Основания для классификации – определение, классификация и номенклатура. Общие методы получения и химические свойства оснований. Щелочи

Содержание

Классификация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 марта 2017; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 марта 2017; проверки требуют 22 правки.

Классифика́ция, также классифици́рование (от лат. classis «разряд» и facere «делать») — понятие в науке (в философии, в формальной логике и др.), обозначающее разновидность деления объёма понятия по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём родового понятия (класс, множество) делится на виды (подклассы, подмножества), а виды, в свою очередь делятся на подвиды и т.д.

Классификация широко применяется как в науке (особенно, в естественных науках), так и в практической деятельности, причём научные классификации отличаются более устойчивым характером, поэтому сохраняются долгое время[1][2]. Например, классификация химических элементов, созданная Д. И. Менделеевым продолжает дополняться по сей день. В классификации важное значение имеет выбор основания (критерия, признака) деления предмета. Основание может быть существенным и несущественным. Классификация выполненная по существенному признаку называется естественной, классификация выполненная по несущественному признаку — искусственная (или,

вспомогательная) классификация[3]. Одна из трудностей, которая возникает при классификации является переходная форма[4]. Например, при классификации прав и свобод человека и гражданина свобода слова может быть отнесена как к естественным (врождённым) правам, так и к политическим правам.

Правила классифицирования (деления объёма понятия)[править | править код]

Так как классификация является разновидностью деления понятия, то ей присущи все правила, используемые при операции деления объёма понятий[3].

  1. Как и при делении, классификацию необходимо проводить только по одному конкретному основанию. Если данное правило будет нарушено, то произойдёт пересечение понятий[5]. Например, в делении «Бумага делится на белую, чёрную, толстую, тонкую» допущена ошибка, так как деление произведено не по одному основанию, а сразу по двум. То есть, первое основание — цвет, вторым основанием является толщина. Так, бумага может быть белой и толстой, черной и тонкой, или наоборот.
  2. Необходимо соблюдать соразмерность деления[5][6], т.е. сумма членов классификации должна равняться объёму родового понятия (класса, множества). Возможные ошибки при несоблюдении данного правила:
  • Неполная (узкая) классификация. То есть объём видовых понятий в результате классификации не исчерпывают объём делимого понятия. Например, в классификации «Литературные жанры по содержанию делятся на трагедии, комедии, ужасы» не указан жанр — драма.
  • Классификация с лишними видовыми понятиями. Примером данного вида ошибок является деление «Компьютеры делятся на настольные, мобильные, переносные и персональные», в котором «персональные» компьютеры является лишним видовым понятием.
  1. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
  2. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным[6].9
  1. ↑ Асмус В. Ф., 1947, с. 62.
  2. ↑ Гетманова А. Д., 1995, с. 52.
  3. 1
    2 Гетманова А. Д., 1995, с. 50.
  4. ↑ Гетманова А. Д., 1995, с. 51.
  5. 1 2 Гетманова А. Д., 1995, с. 47.
  6. 1 2 Кондаков Н. И., 1975, с. 248.

1. Классификация. Основные положения, базовые понятия. Методы классификации, их достоинства и недостатки

классификация — это разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект классификации — это элемент классифицируемого множества. В международной торговле таким элементом выступает товар. При осуществлении классификации широко используются такие понятия как признак классификации и значение классификационного признака, которые позволяют установить сходство или различие объектов.

Признак классификации — это свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация. Признак классификации имеет также синоним —

основание деления. Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации.

Методы классификации — это совокупность приемов разделения множества объектов, планомерный подход к их разделению на подмножества.

В науке известны три метода классификации объектов: иерархический, фасетный, дескрипторный. Эти методы различаются разной стратегией применения классификационных признаков.

Иерархический метод характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества. То есть все образуемые по этому методу подразделения составляют единую систему классификации распределяемого множества со взаимосвязанными подразделениями, единое целое, в котором все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены.

В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку положена ступень классификации.

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Таким образом, распределение множества объектов на части (группы) только по одному признаку называется

классификационной группировкой.

Для эффективного использования иерархического метода классификации необходимо выполнение следующих правил:

1. Деление множества следует начинать с наиболее общих признаков.

2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа.

3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к меньшему, от общего к частному.

4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубину классификации.

Достоинствами иерархического метода классификации являются:

• простота построения;

• возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях;

• высокая информационная насыщенность;

• обзорность.

Недостатками метода являются:

• при большой глубине — громоздкость;

• высокие затраты для применения;

• трудность применения из-за многоступенчатости и большого числа взаимосвязанных подмножеств.

• при небольшой глубине — информационная недостаточность и неполный охват объектов и признаков.

Фасетный метод классификации — предусматривает параллельное разделение множества объектов на отдельные независимые одна от другой группы или фасеты, по одному из признаков в каждой.

Специфичными правилами фасетного метода являются:

1) примерно одинаковая значимость и независимость классификационных признаков;

2) отсутствие общности классификационных признаков;

3) возможность дополнения количества признаков.

Достоинствами этого метода классификации являются:

• гибкость системы классификации;

• удобство использования, так как в каждом отдельном случае можно подразделять множество товаров, ограничивая их несколькими фасетами, представляющими интерес в данном конкретном случае;

• возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов.

Недостатками фасетного метода классификации являются:

• невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках;

• низкая информативность.

Таким образом, система классификации — это совокупность методов и правил классификации, ее результатов. ТН ВЭД ТС является одним из примеров совместного применения системы классификации, в которой на высоких уровнях детализации применяется фасетный метод, а на низших — иерархический.

определение, классификация, номенклатура, диссоциация, важнейшие химические свойства. Методы получения.

Основания – это электролиты, диссоцирующие в водном растворе с образованием катиона металла (или иона аммония NH4+) и гидроксогруппы ОН

–.

Названия оснований

Общая формула оснований: Мe(ОН)n. Согласно международной номенклатуре названия оснований составляются из слова гидроксид и названия металла. Например, NaOH – гидроксид натрия. Если элемент образует несколько оснований, то в название указывается степень его окисления римской цифрой в скобках: Fe(OH)2 – гидроксид железа (II).

Помимо этих названий для некоторых наиболее важных оснований применяются и другие, в основном традиционные русские названия. Например, гидроксид натрия NaOH называют едкий натр, гидроксид кальция Ca(OH)2 – гашеная известь, КОН – едкое кали.

Число ОН -групп, содержащиеся в молекуле основания, определяет его кислотность. По этому признаку основания делятся на однокислотные (КОН), двухкислотные (Cu(OH)2), трехкислотные (Cr(OH)3).

Гидроксиды, растворимые в воде, называют щелочами. Это гидроксиды щелочных и щелочно-земельных металлов: NaOH, KOH, CsOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2, Sr(OH)2.

Способы получения щелочей и оснований

1. Растворимые в воде основания, щелочи, получают при взаимодействии щелочных и щелочно-земельных металлов с водой.

2 Na + 2 H2O → 2 NaOH + H2

2. Растворимые в воде основания, щелочи, получают при взаимодействии оксидов щелочных и щелочно-земельных металлов с водой.

Na2O + H2O → 2 NaOH

3. Щелочи можно получить электролизом водных растворов соответствующих солей (Например, гидроксид натрия можно получить электролизом раствора соли NaCl).

2 NaCl + 2 H2O → 2 NaOH + H2 + Cl2

Катод: 2 H2O + 2e → H2 + 2 OH

Анод: 2 Cl – 2e → Cl2

4. Малорастворимые или нерастворимые в воде основания получают путем взаимодействия растворов соответствующих солей с растворами щелочей. Например:

CuSO4 + 2 NaOH → Cu(OH)2 + Na2

SO4

Химические свойства оснований

Основания в большинстве случаев представляют собой твердые вещества. По отношению к воде их модно разделить на две группы: растворимые в воде – щелочи и нерастворимые в воде. Растворы щелочей мыльные на ощупь. Изменяют окраску индикаторов: лакмуса в синий цвет, фенолфталеина – в малиновый, метилового оранжевого – в желтый цвет.

1. Электролитические свойства оснований. Одно из наиболее характерных свойств оснований – электролитическая способность к диссоциации в жидком состоянии. При диссоциации основания образуется гидроксогруппа ОН и основной остаток – катион.

Диссоциация оснований, содержащих одну гидроксогруппу ОН, протекает в одну ступень:

КОН ↔ К+ + ОН

NH4OH  NH4+ + OH

Основания, содержащие несколько гидроксогрупп в молекуле, диссоциируют ступенчато, с постепенным отщеплением ионов OH.

Катион, образующийся после отщепления от молекулы гидроксида одной или несколько гидроксид-ионов, называется основным остатком. Количество основных остатков, соответствующих данному гидроксиду, равно числу гидроксогрупп OH

– в составе молекулы гидроксида.

Название основного остатка образуется и русского названия металла в составе остатка с добавлением слова «ион». Если остатки содержат одну или две гидроксогруппы, к названию металла добавляются приставки «гидроксо» или «дигидроксо».

Например: Fe(OH)3  OH + Fe(OH)2+ дигидроксожелезо (III)-ион

Fe(OH)2+  OH + FeOH2+ гидроксожелезо (III)-ион

FeOH2+  OH + Fe3+ железо (III)-ион

С точки зрения теории электролитической диссоциации все общие свойства оснований (мыльность на ощупь, изменение цвета индикаторов, взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами, солями) обусловлены наличием гидроксид-ионов в их составе.

2. Взаимодействие с кислотами. Это реакция нейтрализации, приводящая к образованию соли и воды:

2 NaOH + H2SO4 → Na2SO4 + H2O

3. Щелочи взаимодействуют с кислотными оксидами:

Ca(OH)2 + CO2 → CaCO3 + H2O

  1. Щелочи взаимодействуют с растворами солей. Данное взаимодействие осуществляется, если после реакции образуются труднорастворимые или слабые основания. Например:

2 КОН + CuSO4 → Cu(OH)2 + K2SO4

5. При нагревании нерастворимые основания разлагаются на оксид и воду. Например: 2 Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3 H2O

11. Различные основания для классификации видов памяти. Характеристика видов памяти.

I. Время сохранения информации

  • Мгновенная (сенсорная, коническая) – память-образ (0,1с – 0,5с)

  • Кратковременная (обобщенный образ) (прим 20сек)

  • Оперативная – у нее есть срок, после решения задачи информация уходит.

  • Долговременная – инфопмация может много раз и долго воспроизводиться без потери деталей

  • Генетическая – информация хранится в генотипе

II.Тип запоминания материала

  • Двигательная (моторная) – способность запоминать и воспроизводить систему двигат операций

  • Эмоциональная – запечатление пережитых чувств, эмоц состояний, аффектов.

  • Образная память – звуков, зрит и т.д.

Эйдетизм – зрит память, долго сохр образ со всеми деталями

  • Вербальная (словесно-логическая) – есть только у чел-ка, запоминание смысла событий, логику, рассуждения и т.д.

III. Участие воли в процессе запоминания

  • Непроизвольная – без усилий, без залдачи

  • Произвольня – есть задача, есть воля.

IV.Степень осознанности образов:

13. Развитие памяти в онтогенезе: «Параллелограмм развития памяти» а.Н. Леонтьева

Уменьшать вопрос для шпоры не стла, так как тут и в полной версии хрен пойми про что сказано (я про гребанный параллелограмм)

С точки зрения содержательной интерпретации, принцип параллелограмма развития представляет собой не что иное, как выражение общего закона, что «развитие высших форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков» [выделено А. Н. Л.].

Представим упрощенную схему эксперимента А.Н. Леонтьева, выделив в нем две основные серии (вместо четырех в реально проведенном исследовании). Они различались тем, что в первой использовалась обычная инструкция на непосредственное запоминание серии из 15 слов, а во второй испытуемому предоставлялась возможность использовать карточки (с картинками из лото). Способ использования карточек не разъяснялся. Инструкция в этом втором условии предполагала только выбор карточки, которая может помочь вспомнить слово. По мере чтения экспериментатором каждого слова (с промежутком в 3 с) дети и взрослые испытуемые (в индивидуальных опытах) откладывали карточки, которые должны были им помочь припомнить стимульное слово. Таким образом, карточки выполняли роль стимулов второго ряда – вспомогательных средств. Использование их в качестве психологических орудий означало бы, что активность испытуемого в ходе запоминания изменяла бы структуру процесса. Это изменение выглядело бы как улучшение эффективности запоминания в условиях использования карточек. Одновременно предполагалось, что способность испытуемого к опосредованию процесса запоминания зависит от «возрастного среза», а именно от уровня развития функции (запоминания), выражающейся в возможности использования как внешних, так и внутренних средств. На ранних стадиях развития запоминания карточка могла использоваться наряду, а не вместе с процессом запоминания, т.е. не в качестве вспомогательного средства. Тогда испытуемый воспроизводил либо ее название, либо возникающее по ассоциации слово вместо стимульного.

Графическое изображение полученных результатов представлено на рис. 11.1. На абсциссе даны возрастные срезы (реально их было шесть, а не три), на ординате – средние показатели количества правильно воспроизведенных стимульных слов. Две линии представляют результаты в условиях первой и второй серий – без использования и с использованием карточек.

Наиболее интересный этап онтогенеза памяти человека — его детство. В это время происходят основные процессы, связанные с изменением памяти людей. Обстоятельно изучил этот процесс А. Н. Леонтьев. Он в своих научных исследованиях руководствовался общей теорией культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского и специально интересовался тем, как у детей развиваются природные и социально обусловленные виды памяти, в частности механическая, непроизвольная и непосредственная память, с одной стороны, логическая, произвольная и опосредствованная память, с другой стороны

1) В дошкольном возрасте (4—5 лет) все виды памяти ребенка еще очень слабо развиты, причем продуктивность природных и социально обусловленных видов памяти примерно одинакова. Вместе с тем, этот возраст представляет собой, по-видимому, начальный этап развития у ребенка социально обусловленных видов памяти: произвольной, опосредствованной и логической.К моменту поступления детей в школу их память оказывается уже достаточно развитой для того, чтобы с успехом усваивать материал школьной учебной программы в том объеме, в каком он дается в обычной общеобразовательной школе. В это время намечается важная тенденция в развитии всех видов памяти, которая в неизменном виде сохраняется в течение всего школьного обучения. Эти виды памяти по своей продуктивности в детстве существенно превосходят социально обусловленные виды памяти на протяжении всех лет обучения детей в школе.

2) Дети всех школьных возрастов гораздо лучше запоминают учебный материал за счет непроизвольной, непосредственной и механической памяти, чем за счет произвольной, опосредствованной и логической памяти. От младшего школьного возраста к подростковому возрасту продуктивность природных видов памяти у детей растет быстрее, чем продуктивность социально обусловленных видов памяти, и разница между ними достигает максимума именно в подростковом возрасте.

3)Далее тенденция развития обсуждаемых видов памяти меняется: быстрее начинают развиваться социально обусловленные виды памяти, а развитие природных видов памяти, напротив, замедляется. Гипотетически, продолжая этот процесс далее, за пределы юношеского возраста, можно предположить, что в какое-то время обе линии развития памяти должны будут пересечься и на первый план выйдет развитие у человека социально обусловленных видов памяти. Экстраполируя, то есть мысленно продолжая, представленные на рисунке, иллюстрирующие процессы развития у детей разных видов памяти, можно предположить, что пересечение соответствующих кривых приходится на возрастной диапазон в 30 — 40 лет. Это значит, что примерно в этом возрасте у человека происходит качественный перелом в развитии памяти. На первое место выходят социально обусловленные виды памяти, которые далее опережают в своем развитии природные ее виды. Начиная с этого момента времени человек, по-видимому, преимущественно пользуется уже социально обусловленными, а не природными видами памяти.

С возрастом мозг человека стареет, его возможности ухудшаются, и это неизбежно сказывается на памяти (вспомним, что природные виды памяти самым тесным образом связаны с работой мозга). К счастью, общего ухудшения памяти человека при этом долго не происходит, так как недостатки природной памяти с успехом компенсируются развитием социально обусловленной памяти, которая может развиваться и совершенствоваться относительно независимо от работы мозга.

Классификация - это... Что такое Классификация?

Классификация (классифицирование) (от лат. classis — разряд и лат. facere — делать) — «особый случай применения логической операции деления объема понятия, представляющий собой некоторую совокупность делений (деление некоторого класса на виды, деление этих видов и т. д.)»[1].

«Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.»[2]

Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности (например, классификация животных и растений). Обычно в качестве основания деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов. В этом случае классификация (называемая естественной) выявляет существенные сходства и различия между предметами и имеет познавательное значение. В других случаях, когда цель классификации состоит лишь в систематизации предметов, в качестве основания выбираются признаки, удобные для этой цели, но несущественные для самих предметов (например, алфавитные каталоги). Такие классификации называют искусственными.

Наиболее ценными являются классификации, основанные на познании законов связи между видами, перехода от одного вида к другому в процессе развития (такова, например, классификация химических элементов, созданная Менделеевым).

Классификация по существенным признакам называется типологией; она основана на понятии типа, как единицы расчленения изучаемой реальности, конкретной идеальной модели исторически развивающихся объектов (биологические, языковые и т. п. типологии).

Всякая классификация является результатом некоторого огрубления действительных граней между видами, ибо они всегда условны и относительны. С развитием знаний происходит уточнение и изменение классификаций.

Делением называется раскрытие объема известного понятия; оно происходит путем перечисления всех видов (то есть меньших по объему понятий), входящих в состав делимого понятия. Отсюда ясно, что разделены могут быть только общие понятия, охватывающие собой различные части; ясно также, что для деления необходимо иметь основание или принцип (principium divisionis), делающий возможным правильное перечисление полученных благодаря делению членов его (parles divisionis).

От правильного деления требуется:

  1. полнота деления: все члены деления должны быть перечислены;
  2. чистота: члены деления не являются пересекающимися понятиями.

Основанием для деления может служить любой признак делимого понятия. Пользуясь признаком как принципом деления можно, при посредстве закона противоречия, всегда получить чистое двухчленное деление (дихотомию), например делить предметы на неорганические и органические, и т. д. Все сказанное имеет полное применение к классификации.

Когда исследователь имеет перед собой сложный ряд однородных явлений, то он:

  1. должен их расположить в известном порядке, удобном для исследования;
  2. должен сгруппировать сходные явления и отличить их от тех, которые только кажутся сходными с ними, в действительности же отличны от них;
  3. должен расположить эти группы в таком порядке, чтобы степень сродства их и взаимной зависимости выражались бы в самом расположении.

Классифицируя явления, их можно делить на группы, эти группы вновь подразделять и т. д.; например, понятие царства (хотя бы животных) можно разделить на классы, классы на роды, роды на виды, виды на подвиды и т. д. Исследователь, производя это деление, может иметь в виду различные цели, объективные или субъективные, причем и характер классификации зависит от ее цели.

Примеры классификаций

Правила классифицирования (деления объёма понятия)

  • В одной и той же классификации необходимо применять одно основание.
  • Объём членов классификации должен равняться объёму классифицируемого класса.
  • Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
  • Подразделение на подклассы должно быть непрерывным[3].

См. также

Ссылки

Примечания

определение, классификация и номенклатура. Общие методы получения и химические свойства оснований. Щелочи

Неорганические соединения, содержащие гидроксильные группы или гидроксид-анионы, связанные с атомом металла или неметалла, называются гидроксидами. В зависимости от свойств гидроксиды делят на кислотные (кислородсодержащие кислоты), основные (основания) и амфотерные, проявляющие свойства кислоты или основания в зависимости от партнера по реакции:

HO-NO2

Al(OH)3  H3AlO3

NaOH

Азотная кислота,

Гидроксид алюминия,

Гидроксид натрия,

кислотный гидроксид

амфотерный гидроксид

основной гидроксид

Таким образом, основания - это основные гидроксиды, образующие соли при взаимодействии с кислотами, например:

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Амфотерные гидроксиды образуют соли при взаимодействии как с кислотами, так и с основаниями:

Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O;

Al(OH)3 + 3KOH = K3[Al(OH)6]

Амфотерные гидроксиды образуют элементы, образующие амфотерные оксиды: цинк, алюминий, хром(III) и др.

В зависимости от числа гидроксильных групп, способных нейтрализовать кислоты, основания делят на однокислотные - NaOH, двухкислотные - Ba(OH)2 и трехкислотные, например, Cr(OH)3. Кроме этого выделяют в отдельные группы основания, нерастворимые в воде и щелочи - сильные основания, растворимые в воде. К щелочам относят гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов.

Гидроксиды называют следующим образом: гидроксид элемента(степень окисления). Для элементов, проявляющих постоянную валентность, степень окисления обычно не указывают. Примеры: NaOH - гидроксид натрия, Ba(OH)2 - гидроксид бария, Cr(OH)3 - гидроксид хрома(III).

Общие методы получения оснований

1. Взаимодействие щелочного или щелочноземельного металла с водой, например:

2Na + 2H2O = 2NaOH + H2

2. Взаимодействие оксидов щелочных и щелочноземельных металлов с водой:

CaO + H2O = Ca(OH)2

3. Электролиз водных растворов солей щелочных или щелочноземельных металлов:

эл.ток

2NaCl + 2H2O = 2NaOH + H2 + Cl2

катод анод

4. Нерастворимые в воде основания получают взаимодействием растворимых солей металлов с растворами щелочей:

CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl

5. Необратимый гидролиз солей также может быть использован как метод получения малорастворимых оснований, например:

2AlCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Al(OH)3 + 6NaCl + 3CO2

Общие химические свойства оснований. Малорастворимые в воде слабые основания термически неустойчивы и при нагревании легко отщепляют воду, образуя оксид металла:

Cu(OH)2 CuO + H2O

Основания, содержащие металл в промежуточной степени окисления, могут окисляться кис­лородом или другими окислителями, например:

4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3

Некоторые неметаллы (хлор, сера, фосфор) в водных растворах щелочей подвергаются диспропорционированию:

Cl2 + 2KOH = KClO + KCl + H2O;

3S + 6KOH 2K2S + K2SO3 + 3H2O

Металлы, образующие амфотерные оксиды и гидроксиды, а также кремний, растворяются в водных растворах щелочей с выделением водорода:

2Al + 6KOH + 6H2O = 2K3[Al(OH)6] + 3H2;

Si + 2NaOH + H2O = Na2SiO3 + 2H2

Основания, как основные гидроксиды, реагируют с кислотами и с кислотными оксидами с образованием солей:

Сa(OH)2 + 2HCl = CaCl2 + 2H2O;

Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + H2O

Основания, растворимые в воде (щелочи), реагируют с солями с образованием малорастворимых гидроксидов, например:

FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl

10. Виды составов преступлений и основания их классификации.

Составы преступлений делятся на виды:

1) в зависимости от степени общности системных признаков преступлений:

– общий состав – совокупность элементов и признаков, которыми обладают составы всех преступлений, посредством которых законодатель характеризует преступные деяния;

– родовой состав – это обобщенная характеристика однородных преступлений, содержащая указание на совокупность признаков, присущих определенной группе посягательств, находящихся в одном разделе Особенной части УК;

– видовой состав представляет собой законодательную характеристику преступлений как определенных групп;

– конкретный состав преступления – это совокупность признаков преступления, указанных в конкретной норме уголовного права;

2) в зависимости от степени общественной опасности преступления:

– основной состав – состав, содержащий совокупность обязательных(основных)объективных и субъективных признаков определенного состава преступления, отличающих одно преступление от другого, и не содержащий смягчающих и отягчающих обстоятельств;

– состав преступления со смягчающими обстоятельствами (привилегированный) – состав, содержащий смягчающие (привилегированные) признаки, свидетельствующие о меньшей общественной опасности деяния и служащие основанием для значительного снижения в уголовном законе размера наказания по сравнению с наказанием, установленным за совершение преступления, образующего основной состав;

– состав с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный) – это состав преступления, дополненный отягчающими (квалифицирующими) признаками конкретного преступления, свидетельствующими о большей общественной опасности деяния и влекущими более строгое наказание по сравнению с наказанием, установленным за совершение преступления, образующего основной состав;

3) по способу описания в законе признаков состава преступления:

– простой – все объективные и субъективные признаки даны однократно; сложный – содержатся указания на дополнительные в количественном плане элементы или признаки;

– альтернативный состав – разновидность сложного состава. Особенность альтернативного состава состоит в том, что в нем содержится указание не на одно преступное действие или способ действия, а на несколько вариантов, каждый из которых либо все вместе образуют состав преступления;

4) по особенностям конструкции признаков объективной стороны и моменту окончания составы преступления подразделяются:

– на материальный – наряду с деянием в качестве признака состава преступления обязательно указываются последствия, и такие преступления считаются оконченными с момента наступления предусмотренных уголовным законом общественно опасных последствий;

– формальный – содержит указание только на общественно опасное деяние (действие или бездействие), которое служит основанием ответственности, вне зависимости от наступления тех или иных последствий, которые могут быть вызваны этим деянием;

– усеченный – преступления с такой законодательной конструкцией считаются оконченными на более ранней стадии совершения преступления: с момента совершения действий, направленных на покушение либо на приготовление к преступлению, независимо от их завершения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *