Способы решения уравнений и неравенств с параметрами
Задачи с параметрами являются самыми сложными из всех заданий школьного курса математики. Для их решения требуется умение мыслить логически: необходимо в каждый момент проведения решения достаточно отчётливо представлять себе, что уже сделано, что ещё надо сделать, что означают уже полученные результаты. В заданиях ЕГЭ по математике проверяется умение выпускника мыслить сжато, логично и аргументировано.
Имеется несколько способов решения параметрических уравнений и неравенств׃ алгебраический, аналитический, функционально-графический. А в некоторых задачах применяются методы математического анализа.
Суть каждого способа рассмотрена на примерах. (Приложение)
1. Алгебраический способ решения иррациональных уравнений с параметрами
Задача 1. При каких уравнение имеет единственное решение?
Решение: 1 способ. Обеспечим неотрицательность обеих частей, возведем в квадрат обе части уравнения:
Найдем дискриминант квадратного уравнения:
1) По условию уравнение должно иметь один корень, значит,
но надо проверить, удовлетворяет ли это значение ОДЗ уравнения:
.
2) Если , то только один корень уравнения должен удовлетворять условию .
а)
б) Ø
Ответ:
2 способ. Решим это задание аналитическим способом.
Проведем графический анализ менее трудоемкий, чем построение графика — полупараболы с вершиной х=-3; – множество параллельных прямых, с угловым коэффициентом 2.
Рассмотрим схему расположения графиков при различных значениях а, причем с ростом a прямая у=2х – a перемещается вправо.
Когда прямая является касательной к полупараболе и, начиная с положения, когда прямая проходит через вершину параболы (- 3; 0),мы имеем одну точку пересечения, т. е одно решение исходного уравнения. Напишем уравнение касательной в точке
Угловой коэффициент равен 2, т. е. =2 , — абсцисса точки касания
Тогда уравнение касательной , a =
При х=-3, у=0 графики пересекаются в двух точках. При этом .
А при имеем одну точку пересечения.
Ответ:
2. Аналитический способ решения тригонометрического уравнения с параметром
Задача 2. При каких значениях параметра a уравнение
имеет на промежутке не меньше 3 корней?
Решение:
1 способ. Заменим , причем |t| ≤ 1
при любом a.
Рассмотрим 2 случая:
1) , тогда уравнения будут иметь не больше 2 корней, но по условию должно быть не меньше 3 корней. Следовательно, этот случай не надо рассматривать.
2) ,
Рассмотрим расположение корней уравнения на тригонометрической окружности.
Видим, что при уравнение имеет два решения. Чтобы оно имело не меньше трех решений и .
Ответ:
2 способ. Пусть , , тогда . Рассмотрим график .
В промежутке при t= — 1 уравнение имеет один корень
При — два корня, при — один корень.
Поэтому чтобы исходное уравнение имело не меньше 3 корней необходимо выполнение условия:
Первая система имеет 4 решения. | |
Вторая система имеет 3 решения. |
Расположим корни квадратного трехчлена по этим двум условиям:
1)
2)
Объединяя 1) и 2) получаем
3. Два способа решения одного тригонометрического неравенства с параметром
Задача 3. При каких а неравенство верно для всех х?
Решение: 1 способ. Преобразуем неравенство и приведем его к виду
Пусть. Получим неравенство
Это значит, что парабола при 0≤t≤1 находится ниже оси ох
Рассмотрим 3 случая:
1)
Получаем условия для
2)
Но если .
Ø
3)
Полученное неравенство верно при любых 0≤t≤1; объединяем 3 случая и получаем ответ: .
2 способ. Уединяем параметр
,
Минимум f(x) достигается при ; т.к — минимум числителя, — максимум знаменателя. Значит,
Максимум f(x) достигается при ; т.е .
Схема:
Заметим, что минимум числителя и максимум знаменателя достигается при одном и том же х.
для всех х при
Ответ: .
4. Графически и аналитический способы решения неравенства с параметром, содержащего знак модуля
Задача 5. При каких a неравенство выполняется для всех ?
Решение: . Рассмотрим две функции
Построим эскизы графиков функций:
Найдем уравнение касательной в точке функции y= |x2-4x+3|
Тогда . Так как
Подставим значение точки х0 в производную рассматриваемой функции и получаем, что — —a=-2-4, a=4+2.
Следовательно, при a =4+2 y=1-ax – касательная к y=|x2-4x+3|. Значит, чтобы неравенство выполнялось, нужно, чтобы
II способ.
1 случай.
Это значит, что
2 случай.
А это значит, что
Чтобы неравенство выполнялось при всех x:
Ответ: .
Решение уравнений и неравенств с параметрами алгебраическим, аналитическим и графическим способами заключается в том, что при одном способе решение может быть громоздким, а при другом — более простым и наглядным. А это говорит о том, что нужно перед началом решения задания оценить его и выбрать тот путь, который проще.
Литература
- Сборник задач по математике для подготовки к вступительным экзаменам УГНТУ, Уфа-2003 г.
- Факультативный курс по математике, 10 класс. Шарыгин.И.Ф. Москва «Просвещение» 1989 г.
- Уравнение с параметрами на факультативных занятиях. С.Я.Постникова. «Математика в школе», №8, 2002 г.
- Математика абитуриенту. В.В.Ткачук, Москва, 2002 г.
Линейная функция в задачах с параметром. Видеоурок. Алгебра 11 Класс
В данном уроке мы рассмотрим задачи с параметром и линейной функцией, приведем примеры.
Тема: Уравнения и неравенства. Системы уравнений и неравенств
Урок: Линейная функция в задачах с параметром
Напомним смысл выражения «решить с параметром» – можно решать уравнения, неравенства, системы с параметром.
Решить задачу, например, уравнение или неравенство с параметром а – означает «перебрать» все значения параметра и для каждого из них указать ответ.
Поясним на конкретных примерах.
Пример 1 – решить линейное уравнение с параметром:
Если бы мы знали конкретное значение параметра, мы могли бы легко решить уравнение, разделив свободный член на коэффициент при х. Поэтому, чтобы решить заданное уравнение с параметром, необходимо сначала собрать все члены с х в одной части уравнения, а все остальные члены – в другой:
Вынесем в левой части общий множитель за скобки:
Разложим на множители по формуле разности квадратов:
теперь можно было бы разделить правую часть на коэффициент при х, деление можно выполнить, когда коэффициент не равен нулю, но он зависит от параметра а. В данном случае коэффициент равен нулю при . То есть нужно рассмотреть три случая, таким образом перебрать все значения параметра:
Ответ: при ; при ; при
Решенный пример подтверждает известную специфику линейного уравнения или системы линейных уравнений. Она заключается в том, что такое уравнение или система может иметь единственное решение, бесчисленное множество решений или вовсе не иметь решений.
Рассмотрим линейные неравенства с параметром.
Пример 2 – решить линейное неравенство с параметром:
interneturok.ru
Квадратные уравнения и неравенства с параметром
Серия «Учимся решать задачи с параметром»
IV. Квадратные уравнения и неравенства с параметром
IV.1. Основные понятия
Определение. Функцию вида (1), где , , – данные функции от параметра а, рассматриваемые на пересечении их областей определения, назовём квадратичной функцией с параметром а.
В частности, некоторые из коэффициентов или свободный член могут быть числами.
Примеры.
1. .
2. .
3. .
4. .
5. .
6.
.
7. .
8. .
9. .
10. .
Определение. Под областью определения квадратичной функции (1) с параметром а будем понимать всё множество пар значений х и а вида (х; а), при каждой из которых выражение не теряет смысла.
Установим области определения функций 1-10.
1. 2.
3. 4. 5.
6. 7. 8. 9. 10.
Если параметр принимает одно из числовых значений из , то функция (1) примет вид одной из функций с числовыми коэффициентами:
;
;
;
;
;
;
,
где k, b, c – действительные числа.
Обратим внимание на то, что при некоторых значениях параметра из квадратичная функция с параметром принимает вид либо квадратичной функции без параметра, либо – линейной.
Так как квадратичная функция с параметром чаще всего «порождает» семейство квадратичных или линейных функций с числовыми коэффициентами, то говоря о графиках квадратичной функции с параметром, мы будем подразумевать множество графиков этого семейства.
Определение. Квадратным уравнением с параметром а называется уравнение вида (1) где , , – данные функции от параметра а, рассматриваемые на пересечении их областей определения.
В частности, некоторые из коэффициентов или свободный член могут быть числами.
Примеры.
, (1)
,
(2)
, (3)
, (4)
. (5)
Используя определение квадратичной функции с параметром, можно дать такое определение квадратного уравнения с параметром.
Определение. Квадратным уравнением с параметром а называется уравнение вида , где – квадратичная функция с параметром а.
Если , то
уравнение (1) является квадратным в традиционном
смысле, т.е. второй степени.
Если же , то
уравнение (1) становится линейным.
При всех допустимых значениях параметра а, при которых и , по известным формулам получаем выражения корней уравнения (1) через параметр.
Те значения а, при которых , следует рассматривать
отдельно в качестве особых случаев.
Так, например, уравнение (5) при примет вид , откуда .
IV.2. Квадратные уравнения с параметром
№1. Решите уравнение .
Решение
ООУ:
– уравнение-следствие. Получим: , .
В системе координат (аОх) завершаем решение. (Рис. 1)
Ответ: 1. Если , то .
2. Если , то .
3. Если , , то , .
№2. Найдите значение параметра а, при котором уравнение имеет единственный корень. Если таких значений несколько, в ответе запишите их сумму.
Решение
ООУ:
Данное уравнение сводится к равносильной системе:
Приведём её к виду: и решим графически в системе координат (хОа). (Рис. 2).
Уравнение имеет единственный корень при , и .
0 + 1 + 4 =5.
Ответ: 5.
№3. Найдите все значения х такие, что при любом значении параметра а, не принадлежащем промежутку (0; 2], выражение не равно выражению . (ЕГЭ-2007).
Решение
Переформулируем задачу: «Найдите все значения х
такие, что при любом значении параметра уравнение не имеет корней».
Выразим а через х:
; .
1) Пусть . Тогда . Поэтому уравнение
имеет корни. Значит, не удовлетворяет условию.
2) Пусть . Тогда . Воспользуемся
системой координат (хОа). (Рис. 3).
Условию удовлетворяют .
Ответ: .
№4. Сколько корней в зависимости от параметра а имеет уравнение ?
Решение
ООУ:
Раскроем модуль:
В системе координат (хОу) построим график функции
и несколько прямых пучка параллельных прямых, задаваемых уравнением . (Рис. 4).
Ответ: 1. Если , то корней нет.
2. Если , то один корень.
3. Если , то два корня.
IV.3. Квадратные неравенства с параметром
№5. Решите неравенство .
Решение
1 способ.
Учтём, что . Тогда - решение данного неравенства при любом b. (Рис. 5).
Если , то переходим к неравенству , множество решений которого изобразим в системе координат (bOx). (Рис. 6).
Совместим рис. 5 и 6.
А теперь по рис. 7, рассекая его вертикальными прямыми, легко получить ответ.
Ответ: 1. Если ,
то .
2. Если , то .
3. Если , то
2 способ.
Решим неравенство графическим методом в системе координат (хОb):
. (Рис. 8).
Рассмотрим два случая.
1) . Тогда
неравенство примет вид , откуда .
2) , тогда .
График функции и часть плоскости, содержащая точки, координаты которых удовлетворяют неравенству , изображены на рисунке 8.
Ответ:
1. Если , то .
2. Если , то . 3. Если , то .
3 способ.
Привёдем теперь графическое решение в системе координат (хОу). Для этого раскроем модуль:
Рассмотрим функцию .
, — корни квадратного трёхчлена .
Сравним и .
1) , откуда .
Получаем совокупность . (Рис. 9)
2) , откуда . (Рис. 10).
Тогда т.е. .
3) , откуда . (Рис. 11).
Тогда т.е. .
Ответ: 1. Если , то .
2. Если , то .
3. Если , то .
№6. Найдите все значения параметра а, для которых наименьшее значение функции больше 2.
Решение
Достаточно найти все значения параметра а, для каждого из которых для любого верно неравенство . Перепишем неравенство в виде .
Решим его графически в системе координат (хОу).
Для этого рассмотрим функции (1), (2).
(1)
(Рис. 12).
Неравенство будет выполняться для всех , если график функции будет выше графика функции .
Рассмотрим 2 случая: 1) прямая является касательной к графику функции ; 2) прямая является касательной к графику функции .
1. , , , , - уравнение касательной. Откуда , . Тогда .
2. График функции проходит через точку с координатами (1; 1): , откуда .
Условию задачи удовлетворяют все .
Ответ: .
№7. Решите совокупность неравенств
Решение
Установим сначала область определения совокупности:
Будем решать совокупность графически в системе координат (хОа). (Рис. 13).
Перепишем совокупность в виде
Введем функцию . (0; 0), (6; 0) — точки пересечения с осями координат; (3; 9) — вершина параболы.
Найдём корни квадратного трёхчлена : ; .
urok.1sept.ru
как решать неравенства с параметром
Вы искали как решать неравенства с параметром? На нашем сайте вы можете получить ответ на любой математический вопрос здесь. Подробное решение с описанием и пояснениями поможет вам разобраться даже с самой сложной задачей и неравенства с параметром, не исключение. Мы поможем вам подготовиться к домашним работам, контрольным, олимпиадам, а так же к поступлению в вуз. И какой бы пример, какой бы запрос по математике вы не ввели — у нас уже есть решение. Например, «как решать неравенства с параметром».
Применение различных математических задач, калькуляторов, уравнений и функций широко распространено в нашей жизни. Они используются во многих расчетах, строительстве сооружений и даже спорте. Математику человек использовал еще в древности и с тех пор их применение только возрастает. Однако сейчас наука не стоит на месте и мы можем наслаждаться плодами ее деятельности, такими, например, как онлайн-калькулятор, который может решить задачи, такие, как как решать неравенства с параметром,неравенства с параметром,неравенства с параметром как решать,неравенство с параметром,решение неравенств с параметрами,решение неравенств с параметром,решение неравенств с параметром квадратных. На этой странице вы найдёте калькулятор, который поможет решить любой вопрос, в том числе и как решать неравенства с параметром. Просто введите задачу в окошко и нажмите «решить» здесь (например, неравенства с параметром как решать).
Где можно решить любую задачу по математике, а так же как решать неравенства с параметром Онлайн?
Решить задачу как решать неравенства с параметром вы можете на нашем сайте https://pocketteacher.ru. Бесплатный онлайн решатель позволит решить онлайн задачу любой сложности за считанные секунды. Все, что вам необходимо сделать — это просто ввести свои данные в решателе. Так же вы можете посмотреть видео инструкцию и узнать, как правильно ввести вашу задачу на нашем сайте. А если у вас остались вопросы, то вы можете задать их в чате снизу слева на странице калькулятора.
www.pocketteacher.ru
Примеры с параметрами и методы их решения
В последние годы на вступительных экзаменах, на итоговом тестировании в форме ЕГЭ предлагаются задачи с параметрами. Эти задачи позволяют диагностировать уровень математического и, главное, логического мышления абитуриентов, способность осуществлять исследовательскую деятельность, а также просто знание основных разделов школьного курса математики.
Взгляд на параметр как на равноправную переменную находит своё отражение в графических методах. В самом деле, поскольку параметр “равен в правах” с переменной, то ему, естественно, можно “выделить” и свою координатную ось. Таким образом, возникает координатная плоскость . Отказ от традиционного выбора букв и для обозначения осей, определяет один из эффективнейших методов решения задач с параметрами – “метод областей”. Наряду с другими методами, применяемыми при решении задач с параметрами, я знакомлю своих учеников и с графическими приёмами, обращая внимание на то, как распознать “такие” задачи и как выглядит процесс решения задачи.
Самые общие признаки, которые помогут узнавать задачи, подходящие под рассматриваемый метод:
Задача 1. “При каких значениях параметра неравенство выполняется при всех ?”
Решение. 1). Раскроем модули с учётом знака подмодульного выражения:
2). Запишем все системы получившихся неравенств:
а)
б) в)
г)
3). Покажем множество точек, удовлетворяющих каждой системе неравенств (рис.1а).
4). Объединяя все области, показанные на рисунке штриховкой, можно заметить, что неравенству не удовлетворяют точки , лежащие внутри парабол.
На рисунке видно, что при любом значении параметра можно найти область, где лежат точки, координаты которых удовлетворяют исходному неравенству. Неравенство выполняется при всех , если . Ответ: при .
Рассмотренный пример представляет собой “открытую задачу” — можно рассмотреть решение целого класса задач, не изменяя рассмотренное в примере выражение, в которых технические трудности построения графиков уже преодолены.
Задача. При каких значениях параметра уравнение не имеет решений? Ответ: при .
Задача. При каких значениях параметра уравнение имеет два решения? Запишите оба найденных решения.
Ответ: , тогда , ;
, тогда ;
, тогда ; , тогда , .
Задача. При каких значениях параметра уравнение имеет один корень? Найдите этот корень. Ответ: при при .
Задача. Решите неравенство .
(“Работают” точки, лежащие внутри парабол).
Ответ: , ;
, ; , решений нет;
, ; , .
Задача 2.Найдите все значения параметра а, при каждом из которых система неравенств образует на числовой прямой отрезок длины 1.
Решение. Перепишем исходную систему в таком виде
Все решения этой системы (пары вида ) образуют некоторую область, ограниченную параболами и (рис 1).
Очевидно, решением системы неравенств будет отрезок длины 1 при и при . Ответ: ; .
Задача 3.Найдите все значения параметра , при которых множество решений неравенства содержит число , а так же содержит два отрезка длиной , не имеющие общих точек.
Решение. По смыслу неравенства ; перепишем неравенство, умножив обе его части на (), получаем неравенство:
, ,
, ,
(1)
Неравенство (1) равносильно совокупности двух систем:
1) 2)
Покажем области, которые соответствуют этим системам (рис. 2).
Очевидно, интервал не может содержать отрезка длины . Значит, два непересекающихся отрезка длины содержатся в интервале Это возможно при , т.е. при . Ответ: .
Задача 4.Найдите все значения параметра , при каждом из которых множество решений неравенства содержит отрезок длиной 4 и при этом содержится в некотором отрезке длиной 7.
Решение. Проведём равносильные преобразования, учитывая, что и .
, ,
, ,
; последнее неравенство равносильно совокупности двух систем:
1) 2)
Покажем области, которые соответствуют этим системам (рис. 3).
1) При множество решений – это интервал длиной, меньшей 4. При множество решений – это объединение двух интервалов .Содержать отрезок длиной 4 может только интервал . Но тогда , и объединение уже не содержится ни в каком отрезке длиной 7. Значит, такие не удовлетворяют условию.
2) множество решений – это интервал . Он содержит отрезок длиной 4, только если его длина больше 4, т.е. при . Он содержится в отрезке длиной 7, только если его длина не больше 7, т. е. при , тогда . Ответ: .
Задача 5. Найдите все значения параметра , при которых множество решений неравенства содержит число 4, а также содержит два непересекающихся отрезка длиной 4 каждый.
Решение. По условия . Домножим обе части неравенства на (). Получим равносильное неравенство, в котором сгруппируем все члены в левой части и преобразуем её в произведение:
, ,
, .
Из последнего неравенства следует:
1) 2)
Покажем области, которые соответствуют этим системам (рис. 4).
а) При получаем интервал , не содержащий числа 4. При получаем интервал , также не содержащий числа 4.
б) При получаем объединение двух интервалов. Непересекающиеся отрезки длиной 4 могут располагаться только в интервале . Это возможно только в том случае, если длина интервала больше 8, т. е. если . При таких выполнено и другое условие: . Ответ: .
Задача 6. Найдите все значения параметра , при которых множество решений неравенства содержит какой-нибудь отрезок длиной 2, но не содержит никакого отрезка длиной 3.
Решение. По смыслу задания , умножим обе части неравенства на , сгруппируем все члены в левой части неравенства и преобразуем её в произведение:
, ,
, . Из последнего неравенства следует:
1) 2)
Покажем область, которая соответствует первой системе (рис. 5).
Очевидно, что условие задачи выполняется, если . Ответ: .
Задача 7. Найдите все значения параметра , при которых множество решений неравенства 1+ содержится в некотором отрезке длиной 1 и при этом содержит какой-нибудь отрезок длиной 0,5.
Решение. 1). Укажем ОДЗ переменной и параметра:
2). Перепишем неравенство в виде
, ,
, ,
(1). Неравенство (1) равносильно совокупности двух систем:
1)
2)
С учётом ОДЗ решения систем выглядят так:
1)
а) б)
Покажем область, соответствующую системе а) (рис. 6).
2)
а) б)
Покажем область, соответствующую системе а) (рис. 7). Ответ: .
Задача 8. Шесть чисел образуют возрастающую арифметическую прогрессию. Первый, второй и четвертый члены этой прогрессии являются решениями неравенства , а остальные
не являются решениями этого неравенства. Найдите множество всех возможных значений первого члена таких прогрессий.
Решение. I. Найдём все решения неравенства
а). ОДЗ: , т.е.
(учли в решении, что функция возрастает на ).
б). На ОДЗ неравенство равносильно неравенству , т.е. , что даёт:
1).
2).
Очевидно, решением неравенства служит множество значений .
II. Проиллюстрируем вторую часть задачи о членах возрастающей арифметической прогрессии рисунком (рис. 8, где - первый член, — второй и т.д.). Заметим, что:
или имеем систему линейных неравенств:
решим её графическим способом.
urok.1sept.ru
Решение иррациональных уравнений и неравенств с параметрами
Цель: Познакомить обучающихся с решением иррациональных уравнений и неравенств с параметром. Способствовать развитию навыка решения задач.
Содержание занятий.
Задачи с параметром даются в текстах ЕГЭ.
Фактически задача с одним параметром содержит не одну неизвестную , а две — и параметр Множество решений такого уравнения — это множество пар чисел , подстановка которых в уравнение обращает его в верное равенство. Аналогично, множество решений неравенства с неизвестной и параметром
— множество пар чисел (, обращающих его в верное числовое неравенство. На I этапе решения классифицируются типы уравнений и неравенств для каждого значения параметра, а на II этапе – решаются не одно, а несколько уравнений (неравенств) каждого типа. Выделенные два этапа не обязательно идут в строгой последовательности I, II. В процессе решения они могут «переплетаться».
Пример №1 Решить уравнение
Решение. Перепишем уравнение в виде:
(1)
и рассмотрим его как квадратное относительно . Находим дискриминант уравнения D=. Уравнение (1) имеет решение только в случае, если .
Заметим, что уравнение (2) имеет решение тогда и только тогда, когда , т. е. при . Решив уравнения (2) и (3), получим при
Таким образом, приходим к следующему ответу:
при уравнение имеет два корня: х1 и х2 ; при уравнение имеет один корень: х2; при решений нет.
Пример №2 Решить уравнение
Решение. Функция определена и возрастает на промежутке . Наименьшее значение она принимает в точке ; . Следовательно, при уравнение имеет единственное решение, при решений нет.
Итак, пусть . Переписав уравнение в виде
, (1)
возведём обе его части в квадрат:
. (2)
Уравнение (2) является следствием (1). Перепишем его в виде:
(3)
Уравнение (3) является квадратным относительно . Решив его, получаем совокупность двух уравнений:
При уравнение (4) решений не имеет, а уравнение (5) имеет один корень
.
Так как при любом исходное уравнение имеет один корень, и притом только один, то найденный корень и является корнем исходного уравнения.
Ответ: При , при решений нет.
Пример №3. Решить уравнение
Решение. Уравнение равносильно системе
При система решений не имеет, при получим
Заметив, что при приходим к ответу: при при 3 решений нет.
Графическое решение
Пример №4
Решить уравнение
Решение. , на множестве Д уравнение равносильно исходному.
Уравнение равносильно системе
Изобразим на плоскости (х;а) график функции — это парабола с минимумом в точке , пересекающая ось в точке
Укажем также области плоскости (х;а), в которых выполняются неравенства системы
- — полуплоскость ниже прямой , не включая эту прямую;
- вертикальная полоса между прямыми и включающая правую границу;
- полуплоскость выше прямой включая эту прямую.
Таким образом, исходное уравнение имеет решение при указанных условиях, иллюстрирующееся частью параболы, заключённой внутри трапеции АВСД, т. е. при .
При всех остальных действительных значениях решения нет.
Ответ: при
Решений нет при
Пример №5.
Для любого значения решите неравенство
.
Решение. Во-первых, заметим, что левая часть неравенства представляет собой квадратный трёхчлен относительно с корнями
так что левая часть раскладывается на множители
. (1)
Во-вторых, при имеем особый случай: , решением которого является .
В- третьих, заметим, что значение разности во второй скобке положительно при . Так что при неравенство (1) можно переписать в виде
.
При в (1) значение суммы в первой скобке положительно, то есть (1) можно переписать в виде неравенства
.
Наконец, заметим, что входит в последний случай.
Осталось скомпоновать
Ответ: если , то ;
Если то .
Пример №6 Для каждого значения решите неравенство
Решение. При неравенство не выполняется и оно равносильно системе неравенств
Рассмотрим второе При нет решений, а для имеем Первое из этих неравенств заведомо выполнено (и ). Получаем систему
Двойное неравенство этой системы непротиворечиво лишь при условии при условии приводит к условию .
Итак, остаётся решить последнее неравенство системы (1) при . Основная идея – решаем неравенство относительно , объявляя на время параметром.
- Если , то есть — уже решение.
- Если же , то есть , то
. (1/)
Дискриминант квадратного трёхчлена
,
а его корни и . Заметим, что очевидно при х > 0. Значит, решения неравенства (1/) суть
.
Здесь первое неравенство следует из неравенства . Остаётся для любого (
При решение последнего неравенства составляют промежутки
С учётом очевидно, остаётся лишь второй промежуток.
Наконец, убедимся, что при
<.
Установим двойное неравенство
При каждое из них сводиться к неравенству (легко проверить!). Остаётся лишь записать
Ответ: если , то решений нет ;
если , то .
Задачи для самостоятельной работы
urok.1sept.ru
9-й класс. Урок по теме «Решение уравнений и неравенств с параметром»
Цель: Выработка навыка решения уравнений и неравенств с параметром различными способами. Развитее творческих способностей, математической культуры.
.
Приложение. Рисунки к уроку
Ход урока
I. Устно:
а) Сравнить: –а и 3а
- если а=0, то –а=3а
- если а<0, то –а>3а
- если а>0, то –а<3а
б) Решить уравнение: ах=1
- если а=0, то 0х=1 нет решений
- если а≠0, то х=1/а
в) Решить неравенство: ах<1
- если а=0, то 0<1 верно х- любое
- если а>0, то х<1; х<1/а
- если а<0, то х>1/а
г) Решить неравенство: ах>1
- если а=0, то 0>1 нет решений
- а>0, то х>1/a
- а<0, то x<1/a
II. Сегодня на уроке решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и параметр.
На карточках за доской учащиеся решают
1 ученик
1) Решить неравенство: |x+3|> -a²
- если а=0, то |x+3|>0 при всех х≠-3
- если а≠0, то x- любое
2 ученик
2) Решить уравнение |x²-1|+|a(x-1)|=0
Это возможно только при
Рассмотрим второе уравнение а(х-1)=0
а) если а≠0, то х=1, что уд. первому ур-нию
б) если а=0, то х- любое, но из первого х=±1
Ответ:
- при а≠0, х=1
- при а=0, х=±1.
3 ученик. Решить уравнение для каждого а
4 ученик. При каждом действительном значении а вычислить сумму различных действительных корней уравнения
5 ученик. При каких значениях параметра а уравнение |x²-2x-3|=a имеет ровно 3 корня. (Графический способ)
Построим график функции у=х²-2х-3
1) х²-2х-3=0
х1=-1 х2=3
(-1;0) (3;0)
Точки пересечения с осью ох
2) хв= =1
ув=1-2-3=-4
(1;-4)- вершина
3)
Рисунок №1
- при а<0 решений нет
- при а=0 2 решения х1=-1 х2=3
- при 0<a<4 4 решения
- при а=4 3 решения х1=1 х2,3=1±2√2
- при а>4 2 решения
III Работа с классом.
1. Решить уравнение для каждого m
mx+1=x+m
mx-x=m-1
(m-1)[=m-1
1) если m=1, то 0х=0 х- любое
2) если m≠1, то х=1
2. Для каждого а решить уравнение.
=2
3. Решить неравенство
2ах+5>а+10х
2(а-5)х>а-5
а) при а=5 нет решений 0х>0
б) при а-5>0
а>5
х> x>
в) при а<5 x<
4. Решить для каждого а
ах²-5х+1=0
1) а=0 -5х+1=0
х=
2) а≠0 Д=25-4а
а) Д=0, 25-4а=0
4а=25
а=
х=; x=5:
x=
б) Д<0, 25-4а<0
-4a<-25
a> нет решений
в) Д>0, а< и а≠0
х=
5. Найти значение параметра а при каждом из которых уравнения
(а-2)х²-2ах+2а-3=0 положительны.
1 способ.
а≠2 а)
рисунок №2 рисунок №3
Рисунок №10
При х1>0, x2>0
6. Для каждого m решить уравненине
m²x-m²+6=4x+m
(m²-4)x=m²+m²-6
1) m=±2
m=2, 0x=12 нет решений
m=-2, 0x=8 нет решений
2) m≠±2,
при m=2, х- любое
7. При каком m корни уравнения x²-2x+m=0 удовлетворяет условию
7х²-2х1=47
8. При каких значениях в корне уравнения х²-2(b+2)x+b²+12=0
рисунок №11
Рисунок №12
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание:
1. Найти все значения а, при котором сумма квадратов корней уравнения х²-ах+а+7=0 равнялось 10
2. Задание №5 …
3. №3 оформить в тетрадь
4. а) 3+кх≤3х+к
б) ах-6≤2а-3х
urok.1sept.ru