Ошибки в управлении в русском языке – — ,

Содержание

Нарушение управления – задание 7 ЕГЭ русский язык

Нарушение управления – ошибка, которую нужно уметь находить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.

Частным случаем нарушения управления является ошибка «Нарушение управления при однородных членах предложения».

Нарушение управления: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение управления», и исправим их.

Пример 1

Предложение:

В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.

Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).

Верный вариант:

В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.

Пример 2

Предложение:

Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.

Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.

Верный вариант:

Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.

Пример 3

Предложение:

Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.

Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».

Верный вариант:

Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.

Другие виды ошибок можно изучить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Больше разобранных примеров по 7 заданию можно найти в разделе Как решать задание 7 ЕГЭ по русскому языку.

worksbase.ru

Управление русский язык правило. Управление в русском языке: трудности и ошибки

Управление в русском языке: трудности и ошибки

Тамара

Григорьевна

ТРОФИМОВИЧ

доктор филологических наук, доцент,

заведующая кафедрой белорусского и русского языкознания

Белорусского государ­ ственного педагогическо­ го

университета имени Максима Танка

Управление в русском языке — это вид подчинительной связи слов в словосочетании, при котором главное слово требует от зависимого определённой падеж­ной формы, обусловленной лексико-грамматическим значением главного слова или смыслом высказывания. Например, глагол гордиться требует от зависимого имени существительного, местоимения или любого дру­гого субстантивированного (ставшего существительным) слова в форме творительного падежа:гордиться учениками, гордиться достижениями, гордиться родной страной

и т.д.

При управлении, как бы ни менялась форма главного слова, зависи­мое остаётся неизменным: читать книгу, читал книгу, читал бы книгу и т.д. Управление особенно характерно для глаголов, причастий и деепричастий, поэтому такие слова могут управлять несколькими зависимыми словами. Например, глагол вырезать управляет словамиснежинку (что?), из бумаги (из чего?), для сестры (для кого?) и т.д. Управлять зависимыми словами мо­гут также имена существительные (забота о родителях), числительные(пять столов), а также прилагательные, местоимения и наречия. Зависимым сло­вом в конструкциях с управлением бывает только имя существительное.

Способность слова управлять, количество слов, которым данное слово может управлять, тесно связаны с его лексическим значением, поэтому чётких схем управления нет, носители русского языка должны их просто помнить. Этим объясняются трудности в использовании словосочетаний с управлением и возникающие при этом многочисленные речевые ошибки.

Какая ошибка управления является наиболее распространённой?

На этот вопрос специалисты по культуре речи от­вечают так: наиболее распространённой ошибкой управления является неправильный выбор падежной формы зависимого имени существительного, числи­тельного или местоимения.

Оповестить родителей илиоповестить родителям? Перебой в поставках, с поставками, поставок? Избегать встречи илиизбегать встречу? Универсальной схемы поиска правильных ответов на эти и подобные вопросы не существует. Нужно запоминать, какой формы имени существи­тельного требует при себе то или иное слово. Опо­ вестить (кого?)родителей, перебой (в чём? с чем?) в поставках, с поставками, избегать

(чего?) встречи.

Обычно трудностей не возникает в тех случаях, когда реализуется так называемое сильное управле­ние. Это такой тип управления, при котором главное слово своим значением как части речи предопреде­ляет связь с определённой формой имени существи­тельного как обязательную, необходимую, без которой главное слово не может реализовать своего опреде­лённого значения: петь песню, решать задачу, строить дом, нуждаться в помощи, верить в победу и т.д.

Чаще всего сильным управлением обладают гла­голы, а также некоторые имена существительные, прилагательные и наречия: строить дом, похожий на отца, два человека и т.п.

Какие ошибки в выборе предложно- падежных форм имён существительных встречаются?

Известно, что главное слово может требовать от зависимого существительного определённых падеж­ных форм как без предлога, так и с предлогом. Не­редки случаи неверного употребления таких пред-ложно-падежных форм.

Контроль о выполнении распоряжения возложить на завуча. Бороться над недостатками в работе нужно всем вместе. Нужно требовать об учащихся выполне­ ния правил поведения. В приведённых предложениях допущены грубые речевые ошибки. Правильно: Кон­ троль за (над) выполнением распоряжения возло­ жить на завуча. Бороться с недостатками в работе нужно всем вместе. Нужно требовать от учащихся выполнения правил поведения.

В ряде случаев зависимое слово употребляется без предлога, тогда как нормативной является предложная связь. Трудности учащихся возникают при решении за дач на движение. Правильно: Трудности у учащихся возникают при решении задач на движение.

В то же время нередко можно наблюдать упо­требление предлога в тех словосочетаниях, которые в литературном языке известны как беспредложные.

Представители с фирмы навестили воспитанников детского дома. Дать ответ для родителей нужно по­ сле уроков. Прошу оплатить мне за выполненную ра боту.

Правильно:Представители фирмы навестили воспитанников детского дома. Дать ответ родите­ лям нужно после уроков. Прошу оплатить мне вы­ полненнуюработу.

Какие варианты предложного и беспредложного управления возможны?

Действительно, в языке и речи возможны вари

gk-mebel.ru

Разработка по русскому языку на тему «Виды синтаксических ошибок»

Виды синтаксических ошибок

Синтаксические ошибки возникают из-за нарушения структуры словосочетания и предложения.

Ошибки в словосочетаниях

Словосочетания в русском языке строятся на основе трех типов подчинительных связей: согласования, управления и примыкания. Примыкают только неизменные части речи и формы, этот тип связи основывается лишь на смысловых отношениях главного и зависимого слова, поэтому грамматических ошибок в таких словосочетаниях быть не может. Таким образом, синтаксические ошибки в структуре словосочетания бывают двух типов: ошибки в согласовании и ошибки в управлении.

Типы ошибок в словосочетании

1. Ошибки в согласовании. Чаще всего ошибки в согласовании возникают вследствие невнимательности при переписывании текста, особенно если грамматическая структура фразы была изменена при редактировании. Увеличивает шансы на появление таких ошибок и чрезмерное усложнение фразы, особенно если определение выражено причастным оборотом и включено в однородный ряд.

1) Согласование определения и определяемого слова.

Растет интерес к творчеству писателей, подвергшихся гонениям. (писателей каких? подвергающихся гонениям).

Кутузов предстает перед нами человеком большого ума, умеющего видеть и признавать свои ошибки (человеком каким? умеющим видеть…).

2) Согласование приложения и определяемого слова.

Кроме комедии «Горя от ума» ни одно из произведений, созданных Грибоедовым, не стало знаменитым (вм.

кроме комедии «Горе от ума»: названия произведений являются несогласованными приложениями и не изменяются при изменении определяемого слова).

Почему эту комедию ставят и по сей день, а зрители вновь сопереживают героям «Горе от ума»? (вм. …героям кого? чего? — «Горя от ума»: в данном случае «Горе от ума» не является приложением, поскольку определяемое слово отсутствует).

2. Ошибки в управлении. Управление — такой вид связи, при котором главное слово требует от зависимого определенной падежной формы. Ошибки в управлении связаны с неверным выбором формы падежа или предлога, пропуском необходимого предлога или употреблением предлога в словосочетании, где его быть не должно. Часто ошибки в управлении возникают под влиянием аналогии (синонимы ил однокоренные слова, требующие разных предложно-падежных форм). Иногда ошибки в управлении возникают вследствие изменения первоначального замысла и редактирования предложения.

1) Выбор неверной предложно-падежной формы управляемого слова.

Статуи, дворцы навевают в поэтессе грусть об ушедшем времени. (Ср.: навевают на кого?)

И по сей день мы преклоняемся честности и благородству Чацкого. (Ср.: преклоняться перед чем?)

2) «Нанизывание» падежей

Читатель не может не испытывать обаяния героинь произведений Пушкина (…испытывать (чего?) обаяния (кого?) героинь (чего?) произведений (кого?) Пушкина).

3) Неверные смысловые связи из-за неудачного порядка слов.

Мы читали описание фашистских зверств Ильи Эренбурга.

Нельзя не восхищаться женским характером Пушкина.

Ошибки в предложении

Ошибки в предложении группируются в соответствии со структурными типами предложений. Выделяются ошибки в простом предложении, в сложном предложении и ошибки в предложениях с цитатами.

Типы ошибок в простом неосложненном предложении

1. Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого в числе:

Ошибочное согласование в результате недостатка внимания

Фамусову неважно, соответствует ли его родственник служебному месту, главное, чтобы его люди были пристроены (вм. родственник соответствует).

— Подлежащее — собирательное существительное

Современная молодежь, к сожалению, не читают классическую литературу (вм. молодежь не читает. Сказуемое при подлежащем — собирательном существительном ставится в единственном числе).

Подлежащее со словами большинство, часть

Большинство сейчас предпочитают классике любовные романы. (вм. большинство предпочитает).

Подлежащее — вопросительное, относительное или неопределенное местоимение (кто, кто-то)

Те, кто встали на путь зла, обречены на поражение. (вм. кто встал. Подлежащее требует сказуемого в единственном числе).

Подлежащее с уточняющими или сравнительными оборотами

Мы можем заметить, что Молчалин, как и Скалозуб, и Платон Михайлович, Наталья Дмитриевна, ровесники Чацкого и вполне могли бы явиться сторонниками его идей. (вм. Молчалин… мог бы явиться… Сказуемое согласуется только с подлежащим, а не с однородными членами внутри сравнительного оборота).

2) Ошибочное согласование подлежащего и составного именного сказуемого в роде.

Для Чацкого становится очевидным собственная неприязнь ко всем этим людям (вм. становится очевидной неприязнь)

3) Неверное построение грамматической основы в результате смешения двух разных структур.

Развязкой конфликта общественного в комедии происходит в 21 явлении (Ср.: развязка происходит в 21 явлении + развязкой становится сцена в 21 явлении.)

2. Пропуск обязательного члена предложения.

1) пропуск подлежащего

И все же, я думаю, не напрасно — голос Чацкого получил резонанс (не напрасно — что?).

2) Пропуск сказуемого

Фамусов Софье: «Сама его безумным называла». (Подобными конструкциями оформляются ремарки в пьесе, но они неуместны в тексте сочинения).

3) Пропуск определения

Теперь Чацкий понимает, кому он обязан вымыслом о сумасшествии (о сумасшествии чьем?)

4) Пропуск дополнения

Пущенная Софьей и подхваченная сплетня стремительно распространяется среди гостей, не вызывая почти ни в ком тени сомнения (подхваченная кем?)

5) Пропуск обстоятельства

С первых минут своего пребывания он (Чацкий) начинает отпускать колкости в адрес гостей (пребывания где?).

3. Неверный порядок слов в предложении

1) Перестановка членов предложения.

Что мещало Татьяне оставить старого лысого мужа-инвалида и завести себе любовника в качестве Онегина? (Без комментариев)

2) Разрыв цельной грамматической конструкции

Это образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделенной любви (страдающей от неразделенной любви — причастный оборот, который должен стоять до или после определяемого слова женщины).

3) Неверное расположение частиц

Великий трагик бывал у актрисы в гостях и даже посвятил ей стихотворение. (вм. даже посвятил ей стихотворение).

4) Парцелляция. Это оформление части предложения как самостоятельного предложения. Парцелляция возможна как в простом, так и сложном предложении. Чаще всего отрывается от предложения:

а) однородные сказуемые:

Все это Толстой сделал, чтобы современник открыл для себя личность Петра I, понял его реформы. По достоинству оценил.

б) сравнительные обороты:

Скалозуб — карьерист. Как и Молчалин, который от «образцового» Максима Петровича перенимает приемы продвижения по службе и отличается от него только ничтожным положением секретаря.

в)придаточные предложения:

Отказ Онегина был бы смертельным ударом для Татьяны. Если бы не ее мужество.

Типы ошибок в простом осложненном предложении

1. Ошибки в предложениях с однородными членами

1) объединение в ряд однородных членов логически несопоставимых понятий

Объединение в однородный ряд слов, обозначающих родовые и видовые отношения.

В восстановлении разрушенного хозяйства больших успехов добились рабочие фабрик, заводов и промышленных предприятий. (Фабрики и заводы — это и есть промышленные предприятия)

— Объединения слов, далеких по значению.

Взобравшись на курган, Пьер увидел свиту Кутузова и красоту зрелища.

2) Неодинаковое морфологическое оформление одно родных членов

— Неверный падеж одного из однородных дополнений

Чацкий рвется к «свободной жизни», к «занятиям наукой и искусством», «службы делу, а не лицам».

Рассогласование однородных членов с обобщающим словом.

Автор наделяет Кутузова редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота. (вм. справедливостью, благородством, простотой)

Однородные дополнения — существительные и инфинитив

Татьяна Ларина любила природу и читать французские романы.

Однородные именные части сказуемых — краткие и полные прилагательные

Он был тоненький, худенький и несколько глуповат.

Однородные именные части сказуемых — существительное и прилагательное

Во всех своих рассказах Чехов высмеивал тех, кто был хамелеоном и тщеславен.

— Однородные обстоятельства — деепричастия и наречия

Чацкий любит Софью страстно и не задумываясь над ее чувствами к нему.

3) Неверное употребление союзов, соединяющих однородные члены

Пропуск необходимой части повторяющегося или двойного союза

Его не интересует состояние Чацкого, ни даже чувства собственной дочери, его беспокоит только одно: «Ах! боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!». (вм. ни состояние Чацкого, ни чувства собственной дочери).

Двойной союз, соединяющий неоднородные понятия

Не только героизм Корчагина проявляется в бою, но и в мирные дни. (вм. не только в бою, но и в мирные дни).

4) Нарушение норм синтаксической сочетаемости однородных членов с общим зависимым компонентом

Тихон избавиться от чувства страха и зависимости перед женой. (Ср.: страха перед кем? зависимости — от кого?).

5) Неодинаковое синтаксическое оформление однородных членов.

Мне бы хотелось раскрыть образ Чацкого и почему его можно считать героем нашего времени.

6) Смешение ряда однородных членов и обособленных предложений

Чацкий является представителем типического меньшинства, к которому можно присоединить князя Федора, химика-ботаника, двоюродного брата Скалозуба. (Так сколько героев можно отнести к представителям типического меньшинства?)

2. Ошибки в предложениях с обособленными членами

1) Ошибки в предложениях с причастными оборотами

Нарушение согласования причастия с определяемым словом

В поэма «Мцыри» рассказывается о судьбе несчастного мальчика, отданного на воспитание монахам и тосковавшем по свободной жизни.

Отрыв обособленного определения, выраженного причастным оборотом, от определяемого слова.

Но сколько нечестных людей работают в органах власти, получивших прекрасное образование.

Включение определяемого слова в середину причастного оборота.

Жителям пострадавшего района от засухи была оказана помощь. (вм. района, пострадавшего от засухи или пострадавшего от засухи района).

2) Ошибки в предложениях с деепричастными оборотами

Деепричастные обороты, не соотнесенные по смыслу с подлежащим

Переводя на другой язык афоризмы Грибоедова, они потеряют свою остроту. (Деепричастие должно обозначать действие того же субъекта, который выполняет действие, обозначенное глаголом — сказуемым, Ср.: потеряют афоризмы; переводят — ?)

— Деепричастные обороты, не соотнесенные по смыслу со сказуемым

Противостоять ей он (Горич) не может, хотя сознает свое трагическое положение: «Бал вещь хорошая, неволя-то горька», — под неволей подразумевается супружество. (Сознает… подразумевая — сказуемое и деепричастие не соотнесены по смыслу)

infourok.ru

«Типичные ошибки в формах согласования и управления, пути их устранения»(10-11 классы)

11 класс. Подготовка к ЕГЭ

Типичные ошибки в формах согласования и управления,

пути их устранения.

М.О.Таубикова, МОУ-СОШ №22 п. Беркакит РС (Якутия)

1.В последние годы остро встал вопрос о речевой культуре подрастающего поколения.

Каждый раз, как учитель русского языка и литературы, думаешь о том, как сдать ЕГЭ, как совершенствовать речь учащихся, не забывать об орфоэпических и грамматических нормах литературной речи, ее экспрессивных возможностях.

Нарушение синтаксических норм – одна из распространенных ошибок в речи современных носителей русского языка. Так, при анализе письменных работ школьников, нередко можно наблюдать ошибки в форме согласования и управления частей речи.

С лицом исчерченном вместо исчерченным морщинами…. Ключ бьет из расселины берега, превратившийся (вм. превратившегося) в небольшой овраг. Оплатить за квартиру (вм. внести оплату за квартиру или заплатить квартплату).

Появление ошибок обусловлено, прежде всего, неумением говорящих устанавливать связи между членами предложения, частями текста, а также сложностью выбора формы управления.

2.Управление – факт не только грамматики, но и лексики. Форма здесь неразрывно связано с содержанием и возможностями конкретного слова.

Так, можно уделять (оказывать) внимание кому? чему? Проявлять внимание к кому? к чему? Сосредоточивать (акцентировать, заострять, останавливать) внимание на ком? на чем?

При составлении подобных словосочетаний важно учитывать три момента:

  1. Выбор падежной формы зависимого слова

  2. Наличие или отсутствие предлога в структуре словосочетания

  3. Семантику словоформ

Например, чтобы показать, что действие, названное глаголом, распространяется на определенный объект, этот объект при одних глаголах должен быть выражен сущ. в В. п без предлога(писать письмо), при других – в П. п. с предлогом о (вспомнить о письме).

Место осуществления действия также может быть выражено по-разному: жить в Поволжье – жить на Урале, уехать в Крым – уехать на Кавказ.

3.Правильный выбор предложно-падежной формы зависимых слов играет важную роль при создании синтаксических конструкций.

В современной речи можно выделить типичные ошибки при составлении словосочетаний со связью управления:

  1. Замена беспредложных конструкций сочетаниями с предлогом: жажда в деятельности вм. жажда деятельности, уделить внимание на орфографию

вм. уделить внимание орфографии и.т.д.

  1. Употребление беспредложных конструкций на месте предложных словосочетаний: Отличать звук и букву вм. Отличать звук от буквы.

  1. Неправомерное расширение сферы управления того или иного предлога: отметить о недостатках, полагать о достоинствах и.т.д.

  1. Неправильный выбор предлога: скучать за ним вм. скучать о нем.

Основными причинами подобных ошибок являются смешение слов-паронимов, невнимание к значению предлога и конструкции в целом.

Например, типичная ошибка обоснованный на фактах появилась под влиянием конструкции со словом-паронимом основанный на фактах. Распространение словосочетаний отзыв на книгу и рецензия о книге стало возможным в результате смыслового и формального объединения правильных конструкций отзыв о книге и рецензия на книгу. Активное использование предлога «о» при беспредложных конструкций объектных глаголах связано с распространением значения «говорения» на глаголы, в которых этот компонент семантики отсутствует или находится на втором плане, ср.: говорить о недостатках, спорить о достоинствах и т.п.

4.Чтобы избежать ошибок в формах управления, необходимо различать не только лексическое значение слов, но и грамматическое содержание конструкций.

Например, словосочетание обеспечить кого (что) чем значит: снабдить в достаточных размерах (обеспечить Вооруженные Силы надежной сменой) – обеспечить кому (чему), что значит : сделать что-нибудь несомненным, гарантированным (обеспечить больному хороший уход), отличие конструкций купить молоко от словосочетания купить молока состоит в том, форма Р.п. обозначает распространение этого действия на часть объекта, тогда как В.п. указывает, что действие переходит на весь предмет.

При выборе предлога важно учитывать также присущие ему оттенки значения.

Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимичные предлоги: ввиду, вследствие, по причине, благодаря и др. Следует говорить: ввиду предстоящего отъезда, а не вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет).

5.Особую группу ошибок составляет нарушение стилистических норм словообразования при использовании предлогов в речи.

Так, неуместным оказывается употребление в разговорном стиле книжных производных предлогов ввиду, вследствие и.т.д. Например, комично звучит объяснение учащегося, что не выучил заданный параграф ввиду плохого самочувствия.

Вывод: Для устранения подобных недостатков требуется систематическая и целенаправленная работа.

6. Контроль над устной речью учащихся обязательно должен сопровождаться регулярными тренировочными упражнениями. Так, важную роль в формировании навыков правильного согласования имен прилагательных и причастий с определяемым словом играет

синтаксический разбор предложения

К сожалению, нередко основной акцент делается на правильном выделении членов предложения, и не обращают внимания на постановку вопросов между ними, тогда как последнее позволяет установить логические связи между элементами синтаксической конструкции, их взаимообусловленность, выяснить, к какому слову в предложении относятся определяющие компоненты.

Кроме синтаксического разбора можно предложить индивидуальные задания: вставить пропущенные буквы, согласовать приведенные в скобках имена прилагательные (причастия) с определяемыми словами.

6.Если работа по устранению ошибок в согласовании требует в основном тщательности при синтаксическом разборе предложений, то устранение ошибок в управлении предполагает последовательную, поэтапную работу, необходимость сочетать лексические и грамматические задания.

Можно предложить такие задания: составить словосочетания со связью управления из предлагаемых слов, исправить ошибки в аналогичных конструкциях…

Полезными будут задания, связанные с различением слов-паронимов:

  1. Составить синонимичные ряды для паронимов:

  2. Искусный – умелый, квалифицированный, виртуозный, артистичный.

Искусственный – поддельный, ненастоящий, ненатуральный.

  1. Подобрать антонимичную пару к каждому из паронимов:

  2. Нестерпимый – терпимый, слабый.

  3. Нетерпимый – сдержанный, уживчивый.

  4. Определить паронимы по толкованиям их значений: Грубый, невоспитанный человек – малообразованный, малосведущий человек (невежа – невежда).

  5. Составить предложения с паронимами, объясняя разницу в их значении: эффектность – эффективность, жестокость – жесткость и.т.д. Представленное в статье решение кажется проблемным (проблематичным).

7. Подобная система заданий призвана устранить недостатки в речи школьников, расширить их активный словарный запас. А это – одна из актуальных задач учителя-словесника на современном этапе преподавания русского языка в школе, так как от состояния культуры речи современной молодежи будет зависеть культурный уровень будущих поколений.

infourok.ru

ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ — это… Что такое ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ?


ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ

ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ.

Разновидность синтаксических ошибок, состоящих в выборе формы управляемого слова (существительного, местоимения), не соответствующей синтаксической норме (например, «заведующий кафедры», вместо «заведующий кафедрой»). Данный тип ошибок типичен для изучающих иностранный язык, а в речи носителей языка характерен для детской речи и просторечия; в последнее время все чаще встречается в текстах средств массовой информации и в публичных выступлениях.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ОШИБКИ В СОГЛАСОВАНИИ
  • ОШИБКИ ГРАММАТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

Смотреть что такое «ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ» в других словарях:

  • ГРАММАТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — ГРАММАТИКО СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Разновидность грамматических ошибок, связанных с нарушениями в построении словосочетаний и предложений. К подобным ошибкам относятся: 1) ошибки в согласовании, 2) ошибки в управлении, 3) ошибки в выборе порядка… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ЦЕНА ОШИБКИ — – значимость ошибок, как для деструктивных, так и для конструктивных процессов, связанных с функционированием человека. Ц. о. соотносится с быстротой обнаружения ошибки, допущенной человеком, возможностью ее устранения и последствиями ошибочного… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ошибка, -и в управлении —   В морфологической и синтаксической стилистике: речевая ошибка, возникающая из за неправильного выбора управляемой формы в словосочетании. Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного …   Учебный словарь стилистических терминов

  • Точность (в автоматич. управлении) — Точность системы автоматического управления, одна из важнейших характеристик систем автоматического управления (САУ), определяющая степень приближения реального управляемого процесса (УП) к требуемому. Отклонение УП от требуемого вызывается… …   Большая советская энциклопедия

  • Психология контроля в управлении — Управление неотделимы от контроля за деятельностью подразделений и отдельных сотрудников и оценки ее результатов. Они выполняют функцию обратной связи, без которой управление существовать не может, обеспечивая получение информации о ходе и… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Контроль в обучении — абитуриент тест, айзенка тест, анализ ошибок, анализ речи компьютером, анализ урока, анкета, анкетирование, баллы оценочные, валидность теста, векслера тест, гиперкоррекция, грамматико морфологические ошибки, грамматико синтаксические ошибки,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Авиационная катастрофа — Авиационное происшествие с человеческими жертвами (катастрофа)  авиационное происшествие, приведшее к гибели или пропаже без вести одного или более человек, находящихся на борту воздушного судна (пассажиров или членов экипажа). К катастрофам …   Википедия

  • Авиакатастрофа — Авиационная катастрофа авиационное происшествие, приведшее к гибели людей обломки самолёта Ту 154,после крушения 4 июля 2001 года а Иркутске Крушение цеппелина Гиндербург,одна из самых знаменитых авиакатастров 20 века Содержание …   Википедия

  • Деиндустриализация — (de industrialization) Существенное падение значения обрабатывающей промышленности в экономике промышленно развитой страны, столь глубокое, что экономика этой страны становится неконкурентоспособной в отношении соседних стран. Причинами… …   Словарь бизнес-терминов

  • Мишин, Василий Иванович — (р.12.02.1925) спец. в обл. соц. филос. и прикладной социол.; д р филос. наук, проф. Род. в с. Лепня Нижегородской обл. Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф т МГУ (1951), асп. там же (1954). С 1954 по 1991 (с перерывом в 1974 1976,… …   Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Хороший плохой босс. Наиболее распространенные ошибки и заблуждения топ-менеджеров, Купер Кэри. О работе руководителей и топ-менеджеров существует много мифов: «лидерами рождаются», «вся власть сосредоточена наверху», «на самом деле женщины не хотят руководить», «быть начальником… Подробнее  Купить за 467 руб
  • Хороший плохой босс Наиболее распространенные ошибки и заблуждения топ-менеджеров, Купер К., Стерн С.. Про работу руководителей и топ-менеджеров существует много мифов: «лидерами рождаются», «вся власть сосредоточена наверху», «на самом деле женщины не хотят руководить», «быть начальником… Подробнее  Купить за 458 руб
  • Хороший плохой босс. Наиболее распространенные ошибки и заблуждения топ-менеджеров, Кэри Купер. Oработе руководителей и топ-менеджеров существует много мифов: «лидерами рождаются», «вся власть сосредоточена наверху», «на самом деле женщины не хотят руководить», «быть начальником сложно»… Подробнее  Купить за 379 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ОШИБКИ В УПРАВЛЕНИИ» >>

methodological_terms.academic.ru

Что такое в русском языке управление? Особенности и нормы управления в русском языке

Что такое управление в русском языке? Над этим вопросом наверняка задумывался почти каждый активный пользователь программы «Ворд» или любого другого текстового редактора.

Почему? Да потому, что эти программы часто выдают сообщения об ошибках в управлении. В русском языке существует множество правил, которые недостаточно подробно рассматриваются на школьных уроках. Поэтому данные сообщения, появляющиеся на экране компьютера, нередко вызывают недоумение.

Настоящая статья поможет разобраться в этом непростом, на первый взгляд, вопросе. Материал будет полезен широкому кругу читателей: от школьников до людей, для которых русский язык входит в сферу профессиональных интересов. А тем, кто уже знаком с понятием связи управления, будет полезно повторить определения и правила. Настоящая статья может служить прекрасным подспорьем и в этом случае.

Словосочетание

Тема «Управление глаголов в русском языке» относится к большому разделу, называемому синтаксис. Как известно, эта часть науки посвящена словосочетаниям, предложениям и фразам, то есть различным группам единиц языка.

Связь с морфологией

Но, изучая синтаксис, нельзя обойти стороной и другой раздел языкознания — морфологию. Они тесно связаны между собой. В словосочетаниях изменение одного из их компонентов нередко влечет трансформацию другого. При употреблении различных глаголов с одним и тем же существительным, последнее часто меняет свою форму, то есть число и падеж.

А это напрямую связано с морфологией — разделом о составных частях слов. Так как именно по окончаниям судят о принадлежности к тому или иному падежу, числу и так далее.

Структура словосочетания

Чтобы разобраться в вопросе «Что такое управление в русском языке», необходимо сначала поговорить о некоторых элементарных понятиях, без которых дальнейшее изучение данной темы было бы крайне затруднительным.

Итак, прежде всего, следует повторить определение словосочетания. Так называют группу из двух и более слов. Одно из них обычно является главным, а остальные — второстепенными или зависимыми.

Отношения, которые существуют между компонентами этой структуры называются связью. Она бывает трех типов. Все они будут кратко рассмотрены в предлагаемом вашему вниманию материале. Один из них разобран более подробно.

Поэтому отдельный раздел статьи носит название «Что такое управление в русском языке?».

Полное взаимопонимание

Так можно охарактеризовать тип связи, который называется согласованием.

дружеское рукопожатие

Например, в словосочетании «голубые замшевые туфли» присутствуют три составных элемента: существительное и два прилагательных. Главным здесь можно назвать слово «туфли», так как именно о них идет речь.

голубые замшевые туфли

Но это разделение носит скорее формальный характер.

На самом же деле, все члены словосочетания в одинаковой степени зависимы друг от друга. Они имеют сходную форму, то есть род, число и падеж. Для лучшего усвоения материала следует проанализировать эти характеристики. Все три слова представлены в именительном падеже, множественном числе и мужском роде. Если один из компонентов изменит свою форму, то же самое произойдет и с двумя другими. В случае, когда главное слово будет иметь единственное число, второстепенные приобретут такую же форму. Как будет выглядеть фраза в этом случае? Она приобретет следующий вид: «голубой замшевый туфель». Как можно заметить, все слова изменили число, а значит, и окончания.

Второй вид

Прежде чем приступить к разбору вопроса об управлении в русском языке, логичным было бы уделить внимание и другим типам связей, для того чтобы сравнить их между собой. Итак, второй вид носит название «примыкание». Обычно оно представлено глаголом с деепричастием или причастием. Для наглядности стоит привести пример. Слушают внимательно.

внимательно слушать

Здесь главное слово — это глагол. Если изменить его вид, это никак не повлияет на второстепенный элемент конструкции. Вот пример такого управления в русском языке.

Слушает внимательно, слушал внимательно, будет слушать внимательно. В любом случае второстепенное слово остается неизменным — «внимательно». Такими же свойствами обладает любое словосочетание, построенное по принципу примыкания.

Что такое управление в русском языке?

Теперь настало время приступить к рассмотрению главной темы настоящей статьи. Управлением в русском языке называется такой вид словосочетаний, в котором главный элемент требует от подчиненного определенной формы, то есть числа, падежа, времени и так далее.

символ управления

Чаще всего такими качествами обладают конструкции «глагол плюс существительное». Здесь основной член может изменять свою форму, но второстепенный, несмотря на это, всегда будет оставаться неизменным.

часовой механизм

Управление глаголов в русском языке можно проиллюстрировать следующим примером. В словосочетании «любоваться закатом» глагол требует от существительного определенной формы — оно обязательно должно стоять в творительном падеже, отвечать на вопрос «Кем?» или «Чем?».

любоваться закатом

В данном случае число у этого элемента словосочетания может быть как единственным, так и множественным.

Предлоги

Но не только соблюдения определенной формы требует от второстепенного члена главный в словосочетании, построенном по типу управления.

В некоторых случаях при подчиненном элементе обязательно должен находиться предлог. Например, описывая действие человека, остановившего свой взгляд на каком-либо предмете, следует сказать, что он глядит на что-нибудь. Предлог здесь обязателен.

В орфографических словарях, в статьях, посвященных глаголам, почти всегда указывается предлог (если он необходим) и падеж, в котором должно стоять существительное, употребленное с данным словом.

Этот вид связи, по мнению большинства филологов, является самым сложным в русском языке. В английском и немецком языках, а также некоторых других, дела обстоят похожим образом. Поэтому словарные статьи о глаголах часто содержат необходимые дополнительные сведения, помогающие правильно их использовать.

Типичные ошибки

При использовании связи «управление» в русском языке, как было сказано выше, возникает больше всего ошибок в словосочетаниях. Но в основном эти погрешности сводятся всего к двум типам. Первый из них — ошибки в использовании предлогов, а второй — неправильное употребление падежей.

В словосочетании «любоваться природой» многие допускают ошибку, употребляя существительное с предлогом «на». Отчего это происходит? Если неверный вариант набрать в популярном текстовом редакторе «Ворд», то программа «увидит» данную ошибку и выдаст пояснение, в котором содержится информация о том, что глагол «любоваться» требует от подчиненного ему существительного винительного падежа, а также употребления без предлога «на».

логотип ворда

Еще в этом комментарии будет названа причина, по которой чаще всего совершаются подобные ошибки: правила употребления данного глагола часто путают с теми, что существуют для слова «смотреть».

Оно действительно требует от существительных присутствия предлога «на» в некоторых случаях. Исключения составляют следующие примеры управления в русском языке: «смотреть кино», » глядеть в оба» и некоторые другие.

Путаница в правилах

Как уже было сказано, несоблюдение норм управления в русском язык происходит , в основном, из-за подмены правил. То есть, если слово употребляется не в том падеже и не с тем предлогом, как того требует правило. Нередко применяется форма близкого по значению понятия. Например, во фразе «фотографироваться в анфас» предлог «в» является лишним. Многие допускают ошибку из-за того, что подобная конструкция со словом «профиль» является нормой. Но, согласно правилам русского языка, нужно говорить «сфотографироваться анфас».

Подмена может происходить и в однокоренных словах, являющихся различными частями речи.

Сравните:

«Удивляться здоровью», но «удивлен здоровьем». «Рассердиться на неуместную шутку», но «рассержена неуместной шуткой».

Несоблюдение норм управления в русском языке часто допускается при несовпадении правил для одного и того же слова в различных значениях.

Причины ошибок

Для большей наглядности стоит привести пример управления в русском языке: «гарантия на успех». Это словосочетание содержит ошибку. Предлог «на» с данным существительным может употребляться, только если оно обозначает документ. Например, «гарантия на технику».

Заключение

Примеры, приведенные в статье, служат доказательством того, что способ «управление» в русском языке является самым сложным видом связи. Именно в таких словосочетаниях допускается больше всего ошибок. Поэтому при возникновении затруднений в управлении глаголов в русском языке следует пользоваться орфографическим словарем, чтобы не допустить досадных оплошностей.

fb.ru

§ 43. Ошибки в управлении, связанные с многозначностью слова

Сопоставляя сочетания служба быта и служба народу, мы видим, что выбор падежной формы под­чиненного слова зависит от значения управляющего слова. В первом случае слово служба означает ‘от­расль, отдел, разновидность производства; учрежде­ние, ведающее какой-л. специальной областью ра­боты’, во втором случае служба называет действие по значению глагола служить — ‘выполнение опре­деленных обязанностей, род занятий, производимых для кого-л.’. В первом случае слово служба управля­ет формой родительного падежа подчиненного су­ществительного, во втором — формой дательного па­дежа. Смешение значений ведущего слова и форм управляемых существительных обычно воспринима­ется как речевая ошибка.

У п раж н е н и я

78. Раскройте скобки: выберите нужную форму.

1. Победители конкурса будут удостоены (звания, званием) лауреатов и дипломантов. 2. Обвиняемый не удостоил свидетелей обвинения (ни взгляда, ни ответа; ни взглядом, ни ответом). 3. Отдел службы (языка, языку) стал в газете постоянным. 4. Вся наша деятельность направлена на благо (народа, народу). 5. Хочется предупредить (от ошибок, об ошибках), которые допускались на комбинате.

  1. Руководство (производственной практики, про­изводственной практикой) осуществляется штатными сотрудниками издательства. 7. Руководство (завод­ского комитета, заводским комитетом) народного контроля избирается на конференции. 8. Дивизию направили в распоряжение командования (фронта, фронтом). 9. На смену (старых станков, старым стан­кам) приобретены новые.

§ 44. Ошибки в управлении при синонимах

Смешение предложных конструкций, в которых в качестве управляющих слов используются близкие по смыслу слова,— одна из наиболее частых речевых ошибок. Так, слово озабоченность употребляется в сочетании с формой творительного падежа сущест­вительного без предлога: озабоченность делами

<мыслями, состоянием здоровья>. Отвлеченное существительное озабоченность образовано от слова озабоченный — первоначально страдательного при­частия от глагола озаботить; оно сохраняет форму управления, присущую глаголу (озаботить чем-либо). Под влиянием близких ему по значению слов бес­покойство, забота, тревога, выступающих в сочетании с предлогами о и за (забота о чем-либо, тревога за кого-либо), слово озабоченность ошибочно употреб­ляют в сочетании с теми же предлогами. Неправиль­но: Это должно вызвать особую озабоченность о качестве (следует: качеством) уборки; В совхозе пока не чувствуется озабоченности за судьбу (еле*- дует: судьбой) нового урожая. Смешение предложно­падежных конструкций можно наблюдать и в соче­таниях оплатить за что-либо, оплата за что-либо, воз­никших под влиянием сочетаний платить за что-либо, плата за что-либо. Глагол оплатить управляет формой винительного падежа существительного без предло­га: оплатить проезд <.расходы>.

Упражнения

  1. Укажите ошибки в управлении, связанные с употреблением

синонимов. Как возникли эти ошибки? Исправьте предложения.

1. Не приходится доказывать о том, как важно вовремя провести снегозадержание. 2. Прошу дать разъяснение о том, положен ли двухмесячный отпуск административным работникам техникумов. 3. Высту­павшие не раз отмечали о том, что мастерские не обеспечивают качественного ремонта машин. 4. Один из отделов магазина предназначен изделиям мест­ной промышленности. 5. Хочется предупредить от ошибок, которые допускаются на отдельных предприя­тиях. 6. В Доме культуры состоялся семинар с аги­таторами поселка. 7. Назовем основные показатели, за которые спорят работники управления. 8. Оплата за руководство производственной практикой произ­водится в соответствующем проценте к месячному за­работку. 9. Бетонщикам особенно сильно допекают подпочвенные воды. 10. Старший преподаватель Иванов был прикомандирован в одногодичную аспи­рантуру.

studfile.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о