Общества и природа – Тема 2. Общество и природа

Тема 2. Общество и природа

Природа (от гр. physis и лат. natura – возникнуть, быть рожденным) – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где‑то улучшая ее, а где‑то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Образец задания

C6. Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.

Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно‑энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

Тема 3. Общество и культура

Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами.

Система взаимоотношений во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому они не являются непосредственным продуктом культуры, при всем том, что осознанная деятельность людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.

Образец задания

B5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. (2) Часть философов называла культуру средством закабаления людей. (3) Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. (4) Это говорит о широте, многомерности содержания понятия «культура».

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Ответ: АББА.

studfile.net

Общество и природа — урок. Обществознание, 8 класс.

Общество и природа — это части материального мира. Природа — это основа, на которой возникло и развивается общество.

Если под природой понимать всю действительность, мир в целом, то общество является её частью. Каждый человек в широком смысле — это «дитя природы». Однако общество в результате своего развития обособилось от природы, создав «вторую природу» — культуру, искусственную среду обитания, назвав природу естественной средой обитания человека.

Обособившись от природы, человек не потерял своего биологического начала — он остался зависим от природы. Он питается плодами природы, имеет биологические особенности и развивается по определённым биологическим законам.

В ходе производства материальных благ он использует природные ресурсы: для изготовления деревянной мебели человеку нужен лес, для создания инструментов, различной техники человеку требуется железная руда, для выработки электричества — энергия воды, ветра, солнечное тепло и др.

Человек зависит от климатических условий — жара вызывает засуху и неурожаи, град выбивает посевы, благоприятная погода радует обильными урожаями. Природные катаклизмы могут нанести обществу значительный ущерб.

Создавая искусственную среду обитания, развиваясь, общество находится в постоянном взаимодействии с природой, преобразуя её, пытается подстроить природу под себя, сделав максимально комфортной и безопасной.

Природа в ответ на бережное рациональное обращение дарит человека своими богатствами — при надлежащем уходе люди получают богатые урожаи и тучные стада.

К сожалению, деятельность людей часто негативно сказывается на природе. В ходе производства материальных благ загрязняется окружающая среда, гибнут животные, вырубаются леса, растёт число заболеваний людей.

Пример:

1. зависимость общества от природы. Извержение вулкана Везувий полностью уничтожило цветущий город Помпеи. В результате извержения вулкана и землетрясения исчезла Критская цивилизация. Многие районы мира ежегодно страдают от затоплений, цунами, торнадо.

2. Влияние общества на природу. Человек осушает болота, прокладывает дороги, вспахивает поля, строит ирригационные сооружения, выводит новые сорта растений и животных.

3. Результаты негативного воздействия общества на природу. По данным, которые содержатся в «Стратегии экологической безопасности до \(2025\) года», около \(15\) % территории России относится к зоне экологического неблагополучия. \(74\) % населения живёт в городах, подвергающихся негативному воздействию со стороны промышленных предприятий, \(40\) % населения пользуется водой, не соответствующей гигиеническим нормам, \(340\) объектов накопленного вреда являются источником потенциальной угрозы жизни и здоровью \(17\) млн человек. В ходе военных операций природе наносится значительный ущерб, например, во время военных операций во Вьетнаме было уничтожено более \(40\) % лесов.

Обрати внимание!

Современный человек подходит к новому этапу своего развития и начинает задумываться о наносимом им вреде. Одной из характерных черт постиндустриального общества является законосообразное освоение природы, понимание того, что всё живое имеет право на существование наравне с человеком, и, преобразуя природу, сегодня человечество задумывается не только о сиюминутной выгоде, но и том, какое влияние его воздействие окажет на природу, а значит, и на здоровье будущих поколений людей.

Источники:

Материал составлен на основе сайтов http://uclg.ru, http://bellona.ru

www.yaklass.ru

Общество и природа. Видеоурок. Обществознание 10 Класс

 Тема: Общество

Урок: Общество и природа

Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – «Общество и природа». Мы поговорим с вами о том, как человек и общество влияют на природу, и как она, в свою очередь, оказывает свое влияние на них.

Давайте для начала определим, что мы называем природой. Так же, как и в случае с обществом, есть два определения природы – в широком и в узком понимании.

В широком смысле природа – это Вселенная, весь материальный мир. В узком природой называется та часть объективного мира, с которой человек вступает в непосредственное взаимодействие и которая является естественным условием человеческой жизни. В узком смысле слова природой называют биосферу. Этот термин в 1875 году ввел австрийский геолог Эдуард Зюсс.

Точно так же, как общество, природа является саморазвивающейся системой. Ее частями являются литосфера, гидросфера и тропосфера (рис. 1). Природа постоянно развивается.

Структура биосферы

Рис. 1. Структура биосферы

Отношение к природе в истории общественной мысли неоднократно менялось. Для античной философии характерна идея гармонии человека и природы как живого, одушевленного и упорядоченного Космоса.

В средневековой Европе господствует концепция ущербности природы как результата грехопадения человека. Бог и природа противопоставлены. Природа – последнее, низшее звено лестницы.

Мыслители эпохи Возрождения вновь отождествляли бога и природу. Такая концепция называется «пантеизм».

В раннее Новое время был выдвинут лозунг «Назад к природе», который был популярен по политическим и этическим причинам. Французский философ Жан-Жак Руссо (рис. 2) считал, что наиболее естественен природный человек. В XX веке эту идею восприняло движение «зеленых».

Ж.-Ж. Руссо

Рис. 2. Ж.-Ж. Руссо

В то же самое время появилось так называемое преобразовательное понимание природы, выраженное во фразе «Природа – не храм, а мастерская». Но с этим были согласны не все.

В XVIII веке шведский биолог Карл Линней (рис. 3) в своем труде «Система природы» вводит человека как особый вид homo sapiens. Американский физик и социолог Бенджамин Франклин (рис. 4) дает определение человека как «животного, делающего орудия» (toolmaking animal), а Чарлз Дарвин создает теорию эволюции, согласно которой человек является неотъемлемой частью природы.

Карл Линней

Рис. 3. Карл Линней

 

Бенджамин Франклин

Рис. 4. Бенджамин Франклин

В XX веке появилась концепция «ноосферы» – «царства разума». Термин ввел в 1927 году французский ученый Эжен Леруа, а его популяризатором и самым известным сторонником теории ноосферы стал В. И. Вернадский.

Кстати, нередко теорию ноосферы поддерживали философы, взгляды которых трудно назвать материалистическими. В середине XX века одним из активных сторонников этой теории был теософ Пьер Тейяр де Шарден.

Как бы мы ни воспринимали человека – как часть природы или как ее антитезу, – все равно мы признаём, что природа и общество влияют друг на друга. Существует специальная научная дисциплина экология. Так называют сложное объединение научных дисциплин, исследующих взаимодействие живых организмов, человека, человеческих сообществ с окружающей средой.

Этот термин был введен в 1866 году одним из последователей Ч. Дарвина, немецким зоологом Эрнстом Геккелем (рис. 5), который определял экологию как науку об отношениях организмов к окружающей среде. Мы с вами, конечно, говорим в первую очередь не просто об экологии, а о социальной экология – дисциплине, лежащей на стыке естественных, технических, гуманитарных и общественных наук.

Э. Геккель

Рис. 5. Э. Геккель

Как общество влияет на природу? Оно:

— изучает и использует природу, постоянно расширяя объем и пределы ее использования;

— влияет на структуру окружающей среды;

— влияет на восстановление природы.

Природа, в свою очередь:

— дает средства к существованию;

— влияет на размещение производительных сил;

— влияет на развитие общества;

— может уничтожать результаты человеческой деятельности.

Конечно, степень зависимости общества от природы в процессе развития сокращается. Первые попытки преобразования природы в виде строительства каналов древние египтяне и жители Месопотамии предпринимали еще в IV тысячелетии до нашей эры.

Однако следует учитывать, что природа остается важнейшим фактором общественного развития. Об этом и других факторах социального развития мы поговорим в следующий раз. А наш сегодняшний урок окончен. Спасибо за внимание.

Премия Дарвина

Как известно, Чарлз Дарвин считал, что человек и обезьяна имели общих предков. Некоторые наши современники совершают столь идиотские поступки, что иногда кажется, что животные умнее человека.

Таким людям, которые совершили самые идиотские поступки с летальным исходом для себя, присуждается Дарвиновская премия. Среди лауреатов – человек, который попытался распилить гранату; преступник, который спрятался от полиции, перебравшись через стену тюрьмы. В 1982 году премию присудили пожилому американцу, который решил полетать на 50 метеорологических шарах, правда, остался жив.

Владимир Иванович Вернадский

Говорят, время энциклопедистов прошло. Но был в истории нашей страны в ХХ веке ученый, которого часто называют последним энциклопедистом.

Это Владимир Иванович Вернадский (рис. 6). Философ, ученый-геохимик, он был одним из создателей и лидеров партии кадетов, входил во временное правительство Керенского в должности заместителя министра. Организатор и первый президент АН Украины, основатель и ректор Таврического университета.

В. И. Вернадский

Рис. 6. В. И. Вернадский

Условия, необходимые для перехода биосферы в ноосферу: всеобщее равенство, демократия, выход в космос, открытие новых источников энергии, прекращение войн.

Природа мстит человеку?

Нередко кажется, что природа как бы мстит человеку. Катастрофы следуют одна за другой. Но подобные катастрофы бывали и раньше.

В 1883 году произошло извержение вулкана Кракатау (рис. 7), которое практически уничтожило остров. Если до извержения это была гора высотой в несколько сотен метров, то теперь это три острова, разделенные морем (рис. 8).

Вулкан Кракатау

Рис. 7. Вулкан Кракатау

Кракатау после извержения

Рис. 8. Кракатау после извержения

Но это не означает, что люди никак не влияют на подобные катастрофы. В 1980-е годы в СССР была предотвращена возможная катастрофа, вызванная предполагаемым поворотом сибирских рек в Среднюю Азию. Сегодня аналогичный проект реализуется в Китае.

Литература к уроку:

Учебник: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: ОАО «Московские учебники», 2008.

interneturok.ru

Природа и Общество

Выполнила: И.Е. студент 1-го курса факультет юридический

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  2. Диалектика природы и общества

  3. Взаимодействие общества и природы

  4. Общество как фактор преобразования природы

5. Теория «Географического детерминизма»

6. Заключение

7. Литература

  1. Введение

Взаимосвязь людей с окружающим природным миром является важной проблемой социальной философии, и, как и любая иная философская проблема, она достаточна сложна и многогранна. Особую актуальность философскому осмыслению этой проблемы придает обострившаяся экологическая ситуация. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вся сложная и развивающаяся гамма отношений людей к природе в рамках социальной философии исследуется и раскрывается настолько, насколько это способствует пониманию общества. Вместе с тем понять сущность человеческого отношения к природе по существу невозможно без учета социального аспекта. Однако история философии показывает примеры неоднократных односторонних, упрощенных вариантов в решении проблемы «человек — природа»(как в контексте религиозной и идеалистической философии, так и материалистической).

При рассмотрении этой проблемы следует определить основные понятия. С материалистических позиций сам термин «природа» двойственнен, диалектичен: в широком смысле слова природа — это весь объективный материальный мир в бесконечном многообразии его проявлений; а в узком смысле слова природа — это часть материального мира, которая не создана человеком, в рамках которой существует общество и с которой оно взаимодействует, т.е. природа здесь понимается как совокупность естественных условий существования общества. Общество — это форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанной. Понятия «природа» и «общество» являются примерами диалектических противоположностей, они утрачивают смысл без противопоставления друг другу (и в этом причина методологической несостоятельности переноса на общество в полном объеме природных характеристик, отождествления общества с природой), и в то же время не могут рассматриваться изолировано, вне связи друг с другом (именно из этого аспекта и возникает необходимость выявления отношений зависимости, соподчиненности в качестве сущностной характеристики взаимосвязи общества и природы).

При изучении взаимосвязи общества и природы не следует их рассматривать как чисто внешне, механически разделенные части мира, причем общество зачастую трактуется как нечто высшее по сравнению с природой, стоящее над ней. Базовый тезис материализма «природа есть естественная основа жизнедеятельности человека и общества» следует понимать достаточно глубоко — в плане «включенности» природных характеристик в самые различные стороны общественной жизни.

Уяснение сущности общества как природного феномена позволяет расширить и углубить понимание диалектики общества и природы. Эта диалектика предстает как исключительно сложный, многоаспектный, противоречивый, непрерывно развивающийся процесс активного взаимодействия общества и природы. Вся история существования человеческого общества неразрывно связана с природой, но при этом не следует упускать из вида и недооценивать того, что именно собственная активная (и в первую очередь материально-преобразовательная, т.е. природо-преобразовательная) трудовая деятельность людей стала основой для возникновения и дальнейшего развития общества.

  1. Диалектика природы и общества

Диалектика природы и общества может быть рассмотрена в двух аспектах: внешнем и внутреннем. Первый касается взаимоотношения общества, взятого как целостное образование, так сказать, с внешней природой, т.е. той природой, которая окружает человека, является средой его обитания. В рамках этого, внешнего аспекта диалектики следует усвоить такие понятия, как естественная и искусственная среда, географическая среда, биосфера и ноосфера (смотри об этом в учебниках: Крапивенский С.Э. Социальная философия. — С.156-159; Спиркин А.Г. Философия. — С.613-617; Философия/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова — С.369-371). Второй, внутренний аспект диалектики касается характеристик самой общественной жизни — здесь соотносятся друг с другом природное, ставшее внутренним и неотъемлемым компонентом общества, и общественное, выражающее именно специфику социального, человеческого содержания общественной жизни, ее законов. Здесь рассматриваются проблемы противоречивого единства природного и общественного в человеке, а также в материальной культуре общества (смотри об этом в учебнике Барулина В.С. Социальная философия. Часть 2.- С.32-46).

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся , объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы. Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Человек в этот период находился в единстве с природой, сколько-нибудь заметно не выделялся из нее и не оказывал на природу ощутимого воздействия. На примитивных орудиях труда и невысоком развитии разума основывалась так называемая «присваивающая» экономика, включающая собирательство, охоту, рыболовство.

Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Но общественное производство (строительство ирригационных сооружений, вырубка под пашни лесов, селекционная деятельность и т.д.) имело и оборотную, разрушительную для природы сторону, пока еще характеризовавшуюся локальностью и ограниченностью последствий. На этом этапе уже вполне отчетливо проявляется различие общества и природы.

Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии. Гигантски возрастает объем материального производства, быстрыми темпами растут производительные силы. В погоне за прибавочной стоимостью буржуазия начинает хищнически эксплуатировать не только трудящихся, но и природу. На этом этапе общество и природа выступают как антагонистические противоположности, причем человек воспринимал себя в роли господина, царя природы, а природу — как мастерскую и неисчерпаемый источник богатств.

Своего апогея этот процесс достиг в эпоху научно-технической революции, показавшую ограниченность человеческих попыток неразумного, произвольного преобразования природы. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие (по Гегелю — преобразование, изменение самих противоположностей) общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых по сравнению с прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу. Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т.е. становление качественно новых отношений общества и природы.

studfile.net

Тема 2. Общество и природа – SOOCIETY

Природа (от гр. physis и лат. natura – возникнуть, быть рожденным) – одна из наиболее общих категорий науки и философии, берущая начало еще в античном мировоззрении.

Понятие «природа» употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Общество как обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы неразрывно с ней связано.

Выделение человека из мира природы знаменовало рождение качественно нового материального единства, так как человеку присущи не только природные свойства, но и социальные.

Общество вступило в противоречие с природой в двух отношениях: 1) как социальная действительность оно есть не что иное, как сама природа; 2) оно целенаправленно с помощью орудий труда воздействует на природу, изменяя ее.

На первых порах противоречие между обществом и природой выступало как их различие, так как у человека еще были примитивные орудия труда, с помощью которых он добывал себе средства к жизни. Однако в те далекие времена полной зависимости человека от природы уже не было. По мере совершенствования орудий труда общество оказывало усиливающееся воздействие на природу. Человек не может обойтись без природы еще и потому, что технические средства, облегчающие ему жизнь, создаются по аналогии с природными процессами.

Едва появившись на свет, общество стало оказывать весьма существенное воздействие на природу, где-то улучшая ее, а где-то и ухудшая. Но природа, в свою очередь, принялась «ухудшать» характеристики общества, например, посредством снижения качества здоровья больших масс людей и т. д. Общество как обособившаяся часть природы и сама природа оказывают друг на друга значительное влияние. Вместе с тем они сохраняют специфические особенности, которые позволяют им сосуществовать как двуединое явление земной действительности. В этой тесной взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.


Образец задания

C6. Раскройте на двух примерах взаимосвязь природы и общества.

Ответ: В качестве примеров, раскрывающих взаимосвязь природы и общества, могут быть приведены: Человек не только социальное, но и биологическое существо, а следовательно, является частью живой природы. Из природной среды общество черпает необходимые вещественно-энергетические ресурсы для своего развития. Деградация природной среды (загрязнение воздуха, водоемов, вырубка леса и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, к снижению качества их жизни и др.

Тема 2. Общество и природа

1 (20%) 2 votes

soociety.ru

41. Общество и природа. Человек и природа. Технологический детерменизм.

Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества (то есть поверхность Земли с ее всевозможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и т.д.).

Общество – совокупность форм организации и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура).

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системы человеческого общежития – и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Природа гораздо старше общества. Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа – неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания). Такие уникальные условия встретились только на планете Земля.

Человек, конечно природное существо, он – венец природы, высший биологический вид. Но он, прежде всего социальное существо. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Это та часть природы, которая находится в тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие.

В географической среде возникла и развивается жизнь. История человечества есть продолжение истории Земли.

Диалектика взаимодействия общества и природы такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Познавая все в большей степени, законы природы и на их основе преобразуя природу, человек увеличивает свою власть над ней; вместе с тем общество в ходе своего развития вступает во все более широкий и глубокий контакт с природой.

Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Воздействия общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.

По подсчетам ученых, Земля способна прокормить 60 миллиардов человек (то есть количество, в 10 раз превышающее сегодняшнее население Земли – около 6 миллиардов), после чего людям на Земле станет тесно.

При сохранении современных (особенно афро-азиатских) темпов прироста населения (удвоение в течении 50 лет) «критический» порог может быть достигнут уже к 2150-2200 гг.

Чтобы избежать этого, человечество должно решить две проблемы:

· Сбить темпы роста населения в Азии и Африке (поскольку в странах Запада наблюдается отрицательная динамика и они, наоборот, нуждаются в росте населения), осуществлять там государственную политику контроля за рождаемостью, поощрения малодетных семей;

· Искать новые способы увеличения возможности Земли прокормить и обеспечить человечество, раздвигать «отодвигать» «порог перенаселенности» (от 60 до 100 млрд. и дальше).

В целом проблема взаимоотношений человека, природа и общества приобретает глобальный характер.

Для предотвращения техногенной катастрофы человечество, не теряя времени, обязано:

· Прекратить или уменьшить опасное антропогенное влияние на природу;

· Заняться решением экологических проблем;

· Уделять внимание социальной экологии – не превращать человека в заложника информационно-техногенного общества;

· Изыскивать новые средства, ресурсы для своего существования, не связанные с беспощадной эксплуатацией ресурсов Земли;

· Контролировать рождаемость, решить проблему народонаселения, соблюдать баланс между его количеством и качеством.

Важнейшим аспектом проблемы человека является выяснение его места и роли в природном универсуме. Под природой понимается совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культу­ры и цивилизации. Природа является объектом естествозна­ния. Представления о природе как пространстве для разверты­вания человеческих сущностных сил были особенно актуальны в XIX в., когда успехи естествознания давали надежду на ис­пользование сил природы для удовлетворения потребностей че­ловека. Научно-рационалистический подход к природе превра­щал ее в постоянный объект для усилий человека с целью вы­живания и обеспечения элементарного существования. Исполь­зуя вещество и энергию природных объектов, человек, в сущности, постоянно боролся с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие. Экологический кризис, поставивший под вопрос выживание и дальнейшее развитие человечества, заставля­ет по-новому взглянуть на природу и ее эволюцию.

Ряд исследователей считают, что наша Земля — это «живая планета Гея», способная регулировать физические условия в масштабе всего организма планеты. Последняя сейчас «больна» человеком, и речь должна идти об исцелении от «человеко-центризма», о переориентации всей жизни человечества на спасение Земли по принципу выведения «счастья человека» из «сча­стья планеты». Эти идеи высказывались еще в начале и сере­дине XX в. в концепциях выхода человека в Космос (К. Э, Циол­ковский), перехода биосферы в ноосферу (В. И. Вернадский), «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер), устойчивого раз­вития на основе коренной переоценки нынешних представле­ний о самом себе и своих ценностях («восемь смертных грехов цивилизованного человечества» — К. Лоренц) и др.

Образ природы в религиях основан на специфическом для них понимании роли и места человека в природе как «тварного» существа, призванного не изменять природу по своему ус­мотрению на основании гордыни разума, а жить в гармонии с «Божьим миром», относиться к природе с благоговением, беречь и приумножать ее ресурсы. В высшей степени это относится к живой природе, к нашим «братьям меньшим», в духе, принципа «непричинения зла живому» и «благоговения перед жизнью». Все природные явления и процессы воспринимаются как символические и сакральные. Для человека гораздо важ­нее «быть», а не «иметь».

Поэтому при анализе отношения человека к природе следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, и, прежде всего гоминидами, а с другой — принципиальную выделенность человека, его возвышение над природой и принадлежность к миру культуры. Человеческое поведение определя­ется не инстинктами, а является актом свободной воли. Пос­леднее обстоятельство несет в себе возможность хищническо-10 отношения к природе, что вызвало современный экологи­ческий кризис.

Технологический детерминизм – основополагающий принцип многих современных социально-экономических и социолого-политических концепций общественного развития, которые абсолютизируют роль технического фактора в истории, обществе. Возникновение технологического детерминизма обусловлено развитием техники, научно-технического прогресса и его высшей степени – научно-технической революции. Исторически первой формой проявления технологического детерминизма в обществоведении были техноцистические концепции, авторы которых стремились объяснить социальные явления с позиции технического фетишизма.

Отец техницизма – немецкий ученый Е. Капп, который в книге «Основные черты философы техницизма» (1877 г.) дал широкое толкование техники, отождествляя ее со всей материальной культурой. Со временем техницизм перестал быть чисто немецким явлением – в конце XIX в. появились работы французского ученым А. Эспинаса «Возникновение технологии», российского инженера П. Енгемейєра «Экономическое значение современной техники» и др. Принцип технологического детерминизма был положен в основу различных теорий общественного развития. Так, В. Шпенгер ставил в зависимость от технического развития все социокультурные явления. По его мнению, наличие техники управления и техники исполнения доказывает, что «существуют люди, которые по своей природе призваны командовать, и люди, предназначенные природой для покорения».

Широкое признание получила и теория «культурной отсталости» Огборна. Со временем представители технологического детерминизма сосредотачивают свое внимание на вопросе соотношения научно-технического и социального прогресса.

Широкое распространение концепции технологического детерминизма приобретают, начиная с 50-х гг., в результате бурного развития НТР. В широком смысле технологического детерминизма лежит метод (принцип) объяснения общественных процессов и явлений, согласно которому изменения в технологии были и, вероятно, будут первопричиной изменений социальных институтов, практических действий и идей.

В узком смысле идеи технологического детерминизма основываются на двух положениях:

техническая основа общества – фундаментальный фактор, который влияет на все стороны социального существования;

сдвиги в технологии – единственный и самый важный источник изменений в обществе.

В соответствии с таким пониманием общество рассматривается как совокупность трех горизонтальных срезов: технологического (в основе), философского (находится сверху), и социального (между двумя предыдущими).

Технологическая система является первоначальной и основной. Социальные системы являются функциями технологии, а философские системы отражают технологические силы и социальные системы.

Появление во второй половине XX в. огромного количества социально-экономических, социолого-политических концепций, опирающихся на технологический детерминизм, объясняется тем, что они выполняют не только идеологическую, но и практически-политическую и прогностические функции. На основе этих концепций производятся частные и общие рекомендации, которые дают возможность определенным образом рационально корректировать социальные процессы, смягчая социальные противоречия. Прогностическая функция концепций технологического детерминизма, которая заключается в предвидении направлений и путей развития определенной сферы социальной жизни, активно используется для выработки социальных программ и социальной политики.

На основе концепций технологического детерминизма определяются социальные нормы, даются оценки происходящих процессов и явлений, происходит поиск средств и методов влияния на духовную жизнь общества, разрабатываются модели будущего рационально функционирующего общества. Некоторые концепции технологического детерминизма не лишены утопических и откровенно консервативных идей относительно желаемого будущего.

Сторонниками технологического детерминизма на современном этапе – это не только обществоведы, но и представители естественных и технических наук, научно-технической интеллигенции, которые в определенной степени признают технический фактор определяющим в развитии общества и преуменьшают или полностью отвергают роль социальных факторов. В зависимости от оценки исторической перспективы социального развития большинство исследователей выделяют такие разновидности технологического детерминизма: оптимистический (Д. Белл, С. Бжезинский, Г. Кан и др.) и пессимистичный (Ж. Эллюль, Д. Медоуз и др.). Представители этих направлений рассматривают НТР, соответственно, или как всеобщее благо, или как необузданную силу зла.

Концепции технологического детерминизма различаются и своим социальным содержанием.

Представители его ортодоксального направления (В. Гибсон, Д. Белл, Г. Кан) осознают необходимость адаптации социальной системы к новым вызовам НТР и стремятся выработать курс, который способствовал бы формированию будущей технической цивилизации.

Сторонники либерально-реформистского направления технологического детерминизма (Дж. Гэлбрейт, П. Дракер, С. Рамо и др.) пытаются через реформы улучшить современное общество в соответствии со своими идеалами. Они считают, что источник власти – это сплав знаний и опыта, который олицетворяет технократию.

Представители демократически-просветительской ветви технологического детерминизма уверены, что в будущем развитая технология будет служить основой прогресса, поэтому они считают абсурдом переводить на технику вину за социальное бедствие (А. Тоффлер, Г. Сиборг, Дж. Пассмер и др.).

Антитехнистические настроения представителей научно-технической интеллигенции выражаются в теориях социально-критического направления технологического детерминизма (Ч. Рейче и др.). Технологический детерминизм для них – своеобразный фон для объяснения большинства негативных явлений, связанных с развитием науки и техники и их влиянием на человека и общество.

Приверженность к технологическому детерминизму квалифицированных специалистов, которые практически не принимают участия в принятии социально значимых решений, выражается или в прагматичной жизненной ориентации, или в претензии на более высокое положение в обществе, или в критике правящей технократической верхушки. Итак, несмотря на плюрализм технологического детерминизма, общей методологической основой его теорий является выдвижение технологического фактора на передний план. При этом техника отмежевывается от социальных отношений, ставится в один ряд с явлениями природы и рассматривается как надсоциальная и сверхчеловеческая «данность». Как сущностное проявление автономии техники постулируется ее способность к саморазвитию, безграничному совершенствованию всех ее параметров. Человеку остается выбор: или приспособиться к миру техники, или протестовать против него. Исходя из этого, считается, что ученые-новаторы, изобретатели, техники «не изобретают» инновации, а находят их, актуализируя потенциальное бытие техники, заложенное в логике технического развития.

Идеи технологического детерминизма в большей или меньшей степени присущи теориям индустриального общества, постиндустриального общества, общества потребления, общества досуга, технотронного, технократического и компьютеризированного общества.

studfile.net

63. Общество и природа. Социальное и природное в существование и развитии общества.

Человеческое общество представляет собой часть природы.

Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя «кухня»), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения.

Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой — необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете — в существование Вселенной.

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем, о которых будет идти речь.

Наличие у людей не только природных, но и социальных свойств, прежде всего способности мыслить и осуществлять сознательную трудовую и иную деятельность, качественно отличает их от других природных существ и заставляет воспринимать их и общество в целом как специфическую часть природы. Это позволяет избежать их отождествления. Как в отдельных людях, так и в обществе сочетаются природные, прежде всего биологические, и социальные качества. Поэтому современная философия истолковывает человека как биосоциальное существо, а целый ряд объективных законов развития общества (касающихся, например, функционирования семьи, роста народонаселения и др.) как биосоциальные. Все это подчеркивает взаимосвязь в развитии человека и общества биологических и социальных начал.

Социальная материя – общество – это верхний ярус материального бытия. Поскольку мир – материальное единство, где все связано, то ни одна форма материи не может существовать изолированно. С учетом же того, что социальная материя является очень сложным образованием (о чем речь пойдет позже), ее естественным основанием выступает нижележащий ярус бытия – неживая и живая природа. В этом общефилософский смысл концепции единства общества и природы, но в этом единстве общество выступает зависимой стороной, а природа, наоборот, может существовать и вне всякого присутствия на нем общества (ближайшее подтверждение – Луна; там не обнаружили не только обитателей или растений, но даже ни одной живой клетки; и ничего, планета существует!). Человечество не просто «опирается» на всю природу, но и включило ее часть в свой повседневный «обиход»: окультуренные растения, прирученные и видоизмененные животные, использование «даров природы» в пище и особенно мощно – включенное в промышленное производство природное сырье: руды, газ, нефть, уголь и м

studfile.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *