Окружающий мир 2 класс рассказ о семье – План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: урок познание мира 2 класс «Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.»

Урок окружающего мира «Что такое семья»

Цели:

  • познакомить детей с понятиями «семья», «поколение», «домочадцы»;
  • формировать представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;
  • помочь становлению нравственных представлений учащихся о внутрисемейных отношениях, сплотить детей и родителей;
  • развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и школы;
  • воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
  • сплотить классный коллектив;
  • воспитывать чувство гордости за свою семью.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир. 2 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой),
  • мультимедийный проектор,
  • Презентации Microsoft Power Point, созданные совместно родителями и учениками.

Формы: фронтальная, индивидуальная, в парах

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ), практические (упр.)

Технологии: здоровьсберегающие, проблемного и игрового обучения

Тип урока: изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Рефлексия

Звучит песня в исполнении Ю.Антонова “Под крышей дома твоего”.

– Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?

2. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей

– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу  И стены в доме помогают. (1 слайд)
Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом– это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.

Когда строят дом?
Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом.
– А изначально дом – жилище, изба. В древне – русском языке слово «истба» означало «баня – теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома – «тепло»)
Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта. А вам?

(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)

Вот мы построили дом, в котором тепло. У вас на столе лежат сердца выберите слово, которое вам понравилось на домике и запишите на сердце. Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется

– Кто догадался? Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока «Семья». (2 слайд) О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

3. Работа по теме урока

– Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?
– Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре.

Словарь Ожегова С.И.: (3 слайд)

1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.: (4 слайд)

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

– А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение.

Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля –
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
– Сейчас я тебе семь вопросов задам:
– Кто деток родит мне, богиня моя?
Ева тихонько ответила: «Я»
– Кто их воспитает, царица моя?
Ева покорно ответила: «Я»
– Кто есть приготовит, о радость моя?
Ева всё также ответила: «Я»
– Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»,
Сказала она знаменитых семь «Я»
Вот так на Земле появилась семья.

– А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
– До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время, женщины заботились о своем потомстве. Дома вы нарисовали рисунок своей семьи. Мы оформили выставку вещей. Кто хочет рассказать о том, что вы отразили в своем рисунке? Как бы вы назвали нашу выставку?  Сделали презентацию о семье. (Слайды 5, 6)

(Дети рассказывают о своих семьях)

4. Работа в парах и составление схемы

А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи?

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

(У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют, а на доске появляется схема –  «Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством».)

Что их еще может объединять? (Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)

5. Самостоятельная работа (поиск слов на страницах учебника)

Кого назовём домочадцами уч. с 64 (В старину членов семьи называли «домочадцами»). В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? уч. с. 64

Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений.
– А у кого из вас в семье проживает несколько поколений? (Сообщения детей)

6. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вместе дружная семья.

– Какая семья называется многодетной? (В которой 3 и больше детей)
– Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? (Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры).

– У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.

Что имя? Звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья?
Конечно, нет! И в именах есть тайна.
И таинство есть имянареченье.

– Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя. (Несколько ответов детей). (Слайд 7)
– Хорошо, молодцы! А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”

  • У кого есть старший брат.
  • У кого есть младшая сестра.
  • У кого бабушка и дедушка.
  • У кого дальние родственники живут на “материке”.
  • У кого есть сын или дочь.

– Ну, вот я про вас немного больше узнала. А вы вспомнили своих близких и дальних родственников.

7. Формирование практических умений и навыков

– Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. – А может ли человек жить один и называть себя семьей?
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком.

Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
– Куда ты идешь? – спросил старик.
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. (Слайд 8)

Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась – ? Мы узнаем, разгадав кроссворд. (Слайд 9)

По горизонтали:

1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (Сестры)
2. Отец папы (Дедушка).
3. Мама – жена, а папа – (муж)
4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (Братья)
5. Брат папы (Дядя)

– Посмотрите, какое слово получилось по вертикали? (Семья)

– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники) СЕМЬЯ.

В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.

Игра « Кто кому кто?»

– Даша, ты кто для мамы? (Дочь)
– Женя, кто называет тебя сыном? (Папа)
– Кирилл, ты кто для бабушки? (Внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
– Серёжа, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (Тетя)
– Ангелина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)

Работа в парах. Игра «Найди пару»

БАБУШКА ВНУЧКА
ОТЕЦ ДОЧЬ
БРАТ СЕСТРА
ТЕТЯ ПЛЕМЯННИЦА

Работа в группах.
В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили,  только не тужили.

Заполни пропуски.

Хранительница семейного очага – …
Наследник рода – …
Дитя родителей, но не сын – …
Сын брата – …
Мама папы – …
Тетя – это сестра мамы или …

Мама, сын, племянник, свекровь, дочь, папы. 

– Теперь послушайте одну легенду.

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
– Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ. (Слайд 10)

 (На листе было написано слово «понимание»)

Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.

– А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие? О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас вам надо закончить пословицу.

  • Семья крепка (ладом).
  • В родной семье и каша (гуще).
  • Вся семья вместе, так и душа на (месте).
  • Дитятко, что тесто: как замесил, так и (выросло).
  • Зачем клад, коли в семье (лад).
  • Русский человек без родни не (живет).

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

«Школьная семья»

Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей?
У нас с вами тоже школьная семья. И впереди год совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.
 – Каковы ваши обязанности в семье?
 – Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила, которые лежат у вас на партах и будем по ним жить.
Мы будем

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.

Мы не будем

  • Грубить друг другу.
  • Пускать в ход кулаки.
  • Говорить друзьям обидные слова.
8. Итог урока. Рефлексия

Учитель: За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?
– Что же такое семья? (Близкие родственники, живущие вместе)
– Чем для вас является семья? (Самое дорогое, что у нас есть)
– Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остается свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи.

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”.

urok.1sept.ru

Конспект по окружающему миру 2 класс по УМК 21 век по теме «Кто живёт рядом с тобой? Семья – коллектив близких людей»

.Тема: «Кто живёт рядом с тобой? Семья – коллектив близких людей»

Цель урока: сформировать представление о семье как о коллективе.

Образовательная: познакомить обучающихся с генеалогическим древом семьи, поколениями в семье.

Развивающая: развивать интерес к изучению окружающего мира.

Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету и толерантность друг к другу и окружающему миру.

ПРЕДМЕТНЫЕ: формировать у детей представление о семье как о коллективе.

ЛИЧНОСТНЫЕ: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Основные понятия, изучаемые на уроке:поколение, семья, генеалогическое древо.

Средства обучения: учебник окружающего мира 2 клаас, 1 часть, Н.Ф. Виноградова, рабочая тетрадь, наглядные пособия, презентация.

— Здравствуйте, ребята. Перед его началом хотелось бы у вас спросить, какое у вас настроение?

— Я рада, что у большинства из вас отличное настроение, надеюсь к концу урока все смогут сказать, что настроение у них улучшилось.

Приветствуют учителя.

Принимают положительный настрой на урок.

2. Актуализация знаний.

Наблюдение общественной жизни.

— Ребята, вы знаете, что почти каждый день в мире отмечают какой-нибудь праздник, посвещают чему-либо день. Так вот, например завтра, 22 октября, празднуется Международный день без бумаги.

В этот день ведущие компании из разных областей экономики объединяются для того, чтобы поделиться личным опытом сокращения нерационального расхода бумаги и провести собственные акции поддержки. Цель Международного дня без бумаги (World Paper Free Day) — показать на реальных примерах, как и с помощью каких технологий каждая организация может внести свой вклад в сохранение природных ресурсов.

— Как вы думаете, правильно ли мы поступаем, что бережём бумагу?

— Да, к ней надо относиться бережно и тогда наша планета дольше останется чистой и красивой.

— Ребята, вот мы сейчас находимся в хорошем настроении, а что мы можем сделать в ситуации, когда оно ухудшилось и стало плохим?

— Так же настроение падает, когда мы устаём, какое способ может помочь нам избавиться от усталости и сонливости?

— Хорошо, это отличный способ набраться сил перед выполнением, например, домашней работы. Но наверно у каждого из вас случалась такая ситуация, когда сядешь выполнять задание, а одна из задач ну вот совсем не хочет решаться. Как вы думаете, что нужно сделать в такой ситуации?

— А можно ли переключить своё внимание на игру, на мобильный телефон или компьютер?

— Да, тогда мы совсем расслабимся и решать задачу не захотим.

— Ребят, а кто может назвать себя любознательным?

— Кого называют любознательным человеком?

— К кому вы чаще всего обращаетесь со своими вопросами?

— Да, со своими вопросами вы чаще всего обращаетесь к мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Проводят наблюдение за общественной жизнью. Узнают о значимой дате.

Воспринемают новую информацию.

Отвечают на вопросы учителя.

Проводят актуализацию знаний, полученных на прошлом уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

— Ребята, что изображено на экране?

— Чем отличаются люди на первой картинке от людей на второй?

— Что объединяет людей со второй картинки? Как можно назвать их одним словом, кто они?

— Как вы думаете, какая тема урока?

— Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Беседа с элементами рассказа.

— Давайте с вами подумаем, что такое семья?

— Семья – это коллектив людей, вы согласны со мной?

— Например, наш класс, тоже коллектив, а можно ли его назвать семьёй?

— Я надеюсь, что класс для вас является «второй семьёй», но всё же у семьи есть свои критерии, которым она должна соответствовать.

— Давайте попробуем выбрать их.

Живут в одной квартире.

Занимаются домашним хозяйством.

Сообща распределяют деньги на покупки.

Вместе отдыхают, проводят свободное время.

Имеют одинаковые вкусы в еде.

Носят похожую одежду.

В семье все любят и уважают друг друга.

— Ребята, а из кого состоит семья?

— Семья состоит из членов: мамы, папы, детей и т.д.

— А кто-нибудь знает, как называют схему, на кторорой показано кто кому является каким родственником?

— Такая схема называется «генеалогическое древо». Оно составляется от самого старшего члена семьи к самому младшему. Сегодня мы с вами попробуем его составить.

Анализируют и сравнивают изображения на экране.

Формулируют тему урока. Ставят учебные задачи на урок.

Выдвигают предположения.

Выделяют особенности понятия.

Высказывают своё мнение.

Выдвигают предположения, основываясь на собственном опыте.

Физ. минутка

Раз, два, три, четыре

(хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?

(шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять

(прыжки на месте)

Всех могу пересчитать

(шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра

(хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка

(наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я —

(повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.

(хлопаем в ладоши)

Выполняют физ. минутку совместно с учителем.

4. Первичное закрепление во внешней речи.

— Давайте проверим наши с вами предположения с материалом учебника. Откройте и прочитайте на 73 странице, что такое семья.

— Ребята, а кто знает, что такое поколение?

— Давайте обратимся к словарю и проверим свои предположения.

Поколение – это живущие в одно время люди, примерно одного возраста.

— Давайте посмотрим на задание 1, на странице 74.

«У Саши большая семья. У него есть старший брат и младшая сестра, бабушка и дедушка. С ними ещё живёт бабушка мамы и тётя его папы. Сколько поколений в семье Саши?»

— Давайте разместим на нашей доске Сашу и его брата с сестрой. Конечно же у них есть мама и папа. Каких членов семьи разместим далее?

— Да, разместим бабушку и дедушку ниже.

— Кем будет являться тетя папы? С кем она одного поколения?

— Тётя папы, это сестра его мамы, а его мама – это бабушка Саши, значит расположим её рядом с бабушкой и дедушкой.

— Кем будет являться бабушка мамы Саши?

— Так как Саша будет следующим поколением после мамы, то её бабушка будет прабабушкой Саши.

— Сколько поколений мы можем теперь увидеть в семье Саши?

— Самостоятельно, в течение 5 минут подготовьте рассказ о семье Соловьёвых, которые изображены на странице 74, №2.

— Кто сможет сказать, сколько поколений в их семье?

Сравнивают свои предположения с материалом учебника.

Работают со словарём. Расширяют свой словарный запас.

Выполняют упражнение из учебника.

Рассуждают, анализируют данные для ответа на вопрос.

Отвечают на вопросы учителя.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

— Откройте рабочую тетрадь на 32 станице и выполните упражнение №1.

— Проверим, кто и как справился с заданием.

— Прочитайте вслух, какие слова вы дописали.

Самостоятельно выполняют задание в рабочей тетради.

Выполняют самопроверку и взаимопроверку.

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

— Ребят, почитайте текст на 75 странице.

— Сможем ли мы помочь распутать эту задачу?

— Хорошо. Начнём мы с Васятки. Кто в его семье с ним одного поколения?

— Правильно, брат Егор и сестра Даша.

— Кого отметим следующим поколением?

— Мама и папа будут обозначать следующее поколение.

— А мама и папа мамы Васятки это кто?

— Где мы расположим их?

— С кем в одном поколении будут брат и сестра маминой мамы?

— Конечно, это поколение дедушки и бабушки Васятки.

— К какому поколению отнесём двух дочерей брата маминой мамы?

— Это поколение родителей Васятки.

— Сыновей сестры маминой мамы отнесём к тому же поколению?

— Кого мы забыли отметить?

— Да, мы забыли отметить папу папиного папы.

— Кем он будет являться Васятке?

— Он будет являться прадедушкой Васятки, обозначим его отдельным поколением или нет?

— Ответим на вопросы ниже текста. Есть ли у мальчика прадедушка?

— А братья и сёстры?

— А тёти и дяди?

— Ребята, мы с вами изобразили не просто схему семьи, а её «генеалогическое древо».

— Кто-нибудь из вас знает, что это такое?

— Генеалогическое древо- это изображение всех членов семьи, начиная с самого старшего поколения.

— У его корней наши предки, которые являются корнями, истоками, началом семьи. Затем разрастаются ветки кроны, а за ними и новы поколения, чем выше к макушке, тем моложе поколение.

— У нас с вами получилось небольшое генеалогическое древо, а есть и такие, которые насчитывают десятки поколений.

— Например, генеалогическое древо рода Романовых насчитывает около 20 поколений.

— А кто-нибудь из вас знает, кто такие Романовы?

Романовы — династия русских царей.

Читают упражнение в учебнике.

Совестно с учителем рассуждают над текстом задания.ж

Составляют цепочку родственных связей.

Отвечают на вопросы учителя.

На основе нового материала делают выводы.

Расширяют знания нового материала.

Расширяют кругозор, воспринимая дополнительную информацию.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— На столе у вас лежат листочки. Зелёный обозначает отличное настроение, желтый нормальное настроение, а красный плохое настроение. Давайте украсим наше генеалогическое древо листочками настроения.

— С чем мы сегодня познакомились на уроке?

— Что новое вы узнали?

— Откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник стр.72-75. Рабочая тетрадь №3 на стр. 33-34. Составить генеалогическое древо своей семьи.

— Спасибо за урок. (Выставление отметок)

— До свидания.

Отображают свое настроение с помощью цветных листов.

Проводят рефлексию деятельности на уроке.

infourok.ru

Творческая работа учащихся по окружающему миру (2 класс) по теме: Исследовательская работа «История моей семьи»

 

Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт». Я думаю, каждому человеку следует знать корни, историю своей семьи. Семья играет для людей важную роль. В былые времена человек был неотделим от своего рода. Каждая частица знания своей родословной бережно передавалась из поколения в поколение.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным. Как говорит моя бабушка Пономарёва Алла Анатольевна, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и с близкими родственниками. Теряется связь поколений. Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но частичную историю своего рода. Передавалось это наследие с рассказами мамы и бабушек.

Мой брат, ученик 1 класса, на кружке «Проектная деятельность» работал над проектом «Моя семья». В этой работе приняли участие все: и я, и мама, и бабушка, и папа. Вечерами мы собирались вокруг стола, рассматривали фотографии и слушали рассказы бабушки Аллы. Благодаря этим вечерам мне захотелось подробнее узнать о своих предках.

Цель моего исследования: Изучение истории моей семьи.

Задачи:     1.  Найти и изучить фотографии моих родных.

             2. Опросить и записать воспоминания родных и близких о своих    

                 предках.

             3. Составить генеалогическое древо моей семьи.

Объект исследования: поколения семьи Комаровых – Пономарёвых.

Предмет исследования: история семьи Комаровых – Пономарёвых.

Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня  мои мама и бабушка.

Данное исследование важно для меня и моей семьи, так как позволит сохранить историю моей семьи для последующих поколений.

 

 

nsportal.ru

Проект во 2 классе «Моя семья»

СОЦИАЛЬНЫЙ

ПОЕКТ –ИССЛЕДОВАНИЕ

«МОЯ СЕМЬЯ»

hello_html_4dd5b676.jpg

2 класс

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Паспорт проекта

Модель реализации проекта

Результаты работы над проектом

Защита проекта

Портфолио проекта

Об авторах и руководителе проекта

Введение

Семья – источник вдохновения, 

Где рядом взрослые и дети, 

В семье от всех невзгод спасение, 

Здесь друг за друга все в ответе. 

Семья – это самое важное для человека. Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то на память приходит что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией. Семейные традиции – это духовная атмосфера дома.

СЕМЬЯ – это счастье, любовь и удача,
СЕМЬЯ – это летом поездки на дачу.
СЕМЬЯ – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
СЕМЬЯ – это труд, друг о друге забота,
СЕМЬЯ – это много домашней работы.
СЕМЬЯ – это важно! СЕМЬЯ – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
КАКАЯ ХОРОШАЯ ЭТА СЕМЬЯ!!!

Издавна на Руси основой общества, его опорой является семья. Семьи, как правило, были большие, жили пусть тесно, но дружно: родителей почитали, младших в обиду не давали. Проходило время, менялся привычный уклад семьи, дети старались жить отдельно от родителей, менялись интересы людей, их отношения к жизни.

Исследований показывают, что, прежде всего семья способна воспитать достаточного человека. И это не только самые близкие – мама, папа. Определенное влияние на ребенка оказывают бабушка, дедушка. Их взаимоотношения со своими детьми, являются ли они примером для подражания? Именно знание истории семьи, знание своих предков, воспитание в ребенке уважения к настоящему и прошлому своих близких поможет в дальнейшем «получить» честных, искренних, любящих, порядочных членов общества.

Крепка бывает та семья, где нету места букве «Я»,
Где правит только слово «Мы», где есть совместные мечты,
Где есть достаток, и уют, где дети весело снуют,
Где вечно вспыхивает вновь такая страстная ЛЮБОВЬ!

Семья бывает та крепка, где жизнь спокойна и легка,
Где не привычка правит бал, а верной дружбы карнавал,
Где места нет тоске и скуке, где вновь друг друга ищут руки,
Где невзирая на года в глазах читаешь слово «Да! »

Крепка бывает та семья, где много страсти и огня,
Где все невзгоды и заботы оставлены в стенах работы
Где нет ослиного упрямства, коварства, зависти и чванства.
Вот о таких сказал б я – «Какая крепкая семья! »

Методический паспорт проекта.

Руководитель  проекта: учитель начальных классов Ключерёва О.А.

Авторы – создатели: учащиеся 2 «Б» класса.

Состав проектной группы : 12 человек.

Название  проекта: « Моя семья».

Тип проекта: социально-значимый с элементами исследовательской деятельности.

Гипотеза: В счастливой семье — счастливые дети.

Проблемные вопросы: Знают ли современные дети свои корни, своих бабушек и дедушек, историю и традиции своей семьи? Каковы взаимоотношения в семьях воспитанников? Ответы на эти вопросы могут быть получены в ходе реализации проекта «Моя семья».

Цель проекта :

Познакомить с дружной семьёй автора проекта. Воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению. Сбор обучающимися информации о занятиях и увлечениях членов своей семьи. Систематизация собранных данных.

Задачи проекта :

  • Развивать у учащихся потребность узнать историю своей семьи;

  • Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье;

  • Формировать понимание ценности семьи;

  •  Расширить  кругозор  и  обогатить  словарный  запас  детей  терминами  родственных  отношений,  развивать  связную  речь. 

  • Способствовать  укреплению  детско-родительских  отношений,  что  неизбежно  при  активной  совместной  деятельности. 

Конечные результаты: После завершения проекта ученик научится добывать информацию.

Продукт проекта:

— генеалогическое древо, сообщения о героях семьи,

участниках Великой Отечественной войны, о работе родственников, интересные истории

Сроки реализации проекта:

Сроки проведения: 01.02.201 — 28.02.2019 г.

— организация выставки плакатов и альбомов «В моей семье»;

— сбор информации об увлечениях и занятиях членов своей семьи;

— составление родословного дерева;

— классный час «Моя семья».

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный этап (01.02.2019)

2. Старт проекта (04.02.2016)

3. Проектно- исследовательская работа (05.02–.13.02.19)

  • Создание альбома, плакатов, презентаций «Моя семья», (генеалогического древа)

  1. Аналитический этап. Рефлексия. Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений (14.02).

  2. Перспектива развития проекта. Представление работы в образовательных сетях.

  3. Заключительный этап. Представить творческий проект перед одноклассниками.

«Защита проекта» (28.02.19)

Модель реализации проекта

1

2

Разработка установок для учащихся.

«Давайте познакомимся!»

Старт проекта.

В проекте принимают участие 12 учащихся класса.

Подготовительный этап

На  данном  этапе  было  подготовлено  и  проведено  анкетирование  детей,  которое  позволило  сделать 

выводы,  касающиеся  уровня  знаний  детей  о  собственной  семье.

Выявить учащихся незнающих своих родственников: затрудняются  назвать  имена,  отчества  родителей.

По  итогам  анкетирования  проведено  родительское  собрание,  где  родителям  были 

озвучены  цели  и  задачи  проекта. 

Родители  с  энтузиазмом  включились  в  работу  над  проектом,  понимая,  как  важно  для  каждого 

ребенка  обладание  информацией  о  своей  семье. 

13.11

14.11

Учитель

Учитель, ученики

4

Проектно-исследовательская работа

Учащиеся вместе с родителями и родственниками ищут материал связанный с корнями семьи:

военные письма, медали интересные факты из жизни родных и близких, фотографии и др. материал

14.11-18.11

Учитель, ученики, родители

5

Творческая деятельность учащихся аппликации

Создание альбома «Моя семья», плакатов, портфолио (генеалогического древа с 

подписанными  Ф.И.О  предков.)

18.11-30.11

Ученики, родители

6

Аналитический этап. Рефлексия.

Анализ деятельности. Обсуждение предварительных итогов и внесение изменений

14.11-30.11

Учитель

7

Представление результатов деятельности.

Каждый ученик представляет свой проект.

28.11

Учитель, ученики

8

Подведение итогов. Анализ проекта. Что получилось??

30.11-

Ученики

Результатом работы над проектом стали:

  • сообщения исследователей, представление альбомов «Моя семья», плакатов, презентаций

  • Проведение  итогового  проекта  « Моя семья.  Родословное  древо  моей  семьи».  На  итоговым занятием был классный час

Выводы

Работа в этом направлении способствовала активному сплочению классного коллектива, коллектива родителей, сплочению семей.

Дети научились вести поиск своих предков (их родственные связи, занятия, годы жизни, имена фамилии), работать со словарями, фотографиями. Оформлять специальные альбомы «Моя семья», освоили способы изображения генеалогического древа.

Узнали, и будут продолжать семейные традиции.

В результате изучения родословного дерева семьи у детей с родителями установилась более тесная связь во взаимоотношениях.

Защита проекта

Учащиеся 2 «Б» классе защитили проекты в форме внеклассного мероприятия В ходе защиты каждый участник представляет свой альбом, свое портфолио, отвечает на вопросы. Некоторые ребята подготовили защиту в электронном варианте. Оценивание происходит с помощью разработанных критериев. Защита проектов позволяет дать ответ на основополагающий вопрос, сформулировать общие выводы по итогам работы.

hello_html_m6a1842b4.jpg

hello_html_302d159f.jpg

hello_html_739874d6.jpg

hello_html_m70dcd9f5.jpg

hello_html_6d7cbbbd.jpg

infourok.ru

Конспект урока.Наша дружная семья. Окружающий мир.2 класс

МКОУ – КраснополковскаяОШ

hello_html_6d8a8d2e.jpg

Подготовила и провела:

Учитель начальных классов

Круглова Людмила Васильевна

Предмет, класс: Окружающий мир 2 класс

УМК: ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ, Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов

Тема: «Наша дружная семья»

Цели: формировать навыки культуры общения и поведения в семье

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

  • Развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Развитие осознания необходимости культуры общения в семье.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем.

  • Умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других источниках.

  • Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

  • Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

  • Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

  • Отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия

  • Уметь различать родственные взаимосвязи.

  • Определять роль в жизни человека культуры семейного общения

Оборудование:

Для учителя:

  1. Фотографии семей учащихся.

  2. Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

  3. Презентация.

  4. Название темы урока: «Наша дружная семья».

  5. Карточки со словами: «семья», «поколение», «традиции» и их значениями,

  6. Толковые словари С. И. Ожегова, закладки со словами «поколение», «традиции»

  7. Лист дли самостоятельной работы «Признаки дружной семьи».

  8. Отгадки к загадкам на магнитах, магнитная доска

Для обучающихся: ромашки, карандаши, ручки, учебники «Окружающий мир. 2 класс, часть 2», рабочие тетради к учебнику «Окружающий мир 2 класс», листы самооценки

Предварительная работа: каждой семье заранее даётся задание – составить рассказ о своей семье, принести семейную фотографию, подготовить рассказ о семейных традициях.

Одному ученику дается задание: найти в различных источниках определение слова «семья»

Ход урока:

  1. Организационное начало.

— Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты.

— А с каким настроением вы пришли на урок?

Пусть в нашем классе взойдёт солнышко, которое подарит нам своё тепло и свет на весь день.

2.Актуализация знаний.

— Посмотрите на доску. Что вы видите? А кто изображён на этих фотографиях?
— Это самые близкие для вас люди. Как можно, одним словом назвать всех близких вам людей?
— А может ли человек жить один и называть себя семьей?
— Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком:
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно.

Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был он очень старый, но очень мудрый.
— Куда ты идешь?- спросил старик.
— Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
— Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, — предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
— Посмотри!- сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ.

— Что же появилось у мальчика в семье? (общение)

Исходя из этого, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока.(семья)

— Совершенно верно. И поговорим сегодня о семье. Итак, тема урока: «Наша дружная семья». /слайд

— Раньше мы уже много говорили с вами о семье: готовили проекты на тему «Моя семья», у нас проходил классный час на тему «Главное – вместе» и др.

— О чем же пойдет речь сегодня?

3.Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке:

— Уточним понятие «семья», «традиция», «поколение».

— Узнаем правила общения в семье.

-Назовем признаки дружной семьи.

4.Формирование новых знаний и умений.

  1. Загадки (слова отгадки прикрепляем в виде облачков)

Когда в семье царит уважение, тогда и Счастье приходит в дом. Народная мудрость гласит «Счастлив тот, кто в радости и уважении живет!» Как вы думаете, от кого зависит ваше счастье? Отгадайте загадки про самых важных людей в вашей жизни. (Слова отгадки вывешиваются на доску в виде ромашки)

1. Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка)

5. Маме на радость, папе в награду,

Он появился, наследник – отрада.

Родной, несмышленый, пуговки–глазки –

Ему все вниманье, забота и ласки. (сын, брат)

6. Радость в глазах, в глазах удивленье,

В семье у нас нынче еще прибавленье!

В доме у нас появилась девчонка!

Теперь я ей брат, а она мне …(сестренка)

7. У мамы сестра

Веселей не найдете!

Ей очень горжусь

Ведь она моя … (тетя)

8. К нам приехал папин брат.

Встрече с ним я очень рад!

Он твердит, в глаза мне глядя

«Руку жми, ведь я твой…(дядя)»

(Ученики читают слова отгадки: папа, мама, бабушка,…- это семья или родственники)

Оформление доски:

По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:

hello_html_m4d0dbba2.png

Какой цветок у нас получился?

Праздник «Дня семьи, любви и верности» в России отмечается 8 июля.

Символом этого праздника было решено сделать скромный цветок ромашку, так как издревле именно этот цветок считался символом любви. Ромашка – это самый известный и любимый цветок в России.

2).Словарная работа.

А сейчас давайте выясним значения слов, о которых пойдёт речь. Поможет нам в этом толковый словарь.

СЕМЬЯ — группа живущих вместе родственников, сплочённых общими интересами. ( Егор Грачёв)

В слове «семья», скрыто слово «семь», это означает, что раньше семья состояла не из 3-4 человек, а из 6-7. Но и в наше время есть очень большие семьи.

ПОКОЛЕНИЕ — одновременно живущие люди близкого возраста.

Традиции- то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений

3)Признаки дружной семьи. (работа в парах)

— А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи. Для этого прочитайте предложения на доске и найдите те, которые могут быть признаком хорошей и дружной семьи:

1. Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга.

2. Члены семьи любят и не обижают друг друга.

3. Живут в одной квартире.

4. Для каждого члена семьи своя отдельная квартира.

5. Вместе занимаются домашним хозяйством.

6. Каждый член семьи отдыхает отдельно.

7. Вместе распределяют деньги на покупки.

8. Вместе отдыхают и проводят свое свободное время.

9. У каждого свой кошелек.

10. У каждого члена семьи свое хозяйство

Физминутка

Встали все

У кого есть старший брат.( Подняли руки)

У кого есть младшая сестра.( присели)

У кого бабушка и дедушка живут здесь (попрыгали на месте.)

У кого есть дальние родственник( пошагали.)

У кого есть сын или дочь.( Похлопали в ладоши.)

4) Работа с учебником.

— Рассмотрите рисунок в учебнике на и расскажите, как проводят свободное время в семье.

— Как вы думаете, что такое культура общения? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)

— Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)

— Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас)

— Семья – это семь я, а значит, семья – это постоянная помощь и поддержка друг другу.

— Рассмотрите на учебника и расскажите, как взрослые помогают детям и дети взрослым в семье .

— А как еще помогают  друг другу в семье? Расскажите о своих домашних обязанностях. (выступление).

5)Рассказ учителя о семейных праздниках на Руси.

Новый год.

Масленица.

Пасха.

Рождество.

Выступление Губина Кирилла с презентацией своей семьи

6)Соберите пословицы:

— Не нужен клад,…когда в семье лад.

— Добрая семья прибавит разума-ума..

— Семья крепка ладом.

— Семья вместе,…так и душа на месте.

Сегодня мы говорим о самых близких вам людях. Если б сейчас они вас слышали, чтобы вы могли им сказать? Помогут вам в этом предложения, которые надо продолжить.

Ваша задача: прочитать и закончить предложение.

— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…
— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая… — Я хочу, чтобы мои дедушка и бабушка … — Я желаю своим близким …

  • Заврепление изученного.Оформление доски:

  • Давайте ещё раз повторим: что должно быть в нашей семье, чтобы она была дружная и счастливая?

  • (карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает) +hello_html_m43fd2918.png

6)Дом моей мечты.

— Составим дом из брёвнышек, для этого выберите те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.

-Какие слова вы использовали? (домики вывешиваются на доску)

IV. Самооценка.

     У вас на столах лежат цветные кружочки. Выберете тот который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают).

— Кто для себя сегодня сделал открытие?

 (синий)

— Кто может сказать, что я активно работал?

(красный)

— Кому на уроке было интересно?

(зелёный)

— Кому урок подарил хорошее настроение?

(жёлтый)

V.Рефлексия

Учитель: Урок подошел к концу. Я хочу, чтобы вы продолжили фразу: «Сегодня на уроке ….

Было интересно….

Я понял, что…

Я научился….

Я почувствовал, что…

VI. Домашнее задание.

Я хотела бы пожелать всем нам, гостям, жителям всей планеты — здоровья. Пусть будет мир, согласие, доверие, любовь, взаимопонимание в каждой семье, в стране, на всей нашей планете

infourok.ru

План-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему: урок познание мира 2 класс «Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.»

Тема: Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.

Цели: Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники». Развивать речь, внимание, мышление, память. Способствовать формированию понимания значимости семьи. Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру. Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

                                           Ход мероприятия:

Звучит «Песенка мамонтенка».    Дети рассаживаются кружком.

1. Организационный момент.

—  Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно.

2. Упражнение – энергизатор.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите друг другу комплименты.

3. Вступительная беседа

Учитель: Очень трудно самому

                  Жить на свете одному.

                  Вместе с Мамой жить и Папой

                  Хочется всегда ребята.

— Сегодня мы поговорим,…а о чём, вы узнаете, разгадав ребус:

               

                                                                     

 

Учитель вывешивает на доску    (-Семья.)

— Что означают эти удивительные семь Я?
– О чём мы будем говорить на  занятии?
– Верно. Тема нашего занятия: «Моя семья»
– Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми.  Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

Учитель:   Как вы думаете, что такое СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (ответы детей)

В словаре С. И.Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе.

— А как вы думаете, родственники – это кто?

(Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.)

По мере называния членов семьи, на доске появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА…

Учитель:  Какой лучик забыли?  (Себя.)

Учитель:  Что у нас получилось?  (Семья – солнышко.)

Маму очень я люблю
Папу тоже я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я –
Наша дружная семья.
И сестренку я люблю
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья.

4.Беседа «Моя семья. Отношения в семье»

Учитель:  Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка — ваша семья.

— Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья?

( В семье тепло, надежно, спокойно, там всегда поймут, помогут, защитят.

 Мама вкусно готовит, там меня любят, вместе нам хорошо, весело.

Я люблю воскресные вечера, потому что мы все вместе и всем весело.

Папа дома.)

— В семье идет все своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся родителями, а потом стариками: бабушками, дедушками, прабабушками и  прадедушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.

Расшифруйте и запомните главную обязанность семьи:

Иьмес  иманелч  имыратс  и  имыньлоб  аз  доху  и  йетед  еинатипсов.

(Воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.)

— У каждого из вас есть желание жить в счастливой семье. А какая семья считается счастливой?  (в которой царит доброта, нежность, взаимная любовь, верность, терпимость, справедливость, умение прощать,  уважение интересов другого и т.д.)

— Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой

А дом, заставленный добром, — еще не дом.

И даже люстра над столом, — еще не дом.

И на окне с живым цветком, — еще не дом.

Когда вечерняя сгуститься темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

— О каком же тепле идет речь?

Учитель:  Вы, конечно, знаете, что мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка и другие члены вашей семьи  — ваши самые верные, самые надёжные друзья. Они всегда рядом: и в праздники, и в трудную для вас минуту.

И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда вас накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательны и заботливы с вами в эти дни мама, бабушка! Дают вам лекарство. Ставят горчичники и градусник. И шепчут – говорят вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит. Скажите, какие ласковые слова вам говорят мамы?

(Хороший, любимый, солнышко моё, котеночек…)

Как хорошо, тепло на душе, когда слышишь такие замечательные слова. Слушая их, всегда быстрее идёшь на поправку.

— А если в вашем доме праздник? Назовите самые любимые праздники в вашей семье? (Ответы детей)

Любимым семейным праздником многие из вас назвали Новый год.

Как вы готовитесь к нему, расскажите.

(Все вместе убираем квартиру, папа приносит ёлку, мы её вместе украшаем, помогаем маме готовить вкусные угощения).

— В эти дни от весёлых забот и от любви близких в вашем доме становиться так тепло, что даже Дед Мороз с внучкой заглядывают на огонёк!

Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам ваших родных. Всё-всё, что есть в доме и у тебя самого, — все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные вашими родителями, твоими близкими. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас? По вашему отношению к вещам, можно судить об уважении к труду ваших родных. Подумайте, много ли вы знаете о своих мамах, папах, бабушках, дедушках? Часто ли вы думаете о них? А между тем…

Вот – ваши мамы… Сколько всяких разных дел успевают они сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто? (Папа)

Потому что ваши папы добрые, умные, заботливые, сильные. Про всё на свете знают. Про хоккей. Про то, откуда взялись звёзды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз. Про разные страны. Расскажите, о чём рассказали вам папы?

( Мой папа рассказывает мне, как надо ловить рыбу. Мой папа учит меня играть в шахматы. А мой играет со мной в машинки…)

Вот какие удивительные люди живут-поживают в ваших семьях. Все они самые верные и самые надёжные ваши друзья.  А друзей нужно беречь, заботиться о них. Во всём стараться им помочь.

Физминутка

Кто живёт у нас в квартире

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)

Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)

Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).

— Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям?

(Я мою посуду, пылесошу, протираю пыль, поливаю цветы…)

Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным, ведь они так редко отдыхают. Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести?

(Не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие…)

Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним. Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете?

(Просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…)

Правильно. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки – вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими.

5 . «Экскурсия по фото галерее»

(рассказ детей о моментах, запечатлённых на фотографиях)

— Ребята, сегодня вы выбрали и принесли фотографии своих родных. На них мы

видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии. Расскажите, как вы любите проводить время вместе со своей семьей.

6. Творческая работа.

Рисуночный тест «Моя семья»

—  Недаром говориться в пословице «Вся семья вместе, так и душа на месте». Вы сами рассказали как хорошо, радостно на душе когда все дома, рядом с вами. У вас на столах вагончики. Нарисуйте, пожалуйста, всю вашу семью, такой, какой вы её себе представляете. А потом мы составим большой состав из наших вагончиков.

(Дети рисуют)

7. Итог занятия

Выставка работ детей

— Посмотрите, какой получился  замечательный  поезд с рисунками ваших семей. Видно, что вы рисовали их с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о самых близких, самых родных, самых верных, самых любимых людях для вас. Пусть ваши близкие будут всегда вместе с вами, где бы вы не оказались.

— Подведем итог нашего занятия.

Продолжите высказывание:  Я хочу, чтобы моя семья…..

— Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

— Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.

Тема: Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.

Цель: Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники». Развивать речь, внимание, мышление, память. Способствовать формированию понимания значимости семьи. Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру. Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

                                             Ход урока.

  1. Организационный момент:

Сегодня у нас с вами необычный урок: веселый т. к. мы будем играть, отгадывать загадки, рисовать, но в то же время и поучительный, потому что мы будем говорить о самом главном в жизни человека, о семье.

На доске тема урока, но в виде ребуса, давайте его отгадаем.

(Дети отгадывают ребус: 7Я,)

Учитель:

Это слово каждый знает

Ни на что не променяет!

К цифре « семь» добавлю «Я»

И получится  (дети говорят хором) СЕМЬЯ.

( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )

Оформление доски:

  1. Отгадывание загадок:

Учитель:

Я загадки загадаю!

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

1.Кто нежнее всех на свете?

   Кто готовит нам обед?

   И кого так любят дети?

   И кого прекрасней нет?

   Кто читает на ночь книжки?

   Разгребая горы хлама.

   Не ругает нас с братишкой.

   Кто же это? Наша……..(МАМА)

2.Кто научит гвоздь забить,

   Даст машину порулить

   И подскажет, как быть смелым,

   Сильным, ловким и умелым?

   Все вы знаете, ребята,-

   Это наш любимый…..(ПАПА.)

3.Кто носки внучатам свяжет,

   Сказку старую расскажет,

   С медом даст оладушки?

   — Это наша………….( БАБУШКА)

4. Кто всю жизнь работал,

    Окружал заботой

    Внуков, бабушку, детей,

    Уважал простых людей?

    На пенсии много лет

    Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД)

5.Мамы старшая сестра-

   С виду вовсе не стара,

   С улыбкой спросит:  «Как живете?»

   Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)

 6.Кто же с маминой сестрой

    Приезжает к нам порой?

    На меня с улыбкой глядя,

    «Здравствуй!» — говорит мне. …(ДЯДЯ)

7. Я этим человеком очень-очень горжусь
    И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
    Знакомы с рожденья и с детства дружны,
    Поэтому очень друг другу нужны!
    Спасибо за то, что ты добр и умён,
    Отзывчив, надёжен, красив и силён!
    Готов ты помочь и понять меня рад,
    Ты — самый хороший и преданный ….(БРАТ) 

 8.Со мною всегда она рядом,
   Как может смягчает беду.

    Спасибо вам, папа и мама,
   Что мне подарили……(СЕСТРУ)

Оформление доски:

По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:


Вот такая схема у нас получилась.

  1. Основная часть.

Что же такое семья? Чем семья отличается от другой группы людей?

Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)

А сейчас, послушайте, я вам прочитаю определение слова «семья» из словаря:

Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.

На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

  1. Практическое задание:

А каков состав вашей семьи? Сейчас я буду вызывать вас по одному к доске, а вы покажите кто живет в вашей семье (дети при помощи магнитных картинок, перетаскивая их в один ряд, ставят тех, кто является членами его семьи.)

Итак, мы с вами увидели, что у всех состав семьи разный, но какой бы он ни был, цель у всех членов семьи одна- сотворение семейного счастья .Счастье каждый человек понимает по своему, и все-таки если у человека нет своей семьи или в его семье нет мира и лада, вряд ли он сочтет себя счастливым. Вот и получается, что семейное счастье — при всем разнообразии представления о нем — нужно каждому из нас!

Взрослые люди вывели всем понятную формулу жизни: когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью домой, применительно к вам я бы сказала: счастье- это когда с радостью идешь на учебу, а вечером домой. Если в семье все хорошо, все ладится, то и учиться будете хорошо, доставлять радость родным.

Семья заряжает энергией. Хорошие дети вырастают в счастливых семьях. И наконец, люди живут в семье дольше (к такому выводу пришли медики).

Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря русских народных пословиц и поговорок о семье. Сейчас я вас с ними познакомлю.

  1. Работа с пословицами:

На доске пословицы и поговорки напечатанные на картоне с магнитной основой (чтобы они были мобильные и их можно было бы перемещать.)

(Сначала дети читают каждую и объясняют смысл, как их понимают.)

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Согласие да лад_ в семье клад.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.
  • Отца с матерью почитать- горя не знать.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Семья-опора счастья.

А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.

Группа 1:

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • В дружной семье и в холод тепло.
  • В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  • Согласие да лад — в семье клад.
  • Отца с матерью почитать- горя не знать.
  • Человек без семьи, что дерево без плодов.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Семья-опора счастья.

Группа 2:

  • В недружной семье добра не бывает.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.

Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.

Ответы детей:       Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь

Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.

Оформление доски:

Возврат к первой схеме:

(карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает)

Получилась новая схема:

  1. Творческая работа:

Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа, ваши родители могут вам помогать.

(Учитель раздает альбомные листы, в центре нарисован круг.)

Задание: дорисовать круг до предмета, с которым вы ассоциируете свою семью.

  1. Итог урока:

Выставка рисунков .

(дети объясняют, что нарисовали и почему.)

Ответы детей:

1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики — это все мои родные.»

2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа, я и все остальные наши близкие и дальние родственники.» и т. д.

Учитель:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!!!

Учитель Дикова Татьяна Юрьевна, ВКК

Город Великий Новгород.

Государственное Областное Бюджетное Образовательное Учреждение,для детей нуждающихся в медико-социальном и психолого-педагогическом сопровождении «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции № 12» (Школа VII вида)

Познание мира

Тема: Моя семья. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье.

Цели: Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники». Развивать речь, внимание, мышление, память. Способствовать формированию понимания значимости семьи. Воспитывать любовь и уважение к своей семье. Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру. Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.

                                           Ход мероприятия:

Звучит «Песенка мамонтенка».    Дети рассаживаются кружком.

1. Организационный момент.

—  Вы сегодня такие красивые. Я вижу ваши заинтересованные взгляды и мне очень приятно.

2. Упражнение – энергизатор.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите друг другу комплименты.

3. Вступительная беседа

Учитель: Очень трудно самому

                  Жить на свете одному.

                  Вместе с Мамой жить и Папой

                  Хочется всегда ребята.

— Сегодня мы поговорим,…а о чём, вы узнаете, разгадав ребус:

Учитель вывешивает на доску    (-Семья.)

— Что означают эти удивительные семь Я?
– О чём мы будем говорить на  занятии?
– Верно. Тема нашего занятия: «Моя семья»
– Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми.  Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.

Учитель:   Как вы думаете, что такое СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (ответы детей)

  1. Отгадывание загадок:

Учитель:

Я загадки загадаю!

Ты, попробуй отгадать!

Всех смогу я описать,

И узнаешь ты вполне

Кто живет в твоей семье.

1.Кто нежнее всех на свете?

   Кто готовит нам обед?

   И кого так любят дети?

   И кого прекрасней нет?

   Кто читает на ночь книжки?

   Разгребая горы хлама.

   Не ругает нас с братишкой.

   Кто же это? Наша……..(МАМА)

2.Кто научит гвоздь забить,

   Даст машину порулить

   И подскажет, как быть смелым,

   Сильным, ловким и умелым?

   Все вы знаете, ребята,-

   Это наш любимый…..(ПАПА.)

3.Кто носки внучатам свяжет,

   Сказку старую расскажет,

   С медом даст оладушки?

   — Это наша………….( БАБУШКА)

4. Кто всю жизнь работал,

    Окружал заботой

    Внуков, бабушку, детей,

    Уважал простых людей?

    На пенсии много лет

    Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД)

5.Мамы старшая сестра-

   С виду вовсе не стара,

   С улыбкой спросит:  «Как живете?»

   Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ)

 6.Кто же с маминой сестрой

    Приезжает к нам порой?

    На меня с улыбкой глядя,

    «Здравствуй!» — говорит мне. …(ДЯДЯ)

7. Я этим человеком очень-очень горжусь
    И в этом всем с радостью вновь признаюсь!
    Знакомы с рожденья и с детства дружны,
    Поэтому очень друг другу нужны!
    Спасибо за то, что ты добр и умён,
    Отзывчив, надёжен, красив и силён!
    Готов ты помочь и понять меня рад,
    Ты — самый хороший и преданный ….(БРАТ) 

 8.Со мною всегда она рядом,
   Как может смягчает беду.

    Спасибо вам, папа и мама,
   Что мне подарили……(СЕСТРУ)

Оформление доски:

По мере отгадывания загадок на доске при помощи магнитных карточек со словами и картинками выставляется схема:


Вот такая схема у нас получилась.

  1. Основная часть.

Что же такое семья? Чем семья отличается от другой группы людей?

Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)

А сейчас, послушайте, я вам прочитаю определение слова «семья» из словаря:

Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словаря  можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.

Маму очень я люблю
Папу тоже я люблю
Мама мне печет коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.

Я и бабушку люблю
Я и дедушку люблю.
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я –
Наша дружная семья.

И сестренку я люблю
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем,
А с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья.

  1. Практическое задание:

А каков состав вашей семьи? Сейчас я буду вызывать вас по одному к доске, а вы покажите кто живет в вашей семье (дети при помощи магнитных картинок, перетаскивая их в один ряд, ставят тех, кто является членами его семьи.)

Итак, мы с вами увидели, что у всех состав семьи разный, но какой бы он ни был, цель у всех членов семьи одна- сотворение семейного счастья .Счастье каждый человек понимает по своему, и все-таки если у человека нет своей семьи или в его семье нет мира и лада, вряд ли он сочтет себя счастливым. Вот и получается, что семейное счастье — при всем разнообразии представления о нем — нужно каждому из нас!

Взрослые люди вывели всем понятную формулу жизни: когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью домой, применительно к вам я бы сказала: счастье- это когда с радостью идешь на учебу, а вечером домой. Если в семье все хорошо, все ладится, то и учиться будете хорошо, доставлять радость родным.

Семья заряжает энергией. Хорошие дети вырастают в счастливых семьях. И наконец, люди живут в семье дольше (к такому выводу пришли медики).

Семью люди ценили во все времена, до нашего времени дошло очень много метких выражений или иначе говоря народных пословиц и поговорок о семье. Сейчас я вас с ними познакомлю.

  1. Работа с пословицами:

На доске пословицы и поговорки напечатанные на картоне с магнитной основой (чтобы они были мобильные и их можно было бы перемещать.)

(Сначала дети читают каждую и объясняют смысл, как их понимают.)

  • В гостях хорошо, а дома лучше.+

          В недружной семье добра не бывает.-

  • В хорошей семье хорошие дети растут.+
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.-
  • Не будет добра, коли в семье вражда.-
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.+

А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.

Группа 1:

  • В гостях хорошо, а дома лучше.+
  • В хорошей семье хорошие дети растут.+
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.+

Группа 2:

  • В недружной семье добра не бывает.-
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  • Не будет добра, коли в семье вражда.

Посмотрите какая у нас получилась внушительная первая группа, и во всех пословицах часто повторялись одни и те же слова, посмотрите внимательно и назовите мне их.

Ответы детей:       Дружба, Согласие, Счастье, Лад, Любовь

Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.

Оформление доски: Возврат к первой схеме:

(карточки по кругу двусторонние, называя качества счастливой семьи, учитель их переворачивает)

Получилась новая схема:

  1. Творческая работа:

Рисуночный тест «Моя семья»

—  Недаром говориться в пословице «Вся семья вместе, так и душа на месте». Вы сами рассказали как хорошо, радостно на душе когда все дома, рядом с вами. У вас на столах вагончики. Нарисуйте, пожалуйста, всю вашу семью, такой, какой вы её себе представляете. А потом мы составим большой состав из наших вагончиков.

(Дети рисуют)

— Посмотрите, какой получился  замечательный  поезд с рисунками ваших семей. Видно, что вы рисовали их с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о самых близких, самых родных, самых верных, самых любимых людях для вас. Пусть ваши близкие будут всегда вместе с вами, где бы вы не оказались.

  1. Итог урока:

— Подведем итог нашего занятия.

Продолжите высказывание:  Я хочу, чтобы моя семья…..

— Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

— Пусть в ваших семьях сияет солнышко мира и доброты.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

В недружной семье добра не бывает.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

Не будет добра, коли в семье вражда.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *