Спп с придаточными определительными примеры предложений: 1. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными – Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Содержание

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным: примеры :: SYL.ru

Некоторую трудность в изучении русского языка создаёт сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Рассмотрению вопросов, касающихся этого раздела, будет посвящена данная статья.

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Сложным предложением является языковая конструкция, в которой присутствует более одной грамматической основы – подлежащего и сказуемого. Причём сложноподчиненное предложение с придаточным определительным отличается наличием главной части и зависимой. Придаточное предложение обозначает признак предмета, названного в главном, и отвечает на вопросы "какой, который".

В речи часто встречаются сложноподчиненные предложения. Примеры можно привести такие.

Пёс бежал по лугу (какому?), который пестрел цветами.

сложноподчиненное предложение с придаточным определительным

Татьяна читала книгу из библиотеки Николая (которую?), которая была уже двадцатой по счёту.

Некоторые люди считают, что все свои мысли легко выразить короткими фразами, «без заморочек». Они утверждают, что сложноподчиненное предложение с придаточным определительным следует заменять двумя одноосновными простыми.

В некоторых случаях они правы. Особенно когда дело касается «многоэтажных» построений с несколькими подчинениями, причастными и деепричастными оборотами. Такие конструкции читать сложно, понять смысл сказанного – и того труднее. Но что может получиться, если постоянно заменять на несколько простых все сложноподчиненные предложения? Примеры, данные выше, мы попробуем преобразовать в упрощённые варианты.

Пёс бежал по лугу. Луг пестрел цветами.

Татьяна читала книгу из библиотеки Николая. Она была уже двадцатой по счёту.

сложноподчиненные предложения примеры

Получились вполне понятные и доступные для чтения предложения. Нам просто нужно было заменить союзные слова существительными либо местоимениями. Однако в первом случае налицо повтор слова в соседних предложениях, что нежелательно. Да и на слух этот вариант больше напоминает материал из букваря для осваивающих чтение малышей, а не на красивую русскую речь.

Разбор сложного предложения

Чтобы верно расставить знаки препинания в сложноподчинённых грамматических конструкциях, требуется умение находить грамматические основы в их частях. Например, разберём предложение.

Птица села на ветку дерева, которое сгорбилось под тяжестью снега.

Главная часть – птица села на ветку дерева, где птица – подлежащее, а села – сказуемое. Подчинительное предложение здесь таково: оторое сгорбилось под тяжестью снега". Союзное слово «которое» вполне можно заменить словом «дерево». Тогда получится полноценное простое предложение: «Дерево сгорбилось под тяжестью снега», где грамматическая основа - «дерево сгорбилось». Поэтому при разборе придаточного предложения указывается подлежащим «которая» – именно это слово является главным здесь.

 схема сложноподчиненного предложения

Поможет разобраться более точно схема сложноподчиненного предложения. Прямоугольником обозначается главная часть, кружком – подчинительная. Также следует указать в схеме связующее союзное слово и расставить знаки препинания.

Связь в сложноподчинённом предложении, имеющем придаточное определительное

Если автор использует данную конструкцию в речи, он соединяет главную часть с второстепенной при помощи союзных слов «какой», «чей», «который», «когда», «кто», «что», «откуда», «куда», «где». Разделяются части сложноподчиненного предложения запятой. Причём слова "чей, который, какой" являются основными, а все остальные из списка – неосновные, указывающие на признак предмета косвенно. Но их (неосновные связующие союзные слова) всегда можно заменить основным «который».

Я обожаю дом в деревне, где прошло моё детство.

 какое предложение сложноподчиненное

В данное конструкции союзное слово «где» легко заменяется словом «в котором». Можно поставить вопрос к придаточному «Я обожаю дом в деревне (какой?), где прошло моё детство».

Часто в главной части присутствуют указательные слова «тот» («та», «то», «те»), «такой», «каждый», «всякий», «любой».

Я уважаю тех людей, что грудью защищали Отечество своё.

Где и когда ставится запятая в сложноподчинённых предложениях

  • В речевых конструкциях, где есть придаточные определительные, между главной частью и зависимой ставят запятую.

Вот и кинотеатр, где они целовались на последнем ряду.

  • При нахождении придаточного внутри главного его выделяют с обеих сторон запятыми. части сложноподчиненного предложения

Над лесом, в котором мы собирали грибы, сгустились чёрные тучи.

  • Иногда в придаточном обнаруживается наличие усилительно-ограничительных слов (союзов или их сочетаний, частиц, вводных слов). Таковыми являются особенно, в особенности, в частности, даже, в том числе, а также, а именно, а (но) только, как раз, лишь, исключительно, только и других. Их относят к придаточному, а запятую ставят таким образом, чтобы не отделять усилительно-ограничительные слова от самого придаточного.

Хорошо отдыхать в деревне, в особенности рядом с которой протекает речка.

  • Если перед нами сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, не связаными между собой соединительными или разделительными союзами
    и (да), или, либо
    , то запятой разделяют все простые предложения.

Ручей бежал мимо прекрасной сказочной лужайки, которая пестрела цветами, над которой порхали яркие бабочки.

В каких случаях запятую не ставят в сложных предложениях

  • Встречаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, которые являются однородными и связаны между собой одиночными соединительными или разделительными союзами и (да), или, либо.

сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Мне нравится смотреть на малышей, которые играют в песочнице или которые увлечённо рассматривают картинки в книжке.

  • Не стоит выделять запятыми придаточное, состоящее из одного слова.

Я взял бы книгу, но не знаю какую.

  • Не выделяют запятой придаточное, если перед подчинительным союзным словом стоит отрицательная частица "не".

Я должен был видеть не какая это работа, а почему и кем она написана.

Положение связующего слова в сложноподчинённом предложении

Трудность при разборе может появиться в том случае, когда связующее союзное слово оказывается не в начале придаточного, а в середине его или даже в конце.

Осторожно наступало рождественское утро, ждали с нетерпением которого все малыши.

Всех слушателей покорила та певица, аплодисментов не жалели для которой.

русский язык сложноподчиненные предложения

Однако схема сложноподчиненного предложения, в котором связующее союзное слово находится не в начале придаточного, строится таким образом, как будто оно стоит сразу после запятой.

Стилистические ошибки в сложноподчинённых предложениях с придаточным определительным

Довольно часто люди допускают откровенные ляпы в речи. А какое предложение сложноподчиненное будет иметь искажённый смысл?

То, где наблюдается неверное расположение определительного придаточного относительно слова из главной части, признак которого указывается. Если поставить определение далеко от него, вся конструкция может принять искажённый смысл.

Фраза может стать и вовсе нелепой, если между определяемым словом и придаточным определительным поставить члены предложения, зависящие от других слов. Например:

Татьяна любила кушать варенье ложкой, что приготовила бабушка.

Из предложения можно сделать вывод, что бабушка была мастерицей по части изготовления ложек. А это совсем не так! Бабушка варила варенье и никогда не делала предметов кухонной утвари. Поэтому правильным вариантом будет такой:

Татьяна любила кушать ложкой варенье, что приготовила бабушка.

А вот в тех случаях, когда между придаточным и определяемым словом стоят члены предложения, зависящие именно от него, то конструкция имеет право на существование.

Татьяна любила кушать варенье ложкой, раскрашенной ярким орнаментом, которую подарил ей её дед.

Здесь словосочетание «раскрашенной ярким орнаментом» является зависимым от «ложки», поэтому ляпа не получилось.

Да, многообразен и труден русский язык! Сложноподчиненные предложения занимают здесь не последнее место. Однако умение правильно использовать их в речи и безошибочно расставлять знаки препинания, можно добиться красивого и яркого описания.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

·                   Сегодня мы узнаем, какими бывают придаточные предложения.

·                   Поговорим о придаточных определительных.

·                   И выясним особенности сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.

Придаточное предложение – это такая часть сложноподчиненного предложения, которая находится в подчиненном положении по отношению к главной.

К придаточному предложению ставится вопрос от главного. Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов и союзных слов. Наконец, придаточное предложение раскрывает ту информацию, которая сообщается в главном предложении.

Основная классификация сложноподчиненных предложений – это классификация по видам их придаточных частей. Бывают сложноподчиненные предложения с придаточными:

·                   определительными,

·                   изъяснительными,

·                  

обстоятельственными.

Это самая общая классификация. И она похожа на известную нам классификацию второстепенных членов предложения. Мы легко можем вообразить себе на месте придаточных определительных – определения, изъяснительных – дополнения, а обстоятельственных – обстоятельства.

Это сходство совсем не случайно. Как мы определяем вид придаточных предложений? Как и в случае с второстепенными членами предложения, мы в первую очередь ставим вопросы.

В нашем классе есть дверь (какая?), которая все время скрипит. Перед нами придаточная определительная (вопрос определения).

Когда учитель входит, мы встаем. Встаем – когда? – когда учитель входит. Перед нами придаточная обстоятельственная (вопрос обстоятельства).

Во вторую очередь мы обращаем внимание на средства связи главной и придаточной части. Так, в первом предложении союзное слово который указывает на придаточную определительную. Во втором предложении союзное слово когда подсказывает, что мы имеем дело с придаточной обстоятельственной.

Придаточные определительные настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы встречаем их даже в сказках для самых маленьких. Вы, конечно, помните замечательное стихотворение, которое мы знаем в переводе Самуила Маршака – «Дом, который построил Джек».

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница.

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это веселая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

 Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Все стихотворение строится на использовании придаточных определительных.

Как мы видим, придаточные определительные отвечают на вопрос какой?

Кому принадлежит зонтик (какой?), который мы нашли в классе?

Девочка (какая?), чей зонтик мы нашли в классе, очень спешила.

В классе (каком?), где мы нашли зонтик, никого не было.

Придаточные определительные присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов.

Это такие слова, как который, какой, чей, что. А еще – где, куда, откуда и т. д..

Будьте осторожны! Союзные слова бывают коварными! Если ориентироваться только на них, то можно легко перепутать виды придаточных.

Мы хотим поехать туда, куда не ступала нога человека. Хотим поехать – куда? Обстоятельственный вопрос. Это придаточное обстоятельственное.

Вот и место, куда мы отправимся завтра! Место – какое? Это – придаточное определительное.

Средства связи одинаковые. А виды предложений разные.

Тепло там (где?), где друзья. Вопрос обстоятельства – придаточное обстоятельственное.

Это дом (какой?), где живут мои друзья. Вопрос определения – придаточное определительное.

Именно поэтому мы всегда сначала ставим вопросы, а уже потом обращаем внимания на средства связи.

Я заметил, что на столе стоит ваза.

Я заметил вазу, что стояла на столе.

В двух предложениях средство связи – что. Но на него мы не обращаем внимания. Необходимость поставить вопрос заслоняет собой все.

Я заметил – что? – что на столе стоит ваза.

Вопрос дополнения – придаточное изъяснительное.

Я заметил вазу – какую? – что стояла на столе.

На вопрос «какую?» отвечает придаточное определительное.

Обратите внимание на еще одну любопытную деталь. В первом предложении что – союз. А во втором – союзное слово.

Дело в том, что придаточные определительные в основном присоединяются к главной части при помощи союзных слов.

Настроение нам подняла музыка, что радостно звучала из окна. Что в данном случае – союзное слово.

Это город, куда хочет поехать каждый. Куда – союзное слово.

За лесом находится болото, где нужно проявлять особенную осторожность. Где – союзное слово.

Мы легко можем доказать, что во всех предложениях у нас используются союзные слова. Любое союзное слово в придаточном определительном можно заменить словом который.

Подсказкой может служить и то, к чему относится придаточное предложение. Придаточные определительные относятся к существительному в главном предложении.

В первом предложении придаточное определительное относится к существительному музыкамузыка какая?

Во втором примере придаточное определительное относится к существительному городгород какой?

В третьем примере придаточное относится к существительному болото: болото – какое?

Однако придаточные определительные могут также относиться и к местоимению. Обычно это местоимения тот, такой, таков, каждый, всякий, все и так далее.

В таком случае в качестве средств связи могут выступать союзные слова кто, что, какой, который, чей. И даже союзы: как, словно, как будто, что.

Я тот, чью машину вы видите на улице.

Все, кто собирался идти в музей, пришли вовремя.

У тебя такой вид, словно ты увидел что-то страшное.

Несмотря на то, что вопрос «какой?» мы можем поставить не во всех таких предложениях, придаточное в них раскрывает смысл местоимения. И потому считается, что это придаточное определительное.

Нужно правильно сочетать придаточное предложение и существительное, к которому оно относится. Избегайте ошибок!

Москва – город, которая является столицей России.

Это предложение не согласовано, потому что придаточная часть в нем относится не к существительному город, а к существительному Москва. Правильно не которая, а который.

Это птица страус, который не умеет летать. В данном примере придаточное определительное относится к слову «птица». Значит, средство связи – местоимение которая.

Ошибок можно избежать, если твердо запомнить, что придаточные определительные стоят после слова, к которому относятся.

Эта книга, которую он открыл случайно, увлекла его не на шутку.

Его не на шутку увлекла эта книга, которую он открыл случайно. Придаточное определительное все равно стоит после слова книга.

Увлекла его не на шутку, которую он открыл случайно, эта книга.  Предложение является несогласованным. Это ошибка.

Нельзя отрывать придаточные определительные от определяемого слова.

Это кот соседа, который вечно спасается от собак на деревьях.

Придаточное определительное относится к последнему существительному, которое стоит перед ним. Здесь это слово соседа. И потому получается, что от собак на деревьях спасается сосед. Но ведь на деревьях должен был спасаться кот!

 Это соседский кот, который вечно спасается от собак на деревьях. Теперь придаточное определительное относится к слову кот. И на дереве оказывается именно кот, который принадлежит соседу.

Для чего нам нужны сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?

Придаточное определительное характеризует предмет или явление, о котором говорится в главном предложении.

Именно поэтому все определения, с которыми вы встречаетесь в учебниках, построены по принципу: нечто – это что-то, которое… дальше идет определение.

Что же нам требуется запомнить?

СПП с придаточными определительными. Сложноподчиненные предложения в русском языке

Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. Сложное предложение отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.

СПП с придаточными определительными

Сложное предложение с подчинительной связью частей

Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на вопросы косвенных падежей, то это изъяснительная часть. Например:

  • Петр утверждал, что его на заседании не было.
  • Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
  • Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.

В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это придаточное обстоятельственное предложение. К примеру:

  • Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
  • Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
  • Максим был там, где жили его друзья.

К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:

Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.

Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.

Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем. конспект СПП с придаточным определительным

Пунктуация в СПП

Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или союзному слову (союзное слово является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".

Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".

В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части – запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Придаточное определительное

  • Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
  • Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
  • Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
  • Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.

При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".

Особенности придаточного определительного

Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:

  • Это сложноподчиненные предложения, в которых к зависимой части, что дает характеристику одному из слов в главном предложении, задается вопрос "какой".
  • Особенностью такого вида придаточных является их скрепление с основной частью только при помощи союзных слов
  • Соединительные слова могут стоять в любом месте зависимой части: и в начале, и в середине, и даже в конце ( "Их дочь, ничего не жалеют для которой, - милая и добрая девушка").
  • Придаточная определительная часть может находиться в середине главной.
  • Она может зависеть от такого слова, при котором есть указательное местоимение: "В том месте, где была спущена лодка, рос густой камыш". Тест СПП с придаточными определительными

Местоименно-определительные предложения

От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение – местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.

СПП с придаточными определительными предложения

Упражнения по теме

Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».

  1. В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.

а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.

б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.

в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.

г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.

2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.

а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.

б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.

в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.

г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе.

3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?

а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.

б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.

в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.

г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.

4. Укажите придаточное определительное предложение.

а) Он знал, откуда доставили груз.

б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.

в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.

г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.

5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.

а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.

б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.

в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.

г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.

Сложноподчиненные предложения с придаточными местоименно определительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Зачем нужны сложные предложения

1. Вопросы: придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? чей?

2. Главное слово: придаточные определительные относятся к члену в главном предложении, выраженному существительным .

3. Средства связи: придаточные определительные прикрепляются к главному при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда . В главном предложении могут быть (но не обязательно) указательные слова : тот, этот, такой и др., выполняющие функцию определения в главном предложении.

4. Место придаточного: придаточные определительные всегда стоят после существительного, к которому относятся.

    Комната [какая?], в которую вступил Иван Иванович , была совершенно пуста (Гоголь).

    [сущ., (в которую - союз. слово), ].

    Давайте помечтаем , например, о той жизни [о какой?], какая будет после нас, лет через двести-триста (Чехов).

    [сущ. + указ. слово], (какая - союз. слово)

    В сложной биографии Андерсена нелегко установить то время [какое?], когда он начал писать свои первые прелестные сказки (Паустовский).

    [сущ. + указ. слово], (когда - союз. слово)

Обратите внимание!

1) Придаточные определительные прикрепляются к главному только при помощи союзных слов . Если средством связи является союз, это не определительное придаточное!

У Слободкина возникло ощущение , будто он застыл в беспредельном пространстве (Тельпугов) - от существительного ощущение можно задать два вопроса: ощущение какое? и ощущение чего? ; в данном случае придаточное не определительное, а дополнительное именно потому, что средством связи является союз будто .

2) В придаточном определительном союзные слова когда, где, куда, откуда, кто, что можно заменить союзным словом который .

Забрались в такие заросли, где одни волки водились (А.Н. Толстой). - Забрались в такие заросли, в которых одни только волки водились.

2.2. Придаточные предложения, которые относятся к одному слову в главном предложении

  • 2.2.1. Придаточные определительные
  • 2.2.3. Придаточные подлежащные

2.3. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

Я приказал ехать на незнакомый предмет, который (= предмет) тотчас и стал подвигаться нам навстречу (А. С. Пушкин) - союзное слово который является подлежащим.

Я люблю людей, с которыми (= с людьми) легко общаться (с которыми является дополнением).

Союзные слова что, где, куда, откуда, когда являются для придаточных определительных неосновными и всегда могут быть заменены основным союзным словом который в определённой форме:

Парк, где (= в котором / = в парке) мы любили гулять, был больше похож на лес.

Определяемое слово в главной части может иметь при себе указательные слова тот, такой , например: В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца . Однако такое указательное слово может быть опущено и поэтому не является обязательным в структуре предложения; придаточное относится к существительному даже при наличии при нем указательного слова.

Кроме того, существуют придаточные определительные предложения, относящиеся именно к указательным или определительным местоимениям тот, то, таков, такой, каждый, весь, всякий и др., которые не могут быть опущены. Такие придаточные называются местоименно-определительными . Средства связи в них - относительные местоимения кто, что, какой, каков, который :

Кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей (Н. А. Некрасов) - средство связи - союзное слово кто , выступающее в функции подлежащего.

Он не такой, каким мы хотели его видеть - средство связи - союзное слово каким , являющееся определением.

Все кажется хорошим, что было прежде (Л. Н. Толстой) - средство связи - союзное слова что , являющееся подлежащим.

Отличие придаточных местоименно-определительных от собственно определительных заключается и в их способности располагаться перед главной частью.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (задание В6)

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и присоединяются к главной части союзами (что, как, будто, как будто, как бы, чтобы, ли, не - ли, ли - или, то ли - то ли и др.) и союзнымисловами (что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, зачем и др.):

Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо (В. Маяковский) - средство связи - союз чтоб .

Я не знаю, хочу ли я идти с ними - средство связи - союз ли , который, подобно сочинительным союзам же, тоже, также , стоит не в начале части.

Говорили, что будто бы он пристрастился коллекционировать курительные трубки . (А. Н. Толстой) - средство связи - составной союз что будто бы .

Я спросил, идет ли он со мной, или мне идти одному - средство связи - двойной союз ли - или .

Один бог разве мог

Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным, правила и примеры

Придаточные определительные содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении, и отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного. Присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов который, куда, когда, чтои др.

Например: Утро (какое утро?), когда начинается этот рассказ, наступило пасмурное, но тёплое. (К. Паустовский.) Мы встретили знакомого (какого знакомого?), с которым давно не виделись.

Чтобы выделить определяемое слово в главном предложении, можно употребить указательное слово.

Например: Из того пруда (какого пруда?), который находился на окраине деревни, вытекал ручей.

В таких предложениях придаточная часть прикрепляется к сочетанию существительного с указательным словом. Указательное слово здесь не является конструктивно обязательным и может быть опушено: Из пруда, который находился на окраине деревни, вытекал ручей.

Прочитайте сложноподчинённые предложения.

От выделенных слов поставьте вопрос к придаточным предложениям.

Какой частью речи являются выделенные слова?

Какую позицию по отношению к главному предложению может занимать придаточное определительное?

1. В ту ночь приехал я в город, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей.

2. С рассветом жители спешили взойти на крепостные стены и устремили взоры в ту сторону, откуда ожидали неприятеля.

3. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем.

4. Мороз пробежал по всему моему телу при мысли, в чьих руках я находился.

5. Мы условились драться за скирдами, что находились подле крепости.

(По А. Пушкину.)

Придаточные определительные могут относиться к местоимениям тот, каждый, всякий, все, любой, такой, таков в главном предложении и присоединяться к главному при помощи союзных слов кто, что, какой, каков, который, чей или союзов что, словно, как, как будто. В таких предложениях употребление местоимений в придаточном обязательно.

Например: Я тот, кого никто не любит. (М. Лермонтов.) Почерк у него был чёткий, красивый, такой, каким пишут очень аккуратные люди. Каково лето, таково и сено. (Поел.) Вид у него был такой, как будто его кто-то обидел.

В этих предложениях придаточное конкретизирует, наполняет содержанием значение местоимения в главном предложении, к которому относится. Термин «определительное» по отношению к придаточному используется в данном случае условно, в значении «раскрывающее содержание».

Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. 9 класс

Виды придаточных предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. 9 класс

Цели урока:

-обучающие: научить учащихся находить придаточные определительные в сложноподчинённых предложениях по характерным признакам, расставлять знаки препинания в предложениях данного типа, составлять схемы сложных предложений;

-развивающие: развивать орфографическую грамотность, навыки определения данных придаточных в сложноподчинённых предложениях;

-воспитательные: прививать любовь к родному языку.

Оборудование: учебник, записи на доске.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Эмоциональный настрой

  3. Повторение изученного материала

  1. Лингвистическая разминка (на проверку и тренировку слуховой памяти)

- Из предложенных слов выпишите лишь вторую букву каждого из них. Если вам удастся всё сделать без ошибок, то из этих букв получится сочетание слов, относящееся к научной терминологии.

Вскрикнуть, блистательный, количественный, ожог (руки), интенсивный, роскошный, бескорыстный, опасность, прочувствованный, безымянный, одиннадцать, бледнолицый, возлагать, сжаренный, серебряный, интеллигентный, циничный, реалистичный.

(Сложное предложение.)

Дополнительное задание: объяснить лексическое значение слов интенсивный, циничный, реалистичный. При необходимости воспользоваться толковым словарём.

  1. Повторение теоретических сведений о сложных предложениях

- Какой раздел науки о языке изучает предложение?

- Что называется сложным предложением?

- На какие виды делятся сложные предложения?

3. Цифровой диктант

-Отметьте номера сложных предложений.

1) Мой дом находится на окраине района. (Простое предложение)

2) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (Сложносочинённое предложение)

3) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Сложноподчинённое предложение)

4) Охотник насторожился: собака поджала хвост. (Бессоюзное сложное предложение)

5) Мы добрались до цели нашего путешествия. (Простое предложение)

6) Пел он старинную русскую песню, которую без волнения слушать было невозможно. (Сложноподчинённое предложение)

(2, 3, 4, 6)

  1. Подготовка к восприятию нового материала

- Какое предложение называется сложноподчинённым?

У ч и т е л ь. Все сложноподчинённые предложения делятся на три группы: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

- Прочитайте последнее предложение цифрового диктанта.

- Найдите главное и придаточное предложения.

- От какой части речи в главном предложении задаётся вопрос к придаточному?

(От имени существительного)

- Задайте вопрос. (Песню какую?)

- Какое средство связи главного предложения с придаточным?

(Союзное слово которую – относительное местоимение)

- Составьте схему предложения.

- В данном предложении придаточное отвечает на такой же вопрос, как и имя прилагательное. Поэтому оно называется… (определительным.)

- Верно. Так сформулируйте тему и цели нашего урока.

5. Формулирование учащимися темы и целей урока

6. Изучение нового материала

1.Работа со статьёй учебника (с. 69-70)

Чтение статьи, комментирование примеров, составление плана.

План

  1. Вид придаточного предложения.

  2. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

  3. К чему относится в главном предложении?

  4. Средства связи.

  5. Есть ли указательные слова?

  6. Пример сложноподчинённого предложения с придаточным определительным.

2.Работа в парах

- Расскажите по плану о придаточных определительных.

7. Закрепление изученного материала

1. Записать предложения, раскрывая скобки и ставя придаточное после определяемого слова. Составить схемы полученных предложений.

1) В реке водится рыба (что протекает возле нашего села).

2) В доме живёт участник Великой Отечественной войны (который стоит рядом со школой).

3) На дне лесного оврага бежал по каменистому руслу ручей (куда мы пришли).

2. Выборочная работа с тестовыми заданиями из сборника по подготовке к ОГЭ по русскому языку под редакцией И. П. Цыбулько (36 вариантов).

8. Подведение итогов урока. Рефлексия

Интерактивный приём «Микрофон»

- Продолжите предложение: «Сегодня на уроке мы повторили (изучили, узнали, выполнили) …».

9. Домашнее задание

Прочитать статью учебника на с. 69-70. Найти и выписать из произведений художественной литературы 10 сложноподчинённых предложений с придаточными определительными.

Литература

  1. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. – М.: ВАКО, 2006. – 224 с.

  2. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2015. – (ОГЭ. ФИПИ - школе).

  3. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику Л. А. Тростенцовой и др. / авт.-сост. Т. М. Амбушева. – Волглград: Учитель, 2012. – 143 с.

  4. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. Ред. Н. М. Шанский. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 206 с.

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: Виды придаточных. СПП с придаточным определительным (урок+презентация)

Слайд 1

Виды придаточных предложений. СПП с придаточными определительными. Урок русского языка в 9 классе Учитель Рябуха Марина Николаевна

Слайд 2

Лексический диктант Задание: по лексическому значению определить и записать словарные слова Например: система взглядов на природу и общество ( мировоззрение)

Слайд 3

Словарные слова урока Аккомпанемент Аккомпанировать Аккомпаниатор

Слайд 4

Проверь себя! Мировоззрение, миропонимание, гигант, гигантский, прогресс, гуманный, человечный, комментарий, популярный, аккомпанемент, аккомпанировать, аккомпаниатор.

Слайд 5

Фронтальный опрос Какие предложения называются сложноподчинёнными? Как называется независимое предложение в составе СПП? А зависимое? С помощью чего связываются главное и зависимое предложения? В чём разница между союзами и союзными словами? Для чего в главном предложении часто употребляются указательные слова?

Слайд 6

Виды придаточных предложений по значению Вид Отвечает на вопросы Союзы Союзные слова К чему присоединяется Указательные слова Определительные Какой? Какое? Какая? _____ Который, когда,что,где Существи тельное, местоимение Тот, такой Изъясни тельные Кто? Что? Все падежные вопросы Что, чтобы, как будто Кто,что, отчего, где,когда Глагол, местоим.,слова рад,известно То,тот , каждый, всякий Обстоятельственные Где?Куда? Откуда?Как?Каким образом?За-чем? Когда, пока, как будто, чтобы ______ Сказуемое, обстояте льство места Там, туда, оттуда, так, такой

Слайд 7

Определите вид придаточных предложений по значению Они ушли в комнату, откуда под аккомпанемент гитары звучала весёлая музыка. (определительное) Моя подруга считает, что мне должен аккомпанировать Иван Петрович.( изъяснительное) В конкурсе победила наша школа, потому что у нас был чудесный аккомпаниатор. (обстоятельственное)

Слайд 8

Закрепление В каком варианте ответов вы видите наличие речевого недочёта? Определите, в чём он заключается? Что даёт возможность избежать этого в другом варианте? Ровно-древний зелёный город. Ровно был основан семьсот лет назад. Ровно-древний зелёный город, который был основан семьсот лет назад.

Слайд 9

Закрепление Группа № 1. Задание: поработайте корректором. Группа № 2. Задание: преобразуйте данные предложения(на основе двух простых составьте одно сложное). Группа № 3. Задание: Упр.36 (1,2) с последующей самопроверкой.

Слайд 10

Работа с учебником Чтение теоретического материала (страница 20, пункт I , II )

Слайд 11

Закрепление Группа № 1. Задание: рассмотрите репродукцию картины К.Ф.Юона «Весенний солнечный день». Составьте мини-текст, используя придаточные определительные.

Слайд 12

закрепление Группа № 2. Задание: составьте предложения по схемам. [ …тот ] , (который). [ …такой ] , (который, какой…). [ …кто ] , (тот…).

Слайд 13

закрепление Группа № 3. Задание: используя придаточные определительные или обособленные причастные обороты, дайте определение ромбу, имени существительному. Например: Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.

Слайд 14

Готовимся к ГИА B5 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между однородными членами предложения . Дюма водил Андерсена по дешевым парижским театрам,(1) а однажды Андерсен видел,(2) как Дюма писал свой очередной роман,(3) то громко переругиваясь с его героями,(4) то покатываясь от хохота.

Слайд 15

Готовимся к ГИА B7 В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения . Они вызвали ураган негодования среди шкиперов парусных кораблей,(1) и,(2) когда пароходы,(3) надымив на весь пролив,(4) смущенно проходили сквозь строй парусников,(5) их подвергали неслыханным насмешкам.

Слайд 16

Готовимся к ГИА B8 Выпишите из предложения 21 словосочетание, в котором слова соединяются способом примыкание . ( 21)Он напрягал память и вздыхал: как жаль, что ночное треньканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть

Слайд 17

Проверь себя В5 – 4 В7 – 2, 5 В8 – сейчас проиграть (проиграть сейчас)

Слайд 18

Подведение итогов урока На какие три группы по значению делятся СПП? Какие придаточные называются определительными? Для чего к существительному прибавляется указательное слово? Какие придаточные близки к определительным? В чём разница собственно определи - тельными и местоименно-определительными придаточными?

Слайд 19

Домашнее задание Группа № 1. Написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «Летом», «Осенний день», «Первый зимний вечер». Группа № 2. Составьте предложения по схемам. Кубань – моя любимая река,(которая.., которую.., о которой..,). Группа № 3. Выполнить упражнение 37 (1,4).

Слайд 20

С П А С И Б О З А У Р О К !

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *