Земля среди других планет солнечной системы конспект урока 5 класс: Конспект урока по географии 5 класс «Земля среди планет Солнечной системы» – Технологическая карта урока № 4 по географии в 5 классе «Земля среди других планет Солнечной системы».

Конспект урока тема «Земля среди других планет Солнечной системы.»

Предмет

География

Класс

5

Тема урока

Земля среди других планет Солнечной системы.

Учитель

Тотрова Лариса Анатольевна учитель географии МБОУ СОШ №2 с.Ногир

Цель урока

Сформировать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике и Солнечной системе.

Задачи урока

Образовательные: углубить знания о Солнечной системе и её планетах

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

УУД

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать – планеты Солнечной системы.

  • Уметь – описывать уникальные особенности Земли как планеты; работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.

Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

Солнечная система; планеты земной группы; планеты-гиганты; атмосфера; гидросфера; земная кора; биосфера; Мировой океан.

Межпредметные связи

Биология, астрономия

Ресурсы урока

Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет, ЭОР.

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1) Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя

Самоконтроль готовности к уроку (Р)

2) Мотивация учебной деятельности

Предлагает посмотреть видеофрагмент «Дело о планете Земля: Рождение Земли» и сформулировать тему и цели урока.

Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

Просмотр видеофрагмента.

Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)

3) Изучение нового материала

1. Предлагает

определить (по тексту учебника):

— Что общего у Земли с другими планетами Солнечной

системы?

— В чем уникальность нашей планеты?

Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и общие черты, и существенные различия.

2.Демонстрирует ЭОР (Планеты Солнечной системы.).

Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы: 1.планеты- гиганты

2.планеты земной группы

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность.

Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты планет Солнечной системы

Просматривают, сравнивают планеты земной группы, принимают участие в диалоге с учителем

Заполнение таблицы:

Общие признаки

Отличи-

тельные признаки

Записать в тетради новые понятия

Сравнение планет Солнечной системы по различным параметрам.

Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

4) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

«Игра на внимание»

Говорит утверждения:

1.Юпитер-планета-гигант.

2.Земля- самая большая планета.

3.Нам известна лишь одна Галактика.

4.Луна- естественный спутник Земли.

5.Марс-планета земной группы.

Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок.

Играют, демонстрируя свои знания по новой теме.

5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы

Организует работу в рабочей тетради стр.16 задание 11 на основе текста.

Демонстрирует с помощью ЭОР изображение планеты Земля из космоса.

Подводит к выводу: что в отличие от других планет земная поверхность разделена на океаны и огромные массивы суши — материки.

Вводит понятие мировой океан

Анализируют текст и выбирают необходимые сведения.

Смотрят ЭОР. Рассматривают внешний вид Земли на глобусе.

Обмениваются полученной информацией.

Записывают в тетради новые понятия.

Выполнить задание 11 в рабочей тетради.

Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей (П).

Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р) Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

6) Закрепление новых знаний

Задает вопросы для беседы:

•Назовите точный космический адрес планеты Земля.

•Что такое Галактика?

•Что такое Солнечная система?

•Какие планеты входят в Солнечную систему?

•В чём заключается уникальность планеты Земля?

•Докажите, что жизнь могла появиться только на Земле.

Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Использование приобретенных знаний и умений.

Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

7) Рефлексия

Подводит итоги урока.

-Продолжите фразу на листочке:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Оценка достигнутых результатов (Р)

8) Домашнее задание

Параграф 7 (вопросы). Выполнить творческое задание «Влияние космоса на Землю и жизнь людей»

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике

Самоконтроль и взаимоконтроль (К)

Технологическая карта урока «Земля среди других планет Солнечной системы»

План – конспект урока по теме «Земля среди других планет Солнечной системы»

Тип учебного занятия по дидактической цели – изучение нового материала

Оборудование: учебник § 3, видеофрагменты, глобусы, мягкие линейки, рулетки

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1.Организационно — мотивационный этап урока

Определение

темы урока

Учебник с. 14. Беседа по вопросам:

— Что называют космосом или космическим пространством?

— Какие космические тела вам уже известны?

— Почему космические тела видны в ночном небе?

— Предлагают варианты понятия «Космос»

— Называют планеты, звезды, кометы, метеоры и метеориты

— Высказывают различные предположения

Формулирование задач урока

Изучите название разделов параграфа и сформулируйте на их основе задачи

(применив деятельностную форму, используя глаголы).

Формулируют:

1. Изучить место Земли в Солнечной системе

2. Познакомиться с возникновением Земли

3. Определить форму и размеры Земли

С помощью учителя формулируют задачи урока на основе содержания параграфа

Создание мотивационной установки

— Для чего современному человеку необходимо знать историю возникновения планеты Земля? — Известно, что наша Земля является одной из планет Солнечной системы. Что общего и что отличительного у нашей планеты и других планет Солнечной системы?

-Высказывает свое мнение.

— Высказывают свои предположения, но не хватает аргументов, которые необходимо добыть на уроке

2.Процессуально — содержательный этап урока

Земля в Солнечной системе

По рис.5 и тексту раздела 1 учебника определите общие и отличительные признаки планеты Земля от других планет Солнечной системы.

— Выделяют в тексте «Земля в Солнечной системе» с.14-15 учебника необходимые данные (факты) и заполняют таблицу:

Дополняют таблицу недостающими признаками из просмотренной презентации учителя.

Формулируют уточняющие вопросы.

Общие признаки

Отличительные признаки

Возникновение Земли

Просмотреть фрагмент фильма «Дело о планете Земля: Рождение Земли» (начало) (http://rutube.ru\tracks\2317444.html)

и сделать вывод о том, как появились космические тела и происходило зарождение Земли.

Знакомятся с фрагментом фильма и приводят утверждения ученых о происхождении, космических тел.

Работа с рис. 6 стр. 16

Составить свой рассказ об этапах развития планеты

Этапы развития Земли

Используя рис.6 и тест раздела 2 «Возникновение Земли» составьте рассказ «Развитие Земли».

В рабочей тетради выполните зад. 2 с. 8 и дополните рисунок еще одним фрагментом.

Форма и размеры Земли

Используя глобус как модель Земли, попробуйте доказать или опровергнуть утверждение И. Ньютона о том, что Земле не имеет форму идеального шара.

Изучают последовательность шагов «Школы географа-следопыта» с. 17-18 и на основе проведенных измерений приходят к выводу о точности модели Земли – глобуса в виду значительных уменьшений модели, на которой трудно заметить сплюснутость Земли на полюсах в 21 км.

В рабочей тетради делают необходимые записи на с. 9.

С помощью карандаша и закрепленных на нем полосок бумаги проведите опыт, наглядно демонстрирующий причину сплюснутости Земли у полюсов.

3.Этап закрепления

Закрепление

1.Вопросы для беседы:

— Сколько планет в Солнечной системе?

— По каким признакам некоторые планеты объединены в Земную группу?

— Какой возраст у нашей Земли? Когда и как она возникла?

Отвечают на вопросы.

— 8 планет

— Называют газовую оболочку, твердую поверхность, внутреннее содержание, малое количество спутников, близкое положение к Солнцу .

— 4,6 млрд. лет

2. Тестирование

1) Выберите планеты земной группы:

А) Меркурий, Венера, Марс, Земля

Б) Земля, Юпитер Сатурн, Марс

В) Марс, Земля, Уран, Юпитер

2) Выбери планеты — гиганты:

а) Уран, Земля, Меркурий, Марс

б) Марс, Земля, Уран, Юпитер

в) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

3) Какая из планет Солнечной системы имеет самый короткий год?

а) Земля; б) Меркурий; в) Венера.

4) Какая из планет имеет самые длинные сутки по сравнению с его годом?

а) Плутон; б) Меркурий; в) Юпитер.

5) Какая из планет земной группы находится ближе всего к Земле?

а) Марс; б) Венера; в) Меркурий.

6) Какая из планет является самой яркой на ночном небе?

а) Меркурий; б) Венера; в) Юпитер.

7) На какой планете облака совершают облет поверхности за 4 часа?

а) Марс; б) Сатурн; в) Венера.

8) Названия спутников этой планеты переводятся как “страх” и “ужас”. О какой планете идет речь?

а) Юпитер; б) Плутон; в) Марс.

9) Какую планету называют красной?

а) Юпитер; б) Марс; в) Меркурий.

10) Выберите из списка планет те, которые имеют кольца?

а) Юпитер; б) Сатурн; в) Уран;

г) Нептун; д) Плутон.

Отвечают и проводят взаимопроверку, используя ключ: 1-б, 2-в, 3-б, 4-б, 5-б, 6-б, 7-в, 8-в, 9-б, 10-а, б, в, г.

Подведение итогов

Подготовьте свое предложение в общий (всего класса) рассказ о том, что узнали на уроке:

— Как возникла Земля в Солнечной системе?

— Какие у нее есть особенности?

— Как она развивалась?

— Какую имеет форму и размеры?

Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего товарища выстраивая его в логике.

4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

— Прием «Ассоциации»

К предложенному понятию каждый участник подбирает 2-3 слова (пишет в тетради или вслух говорит), с которым оно у него ассоциируется. Можно взять понятие «Земля».

— Записывают на предложенных листочках. Зачитывают вслух.

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Пять пальцев»

М — (мизинец) — мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?

Б — (безымянный) — близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С — (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?

У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?

Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?

Обведите свою ладошку.

— На мизинце продолжите: Я узнал о…

— На безымянном продолжите: Я сделал…

— На среднем пальце продолжите: Настроение у меня …

— На указательном – продолжите: Я помог …

— На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие …

Обводят ладошки, подписывают и прикрепляют возле модуля «Солнечная система».

«Порядок должен быть везде. Во Вселенной, в Солнечной системе, в наших мыслях, делах, поступках. И тогда воцарится гармония, любовь, красота, мир в нашей жизни и во всем необъятном космосе».

— Анализируют свою деятельность на уроке.

— Выражают свое эмоциональное настроение и самочувствие

словами.

5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

— Найти в тексте (параграф 3 с.14-17) определения основных понятий урока и выписать их в тетрадь.

— Выполните устно задание 5 и 6 с. 18 учебника.

— В рабочей тетради выполните задания 1, 3. с.8-9.

— Находят в параграфе основные понятия и выделяют в тексте их определения.

— Готовят ответ на задания в конце параграфа.

— Выполняют задания в тетради

Дополнительное задание (по желанию и по выбору)

Создание с помощью разноцветного пластилина модели солнечной системы

По рис. 5 и другим источникам определяют соотношение размеров планет Солнечной системы и расстояний удаленности от Солнца.

Готовят модель, пропорции размеров планет и Солнца

Составление презентации о различных гипотезах возникновения Земли

— Изучают детскую энциклопедию (Аванта +), географические словари и Интернет-ресурсы

— выбирают необходимый материал и составляют сообщение или презентацию

Презентация в программе Power Point «Гипотезы возникновения Земли»

Урок «Земля среди других планет Солнечной системы.»

Предмет

География

Класс

5

Тема урока

Земля среди других планет Солнечной системы.

Учитель

Тотрова Лариса Анатольевна учитель географии МБОУ СОШ №2 с.Ногир

Цель урока

Сформировать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике и Солнечной системе.

Задачи урока

Образовательные: углубить знания о Солнечной системе и её планетах

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

УУД

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать – планеты Солнечной системы.

  • Уметь – описывать уникальные особенности Земли как планеты; работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.

Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

Солнечная система; планеты земной группы; планеты-гиганты; атмосфера; гидросфера; земная кора; биосфера; Мировой океан.

Межпредметные связи

Биология, астрономия

Ресурсы урока

Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет, ЭОР.

Формы урока

Фронтальная, групповая.

Технологии

Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1) Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.

Подготовка к уроку, приветствие учителя

Самоконтроль готовности к уроку (Р)

2) Мотивация учебной деятельности

Предлагает посмотреть видеофрагмент «Дело о планете Земля: Рождение Земли» и сформулировать тему и цели урока.

Учащиеся формулируют самостоятельно тему и цели урока, записывают в тетрадь тему урока.

Просмотр видеофрагмента.

Формулирование темы и цели урока.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока (Р)

3) Изучение нового материала

1. Предлагает

определить (по тексту учебника):

— Что общего у Земли с другими планетами Солнечной

системы?

— В чем уникальность нашей планеты?

Подводит к выводу: что все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют и общие черты, и существенные различия.

2.Демонстрирует ЭОР (Планеты Солнечной системы.).

Акцентирует внимание на то, что по своим особенностям планеты Солнечной системы делятся на 2 группы: 1.планеты- гиганты

2.планеты земной группы

Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность.

Предлагают свои варианты общих черт и различий, самостоятельно определяют общие черты планет Солнечной системы

Просматривают, сравнивают планеты земной группы, принимают участие в диалоге с учителем

Заполнение таблицы:

Отличи-

тельные признаки

Записать в тетради новые понятия

Сравнение планет Солнечной системы по различным параметрам.

Понимание значимости знаний об уникальности Земли для практической жизни людей, поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей(П). Выполнение учебных действий в соответствии с заданием (Р). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

4) Физкультминутка (здоровьесберегающий компонент)

«Игра на внимание»

Говорит утверждения:

1.Юпитер-планета-гигант.

2.Земля- самая большая планета.

3.Нам известна лишь одна Галактика.

4.Луна- естественный спутник Земли.

5.Марс-планета земной группы.

Слушают утверждения и если верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок.

Играют, демонстрируя свои знания по новой теме.

5) Закрепление нового материала: выполнение практической работы

Организует работу в рабочей тетради стр.16 задание 11 на основе текста.

Демонстрирует с помощью ЭОР изображение планеты Земля из космоса.

Подводит к выводу: что в отличие от других планет земная поверхность разделена на океаны и огромные массивы суши — материки.

Вводит понятие мировой океан

Анализируют текст и выбирают необходимые сведения.

Смотрят ЭОР. Рассматривают внешний вид Земли на глобусе.

Обмениваются полученной информацией.

Записывают в тетради новые понятия.

Выполнить задание 11 в рабочей тетради.

Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Рассуждение (Л), поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей (П).

Формулирование ответов, применяя полученные знания (Р) Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

6) Закрепление новых знаний

Задает вопросы для беседы:

•Назовите точный космический адрес планеты Земля.

•Что такое Галактика?

•Что такое Солнечная система?

•Какие планеты входят в Солнечную систему?

•В чём заключается уникальность планеты Земля?

•Докажите, что жизнь могла появиться только на Земле.

Демонстрируют знания. Формулируют ответ, применяя полученные знания.

Использование приобретенных знаний и умений.

Устная речь (П). Умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других (К)

7) Рефлексия

Подводит итоги урока.

-Продолжите фразу на листочке:

1.На уроке я работал

активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3.Урок для меня показался

коротким / длинным

4.За урок я

не устал / устал

5.Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7.Какую оценку я ставлю себе за работу на уроке 2 3 4 5

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.

Оценка достигнутых результатов (Р)

8) Домашнее задание

Параграф 7 (вопросы). Выполнить творческое задание «Влияние космоса на Землю и жизнь людей»

Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике

Самоконтроль и взаимоконтроль (К)

Конспектобобщающего урока по географии в 5кл по теме «Земля-планета Солнечной системы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чистопольская средняя общеобразовательная школа»

Ленинского района Республики Крым

Обобщающий урок в 5классе

по теме

«Земля – планета Солнечной системы» ФГОС

D:\Документы\картинки\Barn.jpg

Подготовила учитель

географии и крымоведения

Сагирова И. Г.

2016г

Конспект обобщающего урока по теме

«Земля – планета Солнечной системы»

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний

Применяемые технологии:

• коммуникативно-ориентированное обучение;

• личностно-ориентированное обучение;

• информационные технологии

Цели урока:

1.Образовательная цель: обобщить знания учащихся по теме: “Земля во Вселенной” на уровне знания фактов, понятий, а также на уровне причинно-следственных связей.

2.Развивающая цель: продолжить развитие логического мышления, монологической речи, умения работать с картами атласа.

3.Воспитательная цель: продолжить формирования ценностного отношения к миру, к знаниям о мире.

4.Планируемые результаты обучения, в т. ч. и формирование УУД:

Личностные: Осознавать нашу планету как часть Солнечной системы и ее подчиненность сложным космическим законам. Понимать роль снимков из космоса как наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли; понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле; осмысливать личностную ценность знаний о смене сезонов года, осмысливать значения формы и размеров Земли для жизни человечества

Регулятивные: учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные: давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач

Основные понятия: Солнечная система, планеты, звезды, планеты земной группы, планеты — гиганты, астероиды, метеорные тела, кометы, спутники планет, Луна – спутник Земли, солнечные и лунные затмения, парниковый эффект, полюса, ось Земли, часовые пояса, сутки, времена года, дни равноденствия, дни солнцестояния, тропики, полярные круги, пояса освещенности

Межпредметные связи: астрономия

Ресурсы: учебник, тетрадь, мультимедийный проектор, экран, учебная презентация, атлас школьника

Раздаточный материал: зачетные листы учащихся, задания (таблица, карта).

Ход урока:

1. Орг. момент

Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас! Садитесь удобнее. Думаю, что ваше настроение в конце урока останется таким же хорошим, как и в начале. Проверьте вашу готовность к уроку: учебник, дневник, тетрадь, письменные принадлежности.

2. Актуализация опорных знаний

Откройте оглавление и посмотрите, какие темы мы с вами уже изучили (…)?

Скажите, что нового вы узнали на уроках географии (…)? Как вы думаете, что из изученного вам пригодится в жизни (…)?

3. Целеполагание

Скажите, достаточно ли вам знаний, полученных на прошедших уроках (…)? Все ли вы уверены, что запомнили материал хорошо (…)? Чтобы быть уверенными, что учебный материал вами хорошо усвоен, и вы можете применить в жизни, те знания, которые получили на наших предыдущих уроках, что мы должны сегодня сделать с вами (…).

Как вы думаете, какова тема нашего урока (…)? Правильно, это «Земля – планета Солнечной системы» (тема записывается на доске).

Что нужно сделать для этого, какие шаги предпринять (…)?

Записать на доске

1. Расширить свои знания по теме

2. Повторить основные термины и понятия по теме

3. Научиться применять знания в других ситуациях

4. Знакомство с зачетным листом, объяснение цели заданий

У вас на столах лежит зачетный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ), который вы должны будете последовательно заполнять по итогам выполнения заданий. Каждое правильно выполненное задание оценивается баллами. За неправильное задание баллы не начисляются. Затем все баллы суммируются и вы получаете оценку за урок. Эта оценка может быть повышена за правильные устные ответы. Вы тоже должны их фиксировать.

Одни задания вы выполняете в тетрадях, другие – на специальных бланках. На уроке вы можете пользоваться учебником.

Желаю успехов!

5. Повторение, обобщение и систематизация знаний

Задание 1. Перед вами лежат атласы школьника. Откройте их на стр. 5-7 и просмотрите материал о Вселенной и о Солнечной системе. На эту работу вам дается 3 минуты. Проанализируйте предложенную вам информацию. Что нового вы узнали о Космосе (…)?

Задание 2. Рассмотрим особенности Солнечной системы. У вас на столах лежат тексты, в которых пропущены некоторые слова, словосочетания или цифры. Вставьте нужные по смыслу слова или цифры в места пропусков. На эту работу дается 3 минуты, по окончании которых проведите самопроверку.

Текст на зачетном листе. (В центре Солнечной системы находится (Солнце)? Солнце — это (звезда – раскаленное небесное тело). Вокруг Солнца вращаются (число — 8) планет, которые делятся на 2 группы (планеты земной группы и планеты-гиганты). Вокруг некоторых планет вращаются (спутники). Спутником Земли является (Луна). Кроме Солнца, планет и их спутников в Солнечной системы встречаются малые небесные тела. Это (метеорные тела, кометы, метеоры).)

Проверяем по ключу (ключ на экране)

Те, кто нашел 9-10 спрятанных терминов, ставит себе оценку «5»

7-8 – «4»

4–6 – «3»

менее 4 терминов — «2»

Задание 3. Дед Николай и баба Тоня любят встретиться и поговорить. Прочитайте, о чем идет речь у стариков. Найдите ошибки и исправьте их.

Молодцы, вы нашли все ошибки и поправили стариков.

Задание 4. Изученная тема содержала большое количество специальных терминов и понятий. Давайте проверим, как вы владеете понятийный материалом. Для этого мы проведем соревнование между рядами. Коллективно подготовьте вопросы так, чтобы можно легко составить по нему определение. Каждый ряд задает по одному вопросу другим рядам и выслушивает ответ. Помните, что задавая вопрос, вы должны знать на него четкий ответ.

Молодцы, вы хорошо знаете учебный материал.

ФИЗМИНУТКА

Задание 4. На зачетном листе ответьте на вопросы.

Обменяйтесь листочками и проведите взаимопроверку. Оцените товарища в зачетном листе.

Задание 5. Каждый год Земля занимает на орбите 4 особых положения, которые считаются началом сезонов года. Назовите их.

Задание 7. Решите тест.

Выберите только один правильный ответ

Ребята, есть вопросы, которые интересуют всех, ответьте на них.

1)Объясните, что было бы на Земле, если бы ось не имела наклона к плоскости орбиты (…)?

2)Что произойдет, если Земля перестанет вращаться вокруг своей оси (…)?

6. Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте обратимся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Как вы думаете, мы их выполнили (…)?

7. Подведение итогов урока, выставление оценок на основе самооценки и взаимооценки. Посмотрите на свой зачетный лист и поставьте себе ту оценку, которую вы заработали на уроке.

Кто получил «5», «4», «3», «2»? поднимите руку.

8. Д/задание. В конце раздела есть вопросы. Ответьте на них устно.

Проектная деятельность. 1) Собрать пословицы и поговорки о времени, о временах года и постарайтесь объяснить их с научной точки зрения

2) Изготовить самодельный теллурий (по желанию)

Урок закончен. Все молодцы!

Заключение

Урок имеет огромное значение для формирования интереса к предмету географии.

Планируемые результаты обучения по теме «Земля – планета Солнечной системы»:

• осознавать планету Земля как часть Солнечной системы и ее подчиненность сложным космическим законам. Понимать роль снимков из космоса как наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли; понимать значение движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца для жизни на Земле; осмысливать личностную ценность знаний о смене сезонов года, осмысливать значения формы и размеров Земли для жизни человечества

• учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

• давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач

Предложенный урок повторения, обобщения и систематизации знаний позволяет:

-осуществлять повторение и закрепление изученного так, чтобы активизировать не только память, но и другие психические процессы, прежде всего мышление, а также чувственный опыт учащихся;

-использовать новые схемы повторения изученного, предоставляя ученикам возможность рассматривать изучаемые вопросы с разных позиций;

-постоянно повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;

-отказываться от однообразных и утомительных видов работы, поскольку их развивающий эффект незначителен

ПРИЛОЖЕНИЕ

Зачётный лист ученика 5 класса_____________________________

Задание 1. Вставьте нужные по смыслу слова или цифры в места пропусков.

В центе Солнечной системы находится ___________. Солнце – это __________________. Вокруг Солнца вращаются (число) _______ планет, которые делятся на 2 группы________________________________ и ______________________________. Вокруг некоторых планет вращаются ___________________. Спутником Земли является ___________. Кроме Солнца, планет и их спутников в Солнечной системы встречаются малые небесные тела. Это — _______________________________________________.

Задания 2. Верны ли утверждения.

1. Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами.

2. Млечный Путь – это особое сияние в воздухе нашей планеты.

3. Галактика – это огромное скопление звёзд, звёздная система.

4. Наша галактика неподвижна.

5. Долгое время господствовало мнение, что Земля плоская.

6. Марс – самая маленькая планета земной группы.

7. Только на Земле имеется водная оболочка.

8. Солнце неподвижно.

9. Световой год – расстояние, которое проходит свет за один год.

10. Туманность Андромеды находится в нашей Галактике.

Задания 3.

Между какими планетами распложена Земля?

Отличие планет-гигантов от планет земной группы.

Что называют годом?

Какова продолжительность одних земных суток?

Какое расстояние больше от центра земли до экватора или до полюса?

Назовите известные вам галактики (не менее 3).

Назовите планеты расположенные до планеты Земля, какая по счету Земля?

Что называют сутками.

Какова продолжительность одного земного года?

Какое расстояние больше от центра земли до полюса или до экватора?

На какой галактике находится Земля?

Задания 4.

Каждый год Земля занимает на орбите 4 особых положения, которые считаются началом сезонов года. Назовите их

Задание 5. Решите тест.

1. Скопление звезд от 100 млрд. до 1 трлн. – это:

1) Вселенная 3) Солнечная система

2) Галактика 4) Созвездие

2. Отличительная черта планеты Земля от других планет

Солнечной системы:

1) шарообразность;

2) вращение вокруг Солнца;

3) осевое вращение;

4) наличие жизни.

3. Период вращения Земли вокруг своей оси:

1) 365 суток; 2) 24 часа; 3) 128 суток; 4) 72 часа.

4. Главной причиной неравенства дня и ночи на Земле является:

1) наклон земной оси к плоскости орбиты;

2) осевое движение Земли;

3) форма Земли; 4) размеры Земли.

Технологическая карта урока по географии «Земля-часть Солнечной системы» (5 класс)

Урок по географии для 5 класса «Земля – планета Солнечной системы»

Цель: сформировать представление об уникальности Земли, как части Солнечной системы; выделить отличительные признаки планеты Земля от других планет.

Задачи урока:

  1. Обеспечить усвоение и первичное закрепление новых сведений о Солнечной системе, ее составе; познакомить с планетами земной группы; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь.

  2. Развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

  3. Осознание себя как части целостности природы

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: понимание уникальности планеты Земля, как части Солнечной системы.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям Солнечная система, Млечный Путь, Галактика, Вселенная; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: учитывать позиции других людей, уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении

проблемы.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный.

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: урок усвоения нового материала, практикум.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:  учебник, атлас, раздаточный материал для практического задания, плакат “Планеты Солнечной системы”, система голосования, презентация.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра.

Сегодня наш урок будет проходить в форме конференции. Билетом на конференцию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущих уроках.

Тестирование с использованием системы голосования.

  1. Что изучает астрономия:

А) познает населяющие Землю живые существа

В) исследует происхождение и развитие Земли как космического тела

С) изучает строение планеты

2. Какой ученый является основоположником географии:

А) Гомер

В) Аристотель

С) Эратосфен

3. Как называется наша галактика:

А) Млечный Путь

В) Туманность Андромеды

С) Магеллановы Облака

4. Какая звезда находится в центре Солнечной системы:

А) Полярная

В) Солнце

С) Сириус

5. Как называется планета, на которой существует жизнь:

А) Земля

В) Юпитер

С) Венера

Голосуют

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Демонстрация видеоролика «219 секунд, которые заставят вас пересмотреть ваше существование».

Как вы думаете, что мы сегодня будем обсуждать на уроке?

Постарайтесь расшифровать тему урока, которая представлена на слайде. ляЗем — неплата нойнечСол тесисмы.

Деятельность обучающихся

Просматривают ролик.

Высказывают свои предположения.

Расшифровывают тему урока. Земля-планета Солнечной системы

3. ЭТАП целеполагания

Деятельность учителя

Владеете ли вы полной информацией о строении Солнечной системы? И в чем особенности Земли как космического тела?

Как вы думаете, какая цель нашего урока?

Цель урока: сформировать представление об уникальности Земли, как части Солнечной системы;

Деятельность обучающихся

Высказывают свои мнения и предположения.

4. ЭТАП планирования.

Деятельность учителя

Обратите внимание на ваши технологические карты и постарайтесь составить план нашего урока.

  1. Планеты земной группы

  2. Планеты гиганты

  3. Уникальность планеты Земля

Деятельность обучающихся

Составляют план урока.

5 ЭТАП «Открытие» нового знании.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Сегодня у нас на уроке присутствуют эксперты по планетам Солнечной системы, исследователи Земли и представители всемирной экологической организации Гринпис.

Предоставляю слово экспертам:

  1. Охрий А. — Солнце

2.Гречко О. – Меркурий

3.Майгатова А. — Венера

4.Матузко А. – Земля

5.Клюева Д. – Уран

6.Матерновский А. — Марс

7. Фролов-Иванов О. — Сатурн

8.Клюева Д. -Уран

9.Ташлыков Р. — Нептун

10. Шевченко В. — Плутон

1.Солнце – это единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращается наша планета и все планеты Солнечной системы. Оно в миллион раз больше Земли. Среднее расстояние от Земли до Солнца – 145 млн. км. Световой луч доходит до Земли за 8 минут.
         Светило Солнечной системы невероятно горячее. На его поверхности температура 6000°С, а в центре – более 15 млн. градусов.
         Не зря в религиях всех народов мира Солнце занимало всегда главное место. Например, у древних греков это лучезарный бог Гелиос, у древних славян – Ярило, у древних египтян – бог Ра…, ведь без солнечных лучей жизнь на нашей планете прекратилась бы.

2. Меркурий  – самая маленькая планета земной группы, которая быстрее всех двигается по самой близкой орбите к Солнцу.
  По форме Меркурий близок к шару. Он меньше Земли в 2, 5 раза.
  Среднее расстояние от Меркурия до Солнца чуть меньше 58 млн. км.
   По своим физическим характеристикам Меркурий напоминает Луну. Поверхность его гористая, покрытая кратерами, но есть на нем и гладкие равнины.
  Температура на планете колеблется от −180 до +430°C.
   Меркурий не имеет естественных спутников.
  Планета названа в честь древнеримского бога торговли Меркурия.

3. Венера  – планета Солнечной системы, третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Её называют «сестрой Земли», потому что обе планеты похожи размерами, силой тяжести и составом. Однако условия на двух планетах разные.
         Среднее расстояние Венеры от Солнца 108 млн. км.
         Атмосфера Венеры состоит в основном из углекислого газа и азота. Температура на поверхности около 500 °C, из-за этого на планете нет жидкой воды.
         Поверхность Венеры скрывается под густыми облаками серной кислоты. Она покрыта обширными возвышенностями и имеет многочисленные кратеры. 90 % поверхности Венеры покрыто застывшей базальтовой лавой
         Венера не имеет естественных спутников.
         Планета получила своё название в честь Венеры, древнеримской богини любви.

4. Земля  – третья от Солнца планета Солнечной системы, населенная живыми существами.
         Среднее расстояние от Земли до Солнца – 150 млн. км.
         Форма Земли близка к сплюснутому эллипсу.   Атмосфера Земли состоит из азота, кислорода и углекислый газа. Температура на поверхности от — 89 °C до +62,5.
         Рельеф планеты очень разнообразен. Приблизительно 70 % поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. Жидкая вода, необходимая для жизни всех живых организмов.
         Земля имеет единственный естественный спутник — Луну.

5. Земля  – третья от Солнца планета Солнечной системы, населенная живыми существами.
         Среднее расстояние от Земли до Солнца – 150 млн. км.
         Форма Земли близка к сплюснутому эллипсу.   Атмосфера Земли состоит из азота, кислорода и углекислый газа. Температура на поверхности от — 89 °C до +62,5.
         Рельеф планеты очень разнообразен. Приблизительно 70 % поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. Жидкая вода, необходимая для жизни всех живых организмов.
         Земля имеет единственный естественный спутник — Луну.

6. Марс  – четвёртая по удалённости от Солнца и седьмая по размерам планета Солнечной системы. Его называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей ржавчиной. Планету можно увидеть с Земли невооружённым глазом.
         Атмосфера состоит в основном из углекислого газа. Температура на планете колеблется от −153 до +20 °C. Климат, как и на Земле, носит сезонный характер.
         Поверхность Марса покрыта ударными кратерами, а также вулканами, долинами, пустынями и полярными ледниковыми шапками.
         У Марса есть два естественных спутника — Фобос и Деймос.
         Названа планета в честь Марса — древнеримского бога войны.

7. Сатурн  – шестая планета от Солнца и вторая по размерам планета в Солнечной системе после Юпитера. Относится к газовым гигантам.
         Атмосфера Сатурна состоит из различных газов и кажется из космоса спокойной и однородной, хотя скорость ветра на Сатурне может достигать до 1800 км/ч. Температура на поверхности низкая от−150 °C до -120 °C.
         Вокруг планеты обращается 62 спутника. Титан — самый крупный из них. Сатурн обладает заметной системой колец, состоящей из частичек льда, тяжёлых элементов и пыли.
         Планета названа в честь римского бога земледелия Сатурна.

8. Уран  – седьмая по удалённости от Солнца и третья по диаметру планета Солнечной системы. Относится к «ледяным гигантам». При хорошем зрении Уран можно увидеть на безоблачном ночном небе даже невооруженным глазом.
         Уран и не имеет твёрдой поверхности. Атмосфера его необычно спокойная по сравнению с атмосферами других планет-гигантов. Это самая холодная планета Солнечной системы с минимальной температурой −224 °C. Скорость ветров на Уране может достигать 240 м/с.
         Вокруг планеты обращаются 27 спутников.
         Планета названа в честь греческого бога неба Урана

9.Нептун  – восьмая планета Солнечной системы зеленоватого оттенка, по составу близкая к Урану, принадлежащая к «ледяным гигантам».
         Атмосфера Нептуна, подобно атмосфере Юпитера и Сатурна, состоит в основном из водорода и гелия. Следы метана во внешних слоях атмосферы являются причиной синего цвета планеты. В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет Солнечной системы. Их скорости могут достигать 2100 км/ч. Температура в верхних слоях атмосферы близка к −220 °C.
         У Нептуна на данный момент известно 13 спутников. Есть и кольцевая система. Кольца состоят из ледяных частиц.
  10.     Плутон  – самая дальняя планета Солнечной Системы, которая примерно в сорок раз дальше от Солнца, чем Земля. Чтобы увидеть Плутон, нужен очень большой телескоп.
         Атмосфера Плутона — тонкая оболочка из азота, метана и углерода, испаряющихся с поверхностного льда. Температура на поверхности планеты −230,1 °C.
         Плутон состоит в основном из горных пород и льда.
         У него есть четыре естественных спутника. Плутон и его крупнейший спутник Харон часто рассматриваются в качестве двойной планеты.
         Планета была названа в честь греческого бога подземного царства Плутона.  Планета была названа в честь римского бога морей

Физминутка.

Выполняют физические упражнения

Спасибо большое экспертам. А теперь я предоставляю слово знатокам планеты Земля.

1. О внутреннем строении Земли расскажет Задорожняя В.

2.О значении Луны для нашей планеты расскажет – Заславская А.

3.Гравитация на суше – Сидельников С.

4. Гравитация в воде — Терентьев И.

А теперь я приглашаю представителей всемирной экологической организации ГРИНПИС. Ребята, расскажите о деятельности данной организации.

1. Для демонстрации внутреннего строения Земли понадобится яблоко и нож. Если разрезать яблоко поперек, то можно увидеть три части: сердцевина — напоминает ядро Земли, мякоть – мантия, а кожура – похожа на земную кору.

2.Луна это всего лишь каменная глыба в небесах. Но она перемещает огромные объёмы воды на нашей планете. Каждый день на западном побережье Шотландии происходит масштабное движение. Во время прилива проникают 70 миллионов тонн морской воды, а во время отлива утекают обратно. Вот что может устроить Луна.

Приливы и отливы самое яркое свидетельство тесных взаимосвязей Земли и её спутника. Но далеко не единственное. Для людей Луна стала ещё и желанной целью путешествия.

3.Показывет опыты с мячом, водой.

4.Демострирует опыт для которого понадобится чаша с водой, железные монетки и мелко нарезанная бумага.

Выступление детей (Швед Е., Дмитрова Ю., Швед С., Яковлева М.)

6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учащиеся отгадывают кроссворд:

  1. Небесное тело, излучающее свет.

  2. Тело космического происхождения, которое иногда падает на Землю.

  3. Космическое тело, летящее с большой скоростью. Имеет тело и хвост.

  4. Спутник Земли.

  5. Скопления звезд, например Большая и Малая Медведица

hello_html_m39c040c8.png

Закрепление.

Самостоятельная работа в малых группах.

Выполняют биологический диктант

Самопроверка

Критерии:

«5» — нет ошибок

«4» — одна ошибка

«3» — две ошибки

«2» — три и более ошибок

7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Если все понравилось и у вас хорошее настроение, то закрасьте первого смайлика в целеный цвет, если что-то было не понятно, то второго – в желтый, ну а ели вам урок не понравился и не был для вас полезным, то третьего смайлика закрасьте красным.

8 ЭТАП Домашнее задание.

План-конспект урока по географии (5 класс) по теме: Урок географии 5 класс ФГОС «Земля-планета Солнечной системы»

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаы

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Активно включаться в общение

осознанное  построение речевого высказывания в устной форме

Формирование системы знаний о Солнечной системе

Использовать устную речь для аргументированного ответа

2

Проверка домашнего задания

Используя знания,               — установите соответствие.

(Слайд№1)

— выберите «Четвёртый лишний» (Слайд№2)

Демонстрируют знания по пройденному материалу.Р,П)

Развитие мотивов учебной деятельности

Выбор  наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях

Формирование умений делать умозаключения

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебных задач

3

Актуализация  

темы

Демонстрация видеоролика из электронного приложения к учебнику по теме: «Соседи Солнца»

-Перечислите,  на какие группы делятся планеты.

-Назовите планеты, которые относятся к планетам земной группы. Почему их объединили в одну группу?

(слайд№3)

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока (Р)

Формирование навыков коммуникативной компетентности

Готовность к самообразованию

Поиск и выделение необходимой информации

Осознанное  построение речевого высказывания в устной форме

Формирование умений работы с текстом учебника

Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решении

Уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать Делать выводы, умозаключения

Получать информацию в результате смыслового прочтения текста

4

Изучение нового материала

1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности(по группам) с использованием учебника.

Используя текст учебника на стр.26-27)

-Сравните размеры планет и сделайте вывод.

-Объясните, какое значение для планет  имеет Солнце?

-Сформулируйте понятие «солнечная система»

(Подводит к выводу,  что такое солнечная система)

-Расскажите, что вам известно о планете Земля

(Подводит к выводу,  что Земля-единственная планета, на которой  есть жизнь.)

2. Демонстрация Земли и Луны (ВИДЕО)

-Объясните, какое значение имеет Луна для нашей планеты?

Работают с текстом учебника, запоминают названия планет (П),

оценивают их размеры (Р), анализируют предстоящую деятельность. (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Обобщают и формулирую понятия (Р)

Узнают интересные факты о Земле. (П)

Формулируют вывод.(Р,Л)

Узнают новое о планетах. (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Готовность к самообразованию и саморазвитию

Формирование умений давать аргументированный ответ

Формирование навыков коммуникативной компетентности

Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Формирование умений самостоятельной работы.  

Применение умений и знаний  при выполнении учебных и познавательных задач

Работать в группах по решению общей задачи

Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Аргументирование своего ответа

5

Физминутка  (здоровье-

сберегающий компонент)

«Игра на внимание»  (Верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок.)     1. Юпитер-планета-гигант.                         2. Земля- самая большая планета.            3. Нам известна лишь одна галактика.       4.Луна- естественный спутник Земли. 5.Марс-планета земной группы.

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К)

Формирование здорового образа жизни

Технически правильно выполнять двигательные действия

6

Практикум

1. Выполните задание 7,9 в рабочей тетради на стр.14-15.

-Обсудите полученные ответы.

2.Вычислите суммарную площадь всех материков и океанов по рис.22 стр28 учебника..

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Обмениваются полученной  информацией (П)

Саморегуляция, самооценивание

 

Построение речевого высказывания в устной форме

Использовать устную речь для аргументированного ответа

7

       Рефлексия

1.Определите по описанию о какой планете речь?

(слайд№4)

2. Самооценка работы в течение урока по методике«Светофор»:
красный–я работал отлично, мне всё понятно
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось. (Слайд №5)

2.Составить «Синквэйн» (Слайд №6)по теме нашего  урока.

Учитель выставляет оценки, с

комментариями.

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания (Р)(1ряд-Меркурий, 2ряд-Венера, 3ряд-Марс)

Мотивация на обучение, саморегуляция

Использование умений и знаний при выполнении задании

Использовать разнообразные источники информации

8

 Домашнее

задание

Комментирует

Д/з §7 Вопросы и задания после

параграфа/ Рабочая  тетрадь зад.№10 стр.15-16(письменно) (Слайд №6)

Записывают

домашнее задание

Мотивация на обучение, саморегуляция

Использование умений и знаний при выполнении задании

Использовать разнообразные источники информации

Урок по географии на тему «Земля – планета Солнечной системы. Представления об устройстве мира» (5 класс)

Урок №7 Класс 5

Тема урока: Земля – планета Солнечной системы. Представления об устройстве мира.

Цель урока: формирование представления о Солнечной системе и планетах Солнечной системы, об уникальности планеты Земля, о Земле как части Вселенной, первоначальное представление о ее возникновении, познакомить с планетами земной группы и планетами гигантами.

Планируемые результаты:

  • Предметные: называть и показывать планеты Солнечной системы, планеты земной группы и планеты-гиганты; анализировать иллюстративно – справочные материалы и материалы интерактивного пособия и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам, описывать уникальные особенности Земли как планеты.

  • Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выдвигать гипотезы о возможном существовании биологической жизни на других планетах, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования.

  • Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира; научиться оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей на планете Земля, осознать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Оборудование: учебник «География». 5-6 класс: учебник для общеобразовательных организаций А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2014, атлас, карта полушарий, глобус.

Ход урока

  1. Организационный момент

(отсутствующие, проверка рабочих тетрадей)

  1. Проверка домашнего задания

  • Работа у доски. Зарисовать схему основных источников географической информации.

  • Обзор географических новостей за неделю!

  • Терминологический диктант

  1. Карта – это…

  2. Аэрокосмический снимок –

  3. Атлас –

  4. Географические информационные системы –

  5. Путеводитель —

  1. Постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

…Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

М.В. Ломоносов

Мы живём, точно во сне неразгаданном, На одной из удобных планет…

Игорь Северянин

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Учащиеся слушают, ведут диалог с учителем, определяют тему урока, записывают в тетрадь, Давайте определим цели и задачи урока? (ответы учащихся).

  1. Актуализация знаний.

1.Работа с учебником стр. 20-21

— В чём уникальность нашей планеты?

— Объясните, какое значение для планет имеет Солнце?

— Что общего у Земли с другими планетами?

— Сравните размеры планет и сделайте вывод.

Беседа:

Сформулируйте понятие «Солнечная система»

— Что Вам известно о планете Земля? Делаем вывод: Земля – единственная «живая» планета, все планеты, входящие в Солнечную систему, имеют общие черты и различия.

— На какие группы делятся все планеты?

— Объясните, какое значение имеет Луна для планеты Земля?

— Назовите и покажите на карте материки и части света Земли, (работа с картой у доски).

  1. Первичное усвоение новых знаний

Блиц-опрос:

  1. Какие космические тела образуют Солнечную систему?

  2. Путь Земли вокруг Солнца называется…?

  3. Назовите известные планеты Солнечной системы?

  4. Луна – это…?

  1. Физкультминутка

«Игра на внимание» (верное утверждение – хлопок, неверное утверждение – руки вверх):

1.Луна – естественный спутник Земли.

2.Марс – планета земной группы.

3.Земля – самая большая планета.

4.Юпитер – планета–гигант.

5.Плутон – планета земной группы.

6.Солнце – звезда.

  1. Первичное закрепление

Прочитайте фрагмент параграфа «Как устроена наша планета». Выпишите в три колонки: материки, части света, земные оболочки.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

§5, 6, 7 читать, пересказывать, стр. 21 с 1 по 4 вопросы устно, стр. 24 (№ 8, 9 письменно), творческое задание: подготовьте рисунок, подберите стихи, фрагменты из художественной литературы о Солнце и Земле как небесных телах.

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Самооценка урока – методика «Светофор»:

Красный – я работал отлично

Жёлтый – я работал хорошо

Зелёный – я работал неплохо

Выставление оценок с комментариями учителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *