Особенности романтических произведений горького: Художественные особенности Романтических произведений Горького 👍 – Художественные особенности романтических произведений М. Горького 👍

Черты романтизма в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1). 

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

М. Горький

Рис. 1. М. Горький (Источник)

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы

«Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».  

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» – загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) – 1) вид местности; 2) в искусстве  художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором  природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;               
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих  людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу  бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут  мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там  резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые.  Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это  звуки и запахи, тучи и люди  было странно красиво и грустно, казалось  началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности, которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: «по небу бродили обрывки туч».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.
  3. Легенда о Данко.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды – личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

 

Происхождение

Сын орла

Внешность

20-летний юноша, красивый и сильный.

Глаза «холодны и горды, как у царя птиц».

Отношение к окружающим

Высокомерие, презрение:

«он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе».

Поступки

Убийство

Реакция окружающих

Имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон».

Финал легенды

«Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью».

«Легенда о Данко»

 

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

 

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».  

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним  верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

 

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Легенда о Данко

Рис. 2. Легенда о Данко (Источник)

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра – воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко – альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч.  ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

 В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра – символ эгоизма, Данко – альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба  вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для  себя,  те просто лентяи или трусы или не понимают  жизни, потому что, кабы  люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила  его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

 

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. М. Горький Старуха Изергиль (Источник). 
  5. Максим Горький. Биография. Произведения (Источник). 
  6. Горький. Биография (Источник). 

 

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

Своеобразие романтических рассказов М. Горького 👍

М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей. Наличие рассказчика и слушателя является одной из них. Во многих рассказах повествование ведется не самим автором, а одним из героев.

Их именами нередко

названы рассказы (“Емельян Пиляй”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”). Повествованию предшествует, как правило, какое-нибудь незначительное внешнее событие: тень или искры, как в “Старухе Изергиль”, или поведение Нонки в “Макаре Чудре”. Слушатель передает разговор с рассказчиком, описывает окружающую их природу, портреты действующих лиц.

Слушатель помогает читателю представить ярче и полнее то, о чем повествует рассказчик. Но слушатель имеет и свою точку зрения, часто отличную от точки зрения рассказчика. Эта оценка не высказана прямо.

Например, в конце рассказа перед слушателем

является видение – тени Радды и Лойко Зобара, которым море поет гимн, и “никак не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”. Их появление в конце рассказа помогает понять авторскую позицию – как бы прекрасны ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням, в которые и превратились Лойко и Радда.
Герои романтических рассказов Горького благородны, горды, нередко излишне горды. Поэтому конфликты рассказов очень напряженны, борьба героев бескомпромиссна. Герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, – Данко и Ларра – противопоставляются друг другу. Тень Ларры и искры сердца Данко подобны двум полюсам: добру и злу, эгоизму и самоотверженности.

Полуживотное происхождение Ларры становится источником эгоизма, а не самоотверженности и человеколюбия. Ларра не понимает людей. Он – тень, он бессмертен и отвержен.

Бессмертие Данко другого рода. Данко мечтает освободить людей от злобы, ненависти и бессилия, научить их любить жизнь и помочь им выйти из дикого леса, в который они попали. Но не так-то просто преобразить человеческую душу, и потому нашелся этот самый “осторожный” человек, который наступил на горящее сердце Данко.
Многие рассказчики (Изергиль, Макар) восхищаются героями своих легенд и иногда сравнивают себя с ними, желая найти сходство или, наоборот, не желая этого. И с горечью замечают, что “красавцев становится все меньше”.
Еще одна отличительная черта ранних горьковских рассказов – яркий, многоцветный пейзаж. По мысли автора, сила и могущество природы бесконечны, и только она может помочь человеку окрепнуть духом, стать лучше, добрее, перестать быть мелочным и озлобленным. Море, ночь, луна, звезды, бескрайние степи – все это создает неповторимую атмосферу романтической возвышенности описываемого, помогает лучше раскрыть душу героев.
М. Горький постоянно пытался найти героическую личность не только в легендах, но и среди босяков и бродяг, за которыми наблюдал во время своих скитаний по Руси. Примером может стать герой рассказа “Челкаш”, которого трудно отнести к положительным или отрицательным героям. Но ведь герои легенд Изергиль и Макара Чудры тоже не были идеальны.

Вспомнить хотя бы Лойко Зобара – он был конокрадом, но в то же время это была благородная и страстная личность. Нельзя однозначно судить и о Гавриле. Челкаш и Гаврила вместе мечтают о будущем, вспоминают минувшее, говорят о жизни.

Однако Челкаш намного сложнее Гаврилы, потому что он выстрадал жизненные идеалы, которых придерживался. Гаврила же всего боится, боится Челкаша, боится моря, стихии. Свобода – понятие, ярко выраженное в ранней прозе Горького, тоже воспринимается ими по-разному. Для Гаврилы: “Пошел – куда хошь, делай – что хошь”.

Для Челкаша все по-иному. Горький отмечает некое родство своего главного героя с морской стихией. Море не только символ человеческого бытия, таинственного и чудесного, но и соотносится с образом человеческой души – непостижимой и противоречивой.
По-моему, наиболее яркая и объединяющая все раннее творчество Горького черта – это мысль, что человек несовершенен, но в нем заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.

Своеобразие романтических рассказов М. Горького Разное Горький М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Горький М. / Разное / Своеобразие романтических рассказов М. Горького

    М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.
    Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей. Наличие рассказчика и слушателя является одной из них. Во многих рассказах повествование ведется не самим автором, а одним из героев. Их именами нередко названы рассказы (“Емельян Пиляй”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”). Повествованию предшествует, как правило, какое-нибудь незначительное внешнее событие: тень или искры, как в “Старухе Изергиль”, или поведение Нонки в “Макаре Чудре”. Слушатель передает разговор с рассказчиком, описывает окружающую их природу, портреты действующих лиц. Слушатель помогает читателю представить ярче и полнее то, о чем повествует рассказчик. Но слушатель имеет и свою точку зрения, часто отличную от точки зрения рассказчика. Эта оценка не высказана прямо. Например, в конце рассказа перед слушателем является видение — тени Радды и Лойко Зобара, которым море поет гимн, и “никак не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”. Их появление в конце рассказа помогает понять авторскую позицию -как бы прекрасны ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням, в которые и превратились Лойко и Радда.
    Герои романтических рассказов Горького благородны, горды, нередко излишне горды. Поэтому конфликты рассказов очень напряженны, борьба героев бескомпромиссна. Герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, — Данко и Ларра — противопоставляются друг другу. Тень Ларры и искры сердца Данко подобны двум полюсам: добру и злу, эгоизму и самоотверженности. Полуживотное происхождение Ларры становится источником эгоизма, а не самоотверженности и человеколюбия. Ларра не понимает людей. Он — тень, он бессмертен и отвержен. Бессмертие Данко другого рода. Данко мечтает освободить людей от злобы, ненависти и бессилия, научить их любить жизнь и помочь им выйти из дикого леса, в который они попали. Но не так-то просто преобразить человеческую душу, и потому нашелся этот самый “осторожный” человек, который наступил на горящее сердце Данко.
    Многие рассказчики (Изергиль, Макар) восхищаются героями своих легенд и иногда сравнивают себя с ними, желая найти сходство или, наоборот, не желая этого. И с горечью замечают, что “красавцев становится все меньше”.
    Еще одна отличительная черта ранних горьковских рассказов — яркий, многоцветный пейзаж. По мысли автора, сила и могущество природы бесконечны, и только она может помочь человеку окрепнуть духом, стать лучше, добрее, перестать быть мелочным и озлобленным. Море, ночь, луна, звезды, бескрайние степи — все это создает неповторимую атмосферу романтической возвышенности описываемого, помогает лучше раскрыть душу героев.
    М. Горький постоянно пытался найти героическую личность не только в легендах, но и среди босяков и бродяг, за которыми наблюдал во время своих скитаний по Руси. Примером может стать герой рассказа “Челкаш”, которого трудно отнести к положительным или отрицательным героям. Но ведь герои легенд Изергиль и Макара Чудры тоже не были идеальны. Вспомнить хотя бы Лойко Зобара — он был конокрадом, но в то же время это была благородная и страстная личность. Нельзя однозначно судить и о Гавриле. Челкаш и Гаврила вместе мечтают о будущем, вспоминают минувшее, говорят о жизни. Однако Челкаш намного сложнее Гаврилы, потому что он выстрадал жизненные идеалы, которых придерживался. Гаврила же всего боится, боится Челкаша, боится моря, стихии. Свобода — понятие, ярко выраженное в ранней прозе Горького, тоже воспринимается ими по-разному. Для Гаврилы: “Пошел- куда хошь, делай — что хошь”. Для Челкаша все по-иному. Горький отмечает некое родство своего главного героя с морской стихией. Море не только символ человеческого бытия, таинственного и чудесного, но и соотносится с образом человеческой души — непостижимой и противоречивой.
    По-моему, наиболее яркая и объединяющая все раннее творчество Горького черта — это мысль, что человек несовершенен, но в нем заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.



/ Сочинения / Горький М. / Разное / Своеобразие романтических рассказов М. Горького


Смотрите также по разным произведениям Горького:


Своеобразие романтических рассказов М. Горького

М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.

Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей. Наличие рассказчика и слушателя является одной из них. Во многих рассказах повествование ведется не самим автором, а одним из героев. Их именами нередко названы рассказы (“Емельян Пиляй”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”). Повествованию предшествует, как правило, какое-нибудь незначительное внешнее событие: тень или искры, как в “Старухе Изергиль”, или поведение Нонки в “Макаре Чудре”. Слушатель передает разговор с рассказчиком, описывает окружающую их природу, портреты действующих лиц. Слушатель помогает читателю представить ярче и полнее то, о чем повествует рассказчик. Но слушатель имеет и свою точку зрения, часто отличную от точки зрения рассказчика. Эта оценка не высказана’прямо. Например, в конце рассказа перед слушателем является видение — тени Радды и Лойко Зобара, которым море поет гимн, и “никак не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”. Их появление в конце рассказа помогает понять авторскую позицию -как бы прекрасны ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням, в которые и превратились Лойко и Радда.

Герои романтических рассказов Горького благородны, горды, нередко излишне горды. Поэтому конфликты рассказов очень напряженны, борьба героев бескомпромиссна. Герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, — Данко и Ларра — противопоставляются друг другу. Тень Ларры и искры сердца Данко подобны двум полюсам: добру и злу, эгоизму и самоотверженности. Полуживотное происхождение Ларры становится источником эгоизма, а не самоотверженности и человеколюбия. Ларра не понимает людей. Он — тень, он бессмертен и отвержен. Бессмертие Данко другого рода. Данко мечтает освободить людей от злобы, ненависти и бессилия, научить их любить жизнь и помочь им выйти из дикого леса, в который они попали. Но не так-то просто преобразить человеческую душу, и потому нашелся этот самый “осторожный” человек, который наступил на горящее сердце Данко.

Многие рассказчики (Изергиль, Макар) восхищаются героями своих легенд и иногда сравнивают себя с ними, желая найти сходство или, наоборот, не желая этого. И с горечью замечают, что “красавцев становится все меньше”.

Еще одна отличительная черта ранних горьковских рассказов — яркий, многоцветный пейзаж. По мысли автора, сила и могущество природы бесконечны, и только она может помочь человеку окрепнуть духом, стать лучше, добрее, перестать быть мелочным и озлобленным. Море, ночь, луна, звезды, бескрайние степи — все это создает неповторимую атмосферу романтической возвышенности описываемого, помогает лучше раскрыть душу героев.

М. Горький постоянно пытался найти героическую личность не только в легендах, но и среди босяков и бродяг, за которыми наблюдал во время своих скитаний по Руси. Примером может стать герой рассказа “Челкаш”, которого трудно отнести к положительным или отрицательным героям. Но ведь герои легенд Изергиль и Макара Чудры тоже не были идеальны. Вспомнить хотя бы Лойко Зобара — он был конокрадом, но в то же время это была благородная и страстная личность. Нельзя однозначно судить и о Гавриле. Челкаш и Гаврила вместе мечтают о будущем, вспоминают минувшее, говорят о жизни. Однако Челкаш намного сложнее Гаврилы, потому что он выстрадал жизненные идеалы, которых придерживался. Гаврила же всего боится, боится Челкаша, боится моря, стихии. Свобода — понятие, ярко выраженное в ранней прозе Горького, тоже воспринимается ими по-разному. Для Гаврилы: “Пошел- куда хошь, делай — что хошь”. Для Челкаша все по-иному. Горький отмечает некое родство своего главного героя с морской стихией. Море не только символ человеческого бытия, таинственного и чудесного, но и соотносится с образом человеческой души — непостижимой и противоречивой.

По-моему, наиболее яркая и объединяющая все раннее творчество Горького черта — это мысль, что человек несовершенен, но в нем заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.

Художественные особенности ранних рассказов М.Горького («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»)

Тема ранних рассказов Горького — необыкновенные герои в обыкновенной жизни. Общую идею ранних рассказов можно сформулировать так: автор ищет в тяжёлой, сонной российской действительности, которая его окружает, смелых и гордых людей; эти яркие, вечно ищущие смысл жизни герои противопоставляются окружающей мещанской среде, с её ограниченными интересами и убогим духовным миром. Иными словами, в идейном содержании рассказов явно присутствуют признаки революционного романтизма.

Все писатели-романтики выражают решительное неприятие современного им общества, несправедливо устроенного, живущего по лживой морали. Отвергая реальное современное общество, они утверждают свой идеал-мечту справедливого, высоконравственного общественного устройства. Так создаётся двоемирие, которое является отличительной особенностью произведений романтизма. Отталкиваясь от красивого, но придуманного идеала, романтики с удвоенной силой начинают критиковать окружающий мир. Одни (например, Дж.Г.Байрон, К.Ф.Рылеев) изображают героев, которые не примиряются с действительностью, искренне желают её улучшить или даже исправить; другие (например, Э.-Т.-А. Гофман, В.А.Жуковский) показывают героев, которые отстраняются от реального мира, углубляются в собственные переживания, их привлекают «тайны роковые» (А.С.Пушкин), познание мистического. Творчество первых принято относить к активному (революционному) романтизму, творчество вторых — к пассивному (созерцательному) романтизму. Герои ранних рассказов Горького — романтические бунтари, они пытаются бороться с окружающим миром (Сокол), утверждают свою духовную независимость от мещанской морали (Радда и Лойко), руководствуются деятельной любовью к людям (Данко), то есть являются активными романтическими героями.

Главной художественной особенностью ранних рассказов Горького является соединение в одном произведении черт революционного романтизма и реализма.

 

Во-первых, жанровое своеобразие ранних рассказов Горького в том, что в них автор через одну антитезу, как принято у писателей-романтиков (в реалистическом произведении антитеза, если можно так сказать, разнонаправленная, то есть главный герой сравнивается-противопоставляется разным второстепенным персонажам), решает мировоззренческие философские проблемы. В «Макаре Чудре» (1892) ставится нравственный вопрос: что важнее для человека — любовь или воля (независимость)? Такова тема рассказа. История любви молодых героев иллюстрирует романтическую идею: воля дороже всего в жизни. В «Старухе Изергиль» (1894) главный нравственный вопрос-тема несколько изменяется, но по сути является продолжением темы «Макара Чудры»: в чём счастье — в свободе от людей или в жизни для людей? Здесь идея-ответ даётся в виде легенды о Данко, который посвятил себя служению своему народу и обрёл любовь и бессмертие в людской памяти. В «Песне о Соколе» (1895) вопрос-тема о цели жизни ставится почти по-гамлетовски: что достойнее — смириться под ударами судьбы иль оказать сопротивление? Правильный выбор, по мнению автора, делает Сокол: мудрость жизни — в активной борьбе со всевозможными препятствиями. Такова идея рассказа.

Во-вторых, Горький активно использует любимые романтиками жанры: легенды (о Ларре и Данко), полулегендарные истории (любовь Радды и Лойко), философские аллегории (песня о Соколе).

В-третьих, герои ранних рассказов Горького — яркие натуры, которые не сгибаются под гнётом обстоятельств, но активно борются с этими враждебными обстоятельствами. Романтические герои Горького — гордые личности, умеющие наслаждаться жизнью, обладающие яркими чувствами, сильными страстями, совершающие смелые поступки. Характеры героев созданы писателем вполне в романтическом духе, то есть отличаются односторонностью. Этим героям присуще одно всепоглощающее стремление-качество, которое подавляет остальные черты характера. У Радды и Лойко это — гипертрофированное чувство собственного достоинства и независимости. У Ларры главная черта — гипертрофированный эгоизм, у Данко — любовь к людям, когда герой не щадит даже собственной жизни, желая спасти свой народ, у Сокола — желание активной деятельности. При этом горьковские герои не знают душевного раздвоения; противоречий между мыслью, чувством и действием; их характеры лишены динамики (не изменяются во времени).

В-четвёртых, во всех анализируемых рассказах присутствует романтический (экзотический для российского читателя) пейзаж. В «Макаре Чудре» выразительными штрихами описана чёрная южная ночь в степи, слышен рокот недалёкого моря, а герои сидят около большого костра, который как бы разрезает своим светом ночь: «Окружавшая людей мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море». В «Старухе Изергиль» изображается молдавская степь, поздний летний вечер, переходящий опять в чёрную южную ночь, таинственные тени и огоньки в ночной степи. В «Песне о Соколе» Горький рисует ясную, прозрачную ночь в степном Крыму, упоминает плеск близкого моря.

В-пятых, каждый из трёх рассказов имеет очень похожее композиционное построение — рассказ в рассказе. Произведение начинается с описания места действия и старика рассказчика, заканчивается упоминанием о молодом слушателе, о его чувствах, а в середине — сам рассказ стариков об их любимых героях. Таким образом, все три рассказа построены по кольцевой композиции. Такое построение часто встречалось у писателей-романтиков XIX века и оформлялось как исповедь (поэма Байрона «Шильонский узник», поэма Лермонтова «Мцыри»). Горький, как и предшествующие романтики, использует приём самораскрытия героя. Рассказывая легенды и истории молодому слушателю, старики объясняют свои собственные взгляды на жизнь —раскрывают своё мировоззрение, свою систему жизненных ценностей.

В-шестых, в каждом рассказе описание героев и событий дано в романтическом стиле, который характеризуется множеством красочных эпитетов, ярких сравнений, неожиданных метафор. Примером могут служить портреты стариков. «Макар Чудра» начинается с описания старого цыгана: «Он полулежал в красивой, сильной позе (…), методически потягивал из своей громадной трубки, выпуская изо рта и носа густые клубы дыма, и, неподвижно уставив глаза куда-то (…) в мёртво молчавшую темноту степи, разговаривал…». В начале «Старухи Изергиль» помещается подробный портрет старой молдаванки, похожей на романтическую ведьму: «Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нем и морщинистый нос, загнутый, словно клюв совы. (…) Кожа на лице, шее, руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ожидать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и передо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами» (II). В «Песне о Соколе» представлено романтическое изображение крымского чабана Надыра-Рагима-оглы. Молодой человек, беседующий со стариком, не выписывает подробно его лицо, фигуру, одежду, но подбирает выразительные штрихи: «высокий, седой, сожжённый южным солнцем, сухой и мудрый старик» является неотъемлемой, органичной частью окружающей природы.

Горький использует в рассказах особый строй речи — напевный, похожий на стихотворный. Ритмичность прозы достигается особым подбором слов, постановкой определения после определяемого слова, изобилием выразительных тропов.

 

Герои-старики рассказывают свои истории молодому человеку, пешком путешествующему по Руси, — единственному реалистическому персонажу в рассказах. В критической литературе его принято называть «автобиографический герой». От него не слышно жалоб на неудобства кочевой жизни, он вносит в произведения дух благородства и оптимизма, пользуется уважением стариков рассказчиков. Читатель не знает о нём ничего: ни его имени, ни возраста, ни причин, которые заставили его странствовать. В этом автобиографический герой похож на романтических героев, но в нём есть и другие черты, отличающие его от романтических героев. Мировоззрение стариков — романтический максимализм — его не устраивает, потому что он знает реальную жизнь, которая сильно отличается от легендарной. Он заинтересованно слушает историю о Радде и Лойко, но не соглашается с жизненной философией Макара Чудры. Он же восхищается красочностью легенд о Ларре и Данко, но критически оценивает жизнь старой Изергиль.

Подводя итог, необходимо отметить, что три анализируемые рассказа по идейно-художественным приёмам относятся к романтизму: смысловая антитеза в основе сюжета, герои с сильными страстями и одной главной чертой характера, «одушевлённый» пейзаж, самораскрытие героя-рассказчика, кольцевая композиция, красочный стиль повествования. В рассказах звучит типичный для революционных романтиков мотив неприятия окружающей действительности, противоборства с судьбой, дерзкого вызова стихиям. В центр повествования Горький ставит героев сильных, смелых, не покоряющихся никому и ничему.

Творчество Горького называют интеллектуальным, потому что в основе его произведений лежит спор философских идей. «Есть ли что-нибудь дороже свободы?» — задаёт вопрос Макар Чудра. «В чём бессмертие человека, а значит, и смысл его жизни?» — рассуждает старуха Изергиль. «Безумство храбрых — это глупость или подвиг?» — спрашивает Рагим. Старики рассказчики отвечают на эти вопросы своими легендарно-фантастическими историями, а автобиографический герой выражает в этих произведениях реалистический взгляд на мир. Таким образом, в ранних рассказах Горького переплетаются реализм и революционный романтизм, то есть начинает формироваться новое литературное направление, названное позже «социалистическим реализмом». Если писатели-реалисты XIX века уделяли главное внимание быту, происхождению, воспитанию героя (то есть мотивированности его характера), то Горького интересовала неповторимая индивидуальность героев, в которой проявлялись их потенциальные возможности. В ранних рассказах писатель утверждает смой положительный идеал человека и рисует прекрасных героев, прекрасную природу, прекрасную судьбу.

Художественные особенности Романтических произведений Горького

Художественные особенности. В произведениях рассматри­ваемого периода Горький обратился к романтической поэтике. Сво­их героев он изображал в соответствии со своими представлениями о прекрасном. Для создания таких героев писатель обращался к жанру сказки и легенды. Одним из средств изображения стал для писателя прием контраста, а также антитеза. Высокий гуманисти­ческий идеал Данко противопоставляется как мещанской успоко­енности людей, так и эгоизму Ларры.

Картины природы в рассказах всегда соотнесены с повествовани­ем. Природа в романтических произведениях Горького живет и ды­шит, сочувствует и негодует, эмоционально раскрывает поведение героев. Автор использует прием олицетворения, помогающий ему передать переживания героев. Образы природы приобретают симво­лический характер. В «Легенде о Данко» одушевляется степь, кото­рая «была поражена силой смельчака Данко», «тучи ползли по небу медленно, скучно», «море шумело глухо, печально». Как только люди приняли решение об освобождении Лары, «грянул гром с небес, — хотя на них не было туч». Горький использует различные изобрази­тельные средства: гиперболу («В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары»), яркие метафоры («В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…»). Исследователями неоднократно отмечалась фольклорная основа романтических произведений Горь­кого. В первую очередь, это общая ритмико-синтаксическая система, ориентирующая на народно-песенный строй.

Художественные особенности Романтических произведений Горького

Оцените пожалуйста этот пост
На этой странице искали :
  • особенности романтических произведений горького
  • особенности романтического произведения
  • особенности романтических произведений
  • раннее романтическое творчество горького

Сохрани к себе на стену!

Идейно-художественное своеобразие романтических рассказов М. Горького 👍

Нужны подвиги! Нужны такие слова,
Которые бы звучали как колокол
Набата, тревожили все и, сотрясая,
Толкали вперед.
М. Горький
Горький начал свою литературную деятельность в 90-е годы, Россия в это время переживала третий этап освободительного рабочего движения, в котором главная роль принадлежала пролетарским массам. Это был период, когда в народе зрел протест против эксплуататорских порядков, росла жажда новой жизни. И в январе 1900 года Горький пишет Чехову: “Настало время нужды в героическом…” Необходимо было выразить

настроение народа, его интересы.

И в ранней романтике Горького нашли отражение следующие проблемы: протест против капиталистических порядков, стремление к новой жизни, страстное желание свободы, призыв к борьбе с угнетателями.
В романтических рассказах Горького мы видим эволюцию революционного образа. Так, в сказе “О Чиже, который лгал, и о Дятле – любителе истины” перед нами предстает мечтатель Чине, зовущий птиц к свету: “Туда – в страну счастья!.. Туда в это чудное “вперед”!”. Однако он оказывается бессильным перед “мудростью” Дятла.

Чиж не уверен в том, что имеет право

вести за собой птиц, потому что он не знает, что их ждет впереди. И поэтому Чиж отступает перед Дятлом. Ho история показала, что движение вперед всегда лучше, чем пассивное ожидание. Да, существующие порядки несправедливы, но они не вечны.

Борьба за изменение жизни, постоянное движение вперед – вот в чем заключена истина, утверждает автор.
И следующий герой Горького, гордый Сокол, вступает в битву с врагами. Ему противопоставляется Уж, который живет, “гордясь собою”. В образах Ужа и Дятла обличается мещанско-обывательское самодовольство, самоуспокоенность, за которыми скрывается желание жить только для себя и уверенность в том, что все люди хуже, чем они сами.

Этими образами Горький изобличил либералов, испугавшихся бури, о приближении которой возвестил смелый Буревестник.
Горьковский Буревестник – это символ героя, призывающего к борьбе. Причем над ним стихия уже не властна. Он торжествует победу: “Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике”.
“Песня о Буревестнике” делится на три композиционные части. Так, в первой – ветер только собирает тучи. Во второй он “в дикой злобе бросает волны на утесы”.

И в третьей части разражается сама буря, ставшая символом грядущей революции.
Хочется отметить, что, хотя обе песни написаны в прозе, им присуща ярко выраженная ритмичность. И поэтому “Песни” Горького воспринимаются как стихи. Во всех трех рассказах писатель использует символику.

Сокол – символ отваги и бесстрашия. Буревестник – символ борца, образы Ужа и Дятла символизируют довольных собой мещан. Ho символичность у Горького недвусмысленна.

Она понятна каждому. Художественные особенности этих рассказов заключаются в том, что Горький выбрал для повествования народные жанры: песню, сказку.
Своеобразие Горького-художника состоит еще и в необычном пейзаже, который всегда гармонирует с характером героя. В “Сказке о Чиже, который лгал…” на призыв птицы откликается и природа: “Роща, много слышавшая песен, встрепенулась, удивленно и тихо шелестит листьями”. В песнях действия происходят на фоне бушующего моря, вьются “огненные змеи” молний, “синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря”.

С помощью всех этих приемов еще более усиливается то действие, которое оказывает рассказ на читателей.
Таким образом, раннее романтическое творчество Горького затрагивает самую животрепещущую проблему того времени, отвечает на вопрос, что же надо делать, чтобы жизнь была светлой и чистой. Для этого необходима постоянная борьба с существующими порядками. Ho не только эту проблему решают романтические рассказы Горького.

В таких произведениях, как “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль”, писатель говорит о высоких человеческих идеалах, об отношении личности и коллектива, решает вопрос о смысле человеческой жизни.
В рассказе “Макар Чудра” повествование идет от имени юноши. Ho образ рассказчика не является образом автора, потому что не всегда мнение писателя совпадает с его мнением. В рассказе “Макар Чудра” Горький показывает нам два типа отношения к жизни. Сам Макар Чудра считает, что смысл жизни заключен в славной доле бродяги: “Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай – вот и все!” Рассказчик убежден, что смысл жизни в том, чтобы “учиться и учить”.

Надо сказать, что каждый из героев в какой-то степени прав. Да, действительно, необходимо “учиться и учить”, но для этого надо самому хорошо знать жизнь людей, знать их горести и печали. А причины горестей и печали заключены в несправедливом устройство общества, и отсюда вытекает необходимость борьбы с ним, чтобы труд был не в тягость, а в радость.
Макар Чудра рассказывает удивительную легенду о Радде и Лойко. Радда, гордая и красивая, больше самой жизни ценила волю и независимость. Разочаровавшись в Лойко, который оказался эгоистом и себялюбцем, как и многие другие, она предпочла смерть рабской жизни. Радда оказалась духовно выше Лойко.

Конец рассказа подтверждает это: “А они оба кружились во тьме ночи”, плавно и безмолвно. И никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”.
Этот рассказ – гимн свободе. В его основе лежит цыганская легенда, что еще раз подтверждает своеобразие Горького-художника, который использовал в своих произведениях обработанный народный фольклор. Очень ярко описаны образы молодых цыган: “Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как яркие звезды, горят, а улыбка – целое самое, ей-богу!”
В “Старухе Изергиль” Горький продолжает разрабатывать вопрос о смысле человеческой жизни. Рассказ состоит из трех частей, каждая из которых может служить основой отдельного произведения. Автор строит рассказ по принципу контраста. Противоположность двух главных героев, Ларры и Данко, основа композиции рассказа.

В легенде о Ларре автор заклеймил эгоизм и высокомерие. Себялюбца Ларру народ обрекает на вечное одиночество. Величайшее благо – жизнь – становится для него невыносимой мукой. “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”.

Человек не может жить только для себя, человек вне общества обречен на вечные страдания. Вот в чем смысл легенды о Ларре. Надо сказать, что для Горького-художника очень важна деталь. В Ларре он подчеркивает глаза, гордые и холодные.

Еще Чехов сказал, “что глаза – это зеркало души”. И выражение глаз Ларры говорит о сущности его натуры.
Образу Ларры противопоставлен образ Данко. Он, как и Ларра, горд, смел, красив и силен. Ho все лучшее, чем он обладает, Данко отдает людям. Вообще слово “гордый” – ото один из самых любимых эпитетов Горького.

Им автор характеризует положительных героев. Таков Данко. Его гордость – это не любование собой, а гордость человека с большой буквы.

Он гордится тем, что сумел помочь людям: “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо”. Данко, который не пожалел для освобождения людей своего сердца, обрел подлинное бессмертие. Жизнь становится подвигом, а человек – народным героем только тогда, когда он имеет перед собой высокую цель и готов на все ради освобождения людей, – вот какую идею заключает в себе легенда о горящем сердце.
Сама Изергиль провела бурную жизнь. Это свободолюбивая женщина. Ho она жила только для себя, у нее не было цели в жизни. И поэтому Изергиль ближе, скорее всего, к Лappe, а не к Данко.

Неспроста старуха Изергиль говорит: “И живу я вот! Одна живу… Нет, не одна, а вон с теми”.

Она боится одиночества, боится стать отверженной. Старуха Изергиль заслуживает жалости, но не уважения.
Для того чтобы лучше раскрыть характеры героев, Горький применяет своеобразные художественные приемы. Уже само вступление к рассказу настраивает читателя на необычную легенду или сказку. Каждое предложение буквально насыщено определениями.

Горький рисует необычайно красивую картину летнего вечера. Автор очень любит яркие краски: звезды у него золотые, луна имеет кроваво-красный цвет.
Писатель использует гиперболы, сравнения, метафоры для подчеркивания исключительности своих героев. Данко так любит людей, что вырвал из своей груди сердце. Усы Ларры переплелись с его кудрями.

Горький сравнивает человека с вольной птицей, а разъяренных людей – со стаей волков. Болото у Горького олицетворяет силы реакции, которые пытаются задержать людей на пути к свободе. Автор прибегает к необычной структуре предложений.

Он очень часто употребляет союзы “и” и “а”: “И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо тьмы, а они привыкли к степному простору. А еще страшней…”
В “Старухе Изергиль”, как и в “Песнях”, характер пейзажа удивительно гармонирует с происходящими событиями: “… сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя, и золотом сверкала река…” Природа вместе с людьми радуется их освобождению. Таким образом, в рассказе все художественно подчинено утверждению правоты “подвига во имя жизни”, жизни во имя народа.
Горький глашатай, совесть передового, прогрессивного человечества, борющегося за торжество свободы, демократии и счастья людей. Его романтические произведения не потеряли своего значения и в наше время, потому что в них поднимаются вопросы о смысле жизни, о счастье, которые всегда волнуют молодое поколение. Рассказы Горького и сейчас звучат как “колокол набата, тревожат все и, сотрясая, толкают вперед”, зовут к борьбе за светлые идеалы добра и справедливости, против тех, кто предпочитает личное спокойствие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *