Правописание не с различными частями речи таблица – Тематическая рабочая тетрадь «Правописание НЕ с разными частями речи. Различение НЕ и НИ»

НЕ с разными частями речи. 10-й класс

Цели:

  • систематизировать материал по теме «не с разными частями речи», изученный в 5-9 классах, дополнить объём материала, установленного школьной программой;
  • сформировать прочный и осознанный навык правописания НЕ с разными частями речи;
  • продолжать подготовку учащихся к ЕГЭ, отрабатывать навык выполнения тестовых заданий

Тип урока: урок систематизации, обобщения и закрепления знаний

Оборудование: таблица «НЕ с разными частями речи», интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Орфографическая работа

(Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени и суффиксов причастий прошедшего времени – задание А16 ЕГЭ)

Произносишь, обидевший, преобразуемый, служишь, перекинешь, относишься, выспишься, заключается, замасленный, видимый, приклеенный, курлычущие (журавли), увидишься, забудешь, приемлемый, защебечут, удержат, кажущийся, заблудишься, восстановленный, незабываемый, колышущиеся.

Для успешного выполнения данного задания учащиеся должны:

  • определять спряжение глаголов (произносишь – произносить – II спр. – пишем И; курлычУщие – курлыкать – I спр. – У)
  • видеть гласную инфинитива: обидЕвший – обидЕть
  • помнить о «коварной» приставке вы-, которая перетягивает на себя ударение (выспишься – спИшь – II спр.)

III. Постановка темы и целеполагание урока

На слайде слова Дмитрия Лихачёва.

(Не)упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется (не)интересно. На земле нет (не)интересных мест: есть только (не)интересующиеся люди, люди, (не)умеющие находить интересное, внутренне скучные. Надо уметь погружаться в атмосферу того места, куда вас забросила судьба…

(Д. Лихачёв)

Задание:
Прочитайте текст. О чём слова Лихачёва? Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите, раскрывая скобки, объясните орфограммы, расскажите правила орфографии, которыми вы руководствовались. Сформулируйте тему урока.

IV. Систематизация материала по теме урока

Работа с таблицей (слайды и раздаточный материал для учащихся)

слайд

Слитно Раздельно
С существительными, прилагательными, наречиями
  • если без НЕ не употребляется
  • если можно подобрать синоним без НЕ
  • если есть или подразумевается противопоставление с союзом а
  • если есть частицы вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не

Отрицательные и неопределённые местоимения и наречия

Если нет предлога (некем) Если есть предлог (не с кем)

Глаголы и деепричастия

Если без НЕ не употребляется Всегда

Отглагольные прилагательные и причастия

  • полные формы
  • нет зависимых слов
  • нет противопоставления с союзом
    а
  • нет частиц вовсе, далеко не, ничуть не и др.
  • краткие формы
  • есть зависимое слово
  • есть противопоставление с союзом а
  • есть частицы вовсе не, далеко не, ничуть не и другие

Особое внимание учащихся обращаем на следующие моменты:

  • наличие слов, указывающих на слитное/раздельное написание не с прилагательными и наречиями.

слайд

Слитно = «сверх» Раздельно = «недостаток»
Очень, слишком, весьма, крайне, совершенно, абсолютно, почти, совсем и другие Вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нисколько не, ещё не, пока не и др.

Самым неоднозначным из пояснительных слов является слово СОВСЕМ. Если СОВСЕМ=ОЧЕНЬ, то НЕ пишется слитно. Если СОВСЕМ = ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, то НЕ пишется раздельно.

слайд

  • противительный союз НО предполагает слитное написание: некрасивая, но дорогая игрушка
  • Запомни: не кто иной, как; не что иное, как
  • Несмотря на, невзирая на – предлоги (а не деепричастия)
  • Не путать частицу НЕ с приставкой НЕДО- у глаголов. Приставка «НЕДО-» имеет значение «недостаток по сравнению с нормой» Пленные недоедали (недостаток по сравнению с нормой), не доел суп (не закончил действие), недоглядеть за ребёнком, не доглядеть фильм.

V. Тренировочные задания

1. Спишите, раскройте скобки (задание на слайде)

(Не)выспавшиеся дети, давно (не)спавший старик, (не)прекращающаяся борьба, (не) прекращавшийся в течение суток дождь, (не)ржавеющая сталь, совершенно (не)освоенная область, абсолютно (не)исследованные пространства, почти (не)тронутая почва, (не) тронутое загаром лицо, нигде (не)напечатанные статьи, (не)довязанный старушкой платок, открыто (не)высказанное недовольство, роман (не)прочитан, работа (не)завершена.

2. Установите соответствие между выделенными словами в предложениях и их характеристикой.

1. У Волконской в чертах лица было что-то (не)русское. А. Причастие с зависимыми словами, пишется раздельно
2. (Не)застав его, я отправился к Алексееву. Б. Краткое прилагательное, пишется слитно
3. (Не)взирая на жестокость здешних морозов, он отправился в путь. В. Наречие, без НЕ не употребляется, пишется слитно
4. В лице родителей Пушкина слилось потомство одного человека – Петра Петровича Пушкина, в течение долгих лет (не)имевшее между собой общения и связей. Г. Деепричастие, пишется раздельно
5. Брак сей был (не)счастлив. Д. Имя прилагательное с НЕ пишется слитно, так как можно подобрать синоним
6. Берёзовая рощица находилась (не)подалёку от дома. Е. Входит в состав предлога, пишется слитно.

(Ключи: 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-А, 5-Б 6-В)

3. Укажите правильный вариант ответа

Слово пишется слитно

А) Можно ли жить, (не)жертвуя ничем?
Б) Он предпочёл остаться (не)узнанным.
В) Человеку, (не)уверенному в своих силах, трудно победить.

Г) Мне (не)(к)кому обратиться за помощью.

(Ответ – Б)

А) Хлеб в магазине вовсе (не)свежий.
Б) Жизнь в деревне спокойна и (не)тороплива.
В) Ошибки в работе по-прежнему (не)исправлены.
Г) Это была жизнь человека, как будто (не)созданного для счастья.

(Ответ – Б)

Слова пишутся раздельно

А) В его словах (не)было ничего странного.
Б) На мониторе мобильного телефона темнела надпись: «(Не)отвеченный вызов»
В) (Не)которое время я поживу в деревне.
Г) Мужчина (не)доумевающе смотрел на меня.

(Ответ – А)

А) Это (не)придуманная, а происходившая на самом деле история.
Б) Нельзя быть таким (не)собранным.
В) (Не)вежливо так поступать.
Г) В зале раздались (не)годующие крики.

(Ответ – А)

4. В каком ряду (рядах) слова с НЕ следует писать одинаково

А) (не)лишён, вовсе (не)друг, (не)с?кого, (не)который
Б) (не)создан, (не)пой, (не)объятный, (не)фотограф
В) совершенно (не)красивый, (не)причёсанный, (не)взирая на то что, (не)кому
Г) ничуть (не)обиженный, (не)обязан, (не)приспособленный к условиям, (не)раз.

(Ответ: В– слитно, Г – раздельно)

5. Укажите неправильный вариант написания

1. А) некоторые слова
    Б) неумный мальчик
    В) неуверенный человек
    Г) невидимые миром слёзы

2. А) не что иное как
    Б) не должен
    В) не здоровится
    Г) не сказаны

3. А) не сказав
    Б) не где
    В) не было
    Г) не раз

4. А) далеко несимпатичный

    Б) ненависть
    В) совершенно невесёлый
    Г) некто

(Ответы: 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А)

6. Упражнение на разграничение НЕ и НЕДО-

В описаниях недоставало красок (недостаток по сравнению с нормой). Он нырнул, но дна не достал (незаконченное действие). Что ж ты, Пётр, свой кусок пирога не доел. Ночей недосыпала, куска недоедала. Из экипажа «Светлана» недосчитали ста шестидесяти семи человек. Она не дослушала, отошла прочь.

7. Комментированный диктант

(Не)хорошо прослыть (не)вежею, (не)приятно казаться и выскочкой. (Не)известности уже (не)было, всё уже было ясно для меня. Вот (не)хотя с ума свела. Она (не)годовала, (не)навидела тётю. Чистяков, (не)смотря на страшную усталость, (не)мог сомкнуть глаз. Была придумана совсем (не)интересная игра. Мы шли по (не)освещённым улицам городка. Принял совсем (не)обдуманное решение. Лодка приближалась к тому месту, где (не)защищённое от ветра море кипело и металось во мраке. Один в поле (не)воин. Ещё (не)тронутые краской осени весело зеленеют высокие стебли трав. Нашли (не)разрушенный, а совершенно целый шалаш.

8. Самостоятельная работа

Задания даны на карточках или на слайде. Слитно или раздельно? Задания А 18 прошлых лет ЕГЭ [1].

  • Обнаружен (не)опознанный летающий объект.
  • На столе только (не)допитый стакан сока.
  • У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома.
  • (Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие качества перед лицом смерти.
  • Ключи до сих пор (не)найдены.
  • Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.
  • Тишина была (не)зловещей, а какой-то мягкой, спокойной.
  • Князя Андрея раздражал (не)пропускающий к себе в душу холодный взгляд Сперанского.
  • Марья Гавриловна, (не)ведающая о том, что скрывается под маской Дефоржа, идёт на свидание.
  • Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.
  • (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.
  • На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба.
  • Черты лица (не) лишены приятности.
  • В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно.

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание:

  • §58 стр. 175 упражнение 321 (Греков В. Ф. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах»)
  • Выполнить тест (раздаточный материал)

Литература.

ЕГЭ: информационные технологии подготовки. Русский язык. Методические рекомендации./ Авт.-сост. Крашенинникова Л.А., Лукина И.В. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2011.

urok.1sept.ru

Тест по русскому языку по теме: ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ

1.Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)затихающая буря, (НЕ)кошеная утром трава

2)(НЕ)отремонтированный аккуратно дом, говорил, (НЕ)умолкая

3)Рисунок (НЕ)завершён, (НЕ)встречаясь в пути

4)(НЕ)доумевающий взгляд, (НЕ)покрашенная стена

2. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)выученные сегодня уроки, никем (НЕ)замеченная ошибка

2)(НЕ)вспаханное поле, (НЕ)заперев замок

3)(НЕ)законченная работа, (НЕ)годуя на друзей

4)(НЕ)упаковав покупки, (НЕ)выбранный наряд

3. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)Стоял (НЕ)двигаясь, вовсе (НЕ)вкусный обед

2)(НЕ)опуская взгляда, (НЕ)обдуманное решение

3)Работал (НЕ)уставая, (НЕ)сделанное мною задание

4)(НЕ)оформленный журнал, (не)расклеенная реклама

4.Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)щадя сил, (НЕ)расколов дрова

2)(НЕ)годующий возглас, (НЕ)огородив забором

3)Совсем (НЕ)чувствуя сил, (НЕ)наведённый порядок

4)(НЕ)заметив ямы, (НЕ)распустившийся цветок

5.Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)замёрзшая речка, (НЕ)нарисованная художником картина

2)(НЕ)прекращающийся весь день дождь, ничуть (НЕ)сочный персик

3)(НЕ)навидевший ложь, (НЕ)собранный урожай

4)(НЕ)напечатанная книга, урок (НЕ)выучен

6. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)распакованные вещи, (НЕ)просохшая за ночь вещь

2)(НЕ)предсказуемые обстоятельства, (НЕ)организованные встречи

3)Диктант (НЕ)проверен, (НЕ)взрачный вид

4)(НЕ)приспособленный мальчик, вовсе (НЕ)солёный суп

7. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)Рукопись (НЕ)отредактирована, (НЕ)широкое, а узкое платье

2)(НЕ)правдивый, а лживый ответ, (НЕ)был на уроке

3)Шёл (НЕ)смотря под ноги, (НЕ)мелкий, но глубокий

4)(НЕ)брежный почерк, (НЕ)скучающий человек

8. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)счастья преследовали нас, (НЕ)довольство руководителя

2)(НЕ)дочёт в задании, (НЕ)пролазная чаща

3)На улице (НЕ)погода, печь (НЕ)затоплена

4)(НЕ)глядя на дорогу, (НЕ)умокающий совсем шум

9. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)плохой пример, (НЕ)вежлив, а груб

2)(НЕ)зависимое государство, далеко (НЕ)скромная

3)(НЕ)написав работу, (НЕ)взирая на трудности

4)(НЕ)вежественный человек, (НЕ)настный день

10. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)зная правило, (НЕ)поспевшие яблоки

2)(НЕ)приветливая улыбка, (НЕ)подстриженные кусты

3) (НЕ)обходимый фрагмент, (НЕ)правдивый, а лживый

4)(НЕ)ожиданное известие, (НЕ)чаянный поступок

11.Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)(НЕ)ряшливый вид, вовсе (НЕ)удобное кресло

2)(НЕ)умолкающее щебетанье, совсем (НЕ)сваренный картофель

3)(НЕ)порядок в работе, (НЕ)отточенный карандаш

4)(НЕ)слушая родителей, (НЕ)написанный сегодня доклад

12. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется раздельно

1)Одевался (НЕ)торопясь, (НЕ)лёгкий диктант

2)(НЕ)большой дождишко, красивая (НЕ)забудка

3)(НЕ)утешительные результаты, (НЕ)выучивший на сегодня уроки

4)(НЕ)замеченный охотниками, (НЕ)вежлив, а груб

13. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)успевшая высохнуть, ничего (НЕ)соображая

2)(НЕ)замеченные отпечатки, явная (НЕ)удача

3)(НЕ)переведённый учеником текст, дорога (НЕ)освещена

4)(НЕ)прожаренное мясо, хлеб (НЕ)намазан маслом

14. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)высокий,а широкий, смотрел (НЕ)доумевая

2)Ещё (НЕ) хоженые тропы, (НЕ)тронутый обед

3)(НЕ)избалованный ребёнок, (НЕ)видя близких

4)(НЕ)слышимые звуки, разговор (НЕ)состоялся

15. Обозначьте строчку, где  НЕ пишется слитно

1)(НЕ)избалованная мамой, ещё (НЕ)спетая песня

2)Работа (НЕ)проделана, (НЕ)срезанные цветы

3)(НЕ)навидя трусость, (НЕ)интересный фильм

4)(НЕ)проснувшийся от звонка, (НЕ)забываемые дни

ОТВЕТЫ: 1-4, 2-1, 3-4, 4-1, 5-2, 6-2, 7-4, 8-4, 9-4, 10-1, 11-4, 12-4, 13-2, 14-1, 15-3

nsportal.ru

Методические рекомендации по изучению правописания -Не-с разными частями речи

МБОУ Алтайская СОШ

Тема: Правописание частицы –не- с разными частями речи

Учитель русского языка Цыкунова Виктория Анатольевна

Правописание частицы –не с разными частями речи является одной из сложных тем орфографии.

Правила учащиеся запоминают, но алгоритм , выработанный для написания –не- с одной частью речи. применяют к другой.

В результате допускают ошибки, искажают форму слова., еще и пытаются «обосновать» свой ошибочный выбор написания. Например: (не)друг-пишу раздельно. потому что есть слово-друг-

Но такого рода рассуждение применимо лишь для глагола и деепричастия.Вот и получается, что теорию вроде бы и знаем. А на практике допускаем ошибки.

Как я пытаюсь добиться правильного написания учащимися –не- с разными частями речи?

Я не изобретаю велосипед и не пытаюсь открыть заново Америку-просто делюсь своим наработками.

Во-первых ,составляем . совместно с учащимися, таблицы. Скажите. Что подобного материала на страницах журналов и на сайтах много. Но когда это твой,созданный на глазах и при участии детей материал, он воспринимается совершенно иначе. Дети чувствуют себя создателями именно такого алгоритма работы. Который им понятен и поможет в практической работе.

Таблица 1(для глагола и деепричастия) Изначально оставляем место для деепричастия. тк. –не с глаголами. Материал 5 класса, не с деепричастиями-6 класса

Правописание –не – с глаголами и деепричастиями

1.-Не- с глаголами и деепричастиями пишу раздельно

1.Если слово без –не- не употребляется

Для глагола и деепричастия работает правило мизинца! Закрываю мизинцем частицу –не- проверяю, существует ли такое слово. Ели «да», то пишу раздельно→→→

→→→→→Если «нет», то без –не- не употребляется

Не глядел-глядел. Есть такое слово-пишу раздельно

Не глядя-глядя. Есть такое слово, пишу раздельно

Ненавидел-навидел. Нет такого слова, значит пишу слитно

Ненавидя-навидя нет такого слова. пишу слитно

Таблица 2(для имен)Правописание –не- с существительными, прилагательными, наречиями на о-е-

Невежа-без –не- не употребляется, пишу слитно

Не друг. а враг-есть противопоставление с союзом –а-, пишу радельно

  1. Если без –не- не употребляется

Недруг=враг(заменили синонимом без-не-)

Друг+не=недруг(образовали антоним при помощи приставки-не-. Приставка-часть слова. пишу слитно.

2)Если можно заменить синонимом без –не- или близким выражением или. Если при помощи приставке-не- образовался антоним к исходному слову

НЕ

с прилагательными

раздельно

примеры

слитно

1)Если подразумевается

противопоставление или есть противопоставление с союзом «а»

Не добрый, а злой человек

Ненастная погода

  1. Если без –не- не употребляется

2)Если к прилагательному относятся слова далеко не, восе не, ничуть не, нисколько не

Нисколько не интересная книга

Неинтересная (скучная) книга

Интересная + не=неинтересная

2)Если можно заменить синонимом без-не- или при помощи приставки образовался антоним к исходному слову

НЕ

с наречиями на о-е

Как у прилагательных, от которых наречия образованы

infourok.ru

План-конспект урока на тему: Правописание не с разными частями речи

Открытый урок по русскому языку

Преподаватель Тришкина Валентина Михайловна

Группа 16

Тема урока: Правописание частицы не с разными частями речи

Цели урока:

-Систематизировать знания о написании не с разными частями речи;

-Совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;

-Формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля;

-Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;

-Формировать коммуникативные умения;

-Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

-Компьютерная презентация

-Опорный конспект

-Индивидуальные тестовые задания

Форма урока: Урок-обобщение знаний

Обоснование использования ИКТ:

  1. Расширение объема предъявляемой учебной информации;
  2. Разнообразие форм учебной деятельности студентов на уроке;
  3. Повышение интереса к изучению предмета и к учению в целом.

Эпиграф к уроку:

   Вам (не)принадлежит то, чего вы не(понимаете).

И.Гете

Ход урока

I.Организационный момент

II. Определение темы урока и постановка целей.

1.Послушайте стихотворение, определите тему нашего урока, запишите слова и скажите, для чего нужна частица НЕ в данных словах?

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразные дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу  всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.
— Какие слова вы записали? Какова особенность их  написания?
( Все слова без не не употребляются, не является приставкой).

-Объясните значение слов «невежа» и «невежда».

(Невежа- 1.Грубый, неучтивый человек. Невежа тот, кто позволяет себе грубость. 

Невежда, невежественный, несведущий, безграмотный, неграмотный, необразованный, неученый, неуч, серый, темный, малограмотный, малокультурный. Невежда он был круглый, ничего не читал.)

2.Сформулируйте задачи нашего урока. ( Для правильного написания слов с частицей НЕ следует повторить правила, составить алгоритм, сводную таблицу. Закрепить полученные знания).
— Прочитайте эпиграф к уроку, объясните смысл этого высказывания. К нему мы еще вернемся в конце нашей работы.

III.Систематизация умений и навыков ( работа над составлением таблицы, алгоритма)

1.Вспомним , чем бывает НЕ в словах.  ( Например, в словах стихотворения, эпиграфа).

2. Самостоятельная работа студентов

-Я предлагаю вам вспомнить все условия написания «не» с разными частями речи и составить самим таблицу » Правописание не с разными частями речи», которую можно будет использовать для систематизации материала.

 -Для этого поделимся на группы, каждая группа составляет свой блок.

1 группа- написание «не» с существительными, прилагательными и наречиями.

2группа-написание «не» с глаголами  и деепричастиями

3группа — написание » не» с причастиями

Правописание не с различными частями речи.

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е

Причастия

Глаголы и деепричастия

слитно

раздельно

слитно

раздельно

слитно

раздельно

Без не не употребляются

Неряха, нелепый, небрежно

Противопоставление с союзом а

Не друг, а враг

Без не не употребляются

Недоумевающий

Краткое причастие

Не распечатан, не скошена

Без не не употребляются

Нездоровится,
но

Всегда

Не рисует

Не видя
не поздоровится

Можно подобрать синоним

неправдивый=лживый

неправда=ложь
невеселый = грустный
невысоко= низко

Наличие слов далеко не, отнюдь не , вовсе, ничуть не, никогда не

Вовсе не красивое платье

Полное одиночное (нет зависимых слов)

Нерешенный пример,ненаписанное письмо

Противопоставление с союзом а

Не законченная, а только начатая работа

 

 

Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти

Сравнительная степень: не лучше, не умнее

 

Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)

Еще не скошенная трава

 

 

Отрицательные наречия: негде,
некуда

С прил., которые не имеют полной формы: не рад, не должен, не обязан

 

 

 

 

! Не является частицей и пишется раздельно 

  1. с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;
  2. с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;
  3. с числительными
  4. с местоимениями
  5. с прилагательными и наречиями в сравнительной степени

3.Взаимопроверка

— Эксперты проверяют поочередно составление таблицы у каждой группы и обобщают материал.

4.Самопроверка

-Теперь каждый проверяет свою работу по слайду и дописывает те условия написания, которые пропущены.

5.Построение алгоритма «Правописание НЕ с разными частями речи»

( На основании таблицы выстраиваем алгоритм  рассуждения).
Образец рассуждения:
1.При выборе слитно-раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на  -о, -е рассуждаем так:
  — смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может – пишем слитно: неряха , несуразный, Небрежно.
  — если слово может употребляться с не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок, или слова далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не. Есть одно из указанных условий – пишем не раздельно : не широкий , а узкий пруд;  вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво.
  — если нет указанних выше условий, подбираем к слову синоним и пишем не слитно: говорил неправду ( ложь), поступил нехорошо ( плохо).
   Запомните: не пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по — товарищески.

Слитное и раздельное написание НЕ

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛИТНОГО ИЛИ РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ НЕ

! Не является частицей и пишется раздельно

  1. с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;
  2. с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;
  3. с числительными
  4. с местоимениями
  5. с наречиями, которые пишутся через дефис ( не по-братски, не по- летнему)
  6. с прилагательными и наречиями в сравнительной степени ( не лучше, не хуже , не красивее, не умнее)

6.Закрепление материала. Работа с текстом.

(Отпечатанный текст роздан каждому ученику).

-В какой фразе заключена главная мысль текста?

-Как вы ее понимаете?

-Озаглавьте.

-Спишите, раскрыв скобки, обозначив орфограмму «не» с различными частями речи»

-Раскройте главную мысль текста, аргументируйте свой выбор.

-Как бы вы поступили на месте Васи?

Успокоение (не)приходило.(Не) в чем Васе было себя упрекнуть. Это мать,(не)испытывая жалости к старой черепахи, приказала её унести из дома.

 Перед Васей (не)ожиданно возникли глаза черепахи, никогда (не) мигающие, мудрые. Вася думал: «(Не) такому уж плохому человеку продал я её. И живет она теперь (не)далеко, а близко». Но вдруг он заплакал.

Это сердце подсказало мальчику (не) ведомую истину: (не) только мир существует для тебя, но и ты для мира.

(Ю.Нагибин «Старая черепаха»)

-Представьте, что вы учитель. Какие бы вопросы вы задали по изученной теме?

 -Составление кластера по теме.

*Задание.

Определить, какое слово в каждом ряду «лишнее «. Объяснить. Заменить его таким, которое подходит к данному ряду.

1 (Не)удача,(не)покорный,(не)чего,(не)знает.

2 (Не)приблизившись,(не)слышишь,(не)дотрога, (не)(у)кого

3 Никем (не)тронутый,(не)глубокий, но очень бурный, (не)по-товарищески,(не)убраны

*ТЕСТ.

1. Не пишется слитно:

а)(не)нарушая режима

б)(не)пересечены линией

в)(не)законченная работа

г)(не)замерзшая река

2.Не пишется раздельно:

а)(не)дорогой, а красивый ситец

б)(не)проснувшийся город

в)(не)был в школе

г)прыгнул (не)высоко, а низко

3.Не пишется слитно:

а)(не)глубокий, а рыбный пруд

б)(не) проснувшийся вовремя

в)долго (не)заживающая рана

г)поступить далеко (не)смело

4.Не пишется слитно:

а)говорить (не)громко, а тихо

б)дорога (не) освещена

в)книга (не)большая, а интересная

-Эксперты проверяют работу и озвучивают результат

* Задания используются как дополнительные.

 7.Подведение итогов урока. 
— Какую задачу мы с вами решили? ( Систематизировали полученные ранее знания о правописании не с разными частями речи)

-Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

-Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Давайте повторим алгоритм «Написание слов с НЕ».

-Чем является не, когда слово пишется слитно? ( Приставкой )
— Раздельно? ( Частицей)

8.Релаксация

-Слова преподавателя:

С частицей НЕ дружить придется,

На помощь поскорей ее зови,

Она тебе придаст неутомимость,

Непримиримость, неукротимость

И силу нестареющей любви

-Поднимите зеленое яблоко, если вы все усвоили, если вам понравился урок. Желтое — если вам что-то непонятно и вы хотели бы уточнить отдельные моменты.

Красное — если вами материал не усвоен, вы хотели бы повторить все снова.
— Что вы теперь можете сказать по поводу эпиграфа нашего урока?
9. Домашнее задание.
 Написать мини- сочинение-рассуждение по пословице «Невежду никакими лекарствами не вылечишь».Объяснить написание частицы не.

-Спасибо за внимание.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *