Основные этапы творчества пушкина а с – План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина

Основные этапы эволюции А.С. Пушкина. Основные особенности художественного мышления поэта

Тема: Русская литература XIX века

Урок: Основные этапы эволюции А.С. Пушкина. Основные особенности художественного мышления поэта

На эту тему можно взглянуть двояко: с одной стороны, можно вести разговор об основных этапах эволюции творчества Пушкина, припомнив созданные им главные произведения. Но есть резон взглянуть на нее несколько иначе, и в первую очередь, в связи творчеством самого Пушкина.

Портрет А.С. Пушкина 

Рис. 1. Портрет А.С. Пушкина (Орест Кипренский, 1827 г.) (Источник)

Когда мы с вами говорили о своеобразии поэзии русского романтизма, о творчестве Жуковского,

В.А. Жуковский

 

Рис. 2. В.А. Жуковский (Источник)

Батюшкова,

К.Н. Батюшков 

Рис. 3. К.Н. Батюшков (Источник)

Рылеева,

К.Ф. Рылеев 

Рис. 4. К.Ф. Рылеев (Источник)

мы обнаружили, что одним из поэтических открытий этих авторов была попытка создания некого единого образа поэта, лирического героя, вокруг которого компонуются все их произведения. Это поэт-ленивец, мечтатель у Батюшкова; это поэт-мистик, стремящийся познать тайны небес, в поэзии Жуковского; это поэт-гражданин, стремящийся своим поэтическим словом воздействовать на сознание современников, в поэзии Рылеева. И в данном случае есть резон подчеркнуть, что у всех них это был единый образ, некий портрет, внутри которого мы не обнаружим динамики, развития. И на фоне поэтических открытий предшественников первое, что обнаруживается в творчестве Пушкина в качестве оригинальной находки, это идея эволюции, изменения. В разные периоды своего творчества образ поэта, образ его музы будет меняться в зависимости от разных обстоятельств: житейских, биографических, психологических – в зависимости от той аудитории, к которой будет обращаться Пушкин. Поэтому сам облик его музы будет приобретать разные черты, разный характер, разные особенности. Более того, эта идея поэтического изменения и разных обликов его музы привела к удивительным открытиям, которые нам хорошо известны, связанные с удивительным разнообразием Пушкинского творчества. Потому как и понятно: в разные эпохи это будут разные музы, темы или, по крайней мере, те же темы, но которые будут решаться по-разному. Но поскольку мы решили взглянуть на эволюцию Пушкинской музы и Пушкинского творчества не внешним, а внутренним образом и увидеть, как Пушкин изображал себя, свою музу и эволюцию этой поэзии, то, в первую очередь, мы должны обратиться к творчеству самого Пушкина. Речь пойдет о романе «Евгений Онегин»

Титульный лист первого отдельного издания романа «Евгений Онегин» 

Рис. 5. Титульный лист первого отдельного издания романа «Евгений Онегин» (1833 г.) (Источник)

и о вступлении к последней восьмой главе, где Пушкин дает историю, рассказывающую о его собственном становлении. Но это не просто биография Пушкина, а биография его музы.

Давайте посмотрим, как сам Пушкин поэтически описывает свою эволюцию:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах,

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Можно полагать, что речь идет о так называемом лицейском периоде в творчестве Пушкина, биографически связанном с его учением в Царскосельском императорском лицее.

Царскосельский императорский лицей на рисунке XIX в. 

Рис. 6. Царскосельский императорский лицей на рисунке XIX в. (Источник)

Стало быть, понятны и годы, когда Пушкин учился там: с 1811 по 1817 год. И поскольку перед нами лицей, учебное заведение, название которого впервые было извлечено из античной традиции. Речь шла о знаменитом Лицее, некогда организованном Аристотелем, учеником Платона.

Платон и Аристотель на части фрески Рафаэля Санти «Афинская школа» 

Рис. 7. Платон и Аристотель на части фрески Рафаэля Санти «Афинская школа» (Источник)

Невзирая на то, что все родственники Пушкина оказались связанные с Петербургом или его окрестностями, родился Пушкин в Москве под самый финал уходящего XVIII века в 1799 году.

Портрет Пушкина-ребенка 

Рис. 8. Портрет Пушкина-ребенка (вероятный автор – генерал Ксавье де Местр) (Источник)

И с необходимостью получения образования Пушкин впервые появился в Петербурге в 1811 году.

Пушкин-лицеист 

Рис. 9. Пушкин-лицеист (предполагаемый автор – лицейский учитель рисования С.Г. Чириков, около 1815 г.) (Источник)

Мальчика привез сюда его дядя, в ту пору самый знаменитый поэт из Пушкинского рода, Василий Львович Пушкин.

В.Л. Пушкин 

Рис. 10. В.Л. Пушкин (Источник)

Юного Александра определили в только что открывающееся оригинальное учебное заведение – Царскосельский императорский лицей, который был со своей историей и идеей. Учебное заведение было закрытого интернатского типа, где мальчики не только учились, но и жили. В связи с тем, что здание не успевали переделать под лицей, учебный год начался только 19 октября. Эта дата станет значимой не только для лицеистов, но и благодаря творчеству Пушкина для всей истории русской поэзии и культуры.

Идею лицея сформулировал император Александр I

Император Александр I 

Рис. 11. Император Александр I (Источник)

как мысль, связанную с тем, чтобы создать специальное учебное заведение, где можно было бы взрастить новые чиновные кадры для новой реформированной России. Эту самую реформу осуществил в виде лицейского плана М. Сперанский.

М.М. Сперанский 

Рис. 12. М.М. Сперанский (Источник)

В одном из стихотворений, посвященном 19 октября, Пушкин напишет «Дней Александровых прекрасные начала», связав само создание лицея с идеей создания новой России, нового государства, новых чиновников. Но уже даже из этого вступления становится понятно, что кое-что из этого удивительного лицейского плана осуществилось. И тут на ум приходит из первого, самого знаменитого выпуска Горчаков,

А.М. Горчаков 

Рис. 13. А.М. Горчаков (Источник)

солицеист Пушкина, оказавшийся уже во второй половине XIX века канцлером России. С другой стороны, совершенно непредсказуемыми оказались судьбы ближайших Пушкинских друзей: Пущина

И.И. Пущин 

Рис. 14. И.И. Пущин (Источник)

и Кюхельбекера.

В.К. Кюхельбекер 

Рис. 15. В.К. Кюхельбекер (Источник)

Это будущие декабристы, сосланные государственные преступники, которые хотели продлить ту самую идею обновления России. Только вот представление об этих идеях, официальные и собственно декабристские, оказались существенно различными. И уж совсем не предполагаемым стало то, что лицей войдет в историю, в первую очередь, как некая родина русской поэзии. И, действительно, странно, что рядом с Пушкиным оказались не только будущие великие государственные деятели и преступники, но и мальчики, увлеченные поэзией: А.А. Дельвиг,

А.А. Дельвиг 

Рис. 16. А.А. Дельвиг (Источник)

В.К. Кюхельбекер. Именно в лицее развернулось нечто, что можно было бы назвать словесной республикой. Это и создание лицейских журналов, это и попытки вести некую литературно-художественную жизнь, которая не имела под собой никакого реального плана и педагогического усилии коллектива. Все это имело характер внутренней и особо ценимой самими лицеистами литературно-художественной деятельности. В это же лицейское время и Дельвиг, и Пушкин начинают публиковаться, причем в ведущих литературных журналах, например, в «Вестнике Европы», организованном Карамзиным.

Н.М. Карамзин

 

Рис. 17. Н.М. Карамзин (Источник)

В 1814 году выходит первое стихотворение Пушкина в печати «К другу стихотворцу», подписанное инициалами НКШП.

Первое печатное произведение Пушкина «К другу стихотворцу» 

Рис. 18. Первое печатное произведение Пушкина «К другу стихотворцу» (Источник)

То, стало быть, нужно думать, что муза, которая явилась тут Пушкину, имела вполне классический вид в виде античной богини. Но дальше поэт продолжает:

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей,

Воспела детские веселья,

И славу нашей старины,

И сердца трепетные сны.

В этих поэтических образах заключена вполне отчетливая и достаточно определенная характеристика основных жанров, которые оказались предметом поэтического изучения Пушкиным в лицее. «Детские веселья» – это, безусловно, дружеские послания; «славу нашей старины» – это воспоминания в Царском Селе.

Царское село 

Рис. 19 Царское село. Общий вид (начало XX в.) (Источник)

То самое стихотворение, которое сыграло в лицейской жизни Пушкина особенную роль; «и сердца трепетные сны» – это второй самый популярный жанр в лицейском творчестве Пушкина, правда, поздней поры, – любовная элегия. А вот воспоминания в Царском Селе не останутся не замеченными даже и в этом фрагменте:

И свет ее с улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин не заметил,

И в гроб сходя, благословил.

Потому что именно на этом лицейском экзамене присутствовал Г.Р. Державин,

Державин  

Рис. 20. Г.Р. Державин (Источник)

поэтому воспоминания в Царском Селе остались одним из первых признанных Пушкинских стихотворений. Дальше стоит знаменитое отточие – пропуск строфы, и Пушкин как бы неожиданно продолжает:

И я, в закон себе вменяя

Страстей единый произвол,

С толпою чувства разделяя,

Я музу резвую привел

На шум пиров и буйных споров,

Грозы полуночных дозоров;

И к ним в безумные пиры

Она несла свои дары…

Заметьте, мотив пиров продолжается. Сначала это были детские пиры, детские веселья, младые затеи, потом вдруг они превратились в безумные пиры, и облик музы, соответственно, поменялся:

И к ним в безумные пиры

Она несла свои дары

И как вакханочка резвилась,

За чашей пела для гостей,

И молодежь минувших дней

За нею буйно волочилась,

А я гордился меж друзей

Подругой ветреной моей.

Своего рода автокомментарием, может быть, к этой третьей строфе из вступления могут оказаться строчки из знаменитой десятой главы «Евгения Онегина», которая будет Пушкиным сожжена, однако же она возвращает нас ко второму периоду в биографии и творчестве Пушкина, тот самый период, который есть резон назвать первым петербургским периодом, потому что мы встретимся еще со вторым, и он будет связан с тем, что после окончания лицея в 1817 году Пушкин будет определен на службу в коллегию иностранных дел

Коллегия иностранных дел 

Рис. 21. Коллегия иностранных дел (Источник)

и окажется жителем Петербурга как раз в ту самую пору, когда здесь организовывались первые тайные общества, когда ближайшие пушкинские друзья оказались под влиянием тех самых идей, которые чуть позже получать название декабристских. И вот вам эти «пиры»:

Сначала эти заговоры

Между Лафитом и Клико,

Лишь были дружеские споры,

И не входила глубоко

В сердца мятежная наука.

Все это было только скука,

Безделье молодых умов,

Забавы взрослых шалунов…

Друг Марса, Вакха и Венеры

Им дерзко Лунин предлагал

Свои решительные меры

И вдохновенно бормотал.

Читал свои Ноэли Пушкин.

Меланхолический Якушкин,

Казалось, молча обнажал

Цареубийственный кинжал…

И то, что в «Евгении Онегине» возникает в качестве образа безумных пиров, муза, которая в данном случае приобретает облик другого греческого персонажа – Вакханки, на поверку оказывается тем, что мы традиционно называем вольнолюбивой пушкинской лирикой. И действительно, много позже он сам оценит ее несколько иронически и скептически. Но именно эта лирика оказалась причиной перевода Пушкина из Петербурга на юг, в Кишинев.

Таким образом, в 1820 году заканчивается первый петербургский период, который завершится не вольнолюбивыми стихотворениями Пушкина, а первым крупным произведением, вышедшем в этом же году, поэмой «Руслан и Людмила».

Обложка первого издания поэмы «Руслан и Людмила» 

Рис. 22. Обложка первого издания поэмы «Руслан и Людмила» (1820 г.) (Источник)

Начинается третий период, который принято называть южным периодом, простирающимся от 1820 по 1824 год. Он же романтический период. Продолжая рассказ об изменениях своей музы, Пушкин подчеркнет именно романтическое начало в южном периоде:

Но я отстал от их союза

И вдаль бежал…

Напомним, что, на самом деле, Пушкин никуда не бежал, его перевели по службе, но в стихотворениях этой поры этот биографический сюжет Пушкин будет описывать по-разному, на наших глазах создавая поэтическую легенду, миф, который не соотносится с биографией, но преображается Пушкиным, создавая ощущение свободы собственной судьбы, собственного выбора:

… она за мной.

Как часто ласковая Муза

Мне услаждала путь немой

Волшебством тайного рассказа!

Как часто, по скалам Кавказа,

Она Ленорой, при луне,

Со мной скакала на коне!

Кавказ заставляет вспомнить первую романтическую поэму Пушкина «Кавказский пленник»,

Обложка первого издания поэмы «Кавказский пленник» 

Рис. 23. Обложка первого издания поэмы «Кавказский пленник» (1822 г.) (Источник)

а вот та самая Ленора, в которую вдруг обернулась Пушкинская муза, скачущая на коне, – начало романтической поэзии в русской литературе, потому что именно эта баллада немецкого поэта Бюргера

Бюргер  

Рис. 24. Г.А. Бюргер (Источник)

была переложена и переделана в первой балладе учителя Пушкина Василия Жуковского «Людмила».

В центре этой баллады, действительно, сумасшедше-фантастическая скачка Людмилы со своим мертвым женихом в его могилу. И это есть ни что иное как тот самый волшебный рассказ, отвлекающий нас от реальной жизни и уводящий в мир воображения, иногда страшного:

Как часто по брегам Тавриды

Она меня во мгле ночной

Водила слушать шум морской,

Немолчный шепот Нереиды,

Глубокий, вечный хор валов,

Хвалебный гимн отцу миров.

И тут тоже все показательно, ведь «брега Тавриды» заставляют вспомнить Крым, а стало быть, Бахчисарай

Бахчисарай  

Рис. 25. Бахчисарай (Источник)

и вторую южную романтическую поэму Пушкина «Бахчисарайский фонтан»,

Титульный лист издания поэмы «Бахчисарайский фонтан» 

Рис. 26. Титульный лист издания поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1824 г.) (Источник)

равно как и стихотворение «Нереида», где неожиданно муза приобретает странный облик еще одной греческой богини:

И, позабыв столицы дальной

И блеск и шумные пиры,

В глуши Молдавии печальной

Она смиренные шатры

Племен бродящих посещала,

И между ими одичала,

И позабыла речь богов

Для скудных, странных языков,

Для песен степи, ей любезной…

Напомним, что и биографически тут речь идет о посещении Пушкиным цыганского табора,

«Цыганский табор у костра» 

Рис. 27. «Цыганский табор у костра» (К.Е. Маковский, вторая половина XIX в.)

с одной стороны, а с другой стороны, о третьей, по-своему вершинной поэме Пушкина «Цыганы»,

Презентация «Основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина»

(06.06.1799 - 10.02.1837)  Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Подготовила Луговая Е.В., учитель русского языка и литературы

(06.06.1799 — 10.02.1837)

Величайший русский поэт и писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Подготовила Луговая Е.В., учитель русского языка и литературы

Детство и семья Пушкина. Лицей. Петербург (1817 - 1820) На Юге (1820-1824) Михайловское (1824-1826) Конец двадцатых годов Болдинская осень 1830 Тридцатые годы
  • Детство и семья Пушкина.
  • Лицей.
  • Петербург (1817 — 1820)
  • На Юге (1820-1824)
  • Михайловское (1824-1826)
  • Конец двадцатых годов
  • Болдинская осень 1830
  • Тридцатые годы
Родился 6 июня (26 мая ) 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье. Семья принадлежала к самой образованной части московского общества. Ксавье де Местр.  Пушкин-ребенок. 1800-1802.  Металлическая пластинка, масло.

Родился 6 июня (26 мая ) 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье.

Семья принадлежала к самой образованной части московского общества.

Ксавье де Местр. Пушкин-ребенок. 1800-1802. Металлическая пластинка, масло.

 В их доме собирались поэты, художники, музыканты. Дом на Немецкой улице в Москве,  где родился А.С.Пушкин  С фотографии конца XIX века  Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. Г.Кампельон  С.Л. Пушкин. 1824.

В их доме собирались поэты, художники, музыканты.

Дом на Немецкой улице в Москве, где родился А.С.Пушкин С фотографии конца XIX века

Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи.

Г.Кампельон С.Л. Пушкин. 1824.

Мать, Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I , впоследствии русскому генералу Ганнибалу . Прадедушка, Абрам Петрович Ганнибал

Мать,

Надежда Осиповна , приходилась внучкой арапу Петра I , впоследствии русскому генералу Ганнибалу .

Прадедушка,

Абрам Петрович Ганнибал

«Арап Петра Великого»

Н.О. Пушкина. 1800-е гг.

А.П.Ганнибал

 Кроме Александра у Пушкиных были дети - старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Е.А. Плюшар  О.С. Павлищева.  Середина 1830-х гг. А.О.Орловский  Л.С. Пушкин.  Первая половина 1820-х гг. Я.П. Серяков  Барельеф Арины Родионовны  Работа по кости 1840-е гг.

Кроме Александра у Пушкиных были дети — старшая дочь Ольга и младший сын Лев.

Е.А. Плюшар О.С. Павлищева. Середина 1830-х гг.

А.О.Орловский Л.С. Пушкин. Первая половина 1820-х гг.

Я.П. Серяков Барельеф Арины Родионовны Работа по кости 1840-е гг.

  Лицей. В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение - Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров

Лицей.

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся

19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских императоров

Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества, предназначенного к «важнейшим частям службы Государственной». В своих правах Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством Александра I . В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов.

Императорский Царскосельский Лицей был создан для образования и воспитания юношества, предназначенного к «важнейшим частям службы Государственной».

В своих правах Лицей приравнивался к российским университетам и находился под особым покровительством Александра I . В Лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов.

 Образование основывалось на  гуманном характер педагогических идей  внимание и уважение к личности учеников  отсутствие телесных наказаний  дух чести и товарищества А.А.Тон  Царское Село. Лицей. 1822.

Образование основывалось на

  • гуманном характер педагогических идей
  • внимание и уважение к личности учеников
  • отсутствие телесных наказаний
  • дух чести и товарищества

А.А.Тон Царское Село. Лицей. 1822.

Комната Александра Пушкина В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» И.И.Пущин.Записки о Пушкине.

Комната Александра Пушкина

В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания, вместе и ночной. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами…» И.И.Пущин.Записки о Пушкине.

Близкие друзья Пушкина по Лицею. Иван Иванович Пущин Антон Антонович Дельвиг Вильгельм Карлович Кюхельбекер Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь.

Близкие друзья Пушкина по Лицею.

Иван Иванович

Пущин

Антон Антонович

Дельвиг

Вильгельм Карлович

Кюхельбекер

Пушкин сохранил лицейскую дружбу

и культ Лицея на всю жизнь.

Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.

Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.

Учебный год в Царскосельском Лицее продолжался 11 месяцев, с 1 августа по 1 июля. Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.

«Пушкин в Царском Селе», картина

И. Репина, 1911.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина. Срок пребывания в лицее кончился летом 1817 года.

9 июня состоялись выпускные экзамены.

Лицей заменил Пушкину детство. Лицей был закончен - детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.

Лицей заменил Пушкину детство.

Лицей был закончен — детство прошло. Началась жизнь. Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря, но служба мало интересовала его. Он увлекался театром, балами, стал участником разных литературных обществ, завел много знакомств.

В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения

В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня,» «Домовому»,

« К Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».

 определен в коллегию иностранных дел.  отпуск (около двух месяцев) провел в Михайловском, псковском имении матери.  три года почти безвыездно оставался в Петербурге. П.А. Александров с оригинала  И.С. Иванова 1837.  Михайловское. Вид усадьбы.  Работает над поэмой
  • определен в коллегию иностранных дел.
  • отпуск (около двух месяцев) провел в Михайловском, псковском имении матери.
  • три года почти безвыездно оставался в Петербурге.

П.А. Александров с оригинала И.С. Иванова 1837. Михайловское. Вид усадьбы.

Работает над поэмой «Руслан и Людмила».

Идеи гражданской свободы нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина.

Идеи гражданской свободы нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина.

«Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» — таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг.

 лето 1820 г. Пушкин прожил на Кавказе, где начал поэму
  • лето 1820 г. Пушкин прожил на Кавказе, где начал поэму «Кавказский пленник».
  • в течение трех лет Пушкин жил в Кишиневе.

Южные поэмы Пушкина:

«Кавказский пленник»

«Братья разбойники»

«Бахчисарайский фонтан»

«Цыганы»

 9 августа 1824 г прибыл в Михайловское , куда был выслан из-за разногласий на службе. Михайловское  закончена работа над поэмой

9 августа 1824 г прибыл в Михайловское , куда был выслан из-за разногласий на службе.

Михайловское

  • закончена работа над поэмой «Цыганы»
  • написана шутливая поэма «Граф Нулин»
Автопортрет В конце июля 1824 года ссылка в родительское имение Михайловское Псковской губернии. Пушкин в селе Михайловском (Пущин у Пушкина). Н.Н. Ге. 1875 г.

Автопортрет

В конце июля

1824 года ссылка в родительское имение Михайловское Псковской губернии.

Пушкин в селе Михайловском

(Пущин у Пушкина). Н.Н. Ге. 1875 г.

Приветствую тебя, пустынный уголок,  Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,  Где льётся дней моих невидимый поток  На лоне счастья и забвенья. Михайловское  С имением своей матери селом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни - с 1817 по 1836 г.г.

Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льётся дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья.

Михайловское

С имением своей матери селом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 г.г.

Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или уходил в село Тригорское, где жили соседи, с которыми он был хорошо знаком. Тригорское А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки и песни. Вот как поэт писал брату в письме: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»

Утром и днем Пушкин обычно работал, потом уезжал верхом или уходил в село Тригорское, где жили соседи, с которыми он был хорошо знаком.

Тригорское

А вечерами, когда за окном выла вьюга, он снова, как в детстве, слушал нянины сказки и песни. Вот как поэт писал брату в письме: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки… Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»

Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных. … Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла… А.С.Пушкин «Зимний вечер» Иллюстрация к стихотворению «Зимний вечер»

Забота и любовь Арины Родионовны скрашивали поэту ссылку. Пушкин по-настоящему крепко любил свою няню и написал несколько трогательных стихотворений, к ней обращенных.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла…

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

Иллюстрация

к стихотворению

«Зимний вечер»

 В сентябре Пушкин с фельдъегерем был отправлен в Москву на свидание с Николаем I.  Николай I  С 1827 года Пушкин ведет праздную жизнь, задумывается над устройством семейной жизни.  В 1828 году он делает попытку вступить в брак с Анной Олениной. пишет неоконченный роман

В сентябре Пушкин с фельдъегерем был отправлен в Москву на свидание с Николаем I.

Николай I

С 1827 года Пушкин ведет праздную жизнь, задумывается над устройством семейной жизни.

В 1828 году он делает попытку вступить в брак с Анной Олениной.

пишет неоконченный роман «Арап Петра Великого»

поэму «Полтава».

 В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой. В эти годы написана  поэма

В мае 1829 г. он посватался в Москве к юной красавице Наталии Николаевне Гончаровой.

В эти годы написана

поэма «Полтава ”

много стихотворений

статьи в журналы

«Роман в письмах»

Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении

Не получив определенного ответа от Гончаровой, он без разрешения властей сразу самовольно уехал на Кавказ. Это путешествие по Военно-Грузинской дороге, яркие впечатления и многочисленные встречи с друзьями, участие в военных действиях русской армии, взявшей Арзрум, Пушкин описал в автобиографическом произведении

«Путешествие в Арзрум» (1829).

6 мая 1830 г. состоялась , наконец, помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения с.Болдино. Поэт отправился туда, однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и расставленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдино с 7 сентября по 2 декабря 1830 г.  В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

6 мая 1830 г. состоялась , наконец, помолвка Пушкина с Натальей Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку Кистеневку с 200 душами крестьян, расположенную в Нижегородской губернии, вблизи от отцовского имения с.Болдино. Поэт отправился туда, однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и расставленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдино

с 7 сентября по 2 декабря

1830 г. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

 6 мая 1830 г. состоялась. наконец, помолвка Пушкина с Н.Н. Гончаровой. Поэт отправился в с.Болдино, чтобы оформить дела по введению во владение имением. Первые его стихотворения в Болдине -

6 мая 1830 г. состоялась. наконец, помолвка Пушкина с Н.Н. Гончаровой.

Поэт отправился в с.Болдино, чтобы оформить дела по введению во владение имением.

Первые его стихотворения в Болдине — «Бесы» и «Элегия» («»Безумных лет угасшее веселье …»).

«Болдинская осень» 1830 г.

  • «Повести Белкина»
  • «маленькие трагедии»
  • «Скупой рыцарь»
  • «Моцарт и Сальери»
  • «Каменный гость»
  • «Пир во время чумы»
  • поэма «Домик в Коломне»
  • роман «Евгений Онегин»
  • повесть «История села Горюхина ”
  • «Сказка о попе и работнике его Балде“
  • критические статьи
  • множество стихотворений.
 5 декабря 1830 г. поэт вернулся в Москву  18 февраля 1831 г. состоялось венчание с Н.Н.Гончаровой.   В это время написана

5 декабря 1830 г. поэт вернулся в Москву

18 февраля 1831 г. состоялось венчание с Н.Н.Гончаровой.

В это время написана «Сказка о царе Салтане“

«Письмо Онегина к Татьяне“

Со средины октября 1831 г. и уже до конца жизни Пушкин с семьей живет в Петербурге.

В 1832 рождается дочь Мария, 1833 г. — сын Александр, 1835 г. — Григорий, 1836 г. — Наталия.

Старшая дочь, Мария Александровна Пушкина  (1832-1919г.) Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина  (1836-1913г.)  У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей. Старший сын, Александр Александрович Пушкин  (1833-1914г.) Младший сын, Григорий Александрович Пушкин  (1835-1913г.)

Старшая дочь,

Мария Александровна

Пушкина (1832-1919г.)

Младшая дочь, Наталья Александровна Пушкина (1836-1913г.)

У А.С.Пушкина и Натальи Гончаровой было четверо детей.

Старший сын, Александр Александрович Пушкин (1833-1914г.)

Младший сын, Григорий Александрович Пушкин (1835-1913г.)

 В марте 1836 года умерла мать Пушкина  В 1835 году появился повод к дуэли, когда молодой офицер Дантес начал ухаживать за Натальей Николаевной, чему она была не против. Бенар с оригинала  неизвестного художника  Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг

В марте 1836 года умерла мать Пушкина

В 1835 году появился повод к дуэли, когда молодой офицер Дантес начал ухаживать за Натальей Николаевной, чему она была не против.

Бенар с оригинала неизвестного художника Ж. Дантес-Геккерн. 1830-е гг

 Дуэль с Дантесом состоялась 27 января 1837 года на Черной речке у Комендантской дачи.

Дуэль с Дантесом состоялась 27 января 1837 года на Черной речке у Комендантской дачи.

Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 10 февраля 1837 г.

Прожив 2 дня

в страшных мучениях,

Пушкин скончался

10 февраля

1837 г.

«Солнце русской поэзии закатилось»,- написал

В. Жуковский.

 Там Пушкин был смертельно ранен. В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1837 года он умер.  5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у Святогорского монастыря. Могила Пушкина

Там Пушкин был смертельно ранен. В 2 часа 29 января (по новому стилю 10 февраля) 1837 года он умер.

5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у Святогорского монастыря.

Могила Пушкина

Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

Смерть поэта стала

началом его бессмертной славы на земле.

 Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Основные этапы жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

(5 мин)

— Сегодня у нас с вами урок-лекция, тема которого обозначена на слайде «Основные этапы жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)». По ходу урока вы будете заполнять таблицу, которая находится у вас на партах. (приложение 1).

— Ребята, посмотрите на тему урока и скажите, о ком мы сегодня будем вести разговор?

Слушают учителя и отвечают на вопросы.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), логические (П.)

3. Актуализация знаний. Постановка цели

(10 мин)

— Ребята, скажите, что вам известно об Александре Сергеевиче Пушкине?

— Какие его произведения вы читали? О чём они?

— Каких героев вы помните?

— Какое ваше самое любимое произведение А.С. Пушкина?

— Востребованы ли на сегодняшний день произведения А.С. Пушкина?

Размышляют над вопросами учителя и отвечают на них.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.)

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания

(7 мин)

— Действительно, имя А.С. Пушкина – гениального русского поэта – известно далеко за пределами нашей родины. С Пушкина начинается расцвет русской литературы, выдвинувший её на одно из первых мест в мировой литературе. Мы с детства знакомимся с Пушкиным: читаем его сказки, стихи, поэмы, прозу. Александр Твардовский писал о Пушкине: «Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца».

ДЕТСТВО (1799-1811)

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года. Отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Ибрагима Ганнибала. Отец поэта слыл острословом, увлекался литературой и любил декламировать из Мольера, собрал большую библиотеку, преимущественно из сочинений французских авторов, легко писал стихи по-французски, а иногда и по-русски. Он играл в любительских спектаклях, которые обычно сам и устраивал. Пушкины часто принимали у себя видных литераторов или встречались с ними в других домах (познакомились с Н.М. Карамзиным, с В.А. Жуковским). Домашнее воспитание Пушкина было обычным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по-французски. В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна («ума светлого и по своему времени образованного»), и няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от «господ»), и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. В отличие от своих сверстников Пушкин был наделён необыкновенными творческими способностями. Атмосфера родительского дома стала превосходной умственной школой для пытливого ребёнка. Она развила поэтическое воображение, обогатила ум и чувства поэта знанием великих достижений мировой культуры.

— После детского периода А.С. Пушкин начинает обучение в Царскосельском лицее. Об этом периоде жизни поэта нам подробнее расскажет один из учеников, который готовил сообщение на данную тему.

-Давайте оценим сообщение одноклассника. Да, сообщение было хорошим. Ребята, вы не забываете заполнять нашу таблицу?

Слушают учителя.

ЛИЦЕЙ (1811-1817)

— В 1811 году Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привёз дядя Василий Львович. Тогда Александру было 12 лет. На лицей возлагались большие надежды: он должен был готовить воспитанников для государственной деятельности и приравнивался к российским университетам.

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Через Царское Село шли войска. После войны 1812 года в русском обществе усилилось политическое брожение. Все ждали значительных перемен в общественной жизни. Разговоры о свободе не прекращались. После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали с ними встречаться. Пушкин познакомился с П.Я. Чаадаевым.

Пушкин рано осознал, что крепостное право – зло и его нужно отменить, уничтожить, чтобы все люди были свободными. Пушкину хотелось скорее принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. Поэтому он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении.

В лицее педагоги поощряли литературное творчество. Вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев: Кюхельбекер, Дельвиг, Яковлев…, но первенство Пушкина признавали все. Именно Пушкину предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож. Лицеисты знали, что среди именитых гостей будет сам Державин – первый поэт 18 века.

В оде «Воспоминания в Царском Селе» Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Державин был растроган и хотел обнять Пушкина.

Особое место среди лицейских стихотворений занимает цикл любовных элегий, обращённых к Екатерине Бакуниной – сестре лицеиста А.П. Бакунина. Эту первую свою робкую влюблённость поэт помнил потом всю жизнь.

Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Герой лицейских произведений ещё очень условен. Постепенно поэзия Пушкина стала опираться на реальные предметы и явления жизни. Уже в лицейской лирике звучат политические мотивы.

Таким образом, лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъёмом 1812 года, и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы. 31 мая 1817 года Пушкин заканчивает Лицей.

Отвечают на вопросы учителя.

Общеучебные (П.), логические (П.), смыслообразование (Л.)

5.

Первичное закрепление и контроль

(8 мин)

— Кто знает, что ждало А.С. Пушкина после окончания лицея?

— ПЕТЕРБУРГ (1817-1820)

Прошли лицейские годы, и с ними окончилась юность Пушкина. Полный творческих замыслов поэт вступил в новую пору своей жизни. Видные русские литераторы и поэты: Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский – прочили Пушкину поэтическую славу. Служба в Коллегии иностранных дел, куда был зачислен молодой коллежский секретарь Александр Пушкин по выходе из лицея, не обременяла его. Первоначально поэт уехал в Михайловское, но в августе 1817 года вернулся в Петербург и поселился с родителями на окраине столицы.

Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим спорам, игре воображения, дружеским встречам.

Пушкин сблизился с самыми передовыми людьми своего времени, вошёл в круг вольномыслящей молодежи, которая мечтала об ограничении власти царя конституцией. Пушкин охотно читал здесь свои политические стихи, знал, что в этом обществе поймут пламенные порывы его мятежного сердца.

В кругу этих политических споров возникает вольнолюбивая лирика Пушкина. Одним из самых значительных стихотворений была написанная в 1817 году ода «Вольность». В первых строках Пушкин определяет цель оды – «На тронах поразить порок». Он призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь.

Одним из самых смелых политических стихотворений Пушкина стала «Деревня», где он гневно осудил крепостничество. Прекрасная природа противопоставлена картине позорного рабства, несовместимого с ней.

Пушкин по праву может быть назван поэтом декабристов, потому что идеи передовой дворянской молодежи были его, Пушкина, идеями, вошли в его сознание. В это время были заложены основы его оптимистического мировоззрения. Пушкинское творчество выросло и развилось в годы подъёма дворянского освободительного движения и расцвета декабристских идей.

— Про следующий период жизни А.С. Пушкина нам расскажет один из учеников.

— А.С. Пушкин после окончания лицея жил в Петербург.

ЮЖНАЯ ССЫЛКА (1820 — 1824)

До правительства дошли вольнолюбивые стихи Пушкина и резкие эпиграммы на царя. И вот уже Александр I упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший Царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказывает генерал – губернатору Милорадовичу арестовать поэта. В апреле 1820 года Милорадович пригласил к себе Пушкина и доверительно сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги его сожжены, но что он может восстановить стихи по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения. Милорадович просил царя простить молодого поэта, который пленил его своим благородством. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все – и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкин направлялся в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 года Пушкин выехал в южную ссылку. После шумной петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку. К тому же он тяжело заболел. В то время в Екатеринослав приехала семья прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Путь её лежал на кавказские воды. Инзов согласился отпустить Пушкина для лечения, и поэт вместе с Раевскими поехал на юг. Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в пушкинские стихотворения и поэмы. Открылся новый, романтический период в творчестве Пушкина, звучат раздумья о жизни, о судьбе человека, о его надеждах и мечтах. Осенью 1820 года Пушкин переехал из Крыма в Кишинёв на место службы. Он с радостью окунулся в атмосферу политических, философских и литературных споров. Здесь служили офицеры, будущие декабристы. Пушкина встретили в Кишинёве дружески. Летом 1823 года ссыльного Пушкина перевели в Одессу под начало графа М.С. Воронцова. Воронцов стремился сделать из Пушкина усердного чиновника. Но очень скоро Воронцов направил в Петербург несколько писем с просьбой определить поэту новое место ссылки. Он мотивировал эту просьбу «испорченностью». Пушкина, его «неисправимостью». Вскоре Пушкину было предписано немедленно выехать в новую ссылку – село Михайловское (слайд 23), имение родителей. Так завершился южный период жизни Пушкина. На юге сформировался пушкинский романтизм, и на юге же наметилось его преодоление.

1821 год – поэма «Кавказский пленник» — в ней автор поставил перед собой цель воспроизвести характер молодого человека своего времени, не удовлетворённого действительностью и охвачённого жаждой свободы.

1824 год – «Цыганы» — автор стремился создать обобщённый характер молодого человека начала 19 века.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.), целеполагание (Р.), смыслообразование (Л.), общеучебные (П.)

6. Домашнее задание

(4 мин)

Вашим домашним заданием будет заполнить таблицу до конца, нам осталось 5 периодов жизни и творчества А.С. Пушкина. Названия периодов вы видите на слайде.

Михайловское(1824-1826)

После ссылки (1826-1830)

Болдинская осень (1830)

В Петербурге (1831-1833)

Последние годы жизни (1834-1837)

Слушают учителя, записывают домашнее задание.

Общеучебные (П.)

7. Рефлексия

(4 мин)

Подведем итоги нашего сегодняшнего урока.

— Назовите годы жизни А.С.Пушкина.

— Сколько периодов выделяют в его жизни и в творчестве?

— Кто был первыми учителями родного языка?

— Где учился А.С.Пушкин?

— Молодцы, я вижу вашу заинтересованность в творчестве А.С. Пушкина. Всем спасибо а урок, все свободны!

— 1799-1837.

— 9.

— Первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, няня Арина Родионовна, и дядька Никита Козлов.

— В царскосельском лицее.

Умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К.)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *