Определить падеж имен существительных – Падежи имен существительных, как определить падеж у существительного – таблица склонений и изменений

Определение падежа имен существительных по вопросу и предлогу

I. Организационный момент.

(Слушание звукозаписи: “Пение птиц”)

— Пение каких птиц вы услышали?

— Скажите, какой месяц по календарю начался? (Март)

24 марта — День птиц.

И наш урок открывают голоса птиц.

  1. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
  2. Минутка чистописания:

// ач оро // оч чк // ал гл // ха рь //

II. Проверка домашнего задания.

1) Что было задано? (Повторить слова на тему: “Птицы”.)

Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вы запишите отгадки в тетрадь и выделите окончание, определите род и склонение.

— Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться?

Грач (м.р., 2 скл.)

— Эта птица устраивает гнездо-нору в крутых берегах. Обычно мы их видим в воздухе недалеко от воды.

Ласточка (ж.р., 1 скл.)

— У обских угров (народов ханты, манси, лесные ненцы) прилёт этой птицы связывается с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнёзда, как бы пробуждая природу.

Ворона (ж.р., 1 скл.) (Анализ и синтез):

— Название этой птицы рассыпалось из букв, а вам необходимо составить слово.

У Г Ь Х А Л Р

Глухарь (м.р., 2 скл.)

Звуковой анализ:

— Произнесите название последней птицы.

— Произнесите последний звук и дайте характеристику звуку:

[р`] — согласный, звонкий, мягкий.

— Где живёт эта птица?

— Чем питается? (Хвоинками, кусочками коры деревьев, листочками, тонкими прутиками)

— А как по-другому называют охотники глухаря-самку? (Капалуха, ж.р, 1 скл.)

— А ещё глухаря называют таёжным соловьём или лесным петухом.

— А почему “Глухарь”? (Во время токования (пения) птица на несколько секунд теряет слух…)

1) — Сейчас проговорим слова: (капалуха, глухарь), разделим хором слова по слогам, запишем в тетрадь (учитель на доске).

III. Физкульминтука.

IV. Введение нового материала:

1) Сообщение темы и цели:

Загадка. О какой части речи идёт речь?

— Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам. (Имя существительное)

Будем письменно отвечать на вопросы:

— Где живёт глухарь? (Глухарь живёт в лесу).

— Чем служит лес для глухаря? (Лес служит домом для глухаря).

Анализ предложений:

— В первом предложении существительное глухарь на какой вопрос отвечает? (Кто?)

— Выделите окончание

— Каким членом предложения является? (Главным)

— А во втором предложении существительное глухарь на какой вопрос отвечает? (Для кого?)

— Каким членом предложения является? (Второстепенным)

Микроитог:

— Как связаны слова между собой? (По смыслу)

— Как изменяется имя существительное в зависимости от предлога? (Изменяется окончание)

— Чем сходны предлог и окончание? (Служат для связи слов в предложении)

Мы проанализировали (рассмотрели) предложения (учитель показывает указкой ещё раз на эти предложения)

— Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу).

— Назовите тему урока. (Определение падежа имён существительных по вопросу и предлогу).

— Вспомним, сколько падежей в русском языке? (6)

— Давайте повторим на какие вопросы отвечает каждый падеж?

— Эти вопросы нам сегодня пригодятся на уроке.

— Отгадайте загадку:

Он рыжий зверь
Он мягкий зверь
Это знаю, мне поверь
Хвост пушистый
Чёрный нос
По лесу он прыгает
Ветки хвои дрыгает
В тёмных дебрях он живёт
Кто же это? Кот? (Белка)

А сейчас мы с вами просклоняем существительное белка.

(На доске записаны названия падежей, вопросы к ним, рядом с которыми перевёрнутые карточки со словом белка с выделенными падежными окончаниями и обозначенными ударениями. После того как, обучающийся назовёт слово белка с соответствующим вопрос падежа, учитель переворачивает карточку).

Микроитог:

— Обратите внимание, какая часть слова изменяется? (Окончание)

— А почему изменяется окончание? (Потому что изменяются вопросы)

2) Работа в парах.

Учитель раздаёт карточки с предложениями.

Задание: выделить окончание имени существительного белка и рядом стоящий предлог. По вопросу и предлогу определить падеж имени существительного белка.

  1. За белкой охотится куница.
  2. О белке я сочинил загадку.
  3. Охотники приблизились к белке.
  4. Белка закапывает шишки в землю.
  5. Мы знаем много сказок про белку..
  6. У белки рыжий пушистый хвост.

— А сейчас проверим. (Ключ к заданию, учитель выводит на экране предложения).

— Посмотрите ещё раз на предложения и скажите, что нам помогает определить падеж имени существительногобелка (предлоги и вопросы).

— Что происходит с окончаниями? (Они изменяются)

— С помощью чего связаны эти слова? (С помощью предлога и окончания).

Микроитог:

— В нашей речи для связи слов служат окончания и предлоги.

V. Вторичное закрепление.

Работа по учебнику: стр. 168 упр. 445, 5 словосочетаний.

(Консультанты проверяют) по рядам.

Варенье (из чего?) из вишни – Р.п., коробка (из чего?) из бумаги — …, письмо (от кого?) от брата.—…, приехал (к кому?) к брату—…, ходил (где? по чему?) по тропинке — …

VI. Итог урока:

— Чему учились? (Учились определять падеж по вопросу и предлогу)

VII. Оценивание.

VIII. Рефлексия.

(Смайлики)

— Выберите из данных вам наборов смайлик, который показывает ваше настроение после проведённого урока. Выберите смайлик соответствующий вашему настроению.

IX. Д/з:

1) Уровень А.

Задание: определить падеж имён существительных; выделить окончание существительных, подчеркнуть предлоги.

Ходим (где? по чему?) по тропинке; приехал (к кому?) к брату; жил (у кого?) у сестры; вспомнил (про кого?) про отца; свисали (над чем?) над крышей.

2) Уровень Б.

Задание: списать предложения, определить падеж у существительных с предлогами, выделить окончания существительных, подчеркнуть предлоги.

Полосы света на речке лежат, в золоте тучки за лесом горят. (И.Никитин)

Сколько алых ягод у лесной рябинки! Выросли волнушками прямо у тропинки! (Е. Трутнева)

Мартышка к старости слаба глазами стала. (И. Крылов)

Доктор ходит по палате от кровати до кровати. Возле Кати сел на стул и в лицо ей заглянул. (А. Кардашева)

3) Уровень В.

Задание: определить падеж выделенных существительных с предлогами и без предлогов. Каким членом предложения является существительное лисица в первом предложении? Каким членом предложения является существительное плутовка в шестом предложении? Почему?

 

За лисицей гнались собаки. Она устала, бежит, еле дышит. А собаки вот-вот схватят лисицу. Лиса вдруг прилегла к земле. Собаки пронеслись мимо. А плутовка спряталась за кустом. Только её и видели!

infourok.ru

Урок русского языка «Падеж имён существительных»

Конспект

урока русского языка в 5 классе

«Падеж имён существительных»

Цели:

Познакомиться с падежами имён существительных, историей происхождения

термина, секрет названия падежей, падежные вопросы

развивать умение определять падежи, различать именительный и винительный

падежи имён существительных

Ход урока.

1 Орг момент

2 Определение темы и целей урока

— Итак, тема урока – «Падеж имён существительных».

— Сформулируйте цели нашего урока сами: что надо знать? Что нужно

уметь? (Ответы детей кратко записываются на доске)

3 Работа по теме урока

Сколько в русском языке падежей? В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15, в коми языке – 16. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.

— Почему их так зовут-величают? Слайд № 1

«Именительный» падеж действительно служит для «именования»

существ и предметов.

«Творительный» падеж очень часто используется, когда говорят о

том орудии, которым что-то делают, творят. Недаром в других

языках сходный падеж так и зовут: «инструментальный,

орудийный».

«Дательный» падеж не зря отвечает на вопрос: кому? Это,

образно говоря, самый «добрый» падеж.

А теперь подумайте и «родительном» падеже. Ветка (чего?)

сосны порождена сосною. Стихи (кого?) Пушкина порождены

Пушкиным. Сын твоего отца тоже есть порождение: родительный

падеж тут как тут!

«Предложный» — падеж «на костылях»: никогда он не рискует

появиться без своих «костылей» — предлогов.

«Винительный» падеж. Его в древнелатинском языке называли

«аккузативом» — «обвиняющим». А там его так назвали по ошибке,

потому что перевели с древнегреческого неточно).

— Давайте вспомним, чем же падежи отличаются друг от друга. Прочитайте стихи о падежах и на их основании максимально охарактеризуйте каждый падеж.

У слова есть шесть падежей, 
Шесть верных маленьких пажей, 
они проходят чередой, 
За слово в бой готов любой! 

Вверяют окончаниям 
Судьбу и жизнь свою! 
И про свое призвание 
На ушко им поют: 
Я Именительный падеж

Слайд № 2
И нет на мне чужих одежд. 
Меня легко все узнают 
И в подлежащие зовут. 
Предлогов с детства не люблю, 
С собою рядом не терплю. 
Мои вопросы …? и …? 
Ни с чем не спутает никто. 

А я падеж Родительный  Слайд № 3
Характер мой общительный. 
КОГО? ЧЕГО? И вот он я! 
Предлоги часто мне друзья. 
Похож я на винительный 
Бываю иногда, 
Но в тексте различите вы 
Два падежа всегда. 

Я называюсь ДательнымСлайд № 4
Работаю старательно. 
КОМУ отдать? К чему призвать? 
Лишь только я могу сказать. 

А я Винительный падежСлайд № 5
И я во всем виню невежд. 
Зато отличников люблю, 
Для них «пятерки» я ловлю. 
Кого назвать, во что играть, 
Готов ребятам подсказать. 
Не прочь с предлогами дружить, 
Но и без них могу прожить. 

А я творительный падеж  Слайд № 6
Исполнен всяких я надежд. 

Творите! –Чем? Творите! — С кем? 
Я подскажу вам — нет проблем! 

А я падеж предложныйСлайд № 7
Со мною случай сложный. 
Мне без предлогов свет не мил. 
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил? 
Ах да, нужны предлоги: 
Без них мне нет дороги. 
Тогда смогу я рассказать, 
О чем мечтать и в чем гулять.

У слова есть шесть падежей, 
Шесть верных маленьких пажей, 
они проходят чередой, 
За слово в бой готов любой! 

— Посмотрите на картинку-подсказку. Что эта подсказка помогает запомнить? Слайд № 8

hello_html_361c0a1a.jpg

— Итак, назовите все падежи по порядку с падежными вопросами.

— Как называются все падежи, кроме именительного?

4. Работа с учебником

— Чтение в «Теории» текста «Как определить падеж»

— Объяснение алгоритма определения падежа

— Хоровое проговаривание

— Взаимоопрос в паре, взаимооценка (заносится в лист контроля), рефлексия.

5. Физминутка

6. Закрепление.

— Определите падеж существительных в предложении с обращением

(рассуждения вслух по цепочке)

— Упражнение «Угадай, какое слово пропущено» (запись на доске):

определить падеж этого слова, действуя по алгоритму (устно)

Доброе … само себя хвалит.

От слова до … целая верста.

Кончил … — гуляй смело.

Велик телом, да мал … .

Конец – всему … венец.

И умён, и пригож, и в … гож.

— Определите падеж существительных в зрительном диктанте, мысленно

проговаривая алгоритм (один человек – на доске, остальные – в тетради)

— Объясните (выборочно!) значение пословиц.

7. Различение И.п. и В.п.

— Как вы думаете, какие падежи различить труднее? Почему? (И.-В.)

— Составление и запись опорного конспекта

И. В.

? ?

Что дописать вместо вопросительных знаков, чтобы эта опорная запись

помогла различить И.п. и В. п.? (вопросы)

— Послушайте отрывок из стихотворения Овсея Дриза «Зерно доброты».

Добрую сказку Слайд № 9

Помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку

Послушал и ты,

Чтоб сказка подкралась

К самому сердцу

И заронила

Зерно доброты.

— Какова основная мысль текста? Почему? (Сказки учат добру)

— Оба выделенных слова стоят в винительном падеже. Но определить

падеж слова СКАЗКУ легче. Почему? (Это сущ. женского рода, в В.п.

у него меняется окончание)

— Вот оно-то, это тёплое, доброе слово и будет нашей опорой при

различении И.- В.п. Допишите его в опорный конспект: Слайд №

ОК

И. В.

Кто? Что? Кого? Что?

Сказка!

8. Тренировочные упражнения. Слайд №

— В предложениях, взятых из стихов Овсея Дриза, найдите сущ. И.п. и В.п.

Бабушка вяжет на спицах чулок. Журавль на соломенной крыше

упрятал свой клюв под крылом. Одуванчик видит сон. Славный

мастер ёжик зонтик мастерит.

— В каких предложениях есть олицетворение? метафора?

— Запишите только ту часть каждого предложения, которая соответствует

схеме: «подл. – сказ. – доп. в В.п.»

— Как же различить И. – В. п.?

9. Контроль усвоения.

— Это упражнение с выборочным ответом (1-2 варианты). Листы

с 6 предложениями у каждого. Запись в тетради по образцу:

И. п. — ……

В.п. — …….

Задание: в соответствующую строку вписать только номера

предложений, в которых выделенное слово стоит в И. или В.п.

Образцы упражнений:

1 в. В каком падеже стоит выделенное слово?

1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.

2. ОСЕНЬ рощи подожгла.

3. Замела седая ВЬЮГА поле снежным полотном.

4. Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ.

5. МЯТА луговая уронила цвет.

6. Ночь на миг ДЫХАНЬЕ задержала.

2 в. В каком падеже стоит выделенное слово?

1. Сердце гложет и тревожит тайная ДОСАДА.

2. Щекочет ГУБЫ чьё-то имя.

3. Вальсы играет ГАРМОНЬ вдалеке.

4. Осенний ДОЖДЬ размыл мой свежий след.

5. ДОМИК наш одноэтажный опоясали ручьи.

6. Метнула туча огненные КОРНИ.

10. Самопроверка, самооценка (в лист контроля), рефлексия. Слайд №

«Ключ»: 1в. 2в.

И. – 2, 3, 5 И. – 1, 3, 4

В. — 1, 4, 6 В. — 2, 5, 6

11. Обобщение.

— Итак, вернёмся к целям нашего урока. Что мы должны были знать?

— Проверим! Викторина о падежах. В ответе указать не только название

падежей, но и падежные вопросы.

Викторина о падежах.

  1. Назовите «добрый» падеж.

  2. Какой падеж всегда употребляется без предлогов?

  3. Какой падеж называли в Древнем Риме «инструментальным», а в древнерусском языке – «орудийным»?

4. Укажите падеж «на костылях». Почему его так образно

называют?

  1. У какого падежа «ошибочное» название?

  2. Какого падежа недостаёт для «полного комплекта»?

— Ещё раз перечислите все падежи по порядку с падежными вопросами.

— Что мы должны уметь? (определять и различать падежи)

— Как правильно определить падеж имени существительного?

— Что поможет различить именительный и винительный падежи?

12. Рефлексия, выведение общей оценки за урок и выставление её в лист

контроля. Слайд № 10

Рефлексия.

1. Я знаю падежи (+ ? -)

2. Я знаю алгоритм определения падежей (+ ? -)

имён существительных

  1. Я умею выполнять тест на компьютере (+ ? -)

  2. Я умею определять падежи существительных (+ ? -)

-Что у вас сегодня хорошо получалось?

— Над чем нужно больше поработать?

13 домашнее задание Слайд № 11

— Домашнее задание нужно отгадать:

Предсказать ( приставка )

Положил ( корень)

Объединение ( суффикс )

Лекция ( окончание )

6

— Придумать самим или выписать из художественных текстов

6 предложений с существительными, стоящими в различных падежах,

указать падеж существительных

infourok.ru

План-конспект занятия по русскому языку (3 класс): Падеж имён существительных


Тема урока: «Падеж имен существительных» 

Ход урока.

I. Организационный момент

-Проверьте, ребята: вы готовы начать урок?

-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». -Как вы ее понимаете?( Мы узнаем что-то новое.) — Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

-Отгадайте загадки и скажите тему сегодняшнего урока.

Всё, что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? отвечает.
Оно  имеет род, число.
И падежей различных шесть. И три склоненья тоже есть. (Имя существительное.)

1)Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.(Именительный падеж)

2)Кого же нет? Я очень беспокоюсь,
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите!(Родительный падеж)

3)Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать? –
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
Но и один гулять хожу.(Дательный падеж)

4)Кого винить, мне видно сразу!
Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу.
Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите,
Как меня зовут?(Винительный падеж)

5)Творите – чем? Творите – с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.(Творительный падеж)

6)Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет «в», и «о», и «при» – 
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.(Предложный падеж)

-МОЛОДЦЫ, ОТГАДАЛИ ВСЕ ЗАГАДКИ ПРАВИЛЬНО.

-СКАЖИТЕ ТЕМУ УРОКА: падежи имен существительных.

— Сегодня мы ОБОБЩИМ И ЗАКРЕПИМ НАШИ ЗНАНИЯИ ПО ТЕМЕ.

II.Минутка чистописания.

( под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».) 

— Итак, откройте тетради, запишите число:

ДАТА

Классная работа.

Начнём урок с минутки чистописания.

— Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.) 
— Закроем глаза и шепотом произнесем: зима…

-Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.) 
— А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.) 

Запишите в тетради
За зи зк аз

Заколдован невидимкой, 
Дремлет лес под сказку сна. 

— Вот каким увидел зимний лес великий русский поэт С.Есенин. 

— Назовите имена существительные, записанные на второй строчке, УСТНО ОПРЕДЕЛИТЕ РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ.

СЛОВАРНЫЙ диктант:

Мороз, метель, январь,
пальто,платок,февраль, северный , лед, снегирь,погода,ветер,декабрь,иней,коньки,лопата. 
— Перечитайте слова еще раз внимательно, отметьте орфограммы в словах.

-Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили?

(Лишнее слово северный, т.к.. это имя прилагательное). 
— Составьте предложение с любыми существительными.

-Определите их род, число, падеж . 

Чтение примеров по выбору

III. Блиц – опрос.

-Кто знает, как называется изменение формы имени существительного?(ПАДЕЖ)

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.

— Что происходит с существительными при склонении?

(Изменяется окончание) 

-Для чего нам нужен падеж?(ПАДЕЖ ПОМОГАЕТ СВЯЗЫВАТЬ СЛОВА В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ, только в форме нужного падежа имена существительные могут войти в состав предложения)

Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.

Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.

— Сколько падежей в русском языке? (6)

-Как они называются?

Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. 
 Родительный буквально означает «полученный с рождения».   

Дательный от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. 
Винительный  — назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие.  
Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия. 
Предложный  — падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным)) 

-Какие падежные вопросы имеют?

-Какие вспомогательные слова помогут нам определить падеж имени существительного?

В русском языке склоняются (изменяются по падежам) имена: существительные, прилагательные, числительные и местоимения.

-Какие падежи являются косвенными?(все, кроме именительного)

-Назовите начальную форму имени сущ.(И.п.ед.ч)

-ВСЕ ПАДЕЖИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ С ПРЕДЛОГАМИ?

-Какой падеж не имеет предлогов?

-А какой падеж НАОБОРОТ без предлого не употребляется?

-Какие предлоги имеет дательный падеж?

-А другие падежи какие предлоги имеют, давайте вспомним.

Р.П –без, у, от, до, с, из, около, возле, для.

В.П- на, за, под, в через, про.

Т.П.-над, за, под, с, между, перед.,

П.п- в, об, о, на,при.

-Как определить падеж имени сущ. в предложении?

1.необходимо найти в предложении слово, к которому относится имя сущ.

2.далее задать от этого слова к имени сущ. вопрос как к члену предложения

3.Потом задать к имени сущ вопрос как части речи, т.е.падежный вопрос.

4.С помощью вспомогательного слова, по падежному вопросу и окончанию определяем падеж имени сущ.

— Какими членами предложения могут быть существительные?ГЛ. И ВТОРОСТ.(подл. Доп., и др)

-Имя сущ в И.п в предложеии каким членом бывает?(главным, подлежащим)

IV.Закрепление знаний и способов деятельности.

1.ГРУППОВАЯ РАБОТА(1РЯД СОБИРАЕТ ПАДЕЖИ, 2-ВОПРОСЫ, 3-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА)

1.Игра:СОБЕРИ ТАБЛИЦУ ПАДЕЖЕЙ

— Я приготовила для вас таблицу с падежами, но посмотрите, что-то случилось и все перепуталось. Помогите собрать эту таблицу. На доске: карточки с названиями падежей, вопросы и вспомогательные слова, расположены беспорядочно. Дети ставят всё в нужной последовательности.

Проверка правильности выполнения с помощью сигнальных карточек

Индивидуальные карточки: «Заполни таблицу»

2.ИГРА. «Собери слова нужного падежа»

УСЛОВИЕ ИРЫ: Каждый ряд выбирает своих представителей 2 чел.

Каждая пара получает карточки с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт карточки с существительными в одном и том же падеже.

на полянке, о грибочке, в дороге, из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке, к бабушке, в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе, у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне, у речки, для Тани, из глубины, по воде, по глупости, к рыбке, о лодке, об улове, при встрече.

3. Коллективная работа.

1.Прочитайте предложение, записанное на доске.

На двор стоял кувшин с вода, а в кувшин была вода только на дно.

— Здесь есть ошибки. Какие? (В предложении нет связи слов). — Исправить ошибки нам поможет знание падежей. Давайте разберем это предложение: найдем главные и второстепенные члены предложения. Что? Кувшин это подлежащее, выраженное сущ, в каком падеже? Правильно, в и.п. Кувшин что делал? Стоял –это сказуемое, выраженное глаголом

 Стоял (где?на чем?) на дворе,  Кувшин (с чем?) с водой,  ставим окончание -ой.
 Была (в чем?) в кувшине,окончание -е.
 Была (на чем?) на дне, окончание -е.

-Прочитайте и запишите исправленное предложение.

4.Работа по индивидуальным карточкам с взаимопроверкой

Физминутка «Падежи»

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны

5)Выполните задания:

Показ слайдов: тренажер –падежи.

Задание: определи падеж имени сущ.

4.Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 22 и выполните упражнение 1.

-Спишите сочетания слов, ставя слова в скобках в нужную форму.

-Обозначьте окончания у этих слов и определите падеж. 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

— Чем же мы занимались на уроке? Что сегодня повторяли?

— Какое задание было легким, а какое вызвало затруднение? 
— Какое задание было интересным и вам понравилось?

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧ-СЯ НА УРОКЕ

Домашнее задание.

Задание в учебнике ЧИТАЕТСЯ И РАЗБИРАЕТСЯ :

Запись д/з в дневник. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК за работу в классе

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *