Орфоэпические задачи – Учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме: Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» (11 класс)

Практическая работа по русскому языку и культуре речи на тему «Орфоэпические нормы»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ « ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ»

Цель работы: закрепление умений и навыков по определению орфоэпических норм.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: Школьный орфоэпический словарь русского языка под ред. Леканта П.А., Леденевой В.В.; Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке.

Ход занятия

Организационный момент

На партах учащихся разложены:

  • раздаточный материал практической работы

  • справочный материал по теме “Орфоэпия”

  • рабочие тетради по русскому языку и культуре речи

Мотивационное начало урока

Преподаватель: Наше занятие посвящено нормам литературного ударения и произношения, без соблюдения которых не приходится говорить о речи грамотной, в полном смысле этого слова. Нормативное произношение играет большую роль в процессе общения людей, потому что всякое отступление от образца отвлекает слушателя от содержания высказывания, мешает правильному восприятию информации.

Далее ставятся перед учащимися цели, которые необходимо достичь.

Актуализация знаний

Фронтальная работа с группой:

  1. Что изучает орфоэпия?

  2. Какие особенности и функции русского ударения вы помните?

  3. Что такое «вариантное произношение»?

Этап систематизации знаний, повторение изученного материала

1.Вместо точек поставьте нужную букву и прочитайте слова.

Аф…ра, бел…сый, безнад…жный, бл…клый, двоеж…нец, никч…мный, голол…д, голол…дица, изд…вка, оп…ка, см…тка, недоум…нный, быти…, зат…кший, остри… .

2.Определите значения слов в зависимости от произношения. Составьте с данными словами словосочетания.

Железка- желёзка; истекший – истёкший; небо – нёбо; падеж – падёж; оглашенный – оглашённый, крестный – крёстный.

3.Определите произношение согласных перед (Э) в заимствованных словах.

Антенна, бандероль, бассейн, берет, бактерия, детектив, интервью, критерий, модель, музей, крем, неологизм, патент, пресса, сервис, свитер, стенд, термос, темп, террор, теннис, тет-а-тет, фанера, шинель, экстерн.

4. Распределите слова на две группы, в зависимости от варианта

произношения ЧН

— слова, где произносится [чн];

— слова, где произносится [шн]

Булочная, горчичник, убыточный, перечница, конечно, Ильинична, Кузьминична, достаточно, нарочно, порядочный, пустячный, сердечный, скучно, скворечник, сливочный, молочник, подсвечник, взяточник, шапочный, яичница, двоечник, прачечная, девичник, очечник, полуночник.

5. По приведенным образцам образуйте формы прилагательного, причастия, глагола. Поставьте ударение.

Попробуйте сформулировать закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила.

Образец: Весёлый – (они) веселы, (он) весел, (она) весела

Дешёвый, дорогой, молодой, правый (верный)

Образец: взятый – взяты, взят, взято, взята

Начатый, принятый, проданный, созданный

Образец: брать – брали, брал, брало, брала

Взять, занять, начать, понять

6. Прочитайте предложения, обратив внимание на ударение в выделенных словах.

Я не брала этой книги. Я не поняла, кому ты звонишь. Мы включим телевизор, чтобы не пропустить интересную передачу. Эти сведения взяты из учебника. Я сегодня очень занята. Мое место было уже занято. Группа заняла чужой класс. Побалуйте себя чем-нибудь вкусненьким. Нас ждало новое испытание.

7.Расставьте ударение в следующих словах:

Бензопровод, баловать, генезис, диспансер, договор, договоренность, дремота, завидно, законнорожденный, каталог, квартал, мастерски, некролог, обеспечение, оптовый, премировать сосредоточение, столяр, танцовщик, танцовщица, умерший, феномен, форзац, ходатайствовать, жалюзи.

8. Составьте предложения с использованием приведенных далее слов:

Христианин, вероисповедание, знамение, благовест, тайная вечеря, еретик, земля обетованная, догмат, аутодафе, иконопись, иконописный, всенощная, просвира, явленная икона.

Кладовая, пиала, кулинария, торты, творог, тефтели и гренки, камбала, свёкла, щавель, языковая колбаса, ломоть хлеба, хрустящий хлебец, сливовое, грушевое варенье, кухонные принадлежности.

9.Прочитайте предложения, обратив внимание на ударение в выделенных словах.

Я купил джинсовый костюм. Наш город кажется мне красивейшим местом на всем белом свете. В магазин поступило факсимильное издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля. В музее мы любовались мозаичным панно. Часто в декорировании модернового интерьера используют японскую живопись. Экспертное заключение было написано на гербовой бумаге.

Рефлексия:

  1. Какую роль выполняет в словах буква Ё?

  2. Что такое «старомосковская произносительная норма»?

  3. С чем связаны трудности русского ударения?

  4. Какие правила существуют для определения места ударения в производных формах слов тех или иных разрядов?

Подведение итогов занятия

Вывод, к которому подводятся учащиеся: Ударение в русском языке подчиняется сложной системе правил. Нет ни одного носителя русского языка, который хотя бы раз не задумывался, как правильно ставить ударение в том или ином слове. В этом случае словари и справочники – важнейшие помощники в формировании культуры речевого общения.

ОТВЕТЫ

Задание 1. Афера, белёсый, безнадёжный, блёклый, двоеженец, никчёмный, гололёд, гололедица, издёвка, опека, смётка, недоуменный, бытие, затёкший, остриё.

Задание 2. Истекший год (день, период) – истёкший кровью; кричит как оглашенный – оглашённый список, указ; крестный ход – крёстный отец; ржавая железка – У меня вспухла желёзка; голубое (ясное, солнечное, в тучах) небо – поднять язык к нёбу; родительный (именительный, предложный и т.д.) падеж – падёж животных.

Задание 3. Антенна, бандероль, берет, бактерия, детектив, интервью, критерий, модель, музей, крем, неологизм, патент, пресса, сервис, свитер, термос, бассейн, стенд, темп, террор, теннис, тет-а-тет, фанера, шинель, экстерн.

Задание 4.

Задание 6. Я не брала этой книги. Я не поняла, кому ты звонишь. Мы включим телевизор, чтобы не пропустить интересную передачу. Эти сведения взяты из учебника. Я сегодня очень занята. Мое место было уже занято. Группа заняла чужой класс. Побалуйте себя чем-нибудь вкусненьким. Нас ждало новое испытание.

Задание 7. Бензопровод, баловать, генезис, диспансер, договор, договорённость, дремота, завидно, законнорождённый, каталог, квартал, мастерски, некролог, обеспечение, оптовый, премировать сосредоточение, столяр, танцовщик, танцовщица, умерший, феномен, форзац, ходатайствовать, жалюзи.

Задание 8. Христианин, вероисповедание, знамение, благовест, тайная вечеря, еретик, земля обетованная, догмат, аутодафе, иконопись, иконописный, всенощная, просвира, явленная икона.

Кладовая, пиала, кулинария, торты, творог, тефтели и гренки, камбала, свекла, щавель, языковая колбаса, ломоть хлеба, хрустящий хлебец, сливовое, грушевое варенье, кухонные принадлежности.

Задание 9.

Я купил джинсовый (джинсы) костюм. Наш город кажется мне красивейшим (красивый) местом на всем белом свете. В магазин поступило факсимильное (факсимиле) издание «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимира Даля. В музее мы любовались мозаичным (мозаика, но в прилагательном ударение не сохранилось) панно. Часто в декорировании модернового (модерн) интерьера используют японскую живопись. Экспертное заключение было написано на гербовой бумаге.

Статья по русскому языку по теме: Система работы по подготовке к ЕГЭ (Орфоэпия — А1)

Шарова Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Система работа по подготовке к ЕГЭ

  Раздел ОРФОЭПИЯ – А1.

План:

I. Повторение и систематизация теоретического материала.

II. Актуальность темы.

III. Упражнения для орфоэпических разминок на уроках русского языка.

I.Орфоэпией называется система норм правильного произношения. Орфоэпические нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила произношения слов и грамматических форм слов. Орфоэпические нормы не менее важны для литературного языка, чем нормы образования грамматических форм слов и предложений или нормы правописания. Принято различать разные орфоэпические нормы: «старшую» и «младшую», а также нормы высокого и нейтрального стилей произношения. Для старшей нормы, отличающей прежде всего речь образованных людей пожилого возраста, характерно произношение було[шн]ая, мяг[къй]. Младшая произносительная норма, наблюдаемая в речи молодежи, владеющей литературным языком, допускает произношение було[чн]ая, мяг[к`ий.

Не все говорящие на русском языке люди одинаково произносят слова. Произношение в языке меняется быстрее всего, на смену одним фонетическим закономерностям приходят другие. Вот почему многие слова, если обратиться к словарям, имеют в настоящее время варианты произнесения. Так, в»Словаре ударений русского языка» под ред. И.Л.Резниченко равноправные (одинаково правильные)варианты вводятся с помощью союза и, например: Августовский и августОвский, одноврЕменно и одновремЕнно,твОрог и творОг, террор [тэ и те],декольтированный [дэ и де].

 Для овладения нормами правильного литературного произношения важно учитывать четыре раздела орфоэпии: орфоэпия согласных звуков; орфоэпия гласных звуков; орфоэпия отдельных грамматических форм; орфоэпия заимствованных слов.

Роль ударения в слове:

  1. Различает разные слова : замОк – зАмок.
  2. Различает формы разных слов: дОрог — дорОг 
  3. Различает формы одного слова: носИте — нОсите.
  4. Различает функционально-стилистические варианты : лаврОвый лист — семейство лАвровых (научн.).

    Особенности русского ударения:

  1. Разноместность
  2. Подвижность

Интересно, что место ударения в русских словах может быть постоянным: кнИга, кнИги, кнИге,кнИг, кнИгами; вернУсь, вернЁшься, вернУтся, -но может и меняться: лИст, листА, листУ, лИстья;плясАть, пляшУ, плЯшем, плЯшете. То есть русское ударение — подвижное.

Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка». Большинство слов русского языка имеет одно ударение — основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное)» [4,с.11] Сравните: зелЁный, победИть, вЕселои желЕзнодорОжный, вОдогрЯзелечЕбница. Не имеют собственного ударения слова, относящиеся к служебным частям речи, — предлоги, частицы, союзы:под горОй, цветЫ и лИстья, скажИ-ка.

Разноместность и подвижность русского ударения создают трудности при его усвоении.

   II. В последние годы на уроках русского языка учителя стали больше уделять внимания изучению орфоэпии, так как высок процент ошибочных ответов на вариант А1 ЕГЭ.  Орфоэпические нормы, как и орфографические,  нуждаются в регулярном повторении, пристальном внимании. Выделенных в программе уроков на изучение орфоэпических норм недостаточно, так как каждодневная речь, увы, не всегда является образцом усвоения произношения.  Слова, произношение которых учащиеся должны запоминать, выделены в рамочки на полях учебников, но, как свидетельствует многолетний опыт работы, наиболее эффективным способом усвоения данного раздела науки о языке являются орфоэпические разминки, орфоэпические минутки и тому подобные формы работы на уроках русского языка  с 5 по 11 класс.

III .Для тренировки орфоэпических навыков  применяются различные упражнения. Их можно разделить на 4 группы в зависимости от назначения:

1.Домашняя работа: ежедневная запись в тетради 5-7 слов из орфоэпического словаря учебника (есть в каждом УМК с 5 по 9 класс). С первого дня учёбы в 5 классе в домашнее задание включаются, чередуясь, слова из орфоэпического или орфографического словаря. Это упражнения на готовом материале. В начале урока при проверке домашнего задания слова проговариваются чётко и громко учениками.

 Запись в тетради ученика:

Домашняя работа.

Словарь:

 2.На усложненном материале.

 Данный вид работы используется после накопления слов в «багаже» учащихся. Изученные слова, наиболее сложные случаи, выносятся для контрольных работ. Вначале такой вид работы проводится с взаимопроверкой, без оценивания, только потом подобная работа становится контрольной и оценивается. Используются презентации (смотри приложение) и задаются на дом задания: составить орфоэпический диктант с проверкой.  Вначале на экран выводятся слова, в которых учащиеся должны расставить ударения, после выполнения работы проводится проверка (взаимопроверка, самопроверка, если контрольная работа, то учитель собирает выполненные работы).Пример такого вида работы.

Орфоэпический диктант № 1.

балуясь

оптовый

осведомиться

кренится

верба

плодоносить

зимовщик

еретик

сливовый

мозаичный

добела

бухгалтеров (мн.ч.)

опошлят

исчерпать

балуясь

оптовый

осведомиться

кренится

верба

плодоносить

зимовщик

еретик

сливовый

мозаичный

добела

бухгалтеров (мн.ч.)

опошлят

исчерпать

Орфоэпический диктант № 2

августовский

грушевый

алфавит

девичий

афера

добыча

баловать

договор

бочковый

досуг

верба

дочерна

водопровод

дремота

гастрономия

духовник

Орфоэпический диктант № 2 (проверка)

Августовский

грУшевый

алфавИт

дЕвичий

афЕра

добЫча

баловАть

договОр

бОчковый

досУг

вЕрба

дочернА

водопровОд

дремОта

гастронОмия

духовнИк

Орфоэпический диктант № 3

жалюзи

звонить (звонишь, звонит, звонят)

забронировать

знамение

завидно

зубчатый

загнутый

игрище

заиндеветь

информировать

закупорить

искра

занятой (человек)

каталог

Занятый (кем-нибудь)

кашлянуть

Орфоэпический диктант № 4 (проверка)

жалюзИ

звонИть (звонИшь, звонИт, звонИт)

забронИровать (закрепить)

знАмение

завИдно

зубчАтый

зАгнутый

Игрище

заИндеветь

информИровать

закУпорить

Искра

занятОй (человек)

каталОг

зАнятый (кем-нибудь)

кАшлянуть

Орфоэпический диктант № 4

квартал

ломоть

километр

лыжня

коклюш

ломота

колосс

мельком

крапива

мизерный

красивее

мытарство

кремень

нагнутый

кухонный

намерение

Орфоэпический диктант № 3 (проверка)

квартАл

ломОть

киломЕтр

лыжнЯ

коклЮш

ломОта

колОсс

мЕльком

крапИва

мИзерный,  мизЕрный

красИвее

мытАрство

кремЕнь

нагнУтый

кУхонный

намЕрение

Орфоэпический диктант № 5

обеспечение

петля

облегчить

плесневеть

озлобленный

Похороны, похорон, на похоронах

оптовый

премировать

осведомить

принудить

откупорить

прозорливый

паралич

простыня

пахота

пуловер

Орфоэпический диктант № 5 (проверка)

обеспЕчение

пЕтля и петлЯ

облегчИть

плЕсневеть

озлОбленный

ПОхороны,похорОн, на похоронАх

оптОвый

премировАть

освЕдомить

принУдить

откУпорить

прозорлИвый

паралИч

простынЯ

пАхота

пулОвер

3.Работа с орфоэпическими нормами  на уроках развития речи.

    Способ запоминания слов с использованием приёма составления рассказов, сказок, стихотворений применяют многие педагоги на разных темах, особенно в младших классах. И это оправданно. Ученики вспоминают очень быстро изученную тему, стоит только напомнить первые строчки стихотворения, составленные на какое-либо правило. Орфоэпия также проходит «путь усвоения»  через «поэтическое творчество».

 Составляю набор слов, вызывающих затруднение с точки зрения произношения  и предлагаю составить рассказ или написать стихотворение. Понятно, что слова тематически должны быть близки, хотя иногда придумываются рассказы с использованием, казалось бы, несовместимых по значению слов. Если какое-то слово не вписалось в рассказ, ещё лучше. Запоминаем его как не попавшее в  «произведение». Слова записаны на доске или выводятся на экран.

Пример.

ОбеспЕчение, намЕрение, оптОвый, бухгалтеров (мн.ч.), облегчИть, мытАрство, занятОй (человек), премировАть.

«Шедевр» получился такой:

«Несколько бухгалтеров решили облегчИть свои мытАрства с составлением годовых отчётов. Они обратились со своим предложением к очень занятОму человеку. Их намЕрения по оптОвым закупкам понравились начальству. Было решено премировАть.талантливых сотрудников».

4.В старших классах (9,10,11) для усвоения орфоэпических норм используется работа со словарями или Интернет-ресурсами. Используются следующие ссылки:

www.gramota.ru 

 В классе имеется набор орфоэпических словарей и локальная сеть с доступом в интернет. Учащимся даётся задание:

А) Составить орфоэпический диктант;

(Образцы смотри выше).

Б) Проверить правила постановки ударения в словах, используя словарь.

Агентство, баловать, дефис, договоренность, квартал, взаймы, километр, красивейший, кухонный, ножны, отличить, облегчить, обострить, одолжить, осведомиться, премировать, принудить, приобретение, приговор, плесневеть, побудить, портфель, статуя, случай, тренер, упрочение, фарфор, форзац, ходатайствовать.

В) Составить тестовое задание в формате ЕГЭ.

Пример:

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. убрАла
  2. шарфЫ
  3. отрОчество
  4. щавЕль

Ответ: 4.

Бумажные» словари:

Горбачевич К. С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке: 1200 слов. СПб., 2000

Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка: 82 500 словарных единиц / Под ред. М. А. Штудинера. М., 2000

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1983; 5-е изд., испр. и доп. М., 1989; 8-е изд., испр. и доп. М., 2000

Система работа с орфоэпическими нормами, последовательная, регулярная, улучшает качество речи учащихся и способствует высокому качеству подготовки учащихся к государственному экзамену.

Использованная литература.

В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М., 2009.

В.В.Львов. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2007.

А.Г.Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М., 2010.

С.И.Львова. За страницами школьного учебника. Русский язык. М., 2007.

Г.Н. Иванова-Лукьянова. Проверь свое произношение. М., 2006.

Конспект урока «Орфоэпия. Орфоэпические нормы»

План урока

Тема: Орфоэпия. Орфоэпические нормы (произносительные и акцентологические)

Цели: 1) знать определение орфоэпии;

2) знать типы орфоэпических норм;

3) уметь определять нарушение орфоэпической нормы;

4) совершенствовать навыки работы с языковым материалом.

Вид занятия: урок

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: конспект, блок-схема.

Ход урока

1. Организационный момент

— приветствие

— проверка состава студентов

Диалог

Визуально

2. Проверка знаний студентов

— Дать определение понятия язык, речь, литературный язык.

— Рассказать о видах языковой нормы.

— Указать предложения, в которых наблюдается нарушение языковой нормы.

Индивидуальный опрос

Индивидуальная работа

3. Изложение нового материала

1) Орфоэпия.

2) Акцентологические и произносительные нормы.

3) Работа с орфоэпическим словарём.

Эвристическая беседа

4. Закрепление изученного материала

1) Отредактируйте языковой материал с учетом требований произносительных норм

2) Отметьте нарушения акцентологических норм в приведённых предложениях.

Работа в парах

Самостоятельная работа с последующей проверкой

5. Подведение итогов проведенного урока

Обобщение, комментарии с пояснением

6. Задание для самостоятельной
работы студентов во внеурочное время

Выписать из орфоэпического словаря 10-15 примеров, в которых чаще всего допускается нарушение орфоэпических норм .

Готовиться к выполнению теста.

Рассказ с пояснением

Практическая часть

Тема: Орфоэпия. Орфоэпические нормы (произносительные и акцентологические).

Частные дидактические цели:

Познавательные:

— знать основные виды орфоэпических норм;

— знать основные правила орфоэпии.

Познавательно — операционные:

— совершенствовать навыки работы с текстом;

— соблюдать в речи орфоэпические нормы.

Вид занятия: урок

Тип урока: комбинированный

Учебное время: 2 часа

Оборудование урока: конспекты, блок-схема «Орфоэпические нормы»

Ход и содержание урока

I Оргмомент. II Повторение изученного материала (устный опрос)

1. — Дать определение понятия язык, речь, литературный язык;

— рассказать о видах языковых норм.

— укажите номера предложений, в которых наблюдается нарушение языковых норм.

1) На место происшествия прибыли работники уголовного розыска с собаками, которые были вызваны для поимки преступников.

2) Возможно, у нас есть возможность дать ему возможность выразить своё мнение по поводу проведения референдума.

3) У меня ночью заболел зуб. Пошёл, выпил, стало полегче. Пришлось повторить. Моя вина в том, зачем я с больным горлом прополз под забором (из объяснительной).

4) Как сказал в частной беседе один из высокопоставленных сотрудников МВД: «Если совсем достало, милиционер может с глазу на глаз обматерить своего начальника, даже дать ему по морде. Но ни в коем случае не вытаскивать наши внутренние заморочки на публику».

5) Нам нужно сделать всё равно в любом случае всё для того, чтобы наш народ как бы не ощутил этих последствий.

6) Табун солдат ворвался в Зимний дворец, вытащил из-под стола временное правительство и посадил в Брестскую крепость.

7) Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.

III. Объяснение нового материала (эвристическая беседа, частичное конспектирование учебного материала)

Орфоэпия – раздел лингвистики, изучающий правильное произношение слов, звуков, буквосочетаний. Орфоэпическая система русского языка формировалась столетиями; за каждым произношением его территориальное или историческое обоснование. Известно, что ряд орфоэпических норм сохраняет следы так называемого старомосковского произношения, ориентированного на устную повседневную речь; другие нормы, наоборот, обязаны своим возникновением письменной речи и утвердились как факты петербургской (ленинградской) произносительной традиции.

Нормы русской орфоэпии связаны с различными фонематическими явлениями. Эти явления могут приводить к ошибкам:

— уподоблению звуков (ассимиляции): «лаболатория», «брансбойт» вместо «лаборатория», «брандспойт»;

— расподоблению звуков (диссимиляции): «ветилинар», «колидор» вместо «ветеринар», «коридор»;

— устранению звуков: «здрассьте», «щас» вместо «здравствуйте », « сейчас »;

— добавлению звука внутри слова: «дермантин», «беспрецендентный» вместо «дерматин», «беспрецедентный»;

— мене звуков: «паликмахерская», «колесо оборзения» вместо «парикмахерская», «колесо обозрения»;

— стяжению звуков: «нет брелка», «чё» вместо «нет брелока», «чего».

Нормы русского языка лишь ограниченно допускают скопление гласных, так как несколько одинаковых гласных подряд требуют искусственного разделения звуков. (Попробуйте произнести, например: об Антонии и Иоанне.)

Произносительные нормы.

Нормы произнесения гласных звуков

Гласные звуки отчётливо произносятся лишь под ударением. Ударение в русском языке является динамическим, разноместным (клеточка, король, коромысло), подвижным (город – города – городов).

В безударном положении звучание гласных меняется. Процесс ослабления чёткости звучания гласных в безударном положении носит название редукции.

Для современной произносительной системы русского языка характерно «иканье», т.е. в безударном положении все гласные, кроме У, в первом предударном слоге после мягких согласных реализуются звуком [ и ]. Например: лес [э] — лесник [и]; грязь [a] – в грязи [и]; лист [и] — листок [и].

После согласных Ж и Ш буквы О, Э в первом предударном слоге реализуются звуком [ы], этот же звук произносится на месте буквы А в словах: жалеть лошадей, жакет.

Нормы произнесения согласных звуков

Согласные звуки отчётливо произносятся перед гласными, перед согласными Л, М, Н, Р, Й, перед буквой В, перед разделительными Ъ и Ь знаками.

Звонкие парные согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: бег [к], лодка [т].

Перед мягкими согласными парные твёрдые согласные смягчаются: казнь [зн].

Правила, отражающие современные орфоэпические нормы

1. Буква Г на конце слова бог произносится как [х].

2. –ОГО/-ЕГО в прилагательных мужского и среднего родов произносятся как о[в]о/ е[в]о.

3. ЗЖ и СЖ произносятся как [ж] (на стыке морфем или служебного слова со знаменательным): сжать.

4. ЗЧ и СЧ произносятся как [ щ ] (на стыке морфем): счёт.

5. ДЧ и ТЧ произносятся как [ ч ] (на стыке морфем): отчёт.

6. –ТСЯ и –ТЬСЯ произносятся как [ ца ] (в глаголах): подписаться.

7. ДС и ТС произносятся как [ к ] перед К (в прилагательных): детский.

8. ЖД произносится как [ шт ] и [ щ ] в слове дождь и производных.

9. ЧН произносится как [ ч н ] — в большинстве слов, но произносится как [ шн ] в словах ску[шн]о, коне[шн]о, наро[шн]о, праче[шн]ая, скворе[шн]ик, Ильини[шн]а и др.

10. ЧТ произносится как [шт]: чтобы, что и т.д., но нечто [чт].

11. ГЧ произносится как [ х к ] – в словах лёгкий, мягкий.

12. ГЧ произносится как [ хч ] – в словах легче, мягче.

13. СТН, НТСК, СТЛ, НДСК, ЗДН, РДЦ, ЛНЦ, ВСТВ, ЛВСТВ – содержат непроизносимую согласную: солнце.

14. Двойные согласные в заимствованных словах произносятся обычно как долгий согласный, но ряд слов допускает произнесение двойного согласного как одного звука: ванна, грипп.

15. Во многих иноязычных словах после гласных пишется Е, а произносятся согласные твёрдо: ателье [тэ], кафе [фэ]. Но в целом ряде заимствованных слов согласные перед Е произносятся мягко: академия, декада, музей.

16. В начале слов буквы Э и Е пишутся в соответствии с произношением (экспорт, егерь, эхо, Ева ). После И, а также после согласных пишется буква Е (гигиена, диета, кашне, стенд).Исключения: иноязычные слова мэр, сэр, пэр и некоторые собственные имена (Улан-Удэ).

Акцентологические нормы.

Сложность и прихотливость русского ударения известна всем. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом. Оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове: ку́хонный, экспе́ртный, проходно́й) и подвижностью (может менять своё место в разных формах одного слова:

нача́ть, на́чал, начала́, на́чали). Кроме того, ударение может меняться с течением времени.

Например, сейчас прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании (лампа дневно́го света), а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне́вное светило», – писал А.С. Пушкин).

Однако колебания в постановке ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени (в современной речи можно услышать творо́г и тво́рог, на́чал и нача́л, догово́р и до́говор). Следует помнить, что такие варианты произношения редко бывают равноценными.

Так, одинаково правильным в литературной речи считается произношение творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и щёпоть.

Обычно варианты различаются сферой употребления (литературный и нелитературный; основной, то есть используемый в официальной обстановке, и допустимый, то есть менее желательный вариант, который тем не менее находится в пределах правильного). Например, произношение

Он занялся́ своими делами считается основным в литературном языке, тогда как произношение Он заня́лся своими делами допускается, но менее желательно. Говорить же Он за́нялся своими делами в литературной речи не рекомендуется, поскольку это просторечный вариант.

Достаточно много вариантов произношения существует в литературной и профессиональной речи.

Интересное явление наблюдается в отношении произношения слов колледж и коллеж. Слово колле́ж (среднее учебное заведение) все словари дают с ударением на последнем слоге. Это не удивительно, поскольку это слово французского происхождения. У существительного же колледж орфоэпический словарь 1997 года основным вариантом считает произношение

колле́дж. Вариант ко́лледж даётся как допустимый, но менее желательный. Но именно этот вариант (ко́лледж) словарь иностранных слов 1998 года даёт не только как основной, но и как единственный. Таким образом, мы явно наблюдаем тенденцию к закреплению под влиянием английского языка именно произношения ко́лледж как основной литературной нормы.

Обратите внимание

Постановка ударения часто является «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Достаточно услышать доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь, чтобы понять, что человек не владеет основными нормами литературного произношения.

IV. Отработка умений

1. Произнесите слова и формы слов, обратите внимание на ударения в них.

Аре́ст, бе́здарь, библиоте́ка, быстрина́, вало́м вали́т, вдовство́, ве́рба, внаймы́, во-пе́рвых, впереди́, втри́дорога, вчерне́, вью́га, гекта́р, гумно́, гу́сеница, добела́, добы́ча угля, до́ллар, докуме́нт, досу́г, до́чиста, дре́вко, жа́воронок, же́мчуг, зави́дно, зло́ба, Изра́иль, ина́че, и́ноходь, инструме́нт, и́скра (искра́ – в профессиональной речи), и́сстари, ка́мбала (допустимо – камбала́), каучу́к, ки́рза (допустимо – кирза́), коры́сть, крапи́ва, краса́вец, креме́нь, ломо́ть (допустимо – ло́моть), магази́н, мастерски́, молодёжь, ну́жно, без обиняко́в, общо́, острога́, отзы́в депутата, пе́ревязь, по́хороны, вернуться с похоро́н, готовиться к похорона́м, прида́ное невесты, раку́шка, си́лос, слепе́нь, сна́добье, созы́в съезда, депутаты первого созы́ва, свёкла, слабина́, сопло́, ста́туя, большие сре́дства, столя́р, тамо́жня, танцо́вщик, танцо́вщица, малая толи́ка, ту́фля, фарфо́р, фреза́ (допустимо устаревающее – фре́за), цеме́нт, це́нтнер, цыга́н, чёт и не́чет, чи́стильщик, ше́ршень, шестерня́, шофёр, щаве́ль, ще́бень.

2. Пользуясь словарями, определите, в каких словах перед звуком [э] твердый согласный, в каких — мягкий. Возможно ли как-то по-другому сгруппировать слова, чтобы не запоминать каждое в отдельности?

Брюнет, деградация, гейзер, дебют, денационализация, номинация, интервал, интервент, корнет, кларнет, кратер, критерий, маузер, музей, реле, ренегат, сонет, сервис, сессия, сеттер, стратег, темп, термин, фланель, шинель, шрапнель, экспресс.

3. Прочитайте вслух слова. Понаблюдайте, как их произносят другие. Чем можно объяснить разное произношение этих слов?

Агр’ессия, акад’емия, армрестлинг, конкр’етный, д’екан, кафетерий, д’иета, интервью, муз’ей, д’емаскировать, интервент, д’евальвация/ девальвация,, д’екада, д’ефис, идентичный, г’ейзер, ватерлиния, тенденция, реле, тезис, фарватер, кр’итерий, компет’ентный, конт’екст, кредо/ кр’едо, кр’ем, депо, д’еградация, бутерброд, бижутерия, бестселлер, бартер, газ’ель, генетика, пат’ент, либретто, лорнет, менеджер, н’ейлон, толь, тембр, темп.

4. Прочитайте слова, объясните их значение. Какие ошибки встречаются иногда в речи при их произнесении? Какие слова и формы влияют на это?

Инцидент (происшествие, обычно неприятное, недоразумение, столкновение), прецедент (случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев этого же рода), бабушка (мать отца или матери; вообще старая женщина), будущее (следующее за настоящим), следующий (ближайший после чего-либо; который следует, перечисляется далее), яства (кушанья, обычно изобильные, разнообразные, изысканные), двурогий (имеющий два рога), беспрецедентный (небывалый), времяпрепровождение (способ проводить время), пирожное (небольшое кондитерское изделие из сдобного теста, обычно со сладкой начинкой, кремом).

5. Что в приводимых рядах слов является «четвертым лишним»? Ответ мотивируйте. Допущенные ошибки устраните, а после этого прочитайте и запомните слова.

1) Дерматин, инцидент, интендант, прецендент (надо: прецедент).

2) Явство (надо: яство), светопреставление, летоисчисление, времяисчисление.

3) Более-менее, бивак, времяпрепровождение, бранчливый (надо: бранный или драчливый).

4) Будущий, следующий, обуславливать (надо: обусловливать), останавливать.

V. Итог урока

  • Дайте определение орфоэпии.

  • Назовите виды орфоэпических норм.

  • Охарактеризуйте произносительные нормы.

  • Охарактеризуйте акцентологические нормы.

VI. Домашнее задание.

Выучить теоретический материал.

Учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме: Урок по русскому языку «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)» (11 класс)

Республиканский конкурс «Стандарты в действии. Мой лучший урок»
Тематика «Реализация ФГОС на начальной и основной ступени обучения в малокомплектной школе и обычном ОУ»

Урок по русскому языку

«Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)»

(11 класс)

Разработка  учителя факультатива «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

МАОУ МУК г.Ак-Довурака Лопсан Азияны Альбертовны

2015

Тема урока: Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний.

Цели и задачи урока:

Обучающие:

1)    познакомить с особенностями русского ударения;

  1. систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в глаголах;
  2. подготовить к выполнению четвертого задания единого государственного экзамена.

            Развивающие: 

  1. развивать умение устно формулировать правило и анализировать примеры, иллюстрирующие его;
  2. способствовать развитию интереса учащихся к предмету;
  3. развивать внимание, память, эмоциональную сферу.

Воспитательные:

  1. формировать умение работать и мыслить самостоятельно;
  2. вызвать стремление к активной практической деятельности на уроке;
  3. воспитывать потребность в правильной и грамотной речи.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с тестами.

Ход урока

I этап. Организационный момент. Запись темы.

– Здравствуйте, ребята! Запишите сегодняшнее число и тему нашего урока: «Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)». (Слайд 1)

II этап. Постановка цели и проблемы урока.

– Мы сегодня будем готовиться к единому государственному экзамену. Четвертое задание специально разработано для проверки знаний раздела лингвистики орфоэпия. Поэтому мы с вами познакомимся с особенностями русского ударения, систематизируем и обобщим знания о постановке ударения глаголах. (Слайд 2) В ходе занятия делайте записи, чтобы создать для себя опорные материалы, которыми можно будет пользоваться на следующих уроках при выполнении тестовых заданий.

III этап. Лекция с элементами беседы

 – Ребята, что такое орфоэпия? (Орфоэпия – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы; совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение. Таким образом, орфоэпия определяет нормы литературного произношения — орфоэпические нормы —  и охраняет их.)

В орфоэпии внимание обращается на ударение и на литературное произношение отдельных звуков и звукосочетаний.

– Что такое ударение? (Ударение – это выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.)

– Ребята, какова роль ударения в слове?

– С помощью ударения мы можем различать разные слова: атлАс (ткань)- Атлас (географический), замОк — зАмок. (Слайд 4)

– Приведите мне свои примеры, где слова различаются ударением.

– Место ударения сигнализирует нам о том, что мы имеем дело с формами разных слов: кружкИ — крУжки, стрелкИ – стрЕлки (Слайд 5), а также с разными формами одного слова: носИте – нОсите, косИте — кОсите. Более того, ударение помогает различать и функционально-стилистические варианты: лаврОвый лист — семейство лАвровых (научн.).

– Каковы особенности русского ударения, чем оно отличается от ударения в других языках?

– Отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность. В русских словах ударным может быть как первый слог –  рАма, пЕсня, а теперь приведите мне свои примеры. Так и второй – сидЕть,стакАн. Какие примеры можете привести? Третий — магазИн, говорИть, а у вас какие  примеры? Четвёртый – переписАние и даже пятый – стоматологИческий, приведите мне свои примеры. То есть в русском языке ударение свободное. (Слайд 6)

– Давайте сейчас рассмотрим правила постановки ударения в глаголах, которые значительно могут облегчить нашу жизнь.

Ударение в глаголах

Трудность в постановке ударения в употребительных глаголах возникает, когда мы имеем дело с формами прошедшего времени.

Обычно ударение в прошедшем времени падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть — сидЕла, мечтАть – мечтАла.(Слайд 8)

Однако довольно большая группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: в форме женского рода ударение переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и другие. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли – жилА. (Слайд 9) Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить).

– У кого есть аналогичный пример?

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить — вЫжила, вЫлить — вЫлила, вЫзвать – вЫзвала.(Слайд 10)

– Приведите, пожалуйста, примеры слов с приставкой вы-?

–Запомните, довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться- началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь.(Слайд 11)

Особое внимание обратим на произношение глагола звонить в спрягаемой форме. Постоянно говорят «позвОнишь, позвОню». Но орфоэпические словари нашего времени продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт.(Слайд 12) 

IV этап. Орфоэпическая разминка.

– Ребята, а теперь выполним задание «Непривычное» ударение». Запишите слова в тетради, поставьте ударения.

 Задалась, заперся, кренятся, кровоточить, откупорить, плодоносить, пломбировать, позвонить, предвосхитить, премировать, приняться, принялся, разниться. (Слайд 13)

 – Теперь меняемся тетрадями, и проверяем правильно ли поставил ударение ваш сосед (взаимопроверка).

Ключ:

ЗадалАсь, заперсЯ, кренЯтся, кровоточИть, откУпорить, плодоносИть, пломбировАть, позвонИть, предвосхИтить, премировАть, принЯться, принялсЯ, рАзниться. (Слайд 14)

V этап. Тестирование.

– А сейчас выполним тест. Каждому раздам карточки с тестами. Подчеркните, пожалуйста, правильный ответ.

  1. вариант.

 Задание 4. В каком слове неверно указана буква, обозначающая ударный звук?

  1. 1) началИсь         2) пилА               3) откупорИть             4) нАжил
  2. 1) взялА               2) звОним                   3) баловАть                4) кАшлянуть
  3. 1) усугубИть        2) заплЕсневеть     3) нАчались                      4) нормировАть
  4. 1) исчерпАть        2) укрепИт             3) зАперли                 4) принУдить  
  5. 1) гнАла                2) прИнял                3) премирУешь         4) ждалА
  1. вариант.

 Задание 4. В каком слове неверно указана буква, обозначающая ударный звук?

  1. 1) избаловАть               2) заплЕсневеть      3) чЕрпать            4) прИнять
  2. 1) подбодрИть              2) понЯть                     3) закупОрить      4) баловАть
  3. 1) поднялА                    2) начАть                3) опОшлить         4) облЕгчить
  4. 1) позвонИм                     2) принУдить          3) першИть           4) премирОвать
  5. 1) принЯться                 2) вручИт                3) лилО                  4)облегчИть
  1. вариант.

Задание 4. В каком слове неверно указана буква, обозначающая ударный звук?

  1. 1) убЫстрил             2) углубИть             3)балУете                      4) вложИть
  2. 1)включИм               2) откУпорить         3) копировАть                   4)  взялА
  3. 1) кралА                    2) маскировАть       3) принУдить               4) позвонИт
  4. 1) понУдить              2) рвалО                   3) ждалА                      4) прИняло
  5. 1) врУчит                  2) дрАзнишь            3) отклЮчит                4) чЕрпать
  1. вариант.

Задание 4. В каком  слове  верно указана буква, обозначающая ударный звук?

  1. 1) взялА             2) электрофицировАть      3) переклЮчишься   4) врУчит
  2. 1) дозировАть   2) отклЮчит                       3) принЯть              4) обОстрит
  3. 1) откупорИть    2) принУдить                  3) позвОним        4) бАловать
  4. 1) вЫлила           2) озлобИт                      3) обОдрить              4) одОлжит
  5. 1) дАла                2) монтировАть                  3) убыстрИт                4) сОрит
  1. вариант.

Задание 4. В каком  слове  верно указана буква, обозначающая ударный звук?

  1. 1) копировАть         2) взЯло                     3)чЕрпать                     4)позвОним
  2. 1) бАловаться          2) врУчит                     3) костюмировАть    4) сОрит
  3. 1) послАла                   2) углУбит                 3) лИла                       4) принудИть
  4. 1) блокировАть        2)включИм                 3) заплесневЕть          4)пОняла
  5. 1) заасфальтирОвать 2) дозировАть         3) рвАла                      4) вЫлила

VI этап. Подведение итогов.

– Ребята, наше занятие подошло к концу. Оцените свою работу на уроке. Что понравилось? Что особенно запомнилось?

– Все хорошо поработали, молодцы!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *