Обращение по русскому языку – Что такое обращение в русском языке?

Содержание

Обращение в русском языке. Примеры и виды обращений

Обращение называет, кому адресована речь. Это слово или словосочетание обозначает, к которому обращается автор. Обращение может относиться и к одушевленному лицу, и к неодушевленному предмету.

Обращение. Примеры

Маша, где ты была?

А мы вас, профессор, давно ищем.

Спи, моя радость, усни.

Ержан, вставай, на работу пора!

Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!

Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. (А.С. Пушкин)

Русь, куда ж несешься ты?  (Н.В. Гоголь)

Покажите мне Москву, москвичи!  (А. Розенбаум)

Обращение не является членом предложения. Оно может стоять в начале, в середине и в конце предложения. На письме обращение всегда выделяется знаками препинания, а в речи — интонацией.

Основная цель обращения — привлечь внимание, хотя иногда обращение может и выражать отношение к собеседнику:

Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною.
Ю. Визбор

Какими бывают обращения

Обращением чаще всего служит существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного — прилагательное, причастие и так далее.

Примеры обращений

Скажи, дедушка, ты давно приехал?

Эй ты, иди сюда!

Чем вам помочь, любезный?

Провожающие, выйдите из вагона!

Обращениями могут служить собственные имена людей, клички животных, названия по степени родства, профессии, занятию, званию, национальности, возрасту и т.п.

Примеры обращений

Рэкс, ко мне!

Вас к телефону, Иван Иванович.

Света! Пошли в кино.

Так точно, товарищ генерал!

Эй, мужики, как пройти на улицу Ленина?

Смилуйся, государыня рыбка. (А.С. Пушкин)

За мной, читатель! (М.А. Булгаков)

Обращениями могут быть названия предметов и неживой природы, географические названия. В этом случае происходит олицетворение — неодушевленные предметы наделяются человеческими качествами.

Москва, Москва!.. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно!
М.Ю. Лермонтов

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
А.С. Пушкин

Краткие и распространенные обращения

Обращение может быть кратким — состоять из одного слова. Обращение не является членом предложения, но может иметь зависимые слова, то есть быть распространенным.

Примеры кратких обращений

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. (А.С. Пушкин)

Ребята! Не Москва ль за нами? (М.Ю.Лермонтов)

Товарищ, винтовку держи, не трусь! (А.А. Блок)

Каждый труд благослови, удача. (С.А. Есенин)

Примеры распространенных обращений

Бесценный друг, что такое сердце человеческое? (И. Гете)

Забудь, товарищ мой любезный, раздор смешной и бесполезный (А.С. Пушкин)

Как я любил, Кавказ мой величавый, твоих сынов воинственные нравы. (М.Ю. Лермонтов).

Люблю я грусть твоих просторов, мой милый край, святая Русь. (Ф. Сологуб)

Я всю свою звонкую силу поэта тебе отдаю, атакующий класс. (В. В. Маяковский)

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. (В. Лебедев-Кумач)

Несколько обращений могут идти подряд:

Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Предсмертная записка В.В. Маяковского

В одном предложении может быть даже несколько обращений, направленных к одному адресату, одно из которых только называет слушателя, а другое — оценивает:

Поезжайте, душенька, Илья Ильич! (И.А. Гончаров).

Знаки препинания при обращениях. Как выделяется обращение

Обращение отделяется знаками препинания. Если его произносят без восклицательной интонации, то обращение выделяется запятой в начале или конце предложения или запятыми, если стоит в середине предложения.

  • Мама, я пришел.

  • Я пришел, мама.

  • Я, мама, уже пришел.

Если обращение находится в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При этом первое слово пишется с прописной буквы.

Если перед обращением стоит междометие «о», «ах», «а» и тому подобные, они не отделяются запятой от обращения.

  • О родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благославляя. (В.А. Жуковский)

  • Как хорошо ты, о море ночное! (Ф.И. Тютчев)

Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения боже упаси, господи прости, слава тебе господи и т.п.

Если части распространенного обращения разделены другими членами предложения, то каждая часть выделяется запятыми:

  • Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.А. Крылов).

В официальных письмах обращения принято записывать на отдельной строке. После обращения в таком случае ставится восклицательный знак.

Ты и вы — обращение или подлежащее?

Личные местоимения ты и вы чаще всего в предложении являются подлежащими, а не обращениями.

Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель. (А. С. Пушкин)

Иногда, впрочем, они могут быть обращениями или входить в состав обращений.

Здравствуй, князь ты мой прекрасный! (А.С. Пушкин).

Читайте также: Вводные слова в русском языке. Как ставить запятые?

www.anews.com

Обращение в русском языке, примеры предложений, правила обособления

Как составить предложение с обращением

Как составить предложение с обращениемОбращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Чаще всего оно выступает в роли существительного, стоящего в именительном падеже. Очень важно отличать его от подлежащего, так как это поможет вам правильно расставить знаки препинания в предложении с обращением. 5 класс сталкивается с проблемами расстановки знаков препинания. Им может быть не только существительное, но и любая другая часть речи в его значении, например, прилагательное, наречие и т. д. Ознакомившись со статьёй, ученик 5 класса с лёгкостью сможет справиться с этой темой, самостоятельно составляя предложения.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Как не спутать обращение с подлежащим

Одна из самых распространённых проблем, которая влечёт за собой пунктуационную проблему, это путаница с определением членов предложения.

Сравните два предложения из произведений отечественной литературы:

Скажи-ка, дядя, ведь недаром… (Лермонтов, «Бородино»).

Мой дядя самых честных правил… (Пушкин, «Евгений Онегин»).

В первом случае слово «дядя» обособляется запятыми. Во втором случае «дядя» является подлежащим и не обособляется запятыми.

Если вы не уверены, стоит ли обособлять существительное или другую часть речи в значении существительного, проделайте следующие шаги:

1. Найдите подлежащее и сказуемое. Выделите их характерными обозначениями (одна прямая линия и две прямых линии). Например:

Дочка помыла посуду.

Здесь подлежащее – дочка. Сказуемое – помыла. Подчеркнув два члена, вы отчётливо увидите, что подлежащее не является обращением. Попробуем составить предложение:

Дочка, помой посуду!

Правила написания обращений в предложениях

Правила написания обращений в предложенияхВ этом случае слово «дочка» обособляется запятой. Представьте, что мама попросила дочку помыть посуду и позвала её.

Запомните: обращение – это не член предложения! Исключений не бывает. Это слово или часть слова не входит в грамматическую основу и никогда не является подлежащим.

2. Произносите предложение про себя, пытаясь уловить интонацию. Обращение звучит не так, как обыкновенное подлежащее. В том же примере, которое мы рассмотрели ранее, можно заметить отличия в интонации.

Например:

Мама помыла посуду.

Этот пример произносится без выделения запятых голосом, т.е. на одном дыхании, без остановок и придыханий.

В примере:

Мама, вымоешь ли ты посуду?

Отлично слышно, что слово «дочка» выделяется интонационно. Чтобы отличить подлежащее от обращения, несколько раз проговорите про себя необходимый пример.

3. Одна деталь, которую стоит запомнить, это изменение сказуемого. Если подлежащее выражено существительным, то сказуемое стоит в третьем лице:

Дочка моет посуду.

Если же существительное – это обращение, то само предложение превращается в односоставное с глаголом, стоящим уже во втором лице:

Дочка, помоешь ли ты посуду?

Советы по определению

Чтобы не запутаться, можно воспользоваться следующими советами:

  • Зачастую это имя, кличка животного или наименование. Например:

Обращения в предложенияхОбращения в предложенияхИра, ты выйдешь сегодня гулять?

Мама, я сделал домашнее задание.

2. Географические названия очень часто встречаются в произведениях великих поэтов. Когда мы обращаемся к природе, горам, рекам и прочим географическим объектам, необходимо обособить слово запятыми:

Я люблю тебя, мой любимый город.

3. Устойчивые выражения со словами «Господи» и «Боже» не обособляются:

Боже упаси!

Господи помилуй.

Примеры

Обращение может стоять в любой части предложения. При этом важно запомнить, что оно будет обособляться в любом случае, в каком бы месте оно ни стояло.

  • В начале предложения:

Сударыня, вода в Сене в эту пору очень холодная (Паустовский, «Драгоценная пыль»).

2. Обращение, стоящее в середине, обособляется с двух сторон.

Ну же, мой друг, улыбнись.

Ну что, Алина, как твои дела?

3. В конце обращение выделяется запятой, а знак в конце предложения определяется интонацией:

Храни меня, мой талисман (Пушкин).

Ты здесь, мама?

Я люблю тебя, моя страна!

Нюансы в расстановке знаков препинания

  • Обратите внимание на то, что слово или словосочетание может стоять в начале предложения и произноситься с восклицательной интонацией. В таком случае запятую нужно заменить на восклицательный знак. Возьмём предложения с обращением из художественной литературы:

Старик! О прежнем позабудь… (Лермонтов).

Поэт! не дорожи любовию народной (Пушкин).

2. Иногда перед словом, стоящим в начале, может стоять частица о, которая также не является никаким членом предложения. Запятой частица о не отделяется:

О Занд, твой век угас на плахе (Пушкин).

Составление предложения с обращением

Составление предложения с обращениемМеждометие легко спутать с частицей. Междометие о выступает в значении «ах». По правилам русского языка междометие обособляется:

О, мама, разве сделал я что-то не так?

3. Следующие преобразования происходят при появлении частиц да и а:

А, Лиза, так это ты! Входи.

obrazovanie.guru

Обращение — выделения запятой или восклицательным знаком

Обращение — это слово, обозначающее того, к кому обращаются с речью, например:

  • Товарищи, мы с вами живём в великую эпоху (Н. О.)

Обращение выражается именем существительным в именительном падеже и произносится с особой звательной интонацией.

Чаще всего обращениями бывают слова, обозначающие людей, но иногда, особенно в речи поэтической, обращениями могут быть названия животных, птиц и даже предметов, например:

  1. Вперёд чужой беде не смейся, голубок. (Кр.)
  2. Не шуми ты, рожь, спелым колосом (Кольц.)

Обращения могут быть распространёнными, например:

  • Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. О.)

Обращения могут стоять в начале, в середине и в конце предложения.

 

1) Если обращение стоит в начале предложения, то на письме оно отделяется запятой или восклицательным знаком (восклицательный знак употребляется тогда, когда обращение произносится с особой силой), например:

  1. Василий Фёдорович, вы мне поручите что-нибудь? (Л. Т.)
  2. Уля! Я не поеду никуда (Фад.)
  3. Мои дорогие товарищи! Приветствую вас своей работой. (И. О.)

После восклицательного знака пишется прописная буква.

2) Если обращение стоит в середине предложения, то оно на письме выделяется запятыми, например:

  1. Ты подожди, Сергей, минутку. (А. Г.)
  2. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н.)

 

3) Если обращение стоит в конце предложения, то на письме перед обращением ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу всего предложения (точка, вопросительный или восклицательный знак), например:

  1. Я с удовольствием буду вам помогать, товарищ Корчагин. (Н. О.)
  2. Вы откуда будете, молодые люди? (Фад.)
  3. Расскажи свою биографию, Артём! (Н. О.)

 

Обращения могут быть выражены именами прилагательными или причастиями, употреблёнными в значении существительных, например:

  1. С отцом разговор меня успокоил, родные. (Н.)
  2. Учащиеся! Настойчиво овладевайте знаниями и трудовыми навыками.

 

Примечание. Иногда с обращением сливается в произношении междометие о, приобретающее при этом значение частицы. Оно на письме не отделяется от обращения знаками препинания, например:

  • Он был, о море, твой певец. (П.)

← Слова-предложения да и нет   Обособленные уточняющие члены предложения →

Еще по данной теме::


russkay-literatura.ru

Обращение (Упражнения и тест)

 Упражнение 1.

Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей. 2) Шумит земля привольная ветвями тополей. 3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок. 4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

 

Упражнение 2.

Перестройте предложения так, чтобы подлежащие стали обращениями.

1. Ветер споет нам про дикие горы.

2. Мой друг настойчиво добивается цели.

3. Бабушка рассказывает сказку на ночь.

4. Ребята пошли на речку.

5. Мама купила мне книгу.

6. Петя сначала выучил уроки, а потом пошел гулять.

 

Упражнение 3.

Составьте двенадцать предложений так, чтобы в одних данные слова были подлежащими, а в других — обращениями.

Товарищ, Сергей Петрович, страна родная, читатель, друзья, девушка.

 

Упражнение 4.

Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

I. 1) Мой друг отчизн… посвятим души пр…красные порывы! 2) От меня отцу брат милый поклони…ся не забудь. 3) Покажи мне шлем Иван. 4) Поэта дом опальный о Пущин мой ты первый посетил. 5) Играйте, пойте о друзья! 6) Где был ты сын? 7) Последи…я туча рассе…нной бури одна ты несё…ся по ясной лазури. 8) Звезда печальная вечерн…я звезда твой луч осеребрил увядшие р…внины и дремлющий залив и чёрных скал вершины. 9) Простите мирные долины и вы знако¬мых гор вершины и вы знакомые леса. (А. С. Пушкин.)

II. 1) Не буд… товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2) Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев сюда миллионы сестёр! 3) Веди светло и прямо к работе и боям моя большая мама — республика моя. 4) Слав…те молот и стих землю молодости! 5) Пролетарии стройтесь к последней схватк… . Рабы разгибайте спины и ко¬лени. Армия пролетариев встань стройна.

 

Упражнение 5.

Спиши, расставляя знаки препинания, подчеркни обращения.

I. Умчались вы дни радости моей. Мы долго кружили по просторному наполне(н,нн)ому птицами заливу и разумеется заблудились. Да в этом ты конечно был прав. Антонина Петровна должно быть и не знает что ты пр_ехал? Конечно говорить об этом было (не)приятно но я разумеется молчал. Нам по правде сказать в этот вечер и ра_влеч(?)ся-то словно бы (не)зачем.

II. Это задание он сделает должно быть в срок. Ну-ка дождик теплой влагой ты умой нас огромной рукой. Тебе поем мы песню вечерняя з_ря! К великому моему уд_влению пролетка св_рнула на нашу дорогу. Вам я думаю т_жело жить доктор? Конечно (не)пр_ятно что дома будут бе_покоиться.

III. Спой мне иволга песню пусты(р,нн)ую песню жизни моей. Весна золотобровая весна золотоносая бедовая суровая (не)пр_ставай с вопросами! Предусмотрительный Левинсон еще до приезда разведки пр_ехала она ночью выставил удале(н,нн)ое охр_нение. К счастью Печорин был погруж_н в задумчивость глядя на синие зубцы Кавказа и кажется вовсе не тор_пился в дорогу.

 

Упражнение 6.

Прочитайте, укажите обращения и объясните расстановку знаков препинания.

1) Пётр Андреич, Максимыч отведёт вас на вашу квартиру. 2) Сын мой Пётр! Письмо твоё мы получили 15 сего месяца.3) Высоко над семьёю гор, Кавказ, твой царственный шатёр сияет. 4) Здравствуй, племя младое, незнакомое! 5) Ты не узнал меня, Прохоров? 6) Как недогадлива ты, няня! 7) Поез¬жайте ты, Трубецкой, и ты, Басманов. 8) Опять я ваш, о юные друзья! 9) О поле, поле! Кто тебя усеял мёртвыми костями? 10) Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки, разыграйтесь, девицы, разгуляйтесь, милые! (Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

 

Упражнение 7.

Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова могут выступать в качестве адресата речи.

 

Упражнение 8.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыплетчеремуха снегом, зелень в цвету и росе.

Спой мне, иволга, песню пустынную, песню жизни моей.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Пока лета не отогнали невинной радости твоей, Спи, милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней.

Простите мне, я так люблюТатьяну милую мою.

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела…

Татьяна то вздохнет, то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Ах ты, старый конюх, неразумный, Разгадаешь ли, старый, загадку?

Прекрасной дочерью своей гордитсястарый Кочубей.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч…
Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума.

 

Упражнение 9.

Закончите предложения:

а) о назначении (роли) обращения. Обращение называет того,________________;

б) о способе выражения обращения. Обращение обычно бывает выражено____________________________;

в) об интонационных особенностях обращений. Обращение произносится с особой(_________________)__________________ _________________________________________ ;

г) о том, почему и как нужно отличать обращение от подлежащего. Обращение обычно выражено той же формой имени существительного, что и ___________, поэтому при разборе предложения его нередко __________. Чтобы не ошибиться, нужно помнить, что обращение не входит в _________________________________________ , не является __________________________________ (к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого) и произносится с_______________________________ .

 

Упражнение 10.

Как вы думаете, в какой речи – устной или письменной – чаще используются обращения? Приведите примеры обращений, которые вам приходится использовать в разных ситуациях в течение одного дня. Последите за собой: какое отношение к собеседнику вы выражаете в подборе обращений?

(Сравните: мама, мамочка, мамуля, мамуленька; Анатолий Алексеевич, Анатолий, Толя, Толик, Толечка.)

 

Упражнение 11.

Вспомните, что такое речевая ситуация и как она влияет на выбор языковых средств общения, в том числе и на выбор варианта обращения. Выполнить задание вам поможет высказывание Н.И. Формановской:
…Одному мы можем сказать: уважаемый Александр Ильич, другому (или в других условиях) – Сашенька, а третьему (или в иных условиях) – Санек. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит.

 

Упражнение 12.

Вы переписываетесь с кем-нибудь? В зависимости от чего выбираете обращения? Покажите это: напишите письмо, предварительно определив адресата (кому будете писать), характер письма (официальное, деловое или личное), содержание (о чем хотите сообщить), какие языковые средства лучше использовать для данной ситуации. Не забудьте употребить нужные знаки препинания для выделения обращения.

 

Упражнение 13.

Припомните, в какой речи роль обращений могут исполнять имена существительные, обозначающие неживые предметы. Прочитайте поэтические строки, спишите, расставив недостающие знаки препинания.

1) Безмолвное море лазурное море стою очарован над бездной твоей. (В.Жуковский)

2) Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. (А.Пушкин)

3) Что ты клонишь над водами ива макушку свою… И дрожащими листами, словно жадными устами, ловишь беглую струю? (Ф.Тютчев) 4) Тучки небесные вечные странники Степью лазурною цепью жемчужною мчитесь вы, будто как я же, изгнанники с милого севера в сторону южную. (М.Лермонтов) 5) Колокольчики мои цветики степные Что глядите на меня, темно-голубые? (А.К. Толстой)

 

Упражнение 14.

Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте обращения.

а) 1. Что дремучий лес призадумался? (А.Кольцов) 2. Эй, вратарь готовься к бою. (В.Лебедев-Кумач) 3. Присядем друзья перед дальней дорогой. (В.Дыховичный) 4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой. (З.Александрова)

б) 1. Радуй девочка людей добротой, красой своей. (О.Константинова) 2. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко. (О.Константинова) 3. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим. (Г.Скребицкий) 4. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой. (А.Юрканская) 5. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной. (О.Константинова) 6. Роза для чего тебе шипы? (А.Юрканская)

 

Упражнение 15.

Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

 

Упражнение 16.

Найдите в предложениях обращения и укажите, чем они отличаются от сходных по форме членов предложения.

1. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит — летят за днями дни, и каждый час уносит частичку бытия… (Пушкин). — Мой друг нездоров уже несколько дней. 2.  Ее мечты всегда были возвышенны и романтичны. — Мечты, мечты, где ваша сладость? (Пушкин). 3. Любезнейший наш друг, о ты, Василий Львович! (Пушкин). — Василий Львович, дядя поэта, тоже писал стихи. 4. Москва — мой любимый город. — Москва! Люблю тебя как сын, как русский, сильно, пламенно и нежно (Лермонтов). — В журнале «Москва» впервые был опубликован роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

 

Тест по теме «Обращение»

 

1. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Обращение — это конструкция, называющая человека (лицо), к которому обращена речь.

2) Обращение, привлекая внимание собеседника, является мощным средством поддержания речевого контакта.

3) В роли обращения обычно употребляются одушевленные существительные в форме именительного падежа, одиночные или с зависимыми словами.

4) В предложении обращения обычно являются подлежащими.

 

2. С чем нельзя согласиться?

1) Обращение может быть выражено неодушевленным существительным в форме именительного падежа.

2) Обращение не связано синтаксически с членами предложения.

3) Обращение может стоять в любой части предложения.

4) Обращение не может быть выделено на письме знаками препинания.

 

3. Выберите ошибочное утверждение.

1) Обращение может быть распространено определениями и придаточными предложениями.

2) Обращение, где бы оно ни стояло, отделяется от других членов предложения запятыми.

3) Если обращение окрашено особыми эмоциями и произнесено с восклицательной интонацией, оно оформляется восклицательным знаком.

4) В роли обращения в редких случаях могут выступать личные местоимения ТЫ и ВЫ.

 

4. Найдите предложения, в которых обращения выражены одушевленным существительным.

1) Здравствуй, солнце да утро веселое!

2) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой.

3) Ускорь шаги, прекрасная весна, поторопи свой радостный приход.

4) Друзья! Вы хоть охрипните, хваля друг дружку, — все ваша музыка плоха.

 

5. Найдите предложения, в которых обращения выражены неодушевленным существительным.

1) Проснись же, смолкнувшее слово, раздайся с уст моих опять.

2) Свет Родионовна, забуду ли тебя?

3) Ты хочешь меду, сын? — Так жала не страшись.

4) Плачь, душа моя, плачь, моя милая!

 

6. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1)  Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

2) Внемлите ж, братья, слову брата, пока мы полны юных сил.

3) Умру я скоро. Жалкое наследство о, Родина, оставлю я тебе.

4)  Опять я в Москве, любезнейший, Пушкин, действую снова в суде.

 

7. Установите соответствие:

1) Подлежащее.

2) Обращение.

А. Входит в грамматическую основу предложения. От сказуемого можно поставить вопрос к подлежащему.

Б. Не входит в грамматическую основу предложения, к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.

 

8. Установите соответствие:

1) «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2) Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3) «Вот что, князь, тебя смущает?»

4) Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости — подлежащее.

Б. Князь — подлежащее.

В. Гости — обращение.

Г. Князь — обращение.

 

9. Родилась я, милые внуки мои, под Киевом, в тихой деревне. (Н. Некрасов) Это предложение осложнено

1) обращением и вводным словом.

2) вводным словом и словом-предложением.

3) обращением и уточняющим обстоятельством.

4) словом-предложением и обособленным приложением.

 

10. Нераспространенным обращением осложнено предложение

1) Ты, солнце святое, гори! (А. С. Пушкин)

2) Вы откуда будете, молодые люди? (А. Фадеев)

3) Вперед чужой беде не смейся, голубок. (И. Крылов)

4) Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. С. Пушкин)

 

11. Распространенным обращением осложнено предложение

1) Петр, куда ты спрятался? (И. С. Тургенев)

2) Он был, о море, твой певец. (А. С. Пушкин)

3) Расскажи свою биографию, Артем! (Н. Островский)

4) Дорогие товарищи, мы спаяны неразрывной дружбой. (Н. Островский)

 

12. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Вы, дядечка помолчите. (А. Чехов)

2) Здравствуй, солнце, да утро веселое! (С. Никитин)

3) Отпусти меня родная, на простор широкий. (Н. Некрасов)

4) Петр Андреевич, Максимыч отведет вас на вашу квартиру. (А. С. Пушкин)

 

13. Знаки препинания расставлены правильно в предложении

1) Простите, вольные страницы, и край отцов, и тихий Дон. (А. С. Пушкин)

2) Дружная идешь, ты, с нами осень. (С. Щипачев)

3) Я люблю тебя жизнь за весну и за страх, и за ярость. (О. Сулейменов)

4) Так вот судьба твоих сынов, о, Рим, о, грозная держава. (А. С. Пушкин)

 

14. Для привлечения внимания слушающего к сообщению в устной речи употребляется

1) обращение.

2) вводное слово.

3) слово-предложение.

4) обособленное приложение.

5) уточняющие члены предложения.

 

15. В каком предложении нет обращения?

I) Зачем ты, Балда. к нам залез?

2) Воротись, поклонися рыбке.

3) Постой, бабушка, постой немножко.’

4) Здравствуй, солнце да утро веселое!

 

16. В каком предложении нет обращения?

1) Ребята, вероятно, уже все в оборе?

2) Взвейтесь кострами, синие ночи!

3) Ты, видимо, меня не услышал.

4) Пишите нам, уважаемые радиослушатели.

 

17. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

3) Тот, кого любила я, уже слишком далеко.

4) Тебе, великому русскому поэту, я посвящаю эти юношеские стихи.

 

18. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Однако я господа, кажется, мешаю вам заниматься.

2) А знаете, Клавочка, я должен вам кое-что сообщить.

3) Кем бы вы тогда стали, Александр Петрович?

4) Ты письмо мое, милый, не комкай.   

 

19. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Лидия Николаевна, в кухню входить боялась, да и вообще была тихая, пугливая особа.

2) Так что будьте осторожны, дамы и девицы.

3) Брат мой, как я рад тебя видеть!

4) Читатель, любишь ли ты книги?

 

20. В каком предложении имеется пунктуационная ошибка?

1) Помоги мне, солнце красное.

2) Отдыхающие, будьте взаимно вежливы.

3) Итак, вы в Москве родные мои?

4) Он был, о море, твой певец.

 

                                                              Ответы:

 

 

videotutor-rusyaz.ru

Обращение. Способы выражения обращения. Конспект



Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Прощай же, наша мать! Дурень, что ты здесь сидишь? Ничего, паны- братья, мы отступим. 

Оно имеет форму именительного падежа и произносится с особой, звательной интонацией. Обращение может стоять в начале, середине и в конце предложения:

Голубчик! Дай ты мне эти деньги!
Садись, тюлень, в вёсла!
Врёшь, возьмёшь, гнус! 

Обращения чаще всего употребляются в разговорной речи. Они служат для привлечения внимания собеседника к сообщению и для выражения отношения говорящего к собеседнику.

Обращения могут быть выражены одушевлёнными существительными, прилагательными или причастиями в роли существительных: За эту дерзость мы тебе, душа, воздадим! Проходи, убогонький, садись. Прибывшие, пройдите к столу. 

В художественной речи обращения могут быть выражены неодушевлёнными именами существительными: Ах ты, чёртова кукла! Вставай, дубина! 

Обращения бывают распространёнными и нераспространёнными: Вон о той звезде далёкой, Мери, спой. Сгинь, цыганская жизнь небывалая, погаси, сомкни очи твои! 

В роли обращений могут выступать личные местоимения ты и вы, которые, как правило, являются подлежащими: Ты, подай узел! Эй, вы! Хватит дурака валять! 

Перед обращением может стоять усилительная частица о: О сердце, боль невыносима! О Волга, колыбель моя!

Способы выражения обращения
  1. Имя существительное в именительном надеже, например: У меня, брат, ни крова, ни дома… ;
  2. Слова других частей речи (глагольных форм) в значении имени существительного, например: Собираю я по зёрнышку капли дождика с ветвей и протягиваю солнышку: «На, высокое, испей!» (прил.). «Здорово, шестая!» — послышался густой, спокойный голос полковника (числ.). «Куда, — говорю, — такая-сякая, ты летишь?» (Н. Лесков). …Жизнью пользуйся, живущий! (В. Жуковский).

Дополнительный материал по теме:обращение


Конспект урока «Обращение». Следующая тема: «Сложное предложение»

 

uchitel.pro

Что такое обращение в русском языке – примеры, правило, знаки препинания (5 класс, русский язык)

В предложениях нередко встречаются слова, которые помогают понять, кто адресат высказывания. Они называются обращением. О признаках обращения, а также о его видах говорим в этой статье.

Что такое обращение в русском языке – примеры, правило, знаки препинания (5 класс, русский язык)

Что такое обращение в русском языке – примеры, правило, знаки препинания (5 класс, русский язык)

Что такое обращение в русском языке

Обращением называется слово или слова (их может быть несколько), которые называют того, к кому обращаются с речью. Например, в предложении “Ребята, сегодня у нас в гостях писатель” обращением является слово “ребята”.

Обращение не является членом предложения; к нему нельзя поставить вопрос от других слов в предложении.

Эта тема изучается в 5 классе и обычно не вызывает особых затруднений.

Как отличить обращение

Обращение, как и подлежащее, стоит всегда в именительном падеже.


Ученые фиксируют процесс установления нового звательного падежа (или звательной формы) в противовес древнерусской (типа “княже”): Оль, Петь, мам и т.д.

Нередко обращение путают с подлежащим, особенно в односоставных определенно-личных предложениях, в которых сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении.

Однако отличить обращение нетрудно. Надо спросить себя, сказано ли в предложении, к кому обращаются. Где это слово (или слова)? Можно ли их переставить или выкинуть без потери смысла?

Подлежащее и сказуемое всегда согласованы. Если сказуемое стоит во 2 лице (“Оля, читай стихи”), не может при нем подлежащее быть в 3-м (Оля = она).

Личное местоимение не может являться обращением; исключение составляют грубые просторечные высказывания (“Эй ты, поди сюда!”)

В литературе возможны обращения к неодушевленным предметам: “Россия, Русь! Храни себя, храни” (Н. Рубцов)

Распространенные и нераспространенные обращения

Обращения могут быть выражены как одним словом, так и несколькими.

Несколько слов получается в том случае, если

  • обращения однородные (обращаются к нескольким людям, называя их отдельно): цдамы и господа, дорогие ребята и уважаемые взрослые и т.п.
  • обращение выражено синтаксически неделимым сочетанием: Иван Петрович, Зудкин Алексей и т.д.
  • это существительное с определением (или несколькими определениями): “милый и чудесный наш Петр Митрофанович”.

Пунктуация при обращениях

Необходимо запомнить правило постановки знаков препинания при обращениях: на письме эти слова выделяются запятыми или одной запятой, если они стоят в начале или на конце предложения.

Распространенные обращения выделяются целиком: “Девчонки и мальчишки, хотите отправиться в путешествие?”

Иногда обращения, стоящие в начале предложения, отделяются восклицательным знаком, если они произносятся с особым чувством: “Дорогой Петр Васильевич! Поздравляем Вас с юбилеем!”

Примеры

На обращение в русском языке примеры приведены в этой главе.

В начале предложения:

  • Море, приветствую тебя!
  • Оленька, заходите к нам на чай!
  • Инна Игоревна! Как я рад вас видеть!

В середине предложения:

  • А вы, Максим, задержитесь!
  • Когда же, Саня, мы вас увидим?
  • Сегодня, Олеся Игоревна, вы необычайно красивы.

В конце предложения:

  • Выйди из класса, Сорокин!
  • Заходите к нам, Юрий.
  • Не забудьте принести деньги, Дмитрий Сергеевич.

Что мы узнали?

Обращение в русском языке называет того, к кому обращаются с речью. Они не связаны грамматически с предложением. Обращения бывают распространенными и нераспространенными. На письме они выделяются запятыми (иногда восклицательным знаком). Личные местоимения в литературном языке не могут быть обращениями.

Предыдущая

Русский языкСредства связи предложений в тексте – примеры, способы (5 класс, русский язык)

Следующая

Русский языкОрфоэпический разбор слова (5 класс, русский язык)

sprint-olympic.ru

Учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему: Обращение. Знаки препинания при обращении. Теория + практика.

Обращение

Угадайте, из какой сказки этот диалог?

– Здравствуй, сестрица!  Что ты кушаешь?

– Рыбку.

– Сестричка, дай мне попробовать.

– Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в воду. Сам наловишь! 

Обратите внимание на выделенные слова.

Слово (или сочетание слов), которое называет того,  к кому обращаются с речью, — это  обращение.

В устной речи обращения выделяются паузами.

На письме обращение выделяется так:        

Если обращение находится в начале предложения,  то после него ставится запятая или восклицательный знак.

Например,  Коля, полей цветы.  Коля! Пора домой. 

В середине предложения обращение выделяется с двух сторон запятыми.

Например,    Мы радуемся, Коля, твоим успехам. 

Если обращение находится в конце предложения,  запятая ставится перед ним.

Например,  До свидания, Коля.

Всем нам при общении поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам можешь смело обратиться.

При письме не забывай, запятыми выделяй!

Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас будут слушать.

Запомните!  Так нужно обращаться к взрослым:

– Здравствуйте, Анна Павловна!

– Будьте добры, Степан Иванович, помогите мне, пожалуйста.

– Спасибо за помощь, Ольга Ивановна.

Найдите обращения.

– Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

– Землю копал.

– А зачем копал?

– Норку делал.

– Для чего норку делал?

– От тебя, Лиса, прятался.

Задание: расставьте знаки препинания в предложениях с обращениями.

1. Не оставь меня кум милый!

2. Голубушка как хороша!

3. Здравствуй гостья-зима.

4. Вези старик ее куда захочешь.

5. Не плачь милая матушка что-нибудь придумаем!

6. Отвези меня домой красный конь.

7. Разбуди эту землю весна.

8. Спой Светик не стыдись.

9. Друзья корабль не щепка.

10. Главное ребята сердцем не стареть.

11. Ах ты мерзкое стекло это врешь ты мне назло!

12. Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

13. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

14. Сыпь ты черёмуха снегом.

15. Я радуюсь вашим успехам друзья.

Запишите предложения, сделав их побудительными по цели высказывания, для чего подлежащее сделайте обращением.

  1. Маша читает книгу о путешествиях. _____________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Старшеклассники собираются принять участие в лыжных соревнованиях. _______________________________________________

_____________________________________________________________

Установите соответствие:

1. «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

2. Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

3. «Вот что, князь, тебя смущает?»

4. Князь у синя моря ходит, с синя моря глаз не сводит.

А. Гости — подлежащее.

В. Князь — подлежащее.

С. Гости — обращение.

Д.  Князь- обращение.

Ответ:1___2___3___4___.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *