Определение падежа имен существительных по вопросу и предлогу
I. Организационный момент.
(Слушание звукозаписи: “Пение птиц”)
— Пение каких птиц вы услышали?
— Скажите, какой месяц по календарю начался? (Март)
24 марта — День птиц.
И наш урок открывают голоса птиц.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Минутка чистописания:
// ач оро // оч чк // ал гл // ха рь //
II. Проверка домашнего задания.
1) Что было задано? (Повторить слова на тему: “Птицы”.)
Сейчас мы с вами будем отгадывать загадки. Вы запишите отгадки в тетрадь и выделите окончание, определите род и склонение.
— Что за весенняя птица любит за плугом ходить и кормиться?
Грач (м.р., 2 скл.)
— Эта птица устраивает гнездо-нору в крутых берегах. Обычно мы их видим в воздухе недалеко от воды.
Ласточка (ж.р., 1 скл.)
— У обских угров (народов ханты, манси, лесные ненцы) прилёт этой птицы связывается с приходом весны и тепла. Именно эти птицы первыми прилетают, начинают вить гнёзда, как бы пробуждая природу.
Ворона (ж.р., 1 скл.) (Анализ и синтез):
— Название этой птицы рассыпалось из букв, а вам необходимо составить слово.
У Г Ь Х А Л Р
Глухарь (м.р., 2 скл.)
Звуковой анализ:
— Произнесите название последней птицы.
— Произнесите последний звук и дайте характеристику звуку:
[р`] — согласный, звонкий, мягкий.
— Где живёт эта птица?
— Чем питается? (Хвоинками, кусочками коры деревьев, листочками, тонкими прутиками)
— А как по-другому называют охотники глухаря-самку? (Капалуха, ж.р, 1 скл.)
— А ещё глухаря называют таёжным соловьём или лесным петухом.
— А почему “Глухарь”? (Во время токования (пения) птица на несколько секунд теряет слух…)
1) — Сейчас проговорим слова: (капалуха, глухарь), разделим хором слова по слогам, запишем в тетрадь (учитель на доске).
III. Физкульминтука.
IV. Введение нового материала:
1) Сообщение темы и цели:
Загадка. О какой части речи идёт речь?
— Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (Имя существительное)
Будем письменно отвечать на вопросы:
— Где живёт глухарь? (Глухарь живёт в лесу).
— Чем служит лес для глухаря? (Лес служит домом для глухаря).
Анализ предложений:
— В первом предложении существительное глухарь на какой вопрос отвечает? (Кто?)
— Выделите окончание
— Каким членом предложения является? (Главным)
— А во втором предложении существительное глухарь на какой вопрос отвечает? (Для кого?)
— Каким членом предложения является? (Второстепенным)
Микроитог:
— Как связаны слова между собой? (По смыслу)
— Как изменяется имя существительное в зависимости от предлога? (Изменяется окончание)
— Чем сходны предлог и окончание? (Служат для связи слов в предложении)
Мы проанализировали (рассмотрели) предложения (учитель показывает указкой ещё раз на эти предложения)
— Скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Будем учиться определять падеж имён существительных по вопросу и предлогу).
— Назовите тему урока. (Определение падежа имён существительных по вопросу и предлогу).
— Вспомним, сколько падежей в русском языке? (6)
— Давайте повторим на какие вопросы отвечает каждый падеж?
— Эти вопросы нам сегодня пригодятся на уроке.
— Отгадайте загадку:
Он рыжий зверь
Он мягкий зверь
Это знаю, мне поверь
Хвост пушистый
Чёрный нос
По лесу он прыгает
Ветки хвои дрыгает
В тёмных дебрях он живёт
Кто же это? Кот? (Белка)
А сейчас мы с вами просклоняем существительное белка.
(На доске записаны названия падежей, вопросы к ним, рядом с которыми перевёрнутые карточки со словом белка с выделенными падежными окончаниями и обозначенными ударениями. После того как, обучающийся назовёт слово белка с соответствующим вопрос падежа, учитель переворачивает карточку).
Микроитог:
— Обратите внимание, какая часть слова изменяется? (Окончание)
— А почему изменяется окончание? (Потому что изменяются вопросы)
2) Работа в парах.
Учитель раздаёт карточки с предложениями.
Задание: выделить окончание имени существительного белка и рядом стоящий предлог. По вопросу и предлогу определить падеж имени существительного белка.
- За белкой охотится куница.
- О белке я сочинил загадку.
- Охотники приблизились к белке.
- Белка закапывает шишки в землю.
- Мы знаем много сказок про белку..
- У белки рыжий пушистый хвост.
— А сейчас проверим. (Ключ к заданию, учитель выводит на экране предложения).
— Посмотрите ещё раз на предложения и скажите, что нам помогает определить падеж имени существительногобелка (предлоги и вопросы).
— Что происходит с окончаниями? (Они изменяются)
— С помощью чего связаны эти слова? (С помощью предлога и окончания).
Микроитог:
— В нашей речи для связи слов служат окончания и предлоги.
V. Вторичное закрепление.
Работа по учебнику: стр. 168 упр. 445, 5 словосочетаний.
(Консультанты проверяют) по рядам.
Варенье (из чего?) из вишни – Р.п., коробка (из чего?) из бумаги — …, письмо (от кого?) от брата.—…, приехал (к кому?) к брату—…, ходил (где? по чему?) по тропинке — …
VI. Итог урока:
— Чему учились? (Учились определять падеж по вопросу и предлогу)
VII. Оценивание.
VIII. Рефлексия.
(Смайлики)
— Выберите из данных вам наборов смайлик, который показывает ваше настроение после проведённого урока. Выберите смайлик соответствующий вашему настроению.
IX. Д/з:
1) Уровень А.
Задание: определить падеж имён существительных; выделить окончание существительных, подчеркнуть предлоги.
Ходим (где? по чему?) по тропинке; приехал (к кому?) к брату; жил (у кого?) у сестры; вспомнил (про кого?) про отца; свисали (над чем?) над крышей.
2) Уровень Б.
Задание: списать предложения, определить падеж у существительных с предлогами, выделить окончания существительных, подчеркнуть предлоги.
Полосы света на речке лежат, в золоте тучки за лесом горят. (И.Никитин)
Сколько алых ягод у лесной рябинки! Выросли волнушками прямо у тропинки! (Е. Трутнева)
Мартышка к старости слаба глазами стала. (И. Крылов)
Доктор ходит по палате от кровати до кровати. Возле Кати сел на стул и в лицо ей заглянул. (А. Кардашева)
3) Уровень В.
Задание: определить падеж выделенных существительных с предлогами и без предлогов. Каким членом предложения является существительное лисица в первом предложении? Каким членом предложения является существительное плутовка в шестом предложении? Почему?
За лисицей гнались собаки. Она устала, бежит, еле дышит. А собаки вот-вот схватят лисицу. Лиса вдруг прилегла к земле. Собаки пронеслись мимо. А плутовка спряталась за кустом. Только её и видели!
infourok.ru
Урок русского языка «Падеж имён существительных»
Конспект
урока русского языка в 5 классе
«Падеж имён существительных»
Цели:
Познакомиться с падежами имён существительных, историей происхождения
термина, секрет названия падежей, падежные вопросы
развивать умение определять падежи, различать именительный и винительный
падежи имён существительных
Ход урока.
1 Орг момент
2 Определение темы и целей урока
— Итак, тема урока – «Падеж имён существительных».
— Сформулируйте цели нашего урока сами: что надо знать? Что нужно
уметь? (Ответы детей кратко записываются на доске)
3 Работа по теме урока
— Сколько в русском языке падежей? В русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15, в коми языке – 16. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво.
— Почему их так зовут-величают? Слайд № 1
«Именительный» падеж действительно служит для «именования»
существ и предметов.
«Творительный» падеж очень часто используется, когда говорят о
том орудии, которым что-то делают, творят. Недаром в других
языках сходный падеж так и зовут: «инструментальный,
орудийный».
«Дательный» падеж не зря отвечает на вопрос: кому? Это,
образно говоря, самый «добрый» падеж.
А теперь подумайте и «родительном» падеже. Ветка (чего?)
сосны порождена сосною. Стихи (кого?) Пушкина порождены
Пушкиным. Сын твоего отца тоже есть порождение: родительный
падеж тут как тут!
«Предложный» — падеж «на костылях»: никогда он не рискует
появиться без своих «костылей» — предлогов.
«Винительный» падеж. Его в древнелатинском языке называли
«аккузативом» — «обвиняющим». А там его так назвали по ошибке,
потому что перевели с древнегреческого неточно).
— Давайте вспомним, чем же падежи отличаются друг от друга. Прочитайте стихи о падежах и на их основании максимально охарактеризуйте каждый падеж.
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
Вверяют окончаниям
Судьбу и жизнь свою!
И про свое призвание
На ушко им поют:
Я Именительный падеж
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы …? и …?
Ни с чем не спутает никто.
А я падеж Родительный Слайд № 3
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Я называюсь Дательным, Слайд № 4
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
А я Винительный падеж, Слайд № 5
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого назвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
А я творительный падеж Слайд № 6
Исполнен всяких я надежд.
Я подскажу вам — нет проблем!
А я падеж предложный, Слайд № 7
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да, нужны предлоги:
Без них мне нет дороги.
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.
У слова есть шесть падежей,
Шесть верных маленьких пажей,
они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!
— Посмотрите на картинку-подсказку. Что эта подсказка помогает запомнить? Слайд № 8
— Итак, назовите все падежи по порядку с падежными вопросами.
— Как называются все падежи, кроме именительного?
4. Работа с учебником
— Чтение в «Теории» текста «Как определить падеж»
— Объяснение алгоритма определения падежа
— Хоровое проговаривание
— Взаимоопрос в паре, взаимооценка (заносится в лист контроля), рефлексия.
5. Физминутка
6. Закрепление.
— Определите падеж существительных в предложении с обращением
(рассуждения вслух по цепочке)
— Упражнение «Угадай, какое слово пропущено» (запись на доске):
определить падеж этого слова, действуя по алгоритму (устно)
Доброе … само себя хвалит.
От слова до … целая верста.
Кончил … — гуляй смело.
Велик телом, да мал … .
Конец – всему … венец.
И умён, и пригож, и в … гож.
— Определите падеж существительных в зрительном диктанте, мысленно
проговаривая алгоритм (один человек – на доске, остальные – в тетради)
— Объясните (выборочно!) значение пословиц.
7. Различение И.п. и В.п.
— Как вы думаете, какие падежи различить труднее? Почему? (И.-В.)
— Составление и запись опорного конспекта
И. В.
? ?
— Что дописать вместо вопросительных знаков, чтобы эта опорная запись
помогла различить И.п. и В. п.? (вопросы)
— Послушайте отрывок из стихотворения Овсея Дриза «Зерно доброты».
Добрую сказку Слайд № 9
Помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты,
Чтоб сказка подкралась
К самому сердцу
И заронила
Зерно доброты.
— Какова основная мысль текста? Почему? (Сказки учат добру)
— Оба выделенных слова стоят в винительном падеже. Но определить
падеж слова СКАЗКУ легче. Почему? (Это сущ. женского рода, в В.п.
у него меняется окончание)
— Вот оно-то, это тёплое, доброе слово и будет нашей опорой при
различении И.- В.п. Допишите его в опорный конспект: Слайд №
ОК
И. В.
Кто? Что? Кого? Что?
Сказка!
8. Тренировочные упражнения. Слайд №
— В предложениях, взятых из стихов Овсея Дриза, найдите сущ. И.п. и В.п.
Бабушка вяжет на спицах чулок. Журавль на соломенной крыше
упрятал свой клюв под крылом. Одуванчик видит сон. Славный
мастер ёжик зонтик мастерит.
— В каких предложениях есть олицетворение? метафора?
— Запишите только ту часть каждого предложения, которая соответствует
схеме: «подл. – сказ. – доп. в В.п.»
— Как же различить И. – В. п.?
9. Контроль усвоения.
— Это упражнение с выборочным ответом (1-2 варианты). Листы
с 6 предложениями у каждого. Запись в тетради по образцу:
И. п. — ……
В.п. — …….
Задание: в соответствующую строку вписать только номера
предложений, в которых выделенное слово стоит в И. или В.п.
Образцы упражнений:
1 в. В каком падеже стоит выделенное слово?
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.
2. ОСЕНЬ рощи подожгла.
3. Замела седая ВЬЮГА поле снежным полотном.
4. Льёт в окошко зимний месяц золотистый СВЕТ.
5. МЯТА луговая уронила цвет.
6. Ночь на миг ДЫХАНЬЕ задержала.
2 в. В каком падеже стоит выделенное слово?
1. Сердце гложет и тревожит тайная ДОСАДА.
2. Щекочет ГУБЫ чьё-то имя.
3. Вальсы играет ГАРМОНЬ вдалеке.
4. Осенний ДОЖДЬ размыл мой свежий след.
5. ДОМИК наш одноэтажный опоясали ручьи.
6. Метнула туча огненные КОРНИ.
10. Самопроверка, самооценка (в лист контроля), рефлексия. Слайд №
«Ключ»: 1в. 2в.
И. – 2, 3, 5 И. – 1, 3, 4
В. — 1, 4, 6 В. — 2, 5, 6
11. Обобщение.
— Итак, вернёмся к целям нашего урока. Что мы должны были знать?
— Проверим! Викторина о падежах. В ответе указать не только название
падежей, но и падежные вопросы.
Викторина о падежах.
Назовите «добрый» падеж.
Какой падеж всегда употребляется без предлогов?
Какой падеж называли в Древнем Риме «инструментальным», а в древнерусском языке – «орудийным»?
4. Укажите падеж «на костылях». Почему его так образно
называют?
У какого падежа «ошибочное» название?
Какого падежа недостаёт для «полного комплекта»?
— Ещё раз перечислите все падежи по порядку с падежными вопросами.
— Что мы должны уметь? (определять и различать падежи)
— Как правильно определить падеж имени существительного?
— Что поможет различить именительный и винительный падежи?
12. Рефлексия, выведение общей оценки за урок и выставление её в лист
контроля. Слайд № 10
Рефлексия.
1. Я знаю падежи (+ ? -)
2. Я знаю алгоритм определения падежей (+ ? -)
имён существительных
Я умею выполнять тест на компьютере (+ ? -)
Я умею определять падежи существительных (+ ? -)
-Что у вас сегодня хорошо получалось?
— Над чем нужно больше поработать?
13 домашнее задание Слайд № 11
— Домашнее задание нужно отгадать:
Предсказать ( приставка )
Положил ( корень)
Объединение ( суффикс )
Лекция ( окончание )
6
— Придумать самим или выписать из художественных текстов
6 предложений с существительными, стоящими в различных падежах,
указать падеж существительных
infourok.ru
План-конспект занятия по русскому языку (3 класс): Падеж имён существительных
Тема урока: «Падеж имен существительных»
Ход урока.
I. Организационный момент
-Проверьте, ребята: вы готовы начать урок?
-Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости». -Как вы ее понимаете?( Мы узнаем что-то новое.) — Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.
-Отгадайте загадки и скажите тему сегодняшнего урока.
Всё, что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? отвечает.
Оно имеет род, число.
И падежей различных шесть. И три склоненья тоже есть. (Имя существительное.)
1)Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.(Именительный падеж)
2)Кого же нет? Я очень беспокоюсь,
Чего же нет? Отправлюсь я на поиск.
Прошу друзья, скорее помогите!
И как зовут меня скажите!(Родительный падеж)
3)Я работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать? –
Лишь только я могу сказать.
С предлогом «к» порой дружу,
Но и один гулять хожу.(Дательный падеж)
4)Кого винить, мне видно сразу!
Пусть каждый здесь Запомнит эту фразу.
Ведь я важней министра! Все это знают тут! А ну скорей скажите,
Как меня зовут?(Винительный падеж)
5)Творите – чем? Творите – с кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам «перед», «под» и «над»
В любой момент я очень рад.(Творительный падеж)
6)Мне без предлогов свет не мил.
Пусть будет «в», и «о», и «при» –
Ты их случайно не сотри!
Тогда смогу я рассказать,
О чем мечтать и в чем гулять.(Предложный падеж)
-МОЛОДЦЫ, ОТГАДАЛИ ВСЕ ЗАГАДКИ ПРАВИЛЬНО.
-СКАЖИТЕ ТЕМУ УРОКА: падежи имен существительных.
— Сегодня мы ОБОБЩИМ И ЗАКРЕПИМ НАШИ ЗНАНИЯИ ПО ТЕМЕ.
II.Минутка чистописания.
( под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь».)
— Итак, откройте тетради, запишите число:
ДАТА
Классная работа.
Начнём урок с минутки чистописания.
— Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.)
— Закроем глаза и шепотом произнесем: зима…
-Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.)
— А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)
Запишите в тетради
За зи зк аз
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
— Вот каким увидел зимний лес великий русский поэт С.Есенин.
— Назовите имена существительные, записанные на второй строчке, УСТНО ОПРЕДЕЛИТЕ РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ.
СЛОВАРНЫЙ диктант:
Мороз, метель, январь,
пальто,платок,февраль, северный , лед, снегирь,погода,ветер,декабрь,иней,коньки,лопата.
— Перечитайте слова еще раз внимательно, отметьте орфограммы в словах.
-Нет ли здесь лишнего слова? Почему так решили?
(Лишнее слово северный, т.к.. это имя прилагательное).
— Составьте предложение с любыми существительными.
-Определите их род, число, падеж .
Чтение примеров по выбору
III. Блиц – опрос.
-Кто знает, как называется изменение формы имени существительного?(ПАДЕЖ)
Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Еще греческие ученые заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение – изменение слова по падежам.
— Что происходит с существительными при склонении?
(Изменяется окончание)
-Для чего нам нужен падеж?(ПАДЕЖ ПОМОГАЕТ СВЯЗЫВАТЬ СЛОВА В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ, только в форме нужного падежа имена существительные могут войти в состав предложения)
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.
— Сколько падежей в русском языке? (6)
-Как они называются?
Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.
Родительный буквально означает «полученный с рождения».
Дательный от слова «дать», так как его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают.
Винительный — назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие.
Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия.
Предложный — падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным))
-Какие падежные вопросы имеют?
-Какие вспомогательные слова помогут нам определить падеж имени существительного?
В русском языке склоняются (изменяются по падежам) имена: существительные, прилагательные, числительные и местоимения.
-Какие падежи являются косвенными?(все, кроме именительного)
-Назовите начальную форму имени сущ.(И.п.ед.ч)
-ВСЕ ПАДЕЖИ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ С ПРЕДЛОГАМИ?
-Какой падеж не имеет предлогов?
-А какой падеж НАОБОРОТ без предлого не употребляется?
-Какие предлоги имеет дательный падеж?
-А другие падежи какие предлоги имеют, давайте вспомним.
Р.П –без, у, от, до, с, из, около, возле, для.
В.П- на, за, под, в через, про.
Т.П.-над, за, под, с, между, перед.,
П.п- в, об, о, на,при.
-Как определить падеж имени сущ. в предложении?
1.необходимо найти в предложении слово, к которому относится имя сущ.
2.далее задать от этого слова к имени сущ. вопрос как к члену предложения
3.Потом задать к имени сущ вопрос как части речи, т.е.падежный вопрос.
4.С помощью вспомогательного слова, по падежному вопросу и окончанию определяем падеж имени сущ.
— Какими членами предложения могут быть существительные?ГЛ. И ВТОРОСТ.(подл. Доп., и др)
-Имя сущ в И.п в предложеии каким членом бывает?(главным, подлежащим)
IV.Закрепление знаний и способов деятельности.
1.ГРУППОВАЯ РАБОТА(1РЯД СОБИРАЕТ ПАДЕЖИ, 2-ВОПРОСЫ, 3-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА)
1.Игра:СОБЕРИ ТАБЛИЦУ ПАДЕЖЕЙ
— Я приготовила для вас таблицу с падежами, но посмотрите, что-то случилось и все перепуталось. Помогите собрать эту таблицу. На доске: карточки с названиями падежей, вопросы и вспомогательные слова, расположены беспорядочно. Дети ставят всё в нужной последовательности.
Проверка правильности выполнения с помощью сигнальных карточек
Индивидуальные карточки: «Заполни таблицу»
2.ИГРА. «Собери слова нужного падежа»
УСЛОВИЕ ИРЫ: Каждый ряд выбирает своих представителей 2 чел.
Каждая пара получает карточки с именами существительными в разных падежах. Выигрывает тот, кто первый наберёт карточки с существительными в одном и том же падеже.
на полянке, о грибочке, в дороге, из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке, к бабушке, в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе, у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне, у речки, для Тани, из глубины, по воде, по глупости, к рыбке, о лодке, об улове, при встрече.
3. Коллективная работа.
1.Прочитайте предложение, записанное на доске.
На двор стоял кувшин с вода, а в кувшин была вода только на дно.
— Здесь есть ошибки. Какие? (В предложении нет связи слов). — Исправить ошибки нам поможет знание падежей. Давайте разберем это предложение: найдем главные и второстепенные члены предложения. Что? Кувшин это подлежащее, выраженное сущ, в каком падеже? Правильно, в и.п. Кувшин что делал? Стоял –это сказуемое, выраженное глаголом
Стоял (где?на чем?) на дворе, Кувшин (с чем?) с водой, ставим окончание -ой.
Была (в чем?) в кувшине,окончание -е.
Была (на чем?) на дне, окончание -е.
-Прочитайте и запишите исправленное предложение.
4.Работа по индивидуальным карточкам с взаимопроверкой
Физминутка «Падежи»
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны
5)Выполните задания:
Показ слайдов: тренажер –падежи.
Задание: определи падеж имени сущ.
4.Работа по учебнику.
-Откройте учебник на странице 22 и выполните упражнение 1.
-Спишите сочетания слов, ставя слова в скобках в нужную форму.
-Обозначьте окончания у этих слов и определите падеж.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
— Чем же мы занимались на уроке? Что сегодня повторяли?
— Какое задание было легким, а какое вызвало затруднение?
— Какое задание было интересным и вам понравилось?
ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ УЧ-СЯ НА УРОКЕ
Домашнее задание.
Задание в учебнике ЧИТАЕТСЯ И РАЗБИРАЕТСЯ :
Запись д/з в дневник. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК за работу в классе
nsportal.ru