Знаки выделения примеры – Выделительные знаки препинания – примеры в предложениях

Содержание

Выделительные знаки препинания в предложениях

  1. Синтаксис
  2. Знаки препинания
  3. Выделения

Выделительные знаки препинания используются в предложениях с обращением, вводными словами, обособленными второстепенными членами и для обозначения границ словосочетания или простого предложения. Выделительными знаками препинания являются запятая, тире, двоеточие, кавычки, восклицательный знак. Обратите внимание, что эти же знаки являются разделительными знаками препинания, а восклицательный знак является знаком завершения при их ином назначении.

Запятая

Однородные члены предложения. Петька поднял спокойные, приветливые и ласковые глаза на своего брата.
Деепричастный оборот. Он как-то странно притих, сидя у печи, казалось, что уснул.
Причастный оборот. Желтые листья, шуршавшие под ногами, были ярко-золотого цвета.
Приложение. Мы с друзьями встречались у сосны, старого хвойного дерева.

Уточнение. Учитель строго взглянул сверху вниз, словно посмотрел сквозь меня.
Обращение. Нина Семеновна, как скучно вы живете!
Вводные слова. Приехал дядя Ваня, как всегда, с подарками детям.

Тире

Тире используется для выделения обобщающего слова после однородных членов. Под елями, березами, под каждым кустиком — всюду были крепкие грибочки.
Тире и два тире используются в вводном предложении. Маленькая Ксюша прибежала на склад — он находился недалеко от дома — сказать маме о приезде брата.
Тире используются в прямой речи и диалогах. — Вперед! По коням! — закричал командир.

Двоеточие

Обобщающее слово перед однородными членами. Осень разноцветной красотою одела все деревья: березки, осинки, клены и рябинки.

Двоеточие и тире

Обобщающее слово при однородных членах. Все здесь: старая скамейка, рябинка под окном, покосившийся дворик, дом со скворечниками — напоминало детские годы.

Кавычки

Кавычки — знак препинания, используемый при цитировании, прямой речи, различных названий, а также некоторых слов, которые употребляются в ироничном смысле или просто для того, чтобы выделить его. Этот знак препинания пришел к нам из Греции и в русских письменах стал употребляться в 15 веке.

Прямая речь. Посадила Машенька цветочек и стала приговаривать: «Расти на радость всем!»

Восклицательный знак

Обращение. Мама! Мамочка! Не скучай, я буду к тебе приезжать!

Скобки

Как знак препинания используют круглые скобки, которые употребляются не слишком часто. В скобки заключают слова и предложения, которые поясняют или дополняют существующий текст, а также фразы, в которых содержится указание на отношение слушателей к данной речи. В свое время Михаил Ломоносов назвал этот знак препинания «вместительный знак». При этом указал, что в скобках заключается фрагмент, не связанный со смыслом всего предложения. Современная пунктуация в некоторых случаях допускает квадратные скобки, а в них обычно помещают номер сноски.


На сайте можно подобрать предложения и словосочетания в режиме онлайн — введите слово в форму поиска и нажмите кнопку.

sentences.ru — синтаксис, пунктуация, составление предложений и словосочетаний со словами

sentences.ru

Разделительные знаки препинания — запятая, точка с запятой, тире, двоеточие

  1. Синтаксис
  2. Знаки препинания
  3. Разделения

Разделительные знаки препинания: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие, кавычки.

В простом предложении запятая и точка с запятой ставятся между однородными членами. Тире ставится между подлежащим и сказуемым (в определённых случаях) или на месте пропуска одного из членов предложений.
В сложном предложении запятая и точка с запятой ставятся между простыми предложениями. Тире и двоеточие ставятся между простыми в бессоюзных сложных предложениях. Кавычки, тире и двоеточия используются в прямой речи. Двоеточия и тире используются в диалогах.

НазваниеОбозначениеГде используется?
запятая,• в простом предложении между однородными членами
• в сложном предложении между простыми предложениями
точка с запятой;• в простом предложении между однородными членами
• в сложном предложении между простыми предложениями
тире• в простом предложении между подлежащим и сказуемым (в особых случаях)
• в простом предложении на месте пропуска члена предложения
• в сложном бессоюзном предложении между простыми предложениями
• в прямой речи
• в диалогах
двоеточие:• в сложном бессоюзном предложении между простыми предложениями
• в прямой речи
• в диалогах
кавычки
(двойные кавычки)
«»• в прямой речи

Запятая

Запятая — это знак препинания, который применяют в письменной речи для выделения и разделения слов, групп слов или простых предложений в составе сложного. Запятая используется в прямой речи, для обособления по правилам русского языка определений, обстоятельств, обращений, уточнений, приложений, междометий, вводных слов, а также для разделения частей сложносочиненного, сложноподчиненного и бессоюзного предложения.

Необходимо знать, чтобы правильно научиться ставить запятую в предложении, школьных знаний недостаточно. Есть много нюансов и исключений из общих правил, поэтому редко, но иногда допускается авторская запятая, которая может не подчиняться общепринятым правилам.

Примеры

Татьяна Юрьевна, приезжайте к нам в гости!
На клумбе, к нашей радости, расцвели красивые бархатцы, циннии, лилии.
Осина, береза, ольха — все виды лиственных деревьев средней полосы встречаются в наших лесах.
Медведь встал в стойку, принюхался и прыгнул в кусты.
Осенью утки улетают в теплые края, потому что с приходом зимы наш пруд замерзает.

Точка с запятой

Точка с запятой — это знак препинания, который используется в письменной речи для разделения на части сложного распространенного предложения, уже имеющего много запятых. Точка с запятой также ставится в списках при перечислении. Впервые этот знак стали использовать в Италии примерно в середине 15 века, а в русских текстах он появился только в конце того же века.

Примеры

У меня было всего три цвета красок; несмотря на это, я нарисовала великолепный пейзаж, состоящий из множества оттенков этих цветов.

Чемоданы давно собраны, а такси, видимо, еще не подъехало; между тем на улице начиналась вьюга; ветки старой березы бились в окна в тревожном танце, а снежинки превращались в крупные хлопья.
На улице морозный воздух; ночью выпал снег; большие сугробы так и зовут кататься на санках, чтобы насладиться зимней свежестью.

Точка с запятой между однородными членами
Я была очень довольна путешествием: и новым видом из окна автомобиля; и сказочно красивым местам, услаждавшим мой взор; и общению с новыми людьми.

Тире

Тире — знак препинания, который ввел Н.М. Карамзин. Правила для этого знака установились не сразу. Разные лингвисты его называли: «молчанка», «черта», «знак мыслеотделительный». В настоящее время тире используется вместо пропуска слов: связки в сказуемом, какого-либо слова в неполном предложении, а также несет смысловую функцию, поэтому ставится на месте пропуска союза или после однородных членов предложения перед обобщающим словом.

Примечание. Не путайте тире, дефис и минус. Это разные знаки, которые схожи, но различны по назначению и начертанию.

Примеры

Коля, мой кот — настоящий боец!

Его единственная радость — увидеть младшую сестру, подойти к ней и, представляешь, извиниться за прошлое.
Написать другу письмо — значит вспомнить свое детство, старые улочки, наших добрых родителей, которые никогда не разделяли нас на «свой и чужой».
Верочка, Юленька, Дашенька — девочки-подружки из одной школы.

Двоеточие

Двоеточие — знак препинания, который используется в середине предложения перед перечислением, при оформлении прямой речи или цитаты, а также перед перечислением после обобщающего слова и в бессоюзном предложении. При этом в последнем случае двоеточие указывает на то, что части текста связаны между собой пояснительными и причинными отношениями. Когда-то давно этот знак препинания употреблялся для обозначения сокращений, и только в конце 16 века приобрел существующее значение, дошедшее до наших дней.

Примеры

Я быстро сообразил: «Нужно идти другой дорогой».
Итак, мы быстро подошли к реке и огляделись: кругом была сказочная красота.
Павел не доверял незнакомым людям: боялся, что они могут обмануть, используя хитрые схемы, и скрыться.
К кормушке слетелись все: и синицы, и воробьи, и снегири, и сороки, и вороны.

Женю очень интересовала жизнь в другой стране, а именно: нравы, обычаи, традиции живущего там народа, а также законы и принятые порядки.

Кавычки

Кавычки используются в прямой речи. Правила и примеры даны на странице прямой речи. Кавычки относятся и к знакам выделения для выделения отдельных слов и фраз в предложении.


На сайте можно подобрать предложения и словосочетания в режиме онлайн — введите слово в форму поиска и нажмите кнопку.

sentences.ru — синтаксис, пунктуация, составление предложений и словосочетаний со словами

sentences.ru

знаки завершения, разделения, выделения ГДЗ

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 кл. ◄
Русский язык. Ладыженская, 8 кл.Русский язык. Ладыженская, 8 кл.Русский язык. Ладыженская, 8 кл.

Готовые ответы (образцы решений) упражнений № 5-11 к § 2. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения, учебника Русский язык 8 кл. Ладыженская, Тростенцова.

5. Прочитайте сначала первое четверостишие стихотворения Ф. Тютчева, затем второе, напечатанное в двух столбцах. Сравните знаки завершения в предложениях этих двух четверостиший.

В каких предложениях выражено восхищение могуществом, красотой природы? Какое из четверостиший, напечатанных в два столбца, принадлежит, по вашему мнению, Ф. Тютчеву? Прочитайте вслух, выражая чувство восхищения поэта.

5. Рассмотрим четверостишия, расположенные в двух столбцах. В обоих этих четверостишиях используются следующие знаки завершения: точка, многоточие, вопросительный^знак, восклицательный знак. В первом четверостишии, напечатанном слева, ставятся точка и многоточие: все предложения по цели высказывания повествовательные, по интонации не восклицательные.

Во втором четверостишии, которое находится справа, стоят вопросительный и восклицательный знаки завершения. Данные знаки эмоционально окрашивают предложения, помогают выразить чувство восхищения могуществом, красотой природы.

Поэтому можно утверждать, что именно четверостишие, напечатанное во-втором столбце (Но который год белее/Там, на высях снеговых?/А заря и ныне ceeт /Розы свежие на них!..), принадлежит перу Ф. И. Тютчева. В этих строках поэт, используя вопросительный и восклицательный знаки, смог передать своё отношение к природе более ярко и экспрессивно.

Ответы на вопросы после таблицы:

1. Знаки препинания служат для отделения предложений друг от друга в тексте, для разделения и выделения смысловых отрезков в предложении. Они делятся на три группы: на отделительные (в тексте), разделительные и выделительные (в предложении).

2. Наибольшее количество знаков содержит разделительная группа:
запятая, точка с запятой, многоточие, тире, двоеточие.

3. Чаще других знаков употребляется запятая.

6. Закончите предложения, используя данные таблицы на с. 8-10
  • 1) Разделяются знаками препинания… однородные члены предложения, простые предложения в бессоюзном сложном и сложносочинённом предложении, слова автора перед прямой речью и после прямой речи, подлежащее и сказуемое, выраженные существительными в именительном падеже, реплики в диалоге, обобщающее слово перед однородными членами и после однородных членов предложения.
  • 2) Выделяются знаками препинания… придаточные предложения, причастный оборот, деепричастный оборот и обращение.
7. Предложения этого упражнения взяты из старинных романсов. Расставляя пропущенные запятые, выпишите предложения в такой последовательности:
  • 1) с разделительными запятыми;
  • 2) с выделительными запятыми;
  • 3) со знаками выделения и разделения.

Графически обозначьте синтаксические конструкции, для разделения или выделения которых служат знаки препинания.

1) Предложения с разделительными запятыми.

Ты у меня одна заветная,
Других не будет никогда.
Белой акации гроздья душистые Вновь аромата полны,
Вновь разливается песнь соловьиная
В тихом сиянье луны!
Я помню вальса звук прелестный Весенней ночью в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.

2) Предложения с выделительными запятыми.

Ямщик (обращение), не гони лошадей!

3) Предложения со знаками выделения и разделения.

Гори, гори, моя звезда. (обращение),
Гори, звезда приветная! (обращение)
Дремлют плакучие ивы,
Низко склонясь над ручьём,
Струйки бегут торопливо,
Шепчут во мраке ночном.
Мне некуда больше спешить,
Мне некого больше любить.
Ямщик (обращение), не гони лошадей!

8. В предыдущем упражнении помещены строчки из любимых и известных романсов.

Эти строчки запомнились многим, однако имена некоторых авторов, к сожалению, забыты. Обратите внимание на знак вопроса возле фамилий А. Тимофеева («Дремлют плакучие ивы…»), А. Пугачёва («Белой акации гроздья душистые…»), Н. Листова («Я помню вальса звук прелестный…»). Это означает, что авторство точно не установлено. А ведь песни, романсы – это неотъемлемая часть русской культуры.

Помните ли вы наизусть слова современных песен, романсов? Знаете ли фамилии авторов слов? Проверьте себя и запишите по памяти 2-3 куплета из разных песен или из одной песни, укажите фамилию автора (авторов) слов. Если в тексте есть разделительные знаки препинания, то надпишите над ними букву р.

Шумел камыш, деревья гнулись, (р)
А ночка темная была.
Одна возлюбленная пара Все ночь гуляла до утра.
(Автор романса «Шумел камыш» не известен.)

Утро туманное, (р) утро седое, (р)
Нивы печальные, (р) снегом покрытые, (р)
Нехотя вспомнишь и время былое, (р)
Вспомнишь и лица давно позабытые (р)
Вспомнишь и лица давно позабытые.
(Автор романса «Утро туманное» – великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев)

Вдоль по улице метелица метёт, (р)
За ьетелицей мой миленький идёт.
Ты постой, (р) постой, (р) красавица моя, (р)
Дозволь наглядеться, (р) радость, (р) на тебя.
(Автор романса «Вдоль по улице метелица метет» не известен.)

9. Запишите 2 предложения, в которых знаки препинания служат для разделения; 2 предложения, в которых знаки препинания служат для выделения; 3 предложения со знаками разделения и выделения.

Предположения со знаками разведения:

  1. Внизу, в овраге. шумел ручей. (Занятые отделяют уточняющее обстоятельство места).
  2. В комнате были красные, синие, зеленые шары. (Занятые разделяют однородные члены предложения).

Предложения со знаками выделения:

  1. Маша, принести мне книгу Пушкина. (Занятая выделяет обращение).
  2. Мальчик, сидевший на заборе, быстро собирал яблоки в мешок. (Занятые отделяют обособленное согласованное определение в составе простого предложения.

Предложения со знаками разделения и выделения:

  1. Прошлой осенью (в то время было как-то не по-осеннему холодно) мы с друзьями отправились в поход, который завершился только через пять дней (Скобками выделяется вставная конструкция, а запятой разделяется главная и придаточная части в СПП).
  2. «Принеси-ка мне чайник, родной мой!», – сказан отец, надевая утренний халат. (Кавычками выделяется прямая речь, запятая и тире оформляют прямую речи на письме, запятая перед сочетанием родной мой выделяет обращение, запятая в словах автора указывает на деепричастный оборот).
10. Прочитайте и составьте вопросный план текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и графически обозначая синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания.
Русский язык. Ладыженская, 8 кл.Русский язык. Ладыженская, 8 кл.

Вопросный план текста:

Русский язык. Ладыженская, 8 кл.Русский язык. Ладыженская, 8 кл.
11. Ответьте на вопрос «Кто есть кто?» о гостях усадьбы Абрамцево. Предложения составьте по образцу. Знаки препинания какой группы вы поставили?

«Кто есть кто?» о гостях усадьбы Абрамцево.

Сергей Тимофеевну Аксаков — русский писатель, автор биографических повестей «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Воспоминания».
Иван Сергеевич Тургенев — великий русский писатель, создатель стихотворений в прозе, певец земли русской.
Николай Васильевич Гоголь — русский и украинский писатель, прекрасный знаток национальных традиций своего народа.

Фёдор Иванович Тютчев — выдающийся русский поэт-философ, воспевший красоту русской природы.
Михаил Семёнович Щепкин — комический актёр светской комедии и водевиля, его именем названо Высшее театральное училище.
Михаил Петрович Погодин — русский историк, талантливый журналист, публицист, профессор Московского университета, член Российской академии.

Были употреблены знаки разделения и завершения.

§ 3. Знаки препинания в сложном предложении►

litemove.ru

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения

·                   Сегодня мы продолжим изучать сложное предложение.

·                   Поговорим о знаках препинания в сложном предложении.

·                   И подробнее рассмотрим интонацию сложного предложения.

В курсе русского языка мы часто обращаемся к правилам расстановки знаков препинания. Вы наверняка помните, как мы изучали знаки препинания в предложениях с однородными членами; предложения с обособленными членами; обособление вводных слов и вставных конструкций…

В середине предложения, как мы знаем, обычно ставятся такие знаки препинания: запятая, двоеточие, тире и точка с запятой. Но зачем же они нужны?

Знаки препинания в предложении служат для обозначения смысловых отрезков, значение которых подчеркивается особо.

Во-первых, знаки препинания помогают выделить смысловые отрезки. При этом знаки препинания служат для однозначного понимания текста.

Рассмотрим предложение, в котором не проставлены знаки препинания:

Дети бегающие без намордника собаки опасны.

Что получится, если поставить запятые после слов дети и собаки?

Дети, бегающие без намордника собаки, опасны!

Передвинем вторую запятую, пусть она стоит перед словом собаки.

Дети, бегающие без намордника, собаки опасны!

Уберём вторую запятую.

Дети, бегающие без намордника собаки опасны!

А вот теперь наше предложение звучит как предостережение детям: опасаться собак без намордника.

Во-вторых, знаки препинания помогают разделить части предложения.

При этом, конечно, тоже служат для однозначного понимания текста.

Наверное, каждый из нас знает фразу «Казнить нельзя помиловать», а также подобные ей: «Удалить нельзя сохранить» или «Повысить нельзя уволить». Значение этих предложений зависит от постановки запятой в каждом из них. Если запятая стоит после первого слова – значение одно, если после второго – значение меняется на противоположное.

В сложных предложениях знаки препинания передают особенности смысловых отношений между частями, особенности строения, интонации.

Знаки препинания в сложных предложениях могут быть разделительными и выделительными.

Разделительные знаки препинания разделяют равноправные части.

Выделительные знаки препинания выделяют какую-то особенную часть.

Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором применяется знак.

Так, разделительные знаки препинания

используются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. Выделительные знаки препинания используются в сложноподчинённых предложениях.

Разделительные знаки препинания характерны для предложений сложносочинённых и бессоюзных сложных.

В этих предложениях части равноправны. Между ними можно поставить знак равенства. И, значит, от одной части к другой нельзя поставить вопрос.

Поэтому в таких предложениях части нужно как-то разделять.

В сложносочинённом предложении части могут разделяться при помощи запятых, тире и точки с запятой

Запятая используется часто.

Тире и точка с запятой – редко.

Прозвучал длинный свисток, и поезд тронулся.

 Малейшее промедление – и всё пропало.

Громовые раскаты звучали всё реже и реже, отдаляясь и сдавая свои позиции; ветер тоже стихал.

В бессоюзных сложных предложениях части могут разделяться при помощи запятой, тире

, двоеточия или точки с запятой. Все знаки препинания встречаются в бессоюзных предложениях достаточно часто.

Трава зеленеет, солнышко блестит.

Прозвучал выстрел стартового пистолета – гонка началась.

Он решил задержаться после уроков: нужно было спросить кое-что у учителя.

Алые, желтые, бурые листья крутились под напором ветра и летели в лицо; начинал накрапывать дождь.

В сложноподчинённых предложениях употребляются выделительные знаки препинаниях.

В таких предложениях одна часть – всегда главная, вторая – придаточная. То есть, они неравноправны, и от одной части к другой можно поставить вопрос.

А это значит, что придаточную часть нужно как-то выделить.

Придаточная часть в сложноподчиненном предложении обычно выделяется при помощи запятой. Тире, которое также встречается в таком предложении, используется крайне редко.

Мы соберемся на охоту, когда выпадет первый снег.

Зачем ты всё это сделал – скажи мне. В данном случае придаточная часть выделяется тире.  Это помогает дополнительно интонационно отделить главную часть от придаточной.

Что же нам требуется запомнить?

Функция знака препинания зависит от типа сложного предложения, в котором этот знак применяется.

Разделительные знаки препинания употребляются в сложносочинённых и бессоюзных предложениях. А выделительные знаки препинания – в сложноподчинённых предложениях.

При этом в предложении могут стоять также и авторские знаки препинания, которые иногда нарушают правила пунктуации.

Автор выставляет такие знаки препинания так, как необходимо ему. Например, Максим Горький очень любил авторское тире.

Деньги – исчезают, работа – остаётся.

Одни – воюют, другие – воруют.

Части бессоюзных предложений здесь разделены запятыми, но в каждой из частей стоит авторское тире между подлежащим и сказуемым.

При помощи таких знаков препинания художественному тексту придается особая выразительность.

Но, разумеется, какой-нибудь Вася Катава́сев из неизвестного нам девятого класса не может расставлять знаки препинания так, как ему вздумается. Не следует путать авторскую пунктуацию с безграмотностью.

Поговорим теперь об интонации в сложном предложении.

Для начала любого предложения характерна восходящая интонация, то есть, мы начинаем произносить предложение и повышаем тон.

В конце предложения мы понижаем тон, то есть, для конца предложения характерна нисходящая интонация.

Вчера мы писали диктант. Сначала тон повышается, а к концу предложения он понижается.

Вася Катавасев наделал ошибок. То же самое.

Но это – простые предложения.

Что будет, если мы соединим их?

Вчера мы писали диктант, и Вася Катавасев наделал ошибок.

Предложение стало сложным. Но это одно предложение. И потому тон будет повышаться в начале. И понижаться в конце.

Сложное предложение имеет интонацию законченности.

Части сложного предложения такую интонацию утрачивают.

Но все же сложное предложение состоит из простых. Мы обозначили их связь союзом «и». Интонационно мы обозначаем конец одной части и начало другой при помощи паузы.

Таким образом, у нас получилась схема интонации в сложном предложении.

videouroki.net

Разделительные знаки препинания — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Разделительные знаки препинания делятся на две группы:

  • знаки, указывающие на конец предложения;
  • знаки, употребляющиеся внутри предложения.
Все разделительные знаки препинания — одиночные.

К разделительным знакам препинания относятся:

Разделяющая запятая, точка с запятой и точка сходны по своей функции: они отделяют друг от друга «синтаксически равнозначные единицы». Они выражают ту или иную степень членимости высказывания и они позволяют передать бо́льшую или меньшую смысловую близость частей текста. Однако одинаковая функция не предполагает обязательной их взаимозаменяемости. В некоторых случаях это возможно:

При виде Андерсена женщины затихли. Их смущал этот худой и элегантный господин с тонким носом. Они считали его заезжим фокусником (К. Паустовский). — При виде Андерсена женщины затихли; их смущал этот худой и элегантный господин с тонким носом; они считали его заезжим фокусником. — При виде Андерсена женщины затихли, их смущал этот худой и элегантный господин с тонким носом, они считали его заезжим фокусником.

В других случаях такая замена приводит:

к нарушениям правил пунктуации; в примере запятую перед союзом а нельзя заменить на точку с запятой

Известно было, что Передонов отдает предпочтение жирным женщинам, а тощих порицает. (Ф. Сологуб)

к смысловому сдвигу; в примере в зависимости от постановки точки с запятой разной оказывается причина сходства Леньки с сучком

Ленька был маленький, хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от дедастарого иссохшего дерева (М. Горький) — Ленька был маленький; хрупкий, в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от дедастарого иссохшего дерева.Ленька был маленький, хрупкий; в лохмотьях он казался корявым сучком, отломленным от дедастарого иссохшего дерева.

Запятая — знак препинания, который обладает наибольшим количеством значений и очень часто употребляется. При сопоставлениях и противопоставлениях она может разъединить две части одной мысли, концентрировать внимание при перечислениях и выполнять другие функции. Запятая ставится только внутри предложений. В простом предложении запятая разделяет:

  • однородные члены предложения;

По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву. (К.Г. Паустовский)

В сложном предложении:

Шел дождь, и от сильного ветра шумели деревья. (А.П. Чехов)

И мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажжённой ёлки. (К.Г. Паустовский)

  • простые предложения в его составе.

Лесные овраги ночлег им готовили, проливной дождь спины им сек, солнце палило им кожу. (А.Ремизов)

Запятая в бессоюзном предложении заменяется тире или двоеточием, если есть противопоставление или уточнение смысла первой части сложного предложения во второй и т.д.

Дунул ветервсе дрогнуло, ожило и засмеялось. (М. Горький)

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин)

При относительной самостоятельности частей сложного предложения запятая заменяется точкой с запятой.

Точка с запятой

Точка с запятой разделяет части сложного предложения. Значение точки с запятой — это раскрытие смысла первой части предложения или пояснение. Иногда точка с запятой ставится в случае, если части бессоюзного сложного предложения более самостоятельны и менее связаны между собой по смыслу:

Весенний, светлый день клонился к вечеру; небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе… (И.С. Тургенев)

Кроме того, в сильно осложненных предложениях точки с запятой обозначают границы основных, то есть более цельных в смысловом отношении частей, а запятые служат для членения этих крупных частей на более мелкие:

Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохраняющем последний отблеск зари. (М.Ю. Лермонтов)

Иногда точка с запятой отделяет друг от друга однородные члены предложения, в случае, если они распространены и внутри них самих стоят запятые:

Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в шитой кобуре; огонёк папиросы, освещающий русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке. (Л.Н. Толстой)

Чаще это происходит, если осложненные однородные сказуемые относятся к одному общему подлежащему либо если подлежащее опущено, то есть когда размывается грань между простым и сложным предложением:

А перед Челкашом быстро неслись картины прошлого [...] Он успел посмотреть себя ребенком, свою деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отцарыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец своим Григорием, усатым здоровым солдатом, ловким красавцем... (М. Горький)

Без точки с запятой восприятие такого предложения было бы сильно затруднено.

Точка — это одиночный знак препинания, который разделяет части текста. Постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. К примеру:

Стояла ледяная и горькая осень. По ночам ветер шумно тряс над дощатыми крышами гроздьями стеклянных звезд. Огородные грядки были посыпаны крупной солью мороза. Пахло гарью и старым вином. (К.Г. Паустовский)

Точка выполняет и другие функции, помимо разделяющей. Она сигнализирует о том, что предложение по цели высказывания повествовательное и произносится с постепенно понижающейся интонацией. Точка также используется для особого синтаксического приема — парцелляции, то есть членения предложения на самостоятельные отрезки с целью выделить значимые моменты и придать экспрессивность высказыванию:

Спой, Рая... Нашу. Десятого непромокаемого батальона. Любимую. (Ю. Друнина)

Постановка вопросительного знака в конце предложения указывает на особый тип его по цели высказывания, на вопросительный характер предложения. Вопросительный знак чаще всего ставится в конце предложения, заключающего в себе прямой вопрос:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана? (М.Ю. Лермонтов)

Восклицательный знак в конце предложения указывает на членение текста, на эмоциональную напряжённость предложения. Он также указывает на особый тип предложения по цели высказывания:

Погиб поэт!невольник чести

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!.. (М.Ю. Лермонтов)

Иногда восклицательный и вопросительный знаки могут употребляться в середине предложения, как правило — при однородных членах. Однако такие примеры воспринимаются как устаревшие и встречаются в основном в литературе XIX века:

...Сердце начинало биться медленно, но сильно, как молот: раз! два! три! (А. Чехов)

Боже мой, боже мой! да куда это так спешите?.. Мне столько бы хотелось вам сказать... столько расспросить... Ну что? в отставке?.. как?.. что поделывали?.. (М.Лермонтов)

Возможно сочетание вопросительного знака с восклицательным, а также их обоих с многоточием. Такие сочетания используются для передачи оттенков эмоций.

Давайте брезент! Э-э!заорал он.Куда вы?! Ус-пе-ем же!.. (В. Шукшин)

Смотрюкрасота какая! И никому не нужна!.. (В. Шукшин)

Если бы все начать сначала!..на худом темном лице Сани, на острых скулах вспухли маленькие бугорки желваков. (В. Шукшин)

Многоточие употребляется внутри или в конце предложения. Кроме разделительной функции, оно может нести также смысловую нагрузку. В этом случае оно передает:

недосказанность мысли:

Он... вы не думайте... Он не вор и не что-нибудь... только... (В. Короленко)

незаконченность высказывания:

А, так ты... — Я без души лето целое все пела. (И. Крылов)

«А... а... а, как же иначе», — заикался он.

в публицистическом дискурсе в заголовках — абсурдность, алогичность:

По Амуру на... такси

пропуск окончания общеизвестного высказывания:

Все флаги в гости будут к нам...

внезапное переключение с одной мысли на другую:

Дубровский молчал... Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря. (А. Пушкин)

в художественной литературе — используется автором для сознательного опускания деталей повествования с тем, чтобы читатель сам домыслил невысказанное:

Мимо острова в это самое время тихо проплыл гигантский корабль, такой же, как и тот, на котором приехали лозищане. Распущенный флаг плескался по ветру и, казалось, стлался у ног медной женщины, которая держала над ним свой факел... Матвей смотрел, как европейский корабль тихо расталкивает своею грудью волны, и на глаза его просились слезы... Как недавно еще он с такого же корабля глядел до самого рассвета на эту статую, пока на ней угасли огни и лучи солнца начинали золотить ее голову... (В. Короленко)

в художественной литературе — ставится на месте выпущенного автором рассказа персонажа:

Он [Платон Каратаев] уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу.Как-то, друг мой любезный, жил я еще дома,начал он.Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, а наш дом, слава тебе богу. Сам-сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случись... И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты. (Л. Толстой)

в конце предложения, где что-либо перечисляется, многоточие показывает, что список неполон:

На выставке в зале Музея искусств Грузии представлено свыше 50 произведений Пикассо, Ренуара, Гогена, Дега, Бернара, Модильяни, Сезанна, Моне...

в начале текста многоточие сигнализирует, что возобновляется прерванное повествование:

...А теперь вернемся к началу этой истории, продолжавшейся двадцать лет.

Иногда многоточие выполняет также формальные функции:

в цитатах обозначает выпущенный цитирующим текст:

Выступая в защиту культуры устной речи, Чехов писал: «В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать...»

заменяет табуированную лексику:

Сам ступай, какой тебя... держит? (М. Шолохов)

Многоточие также используется в сочетании с вопросительным и восклицательным знаками:

Сотня, слушай мою команду. Рысью марш!.. (М. Шолохов)

Как это на тебя не кричать?.. А ну, без разговоров! (М. Шолохов)

Тире — разделительный одиночный знак препинания. Оно относится к знакам, стоящим обычно внутри предложения, и часто служит для разделения противопоставляемых явлений. Тире используется в бессоюзном сложном предложении, а также может:

Одиночество в творчестветяжелая штука. (А. Чехов)

указывать на пропуск слов в предложении:

Илюшак воротам, но из окна послышался голос матери. (И. Гончаров)

выражать следующие значения

сравнения

Молвит словосоловей поет. (М. Лермонтов)

условия

Биться в одиночкужизни не перевернуть. (Н. Островский)

времени

Проснулсяпрабабушки не было, а остальные пили чай. (В. Панова)

следования

Она вспомнила Винклерамертвая тоска внезапно сжала ей сердце и вернула силы. (К. Паустовский)

противоположности

Не снег кружится в чистом поле пух одуванчиков летит. (Эрнст Тельман)

Тире разделяет:

подлежащее и сказуемое при отсутствии связки:

О решенном говоритьтолько путать. (М. Горький)

части бессоюзного сложного предложения:

Сыр выпалс ним была плутовка такова. (И. Крылов)

слова при пропуске одного из членов предложения:

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я — довольно плохо. (И. Тургенев)

И старичок, и ямы оба веселились. (К. Паустовский)

прямую речь и слова автора:

«Дедушку знаешь, мамаша?»матери сын говорит. (Н. Некрасов)

Кроме того, тире открывает реплику диалога при их абзацном расположении:

На пороге, прислонившись головой к косяку и обеими руками прижимая к груди концы шерстяного домашнего платка, стояла Ирен.
Я знала, что это вы.
Простите, что в такой ранний час... (В. Катаев)

В художественной литературе, при передаче разговорной речи тире, особенно при неоднократном использовании, может использоваться для создания эмоциональной напряженности:

Есть недугижелтые и естьчерные. Желтый недугего и доктор может вылечить. А черныйни поп, ни монах не замолят! Черныйэто уже от нечистой силы, и против негоодно средство. (М. Горький)

В начале XXI века наблюдается тенденция к расширению функций тире, в основном — за счет двоеточия.

Двоеточие часто используется в бессоюзном сложном предложении и указывает на разъяснение или уточнение первой его части

У Коли появилась страсть: собирая книги, собирал он и всякие вещицы, всяких игрушечных зверьков и зверушек. (А. Ремизов)

Кузнец поглядел на нее: что за гостью ему принесла непогода. (А.П. Платонов)

Двоеточие разделяет:

обобщающее слово и однородные члены, стоящие после него:

Там стояло несколько переплетенных книг: тонкиеПисарева и потолще«Отечественные записки». (Ф.Сологуб)

части бессоюзного сложного предложения:

Все обрадовались: немедленно, еще не кончив есть, принялсь за дело и неистово забавлялись. (Ф. Сологуб)

прямую речь и слова автора:

Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли». (Н. Гоголь)

Двоеточие может выражать следующие значения:

Варвара встретила Грушину радостно: было до нее дело. (Ф. Сологуб)

пояснение — в бессоюзном предложении:

Геннадий Иванович никуда не шел: валялся с книгой на диване. (В. Маканин)

раскрытие содержания:

Итак, у Передонова явились две заботы: доказать свою благонадежность и обезопасить себя от Володина... (Ф. Сологуб)

Он думал: болтнули что-то и ушли. (Ф. Сологуб)

На залитых лугах островками стали обозначаться самые высокие места: холмики, бугорки, древние татарские могилы. (В. Закруткин)

Абзац как знак препинания, то есть отступ, маркирующий красную строку и отделяющий друг от друга абзацы-композиционно-стилистические единства предложений, используется как средство логической и смысловой организации текста.

Абзац может нести и чисто формальную нагрузку, например, при обозначении реплик диалога:

Передонов так же внезапно перестал смеяться и угрюмо сказал, тихо, почти шепотом:
— Донесет, мерзавка.
— Ничего не донесет, нечего доносить, — убеждал Рутилов.
— Или отравит, — боязливо шептал Передонов.
(Ф. Сологуб)

В художественной литературе абзац используется для придания тексту, отдельным его частям выразительности и экспрессивности:

Он [Чехов] рвался в Россию, он мучился и сгорал от досады, от горечи, оттого, что не видел, а только угадывал всю ее нерассказанную и нераскрытую красоту.

Сожаление о жизни, очень короткой и, по его мнению, почти бесплодной и только слегка задевшей его своим быстрым крылом, мучило его в этом уютном доме.

И не только его. Почему-то почти каждый человек, попавший в этот дом, начинал думать о своей судьбе, особенно если он проглядел свою жизнь и только сейчас спохватился. (К. Паустовский)

  1. Валгина Н.С. Актуальные проблемы современной русской пунктуации. М., 2004.
  2. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Пунктуация. М., 2002.
  3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  4. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация: система и ее функционирование. М., 1988.
  5. Ицкович В.А. Опыт описания современной пунктуации // Нерешенные вопросы русского правописания. М., 1974.
  6. Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М., 1955.

megabook.ru

7.52. Знаки препинания отделяющие и выделяющие

7.52. Знаки препинания отделяющие и выделяющие

Набор пунктуационных знаков русского письма невелик: точка, восклицательный и вопросительный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. В функции пунктуационного знака выступает также абзац – отступ от начала строки (красная строка). Одни знаки являются однофункциональными (все знаки, кроме запятой и тире), другие – многофункциональными (запятая и тире). Однофункциональные знаки подразделяются на отделяющие и выделяющие.

Отделяющие знаки препинания служат для отделения одних отрезков текста от других. Это одиночные знаки препинания – точка, восклицательный и вопросительный знаки, точка с запятой, двоеточие, красная строка: «Стемнело. В гостиной еще не зажигали огня» (Купр.). «Ленинград! Каким я увижу его?» (Фад.). «Каждая буква стиха похожа на клетку в организме: она должна биться и пульсировать» (Багр.).

С помощью выделяющих знаков препинания, использующих как двойные (скобки и кавычки), выделяются отдельные отрезки речи: «Наконец (и еще ныне с самодовольствием поминаю эту минуту) чувство дома восторжествовало во мне над слабостью человеческого» (Б.). «Подошел юноша в солдатской шинели. “Вы что тут делаете?”» (А. Т.). Одиночные запятая и тире выступают в функции отделяющих знаков, например разграничивают предикативные части сложного предложения: «Дикая природа всегда пытается убедить человека в его беспомощности, но она бессильна противостоять человеческому разуму» (Фед.). «День пригреет – возле дома пахнет позднею травой» (Тв.).

Используемые как двойные, запятая и тире выступают в функции выделяющих знаков, например выделяют различного рода обособленные обороты, вставочно-вводные конструкции: «Старый липовый сад, густо обступивший со всех сторон дачу, потонул в теплом мраке» (Купр.). «Орешник – в некоторых местах его называют лещиной – широколистный кустарник» (Сол.).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Урок. Знаки препинания: завершения, выделения, завершения.

Урок 3.

Тема: « Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения».

Цели:

  • Восстановить знания и умения, полученные в 5-7 классах;

  • Обобщить и систематизировать знания об употреблении знаков препинания;

  • Закрепить навыки сознательного, грамотного применения знаков препинания;

  • Научить разграничивать знаки препинания по их функциям.

На доске:

Изве..ный посв..тить фонарем ноч..ной

Нена..ный посв..тить рассказ мощ..ный

Радо..ный интере..ная жизнь клян..чить

Ме..ный параш..т г..ризонт

Вку..ный брош..ра

Чуде..ный ж..ри

Опас..ый соч..нение

Поставьте ударение: толерантный, значимый, зубчатый

украинский, красивее.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  • Каковы основные функции языка, в том числе русского?(коммуникативная-функция общения; мыслеформирующая-функция воплощения и выражения мысли; эстетическая-функция создания прекрасного средствами языка; экспрессивная –функция выражения внутреннего состояния говорящего).

  • Назовите официальные языки ООН. ( Английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский).

  • В каких сферах международного общения применяется русский язык ? (Применяется в различных сферах международного и межгосударственного общения , активно используется в качестве средства общения ученых, также он является средством передачи информации в мировых системах коммуникации – радиопередачи, авиалинии т.п.)

  • Каков главный источник развития русского языка ? (Это произошло во многом благодаря созидательному творчеству русского народа, прежде всего поколений русских и всех российских деятелей науки, техники и в большой степени литературы, что как раз и явилось для русского языка главным источником развития. )

  1. Работа в тетради.

  • Запишите слова, записанные на доске, в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

  • Произведите взаимопроверку по парам (один ученик по желанию выходит к доске, вставляет пропущенные буквы и комментирует орфограммы).

  1. Работа по теме урока.

Работа по учебнику. Анализ таблицы. На с. 6 – 7.

3-4 предложения в таблице : в данных предложениях конструкции, нуждающиеся в выделении, деепричастный оборот и обращение находятся в нулевой позиции начала и конца предложения. Поэтому один из выделительных парных знаков нейтрализуется, т.е. поглощается позицией начала предложения или знаком завершения, выделения. Знаки выделения как парные знаки препинания можно наблюдать только в том случае, если выделяемая конструкция находится в середине предложения.

Выводы учащихся после рассмотрения таблицы:

- знаки препинания по значению делятся на 3 группы:

  • Знаки завершения;

  • Знаки разделения;

  • Знаки выделения.

- Наибольшее количество знаков в группе « знаки разделения».

- Чаще других разделительных знаков препинания употребляется запятая.

5. Тренировочные упражнения.

1. Учащиеся выполняют упр.6, используя данные таблицы на с.6-7.

2. Устно делают упр.5 на с.5.

Они выразительно читают сначала первое четверостишие стихотворения Ф. И. Тютчева, затем второе, сравнивают знаки завершения в предложениях этих двух четверостиший и делают вывод, что знаки завершения (вопросительный и восклицательный) помогают поэту выразить восхищение могуществом природы.

Учащиеся выразительно читают четверостишие, напечатанное во втором столбце.

6. Закрепление материала и проверка понимания темы.

Выборочная работа.

Выписать из упр. 7 на с. 8 предложения в такой последовательности: а) с разделительными запятыми; б) с выделительными запятыми; в) со знаками выделения и разделения.

Отметить написания, не соответствующие произношению. Какими орфографическими правилами надо воспользоваться? Работа по развитию и обогащению речи (дифференцированная).

1-я группа учащихся (сильная) выполняет упр. 9 на с. 8. ( 1. Для празднования дня рождения Марины мы приготовили много разноцветных шариков : жёлтых, красных, голубых и красных. Подлежащее – главный член предложения. 2. Петя долго глядел на яблоко, лежавшее на столе, и, наконец, съел его. Варя, не забудь завтра прийти принести корм для птиц. 3. Коля молчал: новость, сообщенная соседкой, его поразила. Сад, в котором мы когда-то работали и играли, теперь должны были снести. Осень пришла, и запылали кроны деревьев, окрасившись в багряные цвета.

2-я группа учащихся (слабоуспевающая) находит в тексте И. Соколова-Микитова «Наш Север» предложения, в в которых знаки препинания служат для разделения и выделения.

НАШ СЕВЕР.

Кому ни приходилось слышать о нашем Севере, обладающем громадным количеством больших и малых рек и живописных озер?

Наш Север во многих местах покрыт лесом. Лес — главное его богатство. Когда побываешь в таком лесу, то невольно залюбуешься его стройными деревьями, смыкающими далеко в вышине свои ветви, сквозь которые лишь кое-где виднеется светлое северное небо. Здесь всегда прохладно и тихо. Лишь тонкий комариный звон разносится в свежем воздухе. А в зимнюю пору исчезают и эти звуки. Только изредка в белом снежном безмолвии раздастся треск какой-нибудь обломившейся ветки или послышится отдаленный гул машины, мчащейся по широкому тракту.

(По И. Соколову-Микитову)

VI. Контроль за пониманием темы.

Спишите четверостишие Е. Баратынского, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Надпишите букву р над разделительными знаками препинания, букву в над выделительными знаками. Укажите синтаксические условия употребления знаков препинания, сделайте вывод о назначении знаков препинания.

И вот с..нтябрь! Замедля свой в..сход

С..яньем хладным солнце блещ..т

И луч(?) его в з..рцале зы(б, п)ком вод

(Не)верным зол..том тр..пещ..т.

VII. Обобщение материала по теме.

— Что нового мы узнали о знаках препинания?

VIII. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) упр. 11 для более подготовленных;

б) упр. 8 или 10 (1 абзац) для недостаточно подготовленных учеников,

которых знаки препинания служат для разделения и выделения.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о