Огэ по русскому 3 задание – Задание 3. ОГЭ по русскому языку. Выразительные средства лексики и фразеологии — Теория заданий ОГЭ — Русский язык — Публикации

Задание 3. ОГЭ по русскому языку. Выразительные средства лексики и фразеологии - Теория заданий ОГЭ - Русский язык - Публикации


Скачать материал

 


Формулировка задания:

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)  – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.  
2)  Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…  
3)  Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии.  
4)  Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. 

Показать ответ Правильный ответ: 2. (Предложения 6-10).

Комментарий: метафора - это скрытое сравнение, душа Анны Федотовны сравнивается со шкатулкой


 

 

 

Что нужно знать:

Задание 3 ОГЭ по русскому языку своей целью ставит проверку знаний учащихся о выразительных средствах лексики и фразеологии.

Выразительные средства лексики и фразеологии

Средство

Определение

Примеры

Гипербола

Преувеличение

Шаровары шириной в Чёрное море 

(Н.В. Гоголь)

 В сто сорок солнц закат пылал

(В.В. Маяковский)

Метафора

Скрытое сравнение.
Один предмет назван другим на основе сходства

Ель рукавом мне тропинку завесила

(А. Фет)

На нити праздного веселья
Низал он хитрою рукой
Прозрачной лести ожерелья
И четки мудрости златой
 

(А.С.Пушкин)

Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. 

(М. Пришвин)

Метонимия Разновидность метафоры, употребление для называния предмета части вместо целого Съесть три тарелки (содержимое названо емкостью, в которой оно находится)

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

(И. Крылов)

Олицетворение

Наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ: 
даром речи, способностью мыслить, чувствовать

О чём ты воешь, ветр ночной,
О чём так сетуешь безумно?

(Ф. Тютчев.)

Забормотал спросонок гром

(К. Паустовский). 

Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость

(А.С.Пушкин).

Эпитет

Образное определение.
Слово, отвечающее на вопросы какой предмет? какая вещь?
Определяет предмет и
подчёркивает его свойства

А волны моря с печальным рёвом о камень бились.

(М.Горький)

Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

(А.Некрасов).

А ну-ка песню нам пропой,  весёлый ветер.

(Лебедев-Кумач)

Сравнение

Сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснения одного с помощью другого.
Осуществляется помощи сравнительных союзов (как, будто, словно, точно) и без них (при помощи творительного падежа)

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.

(Н. Некрасов.)

Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе.

(В. Пастернак).

Фразеологизм

Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, слова,
входящие в состав фразеологизма нельзя убрать. 
Фразеологизм можно заменить одним словом

вставлять палки в колеса - мешать
бить баклуши - бездельничать
считать ворон - отвлекаться
сквозь розовые очки

- наивно
на белом свете - в мире
верой и правдой - добросовестно

 

Добавьте ссылку на страничку социальной сети:

 

 

Выполнение задания №3 ОГЭ по русскому языку

Подготовка к ОГЭ

Выполнение задания №3

Теория

Изобразительно-выразительные средства языка – это поэтические обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. В основе всех тропов (за исключением метонимии) лежит сравнение, сопоставление двух явлений с целью пояснения одного при помощи другого.

1. ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение свойств предмета (устал до смерти).

2. ЛИТОТА – непомерное преуменьшение свойств предмета (мальчик-с-пальчик).

3. ИРОНИЯ – скрытая насмешка (Отколе, умная, бредешь ты, голова?).

4. МЕТАФОРА – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту 

(шляпка гриба, шепот волн, день помрачнел).

5. МЕТОНИМИЯ – слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначаемыми предметами есть связь (я всю тарелку съел = суп, город спит = люди).

6. СИМВОЛ – многозначный предметный образ, объединяющий разные планы изображаемого (Стихотворение Лермонтова «Нищий» символизирует несчастную любовь и обманутые надежды вообще).

7. АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, изображение отвлеченного в конкретном образе (лиса в баснях – аллегорическое воплощение хитрости).

8. ЭПИТЕТ – красочное определение (вольный ветер).

9. СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого (Французы двинулись, как тучи).

10. ПЕРИФРАЗА – замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного предмета (С.-Петербург – северная столица, город на Неве).

11. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия (утес плачет в пустыне).

Практика

Вопрос № 1

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были очень крупные, очень спелые, чёрные от густой красноты.

  2. Я почувствовал в воде из ручья голос лесных озёр и болот.

  3. Этот первый день в школе, радостный для всех других детей, был тяжёлым днём для Тани.

  4. После купания лицо его блестело, как камень, а галстук был тёмен от воды.

Вопрос № 2

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. Солнце нырнуло в тучу, и небо потемнело.

  2. Вдруг открывается дверь, а там огонь, но не яркий, как пламя костра, а приглушённый.

  3. Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды.

  4. "У него золотые руки!" - кричал дядька мне в спину.

Вопрос № 3

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Александр слушал этот вальс и вспоминал какой-то из институтских балов, лица друзей, разноцветный снегопад конфетти.

  2. Дядька задумался, глядел на потемневшее озеро, в котором отражались светлые ещё облака.

  3. Я насквозь просмоленный, как птица клёст.

  4. Дети побежали к лесу, который встретил их по-прежнему молчаливо.

Вопрос № 4

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. В окнах домов мерцали уже слабые огоньки, а высоко поднятый над домом скворечник ещё был освещён далёким закатом.

  2. С каменистой гряды сбегали в низину к озеру яблоньки и огороды.

  3. Характер у неё был вулканического происхождения.

  4. Я медленно, точно тигр вокруг добычи, пошёл вокруг стола.

Вопрос № 5

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Шурка парень молодой, а голос у него хриплый, как у старого чугунного человека.

  2. Я понял, что судьба моя висит на волоске.

  3. Ветки берёзы блестят от капель ночной сырости, ствол влажен - дерево ещё не очнулось от сна.

  4. По камнистой тропинке, еле заметной в сумерках, мы спустились вниз, к лесу.

Вопрос № 6

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

  1. Ветки гаснут не скоро, они горят и мерцают, точно целые горсти звёзд.

  2. У простой земляники - солнечный вкус, а тут - лесной, болотный, сумрачный.

  3. Водяная крыса, испуганная звуками песни девочки, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку.

  4. Закат спрятался в тёмный лесистый берег, но окна дома ещё улавливали его отсветы и сияли.

Вопрос № 7

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

  1. Чёрный, большой, точно скала, пароход всё же казался маленьким для этой реки.

  2. Подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатый песком пахла вода из ручья.

  3. Ему хотелось горько заплакать, но он был мальчик, родившийся в молчаливом лесу, на берегу сурового моря.

  4. Порыв сухого ветра пронёсся по кустам - они забормотали, зашептались сухими листьями.

Вопрос № 8

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Пришли ещё ребята и взрослые, и все дарили Нюрке что-нибудь школьное: букварь, линейку, два карандаша, авторучку.

  2. Скользишь по матовому стеклу льда, под которым угрожающая глубина, какие-то смутные очертания.

  3. Старичок-лесовичок сам весь корявый, борода серо-синяя, а руки чёрные, как головёшки.

  4. На жемчужном небе - перистые облака рассвета.

Вопрос № 9

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

  1. Он решил отдохнуть, как те большие и зоркие птицы, что целый день парят высоко над лиманом.

  2. Июнь, а ещё не отцвели одуванчики и в серой вязаной шапочке распускаются под окном.

  3. Человек, последним сбежавший с трапа на пристань, уже никого не видел, кроме одной девочки, поднимавшейся в гору.

  4. У самой реки, без устали спешившей к морю, увидели они свой лагерь.

Вопрос № 10

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

  1. Из глубины зеркала, более светлой, чем окружающий сумрак, глядели на Таню её серые, как у матери, глаза.

  2. По его неуверенно-торжественному голосу заметно было, что история эта ему неприятна.

  3. Учительница, разумеется, до конца сказала бы всё, что полагалось сказать детям перед началом учебного года, если бы в класс в это время не вошли два новых ученика.

  4. Полина Харитоньевна и мама были передо мной как на ладони.

Ответы:

№1-2

№2-2

№3-1

№4-2

№5-2

№6 -2

№7-1

№8-4

№9-1

№10-4

Тест по типовым заданиям №3 ОГЭ по русскому


(1)Бабушка велела мне сходить на увал по землянику.

— (2)Я повезу ягоды в город, продам и куплю тебе пряник.

— (3)Конем, баб?

— (4)Конем, конем.

(5)Пряник конем! (6)Это ж мечта всех деревенских малышей. (7)Он белый-белый, этот конь. (8)А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.

(9)Вот с орлами дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. (10)Я брал старательно и скоро покрыл дно туеска. (11)Левонтьевские ребятишки сначала ходили тихо, но скоро послышалась возня. (12)Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили.

(13)Вскоре они решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться. (14)Мне тоже хотелось, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.

— (15)Бабушки Петровны испугался! (16)Эх ты! – закривлялся Санька.

— (17)А хочешь, все ягоды съем? – сказал я.

— (18)Слабо!

— (19)Мне слабо! – хорохорился я, искоса глядя в туесок. – (20)Вот! (21)Ешьте вместе со мной!

(22)Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли.

(23)Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет.

(24)Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу.

— (25)А ты в туес травы натолкай, сверху ягод – и готово дело! – сказал, посоветовавшись с братьями, Санька и помчался домой.

(26)А я остался. (27)Набил травою туго туесок, собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву – получилось земляники даже с копной…

(28)На кухне бабушка кому-то обстоятельно рассказывала:

— …(29)Культурная дамочка, в шляпке. «(30)Я эти вот ягодки все куплю». (31)Пожалуйста, милости прошу. (32)Ягодки-то, говорю, сиротинка горемышный собирал…

(33)Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть.

(34)Дед успокаивал меня, обтирая большой рукой слезы, которые крупной земляникой сыпанули из моих глаз.

— (35)Попроси прошшенья, легонько подтолкнул он меня в спину.

(36)Я ступил в избу и завел:

— (37)Я больше… (38)Я больше… — и ничего не мог дальше сказать.

— (39)Ладно уж, умывайся да садись трескать! – все еще непримиримо, но уже без грозы, без громов оборвала меня бабушка.

(40)И срамила же она меня! (41)И обличала же! (42)Только теперь, поняв до конца в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уже заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…

(43)Не зная, что делать, как жить дальше, я разглаживал заплатку на штанах, вытягивал из нее нитки. (44)А когда поднял голову, увидел перед собой…

(45)Я зажмурился и снова открыл глаза. (46)Еще раз зажмурился, еще раз открыл.

(47)По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.

— (48)Бери, бери, че смотришь? (49)Глядишь, зато еще когда омманешь баушку…

(50)Сколько лет с тех пор прошло! (51)Сколько событий минуло. (52)Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

(по В.П. Астафьеву)


Укажите номер предложения, где есть фразеологизм.

ОГЭ по русскому языку. Задание 3

29.09| Админ|

ОГЭ по русскому языку. Задание 3

ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 2-я (тесты). Тема: Задание 3. Пунктуационный анализ. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».


 

Задание 3. Пунктуационный анализ

Применение правил постановки знаков препинания. 1 балл

Задание 3. Пунктуационный анализ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В храме Покрова на Нерли барельефы (1) выполненные в виде птиц (2) грифонов (3) львов (4) которые венчают на трёх фасадах изображения (5) сидящего на троне (6) царя Давида (7) рельефны (8) но вместе с тем необыкновенно пластичны.

ОТВЕТ: ______

Посмотреть правильный ОТВЕТ

Задание посвящено пунктуационному анализу — постановке знаков препинания в предложении (тексте). Вам нужно указать цифры, на месте которых должны стоять запятые. Обратите внимание: из всех знаков препинания вы работаете только с запятой. Где в предложении может стоять запятая?

В простом предложении:

  • при однородных членах предложения;
  • при обособленных членах предложения;
  • при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях;
  • при обращениях.

В сложном предложении:

  • при сочинительной связи;
  • при подчинительной связи;
  • при бессоюзной связи.
КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ
  1. Задание 3, бесспорно, также можно отнести к одному из самых сложных во всей работе, поскольку правил, по которым ставится запятая, много. Начинайте выполнять задание с внимательного и вдумчивого чтения предложения. Можно даже прочитать его несколько раз (ведь оно большое — занимает не две-три строки!), чтобы вникнуть в смысл предложения.
  2. Определите тип предложения — простое оно или сложное (найдите сначала грамматические основы и установите границы простых предложений в составе сложного): от этого зависит правило, по которому ставится (или не ставится) запятая.
  3. Определите правило, согласно которому вы предполагаете поставить запятую. При подготовке к ОГЭ обращайтесь к справочникам, конспектам и учебникам.
  4. Более подробный алгоритм выполнения задания будет рассмотрен на сайте в ближайшее время.

 

Перейти к другим заданиям части 2 ОГЭ:
Задание 2 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8

 


ОГЭ-2020 Русский язык. Материалы для подготовки. Часть 2-я (тесты). Тема: Задание 3. Пунктуационный анализ. Вернуться в оглавление «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Просмотров: 930

Навигация по записям

Подготовка к заданию 3 ОГЭ по русскому языку

Задание 3.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) Отец громко возразил: — Не городи чепуху, сынок! «Педагогично, непедагогично»…

2) Отец пришёл домой изрядно вымотанный, но в хорошем настроении.

3) А как жить, чтобы не обсуждать?

4) Человеческое понимание — это, если хочешь, тоже мощное оружие в борьбе за справедливость...

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются разговорные слова.

 

1) У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова.

2) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице.

3) На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.

4) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.

3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

 

1) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.

2) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.

3) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.

4) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?

4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

2) Право, не хочется — скучно! — сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

3) А если игры не будет, что же тогда остаётся?

4) Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя.

5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 

1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка».

2) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани.

3) А Николая била в висок ужасная мысль.

4) ...В большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.

6. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение? 

1) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

2) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

3) Солнце уже клонилось к закату, и было совсем по-вечернему.

4) Он глянул в самый тёмный угол — прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 

1) (26) Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.

2) (2) Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.

3) — (27) С какой это стати я стану с тобой разговаривать?

4) (37) Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

8.Задание 3 № 5903. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет?

 

1) (9) Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии.

2) (10) Cтранно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял.

3) (14) А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал.

4) (29) Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре.

9.Задание 3 № 6720. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 

1) Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.

2) Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.

3) Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд.

4) М-мда! — задумчиво произнесла Анна Николаевна и после небольшой паузы сказала: — Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!

10.Задание 3 № 7939. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. 

1) На высоком берегу ручья, на поваленном бурей дереве, сидела Чечек.

2) По хрустящей, подтаявшей тропинке он прошёл через сад, где старые берёзы и черёмухи позванивали хрустальными обледенелыми ветками.

3) «Как снегирь сидит», – усмехнулся Костя; он подошёл и сел на дерево рядом с Чечек.

4) И совсем нечего тут сидеть одной: подруги тебя ищут, так что вставай, беги!

11.Задание 3 № 6730. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм? 

1) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.

2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

3) Но я даже не подал виду.

4) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

12.Задание 3 № 8222. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?

1) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

2) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

3)Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.

4)И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

13.Задание 3 № 5952. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 

1) Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью.

2) После ужина небо вдруг нахмурилось.

3) Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться.

4) Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.

14. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение. 

1) На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.

2) Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.

3) Скрипка замолчала надолго.

4) И свет фонариков погас.

15. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 

1) Таким мы увидели его в первый раз: белая шейка, белые лапки, чёрные голова и спина и чёрный мохнатый хвост.

2) Может, он слышал какую-то музыку — музыку звёзд и темноты.

3) Мы поспешили пронаблюдать за схваткой, но её не было: Пеле, удивлённый поведением рыжего, побежал к нему, а тот бросился через забор.

4) Сколько тайн ночью!

16. Укажите фрагмент текста, в котором средством выразительности речи является ирония. 

1) — А собака у него — с телёнка. — С лошадь, — сказал Мишка. — Со слона, — поддакнул я.

2) Как только мы остановились у калитки, собака подошла и, встав на задние лапы, просунула между жердинами чёрный нос, обнюхивая Мишкину голову.

3) Дверь распахнулась, и на пороге показался высокий мальчишка в куртке на блестящей молнии. — Орион! — сказал мальчишка. — (25) Ко мне!

4) — Он кусается? — спросила Наташка. Мальчишка улыбнулся. — Погладь, — разрешил он.

17. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 

1) (18) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.

2) (7) Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку.

3) (21) — Шашки вон! — командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды.

4) (22) Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.

18. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 

1) Прославится сразу на весь лагерь!

2) Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой!

3) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

4) Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить.

19. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».

2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.

3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.

4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.

20.Задание 3 № 5809. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 

1) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

3) Здорово, юный жених!

4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

21.Задание 3 № 5856. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение? 

1) (9) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

2) (10) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.

3) (13) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

4) (16) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.

22.Задание 3 № 8224. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет? 

1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.

2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома – двадцать шестого.

3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.

4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

23.Задание 3 № 7424. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 

1) Пожилая, с морщинистым лицом продавщица в белом халате и крахмаленой шапочке шуршала промасленными бумагами.

2) Вечернее солнце светило в спину, и впереди Максима — третьеклассника, готовящегося послезавтра стать пионером, – на асфальте смешно шагала удивительно длинная и тонконогая тень.

3) — От горшка два вершка, а с такими деньгами…

4) Максим ещё раз сказал спасибо и пошёл, оглядываясь и думая о том, как всё-таки странно устроен мир: не сразу поймёшь, хороший человек или плохой, сердитый или добрый, и почему это происходит.

24.Задание 3 № 8236. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?

1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

2) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

4) Музыка уже разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.

ОГЭ по русскому: задание 3

Краткий курс по заданию 3 — «Пунктуационный анализ»

Это очень большое по материалам задание ОГЭ. И для его выполнения нужно знать сразу несколько тем. «Чё париться ради одного балла?» — спросите вы. На самом деле, попариться стоит: повысить свою грамотность (сегодня это пунктуационная грамотность) и отработать это хорошенько на практике — дело стоящее. Ведь вы же помните, что не получите оценку «4», если у вас будет низкая грамотность, сколько бы баллов за ОГЭ вы ни заработаете.

Курс по заданию состоит из нескольких лекций с тестированием на понимание материала. Когда вы окончите свой Путь и вернётесь сюда уже настоящим мастером кунг-фу пунктуации, то сможете попробовать себя уже в самом задании (тест расположен в нижней части страницы прямо под ссылками).

Итак, вперёд, навстречу приключениям!

«Знаки препинания при однородных членах и в сложном предложении»

«Знаки препинания при обособленных членах предложения»

«Знаки препинания при вводных словах»

О, я вижу вы вернулись? Готовы к решающей битве?

Я подготовил такой тест, где вам необходимо правильно указать ВСЕ знаки препинания, иначе балл не засчитается (кстати, на ОГЭ в этом задании так же). Давайте же узнаем, насколько полезным оказался пройденный Путь.

Пройдите же этот тест по заданию 3, нажав на кнопку ниже:

ОГЭ: Задание 3 - Вариант 1

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

If loading fails, click here to try again

Предложения взяты из романа «Братство кольца» Д.Толкиена, глава 9 «Резвый пони», пер. Муравьев, Кистяковский.

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Количество оставшихся вопросов: 10.

Как результат? Если не 10 из 10, предлагаю попробовать себя ещё в одном тесте. Верю в вас!

ОГЭ: Задание 3 - Вариант 2

Пожалуйста, подождите пока страница загрузится полностью.
Если эта надпись не исчезает долгое время, попробуйте обновить страницу. Этот тест использует javascript. Пожалуйста, влкючите javascript в вашем браузере.

If loading fails, click here to try again

Предложения взяты из романа «Братство кольца» Д.Толкиена, глава 9 «Резвый пони», пер. Муравьев, Кистяковский.

Ваш балл %%SCORE%% из %%TOTAL%%.   Результат оценивается как %%RATING%%

Ваши ответы выделены серым.

Количество оставшихся вопросов: 10.

Перейти к следующему заданию ОГЭ.

Главная → ОГЭ русский язык → ОГЭ: задание 3

Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: Задание № 3 ОГЭ по русскому языку

Слайд 1

Средства выразительности Задание 3 ОГЭ

Слайд 2

Вспомнить: Эпитет Сравнение (сравнительный оборот) Фразеологизм Метафора Гипербола Олицетворение Задание: опознать указанное в формулировке средство выразительности. Задания с выбором ответа и кратким ответом.

Слайд 3

Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, имеющее переносное значение и близкое по лексическому значению одному слову. Например: раз на раз не приходится (= разный результат) , не сводить глаз (= пристально , внимательно, неотрывно смотреть ) , буря в стакане воды (= большие волнения по ничтожному поводу), на краю земли (= где-то очень далеко), на седьмом небе (= быть в полном восторге), альфа и омега (= самая суть), бабушкины сказки (= какие-либо небылицы), балансировать на грани (= сильно рисковать). ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Слайд 4

Эпитет - художественное, образное определение (какой?), которое необычно, ярко называет признак предмета в переносном значении. Например: свежий ветер, могучий дуб, изумрудная трава Сравните: Хрустальный (прямое значение) бокал Хрустальные (переносное значение) слёзы . ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Слайд 5

Сравнение (сравнительный оборот) - образное выражение (слово или словосочетание), в котором один предмет сравнивается с другим: присутствует прямое сравнение с другим признаком. Используются слова как, как бы, точно , словно, будто, как будто . Например: тонкий, как прутик; быстрый, точно ветер . Сравните: Сравнение - [По всей усадьбе, словно в муравейнике, с утра до ночи копошились люди ] . СПП с придаточным сравнительным - [Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного ветра). ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Слайд 6

Метафора - употребление сочетания слов в переносном значении на основе сходства: скрывается (намёк) похожий признак другого предмета. Например: горит костёр рябины, кругом безбрежный океан пшеницы . Сравните: Гнездо (прямое значение) орла. Дворянское гнездо (переносное значение ). ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Слайд 7

Олицетворение - наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками: предметы показаны как живые существа. Например: вьюга поёт, дуб печалится . Сравните: Девочка плакала (прямое значение ). Ива плакала (переносное значение ). ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Слайд 8

Гипербола и литота имеют общую основу — отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества. Гипербола - преувеличение размера, признака, действия. Например: сто лет не виделись, тысячу раз тебе говорил . Литота - преуменьшение размера, признака, действия. Например: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок. ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Слайд 9

Алгоритм выполнения задания : 1. Вспомнить, что означает лингвистический термин, указанный в задании . 2. Внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов. 3. Определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выра­зительности. 4. Выбрать правильный ответ.

Слайд 10

Примерная формулировка задания: 1 ) –Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души , и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа… 3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА.

Слайд 11

Потренируемся… Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. Через несколько дней наконец-то небо нахмурилось и выпал снег. Слева виднелась широкая расщелина скалы, заполненная осыпью, по которой можно было забраться наверх. 3)Справа площадки, почти у самого леса, позади кустов черёмухи я заметил какое-то сооружение с колесом. 4 ) На воде дрожит золотая сеть солнечных зайчиков. 4

Слайд 12

Потренируемся… 2 . Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ. 1)Круглый шатер из оленьих шкур натянут на шесты. 2)Лишь изредка большая ночная птица бесшумно проносилась над головой. 3)Круглые сутки над тундрой светило солнце. Большое, рыжее, лохматое. 4)Пламя бушует и ревёт, дерево трещит и коробится, выбрасывая фонтаны искр, струи горячего дыма и множество пылающих головешек. 3

Слайд 13

Потренируемся… 3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. Длинные тени, падающие от деревьев, оставляли на них причудливые узоры. У руля сидел мужчина с непокрытой головой и длинными усами, какие носят в здешних местах многие крестьяне. Тусклое , едва различимое, светит солнце, матовое, какое-то лиловое. Стоял крепкий мороз, снег похрустывал под ногами, будто битое стекло. 4

Слайд 14

Потренируемся… 4 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1)Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. 2)Собаки , спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. 3)Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. 4)Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. 2

Слайд 15

Потренируемся… 5 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. Из тумана выплыло девичье лицо, золотистое от полярного загара. Москва-река была до набережных покрыта шевелящимся одеялом тумана. Косматое нежаркое солнце садилось в леса. Артамонов опасался опоздать на первую лекцию и проснулся ни свет ни заря. 2

Слайд 16

Потренируемся… 6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ . И вот перед костром между деревцами в розоватом отблеске пламени появились большие белые птицы, точно снежные комья. И всё-таки чувствуем себя на льду океана не в своей тарелке. Стучим топорами по голым деревьям, и они звенят, как корабельные мачты. Ветер на лету подхватил горящую солому и остервенело швырял её тяжёлыми пригоршнями в ночную степь. 2

Слайд 17

Потренируемся… 7 . Укажите предложение, в котором используется ЭПИТЕТ. Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. Майское утро дышало особенной прелестью. До сих пор во сне я вижу эту замерзшую, голую и печальную долину. 4

Слайд 18

Потренируемся… 8 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА. Исчезла под стеной сарая лиловая туша ноздреватого сугроба. Жизнь была слишком интересной для того, чтобы ломать голову над её смыслом. У самого горизонта море было лиловым, тревожным, предвещающим шторм. Тусклый серый свет проходил сквозь маленькие круглые иллюминаторы. 1

Слайд 19

Потренируемся… 9 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. 3)Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. 4)Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. 3

Слайд 20

Потренируемся… 10 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. Дикий , торжествующий крик огласил пустынные берега. До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *