Основные темы творчества пушкина – Attention Required! | Cloudflare

Основные мотивы лирики А.С.Пушкина (9 класс)

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА.

Основные периоды

жизни

и творчества Пушкина

Жизненные события и

характерные черты периода

Наиболее значительные

произведения, созданные

в этот период

26 мая (6 июня) 1799 г.

Лицейский период (1813-1816 гг.)

Петербургский период (1817-1820 гг.)

Период

южной ссылки (1820-1824 гг.)

Период ссылки в Михайловское (1824-1826 гг.)

Творчество

II половины 20-х годов

(1826-1830 гг.)

Творчество периода Болдинской осени (1830 г.)

Творчество 30-х годов

(1831-1836 гг.)

1837 г. 27 января

1837 г. 29 января (10 февраля)

Родился в Москве в семье офицера гвардии С. Л. Пушкина и внучки Ганнибала Н. О. Ганнибал.

Учеба в Царскосельском лицее. Для лицейского этапа характерно формирование Пушкина-поэта под воздействием творчества Державина, Радищева, Карамзина, Жуковского, Вольтера, Руссо. В раннем творчестве поэта отчетливо звучат его патриотические настроения, политические мотивы, протест против крепостничества, вольнолюбивые и сатирические мотивы. В раннем творчестве начитает звучать тема смерти, но она не имеет трагического оттенка, поэт желает умереть любя.

Член кружка "Зеленая лампа" (литературный филиал тайного общества "Союз благоденствия"). Для петербургского периода характерно тяготение к активному романтизму, декабристским настроениям во имя торжества свободы.

Крым, Кишинев, Одесса. Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике Пушкина южного периода. Появляются и "южные" поэмы, героями которых становятся сильные и ищущие личности, которые находятся в разладе с обществом.

Ссылка. Встреча с лицейскими друзьями Дельвигом и Пущиным. Знакомство с А. П. Керн. В период Михайловской ссылки в творчестве Пушкина происходит утверждение принципов реализма.

Годы скитаний (Москва, Петербург, Михайловское, Малинники, Остафьево, Кавказ). С Михайловского периода открывается в творчестве Пушкина цикл поэтических деклараций, утверждающих в сознании русских читателей общественный статус поэта и поэзии. В период после поражения декабристского восстания (1826-1830 гг.) Пушкин остается верным идеалам декабристов. Усилился интерес к философской проблематике.

Самый плодотворный период в творчестве А. С. Пушкина. При всем разнообразии тем и жанров, произведения болдинского периода отличаются единством: поисками нового построения характера человека, нового прозаического слова. Стремление к исторической, национальной и культурной конкретности образов, представление о связи характера человека со средой и эпохой позволили Пушкину достигнуть психологической верности характеров.

Женитьба на Н. Н. Гончаровой в 1831 г. Царское Село. Петербург. Придворное звание камер-юнкера. Зачисление на службу в Коллегию иностранных дел, работа в архивах, поездка по местам крестьянских восстаний.

Вторая болдинская осень. В конце 30-х годов в творчестве поэта появляются мотивы разочарования, которые он пытается преодолеть. Лирика носит ярко выраженный философский характер: поэта волнуют вечные проблемы бытия. Пушкин создает реалистическую прозу. Философское осмысление приобретает и тема поэта и поэзии.

Дуэль с Дантесом

на Черной речке. ( Петербург)

Смерть поэта в Петербурге.

В квартире по адресу: набережная Мойки, 12.

Стихотворения: "Воспоминания в Царском селе". "Лициния", "Городок", "Моя эпитафия", "Завещание", "Элегия", "Желание"

Стихотворения: "Вольность", "Деревня", "К Чаадаеву"; "Сказки", поэма "Руслан и Людмила"

Начало работы над романом "Евгений Онегин"; поэмы: "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы"; Стихотворения: "Погасло дневное светило…", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "К морю"

Стихотворения: "Я помню чудное мгновенье…", "Сожженное письмо", "Признание", "Пророк",

цикл "Подражание Корану" Поэма "Граф Нулин" Трагедия "Борис Годунов"

Стихотворения: "В Сибирь", "Арион", "Анчар",

"Поэт", "Поэт и толпа", "

Брожу ли я вдоль

улиц шумных...",

"Дорожные жалобы",

"Я вас любил…".

Поэма Полтава"

"Маленькие трагедии", поэма "Домик в Коломне", "Повести Белкина", "Сказка о попе и о работнике его Балде", "История села Горюхина"; стихотворения: "Элегия", "Бесы", Заклинание" и др.; окончание работы над романом "Евгений Онегин"

Стихотворения:

"Перед гробницею святой…", "Клеветникам России", "…Вновь я посетил…", "Памятник".

Историческое исследование-"История Пугачева",

повесть "Капитанская дочка", поэма "Медный всадник", драма "Пиковая дама",

повесть "Дубровский",

I. Тема дружбы

Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам. "Дружество" для него – это целый круг людей, близких "по судьбе", это "братство", "наш союз", сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы – седьмая строфа стихотворения

"19 октября", написанного в 1825 г. в Михайловском:

II. Любовная лирика

В стихотворениях Пушкина запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений.Среди шедевров пушкинской любовной лирики: "Простишь ли мне ревнивые мечты", "Признание",

"Не пой, красавица, при мне…", "На холмах Грузии…", "Я вас любил…", "Я помню чудное мгновенье…", "Сожженное письмо", "Талисман", "Мадонна" и другие.

III. Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество Александра Сергеевича: его первым опубликованным стихотворением было "К другу стихотворцу" (1814), а одним из последних – "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" (1836). В своем творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского "памятника нерукотворного", – поэтические манифесты "Разговор книгопродавца с поэтом" (1824), "Пророк" (1826), "Поэт" (1827), "Поэт и толпа" (1828), "Поэту" (1830), "Эхо" (1831). Пушкин видит в поэзии дар, "завещанный от Бога". Он считает, что поэт служит не себе, а этому, не вполне ему принадлежащему дару. Путь пророка – путь подвижничества. Отказавшись "давать смелые уроки", изгнав "непосвященных" и поставив себя вне их суда, поэт избирает этот путь.

IV. Свободолюбивая лирика

Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы. В оде "Вольность" (1817) поэт скорбит и негодует, смотря на мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает "несправедливая Власть". Весь мир, не только Россия, лишен свободы, вольности, а, следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но:

Лишь там над царскою главою

Народов не легло страданье,

Где крепко с вольностью святой

Законов мощных сочетанье.

Представления о свободе и рабстве конкретизируются в стихотворении "Деревня" (1819). Речь идет уже не о тирании во всемирном масштабе, как в оде "Вольность", а о русском крепостничестве.

К стихотворениям, в которых поэт затрагивал тему вольности и свободы, относятся также: "К Чаадаеву" (1818), "Кинжал" (1821), "Узник" (1822), "Птичка" (1823), "Арион" (1827), "Анчар" (1828), "Во глубине сибирских руд…" (1827).

V. Тема природы (пейзажная лирика)

Одно из наиболее выразительных стихотворений первого периода творчества поэта – ода "Воспоминания о Царском селе" (1814). В этом стихотворении наиболее явно прослеживается влияние классицизма: описания природы играют роль фона и не могут быть самостоятельной темой. Для южного периода творчества Пушкина характерны романтические традиции в изображении пейзажа ("К морю". 1824). В стихотворении "Осень" (1833) с темой природы переплетаются философские размышления . Главное – поиск лирическим героем гармонии с миром природы.

VI. Философские мотивы

В лирике Пушкина конца 20-х годов стремительно нарастают философские мотивы, раздумья о жизни и смерти, покаянные настроения, предчувствия новых бурь и тревог:

В стихотворении "Дар напрасный, дар случайный…", помеченном 26 мая 1828 (день рождения поэта), Пушкин пытается понять, зачем Творец наделил его сердце страстью, ум сомненьем, если жизнь "судьбою тайной… на казнь осуждена".

Мучительный вопрос о смысле жизни возникает и в стихотворении "Стихи, сочиненные во время бессонницы":

Размышлениям о неизбежной смерти и о ценностях, которые человек может сохранить перед ее лицом, посвящена элегия "Брожу ли я вдоль улиц шумных…(1829):Бескорыстная любовь к красоте, молодости с ее радостями прозвучит в стихотворении и в стихотворении "Вновь я посетил…" (1835)

За два месяца до смерти создает Пушкин стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…", которое входит в так называемый "каменноостровский цикл" (стихи, написанные летом 1836 года на даче на Каменном острове: "Мирская власть", "Не дорого ценю я громкие права…" (Из Пиндемонти), "Отцы пустынники и жены непорочны…", "Когда за городом, задумчив, я брожу…", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…"). Здесь подводятся итоги жизни, итоги своей поэтической и человеческой судеб:

infourok.ru

Жизнь и творчество А. С. Пушкина. «Вечные темы» в пушкинской лирике.

Конспект урока-лекции по биографии писателя в 10 классе

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Дубровина Алина Александровна

Домашнее задание: повторить понятие «вечной темы» в литературе; индивидуально – подготовить сообщения на одну из «вечных тем».

Тема урока: Жизнь и творчество А. С. Пушкина. «Вечные темы» в пушкинской лирике.

Цели урока: систематизировать знания учащихся об изученном в 9 классе; вспомнить основные этапы жизненного пути А. С. Пушкина; дать общую характеристику лирики Пушкина;

Тип: изучение биографии писателя;

Методы: метод выразительного чтения, репродуктивный

Приём: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; обзорная лекция, выразительное чтение отрывков из стихотворений, заполнение таблиц;

Виды деятельности учителя и учащихся: лекция учителя, сообщения учащихся, конспектирование, работа с таблицами;

Оборудование: слайдовая презентация, раздаточный материал, аудиозапись романса.

План урока:

  1. Организационной момент (3 минуты)

  2. Работа над основной темой урока:

- биографическая справка;

- составление таблицы;

- сообщения учащихся;

- заполнение таблицы;

  1. Домашнее задание.

Ход урока:

«Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии,

Пушкина – друга декабристов,

Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт».

А. А. Блок

Слово учителя.

Наш урок открывает высказывание Александра Александровича Блока о Пушкине. Ведь правда, несгладимый след в истории, в наших жизнях, оставил Пушкин именно как поэт. Вы можете не знать истории его жизни, но всегда будете помнить его стихи.

Романс на стихотворение А. С Пушкина «Я вас любил…». Музыка Шереметьева.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Вряд ли найдется человек, которому будут не знакомы эти строки. Сегодня на уроке мы вспомним биографию Пушкина и поговорим о «вечных» темах в его творчестве.

Слово учителя.

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье (отец Пушкина Сергей Львович и мать Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал).

В 12 лет, получив зачатки домашнего воспитания, Александр был отвезен учиться в Царскосельский Лицей под Петербургом.

В 1815 г. Пушкин с триумфом прочел на экзамене свое стихотворение «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта Г.Р.Державина: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». На выпускном акте в 1817 г. Пушкин также прочел собственное стихотворение «Безверие».
Вскоре Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Общение его очень широкое: гусары, поэты, литературные общества «Арзамас» и «Зеленая лампа», театры, модные рестораны, дуэли – «слава Богу, не смертоносные», как сообщала Е.А. Карамзина своему брату Вяземскому. Но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя.

Сразу после окончания Лицея в 1817 году, а затем в 1819 г. после тяжелой болезни Пушкин приезжал в имение матери, село Михайловское Псковской губернии. В первые годы по окончании Лицея им были написаны стихотворения «Деревня», «Домовому», «Чаадаеву», ода «Вольность», поэма «Руслан и Людмила».
Идеи гражданской свободы, политического радикализма, которыми было проникнуто русское общество после победы над Наполеоном, нашли отражение и в стихах, и в поведении юного Пушкина. «Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами; вся молодежь наизусть их читает» - таково было решение царя Александра I. Хлопотами друзей вместо Сибири Пушкина сослали на юг. Официально это был перевод по службе в город Екатеринославль под начало генерала И. Н. Инзова.

Почти все лето 1820 г. Пушкин прожил на Кавказе, куда отправился по причине болезни с семьей генерала Раевского. Там Александр Сергеевич начал поэму «Кавказский пленник».

В июле 1823 Пушкин переехал в Одессу, будучи зачислен на службу к наместнику Новороссийского края графу М. С. Воронцову. Отношения их по многим причинам не сложились, и через год гр. Воронцов нашел и повод, и причину для удаления Пушкина в имение его матери. Поэт получил предписание одесского градоначальника неукоснительно следовать означенным маршрутом в Псков.

Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 г., в котором принимали участие многие друзья и знакомые Пушкина, переменили его судьбу. Новый царь Николай I вызвал срочно поэта в Москву, разрешил жить, где он захочет, и объявил себя личным цензором Пушкина.

До 1831 г. Пушкин живет попеременно то в Москве, то в Петербурге. Дважды после ссылки он побывал в Михайловском. Навещал тверских друзей – родственников хозяйки с. Тригорского П. А. Осиповой – в с. Бернове, с. Павловском, с. Малинники и в Старице Тверской губернии.

18 февраля 1831 г состоялось венчание Пушкина с Н. Н. Гончаровой. Отец выделил ему деревеньку вблизи от собственного его имения с. Болдино. Поэт отправился туда, чтобы оформить дела по введению во владение имением, рассчитывая быстро управиться, затем заложить имение и вернуться в Москву, чтобы справить свадьбу. Однако начавшаяся в Москве эпидемия холеры и установленные повсюду карантины задержали Пушкина в Болдине с 7 сентября по 2 декабря 1830 г. Соединение тишины и досуга, и одновременно напряжение, рождаемое чувством приближения грозных событий (революционные потрясения в Европе, холера в России), выплеснулось неслыханным даже для Пушкина творческим подъемом. «Болдинская осень» 1830 г. стоит особняком в творчестве поэта, когда им созданы были «Повести Белкина», «маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы», - поэма «Домик в Коломне», закончен весь роман «Евгений Онегин» (кроме письма Онегина), повесть «История села Горюхина», «Сказка о попе и работнике его Балде», критические статьи, множество стихотворений. В Болдинскую осень талант Пушкина достиг полного расцвета.

В начале 1834 г. в Петербурге появился записанный в русскую гвардию француз барон Дантес. Он влюбился в жену Пушкина и стал за ней усиленно ухаживать, что подало повод многочисленным врагам поэта для оскорбительных толков и сплетен.

4 ноября 1836 г. Пушкин получил три экземпляра анонимного послания, заносившего его в орден «рогоносцев» - намек на неверность жены. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль. Дантес вызов принял, но через барона Геккерна, своего приемного отца, просил отсрочки на 15 дней. В продолжении этого времени Пушкин узнал, что Дантес сделал предложение сестре жены Пушкина - Екатерине Николаевне. После убеждения друзей Пушкин взял свой вызов обратно. Свадьба Дантеса состоялась 10 января 1837 года, но настойчивые ухаживания его за Натальей Николаевной не прекратились. Старик Геккерн также начал интриговать против Пушкина. Выведенный из терпения, поэт послал голландскому посланнику барону Геккерну чрезвычайно оскорбительное письмо в расчете, что Дантес вынужден будет вызвать на дуэль Пушкина. Так и случилось. 27 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Черной речке в предместье Петербурга состоялась эта роковая дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот.
Прожив 2 дня в страшных мучениях, Пушкин скончался 29 января 1837 г. в квартире, которую он снимал в доме княгини Волконской на набережной реки Мойки.

Но ни один историк или библиограф не расскажет вам о человеке, как сделают это его современники. Давайте обратимся к раздаточному материалу. Вы можете увидеть записи, посвященные Пушкину. Первая запись М. Н. Маркова «Александр Сергеевич Пушкин в детстве (из записок о моем знакомстве)». Прочитаем отрывок.

Молодой Пушкин, как в эти дни мне казалось, был скромный ребенок; он очень понимал себя; но никогда не вмешивался в дела больших и почти вечно сиживал как-то в уголочке, а иногда стаивал, прижавшись к тому стулу, на котором угораздивался какой-нибудь добрый оратор, басенный эпиграммист, а еще чаще подле какого же нибудь графчика чувств; этот тоже читывал и проповедовал свое; и если там или сям, то есть у того или другого, вырывалось что-нибудь превыспренне-пиитическое, забавное для отрока, будущего поэта, он не воздерживался от улыбки. Видно, что и тут уж он очень хорошо знал цену поэзии.

Однажды точно, при подобном же случае, когда один поэт-моряк провозглашал торжественно свои стихи и где как-то пришлось: 

И этот кортик, 
и этот чертик! — 

Александр Сергеевич так громко захохотал, что Надежда Осиповна, мать поэта Пушкина, подала ему знак — и Александр Сергеевич нас оставил. Я спросил одного из моих приятелей, душою преданного настоящему чтецу: «Что случилось?» — «Да вот шалун, повеса!» — отвечал мне очень серьезно добряк-товарищ. Я улыбнулся этому замечанию, а живший у Бутурлиных ученый-француз Жиле дружески пожал Пушкину руку и, оборотясь ко мне, сказал: «Чудное дитя! как он рано все начал понимать! Дай Бог, чтобы этот ребенок жил и жил; вы увидите, что из него будет». Жиле хорошо разгадал будущее Пушкина; но его «дай Бог» не дало большой жизни Александру Сергеевичу.

А так вспоминает детство Александра Сергеевича Д. С. Комовский:

«А. С. Пушкин, при поступлении в Императорский Царскосельский лицей, отличался в особенности необыкновенною своею памятью и превосходным знанием французского языка и словесности. Ему стоило только прочесть раза два страницу какого-нибудь стихотворения, и он мог уже повторить оное наизусть без малейшей ошибки. Будучи еще двенадцати лет от роду, он не только знал на память все лучшие творения французских поэтов, но даже сам писал довольно хорошие стихи на этом языке. Упражнения в словесности французской и российской были всегда любимыми занятиями Пушкина, в коих он наиболее успевал. Кроме того, он охотно учился и наукам историческим, но не любил политических и ненавидел математических…

Пушкин вообще был не очень словоохотлив и на вопросы товарищей своих отвечал обыкновенно лаконически. Любимейшие разговоры его были о литературе и об авторах, особенно с теми из товарищей, кои тоже писали стихи, как, например, барон Дельвиг, Илличевский, Кюхельбекер (над неудачною страстью последнего к поэзии он любил часто подшучивать)…»

Составление таблицы «Периодизация творчества А. С. Пушкина».

Учащиеся заполняют графу «Период творчества» основываясь на лекции учителя и информации учебника.

Период ссылки в Михайловское

(1824 – 1826)

После ссылки
(1826 – 1830)

Болдинская осень и позднее творчество
(1830 – 1837) 

Сообщения учащихся

Сообщение «Тема дружбы в творчестве Пушкина»

Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Общительный, живой, Пушкин имел много друзей и много писал о дружбе. Еще в лицее Пушкин приобрел много друзей; многим из них он адресовал свои послания, откликался стихами на лицейские годовщины. Окончив лицей и войдя в петербургское светское общество, Пушкин отрицательно отнесся к нему.

И, признаюсь, мне во сто крат милее
Младых повес счастливая семья,
Где ум кипит, где в мыслях волен я,
Где спорю вслух, где чувствую живее,
И где мы все — прекрасного друзья,

Так пишет он в 1819 году своему лицейскому товарищу Горчакову. Из этих строк видно, что объединяло Пушкина с его лицейскими друзьями: кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству. Дружба у него возникает на почве единства умственных интересов, единства политических мыслей, на почве любви к искусству. Такого типа дружба, выросшая на основе идейных интересов, сама высока и глубокая.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: "Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты". Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

В стихотворном послании к Чаадаеву с юга 1821 году Пушкин дает такое замечательное определение друга:

Ты был целителем моих душевных сил…
Ты другу заменил надежду и покой;
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором;
Твой жар воспламенял к высокому любовь…

В стихотворении "19 октября 1827", написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на "царской службе", и те, кто в "мрачных пропастях земли". "Я гимны прежние пою", — говорит поэт в стихотворении "Арион". Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь "Во глубине сибирских руд...".

Друг в определении Пушкина – это советчик, человек, который пробудит и поддержит в другое высокие мысли и глубокие интересы.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь... Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: "И мнится, очередь за мной". Стихотворение "Чем чаще празднует лицей..." тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив "бурь порыв мятежный", поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Сообщение «Тема любви в творчестве Пушкина»

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике.

Героем лирики Пушкина был гармоничный, жизнерадостный, всесторонний человек. Поэтому все его чувства: радость пиршества, нежность любви, дружбы, печаль измены любимой, – так благородны и одухотворены. Белинский совершенно правильно говорил об особом характере лирики Пушкина, когда отвечал на вопрос: что является её содержанием? –

«Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладавшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и горя всей его жизни. Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением. Самая грусть его, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна: она умеряет муки души и целит раны сердца».

Пушкину было свойственно глубокое понимание грации одухотворенной красоты, гармонии черт, движения живого существа. Поэтому гораздо больше у Пушкина стихов, выражающих восторг при виде прекрасного человека – мужчины, женщины, девушки. Пушкин был человек жизни, он понимал, что счастье человека не может быть без людей: дружбы – без друга, любви – без мужчины или женщины. Пушкин никогда не пел гимнов бесплотному духу: живой, он думал о живом.

Любить можно живого человека, но эта любовь должна быть прекрасной, человечной. В стихотворении «Я вас любил…», которое можно назвать гимном в честь прекрасной человеческой любви, столько живого трепетания души, глубокой нежности, что даже ревность, обычно выступающая в уродливом виде, рисуется здесь естественной и благородной:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Даже в грусти обманутой любви столько красоты и человечности, что она невольно привлекает и возбуждает уважение.

Любовь в лирике Пушкина тесно связана с красотой. Здесь имеется ввиду не только внешняя красота. Конечно, прекрасная внешность в глазах Пушкина облагораживает человека, понимание ее делает человека более тонким и всесторонним. Человек, не понимающий красоту и не преклоняющийся перед ней, не может быть, по Пушкину, человеком полноценным. В стихотворении «Красавица» Пушкин считает преклонение перед красотой естественным чувством:

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей…

Но, встретясь с ней, смущённый, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.

Лирика Пушкина трактует вопрос о любви с самых различных точек зрения и дает образцы всевозможных стадий в развитии этого вопроса. Семнадцатилетним юношей он пишет, что «в печальной праздности он лиру забывал», что «он влачил постыдной лени груз, в дремоту хладную невольно погружался» и «даже бежал от милых муз». Но вдруг поэт преобразился: «душа проснулась, ожила, узнала вновь любви надежду, скорбь и радость», а вместе с тем все вокруг него и в нем просветлело, он «живее чувствовал, свободнее дышал, сильней пленяла добродетель», а в результате «вновь лиры сладостной раздался голос юный!». Так юноша-поэт понимает любовь и ее счастье; она и сама великое благо и благо вокруг себя льет. С этим мотивом мы встречались не однажды в эпических и драматических произведениях Пушкина; его же мы видим на пороге поэтической деятельности поэта.

Подводя итог, можно сделать вывод: прежде всего, поэзия Пушкина отличается замечательно многосторонним пониманием разных форм и стадий любви. Кроме того, в ряде замечательно выраженных по идее и замечательно художественных по исполнению произведений Пушкин дает совершенно ясный ответ на вопрос: что нужно для счастья в любви. Свобода и равенство; свобода не только внешняя, но и та внутренняя, которая налагает столько нравственной ответственности, и равенство, не только юридическое, но и моральное – вот необходимые условия счастья и любви. Иначе никакая взаимность и никакая страсть счастья не принесут.

По С. Южакову

Сообщение «Тема природы в творчестве Пушкина»

Мотивы природы занимают видное место в лирике Пушкина. Пушкин описывает природу как живописец-реалист: каждый человек может на основании собственных наблюдений подтвердить точность картин природы у Пушкина. Но в то же время описание природы у Пушкина не сухо и не холодно – оно согрето лирическим отношением поэта к природе, оживлено присутствием мыслящего и чувствующего человека.

Стихотворение «К морю» было написано Пушкиным перед отъездом поэта из Одессы в Михайловское. Оно еще носит романтический характер: море рисуется носителем тех же чувств и настроений, каким проникнут сам поэт; романтически дана тема одиночества поэта в мире.

С переездом в Михайловское Пушкин расстается с романтической лирикой, он переходит к реализму. В связи с этим изменяется и его пейзажная лирика. В ней исчезают «земли полуденной волшебные красы», «пустыни, волн края жемчужны и моря шум, и груды скал». Их место занимают «иные картины»:

Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор,
На небе серенькие тучи –
Перед гумном соломы кучи
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых –

Заявляет сам поэт в «Открытках из путешествия «Онегина».

В своей реалистической лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его русскому сердцу красоту и поэзию родной природы. Таковы его стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога «Зимнее утро», «Туча», «Вновь я посетил…» и др. пейзажи Пушкина поражают верностью действительности и в то же время согреты лирическим чувством.

Лексика, синтаксический строй речи, интонация стиха приобретают у Пушкина в конце 1820-х и в 1830-х годах иной характер – более простой, предельно реалистический и народный. Показательно в этом отношении различие в описаниях одной и той же картины окрестностей Михайловского, данных в стихотворениях «Деревня» (1819) и «Вновь я посетил…» (1835).

В «Деревне» тон речи более приподнятый, ораторский, в языке много славянизмов и приятных в то время поэзии слов:

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
      Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крилаты

Насколько же проще по лексике и задушевнее по тону дано описание этой же картины в стихотворении «Вновь я посетил…»:

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим — и глядел

На озеро…

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно синея стелется широко;

Через его неведомые воды

Плывет рыбак и тянет за собой

Убогой невод. По брегам отлогим

Рассеяны деревни — там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре…

Стихотворение «Осень» – это настоящая живопись в словах, точная реалистическая картина природы и в то же время своеобразная авторская исповедь. Изумительно дано сочетание картин природы и лирических настроений поэта.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

40Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Здесь речь поэта приобретает более интимный, задушевный оттенок, появляется прямое обращение к читателю, подбирается трогательные сравнения.

По С. Флоринскому

Пушкин любил природу. Это так гармонировало с его стремлением к естественности, независимости. Описания природы проникнуты у Пушкина глубоким чувством жизни и объективности. Он не мистифицирует природу, не ищет тайного духа. Он не навязывает ей своих чувств. Пушкин знает, что природа равнодушна. Но природа прекрасна своей живой гармонией; своими многообразными красками она дает человеку наслаждение созерцания. Глубоко прав был Белинский, когда писал об изображении природы Пушкиным:

«Он созерцал ее удивительно верно и живо, но не углублялся в ее тайный язык, оттого он рисует ее, но не мыслит о ней… Для Пушкина она была полная невыразимого, но безмолвного очарования живая картина».

По М. Ледневу

Сообщение: «Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина»

Среди стихотворений Пушкина наибольший интерес представляют те, в которых выражаются его взгляды на поэзию и значение поэта. К числу таковых относятся: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Чернь» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), «Из Пиндемонти» (1836) и, наконец, «Памятник» (1836). Пушкин чрезвычайно высоко ставил поэзию как одно из высших проявлений творческой силы человеческого духа; в соответствии с этим он и поэту приписывал особое значение, как «любимцу Аполлона», «сыну небес». В обыкновенных условиях жизни поэт может ничем не выделяться среди окружающих; но в минуты творческого вдохновения, когда его «чуткого слуха» касается «божественный глагол», душа его сразу поднимается до такой высоты, которая недоступна для обыкновенных людей, «детей ничтожных мира» («Поэт»). Оттого своем творчестве поэт, по мнению Пушкина, должен быть вполне независим от каких-либо посторонних влияний, он должен «идти один, дорогою свободной, куда его влечет свободный ум», никому не отдавая отчета в своем творчеств, должен быть «сам свой высший суд» («Поэту»). Эта мысль о полной свободе творчества выражает собой глубочайшее убеждение Пушкина; он неоднократно повторял ее как в своих стихотворениях, так и в критических статьях и заметках. Но особенно ярко эта мысль выражена в стихотворении «Чернь» («Поэт и толпа»). Здесь мы находим резкое противопоставление поэта и толпы. Такое противопоставление встречается нередко и у других поэтов романтической эпохи, являясь одни из выражений присущего ей индивидуализма. Но у Пушкина оно имело еще особенное, специальное значение: дело в том, что общество, среди которого ему приходилось жить и работать, очевидно, не доросло до действительного понимания его поэзии; оттого его позднейшие, наиболее зрелые и совершенные произведения встречали гораздо более холодный и даже отрицательный прием, чем его первые юношеские поэмы. Эти толки критики и публики, старавшихся даже повлиять на самое творчество поэта, ставивших ему те или другие задачи, сильно раздражали Пушкина, и в стихотворении «Чернь» он дал волю своему раздражению, вследствие чего его отповедь непризванным критикам и судьям носит несколько резкий характер.

Вместе с тем, в стихотворении мы находим выражение тех взглядов на поэзию, которые носят название теории «чистого искусства» или «искусства для искусства». Пушкин считал недопустимой в поэзии узкую тенденциозность или преследование каких-либо утилитарных и дидактических целей, которых требует от поэта «чернь», недовольная тем, что

Как ветер песнь его свободна, 
Зато как ветер и бесплодна: 
Какая польза нам от ней?

Пушкин же считал, что поэтическое произведение отнюдь нельзя оценивать маркой непосредственной пользы, хотя бы морально-дидактической. По его мнению, «цель поэзии – сама поэзия»; Пушкин совершенно ясно осознавал, что в самой поэзии, как и в искусстве вообще, заключена великая облагораживающая и возвышающая душу сила, и потому он мог по справедливости поставить себе в особенную заслугу, «что чувства добрые он лирой пробуждал» («Памятник»).

По В. Садовнику

Слово учителя

Многое было вами сказано о творчестве Пушкина. А что же думали его соотечественники по этому поводу? Обратим к раздаточному материалу.

«Пушкин также не любил слыть в обществе стихотворцем и сочинителем. Таковым охотно являлся он в кабинете Жуковского или Крылова. Но в обществе хотел он быть принимаем как Александр Сергеевич Пушкин. Понимаю это. Но если уже и он, достигнувший славы сочинительством, как бы чуждался патента на нее, то каково же другим второстепенным сочинителям, но людям рассудительным, навязывать на себя эту цеховую бляху, только что не под нумером…

Пушкин и сам одно время, очень непродолжительное, был журналистом. Он на веку своем написал несколько острых и бойких журнальных статей; но журнальное дело не было его делом. Он не имел ни достойных качеств, ни погрешностей, свойственных и даже нужных присяжному журналисту. Он, по крайней мере, во втором периоде жизни и дарования своего не искал популярности. Он отрезвился и познал всю суетность и, можно сказать, горечь этого упоения. Журналист — поставщик и слуга публики. А Пушкин не мог быть ничьим слугою. Срочная работа была не по нем…

В последнее время работа, состоящая у него на очереди, или на ферстаке (верстаке), как говаривал граф Капкрин, была история Петра Великого.

Пушкин был впечатлителен и чуток на впечатления; он был одарен воображением и, так сказать, самоотвержением личности своей настолько, что мог отрешать себя от присущего и воссоздавать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, событиями, нравами, порядками, давным-давно замененными новыми поколениями, новыми порядками, новым общественным и гражданским строем. Все эти качества — необходимые для историка, и Пушкин обладал ими в достаточной мере.»

Так в статье «Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина» писал П.А. Вяземский.

Заполнение таблицы.

На основе сообщений одноклассников, учащиеся заполняют графу «Основные темы произведений» (дома ученикам предлагается дополнить список тем в творчестве писателя)

Период ссылки в Михайловское

(1824 – 1826)

Тема любви, дружбы, поэта и поэзии, истории

После ссылки
(1826 – 1830)

Тема любви, дружбы, поэта и поэзии, истории

Болдинская осень и позднее творчество
(1830 – 1837) 

Тема любви, дружбы, свободы, поэта и поэзии, истории, философская направленность произведений, мотив «подведения итогов»

Слово учителя.

Из воспоминаний П. А. Катенина о Пушкине: «Человек погиб, но Поэт еще жив; его творения, в коих светится и врожденный дар, и художнический ум, драгоценнейшее по нем наследство, оставленное не только детям его, но всем сколько-нибудь образованным людям, по крайней мере, в России». Нельзя не согласиться с этими словами. И по сей день произведения Пушкина любимы многими, каждый может найти что-то, что будет интересно и близко ему. Катенин был прав, Пушкина почитают и любят не только в России, но и за рубежом. Мы должны с уважением относиться к нашему культурному наследию.

Домашнее задание.

Закончить заполнение таблицы. Написать сочинение-рассуждение «Читая Пушкина».

Раздаточный материал.

М. Н. МАКАРОВ
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН В ДЕТСТВЕ
(Из записок о моем знакомстве)

«Молодой Пушкин, как в эти дни мне казалось, был скромный ребенок; он очень понимал себя; но никогда не вмешивался в дела больших и почти вечно сиживал как-то в уголочке, а иногда стаивал, прижавшись к тому стулу, на котором угораздивался какой-нибудь добрый оратор, басенный эпиграммист, а еще чаще подле какого же нибудь графчика чувств; этот тоже читывал и проповедовал свое; и если там или сям, то есть у того или другого, вырывалось что-нибудь превыспренне-пиитическое, забавное для отрока, будущего поэта, он не воздерживался от улыбки. Видно, что и тут уж он очень хорошо знал цену поэзии.

Однажды точно, при подобном же случае, когда один поэт-моряк провозглашал торжественно свои стихи и где как-то пришлось: 

И этот кортик, 
и этот чертик! — 

Александр Сергеевич так громко захохотал, что Надежда Осиповна, мать поэта Пушкина, подала ему знак — и Александр Сергеевич нас оставил. Я спросил одного из моих приятелей, душою преданного настоящему чтецу: «Что случилось?» — «Да вот шалун, повеса!» — отвечал мне очень серьезно добряк-товарищ. Я улыбнулся этому замечанию, а живший у Бутурлиных ученый-француз Жиле дружески пожал Пушкину руку и, оборотясь ко мне, сказал: «Чудное дитя! как он рано все начал понимать! Дай Бог, чтобы этот ребенок жил и жил; вы увидите, что из него будет». Жиле хорошо разгадал будущее Пушкина; но его «дай Бог» не дало большой жизни Александру Сергеевичу.

С. Д. КОМОВСКИЙ
ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕТСТВЕ ПУШКИНА

«А. С. Пушкин, при поступлении в Императорский Царскосельский лицей, отличался в особенности необыкновенною своею памятью и превосходным знанием французского языка и словесности. Ему стоило только прочесть раза два страницу какого-нибудь стихотворения, и он мог уже повторить оное наизусть без малейшей ошибки. Будучи еще двенадцати лет от роду, он не только знал на память все лучшие творения французских поэтов, но даже сам писал довольно хорошие стихи на этом языке. Упражнения в словесности французской и российской были всегда любимыми занятиями Пушкина, в коих он наиболее успевал. Кроме того, он охотно учился и наукам историческим, но не любил политических и ненавидел математических…

Пушкин вообще был не очень словоохотлив и на вопросы товарищей своих отвечал обыкновенно лаконически. Любимейшие разговоры его были о литературе и об авторах, особенно с теми из товарищей, кои тоже писали стихи, как, например, барон Дельвиг, Илличевский, Кюхельбекер (над неудачною страстью последнего к поэзии он любил часто подшучивать)…»

П. А. ВЯЗЕМСКИЙ
ИЗ СТАТЬИ «ВЗГЛЯД НА ЛИТЕРАТУРУ НАШУ
В ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ ПУШКИНА»

«Пушкин также не любил слыть в обществе стихотворцем и сочинителем. Таковым охотно являлся он в кабинете Жуковского или Крылова. Но в обществе хотел он быть принимаем как Александр Сергеевич Пушкин. Понимаю это. Но если уже и он, достигнувший славы сочинительством, как бы чуждался патента на нее, то каково же другим второстепенным сочинителям, но людям рассудительным, навязывать на себя эту цеховую бляху, только что не под нумером…

Пушкин и сам одно время, очень непродолжительное, был журналистом. Он на веку своем написал несколько острых и бойких журнальных статей; но журнальное дело не было его делом. Он не имел ни достойных качеств, ни погрешностей, свойственных и даже нужных присяжному журналисту. Он, по крайней мере, во втором периоде жизни и дарования своего не искал популярности. Он отрезвился и познал всю суетность и, можно сказать, горечь этого упоения. Журналист — поставщик и слуга публики. А Пушкин не мог быть ничьим слугою. Срочная работа была не по нем…

В последнее время работа, состоящая у него на очереди, или на ферстаке (верстаке), как говаривал граф Капкрин, была история Петра Великого.

Пушкин был впечатлителен и чуток на впечатления; он был одарен воображением и, так сказать, самоотвержением личности своей настолько, что мог отрешать себя от присущего и воссоздавать минувшее, уживаться с ним, породниться с лицами, событиями, нравами, порядками, давным-давно замененными новыми поколениями, новыми порядками, новым общественным и гражданским строем. Все эти качества — необходимые для историка, и Пушкин обладал ими в достаточной мере.»

Список литературы:

  • Пушкин в воспоминаниях современников. Сборник литературных мемуаров. Том 1 (http://wysotsky.com/0009/001.htm/)

  • Электронный ресурс:

Иллюстрации взяты с сайта Урок в формате А4 и в поисковой системе google

Пояснительная записка к слайдовой презентации.

Исходя из принципа, что презентация на уроке не является самоцелью, я старалась сделать ее наиболее упрощенной и доступной для учащихся. На слайды были вынесены основные моменты биографии поэта; иллюстрации служат «помощником» и способствуют акцентированию внимания.

Пример оформления и заполнения таблицы так же был вынесен на слайд, дабы избежать вопросов по поводу того, как ее оформлять и заполнять.

Нейтральные тона, избегание резких переходов слайдов сделаны для того, чтобы не отвлекало внимание учащихся и способствовало наиболее комфортному считыванию информации.

infourok.ru

Перечислите основные темы и мотивы лирики А. С Пушкина? Русская Литература первой половины 19века

Лирика Пушкина - "явление чрезвычайное", говорил Гоголь, и, восхищаясь многогранностью его творчества, добавлял: "Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом, и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов... " Действительно, пушкинское творчество многомерно и многообразно, настолько, что можно выделить достаточно много основных тем и мотивов его произведений. "Свобода" для Пушкина - понятие основополагающее, и эта тема красной нитью проходит через все его творчество, как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии: здесь выделяется несколько более конкретных мотивов. Мотив политической свободы, идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения - стихотворения "Лицинию" (1818), "К Чаадаеву" (1818), "Деревня" (1819) -. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях "Узник" (1822), "Птичка" (1823), где романтический призыв бегства из мира - "темницы" и желание дать освобождение "хоть одному творенью" усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле. Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях "Свободы сеятель пустынный... " (1823), "К морю" (1824). В стихотворении "Я вас любил: любовь еще, быть может... " (1829) ярко проявляется еще один мотив свободы - уважение личности другого человека. Рабство как противопоставления свободе выводится в стихотворении-притче "Анчар" (1828). Свобода творческой личности - важнейший мотив темы поднимается в стихотворениях "Поэту" (1830), (Из Пиндемонти) (1836). Свободу как всеобъемлющее понятие, как основу жизни человека поэт рассматривает в стихотворениях "Пора, мой друг, пора... " (1836). "Покой и воля". В произведениях "Редеет облаков летучая гряда... " (1820), "Кавказ" (1829), "Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю... " (1829), "Румяный критик мой... " (1830), "Осень" (1833), "...Вновь я посетил... " (1835) отражен мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине . Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции - в стихотворениях "К Чаадаеву" (1818), "Кинжал" (1821), "Во глубине сибирских руд... " (1827), "Арион" (1827). В стихотворениях "Стансы" (1826), "Клеветникам России" (1831), "Я памятник себе воздвиг нерукотворный... " (1836) Пушкин приводит свои политические идеалы, любовь к отечеству и готовность служить ему. Тема дружбы: стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября) , послания к товарищам-лицеистам: "19 октября" (1825), "И. И. Пущину" (1826), "Чем чаще празднует лицей... " (1830) и обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - "Во глубине сибирских руд... " (1827), "Арион" (1827) и послание "К Чаадаеву" (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина. Тема любви нашла свое воплощение в стихотворениях "Погасло дневное светило... " (1820), "Я пережил свои желанья... " (1821), "Сожженное письмо" (1825), "Желание славы" (1825), "Храни меня, мой талисман... " (1825), "К***" (1825), "Под небом голубым страны своей родной... " (1826), "На холмах Грузии лежит ночная мгла... " (1829), "Я вас любил: любовь еще, быть может... " (1829), "Что в имени тебе моем?.. " (1830).

touch.otvet.mail.ru

Эволюция творчества Пушкина. План.

Эволюция творчества Пушкина

1. Ранняя поэзия передавала ощущение быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждений. Эпикурейские мотивы, культ земных радостей, противопоставленных официозу, мелочным заботам, отражал просветительское мироощущение, проповедуемое Вольтером. поэтическая маска не просто философа-ленивца, но монаха, расстриги, мечтающего о земных радостях. Так намечался главный пафос пушкинской поэзии, жизнелюбивой и вольнолюбивой. При этом высокие героические темы, сатирические мотивы уже возникают в поэзии Пушкина как отзвук событий эпохи.

2. В 1816 году меняется характер лирики Пушкина: элегия становится её основным жанром. "Луны туманный луч", "глас ночной", "печальная тьма лесов" ненадолго теснят "златые дни, златые ночи". Теперь эпикурейские мотивы - это вызов господствующей морали, своеобразная маска. Поэма "Руслан и Людмила" была блестящим итогом его школы у русских поэтов.

3. Южная ссылка принесла чувство свободы, первая же южная поэма "Кавказский пленник" поставила его во главе всей современной русской литературы. В Пленнике он предвосхитил героя своего будущего романа, эту преждевременную старость души. В поэте созрело убеждение (сначала трагическое), что в мире действуют законы, поколебать которые человек не в силах. В Одессе П. осознаёт себя профессиональным литератором, что обусловлено бурным читательским успехом.

4. В Михайловском завершилось становление его нового, реалистического метода. Перспективу русской литературы он видит в синтезе европейских традиций с национальными.

Счастливое качество натуры Пушкина подчинять себе тяжелейшие обстоятельства, осмысливать их как новый материал для творчества.

5. После 1825 года в творчестве Пушкина обозначился новый поворот. Трезвый исторический и социальный анализ действительности сочетается с осознанием неимоверной сложности часто ускользающего от рационального объяснения мира., что наполняет творчество ощущением тревожного предчувствия - фантастика, тягостные воспоминания, "тайны гроба вековые" (конфликт с правительством).

6. После 30-х - тяготение к прозе: она требует "мыслей и мыслей", точность и краткость - первые её достоинства. Эксперименты с прозаическими жанрами. Интерес к истории. Придворный историограф.

7. Попытка издания журнала "Современник" (1836): публика была не готова к периодическому изданию нового типа, серьёзному, посвящённому актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками.

8. Исторические произведения ("Капитанская дочка"), тема обращения к будущим поколениям.

Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина

I. Личное бесстрашие поэта («всё, всё, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья»). Роль лицейских лет в формировании свободомыслия.

II. Ранняя свободолюбивая лирика

«Деревня»: контраст созерцания безмятежного пейзажа и обличения крепостного права («здесь рабство тощее, здесь барство дикое»)

«К Чаадаеву»: торжественность стихотворения-обращения (высокая лексика, анафора, развёрнутая метафора), призыв к высокому служению Родине

«Узник»: написано во время южной ссылки. История создания: у генерала Инзова во дворе жили два орла с подрезанными крыльями. Сочувствие гордым птицам, общее в участи орлов и ссыльного поэта («мы вольные птицы»). Стремление к свободе, анафора, риторич. восклицание.

III. Свободолюбивая лирика после восстания декабристов.

«Арион» - иносказание о восстании декабристов. Вольный пересказ древнегреческой легенды, выражение верности взглядам декабристов: «Я гимны прежние пою»

«В Сибирь» - поддержка ссыльных декабристов, надежда на лучшее будущее. Торжественность (высокая лексика), эпитеты, сравнение, развёрнутая метафора.

VI. Эволюция свободолюбивой лирики Пушкина: политическая тема переходит в тему личной свободы и независимости (ссылки, цензура, запрет на выезд за границу, камер-юнкерство).

V. Философские размышления Пушкина о свободе.

«Анчар»: о ядовитом дереве прочитал в научном журнале. 1-я часть – описание дерева, 2-я часть – история, доказывающая губительность власти человека над человеком. Инверсии, эпитеты.

«Из Пиндемонти»: счастье – в личной свободе и независимости.

VI. Творческая свобода Пушкина как основа его личной свободы.

Любовь и дружба в лирике Пушкина

I. Искренность, общительность, увлечённость, живость характера – личные качества Пушкина.

II. Лицейское братство:

«Пирующие студенты»: жизнерадостное, шутливое настроение стихотворения, сердечная теплота лирического героя.

«19 октября 1825 года»: размышления о судтьбах лицейских друзей и своей судьбе. Верность лицейскому братству: «Друзья мои! Прекрасен наш союз…». Печальные и торжественные интонации.

«Чем чаще празднует лицей»: тревожное предчувствие, стремление выдержать все

жизненные невзгоды.

«Няне»: контраст непогоды и душевной теплоты лирического героя, благодарность няне, внимание к ней, её роль в творчестве поэта (сюжеты сказок, моральная поддержка).

«Была пора…»: последнее и незаконченное стихотворение Пушкина, посвящённое лицейской годовщине. Грусть, боль, верность дружбе.

III. Любовная лирика.

А. П. Керн («Я помню чудное мгновенье»): история создания стихотворения. Художественное совершенство. Ключевые строки.

«На холмах Грузии»: смысловая насыщенность стихотворения, сложное состояние лирического героя («мне грустно и легко, печаль моя светла»), ключевые строки.

«Я вас любил»: человечность лирического героя, ключевые строки.

IV. Величие Пушкина как поэта и как человека.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

I. Высокое назначение поэта в России, которого добился и отстоял Пушкин.

II. Роль поэзии

«Пока не требует поэта…»: тема личности и судьбы поэта в обществе. Величие поэта – в его даре творчества, которое делает его, обычного человека, особенным.

«Пророк»: библейский сюжет (ангел превращает человека в пророка), архаичность лексики (перста, зеницы, уста, виждь, внемли…), пафос, торжественность стихотворения, высокое назначение поэзии («глаголом жги сердца людей»), гражданственность и гуманизм стихотворения.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный»: история этого стихотворения в русской литературе (Ломоносов – Державин – Пушкин). Высокая миссия русского поэта, его гордость, достоинство. Гуманизм русской литературы («чувства добрые я лирой пробуждал»).

III. Значение Пушкина для русской литературы. (Новый уровень: преобразователь языка, основоположник реализма, новая проза и поэзия, намечены темы и проблемы будущей русской литературы).

Пейзажная лирика Пушкина

I. Природа как источник вдохновения. Осень – любимое время года.

II. Романтическая пейзажная лирика:

«К морю»: море – природная стихия и олицетворение свободы. Прощание с идеалами романтизма: Наполеон, Байрон. Ожидание нового, перемен в судьбе и в творчестве.

III. Реализм, пейзажная лирика:

«Зимняя дорога»: роль эпитетов, анафоры, парцелляции (образ дороги и состояние лирического героя: печально, скучно, утомительно…), дорожная тоска и короткая радость встречи.

«Зимнее утро»: роль риторических восклицаний и вопроса, эпитетов (передают радостное, торжественное настроение лирического героя), жизнерадостность, любовь к русской природе.

«Бесы»: повторы, олицетворение вьюги, развёрнутая метафора, риторические вопросы – способы создания образов неспокойной, мрачной погоды и тревожного состояния лирического героя.

«Туча» - стихотворение-аллегория: образ прошедшей тревоги и наступления нового, благополучного периода.

IV. Особенность пейзажной лирики Пушкина – в её слиянии с философской лирикой.

infourok.ru

Основные мотивы лирики Пушкина

Всемирно признанным гением считают Пушкина Александра Сергеевича. Произведения его уникальны. Лирика обширна и неповторима. Читатели всех времён из разных стран поражены его философскими и чувственными стихами. И всё же - лирика достойна исключительного интереса.

К основным мотивам лирики А. С. Пушкина относятся темы дружбы, Родины, природы, любви, философской жизни, поэта и поэзии. Александр Сергеевич использует эти темы в своих стихах, и их очень много.

Поэт очень ценил дружбу. Друзья лицеисты были им уважаемы. Некоторые его товарищи рано покинули эту жизнь. Поэтому в стихах проскальзывают нотки трагизма. Говоря о друзьях, видно, как он их любил. Стихи его, словно, окутаны счастьем.

Александр Сергеевич использует патриотизм в стихах. Он любил Россию, переживал за её будущее. Потому частенько в произведениях затрагивал проблемы, которые волновали в те годы людей его поколения. Чтобы спасти и улучшить Родину, поэт желает сам пожертвовать собой. Гражданская тема важна для него.

Мотивы лирики Пушкин раскрывает при помощи изображения природы. Передавая великолепие нашего мира, он использует пейзажную лирику, тем самым поэт само раскрывает своё внутреннее состояние. Пейзаж - это некое олицетворение гармонии и независимости. Только соединяясь с природой, люди успокаиваются и вдохновляются.

Любовь Пушкин А. С. воспринимал, как важную ценность человечества. Потому-то тема любви является самой центральной в лирических стихах литератора. Герой в его произведениях нежится в любви в различных её явлениях. Тяжёлые минуты расставания и разлуки расцениваются как жизненная мудрость и счастье, которое встречается на человеческом пути.

Гениальный поэт глубоко думал о человеке, о его предназначении. Так же его волновали вопросы жизни и смерти. Сущность бытия, злые и добрые начала... Всё это тоже не проходило мимо его произведений. Философские мотивы сплетались с его различными тематиками.

Предназначение писателя в нашем мире, можно сказать, было понято Пушкиным одному из первых. Поэт в отличие от простых людей должен нести в себе божественное начало - так считал сам Александр Сергеевич. С помощью традиций Пушкина в нашей художественной литературе прогрессировала тема поэта и поэзии.

Каждый читатель познаёт в себе иные структуры познания творческих мышлений великого гения. Таков Пушкин, который пробуждает в нас вихрь эмоций, мы переживаем, сочувствуем, размышляем.

2 вариант

Вопреки  убеждениям многих, А.С.Пушкин писал не только любовную лирику. Довольно часто поэт размышлял о дружбе, о поэзии и предназначении поэта. Встречалась среди его творений и гражданская лирика.

«Вольность», «Во глубине сибирских руд» - эти и прочие творения невозможно назвать любовными. С ранней юности в творце зародилась некая искра – Пушкин почувствовал, что просто обязан славить свободу, борьбу за нее, воспевать мужество и людской героизм.

Стоит отметить, что Александр Сергеевич был воспитан на вольнодумной поэзии: Мольер, Жуковский, Карамзин, Державин – соответственно, он просто не мог иметь других взглядов. Порой его душа открыто бунтовала против существующей действительности. И выражался этот бунт в высшей степени поэтической форме – как и подобает настоящему мастеру пера.

Молодость Пушкина довольно яркая: резкие стихи, дуэли, бурные романы. Все это со временем отражается в творчестве. В стихотворении «Деревня» явно видно влияние Чаадаева и Тургенева и мотив борьбы с крепостничеством.

В понимании великого поэта борьба за свободу обязательно увенчается успехом, звезда пленительного счастья взойдет и российское государство встанет с колен. Такие душевные порывы весьма похвальны.

Оценивать роль поэта в обществе Пушкин начал еще с ранних лицейских стихов. Эта тема всегда будоражила его сознание и провоцировала на довольно долгие умозаключения. Стоит сказать, суждения людей о его персоне не трогают Александра Сергеевича – он считает, что стихотворец должен быть свободен от всего, должен идти своей тропой, вне зависимости от того, что бушует вокруг него, ликование или осуждение.

В его понимании поэты оторваны от социума, они существуют в своем мире – мире рифм, строк и образов. Остальное же слишком приземлено, потому не всегда достойно внимания.

Но суждения Пушкина не голословны. Он показывает себя по-настоящему великим поэтом, а не графоманом. Зачастую ему удаются все жанры поэзии. Александр Сергеевич далек от классицизма. Мало того, он скорее горазд воспевать свободу мира, нежели царей.

Также поэт высоко ценит дружбу. Она занимает в его творчестве далеко не последнее место.

Конечно же, Пушкина не обходит стороной любовь. Анна Керн, Наталья Гончарова – этим прекрасным дамам поэт пишет довольно много посланий на французском и посвящает трогательные стихотворения.

Можно сказать, что гений Пушкина в понятности и многогранности – он предстает пред читателем и как возвышенный, преисполненный страсти, любящий человек, и как отчаянный борец за свободу, и как верный друг, и как мудрый учитель.

Весь этот симбиоз оказался настолько удачен, что навеки оставил имя Александра Сергеевича в веках. К слову, поэт почитаем и любим практически каждым человеком – строки его творений помнят даже те, кто утверждает, что не любит поэзию.

9, 10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Основные мотивы лирики Пушкина

Основные мотивы лирики Пушкина

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Чацкий победитель или побежденный? 9 класс

    Герой Чацкого появляется на свет именно в тот момент, когда российское общество медленно погружалось в глубины порока. Люди понимали, что необходимы большие реформы и перемены.

  • Герои пьесы Бедность не порок Островского (характеристика)

    По жанровой направленности произведение представляет собой пьесу для театральной постановки, основной тематикой которой является изображение человеческих пороков в комической форме.

  • Сочинение Любимые герои Толстого в романе Война и мир

    В эпическом романе Л.Н. Толстого «Война и мир» очень много действующих лиц. Безусловно, кто-то из них является положительным героем, а кто-то отрицательным. Каждый читатель проникается историей одного из персонажей

  • Сочинение В радости знай меру, в беде не теряй веру по пословице 6, 7 класс

    Пословица «В радости знай меру, в беде не теряй веру» представляет собой характерный образец народной мудрости

  • Образ и характеристика Ярославны в поэме Слово о полку Игореве сочинение 9 класс

    Одним из выдающихся произведений культуры древней Руси является поэма "Слово о полку Игореве". Благодаря ему мы видим события, того далёкого времени, мысли и деяния живших в ту эпоху людей.

sochinimka.ru

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина.

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе.
Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор».
Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.
С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Есть два варианта истолкования так называемойборьбы ли­тературных направлений в русской литературе XIX века: 1) переход от романтизма к реализму, приведший во второй поло­вине века к небывалому расцвету русской классики и утвер­дивший мировое значение русской литературы; 2) «двоевластие» — спор и сотрудничество — романтизма и реализма на протяжении целого века, придавшее особую глубину и всемирность национальному русскому реализму «золотого века».

Термин«романтизм» раньше других возник в русской кри­тике и даже в текстах художественных произведений.

Романтик сам творит. Реалист подражает «Божьему творе­нию» и тем самым демонстрирует степень своего искусства.

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

 

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина.

Пушкин Александр Сергеевич (1799- 1837 гг.)- Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.

Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».

Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.

В мае он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами». В июле 1823 г Пушкина перевели под начало графа Воронцова, и он переехал в Одессу. В Михайловском, куда он был выслан в 1824 г, Пушкин сформировался как художник-реалист: продолжил писать «Евгения Онегина», начал «Бориса Годунова», написал стихи «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и др.

17 декабря 1825 г узнает о восстании декабристов и аресте многих своих друзей. Опасаясь обыска, он уничтожил автобиографические записки, которые, по его словам, «могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв».

В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».

В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».

Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив. Начал писать «Историю Пугачева», историческое исследование «История Петра I».

Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии. Но, хотя в таких условиях творческая работа не могла быть интенсивной, именно в последние годы написаны «Пиковая дама», «Египетские ночи», «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.

В своем творчестве поэт обращался к темам любви и дружбы, его волновали проблемы свободы и назначения поэта.
Всю лирику А. С. Пушкина можно представить как бесконечный роман в стихах, главным предметом изображения которого оказывается внутренний мир лирического героя с его чувствами, переживаниями и стремлениями, будь то порыв страсти, предчувствие любви или разочарования в идеале.
Одной из самых главных в творчестве поэта для меня стала тема любви, которая развивается, подобно всем мотивам его лирики. В юности лирический герой А. С. Пушкина видит в любви радость и великую общечеловеческую ценность. Но постепенно с взрослением лирического героя тема любви переосмысливается, и теперь для А. С. Пушкина становятся важнее чувства и переживания любимой женщины. Лирический герой Пушкина способен ценить любое чувство и наслаждаться даже грустью любви. По мере того как лирический герой становится личностью, он наделяется способностью жертвовать своими чувствами ради счастья любимой женщины. В качестве примера может служить стихотворение “Я вас любил: любовь еще, быть может...”, в котором неразделенная любовь поэта лишена всякого эгоизма.

Тема дружбы становится одной из центральных тем в лирике А. С. Пушкина. В ранний период творчества, когда юный творец учился в Царскосельском лицее, дружба воплощала собой лишь счастье и беззаботность. По мере взросления поэта тема дружбы эволюционирует, и А. С. Пушкин видит в дружбе не только радость, но и трагичность. Поэт испытывает огромную боль за утраченных друзей.

Принято считать, что одной из основных тем поэзии А. С. Пушкина является тема свободы. Свое начало тема свободы берет в оде “Вольность”.Также в творчестве А. С. Пушкина можно увидеть еще одно понимание свободы: романтическое восприятие вольности.

Так как Пушкин в своем творчестве обращался к темам поэта и поэзии, времени и вечности, нельзя забывать о философской лирике поэта.

studopedia.net

Основные мотивы лирики Пушкина 2

Основные мотивы лирики Пушкина

Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество — вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.

Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «Вольность» — своеобразное поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». Но какие бы политические страсти не кипели, Пушкин, в первую очередь, оставался поэтом. Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт никогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт почувствовал, что новое время нуждается не только в новых темах, но и новом их решении.

Одна из главных тем творчества Пушкина — тема поэта и поэзии. Радищев, Рылеев были его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отображенная в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

И так любовью утомленный

Наскуча лепетом молвы

Заране отказались вы

Вот вашей лиры вдохновенной.

Теперь, оставя шумный свет

И муз, и ветреную моду

Что же изберете вы?

Поэт:

Свободу.

В поэзии «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стихотворения отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта. Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:

«И бога глас ко мнет воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь

и внемли, исполнись волей моей

и, обходя моря и земли

глаголом жги сердца людей!»

Любовная лирика Пушкина на удивление богата и разнообразна. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения (нет четкого разделенную на жанры — элегию, романс, послание). Например, известная поэзия «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

Но Пушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его почтенном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не на его пользу. Самый характерный пример — поэзия «Я вас любил». Его любовь — это в первую очередь любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувству.

Любовь, за Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимность, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь — поэзия «На холмах Грузии лежит ночная мгла.»:

И сердце вновь горит и любит — оттого

Что не любит оный не может.

Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта — философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластного человека.

В стихах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об укладе мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкин склоняет председателя перед самим чудом жизни, которое в его лирике прекрасное в любых проявлениях.

К философской лирике принадлежат и произведения, где Пушкин выкладывает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятие раб и обладатель, в его воображении эти лица равноправные, потому возникают такие строки:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство — это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.

Пушкин — первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *