Вид связи предложений в тексте – Виды связи предложений в тексте. Средства и виды связи между предложениями текста

4. Текст и его структура. Средства и способы связи предложений в тексте.

Конспект урока русского языка «Признаки текста»

Тема урока: Признаки текста.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.

Задачи:

1. обобщить сведения о тексте, известные учащимся по тексте, известные учащимся по курсу 5-9 классов;
2. дать определение текста;
3. выявить основные признаки текста;
4. дать понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте ;
5. формировать и совершенствовать умения: ;
— характеризовать текст по его признакам;
— определять вид и средства связи предложений в тексте.

Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.

Структура урока:

1. Актуализация темы.

2. Объяснение нового материала:

а) работа с текстом в парах;
б) определение признаков текста;
в) работа со схемой “Основные виды грамматической связи предложений в тексте” .

3. Практическая работа.

4. Самостоятельная работа.

5. Подведение итогов урока, домашнее задание .

Ход урока

I этап Актуализация.

Учитель:

Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

Как вы думаете, что общего между этими предметами?

( — В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.

— Предприятия, где ткут ткани, называют текстильными. Может быть, это не случайно?

— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.)

Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.

( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)

Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью. В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира 

(слайд 1):

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

II этап Объяснение нового материала.

Работа в парах:

Задание: выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению, напечатан текст; обсудите получившийся результат в паре; подготовьте аргументированный ответ.

(варианты на карточках)

hello_html_5491d148.gif

 Слушаем ответы учащихся:

( — в первом варианте набор предложений, не связанных основной мыслью;
— во втором варианте нарушена композиция и связь предложений;
— в третьем варианте текст.)

 Учитель:

Попробуем определить, какими признаками обладает текст. Для этого я предлагаю изучить теоретический материал на 144 стр. учебника и заполнить схему.

 

 hello_html_m1b7828f8.gif

1. __________________________              1. __________________________

2. __________________________              2. __________________________

3. __________________________

Заполненную схему сравниваем со схемой на слайде ( слайд 3)

Учитель:

Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи.

Схема на слайде (слайд 4)

Для того чтобы научиться различать виды связи, выполним практическую работу.

III этап Практическая работа .

Для анализа возьмем два текста.

1. В произведениях художника всегда отражается личность автора, и к Тропинину это относится в самой полной мере. Скромный, мягкий и деликатный, исполненный доброты и любви к людям, художник как бы наделяет этими качествами свои модели. Люди в его портретах овеяны какой-то особой атмосферой доброжелательства и душевного благородства. Человек как таковой, ценность которого определяется, прежде всего, нравственными, моральными качествами, — вот главная, основная тема творчества Тропинина. И решается независимо от модели, будь то сиятельный вельможа или нищий старик крестьянин. 

(Г. Островский)

2. Нет лучшей музыки, чем тишина, тишина в горах, тишина в лесу. Нет лучшей “музыки в человеке), чем скромность и умение помолчать, не выдвигаться на первое место. Нет ничего более неприятного и глупого в облике и поведении человека, чем важность или шумливость; нет ничего более смешного в мужчине, чем чрезмерная забота о своем костюме и прическе, рассчитанность движений и фонтан острот и анекдотов, особенно если они повторяются. В поведении бойтесь быть смешным и старайтесь быть скромным, тихим. Никогда не распускайтесь, всегда будьте ровными с людьми, уважайте людей, которые вас окружают. 

( Д. Лихачев)

Анализ текстов (схемы текстов на слайде).

В первом тексте пять предложени.

hello_html_m5fe69a37.gif

Средства связи предложений:

1 – 2 — повтор ключевого слова “художник”.

2 – 3 – повтор ключевого слова “людям – люди”, притяжательное местоимение “его”.

3 – 4 – замена ключевого слова синонимом “люди – человек”.

4 – 5 – замена ключевого слова личным местоимением “тема – она”.

Связь – цепная.

 Во втором тексте пять предложений.

hello_html_334b0bf9.gif

Средства связи предложений

— Повтор первого слова.

— Одинаковая конструкция предложений.

— Члены предложения выражены одинаковыми формами.

Связь – параллельная.

 IV этап Самостоятельная работа.

1 вариант

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

В XVIII – XIX веках открытия следовали одно за другим. В 1789 году французский химик Клод Луи Бертолле открыл отбеливание тряпья хлором. Впервые была создана возможность для производства белой бумаги. Через десять лет француз Николя Роббер изобрел первую бумагоделательную машину – таким образом, исполнилось ровно двести лет со дня ее создания. Вспомнит ли кто-нибудь об этой славной дате?!

Но сырья в нужном количестве не было. Еще в 1719 году французский естествоиспытатель Рене Антуан Реомюр обратил внимание на тот факт, что осы, пережевывая древесину, строят свои гнезда из нее, но его современники проигнорировали это интересное наблюдение. И только в 1845 году саксонский ткач Фридрих Келлер открыл способ производства бумаги из древесины. Теперь уже не было недостатка в сырье, его можно было добывать везде, где рос лес.

( “Книжное обозрение”)

2 вариант

Задание: определите признаки текста, постройте схему текста и определите вид грамматической связи предложений

В то лето я жил в маленьком северном городке. Город стоял на берегу реки. По реке плыли белые пароходы, грязно-бурые баржи, длинные плоты, широкоскулые карбасы с запачканными черной смолой бортами. У

берега стояла пристань, пахнувшая рогожей, канатом, сырой гнилью… На пристани этой редко кто сходил…

Вокруг города по низким, пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые: лес для сплава рубили в верховьях реки. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

(Ю. Казаков)

Фронтальная проверка самостоятельных работ (представители обоих вариантов строят схемы текстов на доске, аргументируют свои ответы, остальные учащиеся дополняют, корректируют, оценивают ответы)

V этап Подведение итогов урока.

Учащиеся подводят итоги урока, пользуясь схемой:

hello_html_m550556d5.gif

Домашнее задание:

1. выучить теоретический материал по теме “Признаки текста”.

2. выполнить упражнения:

“3” — упр. 285; “4” — упр. 286; “5” — упр. 288.

infourok.ru

Виды связи предложений в тексте

Тема урока: «Виды связи предложений в тексте».

Цели урока:

  • «совершенствовать умение находить «данное» и «новое» в предложениях текста;

  • формировать умение определять способы связи предложений в тексте с заданиями исследовательского характера и анализировать текст с позиций речеведения;

  • формировать умение слушать текст, находить в нём главное;

  • развивать словарный запас учащихся.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Психологический настрой

— Ребята, сегодня мы будем исследователями русского языка, выполним обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

-Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,

самым необходимым для жизни является,

конечно, умение ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

-Как вы поняли слова эпиграфа?

-Согласны ли вы с мыслями автора?

-Какое отношение этот эпиграф имеет к уроку?

— А что нужно знать, чтобы научиться ясно и понятно говорить? (составлять высказывания-тексты)

III. Повторение изученного

-В понедельник мы начали изучение одного из самых важных и сложных разделов языкознания – «Текстоведение».

-Что изучает этот раздел?

-Почему он так важен для нас?

Потому что умение не только сформулировать свою мысль, но и развить её так, чтобы верно поняли окружающие, помогает человеку занять ту социальную нишу, которой он соответствует. По тому, как человек говорит, судят о его образованности, интеллекте, его отношении к окружающим.

— Перечислите основные признаки текста( поможет вам кластер)

текст

Несколько предложений

Основная мысль

Лексико-грамматическое единство

Смысловая целостность, завершённость

Самостоятель -ность

тема

Логический порядок следования предложений

идея

информативность

— В кластере зелёным цветом выделены овалы, в которых указаны главные признаки текста

IV.Актуализация знаний

Вспомним развёрнутое определение текста.

— Дайте определение понятия тема и идея текста

-Расскажите, что вы знаете об основных типах речи? (кто затрудняется стр.110)

-Какие существуют требования к связной речи?

— Расскажите структуру текста.

V. Изучение новой темы

Мы говорили о том, что предложения в тексте соединяются по определённым правилам. Если эти правила не соблюдаются, то текст не получится. Одно из таких правил – это связь предложений.

Тема урока – «Виды связи предложений в тексте».

— Сформулируйте цели урока

-Сегодня на уроке я постараюсь  расширить и углубить ваши знания о тексте.

-Любое исследование начинается с гипотезы.

-Что такое гипотеза?

— А можете вы сказать, как связаны предложения в тексте?

-Сейчас я предлагаю вам выдвинуть гипотезы по теме урока.

Всего существует три вида: цепная связь, параллельная связь и смешанная (то есть параллельная и цепная вместе).

В чём разница – выясним опытным путём.

-Давайте понаблюдаем за текстами. Проведём лингвистический эксперимент.

VI.Первичное закрепление

Задание 1: прочитайте тексты и подчеркните средства связи предложений в тексте

За окошком зимний сад.

Там листочки в почках спят.

И листочки те во сне

Размечтались о весне.

И. Токмакова

Учитель: В тексте предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье со вторым и т. д. Такую связь называют цепной или последовательной. При последовательном соединении предложений «данным» (Д) следующего предложения становится «новая» (Н) информация предыдущего предложения.

Висит за окошком

Кулёк ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

Т. Белозёров

В первом тексте сцепляющие слова или средства связи предложений в тексте сад – там, листочки – листочки те. Во втором тексте: кулёк – он.

Местоимения-наречия () — слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Эти местоимения дополняют разряды определительных (везде, всегда), указательных (так, туда), вопросительных, относительных (где, зачем), неопределенных (где-то, когда-либо) и отрицательных (нигде, никогда) местоимений.

Задание 2: тренировочное (тестовое) упражнение (самопроверка)

Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. Укажите средства связи (сцепляющие слова) в тексте.

А. Да это белка!

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверёк.

В. Как она очутилась в городе?

Г. В городе Орле рабочие пилили толстые брёвна на доски.

Ответ: ГБАВ. Средства связи: брёвна – бревно (повторяющиеся слова), рыжий зверёк – белка (синонимы), белка – она (местоимения).

Учитель:

При параллельном соединении предложений «данное» остаётся одним и тем же (правило).

Задание3: найдите предложение, которое должно быть первым в данном тексте, подчеркните; вставьте пропущенные буквы. Докажите, что это текст. Найдите ключевые слова, которые образуют параллельную связь предложений в тексте.

Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев.

Белые обл…чка бр…дили в голубом небе.

Утро было свежее, чистое.

А ласковое со…нце д…рило т…плоту и вселяло надежду на будущее.

Физкультминутка

VII .Закрепление изученного материала.

Восстановите и запишите исходный текст.

Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: ………………………….. и ……………………… . При …………………….. связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, событий. …………………….. связь – это такой вид связи, при котором каждое последующее предложение является продолжением предыдущего и подготавливает последующее.

— А сейчас я предлагаю вам выполнить тест (взаимопроверка)

VIII. Домашнее задание

IX.Подведение итогов урока, выставление отметок (Слайд)

-Какие виды связи между предложениями в тексте возможны?

-Какую связь называют параллельной?

-Какую связь называют цепной?

-Какие средства связи возможны при параллельной связи? При цепной?

X. Рефлексия. (Слайд)

 — Я вспомнил(а), что…

— Я понял(а), что…

— Было интересно…

— Особенно понравилось…

— Вызвало затруднение…

— Было сложно…

— Нужно выучить…

-Каким  выражением можно оценить работу   на уроке:

  • корень учения горек, да плод его сладок

  • глаза боятся, а руки делают

— До свидания, спасибо за урок! (Слайд)

Резерв: комментированное письмо под диктовку с последующим анализом способа связи предложений в каждом из текстов.

1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов. Последовательная связь.

2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки. Параллельная связь.

infourok.ru

Средства и виды связи предложений в тексте

Текст – это произведение речи, состоящее из ряда предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных общим смыслом и структурой.

 

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд микротем. Микротеме обычно соответствует абзац.

 

Особенностью текста является его связность. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущего.

Виды связи между предложениями в тексте:

Последовательная

Параллельная

Ассоциативная (смысловая)

Наиболее часто используется последовательный, или цепной, способ связи предложений.

Например:

Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю.Казаков)

Цепные связи используются во всех стилях языка. Это самый массовый, самый распространённый способ соединения предложений.

 

При цепном способе связи предложения связываются между собой

путём повтора ключевого слова

заменой синонимами (в том числе контекстными)

повтором членов предложения.

Отступая, Наполеон приказал взорвать колокольню, но она выстояла, только трещина прошла по камням. А немного спустя, когда залечили эти раны, поднялся на верхний ярус молодой юнкер Лермонтов. (Л.Колодный).

 

Параллельные связи чаще всего используются в описании и повествовании.

Например:

Спускаются навстречу пароходы и баржи, но их ещё мало. Ползут плоты, но скупо. Довольно часто попадаются буксиры с огромными железными наливными баржами, низко стоящими в воде. Это госпароходство тянет нефтяные грузы «Азнефти». (М.Кольцов).

В приведённом тексте все сказуемые стоят в настоящем времени. В первых трёх предложениях они находятся перед подлежащими. Таким образом, все три предложения имеют параллельную структуру.

Такой приём называется синтаксическим параллелизмом (когда несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения).

 

Средства связи предложений в тексте:

Лексические:

· Лексический повтор. Жил на краю деревни старый Бобыль. Была в Бобыля своя хата и собака.

· Синонимическая замена. Художники, выписанные из Антиохии, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.

· Использование антонимов. Один был высокого роста, другой – роста низкого.

 

· Родо-видовые слова. В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берёз.

-Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п.

Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

 

Морфологические:

· Употребление глаголов одного вида и одного времени. Самолёты налетали так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.

· Местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением. А годы шли да шли; быстро и неслышно, как неспешные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у неё не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.

· Использование союзов, частиц, вводных слов. Он сказал, что после признаний на суде он так поступить не может. Ведь обращение о помиловании требует признания вины. А он за собой вины не признаёт и покаянных слов писать не может.

-Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

 

 

Синтаксические средства связи:

· Синтаксический параллелизм – несколько предложений имеют одинаковое строение с точки зрения порядка членов предложения. Надо быть современным. Надо быть безжалостным к прошлому.

· Парцелляция – выделение члена, чаще второстепенного, после точки в виде самостоятельного предложения. В самом конце 80-х годов в нём запретили ловить рыбу. Не для того, чтобы сберечь её стадо, дать нагуляться молоди… А потому, что выловленная рыба стала опасной для человека.

-Использование прямого и обратного порядка слов

Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.

Помимо отмеченных, в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи частей: Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (А. П. Чехов)

 

Внимание! 1. Указанные средства связи не являются обязательными для всех текстов. Их использование зависит от содержания темы текста, особенностей авторского стиля, формы повествования и т. п.

2. Связь предложений в тексте может быть не только контактной, но и дистантной (т. е. связываться могут и удаленные друг от друга предложения).

3. Не следует путать связь между отдельными предложениями в тексте со связью между частями сложного предложения.

 

Упр. 4 Прочитайте текст. Какие средства связи предложений (лексические, морфологические и синтаксические) используются в данном тексте?

 

На дюнах

Я живу в маленьком доме на дюнах.

Все Рижское взморье в снегу. Он все время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль. Слетает он от ветра и от того, что по соснам прыгают белки. Когда очень тихо, то слышно, как они шелушат сосновые шишки.

Дом стоит у самого моря. Чтобы увидеть море, нужно зайти за калитку и немного пройти по протоптанной в снегу тропинке мимо заколоченной дачи. На окнах этой дачи еще с лета остались занавески. Они шевелятся от слабого ветра. Должно быть, ветер проникает сквозь незаметные щели в пустую дачу, но издали кажется, что кто-то их поднимает и осторожно следит за тобой.

Море не замерзло. Снег лежит до самой кромки воды. На нем видны следы зайцев. Когда на море подымается волна, то слышен не шум прибоя, а хрустенье льда и шорох оседающего снега. Балтика зимой пустынна и угрюма. (Ю. В. Бондарев)

 

Упр. 5 Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.

 

I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.

II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.

III. 1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.

5) Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. 6) Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. 7) Вода Байкала! 8) Подул ветерок — кто-то добавил в озеро синевы.

 

Упр. 6 Спишите. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу средства связи предложений в тексте, выбрав из справочного материала. Обоснуйте свой выбор.

 

В Университете Константинополя Кирилл преподавал недолго. (…) этот философ, который был знатоком греческого, еврейского, арабского, латинского и славянского языков, был направлен в Болгарию с просветительской миссией. (…) оказалось, что просвещать славян невозможно без книг на их родном языке. (…) Кирилл начал составлять славянскую азбуку. (По В. Д. Янченко)

 

Справочный материал: вскоре, потом, затем; однако, но, а; поэтому, потому, следовательно.

 

Упр. 7 Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Подчеркните средства связи предложений одной чертой, надпишите их названия, воспользовавшись справочным материалом.

 

1) Более полувека назад вышло в свет первое издание всемирно известного «Словаря русского языка» С. И. Ожегова. Наверное, нет такого человека в нашей стране, который ни разу в жизни не обращался к этому справочнику. Более того, словарь стал настольным пособием для тех, кому дорог и кому нужен русский язык. Этот замечательный справочник, созданный великим лексикографом XX века Сергеем Ивановичем Ожеговым, намного пережил своего творца и составителя. (По В. Д. Янченко)

 

Справочный материал: личное местоимение, указательное местоимение, повтор слова, синоним, вводное слово.

 

2) Родиной самого первого алфавитного письма была Древняя Финикия. Затем в эпоху Античности буквенно-звуковое письмо, изобретенное древними финикийцами, было воспринято греками. Считается, что древние греки позаимствовали письменность у финикийцев, несколько изменив и дополнив их алфавит новыми буквами. При этом если в алфавите финикийцев было 22 буквы, то в греческом их стало 24. (По В. Д. Янченко)

 

Справочный материал: слова одной тематической группы, наречие времени, однокоренные слова, указательное местоимение, повтор слова.

 

Упр. 8 Определите способ связи предложений в тексте (цепная или параллельная). Приведите доказательства.

 

1) Среди первых минералов, открытых человеком, было золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их авторитет. Золото не только окружало монархов в этом мире, но и сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в которой было найдено множество прекрасных золотых изделий. Но больше всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом 110 кг.

2) Дачу мы снимали у города, много лет подряд.

Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево — грядки, за ними — малина, смородина и крыжовник, за домом — крокетная площадка. (А. И. Цветаева)

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

Урок русского языка в 11-м классе по теме «Виды грамматической связи в тексте. Средство связи».

Урок русского языка в 11-м классе по теме: «Виды грамматической связи в тексте. Средство связи».

I. Лингвистическая разминка.

1. Лексико-орфографический диктант.

(1 человек у доски, два человека по карточкам №1,2).

Параллельная связь, интонационный, пояснительный, произведение, грамматический, изъяснительный, временной, языковая норма.

(в случае затруднения пользуемся орфоэпическим словарем)

2. Задание из части 1 (раздаточный материал)

А. Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма – регулятор правильности литературного языка и условие его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

Вывод: текст – это группа предложений , связанных по смыслу и грамматически. Отмечаются такие признаки текста, как целостность, связность, завершённость.

( вывод делают учащиеся, учитель корректирует ответ)

(§14, с 97).

II. Смысловые отношения между предложениями текста.

1. Предложения в тексте связаны между собой различными смысловыми отношениями. Какими, например? Как их определить?

2. Каковы смысловые отношения между предложениями А. и В.?

III. Средства и виды связи между предложениями текста.

Таблица «Средства связи между предложениями текста»

2. Среди предложений А, Б, В, Г найдите такое, которое соединено с предыдущим с помощью союза и повтора слова.

(ответ: Г)

3. Между предложениями в тексте могут быть следующие основные виды связи: …

Пользуясь таблицей, определите вид связи между предложениями текста. Аргументируйте ответ.

(ответ: цепная)

Таблица «Виды связи между предложениями в тексте».

4.Работа в парах.

Укажите номер предложения, которое связано с предыдущим

А) с помощью местоименного наречия.

(1) Арташез вставал в шесть утра, в половине седьмого начинал работать и возвращался домой в восемь. (2) Так было изо дня в день. (3) За пять лет он ни разу не был в отпуске и ни разу не болел. (4) В воскресные дни он тоже работал. (5) за две недели, что я прожил в доме Арташеза, я разговаривал с ним лишь дважды. (6) Он всегда рано ложился спать. ( Ю. Трифонов )

Ответ: (2)

Б) только с помощью притяжательного местоимения.

(1) Изумруд, семимесячный стригунок, носится бесцельно по полю, нагнув вниз голову и взбрыкивая задними ногами. (2) Весь он точно из воздуха и совсем не чувствует веса своего тела. (3) Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад. Он мчится прямо на солнце. (4) Мокрая трава хлещет по бокам, по коленкам и холодит и темнит их. (5) Голубое небо, зеленая трава, золотое солнце, чудесный воздух, пьяный восторг молодости, силы и быстрого бега! (А. Куприн)

Ответ: (3)

В) с помощью соединительного союза.

(1) читаешь четверть, полчаса – и вот замечаешь, что студенты начинают поглядывать на потолок, на Петра Игнатьевича, один полезет за платком, другой сядет поудобнее, третий улыбнется своим мыслям… (2) Это значит, что внимание утомлено. (3) Нужно принять меры. (4) Пользуясь первым удобным случаем, я говорю какой-нибудь каламбур. (5) Все полтораста лиц широко улыбаются, глаза весело блестят, слышится ненадолго гул моря… (6) Я тоже смеюсь. (7) Внимание освежилось, и я могу продолжать. ( А. Чехов)

Ответ: (6)

IV. Практическая работа в парах. (Выполнение задания из части 2)

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А5, В1 – В6.

(1) Ушла, изморилась вконец апрелем поверженная зима. (2) Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. (3) Дрогнули готовые распуститься дерева, сшиблись широкими лбам темнеющие в небесах облака. (4) неяркая вешняя молния упала в лесную теплую мглу, и смело прокатился первый трескучий гром.

(5) Странная тишина томится в лесу после этого грохота. (6) Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.

(7) Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. (8) Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.

(9) Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах; словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. (10) На березах еле слышно оживают ветки, от лопающихся почек они тоже меняются. (11) Солнце выходит очень быстро. (12) Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. (13) Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. (14) Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения. (15) Да не будет конца свободе и радости!..

(В. Белов)

А1. В каком(их) предложении(ях) текста наиболее ярко выражено отношение автора к описываемой картине?

1) 1,2
2) 9
3) 11,12
4) 14, 15

А2. Укажите средство связи предложений 11 и 12.

1) синоним
2) местоимение
3) лексический повтор
4) союз

А3. Какое средство выразительности НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ автор?

1) эпитет
2) риторический вопрос
3) олицетворение
4) ряды однородных членов

А4. В каком предложении употреблено одиночное причастие?

1) 3
2) 1
3) 10
4) 12

А5. Как объяснить постановку двоеточия в предложении 8?

1) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения
2) вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую
3) обобщающее слово стоит после однородных членов предложения
4) вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие

В1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором буква С обозначает звук ш .

сшиблись

В2. Из предложения ( выпишите слово с нулевым окончанием.

испарений

В3. Из предложения ; выпишите словосочетание со связью примыкание.

смело прокатился

В4. Найдите в первом абзаце предложение(я), где есть деепричастие. Запишите номер(а) предложения(ий).

2

В5. Укажите номер(а) сложносочиненных предложений.

4,14

В6. Укажите номер бессоюзного сложного предложения, состоящего из трех частей.

13

Таблица ответов

V. Подведение итогов работы.

VI. Домашнее задание.

  1. §16 упр 169(1,2) выполнить работу с текстом, аналогичную классной.

infourok.ru

Урок русского языка в 5 классе по теме «Средства связи предложений в тексте»

Урок русского языка. 5 класс.

Тема: Средства связи предложений в тексте

Цель деятельности учителя: углубить знания обучающихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.

Тема урока: Средства связи предложений в тексте.

Тип урока: урок развития речи, «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие

текст, способы связи предложений в тексте; уметь определять признаки текста.

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний для анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.)

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы обучения: наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, частично-поисковые; конструирование.

Приемы работы: сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, групповая, коллективная,

Смысловые понятия Смысловая и грамматическая цельность текста, тема текста, основная мысль, средства связи предложений в тексте, выразительные средства.

Авторский медиапродукт: презентация, созданная в редакторе Power Point

Оборудование: ПК, проектор, экран для демонстрации презентации

Задачи.

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) сформировать способность определять тему, основную мысль текста и его микротемы;

4) обучить самостоятельному и коллективному поиску средств связи предложений в тексте.

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

1) показать богатство родного языка;

2) прививать уважение к языку и его истории;

3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

-Что вы ждете от урока?

-Поднимите рисунок, который соответствует вашему настроению

— Сегодня на уроке мы повторим изученное, узнаем новые понятия и будем учиться применять их на практике.

Чтобы сформулировать тему урока, обратимся к материалу для наблюдения.

-Прочитайте предложения.

2. Актуализация знаний

Работа с текстом

Задание 1

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы.

1) Можно ли эти предложения назвать текстом?

— А почему их нельзя назвать текстом?

2) Что их объединяет?

Задание 2

1) Обсудите в группе, в каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился текст.

2) Давайте прочитаем, что у вас получилось.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.

(К. Паустовский)

3. Постановка учебной задачи.

— Итак, что мы будем сегодня изучать на уроке?

— А еще способы связи предложений в тексте.

Тема урока: Способы связи предложений в тексте.

— Исходя из темы урока, какие задачи вы бы поставили?

А вот какие цели и задачи поставила я:

— Повторить такие понятия, как текст, тема, основная мысль, стиль и тип текста;

— Углубить знания о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомиться со способами связи предложений в тексте. Научиться применять способы связи предложений в тексте на практике.

4. Проблемное объяснение нового знания

Для того, чтобы реализовать эти цели продолжим работу в группах

1группа – определить, к какому типу речи относится данный текст

2 группа— определить стиль речи

(стиль художественный, его главная функция – воздействие на читателя, создание художественных образов: моросили дождем облетевшей листвы – метафора; летели косо – эпитет; падали дни и ночи – фразеологизм, падали – летели – ложились – моросили – глаголы в прошедшем времени).

3 группа— дать определение текста

Текст – это единица речи. Текст (от лат. Texstus) – ткань, сплетение, соединение.

(Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью)

4 группа определить тему и основную мысль текста

Приступайте к работе.

-Как бы вы озаглавили текст? Ваши предложения. (Каждая группа предлагает заголовок. К.Г. Паустовский назвал свой текст «Листопад)

Учитель: с темой текста и основной мыслью связаны все предложения. Все они о листопаде, который длился неделями, создавая ощущение тоски и уныния: лето закончилось, стало холодно и неуютно, пришла осень.

Физкультминутка

Учитель: А сейчас я попрошу вас встать и представить, что вы конькобежцы. Что делает конькобежец, чтобы продвинуться вперед? Покажите ваши движения (учащиеся выполняют движения конькобежцев)

Учитель: Чтобы продвинуться, вы одной ногой отталкиваетесь, другой скользите вперед. Нашу речь можно сравнить с движением конькобежца. Создавая текст, мы отталкиваемся от того, что уже было сказано и делаем шаг вперед — сообщаем новое.

Объяснение учителя. Цепной вид связи.

— Как осуществляется связь предложений в тексте ?

— Подчеркните в тексте «Листопад» «сцепляющие» слова: ………………………

— Как называются слова «листопад», «листья», «листвы»? (однокоренными)

— Какой частью речи является слово «они»?

— Какое слово заменяет это местоимение в предыдущем предложении (листья)

(т.е. для того, чтобы скрепить текст, мы употребляем местоимение они вместо имени

существительного)

Вывод: В этом тексте предложения связаны по смыслу и грамматически последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье — со вторым и т.д. Связь последовательная, по цепочке. Такую связь называют цепной.От слова «цепь»

— Как схематично можно представить цепную связь в нашем тексте? Составляем схему текста в тетрадях (1 человек у доски).

Объяснение учителя. Параллельный вид связи.

Работа с текстом (задание 4).

Радос_на, шумна и п_хуча в_сна в л_су. Звонко п_ют птицы. Звенят под д_ревьями в_сенние ручейки. См_лой пахнут набухающие поч_ки.

(И.Соколов-Микитов)

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы-орфограммы.

-В каком предложении выражена основная мысль текста?

— Какие предложения раскрывают и поясняют основную мысль?

— Есть ли в этом тексте сцепляющие слова?

Вывод: Предложения могут быть связаны без специальных слов, по смыслу. При этом все предложения, начиная со второго, связаны по смыслу с первым. Т. е. 2, 3, 4 предложения развертывают, конкретизируют, поясняют смысл первого. Такая связь предложений называется параллельной.

Составляем схему текста в тетрадях (1 человек у доски).

5. Закрепление полученных знаний

Предлагаю каждой группе творческую работу: создать текст, применив цепную или параллельную связь.

1 группа. Над лесом показался краешек солнца………………………….

2 группа. Я выхожу на поляну. За…….- густой ельник. …………….

3 группа. Лесные жители готовились к зиме. ………………………….

4 группа. Красив, наряден лес в дни ранней осени. …………………

— Каждая группа должна сама решить, какой связи вы отдадите предпочтение?

На работу отводится 5 минут.

-Если появятся вопросы, поднимите сигнальную карточку

— Представьте результаты ваших творческих работ.

6. Подведение итогов урока

— Чему вы научились на уроке?

— С какими видами связи предложений в тексте вы познакомились?( Цепная и параллельная связь)

— В чем особенность каждого способа?

7. Домашнее задание

Напишите сочинение – миниатюру (7-9 предложений) на одну из тем: «Весна в лесу», «Весна в городе»

7. Рефлексия. Оценка и самооценка работы пятиклассников на уроке.

Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, ответив на 3 вопроса

(«да» «нет»). «Да» — поднять правую руку, «нет» — левую руку.

1.Сумел ли ты приобрести новые знания на уроке?

2. Сумел ли ты применить свои знания?

3. Доволен ли ты своей работой на уроке?

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок развития речи. Связь предложений в тексте

Конспект открытого урока русского языка.

Тема урока: « Развитие речи. Связь предложений в тексте»

                 5 «А» класс.

Учитель русского языка и литературы Белоглазова Раиса Ивановна.

Цели урока:

— повторение отличительных особенностей текста;

— ознакомление с видами связи предложений в тексте;

— формирование умений определять характер связи между предложениями в тексте,

анализировать текст с позиции речеведения;

— развитие речевой культуры и словарного запаса  обучающихся;

— воспитание интереса к изучению русского языка.

Тип урока: усвоение новых знаний, умений, навыков.

Оборудование: карточки, ИКТ.

                                                       ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети и гости!

Ребята, на сегодняшнем уроке присутствуют гости из других школ, и я надеюсь, что мы с вами оставим у них приятное впечатление от нашего урока.

Откройте тетради и запишите: «25 ноября. Классная работа. Тема урока:»Развитие речи. Связь предложений в тексте».

      В начале урока мы повторим отличительные признаки текста, поупражняемся в построении текстов, определении их темы, основной мысли, средств выразительности; познакомимся с грамматической связью предложений в тексте, поучимся  определять характер связи между предложениями и анализировать текст.

2. Орфографическая  разминка.

Задание: Вставить пропущенные буквы в словах (на слайде):

3.Проверка домашнего задания.

УЧИТЕЛЬ: Домашним заданием у вас было повторение изученного о тексте. Обратим внимание на экран.

Задание: Аня, прочитай первый отрывок.

             Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние цветы.

            — Максим, прочитай второй отрывок.

           Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружатся в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

          —  Какой из данных отрывков является текстом? Обоснуйте свой ответ.

( Текстом можно назвать второй отрывок, так как в нем ведется речь об одном предмете речи, предложения связаны между собой единой темой).

          — Какой темой связаны предложения?

 (Тема – осенний лес).

          — Почему первый отрывок не является текстом?

( Речь идет о разных предметах: осень, лес, земля, цветы, снег).

          — Вспомним определение текста. Что означает слово «текст»?

( Текст – от лат. Textum, что означает ткань, связь, соединение).

          — Что же такое текст как произведение литературы?

( Это группа предложений, объединенных в целое одной темой, то есть по смыслу).

          — С какой целью создается текст?

( Текст создается для выражения мыслей).

  1. Изучение новой темы.

  — Сегодня мы будем говорить о том, как  предложения в тексте связаны грамматически. Рассмотрим текст.

    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам.

    Сосны все время  тихонько шумели.

 — Установите связь между первым и вторым предложениями. При помощи каких слов они связываются?

( Повторением слов лес, в лесах).

— Как связаны второе и третье предложения?

(  Повтором слова сосны).

— Какой частью речи выражены сцепляющие слова?

( Они выражены именами существительными).

— Сцепляются ли предложения друг с другом?

( Да, первое со вторым, втрое с третьим).

— Это цепная связь предложений в тексте.  В качестве сцепляющих слов могут выступать не только существительные, но и местоимения, наречия, синонимы.

ЗАДАНИЕ: Замените сцепляющее слово из второго предложения другой частью речи ( ученик читает).

      Вокруг города по низким холмам раскинулись леса. Могучие, нетронутые. В них попадались большие луговины…

— Сколько предложений в тексте? ( В тексте три предложения)

— Запишите в тетрадях на следующей строчке: «Цепная связь предложений»

  Зарисуйте зелёной пастой схему цепной связи предложений ( слайд)

— Ребята, на экране ( слайд) и у вас на карточках по четыре предложения под буквами АБВГ. Таня, прочитай их.

А.Да это белка.

Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек.

В, Как она очутилась в городе?

      Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.

    — Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст. (дети записывают в тетрадях буквы)

   — Зачитайте ответ. (ГБАВ- на экране правильный ответ)

   — Поднимите руку, у кого такой же ответ. Молодцы! Укажите сцепляющие слова в предложениях. ( бревна- на одном бревне, рыжий зверек – белка, белка-она)

   — Что такое синонимы? (слова, близкие по значению)

   — Есть ли среди сцепляющих слов синонимы? (рыжий зверек – белка).

   — Следующее задание выполним по вариантам. На экране 2 стихотворения.

     Оля, прочитай стихотворение первого варианта.

               За окошком зимний сад,

               Там листочки в почках спят.

                И листочки те во сне

                Размечтались о весне.

     Гриша, прочитай стихотворение 2 варианта,

                Висит за окошком

                Кулек ледяной.

                Он полон капели

                И пахнет весной.

ЗАДАНИЕ: Записать тексты, подчеркнуть сцепляющие слова ( дети пишут)

— Назовите сцепляющие слова. ( 1 вариант- сад-там, листочки- листочки те;

                                                    2 вариант- кулек-он)

— Какой вид связи предложений в тексте? (цепная связь)

— Какое средство выразительности языка рисует образную картину зимнего сада? ( олицетворение. Листочки спят, мечтают о весне).

— Какой вид связи предложений в тексте 2 варианта? (Цепная связь)

— Какие слова из этого текста употреблены в переносном значении? (кулек ледяной).

— Что это такое? (Сосулька, похожая на кулек).

— Перенос значения по сходству. Как называется этот троп? (Это метафора)

— Встаньте, дети. Физкультминутку «Качели» проведет Андрей.

             Полетели, полетели,

             Как на крыльях, на качелях.

             Все деревья стали ниже.

             Солнце дальше.

             Клумбы ближе.

             Мы полета не боимся,

             Словно космонавты. Мчимся.

             ТО к земле зеленой вниз,

             То навстречу солнцу ввысь.

              В небеса, как птицы, рвемся,

              Близко купол голубой.

              И нам кажется, что солнце

              Рядом – вот, подать рукой.

— Сядьте, пожалуйста, правильно. Продолжим работу. Обратимся к следующему тексту. Аня, прочитай его.

               Весна в лесу.

  1. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. 2) Звонко поют птицы. 3) Звенят под деревьями весенние ручейки. 4) Смолой пахнут набухшие почки.

— В каком предложении заключена основная мысль текста?

  ( основная мысль заключена в первом предложении).

— Сцепляются ли между собой предложения? Есть ли сцепляющие слова? (нет)

— А когда звонко поют птицы?..звенят ручейки?.. пахнут набухшие почки? (весной)

— Значит, предложения между собой не сцепляются, но второе , третье и четвертое раскрывают, поясняют первое, они расположены параллельно, не сцепляясь, не пересекаясь. Это параллельная связь предложений в тексте.

— Откройте словарь «Трудных слов» и запишите: параллельная связь, цепная связь

— Укажите ключевые слова предложений. (весна, птицы, ручейки, почки).

— Зарисуйте схему предложения в тетради с экрана. (дети выполняют работу).

— Ребята, послушайте внимательно предложения, определите, какое из них должно быть первым?  

            1) Лё..кий в..терок шев..лил ярко-зелёные лист..я д..рев..ев.

            2) Белые обл..чка бр..дили в голубом небе.

            3) Утро было свежее, чистое.

            4) А ласковое со..нце д..рило т..плоту и вселяло надежду на будущее.

—   Какое же предложение будет первым? (Утро было свежее, чистое)      

— Запишите, какое предложение будет вторым, третьим, четвертым.  ( дети записывают предложения с объяснениемпропущенных орфограмм).

— Назовите тип связи предложений в тексте. Свой ответ обоснуйте.  ( предложения не сцепляются друг с другом. Связь параллельная).

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО,

— Откройте учебники на стр. 93. Прочитайте первое четверостишие из упр. №221 ( ученик читает).

              Заунывный ветер гонит

             Стаю туч на край небес.

             Ель надломленная стонет.

             Глухо шепчет темный лес.

— Сцепляются ли предложения? Назовите ключевые слова (ветер, ель, лес)

— Какой вид связи предложений? ( параллельная связь).

— Откройте учебник на стр. 146. Прочитайте текст упр. 355 ( ученик читает)

     На картине была изображена девушка. Она смотрела на воду канала, и казалось, созерцала что-то. Все лицо её, тонкое и печальное, было погружено в раздумье. Она не замечала прохожих, которые с любопытством взирали на нее, ни дворников,  которые лениво глазели у ворот.

— Какой вид связи предложений? Обоснуйте ответ.

— Проанализируем следующий текст. Прочитайте его.

     Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут

 Видны под ними красноватые шляпки поздних грибов- подосиновиков. Еще цветут кое-где запоздалые лесные цветы.

— Докажите, что это текст. ( это текст, потому что предложения объединены одной темой: лес осенью).

— В каком предложении заключена основная мысль текста? (в первом)

— Какой вид связи предложений в тексте? ( параллельная)

— Обоснуйте свой ответ ( предложения не сцепляются друг с другом).

— Укажите ключевые слова, образующие текст. (Лес-листва- листья, грибы- подосиновики, цветы.

— Назовите однокоренные слова из данного текста ( цвет-цветным- цветут- цветы;

листва- листья; пурпурно-красный- красноватый; поздние-запоздалые;  осиновые – подосиновиков; лес-лесные).

— Какое средство выразительности языка использует автор в предложении:

   Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. ( метафора).

6. Подведение итогов урока.

— О каких видах связи предложений в тексте вы узнали на уроке?

— По опорным схемам определите вид связи предложений в тексте ( схемы на экране, ответы детей).

  7. Оценки за работу на уроке с комментариями.

    Запись в дневники домашнего задания.

           

nsportal.ru

Что такое параллейная и цепная связи?

может, ты имел в виду параллельная? такие связи есть между предложениями в тексте. Цепная связь При цепной связи предложения как бы «цепляются» друг за друга: каждое последующее предложение по смыслу является продолжением предыдущего. Основные признаки цепной связи: -употребление синонимов; -употребление местоимений; -повторы; -вводные слова; -самостоятельное предложение может начинаться с сочинительного союза и т. д. Пример текста с цепной связью: Через минуту наша бричка тоже тронулась в путь. Точно она ехала назад, а не дальше, мы видели то же самое, что и до полудня. Холмы так же тонули в лиловой дали, и не было видно их конца. И все то же небо и грачи, уставшие от зноя. Воздух тоже изнывал от жары и тишины, отчего покорная природа цепенела в молчании (А. Чехов) . Параллельная связь При параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. Основные признаки параллельной связи: -В предложении употребляются одинаковые формы глаголов-сказуемых; глаголы-сказуемые совпадают по виду; все глаголы-сказуемые либо совершенного, либо несовершенного вида; -предложения однотипны по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по составу, по порядку слов и т. д. Пример текста с параллельной связью: В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера — это лучшее время суток. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись госами в коряги, рыбы, спят птицы — все спят, и только совы летают около костра, медленно и бесшумно, как комья белого пуха (К. Паустовский)

паралельная мжм Цельная мж

просто говноедка

че вы не ответ пишите, дибилы.

цепная это по очереди. от передложения к предложению

1. Цепная связь – последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4… Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового» , мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым» , во втором становится «данным» , и т. п. 2. Параллельная связь – соподчинение второго, третьего и т. п. предложений первому. Схема параллельной связи: 1 2 – 3 – 4 – 5 … Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.

Не могу точно ответить.. Вот только пример: Цепная: У меня есть книга. Книга желтая. Желтый цвет я люблю.

может, ты имел в виду параллельная? такие связи есть между предложениями в тексте. Цепная связь При цепной связи предложения как бы «цепляются» друг за друга: каждое последующее предложение по смыслу является продолжением предыдущего. Основные признаки цепной связи: -употребление синонимов; -употребление местоимений; -повторы; -вводные слова; -самостоятельное предложение может начинаться с сочинительного союза и т. д. Пример текста с цепной связью: Через минуту наша бричка тоже тронулась в путь. Точно она ехала назад, а не дальше, мы видели то же самое, что и до полудня. Холмы так же тонули в лиловой дали, и не было видно их конца. И все то же небо и грачи, уставшие от зноя. Воздух тоже изнывал от жары и тишины, отчего покорная природа цепенела в молчании (А. Чехов) . Параллельная связь При параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. Основные признаки параллельной связи: -В предложении употребляются одинаковые формы глаголов-сказуемых; глаголы-сказуемые совпадают по виду; все глаголы-сказуемые либо совершенного, либо несовершенного вида; -предложения однотипны по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по составу, по порядку слов и т. д. Пример текста с параллельной связью: В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера — это лучшее время суток. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись госами в коряги, рыбы, спят птицы — все спят, и только совы летают около костра, медленно и бесшумно, как комья белого пуха (К. Паустовский)

может, ты имел в виду параллельная? такие связи есть между предложениями в тексте. Цепная связь При цепной связи предложения как бы «цепляются» друг за друга: каждое последующее предложение по смыслу является продолжением предыдущего. Основные признаки цепной связи: -употребление синонимов; -употребление местоимений; -повторы; -вводные слова; -самостоятельное предложение может начинаться с сочинительного союза и т. д. Пример текста с цепной связью: Через минуту наша бричка тоже тронулась в путь. Точно она ехала назад, а не дальше, мы видели то же самое, что и до полудня. Холмы так же тонули в лиловой дали, и не было видно их конца. И все то же небо и грачи, уставшие от зноя. Воздух тоже изнывал от жары и тишины, отчего покорная природа цепенела в молчании (А. Чехов) . Параллельная связь При параллельной связи предложения содержат перечисление, сопоставление или противопоставление связанных друг с другом действий, явлений, событий. Основные признаки параллельной связи: -В предложении употребляются одинаковые формы глаголов-сказуемых; глаголы-сказуемые совпадают по виду; все глаголы-сказуемые либо совершенного, либо несовершенного вида; -предложения однотипны по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по составу, по порядку слов и т. д. Пример текста с параллельной связью: В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера — это лучшее время суток. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись госами в коряги, рыбы, спят птицы — все спят, и только совы летают около костра, медленно и бесшумно, как комья белого пуха (К. Паустовский)

этоь ьббббтоттооооооооооооо

Следует различать два способа связи предложений в тексте : последовательный, или цепной, и параллельный. При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ соединении предложений «данным» каждого следующего предложения становится «новое» предыдущего предложения. При ПАРАЛЛЕЛЬНОМ соединении во всех предложениях текста повторяется одно и то же «данное». В тексте могут использованы различные СРЕДСТВА СВЯЗИ : повторяющие слова, заменяющие их местоимения, синонимы. Эти средства связи употребляются как при ПОСЛЕДСТВЕННОМ, так и при ПАРАЛЛЕЛЬНОМ способе связи предложения.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *