В ведомстве решились на пересмотр из-за того, что за прошедшие 17 лет производство стало более автоматизированным. Некоторые женщины считают ограничительный список дискриминацией, однако в Минтруде не разделяют эту точку зрения и связывают запрет на работу по «мужским» специальностям с охраной репродуктивного здоровья будущих матерей. «Лента.ру» узнала, многие ли представительницы лучшей половины готовы идти в «традиционно мужские» профессии, и нужно ли вообще такое деление в профессиональной среде.

Список «неженских» профессий достался нам в наследство от СССР — составленный в 1974 году перечень не претерпел заметных изменений. Документ ограничивал работу женщин в шахтах, в экипажах судов, машинистами поездов, кузнецами, плотниками и забойщиками скота. В Минтруде не исключают, что некоторые из 456 профессий с тех пор стали менее опасными, а значит — запрет на работу для женщин уже не так оправдан. В ведомстве не готовы пояснить, какие именно профессии будут вычеркнуты из списка. «Мы сейчас актуализируем этот перечень при помощи работодателей и профсоюзов. С другой стороны, работаем с экспертами из медицины труда по определению профессиональных факторов, которые могут повлиять на репродуктивное здоровье женщины», — пояснили «Ленте.ру» в пресс-службе Минтруда.

Вопреки существующим ограничениям, в России есть женщины, которым удалось устроиться на «мужскую» специальность. В единичных случаях работодатели соглашаются на это из-за оговорки в перечне: там сказано, что женщину можно взять на опасную работу, если созданы безопасные условия для ее труда. В МЧС трудится много женщин, но почти все они занимаются кабинетной работой. Пожарных и спасателей среди них можно пересчитать по пальцам. Оксана Шевалье работает водолазом поисково-спасательной станции в Строгинской пойме. Она единственная женщина, которую приняли на эту должность в Москве. «Мое желание восприняли как некую прихоть, этакое развлечение. Мужчины не могли сложить в голове этот пазл. В их понимании моя роль была явно лишней и ненужной. Приходилось заниматься волонтерской работой на добровольных началах, но это уже было частью моей жизни, ступенькой к намеченной цели», — рассказала она.

Оксана Шевалье

Оксана Шевалье

Фото: личная страница Оксаны Шевалье во «ВКонтакте»

Ограничения устанавливают норму физической нагрузки для женщин: в час нельзя поднимать и переносить более десяти килограммов. «Водолазный костюм, так называемый "трехболтовый", который долгое время использовали водолазные подразделения, весит более 70 килограммов. Там только на каждой ноге по семь килограммов утяжелителей, на груди свинцовая пластина на 15 тянет, медный шлем тяжеленный. Но сейчас баллон с кислородом — самая тяжелая часть оборудования — весит всего семь кило, так что нормы не нарушаются», — объяснила Оксана.

Впрочем, начальство далеко не всегда готово идти навстречу женщинам, которые решили посвятить себя мужской профессии. Примечателен пример жительницы Самары Светланы Медведевой: четыре года она обучалась вождению водного транспорта в колледже, но получить диплом так и не смогла. Ей отказали в прохождении производственной практики в машинном отделении судна на основании правительственного перечня. Запрет связан с тяжелыми физическими нагрузками и повышенным уровнем шума — все виды работ в машинном отделении женщинам запрещены. Должность боцмана и шкипера также может занимать только мужчина, так как по долгу службы им приходится спускаться в машинное отделение.

Женщина не сдалась: несколько лет она пыталась отстоять в суде свое право стоять у штурвала и дошла до ООН. В марте 2016 года международный комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин рассмотрел ее жалобу и признал нарушением прав само существование подобного списка. В решении комитета сказано, что деление профессий на «женские» и «мужские» нарушает принцип равенства полов, гарантированный российской Конституцией. Более того, влияние работы на судне на репродуктивное здоровье не доказано наукой. Эксперты ООН установили, что запрещенный список отражает «устойчивые стереотипы, касающиеся ролей и обязанностей женщин и мужчин в семье и в обществе», а они, в свою очередь, угрожают «социальному статусу женщин, их образованию и перспективам карьерного роста». Однако эти выводы не помогли Светлане подняться на мостик.

Оксана Шевалье

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Не получилось и у петербурженки Анны Клевец отстоять в суде свое право работать машинистом в метрополитене. В 2009 году руководство подземки отказало девушке, сославшись на все тот же перечень: работа связана с высокими эмоциональными нагрузками, что губительно для женского здоровья, и постоянно меняющийся график, включающий ночные и дневные смены, а еще длительное нахождение под землей может отразиться на детородной функции. В администрации метро пояснили, что вибрации, шум и плохая освещенность тоже могут сказаться на здоровье будущей матери.

Анна дважды обращалась в Верховный суд, но там не признали за женщиной права на работу машинистом. В суде истица пыталась доказать, что подобное деление противоречит сразу и Конституции, и Трудовому кодексу, в которых гарантируются равные права для мужчин и женщин. Тем более что в метро на менее оплачиваемые должности — дежурных на станциях, уборщиц и билетеров — женщин берут вопреки перечисленным возможным рискам. В 1950-е годы из-за нехватки кадров в метро работали женщины-машинисты, вплоть до появления запретительного перечня в 1974 году.

Впрочем, научных доказательств того, что подобная трудовая деятельность сказывается на фертильности, нет. Безусловно, чрезмерные нагрузки вредны для женщины непосредственно в период беременности, но влияние сменных графиков и повышенных эмоциональных нагрузок на репродуктивное здоровье до конца не изучено. В Трудовом кодексе нет ограничений на работу женщин в ночные часы, например, в медицинских учреждениях, за исключением беременных и кормящих — то есть влияние этого фактора на репродуктивное здоровье в целом как бы не принимается в учет.

О необходимости пересмотра российского перечня последние несколько лет говорят эксперты Международной организации труда (МОТ), рассказывает директор «Центра социально-трудовых прав», доцент кафедры трудового права НИУ ВШЭ Елена Герасимова. В частности, МОТ настаивает на исключении из него профессий, которые попали туда на основе гендерных стереотипов. «С учетом изменившихся технологий женщины могут спокойно выполнять какие-то из этих работ. Ситуация не сбалансирована: многие вредные работы, наоборот, не находятся в списке, но женщины их выполняют. Например, на судостроительных заводах есть должности, связанные с обработкой и покраской деталей судна. Для их выполнения нужно скрючившись сидеть и дышать вредными испарениями, при этом работа считается неквалифицированной и малооплачиваемой. Работают на этих должностях в основном женщины», — отмечает юрист. В то же время находящиеся в списке специальности предусматривают надбавки, пособия и льготы.

Профессии, связанные с риском, могут нанести вред как женскому, так и мужскому здоровью, поэтому не стоит проводить разделение по гендерному признаку, считает общественный деятель, правозащитник Алена Попова. «Разделять профессии на мужские и женские в корне неверно. Каждый сам должен соотносить риски для своего здоровья и думать, устраиваться на эту работу или нет. Все знают, что во время Великой Отечественной войны женщины очень тяжело работали — и справлялись. Мужчины и женщины, безусловно, должны быть равны в трудовых правах, как это сказано в Конституции. У работодателя должно быть четкое обоснование вреда здоровью, которое наносит трудовая деятельность, чтобы граждане сами могли взвешенно принимать решение», — поясняет она.

Оксана Шевалье

Фото: Александр Кондратюк / РИА Новости

Репродуктивное здоровье вообще не должно стоять во главе угла при приеме на службу: среди женщин, устраивающихся на работу, есть и те, кто уже обзавелся детьми или по различным причинам не собирается этого делать. «Женская репродуктивная функция, на которую делает упор государство при составлении подобных списков, вменена в обязанность. Но законодатель не может указывать женщине, что ей делать со своей жизнью и здоровьем. Мужчине никто не говорит, что такая-то работа может повлиять на его репродуктивную функцию, равно как никто не ставит ему в обязанность заводить детей. Если женщина хочет рожать и опасается, что специальность ей в этом помешает, она попросту не выберет такую профессию», — резюмирует Попова.

lenta.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *