3. Структура и содержание курса русского языка в средней школе
В настоящее время систематический курс русского языка изучается с 5 по 9 класс. В старших классах предлагается рассматривать несколько вариантов изучения родного языка: углубленное изучение отдельных аспектов (разделов) языка; совершенствование культурноречевых умений и навыков; поддержание орфографической и пунктуационной грамотности; обобщение и систематизация знаний по грамматике.
В состав учебного предмета «русский язык» входят основные разделы языка: фонетика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис, стилистика. Учащиеся знакомятся также с основными сведениями из истории литературного русского языка, диалектологии. В систематический курс русского языка входят вопросы графики, орфографии, пунктуации, призванные обеспечить правописную компетенцию школьников.
Утвердившееся в последнее десятилетие коммуникативное направление в обучении русскому языку диктует необходимость рассматривать языковые единицы как текстообразующие, участвующие в формировании и формулировании мысли. При таком подходе уделяется внимание не только строению той или иной синтаксической конструкции, но и значению, функции, сфере употребления данной языковой единицы, учитывая, что синтаксические единицы являются основой построения связной речи.
Коммуникативный подход к обучению родному языку связан с обучением школьников правильному использованию языковых средств в соответствии с нормами литературного языка во всех видах речевой деятельности: рецептивной (слушание – чтение), продуктивной (говорение – письмо), а также в различных формах (устная речь – письменная речь). Такое обучение способствует сознательному отношению к системе языка, его нормам и категориям, правилам выбора нужной языковой единицы, позволяет наиболее эффективно проводить работу над всеми видами речевой деятельности в соответствии с возрастными этапами речевого развития и ведущей деятельностью учащихся – это путь от речевой деятельности к осмыслению и анализу языковых единиц, необходимых для решения коммуникативных, познавательных и воспитательных задач.
Одно из главных понятий школьного курса русского языка, Школьного речеведения – понятие «текст». Употребление единиц языка в роли структурного или текстообразующего потенциала представляет собой реализацию функционально-системного подхода, предполагающего использование всех единиц языка на всех уровнях языковой системы. Все это позволяет говорить о двух направлениях в работе по речевому развитию школьников: первое направление связано с формированием коммуникативных умений учащихся при изучении основных языковых единиц: звука, словоформы, словосочетания, предложения; второе – с отработкой коммуникативных умений в процессе развития связной устной и письменной речи учащихся.
Содержание обучения русскому языку связано с ответом на вопрос: чему учить, т. е. какие знания, умения и навыки необходимо сформировать у школьников в процессе учебной деятельности в рамках классной, внеклассной и внешкольной работы.
В содержание обучения включены учебные действия с языковым материалом (анализ, синтез, наблюдение, подведение языкового факта под понятие, сравнение, моделирование, видоизменение, конструирование и др.), основные (базовые) умения.
Усвоение учебного материала представляет собой единый процесс формирования знаний, умений и навыков, осуществляемый посредством внутренних (умственных) и внешних (практических) действий.
Знания составляют результат осознанного усвоения языковых понятий, фактов, закономерностей, определений и правил, связанных с основами науки о русском литературном языке – о его основных единицах, словарном составе и грамматическом строе, которые рассматриваются с точки зрения значения, структуры, функционирования в речи. В процессе усвоения знаний реализуется познавательная направленность школьного курса русского языка. Знания являются основой формируемых орфографических, пунктуационных и речевых навыков учащихся, обеспечивающих практическую направленность обучения.
Умение в методике рассматривается как способность ученика выполнять определенные действия на основе полученных знаний. Умение формируется в процессе осмысления теоретической информации в новых условиях, оно включает и этап контролирования процесса деятельности.
Навык – это автоматизированное умение, действие, сформированное путем повторения, оно характеризуется высокой степенью освоения языкового материала.
В основе выработки учебных умений лежит теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П. Я. Гальпериным и его школой. Прежде всего необходимо иметь «ориентировочную основу действия» – образец действия. Данная основа служит системой указаний на то, как выполнить новое действие, которое производится определенным умственным приемом. В процессе обучения каждому последующему явлению необходимо опираться на ранее сформированные приемы умственной работы, основанные на нем умения и навыки и на этой базе формировать новые умения, необходимые для решения учебных задач.
studfile.net
Раздел 5. Методика преподавания разделов курса русского языка
Методика преподавания фонетики и графики. Значение, задачи и место изучения фонетики в школе. Содержание и структура раздела.Звук. Звуковая система русского языка. Классификация гласных. Сильная и слабая позиция гласных, их редукция. Классификация согласных. Звонкие и глухие (сонорные и шумные), твердые и мягкие согласные.
Вопрос о расширении содержания раздела фонетики за счет включения в него лингвистических понятий: фонема, позиционные изменения гласных звуков (редукция) и чередования согласных звуков (позиционное смягчение, озвончение, оглушение, уподобление и расподобление звуков).
Слог и его разновидности, характеристика слогов. Ударение и его особенности в русском языке.
Дальнейшее формирование (углубление) представления о соотношении звука речи и буквы, графической системе русского языка. Двойная функция йотированных букв. Связь фонетики с орфографией. Понятие об ассимилятивной и исконной (фонемной) мягкости и обозначение мягкости согласных на письме.
Наблюдение над звучащей речью, выполнение устных упражнений как основное требование к обучению фонетике в школе. Основные виды упражнений по фонетике.
Фонетический разбор как основной вид упражнений по фонетике, методика его проведения.
Реализация знаний по фонетике при изучении других разделов школьного курса русского языка.
Формирование орфоэпических и акцентологических умений и навыков, знакомство с основными нормами русского произношения и ударения, работа над их усвоением учащимися. Использование в работе основных словарей и справочников.
Методика преподавания лексики и фразеологии. Значение, задачи и место изучения лексики и фразеологии в школьном курсе русского языка.
Основные принципы изучения раздела: экстралингвистический, лексико-грамматический, семантический, диахронический.
Содержание и этапы работы по изучению лексики и фразеологии. Связь понятий «многозначность слова» и «переносное значение слова». Способы разграничения многозначных слов и омонимов. Синонимы и антонимы. Типы фразеологизмов.
Методы и приемы изучения лексики и фразеологии. Система и виды упражнений, используемых в процессе овладения ЗУНами. Роль и методика лексического разбора.
Работа над лексическими нормами. Словарная и словарно-стилистическая работа, обогащение словарного запаса, работа над тематическими группами слов. Работа со словарями.
Методика преподавания морфемики и словообразования. Значение, задачи и место изучения морфемики и словообразования в школе.
Содержание раздела. Работа над составом слова. Морфема и ее разновидности. Определение морфемы как наименьшей значимой (в лексическом или грамматическом плане) части слова. Введение понятия нулевого аффикса. Корневые морфемы и служебные. Основа слова как часть слова без окончания и формообразующих суффиксов. Выработка у учащихся умения выделять значимые части слова (морфемы).
Предмет и основные понятия синхронного словообразования: производная и производящая основы, словообразующее средство, словообразовательный тип, способ словообразования (аффиксальные и безаффиксные).
Трудности изучения данного раздела, методы и приемы работы над ним.
Система упражнений. Морфемный, словообразовательный и этимологический виды разбора, их задачи, различия и методика проведения.
Методика преподавания грамматики. Грамматика как раздел школьного курса русского языка, его значение, содержание и структура. Формирование целостного представления о грамматическом строе русского языка как конечная цель преподавания грамматики. Роль грамматики в усвоении норм литературного языка, развитии мышления, овладении орфографическими и пунктуационными умениями и навыками.
Содержание работы по морфологии. Особенности изучения частей речи и их категорий. Вопрос о количестве частей речи, их классификация.
Упражнения по морфологии. Особенности морфологического разбора, методика его проведения.
Связь морфологии и синтаксиса. Принцип изучения морфологии на синтаксической основе и синтаксиса на основе морфологии.
Значение, задачи и содержание синтаксиса как раздела грамматики.
Пропедевтическое и систематическое изучение синтаксиса в школе.
Особенности формирования синтаксических понятий (словосочетание и предложение, виды связи в словосочетании и предложении, понятие о членах предложения и его грамматической основе, простое (полное, распространенное и осложненное) и сложное предложение, типы простых и сложных предложений, их классификация) и методика их изучения. Упражнения по синтаксису. Синтаксический разбор, методика его проведения. Модели различных предложений. Построение линейных и вертикальных схем, отражающих структуру предложений.
Основные грамматические (морфологические и синтаксические) нормы; способы предупреждения и преодоления типичных грамматических ошибок.
Обогащение речи учащихся изучаемыми синтаксическими конструкциями, работа над синонимичными конструкциями. Наблюдение над готовым текстом и самостоятельное конструирование предложений изучаемого типа.
Методика обучения правописанию. Правописание, его нормы как обязательный атрибут письменной формы литературного языка. Соблюдение правил правописания как необходимый компонент письменной речи. Формирование умений и навыков правописания. Методика работы над теоретическим и практическим материалом.
Алгоритм как эффективный способ обучения применению изученного правила. Виды упражнений и письменных работ. Списывание готового текста, усложненное списывание, самодиктант, письмо по памяти, программированные упражнения, диктанты, их типология и классификация.
Диктанты с грамматическим заданием. Контрольные, итоговые диктанты. Требования к текстам диктантов. Целесообразность использования и методика проведения диктантов разных видов.
Обучение орфографии и пунктуации с компьютерной поддержкой.
Типы орфографических и пунктуационных ошибок и их классификация:
грубые/негрубые, однотипные, повторяющиеся. Исправляемые и учитываемые ошибки. Ошибки и описки. Разграничение орфографических и грамматических ошибок.
Нормы оценки диктантов, письменных работ.
Тестирование как средство проверки уровня грамотности. Особенности оценки тестирования.
Учет ошибок, их классификация и работа над ними.
Методика орфографии. Роль и место изучения орфографии в школьном курсе русского языка. Основные принципы русской орфографии. Зависимость методов и приемов обучения орфографии от принципов ее построения. Природа орфографического навыка и психологические основы его формирования. Орфографическая зоркость, способы ее развития. Понятие об орфограмме; типы и виды орфограмм, изучаемых в школе. Орфографическое правило, особенности его структуры, этапы изучения. Орфографический разбор, методика его поведения. Работа с орфографическим словарем. Обобщающая работа по орфографии ее значение для повышения грамотности учащихся.
Методика пунктуации. Значение, место и задачи пунктуационной работы в школе, ее содержание. Основы русской пунктуации и ее принципы: смысловой, интонационный, грамматический. Связь между пунктуационными правилами и синтаксической структурой предложения.
Понятие о пунктограмме и ее типах. Пунктуационные правила. Методика их изучения и работы над формированием пунктуационных навыков.
Принципы обучения пунктуации: принцип анализа строения, состава и типов предложения, смысловых и синтаксических отношений между словами, предложениями и частями предложения; принцип развития речевого слуха учащихся; принцип выразительного «чтения» знаков препинания; принцип развития навыков расстановки знаков препинания в процессе письма; принцип системности и систематичности работы над пунктуацией.
Система упражнений (упражнения аналитические и синтетические), отбор дидактического материала для них. Пунктуационный разбор.
Трудные случаи пунктуации и методика работы над ними. Ознакомление учащихся с вариативным и факультативным употреблением знаков препинания с целью расширения их лингвистического кругозора.
Вопрос об орфографическом и пунктуационном минимуме в средней школе (А.В. Текучев).
Методика развития речи. Развитие речи – обязательный компонент обучения родному языку. Язык и речь. Речь как процесс речевой деятельности. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Текст как продукт речевой деятельности.
Формирование коммуникативной компетенции, владения видами речевой деятельности на основе речеведческих знаний – одна из основных задач современной школы.
Методика формирования базовых речеведческих понятий. Речь как использование средств языка для целей общения. Условия общения. Разновидности речи: устная и письменная формы речи, диалогическая и монологическая речь.
Методические принципы формирования коммуникативной компетенции: 1) принцип единства развития речи и мышления; 2) принцип взаимосвязи в развитии устной и письменной речи; 3) принцип связи речевой работы с изучением грамматики и правописания, с занятиями по литературе; 4) принцип взаимосвязанности обучения языковым операциям, текстовым действиям и коммуникативной деятельности в рамках речевых ситуаций различных типов.
Основные направления работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка, составляющие единое целое: 1) овладение нормами русского литературного языка; 2) обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; 3) формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Система работы по развитию речи: работа над развитием речи в процессе изучения языкового материала (формирования языковой компетенции) и работа на специальных уроках по развитию речи.
Культура речи как две ступени овладения литературным языком: речь правильная и речь хорошая (коммуникативно целесообразная). Нормализаторский, текстовый и собственно коммуникативный аспекты речевой культуры. Формирование основ культуры речевого поведения, обучение речевому этикету.
Методика работы над словом и обогащением словарного запаса учащихся.
Стилистический аспект, стилистическая направленность обучения русскому языку в школе. Значение, задачи, место и содержание работы по стилистике. Методика формирования основных стилистических понятий и изучения функциональных стилей: научного, делового, публицистического, художественного и разговорного.
Понятие о сфере употребления, задачах, целях и условиях общения; стилевых чертах, языковых средствах. Виды стилистических упражнений, их типология, последовательность проведения.
Связная речь как методическое понятие. Значение, задачи, содержание и этапы работы по развитию связной речи учащихся.
Системное формирование у учащихся рецептивных, репродуктивных и продуктивных текстовых умений (содержательных, композиционных, стилистико-языковых).
Лингвистические основы работы над связной речью. Усвоение основных речеведческих понятий («текст», «типы текста» и др.).
Основные характеристики текста, тема и основная мысль; развитие мысли в тексте, «данное» и «новое» в предложениях текста, цепной и параллельный способы связи предложений, деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста простой и сложный; композиция целого текста.
Методика обучения анализу и созданию текстов основных функционально-смысловых типов речи: повествования, описания, рассуждения. Методика обучения различным речевым жанрам. Упражнения по развитию письменной и устной связной речи учащихся. Изложения и сочинения, их типы и классификация. Методика подготовки к изложениям и сочинениям и методика их проведения.
Нормы оценки изложений, сочинений, устных высказываний учащихся. Ошибки речевые, стилистические, фактические, логические.
Значение работы на уроках развития речи со словарями различных типов.
Место, задачи и методика лингвистического, стилистического, лингвостилистического и комплексного анализов текста на уроках русского языка.
studfile.net
какие разделы науки о русском языке вы знаете Что изучает каждый из этих разделов
Фонетика-звуки, графика-соотношения звуков и букв, орфоэпия-литературное произношение звукосочетаний, лексика-словарный состав языка, диалектология-диалекты, фразеология-устойчивые сочетания слов, словообразование-строение слов, морфология-части речи, синтаксис-словосочитания и предложения, орфография -передача на письме слов с помощью письма, пунктуация-знаки препинания, стилистика-стили литер. языка и языковых средств.
Лексикография — раздел науки о языке, изучающий лексику. фразеология — наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке. орфоэпия — раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения орфография — система правил словообразование — изучает способы образования слов грамматика — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения и включает в себя две части — морфологию и синтаксис. морфология — грамматическое учение о слове ( его структура, формы словоизменения, способы выражения грамматического значения. синтаксис — изучает словосочетание и предложение
ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. ЛЕКСИКА -это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения. СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу. ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. Фонетика-звуки, графика-соотношения звуков и букв, орфоэпия-литературное произношение звукосочетаний, лексика-словарный состав языка, диалектология-диалекты, фразеология-устойчивые сочетания слов, словообразование-строение слов, морфология-части речи, синтаксис-словосочитания и предложения, орфография -передача на письме слов с помощью письма, пунктуация-знаки препинания, стилистика-стили литер. языка и языковых средств. Лексикография — раздел науки о языке, изучающий лексику. фразеология — наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке. орфоэпия — раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения орфография — система правил словообразование — изучает способы образования слов грамматика — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения и включает в себя две части — морфологию и синтаксис. морфология — грамматическое учение о слове ( его структура, формы словоизменения, способы выражения грамматического значения. синтаксис — изучает словосочетание и предложение
Фонетика, орфоэпия., пунктуация
Фонетика-раздел лингвистики, изучающий звуки речи. Орфоэпия- это раздел лингвистики, изучающий правила произношения и ударения. Морфемика- это раздел языкознания, в котором изучается состав слова. Лексика- раздел лингвистики, изучающей словарный состав языка. Графика- совокупность всех средств данной письменности. Орфография- это раздел лингвистики, изучающий систему правил написания слов. Морфология- раздел лингвистики, изучающий слова, как части речи. Синтаксис- раздел лингвистики, изучающий строение и значение синтаксических единиц. Пунктуация- это раздел лингвистики, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки. Текстоведение- это отрасль науки о языке, тесно связанная с литературоведением. Словообразование- это образование новых слов от однокорневых слов . Фразеология- это раздел лингвистики, изучающий фразеологизмы. Стилистика- раздел лингвистики, в котором изучается система стилей того или иного языка.
гугл, яндекс в помощь =р
Фонетика-раздел лингвистики, изучающий звуки речи. Орфоэпия- это раздел лингвистики, изучающий правила произношения и ударения. Морфемика- это раздел языкознания, в котором изучается состав слова. Лексика- раздел лингвистики, изучающей словарный состав языка. Графика- совокупность всех средств данной письменности. Орфография- это раздел лингвистики, изучающий систему правил написания слов. Морфология- раздел лингвистики, изучающий слова, как части речи. Синтаксис- раздел лингвистики, изучающий строение и значение синтаксических единиц. Пунктуация- это раздел лингвистики, изучающий систему знаков препинания и правила их постановки. Текстоведение- это отрасль науки о языке, тесно связанная с литературоведением. Словообразование- это образование новых слов от однокорневых слов . Фразеология- это раздел лингвистики, изучающий фразеологизмы.
ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. ЛЕКСИКА -это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения. СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу. ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. Фонетика-звуки, графика-соотношения звуков и букв, орфоэпия-литературное произношение звукосочетаний, лексика-словарный состав языка, диалектология-диалекты, фразеология-устойчивые сочетания слов, словообразование-строение слов, морфология-части речи, синтаксис-словосочитания и предложения, орфография -передача на письме слов с помощью письма, пунктуация-знаки препинания, стилистика-стили литер. языка и языковых средств. Лексикография — раздел науки о языке, изучающий лексику. фразеология — наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке. орфоэпия — раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения орфография — система правил словообразование — изучает способы образования слов грамматика — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения и включает в себя две части — морфологию и синтаксис. морфология — грамматическое учение о слове ( его структура, формы словоизменения, способы выражения грамматического значения. синтаксис — изучает словосочетание и предложение
что изучает раздел речь
ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. ЛЕКСИКА -это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения. СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу. ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. Фонетика-звуки, графика-соотношения звуков и букв, орфоэпия-литературное произношение звукосочетаний, лексика-словарный состав языка, диалектология-диалекты, фразеология-устойчивые сочетания слов, словообразование-строение слов, морфология-части речи, синтаксис-словосочитания и предложения, орфография -передача на письме слов с помощью письма, пунктуация-знаки препинания, стилистика-стили литер. языка и языковых средств. Лексикография — раздел науки о языке, изучающий лексику. фразеология — наука о сложных по составу языковых единицах, имеющих устойчивый характер. Фонетика — раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка, т. е. способы образования и акустические свойства звуков, их изменения в речевом потоке. орфоэпия — раздел языкознания, изучающий нормы литературного произношения орфография — система правил словообразование — изучает способы образования слов грамматика — раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения и включает в себя две части — морфологию и синтаксис. морфология — грамматическое учение о слове ( его структура, формы словоизменения, способы выражения грамматического значения. синтаксис — изучает словосочетание и предложение
википедию читай!!!
ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. ЛЕКСИКА -это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения. СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу. ПУНКТУАЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
ФОНЕТИКА — это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. С фонетикой мы соприкасаемся, когда производим фонетический разбор слов. ОРФОГРАФИЯ — это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов. МОРФОЛОГИЯ — это раздел науки о языке, который изучает слово, как часть речи. С морфологией мы имеем дело, когда производим морфологический разбор частей речи. ЛЕКСИКА -это раздел науки о языке, изучающий слов с точки зрения их лексического значения. СИНТАКСИС — это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. На уроках русского языка мы производим синтаксический разбор предложения. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ — это раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Со словообразованием мы соприкасаемся, когда разбираем слова по составу. ПУНКТУЦИЯ — это раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
дааааааааааааааааааааааааааа
touch.otvet.mail.ru
Итоговое тестирование «Методика преподавания русского языка»
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Итоговое тестирование
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка»
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Феофанова Н.Н.
г. Москва, 2017 г
ТЕСТ
1. Овладение нормами литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, обучение видам речевой деятельности являются важнейшими аспектами РАЗВИТИЯ речи учащихся.
2. Результатом связной речевой деятельности учащихся является ТЕКСТ.
3. Признаками текста как речевой данности являются:
1) смысловая целостность,
2) грамматическая взаимосвязь,
3) членимость .
4. Выберите определение, соответствующее понятию «развитие речи»:
1) процесс овладения языковыми умениями и навыками,
2) изучение системы языковых разделов,
3) процесс формирования коммуникативной компетенции .
5. Овладение нормами русского литературного языка не включает изучение:
1) коммуникативно значимых норм,
2) присущей молодёжному слэнгу лексики,
3) норм, часто нарушаемых носителями родного языка,
4) норм, относящихся к безусловно принятым.
6. Какой вид упражнения не соответствует работе над речевыми нормами:
1) анализ художественного текста,
2) сопоставительный анализ нормы и её нарушений,
3) замена ошибочных вариантов.
7. Обучения разным видам речевой деятельности включает:
1) смысловое восприятие текста,
2) анализ текста, создание текста и редактирование написанного.
8. К источникам пополнения словарного запаса учащихся не относится:
а) речь учителя,
б) молодежный слэнг,
в) чтение книг,
г) СМИ.
9. К какому из типов речи подходит определение – «изображение картины мира в причинно-следственных связях»:
1) описание,
2) повествование,
3) рассуждение.
10. В каком типе изложения требуется краткая передача содержания исходного текста:
1) выборочное,
2) близкое к тексту,
3) сжатое,
4) с языковым анализом.
11. Какой аспект изучения стилистики является основным в школьном курсе русского языка:
1) функциональная стилистика,
2) практическая стилистика,
3) язык художественной литературы.
11. Учет следующих положений: с кем, где и о чём говоришь – соответствует понятию РЕЧЕВАЯ ситуация.
12. Распределите очередность изучения стилей речи в школьном курсе
а) русского языка:
б) художественный,2
в) разговорный,1
г) публицистический,5
д) научный,3
е) официально-деловой.4
13. Основной целью овладения эстетической функцией языка является изучение ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ языка.
14. В область преподавания русского языка, изучающую языковую систему включаются следующие разделы: методика фонетики, лексики и ФРАЗЕОЛОГИИ, словообразования, морфологии, синтаксиса.
15. Внеклассная работа прежде всего направлена на формирование познавательного ИНТЕРЕСА учащихся к предмету.
16. Соотнесите виды внеклассной работы с формами их проведения:
Систематические кружок, стенгазета
Эпизодические олимпиады, викторины
17. Урок-лекция по дидактическим целям соответствует следующим традиционным урокам: объяснения и ЗАКРЕПЛЕНИЯ.
18. Содержание урока-лекции может быть зафиксировано в тетради в виде: сложного плана, ТЕЗИСОВ, схем, таблиц.
19. Проблемная задача, поставленная на уроке исследования, традиционно строится на основе лингвистического ЭКСПЕРИМЕНТА.
20. Основу урока-семинара составляют ДОКЛАДА учащихся.
21. Игровыми разновидностями урока-семинара являются заседания, конференция, конгресс, СУД.
22. Разновидностью урока-практикума, направленной на активизацию познавательной деятельности школьников, является деловая ИГРА.
23. Урок-зачёт совмещает функции уроков ОБОБЩЕНИЯ и контроля.
24. Формированию умения вести научный спор способствует урок – ДИСКУССИЯ.
25. Одной из важнейших составляющих овладения культурой речи учащихся является речевой ЭТИКЕТ.
26. Школа с малым количеством учащихся, где процесс обучения требует особых форм его организации, называется МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ.
27. Новые педагогические технологии в преподавании русского языка включают модульное обучение дистанционное обучение и метод технологии ПРОЕКТОВ.
28. Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты:
Цели, содержание, принципы, методы и приёмы СРЕДСТВА .
29. Выберите правильный вариант ответа. Предметом обучения методики является
а) русский язык,
б) процесс обучения русскому языку,
в) исследование русского языка.
30. Дополните список дисциплинами, являющихся базовыми для методики преподавания русского языка: языкознание, дидактика, психология ФИЛОСОФИЯ.
31. Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:
1) Е.А. Баринова;
2) М.Т. Баранова;
3) А.В. Текучёв;
4) Л.П. Федоренко.
32. Назовите функции русского языка как предмета изучения в школе: обучающая, развивающая,ВОСПИТЫВАЮЩАЯ.
33. Закончите фразу: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование следующих компетенций: языковой, языковой, лингвистической, КОММУНИКАТИВНОЙ.
34. Отметьте общеметодические принципы обучения русскому языку:
1) связь теории с практикой;
2) взаимосвязь изучения языка и развития мышления;
3) приемственность и перспективность;
4) доступность;
5) внимание к языковому материалу;
6) развитие языкового чутья.
35. Отметьте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения»:
а) исходное положение науки, определяющее содержание процесса обучения;
б) способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками.
36. Принципы обучения делятся на общедидактические, частно методические и СПЕЦИФИЧЕСКИЕ.
37. Назовите фамилию ученого-методиста, проклассифицировавшего методы обучения по источнику полученных знаний, по степени и характеру участия школьника, по характеру и методу выполнения заданий А.В.ТЕКУЧЕВ.
38. Отметьте методы проблемного обучения:
1) слово учителя;
2) беседа;
3) эвристическая беседа;
4) исследовательский;
5) репродуктивный,
6) объяснительно-иллюстративный;
7) частично-поисковый.
39. Отметьте средства обучения, позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:
1) перфокарты;
2) упражнения из учебника;
3) сигнальные карточки;
4) дидактические карточки;
5) тесты.
40. Отметьте комплекс учебников, где в одном учебном пособии содержатся теоретические сведения, практические упражнения, свдения и упражнения, по развитию речи учащихся:
1) под ред. В.В. Бабайцевой;
2) под ред. Н.М. Шанского;
3) под ред. П.А. Леканта и М.М. Разумовской.
41. Отметьте учебную программу, соответствующую учебному комплексу, в которой основной целью является овладение речевой деятельностью в устной и письменной форме:
1) под ред. Н.М. Шанского;
2) под ред. В.В. Бабайцевой;
3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
42. Отметьте учебный комплекс, где подача материала осуществляется линейным способом:
1) под ред. В.В. Бабайцевой;
2) под ред. Н.М. Шанского;
3) под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта.
43. Отметьте виды языкового разбора, не являющиеся грамматическими:
1) фонетический;
2) лексический;
3) морфологический;
4) стилистический;
5) словообразовательный.
44. Отметьте комплекс учебников с углублённым изучением русского языка, где изучаются сведения, характерные для вузовской программы:
1) Под ред. В.В. Бабайцевой;
2) Под ред. Н.М. Шанского;
3) Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Лекант;
4) С.И. Львова.
45. Отметьте типы уроков, выделяемых Б.Т. Пановым по ведущему методу обучения:
1. изучение нового материала;
2. контрольный урок;
3. лекция;
4. анализ письменных работ;
5. практикум;
6. закрепление изученного;
7. развитие речи;
8. семинар.
46. Определите структурные элементы, соответствующие уроку объяснения нового материала. Постройте их в последовательности, соответствующей структуре урока:
1) выполнение упражнений повышенной сложности;
2) подведение итогов урока и объяснение домашнего задания;6
3) опрос учащихся;2
4) проверка домашнего задания;1
5) первичное закрепление изученного;5
6) самостоятельная работа;
7) объяснение нового материала;4
8) подготовка к восприятию нового материала.3
47. Какой из диктантов требует объяснения нового материала в процессе написания:
1) «проверяю себя»;
2) объяснительный;
3) письмо по памяти;
4) комментированное письмо;
5) предупредительный.
48. Дополните вид диктанта, где требуется изменение дидактического материала: творческий, выборочный, СВОБОДНЫЙ
49. Пронумеруйте дифференцированные задания по степени сложности:
1) выборочно-распределительное списывание;2
2) Списывание со вставкой;1
3) Творческое списывание.3
50. Определите тип урока в игровой форме, требующий обязательного использования занимательности:
1) деловая игра,
2) дидактическая игра.
51. Продолжите утверждение: «В настоящее время русский язык как учебный предмет имеет две формы изучения: общеобразовательная и УГЛУБЛЕННАЯ».
52. Углублённое изучение русского языка осуществляется по трём направлениям: факультативные курсы, элективные курсы,ВНЕКЛАССНАЯ работа.
53. Отметьте формы внеклассной работы, которые относятся к систематическим:
1) вечера русского языка;
2) олимпиады;
3) лингвистическая газета;
4) кружок;
5) радиопередача.
54. Уроки, на которых реализуются межпредметные связи с историей, географией, биологией и т.п., называются ИНТЕГРИРОВАННЫЕ
55. Уроки, на которых совмещаются изучение русского языка и литературы,- это уроки СЛОВЕСНОСТИ
56. Программа под ред. Н.М. Шанского разработана в соавторстве с М. Т. Барановым и Т.А.ЛАДЫЖЕНСКОЙ
57. В учебном процессе способами подачи изучаемого материала являются индуктивный и ДЕДУКТИВНЫЙ
58. Отметьте путь, при котором презентация языкового материала осуществляется индуктивным способом:
1) от частного к общему,
2) от общего к частному.
59. Учебник, наряду с программой, выполняет следующие функции: познавательную, развивающую, воспитательную и СИСТЕМАТИЗИРУЮЩУЮ
60. Сведения о выдающихся лингвистах, их роли в развитии науки о языке формируют ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ компетенцию.
61. Приём обучения является ЧАСТЬЮ метода, так как определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы.
62. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к ТЕОРЕТИЧЕСКИМ методам обучения.
По классификации Л.П. Федоренко, лингвистический анализ, комментирование текста, творческое задание относится к ПРАКТИЧЕСКИМ методам обучения.
63. Отметьте наиболее продуктивную форму опроса учащихся:
1) индивидуальная;
2) групповая;
3) коллективная;
4) уплотнённая.
64. Эвристическая беседа предполагает ПОШАГОВОЕ решение проблемной ситуации
65. Дополните список уроков нетрадиционной вузовской формы обучения: лекция; семинар; практикум; ЗАЧЕТ.
66. Пропедевтический этап изучения материала – это ПРЕДВАРЯЮЩИЙ его изучение перед основным курсом.
67. Автором пособия «Русская речь» является Е.И.НИКИТИНА
68. По Л.П. Федоренко, в систему упражнений, способствующих формированию речевых навыков учащихся, входят: РЕЦЕПТИВНЫЕ, репродуктивные, продуктивные.
69. Отметьте, чем отличаются уроки обобщающего повторения от уроков закрепления изученного:
1) структурой;
2) дидактическими целями;
3) большим количеством самостоятельных и творческих заданий.
70. На уроках развития речи осуществляется формирование КОММУНИКАТИВНОЙ компетенции.
80. Развернутый конспект урока соответствует следующему виду планирования учебного процесса:
1) годовое (календарное),
2) тематическое
3) поурочное.
81. Определите вид самостоятельной деятельности учащихся по заданию: «Вставьте в исходный текст подходщее по смыслу слова»:
1) рецептивная,
2) репродуктивная,
3) продуктивная.
82. Соотнесите виды самостоятельной деятельности учащихся по способам их осуществления:
Рецептивная конструирование собственного высказывания
Продуктивная анализ языковых единиц
Репродуктивная видоизменение лексических единиц
83. По классификации Л.П. Федоренко, лекция, слово учителя и беседа относятся к ТЕОРИТИЧЕСКИМ методам обучения.
84. Эвристическая беседа и исследовательские методы обучения предполагают создание и решения ПРОБЛЕМНОЙ ситуации.
85. Современным способом проверки знаний является ТЕСТИРОВАНИЕ.
86. Изучение фонетики является базой для осознанного усвоения звуковой системы языка, овладения орфоэпическими нормами, формирование ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ учащихся.
87. Изучение фонетики неразрывно связано с изучением ГРАФИКИ.
88. Выразительными средствами звуковой системы русского языка не являются:
а) многосоюзие;
б) ассонанс;
в) аллитерация;
г) благозвучие.
89. Задачами изучения лексики и фразеологии не являются:
а) расширение словарного запаса учащихся;
б) обучение работе с орфографическими словарями;
в) работа над толкованием смыслового значения слова;
г) расширение знаний учащихся и языке.
90. В школе изучается три группы лексических понятий, связанных с семантикой, происхождением и УПОТРЕБЛЕНИЕМ слова.
91. В толковом словаре нельзя определить значение слова:
а) лексическое значение слова,
б) антонимы;
в) омонимы;
г) прямое и переносное значение слова.
93. Основными способами толкования лексического значения слова являются описательный, подбор синонимов, КОНТСТЕКТУАЛЬНЫЙ
94. Диалектные, профессиональные слова и жаргонизмы относятся к лексике ОГРАНИЧЕННОГО употребления или неупотребительной.
95.К выразительным средствам языка, построенным на основе переносного значения слова, не относятся:
а) метафора;
б) сравнение;
в) олицетворение;
г) эпитет.
97. В число лексических ошибок не входит:
1) непонимание лексического значения слова;
2) неразличение слов паронимов;
3) употребление слова в разговорной форме;
4. Нарушение лексической сочетаемости слов.
98. Изучение фразеологизмов и лексических понятий способствует формированию не только языковой, но и КОММУНИКАТИВНОЙ компетенции учащихся.
99. Постоянное употребление в речи изученных с лексической точки зрения слов способствует формированию словарного запаса:
а ) Активного
б) Пассивного.
100. Морфемика изучается в 5 классе, а словообразование в 6 классе по программе:
1) Под ред. И.М, Шанского,
2) Под ред. В.В, Бабайцевой,
3) Под ред. М.М. Разумовской.
101. На процесс морфемного анализа не влияет:
1) фонетическая структура,
2) морфологические признаки,
3) орфографическое написание,
4) лексическое значение.
102. Теория и практика составления словарей является предметом изучения лингвистической дисциплины:
1) лексикология,
2) этимология,
3) фразеология,
4) лексикография.
103. К упражнениям формирующим лексические умения и навыки не относятся:
1) решение кроссвордов,
2) толкование лексического значения слова,
3) нахождение и исправление лексических ошибок,
4) составление текста по опорным словам.
104. Анализ и разграничение современного и этимологического морфемного состава слова опираются на принцип
1) синхронический,
2) экстралингвистический,
3) структурно-семантический,
4) системный.
105. При выделении основы слова возникают следующие проблемы, связанные с другими разделами языка (соотнесите понятия).
Чередование звуков фонетика
Омонимия морфем Лексика
Морфологическая характеристика морфология
107. Морфология изучается линейно-ступенчатым способом в комплексе
1) Под ред. А.И. Шанского,
2) Под ред. В.В. Бабайцевой,
3) Под ред. М.М. Разумовской.
108. К частям речи с однозначной морфологической характеристикой не относятся:
1) причастия,
2) деепричастия,
3) глагол,
4) категория состояния.
109. Правильному орфографическому написанию производным предлогов способствует сопоставление их с самостоятельными частями речи, от которых они образованы, и определение их СИНТАКСИЧЕСКОЙ роли в предложении.
110. В пятом классе перед изучением морфологии в школьном курсе, то есть введение пропедевтического курса в 5 курсе, создаёт базу для изучения системы языка на основе.
111. К осложняющим элементам простого предложения, не являющимися членами предложения, не относятся:
1) частицы,
2) обращения,
3) прямая речь,
4) вводные слова и словосочетания.
112. Овладение орфографическими и пунктуационными правилами в объёме, определённом школьной программой называется орфографическойграмотностью.
113. Специфика орфографии заключается в том, что она не изучается как САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ раздел, базовые знания рассредоточены по курсу 5-7 классов.
114. К небуквенному типу орфографии относятся дефис, черточка, пробел и АПОСТРОФ
115. Умение видеть орфограммы в слове называется орфографической ЗОРКОСТЬЮ
116. Определение морфемы (место орфограммы в слове) и её окружения называется ОПОЗНОВАТЕЛЬНЫМИ признаками орфограммы.
117. Раздел языкознания, изучающий правила постановки знаков препинания, называется ПУНКТУАЦИЕЙ.
118. Знаки препинания разделяются на две основные группы: отделяющие и ВЫДЕЛЯЮЩИЕ.
119. К принципам русской пунктуации не относится
1) смысловой,
2) грамматический,
3) экстралингвистический,
4) интонационный.
120. Ошибки по орфографии классифицируются как грубые, негрубые, повторяющиеся и ОДНОТИПНЫЕ.
121. Соотнесите оценку с количеством орфографических и пунктуационных ошибок:
5 7\7,6\8,5\9,8\6,-2
4 более 9 орфографических ошибок, 1
3 0\0,1\0,01 (негрубые), -5
2 2\2,1\3,04,-4
1 4\4,3\5,0\7.-3
122. Выделите разделы языка, с которыми орфография не изучается как сопутствующий курс:
1) фонетика;
2) морфемика;
3) морфология;
4) лексика;
5) синтаксис.
123. соотнесите с соответствующими классами изучение пропедевтический курс синтаксиса, изучение простого словосочетания и простого предложения, изучение сложного предложения:
а) 5;
б) 6;
в) 7;
г) 8;
д) 9.
124. Исключение из правил относятся к НЕГРУБЫМ ошибкам.
125. Методика графики, орфографии и пунктуации являются областью методики преподавания русского языка, именуемой ГРАММАТИКА.
infourok.ru
Методика преподавания разделов школьного курса русского языка
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10Методика фонетики и орфоэпии. Значение, ведущая цель и задачи раздела. Его место в системе школьного курса русского языка. Содержание раздела (основные понятия). Трудности изучения для учащихся. Связь фонетики с орфоэпией, графикой, орфографией. Методы и приемы, средства обучения. Виды упражнений. Фонетический разбор как основной вид упражнения по фонетике, методика его проведения. Формирование орфоэпических и акцентологических умений и навыков, знакомство с основными нормами русского произношения и ударения.
Методика лексики и фразеологии. Значение, цели и задачи раздела. Его место в системе школьного курса русского языка. Содержание и этапы работы по изучению лексики и фразеологии. Трудности изучения для учащихся. Методы и приемы, средства обучения. Виды упражнений. Роль и методика лексического разбора. Работа над лексическими нормами. Словарная и словарно-стилистическая работа.
Методика преподавания морфемики и словообразования. Значение, ведущая цель и задачи раздела, его место в школьном курсе русского языка. Содержание и структура раздела. Трудности изучения словообразования. Методы и приемы, средства обучения. Система упражнений. Морфемный, словообразовательный и этимологический виды разбора, их задачи, различия и методика проведения. Работа по морфемике и словообразованию при изучении частей речи.
Методика преподавания грамматики. Роль изучения грамматики в развитии мышления и речи учащихся, формировании умений и навыков. Цели и задачи изучения грамматики в школе. Содержание и структура школьной грамматики. Осуществление внутрипредметных связей между изучением морфологии и синтаксиса.
Морфологиякак раздел школьной грамматики: его значение, задачи, содержание, структура, принципы изучения. Основные понятия морфологии. Особенности изучения частей речи и их категорий. Вопрос о количестве частей речи, их классификации. Упражнения по морфологии. Морфологический разбор, методика его проведения.
Значение, задачи и содержание синтаксиса как раздела грамматики. Пропедевтическое и систематическое изучение синтаксиса в школе. Особенности формирования синтаксических понятий (словосочетание и предложение, виды связи в словосочетании и предложении, понятие о членах предложения и его грамматической основе, простое, осложненное и сложное предложение, типы простых и сложных предложений, их классификация) и методика их изучения. Упражнения по синтаксису. Синтаксический разбор (словосочетания, простого, сложного предложений), методика его проведения.Синтаксис текста: способы и средства связи предложений; порядок предложений в тексте и порядок слов в предложениях; понятие абзаца, абзац и сложное синтаксическое целое.
Методика орфографии. Роль и место орфографии в школьном курсе русского языка. Принципы обучения орфографии. Цели, задачи, содержание работы по орфографии (основные понятия). Понятие об орфограмме; типы и виды орфограмм, изучаемых в школе. Орфографические правила. Методы и приемы, средства обучения. Виды упражнений и письменных работ. Орфографический разбор.
Методика пунктуации. Значение, задачи и место пунктуации в школьном курсе русского языка. Основы русской пунктуации и ее принципы. Принципы обучения пунктуации. Содержание и этапы работы по пунктуации. Понятие о пунктограмме и ее типах. Пунктуационные правила. Методы и приемы, средства обучения. Виды упражнений и письменных работ. Пунктуационный разбор.
Диктант как основной вид работы по орфографии и пунктуации. Цели диктанта. Требования к текстам диктантов. Типы и виды диктантов, система диктантов, методика их проведения.Нормы оценки диктантов, письменных работ. Типы орфографических и пунктуационных ошибок и их классификация: грубые/негрубые, однотипные, повторяющиеся; ошибки и описки. Разграничение орфографических и грамматических ошибок. Работа над ошибками.
Развитие речи как особая область методики русского языка. Развитие речи — одна из главных задач учебного предмета «Русский язык». Ведущие специалисты (методисты и лингвисты) в области развития речи. Язык и речь (понятие «речь» с точки зрения лингвистики, психолингвистики, методики). Главная (конечная) цель работы по развитию речи учащихся. Формирование коммуникативной компетенции, обучение видам речевой деятельности на основе речеведческих понятий — основные задачи современной школы.
Основные направления в работе по развитию речи, составляющие единое целое: овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Система работы по развитию речи: работа над развитием речи в процессе изучения языкового материала (формирования языковой компетенции) и работа на специальных уроках по развитию речи.
Обогащение речи школьников. Обогащение словарного запаса: цели, основные направления и содержание работы. Методы и приемы обогащения словарного запаса учащихся. Приемы семантизации слов. Работа со словарем. Словарно-семантические и словарно-стилистические упражнения. Лексические ошибки и работа над ними на уроке. Обогащение грамматического строя речи учащихся: цели, основные направления и содержание работы, методы и приемы работы.
Обучение видам речевой деятельности. Слушание, чтение, говорение, письмо — виды речевой деятельности, обеспечивающие коммуникативную компетенцию носителей языка. Обучение слушанию. Слушание как вид речевой деятельности. Виды восприятия текста: глобальное, детальное, критическое. Условия эффективной организации внимания учащихся при слушании. Приемы работы по развитию умения слушать.
Обучение чтению. Чтение как вид речевой деятельности. Цель и содержание обучения чтению. Функции чтения. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. Приемы работы по обучению видам чтения.
Обучение устной и письменной речи как связной речи. Связная речь как методическое понятие. Главная цель и задачи развития связной речи школьников. Содержание работы по развитию связной речи: необходимые теоретические речеведческие знания, формируемые умения и навыки. Основные методы и приемы обучения связной речи.
Текст как единица обучения речевой деятельности. Основные характеристики текста и аспекты его изучения в школьном курсе русского языка: собственно текстовый, синтаксический, стилистический. Теория текста в школьных учебниках и методика формирования базовых речеведческих понятий. Методы и приемы, типы упражнений, направленные на формирование и совершенствование коммуникативно-речевых (текстовых) умений и навыков. Создание текстов разных стилей и жанров. Основные виды информационной переработки текста: план, тезисы, конспект, реферат.
Методика изучения функционально-смысловых типов речи (ФСТР) как текстов-типов. Значение, задачи, содержание работы. Теоретические сведения об описании, повествовании, рассуждении в школьных учебниках; разновидности ФСТР; последовательность их изучения; комплекс формируемых специальных умений и навыков. Приемы работы, типы специальных упражнений.
Изложение в системе работы по развитию связной речи учащихся: виды изложений, методика проведения. Сочинение в системе работы по развитию связной речи учащихся: значение, место сочинений в системе обучения русскому языку, виды сочинений, специальные умений и навыки, подготовительная работа к написанию сочинения, анализ и оценка сочинений. Нормы оценки изложений и сочинений.
Лингвистический анализ художественного текста в школьном курсе русского языка: его значение, цель и задачи, место на уроках русского языка; виды ЛАХТа в школьном курсе русского языка, методика проведения. Урок развития речи и урок словесности.
Стилистическая направленность обучения русскому языку в школе. Предмет и задачи школьной стилистики, этапы изучения, содержание работы (основные понятия стилистики, стилистические умения и навыки). Методика формирования основных стилистических понятий и изучения функциональных стилей. Стилистический анализ как основной метод формирования стилистических умений. Виды стилистических упражнений.
Культура речи в школьном курсе русского языка. Задачи, основные направления и содержание работы. Обучение школьников нормам литературного языка. Качества хорошей речи. Ошибки в речи учащихся, их классификация, речевые недочеты. Методы и приемы работы по совершенствованию речи школьников, виды специальных упражнений. Связь с риторикой.
Культуроведческий аспект преподавания русского языка. Формирование культуроведческой компетенции школьников как составляющая компетентностного подхода в обучении русскому языку, содержание понятия «культуроведческая компетенция». Культуроведческий фон урока. Культуроведческий текст, его обучающие возможности. Культурологическое комментирование текста на уроках русского языка. Русский речевой этикет.
Внеурочная работа по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку. Ее роль в повышении эффективности преподавания русского языка. Цели и задачи. Виды и формы. Планирование внеклассной работы Взаимосвязь с основным курсом русского языка. Культуроведческое содержание внеклассных занятий. Факультативы. Виды и методы работы.
Приложение 2
Контрольные вопросы и примерные задания
для подготовки к экзамену
Вопросы
1. Сущность методики русского языка как науки. Лингвистические, дидактические, психологические основы методики русского языка. Формирование и развитие методики русского языка, крупнейшие представители отечественной методической науки.
2. Русский язык как учебный предмет: его специфика, цели, содержание обучения, структура школьного курса.
3. Государственный стандарт среднего общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений: основные этапы истории создания программ, анализ современных программ (принципы построения, содержание и структура).
4. Учебник как основное средство обучения русскому языку: функции учебника, его структурные компоненты; лингвистическая база действующих учебников по русскому языку, методическая система учебников. Пособия, дополняющие учебник.
5. Современные учебники (учебные комплексы) по русскому языку, их специфические особенности: ведущие цели учебных комплексов, принципы построения курса и последовательность изучения тем, объем теоретического материала, трактовка языковых фактов, система упражнений в учебных комплексах.
6. Средства наглядности в обучении русскому языку. Технические средства обучения. Алгоритмы на уроках русского языка.
7. Методы и приемы обучения русскому языку, классификации методов и приемов. Средства обучения. Формы организации обучения.
8. Планирование учебного материала, виды планирования: календарное, тематическое, поурочное. План урока русского языка.
9. Урок как ведущая форма организации обучения: требования к современному уроку, структурные элементы урока и их функции, типы уроков русского языка. Нестандартные уроки.
10. Изучение фонетики в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения раздела, методы и приемы работы, связь фонетики с орфоэпией, орфографией, фонетический анализ слова).
11. Изучение лексики и фразеологии в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, лексический анализ слова).
12. Изучение морфемики и словообразования в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, морфемный и словообразовательный анализ).
13. Роль изучения грамматики в развитии мышления и речи учащихся, формировании умений и навыков. Задачи, содержание и структура школьной грамматики. Осуществление внутрипредметных связей при изучении морфологии и синтаксиса.
14. Морфология как раздел школьной грамматики: его значение, задачи, содержание, структура, принципы изучения. Методика формирования понятия «части речи».
15. Изучение синтаксиса словосочетания в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, синтаксический разбор словосочетания).
16. Изучение синтаксиса простого предложения в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, синтаксический разбор простого предложения).
17. Изучение синтаксиса осложненного предложения в школе (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, синтаксический разбор осложненного предложения).
18. Изучение синтаксиса сложного предложения (значение, задачи, место раздела, его содержание и структура, трудности изучения для учащихся, методы и приемы, средства изучения, синтаксический разбор сложного предложения).
19. Изучение синтаксиса текста в школе (понятие о связности как основном признаке текста, способы связи предложений в тексте, «данное» и «новое» в предложениях, средства связи предложений, сложное синтаксическое целое и абзац).
20. Методика орфографии (место орфографии в школьном курсе русского языка, принципы обучения орфографии, содержание работы по орфографии, методы и приемы, средства обучения).
21. Методика пунктуации (место пунктуации в школьном курсе русского языка, принципы обучения пунктуации, содержание и этапы работы по пунктуации, методы и приемы, средства обучения).
22. Диктант как основной вид работы по орфографии и пунктуации: цели диктанта, система диктантов, типы и виды диктантов.
23. Развитие речи как особая область методики русского языка. Основные направления, содержание, разделы работы по развитию речи.
24. Обогащение речи школьников. Обогащение словарного запаса: задачи словарной работы, ее содержание, лингвистические предпосылки, приемы семантизации слов, словарно-семантические упражнения.
25. Обогащение речи школьников. Обогащение грамматического строя речи: особенности освоения школьниками грамматического строя родного языка, грамматические ошибки и недочеты в речи школьников, задачи и содержание работы по обогащению грамматического строя речи, методы и приемы, средства работы.
26. Культура речи в школьном курсе русского языка. Обучение школьников нормам литературного языка. Качества хорошей речи. Ошибки в речи учащихся, их классификация, речевые недочеты.
27. Обучение школьников видам речевой деятельности. Обучение слушанию: слушание как вид речевой деятельности, виды восприятия текста, виды работ по развитию умения слушать. Обучение чтению: чтение как вид речевой деятельности, виды чтения, цели и содержание обучения чтению. Обучение устной и письменной речи (говорению и письму): содержание и приемы работы.
28. Коммуникативный подход к работе по развитию связной речи учащихся (понятие «связная речь», схема порождения речевого высказывания, понятие речевой ситуации, коммуникативные умения, система специальных заданий и упражнений).
29. Текст как единица обучения русскому языку и связной речи. Основные цели использования текста на уроках русского языка. Теория текста в школьных учебниках, текстовые задания и упражнения.
30. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) как единицы обучения коммуникативно-речевой деятельности, их дифференциальные признаки.
31. Изложение в системе работы по развитию связной речи учащихся (значение изложений, их место в системе обучения русскому языку, виды изложений, методика проведения).
32. Сочинение в системе работы по развитию связной речи учащихся (значение, место сочинений в системе обучения русскому языку, виды сочинений, специальные умения и навыки, подготовительная работа к написанию сочинения, анализ и оценка сочинений).
33. Изучение стилистики в школьном курсе русского языка (предмет и задачи школьной стилистики, этапы изучения, содержание работы по стилистике, основные методы и приемы работы).
34. Лингвистический анализ художественного текста в школьном курсе русского языка: его значение, цель и задачи, место на уроках русского языка; виды ЛАХТа в школьном курсе русского языка, методика проведения.
35. Урок развития речи и урок словесности.
36. Школьные словари как одно из основных средств обучения русскому языку (назначение, содержание, структура основных школьных словарей, их использование на уроках русского языка).
37. Контроль за усвоением знаний учащихся по русскому языку, формированием языковых и речевых умений и их оценка: основные методы и приемы контроля, критерии и нормативы оценки речевой грамотности.
38. Внеурочная работа по русскому языку. Методика внеклассной работы. Факультативные занятия.
39. Культуроведческий аспект обучения русскому языку как средству духовного и эстетического воспитания.
Примерные задания
1. Обобщите материал по теме «Значение и особенности русского языка как учебного предмета». Составьте план.
2. В чем выражается связь русского языка как учебного предмета с другими школьными предметами? Покажите это на примере изучения одной из тем (по выбору).
3. Используя программу по русскому языку и школьный учебник (по выбору), составьте тематический план на одну из тем (разделов): «Фонетика», «Лексика», «Имя существительное».
4. Продемонстрируйте на конкретных примерах, как реализуется в учебнике (учебник по выбору) идея развивающего обучения, как решаются воспитательные задачи.
5. Какой метод (объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый или исследовательский) более оправдан при объяснении нового материала по темам: «Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я»; «Понятие о местоимении как части речи»; «Глаголы переходные и непереходные»; «Правописание союзов».
6. Приведите фрагмент урока изучения нового материала по теме «Лексика» (учебник по выбору).
7. Составьте таблицу и алгоритм для изучения одной из грамматических тем (учебник по выбору).
8. Приведите фрагмент урока изучения фонетики (тема по выбору)
9. Приведите фрагмент урока изучения лексики (тема по выбору).
10. Приведите фрагмент урока изучения словообразования (тема по выбору).
11. Приведите фрагмент урока изучения грамматики (тема по выбору).
12. Приведите фрагмент урока изучения синтаксиса (тема по выбору).
13. Приведите фрагмент урока изучения орфографического правила (тема по выбору).
14. Приведите фрагмент урока изучения пунктуационного правила (тема по выбору).
15. Приведите фрагмент урока проведения диктанта (тип диктанта по выбору).
16. Приведите фрагмент урока по организации работы над ошибками.
17. Приведите фрагмент урока по обогащению словарного запаса учащихся.
18. Приведите фрагмент урока по развитию связной речи учащихся.
19. Приведите фрагмент урока словесности.
20. Приведите фрагмент урока проведения изложения (вид изложения по выбору).
21. Приведите фрагмент урока проведения сочинения (вид сочинения по выбору).
22. Приведите фрагмент урока изучения стилистики в школьном курсе русского языка.
23. Приведите фрагмент урока изучения темы по риторике или культуре речи (класс по выбору).
24. Приведите фрагмент урока с использованием лингвистических словарей (по выбору).
25. Составьте план проведения внеклассного мероприятия по русскому языку (вид, тематика по выбору).
Учебно-методическое издание
Попова Наталия Витальевна, Отришко Валентина Александровна
Методика русского языка: самостоятельная работа
Учебно-методическое пособие
для студентов специальностей 050301
«Русский язык и литература» и 031001 «Филология»
Редактор М. Б. Иванова
Корректор Н. Н. Дробышева
Изд. л. ИД № 01591 от 19.04.2000.
Подписано в печать 25.12.06. Формат 60×84 1/16.
Бумага офсетная. Гарнитура «Times».
Уч.-изд. л. 5,63. Усл.-печ. л. 5,75.
Тираж 100 экз. Заказ №
Издательство «Николаев»,
г. Балашов, Саратовская обл., а/я 55.
Отпечатано с оригинал-макета,
изготовленного издательской группой
Балашовского филиала
Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского.
412300, г. Балашов, Саратовская обл., ул. К. Маркса, 29.
Печатное агентство «Арья»,
ИП «Николаев», Лиц. ПЛД № 68-52.
412340, г. Балашов, Саратовская обл.,
ул. К. Маркса, 43.
E-mail: [email protected]
Н. В. Попова, В. А. Отришко
методика русского языка:
самостоятельная работа
[1] Горшков А. И. Русская словесность (От слова к словесности). 10—11 классы. 1996; Львова С. И. Уроки словесности. 5—6 классы. М., 1997; Троицкий В. Ю. Уроки словесности // Русская речь. 1990. № 6.
*В 2000 г. издательским домом «Дрофа» подготовлено и полностью выпущено в свет существенно обновленное, доработанное и дополненное издание данного комплекса (научный редактор В. В. Бабайцева), в который входит теперь 11 книг: пособия «Русский язык. Практика»
(5 книг) и «Русская речь» (5 книг) изданы отдельно для 5, 6, 7, 8, 9 классов.
infopedia.su
1. Предмет и задачи курса. Современный русский язык. Практическое пособие
1. Предмет и задачи курса
Русский язык является предметом нескольких лингвистических дисциплин, которые занимаются изучением языка: его истории, структуры, использования в общении; определяют дальнейшие пути развития. Курс «современный русский литературный язык» излагает теорию русского литературного языка в том состоянии, которое сложилось на сегодняшний день, на современном этапе его развития.
Принято считать, что русский литературный язык оформился в теоретическом наследии великого русского ученого М.В. Ломоносова и сформировался в художественном творчестве писателей XVIII–XIX вв., где главная роль принадлежала А.С. Пушкину. Окончательно сложившимся современный русский язык признается с конца XIX в. Таким образом, почти два века длится период его формирования. Это неудивительно, потому что язык принадлежит к числу устойчивых явлений, изменения в нем происходят постепенно и понятие современности определяется десятилетиями.
Русский язык в его современном состоянии представляет богатую, почти необозримую структуру. Рассмотрим схему.
В современном состоянии русский язык включает в себя общие элементы разговорной речи, территориальные (диалекты), социальные (просторечия, профессиональные) и функциональные (жаргоны). Основой современного русского языка является литературный язык, который имеет систему норм, правил его употребления.
Литературные нормы признаются не только как обязательные. Кристаллизовавшись через образцы литературного языка, каковыми являются произведения писателей-классиков прошлого и современности, они воспринимаются также как наиболее правильные и красивые. Они объективно закреплены в языковой практике и должны соблюдаться говорящими и пишущими. Без общих обязательных норм литературный язык не может выполнять свою функцию средства коммуникации, поэтому все большее значение придается их изучению и усвоению. Овладение языком не прекращается ни на минуту на протяжении всей жизни человека.
Знание языка необходимо для того, чтобы правильно ориентироваться в сложном, изменяющемся мире языковых явлений. В русском языке немало вариантов, норм, которые сосуществуют одновременно, с тем чтобы со временем стать общепризнанными либо устареть и утратить силу. Например, нормы произношения – старомосковская и новая («учут» – учат).
Литературный язык возник из народной разговорной речи. Признанный и воспринятый обществом, он используется как общеупотребительный в живом разговорном общении. Но, возникнув в языке писателей, деятелей культуры и государственной власти, он оказался противопоставленным явлениям диалектным, профессиональным, просторечию и жаргонам, стоящим «ниже» литературной нормы. Данные явления характеризуют специфику разговорной речи.
Совершенствуясь, русский язык становится все более неоднородным. Первоначально литературный язык был противопоставлен только разговорному языку и языку художественной литературы. Однако в последнем столетии в нем активно развиваются научный и деловой стили. В связи с этим усложняется и задача изучения норм литературного языка, применяемых в различных сферах деятельности. В практике сложилась эффективная система обучения нормам литературного языка. Это прежде всего школьное и специальное изучение нормированной, общественно-речевой практики – книг, газет, радио, телевидения, кино, театра и др. Широко ведется научно-популярная деятельность по совершенствованию и внедрению культуры русской речи.
Русский язык – это еще и язык общения народов России. Билингвальность в России – владение родным и русским языком – это частое явление нашей действительности. Русский язык способствует обогащению языков всех народностей, распространению информации, деловым связям.
Авторитет русского языка велик. Он является одним из официальных языков ООН. В различных странах миллионы людей владеют русским языком и изучают его. Растет спрос на научную и художественную литературу на русском языке.
Задачи курса современного языка определяются его ролью универсального средства общения:
1) дать знание всех основных норм и умение оценивать факты речи в соответствии с ними;
2) подготовить к преподаванию русского языка, учитывая особенности школьного курса русского языка;
3) выработать навык сознательного восприятия и оценки общественно-речевой практики;
4) дать понятие о популяризаторской работе в области культуры речи;
5) дать элементарные навыки научной работы в области русского языка.
Содержанием курса является всестороннее изучение средств русского языка. Он состоит из следующих разделов: фонетика и орфоэпия, графика и орфография, лексикология и фразеология, морфология и словообразование, синтаксис и пунктуация.
Фонетика описывает звуковой состав современного русского литературного языка и звуковые процессы, протекающие в нем, а орфоэпия закрепляет нормы литературного произношения.
Графика знакомит с составом русского алфавита, соответствием звуков буквам, а орфография – с принципами русского написания. Также рассматриваются случаи фонетических и традиционных написаний.
Лексикология и фразеология изучают соответственно словарный и фразеологический состав русского языка. Это наиболее динамичная, развивающаяся область языковой практики. Данный раздел рассматривает закономерности развития языка.
Словообразование изучает морфологический состав слова на основе понятия о морфеме как части слова. Здесь рассматриваются типы образования новых слов.
Морфология – это учение о грамматических категориях и грамматических формах слов, взаимодействии лексических и грамматических значений слов в русском языке.
Синтаксис – это учение о предложении и словосочетании. Его объектами являются синтаксические единицы – словосочетание и предложение, виды синтаксической связи, типы предложений и их структура.
Пунктуация отражает синтаксическую структуру языка, объединяя правила расстановки знаков препинания.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
info.wikireading.ru