Орфограммы в корне слова безударные гласные – «Орфограммы в корне. Безударные гласные.» — Мои файлы — Каталог файлов

«Орфограммы в корне. Безударные гласные.» — Мои файлы — Каталог файлов

Безударные гласные.

Орфограмма — ошибкоопасное место в слове. Это место в слове, в котором есть 2 и больше вариантов написания.

Например:

объявление или объевление или объивление?

 

Орфограмма требует проверки. Проверка требует применения правила.

 

Безударная гласная в корне.

 

Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.
Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.
Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова,
надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.

 

НАДО УЧИТЬ ПРАВИЛА ПРОВЕРКИ ОРФОГРАММ.

 

 

Мы сейчас работаем с орфограммами в корне. Умение видеть корень — это необходимость.

 

Безударные гласные в корне —а — о, и — е — я — это орфограмма.

 

Если в корне гласная вызвала сомнение,

Ты её немедленно поставь под ударение.

 

При подборе проверочного слова надо быть внимательным: это слово должно быть родственным и на эту гласную должно падать ударение.

 

Помнить! Корни в родственных словах — ОДИНАКОВЫЕ.

 

Способы проверки:

 

1)Подобрать родственное слово с ударным в корне.

или

2)Изменить форму слова так, чтобы на гласную падало ударение.

 

Например:

 

Ст(е,и)на — стены (изменили форму слов), стенка( подобрали родственное слово).

ИТОГ:

Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.
Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.
Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова,
надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.

ТРЕНИРОВКА.

1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик 2.Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция — на одной «ножке»), а ударную гласную в проверочном слове — двумя линиями (на двух ножках — устойчивая позиция).
Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение. 3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
р…скошный предст…влять, предназн..чение, дек…рация , уг…сать.

 

 4. Спиши. Замени одним словом.
Холодное время года – …
Капельки влаги на траве – …
Ночная птица – …
Домик крота –…
Мальчик, который учится в школе – …

5.Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.
Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.
Дрозды поедают рябину, чернику.
Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.
Качает ветвями косматыми седая сосна.
Вечерняя тишина висит над рекой.

6. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.


Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья! 7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.
Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой.

8.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку.

Всю ночь л_тает,
Мышей по_дает,
А станет св_тло,
Л_тит в дупло.

9.К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.
1 уровень.
Корм – … (глагол) (что делать?)
Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)
Скрип – … (глагол) (что делают?)
След – … (глагол) (что делает?)
Косит – … (имя существительное) (что?)
Горы – … (имя прилагательное) (какие?)
Шалость – … (глагол) (что делал?)
2 уровень.
Корм – … (глагол)
Ночь – … (имя прилагательное)
Скрип – … (глагол)
След – … (глагол)
Косит – … (имя существительное)
Горы – … (имя прилагательное)
Шалость – … (глагол)
3 уровень.
Корм – …
Ночь – …
Скрип –…
След – …
Косит – …
Горы – …
Шалость – …

10.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Среди кустов з_лёных
У речки сер_бристой
Гуляет ол_нёнок,
Телёночек п_тнистый.

11.Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
З_ма сп_шит, хл_почет,
Укутала в сн_га
Все кочки и п_нёчки,
Скамейки и ст_га.

12.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

13.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

14.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.


Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.

15.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

16.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавочке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.

17.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, резиновые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к старости, ск_тина, п_стух, в_реники.


18.Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.
Свет поб_дит тьму, а мир войну.
Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.
Не сп_ши языком, а тор_пись делом.
Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.
Курить – здоровью вр_дить.
Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.
Славу легче добыть, чем сохр_нить.
Добрая слава л_жит, а худая б_жит.
***
Найди сам(а) пословицы,в которых в глаголах есть б/гл, проеверяемая ударением.

19.Спиши, вставляя гласную по смыслу.

А)
Папа сл_зал (л_з) с крыши.
Кот сл_зал (л_жет) молоко.
Выл_зал (л_жет) блюдце.
Шарик выл_з (л_з) из будки.
Лекарство зап_вают (п_ть) водой.
Мне подп_вал (п_ть) хор.
В)
Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.
Бабушка давно пос_дела (с_д).
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.
Не сп_ши (сп_шка) домой.
Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь.
Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель.

20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку.

Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.
Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам.
М…лыш др…жит от страха, о прыгает.
Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки.
Мать лижет ему шёрстку.

21.Спиши, вставь б/гл по смыслу.

Мама простыни стирала
И на речке пол_скала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку пол_скала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу разв_вает,
А на крыше мой флажок
Разв_вает ветерок.

К старости наш дедушка очень пос_дел.
Он в саду на брёвнышко сел и пос_дел.

22.Измени слова (названия птиц) так, чтобы выделенная б/гл в корне стала безударной:

клёст, лебедь, совы, воробушек, чиж, ворон, журавль, скворушка, голубь, соловушка.

23.Вставь пропущенную б/гл в корне. Составь 3 предложения, используя данные слова (окончания в словах можно менять).

Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт.
С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.

24.Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.


3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.
Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.
Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.
Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.
Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.
Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.
Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.
На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.
Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.

 

25. Выдели корень. Вставь пропущенные буквы. В скобках запиши проверочное слово.
Н_чной (___), кр_чать (____), х_лодный (____), г_лодный (____), п_сьмо (____), сл_ненок (____), м_ряк (____), с_довник (____), ч_стота (____), л_сенок (_____).
Д_машний (____), г_родок (____), в_селый (____), св_тлячок (___), т_желый (____), с_сновый (____), ч_рвяк (____), з_мля (_____), ст_кло (_____), гн_здо (____).
К_рмить (____), д_лекий (____), з_рно (____), цв_тной (____), св_стеть (____), б_льшой (____), пл_щадка (____), к_нец (____), н_чевать (____), б_жать (____).

 

26. Запиши, исправляя ошибки.

 

Я хачу бижать по зиленой трафке за катом. Кот залес на дуп. Он хател поймать варабья.

 

Тест «Безударные непроверяемые гласные» №1.

 

1. Укажите слово, в котором пропущена буква А:
1) г…товить
2) зд…ровье
3) ябл…ко
4) в…гон в поезде

2. Укажите слово, в котором пропущена буква О:
1) к…ртина
2) яг…да
3) с…лат
4) т…релка
3. Укажите слово, в котором пропущена буква И:
1) ап…льсин
2) очень вес…ло
3) д…ван
4) ж…лать

4. Укажите слово, в котором пропущена буква Е:
1) к…петь
2) см…тана
3) вас…лёк
4) вкусный п…рог

5. Укажите слово, в котором пропущена буква А:
1) к…рзина
2) р…машка
3) к…мпот
4) комн…та

6. Укажите слово, в котором пропущена буква О:
1) зерк…ло
2) манд…рин
3) с…пог
4) тр…ллейбус
7. Укажите слово, в котором пропущена буква И:
1) ул…ца
2) ч…модан
3) уч…ник
4) п…трушка

8. Укажите слово, в котором пропущена буква Е:
1) уж…н
2) кур…ца
3) об…зьяна
4) к…сель

9. Укажите слово, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
1) в…рм…шель
2) авт…м…биль
3) в…лос…пед
4) п…здр…вляю

10. Укажите слово, в котором на месте пропусков пишутся разные буквы:
1) в…р…бей
2) к…н…рейка
3) к…лб…са
4) м…к…роны

Тест «Безударные непроверяемые гласные» №2.

 

1. Укажите слова, в которых пропущена буква Е:
яичн…ца
с…годня
б…лет на поезд
изв…ните
вет…р

2

. Укажите слова, в которых пропущена буква И:
д…ревня
к…петь
картоф…ль
п…нал
учительн…ца
3. Укажите слова, в которых пропущена буква А:
чел…век
тв…рог
с…сиска
м…шина
л…пша
4. Укажите слова, в которых пропущена буква О:
кр…сиво
в…круг
л…пата
к…ртошка
зд…ровье

5

. Укажите слова, в которых пропущена буква Е:
т…традь
пом…дор
м…дведь
инт…ресно
к…лограмм

6.

Укажите слова, в которых пропущена буква А:
с…бака
сах…р
М…сква
х…ккей
…ккуратный
7. Укажите слова, в которых пропущена буква О:
б…рсук
б…гаж
г…рох
дев…чка
обл…ко
8. Укажите слова в которых пропущена буква И:
р…диска
ц…лую
за…ц
праздн…к
готов…ть

9

. Укажите слова, в которых пропущены две буквы А:
м…л…ко
м…нд…рин
кр…к…дил
к…лб…са.
продуктовый м…г…зин
10. Укажите слова, в которых пропущены две буквы О:
к…б…чок
в…р…бей
ск…в…рода
к…н…рейка
п…жалуйст…

lyuceum7-1a.ucoz.ru

Орфограмма № 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

·        Нельзя использовать данный приём проверки безударных гласных в сочетаниях РА, ЛА, так они свойственны старославянским корням. В русском языке им соответствуют ОРО,ОЛО: врата – ворота, глава-голова, сократить – короткий и др. Это нужно помнить.

·        Нельзя проверять гласную О в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида: затопить – затапливать, раздвоить – раздваивать, опоздать – опаздывать.

Необходимо проверять эту орфограмму подбором однокоренного слова: тОпка, двОе, пОздний.

·        Нельзя для проверки безударных гласных А-О в глаголах использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами

-ИВА-, -ЫВА-: смотреть – высмАтривать, молчать – умАлчивать, бросать – выбрАсывать. Правильная проверка: смОтр, мОлча, брОсить.

·        Будьте внимательны с иноязычными словами. В них проверяемые морфемы могут иметь разное происхождение. Поэтому данные слова нужно запоминать, а НЕ проверять ударением: аккомпанемент- аккомпанировать, абонемент -абонировать.

·        Правильно подбирайте проверочные слова к омонимам (словам, которые имеют разное значение):

частота- чАстый

чистота- чИстый

посидеть – сИдя

поседеть – сЕд

поласкать – лАска

полоскать – полОщет .

poznaemvmeste.ru

Орфограмма. Безударные гласные в корне слов

Здравствуйте, здравствуйте, друзья мои!

Сегодня мы с вами продолжим разговор о частях слова. Как вы думаете, для чего надо уметь находить части слова – корень, приставку, суффикс, окончание? Я думаю, большинство из вас об этом не задумывались. Кто-то ответит: находим части слова, потому что так учительница сказала и потому что так написано в учебнике.

Да, конечно. Но всё-таки, для чего же это надо? А всё дело в том, что очень часто мы произносим и слышим слова не совсем так, как их пишем. Например, говорим [падарак], а пишем подарок, или говорим [сасна], а пишем сосна. В середине слова солнце пишем букву эЛь, но звук [л’] не произносим. Да и в конце слова произносим звук [э], а иногда даже [а], но пишем букву Е. В конце слова хлеб звучит звук [п], хотя писать надо букву Б. Всё это происходит потому, что в этих словах есть орфограммы.

Что же такое «орфограмма»?

Буквенная орфограмма – это правильное написание буквы в слове по соответствующему правилу или по сложившейся традиции. А проще говоря, те буквы или сочетания букв, в которых легко можно допустить ошибку.

В каких же частях слова можно встретить орфограммы?

Например, в слове подарок мы слышим звуки [а], но пишем буквы О в приставке и суффиксе. А вот в слове «сосна» такое происходит в корне. В слове «солнце» звук [л’] отсутствует в корне, а звук [э] обозначен буквой Е в окончании. В корне слова «хлеб» пишем букву Б, а звучит [п].

То есть, как вы поняли, ошибки можно допустить в любой части слова – и в приставке, и в корне, и в суффиксе, и в окончании. А чтобы избежать ошибок, надо знать правила русского языка и уметь их применять. Но для каждой части слова есть свои правила. Так, написание приставок и суффиксов надо запоминать, а вот в корне слова часто орфограммы можно проверить. И сейчас я расскажу вам о том, как нужно проверять безударные гласные в корне слов.

Посмотрите на эти словосочетания: на столе чистота, частота пульса, примерять платье, примирять врагов, увидать в лесу лису, увядают цветы.

Ого, как много в них ошибок! Да, похоже, что без Вируса Ошибкина здесь не обошлось! Нам необходимо срочно взяться за дело – исправить ошибки как можно скорее.

Итак, рассмотрим первое словосочетание. На столе чистота.

В слове «столе», в корне, есть безударный гласный.

Вы помните, друзья мои?

В однокоренных словах гласные в корнях пишутся одинаково.

Безударные гласные в корне слов надо проверять.

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо изменить слово или подобрать проверочное однокоренное слово, в котором проверяемая гласная будет стоять под ударением.

Мы так и будем делать. Изменим слово «на столе» так, чтобы безударный гласный стал ударным. На столе – стол. Так как в слове «стол» гласный О, значит и «на столе» тоже будет писаться с гласной О.

Чистота. И здесь орфограмма – безударный гласный в корне. На столе чистота, значит, на столе чИсто. И в слове «чИстота» будет писаться гласная И, так же, как и в слове «чисто».

А вот так же звучащее слово в словосочетании «частота пульса» проверяется словом чАсто. И пишется с гласной А. ЧА-сто-та.

Примерять платье. Орфограмма в корне слова «примерять» – безударный гласный, который мы проверим словом «примерка». Значит, в корне слова «примерять» пишем букву Е.

А вот в словосочетании «примирять врагов», слово «примирять» звучит так же, как в предыдущем. Но однокоренным к нему будет не слово «примерка», а слово «мир». Поэтому в корне слова «примирять» пишем букву И.

Ну и слово «врагов». Мы проверим его, изменив слово. Враг – так звучит проверка, поэтому в корне слова «врагов» пишем букву А.

Увидать в лесу лису. Здесь орфограммы есть в каждом слове. В слове «увидать» безударный гласный в корне проверяется словом «видеть». Значит, слово «увидать» надо писать с гласной и. Увидать где? в лесу. И в слове «в лесу» есть безударный гласный в корне слова. Проверяем словом «лес». Надо писать букву Е. .

Увидать кого? лису. Безударный гласный в корне этого слова проверяем словом «лисонька». И сразу понятно, что писать надо букву И.

Увядают цветы. Каким словом можно проверить безударный гласный в корне слова «увядают»? Словом «вянут». Значит, писать будем гласную букву Я. А вот в корне слова «цветы» безударный гласный можно проверить словом «цветики». И, конечно, напишем букву Е.

Вы поняли, друзья мои? Буквы А, О, И, Е, Я, которые обозначают безударные гласные звуки в корне слова, обычно являются орфограммами, то есть в их написании можно легко допустить ошибку. Они требуют проверки.

Для того, чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

* изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

Ведь ударные и безударные звуки в разных формах одного и того же слова и в однокоренных словах обычно пишутся одинаково.

Есть, правда, слова, в которых невозможно проверить орфограммы в корне. Например, слова «ветер» и «четверг». Написание таких слов можно посмотреть в словаре и, конечно, запомнить. Ребята, подумайте, что общего у этих двух слов? Те, кто внимательно смотрел, заметили, что в каждом из этих слов по две гласные Е.

вЕ-тЕр, чЕт-вЕрг

Ну, вот и подходит к концу наш урок сегодня. Что же вам надо запомнить?

В однокоренных словах гласные в корнях обычно пишутся одинаково.

Безударные гласные в корне слов надо проверять.

Для проверки безударного гласного в корне слова надо изменить слово или подобрать проверочное однокоренное слово, в котором проверяемая гласная будет стоять под ударением.

«Чтоб развеять все сомнения

Гласный ставь под ударение!».

Ну и, конечно, запомните написание словарных слов «ВЕТЕР» и «ЧЕТВЕРГ».

А я прощаюсь с вами до следующего урока. До свидания, мои друзья!

videouroki.net

Орфограмма № 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

·        Нельзя использовать данный приём проверки безударных гласных в сочетаниях РА, ЛА, так они свойственны старославянским корням. В русском языке им соответствуют ОРО,ОЛО: врата – ворота, глава-голова, сократить – короткий и др. Это нужно помнить.

·        Нельзя проверять гласную О в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида: затопить – затапливать, раздвоить – раздваивать, опоздать – опаздывать.

Необходимо проверять эту орфограмму подбором однокоренного слова: тОпка, двОе, пОздний.

·        Нельзя для проверки безударных гласных А-О в глаголах использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами

-ИВА-, -ЫВА-: смотреть – высмАтривать, молчать – умАлчивать, бросать – выбрАсывать. Правильная проверка: смОтр, мОлча, брОсить.

·        Будьте внимательны с иноязычными словами. В них проверяемые морфемы могут иметь разное происхождение. Поэтому данные слова нужно запоминать, а НЕ проверять ударением: аккомпанемент- аккомпанировать, абонемент -абонировать.

·        Правильно подбирайте проверочные слова к омонимам (словам, которые имеют разное значение):

частота- чАстый

чистота- чИстый

посидеть – сИдя

поседеть – сЕд

поласкать – лАска

полоскать – полОщет .

poznaemvmeste.ru

Орфограмма № 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

·        Нельзя использовать данный приём проверки безударных гласных в сочетаниях РА, ЛА, так они свойственны старославянским корням. В русском языке им соответствуют ОРО,ОЛО: врата – ворота, глава-голова, сократить – короткий и др. Это нужно помнить.

·        Нельзя проверять гласную О в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида: затопить – затапливать, раздвоить – раздваивать, опоздать – опаздывать.

Необходимо проверять эту орфограмму подбором однокоренного слова: тОпка, двОе, пОздний.

·        Нельзя для проверки безударных гласных А-О в глаголах использовать глаголы несовершенного вида с суффиксами

-ИВА-, -ЫВА-: смотреть – высмАтривать, молчать – умАлчивать, бросать – выбрАсывать. Правильная проверка: смОтр, мОлча, брОсить.

·        Будьте внимательны с иноязычными словами. В них проверяемые морфемы могут иметь разное происхождение. Поэтому данные слова нужно запоминать, а НЕ проверять ударением: аккомпанемент- аккомпанировать, абонемент -абонировать.

·        Правильно подбирайте проверочные слова к омонимам (словам, которые имеют разное значение):

частота- чАстый

чистота- чИстый

посидеть – сИдя

поседеть – сЕд

поласкать – лАска

полоскать – полОщет .

poznaemvmeste.ru

Урок русского языка на тему «Знакомство с орфограммой «Безударные гласные в корне слова». 2-й класс

Цель: ознакомление с орфограммой «Буквы для обозначения безударного гласного звука в корне слова».

Задачи: формирование умения обнаруживать орфограмму в словах, опираясь на её признаки.

Ход урока

I. Анализ языкового материала.

– Назовите предметы, изображённые на картинках (дети называют слова вслух).

Учитель располагает на доске карточки

– Обозначьте ударение в словах (учащиеся получают заранее заготовленные листки со словами).

Устно подберите однокоренные слова и назовите корень (учащиеся подбирают однокоренные слова, называют корень в каждом слове).

– Ещё раз произнесите эти слова; найдите слова, в корне которых слышатся похожие безударные гласные звуки (дети называют слова трава, коза и поясняют: в этих словах слышим звук [а]).

Учитель ставит соответствующие карточки вместе и обозначает звук в скобках. Здесь и далее – в словах, где нужно, стоит ударение.

– В каких ещё словах слышатся похожие безударные гласные звуки? (дети называют слова грибы, мячи, река и поясняют: в этих словах слышим звук [и]).

Учитель ставит карточки вместе и обозначает звук в скобках.

– Мы установили, что есть слова, где слышатся похожие безударные гласные звуки.

Проблемный вопрос:

– Одинаково ли будут обозначаться эти похожие звуки на письме?

Вы предложили разные варианты написания букв, обозначающих безударные гласные звуки. Значит, мы столкнулись с новой орфограммой.

– Давайте узнаем, как пишутся эти слова.

Учитель добавляет на доску новые карточки:

– Сравните, одинаково ли обозначаются похожие звуки буквами на письме (похожие звуки обозначаются разными буквами).

II. Синтез и обобщение.

Мы познакомились с новой орфограммой.

– Как мы назовём эту орфограмму? (орфограмма называется «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).

– Назовём признаки орфограммы.

Заполнение таблицы.

– Какие признаки помогут обнаруживать её в словах на слух? (безударные гласные звуки [а] и [и]).

– Запишем в таблицу.

– Какими буквами обозначаются эти звуки на письме? ([а] – буквами а , о; [и] – буквами и, я, е).

– Запишем в таблицу.

Слышу Вижу
Безударные гласные звуки [а] и [и] или звуки, похожие на них. Буквы а о и я е, которыми обозначены безударные гласные звуки.
Место в слове – корень.

– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).

– Запишем в таблицу.

III. Ознакомление со способами проверки.

– Сегодня мы узнаем, как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова.

– Правильно определить, какой буквой обозначаются безударные гласные звуки в корне, необходимо подобрать проверочные слова.

– Посмотрите, какие слова помогут узнать, какими буквами обозначается звук [а] в словах коза, трава.

Учитель добавляет карточки с проверочными словами.

– Давайте выясним, как правильно подобрать проверочное слово.

– Сравните слова коза и козы, трава и травка. Что сделали? (в одном случае изменили форму слова, а в другом – подобрали родственное слово).

– Поставьте ударение в проверочных словах, ещё раз сравните пары слов, расскажите, что вы заметили (звук, который был безударным, в проверочном слове стал ударным).

– Попробуйте сами сформулировать, что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово для обозначения безударного гласного в корне слова (учитель выслушивает ответы детей).

– Применим этот способ и подберём проверочные слова для слов грибы, мячи, река (учитель выслушивает ответы детей и помещает на доску новые карточки).

IV. Формулирование учащимися правила.

– Повторите, что необходимо сделать, чтобы правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (нужно подобрать проверочное слово).

– Что нужно сделать, чтобы подобрать проверочное слово? (изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный звук стал ударным).

– Попробуйте сами сформулировать правило: как правильно выбрать букву для обозначения безударного гласного в корне слова? (учитель выслушивает ответы детей).

V. Работа над формулировкой правила.

– Прочитайте правило в учебнике. (Безударный гласный в корне слова проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренные).

– Как озаглавить это правило? (правило о написании букв для обозначения безударных гласных звуков в корне слова).

– Сколько частей в правиле? (две)

– Прочитайте первую часть.

– О каких признаках орфограммы здесь говорится? (безударный гласный звук, он находится в корне).

– Что говорится о способе проверки безударного гласного в корне? (говорится о том, что его нужно проверять ударным).

– Прочитайте вторую часть этого правила.

– О каких способах проверки здесь говорится? (говорится, что нужно изменить слово или подобрать однокоренное).

VI. Упражнения, направленные на формирование умения обнаруживать орфограмму в словах.

– Сегодня на уроке мы встретились с новой орфограммой. Назовите её (орфограмма – «Буквы для обозначения безударных гласных звуков в корне слова»).

– Назовите правило (правило правописания безударных гласных в корне слова).

– Какой признак поможет обнаруживать орфограмму в словах на слух? (безударные гласные звуки [а] и [и]).

– Какой ещё признак орфограммы необходимо помнить? (орфограмма находится в корне слова).

– Сейчас мы будем тренироваться «узнавать» орфограмму на слух, опираясь на её признаки.

Таблица с признаками орфограммы находится перед глазами учащихся.

Упражнение 1 (на уровне слов, зрительное восприятие).

– Произнесите слова вслух.

– Подчеркните слова, в которых есть орфограмма «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова»:

Полёт, цветок, ночник, дивный, травинка, ночной, листок, букет, ноченька

Упражнение 2 (на уровне слов, слуховое восприятие).

– Послушайте загадки, постарайтесь их отгадать, слова – отгадки произнесите вслух.

– Приготовьте сигнальные карточки: красную и синюю. Если в слове – отгадке есть нужная орфограмма, покажите красную карточку, если в слове нет орфограммы, поднимайте синюю карточку.

  • На ночь два оконца
    Сами закрываются,
    А с восходом солнца
    Сами открываются. (глаза)

  • Не дерево, а с листочками,
    Не рубашка, а сшита,
    Не человек, а рассказывает. (книга)
  • Сама ползёт,
    На себе дом везёт. (улитка)

  • Сперва блеск, за блеском – треск,
    За треском – плеск. (гроза)

  • Стоит Антошка на одной ножке,
    Где солнце встанет,
    Туда он и глянет. (подсолнух)
  • Я люблю прямоту, я сама прямая,
    Сделать ровную черту всем я помогаю.
    Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
    Угадайте-ка, друзья,
    Кто же я? (линейка)

  • Я пузырюсь и пыхчу,
    Жить в квашне я не хочу.
    Надоела мне квашня,
    Посадите в печь меня. (тесто)
  • Дом без окон и дверей
    Как зелёный сундучок,
    В нём шесть кругленьких детей.
    Называется… (стручок).

  • С неба падают зимой
    И кружатся над землёй
    Лёгкие пушинки, белые … (снежинки).

– Все вы, ребята, молодцы!

Теперь без оговорок
Поставить за урок хочу
Побольше вам… (пятёрок).

Упражнение 3 (на уровне предложений, зрительное восприятие)

Предложение записаны на доске.

Учитель предлагает учащимся упражнение с истинными и ложными высказываниями.

– Я буду говорить высказывания, если вы со мной согласны – сидите тихо, а если на согласны – хлопайте в ладоши.

На лугу трава не смята.

– Я считаю, что в этом предложении нет слов с орфограммой «Буквы для обозначения безударных гласных в корне слова.

Бурый мишка быстро залез на сосну.

– Я думаю, что в этом предложении только одно слово с новой орфограммой.

Зима – с снегами, весна – с цветами, лето – с грибами, осень – со стогами.

– Я считаю, что в этом предложении во всех словах есть орфограмма, с которой мы сегодня встретились.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

IX. Рефлексия.

Список использованной литературы:

  1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 1998
  2. Рождественский М.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 1960.
  3. Савельева Л.В. Звуки, буквы, части слова и орфограммы. Рабочая тетрадь. Москва, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.
  4. Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе.// Начальная школа. 2008, №1.
  5. Савельева Л.В. Учёт опознавательных признаков орфограмм в процессе их изучения. // Начальная школа. 1999, №12.

urok.1sept.ru

Орфограмма «Безударные гласные в корне слова»

  • Войти
  • Регистрация
  • Схемы
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Книги
    • Биология
    • География
    • История
    • Математика и алгебра
    • Медицина
    • Обществознание
    • Педагогика
    • Политология
    • Право
    • Психология
    • Русский язык
    • Социология
    • Физика
    • Философия
    • Химия
    • Экономика
    • Прочее
  • Комментарии

xn--e1aogju.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *