Определение стилистика – 3. Основные понятия и категории стилистики (значение, стилистические коннотации, стилистические средства языка)

Стилистика — Википедия

Стили́стика — филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

По учебнику русского языка (А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев), Стилистика — учение о средствах языковой выразительности и условиях их использования в речи — и культура речи.

До сих пор предмет и задачи стилистики остаются спорным вопросом.

Существует, но не является полностью общепринятым разделение стилистики на литературоведческую и языковедческую (см. ниже). Языковедческая рассматривает функциональные стили речи, литературоведческая изучает систему образов, сюжет, фабулу и т. д. в отдельном произведении.

Б. В. Томашевский писал: «Стилистика является связующей дисциплиной между языкознанием и литературоведением».

[1]

  • Стиль
  • Соотносительность способов языкового выражения
  • Стилистическая окраска языковых единиц
  • Стилевая норма
  • Стилевые правила
  • Теоретическая стилистика
    • Стилистика языковых единиц (стилистика ресурсов)
    • Стилистика текста
    • Стилистика разновидностей употребления языка (функциональная стилистика)
  • Практическая стилистика

Языковедческая стилистика — наука о стилях речи, изучающая различные выразительные возможности языка — экспрессивные, оценочные, функциональные (коммуникативные, познавательные, эмоциональные, исторические).

Учение о трёх «штилях» М. В. Ломоносова[править | править код]

Первый составляется из речений словенороссийских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из словенских (древнеславянских), россиянам вразуметельных, но весьма обветшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях…

Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском употребительных… Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуются обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги (идиллии, пасторали — стихи о пастушеской жизни) сего штиля больше должны держаться.

Низкий штиль принимает реченья, которых нет в словенском диалекте… Каковы суть — комедии, увесилительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению.

М. В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке, 1758

Современные функциональные стили речи[править | править код]

Современный русский язык состоит из 5 стилей:

К каждому из этих стилей присущи свои особенности, отличающие его от других стилей, так, например, для официально-делового стиля характерна стандартизация, включение в текст аббревиатур, сокращений, для научного — насыщенность терминологией (15—25 % текста, «сухость» языка изложения и т. д.)

В стиле художественной литературы используются языковые средства, обладающие наравне с логическим смыслом ещё и экспрессивно-эмоциональным оттенком.

К таким средствам относятся, например, тро́пы, помимо которых, используются и другие конструкции: обращения, вводные и вставные конструкции, прямая речь, несобственно-прямая речь, многие односоставные и неполные предложения. Сильными средствами эмфатической интонации являются стилистические фигуры.

Поэзия практически невозможна без стилистических фигур, которые позволяют оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы, словом — все оттенки звучащей фразы.

Человек, в процессе чтения игнорирующий стилистические фигуры и ориентирующийся лишь по знакам препинания, лишает себя всех тонкостей поэзии и, следовательно, не понимает глубины произведения.

Стилистические фигуры[править | править код]

Стилистические фигуры (риторические фигуры) представляют собой особые синтаксические построения, служащие для усиления образно-выразительной функции речи.

Стилистические фигуры изучались такими филологами, как А. М. Веселовским, Б. В. Томашевским и др.

Эти синтаксические построения можно разделить на 2 группы:

  1. Конструктивные — фигуры, делающие синтаксические структуры более сбалансированными.
  2. Деструктивные — фигуры, от которых идет обратный процесс («раскол» структур).

Из общей массы стилистических фигур выделяются 13 основных:

  1. ↑ Томашевский Б. В. Стилистика. — изд.2, испр. и доп. — Л., 1983, стр. 5; цит. по Горшков А. И. Лекции по русской стилистике — М., 2000, стр. 20
  • Античные теории языка и стиля. СПб., 1996.
  • Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. М., 1990.
  • Балли Ш. Французская стилистика. М., 2001.
  • Барлас Л. Г. Русский язык: Стилистика. М., 1978.
  • Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика. М., 1977.
  • Бондалетов В. Д. Стилистика русского языка. Л., 1982, 1989
  • Бондалетов В. Д. Сборник упражнений по стилистике русского языка. — Л., 1983, 1989.
  • Будагов Р. А. Литературные языки и языковые стили. М., 1967.
  • Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. М., 1976.
  • Виноградов В. В. Стилистика: Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
  • Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959.
  • Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.
  • Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965.
  • И. Б. Голуб. Стилистика русского языка. М.: 1997.
  • Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., 2000.
  • Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. М., 1961.
  • Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разг. речь. М., 1981.
  • Иссерлин Е. М. Официально-деловой стиль. М., 1970.
  • Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика. (стилистика). — М.: Просвещение, 1991.
  • Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
  • Е. В. Клюев. Риторика. М.: 1999.
  • Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993.
  • Колтунова М. В. Язык и деловое общение. М., 2000.
  • Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.
  • Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.
  • Кутина Л. Л. Формирование языка русской науки. М.-Л., 1964.
  • Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.
  • Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана. М., 2000.
  • Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.
  • Лысакова И. П. Тип газеты и стиль публикации. Л., 1989.
  • Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Екатеринбург, 1987.
  • Митрофанова О. Д. Научный стиль речи. М., 1976.
  • Москвин В. П. Теоретические основы стилистики. 3-е изд. М., 2018.
  • Мурат В. П. Об основных проблемах стилистики. М., 1957.
  • Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.
  • Одинцов В. В. Стилистика текста. М., 1980.
  • Основы научной речи / Под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. М.-СПб., 2003.
  • Плёнкин Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. М., 1975.
  • Развитие функциональных стилей современного русского языка. М., 1968.
  • Разинкина Н. М. Функциональная стилистика английского языка. М., 1989.
  • Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1997.
  • Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М.: 1997.
  • Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: 2003.
  • Д. Э. Розенталь. Современный русский язык. М.: 1999.
  • Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1976.
  • Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о рус. разг. речи. М., 1996.
  • Степанов Ю. С. Стилистика // Лингвистический энциклопедический словарь. —
    М.
    : СЭ, 1990.
  • Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. Л., 1989.
  • Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003.
  • Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
  • Фёдоров А. В. Очерки общей и сопоставительной стилистики. М., 1971.
  • А. И. Чижик-Полейко. Стилистика русского языка. Воронеж, 1964. Ч. 2.
  • Шварцкопф Б. С. Официально-деловой язык // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.
  • Шмелёв Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1971. Бондалетов В. Д. Идр. Стилистика русского языка. Редактор М. Н. Шанский Л. Просвещение 1989 г. 224 с

СТИЛИСТИКА — это… Что такое СТИЛИСТИКА?

  • Стилистика —     СТИЛИСТИКА наука о стиле и стилях (см. это слово). По составу входящего в нее материала стилистика в большой мере совпадает с языковедением, так как носителем стиля является язык. Но в части своей она, несомненно, выходит за пределы языка,… …   Словарь литературных терминов

  • СТИЛИСТИКА — (ново лат., от stilus стиль). Наука о слоге или о стиле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТИЛИСТИКА новолатинск. от stilus, стиль. Наука о слоге. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА, стилистики, мн. нет, жен. (линг., лит.). 1. Учение о выразительных средствах языка. Стилистика разговорной речи. 2. Отдел теории словесности о средствах и приемах художественной речи. 3. Совокупность художественных средств языка… …   Толковый словарь Ушакова

  • стилистика — и, ж. stylistique f. <, нем. Stilistik. 1. Учение о стилях речи. БАС 1. Стилистика разговорной речи. Уш. 1940. 2. Отдел теории литературы, изучающий стили литературно художественных произведений. БАС 1. Грамматисты и риторы, занимавшиеся… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА, 1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности. 2) В литературоведении раздел теоретической …   Современная энциклопедия

  • СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА, и, жен. Наука о стиле или стилях языка и художественной речи. С. русского литературного языка. | прил. стилистический, ая, ое. С. анализ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • стилистика — сущ., кол во синонимов: 5 • лингвостилистика (1) • словесность (12) • стилостатистика …   Словарь синонимов

  • Стилистика Л. — Стилистика Л. СТИЛИСТИКА Л. как соотношение и взаимосвязь различных видов «малой образности» тропов и стилистич. фигур с особенностями индивидуального лермонт. стиля до сих пор не была предметом целенаправленного литературоведч. анализа, хотя как …   Лермонтовская энциклопедия

  • СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА. Раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования средств языка в процессе коммуникации. В практическом курсе языка занятия по С. сводятся к ознакомлению учащихся с функциональными стилями и особенностями… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Стилистика — СТИЛИСТИКА, 1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности. 2) В литературоведении раздел теоретической …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Стилистика — это… Что такое Стилистика?

    Стили́стика — филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.

    До сих пор предмет и задачи стилистики остаются спорным вопросом.

    Существует, но не является полностью общепринятым разделение стилистики на литературоведческую и языковедческую (см. ниже). Языковедческая рассматривает функциональные стили речи, литературоведческая изучает систему образов, сюжет, фабулу и т. д. в отдельном произведении.

    Б. В. Томашевский писал: «Стилистика является связующей дисциплиной между языкознанием и литературоведением».[1]

    Основные категории

    • Стиль
    • Соотносительность способов языкового выражения
    • Стилистическая окраска языковых единиц
    • Стилевая норма
    • Стилевые правила

    Разделы стилистики

    • Теоретическая стилистика
      • Стилистика языковых единиц (стилистика ресурсов)
      • Стилистика текста
      • Стилистика разновидностей употребления языка (функциональная стилистика)
    • Практическая стилистика

    Языковедческая стилистика

    Языковедческая стилистика — наука о стилях речи, изучающая различные выразительные возможности языка — экспрессивные, оценочные, функциональные (коммуникативные, познавательные, эмоциональные).

    Учение о трёх «штилях» М. В. Ломоносова

    Первый составляется из речений словенороссийских, то есть употребительных в обоих наречиях, и из словенских (древнеславянских), россиянам вразуметельных, но весьма обветшалых. Сим штилем составляться должны героические поэмы, оды, прозаические речи о важных материях…

    Средний штиль состоять должен из речений, больше в российском употребительных… Сим штилем писать все театральные сочинения, в которых требуются обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия. Стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги (идиллии, пасторали — стихи о пастушеской жизни) сего штиля больше должны держаться.

    Низкий штиль принимает реченья, которых нет в словенском диалекте… Каковы суть — комедии, увесилительные эпиграммы, песни; в прозе — дружеские письма, описание обыкновенных дел. Простонародные низкие слова могут иметь в них место по рассмотрению.

    — М. В. Ломоносов. Предисловие о пользе книг церковных в российском языке, 1758

    Современные функциональные стили речи

    Современный русский язык состоит из 5 стилей:

    К каждому из этих стилей присущи свои особенности, отличающие его от других стилей, так, например, для официально-делового стиля характерна стандартизация, включение в текст аббревиатур, сокращений, для научного — насыщенность терминологией (15—25 % текста, «сухость» языка изложения и т. д.)

    В стиле художественной литературы используются языковые средства, обладающие наравне с логическим смыслом ещё и экспрессивно-эмоциональным оттенком.

    К таким средствам относятся, например, тро́пы, помимо которых используются и другие конструкции: обращения, вводные и вставные конструкции, прямая речь, несобственно-прямая речь, многие односоставные и неполные предложения. Сильными средствами эмфатической интонации являются стилистические фигуры.

    Поэзия практически невозможна без стилистических фигур, которые позволяют оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы, словом — все оттенки звучащей фразы.

    Человек, в процессе чтения игнорирующий стилистические фигуры и ориентирующийся лишь по знакам препинания, лишает себя всех тонкостей поэзии и, следовательно, не понимает глубины произведения.

    Стилистические фигуры

    Стилистические фигуры (риторические фигуры) представляют собой особые синтаксические построения, служащие для усиления образно-выразительной функции речи.

    Стилистические фигуры изучались такими филологами, как А. М. Веселовским, Б. В. Томашевским и др.

    Эти синтаксические построения можно разделить на 2 группы:

    1. Конструктивные — фигуры, делающие синтаксические структуры более сбалансированными.
    2. Деструктивные — фигуры, от которых идет обратный процесс («раскол» структур).

    Из общей массы стилистических фигур рассмотрим 13 основных:

    См. также

    Примечания

    1. Томашевский Б. В. Стилистика. — изд.2, испр. и доп. — Л., 1983, стр. 5; цит. по Горшков А. И. Лекции по русской стилистике — М., 2000, стр. 20

    Литература

    • Античные теории языка и стиля. СПб., 1996.
    • Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка. М., 1990.
    • Балли Ш. Французская стилистика. М., 2001.
    • Барлас Л. Г. Русский язык: Стилистика. М., 1978.
    • Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика. М., 1977.
    • Будагов Р. А. Литературные языки и языковые стили. М., 1967.
    • Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. М., 1976.
    • Виноградов В. В. Стилистика: Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963.
    • Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 1959.
    • Винокур Г. О. О языке художественной литературы. М., 1991.
    • Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965.
    • И. Б. Голуб. Стилистика русского языка. М.: 1997.
    • Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., 2000.
    • Ефимов А. И. Стилистика художественной речи. М., 1961.
    • Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разг. речь. М., 1981.
    • Иссерлин Е. М. Официально-деловой стиль. М., 1970.
    • Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика. (стилистика). — М.: Просвещение, 1991.
    • Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.
    • Е. В. Клюев. Риторика. М.: 1999.
    • Кожина М. Н. Стилистика русского языка. М., 1993.
    • Колтунова М. В. Язык и деловое общение. М., 2000.
    • Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М., 1971.
    • Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.
    • Кутина Л. Л. Формирование языка русской науки. М.-Л., 1964.
    • Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.
    • Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана. М., 2000.
    • Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.
    • Лысакова И. П. Тип газеты и стиль публикации. Л., 1989.
    • Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Екатеринбург, 1987.
    • Митрофанова О. Д. Научный стиль речи. М., 1976.
    • Москвин В. П. Стилистика русского языка. Ростов-на-Дону, 2006.
    • Мурат В. П. Об основных проблемах стилистики. М., 1957.
    • Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.
    • Одинцов В. В. Стилистика текста. М., 1980.
    • Основы научной речи / Под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. М.-СПб., 2003.
    • Плёнкин Н. Г. Стилистика русского языка. М., 1975.
    • Развитие функциональных стилей современного русского языка. М., 1968.
    • Разинкина Н. М. Функциональная стилистика английского языка. М., 1989.
    • Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1997.
    • Д. Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М.: 1997.
    • Д. Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: 2003.
    • Д. Э. Розенталь. Современный русский язык. М.: 1999.
    • Сенкевич М. П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М., 1976.
    • Сиротинина О. Б. Что и зачем нужно знать учителю о рус. разг. речи. М., 1996.
    • Степанов Ю. С. Стилистика // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990.
    • Стилистика русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. Л., 1989.
    • Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2003.
    • Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.
    • Фёдоров А. В. Очерки общей и сопоставительной стилистики. М., 1971.
    • А. И. Чижик-Полейко. Стилистика русского языка. Воронеж, 1964. Ч. 2.
    • Шварцкопф Б. С. Официально-деловой язык // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.
    • Шмелёв Д. Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1971.

    Ссылки

    Стилистика в русском языке

    Стилистика — раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

     

    Стиль (от греч. stylos — палочка для письма) — способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

     

    Функциональный стиль — это подсистема (разновидность) литературного языка, имеющая определённую сферу функционирования и обладающая стилистически значимыми (маркированными) языковыми средствами.

     

    Выделяют следующие функциональные стили:

     

    — разговорный стиль;

    — научный стиль;

    — официально-деловой стиль;

    — публицистический стиль;

    — стиль художественной литературы.

     

    Научный стиль

     

    Научный стиль — это язык науки. Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения. Научный текст отличается подчёркнутой, строгой логичностью: все части в нём жёстко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.


    Другим типичным признаком научного стиля речи является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.


    Отвлечённость и обобщённость непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлечённым значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.


    Научный стиль имеет преимущественно письменную форму, но возможны и устные формы (доклад, сообщение, лекция). Основными жанрами научного стиля являются монография, статья, тезисы, лекция и др.

     

    Публицистический стиль

     

    Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.


    Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно-экономические, политические, культурные отношения.


    Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
    Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нём широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

     

    Официально-деловой стиль

     

    Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.


    Основные стилевые черты официально-делового стиля — это:


    а) точность, не допускающая иного толкования;
    б) неличный характер;
    в) стандартизованность, стереотипность построения текста;
    г) долженствующе-предписывающий характер.

     

    Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи — ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов.


    Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоиме­ния 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределённо-личном значении.
     

    В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание.


    Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдём изобразительных средств языка.

     

    Разговорный стиль

     

    В основе разговорного стиля лежит разговорная речь. Основной функцией разговорного стиля является общение (коммуникация), а основная его форма — устная.

     

    В составе разговорного стиля выде­ляются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка, и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности.

     

    Письменная форма разговорного стиля реализуется в эпистолярном жанре (частные письма, личная переписка, а также дневниковые записи).

     

    Художественный стиль

     

    Художественный стиль является инструментом художественного творчества и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи. Однако в художественном стиле эти изобразительные средства выступают в особой роли: целью их использования становится эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя.

     

    Художественная литература допускает употребление просторечных, диалектных слов и выражений и даже вульгаризмов. В языке художественной литературы используется всё многообразие изобразительно-выразительных средств (метафора, эпитет, антитеза, гипербола и т. д.).

     

    Отбор языковых средств зависит от индивидуальности автора, темы, идеи произведения, жанра. Слово в художественном тексте может приобретать новые оттенки значения.

     

    Большую роль в художественном тексте играет многозначность.


    Основная цель художественного стиля — создать средствами языка художественные образы, поэтому в художественной литературе широко используются живописующие, эмоционально окрашенные обороты речи.

     

    Стремление к яркой образности заставляет авторов избегать речевых трафаретов, шаблонов, искать для выражения мысли новые варианты и формы.

     

    Для художественного стиля характерно многообразие жанров, стилистических средств и приёмов.

     

    вернуться на страницу «Русский язык 11 класс» >>>

     

    Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

     

    Присоединяйтесь к нам в Facebook!

    Разговорный русский — Real Language Club


    Смотрите также:

    Подготовка к экзаменам по русскому языку:

    Мы рекомендуем:

    Самое необходимое из теории:

    Предлагаем пройти тесты онлайн:

    Рекомендуемые статьи и видео:

    Ещё статьи >>>

    СТИЛИСТИКА — это… Что такое СТИЛИСТИКА?

  • Стилистика —     СТИЛИСТИКА наука о стиле и стилях (см. это слово). По составу входящего в нее материала стилистика в большой мере совпадает с языковедением, так как носителем стиля является язык. Но в части своей она, несомненно, выходит за пределы языка,… …   Словарь литературных терминов

  • СТИЛИСТИКА — (ново лат., от stilus стиль). Наука о слоге или о стиле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТИЛИСТИКА новолатинск. от stilus, стиль. Наука о слоге. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • стилистика — и, ж. stylistique f. <, нем. Stilistik. 1. Учение о стилях речи. БАС 1. Стилистика разговорной речи. Уш. 1940. 2. Отдел теории литературы, изучающий стили литературно художественных произведений. БАС 1. Грамматисты и риторы, занимавшиеся… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА, 1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности. 2) В литературоведении раздел теоретической …   Современная энциклопедия

  • СТИЛИСТИКА — 1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.2) В… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА, и, жен. Наука о стиле или стилях языка и художественной речи. С. русского литературного языка. | прил. стилистический, ая, ое. С. анализ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • стилистика — сущ., кол во синонимов: 5 • лингвостилистика (1) • словесность (12) • стилостатистика …   Словарь синонимов

  • Стилистика Л. — Стилистика Л. СТИЛИСТИКА Л. как соотношение и взаимосвязь различных видов «малой образности» тропов и стилистич. фигур с особенностями индивидуального лермонт. стиля до сих пор не была предметом целенаправленного литературоведч. анализа, хотя как …   Лермонтовская энциклопедия

  • СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА. Раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования средств языка в процессе коммуникации. В практическом курсе языка занятия по С. сводятся к ознакомлению учащихся с функциональными стилями и особенностями… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Стилистика — СТИЛИСТИКА, 1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности. 2) В литературоведении раздел теоретической …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СТИЛИСТИКА — это… Что такое СТИЛИСТИКА?

  • Стилистика —     СТИЛИСТИКА наука о стиле и стилях (см. это слово). По составу входящего в нее материала стилистика в большой мере совпадает с языковедением, так как носителем стиля является язык. Но в части своей она, несомненно, выходит за пределы языка,… …   Словарь литературных терминов

  • СТИЛИСТИКА — (ново лат., от stilus стиль). Наука о слоге или о стиле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТИЛИСТИКА новолатинск. от stilus, стиль. Наука о слоге. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА, стилистики, мн. нет, жен. (линг., лит.). 1. Учение о выразительных средствах языка. Стилистика разговорной речи. 2. Отдел теории словесности о средствах и приемах художественной речи. 3. Совокупность художественных средств языка… …   Толковый словарь Ушакова

  • стилистика — и, ж. stylistique f. <, нем. Stilistik. 1. Учение о стилях речи. БАС 1. Стилистика разговорной речи. Уш. 1940. 2. Отдел теории литературы, изучающий стили литературно художественных произведений. БАС 1. Грамматисты и риторы, занимавшиеся… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • СТИЛИСТИКА — 1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности, в различных сферах общественной жизни.2) В… …   Большой Энциклопедический словарь

  • СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА, и, жен. Наука о стиле или стилях языка и художественной речи. С. русского литературного языка. | прил. стилистический, ая, ое. С. анализ. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • стилистика — сущ., кол во синонимов: 5 • лингвостилистика (1) • словесность (12) • стилостатистика …   Словарь синонимов

  • Стилистика Л. — Стилистика Л. СТИЛИСТИКА Л. как соотношение и взаимосвязь различных видов «малой образности» тропов и стилистич. фигур с особенностями индивидуального лермонт. стиля до сих пор не была предметом целенаправленного литературоведч. анализа, хотя как …   Лермонтовская энциклопедия

  • СТИЛИСТИКА — СТИЛИСТИКА. Раздел языкознания, в котором исследуются закономерности использования средств языка в процессе коммуникации. В практическом курсе языка занятия по С. сводятся к ознакомлению учащихся с функциональными стилями и особенностями… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Стилистика — СТИЛИСТИКА, 1) раздел языкознания, изучающий систему стилей языка, языковые нормы и способы употребления литературного языка в различных условиях языкового общения, в разных видах и жанрах письменности. 2) В литературоведении раздел теоретической …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • стилистика — это… Что такое стилистика?

    СТИЛИСТИКА — наука о стиле и стилях (см. это слово). По составу входящего в нее материала стилистика в большой мере совпадает с языковедением, так как носителем стиля является язык. Но в части своей она, несомненно, выходит за пределы языка, так как организованное объединение фраз (см. это слово) в крупные языковые массы не входит в естественный процесс речи, а есть признак именно нарочитого (большею частью литературного) говорения. Кроме того, взаимное расположение этих масс (общая композиция), а также соотношение этого расположения с так наз. «содержанием» произведения тоже составляет существенную часть стилистики. Так, основной закон композиции классической трагедии, единство времени, места и действия есть, несомненно, один из важнейших признаков ее стиля, тогда как с языком он ничего общего не имеет. Таким образом, по материалу стилистика шире языковедения (частью, впрочем, и у́же, так как не изучает обычного, чуждого осознанных творческих задач, говорения), по точке зрения диаметрально противоположна ему (см. «стилистическая грамматика». Но в то же время она выходит и из рамок поэтики, куда ее вообще принято включать, и тем выпадает вообще из лона эстетики, если ее рассматривать как науку о целесообразном говорении, потому что цели, которые ставит себе говорящий, могут быть и не эстетические. Не говоря уже о научной прозе, всякое коммерческое объявление, всякий политический плакат есть факт особого целевого говорения, существенно отличающегося от обычного, естественного говорения. И соотношение средств и целей при таком говорении и может составить предмет отдельной науки. В таком объеме стилистика, очевидно, не совпадает с традиционной теорией словесности, хотя в значительной мере к ней приближается (в отличие от стилистики, как части поэтики). То, что стилистика есть наука о «целесообразностях», конечно, отнюдь не делает ее нормативной наукой: целесообразности эти должны изучаться сами по себе, именно как факты соответствия (или несоответствия) средств целям. Изучение может быть и статическое («стили» отдельных писателей, отдельных видов литературного творчества, научного, законодательного, религиозного, публицистического, политического, рекламного, информационного и т. д.) и историческое (история стилей). Нормативная же стилистика будет таким же практическим применением научной стилистики, каким является практическая грамматика по отношению к научной грамматике. Как практическая грамматика учит правильно говорить на почве объективно наблюденных законностей языка, так практическая стилистика должна учить целесообразно говорить на почве объективно наблюденных целесообразностей литературного и всякого иного целевого говорения.

    А. Пешковский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *