Орфоэпическая правильность речи это: Раздел 2 Правильность речи – Орфоэпическая правильность речи

Читать онлайн Русский язык и культура речи: Шпаргалка страница 14

Вербальные и невербальные компоненты коммуникативной ситуации должны быть согласованы между собой и соответствовать правилам поведения, установленным данным обществом.

43. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Речь людей, как монологическая, так и диалогическая, во многом определяется и предписывается различными социоэтическими правилами, знание и соблюдение которых тоже входит в понятие «культура речи».

Стиль и социальное положение. Стиль речи, выбор стилистических средств в большой степени зависит от положения человека в обществе.

Речь и поведение лица, имеющего высокий социальный статус, обусловлены поговоркой «Положение обязывает». Такой человек не имеет права использовать низкий стиль, говорить неграмотно, несвязно, сумбурно, тем более общаясь с людьми, занимающими более низкую социальную позицию.

При беседе с кем-то надо учитывать и свое социальное положение, и социальное положение собеседника, не допуская ни занижения своего стиля, ни неоправданного его завышения.

Стиль и пол. Для мужчин и женщин характерна разная манера устной и письменной речи. Если верно, что стиль речи отражает менталитет человека, то в речах мужчин и женщин всегда отражаются различия в их психологии, а также в предписываемых им общественных правилах поведения. В разговорной речи, даже в публичном выступлении резкие выражения, которые позволяет себе мужчина, могут быть восприняты нормально, тогда как оратор-женщина, использующая подобные выражения, рискует прослыть вульгарной.

Мужчины больше, чем женщины, склонны острить, использовать в речи анекдоты, парадоксы, каламбуры, даже непристойные выражения. Речь женщин часто сентиментальна.

Стиль и возраст. Важно соблюдать свойственные определенному возрасту стилистические нормы и соотносить свою речь с возрастом собеседника.

Есть выражения вполне литературные, стилистически полновесные, но уместные в речи людей в основном старшего возраста: загнать за Можай; святая святых.

Разговор между лицами одного возраста должен отличаться от разговора собеседников разного возраста: в последнем случае каждый должен выбирать выражения, приличествующие его возрасту и ситуации.

Стиль и профессия. Речь людей различается не только тематически, но и стилистически.

Речь ученого всегда характеризуется рассудительностью, обстоятельностью, точностью суждений. Военный не так многословен, как ученый, но более категоричен и не разменивается на мелочи, детали. Речь учителей часто назидательна, даже когда они говорят не со школьниками, а со своими коллегами, соседями. У врачей с годами вырабатывается профессиональный добродушный (или, наоборот, довольно циничный) юмор.

Профессиональный акцент обнаруживается в любой речевой ситуации: военный, разговаривая с учеными, будет использовать отрывистые командные выражения и т. п. Это можно назвать стилистической интерференцией, т. е. неумением в нужной степени переключаться на другой стилистический код.

44. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. УДАРЕНИЕ

Орфоэпическая правильность речи – это соблюдение норм литературного произношения и ударения.

Правильное, литературное произношение – важный показатель общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление было успешным, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается четким и ясным произношением, правильной интонацией. Важную роль при этом играют нормативное произношение и ударение. Ошибки произношения отвлекают слушателей от содержания выступления, затрудняя тем самым общение, уменьшая степень воздействия на аудиторию.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.

В современном русском литературном языке нет полной унификации литературного произношения, однако орфоэпические нормы в целом представляют собой последовательную систему, которая развивается и совершенствуется. В формировании литературного произношения огромную роль играют театр, радиовещание, телевидение, кинематограф – мощные средства распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.

Ударение – одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Основным средством звукового оформления и различения слов являются звуки речи, а ударение лишь дополняет их. Однако это очень важное фонетическое средство, так как слово не существует без ударения. Неверное ударение, как правило, разрушает слово, лишает его смысла, например [вОда] вместо [вАда], [кОрова] вместо [кАрова] и т. п. От ударения зависит и качество гласных звуков, входящих в состав слова (например, в слове «вода» мы произносим безударный гласный О как [а]).

С фонетической точки зрения ударение – это выделение каким-либо фонетическим способом той или иной звуковой единицы речи из ряда других таких же единиц в пределах единицы более высокого уровня: слога в слове или слова во фразе.

В зависимости от того, какая произносительная единица выделяется с помощью ударения, различают словесное, синтагматическое и фразовое ударения. Наиболее важным с точки зрения орфоэпической правильности речи является словесное ударение – выделение слога в слове. Поскольку носителем ударения является гласный, образующий слог, то обычно говорят об ударных гласных.

В русском языке основными средствами выделения ударного гласного являются длительность и интенсивность звучания, т. е. ударные гласные являются более длительными и более громкими, чем безударные гласные, входящие в слово.

45. СВОЙСТВА СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ

Словесное ударение в русском языке является свободным, или разноместным, т. е. не закреплено ни за каким определенным слогом. В некоторых языках ударение в слове всегда падает на какой-то определенный слог: в чешском языке – на первый, во французском – на последний, в польском – на предпоследний и др. В этом случае говорят о фиксированном, или связанном, ударении. Преимущественное место словесного ударения в русском языке обусловлено тяготением ударения к центру слова и ко второй половине слова.

Еще одна способность русского словесного ударения – его перемещение при словоизменении (например, при склонении или спряжении). Ударение называется неподвижным, если при словоизменении оно не меняет своего места, и подвижным, если при словоизменении оно перемещается на другие слоги. В русском языке слова с неподвижным ударением преобладают.

Словесное ударение в русском языке характеризуется определенной связью с морфемами (т. е. приставками и суффиксами) или (шире) с морфологической структурой слов.

Некоторые суффиксы и приставки всегда или в определенных формах слов стоят только под ударением: например, суффикс -ист всегда ударный (баянИст, тракторИст). Суффиксы -ик и -ка всегда стоят непосредственно после ударения, например: домИк, садИк, речКа.

Слова, образованные при помощи суффикса -тель, сохраняют ударение производящего слова: писАть – писАтель; читАть – читАтель.

Свобода и разноместность словесного ударения в русском языке распространяются и на морфемы: ударение может приходиться на все основные морфологические части слова – корень (дожИть), приставку (дОжили), суффикс (доживАть), окончание (доживЕшь) и т. п. Только соединительные гласные не имеют ударения (самОлет, парОход, морЕход и т. п.).

В русском языке безударными являются лишь предлоги, частицы и союзы, т. е. служебные слова, которые в речи примыкают к ближайшим ударным словам: знАешь ли. Безударные слова образуют с ударным словом фонетическое единство, объединенное ударением, т. е. фонетическое слово. Безударные слова, примыкающие к предшествующим ударным словам, называются энклитиками (нАдо же), а примыкающие к последующим ударным словам – проклитиками (на стОл).

Предлоги, будучи обычно безударными (проклитиками), могут перетягивать ударение с основного слова на себя. Тогда знаменательное слово, лишенное ударения, становится своеобразной энклитикой при предлоге: нА берег, пО двое.

46. ПОБОЧНОЕ УДАРЕНИЕ. НОРМЫ УДАРЕНИЯ

Иногда слово содержит второе, добавочное ударение, которое всегда предшествует главному и очень часто оказывается на первом слоге слова. Такое ударение называется побочным или второстепенным; оно характерно в основном для сложных слов. Существует три группы слов, имеющих побочное ударение:

сложносокращенные слова, вторая часть которых представляет собой отдельное слово: сбЕркАсса, стЕнгазЕта, прОфбилЕт, гОрсовЕт;

некоторые собственно сложные слова, особенно многосложные (в частности, книжные термины): фОторепортАж, клЯтвопреступлЕние, гУстозаселе-Енный, картОфелекопАлка;

слова с приставками после-, сверх-, архи-, анти-, супер-, ультра-, транс-, контр-, про-, де-, ре-, пост-, экс-:

пОслевоЕнный, свЕрхъестЕственный, АнтиобщЕственный, АрхимЕдленный, УльтрафиолЕтовый, сУпероблОжка, трАнсокеАнский, кОнтрнаступлЕние, прОамерикАнский, дЕмобилизАция, рЕпатриАция, пОстскрИптум, пОстфАктум, Экс-чемпиОн.

44. Орфоэпическая правильность речи. Ударение

Орфоэпическая правильность речи – это соблюдение норм литературного произношения и ударения.

Правильное, литературное произношение – важный показатель общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление было успешным, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается четким и ясным произношением, правильной интонацией. Важную роль при этом играют нормативное произношение и ударение. Ошибки произношения отвлекают слушателей от содержания выступления, затрудняя тем самым общение, уменьшая степень воздействия на аудиторию.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.

В современном русском литературном языке нет полной унификации литературного произношения, однако орфоэпические нормы в целом представляют собой последовательную систему, которая развивается и совершенствуется. В формировании литературного произношения огромную роль играют театр, радиовещание, телевидение, кинематограф – мощные средства распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.

Ударение – одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Основным средством звукового оформления и различения слов являются звуки речи, а ударение лишь дополняет их. Однако это очень важное фонетическое средство, так как слово не существует без ударения. Неверное ударение, как правило, разрушает слово, лишает его смысла, например [вОда] вместо [вАда], [кОрова] вместо [кАрова] и т. п. От ударения зависит и качество гласных звуков, входящих в состав слова (например, в слове «вода» мы произносим безударный гласный О как [а]).

С фонетической точки зрения ударение – это выделение каким‑либо фонетическим способом той или иной звуковой единицы речи из ряда других таких же единиц в пределах единицы более высокого уровня: слога в слове или слова во фразе.

В зависимости от того, какая произносительная единица выделяется с помощью ударения, различают словесное, синтагматическое и фразовое ударения. Наиболее важным с точки зрения орфоэпической правильности речи является словесное ударение – выделение слога в слове. Поскольку носителем ударения является гласный, образующий слог, то обычно говорят об ударных гласных.

В русском языке основными средствами выделения ударного гласного являются длительность и интенсивность звучания, т. е. ударные гласные являются более длительными и более громкими, чем безударные гласные, входящие в слово.

45. Свойства словесного ударения

Словесное ударение в русском языке является свободным, или разноместным, т. е. не закреплено ни за каким определенным слогом. В некоторых языках ударение в слове всегда падает на какой‑то определенный слог: в чешском языке – на первый, во французском – на последний, в польском – на предпоследний и др. В этом случае говорят о фиксированном, или связанном, ударении. Преимущественное место словесного ударения в русском языке обусловлено тяготением ударения к центру слова и ко второй половине слова.

Еще одна способность русского словесного ударения – его перемещение при словоизменении (например, при склонении или спряжении). Ударение называется неподвижным, если при словоизменении оно не меняет своего места, и подвижным, если при словоизменении оно перемещается на другие слоги. В русском языке слова с неподвижным ударением преобладают.

Словесное ударение в русском языке характеризуется определенной связью с морфемами (т. е. приставками и суффиксами) или (шире) с морфологической структурой слов.

Некоторые суффиксы и приставки всегда или в определенных формах слов стоят только под ударением: например, суффикс ‑ист всегда ударный (баянИст, тракторИст). Суффиксы ‑ик и ‑ка всегда стоят непосредственно после ударения, например: домИк, садИк, речКа.

Слова, образованные при помощи суффикса ‑тель, сохраняют ударение производящего слова: писАть – писАтель; читАть – читАтель.

Свобода и разноместность словесного ударения в русском языке распространяются и на морфемы: ударение может приходиться на все основные морфологические части слова – корень (дожИть), приставку (дОжили), суффикс (доживАть), окончание (доживЕшь) и т. п. Только соединительные гласные не имеют ударения (самОлет, парОход, морЕход и т. п.).

В русском языке безударными являются лишь предлоги, частицы и союзы, т. е. служебные слова, которые в речи примыкают к ближайшим ударным словам: знАешь ли. Безударные слова образуют с ударным словом фонетическое единство, объединенное ударением, т. е.

фонетическое слово. Безударные слова, примыкающие к предшествующим ударным словам, называются энклитиками (нАдо же), а примыкающие к последующим ударным словам – проклитиками (на стОл).

Предлоги, будучи обычно безударными (проклитиками), могут перетягивать ударение с основного слова на себя. Тогда знаменательное слово, лишенное ударения, становится своеобразной энклитикой при предлоге: нА берег, пО двое.

Читать онлайн «Русский язык и культура речи: Шпаргалка» — RuLit

44. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕЧИ. УДАРЕНИЕ

Орфоэпическая правильность речи – это соблюдение норм литературного произношения и ударения.

Правильное, литературное произношение – важный показатель общего культурного уровня человека.

Чтобы устное выступление было успешным, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается четким и ясным произношением, правильной интонацией. Важную роль при этом играют нормативное произношение и ударение. Ошибки произношения отвлекают слушателей от содержания выступления, затрудняя тем самым общение, уменьшая степень воздействия на аудиторию.

Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.

В современном русском литературном языке нет полной унификации литературного произношения, однако орфоэпические нормы в целом представляют собой последовательную систему, которая развивается и совершенствуется. В формировании литературного произношения огромную роль играют театр, радиовещание, телевидение, кинематограф – мощные средства распространения орфоэпических норм и поддержания их единства.

Ударение – одно из средств звуковой организации слов и речи в целом. Основным средством звукового оформления и различения слов являются звуки речи, а ударение лишь дополняет их. Однако это очень важное фонетическое средство, так как слово не существует без ударения. Неверное ударение, как правило, разрушает слово, лишает его смысла, например [вОда] вместо [вАда], [кОрова] вместо [кАрова] и т. п. От ударения зависит и качество гласных звуков, входящих в состав слова (например, в слове «вода» мы произносим безударный гласный О как [а]).

С фонетической точки зрения ударение – это выделение каким-либо фонетическим способом той или иной звуковой единицы речи из ряда других таких же единиц в пределах единицы более высокого уровня: слога в слове или слова во фразе.

В зависимости от того, какая произносительная единица выделяется с помощью ударения, различают словесное, синтагматическое

и фразовое ударения. Наиболее важным с точки зрения орфоэпической правильности речи является словесное ударение – выделение слога в слове. Поскольку носителем ударения является гласный, образующий слог, то обычно говорят об ударных гласных.

В русском языке основными средствами выделения ударного гласного являются длительность и интенсивность звучания, т. е. ударные гласные являются более длительными и более громкими, чем безударные гласные, входящие в слово.

45. СВОЙСТВА СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ

Словесное ударение в русском языке является свободным, или разноместным, т. е. не закреплено ни за каким определенным слогом. В некоторых языках ударение в слове всегда падает на какой-то определенный слог: в чешском языке – на первый, во французском – на последний, в польском – на предпоследний и др. В этом случае говорят о фиксированном, или

связанном, ударении. Преимущественное место словесного ударения в русском языке обусловлено тяготением ударения к центру слова и ко второй половине слова.

Еще одна способность русского словесного ударения – его перемещение при словоизменении (например, при склонении или спряжении). Ударение называется неподвижным, если при словоизменении оно не меняет своего места, и подвижным, если при словоизменении оно перемещается на другие слоги. В русском языке слова с неподвижным ударением преобладают.

Словесное ударение в русском языке характеризуется определенной связью с морфемами (т. е. приставками и суффиксами) или (шире) с морфологической структурой слов.

Некоторые суффиксы и приставки всегда или в определенных формах слов стоят только под ударением: например, суффикс -ист всегда ударный (баянИст, тракторИст). Суффиксы -ик и -ка всегда стоят непосредственно после ударения, например: домИк, садИк, речКа.

Слова, образованные при помощи суффикса -тель, сохраняют ударение производящего слова: писАть – писАтель; читАть – читАтель.

Свобода и разноместность словесного ударения в русском языке распространяются и на морфемы: ударение может приходиться на все основные морфологические части слова – корень (дожИть), приставку (дОжили), суффикс (доживАть), окончание (доживЕшь) и т. п. Только соединительные гласные не имеют ударения (самОлет, парОход, морЕход и т. п.).

Презентация на тему «Культура речи. Орфоэпические нормы русского языка».

Инфоурок › Другое ›Презентации›Презентация на тему «Культура речи. Орфоэпические нормы русского языка».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Нормы литературного языка: Орфоэпическая Грамматическая Лексическая Стилисти Описание слайда:

Нормы литературного языка: Орфоэпическая Грамматическая Лексическая Стилистическая Орфографическая Пунктуационная

3 слайд Нормы литературного языка: Орфоэпическая Грамматическая Лексическая Стилисти Описание слайда: 4 слайд Орфоэпические нормы - это произносительные правила устной речи. Их изучает сп Описание слайда:

Орфоэпические нормы — это произносительные правила устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания – орфоэпия (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь»).

5 слайд Прочитайте правильно Торты Кухонный Включим Понявший Закупорив Наверх Описание слайда:

Прочитайте правильно Торты Кухонный Включим Понявший Закупорив Наверх

6 слайд Типы орфоэпических ошибок Наибольшие трудности для говорящих на русском язык Описание слайда:

Типы орфоэпических ошибок Наибольшие трудности для говорящих на русском языке связаны: с постановкой ударения, с произношением е или э после согласных в заимствованных словах, с произношением е или ё после согласных под ударением, с произношением ч или ш в сочетаниях чт и чн, с произношением отдельных слов (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове), с произношением звуков [ж] и [ж»] на месте сочетаний жж, жд, зж.

7 слайд  Произнесите правильно: Заинька трусит, а лошадь трусит. Описание слайда:

Произнесите правильно: Заинька трусит, а лошадь трусит.

8 слайд Ударение в русском языке разноместное, т.е не закреплено за определенным слог Описание слайда:

Ударение в русском языке разноместное, т.е не закреплено за определенным слогом Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого слова! СрЕдства ДосУг ДоговОр АсимметрИя Трудности русского ударения

9 слайд Ударение в русском языке подвижное, т.е. может перемещаться в пределах слово Описание слайда:

Ударение в русском языке подвижное, т.е. может перемещаться в пределах словоформы умЕрший о гербЕ занятА началсЯ, началАсь

10 слайд  Ударение в русском языке Описание слайда:

Ударение в русском языке

11 слайд вЕроисповЕдание гОсслУжба ОстросюжЕтный пОстскрИптум прОамерикАнский нЕфтепро Описание слайда:

вЕроисповЕдание гОсслУжба ОстросюжЕтный пОстскрИптум прОамерикАнский нЕфтепровОд гАзопровОд трУбопровОд мУсоропровОд НО: прОвод

12 слайд Ударение в русском языке играет смыслоразличительную роль Описание слайда:

Ударение в русском языке играет смыслоразличительную роль

13 слайд Ударение в кратких прилагательных и причастиях Он прав – она правА – они прА Описание слайда:

Ударение в кратких прилагательных и причастиях Он прав – она правА – они прАвы Он весел – она веселА – они вЕселы Он глуп – она глупА – они глУпы Он глух – она глухА – они глУхи Он груб – она грубА – они грУбы Он создан – она созданА – они сОзданы Он взят – она взятА – они взЯты

14 слайд блокИрованный премирОванный Описание слайда:

блокИрованный премирОванный

15 слайд НО: Описание слайда:

НО:

16 слайд Он зАдал – она задалаА – они зАдали Он нАчал – она началА – они нАчали Он Отб Описание слайда:

Он зАдал – она задалаА – они зАдали Он нАчал – она началА – они нАчали Он Отбыл – она отбылА – они Отбыли Он пОнял – она понялА – они пОняли Он прИнял – она принялА – они прИняли Он зАнял – она занялА – они зАняли Он нАнял – она нанялА – они нАняли

17 слайд  Глаголы с ударением на окончании Описание слайда:

Глаголы с ударением на окончании

18 слайд Ударение в заимствованных словах Заимствованные слова произносятся так, как Описание слайда:

Ударение в заимствованных словах Заимствованные слова произносятся так, как в языке — источнике

19 слайд Ударение в заимствованных словах Заимствованные слова произносятся так, как Описание слайда: 20 слайд Трудные случаи произношения звуков Описание слайда:

Трудные случаи произношения звуков

21 слайд Твердый или мягкий согласный перед буквой Е? пресса Мягкий согласный Твердый Описание слайда:

Твердый или мягкий согласный перед буквой Е? пресса Мягкий согласный Твердый согласный термин компетентный патент шинель корректный бутерброд бизнес грейпфрут компьютер рейтинг индексация продюсер Одесса

22 слайд черезвычайный компроментировать конкурентноспособный константировать интриган Описание слайда:

черезвычайный компроментировать конкурентноспособный константировать интригант юристконсульт прецендент дермаНтин подскользнуться инциНдент

23 слайд черезвычайный компроментировать конкурентноспособный константировать интриган Описание слайда: 24 слайд Ударение в существительных (им. пад. мн. ч.) блАго - блАга бАнт - бАнты срЕдс Описание слайда:

Ударение в существительных (им. пад. мн. ч.) блАго — блАга бАнт — бАнты срЕдство-срЕдства трЕнер — трЕнеры хозЯин — хозЯева инженЕр-инженЕры

25 слайд области областЕй ведомости ведомостЕй вОзрасты вОзрастов отрасли Отраслей мощ Описание слайда:

области областЕй ведомости ведомостЕй вОзрасты вОзрастов отрасли Отраслей мощности мОщностей прибыли прИбылей тОртов торты аэропорты аэропОртов

26 слайд области областЕй ведомости ведомостЕй вОзрасты вОзрастов отрасли Отраслей мощ Описание слайда: 27 слайд Снег валИт с самого утра. Закрой жалюзИ плотнее. Он сам тебе позвонИт. Позвон Описание слайда:

Снег валИт с самого утра. Закрой жалюзИ плотнее. Он сам тебе позвонИт. ПозвонЯт ли они – это еще вопрос. Лекция вот-вот должна начАться, простите, она уже началАсь. Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются балОванные. Сдайте отчет за первый квартАл. Съешь-ка кусочек тОрта. Ваш телефон отключЁн. Надо купить белые бАнты для дочери. Где у вас мусоропровОд? Пусть будет по-вашему, вы прАвы.

28 слайд Прекрасный способ запомнить место ударения в слове и другие особенности его Описание слайда:

Прекрасный способ запомнить место ударения в слове и другие особенности его произношения. Запоминаемое слово надо зарифмовать с хорошо знакомым. Ты нас, мама, не ищи: Ищем мы щавель на щи. В роще травы шевеля, Мы нащиплем щавеля.

29 слайд 1. У Иры – крапИва. 2. У Фёклы – свЁкла. 3. Лика- малая толИка. 4. Ия – санит Описание слайда:

1. У Иры – крапИва. 2. У Фёклы – свЁкла. 3. Лика- малая толИка. 4. Ия – санитарИя. 5. Гена – гЕнезис. 6. Чук купил каучУк. 7. Где ель- там щавЕль. 8. Остынь –нет простЫнь.

30 слайд 9. Рота прошла через ворОта. 10. МЕльком взглянешь- на мель сядешь. 11. Рынок Описание слайда:

9. Рота прошла через ворОта. 10. МЕльком взглянешь- на мель сядешь. 11. Рынок оптОвый, фруктовый. 12. Съев тОрты, не влез в шорты. 13. Его то целУю, то балУю. Не надо целовАть, не надо баловАть.

31 слайд 14. У ушка – ракУшка. 15. Не простишь и не звонИшь. Простит и позвонИт. 16. Б Описание слайда:

14. У ушка – ракУшка. 15. Не простишь и не звонИшь. Простит и позвонИт. 16. Будешь с нами – будешь с деньгАми. А если «Ах!» — Забудь о деньгАх. 17. Я кремЕнь, несмотря на твой ремЕнь. 18. ВорожеЯ и простынЯ– ударение на Я.

32 слайд 19. Нельзя кричАть, бряцАть, озорничАть. Можно принУдить,пристрУнить. 20. Пет Описание слайда:

19. Нельзя кричАть, бряцАть, озорничАть. Можно принУдить,пристрУнить. 20. Петя уверял, что пЕтлю завязал. 21. ШлифОвщик и танцОвщик. 22. МалЯр и столЯр . 23. ХристопродАвец и книгопродАвец . 24.«Где ноты?»-спросили сирОты.

33 слайд Одно стихотворение, чтобы выучить все трудные ударения! Фено́мен звони́т по Описание слайда:

Одно стихотворение, чтобы выучить все трудные ударения! Фено́мен звони́т по среда́м, Приня́в догово́р по года́м, Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта. Как у нашей Марфы Есть в полоску ша́рфы! Срубили ель, сорвали щаве́ль. Долго ели то́рты — Не налезли шо́рты! Звони́т звонарь, Звоня́т в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Ты нам шторы не вози, Мы повесим жалюзи́.

34 слайд усвоить основные правила русского литературного произношения; научиться внима Описание слайда:

усвоить основные правила русского литературного произношения; научиться внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих; слушать и изучать образцовое произношение, которым должны владеть дикторы радио и телевидения; анализировать свои ошибки и недочеты и исправлять их.

усвоить основные правила русского литературного произношения; научиться внима

Курс повышения квалификации

усвоить основные правила русского литературного произношения; научиться внима

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-библиотекарь

усвоить основные правила русского литературного произношения; научиться внима

Курс профессиональной переподготовки

Библиотекарь

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Краткое описание документа:

Тема. Культура речи.  Орфоэпические нормы русского языка.

Культура речи – это  не только непременная составляющая современных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры человека. 

 Презентация является дополнением к разработке конспекта урока на заданную тему. 

Цели  и задачи:

  • дать представление о предмете изучения орфоэпии;
  • познакомить с особенностями русского ударения;
  • ввести понятие орфоэпической нормы;
  • обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний;
  • систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях.

Общая информация

Номер материала: 453709

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

Орфоэпия – наука о нормах русского литературного произношения

В литературном языке мы ориентируемся на общепринятые образцы – нормы. Нормы свойственны различным уровням языка. Есть нормы лексические, морфологические, орфографические, фонетические. Есть произносительные нормы.

Орфоэпия – (греч. оrthos- «простой, правильный, epos – «речь») – это совокупность правил, устанавливающих нормы произношения.

Предметом орфоэпии является устная речь. Устная речь сопровождается целым рядом обязательных признаков: ударение, дикция, темп, интонация. Но орфоэпические правила охватывают только область произношения отдельных звуков в определенных фонетических позициях или сочетаний звуков, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах.

Соблюдение орфоэпических правил необходимо, оно помогает лучшему пониманию речи.

Нормы произношения носят различный характер и имеют различное происхождение.

В одних случаях фонетическая система диктует только одну возможность произношения. Иное произношение будет нарушением законов фонетической системы.

Например, неразличение твердых и мягких согласных или произношение только твердых или только мягких согласных; или различение глухих и звонких согласных во всех без исключения позициях.

В других случаях фонетическая система допускает не одну, а две или несколько возможностей произношения. В таких случаях одна возможность признаётся литературно правильной, нормативной, а другие оцениваются либо как варианты литературной нормы, либо признаются нелитературными.

Нормы литературного произношения – это и устойчивое, и развивающееся явление. В каждый данный момент в них есть и то, что связывает сегодняшнее произношение с прошлыми эпохами литературного языка, и то, что возникает как новое в произношении под действием живой устной практики носителя языка, как результат действия внутренних законов развития фонетической системы.

Современное русское произношение складывалось на протяжении веков, с 15- 17 вв. на основе так называемого московского просторечия, образовавшегося на базе взаимодействия северно-великорусских и южно-великорусских говоров.

К 19 в. старославянское произношение сложилось во всех своих основных чертах и, как образцовое, распространило свое влияние и на произношение населения других крупных культурных центров. Но полной стабильности в произношении никогда не было, в произношении населения крупных центров всегда имелись местные отличия.

Итак, нормы литературного произношения – это устойчивое и динамически развивающееся явление; они опираются на законы функционирования фонетической системы языка и на общественно выработанные и традиционно принятые правила, которые подвергаются изменениям в процессе развития устной литературной речи в результате влияния на нее различных факторов языкового развития. Эти изменения первоначально носят характер колебания норм, но если такие изменения не противоречат фонетической системе и приобретают широкое распространение, они приводят к возникновению вариантов литературной нормы, а затем, возможно, и установлению новой нормы произношения.

Существует несколько источников отклонения от норм литературного произношения: 1) влияние орфографии, 2) влияние диалектных особенностей, 3) влияние родного языка (акцент) – для нерусских.

Неоднородность произношения в различных группах населения определила появление учения о стилях произношения. Впервые вопросами стиля произношения занялся Л.В.Щерба, он выделил два стиля произношения:

1. Полный, отличается максимальной четкостью и ясностью произношения;

2. Неполный стиль – стиль обычной непринужденной речи. В пределах этих стилей возможны различные их варианты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *